Дома пленных немцев. Екатеринбург, построенный пленными немцами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что было с немцами после войны

Title: Купить книгу "Что было с немцами после войны": feed_id: 5296 pattern_id: 2266 book_

Война закончилась не «мирным договором». Немецкие пленные квалифицированы как «обезоруженные вражеские силы» (ОВС), чтоб отвести право на человечное обращение. Ибо «после подписания мирного договора, - сказано в Гаагской конвенции о войне на суше, - пленные должны быть высланы на родину как можно скорее». Вышеописанная махинация позволяла немецкого пленного гнать на чужбину в качестве раба. Угон обычно на условиях, не совместимых с жизнью. Квалифицированного как ОВС кормить, укрывать и спасать никто не обязан.

Беспристрастных очевицев обращения с немцами со стороны американской армии нет. С момента германской капитуляции 8 мая 1945 года швейцарам уже немца не приютить, а «Красный Крест» освободили от обязанности проверять лагеря.

На Западе половина германских пленных оказалась у британцев, а другая - американцев. Настолько пленных много, что первые больше никого не берут, а вторые с апреля по сентябрь 1945 года строят «райнвисенлягеры» - огороженные проволокой луговые вольеры. Особенно лужок «Bad Kreuznach», где немцы скучкованы под открытым небом, а туалетов и крыш нет. Норы для сна рыли поочерёдно голыми руками, но всё равно не разлежишься.

В «Bad Kreuznach» до 560000 люду, но места, пищи, крова, санудобств недостаточно. Мрут как мухи больными, держатся менее чем 700-ми калориями в день. Официально могил 1000, однако сведения также про могилы братские.

В оккупационные зоны британцев и французов допустили «Красный Крест» осенью 1945-го, когда большинство лагерей закрывали. В американской оккупационной зоне мизерная помощь разрешена только до 4 февраля 1946 года. Тамошнаяя смертность у пленных оставалась 30% за год, если верить американской медотчётности, но почти вся документация по Райнлянду ликвидирована.

Не лучше транспортировка. Американцы возле Мюнхена за считанные недели по войне (после 16 июля 1945 года) танковые вагоны пустили путями, перегороженными застопорившим поездом с пленными. Наезд, авария, гибель 96 немцев.

Под занавес июня 1945 года первоначальные ремагенский, бёль-ингельхаймский, бюдерихский лагери закрыты. Главное командование союзных сил лагеря предложило Франции, пожелавшей 1¾ миллионов рабов. В июле Зинциг, Андернах, Зиршан, Бреценгайм, Дитерзгайм, Кобленц, Гехценхайм и Диц, обладающие тысячами, подарили Франции. Ещё работоспособные туда с английской зоны, прочих освободили. После сентября 1945 года первоначальных лагерей нет.

80000 пленников ожидаются с американской неволи на союзнических Германии землях с 1300000-ми французских на «реабилетационных работах», однако сообщается «Красным Крестом», якобы 200000 французских уже доведены до нетрудоспособности, вообще недозимуют - американцы поставки прекращают, пока Франция не последует Женевской конвенции.

К зиме 1947 года, согласно «Красному Кресту», 4160000 пленников остаются при «трудовых лагерях» вне Германии: 750000 во Франции, 30000 в Италии, 460000 на Британии, 48000 в Бельгии, 4000 в Люксембурге, 1300 в Голландии (ниже сказано, что в СССР изначально 4000000–5000000, в Югославии 80000, а Чехословакии 45000) наряду с американскими 140000-ми и 100000-ми позднее во Франции.

В 1945–1948 годы в американских и французских лагерях умерло 700000–1000000. Оценки приводят и выше, но современные попытки посчитать-эсгумировать пресекаемы в том числе немецкой властью. Сколько погибло по вине британцев, неизвестно, зато рассекреченные документы показывают истязания, злоупотребления, принуждение к опасному труду вроде разминирования, транспортировки взрывчатого - полностью вопреки закону.

Всего в 1945–1949 годах американские, британские, французские трибуналы осудили за военные преступления 5025 немцев и немок. Более 500 приговорено к смерти, большинство казнено, в том числе 21 женщина.

Хладнокровно

Многие немецкие солдаты хотели попасться в американский плен, а не советский. Кто-то спасся, в том числе через угон американских джипов или под униформой США, хотя при поимке такие часто казнены как шпионы.

Неофициально в американской армии принято было небольшие кучки пленных эсесовцев умерщвлять. Массовейшие такие расправы (признанные недавно): сдавшаяся 8-я горная дивизия СС на 700 отрядов; сдавшаяся Вестфальская бригада, расстрелянная по затылкам; сдавшиеся 300 с администрации Дахау под пулемёт. Предполагается массовая резня 48 сдавшихся 15 апреля 1945 года в Юнгхольцгаузене. Свидетель утвреждает, «американцы водили по четверо с поднятыми руками, подгоняя сзади. Расстреливали с затылка». Трупы вывезли грузовиками. По этому делу доныне «следствие ведётся»! Известны примеры беззакония, душегубства другие.

Возле Нюрнберга нашли братскую могилу на 200 эсесовцев. Оказывается, расстреляны вблизи либо забиты насмерть американскими прикладами. В Эберштетенской деревне 17-ро с дивизии «Gotz von Berlinchingen» перестреляны, когда сдались американцам. 14 со 116-й бронетанковой дивизии провели по улицам Бутберга 8 апреля 1945 года до штаба 95-й пехотной армии США, где построены, перестреляны. Трое раненных убежало.

13 апреля 1945 года пехота США вошла во Шпитцевскую деревеньку возле Колони, собрали жителей возле церкви. 20 ПВО-шников отделили, повели на три километра в поле за деревней, выстроили, применили пулемёт. Гражданских обязали захоронить. Памятник поставили только в 1995 году.

1 января 1945 года в Шаноне, Бельгия, солдаты США поубивали несколько десятков безоружных. Поквитались якобы за Малмеди пару недель тому чёрт-те где. В американской части приказали «войска с деаснтом СС пленными не брать».

Согласно писателю Мартыну Соржу, «новогодняя хладнокровная расправа над 60 немецкими пленными в Шеньоне вызвана событиями в Малмеди. Виновные не наказаны. Ощущается, что расстрел - из-за приказа не брать пленных». Официальная позиция США - отрицание.

Описывает Иоанн Фэгё роты Б 21-го пехотного батальона (11-я дивизия):

«Передохнули часок, и приказано возвращаться через город, воссоединиться с транспортом по другую сторону. Сделали подобие колон, и назад. За городом на холмик, наши подобрали немецких пленных по две стороны дороги. Около 25 или 30 пареньков. Установили пулемёты специально для них. В чём обвиняются сейчас японцы с немцами, совершали мы. Я тогда не понимал. Убили себе больше фрицев, и что? Хотя с леса кто б увидел, и нам тоже пощады не ждать. Отвернулся себе, поднялся на холм».

Ещё пример - когда в лагере травили хлебом. Оценки разные, США заявляет официально, что с пекарни признаются, будто мышьяк - парижский, отравлено де 3000 буханок. Заболело более 200, умерло 200–700 немцев. К ответственности не привлекли никого.

Многие немецкие пленные были юными, что помогло выжить при коммунистах. По возвращении, сказать, домой семью в живых не застали, как и вообще дома - даже спасибо защитникам Германии говорить преступно. Считается, в 1955 году вызволили последних выживших пленников из десятилетнего советского рабства - шли со старинной немецкой песней, звучащей многими языками по церквам всего мира.

Это «Nun danket alle Gott», написанная лютеранским священником Айленбурга, Саксония, Мартыном Ринкартом, сыном бедного медника. Изначально гимн озаглавлен как «Tisch-Gebetlein» или Претрапезная молитва. История песни поразительна, события сопровождала эпохальные.

Представьте Тридцатилетнюю войну, городские стены в Айленбурге наполняются беженцами. Окружили шведы, в осаждённом городе глад и болезни. Тысячи смертей за год. Уже только трое с чиновников и куча школьников. Отпевая по полсотни в день, священники помирают - остался только Ринкарт. Выкупáться нечем, горожане дерутся за птичью тушку. Оплакивая жену, Ринкарт отправился на милость врагу.

Шведский военачальник отваге поражён, и дань отменил. С голодающими детьми, заложенным имуществом Ринкарт молитву сочинил в благодарность, что кончилась война. До конца XVII столетия песня попала в каждую немецкую духовную книгу. Кто только не клал её на музыку, даже Пахельбель, Телеман, Бах, Лист, Регер. Исполняли даже лейденские дисентеры садясь на «Mayflower».

В XVIII столетии прославился Люфен-гимном благодаря Семилетней войне, когда 5 декабря 1757 года войска Фридриха Великого выиграли Люфенскую битву. Потери велики с обеих сторон: австрийцев 3000 убитыми, 7000 раненными - пруссаков более 1000 убитыми, более 6000 раненными. Одинокий прусский солдат запел «Nun danket alle Gott», и вся прусская сила в 25000 человек эту песню подхватила. Которая позднее гимном утесняемых в 1920-х годах русских меннонитов.

«Спасибо Господу душою и делами,

что нам и в детстве, и в утробе мамы

в избытке дал и по сей день даёт:

век не убудет божиих щедрот,

покуда Всеимущий не покинет -

свободы нашей, радости твердыня! -

нужды не устрашимся никогда,

по божьей милости нас обойдёт беда.

Хвали и чти небесного владыку,

Отца и Сына, что равновелики,

что трижды бог наш здесь и всюду

и был всегда, и есть, и будет».

(Отмечу мимоходом: уже после войны многие немецкие ветераны вошли во Французский иностранный легион, другие взяты с лагерей, некоторым идти было некуда. Храбрость и дисциплину французы оценили высоко, после 1945 года во Французском иностранном легионе бывших вермахтовцев до 70%. Назначали своих сержантов, общались исключительно по-немецки. С 1945-1954 годов иностранный легион у себя немцами 30000-35000. Во время Первой войне в Индокитае где-то 40-50%% военнослужащих Юго-Восточной Азии - немцы. Среди 7000 солдат, оставивших Вьетнам в 1954 году, немцев около 1600.)

Лагеря смерти в Америке и Британии

Те немецкие военнопленные, которые 1942–1945 годы провели в Америке, в основном отправлены по 500 загородных лагерей, в основном, южных и юго-восточных, однако некоторые попали на Великие равнины и Средний Запад (в одной Небраске 12000). Вопреки Женевской конвенции над 380000 немецких пленных, рассыпанных по многочисленным американским лагерям с 1943 года, чинуши повели церебральный секс. Начали внушать угрозами, силой, промывкой мозгов идеал «американской демократии».

Пентагонные бихевиористы руководили «перевоспитанием», учёные гуманитарных специальностей направлены по более чем 500 лагерей пиарить американский образ жизни. Продавшиеся немцы с американскими наставниками тщательно следили, чтобы литература с экраном хвалили демократический гуманизм и чернили немецкую «милитаристскую героику».

Невоспитуемые направлены прямо в оклахомский «Camp Alva» - колонию строгого режима для «нацистов особой закоренелости». Оттуда не вышло как минимум 46 человек…

Более 7000 немецких военнопленных рассортированы по 12 лагерям Юты, где сотни германцев отсиживали ещё с Первой мировой войны (более 500 матросов, уловленных на крейсере «Cormoran» у Гуама и «Geier» на Гавайях, когда США объявили войну Германии), направленных на Форт-Дуглас меж июнем 1917 и мартом 1918 годов. «Fort Douglas» ещё держал «угрожающих инострацев» - нарушителей военного законодательства либо подозрительных.

7 мая 1945 года на конце Главной улицы Сэлина в Юте 250 немецких пленников ожидают репатриации. 43 палатки по всей территории лагеря да наблюдательные вышки. 8 июля 1945 года на смене рядовой Кларенций Бетруччи достаёт 30-калибровочный пулемёт и 250 раз его запускает. Попал по 30 палаткам за 50 секунд. До вмешательства капрала 6 убило сразу, ранило 22 (из которых умерло 3).

Бетруччи давно хвалился, что сделает это, да и после не сожалел. В дурке недолго, военные присяжные признали невменяемым даже без диагноза, направили в нью-йоркскую лечебницу. Сколько находился там, неизвестно - умер в 1969 году. Жертв его хоронили на кладбище «Fort Douglas"a» в униформе войск США.

В 1988 году ВВС Германии там установили памятник. Ваятель - уроженец Германии, житель Юты Арло Штайнеке делал уже в честь 21 загубленного немецкого пленного времён Первой мировой. Немецкие власти только перепосвятили скульптуру в честь остальных пленников и добавили надпись: «также в память обо всех жертвах всех деспотий мира». Среди десятка тысяч узников Америки на время Второй мировой войны бежать пыталось только 2222 - меньше 1%. К 1946 году все пленники возвращены по домам… если таковые остались.

Гражданские пленники

Что значит история германцев Америки по сравнению с положением американских японцев? Тем не менее 11000 гражданских включая американородных детей в конце войны задержаны - только за своё немецкое происхождение. Поломанные жизни, разрушенные семьи, самоубийства. Не менее 53 зданий, принадлежащих армии, флоту, иммиграционной службе стали тюрьмами для невиновных. Домой по 3-7 ФБР-вцев, иногда ночью. Имущество раскрадено.

Скорые допросы в «Hearing Board». Иностранцы «потециально опасные для сохранности американского народа» запакованы по безоконным поездам. В лагерях отношение наравне с военнопленными, носите солдатские формы.

Сначала по хибарам и палаткам без удобств, а кругом одна колючая проволока, предупреждающие знаки да пулемётчики. Некоторые позднее в семлагах вроде техасских «Crystal City» либо «Seagoville». С начала 1942 года по май 1945 тысячи немцев из Латинской Америки выкрадены с дома, доставлены в тёмных трюмах, а после судимы за незаконный въезд! До 1948 года гражданских интернировали без повода.

Старый Свет

В английские лагеря с 1939 по 1943 годы попадало немного. Но после поражения в Африке британские лагеря поразмножились. Не только немцы - итальянцы согнаны в Англию, Шотландию, Уэльс. После 1942 года многих кораблями до Нью-Йорка, приблизительно 25000 сосланы по двум огромным лагерям Канады. Британцы не хотели у себя пленников и сбывали куда только можно, порою на задворки Британской империи. Но всё равно лагерей более 600.

Среднего военнопленного держали сносно. Худо было «закоренелым нацистам», они содержались отдельно, грубо, дольше, в шотландской и прочей глуши. Про случаи пыток известно только сейчас. Немецкие лётчики допрашиваемы без церемоний, «перевоспитаны».

Подразделение Бритвоенмина «Центр Объединённой службы основательного допроса» (CSDIC) завело секретную тюрьму на Бад-Нендорфе после захвата Северо-Западной Германии в 1945 году. Со всех известных ужаснейший - «London Cage» почти в черте столицы. Недавно власти признали, что «London Cage» являлся пыточным центром. Сокрытые от «Красного Креста» немцы биты, бодримы, грозимы казнью либо «ненужной хирургической операцией». Хуже только на некогда восхитительном курорте Бад-Нендорф у Ганновера. Документация рассекречена недавно - жуткие страдания 372 мужчин и 44 женщин за 22 месяца функционирования пыточной до закрытия в июле 1947 года. Не только партийным досталось, а простым гражданам. Местные заявляли, будто ночами слышались крики заключённых.

Не забывайте, что концлагеря изобрели не германцы. Учреждение такое применялось по всей планете задолго до войн с Германией. Ниже приводится неполный список британских концлагерей.

Немецкие, итальянские, японские гражданские лица сосланы по лагерям «Motuihe» и «Somes Islands», то же для немцев, обитавших на Новой Зеландии, раньше, во время Первой мировой.

В Индии британцы пересажали представителей враждебных народов (в основном, это немцы) в обоих мировых войнах, включая немецких граждан Британии. Во время Второй мировой здесь не менее 11 мест лишения свободы. Большинство туда попало в конце 1946 года. Отправленные в Гамбург узники пересланы в бывший лагерь «Neuengamme» для «денацификации».

В 1940 году по требованию Британии немецкие военнопленные направлены в Канаду. Между 1940 и 1944 годами там более 40000 за колючей проволокой в Кананаскисе-Себе, Летбридже и Медисин-Хате, Альберте и Китченере, Боумэнвиле, Кингстоне и Грэвенхёрсте, Онтарио.

Во время Второй мировой 850 канадцев немецкой национальности обвинили в саботаже-шпионаже. Многие направленные в лагерь Петавава жили в Канаде с миграционной ещё волны 1876 года, когда создали деревушку Германикус, Онтарио. Земучастки национализировали безо всякой компенсации, жителей - за колючку. База ВВС «Фоймио» возле Кормака с Эганвилем основаны на забранной земле. С 1876 года ни один из поселенецев, обозванных «немецко-фашистскими шпионами», ни разу не бывал в Германии. Ещё в июне 1941 года в Канаду прислали 756 немецких моряков, захваченных на Восточной Азии.

На остров Мэн за Вторую мировую войну британцами сослано 8000, в основном, по лагерям «Knockaloe» и «Douglas», где содержались ещё с войны Первой. Немцев, австрийцев, итальянцев около 74000. За полгода 112 трибуналов созвало-прослушало 64000 инострацев, многих освободили как «дружественных» (преимущественно негерманцы). В конце концов интернировано только 2000. Сюда свезены морем. Последние пленники выпущены под занавес 1945 года, хотя многие - в 1942 году. На Британии расселены по лагерям и тюрьмам. Кое-где спали в палатках на земле. Мужчины с женщинами раздельно, связей с миром никаких, условия содержания не разругал только ленивый.

Не обижена лагерями Франция, с условиями содержания часто нечеловеческими. Не отставали даже Нидерланды! Операция «Чёрный тюльпан» призвана выжить со страны всех немцев. 10 сентября 1946 года немецкие семьи гонят из Амстердама в полночь. Собрать 50 килограммов багажа - полчаса. С собой не больше 100 гульденов. Имущество национализировано, при немецкой границе концлагеря. Самый большой - «Mariёnbosch» у Неймегена. Операция завершена в 1948 году после депортирования 3691 немцев (15%).

Послевоенная Бельгия в октябрьском трибунале 1946 года судила «военных преступников» и среди них бельгийских коллаборационистов. Разосланы по концетракам вроде «Breendonk». 4357 приговорили к смерти, 111 казнили. Коллаборанты лишены права голоса, пострадало более 322000 бельгийцев.

Ещё бельгийцы засудили балтов, искавших у Германии защиты от Совка. Более 25000 литовцев интернировано в союзнические лагеря, поначалу британские на Германии. Осенью 1945 года многие, с 12000, перемещены в зедельгемский лагерь №2227 (Бельгия). Ещё балты высланы по шведским портам, а там уже наряду с несколькими сотнями немецких солдат - в СССР. Везде служили боксёрскими грушами, живыми мишенями. Вызволены с лагерей в 1946 году, когда на Западе перестали считать их фашистами.

Вызволить-то вызволили, но возвращаться куда? Пришлось оседать в Европе, Австралии, Канаде, Южной Америке, США. Помогла группа взаимопомощи «Daugavas Vanagi», доныне ругаемая ватниками.

Аналогично Швеция. В июне 1945 года власти по настоянию США с Англией подписали соглашение с СССР о дарении 3000 немцких солдат, которые там с капитуляции Германии. Хоть и не без проволочек, однако 23 января 1946 года вопреки протестам общественности и прессы даны-таки на съедение.

Помимо немцев раздарили множество балтов, защищавших родину немецким оружием. Литовские и прочие беженцы в Швецию в отчаянии, не желая пропасть без вести. Но США надавили, в начале 1946 года немецкие газеты написали, что «большинство беженцев из балтийских стран оказались в Германии только по факту сочувствия нацизму. Кроме того, многие беженцы в ответе за преступления, вследствие которых пришлось худо иным беженцам, как и местным». «Нью-Йорк Таймс» аналогично чернила «поднацистников» перед американскими читалеями. В январе 1946 года Швеция скормила Советскому Союзу 146 балтийских и 2364 немецких солдат.

Многие предпочли массовое самоубийство глумлению ватников. Не менее 7 пленников умерли, но подлинная цифра цензурирована.

Лагеря для военнопленных в Британии

Grizedale Hall, Hawkshead, Ambleside, Lancashire; Toft Hall, Knutsford Cheshire; Scraptoft, Thurnby, Leicester & Gilling Camp, Richmond N. Yorkshire; (Unknown Camp) Northern Ireland; (Unknown Camp) Northern Ireland & Long Marston Stratford-on-Avon Warwickshire & Doncaster / W.Yorks; Winter Quarters, Ascot, Windsor Berks; Mile House, Owestry, Salop & Sheriffhales, Shinfal, Salop; Kempton Park Race Course, Sunbury on Thames, Middx & Quorn Loughborough, Leicester; Gosford Camp, Markethall, Armagh, Northern Ireland; Island Farm, Bridgend, Glamorgan & Trent Park Camp, Southgate, Middx; Elmfield Camp, Gilford, Portadown, Northern Ireland & Bury , Manchester, Lancashire; Shap Fells Hotel, Shap, Penrith, Wales; Bun Camp, Doonfoot, Ayr, Scotland; Donalsons School, West Coates, Edinburgh, Midlothian, Scotland; Gosford Camp, Aberlady, Longniddry, East Lothian, Scotland; Lodge Moor Camp, Sheffield, Yorkshire & London W2 (GPC), London; Featherstone Park, Haltwhistle, Northumbria; Happendon Camp, Douglas, Lanarkshire, Scotland; Bickham Camp, Yelverton, Tavistock, Devon; Comrie, Perth, Scotland; Pennylands Camp, Cummnock, Ayr Scotland; The Marchent Camp, Devizes, Wiltshire & Sudbury, Derbyshire and Shrewsbury (GPC), Salop; Knutsford (MH) Cheshire; Lodge Farm, Farncombe, Down, Lambourn, Berkshire & Leamington (GPC), Warwickshire; Barton Field Camp, Ely, Cambridgeshire; Ledbury, Herefordshire & Nottingham (GPC); Knighthorpe Camp, Ashby Road, Loughborough, Leicestershire; Royston Heath Camp, Royston, Hertfordshire. Ormskirk (GH) Lancashire & Abergavenny (GPC), South Wales; Carpenters Road, Stratford, East London E15 & Aldershot (GPC) Hanpshire; Ettington Park, Newbold Upon Stour, stratford-Upon-Avon; Wormwood Scrubs, Shepard"s Bush, London, W12; Dancer"s Hill, South Mimms, Barnet, Hertfordshire & Shorncliffe Camp, Folstone (GPC), Kent; Boughton Park, Boughton, Nuneaton, Northhamptonshire; Hartwell Dog Track, Aylesbury, Buckinghamshire & Bridgewater (GPC), Somerset; Sudeley Castle, Winchcombe, Cheltenham, Gloucester; Pool Park, Ruthin, Denbighs; Castle Maxstoke, Coleshill, Warwickshire; Somerhill Camp, Tonbridge, Kent; Ganger Camp, Romsey, Hampshire; Exhibition Field Cp. Holsworthy, Devon; Harcourt Hill, North Ilnksey, Berkshire; Goathurst Camp, Bridgewater, Somerset; Trumpington, Cambridgeshire; Kingsfold Camp, Billinghurst, West Sussex; Motcombe Park, Shaftsbury, Dorset; Greenfield Farm, Presteigne, Radnor; Harrington Camp, Farndon Road, Market Harborough, Leicester; Garswood Park, Ashton-in-Markerfield, Wigan Lancashire; Allington, Grantham, Kesteven, Lincolnshire; Nether Headon Camp, Retford, Nottinghamshire; Sandbeds Camp, Brayton, Selby, Yorkshire; Longbridge Camp, Hampton Lovett, Droitwich, Worcester; Shalstone, Buckinghamshire; Dotesdale, Diss, East Suffolk; Merrow Downs Camp, Guildford, Surrey; Belper, Derbyshire & Swanwick, Derbyshire; Wood Walton Lane, Sawtry; Oerdale Camp, Skipton, Yorkshire & Huddersfield, Bradford, Yorkshire; Wynolls Hill, Broadwell, Coleford, Gloucestershire; The MoorCamp, Thankerton, Lanarkshire, Scotland; Balhery Est. Camp, Alyth, Perth, Scotland; Castle Rakine, Denny, Stirling, Scotland; Setley Plain, Brokenhust, Hampshire & Preston (GPC) Lancashire; Calvine, Blair Atholl, Perth, Scotland & Dundee, Angus, Scotland; Sandyhillock Camp, Craigellachie, Banff; Halmuir Farm, Lockerbie, Dumfries, Scotland; Darras Hall, Ponteland, Newcastle Upon Tyne; Henllan Bridge Camp, Henllan, Llandyssul, Cardigan, Wales; Sheriffhales, Shinfal, Salop, Newmarket (GPC) West Suffolk; Ducks Cross Camp, Colmworth, Bedfordshire; Storwood Camp, Melbourne, Yorkshire; Racecourse Camp, Tarporley, Cheshire; Northern Hill Camp, Laurencekirk, Kincardine; Merry Thought Camp, Calthwaite, Penrith, Cumberland; Aunsmuir Camp, Ladybank, Fife, Scotland; High Garret, Braintree, Essex; Moorby, Revesby, Boston, Lindesy, Lincolnshire; Horbling, Sleaford, Kesteven, Lincolnshire; Pingley Farm, Brigg, Lindsey, Lincolnshire; Hempton Green Camp, fakenham, Norfolk, & Aldborough, Norfol; Eden Camp, Old Malton, Malton, Yorkshire; Sheet Camp, Ludlow, Salop; Victoria camp, Brandon Road, Mildenhall, Bury St. Edmunds, West Suffolk; Stanhope Camp, Ashford, Kent & Woodchurch, Ashford, Kent; Byfield Camp, Rugby, Warwickshire; Mortimer, reading, Berkshire; Easton Grey Camp, Malmesbury, wiltshire; Friday Bridge, Wisbach, Cambridgeshire; Post Hill Camp, Farnley, Leeds, Yorkshire; Bampton Road, Tiverton, Devon; Harperley Camp, Fir Tree, Crook, Co. Durham & Oaklands Emergancy Hospital, Bishop Aukland, Co. Durham; Gaulby Road, Billesdon, Leicester; Batford Camp, Harpenden, Staffordshire; Wolseley Road, Rugley, Staffodshire; Birdinbury, Bourton, Rugby, Warwickshire; Little Addington, Kettering, Northamptonsire; shugborough Park, great Haywood (GH) Staffordshire; St. Martins, Owestry, Salop; Glandulas Camp, Newton, Montgomery; Llanddarog, Camarthen; Moota Camp, Cockermouth, Northumbria; Beela River, Milnthorpe, Westmorland; Brewery Road, Wooler, Northumbria & Colinton Camp, Edinburgh (GPC) Midlothian; Stamford, Kesteven, Lincolnshire; Penleigh Camp, Wookey Hole, Wells, Somerset; Thirkleby, Thirsk, Yorks; Brahan Castle, Dingwall, Ross and County; Stuartfield, Mintlaw, Aberdeen; Deer Park Camp, Moneymusk, Aberdeen; Kingendengh Camp, Mauchline Ayr, Scotland & Doonfoot, Ayr; Holm Park Camp, Newton Stewart, Wigtown; Eden Vale Camp, Westbury Wiltshire; White Cross Camp, St. Columb Major Cornwall; Mill Lane, Hatfield Heath, Bishops Stortford, Essex; Waiderslade camp, Chatham, Kent; Mardy, Abergavenny, Wales; Pabo Hall Camp, llandudno Junction, Caernarvon; Sunlaws Camp, Kelso, Roxburgh; Racecourse Camp, Ripon, Yorkshire & Knaresborough Yorkshire; Raynor"s Lane, Harrow-on-the-Hill, Middx & Hatch End, Harrow-on-the Hill, Middlesex; Dalmahoy Camp, Kirkwenton, Midlothian, Scotland; Wapley Camp, Yate, Bristol; Newland House, Tooting Bec. Road, Tooting Bec Common, London SW17; Mellands Camp, Gorton, Manchester, Lancashire; Potters Hill, HighGreen, Sheffield, Yorkshire; Meesden, Buntingford, Hertfordshire; Ashford Lodge Camp, Halstead, Essex; West Fen Militia, Ely, Cambridge; Uplands Camp, Diss, Norfolk; Loxley Hall, Utoxeter, Staffordshire; Stanbury House, Spencers Wood, Reading, Berkshire; High Hall, Bishop Burton, Beverly, Yorkshire; Hazeldene Camp, Elburton, Plymouth, Devon; The Rectory Camp, Bassingham, Kesteven, Lincolnshire; Wolviston Hall, Wolviston, Billingham, Durham; Racecourse Camp, Warwick, Warwickshire; Beeson House, St. Neots; Gloucester, Gloucestershire; Carlton Hall, Carlton, Worksop, Nottinghamshire; Ruskin Avenue, Kew, Richmond Surrey; Normanhurst Camp, Battle, East Sussex; Newton Camp, Preston, Lancashire; Boar"s Head, Walgherton, Nantwich, Cheshire; Castlethorpe Hall Camp, Castlethorpe, Brigg, Lindley, Lincolnshire; Pendeford hall, Codsall, Wolverhampton, Staffordshire & Coven, Wolverhampton, Staffordshire & Halfpenny Green, Wolverhampton, Staffordshire; Old Liberal Club, Charnwood Road, Shepshed, Loughborough; Fulney Park Camp, Spalding, Lincolnshire; Minister of Works Camp,swanscombe, Dartford, Kent; Hornby Hall Camp, Penrith, Scotland; The Heath Camp, Wellingore, Kesteven Lincolnshire; Bourton Camp, Bourton-on-the-Hill, Moreton-in-Marsh, Gloucestershire; Butterwick, Yorkshire; Lydiard Park, Purton, Swindon, Wiltshire; Grangefield, Gloucester (MH) Belfast, Northern Ireland; Naeburn (MH) Yorkshire.

В плену у ватников

На Восточном фронте условия содержания немцев, и детей в том числе, выше всякой бесчеловечности. Ни одной ненарушенной договорённости. Хотя на Крымской конференции с Америкой-Англией поделили «репарацию натурой», немецкими рабами до Сталинграда разжились мало. Из 90000 немцев, угнанных в Совок, вернулось только 5000; 40000 не перенесли перехода в «Бекетовку», где дополнительно 42000 померли с голоду-болезней. Рассыпанные по сибирским зонам, европейской части СССР эксплоатированы рабски, биты, терзаны, травимы, казнены. Тысячи военнопленных устреляны на месте, свалены в братские могилы. Пищи всегда мало, быт неандертальский. Смертность кричащая.

В ГУЛАГе за день 400–800 граммов хлеба, более половины пленников ежедневно калорий 1200–1300. Наиболее трудоспособным надбавка мизерная (по иронии, согласно плану Моргентау, дневной рацион у немца должен составлять 1300 калорий, хотя для тяжелотрудящихся 3100–4000). Кто не работал, не ел. Очевидно, что работоспособности хватало на три месяца, после чего пленники годились разве на расстрел - благо, смены хватало.

Признанным «обезоруженными вражескими силами» прав не полагалось. По бюллетеню «Re-Education» (1945), распространённому «Спецотделом Сил обслуживания сухопутных войск» армии США, передача немецких пленных на советский геноцид оправдана:

«Многие немецкие пленные должны оставаться в России после войны принудительно, на нужды россиян. Это не просто законно, а и предотвратит опасность образования национальносознательного ядра. Если нам немецкие пленные не нужны, лучше выслать их в Россию».

Гигантские колонны германцев, сотни километров пешком, чтобы в Сталинграде, Киеве, Харькове, Москве, Минске заголодаться и заработаться насмерть. Вернулись немногие. Отрицай не отицай, а проекты Моргентау таки заработали на практике. В «Нью-Йорк Пост» от 24 ноября 1947 года писал он, якобы «план Моргентау… стал частью Потсдамского соглашения, официальной программой, инструкцией,.. подписанной Соединёнными Штатами Америки, Великобританией, Союзом Советских Социалистических Республик».

Документирование судьбы тысяч немецких солдат, юношей зачастую, пресекаются. В 1941–1952 годы миллионы пленников из Германии вымерли в ГУЛАГе. Оставшиеся 10000 оставлены в СССР до 1955 года, на десятилетие рабства. О 1½ миллионах немецких солдат вестей нет.

Разгулялся красный террор от Польши до Германии. Многие пленники расстреляны, свалены в ямы сразу; другие замучены, покалечены - в том числе самые молодые. Кто попался в Югославии, тому не позавидовать. Только после 1986 года стало ведомо, что с 194000 пленных умучено насмерть или заморено голодом-антисанитарией 100000.

Около 93000 этнических немцев из дунайских поселений в 1939–1941 годах служили в армиях Венгрии, Хорватии, Румынии, сохраняя гражданство (10000 служили в СС-дивизии «Prinz Eugen», что давало гражданство также Германии). 26000 этих солдат умерло, более половины после войны в югославских лагерях. Когда 8 мая 1945 года бoльшая часть «Prinz Eugen» сдалась, на селе при хорвато-словенской границе более 1700 расстреляно. Прочие заэксплоатированы насмерть на цинковых копях у Бора, Сербия.

Помимо дунайских, иные 70000 вермахтовцев убиты в югославском плену расправами либо трудом. В основном, это сдавшаяся британцам 8 мая 1945 года в южной Австрии группа Е (150000 человек), которую дали на растерзание партизанам Югославии.

Остаток югославских пленников умирал и быстро, и медленно. До 10000 убиты «маршами расплаты» («Suhnemarsche») на тысячу километров от южной австрийской границы до северной границы Греции. Часто связанными, босыми, без еды-питья. Кто-то не доходил, остальные связаны вместе, загнаны в реки на расстрел, утопление.

1 ноября 1944 года Совет освобождения Югославии немцев объявил «общими терпилами» - в ходе геноцида среди немецких пленных и граждан немецкой национальности выжило меньше половины. Позднее, летом 1945 года погибло больше на массовых убиениях или сбрасывании в далматские карсты-шахты живьём. В десятилетие между 1945 и 1955 годами коммунистические страны загнали трудом и мором 50000 немецких пленных.

Тысячи немецких и хорватских солдат, уловленных в последние дни войны, казнены хладнокровно, сброшены в массовые захоронения на Западе Хорватии. К октябрю 2007 года зарегестрировано 540 тайных братских могил по всей Словении - 100000 тел. Не зарегистрировано много больше.

Недавно раскопаны в Гармике, на 50 километров северо-западнее Загреба, 4500 военных включая 450 офицеров, уничтоженные партизанами-коммунистами. Кости найдены в шести различных пещерах - это пехотная дивизия №392, учреждённая в Хорватии немцами в августе 1943 года, водимая генерал-лейтенантом Гансом Миклем. Ещё по пещерам останки замурованных и душеных газами; групповые захоронения военных и гражданских обнажёнными, замученными, жжёными, битыми, расчленёнными. У Ласко, Словения, в 2009 году найдены «сотни» мумифицированных после расстрела титовцами. По заявлению министра внутренних дел Хорватии, в стране может быть около 840 братских могил, а во Словении с 600, в Боснии-Герцеговине с 90.

«Специальные» лагеря

Когда в первой половине 1945 года западные страны повыпускали 6000 офицеров-немцев, они вновь арестованы Советами, помещены в зону №2 Заксенхаузена - на смену красным политзаключённым у нацистов. Позднее спецлагерь №7 переполнился лицами, приговорёнными советскими трибуналами к 15-летней каторге. До конца 1945 года заключённых 12000–16000, среди которых 2000 женщин - ещё и прибывало!

Пища негодная, санусловия плачевны. Ходи, в чём арестовали. По баракам эпидемии, спи на голых досках, а голову подпирай чурбаком. Соломенные тюфяки с одеялами - только два года спустя, в 1947. Ничего нельзя, даже петь. Окна закрашены - полная тьма. Всего после войны в лагере №7 немцев 60000, а 12000 похоронены в общих ямах. До 1948 года Совок не свободил, а многие там и до 1950 года, кого-то выслали в ГУЛАГ или повесили ГДР-вцы.

С одиннадцати ГДР-вских лагерей вроде «Muehlberg», «Saxonia» или «Oranienburg» не вышли тысячи. В 1945–1950 годы там 122671, а 42889 уболели, 756 казнены. В 22000-м «Muehlberg"e» 7000–9000 умучены голодом-эпидемиями. Там и 15-летние в полной изоляции, без права переписки. Многие сидельцы даже не знали, за что, ведь идейных там не было. Ещё скрытые лагеря вроде «Five Oaks» на Нью-Бранденбурге, где загубили 6500.

Советские хозяева Германии в основанный в апреле 1945 года «спецлагерь №5» на юго-востоке Берлина сперва поместили партийных и членов СС. Однако позднее похищают и сажают немецких подростков, которые попросту «пропадают». Спустя месяцы, в ноябре 1945 года, туда 9395 из лагеря «Ketschendorf». Считается, что за это время условия содержания погубили более 5000 узников. В 1952–1953 годы найдено множество массовых захоронений, эксгумировано 4500 тел и перезахоронено в Гальбе. Другой «спецлагерь №2» открыли в «Buchenwald"е» на 28000 немцев, из которых условия содержания погубили 7000. Об этих лагерях узнали годы спустя по войне.

Лагерь «Hermann Helfta»

Саксонский Эйслебен - один из старейших городов меж Эльбой и Гарцем. Здесь умер и родился Мартин Лютер. Первое упоминание - в 994 году нашей эры, грамоту получил в XII столетии. Влияние приобрёл в XV–XVI веках благодаря медной добыче-выплавке на землях могучих графов Мансфельдских. Заселённая горняками Нёйштадская область с её церковью Святой Анны да монастырём августинцев, основана во славные для города времена. Помощником священника Лютер останавливался там часто.

Гельфтский цистерцианский богородичный монастырь находится за пределами Эйслебена. Основан в 1229 году под мансфельским замком, а в 1258 году там осели монашки. Сформировался центр европейской духовности. Гельфтские Гертруда Великая, Мехтильда Магдебургская и Мехтильда Хакеборнская существенно повлияли на немецкую мистику и литературу.

В 1945 году по 24000 эйслебенчанам ударяет артиллерия да бреющие самолёты. Хотя город и не сильно пострадал, уничтожены первичный и вторичный секторы хозяйства, погибли трое пожарных и 14 забомбленных. До конца войны, в апреле 1945 года, в главные школы города, несколькие рестораны, горбольницу свозили раненных отовсюду.

Американцам Эйслебен сдался без боя, за исключением бесполезного сопротивления нескольких отроков и стариков. У частных лиц отобрали оружие, бинокли, фотоаппараты, рации; горожане обязаны к регистрации. Комендантский час, масштабные чистки среди чиновников.

На север и восток от шахт «Hermann Helfta» разбили «беженский лагерь» для военнопленных, но «лагерь» был не лагерем. Скорее кое-как огороженной поляной без единого здания. Спи на грунте, пищи не проси, вода раз на день - подвозима цистернами с-под пестицидов. Присланный хлеб ограду не проходил, его выбрасывали плесневеть на виду заключённых. Спи под открытыми небесами в ураганы-дожди - зато можно пить. У кое-кого прикрыться нечем. Избиения, пытки.

Гигиены никакой, немцы мрут мухами, но никто не решается бежать - верный расстрел. Арестанты прибывают, условия всё хуже. Лечь некуда. Двое пожаловались - целую группу на грузовик и в освобождённый «Buchenwald» у Веймара смотреть «выставки зверств», американцами приспособленными для «перевоспитания». Чтобы потом утешали мучимых узников сказками про зверства нацистов. Ещё смеете протестовать!?

До лета «Helft"ой» управлять стало трудно, поэтому расформировали. Кое-кого грузовиками до «Naumburg» на Зале. Всего через «Helft"у» прошло 80000–90000 людей (нынче пытаются снизить эту цифру до 22000). Смертей считается 2000–3000.

Когда территорию подарили ватникам, она стала запретной темой. Зато после воссоединения Германий нечеловеческие мучения пленников «Helft"ы» почтены памятником за деньги ветеранов-узников и «Folk Society Helfta». Многие части лагеря поделены, заселены, про трагедию не напоминает ничто.

Некоторые немецкие пленники домой вернулись только спустя восемь и более лет обнищавшими, бездомными, старыми, радуя сердце Генри Моргентау своей «собачьей зависимостью от хозяина».

Стремление к справедливости - одно из важнейших стремлений человека. В любых хоть сколько-нибудь сложно устроенных общественных организациях потребность в моральной оценке взаимодействий с другими людьми всегда была крайне велика. Справедливость - важнейший побудительный мотивов людей к действию, к оценке происходящего, важнейший элемент восприятия и себя, и мира.

Написанные ниже главки не претендуют на сколько-нибудь полное описание истории концепций справедливости. Но в них мы постарались акцентировать внимание на основных принципах, из которых в разные времена исходили люди, оценивая мир и себя. А также на тех парадоксах, с которыми они сталкивались, реализуя те или иные принципы справедливости.

Греки открывают справедливость

Идея справедливости появляется в Греции. Что и понятно. Как только люди объединяются в сообщества (полисы) и начинают взаимодействовать друг с другом не только на уровне родовых отношений или на уровне прямого властвования-подчинения, появляется потребность в моральной оценке такого взаимодействия.

До того вся логика справедливости укладывалась в простую схему: справедливость - это следованию заданному порядку вещей. Греки, впрочем, тоже во многом взяли на вооружение эту логику - учение мудрецов-основателей греческих полисов так или иначе сводилось к понятному тезису: «Справедливо только то, что есть в наших законах и обычаях». Но по мере развития городов эта логика заметно усложнилась и расширилась.

Итак, справедливо то, что не вредит другим и делается ради блага. Ну а поскольку естественный порядок вещей - объективное благо, то и следование ему есть база для любых критериев оценки справедливость.

Тот же Аристотель очень убедительно писал про справедливость рабства. Варвары природно предназначены физическому труду и подчинению, а потому очень даже справедливо, что греки - природой предназначенные к умственному и духовному труду, - делают их рабами. Потому что для варваров благо - быть рабами, даже если они сами этого не понимают по своей неразумности. Эта же логика позволяла Аристотелю говорить о справедливой войне. Война, которую ведут греки против варваров ради пополнения армии рабов, справедлива, так как восстанавливает естественное положение вещей и служит для блага всех. Рабы получают хозяев и возможность реализовывать свое предназначение, а греки - рабов.

Платон, исходя из той же логики справедливости, предлагал внимательно следить за тем, как дети играют, и по типу игры определять в социальные группы на всю оставшуюся жизнь. Те, кто играет в войну - стражники, их надо учить военному ремеслу. Тех, кто верховодит - в правители-философы, их надо учить платоновской философии. А всех остальных учить не надо - они будут работать.

Естественно, греки разделяли благо для отдельного человека и всеобщее благо. Второе - безусловно более важное и значимое. Потому за всеобщим благом всегда было первенство в оценке справедливости. Если нечто ущемляет других отдельных людей, но предполагает всеобщее благо - это безусловно справедливо. Впрочем, для греков здесь не было особенного противоречия. Всеобщим благом они называли благо для полиса, а города в Греции были небольшие, и не на уровне абстракции, а на вполне конкретном уровне предполагалось, что тот, чье благо ущемлено, ради блага всех - вернет его как член общины, с прибылью. Эта логика, разумеется вела к тому, что справедливость для своих (жителей твоего полиса) сильно отличалась от справедливости для чужих.

Сократ, который все запутал

Итак, греки разобрались с тем, что такое благо. Разобрались с тем, что такое естественный порядок вещей. Разобрались с тем, что такое справедливость.

Но был один грек, который любил задавать вопросы. Добродушно, последовательно и логично. Вы уже поняли, что речь идет о Сократе.

В «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта есть удивительная главка" Разговор с Евфидемом о необходимости учиться«. Кончается эта главка следующими словами: «И многие, доведенные до такого отчаяния Сократом, больше не желали иметь с ним дела». Причиной отчаяния стали те самые последовательные вопросы, которые Сократ задавал молодому политику Евфидему о справедливости и благе.

Прочитайте этот блистательный диалог у самого Ксенофонта или, может, даже лучше, в изложении Михаила Леоновича Гаспарова. Впрочем, можете и прямо тут.

«Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство - это справедливо?» - «Конечно, несправедливо!» - «Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?» - «Нет, пожалуй что, справедливо». - «А если он будет грабить и разорять их землю?» - «Тоже справедливо». - «А если будет обманывать их военными хитростями?» - «Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо».

«Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, - такая ложь будет несправедливой?» - «Нет, пожалуй что, справедливой». - «А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, - такой обман будет несправедливым?» - «Нет, тоже справедливым». - «А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, - что сказать о таком воровстве?» - «И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно; надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло».

«Очень хорошо, Евфидем; теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?» - «Думаю, что знаю, Сократ; хотя почему-то уже не так в этом уверен». - «Так что же это такое?» - «Ну вот, например, здоровье - это благо, а болезнь - это зло; пища или питье, которые ведут к здоровью, - это благо, а которые ведут к болезни, - зло». - «Очень хорошо, про пищу и питье я понял; но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно - благо, а когда ко злу, то оно - зло?» - «Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?» - «А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели; чем же было здесь здоровье - благом или злом?»

«Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум - это благо!» - «А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину; на благо ли им их ум?» - «Тогда - красота, сила, богатство, слава!» - «Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся; сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду; богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла».

«Ну, коли так, - уныло сказал Евфидем, - то я даже не знаю, о чем мне молиться богам». - «Не печалься! Просто это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?» - «Думаю, что знаю, Сократ». - «Из кого же состоит народ?» - «Из бедных и богатых». - «А кого ты называешь бедными и богатыми?» - «Бедные - это те, которым не хватает на жизнь, а богатые - те, у которых всего в достатке и сверх достатка». - «А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?» - «Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы». - «Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков - к богачам?» - «Нет уж, лучше не надо, Сократ; вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю».

«Не отчаивайся! О народе ты еще подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах-ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же все-таки лучше и какие хуже?» - «Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных». - «А скажи: если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой не нарочно, то какой из них грамотней?» - «Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок». - «А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!» - «Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!»

Римляне. Справедливость есть право

Римляне тоже были озабочены проблемой справедливости. Рим хоть и начинался как небольшое поселение, но довольно быстро разросся до огромного государства, властвующего над всем Средиземноморьем. Греческая логика полисной справедливости тут уже не очень работала. Слишком много людей, слишком много провинций, слишком много разных взаимодействий.

Справиться с идеей справедливости римлянам помогало право. Отстроенная и постоянно достраиваемая система законов, которым подчинялись все граждане Рима. Цицерон писал, что государство - это сообщество людей, объединенных общими интересами и согласием по отношению к законам.

Юридическая система объединяла в себе и интересы общества, и интересы конкретных людей, и интересы Рима как государства. Все это было описано и кодифицировано.

Отсюда и право как исходная логика справедливости. Справедливо то, что правомерно. А реализуется справедливость через обладание правом, через возможность быть объектом действия права.

«Не тронь меня, я римский гражданин!» - гордо восклицал включенный в систему римского права человек, и те, кто хотел причинить ему зло, понимали, - вся мощь империи обрушится на них.

Христианская логика справедливости или Все опять усложнилось

«Новый завет» опять все немного запутал.

Во-первых, задал абсолютные координаты справедливости. Грядет Страшный суд. Только там будет явлена истинная справедливость и только эта справедливость имеет значение.

Во-вторых, твои добрые дела и справедливая жизнь здесь, на земле, могут как-то повлиять на то самое решение Высшего суда. Но эти дела и справедливая жизнь должны быть актом нашей свободной воли.

В-третьих, требование возлюбить ближнего как самого себя, заявленное Христом как главная моральная ценность христианства, это все-таки нечто большее, чем просто требование стараться не вредить или иметь расположение к благу. Христианский идеал предполагает необходимость воспринимать другого как самого себя.

Ну и, наконец, Новый завет отменил деление людей на своих и чужих, на достойных и недостойных, на тех, чье предназначение быть хозяином, и на тех, чье предназначение быть рабом: «По образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Послание к Колоссянам святого апостола Павла, 3.8)

Исходя из логики Нового завета, теперь все люди должны восприниматься равноправными субъектами справедливости. И ко всем должны применяться одинаковые критерии справедливости. А принцип «любви к ближнему» требует от справедливости большего, чем простое следование формальным критериям блага. Критерии справедливости перестают быть одинаковыми, для каждого они оказываются своими. А тут еще и Страшный суд в неизбежной перспективе.

В общем, все это было слишком сложно, требовало слишком много душевных и социальных усилий. К счастью, сама по себе религиозная логика позволяла воспринимать мир в традиционной парадигме справедливости. Следование традициям и предписаниям церкви надежнее ведут в царствие небесное, ибо это и есть и добрые дела, и справедливая жизнь. А все эти акты благой свободной воли можно опустить. Мы христиане и веруем в Христа (чтобы он там ни говорил), а те, кто не верует, - к тем наши критерии справедливости не подходят. В итоге христиане, когда было нужно, не хуже Аристотеля обосновывали справедливость любых войн и любого рабства.

Впрочем, сказанное в Новом завете так или иначе все равно оказывало свое влияние. И на религиозное сознание, и на всю европейскую культуру.

Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Эти слова Христа из Нагороной проповеди - одна из формулировок универсальной моральной максимы. Примерно та же формула есть у Конфуция, в Упанишадах и вообще много где.

И именно эта формула стала отправной точкой для размышлений о справедливости в эпоху Просвещения. Мир усложнился, люди, говорящие на разных языках, верующие по-разному и в разное, занимающиеся разным, все активнее сталкивались друг с другом. Практический разум требовал логичной и непротиворечивой формулы справедливости. И нашел ее в моральной максиме.

Нетрудно заметить, что у этой максимы есть как минимум два очень разных варианта.

«Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».

«Поступай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Первый назвали принципом справедливости, второй - принципом милосердия. Сочетание этих двух принципов решало проблему с тем, кого именно считать тем ближним, которого следует возлюбить (в Нагорной проповеди, именно второй вариант). А первый принцип давал основания для внятного обоснования справедливых действий.

Все эти размышления подытожил и вывел в категорический императив Кант. Впрочем, ему пришлось (так требовала последовательная логика его размышлений) немного изменить формулировку: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Есть у автора знаменитых «Критик» и другой вариант: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Как Маркс все расставил на свои места и обосновал борьбу за справедливость

Но с этой формулой, в любой ее формулировке обнаружились большие проблемы. Особенно если выйти за рамки христианской идеи о высшем (божественном) благе и высшем судье. А что делать, если другие поступают как раз так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой? Что делать, если с тобой поступают несправедливо?

И еще. Люди очень разные, «что для русского здорово, то для немца карачун». Одни страстно хотят видеть святой крест на Святой Софии в Константинополе, а другим вообще нет до этого дела, одним жизненно важен контроль за Босфором и Дарданеллами, а другим важно найти где-то полушку на стопку водки.

И тут всем помог Карл Маркс. Он все разъяснил. Мир разделен на враждующие (нет, уже не города как у Аристотеля), а классы. Одни классы угнетенные, а другие угнетающие. Все, что делают угнетающие, - несправедливо. Все, что делают угнетенные, справедливо. Особенно если эти угнетенные - пролетариат. Потому что наука доказала, что именно пролетариат - есть высший класс, за которым будущее, и который представляет объективно благое большинство и логику прогресса.

Итак:

Во-первых, нет никакой справедливости для всех.

Во-вторых, справедливо то, что делается во благо большинства.

В-третьих, справедливо то, что объективно, непреложно (ср. объективные законы мироздания у Греков) и прогрессивно.

Ну и наконец, справедливо то, что во благо угнетенных, а значит, требует борьбы. Требует подавления тех, кто против, тех кто угнетает и стоит на пути прогресса

Собственно, марксизм стал на долгие годы главной логикой борьбы за справедливость. Да и до сих пор ей является. Правда с одним важным изменением. Из современной марксистской логики выпала справедливость для большинства.

Американский философ Джон Ролз создал теорию «справедливого неравенства», в основе которой «равенство доступа к основным правам и свободам» и «приоритет в доступе к любым возможностям тех, у кого меньше этих возможностей». Ничего марксистского в логике Ролза не было, скорее наоборот - это очевидно антимарксистская доктрина. Однако как раз сочетание формулы Ролза и марксистского подхода создало современные основания для борьбы за справедливость на уничтожение

Марксистская логика борьбы за справедливость основана на праве угнетаемых. Маркс рассуждал в категории больших групп и глобальных процессов, а угнетенным у него был пролетариат - логикой прогресса предназначенный быть большинством. Но если немного сместить фокус, то на месте пролетариата могут оказаться и любые другие угнетаемые маргинальные группы, которые не обязательно составляют большинство. И так из стремления Маркса добиться справедливости для всех вырастает борьба за права любых меньшинств, выворачивающая идеи немца из позапрошлого века наизнанку.

Порядок обращения с военнопленными на момент начала Второй мировой регулировала Женевская конвенция 1929 г. Германия её подписала, СССР — нет. Но наша страна — парадокс — была куда ближе к выполнению всех женевских положений! Для сравнения: в немецкий плен попали 4,5 млн советских военнослужащих. Из них умерло и погибло в лагерях до 1,2 млн человек.

Спасибо докторше!

По нормам от 23 июня 1941 г. пленных кормили почти как солдат Красной армии. В день им полагалось по 600 г ржаного хлеба, 90 г круп, 10 г макарон, 40 г мяса, 120 г рыбы и т. д. Естественно, вскоре рацион сократили — своим не хватало! В самой полной работе по этому вопросу «Плен и интернирование в Советском Союзе» (1995 г.) австрийский историк Стефан Карнер писал: «Работающие военнопленные получали 600 г водянистого чёрного хлеба, а у русского гражданского населения зачастую не было даже этого». Речь о зиме 1946-1947 гг., когда в СССР царил голод. При перевыполнении норм пленные могли рассчитывать ещё на 300-400 г.

Немецкие военнопленные на параде в Москве, 1945. Фото: www.russianlook.com

«Из медикаментов у русских были только камфара, йод и аспирин, хирургические операции делались без наркоза, тем не менее все возвратившиеся домой превозносили «русскую докторшу», которая в этой бедственной ситуации делала всё возможное», — вспоминал очевидец. У «родных» советских зэков из ГУЛАГа не было и того. Основными причинами смерти военнопленных в СССР были дистрофия и инфекционные заболевания (дизентерия, тиф, туберкулёз). Самоубийством покончили только 0,2%, не доживших до освобождения.

«Антифа»-1945

В конце 1945 г. Главное управление по делам военнопленных и интернированных НКВД СССР (ГУПВИ) владело империей из 267 лагерей и 3200 стационарных отделений. Пленные немцы добывали торф и уголь, восстанавливали Донбасс и Днепрогэс, Сталинград и Севастополь, строили московское метро и БАМ, добывали золото в Сибири... Лагеря, в которых содержали немцев, мало чем отличались от лагерей «для своих». Из пленных формировали отдельные рабочие батальоны от 500 до 1000 человек, состоящие из трёх рот. В бараках — наглядная агитация: графики, доски почёта, трудовое соревнование, участие в котором давало привилегии.

Другим способом поправить своё положение было сотрудничество с «Антифой» (вот когда появилось это слово!) — антифашистскими комитетами. Австриец Конрад Лоренц , ставший после войны известным учёным (нобелевский лауреат в области физиологии и медицины в 1973 г.), попал в плен под Витебском. Отказавшийся от национал-социалистических убеждений, он был переведён в лагерь № 27 с хорошим режимом в Красногорске. Из русского плена Лоренц ухитрился привезти рукопись своей первой книги «Оборотная сторона зеркала» о природе человеческой агрессивности. Всего в лагерях было подготовлено порядка 100 тыс. активистов, составивших костяк Социалистической единой партии Германии.

Последний немецкий пленный был отправлен в Германию осенью 1955-го, когда в СССР приехал с официальным визитом канцлер ФРГ Конрад Аденауэр . Последних инозэков провожали домой с духовым оркестром.

В разделе

Чего только не предпринимали оказавшиеся в плену солдаты и офицеры вермахта, чтобы поскорее улизнуть из СССР. Выдавали себя за румын и австрийцев. Пытаясь заслужить снисхождение советских властей, они поступали на работу в милицию. А тысячи немцев даже объявили себя евреями и уехали на Ближний Восток укреплять армию Израиля! Понять этих людей немудрено – условия, в которых они оказались, были не сладкими. Из 3,15 млн немцев треть не пережила тягот плена.

Всех германских военнопленных, находившихся на территории СССР, не пересчитали до сих пор. И если в Германии с 1957 по 1959 год изучением их истории занималась правительственная комиссия, выпустившая в итоге 15-томное исследование, то в Советском Союзе (и позже в России) тема пленных солдат и офицеров вермахта, кажется, не заинтересовала вообще никого. Историки отмечают, что чуть ли не единственным советским исследованием такого рода стала работа Die Deutschen Kriegsgefangenen in der UdSSR Александра Бланка – бывшего переводчика генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса. Но казус в том, что «советское исследование» было издано… в Кёльне в 1979 году на немецком языке. А «советским» оно считается лишь по той причине, что было написано Бланком во время его пребывания в СССР.

Несчитанные немцы

Сколько же немцев побывало в советском плену? Более 3 млн, как сосчитали в Германии, два с небольшим миллиона, как уверяли советские историки – сколько? Вот, к примеру, министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов в письме Сталину от 12 марта 1947 года писал, что «всего немецких военнопленных солдат, офицеров и генералов находится в Советском Союзе 988 500 человек». А в заявлении ТАСС от 15 марта того же года говорилось, что «на территории СССР остаются 890 532 военнопленных немца». Где правда? Чехарда в советской статистике, впрочем, легко объяснима: с 1941 по 1953 год ведомство, занимавшееся делами военнопленных, реформировалось четыре раза. Из Управления по делам военнопленных и интернированных НКВД в 1945 году создали Главное управление по делам военнопленных и интернированных НКВД, которое в марте 1946 года передали Министерству внутренних дел. В 1951 году УПВИ «вывалилось» из системы МВД, а в 1953-м структуру расформировали, передав часть его функций Тюремному управлению МВД. Понятное дело, что творилось с ведомственной документацией при таких административных пертурбациях.

по данным ГУПВИ на сентябрь 1945 года, 600 тыс. немцев были «освобождены на фронте, без передачи в лагеря» – вот только каким образом их «освободили»? Разумеется, всех их на самом деле «вывели в расход»

Наиболее заслуживающей доверия отечественные историки признают позднюю статистику Тюремного управления МВД. Из неё следует, что советскими войсками с 22 июня 1941 года по 17 мая 1945 года были взяты в плен 2 389 560 «военнослужащих немецкой национальности» (считали именно по национальной принадлежности, почему – неизвестно). Среди этих военнопленных было 376 генералов и адмиралов, 69 469 офицеров и 2 319 715 унтер-офицеров и солдат. Были ещё 14 100 так называемых военных преступников – предположительно, эсэсовцев. Они содержались отдельно от остальных, в спецлагерях НКВД, не входивших в систему УПВИ-ГУПВИ. По сей день их судьба достоверно неизвестна: архивные документы засекречены. Есть данные, что около тысячи военных преступников в 1947 году приняли на работу в Комитет информации при Совете министров СССР – структуру, объединившую внешнеполитическую и военную разведки. Чем они там занимались – военная тайна.

Пленных расстреливали, но без огласки

Расхождение в советской и немецкой цифири – примерно 750 тыс. человек. Согласитесь, впечатляющее число. Правда, по данным ГУПВИ на сентябрь 1945 года, 600 тыс. немцев были «освобождены на фронте, без передачи в лагеря» – вот только каким образом их «освободили»? Сложно поверить, что советское командование за здорово живёшь возвращало вермахту пленённых солдат сотнями тысяч. Разумеется, всех их на самом деле «вывели в расход». Но, поскольку пленных расстреливать не полагалось, в советских статотчётах завели графу «освобождённые на фронте». Если внимательно изучить сводки первых двух лет войны, ситуация с казнёнными втихаря пленными становится очевидной. К примеру, на 1 мая 1943 года попавшими в плен числились 292 630 военнослужащих вермахта и их союзников. Но, по состоянию на тот же срок, 196 944 человека из них уже считались «умершими»! Вот это смертность – из каждых трёх пленных выжил только один! Такое ощущение, что в советских лагерях свирепствовали бесконечные эпидемии. Впрочем, нетрудно догадаться, что на самом деле пленных, конечно, расстреливали. Справедливости ради стоит отметить, что немцы тоже не церемонились с нашими пленными. Из 6 206 000 советских военнопленных казнены были 3 291 000 человек.

Пленных советских солдат, как известно, немцы кормили так называемым русским хлебом – запечённой смесью, наполовину состоявшей из очисток сахарной свёклы, на четверть из целлюлозной муки и ещё на четверть – из нарубленных листьев или соломы. Зато в советских лагерях пойманных фашистов откармливали, как поросят на убой. Солдатам в сутки скармливали полбуханки ржаного хлеба, полкило варёного картофеля, 100 граммов солёной селёдки и 100 граммов варёной крупы. Офицерам и «истощённым солдатам» ежедневно полагались сухофрукты, куриные яйца и сливочное масло. В их суточные пайки также входили мясные консервы, молоко и пшеничный хлеб. В конце 40-х унтер-офицеров приравняли к солдатам – оставили им офицерский паёк, но заставили ходить на работу (офицерам работать не полагалось). Не поверите, но немецким солдатам даже позволялось получать из Германии посылки и денежные переводы, причём их суммы ничем не ограничивались. Не жизнь – сказка!

Немецкими офицерами «укрепили» армию Израиля

В ноябре 1949 года министр внутренних дел СССР Сергей Круглов издал примечательный циркуляр № 744: в нём констатировалось, что военнопленные запросто покидают места содержания, лечатся в гражданских больницах, устраиваются на работу, в том числе и на «режимные объекты», и даже вступают в браки с советскими гражданками. К тому времени вооружённую охрану лагерей сменила так называемая самоохрана из числа пленных – оружие её сотрудникам, правда, не полагалось. К 1950 году представителей «самоохраны» стали зачислять на работу в милицию: таким образом было трудоустроено по меньшей мере 15 тыс. немецких военнопленных. Ходили слухи, что, отслужив год в милиции, можно проситься домой, в Германию.

После окончания войны на родину вернулись порядка 2 млн немцев. Примерно 150 тыс. человек остались в СССР (официальная статистика 1950 года при этом сообщала, что в Союзе осталось всего 13 546 немцев: позже оказалось, что пересчитали лишь тех, кто на тот момент находился в тюрьмах и следственных изоляторах). Известно и то, что 58 тыс. немецких военнопленных изъявили желание уехать в Израиль. В 1948 году не без помощи советских военных инструкторов стала формироваться армия еврейского государства (ЦАХАЛ), и её создатели – друг детства Феликса Дзержинского Лев Школьник и Исраэль Галили (Берченко) – предложили пленным немцам свободу в обмен на воинский опыт. Причём точно так же, как и этническим русским офицерам ЦАХАЛ, немцам пришлось менять свои имена и фамилии на еврейские. Предполагали ли солдаты вермахта, направляясь на войну с «жидами и комиссарами», чем закончится их поход?

По статистике Тюремного управления МВД СССР, с 22 июня 1941 года по 2 сентября 1945 года в советском военном плену помимо 2 389 560 немцев побывало 639 635 японцев (а по данным НКВД 1946 года – 1 070 000. И кому прикажете верить?). Кроме них вкус советских лагерных пайков узнали более полумиллиона венгров, 187 370 румын и 156 682 австрийца. Среди военнопленных союзных гитлеровцам армий нашлось 10 173 еврея, 12 928 китайцев, 3608 монголов, 1652 люксембуржца и даже 383 цыгана.

Всего в СССР насчитывалось 216 лагерных управлений и 2454 лагерных отделения, в которых размещались военнопленные. Также для них было создано 166 рабочих батальонов Красной армии и 159 госпиталей и мест отдыха.

В Советском Союзе пленные немцы использовались на строительных работах. Так, в Москве их руками были возведены целые микрорайоны, а во многих городах построенные пленными кварталы до сих пор в обиходе именуют немецкими.

О том, сколько гитлеровцев, а также солдат и офицеров армий, воевавших на стороне Германии, попало в плен, историки спорят до сих пор. Немного известно и об их житье-бытье в советском тылу.

"Орава" имела право

По официальным данным, за годы войны в руки бойцов Красной Армии попало 3 млн 486 тысяч военнослужащих германского вермахта, войск СС, а также граждан стран, воевавших в союзе с Третьим рейхом.

Разумеется, такую ораву нужно было где-то размещать. Уже в 1941 году усилиями сотрудников Главного управления по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ) НКВД СССР начали создаваться лагеря, где содержались бывшие солдаты и офицеры немецкой и союзных Гитлеру армий. Всего таких учреждений насчитывалось свыше 300. Они, как правило, были небольшими и вмещали от 100 до 3-4 тысяч человек. Одни лагеря существовали год и более, другие - всего несколько месяцев.

Размещались они в самых разных уголках тыловой территории Советского Союза - в Подмосковье, Казахстане, Сибири, на Дальнем Востоке, в Узбекистане, Ленинградской, Воронежской, Тамбовской, Горьковской, Челябинской областях, Удмуртии, Татарии, Армении, Грузии и других местах. По мере освобождения оккупированных областей и республик лагеря для военнопленных строились на Украине, в Прибалтике, Белоруссии, Молдавии, Крыму.

Бывшие завоеватели жили в новых для них условиях в общем-то терпимо, если сравнить советские лагеря для военнопленных с аналогичными гитлеровскими.

Немцы и их союзники получали в сутки по 400 г хлеба (после 1943 года эта норма выросла до 600-700 г), 100 г рыбы, 100 г крупы, 500 г овощей и картофеля, 20 г сахара, 30 г соли, а также немного муки, чая, растительного масла, уксуса, перца. У генералов, а также солдат, больных дистрофией, суточный паек был побогаче.

Продолжительность трудового дня пленных составляла 8 часов. Согласно циркуляру НКВД СССР от 25 августа 1942 года они имели право на небольшое денежное довольствие. Рядовым и младшим командирам выплачивалось 7 рублей в месяц, офицерам - 10, полковникам - 15, генералам - 30 рублей. Военнопленным, которые трудились на нормированных работах, выдавались дополнительные суммы в зависимости от выработки. Перевыполняющим нормы полагалось 50 рублей ежемесячно. Те же дополнительные деньги получали бригадиры. При отличной работе сумма их вознаграждения могла вырасти до 100 целковых. Деньги, превышающие разрешенные нормы, военнопленные могли хранить в сберкассах. Кстати, они имели право на получение денежных переводов и посылок с родины, могли получать 1 письмо в месяц и отправлять неограниченное количество писем.

Кроме того, им бесплатно выдавалось мыло. Если одежда находилась в плачевном состоянии, то пленные получали даром телогрейки, шаровары, теплые шапки, ботинки и портянки.

Обезоруженные солдаты армий гитлеровского блока трудились в советском тылу там, где не хватало рабочих рук. Пленных можно было увидеть на лесоповале в тайге, на колхозных полях, у станков, на стройках.

Были и неудобства. Скажем, офицерам и генералам запрещалось иметь денщиков.

От Сталинграда до Елабуги

В оперативном Красногорском лагере содержались важные персоны, попавшие в плен, например, фельдмаршал Паулюс. Потом он "переехал" в Суздаль. В Красногорск были направлены и другие известные гитлеровские военачальники, попавшие в плен под Сталинградом, - генералы Шмидт, Пфайффер, Корфес, полковник Адам. Но основную часть немецких офицеров, плененных в Сталинградском "котле", после Красногорска отправили в Елабугу, где их ждал лагерь N 97.

Политотделы многих лагерей для военнопленных напоминали советским гражданам, которые несли там охрану, работали техниками связи, электриками, поварами, что надо соблюдать Гаагскую конвенцию о военнопленных. Потому отношение к ним со стороны советских граждан в большинстве случаев было более-менее корректным.

Саботажники и вредители

Основная масса военнопленных вела себя в лагерях дисциплинированно, трудовые нормы иногда перевыполнялись.

Хотя крупномасштабных восстаний зарегистрировано не было, случались ЧП в виде саботажа, заговоров, побегов. В лагере N 75, который был размещен у деревни Рябово в Удмуртии, военнопленный Мензак уклонялся от работы, симулировал. При этом врачи признали его годным к труду. Мензак попытался бежать, но был задержан. Он никак не хотел мириться со своим положением, отрубил себе кисть левой руки, потом умышленно затягивал лечение. В итоге был передан военному трибуналу. Самых отпетых нацистов отправляли в спецлагерь в Воркуте. Такая же судьба постигла и Мензака.

Лагерь для военнопленных N 207, располагавшийся в районе Краснокамска, был расформирован в Приуралье одним из последних. Он просуществовал до конца 1949 года. В нем еще оставались военнопленные, репатриация которых была отложена по причине того, что они подозревались в подготовке диверсий, зверствах на оккупированных территориях, связях с гестапо, СС, СД, абвером и другими гитлеровскими организациями. Потому в октябре 1949 года в лагерях ГУПВИ были созданы комиссии, которые выявляли среди пленных тех, кто занимался саботажем, был замешан в массовых расстрелах, казнях, пытках. Одна из таких комиссий работала и в Краснокамском лагере. После проверки часть пленных отправлялась на родину, а оставшиеся предавались суду Военного трибунала.

Опасения насчет убежденных нацистов, готовых на подготовку диверсий и другие преступления, не были беспочвенными. Содержащийся в Березниковском лагере N 366 оберштурмфюрер Германн Фриц заявил на допросе о том, что еще 7 мая 1945 года по дивизии СС "Мертвая голова" был издан особый приказ: все офицеры в случае пленения должны были "организовать саботаж, устраивать диверсии, вести шпионско-разведывательную работу и как можно больше вредить".

В пределах Татарской АССР в районе Зеленодольска был размещен лагерь N 119. Здесь содержались и военнопленные румыны. Осенью 1946 года в лагере случился казус, о котором стало известно в Москве. Бывший лейтенант румын Чампаеру нанес публично несколько ударов доской своему земляку за то, что тот подписал обращение в адрес известного румынского антифашиста Петру Гроза. Чампаеру заявил, что будет расправляться с другими военнопленными, подписавшими этот документ. Об этом случае упоминалось в подписанной 22 октября 1946 года Директиве НКВД СССР "О выявленных фашистских группировках, оказывающих противодействие антифашистской работе среди военнопленных".

Но такие настроения не получили массовой поддержки среди пленных, последние из которых покинули СССР в 1956 году.

Кстати

С 1943 по 1948 год во всей системе ГУПВИ НКВД СССР совершили побег 11 тысяч 403 военнопленных. Из них было задержано 10 тысяч 445 человек. Не пойманными остались 3%.

При задержании было убито 292 человека.

За годы войны Красной Армии сдалось около 200 генералов. В советском плену оказались такие известные нацистские военачальники, как генерал-фельдмаршалы Фридрих Паулюс и Людвиг Клейст, бригаденфюрер СС Фриц Панцингер, генерал артиллерии Гельмут Вейдлинг.

Большинство пленных немецких генералов к середине 1956 года было репатриировано, вернулось в Германию.

В советском плену кроме немецких солдат и офицеров в немалом количестве оказались представители союзных Гитлеру армий и добровольческих частей СС - австрийцы, финны, венгры, итальянцы, румыны, словаки, хорваты, испанцы, чехи, шведы, норвежцы, датчане, французы, поляки, голландцы, фламандцы, валлоны и другие.



Рассказать друзьям