Михаил шемякин картины, иллюстрации. Другой михаил шемякин Художник скульптор михаил шемякин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Михаил Шемякин - (Shemyakin, Mikhail. Род. 1943 г.), российский и американский живописец, график, скульптор. Лауреат Государственной премии РФ, действительный член Нью-Йоркской академии наук, академик искусств Европы. Родился в Москве в семье офицера. В 1945-1957 гг. семья Шемякина жила в Германии. В 1957-1961 гг. учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина в Ленинграде. Трудился чернорабочим, такелажником. Жил в Ленинграде, в 1971 г. покинул СССР (лишение гражданства), обосновался в Париже. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Начиная с "Классической испанской эпиграммы" 1971 г., художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба. В Париже приобрел известность. В 1974 г. впервые был показан его акварельный цикл "Петербургский карнавал", принесший ему мировую славу. С 1981 г. живет в Нью-Йорке. В 1989 г., приняв американское гражданство, он поселился в небольшом городке Клаверак (с 1991 г.), в окрестностях Нью-Йорка. Все эти годы его работы выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге. Возвращение искусства Шемякина в Россию началось в 1989 г., когда в Москве и Ленинграде прошли его персональные выставки. В 1990-е годы персональные выставки Шемякина проходили в Третьяковской галерее, в галерее "Дом Нащокина" в Москве, в Эрмитаже и в Манеже в Санкт-Петербурге. В 1980-1990-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая "метафизические" рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику. Для Санкт-Петербурга Шемякин сделал несколько памятникамов. На набережной Робеспьера стоят его двуликие "Сфинксы" как дань памяти всем репрессированным. На кладбище Сампсониевского монастыря воздвигнут памятник Архитекторам-Первостроителям Петербурга. И, наконец, памятник Петру I, который находится на территории Петропавловской крепости. Памятники стали неотъемлемой частью города и органично вплелись в его архитектурно-художественную ткань. Работы Шемякина находятся в постоянной коллекции многочисленных музеев, в том числе "Метрополитен" (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), Яд Вашем и Музей современного искусства (Тель-Авив). Памятники и скульптурные композиции М. Шемякина установлены в Нью-Йорке ("Кибела: Богиня Плодородия"), Париже ("Карнавал Санкт-Петербурга"), Венеции (памятник Д. Казанове и монумент "В память 200-летия со дня смерти Казановы"). Он также автор надгробия артисту Савелию Крамарову в Сан-Франциско и памятника Маневичу на Петербургском кладбище. В 1999 г. в центре университетского корпуса в г. Хемстед (штат Нью-Йорк, США) открыт памятник профессору университета Хофстру Юкеру "Диалог Платона с Сократом", а в 2001 г. - памятник Петру I в Лондоне в честь 300-летия Великого посольства. В 2001 г. в Москве был открыт памятник М. Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых". Этот проект задумывался и осуществлялся как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений. Шемякин стал автором костюмов, масок, декораций для "Щелкунчика" (премьера в Мариинском театре, январь 2001 г.). Художник работает в широком диапазоне техники. Темы его работ также отличаются большим диапазоном: от театральных работ до метафизических исследований. Шемякин работает днем и ночью, часто над несколькими вещами одновременно. Работа поглощает его полностью...

На тему балета И.Стравинского «Весна священная». 1989.

Иллюстрация к «Балаганчику» А.Блока. 1987.

Поэзия танца I

Раскольников и старуха-процентщица

Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Карнавалы Санкт-Петербурга # 05


Петрушка

Крыс с куском сыра. 1999.

Из серии «Прогулка».

Из серии «Прогулка». 1991.

Михаил Шемякин – советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии и Адыгеи, почетный доктор университетов Европы, Америки и России. Вынужденный эмигрировать под угрозой уголовного преследования в начале 1970-х, талантливый недоучка с диагнозом «вялотекущая шизофрения» покорил Европу и Америку, став известнейшим художником современности.

Детство и юность

Родился Михаил Михайлович Шемякин в российской столице в мае 1943 года. У художника кабардинские корни: отец, рано осиротев, получил фамилию Шемякин от отчима. Его родной отец принадлежал к старинному кабардино-балкарскому роду Кардановых. У мамы художника – актрисы Юлии Предтеченской – дворянские корни. Дед Шемякина по матери – выпускник Морского инженерного училища в Кронштадте. По словам художника, его деды «были расстреляны и в вицмундирах похоронены».

Юлия Николаевна, в годы войны переехавшая из родного Ленинграда в Москву и работавшая в Театре на Таганке, родила сына от второго мужа, полковника Шемякина. Вскоре после рождения первенца женщина перебралась к мужу, назначенному комендантом городов Восточной Германии. До 14 лет Михаил Шемякин рос в ГДР.

В 1957-м семья вернулась в Ленинград. Поселились в коммуналке из 38 комнат. Миша с мамой, отцом и тетей жили в одной из комнат. Отец, кадровый военный, мечтал для отпрыска той же судьбы, но Шемякин-младший бредил искусством, чему радовалась мама-актриса. В Германии подросток часами рассматривал альбомы с картинами , и .


Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодарский край, а юного Михаила Шемякина, за ночь нарисовавшего иллюстрации к пушкинской сказке о , зачислили на 2-й курс средней художественной школы при Институте живописи им. .

Проучился Шемякин 4 года: студента отчислили за «эстетическое развращение сокурсников». Михаил щедро делился с коллегами знаниями о западном искусстве, почерпнутыми из запрещенных в Союзе книг. В 1961 году донос в КГБ поставил точку в образовании.


Последовала темная полоса биографии. Чтобы выжить, Михаил Шемякин брался за любую работу: трудился чернорабочим, почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. Ночью копировал полотна старинных мастеров, экспериментировал.

К бывшему однокурснику наведывались друзья, что не нравилось соседям по коммуналке. Последовавший очередной донос в КГБ и вызов «на разговор» окончился для Шемякина скверно: расспросив художника о боге и дьяволе, его отправили в психиатрическую клинику. В медицинской карте появился диагноз: «Вялотекущая шизофрения».


Полгода инъекций и таблеток едва не превратили художника в инвалида. Первая «выставка» работ состоялась в клинике: лечащий доктор Шемякина показал студентам-практикантам иллюстрации пациента к произведениям . Таким образом психиатр «проиллюстрировал» течение шизофрении у подопечного.

Стараниями матери Михаил покинул стены клиники. После «лечения» у него появилась аллергия на краски, ночами мучили кошмарные сны. Два года художник возвращался к нормальной жизни в горах Абхазии.

Живопись

Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.


В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились , питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.

Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.


В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.

Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.


В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.

Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.


Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.

В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.


Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.

Личная жизнь

Первая супруга Ревекка Модлина родом из Ленинграда, художница и скульптор. Брак с Шемякиным был для нее третьим. В 1964 году родила мужу дочь Доротею Шемякину. Дочь пошла по стопам родителей и стала художницей, книжным графиком.


Со второй женой – переводчицей Сарой де Кэй – художник познакомился благодаря дружбе с . Сара переводила американский фильм о советском барде. Ей рекомендовали связаться с другом Высоцкого.


Шрамы на лице и теле Михаила Шемякина, по его словам, стали следствием ожоговой травмы на литейном заводе. Ходят слухи, что художник нанес раны сам под воздействием алкоголя.

Галифе, сапоги и фуражка стали «фирменной» одеждой Шемякина, но он объясняет их ношение бытовыми и физиологическими причинами. Козырек фуражки бережет больные глаза от света, а высокие сапоги защищают от змей, которых немало во французской деревне, где последние 25 лет живет мастер.

Михаил Шемякин сейчас

В России художник и скульптор бывает часто. По его признанию – живет в самолете. В Москве и Санкт-Петербурге осуществляются почти все проекты мэтра. Он оформляет спектакли, организовывает художественные и скульптурные выставки, возводит памятники.


Талант Шемякина многогранный. Памятник работы мастера стоит в Петропавловской крепости. В костюмах, нарисованных художником для балета «Щелкунчик», выступают артисты «Мариинки». Ювелирные изделия, придуманные художником, воплотил ювелирный дом SASONKO.


У Михаила Шемякина, называющего сон неоправданной роскошью, хватает времени рисовать полотна, организовывать музыкальные фестивали, сниматься в телепроектах и даже придумывать елочные игрушки.

В «Инстаграме» есть страница петербургского Центра Михаила Шемякина, где анонсируются мероприятия с его участием.

Награды

  • 1971 – Награжден медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма»
  • 1984 – Удостоен почетной докторской степени Университета Сан-Франциско
  • 1987 – Почетная докторская степень Европейской академии искусств Франции
  • 1989 – Почетная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания
  • 1993 – Государственная премия в области литературы и искусства Указом Президента России Б. Ельцина
  • 1994 – Орден «Кавалер искусств и литературы» Министерства культуры Франции
  • 1996 – Почетные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик
  • 1997 – Президентская премия
  • 1998 – Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств
  • 2001 – Премия «Золотой софит» - как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург)
  • 2001 – Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга
  • 2002 – Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре)
  • 2002 – Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург)
  • 2009 – Орден Дружбы
  • 2018 – Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру»

Михаил Михайлович Шемякин — один из самых известных современных российских художников . Художник и скульптор Михаил Шемякин родился в Москве 4 мая 1943 года. Является Лауреатом Государственной премии Российской Федерации.

Детство Михаил Шемякин провёл в Германии. В 1957 году вместе с семьёй переехал в Ленинград. Михаил Шемякин пытался обучаться искусству в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, но был исключен по идеологическим соображениям. После исключения ему пришлось заниматься обучением состоятельно, посещая и копируя картины мастеров прошлого. Вскоре он приобрёл известность в андеграундных кругах и стал одним из представителей современных течений искусства. В СССР, где к подобному искусству у было крайне негативное отношение, Шемякина арестовывали, производили конфискацию работ и даже пытались принудительно лечить в психиатрических больницах. Сам Шемякин высказывал мнение, что инициаторами всех выпадов в его сторону были зачастую даже не власти и правоохранительные органы, а Союз художников СССР, представители которого которого ратовали за развитие «угодного» искусства, прославляющего патриотизм, пролетарский интернационализм, национальные традиции в искусстве, а также классические формы искусства.

В 1970 году художник и скульптор был принудительно выслан из страны и поселился в Париже. Именно здесь, в столице Франции, он получил по-настоящему мировое признание. Его работы стали известны во многих странах мира. В 1981 году переехал в Америку и получил американское гражданство.

Искусство Михаила Шемякина — это смесь авангардных техник. Сегодня его искусство нельзя назвать андеграундом, так как это понятие давно перестало быть актуальным. Картины и скульптуры Шемякина выставляются в музеях и выставочных центрах. Фантасмагорический сюрреализм, гротескный маскарад — все его работы являются символическим отображением окружающей реальности, философией бытия, образным изображением различных явлений в обществе. За свою долгую творческую деятельность Михаил Михайлович Шемякин создал множество картин и скульптур, офортов, а также иллюстраций для книг. Далее вы можете увидеть подборку работ талантливого художника, который навсегда оставил своё имя в истории мирового искусства.

Любите проводить время за чтением хорошей литературы? В этом случае вам обязательно необходимо познакомиться с уникальным сайтом электронных книг http://mk-lib.net/ . Чтение книг посредством облачного ридера. Удобно, просто и очень современно!

Художник Михаил Шемякин картины, иллюстрации

Биржа. 1965. Раскрашенный офорт

Дружба с Высоцким

Изгнание

Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Карнавал Санкт-Петербурга

Карнавал Санкт-Петербурга

Карнавал Санкт-Петербурга

Михаил Шемякин фото

На тему балета И.Стравинского «Весна священная»

Набережная Фонтанки. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Петрушка

Поэзия танца

Прогулка

Прогулка

Раскольников и старуха-процентщица 2

Раскольников и старуха-процентщица

Раскольников с мещанином. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Сон Раскольникова

Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Михаил Шемякин в детстве

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году. Он рос в оккупированной Восточной Германии, а вернувшись в Россию в 1956 году, поступил в художественную школу при Институте живописи им. И.Е. Репина Ленинградской Академии художеств. Был исключен из школы за несоответствие нормам соцреализма. С 1959 по 1971 год работал разнорабочим. Подвергался принудительному психиатрическому лечению, что в те годы было обычным делом для борьбы с диссидентами. В течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже. В 1967 году Шемякин основал группу художников «Санкт-Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым он создает теорию Метафизического синтетизма, посвященную поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства всех эпох и народов.

В 1971 году власти выдворяют Шемякина из СССР. Он живет в Париже, а в 1981 году переезжает в Нью-Йорк. Уже в Париже он начинает устраивать выставки и публиковать работы своих коллег – российских художников и писателей-нонконформистов. Начатые в 1960-е годы исследования искусства выросли в коллекцию миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям. Эта работа принесла художнику пять почетных докторских степеней и послужила основой для создания его Института философии и психологии искусства. В 2000 году им учрежден «Воображаемый музей» в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по темам исследований. В 2002-2003 годах Шемякин снимается в серии телепередач для российского канала «Культура».

В 1989 году началось возвращение творчества Шемякина в посткоммунистическую Россию – с первой, с момента высылки, выставки его работ. Впоследствии он продолжает выставляться в России. В Санкт-Петербурге установлены три его монумента: Петру Великому, жертвам политических репрессий и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга. Шемякинская Сибела – Богиня плодородия – стоит в нью-йоркском районе Сохо. Вариант памятника Петру Великому демонстрируется в Нормандии. В 1998 году в Венеции в ознаменование двухсотлетия со дня смерти Джакомо Казановы установлен шемякинский монумент Казанове. «Диалог между Платоном и Сократом» – мемориал профессора Харольда Юкера – установлен в университете Хофстра в Хемпстеде, Нью-Йорк. В 2001 году в Лондоне открыт его монумент, посвященный трехсотлетию посещения Лондона Петром Великим, а в Москве – скульптурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых». В 2003 году открываются его памятник Анатолию Собчаку в Санкт-Петербурге и композиция «Царская прогулка» в Константиновском дворце в Стрельне.


Театральная деятельность Шемякина началась в 1967 году с постановки оперы Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории. В 1990-е годы вместе с клоуном Вячеславом Полуниным он устраивает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции. В 2001 году в Мариинском театре Санкт-Петербурга Шемякин ставит свою версию балета Чайковского «Щелкунчик».


В 2005 -м году ставит новый балет по мотивам сказки Гофмана «Волшебный орех» — со своим либретто и оформлением, с оригинальной музыкой Сергея Слонимского и хореографией Донвены Пандурски. В 2007 Михаил Шемякин организует «Посольство Петра Великого» на площади Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра. Открылась выставка «Михаил Шемякин: 40 лет спустя. Театр и Метафизика» в Новосибирском государственном художественном музее.

В 2008 году состоялось открытие памятника Владимиру Высоцкому в Самаре. Выставки «Театр и Метафизика» показывается во Владикавказе (Северная Осетия), в Ханты-Мансийске и в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А.Коваленко. В этом же году художник организует представление «Посольство Петра Великого» в петербургском Манеже.


В 2009 году Михаил Шемякин награжден Президентом РФ Д.А. Медведевым Орденом за большой вклад в укрепление дружбы, сотрудничество и развитие культурных связей c Россией. Тогда же открылись выставки: «Михаил Шемякин: Петербургский метафизик» в редакции журнала «Звезда» в Санкт-Петербурге и «Михаил Шемякин: возвращение пушкинской «Русалки» во Всероссийском музее им. А.С. Пушкина «Мойка, 12». Начиная с 2009 года дважды в год Михаил Шемякин организует в своем Фонде в Петербурге выставки из цикла “Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ” .

В 2010 году Михаил Шемякин с хореографом Кириллом Симоновым создает новую версию балета Делиба «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета в Вильнюсе (Литва), открывает монумент «Жертвам террора» во Владикавказе (Северная Осетия) и выставку «Фарфоровый театр Михаила Шемякина» в рамках года Франции в России в Париже.

В 2011 году были показаны выставки: «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, «Михаил Шемякин: эскизы к балетам» в Тель-Авиве (Израиль), «10 лет Щелкунчику» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Начиная с 2011 года ежегодно представляет выставки из цикла “Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ” в Северо-Кавказском филиале музея искусств народов Востока. В этом же году выходит книга «Две судьбы», написанная Михаилом Шемякиным и посвященная его дружбе с Владимиром Высоцким.

В 2012 году Михаил Шемякин – Главный художник Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», проходящего в Москве на Красной площади. Были показаны выставки: «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в Строгановском дворце ГРМ в Санкт-Петербурге; «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле «Дзен» в Государственном музее Востока в Москве.

В 2013 году открылись выставки в Санкт-Петербурге: «Тротуары Парижа» в Мраморном дворце ГРМ и «Михаил Шемякин. Мир, скрытый в каплях воды» в музейном комплексе «Вселенная Воды».

В 2014 году состоялось открытие памятников: «Человек-часы» в Щелково, Московская область и «Жертвам забытой войны, изменившей ход истории» в городе Гусеве. В этом же году Михаил Шемякин принимает курс живописи в Воронежской государственной Академии искусств.

Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества тоже разнообразна: от театрального гротеска до метафизических изысканий.

Работы Шемякина украшают постоянные экспозиции многих музеев в США, России, Франции, Польше и стран СНГ.

В нашем можно приобрести автора А.М.Петрякова.

Не исключено что в скором времени это имя будет включено в Пантеон великих российских художников, хотя сам Шемякин до сих пор проживает в США и имеет гражданство этой страны. Но при этом художник считает себя русским. Правда иногда говорит, что он гражданин мира. Это сейчас модно – быть гражданином мира.

Шемякин родился в Москве, но рос в ГДР, поскольку отец его был военным и служил как раз в частях советской армии, которые были сформированы на территории ГДР. Но в 1957 году он с семьёй снова оказался в СССР, но только не в Москве, а в Ленинграде. Там же он учился в специальной средней школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Но в этой школе он проучится всего три года и будет с треском отчислен за «аморальное развращение в искусстве». Уже тогда его работы вызывали у советских критиков и педагогов отвращение и не восприятие таланта.

Выставки были, но были и аресты этих выставок и его работ. При этом сам Шемякин кем только не работал: почтальоном, грузчиком, такелажником в Эрмитаже. Самое страшное что в его жизни были и психушки. Его отправляли туда за инакомыслие, за неумение приспособляться к советским реалиям. В итоге советская власть с ним поступила всё же гуманно – выслала за пределы СССР. И вот Шемякин оказался в Париже.

Конечно в том, что он не опустился вниз, и не стал жить на уровне плинтуса, сыграло роль его скандальная известность. Да, это, пожалуй, было его большим плюсом. На этом и на своём таланте он сумел удержаться на плаву и зажить во Франции более-менее нормально. Но при этом он не терял связь с Россией. Когда появилась возможность у Высоцкого выехать за границу, благодаря стараниям Марины Влади, он в первую очередь посетил Михаила Шемякина в Париже. И конечно, поэт там пел, и художнику хватило смекалки успеть сделать записи этих домашних выступлений.

Но в Париже мало что держало художника, и он вскоре оказался в США. Там он получал довольно много учёных степеней и там его оценили и как художника и как отличного скульптора и как искусствоведа. И естественно, как русского. Это особо отличали.

Но время не стоит на месте. История всё расставила на свои места. СССР исчезло с карты мира и вновь появилась Россия. И вот тогда у Шемякина возникла уникальная возможность творчески вернуться на Родину. Он вернулся скульптурами в своём любимом городе Ленинграде, теперь уже снова в Санкт-Петербурге. Кстати, памятники весьма эпатажные, собственно как и всегда это было, но и интересные. А ещё он вернулся на сцену. За границей он довольно часто оформлял балетные спектакли в разных знаменитых театрах мира, в основном конечно в американских. И вот в Мариинском театре по его эскизам шьются костюмы и делаются декорации и вскоре, как и положено накануне новогодне-рождественских праздников выпускается премьера балета «Щелкунчик». А ещё много позже, на бывшей киностудии «Союзмультфильм» создаётся сериал «Гофманиада», которая полностью основана на рисунках художника. Мало того, он создаёт свой Воображаемый музей и, по сути, для канала «Культура» делает сериал о художниках и о своей живописи. Получилось двадцать четыре серии и кажется это не предел.

Не смотря на свой уже достаточно преклонный возраст он всё ещё творит, придумывает и живёт тем, что выходит из под его руки, будь это скульптура или полотно, или работа в театре или проекты, которые он создаёт со своими не менее талантливыми друзьями. Главное – не остановится, а работать. Главное – не забыться, а жить ради своей работы. Может это и правильно, а может и нет… Но пока это помогает держаться на плаву, даже не смотря на то, что Шемякин не потопляем.

Алексей Васин



Рассказать друзьям