Морской Никольский собор в Кронштадте: главный храм Российского флота. Храм Святителя Николая в Малореченском

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Храм создавался на народные пожертвования как памятник морякам, погибшим в Русско-японскую войну. Комитет по сбору средств возглавляла греческая королева Ольга Константиновна, а строительный комитет возглавил ее брат, великий князь Константин Константинович Романов (более известный как "К. Р.").

На строительство было собрано 302 888 руб. 73 коп. (что удивительно, но при строительстве уложились в смету и даже немного сэкономили - строительство обошлось в 277 723 руб. 19 коп.). Место для храма по инициативе адмирала И. К. Григоровича (он вскоре стал морским министром) выбрали на территории Ново-Адмиралтейского завода.


Автором проекта стал архитектор М. М. Перетяткович, выбравший в качестве прототипов Дмитровский собор и храм Покрова-на-Нерли. Стены храма украшала резьба, автором которой был скульптор Б. М. Микешин. Главным инженером-строителем стал С. Н. Смирнов. Любопытно, что в качестве инженера-строителя в строительстве храма участвовал А. Г. Джорогов, известный участием в , своим проектом крематория в Александро-Невской лавре, а также .

В здании находилось два храма - верхний и нижний. Нижний храм был украшен фресками (автор - М. М. Адамович)


Для украшения верхнего храма были использованы мозаики. В алтарной части находилась мозаика по эскизам Н. А. Бруни (изготовлена в Германии на фабрике "Пуль и Вагнер"), изображавшая Христа, шествовавшего по водам.


Еще три мозаики были изготовлены по эскизам В. М. Васнецова его дочерью, Т. В. Васнецовой. Две из них - "Моление о чаше" и "Несение креста", украшали колонны храма.


Еще одна - "Спас нерукотворный", располагалась над воротами звонницы.


15 мая 1910-го года, в годовщину Цусимского сражения, прошла церемония закладки храма. А 31 июля 1911-го года храм был освящен.



Внутри храма находились мемориальные доски с именами всех павших моряков (всего их насчитывалось около 12 тысяч).

К несчастью, в 1932-м году храм был взорван, священнослужители, а также многие члены "двадцатки" были репрессированы.


В 1990-м году исполком Октябрьского райсовета Ленинграда зарегистрировал устав Фонда восстановления храма. Были собраны народные пожертвования, на которые на месте разрушенного храма в 2000-2003 годах была построена часовня Святого Николая Чудотворца.



Автор ее проекта - архитектор Д. А. Бутырин


В павильоне у храма сейчас можно увидеть сохранившиеся мозаики (они хранились в Русском музее).



P.S. В субботу, 28 сентября состоится экскурсия "Выборгская сторона" .
Среди прочего мы увидим:
Сампсониевский собор - особняк, народный дом, доходный дом и жилую колонию Нобелей - Бабуринский и Батенинский жилмассивы - фабрику-кухню Выборгского района - жилой городок Политехнического института - дом специалистов на Лесном проспекте - школу на Кантемировской улице - промышленные здания, построенные ведущими архитекторами модерна К. Шмидтом, Н. Васильевым, В. Косяковым.

Церковь Спаса-на-Водах - Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца - ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове. Предполагается его восстановление.

Храм был построен в память моряков погибших в Цусимском сражении. Уникальный храм-памятник стал "символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков" в русско-японской войне 1904-1905 годов.

21 ноября 1908 года министр внутренних дел П.А. Столыпин подал доклад императору Николаю II об учреждении комитета по сбору пожертвований на постройку храма. Ответ Николая II: "Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков". Подготовкой строительства и сбором пожертвований руководил Комитет под покровительством греческой королевы Ольги Константиновны, дочери создателя парового флота великого князя Константина Николаевича, внучки императора Николая I, и под председательством сенатора П.Н. Огарёва, чей сын погиб при Цусиме. Строительную комиссию возглавил князь Константин Константинович. Средства собирали около года, по смете строительство стоило 277 723 рубля, было собрано 302 888 рублей.

Место для храма на территории Ново-Адмиралтейского завода, невдалеке от верфей, в конце Английской набережной, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года.

Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года, в годовщину Цусимы. Предварительно состоялся крестный ход из Никольского собора до места строительства. В углубление закладной доски Ольгой Константиновной был положен солдатский Георгиевский крест.

Одноглавый храм с золотым куполом, расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печёрской лавры (ныне - подворье Оптиной Пустыни) символизировал южную часть морских ворот Санкт-Петербурга.

Архитектором храма является Мариан Марианович Перетяткович - крупнейший зодчий начала ХХ века, работавший, в основном, в стиле модерн. В создании проекта участвовали Н.В. Покровский и инженер - Сергей Николаевич Смирнов, губернатор Павловска.

14 сентября 1910 года на строящийся храм был поднят крест. 28 июля (10 августа н.ст.) 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером Г.И. Шавельским был освящён нижний храм и подняты колокола.

Через три дня - 31 июля (13 августа) 1911 года - в присутствии императора Николая II с дочерьми, королевы Ольги Константиновны, её брата - великого князя Константина Константиновича и других членов императорской семьи был освящён верхний храм и состоялся военно-морской парад.

Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его создание являлось первой попыткой научного воспроизведения архитектуры древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить традиции владимиро-суздальского зодчества домонгольского стиля. Дмитриевский собор во Владимире был одним из образцов для проекта "Спаса-на Водах". Также в проекте использовались мотивы церкви Покрова на реке Нерль.

Двухэтажным храм был установлен на небольшом искусственном возвышении с покрытыми травой откосами, наподобие братской могилы.

Фасады однокупольного 2-этажного здания были облицованы белым старицким камнем, расчленены на прясла полуколоннами, украшены аркатурно-колончатым поясом и белокаменной резьбой (скульптор Б.М. Микешин).

Вместе с храмом был выстроен целый комплекс монастырского типа. Двухэтажная церковь, колокольня и служебный корпус были соединены в духе XVII века крытыми переходами. В колокольне располагался морской музей, и звонница, связанная, в свою очередь, галереей с домом причта.

В церковь вели ворота, над которыми находились звонница и мозаичная икона Нерукотворного Спаса по эскизу В.М. Васнецова. Аркатурно-колончатые пояса, фигурные композиции и многослойный фриз, венчавший подкупольный барабан храма, обладали ценностью буквального воспроизведения подлинников владимирской резьбы XII века. Рельефные двери, обложенные медью, имитировали врата XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Главка церкви была покрыта золотой смальтой.

Храм состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего - во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя.

Храм был не такой уж большой: он был рассчитан на 300-400 прихожан. В народе этот храм называли: "Храм-на-водах", "Спас-на-водах", "Цусимская церковь". В память о подвиге моряков на фронтоне храма было начертанно: "больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя".

По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия:
эскадренных броненосцев "Петропавловск", "Ослябя", "Наварин";
крейсеров "Дмитрий Донской" и "Паллада";
миноносцев "Стерегущий", "Грозный" и "Громкий";
транспортов "Камчатка" и "Иртыш" и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров - всего 91 корабля.

Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8 269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, вмурованных в стены.

Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В.П. Гурьянова.

На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те, кто скончался от ран, полученных в Японии.

В отделке храма участвовали многие известные художники. Каменные рельефы на фасаде и барабане исполнил Б.М. Микешин.

На алтарной стене находилась исполненная по эскизу Н.А. Бруни, мозаика "Спаситель, шествующий по водам". Огромная мозаичная картина была прекрасно видна со всех точек помещения верхнего храма. Спаситель, шествующий по водам - известная евангельская притча, благодаря этому образу, храм стали называть Спасом-на-Водах.

Мозаика по картинам Бруни была выполнена в Германии на фабрике "Пуль и Вагнер". Патриотически настроенная общественность не одобряла то, что изготовление образа было поручено иностранцам, а не отечественным мастерам. Но экономические соображения - цена и сроки исполнения - победили. Готовая мозаика была доставлена по железной дороге вовремя и состояла из набора мозаичных фрагментов. Эти фрагменты с помощью специальных цементных растворов и арматуры скрепили между собой и алтарной стеной здания, превратив и кирпичный массив тела храма, и изображение Спасителя - в единый монолит.

Невысокий двухъярусный иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня. Его украшали копии старинных образов, написанные в московской мастерской В.П. Гурьянова. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг.

Две мозаичные иконы на столбах были выполнены по эскизам художников В.М. Васнецова и Н.А. Бруни - "Моление о Чаше" и "Несение Креста". Множество ценных икон и утвари подарили храму близкие погибших моряков. Интерьер до конца не был расписан. На одной из стен находилась картина "Спаситель благословляет погибающих на крейсере "Светлана"" А.Н. Новоскольцева.

Бронзовые паникадила-хоросы висели на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора. Евангелие подарила княгиня С.М. Волконская, мать погибшего при Цусиме; Хоругви - вдова адмирала З.П. Рожественского.

Вход в нижний храм был через узкий коридор. В низкосводчатой подвальной церкви, напоминавшей палаты царя Алексея Михайловича, хранились воинские реликвии. Стены и своды крипты, а так же иконостас были расписаны в стиле второй половины XVIII века художником М.М. Адамовичем. Сплошная роспись храма, изображала Евангельские сцены и житие покровителя моряков святителя Николая Чудотворца. Деревянный двухъярусный иконостас, покрытый парчой и басмой, был украшен бронзовыми накладками. Царские врата были подарены строителем храма С.Н. Смирновым и датировались XVI веком. Кроме того, в нижнем храме хранилась почитаемая старинная икона Казанской Божией Матери была шита золотом.

В храме служил протоиерей М.К. Прудников, бывший капитан 1-го ранга, которого почитали как прозорливого праведника. В 1913 году при храме было открыто благотворительное братство.

20 декабря 1919 года храм стал приходским. С 20 февраля по 31 марта 1924 года церковь не действовала, но затем снова передана верующим. В период 1930-1931 годов коллектив рабочих расположенного рядом завода неоднократно возбуждал ходатайство о передаче этой церкви под заводской клуб или столовую.

В 1931 году Октябрьским районным Советом г. Ленинграда и Президиумом Ленсовета по инициативе руководства завода "Судомех" и "Инспекции по делам культов" было принято решение о сносе храма-памятника под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 года храм был взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Вместе с ним был разрушен мост через Ново-Адмиралтейский канал. Настоятель храма отец Владимир Рыбаков умер от побоев в тюремной больнице. Были арестованы и другие служители храма, защитников храма сослали в лагеря.

Доски с именами погибших в русско-японской войне по одной версии, были сброшены в Неву. По другой легенде, сильным взрывом они были разбросаны по окрестным улицам, где местные жители собирали их осколки и прятали по домам. Но некоторые доски, по словам очевидцев, были до взрыва сняты с креплений и унесены. Среди жителей Ленинграда упорно ходила легенда, что на них разделывали мясные туши в магазинах вблизи Большого дома на Литейном (административное здание ОГПУ-НКВД). На строительство этого дома, по слухам, пошли и камни взорванной "Цусимской церкви".

В 1970-е годы фундамент храма был частично застроен производственным зданием, над алтарём нижнего храма была проложена дорога.

Часовня во имя святителя Николая

В 1990 году была создана Общественная организация "Санкт-Петербургский комитет восстановления храма Спаса-на-Водах".

Ныне воссоздание храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит производственный корпус "Адмиралтейских верфей". В разрушенном храмовом комплексе часовни не было, но Комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с отстроенным зданием церкви.

В декабре 1995 года в запасниках Государственного Русского музея были обнаружены три мозаики авторства В.М. Васнецова: "Несение Креста", "Моление о Чаше", "Голова Спасителя в терновом венце" и вырванный взрывом фрагмент заалтарного изображения - "Лик Спаса-на-Водах" - авторства Н.А. Бруни. Мозаики считались погибшими при взрыве. Мозаики были отреставрированы В.А. Шершнёвым - главным реставратором мозаик храма Спас-на-Крови. После мозаики были переданы на временное хранение в Военно-морскую академию им. Кузнецова. Они по-прежнему имеют статус музейных экспонатов.

23 января 1998 г. распоряжением губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева "О проектировании и строительстве часовни храма Спаса-на-Водах на участке при впадении Ново-Адмиралтейского канала в Неву" был предоставлен земельный участок для строительства часовни. Она была заложена 27 мая 1998 года - в 93-ю годовщину Цусимского сражения. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в основание новой часовни был положен закладной камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевской крест, привезённый из Франции внуком одного из строителей первого храма Спас-на-Водах. Часовня построена в неорусском стиле, архитектор проекта - Д.А. Бутырин.

23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста "Спаса-на-Водах": в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря.

9 октября 2002 г. в часовню от имени вице-адмирала героя России Михаила Моцока и генерального директора АО "Метробетон" Владимира Кондратенко была передана первая икона - образ царя-мученика Николая II, а также предметы, обладающие исторической и культурной ценностью - подлинная медаль участника русско-японской войны, опись церковного имущества храма Спас-на-Водах, фотографии, архивные документы, раритетные издания, посвященные офицерам российского флота.

24 мая 2003 г. состоялось торжественное освящение часовни священником о. Николаем Солдатенковым.

На протяжении 2006-2007 годов часовня храма Спаса-на-Водах была облицована белым камнем. Это возрождает традицию использования национального материала - Белого камня в отечественной архитектуре после векового перерыва. Общая площадь облицовки Белым камнем - более двухсот квадратных метров. Использована разновидность Белого камня - Старицкий камень, который иногда ещё называют Старицким мрамором.

Общая стоимость всех выполненных работ по возведению комплекса часовни (в комплекс входят мост через Ново-Адмиралтейский канал, часовня, ограда и выставочный павильон) на сегодняшний день составляет около 1 млн. долларов. Энергоресурсы для строительных работ обеспечило ФГУП "Адмиралтейские верфи".

Часовня находится на территории ГП "Адмиралтейские верфи" рядом с местом впадения Ново-Адмиралтейского канала в Неву.

В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.

Адрес: Английская наб., 76.

Проезд: От пл. Труда и моста Лейтенанта Шмидта - по Английской наб.


Часовня свт. Николая Чудотворца, 2012 г.

Плакат, укреплённый на ограждении перед часовней, 2012.

Территория часовни.

Памятная доска на стене часовни.

Фрагмент здания часовни.

Интерьер часовни.

Вход в часовню.

Памятная доска на ограждении производственного корпуса "Адмиралтейских верфей".

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2012

Санкт-Петербургский храм Христа Спасителя. Общий вид храма с р. Невы Храм-памятник морякам, погибшим в войну с Японией во имя Христа Спасителя в городе Санкт-Петербург (недейств.).

8 марта года храм был окончательно закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Причт и часть прихожан были репрессированы. Все дно Ново-Адмиралтейского канала в месте, где стоял храм, было усеяно обломками мозаик храма.

Архиректура и убранство

Храм каменный, двухэтажный: верхний во имя "Гефсиманского борения Христа Спасителя", нижний во имя святителя Николая Чудотворца . Храм возводился по образу и подобию древних церквей XII века Владимиро-Суздальского края, Дмитриевского собора во Владимире и знаменитой церкви Покрова-на-Нерли.

Иконостас в древневизантийском стиле из светло-серого камня; царские врата по типу древних ростовских церквей, иконы , подсвечники, паникадила , наружные двери, замки, ключи - все типа старинных древних церквей. В алтаре были в три ряда изображения из мозаики. В верхнем ряду, выполненный по эскизу Н. А. Бруни, 8-аршинный образ Спасителя, идущего по водам, правой рукой благословляющего, а левой рукой призывающего к Себе всех труждающихся и обремененных - благодаря этому образу храм получил свое народное название - храм Спаса-на-Водах.; во втором ряду тоже большое изображение таинства Евхаристии , а внизу, во весь рост, ряд святителей. Две мозаичные иконы, находившиеся в верхнем храме, были выполнены по эскизам художника В. М. Васнецова - "Моление о Чаше" и "Несение Креста". Вмещал храм до 800 человек. Нижняя церковь подземная, отделана тоже по типу ростовско-ярославских церквей.

Надписи покрывающие все стены и колонны верхнего храма перечисляли жертв войны: "Крейсер 1-го ранга "Светлана", 2-я Тихоокеанская эскадра, бой 14-15 мая 1905 года, офиц. 9, свящ. 1, нижн. чинов 163 "; "Эскадронный броненосец "Александр III", 2-я Тихоокеанская эскадра, бой 14 мая 1905 года, офиц. 28, свящ. 1, нижн. чинов 809 "; "Эскадронный броненосец "Ослябя", 2-я Тихоокеанская эскадра, 1 адмир. офицеров 24, нижн. чинов 497, бой 14 мая 1905 года " и т. д. Над надписью каждого корабля помещалась судовая икона, и здесь же - бронзовые таблички с названиями погибших судов, офицеров, священников и нижних чинов. Здесь значились данные о 13 броненосцах, около 20 крейсерах и многочисленных миноносцах.

Примечательны были царские врата нижнего храма Новгородского письма времен Иоанна Грозного , дар строителя храма инженера С. Н. Смирнова и древняя Шуйская икона Божией Матери на дереве, дар королевы Эллинов Ольги Константиновны.

Крытой галереей храм соединялся с башней, где располагался морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, галереей с домом причта.

Настоятели

  • Владимир Рыбаков (16 сентября 1911 - 8 марта 1932)
    • Михаил Прудников (сверхштатный 24 июля 1911 - оставлен сверх штата 16 сентября 1911, окормлял приход в 1914 - 1917)

Литература

  • Смирнов С.Н., Альбом, "Храм памятник морякам погибшим в войну с Японией в 1904-05 годах". Издание комитета по сооружению храма. Петроград, 1915 г.

28 мая 2013 года, в год своего столетия, в Кронштадте после реставрации был освящён главный храм Российского флота - Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца , в закладке которого принимал участие святой праведный Иоанн Кронштадтский .

9 февраля 1904 года (н.ст.) два российских боевых корабля - бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», - пытаясь прорваться из корейского порта Чемульпо в Порт-Артур, вступили в бой с японской эскадрой из 14 кораблей.

За час морского сражения «Варяг» и «Кореец» вывели из строя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжёлые повреждения. Корабли вернулись в порт Чемульпо. В ходе боя крейсер «Варяг» получил четыре подводных пробоины, из 12 орудий в строю осталось только два, на корабле было 33 убитых и 88 раненых. Чтобы не дать противнику захватить повреждённый корабль, было решено затопить крейсер, а канонерскую лодку взорвать.

Экипажи перешли на иностранные корабли, которые соблюдали нейтралитет. «Жизнь - Родине, душу - Богу , честь - никому». Такой девиз был записан в вахтенном журнале знаменитого крейсера. Высокие духовные принципы, отражённые в; » этих словах, послужили идеей, сплотившей воедино команду идущего в свой последний бой корабля и явились основанием бессмертного подвига русских моряков.

И да исполнятся слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Да созиждется достойный дом Божий для морских чинов в Кронштадте, хотя не спешно, но прочно и достойно славного флота. Да проистечёт из него благословение Вседержителя на всё воинство морское».

Морской собор в городе-крепости Кронштадт был заложен 14 сентября 1902 г. по указу императора Николая II в честь 200-летия Российского флота. Молебен на строительство храма совершил " святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Этот храм парил над всем городом, как корабль над волнами моря. Входящий в него сразу чувствовал, что это не создание людского могущества и искусства, но, скорее, дело самого Божества», - так свидетельствовал византийский писатель Прокопий Кесарийский о храме Святой Софии Константинопольской, построенном в 532 - 537 гг. Спустя 13 веков прообраз величайшего храма в Константинополе появился в России. Им стал Морской собор Святителя Николая Чудотворца в Кронштадте.

Храм получился необыкновенно красивым. Иконостас мастера выполнили из белого мрамора с мозаичными вставками. Пол был сделан из мелкого мрамора и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей. Центральная открытая часть вмещала до 3 000 молящихся, кроме того, люди могли стоять на галереях с хорами. Длина здания составляла 83,2 м, ширина - 64 м, высота с крестом - 70,6 м.

Деньги на строительство собора поступали не только от отдельных благотворителей, но и от целых морских экипажей. Шерстяные ковры для храма вышивали жёны моряков. Около собора до сих пор расположены стенды, где упомянуты 16 тысяч строителей храма, представлено множество их фотографий.

20 ноября 2010 г. в Морской собор внесли первую реликвию - гюйс (носовой флаг) крейсера «Варяг». На историческую родину флаг вернулся более чем через 100 лет после трагедии. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в Морском соборе Божественную литургию .

28 мая 2013 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил и Святейший Патриарх Кирилл совершили чин Великого освящения Морского собора в Кронштадте и Божественную литургию.

В дар собору Святейший Патриарх Кирилл передал икону Воскрешения Лазаря и мастерок, который держал в руках святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда совершал закладку Морского Кронштадтского собора.

«С православной верой в сердце умирали паши моряки, сражавшиеся в неравном бою там, далеко от Кронштадта, - сказал Его Святейшество на церемонии встречи исторической реликвии с крейсера «Варяг». - И мы сегодня вспоминаем их подвиг и преклоняем наши главы, встречая символ их мужества, символ их духовной доблести - этот прославленный и израненный Андреевский флаг. Дай Бог, чтобы то, что происходит сегодня, вдохновило нашу молодёжь, наших воинов-моряков, представляющих здесь героический Балтийский флот - старейший флот нашей страны. Дай Бог, чтобы происходящее сегодня отразилось в сознании, в сердце нашего подрастающего поколения. Именно с таких людей, как защитники «Варяга», нужно брать пример; именно эта доблесть и такое мужество должны быть нашей национальной добродетелью. И дай Бог, чтобы всегда так и было, чтобы Россия была сильна духом и внутренней красотой своего народа».

Елена Добронравова



Рассказать друзьям