Философия позитивизма огюста конта. Биография огюста конта Конт катехизис

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ОГЮСТ КОНТ

Французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук. Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (т. 1–6, 1830–1842), «Система позитивной политики» (т. 1–4, 1851–1854).

Огюст Конт родился 19 января 1798 года в Монпелье. Его отец, Огюст Луи, служил сборщиком податей. Мать Конта была ревностная католичка. Семья имела средний достаток.

В девять лет Огюста отдали в лицей Монпелье. Уже в школе проявилась такая черта его характера, как независимость. Для него не существовало авторитетов, но он отдавал должное умственному и нравственному превосходству. Огюст вел себя вызывающе с директором или наставниками, но к учителям относился с почтением. Слабый и болезненный на вид, Конт избегал детских игр, но товарищи его любили: он всегда готов был прийти на помощь.

Из учителей Конта следует выделить пастора Анкорта, преподававшего в лицее математику. Обладая обширными философскими познаниями и редкими нравственными качествами, он оказал большое влияние на воспитанника. Не случайно Конт посвятил ему одно из своих сочинений («Субъективный синтез»).

В пятнадцать лет Огюст окончил лицей. В 1814 году он поступил в Политехническую школу в Париже, которая была в то время одной из самых популярных во Франции. Конт изучал математику и вырабатывал навык научного мышления, кроме того он читал сочинения Адама Смита, Юма, Кондорсе, де-Местра, Биша, Галля и других авторов. Огюст избегал студенческих компаний, не вступал в дискуссии и не предавался томным мечтаниям. Погруженный в размышления, он выглядел не по возрасту серьезным. Но это не мешало ему участвовать в стычках с начальством. В конце концов это кончилось плачевно в 1816 году правительство закрыло Политехническую школу, как рассадник вольнодумства и волнений.

Конта отправили на родину под надзор полиции, так как он считался одним из заводил. В Монпелье Огюст провел всего несколько месяцев. Несмотря на протесты родителей, он возвратился в Париж. Отец в гневе отказал ему в материальной поддержке. Огюст мог рассчитывать только на свои силы и знания. Ему повезло: профессора Политехнической школы Поинсо и Блэнвиль, заметившие необыкновенные способности юноши, помогают ему найти место преподавателя математики. Огюст дает частные уроки, что приносит ему пусть скудный, но доход. В свободное время он штудирует литературу по физическим наукам, биологии, истории. Ему удается устроиться домашним секретарем к богатому банкиру, видному члену парламента Казимиру Перье. Увы, секретарство продлилось всего три недели - будущий Конт и Перье слишком расходились во взглядах, чтобы сотрудничать.

В 1818 году он знакомится с великим утопистом Сен-Симоном и поступает к нему в секретари. В то время еще не было школы Сен-Симона как таковой, она только разрабатывалась. Под руководством Сен-Симона Конт начинает серьезно работать над социальными вопросами. В 1819 году он публикует в журнале свою первую самостоятельную работу. Огюст сотрудничает с Сен-Симоном, но это не значит, что он не имеет своих взглядов. В 1822 году публикуется его сочинение, которое через два года переиздается под названием «Система позитивной политики». В это время формируются его философские и социальные взгляды. Конт делает свое «главное открытие» - социологический закон трех состояний. Сен-Симон высоко ценил таланты ученика, но хотел, чтобы он посвятил себя разработке его теории. На этой почве и произошел конфликт между двумя великими мыслителями.

В 1824 году Огюст, посчитав, что перерос учителя и созрел для самостоятельной деятельности, прекращает не только сотрудничество, но и всякие отношения с Сен-Симоном. «Сен-Симон, - писал Конт, - старался держать меня в черном теле и присвоить себе львиную долю той славы, которая могла выпасть на долю моих трудов». В этих словах - весь Конт, самолюбивый, не сомневавшийся в своем высоком предназначении.

Конт пытается устроиться в Политехническую школу, но ему запрещают преподавать в учебных заведениях. Остаются только частные уроки по математике.

Двадцатитрехлетним юношей он встретил на одном народном гулянии молодую девушку Каролину Массин. Дочь кочующих провинциальных актеров, она не получила серьезного образования, хотя обладала незаурядными умственными способностями. Девушка вела «легкий образ жизни». Конт, по-видимому, сблизился с ней и часто посещал ее. Отношения их поддерживались около двух месяцев.

Через год они снова встретились. Перед этим Каролина продала книжную лавку и располагала небольшой суммой. 29 февраля 1825 года Огюст и Каролина обвенчались. Огюст скоро понял, какую страшную ошибку совершил. «Если бы она была только порочной, - писал философ, - то, быть может, я прощал бы ей ее проступки, но она проявляла бессердечие, не обнаруживала ни малейшей нежности, и я неизбежно должен был почувствовать к ней в конце концов презрение». Супруги часто ссорились. Каролина несколько раз уходила из дома. В конце концов последовал развод. Но это случилось позже, а пока они снимали просторную квартиру. Огюст дал объявление об услугах репетитора. Однако на объявление откликнулся лишь один человек. Пришлось переехать в квартиру поскромнее.

Один из друзей посоветовал Огюсту устроить публичные лекции по философии, над разработкой которой Конт упорно трудился, несмотря на свое трудное материальное положение.

В марте 1826 года он объявил о чтении своего курса лекций, в будущем переработанного в «Курс позитивной философии». Курс был рассчитан на72 часа и сводился к «философскому обозрению всех наук». Конт надеялся не только поправить свое материальное положение, но и заявить о себе как о творце новой философской системы. Он не рассчитывал на большую аудиторию. Слушатели собирались у него дома, а билеты распространялись среди знакомых. Однако среди немногих слушателей были известные люди: Гумбольдт, Блэнвиль, Поинсо, Карно, Серклэ. Очевидно, молодой философ уже был известен. Однако ему пришлось прекратить чтение курса на третьей лекции. Сен-Симонисты не могли простить ему, что он ушел от них, и дело чуть не дошло до дуэли. К этому надо добавить постоянные склоки с женой. В результате нервная система Конта не выдержала, и это привело его к тяжелому душевному расстройству.

Вначале жена не понимала, что с ним происходит. Но вот он ушел из дома и не вернулся. Каролина получила от него письмо и бросилась на поиски мужа. Она нашла его в Монморанси в горячечном бреду. Огюст пытался броситься в озеро, но Каролине с большим трудом удалось удержать мужа, а затем с помощью Блэнвиля отправить его в больницу в состоянии буйного помешательства.

Пролежав несколько месяцев в больнице, Конт возвращается домой. Буйный период помешательства еще не кончился. Он бросался с ножом на жену, однажды убежал из дома и кинулся в Сену, но его состояние стало улучшаться. В конце лета 1827 года он уехал к своим родителям в Монпелье, а через год Конт уже работал.

В начале января 1829 года Конт в состоянии был уже возобновить свои лекции. Читал он их по-прежнему на дому перед столь же ограниченной и вместе с тем избранной аудиторией. Правда, Гумбольдта на этот раз не было; зато присутствовали Бруссэ и Эскироль. Основные тезисы своей философии Конт изложил затем в одном из общественных залов Парижа, а в 1830 году приступил к публикации своего капитального труда. Однако эта поистине гигантская работа не принесла денег. Конту по-прежнему предстояло зарабатывать уроками по математике.

Знакомства, завязанные им благодаря лекциям с некоторыми учеными и профессорами, теперь пригодились. В 1832 году он получил место репетитора в Политехнической школе по теоретической механике и высшему анализу, в 1837 году - там же место экзаменатора, кроме того, он подрабатывал в частных учебных заведениях. А сколько у него было неудач!

В 1831 году он выставил свою кандидатуру на вакантную кафедру высшего анализа и теоретической механики в Политехнической школе, но на его заявление не обратили внимания, а в следующем году он получил, как сказано выше, лишь место репетитора при этой кафедре. В 1832 году Конт обратился к Гизо, в то время министру народного просвещения, с предложением учредить кафедру всеобщей истории и философии физических и математических наук. В докладной записке, представленной им по этому поводу, он обстоятельно доказывал необходимость, своевременность и возможность учреждения такой кафедры; в лекторы же он, естественно, предлагал самого себя. Но ничего из этого не вышло.

В 1835 и 1840 годах Конт пытался занять кафедру в Политехнической школе, но ему вновь отказали. Тщетны были его попытки проникнуть в Академию политических и социальных наук. Все это время он занимал должность экзаменатора в Политехнической школе.

В 1844 году его лишили и этой должности. Материальный кризис наступил, когда он закончил и напечатал «Курс позитивной философии» и находился в расцвете сил. Мечта Конта создать и занять кафедру по истории и философии положительных наук не осуществилась. Много лет спустя, в 1846 году, он снова попытался получить эту должность, но его постигла такая же неудача. В 1848 году после революции с подобным же проектом выступил Липре, ученик Конта, но и он не имел успеха. Таким образом, Конту не удалось найти в официальных сферах места, соответствующего его стремлениям. И, быть может, это обстоятельство в немалой степени повлияло на его дальнейшую судьбу.

«Курс положительной философии» ничего не принес ему в материальном отношении. Но зато этот труд поставил Конта во главе философской мысли XIX века. Экзаменаторство и репетиторство в Политехнической школе, частные уроки, затем чтение публичных лекций и, наконец, работа над философской системой поглощали все его время. Единственным развлечением были прогулки, или, как называл их Огюст, философское фланирование.

Однажды госпоже Конт удалось уговорить своего отшельника отправиться в театр на итальянскую оперу. У Конта, по-видимому, была склонность к музыке. Он имел хороший голос и сам пел с большим воодушевлением «Марсельезу» и другие песни. Итальянская опера очень понравилась ему, и он купил даже сезонный абонемент.

Ощутимую поддержку оказывал Конту знаменитый философ Дж. С. Милль. Он сам признается в своей «Автобиографии», что более всех содействовал распространению контовых теорий в Англии и что он многое почерпнул у Конта».

Я был пламенным поклонником сочинений Конта, - говорит знаменитый англичанин, - прежде чем вошел с ним в какие-либо отношения, во всю мою жизнь я его никогда не видел, но в продолжение нескольких лет мы поддерживали постоянную переписку, пока она не сделалась слишком полемической и наша ревность в этом отношении не охладела. Я первый стал реже писать, а он первый вовсе прекратил переписку.

Переписка эта началась в 1841 году и продолжалась до 1845 года. В ней не только обсуждались различные философские и общественные вопросы Конт посвящал своего философского друга и в свою личную жизнь, описывая ему подробно борьбу с учеными и собственные материальные невзгоды Милль принимал близко к сердцу тяжелое положение философа и, когда ему стала угрожать опасность потерять место, предложил денежную помощь Конт принял предложение.

Посылая деньги, Милль, однако, советовал Конту подыскивать себе работу и предлагал ему сотрудничество в английских журналах. Но Конт был занят обдумыванием своего второго капитального произведения «Системы положительной политики», поэтому предложение отклонил. Между тем англичане отказались продлить еще на год свою субсидию. Это сильно раздражило философа. В письме к Миллю он говорит, что поддержка со стороны лиц, сочувствующих его философии, должна быть не временная, а постоянная. Милль защищал своих друзей. Но тон их переписки немного обострился, философы сильно разошлись по некоторым общественным вопросам. Точное научное понимание практичного англичанина восставало против сентиментальности, все четче проявлявшейся в произведениях и письмах утописта-француза. За охлаждением скоро последовал полный разрыв, и переписка прекратилась в 1846 году.

По предложению одного из преданных своих учеников, Литтре, философ объявил подписку на свои произведения среди приверженцев. В1851 году Конт лишился последнего своего места - репетиторства в Политехнической школе и стал жить на средства последователей и людей, сочувствовавших ему. С этого же года он сам занялся подпиской, рассорившись с Литтре. Таким образом, Конт достиг цели он избавился от необходимости зарабатывать себе средства существования каким-либо посторонним трудом и мог всецело отдаться своему призванию, посвятить себя служению новому созданному им учению.

Долго и упорно Конт боролся за свою материальную независимость. Только под конец жизни ему довелось насладиться сознанием того, что средства существования он получает от исполнения своей миссии. Конт всегда вел скромный образ жизни, а последние десять лет он еще больше ограничил свои потребности.

Огюст отказался от употребления кофе, табака. Он вынужден был отказаться от посещения оперы. При таком аскетизме и при полном бескорыстии ему хватало тех средств, которые доставляла ежегодно подписка. Конт разошелся с женой Каролиной Массин и влюбился в Клотильду де Во. Клотильда была довольно красива, обладала добрым, нежным сердцем и природным умом. Но судьба была жестока к философу любовь осталась неразделенной, а преждевременная смерть унесла в могилу предмет его страсти. В течение этого года он виделся с ней ежедневно и написал 96 писем. Клотильда де Во умерла от чахотки, Конт продолжал любить ее и прославил ее в предисловии к «Системе положительной политики».

Число приверженцев нового учения росло. Собрания позитивистов принимали все более религиозный характер. Конт мечтал о времени, когда будет произносить проповеди в одной из крупнейших церквей Парижа. В 1849 году он начал читать публичные бесплатные лекции во «Дворце кардиналов» по всеобщей истории человечества. Лекции длились по несколько часов и производили большое впечатление. Они не были напечатаны, но вышедший в 1852 году «Позитивный катехизис» дает некоторое понятие о них.

Речи проповедника новой социальной религии не могли нравиться политикам и неоднократно запрещались. Конт только в определенные часы принимал приверженцев нового учения. Последователи находили много утешительного и полезного в личных наставлениях учителя. В последние годы жизни мысли Конта приняли субъективный и мистический характер. Он стал считать себя основателем новой религии и ввел нечто вроде культа.

В мае 1857 года Конт заболел 5 сентября он почувствовал себя лучше и пожелал остаться один. Когда к нему вошли, он лежал неподвижно перед «алтарем Клотильды», а вечером того же дня тихо скончался. Вдова Конта Каролина Массин пыталась оспорить его завещание, доказывая, что он последние 12 лет был умалишенным, но суд нашел это заявление безосновательным.

В своих произведениях Конт рассматривает широкий круг вопросов, относящихся к естествознанию и обществу. Они дали толчок дальнейшему развитию социологической науки и позитивистской философии. Конт призывал к соединению философии с жизнью и конкретному анализу фактов и явлений. Задачу исследователя он видел в том, чтобы описывать и систематизировать то, что мы получаем в ощущении. При этом он отказывался от поиска причин явлений, считая это занятие бесплодной метафизикой. «Мы считаем безусловно недопустимым и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных». Он полагал, что достигнуть абсолютных знаний невозможно. Важное место в своих произведениях Конт отводил классификации наук.

Он полагал, что принцип деления наук должен «вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют». Таким образом, он отвергал принцип классификации наук по различным способностям человеческого ума, который в то время и до этого был распространен в естествознании. Считал, что все науки объединяет глубокая внутренняя связь. Отвергал связь естествознания с теологией. Все науки у него обладают различной степенью общности и простоты и их можно расположить по степени убывания общности: математика с механикой, науки о неорганических телах, науки об органических телах (сюда входит и социология).

Конт считал, что развитие общества определяется формами мышления. Общество проходит в своем развитии, согласно Конту, три стадии: теологическую, на которой люди объясняют все явления исходя из религии посредством действия сверхъестественных сил; метафизическую, на которой эти явления объясняются действием различных сущностей и причин, позитивную, на которой все явления объясняются с точки зрения науки. Конт подробно раскрывал содержание этих трех стадий развития человеческого общества.

Первая стадия, по его мнению, характеризуется господством воображения, при котором круг знаний весьма ограничен. Люди объясняют существование явлений наличием богов и духов. Здесь господствуют авторитет и монархия. Метафизическая стадия характеризуется действием различных сил, являющихся проявлением сущности. На этой стадии положение авторитетов расшатывается, в человеке усиливается эгоизм и ослабляется связь с обществом. Возрастает роль рассудка при умалении роли чувств. На этой стадии появляется стремление поставить на место монархии власть народа.

Вторая стадия - переходная к третьей, самой высшей. Здесь общество перестраивается на основе положительного знания, которое дают математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (социальная физика). Позитивная наука занимается тем, что выявляет порядок, законы природы и общества, а метафизические проблемы, то есть вопросы бытия и его сущности, объявляются неразрешимыми. Наука и философия должны познавать законы природы и общества. На позитивной стадии преодолевается разрыв между теорией и практикой, который был на предыдущей стадии. Решающая сила развития общества по пути прогресса - это прогресс знаний Конт провозгласил создание новой религии - так называемой «религии человечества», написал катехизис этой религии.

Идеи позитивизма были очень популярны среди естествоиспытателей XIX века. Последователями Конта были Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер.

Из книги Шри Чайтанья Шикшамрита автора Тхакур Бхактивинода

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

21. Становление и развитие позитивизма, его этапы и представители (О. Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль, Э.Мах, Р.Авенариус, Богданов.) Одно из самых влиятельных направлений современной классической философии. Позитивизм (pozitivus - положительный) возник в 1830–1840 гг во Франции. Его

Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич

КОНТ КОНТ (Comte) Огюст (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т.ч. шеститомный "Курс позитивной

Из книги Философия истории автора Панарин Александр Сергеевич

2.7. Позитивизм во французской историософии. О. Конт, Э. Лависс Огюст Конт выступил сначала учеником и последователем, а затем решительным противником Сен-Симона. Будучи основоположником французского позитивизма и «отцом социологии», О. Конт распространил на историю

Глава 3. Конт - враг самонаблюдения. Рождение через убийство Хотя вся психология когда-то была субъективной и использовала самонаблюдение, название Субъективная или Интроспективная психология появляется лишь в последней четверти девятнадцатого века. И появляется лишь

Из книги 25 ключевых книг по философии автора Хесс Реми

Огюст Конт 1798–1857Рассуждение о позитивном духе1844Исидор Конт, в 1818 году сменивший свое имя на Огюст, то есть Август (в сочетании с фамилией Comte, означающей по-французски «граф», звучит чрезвычайно «благородно». - Примеч. пер.) родился 19 января 1798 года в Монпелье. С 1806 по 1812

Из книги Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе автора Багатурия Георгий Александрович

Кризис 1857 года Первые объективные предпосылки для изменения ситуации стали складываться только с конца 50-х годов.В 1857 г. начался первый мировой экономический кризис. В соответствии с выводом, который был сделан в 1850 г., Маркс и Энгельс ожидали, что он может вызвать начало

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

) — последующую. Между ними качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества. К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука.

Ее родоначальник О. Конт (1789- 1857 гг.) свое учение, основными частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал “социальной физикой”.

В рамках соц. динамики О. Конт обосновал 2 закона:

1) Закон "трех стадий": выделенным 3 ступеням умственного развития человечества - теологической, метафизической и позитивной, соответствуют три стадии исторического развития. Первая охватывает древность и средневековье до 13 в. Господство религиозного мировоззрения, военно-авторитарных политических режимов. Вторая охватывает 14-18 вв. для которых характерна смена общественных порядков, породили анархию, революцию, демократию. Третья - с 19 в. - вместе с утверждением позитивного сознания начинается расцвет промышленности, науки.

2) Закон "двойной эволюции". Все факторы общественного развития подразделяются на 2 группы: первичные (духовные, умственные) и вторичные (климат, раса) при безусловном приоритете первых.

Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась, прежде всего, в его биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов, как со стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) как и О. Конт, был французом. Но, в отличие то последнего, он застал свою страну на качественно ином этапе развития. Капитализм превратился в мировую систему, охватившую все континенты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомобили и аэропланы определяли лицо европейского общества рубежа XX века.

Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида, наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплочен-ности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например к расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.

Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, он считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т.е. специализацию и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании — совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или обществ. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людейстремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться — значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим — форма социального взаимодействия. Их отношения аргументируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, которые они сами в них вкладывают. Социология по Веберу - наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его структуры.

Среди его основных трудов:

- «Протестантская этика и дух капитализма»,

- «Хозяйственная этика мировых религий»,

- «Хозяйство и общество».

Согласно Веберу,только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие. "Класс", "государство", "общество" — собирательные понятия. Мы говорим о "капиталисте", "предпринимателе", "рабочем" или "короле" как о среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего "вообще" не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать "идеальными типами".

Говоряо методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый, но далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг — поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучения мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, — взаимодополнительные части социологического исследования. Таково ядро научного метода.

Им как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, "и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например, забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей посту-пают одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа: целерациональное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с тради-циями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).

Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда. Вебер полагал, что не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные.

Действие становится социальным лишь тогда, когда:

1) действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано;

2) действие, поведение людей соотнесено с поведением других.

Огюст Конт (годы жизни: 19 января 1798 года — 5 сентября 1857 года) — французский философ, основоположник социологии как самостоятельной науки, создатель позитивизма — философского учения и направления.
Огюст Конт родился на юге Франции в городе Монпелье в католической семье. Его отец был сборщиком податей.
Конт получил образование в Парижской высшей политехнической школе, где изучал математику, физику и астрономию.
В период 1818-1824 годах становится личным секретарем социалиста-утописта, другого французского философа и социального реформатора Анри Сен-Симона (основоположника утопического социализма), от которого до некоторой степени перенял идеи о классификации наук, учение о 3-х стадиях развития общественного и познавательного, а также само понятие «позитивизм».
К 40-50-м годам 19 века стали появляться теории, обуславливающие изменения в развитии науки и одной из таких был закон О. Конта о 3-х стадиях.

Огюст Конт будучи основателем позитивизма в философии считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит 3 стадии: теологическое мышление, метафизическое мышление и научное (позитивное) мышление. Этот закон согласно О. Конту определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Теологическая стадия — на ней человек стремится все происходящие явления объяснить вмешательством сверхъестесственных сил (богов, душ, ангелов и др.).

Метафизическая стадия — для этой стадии, также как и для первой характерно достижения исчерпывающего абсолютного знания о мире. Отличие между первой и второй стадиями состоит в том, что объяснение явлений происходит с указанием на различных выдуманных первосущностей, которые находятся «за кулисами», позади мира явлений.

Научная (позитивная) стадия — в этом случае человек отказывается от теологических и метафизических вопросов, и устремляется по пути накопления положительного знания, полученного частными науками.

Поскольку О. Конт в основу науки ставил наблюдение , то научное знание по его мнению является преимущественно описательным. Главную функцию науки он видит в предвидении.

Огюст Конт сформулировал энциклопедический закон классификации наук . Он отвергает принцип классификации, предложенный Фрэнсисом Бэконом, в зависимости от познавательных способностей человека (воображения, мышления, памяти, рассудка), и говорит, что все эти способности применяются одновременно и во всех науках.

Принцип разделения наук по О. Конта происходит в зависимости от предмета науки, ее характера и содержания. Его основная классификация включает такие науки как: астрономия, физика, химия, математика, физиология, социальная физика и мораль.
Для психологии не нашлось места. Конт отнес ее частично к метафизическим и даже несколько к теологическим наукам, и был убежден, что психология как наука не должна иметь такого статуса, что ее судьбы — это слиться с биологией и физиологией.

Вместе с тем, Огюст Конт стремится построить позитивную науку об обществе — социологию, и в 1842 году становится автором этого термина.

Социология по его мнению вмещала в себя 3 главных учения об обществе:

  • Учение об условиях существования общества (которое он также называет «социальной статикой») — в нем рассматривались социальные институты (семья, государство, церковь).
  • Учение об изменении социальных систем (также, «социальная динамика») — ведущим выделяется представление об общественном прогрессе.
  • Программа социального действия (или «социальная политика») — заключается главным образом в преобразовании «позитивной философии» в религию всего человечества.

КОНТ ОГЮСТ (1798–1857). Известный французский социолог и философ, основоположник позитивистской социологии как самостоятельной науки, направленной на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии.

Заслуга К. состоит в том, что он обосновал необходимость научного подхода к изучению общества, выделил предметную область социологии в качестве самостоятельной науки, дал характеристику иерархии наук, предложил сам термин “социология”. Первым открыл общие контуры новой науки, обозначил предмет и методы исследования, с помощью которых нужно изучать общество: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический или генетический метод. Основная мысль К. состояла в том, что необходимо создать науку об обществе как едином социальном организме, основанную, подобно естественным наукам, на точных наблюдениях и фактах. Социологию как позитивистскую науку К. противопоставил теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. В созданной им классификации наук, иерархия которых строится по степени уменьшения их абстрактности и увеличения сложности, социология поставлена на первое место, выше математики, физики и биологии, поскольку социология должна произвести революцию в умах людей. Социологию К. определил как науку о человеческом обществе в целом во всех элементах его бытия.

Общество рассматривается им как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Он рассматривает прежде всего основные социальные институты – семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в социальной интеграции. К. первым пытался дать характеристику предмету общей социологии. Задачей социологии он считал открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями.

Заметный след в истории общественной мысли оставила идея К. о необходимости разграничения социальной динамики и социальной статики. Социальная статика олицетворяет порядок и строение общества, описывает законы существования, а социальная динамика олицетворяет прогресс, описывает законы и этапы изменения общества. Основным принципом социальной статики выступает гармония элементов общества, основанная на солидарной связи. Социальная динамика наряду с общенаучными методами использует наиболее важный метод социологии – исторический. Идейной основой социологической концепции К. явился основной закон эволюции – “закон о трех последовательных стадиях”, согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит 3 этапа. На первом – теологическом – в обществе господствуют религиозные представления, человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. На третьем этапе главенствующую роль в жизни общества начинают играть научные (позитивные) знания, которые применительно к решению общественных проблем служат основой социальной политики. Стадиям в историческом развитии общества соответствуют формы социально-политической организации: теологическая стадия – военное господство; метафизическая стадия – феодальное господство; позитивная стадия – промышленная цивилизация. Как ученый он придерживался объективного метода, с помощью которого рассматривал общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общего блага. Этот организм действует в соответствии с жесткими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строитсяна более общих науках и потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. В случае социологии это исторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего и последующего состояний и выведении на этой основе законов развития. Социология должна изучать универсальные законы развития и функционирования общества. Она призвана устанавливать солидарность и согласие. Основные труды К.: 6-томный “Курс позитивной философии” (1830– 1842) и 4-томная “Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества” (1851–1854). После смерти мыслителя было издано 4-томное “Завещание Огюста Конта”.

Конт Огюст родился 19 января 1798года в Париже. Он известен миру как французский философ и считается самим основателем социологии и позитивизма. Конт являлся последователем великого философа Сен-Симона, совместные разработки и взгляды учителя дали влияние на убеждения Конта. Он работал преподавателем в политехнической школе, читая лекции, он взял их за основу соей книги, под названием «Курс позитивной философии».
Главную задачу всей науки философии, Конт определял как описание человеческих мыслей, которые могут выразиться и оставить свой след в развитии данной науки. Самым главным, для философа стало первое изложение систематики истории естествознания. В основе появилось концепция, которая была разделена на три стадии. Именно Конт определил, что каждая наука во время своего развития проходит три этапа.
1. Теологический. Объясняет возможность человеческого ума, выразить понимание явлений природы важными действиями сил потустороннего мира.
2. Метафизический. Все силы мысли и понимания заменены принципами абстракции. Вместо понимания и обсуждения иных сил, рассматриваются естественные причины.
3. Позитивный. На этой стадии исследуются все факты и знания, полученные ранее и приводиться одно, как считается верное решение.
Все науки мира, проходят каждую из стадий самостоятельно, без помощи окружения. Помимо этого, есть определенный порядок, по которому наука и развивается. Все это объясняется тем, что должна быть опора на факты, которые могут быть описаны в другой науке. Самой первой из всех наук, три стадии прошла астрономия. Она заключает в себе самые простые и общепринятые исследования. Второй по счету была физика. Все что заключено в ней, отталкивается от фактов астрономии. После нее идет химия, которая берет достижения физики, но только все уже достаточно сложней в явлениях.
Самая последняя из наук, которая прошла три этапа Конта – это биология. Ведь он считал, что все биологические термины не смогли бы утвердиться без опоры на химию. В каждом из исследовательских методов, по мнению философа, отмечается та иерархия, которая заложена в науке. К примеру: в астрономии – наблюдение, в физике и химии к наблюдению добавлен эксперимент. Вот только для биологии не один из вышесказанных свойств не подходит, ведь стоит, что-то неправильно сделать, как может разрушиться вся внутренняя структура науки. Для биологии больше подходит сравнение, в качестве исследовательского метода.
Метод сравнения, по мнению Конта, является самым важным и главным для науки социологии. В принципе, сам термин «социология» ввел сам философ. Он посвятил всю свою жизнь, чтоб разобраться в самой системе знания и сущности социологии. Но к великому сожалению, в самом конце своей жизни философ убедился в том, что все его научные теории и все подробное изложение науки социологии ничего не изменит в реальной жизни. Ведь не в каждом человеке заложено понимание социологических знаний и помимо этого, не все ученые смогут придти к общему единству в понимании науки.
Конт решил, что для мира просто необходим второй синтез теологии, как опора для духовности народов. Он размышляет и изучает другой вид социологии, которую описывает в своей книге «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию человечества». Судя коротко по книге, автор убежден, что очень важную роль для жизни общества играет религия. На данной основе, у Конта проснулась в душе вера в Бога, но он решил заменить ее, на любовь ко всему человечеству.
Судя по всей философии Конта Огюста, разум человека очень контекстуален и способен принять любую реальность. Такая наука, как социология, должна быть очень важна для всего общества. В ней, каждый человек, должен видеть самое важное для себя и своей души. Для кого-то это будут просто интересные факты, а для кого-то смысл всей жизни. Для многих учения социологии будут и религией, и наукой, как выражается сам Конт «позитивной».
Если все будут заинтересованы наукой, то каждый ученый-социолог будет превозноситься. Все люди будут испытывать к нему доверие, сравнительно такое же, как в средних веках уважали церковь. На людей, которые идеально точно разбираются в социологии, будет возложена великая миссия – управление человечеством. Такие мысли и рассуждения Конта поддержали не многие ученые. Но к удивлению, по сей день прибегают к его исследованиям, опираясь на уже доказанные факты.
На закате своей жизни, Конт стал разрабатывать катехизис позитивной религии. Помимо этого, сам объявил себя первосвященником. Все идеи философа были довольно популярны в 19веке, среди естествоиспытателей. Такой интерес был вызван благодаря работам Милля и Спенсера, которые обозначались как дух позитивной философии.



Рассказать друзьям