История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы. Богоматерь млекопитальница

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одна из самых трогательных картин, которая никого не может оставить равнодушным - мать кормит младенца грудью. В православии существует почитаемая икона - «Млекопитательница». Единственная в своем роде, показывает самую сокровенную часть отношений между женщиной и ее ребенком. Неудивительно, что в народе она пользуется особой популярностью.


Как появилась

На этот счет существует несколько версий. Почитание Святой Марии, которая кормит Младенца, имеет очень древнее происхождение. Во всяком случае, это полностью справедливо для западной церкви, ведь Россия приняла христианство намного поздней остального мира (почти тысячу лет спустя). В Риме найдены настенные изображения, датируемые серединой II в., где Богородица прикладывает к груди Младенца.

  • В Египте существовал культ почитания Изиды, кормящей маленького Гора. Однако христианское почитание с языческим не имеет ничего общего. Икона «Млекопитательница» олицетворяет полное взаимное доверие между людьми и Богом, сотворившим всю вселенную, их теснейшую связь. Тогда как язычество - простой обмен приношений на «услуги» различных божков.

На Западе также известны мозаики, украшения с подобным сюжетом. Одна из самых знаменитых картин Да Винчи - Мадонна, кормящая Иисуса («Литта»). В 7 в. существовал даже культ молока Богородицы: паломникам показывают пещеру в Вифлееме, где родился Христос (соответственно, там Мать его кормила). Сейчас здесь церковь, принадлежащая католикам.

В середине 16 в. католический Собор запретил изображать обнаженные тела, как следствие уменьшилось количество икон, где Дева Мария кормит Сына.


Почитание в Восточной церкви

В Византии икона Божией Матери «Млекопитательница» появляется намного позже, только в 14 в. У Русской Православной церкви есть собственная история данного образа. Считается, что он был подарен преподобному Савве (родоначальник монашества в Греции). Перед смертью он распорядился, чтобы икону передали паломнику, который будет носить то же имя, что и он. Случилось это лишь через несколько веков. Лавру посетил Савва Сербский, которому была передана святыня.

Только после этого, в 1860 г., список попал в Россию, в Курскую область. Согласно преданию, икона «Млекопитательница» помогает матерям, у которых недостаточно молока. Сложным моментом для многих оказывается также отлучение от груди - и тут Богородица придет на помощь.

Еще один образ был обретен в Белоруссии, в 1650 г. На месте его появления заложили храм, а саму икону поместили высоко над центральным входом в алтарь. Чтобы прихожане могли приложиться, ее спускают на специальном устройстве.


Где поклониться образу

Первообраз иконы Богородицы «Млекопитательница» находится на Афоне, в церкви Хиландарского монастыря. Чудотворный список есть в Ильинском скиту, тоже на святой горе. В современной России, как ни странно, это довольно редкий образ. Возможно, Богородица так показывает свою печаль, ведь в стране как никогда высок процент абортов. Но в Богоявленском соборе Москвы такая икона есть, это список 19 в., привезенный из Греции.

  • Хотя в храмах образ этот встретишь нечасто, можно приобрести его для дома. Каждая будущая мать молится Богородице перед иконой «Млекопитательница» о том, чтобы выносить свое дитя. Также женщина может переживать из-за нехватки молока, а в этот период очень важно сохранять присутствие духа. Чтобы не поддаваться стрессу, необходимо обращаться за помощью к Царице Небесной.

Поскольку почитание иконы «Млекопитательница» имеет довольно древнюю историю, для нее написаны особые молитвы: величание, тропарь, акафист, канон. Ограничений на молитвы в домашних условиях нет. После прочтения одобренных Церковью молитв, каждая женщина сможет найти в сердце нужные слова, чтобы обратиться к Деве Марии. Она, как высшая Мать всех людей, обязательно найдет отклик на них в своем святом сердце!

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой «Млекопитательни ца»

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши.

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на свя​тей иконе, на руках носящую и мле​ком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемило​стивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Тво​им из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да ми​лостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ве​дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую За​ступницу и верную надежду рода на​шего, во веки веков. Аминь.

Икона Млекопитательница - значение и в чем помогает was last modified: Июнь 12th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

12/25 января отмечается память иконы Божией Матери «Млекопитательница». Этот древний образ Царицы Небесной издавна почитается верующими. К нему прибегают и матери, кормящие младенцев, и супруги, желающие иметь чад, и и бедные, не имеющие пропитания. «Млекопитательница» также и особая покровительница монашествующих, о чем свидетельствует многовековая история этой иконы. Так Царица Небесная, по словам акафиста, питает млеком милости Своей всех, с верой и надеждой к Ней прибегающих.

Есть такая чтимая икона и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре. Икона старинная, красивая, с клеймами, повествующими об истории обретения этой святыни. Она была пожертвована в обитель в сентябре 2013 года. В январе 2014 года, к дню своего праздника, икона была поставлена в благолепный киот, также устроенный усердием благотворителей.

Икона Божией Матери «Млекопитательница» первоначально находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в XIII веке. Святитель Савва Сербский привез икону в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келлии, впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.

Празднование иконы Божией Матери «Млекопитательница» приходится в один день с памятью святителя Саввы, архиепископа Сербского. Вот каким чудесным образом связаны эти два праздника. По преданию, сохранившемуся в Хиландарской обители на Афоне, икона сия первоначально находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом. Святой Савва при своем исходе из жизни временной ко Господу открыл братии, окружавшей его смертный одр, что со временем посетит Лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва. Вот этому паломнику должна быть дарована икона Богородицы «Млекопитательница» в благословение. Сие было сказано в 532 году. Более шести веков пронеслось с той поры. Икона божественной Млекопитательницы неподвижно стояла на своем месте, в чаянии исполнения пророческих предсмертных о ней завещаний святого Саввы. Наконец в XIII веке прибыл в Палестину святой Савва Сербский, ему передано было пророческое завещание святого Саввы Освященного, и вместе с чудотворной иконою Божией Матери, именуемой «Троеручица», Лавра благословила его и иконою «Млекопитательница». На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хилендарский монастырь. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы. Икона «Млекопитательница» была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляют икону Пресвятой Троицы, или икону Спасителя. В этой церкви образ Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

С тех пор празднование образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» совершается при Карейской келлии в день памяти святителя Саввы Сербского, 12 января (25 января по н. ст.).

Царица Небесная благоволила кроме сей иконы прославить еще несколько копий с нее. Один из главнейших чудотворных списков находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этой святой иконы неизвестно. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ею другого афонского подвижника - Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика; а последний благословил ею своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия. Схимонах Игнатий был послан в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители, причем настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил его в путь именно этой иконой. В Харькове от сей иконы последовало первое чудо - поражение обеих рук поправлявшего без должного благоговения ее киот столяра и чудесное исцеление его после совершения молебного пения перед этой иконой. За сим чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах. Икона эта усердием богомольцев украшена сребро-позлащенною ризою и дорогими разноцветными камнями. Другие наиболее известные чудотворные списки иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» находятся в Москве и Одессе.

Есть еще одна икона Богоматери «Млекопитательница». Она обретена в 1650 году в двадцати верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Богородицы. Как в древности, так и поныне от этих икон совершаются многочисленные чудеса. Списки этой иконы находятся во многих храмах России.

Тропарь, глас 3
Без Семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси СынаБожия, из Отца без Матере прежде век Суща, нас же ради из Тебе безотца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже непрестай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак, глас 5-й:
Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

Молитва:
Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

Единственный в России удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы - это основанный в ее честь Щегловский мужской монастырь, что стоит на Тульской земле, в старинном граде Туле.

Ранее в соборном храме находился дивный образ Божией Матери «Млекопитательница» в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями.

В настоящее время в соборе Богородичного Щегловского монастыря пребывает для поклонения прекрасный список с чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». Одежда Богоматери на этой иконе также написана в красных и синих тонах.

В монастырском храме в честь Никандра Псковского есть старинный чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница», написанный для этого малого храма обители и сохраненного Божией милостию и монахами неприкосновенным с тех давних пор. Еще до революции он был украшен серебряной ризой.

В настоящее время на этой старинной иконе Божией Матери «Млекопитательница» в Щегловском монастыре в Туле есть украшения: панагия - подарок митрополита Тульского и Белевского Алексия и крест с украшениями - подарок архимандрита Клавдиана, наместника Богородичной обители.

25 января Православный мир чествует икону Божией Матери «Млекопитательница». Новорожденный малыш нуждается в материнском молоке, поскольку в нем пища и здоровье, нуждается в ласке и утешении. Как и всякая мать, Пресвятая Богородица кормила молоком своим Иисуса Христа. Потому к Ней мы молимся, чтобы росли наши дети здоровыми, жизнью своей Бога славили, чтобы радовались, глядя на них, их питательницы.

А между тем, образ, который слывет покровительницей кормящих матерей, появился и прославился в мужском монастыре, оплоте строгости и целомудрия. Икона Божией Матери «Млекопитательница», прославилась не у малых детишек, а у строгих афонских монахов. И вскормила она их не молоком, а мудростью духовной и разумением книг Божественных.

История этой иконы уходит в глубину веков, в то время, когда появились первые монашеские обители и первая Лавра на Востоке - Лавра Саввы Освященного. Именно там хранился этот святой образ и отдан был по пророческому завещанию Саввы Освященного своему царственному тезоимениннику Савве Сербскому вместе с иконой «Троеручица».

Икона Богоматери, именуемая «Млекопитательница», в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хиландарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре преподобного Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима.

На снимке первый известный образ Божией Матери «Млекопитательница» - единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца. Этот святой образ и хранился некогда в основанном Саввой Освященным лавре, располагавшейся недалеко от Иерусалима, единственной лавре на Востоке, именуемой Великой.

Святой Савва Освященный (+532), один из основателей общежительного монашества и составитель известного иерусалимского устава, перед своим исходом из жизни временной оставил удивительное завещание, похожее больше на пророчество. Он открыл братии, окружавшей его смертный одр, что Лавру со временем посетит царственный тезоименинник - паломник по имени Савва, и ему должна быть дарована в благословение чудотворная монастырская икона Богородицы «Млекопитательницы». Со времени произнесения этого предсказания святыня около семи веков находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом.

В первой половине XIII века явился в лавру на поклонение святитель Савва, первый архиепископ Сербии, младший сын Немани, основателя сербской королевской династии. Посещение прославленного владыки было воспринято как исполнение древнего пророческого завещания святого Саввы Освященного.

Cербский подвижник Савва - сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…

Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери - «Троеручицей»), и игуменский жезл.

На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хиландарский монастырь. От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хиландарскому монастырю на Афоне, к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы.

(На снимке ниже: старец Симеон у входа в древнюю келлию «Типикарница» св. Саввы Сербского в Карее - административной «столице» Святой горы Афон.)

Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена свт. Саввой Сербским эта отдельная от Хиландарского монастыря келлия в центре Афона - Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хиландаром заключалась лишь в том, что настоятеля келлии избирал и поставлял хиландарский игумен.

Савва Сербский поставил икону Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы на Афоне в церкви при Карейской келлии. В знак особого почитания чудотворная иерусалимская святыня была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно помещают икону Святой Троицы или образ Спасителя. В церкви икона Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

Прославили этот образ строгие афонские монахи. Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)».

Для устроения монашеской жизни в Карейской келлии святой Савва написал особый устав (Типик), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келлии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла.

В церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней и находился Типик святителя Саввы, и была поставлена «Млекопитательница».

Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хиландарский монастырь на Афоне.

Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.

В середине XIX в. - в 1848 году - прославился еще один список иконы «Млекопитательница», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой.

В Харькове от нее было явлено первое чудо - у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве…

Основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле святой Варсонофий, в миру Василий Иванович Макарухин, родом из первопрестольной, будучи в то время сорока трех лет от роду, поклонился святому образу в Москве, где икона пребывала два месяца.

Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом Пресвятой Богородицы получил укрепление в вере Василий Макарухин. Тогда и задумал он употребить все свое большое состояние на одно большое богоугодное дело - построить монастырь в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». И таким образом передать и современникам, и будущим прихожанам, то есть нам с вами, завет свт. Саввы Освященного, завет свт. Саввы Сербского, завет афонских монахов: …дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой пище Православия. То есть от начальных азов к богословию, к пониманию спасительного смысла возрастания в вере, призыва идти за Христом для спасения души, достижения Царства Божия, вечной жизни.

С Ильинским скитом связывают происхождение известных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе. Настоятель скита Гавриил, причисленный ныне к лику святых, преподнес в 1894 г. список «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления, что на Елоховом поле» в память о двухмесячном пребывания «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита.

На отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!»

К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей, но чудеса, по молитвам к ней явленные, могут коснуться и каждого из нас.

Особое почитание образ «Млекопитательницы» приобрел среди южан - народов Италии, Греции, Балкан, для которых эта святыня являлась родной, а также служила памятью о Святой Земле. На Руси икона Божией Матери «Млекопитательницы» не получила большого распространения, видимо, из-за сугубо «прикладного» ее понимания как моленного образа для кормящих матерей.

Празднование в честь чудотворной иконы Богородицы «Млекопитательницы» совершается 25 января (12 января по старому стилю), в день памяти святителя Саввы Сербского, особо послужившего ее прославлению.

Обретение первой российской (Крестогорской) «Млекопитательницы» относят к 1650 г. Она была обнаружена на высоком дереве в урочище Крестогорск в 20 верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором она и была помещена над царскими вратами. Чтобы верующие могли к ней приложиться, был устроен особый механизм для спуска иконы вниз. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, упоминают, в частности, что она спасала людей во время нашествия шведов.

Иконография

Икона Божией Матери «Млекопитательницы», по-гречески «Галактотрафусы», изображает Богородицу, кормящую грудью Младенца Иисуса.

Одним из чтимых образов «Млекопитательницы» является фреска в верхней части южной стены притвора сербской церкви Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1330 г.).

Богоматерь представлена сидящей на престоле под киворием с подвешенной к нему лампадой и кормящей Младенца, расположенного у Нее на коленях. С обеих сторон от престола изображены два поклоняющихся ангела.

Вверху изображения написаны слова последнего стиха каждого икоса акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная». Эта надпись, заключающая в себе смысл всего Великого Богородичного акафиста, свидетельствует о большом почитании в Сербии образа «Млекопитательницы». Сам факт изображения кормящей Божией Матери на престоле под киворием говорит о глубоком символическом значении, которое придавалось этой иконе у сербов: Божия Матерь, из Которой «течет мед и млеко» (стих 6 икоса), мыслилась Подательницей Жизни вечной, образом Рая.

Списки с иконы

Святой образ иконы Божией матери «Млекопитательница» есть в мужском монастыре святого Герасима Иорданского. Это прекрасная икона довольно больших размеров, напоминающая фреску. Икону почитают в монастыре, ей поклоняются паломники.

Один из наиболее известных чудотворных списков иконы Богородицы «Млекопитательницы» находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этого образа неизвестно. По преданию, он принадлежал одному афонскому подвижнику, схимонаху Игнатию, который в 1848 году был послан в Россию для сбора пожертвований в пользу обители. От иконы было множество чудес в русских и украинских городах. В частности, в Харькове произошло чудо поражения обеих рук некоего столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, и чудесное исцеление согрешившего после молебного пения перед святым образом.

В Италии почитаемый образ «Млекопитательницы» находится в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне.

Другие чтимые списки иконы «Млекопитательницы» прославились в Москве и Одессе. Их история связана с именем преподобного Гавриила Афонского, настоятеля Свято-Ильинского скита.

В главном приделе московского Богоявленского собора хранится икона Божией Матери «Млекопитательницы» с предстоящими святителем Николаем Чудотворцем и пророком Иоанном Предтечей. Пресвятая Богородица изображена с короной на голове, которую поддерживают коленопреклоненные Ангелы. Надпись на иконе гласит: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы „Млекопитательница“, принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

Одесский образ находился до революции на Ильинском подворье в Одессе в великолепном трехпрестольном храме, построенном в 1894–1896 годах прп. Гавриилом Афонским. Главный престол собора был освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательница». В настоящее время в этом храме, преосвященном в честь святого пророка Божия Илии, образу «Млекопитательницы» посвящен правый придел, а сама икона, привезенная преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском одесском мужском монастыре. В киоте иконы хранятся редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы.

В России известны еще два образа Божией Матери «Млекопитательницы», прославившиеся чудотворениями. Один из них являлся афонским списком чудотворного образа, посланным в 1860-м году в Курскую губернию. Второй образ - обретенный. Он был обнаружен в 1650 году на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. Вскоре на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, помогавшей при избавлении от различных бед и недугов, спасавшей людей во время нашествия шведов.

Тропарь, глас 1

Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Кондак, глас 5

Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Молитва

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих: зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа: аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов м дщерей человеческих зриши: темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и состадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившыя их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави, даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающыя их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающыя нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих, услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших, вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.

Чудо материнства почитается практически в каждой культуре и традиции и, конечно, особенное положение занимает Богоматерь в православной традиции. Вариантов иконописных образов существует огромное количество и каждый имеет какую-то собственную «специализацию». В частности, икона Млекопитательница используется для того, чтобы получить особое благословение на лактацию молока и выполнение других материнских функций.

Особым почтением пользуется икона кормящая Богородица у тех, кто сам непосредственно относится к материнству, то есть у кормящих женщин, а также тех, кто вынашивает ребенка или относительно недавно разрешился от бремени. На изображении предстает сама Дева Мария, которая кормит младенца Христа собственной грудью.

История иконы

Наиболее древняя икона Божией Матери Млекопитательница была создана в далеком пятом веке. После этого образ на протяжении семи веков пребывал в Иерусалиме и после этого отправился на Афон. Там образ хранился до 19 века после чего отправился на территорию Курской области, где был создан специальный храм для молитвы иконе.

На протяжении всей истории образа фиксировались различные факты исцеления и помощи. В частности, из того в чем помогает икона Божией матери Млекопитательница чаще всего отмечают:

  • выздоровление от гинекологических недугов;
  • получение беременности;
  • устранение трудностей при беременности;
  • прибавка количества молока;
  • легкие роды.

На ранних вариантах изображались небесные светила, которые указывали наземной мир. В свою очередь фигуры матери и младенца также несли символическое значение, они говорили о духовном питании верующих. Ведь Богородица посылает свою милость всем верующим, хранит и помогает каждому.

Разные традиции

Нужно сказать, значение иконы Богородицы Млекопитательница особым образом отмечалось не только в православии, католичество тоже активно использовало этот сюжет. Даже, если со временем в православии такая композиция стала по большей части нетипичным и «узкоспециализированным» вариантом, то в католичестве Мадонна с младенцем стала распространенным образом.

Как известно, в католичестве изображения носят более художественный характер, они представляют собой фактически картины, только на религиозную тематику. Поэтому художникам тут предоставлялась возможность использовать множество эффектных приемов. В частности, в сюжете Млекопитательница икона Божией матери есть возможность работать с тонкими деталями лица Марии, подчеркивать различные эмоции, создавать удивительный образ непорочного материнства.

Многие художники, к примеру, Леонардо да Винчи создавали подобные образы. Однако после 16 века эта художественная традиция прервалась, так как католики создали запрет об изображении обнаженных тел, частью этого запрета стало и изображение Девы Марии, кормящей младенца.

О чем молятся иконе Божией матери Млекопитательница

Тут следует отметить нерукотворный образ, который был найден в городе Крестогорск пару веков назад. Теперь не составляет труда увидеть в построенной там церкви Успения икону Млекопитательница.

Как правило, приложиться приходят женщины для того, чтобы разрешиться от бремени или просто попросить помощи перед родами.

Даная икона тоже считается чудотворной наподобие Афонской и пользуется почитанием верующих. Каждый год образ, который висит над воротами храма в Крестогорске, спускают для поклонения.

Значение иконы

Хотя многие, когда смотрят на Млекопитательницу икону Божией матери, понимают, о чем молиться только исходя из прямых ассоциаций (материнство, лактация и подобное), верующие также могут использовать этот образ более глубоким образом. Ведь речь идет о символизме, который относится к воплощению Христа (Господь родился в образе человека) и взаимоотношениях людей с Господом. Дева Мария заботится о Господе и дает ему питание, фактически возможность существовать, но также и Всевышний дает каждому человеку возможность появиться на свет.

Такая удивительная и неразрывная связь позволяет глубоко осознать веру. Перед образом есть, о чем поразмыслить.

Молитва иконе Божией матери Млекопитательница

Тропарь, глас 3-й:

Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без матери прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже не престай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак, глас 5-й:

Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

Молитва

Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим Имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь!



Рассказать друзьям