Богатырь (бронепалубный крейсер). "богатырь" Крейсер богатырь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

“Богатырь”, являлся третьим, после крейсера “Варяг” и “Аскольд”, бронепалубным крейсером, разрабатывавшимся по одному тактико-техническому заданию в рамках новой судостроительной программы 1898 “для нужд Дальнего Востока”. Проект a/o ”Vulkan” (Германия). Предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика при эскадре и совместных действий с миноносцами. Корабль отличала высокая (для своего времени) скорость хода при оптимальном, сочетании наступательных и оборонительных элементов. В отличии, от крейсера “Варяг” - головного корабля условной серии, треть 152-мм орудий была заключена в башни, а остальные - размещены за бронёй щитов или в казематах. Крейсера данного типа считались лучшими представителями средних бронепалубных крейсеров в русском флоте. Однако, башенные орудия не могли вести огонь на поражение одновременно с орудиями бортовых установок из-за различий в способах наводки. Кроме того, башенные элеваторы не были приспособлены к подаче снарядов с баллистическими наконечниками, третий крейсер Балтийского флота ”Витязь” (заложен 21 октября 1900 в Эллинге Галерного острова в Санкт-Петербурге) 31 мая 1901 был разрушен на стапеле в результате пожара и 1 июля 1901, ввиду нецелесообразности восстановления, исключен из списков судов Балтийского флота. Два таких же корабля был заказаны для Черноморского флота по судостроительной программе 1895.

“Богатырь”
Длина - 132,02 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,77 метров
Водоизмещение - стандартное 7 428 т.
Мощность двигателей - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.); 20 368 инд. л. с. (Пр. И.); 16 водотрубных котлов (18кг/см^2;4600м^2) - завода ф.”Vulcan”.
Скорость хода - максимальная 23,55 узла, экономическая 12 узлов
Запас топлива, уголь - нормальный 720 т, усиленый 1 350 т.
Дальность плавания - 1 440 миль при 23 узлах: 2 760 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70 мм; Гласисы - 85мм; Боевая рубка -140 мм; Башни -125 мм борт, 90 мм крыша; Барбет башни - 73 мм борт, 51 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов - 35 мм; Защита 152 мм орудий - 25 мм.
Вооружение - 12 - 152 мм/45 ; 12-75 мм/50 ; 4-47мм салютн. ; 4-7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения; с 1916: 16-130мм/55 ; 4-7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения.
Радиотелеграф - 1 станция, 2 кВт - дальность 300 миль
Экипаж - 19 офицеров / 17 кондукторов / 540 нижних чинов

Заложен 9 сентября 1899 на с/в ф. "А.С. Vulcan” Штеттин, Германия. Спущен 17 января 1901. Вступил в строй 7 августа 1902. Зачислен 11 января 1899. Во время русско-японской войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 2 мая 1904 в тумане выскочил на прибрежные камни у м. Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт. 5 июня 1904 снят с мели и введен в док для ремонта, в котором простоял до конца войны. В декабре 1908 участвовал в оказании помощи населению г. Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землетрясения. Капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1909-1912 на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге с заменой водогрейных трубок котлов. В 1912 на Кронштадтском пароходном заводе капитальный ремонт главных механизмов. В период Первой Мировой войны проводил набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 был перевооружен на 16-130мм орудий с установкой новых ПУАО. 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 24 февраля по 27 февраля 1917 совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс и с 12 марта по 17 марта 1918 - в Кронштадт. С мая 1918 находился в порту на долговременном хранении. В годы гражданской войны 8 - 130мм орудии были демонтированы и установлены на кораблях Волжской военной флотилии, 4 - 130мм орудия переданы СДФ. 1 июля 1922 продан совместному Советско-Германскому а/о обществу “Деруметалл” как металлолом. В конце 1922 был отбуксирован в Германию и 21 ноября 1925 исключен из состава РККФ. Цилиндры, детали, машины, часть приборов и оборудования корабля, были использованы для восстановления однотипного крейсера “Комминтерн” МСЧМ (б. “Кагул”).

"Олег”
Длина - 134,19 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,91 метров
Водоизмещение - стандартное 6 975 т.
Мощность двигателей - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.); 17 000 инд. л.с. (Пр.И.); 16 водотрубных котлов (18кг/см^2;4600м^2) - завода ф.”Vulcan”.
Скорость хода - максимальная 20,45 узлов, экономическая 12 узлов
Запас топлива - нормальный 720 т, усиленый 1500 т
Дальность плавания - 845 миль при 20 узлах: 1 200 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70 мм; Гласисы - 85мм; Боевая рубка -140 мм; Башни -125 мм борт, 90 мм крыша; Барбет башни - 73 мм борт, 51 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов - 35 мм; Защита 152 мм орудий - 25 мм.
Вооружение - 12 - 152 мм/45 ; 12-75 мм/50 ; 4-47мм салютн.; 4-7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения; c 1916: 16 - 130 мм/55 ; 1 - 75 мм/50 ; 2-47 мм салютн. ; 2 - 7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения.
Радиотелеграф - 1 станция, 1 кВт - дальность 250 миль
Экипаж - 19 офицеров / 17 кондукторов / 540 нижних чинов

Заложен 6 июля 1902 на Эллинге Нового адмиралтейства Санкт-Петербург. Спущен 14 августа 1903. Вступил в строй 12 октября 1904. Зачислен 5 ноября 1901. Во время русско-японской войны входил в состав второй Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. После Цусимского сражения ушел в Манилу, где с 27 мая 1905 был интернирован местными властями. С 16 декабря 1907 состоял в гвардейском экипаже. Капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910-1911 на Французско-Русском заводе в Санкт-Петербурге. В период Первой Мировой войны проводил набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 был перевооружен на 16-130мм орудий, установлены новые ПУАО, для чего переделали боевую рубку. 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 5 апреля по 10 апреля 1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 27 ноября по 29 ноября 1918 обеспечивал высадку десанта в Нарвенском заливе, с 13 июня по 16 июня.1919 обстреливал форт “Красная Горка”, входил в состав ДОТ. 18 июня 1919 во время патрулирования у Толбухина маяка в Финском заливе, был торпедирован и потоплен английским торпедным катером. В 1919 часть 130мм орудий корабля была снята и отправлена на сухопутные фронты. В 1938 поднят Балтийской партией ЭПРОН и сдан “Главвторчермету” для разборки. По некоторым данным на крейсере “Богатырь” 152мм орудия (кроме 4) были заключены в броневые казематы. Однако подобные работы на крейсере не проводились, ввиду тактической нецелесообразности и большой стоимости, хотя один из командиров крейсера “Олег” вносил такие предложения в Морской технический комитет.

"Память Меркурия" ("Память Меркурия" до 25 марта 1907 "Кагул" с 31.12. 1922 "Коминтерн")
Длина - 134,16 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,81 метров
Запас топлива - нормальный 700 т, усиленый 1200 т
Дальность плавания - 735 миль при 21 узле; 2100 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70мм; Гласисы - 85мм; Кожухи котельных отделений - 30мм; Боевая рубка - 140мм; Башни - 125 мм борт, 90 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов башни - 73мм борт, 51мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов 152мм орудий - 35мм; Защита 152мм орудий - 25мм.
Вооружение - 12-152мм/45 ; 12-75мм/ 50 ; 4- 7,62мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 292 мины заграждения; с 1914: 16-152мм/45 орудий; 2-75мм зен. ; 4-7,62мм пулемета. ; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 292 мины заграждения; с 1916: 10 - 130мм/55.
Радиотелеграф - 1 станция, 2 кВт - дальность 250 миль.
Экипаж - 19 офицеров / 12 кондукторов / 565 нижних чинов

Заложен 23 августа 1901 на Эллинге Николаевского адмиралтейства. Спущен 20 мая 1902. Вступил в строй 1905. Зачислен 21 апреля 1901. Капитальный ремонт корпуса и механизмов с 6 января 1913 по 1 мая 1914 в Севастопольском порту. В период Первой Мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей. С 23 января по 5 апреля 1916 участвовал Трапезундской наступательной операции, в октябре 1916 обстреливал нефтехранилища и портовые сооружения в Констанце. С декабря 1916 по апрель 1917 проходил ремонт корпуса и механизмов в Севастопольском военном порту с перевооружением. 16 декабря 1917 вошел в состав советского Черноморского флота. 28 марта 1918 законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение, где 1 мая 1918 был захвачен немцами и использовался в качестве плавказармы для размещения особого отряда Средиземноморской дивизии. 24 ноября 1918 захвачен у немцев англо-французскими войсками и передан белогвардейцам, 19 февраля 1919 разоружен, а в период с 22 апреля по 24 апреля 1919, по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы. 29 апреля 1919 освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 вновь захвачен белогвардейцами, 14 ноября 1920 оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул. 22 ноября 1920 захвачен частями РККА и в 1921, после постановки в ремонт, включен в состав МСЧМ. В 1923 восстановлен и 7 ноября 1923 в качестве учебного крейсера вновь введен в строй. С июня 1941 использовался как минный заградитель. 16 июля 1942 при стоянке в Потийском порту, был выведен из строя германской авиацией. В августе-сентябре 1942 разоружен для комплектования сформированных 17 августа 1942 берег артиллерийских батарей № 743. 744, 746, 747 (по 2 - 130мм орудия), № 173 (3 - 76,2 мм орудия) и № 770 (3 - 45мм орудия) - на подступах к Туапсе. Затоплен в качестве брандера в устье р. Хопи для создания волнолома, 2 февраля 1943 исключен из списков советского ВМФ. 31 марта 1946 на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокат. арт. батарея № 626.

"Кагул" ("Кагул" до 25.03.1907 "Очаков" с 31.03.1917 "Очаков" с 9.1919 "Генерал Корнилов")
Длина - 134,01 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,81 метров
Водоизмещение - стандартное 7 070 т.
Мощность двигателей - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.); 16 водотрубных котлов системы Normand (4600 м^2; 18 кГ/см^2) - Николаевского механического и судостроительного завода, 3 пародинамо-машины.
Скорость хода - максимальная 23 узла, экономическая 12 узлов
Запас топлива - нормальный 720 т, усиленый 1100 т
Дальность плавания - 1210 миль при 21 узле; 3300 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70мм; Гласисы - 85мм; Кожухи котельных отделений - 30мм; Боевая рубка - 140мм; Башни - 125 мм борт, 90 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов башни - 73мм борт, 51мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов 152мм орудий - 35мм; Защита 152мм орудий - 25мм
Вооружение - 12-152мм/45 ; 12-75мм/ 50 ; 4- 7,62мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения; с 1914: 16-152мм/45 орудий; 2-75мм зен.; 4-7,62мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения.
Радиотелеграф - 1 станция, 8 кВт - дальность 600 миль
Экипаж - 19 офицеров / 12 кондукторов / 550 нижних чинов

Заложен 13 августа 1901 на Лазаревском адмиралтействе, Севастополь. Спущен 21 сентября 1902. Вступил в строй 10 июня 1909. Зачислен 21 апреля 1901. С 11 ноября по 15 ноября 1905 будучи на достройке, возглавил восстание флотской дивизии, при подавлении которого был сильно поврежден. В период Первой Мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей. С 23 января по 5 апреля 1916 участвовал в Трапезундской наступательной операции. Капитальный ремонт корпуса и механизмов с 25 сентября 1916 в Севастопольском военном порту с перевооружением. 16 декабря 1917 вошел в состав советского Черноморского флота, но 1 мая 1918 был захвачен германскими войсками и 2 мая 1918, в качестве БПС, включен в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918 захвачен англо-французскими войсками и передан в распоряжение белогвард. 3 мая 1919 зачислен в состав морских сил юга Росии. 14 ноября 1920 уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где был 29 декабря 1920 интернирован французскими властями. 29 октября 1924 признан Францией собственностью СССР, но из-за сложной международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг продан "Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и в 1933 разобран в Бресте на металл.

Крейсер "Богатырь"

постройка Вулкан, Штеттин, Германия
заложен осень 98/9.12.99
спущен 17.01.01
укомплектован авг. 1902
водоизмещение 6.410/6.700 т
размерения 127/132,4/134х16,6х6,29 м
механизмы 2 вала ВТР, 16 котлов Нормана; 19.500л.с.=23уз/испытания 20.161=23.45 уз.
уголь 720/1.220 т
дальность 2.760 (12), 4.900 (10) миль
броня (круп.) башни 90-125/25, барбеты 51-73, казематы 19-80, щиты орудий 25, рубка 140/25, подача 35, палуба 35-70 (скосы), гласис над МО 85мм.
полный вес брони 765 т (11,4%)
вооружение 12-152/45(180), 12-75/50(300), 8-47/43, 2-37/23, 2-63,5/19 (дес), 2 пул, 4 ТА 381 мм (2 подв, 2 надв)
экипаж 30/550 чел (в 1905 г. 19/589)
Завершал развитие класса бронепалубных 6.000-тонных крейсеров-дальних разведчиков. Благодаря хорошей защите мог не без шансов на успех сражаться даже с броненосными крейсерами. Было построено еще 3 крейсера этого типа. После клиперов постройки 1876-81 гг. это была самая большая серия однотипных крейсеров в русском флоте.
Входил в состав Владивостокского отряда крейсеров. Сел на камни у м. Брюса в Амурском заливе 2 мая 1904 года. Ремонт до июля 1905 г. После войны служил на Балтике. Участвовал в подавлении восстания в крепости Свеаборг, заграничных плаваниях, первой мировой войне (в 1915-16 перевооружен: 16 130-мм орудий). В 1922 продан на слом в Германию, а механизмы использованы для восстановления однотипного черноморского крейсера "Память Меркурия".

Крейсер "Олег"

постройка Новое Адмиралтейство, СПб
заложен 1.11.1901/6.07.02
спущен 14.08.1903
укомплектован октябрь 1904
водоизмещение 6.440; 7.400 т.
размерения 126,7/132/134х16,6х6,3 м
механизмы 2 вала ВТР, 16 котлов Нормана; 19.500л.с.=23уз./ 21,8 уз
уголь 720/1.100 т.
дальность 3000 (12); 4900 (10) миль
броня (круп.) башни 89-127, казематы 35-80, рубка 140/25, подача 35, палуба 35-70(скосы) мм
вооружение 12-152/45 (199), 12-75/50, 8-47, 2-37, 2 ТА 381мм (подводных)
экипаж 21/559 чел, (в 1905 г. 601 чел, включая штаб)
Повторял "Богатырь" с небольшими изменениями в бронировании и вооружении.
В бою с японскими крейсерами 14 мая получил значительные повреждения, ход упал до 10 узлов (13 убито, 37 ранено). Интернирован в Маниле 21.5.1905 г. После войны служил на Балтике. Участвовал в заграничных плаваниях, 1-й мировой и гражданской войне (в 1916 г. перевооружен 16 130/55 орудиями). Потоплен английским торпедным катером СМВ-4 у Толбухина маяка в Финском заливе 17.06.1919 г.

Крейсер "Очаков"

Крейсер Очаков заложен в Николаеве весной 1901 года, спущен на воду 21 сентября 1902 года, вступил в строй в июне 1909 года. 15 ноября 1905 года возглавил восстание флотской дивизии под руководством лейтенанта Шмидта, при подавлении которого был сильно поврежден. В 1907 году переименован в Кагул. Участвовал в первой мировой войне. Прошел капитальный ремонт в 1916 году. Весной 1918 года был захвачен немцами. В ноябре 1918 года захвачен англо-французскими войсками. В ноябре 1920 года уведен врангелевцами в Бизерту, где был интернирован. В 1924 году признан собственностью СССР, но возвращен не был. В 1933 году пошел на слом.
Технические данные:

Крейсер "Кагул"

Крейсер Кагул заложен в Николаеве 23 сентября 1901 года, спущен на воду весной 1902 года, вступил в строй в 1907 году и был переименован в Память Меркурия. Прошел капитальный ремонт с января 1913 года по май 1914 года. Участвовал в первой мировой войне. В 1916-1917 годах прошел ремонт и перевооружение. В мае 1918 года был захвачен немцами. В ноябре 1918 года захвачен англо-французскими войсками. В 1919 году разоружен и по приказу английского командования подорван. В 1923 году восстановлен и 7 ноября 1923 года в качестве учебного корабля вновь введен в строй. С июня 1941 года использовался как минный заградитель. 16 июля 1942 года выведен из строя германской авиацией. В 1942 году разоружен и затоплен в устье реки Хопи. В 1943 году исключен из списков судов ВМФ.
Технические данные:
Длина - 134,1 м. Ширина - 16,6 м. Осадка - 6,3 м. Водоизмещение - 7070 т. Мощность механизмов - 19500 лс. Скорость - 21,0 уз. Вооружение - 12- 152 мм, 12- 75 мм, 8- 47 мм, 2- 37 мм, 6 торпедных аппаратов; с 1916 года: 16- 130 мм Бронирование - 35-70 мм броневая палуба, 140 мм боевая рубка, 125 мм башни, 102 мм казематы Дальность плавания - 4900 миль Личный состав - 576 человек

Российский Императорский флот прослужил почти 200 лет. Его мощь достигла высокого уровня во времена русско-японской войны. Уже к 1905 году флот стал третьим в мире по силе. Крейсер «Богатырь» стал участником двух войн, покорял морские просторы и прожил почти 22 года.

История проекта

«Богатырь» - бронепалубный крейсер, был спроектирован в начале 20 века. Причиной его разработки стала все та же Япония, которая в то время волновала своей мощью и силой. За два года до начала нового столетия японцы создали программу по оснащению и увеличению мощи своего флота.

Россия решила не отставать, поэтому с проектом «Для нужд Дальнего Востока» принялась за проектирование кораблей, которые смогли бы получить превосходство над врагом. Изначально планировалось создать два типа бронепалубных крейсеров с разным водоизмещением. Но потом программа притормозила свою работу из-за того, что планы 1895 года не были выполнены.

Морское министерство приняло решение обратиться за помощью к судостроительным фирмам за рубежом. Проведя небольшой конкурс, Россия обратила внимание на проект, презентованный Германией. Страна представила судно с мощной артиллерией и водоизмещением в 6250 тонн.

Реализация намеченного

Строить крейсер принялись уже на следующий год после составления плана проекта. В конце 1899 года был заложен головной корабль, с ярким и мощным именем «Богатырь». Полным ходом началось строительство будущего морского бойца. Во время работы над судном немцы решили передать России еще 3 чертежа, благодаря которым должны были появиться бронепалубные крейсера типа «Богатырь».

Строительство проходило не гладко. Постоянно возникали проблемы с поставкой деталей, непосредственно с конструкцией. Обе стороны все время спорили и не могли согласовать окончательный проект даже в процессе его реализации. Из-за чего сроки все время переносились, а корабль не был готов.

В начале 1901 года крейсер «Богатырь», чертежи которого благополучно воплотили в мощное судно, встал на воду. Проведя массу испытаний, в том числе и на скорость, в 1902 году судно сдали заказчику, и оно смогло отправиться в бой.

Дальний Восток

Курс на Дальний Восток был принят уже после того, как крейсер «Богатырь» стал полноценным боевым судном и прошел подготовку стрельбой. В тихий океан вместе с ним отправились два эскадренных броненосца и два крейсера.

Лишь через 2 года судно смогло вступить в настоящий бой. Весь отряд «Богатыря» одели в оливковый цвет, Россия объявила о войне с Японией. Было положено начало крейсерству. Остановили этот процесс потопление каботажного парохода, взятие экипажа в плен и шторм.

Следующее крейсерство лишь привело в действие атаку и уже в марте отряд из 4 крейсеров и 2 миноносцев бомбардировал Владивосток. Со временем к нему приплыла еще подмога из 15 кораблей. Владивостокский отряд должен был отвлекать внимание, с чем отлично справлялся.

В конце апреля крейсер «Богатырь», вооружение которого было одним из самых мощных в отряде, примкнул к крейсерам «Громобой» и «Россия». С ними отправили два миноносца. Это было тихое крейсерство, которое принесло отличные результаты.

Первое ранение, которое получило судно, случилось в мае. Видимость морских просторов была крайне низкой, несмотря на двигался со скоростью 10 узлов. Команда офицеров пыталась вразумить капитана, но все уговоры были тщетны. В итоге «Богатырь» получил повреждения от камней близ мыса Брюс. Это событие стало печальным для всего экипажа. Помимо того, что корабль получил пробоины и затопило несколько отсеков, самостоятельно он не смог сняться с камней.

Помощь, подоспевшая в этот день, не принесла результатов. Погода также не сыграла на руку морякам. Шторм в 10 баллов вынудил эвакуировать весь «богатырский» экипаж. После шторма на судно прибыл механик с рабочими. Повреждения были тяжелыми. Почти половина отсеков была затоплена, судно развернуло на камнях.

Чтобы снять корабль с камней, потребовалось полтора месяца. Все это время его разгружали до полного «освобождения». До конца войны отбуксированный «Богатырь» оставался в порту Владивостока. Судну все же было суждено встретиться с японцами, но уже в мирное время. «Богатырь» сопровождал крейсер «Россия» в порт Расин. На судне находились два противостоявших адмирала. Здесь они обсуждали условия мирного договора, который позже заключили в Портсмуте.

Балтийские приключения

В 1906 году «Богатыря» вернули в строй. Он был включен в Особый отряд, который должен был плавать с гардемаринами и унтер-офицерами. В этом же году судно участвовало в наведении порядков у Свеаборгской крепости. Восстание было приглушено артиллерийским огнем.

Позже крейсер «Богатырь» отправлялся в плаванье по Средиземному морю. Здесь ему пришлось побывать в Неаполе на похоронах Н. В. Муравьева, позже спасать пострадавших от землетрясения у итальянских берегов. Через несколько лет экипаж судна наградили за эту помощь и за спасение 2400 жителей Мессины. В 1912 году крейсер ремонтировали на Кронштадтском заводе, и следующий год он бороздил просторы Средиземного моря.

Серьезный бой

Уже через 13 дней после того, как немцы объявили войну русским, «Богатырь» смог реализовать себя и вместе с крейсером «Паллада» и двумя миноносцами выбить важного противника. Стечение обстоятельств или судьба привели к тому, что немецкий легкий крейсер «Магдебург» сел на камни недалеко от маяка. Помочь им было некому, а самостоятельно справиться с проблемой экипаж не мог. Эти попытки были замечены русскими разведчиками, и те решили направить сюда наш боевой отряд.

Капитаны «Богатыря» и «Паллады» знали о существовании друг друга, но не догадывались о том, что командование отправило на помощь еще миноносцев «Лейтенанта Буракова» и «Рьяного». Несмотря на то, что крейсеры должны были прикрывать своих боевых братьев, миноносцы к «Магдебургу» прибыли быстрее, но не смогли обнаружить врага.

Ошибка немецкого капитана, который решил обстрелять маяк, выдала их местоположение. Миноносцы принялись обстреливать судно врага, а с другой стороны подошли «Богатырь» и «Паллада» и стали атаковать «Магдебург». Из-за густого тумана российский отряд не мог видеть, что миноносец Германии уже эвакуировал экипаж крейсера.

Также от русских крейсеров досталось и союзным миноносцам, которые по ошибке показались врагами, а те, в свою очередь, пустили торпеды в «Богатыря» и «Палладу». Под утро российские капитаны разобрались в проблеме и сосредоточились на «Магдебурге» и вспомогательном миноносце.

Вражеский корабль не выдержал обстрелов и взорвал свое судно. Эта операция стала ключевой, благодаря найденным документам на борту немецкого крейсера, которые помогли в дальнейшем расшифровать вражеские радиограммы.

В конце 1914 года крейсеру удалось поставить пару коварных мин, на которых подорвался немецкий крейсер. Уже через год судно снова послужило Российскому флоту своими минами и поврежденным вражеским кораблем. Всю Первую мировую войну «Богатырь» с успехом выявлял врагов, ставил мины и топил судна.

Последнее дыхание

После начала революции крейсеру пришлось отступить, так как на фронте наблюдались перемены. После он участвовал в составе Балтийского флота в Позже судно направили на хранение в порт Кронштадта. Около 4 лет крейсер «Богатырь» разоружали. Летом 1922 года судно продали на слом, увели к немцам, а те его разобрали. Официально крейсер исключили из списка Российского флота лишь в 1925 году.

Собратья

Серия собратьев «Богатыря» была очень удачной. Среди них были «Витязь», «Олег», «Очаков», «Кагул». Последние два переименовывались по два и три раза. Каждый из крейсеров прослужил долгое время, кроме «Витязя». Это судно во время постройки сгорело и не было введено в строй.

Самым первым был спущен на воду «Богатырь», как известно, в 1901 году, за ним «Очаков». Правда, в строй он вошел не так быстро, как его «старший брат», лишь в 1909 году. Прослужил до 1920 года и был задержан французами. «Кагул» дважды переименовывали, сначала в «Память Меркурия», позже в «Коминтерн». Во время Второй мировой войны его разоружили и потопили, чтобы создать волнолом.

Последний крейсер из серии «Олег» прожил также недолго, лишь до 1919 года, из-за торпедной атаки британского катера. Но в 1938 году его подняли со дна и разделали на металл.

Крейсер «Богатырь», фото которого представлено в статье, стал очень популярным благодаря своим подвигам. Этот корабль появился в игре World of Warships. Он занимает место в советской ветке на 3 уровне. Разработчики проекта постарались воссоздать его как можно точнее.

Несколько раз творческие люди старались увековечить крейсер «Богатырь». Модель его создавали в масштабе 1/100, при этом её выполнили максимально приближенной к оригиналу. Некоторые экспонаты могут разбираться пополам, по ватерлинии, чтобы внутри установить электродвигатели для управления крейсером на воде.

Литература

“Богатырь” являлся третьим после крейсеров “Варяг” и “Аскольд” бронепалубным крейсером, разрабатывавшимся по одному тактико-техническому заданию в рамках новой судостроительной программы 1898 года “для нужд Дальнего Востока”. Проект фирмы “Вулкан” (Германия). Предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика при эскадре и совместных действий с миноносцами. Корабль отличала высокая (для своего времени) скорость хода при оптимальном сочетании наступательных и оборонительных элементов. В отличии от крейсера “Варяг” – головного корабля условной серии, треть 152-мм орудий была заключена в башни, а остальные размещены за броней щитов или в казематах. Крейсера данного класса считались лучшими представителями средних бронепалубных крейсеров в русском флоте. Однако, башенные орудия не могли вести огонь на поражение одновременно с орудиями бортовых установок из-за различий в способах наводки. Кроме того, башенные элеваторы не были приспособлены к подаче снарядов с баллистическими наконечниками.

Тактико-технические данные:
Водоизмещение: 7428 тонн
Размеры: длина – 132,02 метра
ширина – 16,61 метра
осадка – 6,77 метра
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 котлов, 2 винта, 20368 л.с.
Скорость: 23,1 узла
Дальность плавания: 1440/2760 миль (23/12 узловым ходом)
Экипаж 576 человек
Вооружение: 2х2 и 8х1 152/45, 12х1 75/50 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета, 2 подводных 381-мм торпедных аппарата, 150 мин заграждения
с 1916 года: 16х1 130/55 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета,
Бронирование: палуба – 35 мм, боевая рубка – 140 мм, башни от 90 до 125 мм, элеваторы – 35 мм

“Богатырь”
23 января 1899 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 21 декабря 1899 года заложен на судоверфи фирмы “Вулкан” в Штеттине (Германия), спущен на воду 30 января 1901 года, вступил в строй 20 августа 1902 года. Во время русско-японской войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 15 мая 1904 года в тумане выскочил на прибрежные камни у мыса Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт. 18 июня 1904 года снят с мели и введен в док для ремонта, в котором простоял до конца войны. В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землетрясения. Прошел капитальный ремонт в 1909-1912 гг. на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге (ремонт корпуса и механизмов с заменой водогрейных трубок котлов). В 1912 году на Кронштадтском заводе осуществлен капитальный ремонт главных механизмов. В период первой мировой войны набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 года был перевооружен на 16 130-мм орудий с установкой новых приборов управления артиллерийским огнем. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 24 по 27 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки) и с 12 по 17 марта 1918 года – в Кронштадт. С мая 1918 года находился на долговременном хранении. В годы гражданской войны 8 130-мм орудий были демонтированы и установлены на кораблях Волжской военной флотилии, 4 130-мм орудия были переданы Северо-Двинской флотилии. 1 июля 1922 года был продан совместному советско-германскому предприятию “Деруметалл” для разборки на металл. В конце 1922 года был отбуксирован в Германию и 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ. Цилиндры, детали, машины, часть приборов и оборудования корабля были использованы для восстановления однотипного крейсера Морских сил Черного моря “Комминтерн” (“Память Меркурия”).


«Олег» - 20,45 узла
«Кагул» - 24,75 узла
«Очаков» - 23 узла Дальность плавания «Богатырь» - 2760 миль на 12 узлах
«Олег» - 1200 миль на 12 узлах
«Кагул» - 2100 миль на 12 узлах
«Очаков» - 3300 миль на 12 узлах (фактическая) Экипаж 19 офицеров
12 - 17 кондукторов
540 - 565 матросов Вооружение Артиллерия на момент вступления в строй
2 × 2 и 8 × 1 - 152/45-мм
12 × 1 - 75/50-мм
8 × 1 - 47-мм Минно-торпедное вооружение «Богатырь» - 2 381-мм надводных ТА
2 подводных ТА, остальные - 2 381-мм подводных ТА Медиафайлы на Викискладе

Выбор концепции дальнего разведчика

Разрабатывая требования к дальнему разведчику специалисты МТК стремились получить крейсер, более сильный и быстроходный, чем аналогичные крейсера японского и британского флотов . В качестве наиболее серьёзного и вероятного противника рассматривались японские бронепалубные крейсера типа «Касаги» . Проект этих крейсеров разрабатывался на основе крейсера «Такасаго », построенного для японского флота британской компанией «Армстронг ». «Касаги » и его систершип «Читосэ » строились в США , имела нормальное водоизмещение 4760-4900 тонн (полное приближалось к 6000 тонн), скорость 22,5 узла и вооружались двумя 203-мм орудиями в оконечностях и десятью 120-мм орудиями в бортовых установках . Данные корабли считались наиболее боеспособными бронепалубными крейсерами японского флота и русский проект должен был их превзойти.

Согласно заданию новые крейсера должны были иметь скорость полного хода 23 узла, дальность плавания требовалась не менее 5000 миль 10-узловым ходом. Предусматривалось использование водотрубнывх котлов Белльвиля . Специалисты артиллерийского отдела МТК решили установить на крейсерах 12 152-мм орудий Канэ, считая, что в единицу времени они смогут выпустить больше металла, чем японские противники с их смешанным вооружением . 203-мм орудия признавались слишком тяжёлыми для крейсеров, а 120-мм слишком лёгкими. Кроме того требовалось установить 12 75-мм пушек и 8 47-мм пушек для отражения атак миноносцев. Предусматривалось шесть торпедных аппаратов .

Водоизмещение крейсеров ограничивалось по экономическим соображениям 6000 тонн, что при заданных параметрах по скорости, дальности и вооружению исключало установку бортового броневого пояса . Поэтому МТК счёл возможным ограничиться карапасной броневой палубой , не задав её конкретной толщины. Броневую палубу должны были дополнять бортовые угольные ямы и коффердамы . Защита личного состава полностью игнорировалась .

Выбор проекта

Несмотря на определённые успехи отечественного судостроения, мощности российских верфей и заводов оказались недостаточны для удовлетворения экстренных нужд флота. Поэтому в 1898 году было решено передать часть заказов на военные корабли по программе 1898 года иностранным компаниям на конкурсной основе. Среди них оказались и три крейсера-дальних разведчика. Вместе с тем мощности отечественной промышленности были задействованы в недостаточной степени .

Конкурс проектов крейсера в 6000 тонн

Составленные в большой спешке «программы проектирования» были разосланы русским и иностранным заводам в апреле 1898 года. Определялись условия получения контракта при соответствии заданным характеристикам - срок постройки 28 месяцев и стоимость 4 миллиона рублей .

Срочность вынудила управляющего Морским министерством приказать конкурсной комиссии приступить к окончательному обсуждению не дожидаясь поступления всех проектов от заинтересованных производителей. В результате в конкурсе участвовали пять компаний - Невский завод , итальянская фирма «Ансальдо», немецкие «Германия », «Шихау» и «Говальдсверке». Хотя по огневой мощи и защите артиллерии лучшим был признан проект фирмы «Шихау», комиссия сочла, что наилучшим образом скомпонован в пределах отведённого водоизмещения проект фирмы «Германия» - филиала известного концерна «Крупп » . Соответствующее решение было принято 3 июля 1898 года, а 27 июля 1898 года Николай II дал разрешение на заказ корабля. 4 августа 1898 года был заключён контракт с компанией «Германия» на постройку крейсера «Аскольд » .

Кроме того, без всякого конкурса, 11 апреля 1898 года был заключён контракт с американской фирмой «Крамп » на постройку ещё одного крейсера водоизмещением 6000 тонн - будущего «Варяга ». При этом Уильям Крамп не представил даже эскизного проекта и предложил Морскому министерству взять в качестве прототипа «Касаги», ранее построенный его компанией . Сам факт такого заказа объяснялся напористостью У. Крампа, сумевшему «уговорить» русских чиновников выдать ему два выгодных заказа .

Проект фирмы «Вулкан»

Хотя внешне проект очень напоминал «Якумо» и выглядел его уменьшенной копией, ограниченное водоизмещение не позволило установить броневой пояс и вынудило существенно ослабить как артиллерию, так и её защиту. Вместе с тем, требование скорости в 23 узла привело к установке более мощных машин, а также к уменьшению ширины корпуса и отказу от двойных бортов в оконечностях . В итоге, проект фирмы «Вулкан» был признан лучшим, с некоторыми оговорками, и 4 августа 1898 года был заключен контракт на постройку головного крейсера . Фирма обязалась сдать корабль через 24 месяца, без учёта времени на утверждение спецификаций и чертежей . Одновременно было достигнуто соглашение о передаче русской стороне технической документации для организации строительства крейсеров этого типа на отечественных верфях . Фактически соглашение было составлено не вполне адекватно, что потребовало заключить в конце 1899 года новый договор с «Вулканом» на передачу документации за дополнительную плату .

Технический проект был представлен на рассмотрение МТК 4 октября 1898 года . По итогам его изучения МТК высказал 110 замечаний и предложений . Особенно остро стал вопрос о типе котлов. Специалисты МТК настаивали на колах системы Бельвиля, хорошо зарекомендовавших себя в российском флоте, однако немцы настойчиво предлагали установить на крейсере более лёгкие и компактные котлы Нормана . Несмотря на возражения МТК, временно управляющий Морским министерством вице-адмирал Ф. К. Авелан поддержал предложения фирмы . Доработка проекта продолжалась в течение всего 1899 года , даже после начала строительства крейсера «Богатырь» на верфи в Штеттине .

Конструкция

Корпус и архитектура

Крейсера типа «Богатырь» были трёхтрубными, двухмачтовыми кораблями с развитыми полубаком и полуютом . Корпус собирался на заклёпках , по бракетной системе , из стальных листов и профилей. Вертикальный киль был водонепроницаемым на протяжении двойного дна и переходил в оконечностях к штевням литой конструкции. В носу устанавливался форштевень с тараном , в корме ахтерштевень . По обеим сторонам киля устанавливалось по пять стрингеров , а в районе машинных отделений по шесть. Между ними устанавливались шпангоуты со шпацией 1 м. К набору присоединялись листы обшивки, которые крепились внахлёст по горизонтали и впритык по вертикали .

Крейсера имели три сплошные металлические палубы , уложенные на бимсы . Высота межпалубного пространства составляла 1,98 м . Верхняя палуба покрывалась тиком , остальные линолеумом . Для обеспечения непотопляемости корпус имел 16 водонепроницаемых переборок , которые делили его на 17 водонепроницаемых отсеков. Вдоль борта на уровне ватерлинии были устроены коффердамы . Их предполагалось наполнить целлюлозой , но отрицательные отзывы о применении этого материала заставили отказаться от целлюлозы и крейсера несли службу с пустыми коффердамами . Угольные ямы также располагались у бортов, как над, так и под броневой палубой и служили дополнительной защитой .

Корпус трижды прокрашивался снаружи и изнутри, а подводная часть ещё и покрывалась специальным составом для защиты от коррозии и обрастания . Общая масса корпуса вместе с бронёй составляла 3490 т, его стоимость оценивалась в 2 532 510 рублей. Для соединения корпусных конструкций было израсходовано 1 823 000 заклёпок .

Бронирование

В качестве главного калибра новых крейсеров МТК выбрал 152-мм орудие системы Канэ . Сконструированное во Франции Густавом Канэ , оно произвело в 1891 году прекрасное впечатление на русскую военную делегацию и после закупки соответствующей лицензии было принято в 1892 году на вооружение российского флота .

В полигонных условиях, при патронном заряжании, удавалось добиться скорострельности до 10 выстрелов в минуту. На практике скорострельность составляла 6 - 7 выстрелов в минуту. Поскольку вес унитарного патрона был слишком велик, с 1901 года российский флот перешёл на раздельное заряжание . Орудие было в целом вполне современным, но в ходе русско-японской войны выявился ряд его недостатков. В частности, слабым оказался подъёмный механизм, ломались подъёмные дуги, выходили из строя накатники .

Крейсера типа «Богатырь» несли по 12 152-мм орудий, боезапас включал в себя 180 выстрелов на ствол - то есть в сумме до 2160 снарядов и зарядов. Пушки размещались в двух двухорудийных башнях в оконечностях корабля, четырёх одноорудийных казематах по бортам, сдвинутых к оконечностям, а также в четырёх палубных установках за щитами. Распределение артиллерии обеспечивало огонь четырёх орудий на нос и корму, на борт могли вести огонь восемь 152-мм стволов . Формально, по последнему показателю «Богатыри» имели превосходство над «Варягом» и «Аскольдом» и это было важным аргументом в их пользу, но на практике всё оказалось иначе.

Противоминный калибр крейсеров был представлен 75-мм орудиями разработки Канэ . 12 таких пушек были открыто установлены на верхней палубе , полубаке , полуюте и мостике . Расположение этих орудий вперемежку с 152-мм, затрудняло управление огнём . На 75-мм артиллерию возлагалась прежде всего задача борьбы с миноносцами противника, но реалии боевых действий ясно показали, что 75-мм калибр слишком мал, чтобы эффективно поражать серьёзно выросшие в размерах миноносцы и контрминоносцы. Положение усугублялось тем, что к этим орудиям имелся лишь бронебойный снаряд .

Минно-торпедное вооружение

Хотя характеристики торпедного оружия конца XIX века оставляли желать много лучшего, вооружение крупных кораблей торпедными аппаратами рассматривалось как необходимая мера для самообороны, а также для быстрого потопления повреждённых неприятельских кораблей. Исходным проектом предусматривалось установить на крейсерах четыре торпедных аппарата - по два надводных и подводных. В конечном счёте полный комплект торпедных аппаратов получил лишь «Богатырь», остальные крейсера имели только два подводных торпедных аппарата, установленных в специальном отделении под броневой палубой. Боекомплект составлял по две торпеды на каждый аппарат. В соответствии с тогдашней терминологией они именовались самодвижущимися минами Уайтхеда. Использовались торпеды образца 1898 года . Они имели следующие характеристики: калибр - 381 мм; длина - 5,18 м; масса - 430 кг; заряд - 64 кг пироксилина ; дальность хода - 550 м на скорости 28,5 узлов и 915 м на скорости 25 узлов .

Энергетическая установка

На крейсерах типа «Богатырь» устанавливались 16 тонкотрубных котлов Норманна, (все котлы были с угольным отоплением), с общей поверхностью нагрева 4600 м², вырабатывающие пар с рабочим давлением 18 атм. Они принадлежали к типу треугольных, с трубками малого диаметра, и располагались в трех котельных отделениях: в носовом - четыре котла с топками по ходу, в среднем и кормовом - по 6 котлов топками к борту.

Силовая установка судов состояла из двух четырёхцилиндровых машин тройного расширения, каждая номинальной мощностью 9750 лошадиных сил. Это должно было обеспечивать проектную максимальную скорость 23 узла (43 км / ч) . Запас топлива составлял до 1220 тонн угля, запас котельной воды - 280 тонн. Крейсера этого типа имели расчётную дальность 4900 миль на ходу 10 узлов . На крейсерах было четыре паровых генератора, которые производили ток напряжением 105 вольт , на «Богатыре» они размещались в одном отсеке, на остальных в двух отсеках по два .

Крейсера оснащались двумя трёхлопастными бронзовыми гребными винтами диаметром 4900 мм и шагом 5700 мм, конструкция которых позволяла изменять шаг винта, устанавливая другие лопасти .

Экипаж

Служба

Крейсера типа «Богатырь»
Представитель «Богатырь» «Витязь» «Олег» «Кагул» «Очаков»
Дата закладки 9 декабря 1899 года 21 октября 1900 года 6 июля 1902 года 23 августа 1901 года 27 февраля 1901 года
Дата спуска на воду 17 января 1901 года 14 августа 1903 года 20 мая 1902 года 21 сентября 1902 года
Дата ввода в строй 7 августа 1902 года 12 октября 1904 год 1905 год 10 июня 1909 года
Судьба 1 июля 1922 года продан на слом 1 июня 1901 года сгорел на стапеле и 1 июля 1901 года снят со строительства 18 июля 1919 года потоплен британским торпедным катером в Финском заливе 10 октября 1942 года затоплен в качестве волнолома в устье реки Хопи 28 октября 1929 года продан на слом

«Богатырь»

Крейсер «Богатырь» был торжественно заложен на верфи фирмы «Вулкан» в Штеттине 9 декабря 1899 года, хотя фактически его постройка началась раньше . Строительство сдерживалось многочисленными согласованиями проекта между строителем и МТК . Крейсер был спущен на воду 17 января 1901 года. В ноябре 1901 года проводились заводские испытания машин, но окончательную сдачу крейсера задержала неготовность башен, которые должны были изготовляться в России, но монтироваться в Германии . Сдаточные испытания прошли только в июне 1902 года в Данцигской бухте , крейсер при этом показал среднюю скорость 23,55 узла . С кораблём ознакомился и император Германии Вильгельм II , назвавший «Богатырь» лучшим кораблём, построенным за границей для российского флота. 24 сентября 1902 года крейсер прибыл в Кронштадт .

В ходе начавшейся русско-японской войны «Богатырь» действовал в составе Владивостокского отряда и вместе с другими крейсерами совершил в январе - апреле 1904 года три похода с целью нарушения японских коммуникаций, не давших серьёзных результатов. 2 мая 1904 года командир отряда крейсеров контр-адмирал К. П. Иессен отправился на «Богатыре» инспектировать состояние обороны в заливе Посьет . Следуя в тумане , с опасной для таких условий скоростью, крейсер налетел на скалы у мыса Брюса. Борьба за спасение крейсера продлилась весь месяц и лишь 1 июня 1904 года корабль сняли со скалы и перевели во Владивосток . Ремонт в условиях Владивостокского порта оказался затруднительным и продолжался с перерывами более года . «Богатырь» вышел в море лишь 5 сентября 1905 года , уже после окончания войны .

«Витязь»

«Витязь» должен был стать первым крейсером типа «Богатырь», построенным в России. Заказ на строительство Адмиралтейству Галерного островка был выдан 9 января 1900 года . Строителем корабля был назначен А. И. Мустафин, который до этого руководил постройкой бронепалубных крейсеров «Диана » и «Паллада » . Перевод чертежей из метрической системы мер в русскую , а также согласования с фирмой «Вулкан» необходимых исправлений проекта заняло немалое время и лишь в сентябре 1900 года из Германии были получены последние чертежи. МТК поручил А. И. Мустафину произвести вычисления основных параметров крейсера, после чего выяснилось, что водоизмещение корабля составит 6781 тонны, что было на 400 тонн больше, чем у исходного проекта .

Фактическая закладка «Витязя» состоялась 21 октября 1900 года , когда на стапеле были выставлены первые листы днищевых конструкций. К 1 января 1901 года степень готовности корпуса составила 3 %. Название «Витязь» корабль получил 21 апреля 1901 года . 4 мая 1901 года крейсер «Витязь» был официально принят в состав флота и причислен к 18-му флотскому экипажу. 23 мая 1901 года состоялась официальная церемония закладки корабля с участием великого князя Алексея Александровича . К 1 июня 1901 года степень готовности корпуса составляла 10 %.

«Олег»

Решение о строительстве крейсера «Олег», взамен погибшего на стапеле «Витязя», было принято уже 9 июня 1901 года . Управляющий Морским министерство предписал начать постройку крейсера в каменном эллинге Нового Адмиралтейства сразу после спуска из него на воду эскадренного броненосца «Бородино » . Всё заказанное для «Витязя» оборудование должно было быть направлено на это строительство. Фактическая закладка корабля состоялась 1 ноября 1901 года , официальная церемония закладки прошла 6 июля 1902 года с участием Николая II . В ходе строительства был внесён ряд изменений в проект, что увеличило водоизмещение с 6250 тонн до 6440 тонн. 14 августа 1903 года «Олег» был спущен на воду .

Согласно существовавшим планам его планировали представить на испытания через год и ещё через год отправить на Дальний Восток. Однако русско-японская война вызвала изменения в предвоенных планах и были выделены средства на ускоренную достройку ряда кораблей, включая «Олег» . 22 августа 1904 года крейсер впервые вышел в море и прибыл в Кронштадт . Испытания «Олега» затянулись до октября 1904 года , при этом крейсер смог развить скорость не более 20,6 узла, а испытания на остойчивость не проводились вообще в связи со спешкой .

«Кагул»

Крейсер «Кагул» был заложен 14 марта 1901 года в крытом эллинге № 7 Николаевского адмиралтейства , а официальная закладка состоялась 23 августа 1901 года . На воду крейсер спустили 20 мая 1903 года . Формально «Кагул» вступил в строй в 1905 году , но его испытания реально завершились лишь в августе 1907 года . При этом крейсер развил скорость 24,75 узла, но палубная артиллерия на нём не была установлена . 25 марта 1907 года «Кагул» переименовали в «Память Меркурия» . С 6 октября 1913 года по 1 мая 1914 года «Память Меркурия» прошёл капитальный ремонт в Севастополе . В ходе ремонта было изменено вооружение - 10 75-мм орудий снято, вместо них установлено 4 152-мм орудия .

Восстановление крейсера заняло четыре года, причём 25 марта 1907 года он был переименован в «Кагул». Крейсер вступил в строй 10 июня 1909 года , но доработки продолжались и в 1910 году .

Оценка проекта

В результате реализации программы 1898 года российский флот получил крупные бронепалубные крейсера трёх разных проектов. «Варяг», «Аскольд» и «Богатырь» имели близкое водоизмещение, на испытаниях показали сопоставимую скорость хода. При этом, «Аскольд» и «Богатырь» показали себя на службе весьма надёжными кораблями , в то время как «Варяг» (по утверждению своего командира Руднева) постоянно имел серьёзные проблемы с машинами и котлами .

Крейсера несли одинаковое вооружение, различие заключалось в броневой защите артиллерии и её расположении. На «Варяге» орудия не имели никакой защиты, на борт могло стрелять шесть 152-мм стволов. В единственном бою корабля это привело к большим потерям среди артиллерийской прислуги . «Аскольд» имел семь орудий главного калибра в бортовом залпе, все пушки были прикрыты щитами. «Богатырь» в этом плане выглядел лучше всех, поскольку две трети 152-мм орудий находились в башнях и казематах, остальные прикрывались щитами, на борт могло стрелять восемь стволов . На практике проблемы с башнями привели к тому, что по мощи минутного бортового залпа «Богатырь» находился на уровне «Варяга», но на момент заказа крейсера об этом ещё не знали и приняли естественное решение размножить немецкий проект с помощью отечественной промышленности



Рассказать друзьям