Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Вода вокруг нас. Вода источник жизни» Воспитатель: Горбань О

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Подробности Автор: Благодырёва Людмила Васильевна воспитатель МБДОУ Тацинский детский сад "Солнышко" РФ, Ростовская область Категория: Публикации Опубликовано: 21 апреля 2017 Просмотров: 1590
Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Цель:

Задачи:

Материал к занятию:

Ход занятия:

Воспитатель:

Слайд - 2

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Знакомство с глобусом.

Посмотрите на глобус.

Загадки:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

Ложе есть, но не спит,

Не котёл, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Ледяной поит водой. (Родник)

Посреди поля лежит зеркало:

Слайд № 3 -4 – 5

Воспитатель:

Воспитатель:

Дети: Воздухом, кислородом.

Воспитатель:

Дети: Нет.

Воспитатель:

Дети: В лесу, на море, в горах.

Воспитатель:

Дети

Воспитатель:

Дети:

Вос-ль:

Дети:

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

Вперегонку с пылью.

Вос-ль:

Дети: Нет.

Вос-ль:

Опыт:

Воспитатель: (Ответы детей)

Воспитатель: Ответы детей.)

Физминутка.

Выросли деревья в поле. (руки вверх)

Хорошо расти на воле!

Каждый старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнёт. (

Он их вертит, он их крутит.

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (дети садятся за столы)

Воспитатель: (ответы детей).

Вы слыхали о воде? Слайд № 6 – 7 - 8

Говорят,она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель:

(Пьём, моем руки, купаемся,

А как же рождается речка?

(Дон) Слайд № 9 – 10

Под горою родничок

Он людей к себе зовёт Слайд № 11 -12 -13

И домой ее несут.

Как прозрачна и чиста,

И прохладна, и вкусна

Родниковая вода.

(Для водопоя)

Воспитатель:

На сигнал «Озера!»

Воспитатель:

Опыт №1 «У воды нет запаха».

Опыт №2 «У воды нет вкуса».

Опыт №3 «Вода прозрачная».

Вывод:

Опыт №4

Вывод:

III. Итог занятия:

Воспитатель:

(ответы детей).

(Ответы детей)

Шесть советов, как сберечь воду :

Все : «Чтобы не было бед ы - трать поменьше ты воды!»

Берегите воду!

Список используемой литературы:

1 «Планета – наш дом». Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Т. А. Сидорчук. Ульяновск, 2001г.

2 «Загадки, считалки и скороговорки» О. Д. Ушакова.

Цель:

Формировать основы экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи:

Дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду.

Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей.

Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.

Материал к занятию:

Глобус; презентация - «Вода – бесценный дар», картинки с изображением озёр, рек и родников; загадки; альбомные листы на каждого ребёнка, карандаши; аудиозаписи ветра, шума воды, пения птиц; д/и «Воздух, вода, земля»

Ход занятия:

Воспитатель:

Воспитатель читает стихотворение: Слайд - 2

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

А что такое планета Земля? (ответы детей)

Знакомство с глобусом.

Воспитатель показывает глобус.

Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

Кто знает, как называется эта модель? (глобус)

Посмотрите на глобус.

А сейчас послушайте мои загадки:

Загадки:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котёл, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)

Ледяной поит водой. (Родник)

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)

То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, и из них можно пить воду. Слайд № 3 -4 – 5

Воспитатель: Дети, а что такое природа? (ответы детей)

Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает,даёт все необходимое для жизни.

Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами дышим?

Дети: Воздухом, кислородом.

Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?

Дети: Нет.

Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, на море, в горах.

Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?

Дети : В больших городах, где много машин, и заводов.

Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

Вперегонку с пылью.

Вос-ль: Скажите, а воздух мы можем увидеть?

Дети: Нет.

Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.

Опыт:

Взять стакан с водой и трубочки из – под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха - это движение с разной силой.

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: А что произойдет, если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей.)

Физминутка.

Выросли деревья в поле. (руки вверх)

Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны)

Каждый старается,

К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (дети садятся за столы)

Воспитатель: А без чего ещё не может прожить человек? Затрудняетесь? (ответы детей).

А сейчас послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде? Слайд № 6 – 7 - 8

Говорят,она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что существует « Праздник воды», который празднуется 22 марта.

Для чего нужна нам вода, как мы её используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

А как же рождается речка?

На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда – то бегут.

Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

Дети, скажите, пожалуйста, какая в нашем Донском крае главная река?

(Дон) Слайд № 9 – 10

А какие вы ещё знаете реки? (Северский Донец, Калитва, Быстрая)

Любит и бережёт наш народ реки, а также бережёт и родники: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы.

Ребята, а кто пил из вас воду из родника?

А какая вода в роднике? (прозрачная, чистая, хрустальная)

- Сейчас послушайте стихотворение:

Под горою родничок

Он людей к себе зовёт Слайд № 11 -12 -13

И домой ее несут.

Как прозрачна и чиста,

И прохладна, и вкусна

Родниковая вода.

Любят люди пить воду из родников.

А вы знаете, для чего нужны родники животным и птицам? (Для водопоя) К воде, дети, надо относиться очень бережно, но не всегда так получается. Очень часто наши родники, реки, озёра, моря страдают от деятельности человека: заводов, фабрик и т.д.

Слайд № 14 -15-16 -17 -18 -19

Воспитатель:

Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.

А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.

Подвижная игра «Ручейки - озёра»

Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки.

На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).

На сигнал «Озера!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круги.

Воспитатель: Так что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

Опыт №1 «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт №2 «У воды нет вкуса».

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Опыт №3 «Вода прозрачная».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком - нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».

Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.

III. Итог занятия:

Воспитатель:

Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей).

Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.

Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми?

(Ответы детей)

· Надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них.

· После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой.

· Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.

· На Земле мало чистой воды, поэтому воду надо беречь.

· Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)

Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему:

«Мы реки и озёра в обиду не дадим».

А потом мы с вами, сделаем выставку, чтобы все дети и родители знали, что надо беречь воду.

А сейчас я вам подарю советы на память:

Шесть советов, как сберечь воду :

Ø - Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

Ø - Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!

Ø - Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.

Ø - На даче лучше мыть руки из умывальника, так меньше потратишь воды.

Ø - Машины моют на автомойках, нельзя мыть возле реки.

Ø -Комнатные цветы поливайте талой снеговой водой или дождевой!

Все : «Чтобы не было бед ы - трать поменьше ты воды!»

Берегите воду!

Елена Самарская
Развлечение «Вода - источник жизни»

Цель : Способствовать развитию познавательного интереса дошкольников. Учить выразительно, исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию. Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями . Воспитывать бережное отношение к водным богатствам.

Под музыку дети входят в зал, приветствуют гостей.

Воспитатель : Сегодня мы проведем заседание круглого стола по очень волнующей всё человечество теме. В её обсуждении примут участие представители разных профессий : биологи, экологи, синоптики, экономисты.

Ребёнок. Шел по морю корабль

В тот миг роковой, кипела вода

За высокой кормой, но прямо по курсу

Сквозь грохот и гул, услышал матрос

За бортом караул!

Воспитатель : Как вы думаете, чей это зов о помощи? Оказывается? На помощь зовет вода . Почему нужно беречь и охранять воду? Первыми к обсуждению приглашаются биологи.

Биолог 1 : Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде?

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Биолог 2 : Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся .

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Биолог 3 : Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить :

Без неё нам не прожить.

Биолог 1 Вода – одно из самых важных для человека веществ. Организм человека состоит на половину из воды. Человек может несколько дней обходиться без еды, но без воды ему не обойтись.

Биолог 2 : Без воды не могут обойтись и животные. Для некоторых животных, например рыб, вода – естественное место обитания.

Биолог 3 : Необходима вода и растениям . Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть.

Биолог 1 : Без воды прожить не могут птицы, зверь и человек. Поэтому всегда, всем нужна вода .

Биолог 2 : Действительно вода – волшебница , потому что без воды нет жизни на земле . Даже маленькая капелька воды важна!

Физминутка «Капельки»

Звучит тихая музыка.

Воспитатель : Представьте себе, что мы с вами капельки. Капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек. (Дети встают парами) . Ручеек течет и впадает в море (дети встают в круг) . Наш круг меняет форму, как и вода (круг вытягивается в овал) . А теперь представьте себе, что воду налили кружку и поставили на горячую плиту. Вода нагревается . Ваши ладошки такие горячие, что вам больно держать друг друга, и ваши ладошки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться. (Дети бегают по залу) – каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают. Вам становиться холодно. Вы приближаетесь, друг к другу, чтобы согреться (Дети прижимаются друг к другу) . Но вот выглянуло солнышко, и лёд стал постепенно таять, и вы опять превратились в капельки.

Синоптик 1 : Вода бывает в трех состояниях : жидком, твердом и газообразном. Об этих свойствах человек знает давно. У нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу, давайте мы с вами попробуем их отгадать.

Синоптик 2 :

1. Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)

2. Алёна – царевна по городу ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце взяло

(Роса)

3. Белые барашки на синем лугу, а кто их пасет понять не могу. (Облака)

4. Белая морковка зимой растет (сосулька) .

5. Ортесе де кймес теіде батуды білмес (лёд)

Синоптик 3 :

6. Зулімде тураы тіреусіз турады (булт)

7. Без досок, без топоров, через речку мост готов, мост – как синее стекло, сколько, весело, светло. (лёд)

8. Выросло, сповыросло

Из бороды повылезло.

Солнышко встало нечего не стало (туман)

9. Крупно, дробно зачастил всю землю напоил. (Дождь)

Воспитатель : Молодцы вы знаете все состояния воды. А можно ли гулять во время дождя без зонтика? (Ответы детей)

Конечно же, лучше всегда иметь с собой зонтик.

Исполняется танец с зонтиками.

Воспитатель : К дискуссии приглашаются Экономисты.

Экономист 1 : Нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и поэтому её можно не экономить. Пусть льётся! Но это не так. Вода в наши квартиры поступает из реки. Представьте себе, что случиться с рекой, если все люди, не будут бережно относиться к воде! Один мальчик забыл закрыть кран, и вот что произошло :

Ребёнок 1 : Течёт река, из далека

Течёт река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней пышнее облака.

Свежей дыханье ветерка

Стройнее, выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

Ребёнок 2 : Течёт река, течёт река!

Поит поля и города

Несёт и лодки и суда

И рыбы ходят в глубине

И раки ползают на дне…

Ты хороша река весной

И осенью и в летней зной!

Ребёнок 3 : Но что такое?

Нет, нет, никто не утонул,

Ах, реку мы не узнаем

Река становиться ручьем!

Уже и лодки на мели

Пловцы вдруг посуху пошли

Ребёнок 4 : А рыбы в горе и тоске

Бедняжки бьются на песке

Так, что же с ней стряслось с рекой

Увы, друзья, ответ такой :

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажите : какой пустяк!

Из – за такого пустяка пропала целая река!

Экономист 2 : К сожалению, мы очень часто неразумно расходуем воду, забываем закрывать краны, а ведь мы хозяева природы, и должны воду экономить.

Звучит Морская музыка, из-за дверей слышится голос.

Нептун : Почему морские коньки не резвые как всегда? Отвести на конюшню и накормить, как следует!

Морской царь входит в зал.

Нептун : Учет и контроль, учет и контроль. Каждый так и норовит хоть капельку воды, да украсть. Глаз да глаз за всеми нужен. А то того и гляди вся вода меж пальцев уйдет . Нечего не останется, одна пустыня Сахара.

Эх! Да разве со старыми счетами справишься, включу ко я компьютер и буду из пустого в порожнее переливать. Тьфу ты, голова моя непутевая из полной банки в пустую (ложит счеты и берёт 2 банки, переливает) .

Правда последнее время такое на свете делается, не успеваю за всем следить. Принтеры, компьютеры. Вот телевизор недавно купил. Постучу по нему - новости показывают. Да беда : всё новости невесёлые. То нефть в море разлили, то речку загрязнили, то родник замусорили. Одно расстройство. Сто лет назад помню, так спокойно жилось. А теперь и с телевизором и с компьютером не услежу, что с моими водами происходит .

Нептун (поёт на мотив «Почему я водовоз» )

Трудно стало жить в реке :

Урале, Волге и Оке.

Ах, судьба моя жестока –

Негде спрятаться от стока.

Каждый норовит завод

Сбросить мусор в бездну вод.

Негде взять воды напиться,

Лучше сразу утопиться!

В воду грязь течёт рекой

Нарушает наш покой.

Воспитатель : Не переживай так Нептун, вот мы с ребятами собрались здесь сегодня, чтобы обсудить твою проблему и для этого слово предоставляется Экологам.

Эколог 1 : Всему живому на земле нужна вода , вода чистая , природная. Чистой воды на земле становиться всё меньше и меньше. Однако это не потому, что запасы воды истощаются . Над водой нависла угроза загрязнения.

Эколог 2 : В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам чахнут растения.

Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать лес вокруг водоёмов.

Мы хотим познакомить вас с новыми экологическими знаками.

Исполняется танец с экологическими знаками.

Нептун : Я думаю, если даже такие маленькие дети поднимают такие важные проблемы, то с моими водами будет все в порядке . Вижу дети много знают о воде, а вот я хочу побеседовать с взрослыми и узнать знают ли они пословицы и поговорки о воде, я начну, а вы продолжайте :

1. Вода с гор потекла – весну принесла.

2. Суды да срауы бар.

3. Вода студена – тело ядрено.

4. Жер азына су гауар.

5. Много снега – много хлеба.

6. Не плюй в колодец – придеться напиться.

7. Тауды коркі бла.

8. Воду в решете не утаишь.

9. Мокрый воды не боится.

Молодцы, пословицы и поговорки знаете, порадовали вы меня. А я пришел к вам не один, со мной мои помощницы, золотые рыбки, они помогают мне определять чистоту воды и я хочу их с вами познакомить.

Исполняется танец с золотыми рыбками.

Нептун : Позвольте преподнести вам, ребята дары моря. За то, что вы неравнодушны к проблемам воды.

(Дает детям угощение)

Да, забыл я, старый утонувший башмак, что на море шторм поднимается, как бы беды не случилось.

(Раздается гудок парохода)

Слышите, пароход дает сигнал, побегу море усмирять! До свидания!

Нептун уходит

Воспитатель : Вот и закончилась наша встреча. В заключении мне хочется произнести слова Антуана де Сент- Экзюпери : «Вода , у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни , ты сама жизнь… » Именно в воде возникли первые живые существа, она является колыбелью всего живого.

Вода – чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

Картины жизни нашей красит

В своих трех важных ипостасях!

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется,

То застывает тонкой льдинкой,

красиво названной снежинкой,

То обретает легкость пара :

Была, и вдруг ее не стало.

Великий труженик – водица,

Ну как же ей не восхитится!

Она плывет к нам облаками,

Поит снегами и дождями,

И разрушает, и наносит,

И так заботы нашей просит.

Цели: Организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле, развитию умений отражать полученные впечатления в продуктивной деятельности.
Создавать условия для формирования у воспитанников осознанно-правильного отношения к природе.
Способствовать развитию познавательного интереса; умения анализировать, делать выводы.
Задачи:
Организовать деятельность воспитанников по уточнению и расширению знаний о воде и видах водоемов.
Организовать деятельность воспитанников по усвоению знаний, что чистая вода – бесценный дар природы.
Организовать деятельность воспитанников по расширению знаний об основных источниках загрязнения воды и его последствиях.
Организовать деятельность воспитанников по реализации самостоятельной конструктивной творческой деятельности
Оборудование:
Рисунки детей, выполненных совместно с родителями на тему «Жить нельзя нам без воды!», глобус, ноутбук, экран, проектор, карточки для игры «Что будет, если исчезнет вода?», магнитная доска, плоскостные изображения земного шара, корзиночка для рисунков, голубые длинные ленточки и короткие и длинные тесемки.

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ загадывает детям загадку.

В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место (вода).

Вода — одно из самых удивительных веществ на планете и ваши рисунки, которые вы нарисовали вместе с родителями, подтверждают, какая польза от воды людям. Беседа с детьми по рисункам, выполненным вместе с родителями на тему «Без воды нам жить нельзя».
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода нужна, чтобы сделать множество простых, обычных дел. Она ничем незаменима. Как вы думаете можно прожить без воды? Без воды человек не может долго жить.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы хотели бы еще что-то узнать про воду?
Тогда мы с вами отправляемся в город Знаний (показывает детям глобус).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Знаете ли вы, что это? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Это глобус — модель планеты Земля. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие еще вы цвета видите? Что обозначено этими цветами? (суша).
Какого цвета на глобусе больше? (крутит глобус)
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей).
Воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
Чтобы дети это представили, воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель земного шара» и вырезать ножницами части суши. Дети выполняют задание, потом сравнивают сушу и воду по величине, чего больше.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где в природе есть вода?
ДЕТИ. В морях, океанах, реках, озерах.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Чем они отличаются и что у них общего? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Можно ли пить воду из моря и океана? Морская вода содержит много различных солей, которые вырабатываются водорослями. Полезно принимать ванны из морской воды, полоскать ей горло. Она укрепляет организм, но не пригодна для питья.
Какую воду можно пить? (ответы детей). Чистая, пресная нужна нам для питья, приготовления пищи, купания. Откуда берется пресная вода?
Речная вода называется пресной. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где больше воды – в океанах или в реках и озерах?
Какой из этого можно сделать вывод? (Воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало).

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой
И помашем ей рукой!

Игра: «Что будет если исчезнет вода?»

(На магнитной доске карточки с изображением воды, растений, птиц, зверей, рыб, человека. Воспитатель убирает карточку с изображением воды, и дети должны рассказать, что будет с остальными животными, с человеком, с растениями, рыбами).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — животным, растениям и людям.
Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ . Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает, поэтому 22 марта люди на всей планете отмечают всемирный день воды. Его девиз: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?
ДЕТИ.
Не бросать мусор.
К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.
Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Устанавливать водоочистители.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут, большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. И очень важно сохранить воду малых и больших рек от загрязнения.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши.
Дети, посмотрите на нашем кусочке земли чего-то не хватает, как вы думаете чего?
ДЕТИ. Воды.
Давайте из ленточек и тесемочек сделаем большую, полноводную реку. Для подсказки можно рассмотреть фрагмент карты на слайде.
С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря.
Коллективная работа. Моделирование. «Как рождается река»?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какая большая, широкая и чистая река у вас получилась. А чтобы вы хотели сказать другим людям?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды).

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Вода – это чудо природы,
И нам без воды
Не прожить.
Вода – достояние народа!
Водой мы должны дорожить!

Цель : Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Задачи:

· Закрепить с детьми знания о том, где и в каком виде существует вода в окружающей среде; как человек использует воду, кому нужна вода.

· Продолжать развивать умение разгадывать загадки.

· Учить детей работать с картой.

· Воспитывать бережное отношение к природе, передавать свои впечатления в рисунке.

Материал: плакаты: «Кому нужна вода?», «Вода в природных явлениях», «Как человек использует воду», карта и глобус, 3-х литровая банка, звукозапись с шумом воды, альбомные листы на каждого ребёнка, фломастеры и цветные карандаши.

Предварительная работа: наблюдения в природе за облаками, снегом, снежинками, инеем, льдом, морозными узорами.

Опыт: «Какой бывает вода», » Лёд - твёрдая вода«, «Пар - это тоже вода», » Лёд - легче воды«.

Чтение худ. литературы: загадки, стихи: О.Григорьев «Какой дождь?», А.Тараскин » Сколько знаю я дождей«, В. Лившиц «Видел сам».

Рассматривание иллюстраций.

Раздается музыка. Воспитатель предлагает детям прислушаться, дети слушают звукозапись с шумом воды.

Что вы сейчас услышали? (шум воды). Правильно, ребята, это шум воды. Сегодня мы будем разговаривать о воде, о её свойствах, проявлениях и вместе решим, нужно ли беречь её. Давайте подойдем к глобусу и рассмотрим её. Это поверхность нашей Земли. Какого цвета больше на глобусе? (синего и голубого). А что означает этот цвет? (воду). Чего больше на нашей планете воды или суши? Представьте, что вы в первый раз увидели планету Земля, как бы вы её назвали? (ответы детей). Нашу планету называют голубой. Голубой цвет - это океаны, моря, реки и озёра. (воспитатель называет и показывает). Замечательно.

Давайте перейдем к карте. Карта - это плоскостное изображение нашей планеты. На карте можно найти участки белого цвета. Кто их уже нашёл? Как вы думаете, что это? (ответы детей). Белым цветом на карте обозначены льды и снега, которые никогда не тают.

Мы с вами выяснили, что вода образует моря, реки, океаны и озёра. А ещё вода прячется глубоко под землёй. Там тоже есть свои реки и озёра. Только мы их не видим. Но сталкиваемся с этим явлением каждый день. Как вы думаете, где? (ответы детей). Конечно, дома и не только дома, н-р у нас в детском саду. Мы качаем насосом воду из-под земли.

Ребята, мы с вами проводили опыты. Всегда ли вода бывает одинаковой? Объясните, что вы представляете при слове «вода»? (ответы детей).

Вода бывает разной: жидкой, твёрдой, газообразной, т.е. паром.

Значит, вода волшебница и умеет превращаться?

Чтобы лучше вспомнить, в каких проявлениях ещё встречается вода. Я покажу вам плакат и загадаю загадки. Вывешивается плакат «Вода в природных проявлениях».

Шумит он в поле и в саду

А в дом не попадёт.

Но никуда я не пойду

Покуда он идёт (дождь).

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке

Все сквозные, вырезные,

Возьмёшь вода в руке (снежинки)

В огне не горит и в воде не тонет (лёд).

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз (морозные узоры).

Белая вата плывёт куда-то (облака).

Облака - это скопление пара. При резком охлаждении пар превращается в иней или снег и падает на землю снежинками.

А что нарисовано на этой картинке? (роса). Как вы думаете, что такое роса? (ответы детей).

Роса - это тоже капельки водяного пара, которые всегда находятся в воздухе. Если ночью холодно капельки водяного пара опускаются на землю. Вспомните, когда летом вы приходите в детский сад, и мы утром встречались с вами на участке, трава была мокрой - это и была роса. Потом пригревало солнышко, и роса в виде водяного пара опять поднималась в воздух.

А здесь изображён туман. Кто-нибудь из вас видел туман? Каким кажется окружающий мир в тумане? (ответы детей).

А вот как написал Л. Квитко в стихотворении «Корова в тумане».

Я ищу, ищу корову

Нашу рыжую корову.

Опускается туман

На дороги, на дома.

Скрылась речка, скрылся луг

И пруда не стало вдруг.

Мгла надвинулась густая…..

Вот и я во мгле растаю.

Правда, хорошее стихотворение? Ну, а теперь давайте отдохнём. Представьте, что пошел дождь:

(физкульт.минутка).

Теперь, когда мы отдохнули, ответьте мне на следующий вопрос: » Кому нужна вода?» (ответы детей).

(показываю плакат «Кому нужна вода?»). Посмотрите, ничего не забыли?

А как человек использует воду7 (ответы детей) (вывешивается плакат «Как человек использует воду»).

Видите, ребята, вода имеет большое значение для жизни, она нужна всем.

А как мы используем воду у себя в детском саду? (умываемся, полощем рот, повара готовят нам еду, поливаем цветы, моем посуду, стираем кукольную одежду, моем стульчики и столы, поим морских свинок и попугая, для рыбок в аквариуме и т.д.).

А какую мы воду берём: чистую или грязную? А какую выливаем? Ведь мы каждый день пользуемся водой, а она не кончается.

А теперь, подумайте и скажите, если у нас так много воды на Земле может её и беречь не надо? (ответы детей).

Посмотрите на карту ещё раз. Большую часть водного пространства занимают моря и океаны, да только вода в них, какая? - правильно солёная. А теперь посмотрите на реки. Как они изображены? Они изображены тоненькими ниточками, и только в них вода пресная. Как раз эта вода необходима для жизни. Правильно, воды много. Но вот той, которая нужна человеку, животным, растениям очень мало.

Нам ещё повезло, что в Иркутской области, где мы с вами живём, есть озеро Байкал (показать на карте). Это самое большое водохранилище пресной воды. А ведь есть такие места. На карте они изображены желтым цветом, где воды практически нет (показать на карте).

Так как вы думаете, нужно беречь воду? А как в пределах нашего детского сада мы можем это сделать? (ответы детей).

Я хочу вам что то показать, перед нашей беседой я заметила, что кто-то плохо закрыл кран, и я поставила под кран пустую банку, что бы показать вам, сколько вытечет воды, пока мы с вами беседовали (показываю банку с водой). А представьте, что будет, если мы каждый день будем зря лить воду (предположения детей).

Какой же мы с вами сделаем вывод? Мы можем прожить без воды? (ответы детей). Вода - это и озёра, и океаны, и моря. Кажется, что воды на Земле много, её должно хватать всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете не много. И с каждым годом её становится всё меньше и меньше. Поэтому, все люди, взрослые и дети, должны бережно относится к воде. Вы со мной согласны? (ответы детей).

Мы с вами, ребята, выяснили, что вода бывает разной, она умеет превращаться. Если я вас сейчас попрошу изобразить воду, что вы сейчас нарисуете? (ответы детей). Это может быть и река, и сосулька, и облака, и пар, и туман, и дождь, радуга. Получается, что вода - волшебница. Она умеет превращаться, становится разной, поэтому её «портрет» одному человеку нарисовать очень сложно. А вот вы все вместе сможете сделать это. Предлагаю вам выбрать, какой вид воды вы будете рисовать: кто-то нарисует снег, кто-то - дождь и т.д.

Затем все работы сложим вместе и получим настоящий «портрет» воды.

Дети садятся за столы, где для них приготовлены альбомные листы, карандаши, краски и фломастеры.

Все работы оформляются в большую картину. Это начало создания музея воды.

Следующий этап: создание музея воды в группе, введение правила пользования водой.

МАОУ « Хохловская средняя общеобразовательная школа» филиал Криволукский детский сад «Буратино».

Проект – занятия

Ознакомление с окружающим

"Вода – источник жизни"

Подготовительная группа

Воспитатель: Сергеева Валентина Анатольевна.

Цели занятия:

1. Образовательные:

    показать значение воды в жизни живой природы;

    закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.

2. Развивающие:

    развивать наблюдательность;

    совершенствовать внимание, память, логическое мышление;

    принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

3. Воспитательная:

    воспитывать бережное отношение к воде.

Цель экспериментальной деятельности:

    Учить проводить исследования.

    Добиваться результатов.

    Размышлять, иметь своё мнение.

    Обобщать результаты опытов.

Материал для занятия:

    глобус;

    иллюстрации о воде;

    запись с шумом океана, с журчанием ручья;

    игрушечные персонажи Кап и Капелька.

Материал для проведения опытов:

Для воспитателя: Два стеклянных стакана, два яйца, пиала с солью, чайная ложка. Льдинки.

На каждого ребёнка: 2 баночки, ванночка одна на двух детей, деревянные палочки и железные предметы Чайная ложка по количеству детей, гуашь, сахарный песок в пиале одна на двух детей

Ход занятия

Воспитатель: Жили-были Кап и Капелька. Кап был большой и толстый, а Капелька – маленькая и смешная.

После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на траву. Их фигурки блестящие и прозрачные. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в них, как в зеркало. И сегодня Кап и Капелька у нас в гостях.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где они живут? Да! В воде.

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде,
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода,
Наша спутница всегда.

А где же вода живёт? (Перед детьми ставят глобус)

Да, вода живёт в реке, в океане, в море. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода?

Дети:- (ответы детей)

Воспитатель : На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?

Дети:- ( Ответы детей)

Воспитатель : А знаете ли вы, какая вода в море?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель : Её можно пить?

Дети- ( Ответы детей)

Воспитатель : А мы, какую воду пьём?

Дети: - ( Ответы детей)

Воспитатель : Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах.

А мы можем с вами пить воду с разу из реки, озера?

Дети: ( Ответы детей)

А как вы думаете, почему нельзя пить воду сразу из реки?

Дети:- ( Ответы детей) .

Воспитатель - Посмотрите, ребята, что я вам ещё покажу картинки, где же живет вода

Картина о море ребята, посмотрите, что же мы с вами видим - море. А, вы хотите послушать песенку моря. А сейчас представьте, что вы, стоите, на берегу моря и море с вами разговаривает. А потом расскажете капельке и капкапычу. Что же оно вам интересное сообщило . Дети слушают шум моря .

Фантазии детей 2 или 3

Воспитатель - Я еще вам хочу показать картинки, где живет вода.

Посмотрите и скажите это что такое здесь изображено?

Дети: ( Ответы детей)река

Воспитатель : Правильно это река. Значит, что мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке.

Посмотрите на следующую картину. Это что ребята такое вы знаете?

Дети: ( Ответы детей)водопад

Воспитатель : Ребята послушайте, как шумит водопад. Шумно да! Когда вода падает с высоты, она создает такой шум.

И еще одна картина домика воды (показывает ручей.) Как выдумаете это что?

Дети: ( Ответы детей) Ручей.

Воспитатель: Правильно. Течет ручей, журчит ручей. Я вам сейчас предлагаю послушать журчание ручейка. (Музыка). Ребята пение ручейка отличается от шума водопада?

Чем отличается : у ручейка нежная, спокойная песенка, а у водопада шумная, громкая, не спокойная.

Воспитатель : Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Воспитатель: А нам с вами нужна вода в детском саду?

Дети : ( Ответы детей)

Воспитатель: А для чего?

Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

Воспитатель : Ребята, а ели бы не было воды. Что произошло? Как вы думаете?.

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

Воспитатель: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.

Ребятки, вы, наверное, устали сидеть? Я предлагаю вам поиграть в игру “Вырастим цветы”.

Физкультминутка.

Вы будете семенами, а я хозяйкой. Я сажаю семена в землю. Ярко светит солнышко, на улице тепло. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они начинают тянуться вверх. Я ещё поливаю. Вот цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом, свежо и дышится легко и глубоко.

Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?

Тогда прошу за столы!

Опыт №1 «Тонет, не тонет».

Воспитатель: Перед вами ванночки с водой а на подносе у вас различные предметы.

Дети в ванночку с водой опустите предметы что мы видим

Дети: мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули.

Воспитатель: А скажите мне, что тяжелее железо или дерево?

Дети: ( Ответы детей)

Вывод: Какое первое свойство воды мы с вами увидели.

Опыт №2

Воспитатель : Теперь возьмите баночку с водой и понюхайте, имеет ли она запах

Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Чем пахнет газировка?

Опыт №3

Воспитатель: Ребята теперь в эту баночку с водой добавьте ложной сахар и размешайте. Что мы видим?

Дети ( Ответы детей) : Сахар растворился

Вывод: В результате растворения в воде сахара получился раствор сладкий. Мы с вами обнаружили еще одно свойство Воды растворитель, но цвет воды при этом остается прозрачным.

Опыт № 4 Вода окрашивается.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

В баночку с водой, ложечкой немножко положите гуаши и размешайте. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Дети: ( Ответы детей)

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавили и растворили.

Воспитатель: А сейчас, у меня для вас сюрприз. (Показывает льдинку) Как вы думаете что это?

Как можно получить цветные льдинки?

Вода на морозе превращается в лед.

Опыт №6: А сейчас еще один фокус с водой.

У воспитателя на столе два стакана с водой и два яйца.

В одном стакане воспитатель растворяет 5 чайных ложек соли, а другой оставит так.

Опустить в оба стакана яйца. Что происходит?

Дети: В соленой воде яйцо всплывает

Вывод: В соленой воде легче плавать, потому - что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли

Итак: Ребята мы сегодня с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.

    Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.

    Чистая вода не имеет запаха.

    Вода является растворителем.

    Вода может менять цвет, когда ее окрашивают

    На морозе вода застывает и превращается в лед.

    В соленой воде легче плавать потому - что тело держит не только вода, но и соль растворенная в воде.

Ребята, вам понравилось занятие?

А что больше всего вам запомнилось?

( Ответы детей ).

Что нового о воде узнали?

( Ответы детей ).

Кап и Капелька дарят на память своих подружек - “капелек”.

Дружите с ними и берегите их!

Занятие окончено



Рассказать друзьям