Когда состоялся всесоюзный референдум о сохранении ссср. Референдум о сохранении ссср (6 республик бойкотируют)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Всесоюзный референдум о сохранении СССР представлял собой единственный за всю историю существования СССР всесоюзный референдум. Состоялся 17 марта 1991 г. В центре обсуждения находился вопрос о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик.

24 декабря 1990 г. депутаты IV Съезда народных депутатов СССР, проведя поимённое голосование, постановили считать необходимым сохранение Союза ССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности.

На данный Референдум выносились пять вопросов:

Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности? (Да/Нет)

Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как единого государства? (Да/Нет)

Считаете ли вы необходимым сохранение в СССР социалистического строя? (Да/Нет)

Считаете ли вы необходимым сохранение в обновленном Союзе Советской власти? (Да/Нет)

Считаете ли вы необходимым гарантирование в обновленном Союзе прав и свобод человека любой национальности? (Да/Нет)

При этом, каких-либо юридических либо законодательных последствий, в случае принятия того или же иного решения, оговорено не было.

В тот же день, 24 декабря 1990 г., по инициативе и настойчивому требованию Президента СССР М.С. Горбачева, Съездом было принято два постановления о проведении референдумов по вопросу о частной собственности на землю и по вопросу о сохранении обновлённого Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик. За принятие первого постановления голосовали: 1553 против 84 (воздержались – 70). За принятие второго постановления голосовали: 1677 против 32 (воздержались – 66). Второму постановлению был дан ход.

27 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов СССР постановил ввести в действие принятый им в тот день Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)».

«1. Провести на всей территории СССР в воскресенье, 17 марта 1991 года, референдум СССР по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик.

«Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».


«Да» или «Нет».

Органы государственной власти союзных республик по-разному отреагировали на проведение Всесоюзного референдума о сохранении СССР.

В референдуме, состоявшемся 17 марта 1991 г., из 185,6 миллиона (80 %) с правом голоса приняли участие 148,5 миллиона (79,5 %); граждан СССР. Из них 113,5 миллиона (76,43 %) ответив «Да», высказались за сохранение обновлённого СССР.

В шести союзных республиках (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдавия), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время проводились референдумы о независимости.

21 марта 1991 г. Верховный Совет СССР рассмотрел предварительные результаты референдума. Он отметил, что за сохранение Союза Советских Социалистических Республик высказались большинство голосовавших, а, следовательно, «судьба народов страны неразделима, что только совместными усилиями они могут успешно решать вопросы экономического, социального и культурного развития».

Отдельно отмечалось, что несмотря на то, что органами власти ряда республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова) не были выполнены решения IV Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР о проведении референдума, более двух миллионов граждан СССР, проживающих в этих республиках, выразили свою волю и сказали «да» Союзу ССР. Такое проявление гражданственности Верховный Совет СССР оценил как «акт мужества и патриотизма».

Верховный Совет СССР постановил:

«1. Государственным органам Союза ССР и республик руководствоваться в своей практической деятельности решением народа, принятым путём референдума в поддержку обновлённого Союза Советских Социалистических Республик, исходя из того, что это решение является окончательным и имеет обязательную силу на всей территории СССР.

2. Рекомендовать Президенту СССР и Совету Федерации, Верховным Советам республик исходя из итогов состоявшегося референдума энергичнее вести дело к завершению работы над новым Союзным Договором с тем, чтобы подписать его в кратчайшие сроки. Одновременно ускорить разработку проекта новой Конституции Союза ССР».

Также Верховный Совет СССР предложил Комитету конституционного надзора СССР рассмотреть вопрос о соответствии принятых в связи с проведением референдума актов высших органов государственной власти республик, ограничивающих права граждан СССР, Конституции СССР и законам СССР. 3 апреля Комитет конституционного надзора СССР подтвердил своё заявление от 5 марта 1991 г. о том, что любые акты высших органов государственной власти республик, прямо или косвенно препятствовавшие гражданам СССР свободно участвовать в общесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., противоречили Конституции СССР.

На внеочередном III-м Cъезде народных депутатов РСФСР был принят проект постановления «О Союзе Суверенных Республик (Союзном договоре) и порядке его подписания», в котором учитывалась «воля народов Российской Федерации, выраженная в итогах референдума о сохранении Союза ССР», и была обозначена «решимость РСФСР подписать Договор о Союзе Суверенных Республик (Союзный договор)».

В соответствии с итогами референдума, уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках так называемого «Новоогарёвского процесса» весной-летом 1991 г. был разработан проект по заключению договора федерации «О Союзе Суверенных Республик», подписание которого было назначено на 20 августа 1991 г.

25 лет назад, 17 марта 1991 года, состоялся референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Впервые советские граждане получили возможность выразить свое мнение о будущем страны.

События тех дней до сих пор все оценивают по-разному. Одни считают, что воля большинства, отдавшего голос за сохранение Союза, была в дальнейшем предана; по мнению других, государство в той форме, в которой оно существовало, уже ничто не могло бы спасти.

Распад СССР называют крупнейшей геополитической катастрофой XX века. Даже те, кто не сожалеют о крахе советского режима, зачастую упоминают о личной трагедии, связанной с утратой страны, в которой они родились.

ТАСС открывает серию материалов о событиях 1991 года, приведших к распаду СССР, с воспоминаний о мартовском референдуме, его причинах и последствиях. За что голосовали советские граждане и действительно ли их мнение было проигнорировано?

Запутанные формулировки

Формулировка основного вопроса, вынесенного на референдум, с самого начала вызвала очень много споров, казалась запутанной – то ли идет речь о сохранении СССР, то ли о новой федерации. У многих противников Союза не поднималась рука отвергнуть обещания властей соблюдать права и свободы человека. Каждый понимал вопрос по-своему. Но в целом мысль о том, что у обычных граждан впервые спросили, в какой стране они хотели бы жить, казалась упоительной.

Принятое на референдуме решение, согласно постановлению Верховного совета СССР от 16 января 1991 года, должно было стать "окончательным". Но в постановлении была и вторая, . В ней было несколько оговорок, на основе которых можно сделать вывод о том, что результаты референдума носили скорее рекомендательный характер. Это еще больше запутало ситуацию, в том числе и для будущих трактовок итогов плебисцита.

часть населения этих республик все же смогла проголосовать на избирательных участках, организованных отдельными Советами народных депутатов и общественными организациями. Состоялся референдум и в некоторых автономных республиках, входивших в состав "отказников". В частности, за сохранение СССР проголосовало подавляющее большинство жителей Приднестровья и Гагаузии (входили в состав Молдавии), а также Абхазии и Южной Осетии (входили в состав Грузинской ССР; в день референдума грузинские войска атаковали столицу Южной Осетии г. Цхинвал).

1">

1">

Геннадий Бурбулис, один из ближайших соратников Бориса Ельцина, бывший в то время народным депутатом СССР, в беседе с ТАСС подчеркнул, что если сравнить число лиц, имевших право голоса на выборах народных депутатов СССР в 1989 году (192,6 млн человек) и на всесоюзном референдуме 1991 года (185,6 млн), то получается, что около 7 млн уже признавались не гражданами СССР.

Он также напомнил, что Казахстан (почти 10 млн избирателей) вынес на референдум свой вопрос: "Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств?". А Украина (почти 38 млн избирателей) своим дополнительным вопросом: "Согласны ли вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?" – конкретизировала те условия, на которых она готова войти в состав "обновленного Союза". Аналогичный процесс происходит и в России – на съезде народных депутатов РСФСР принимается решение дополнить референдум вопросом о введении института президентства.

Еще один народный депутат, входивший в команду Ельцина, Сергей Станкевич, рассказал ТАСС, что будущий первый президент РФ первоначально негативно воспринял идею проведения референдума. Ельцин считал, что это помешает российскому проекту преобразований, и выступал против любых попыток сохранить директивный союзный центр.

"Были очень жаркие дебаты внутри ельцинской команды, и его удалось убедить, что надо участвовать в переговорах, идти на референдум, но при этом вынести на него и наш собственный вопрос о введении президентского поста в России", – напомнил Станкевич.

В итоге население по крайней мере двух республик – России и Украины – голосовало одновременно и за сохранение СССР, и за децентрализацию.

По словам Станкевича, 17 марта, отвечая "да" на основной вопрос референдума, граждане СССР голосовали за политическое обещание, обновленный Союз, в котором все экономические и политические права человека будут защищены. Однако очень скоро стало очевидно, что этим обещаниям не суждено быть реализованными. Неслучайно подписание лидерами России, Белоруссии и Украины Беловежских соглашений в декабре 1991 года о прекращении существования СССР не привело к массовым протестам. Хотя многотысячные митинги и манифестации были в то время весьма распространенным явлением. В сознании большинства СССР перестал существовать еще раньше, чем были поставлены подписи на соглашениях. Но тогда еще никто не осознавал, что значит жизнь в разных государствах и каковы последствия распада СССР.

© YouTube.com/ТАСС

Можно ли было спасти СССР

В "Горбачев-фонде" ведут отсчет распада СССР с событий 1986 года, когда в середине декабря в Алма-Ате (столица Казахской ССР) произошли массовые беспорядки на национальной почве. Впервые с начала перестройки против демонстрантов применялись войска. Несколько человек погибли, десятки пострадали.

Затем последовали события в Нагорном Карабахе, Прибалтике, Грузии и далее практически везде. Кризис развивался, ухудшалась ситуация в экономике, и одновременно разворачивалась борьба между сторонниками и противниками реформирования СССР. Горбачев оказался между закостеневшей партийной верхушкой и демократической оппозицией, которая отнюдь не была однородна.

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

По мнению Станкевича, "блестящим шансом" договориться и сохранить единое государство было лето 1990 года. Тогда даже среди самых радикальных предложений не было и речи о роспуске СССР, оппозиция была настроена на заключение Союзного договора. Первые же разочарование и ощущение безнадежности появились в сентябре, когда Горбачев отверг программу Шаталина – Явлинского, бывшую компромиссом между его командой и оппозицией и предлагавшую реалистичный путь перехода к рынку. Президент СССР не смог пойти против председателя Совета министров СССР Николая Рыжкова.

Это стало началом конца, считает Станкевич.

Два сценария и ни одного результата

14 января 1991 года новым премьер-министром был назначен Валентин Павлов. Через неделю был подписан указ о проведении в стране конфискационной денежной реформы, получившей в народе название "павловской" по имени ее автора.

Реализация реформы шла в два этапа. На первом – в СССР было прекращено обращение купюр достоинством в 50 и 100 рублей образца 1961 года. В рамках второго этапа, согласно указу президента СССР от 19 марта 1991 года, со 2 апреля в Советском Союзе были втрое повышены цены на товары народного потребления.

Эти строки были написаны помощником президента СССР не только под впечатлением павловской реформы. Советская интеллигенция была раздавлена событиями в Прибалтике.

Силовой сценарий был обкатан в январе 1991 года в Литве и Латвии. В Вильнюс вошли танки и десантные войска, был захвачен телецентр. Погибли 14 человек, десятки были ранены. В Риге произошла перестрелка с ОМОНом, погибли пять человек.

В ответ на эти события 20 января в Москве около 800 тысяч провели митинг в поддержку Прибалтики. Демонстранты требовали вывода воинских частей с территорий союзных республик, заявивших о намерении отделиться от СССР, деполитизации армии и отставки Горбачева. Среди лозунгов были: "Сегодня Литва, завтра Россия. Не допустим", "Свобода умрет вместе с нами".

По словам Станкевича, это был очень драматичный момент, сигнал снизу был услышан, хотя от силового сценария внутри центрального партаппарата окончательно не отказались.

Через 10 дней после референдума 17 марта в Москву были введены танки – впервые за годы перестройки. Это произошло перед съездом народных депутатов РСФСР. Также было выпущено постановление о запрете митингов и демонстраций с 26 марта по 15 апреля.

Третья и последняя попытка применения силового сценария для сохранения СССР состоялась уже в августе 1991 года. В ночь с 18 на 19 августа, фактически накануне подписания нового Союзного договора, представители высшего советского руководства во главе с вице-президентом СССР Геннадием Янаевым сформировали Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), отстранили президента Горбачева от власти и ввели в Москву военную технику.

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Путч провалился, но вместе с ним был утерян и шанс на реализацию "договорного" сценария по сохранению единого государства на основе нового Союзного договора. Процесс его подготовки, получивший название "Новоогаревский", был запущен 17 марта.

Как вспоминает Станкевич, переговоры шли очень трудно. Главы республик впервые в истории ощутили себя полноценными хозяевами больших территорий, о чем раньше никто не мог помыслить. И, конечно, было немало столкновений личных амбиций, интересов, у многих были опасения перейти некую воображаемую красную черту, а вдруг процесс повернется вспять? Но тем не менее был согласован довольно хороший Союзный договор, который мог стать основой для структуры, сравнимой по уровню интеграции с тем, что сегодня есть в Европейском союзе, и даже превосходящей его, считает Станкевич.

Представление М.С. Горбачева о наилучшем для страны национально-государственном устройстве были вполне определенны: расширение прав республик, экономическая и другая самостоятельность, и, даже статус «суверенных», но сохранение СССР как целостного федеративного государства, ибо «сейчас ни одна республика не может жить без другой»: «Смысл формулы: сильные республики - сильный центр». Конкретное воплощение эта идея должна была найти в новом союзном договоре всех республик. Его подготовка заняла весь 1990 год. При этом были использованы: семь проектов, подготовленных семью республиками (в основном среднеазиатскими); два проекта Академии наук, три отмеченные премией жюри Межрегиональной депутатской группы, и один - от группы политических партий. Договор пять раз обсуждался в Верховном Совете и Совете Федерации СССР.

В начале 1991 года Президент СССР решил опереться на мнение народа. На 17 марта был назначен референдум по вопросу: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» В Грузинской, Литовской, Молдавской, Латвийской, Армянской и Эстонской ССР, где центральные комиссии референдума созданы не были, ряд местных Советов народных депутатов, трудовые коллективы и общественные объединения самостоятельно образовывали округа и комиссии.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ РЕФЕРЕНДУМА СООБЩАЕТ

«Считате ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».

…Центральная комиссия референдума СССР установила:

По Союзу ССР в целом:

В списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме СССР, было включено 185 647 355 чел.; приняли участие в голосовании 148 574 606 чел., или 80,0 %.

Из них ответили:

«Да» - 113 512 812 человек, или 76,4 %;

«Нет» - 32 303 977 человек, или 21,7 %;

Признаны недействительными - 2 757 817 бюллетеней, или 1,9 %.

Результаты референдума по некоторым республикам:

Республики: «ДА» (в %)/«НЕТ» (в %)

РСФСР 71,3/26,4

Украинская ССР 70,2/28,0

Белорусская ССР 82,7/16,1

Узбекская ССР 93,7/5,2

Чечено-Ингушская ССР75,9/22,6

Якутская ССР 76,7/21,6

Из сообщения Центральной комиссии референдума СССР об итогах референдума СССР, состоявшегося 17 марта 1991 г.

СЛЕДУЯ РЕШЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА…

23 апреля 1991 года М.С. Горбачев встретился с лидерами девяти республик - его участниц. В результате было принято «Заявление десяти (9+1). Начался последний этап создания Союзного договора, вошедший в историю как «Ново-огаревский процесс». Весь июль 1991 в резиденции М.С. Горбачева под Москвой руководители союзных и автономных республик обсуждали проект: выбиралась степень силы Центра и независимости окраин. 23 июля в проекте была поставлена точка. Уставшие политики разъехались отдыхать, чтобы 20 августа вновь собраться в Москве и торжественно подписать договор. В особой программе церемонии уже было подсчитано количество подарков, букетов и папок для текста…

Б.Н. Ельцин в интервью программе «Парламентский вестник» 4 мая 1991 г.: «Я убежден, что произошло большое событие. За девять с половиной часов встречи от первоначального документа осталось процентов 20. Все было переделано по предложению республик. Сегодня республика в Союзе - это суверенное государство, которое проводит самостоятельную политику. Так впервые. Никогда Президент страны на эту формулировку не шел. Впервые было признано, что Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Грузия и Армения должны сами решать вопрос о присоединении к союзному договору без какого-то давления. В то же время подписавшие получают режим наибольшего благоприятствования отношений друг с другом, прежде всего экономических, а вот соглашения с не вошедшими в Союз будут строиться на основе мировых цен. После подписания договора через полгода - принятие новой конституции и всенародные выборы Президента страны. Президента там критиковали, и довольно резко, и прямо сказали, что, в общем, для вас это последний шанс. Сейчас уйти от выполнения каких-то ваших взаимных договоренностей просто невозможно».

А.И. Лукьянов - председатель Верховного Совета СССР: «Однако М. Горбачев продолжал политику компромиссов и уступок. На закрытой встрече с Б. Ельциным и Н. Назарбаевым 30 июля 1991 года он сдал последние позиции Союза, согласившись на одноканальную систему налогообложения и на подписание Союзного (точнее конфедеративного) договора фактически без участия представителей Верховного Совета СССР, как это было предусмотрено в решении Союзного парламента от 12 июля 1991 года, что означало в целом полное игнорирование парламента страны и воли народов СССР. Вся эта ситуация, содержащая реальную угрозу распада Советского Союза вопреки решению всенародного референдума, и стала главной причиной создания ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению), который был образован группой руководителей страны во главе с вице-президентом Г. Янаевым и премьер-министром В. Павловым».

17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум, на котором был поставлен вопрос о сохранении Советского Союза. Народ проголосовал за, но в результате подписанных 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений СССР распался.

Предпосылки

Предпосылки к проведению референдума были налицо. Во-первых - политический кризис власти, которая потеряла присущий ей авторитет; во-вторых - экономический и идеологический кризис в стране, в-третьих - противостояние представителей элиты. Власти требовалась легитимность, которую мог бы подтвердить референдум. Здесь важно заметить, что референдум - высшая форма проявления демократии. Проблемы государства, ставшие очевидными к началу 1991 года, можно было завуалировать проведением глобальной демократической процедуры. Люди должны были думать, что их мнение значимо, что они могут влиять на судьбу страны.

Страны-участницы

В референдуме участвовали не все республики СССР. Кроме того, в разных республиках разнилась и формулировка вопроса. В Казахской ССР голосование проходило по вопросу: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств». Таким образом, уже тогда закладывалась идея создания СНГ. На Украине вопрос дополняли ещё одним: «Согласны ли вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?» И этот вопрос получил 80,2% одобрительных ответов. В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, референдум фактически не проводился, но люди все же могли проголосовать: местные Советы народных депутатов, общественные группы на предприятиях и некоторые трудовые коллективы, а также командование воинских частей самостоятельно образовали округа и участки, окружные и участковые комиссии, зарегистрированные Центральной комиссией референдума СССР. Референдум также состоялся в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Гагаузии.

Лозунги

Референдум 1991 года проходил в условиях усиленной агитации. Волеизъявление народа ненавязчиво направлялось в нужное русло. В распоряжениях на местах указывалось: «Агитплакаты должны быть развешаны в магазинах, поликлиниках, отделениях связи, детских дошкольных учреждениях, на остановках городского транспорта». Среди населения работали агитаторы, распространялись пугающие листовки, в которых перспектива развала Союза представлялась в неблагоприятном свете: «Нет» на референдуме – это 10 миллионов беженцев из республик в Россию», «Нет» на референдуме - 600-900 миллиардов дополнительных расходов на организацию дополнительных сооружений». Были и совсем «креативные» лозунги, например такой: «Хочешь строить коммунизм - Голосуй за «обновизм». Не дай Бог нам, братцы, сбрендить - Дать себя обреферендить!»

Вопрос легитимности

Одним из главных вопросов, который решал референдум, был вопрос о законности власти. Референдум ненадолго, но «оправдал» действующую власть. Интересно, что до сих пор продолжаются разговоры о том, что результаты голосования на референдуме 1991 года и сейчас не потеряли своей легитимности, однако это только разговоры. Итоги референдума могут перечеркнуть только итоги другого референдума. Так и произошло после всенародного голосования 12 декабря 1993 года по поводу проекта Конституции РФ.

Президентский фактор

17 марта 1991 года на референдуме народ также отвечал на вопрос о введении должности президента. В этом опросе приняли участие 75,09% граждан России, из них 71,3% поддержали это предложение. Этот вопрос был «контрходом» ельцинской «команды». Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РСФСР был избран Борис Ельцин.

Игра слов

Вопрос на референдуме был умело сформулирован. Сама его постановка подбивала на то, чтобы люди ответили утвердительно. «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности?» Таким образом, кто-то проголосовал за красивое слово «суверенный», кто-то за не менее красивое слово «равноправие», другие - за «обновление», четвертые - за «права и свободы».

Неутешительные итоги

Народ, пожелавший сохранить Советский Союз, недолго радовался своему выбору. Уже 30 декабря 1991 года СССР не стало. Этому поспособствовали различные процессы, происходившие как на государственном, так и на геополитическом уровне. Страна, которую на протяжении многих лет разрушали механизмы, запущенные ещё в начале 1980-х годов, оказалась неспособной сопротивляться, а народ, давший положительный ответ 17 марта 1991 года, в очередной раз почувствовал себя обманутым.

Ровно 25 лет назад граждане Советского Союза на специальном всесоюзном референдуме проголосовали за сохранение СССР. Точнее, они считали, что голосуют именно за это, но реальность оказалась значительно сложнее. Она включала в себя не только предательство, когда Союз был распущен без оглядки на плебисцит, но и куда более многоступенчатую ложь.

Четверть века назад советские граждане пришли на избирательные участки, чтобы высказаться о судьбе своей страны. Состоялось голосование, которое по сей день именуют референдумом о сохранении СССР. Подавляющее большинство проголосовавших – 76%, или 112 млн человек в абсолютном выражении – высказались «за». Но за что именно? Понимали ли граждане СССР, что фактически голосуют не за сохранение, а за развал страны?


Референдум как шоковая терапия

Провозглашенная командой Михаила Горбачева программа политических и социально-экономических преобразований практически сразу вылилась в острый государственный кризис. Начиная с 1986 года в СССР постоянно вспыхивали кровавые конфликты на межнациональной почве. Вначале Алма-Ата, затем армяно-азербайджанский конфликт, погромы в Сумгаите, Кировабаде, резня в казахском Новом Узгене, резня в Фергане, погромы в Андижане, Оше, Баку. Параллельно стремительно набирали силу появившиеся будто бы ниоткуда националистические движения в Прибалтике. С ноября 1988 по июль 1989-го Эстонская, Литовская, Латвийская ССР последовательно объявили о своем суверенитете, вскоре за ними последовали Азербайджанская и Грузинская ССР.
Основная масса советских граждан в этих условиях оценивала происходящие в стране процессы – и это нужно признать! – совершенно неадекватно. Почти никому не приходило в голову, что разгорающиеся на периферии конфликты могут означать скорый развал страны. Союз казался незыблемым. Прецедентов выхода из состава советского государства не существовало. Юридической процедуры отделения республик не было. Люди ждали наведения порядка и нормализации ситуации.

Вместо этого 24 декабря 1990 года IV съезд народных депутатов внезапно поставил на голосование такие вопросы: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как единого государства?», «Считаете ли вы необходимым сохранение в СССР социалистического строя?», «Считаете ли вы необходимым сохранение в обновленном Союзе советской власти?» Следом съезд по требованию Михаила Горбачева принял решение вынести вопрос о сохранении СССР на всесоюзный референдум.

В постановлении о его проведении единственный вопрос к советскому народу был сформулирован так: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». И варианты ответа: «да» или «нет».


От СССР до России: как наша страна изменилась за тридцать лет


Сохранились некоторые оценки этого документа, что интересно – со стороны антисоветски настроенной демократической общественности. Так, народный депутат СССР Галина Старовойтова говорила о «нагромождении противоречивых и даже взаимоисключающих понятий». А правозащитница, член Московской Хельсинской группы Мальва Ланда утверждала: «Вопрос лукав, рассчитан на то, что люди не сумеют разобраться. Это не один, а минимум шесть вопросов». Правда, правозащитники и демократы в то время полагали, что эта путаница специально создана коммунистами для сокрытия в тумане нечетких формулировок грядущих «непопулярных и антинародных действий» по удушению свободомыслия и возвращению назад в брежневские времена.
В одном они не ошиблись – туманные формулировки действительно служили для сокрытия грядущих «непопулярных и антинародных действий». Но с прямо противоположным знаком.

За что (или против чего) предлагалось проголосовать гражданам страны? За сохранение СССР? Или за новое государственное устройство – обновленную федерацию? Что это такое и как относиться к фразе «федерацию... суверенных республик»? То есть советские люди одновременно голосовали и за сохранение СССР, и за «парад суверенитетов»?

Референдум прошел в девяти советских республиках. Молдавия, Армения, Грузия, Латвия, Литва и Эстония проведение референдума на своей территории саботировали, хотя голосование не обошло и их – к волеизъявлению «частным порядком» присоединились, к примеру, Южная Осетия, Приднестровье, Гагаузия, северо-восточные районы Эстонии. Не все было гладко и там, где плебисцит был осуществлен в полной мере. Так, в Казахской ССР формулировку вопроса изменили на: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств?» На Украине в бюллетень был включен дополнительный вопрос: «Согласны ли вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?». И в том и в другом случае (и явно не случайно) новое государство называлось Союз суверенных государств (ССГ).

Пересборка – итог перестройки

Вопрос о реорганизации СССР был поднят еще в конце 1980-х годов. Изначально речь шла о внесении изменений в Конституцию с целью перестройки жизни «на демократических началах». Начавшиеся в стране беспорядки, а следом и «парад суверенитетов» с объявлением о приоритете республиканского законодательства над союзным вызвали реакцию в значительной мере парадоксальную. Вместо приостановки реформ до наведения порядка и установления законности по всей стране реформы решено было форсировать.
В декабре 1990 года Верховный Совет СССР в целом одобрил предложенный Михаилом Горбачевым проект нового Союзного договора взамен действовавшего с 1922 года документа, объединяющего страну в единое целое. То есть в условиях нарастающей дезинтеграции государства первый президент СССР решил страну разобрать и пересобрать заново на новых принципах.

Что же закладывалось в основу этого Союза? Проект Союзного договора дорабатывался весной-летом 1991 года в ходе многочисленных встреч и совещаний с республиканскими руководителями в загородной резиденции Горбачева в Ново-Огареве. Президент страны деятельно обсуждал пересборку государства с крепнущими национальными элитами. Окончательная редакция Договора о Союзе суверенных государств (ССГ – удивительное совпадение с казахским и украинским бюллетенями, не правда ли?) была опубликована в газете «Правда» 15 августа 1991 года. В ней, в частности, говорилось: «Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное устройство, систему органов власти и управления». В ведение уже государств, а даже не «суверенных республик» (маски были сброшены) передавались вопросы формирования правоохранительной системы, собственной армии, они могли самостоятельно выступать на внешнеполитической арене по целому ряду вопросов.

Новый Союз суверенных государств, таким образом, был всего лишь относительно цивилизованной формой развода.

А как же референдум? Он прекрасно уместился в логику происходящих процессов. Напомним, что в декабре 1990 года проект нового Союзного договора был одобрен к работе, 17 марта состоялся референдум «о сохранении СССР» с весьма туманной формулировкой вопроса, а уже 21 марта 1991 года Верховный Совет СССР выпустил постановление, в котором не менее казуистически констатировал: «За сохранение Союза Советских Социалистических Республик высказались... 76% голосовавших. Таким образом, получила поддержку позиция по вопросу о сохранении Союза ССР на основе демократических преобразований». Следовательно, «государственным органам Союза ССР и республик (следует) руководствоваться решением народа... в поддержку обновленного (!) Союза Советских Социалистических Республик». Президенту СССР на этом основании рекомендуется «энергичнее вести дело к завершению работы над новым Союзным договором, с тем чтобы подписать его в кратчайшие сроки».

Таким образом, новый Союзный договор и странное образование ССГ путем нехитрых манипуляций были легитимированы через референдум 1991 года.

Патернализм, обошедшийся дорого

Подписание нового Союзного договора было сорвано августовским путчем 1991 года. Характерно, что в своем обращении к народу, говоря о неких силах (но не называя их прямо), взявших курс на развал страны, ГКЧП противопоставлял им как раз результаты мартовского референдума «о сохранении СССР». То есть даже высокопоставленные государственные деятели не проникли в суть свершившейся на их глазах многоходовой манипуляции.
После провала путча Горбачевым был подготовлен новый проект Союзного договора – еще более радикальный, уже о конфедерации государств – бывших советских республик. Но его подписание было сорвано местными элитами, уставшими ждать и за спиной Горбачева распустившими СССР в Беловежской пуще. Впрочем, достаточно взглянуть на текст договора, над которым работал президент СССР, чтобы понять – он готовил нам все то же самое СНГ.

В декабре 1991 года на Украине прошел еще один референдум – уже о независимости. 90% из тех, кто принял участие в голосовании, выступили за «незалежность». Сегодня в Сети доступно шокирующее видео того времени – журналисты опрашивают киевлян на выходе с избирательных участков. Люди, только что отдавшие голоса за развал страны, полностью уверены, что жить они по-прежнему будут в едином Союзе, с едиными производственными и экономическими связями и единой армией. «Незалежность» воспринималась как некое чудачество власти. Абсолютно патерналистски настроенные граждане распадавшегося СССР полагали, будто руководство знает, что делает. Ну, захотелось ему зачем-то провести несколько референдумов (в стране демократизация, может, так действительно надо?), нам не жалко, проголосуем. В целом (и на этот счет была железная уверенность) ничего принципиально не изменится...

Лечиться от этого ультрапатернализма и крайне отстраненного взгляда на политику пришлось многие годы и через большую кровь.

Сюрреалистичность происходящего сбивала с толку не только простых людей. После официально оформленного роспуска Советского Союза и сложения Михаилом Горбачевым с себя полномочий президента СССР руководство ряда республик по-прежнему ждало указаний из Москвы. И крайне недоумевало, что такие указания не поступают, обрывая телефоны в попытках связаться с уже не существующим союзным центром.
Значительно позже, в 1996 году, Государственная дума РФ приняла постановление «О юридической силе для Российской Федерации – России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР». А так как другого референдума по этому вопросу не проводилось, объявила незаконным постановление Верховного Совета РСФСР от 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР» и юридически признала СССР существующим политическим субъектом.

То есть даже депутаты уже российской Госдумы спустя пять лет после проведения референдума по-прежнему считали, что он был «о сохранении СССР». Что, как мы видели хотя бы из формулировки вопроса, не соответствует действительности. Референдум был о «переформатировании» страны.

Это, впрочем, совершенно не отменяет того парадоксального факта, что люди – граждане страны, несмотря ни на что, не вникая в формулировки, голосовали именно за сохранение Союза Советских Социалистических Республик. Вот только все 112 млн проголосовавших впоследствии цинично обманули.



Рассказать друзьям