Можно исповедоваться но не причащаться. Можно ли причащаться без исповеди? Можно ли причащаться без исповеди в Великий пост

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как готовиться к Исповеди.

Что требуется для того, чтобы приступить к Исповеди?

Для этого достаточно знать свои грехи, и иметь желание в них покаяться.

Можно приступить к Исповеди независимо от того – постились вы или нет, кушали сегодня или не кушали.

Вы сейчас стоите в храме? В данный момент совершается в храме Исповедь? Вам припомнились ваши грехи, появилось желание сбросить с себя греховный камень – исповедоваться? Идите на Исповедь прямо сейчас, не нужна вам для этого никакая инструкция, вы имеете всё что нужно: грехи и покаяние.

Когда человек решает приступить к Исповеди в первый раз, то обычно свои наибо льшие грехи он хорошо помнит и осознает, они лежат «на поверхности» души. С ними и идите сейчас на Исповедь, выскажите все грехи, которые помните сейчас, а то что вспомните после – принесёте на следующую Исповедь. Не откладывайте своё покаяние «на завтра», когда вы забудете грехи, потеряете решимость исповедоваться, зачерствеете душой, и потеряете способность покаяться.

Если у вас сейчас в храме созрела решимость исповедоваться, но в данный момент Исповедь в храме не совершается, и нет священника в храме, чтобы спросить – есть ли у него возможность поисповедовать вас сейчас, тогда вознамерьтесь исповедоваться на любом ближайшем богослужении. Исповедь совершается на каждом вечернем богослужении (в период Великого Поста – не на каждом вечернем богослужении), которое традиционно во всех храмах начинается в 17:00. В некоторых храмах Исповедь совершается и на утреннем богослужении, которое начинается традиционно во всех храмах в 08:30. Для точности посмотрите расписание богослужений на церковной ограде храма, или спросите у церковных работников. В настоящее время все храмы постепенно переносят совершение Исповеди только на вечернее богослужение.

Если есть время перед Исповедью: один или несколько дней.

Если вы планируете исповедоваться на ближайшем богослужении, то время ожидания дня и часа своей Исповеди, рекомендуется использовать на подготовку – покаянным РАЗМЫШЛЕНИЕМ (испытанием своей совести, припоминанием своих грехов). Если вы будете исповедоваться в первый раз, то нужно постараться припомнить свои грехи за всю жизнь (начиная с семи лет - всё, что есть в вашей памяти).

Воспоминаемые вами грехи, для своего удобства, вы можете записать на листочек, сделав для себя шпаргалку (чтобы не забыть). Придя на Исповедь можно исповедоваться на память, пользуясь при необходимости составленным списком грехов, или же просто всё прочитать по листочку. Желательно читать самому.

При воспоминании своих грехов, можно воспользоваться как подсказкой – просмотром общего перечня наиболее распространённых грехов, который можно найти в церковной лавке или в интернете. Брошюрка с перечнем грехов, обычно называется «В помощь кающемуся».

Перед тем, как идти на Исповедь, можно дома прочитать покаянный канон, или утренние молитвы, или 50-й Псалом, или молитву «Отче наш», и просто произнести молитвенное воздыхание: «Господи, прими моё покаяние, даруй мне прощение моих согрешений».

Но здесь нет обязательного требования, это на ваше усмотрение. Для Исповеди достаточно иметь осознание своих грехов и покаяние.

Перед исповедью нужно примириться с обидчиками и простить обиды.

Основные понятия об Исповеди.

Прощаются все грехи, в которых человек кается . НО! необходимым условием для получения прощения грехов, является - личное прощение обид своим обидчикам.

Исповеданные грехи в следующий раз на Исповеди называть не нужно, если они не повторялись снова.

В последующие Исповеди нужно называть грехи, которые еще припомнились человеку, и те, которые повторились снова.

5. Сколько раз нужно исповедоваться? Как часто?

В день Крещения душа человека одевается в белые одежды, в одежды «света», в одежды «радости».

После же Крещения, человек эти одежды пачкает. И каждый из нас эти одежды запачкал своими грехами.

Но православный человек отличается от не церковного (и от формально православного) тем, что эти «одежды» регулярно очищает таинством Исповеди. Появились грязные пятнышки, и православному человеку неприятно быть грязным, ходить в такой грязной одежде, и он скорее спешит на Исповедь, и в своих грехах кается. И получает снова светлые одежды, и имеет духовную радость. Какой бы не была грязной душа человека, какими бы великими грехами не осквернила себя, если человек кается, то Господь очищает любую грязь, и облачает душу человека в светлые одежды радости и чистоты.

Нецерковный же человек, считает свои грехи за норму жизни, высказывает примерно такие формулировки: «Все «так» живут, поэтому нет в грехах ничего страшного», или говорит о грехе: «Это такая мелочь», или так: «Никакой это и не грех - то, что вы называете «грехом»», и т.д.

Православные христиане, следящие за чистотой одежды своей души, приступают к Исповеди регулярно. Периодичность у каждого своя, и зависит от меры духовного роста. Многие исповедуются еженедельно - каждое воскресенье или среди недели.

Все православные христиане стараются исполнять 4-ю заповедь Закона Божия: «Шесть дней работай, седьмой же посвящай Господу Богу Твоему», и каждый воскресный день приходят в храм: благодарят Бога за неделю прошедшую (за радости и за скорби), просят Божьего благословения на следующую неделю, и испытывают свою душу: какие грехи совершили за неделю? Если припомнились какие-то грехи, тогда подходят на Исповедь, и в своих грехах каются, и исходят из храма в светлых одеждах радости. Это самая оптимальная периодичность.

Может отложить Исповедь «на завтра»?

При каком исповедании – в прощении грехов будет отказано?

Сокрытые грехи.

Есть грехи, которые человек не может исповедовать, потому что не помнит их, это – забытые грехи. С этим ничего не поделаешь, если Господь не откроет памяти человека. При искреннем покаянии в ведомых и в не ведомых грехах, Господь прощает и забытые грехи.

Но если человек свой грех точно знает и помнит, но намеренно не называет его, например, по причине стыда, тогда такой грех называется «сокрытым», он становится сугубым, приобретает большую тяжесть, и осуждение. И человек отходит от Исповеди с тяжелым сердцем, с осознанием того, что у него не хватило смелости, решимости свой грех назвать. Но если и трудно было назвать свой грех, но человек преодолел себя и всё-таки грех свой назвал, тогда он отходит от Исповеди с радостью, и ощущением победы: было тяжело, но человек победил, и получил прощение.

Перед Исповедью священник произносит такое поучение:

« Вот чадо, Христос невидимо стоит, принимая твое исповедание: не устыдись, и не убойся, но без оправдания скажи всё, что соделал, да получишь оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Я же только свидетель есть, да свидетельствую перед Ним, все, что скажешь мне, если же что скроешь от меня: сугубый грех будешь иметь. Будь внимателен, чтобы тебе не уйти из врачебницы не уврачеванным».

Грехи, исповеданные на земле, они на Суде Божием будут совершенно изглажены, но сокрытые и неназванные - тогда откроются для всех: совесть человека как судия станет перед каждым, выставляя все наши грехи для всех. Тогда будет день великого стыда и позора для одних, и день великой славы и награды для других.

Формулировка грехов.

На Исповеди у человека есть соблазн: сформулировать свой грех так, чтобы он выглядел незначительным, или извинительным, вынужденным. Человек старается грех свой умалить. Или оправдывается, желает обвинить в своем грехе других. Например, говорит: да я разгневался, но у меня «такие!» соседи плохие. В общем, нужно свой грех называть прямо, как он есть, не умаляя его, и не оправдываясь: черное называть - черным, белое – белым.

Иногда человек на Исповеди желает рассказать не грехи, но то – какой он великий праведник, какие подвиги совершает, как постится, как он молится, или желает рассказать какие-то пространные истории из своей жизни о чудесных случаях с ним, и т.п. Нет, на Исповеди нужно не добродетели свои выставлять и хвастаться, но сказать всё самое грязное о себе, самое скверное, всё, за что стыдно ему: от этой грязи человек и пришел избавиться на Исповедь.

А человека?

Ангелы не смогли бы и слушать наши грехи, но испепелили бы нас, поэтому Господь поставил для Исповеди такого же человека из плоти и крови, который сам имеет опыт грехопадения и покаяния. Если бы апостол Петр не согрешил, каким бы он строгим был пастырем? Но апостол Петр – отрекся от Христа трижды, затем покаялся, горько плакал, и Бог его простил восстановил в апостольском чине. Также и каждый священник имеет множество грехов, борется с ними, кается, исповедуется, и Бог подает прощение. Т.е. священник сам на себе знает, что такое грех, покаяние и прощение. А некоторые священники насобирали множество грехов до священства, и потом покаялись, изменили. Поэтому священник, имея личный опыт прощения своих грехов на Исповеди, радуется за кающегося человека, какие бы тяжелые грехи человек не называл: чем тяжелее грех, тем больше радость о его покаянии и прощении.

Церковь учит, что на Суде Божием будут принимать участие и все святые, которые имели такую же плоть и кровь, имели такие же страсти и соблазны, но победили. Поэтому и святые – будут нашими обличителями, т.к. имели равные с нами возможности или впасть в грех, или победить его.

Таинство Исповеди установлено не человеком, но Богом. Господь дал власть Своим ученикам прощать грехи, сказав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). И эта власть передается в Церкви от апостолов до настоящего священства.

Как готовиться к Исповеди.

Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.

Для Исповеди никакой подготовки не требуется.

Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя

(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).

Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?

Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди , а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.

Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить - как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.

В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.

Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.

Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться?

Что такое исповедь и причастие?

Исповедь — это наказание за грехи.

Исповедь — это «второе Крещение». Боевое Крещение, в котором мы благодаря стыду и раскаянию вновь обретаем душевную чистоту и получаем прощение грехом от Самого Господа Бога.

Исповедь — это великое таинство.

Исповедь — это бичевание собственных грехов путем их открытого, откровенного признания для того, чтобы почувствовать к ним и ко своей греховной жизни чувство глубокого омерзения и не повторять их в будущем.

Исповедь — очищение души, а здоровый дух дарует здоровое тело.

Зачем исповедаться в церкви перед священником? Неужели не достаточно того, что я раскаялась?

Нет, недостаточно. Ведь грех — это преступление, за которое надо понести наказание. И если мы будем сами себя наказывать собственным раскаянием (что, конечно, очень важно и нужно), понятное дело, что мы не будем слишком строги к самим себе.

Поэтому для окончательного и полного примирения человека с Господом существует посредник — священник (а ранее — апостолы, на которых снизошел Дух Святой).

Согласитесь, куда сложнее и стыднее рассказать о всех-всех своих многочисленных грехах во всей их красе чужому человеку, чем самому себе.

В этом и заключается наказание и смысл исповеди — человек наконец-то осознает всю глубину своей греховной жизни, понимает свою неправоту во многих ситуациях, искренне раскаивается в содеянном, рассказывает о своих грехах священнику, получает оставление грехов и уже сам в следующий раз будет бояться лишний раз согрешить.

Ведь грешить легко, приятно и даже радостно, а вот раскаиваться в собственных грехах и исповедаться — это тяжкий крест. И смысл исповеди в том и заключается, чтобы с каждым разом наш крест становился все легче — и легче.

Мы все по молодости грешим — важно вовремя остановиться, пока не поздно.

Как правильно готовиться к исповеди и исповедаться?

1. Надо как минимум 3 дня отпостовать (говеть), т.к. не есть скоромную пищу — яйца, мясо, молочные продукты и даже рыбу. Кушать хлеб, овощи, фрукты, крупы надо в умеренном количестве.

Также надо стараться меньше грешить, не вступать в интимные отношения, не смотреть телевизор, Интернет, не читать газеты, не развлекаться.

Обязательно попросите прощения у тех, кого вы обидели. Примиритесь со своими врагами если не в реальной жизни, то хотя бы в своей душе простите их.

Нельзя приступать к исповеди и причастию, имея в душе злобу или ненависть на кого-либо, - это большой грех.

2. Надо выписать все свои грехи на листике бумаги.

3. Надо посетить и простоять целую вечернюю службу в церкви в субботу, пройти через обряд соборования, когда священник елеем (маслом) ставит на лбу крестик у каждого верующего.

Женщинам нельзя ходить в церковь в брюках, с накрашенными губами и вообще с косметикой, в коротких юбках сильно выше колен, с обнаженными плечами, спиной и декольте, без платка, покрывающего голову.

Мужчинам нельзя заходить в церковь в шортах, с обнаженными плечами, грудью и спиной, в шапке, с сигаретами, выпивкой.

4. После церковной вечерней службы надо вычитать вечерние молитвы на ночь грядущим, 3 канона — Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю, а также прочесть канон, размещенный внутри Последования ко Святому Причастию и состоящий из 9 песен.

По желанию можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.

После 12-ти ночи нельзя ничего есть и пить до самого причастия.

6. Надо успеть к началу утренней службы в храме к 7-30 или 8-00 часам утра, поставить свечку Богу, Богородице или святым, занять очередь в исповедальню и исповедаться.

Войдя в храм сделай земной поклон (наклонись и рукой достань пол), попроси Господа «Боже, милостив буди мне грешному».

7. Исповедаться надо вслух, чтобы священник слышал ваши грехи и мог понять, раскаиваетесь ли вы или нет. Лучше всего, если вы будете рассказывать о своих грехах по памяти, но если их очень много и вы боитесь всех не вспомнить, можете читать по записке, но батюшки это не очень любят.

8. Во время исповеди надо чистосердечно и откровенно говорить о своих грехах, памятуя, что священник тоже человек и тоже грешен, и что ему запрещено разглашать тайну исповеди под страхом лишения сана.

9. Во время исповеди нельзя себя оправдывать и заниматься самоизвинением, тем более грешно обвинять в своих грехах других людей — вы отвечаете только за себя, а осуждение — это грех.

10. Не жди от священника вопросов — сам честно и искреннее рассказывай о том, что мучает твою совесть, но не пускайся в долгие рассказы о себе и оправдание своих недостатков.

Говори - «виновен в обмане матери, оскорблении отца, украл 200 рублей», т.е. будь конкретен и краток.

Если после совершения греха ты исправился, так и говори: «В детстве и юношестве не веровал в Бога, но сейчас — верую», «Раньше употреблял наркотики, но уже 3 года, как исправился».

Т.е. давайте знать батюшке о том, в прошлом этот твой грех был совершен или недавно, раскаялся ли ты в нем деятельно или ещё нет.

Проверяй себя по или просто рассказывай о том, что соделал и что теперь мучает твою душу.

Постарайся честно и без утайки рассказать о всех своих грехах. Если о каком забыл или не можешь все припомнить, так и говори — виновен и в других грехах, но в каких именно — не все и не вспомню.

11. После исповеди искренне старайся не повторять тех грехов, в которых ты покаялся, иначе Господь может на тебя разгневаться.

12. Помни: исповедаться и причащаться надо 1 раз в 3 недели, хотя — чем чаще, тем лучше, главное — с чистой совестью и искренним раскаянием.

13. Помни: наличие физической или душевной болезни — это признак большого нераскаянного греха.

14. Помни: во время исповеди не важна персона священника, важен ты и твое раскаяние перед Господом.

15. Помни: те грехи, которые ты рассказал на исповеди, на следующих исповедях уже не повторяются, ибо они уже прощены.

Исключение: если после исповеди определенного греха тебя все равно продолжает мучить совесть и ты чувствуешь, что этот грех тебе не отпущен. Тогда можно ещё раз исповедаться в этом прегрешении.

Но это не значит, что об этих грехах можно забыть и грешить по новой. Грех — это рубец, который, даже зажив, навсегда оставляет след в душе человека.

16. Помни: Господь милостив и способен простить нам всё. Главное — чтобы мы сами себе не прощали наших грехов, помнили о них и исправлялись.

17. Помни: слезы, как признак раскаяния, радуют и священника, и Господа. Главное, чтобы они не были крокодильими.

18. Помни: слабая память, забывчивость — это не оправдание на исповеди. Берите в руки ручку и готовьтесь к исповеди по всем правилам, чтобы потом ничего не забыть.

Грехи — это долги, а долги надо платить. Не забывайте об этом!

19. Исповедаться и причащаться можно и нужно детям с 7 лет. С этого же возраста надо припоминать все свои грехи и раскаяться в них на исповеди.

Как правильно готовиться к причащению и причащаться?

Подготовка к исповеди — это та же подготовка ко святому причастию. После исповеди необходимо оставаться в храме.

Не стоит бояться причащения, т.к. все мы люди — недостойны святого причастия, но Господь Бог создал причастие для нас, а не нас для причастия. Поэтому никто из нас недостоин сих святых тайн, и именно поэтому мы в нем так сильно нуждаемся.

Нельзя причащаться:

1) людям, которые не носят нательного креста постоянно;

2) которые имеют злобу, вражду или ненависть на кого-либо;

3) не постившиеся накануне, не бывшие на вечернем богослужении накануне, не исповедавшиеся, не читавшие Правила ко Святому Причащению, евшие с утра в день причастия, опоздавшие на Божественную Литургию;

4) женщинам во время менструации и после истечение 40 дней после рождения ребенка;

5) женщинам и мужчинам в открытой одежде с голыми плечами, грудью, спиной;

6) мужчинам в шортах;

7) женщинам с губной помадой, косметикой, без платка на голове, в брюках;

8) сектантам, еретикам и раскольникам и тех, кто посещает подобные собрания.

Перед Причастием:

1. Нельзя есть и пить с 12-ти часов ночи.

2. Надо почистить зубы.

3. Не опаздывать к утренней службе.

4. Когда священник выносит Святые Дары перед обрядом Причащения надо сделать земной поклон (наклониться и рукой достать пол).

5. Еще раз совершить земной поклон после молитвы, которую читает священник «Верую, Господи, и исповедую...»

6. Когда открываются Царские врата и начинается причащение, надо перекреститься, а затем положить кисть левой руки на правое плечо, а кисть правой руки — на левое плечо. Т.е. должен получиться крест, правая рука — сверху.

7. Помните: первыми всегда причащаются служители церкви, монахи, дети и затем и все остальные.

8. Нельзя устраивать в очереди перед Святой Чашей давку и потасовку, выяснение отношений, иначе весь ваш пост, чтение канонов и исповедь пойдут коту насмарку!

9. Подходя к Чаше произносите про себя Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или же пойте песнь со всеми в храме.

10. Перед Святой Чашей надо сделать земной поклон, если людей много — надо сделать его заранее, чтобы никому не мешать.

11. Женщинам необходимо стереть с лица губную помаду!!!

12. Подойдя к Чаше со Святыми Дарами — Кровью и Телом Христовым, громко и внятно назовите свое имя, откройте рот, разжуйте и проглотите Святые Дары, обязательно поцелуйте нижний край Чаши (символ проткнутого воином ребра Иисуса, из которого текла вода и кровь).

14. Нельзя у Чаши целовать руку священника и трогать Чашу руками. Нельзя у Чаши креститься!!!

15. После Чаши нельзя целовать иконы!

После Причащения надо:

1. Сделать поясной поклон перед иконой Иисуса Христа.

2. Пройти до столика с чашечками и мелко нарезанными просфорами (антидор), надо взять одну чашечку и выпить теплоту — теплый чай, затем съесть антидор. При желании и возможности можно положить в специальное блюдечко деньги.

3. Только после этого можно разговаривать и целовать иконы.

4. Нельзя уходить из церкви до окончания службы — надо обязательно прослушать благодарственные молитвы.

Если в Вашей церкви не читали после Евхаристии благодарственные молитвы по Причастии, вы должны их сами прочитать, вернувшись домой.

5. В день Причащения не становятся на колени, кроме особых постных дней (при чтении молитвы Ефрема Сирина и поклонов в Великую Субботу перед Плащаницей Христа) и дня Святой Троицы.

6. После причастия надо стараться вести себя скромно, не грешить — особенно первые 2 часа после принятия Святых Даров, не кушать и не пить слишком много, избегать громких развлечений.

7. После причащения можно целоваться друг друга, прикладываться к иконам.

Конечно, не желательно нарушать все эти правила, но лучше будет, если вы их не специально, не намеренно забудете, зато в конечном итоге искренне исповедаетесь и причаститесь.

Только Господь безгрешен, а мы, потому что грешны, потому и должны не забывать о необходимости регулярной исповеди и причащения.

Как правило, после хорошей исповеди человеку становится чуть легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что все или часть грехов ему простились. А после причастия обычно возникает даже в очень усталом и слабом теле ощущение силы и воодушевления.

Старайтесь чаще ходить на исповедь и причастие, меньше болеть и быть более счастливыми благодаря Богу и вере в Него!

Количество записей: 238

Исповедь - это таинство, но почему оно проводится среди народа? Нужно поститься перед исповедью без причастия? Можно на ней изложить все грехи?

Максим

Здравствуйте, Максим! Таинство исповеди предполагает, что кающийся исповедует все свои грехи, которые осознает, помнит и в которых раскаивается перед Богом. И не важно, будете ли Вы после исповеди причащаться. Исповедь называется таинством не потому, что должна проходить в тайне, а потому что в нем невидимо участвует Сам Господь Иисус Христос. Это Он принимает наше покаяния и таинственным образом прощает нам грехи. Священник является только свидетелем нашего покаяния. Подготовка к исповеди состоит в испытании своей совести (например, по десяти заповедям Божиим или по заповедям блаженства). Для того, чтобы настроить душу на соответствующий лад, перед исповедью можно читать Покаянный канон Господу. Поститься не обязательно, если Вы не собираетесь причащаться.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Я несколько раз просила мысленно помощи у умерших родственников. Это грех? Нужно покаяться в этом на исповеди?

Татьяна

Татьяна, это не грех, но и делать этого не следует: мы должны прибегать с просьбой о помощи к тем людям, кто своей жизнью угодил Богу, кто имеет дерзновение пред ним просить Его о других людях, помогать людям - т.е. святым. А наши родственники зачастую сами очень и очень нуждаются в духовной помощи.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка! Пожалуйста, подскажите, обязательно ли соблюдать порядок перечисления грехов на бумаге (первая исповедь), например, по отцу Иоанну Крестьянкину, или можно написать эти грехи произвольно, в своей последовательности? Покаянный канон и последование к причащению читаются в одно и то же время? Заранее благодарна.

Ольга

Ольга, грехи Вы можете исповедовать в том порядке, как Вам удобнее, и бумага с их перечнем для Вас – просто шпаргалка, чтобы что-то не забыть и не упустить. Старайтесь, если позволяет возможность, исповедоваться по памяти, лишь подглядывая в бумагу, а не читая по ней. Что касается правила к Причащению, то если не получается прочесть его накануне, Вы можете совершать его в течение нескольких дней, например, за два или три дня до причастия. В таком случае Покаянный канон также можно прочесть заранее, в иной день.

игумен Никон (Головко)

Что есть исповедь утром и вечером в субботу? Можно исповедовать там все грехи? Перед соборованием каков пост? Можно слушать музыку или аудиокниги?

Максим

Здравствуйте, Максим! Исповедь в любой день одинакова. Исповедь (Таинство покаяния) – это таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога. Исповедовать нужно все грехи, ничего не умалчивая. Перед соборованием как таковым пост не требуется, так как предполагается, что соборуются чаще всего тяжко болящие. Но очень часто бывает, что священник после соборования благословляет причащаться. В этом случае нужно подготовиться, как полагается к причастию. Музыку и аудиокниги можно слушать христианского характера, если это помогает Вам собраться и подготовиться к таинству, а не развлекает Ваш ум.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Исповедовалась в субботу, батюшка поставил запрет на причастие, допустил до причастия через неделю (дал определенные наставления). За это время осознала и вспомнила грехи, которые до этого казались не столь отягчающими, их на предыдущий исповеди не упоминала. Могу ли я исповедаться еще раз, и после этого причащаться? Или причастится, и потом уже исповедоваться опять?

Ирина

Ирина, если Вы вспомнили какие-то еще грехи, то обязательно надо сначала исповедоваться в них, а уж потом с чистой совестью причащаться. Храни Вас Бог!

игумен Никон (Головко)

Мне 15 лет. Это началось у меня давно. Сначала просто плохие мысли, с которыми я не могла справиться. Иногда мне казалось, что я схожу с ума. Потом вроде проходило. Но теперь это каждый день. Причем, просто на разные темы, бывает, проклинаю любимых мне людей (молюсь Богу, прошу спасти их, переживаю очень сильно). У меня это как навязчивая идея - может длиться несколько дней, может еще больше. Я иногда думаю, что шизофреничка. Что мне делать? К психологу боюсь идти, к батюшке тоже. Так невозможно уже. Помогите!

Татьяна.

Татьяна, в переходном возрасте у некоторых людей так бывает, не пугайтесь. Хотя и успокаиваться, естественно, не надо, потому что это – очень плохо. В чем причина этого явления? Параллельно с процессом созревания и взросления тела, ум человека, некогда еще свободный от страстей, начинает все больше и больше заниматься вопросами, так сказать, физическими, и терять свою чистоту. А дьявол, видя, что ум загрязняется, очень быстро стремится воспользоваться этой ситуацией и еще больше засорить его своими навязчивыми мыслями. Выход один – в храм, к батюшке, на исповедь. А потом - причаститься. Если сделаете это очень искренне и достойно, почувствуете огромное облегчение и свободу от всей этой грязи. Правда, через какое-то время враг вновь начнет наседать, и тогда снова и снова надо исповедоваться в плохих мыслях и освящать свою душу Причастием. Бог Вам в помощь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, хотел Вас спросить: если я покаюсь на исповеди второй раз в одном и том же грехе, то так можно делать или нет?

Владимир

Владимир, если Вы повторили этот грех, то, конечно, раскаяться в нем еще раз надо. Но если грех не повторяли, а он просто будоражит память, то нет нужды каяться снова: память о грехе, которая может и на всю жизнь остаться, вещь хорошая – она удерживает нас от его повторения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В детстве я с соседом несколько дней жгла пауков. После этого три ночи меня мучили кошмары. Мне казалось, что по мне и вокруг ползали пауки. Может это мне надо рассказать на исповеди? Почему-то я это не могу забыть.

Светлана

Светлана, когда мы случайно наступаем на насекомых, или убиваем их, так как они приносят нам неудобства в жизни - скажем, комары, мы в этом не каемся, т.к. это не грех. Но в данном случае Вы намеренно уничтожали Божии создания, которые Вам ничего плохого не сделали, и притом массово. А это уже жестокость, и Вам, конечно, в этом нужно исповедоваться. Насекомое тоже испытывает боль, тем более, когда его сжигают.

иеромонах Викторин (Асеев)

Живя венчанными в браке, с женой приняли решение делать аборт по социальным факторам и собственной слабости духа на воспитание третьего ребенка. После этого несовершеннолетняя дочь забеременела от случайной связи. Ребёночка Бог помог оставить, и теперь помогаем растить. Чувствую, что как на главе семейства, на мне больший грех за неправедную жизнь семьи. Душа стала мучиться, ночи не сплю, и днем всё думаю о своей греховной жизни. На исповедь идти и привести жену тяжело, а ещё тяжелее с этим грехом жить. Как мне дальше жить? Может, какие молитвы дома почитать, чтобы Бог дал сил духовных преодолеть себя? Утром всегда читаю "Отче наш" и псалом 90. Помогите, пожалуйста, советом, наставьте. Спасибо!

сергей

Очень хорошо, что Вам ничего не надо объяснять и так понимаете. Все, что написали, скажите священнику на исповеди. Если тяжело, то дайте ему прочитать. Если жена к этому не готова, то сначала сходите один. Это примирит Вас с Богом и собственной совестью. Уныние отступит!

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! На исповеди батюшка всегда торопится и перечисляет сам возможные грехи. После спрашивает: "Каешься?". Отвечаешь: "Каюсь". Хотя некоторых не совершала, а некоторые остались неназванными и мучают душу. Не чувствую свою душу очищенной, и в таком состоянии приходится приступать к Чаше. Как быть? Спаси, Господи!

Надежда

Надежда, конечно, я согласен с Вами, так исповедоваться, как Вы описываете, не годится, поэтому если нет возможности исповедоваться подробно на словах, то попробуйте хотя бы написать свои грехи в записку, а затем подать ее священнику, чтобы он во время исповеди ее прочел. Если уж и это не получится, а храм свой Вы оставить не можете, то можно периодически ездить исповедоваться в другой храм, где меньше народу и есть возможность поговорить со священником.

игумен Никон (Головко)

Добрый день. После паломнической поездки рассказала о ней своему батюшке (не буду писать, как это было), в конце разговора он спросил: "Хоть за нас там помолились?" Я машинально качнула головой. Но, к своему великому стыду, я в монастыре о нем даже не вспомнила! Помолилась о себе, о семье, о родных. Как теперь исповедать этот грех этому же батюшке? Можно просто покаяться в грехе обмана? Не смогу я ему сказать подробности, да и обижу правдой. Это и так стало для меня уроком на всю жизнь!

Вера

Вера, я понимаю Вашу слабость, поэтому, если не можете сказать прямо, покайтесь хотя бы в грехе обмана. Но если наберетесь сил сказать всю, как было, то уверяю Вас, священника Вы не обидите, а наоборот приобретете в нем большего друга благодаря Вашему покаянию, да и для себя получите несравненно большую пользу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, я когда-то делала приворот, грех этот на исповеди говорила, но где-то еще читала, что нужно заказывать вроде бы записки за здравие человека, на которого был совершен приворот. Если это так, то какие именно записки, молебен или что-то другое?

ирина

Ирина, конечно, если Вы причинили духовный вред человеку, то надо помочь ему – очень хорошо писать имя того человека в записках. Лучше всего подавать заказные записки на Божественную литургию, а если нет возможности бывать в храме каждый день, то можно подать записку на полгода или год.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, уважаемые батюшки! Как нужно правильно называть грехи на исповеди? Я раньше говорила так: гневалась на ближних, мужа, детей или, например, осуждала ближних. Потом прочла, что надо каждый эпизод подробно исповедовать: например, осуждала мужа за пьянку. Теперь у меня уже путаница в голове. Не получится ли на исповеди упоминание чужих грехов? И ведь за один день я пробовала записать все, это и уже половина листка: кого осудила и за что, или гневалась на кого и за что. Может быть, все же главное - сердце сокрушенное, что НЕВОЗМОЖНО мне самой победить эти грехи, душа ведь заражена грехом. Я не хочу, но оно исподволь происходит. Батюшка, скажите, пожалуйста, как нужно делать правильно?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Исповедуйтесь так, как Вы делали это раньше. Конкретно описывайте ситуацию тогда, когда без этого невозможно понять, в чем состоит грех. А подробно записывать и исповедовать каждый грех – это больше монастырская практика. Там свои особые правила, связанные с монашеским подвигом.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, отец Никон! Хотела бы вот что спросить. В храме, в который я хожу, служат 4 батюшки. Я у одного из них исповедовалась. И мне он понравился. Он уже не молодой. Я хотела бы у него постоянно исповедоваться. Но не знаю, как это сделать. Дело в том, что батюшки исповедают по очереди. И я не знаю, когда он еще будет исповедовать! Может, в храме узнать? Но не факт, что там знают. Заранее спасибо за ответ!

Альбина

Альбина, в храме есть расписание служб и треб, которые должны совершать священники, и каждый священник знает свое расписание. Поэтому спросите самого батюшку или кого-то из служителей храма, чтобы подсказали Вам дату следующей исповеди согласно этому расписанию.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка! Разъясните, пожалуйста, какая разница между тем, что совершил грех и исповедал его, раскаялся, грех не повторялся, и между тем, что это грех не совершался? Например, грех блуда, если девушка не имела блудной связи до брака, и между тем, что связь была, но она исповедовалась и раскаялась. Я, конечно, понимаю, что лучше не грешить, но всё же тонкостей понять не могу. Спасибо.

Людмила

Я на этот счет слышал такое сравнение: после греха человек подобен разбитой чашке; исповедь склеивает чашку (душу), так что трещина почти не заметна. Чашкой можно пользоваться, из нее ничего не проливается, но трещина – это уже навсегда. Хотя я не совсем с этим согласен, мне кажется, что искреннее раскаяние исправляет все, человек не ограничен в духовном росте своим прошлым. Яркий пример этого – преподобная Мария Египетская, которая превзошла святостью многих преподобных.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! Каким образом я могу помочь моей бабушке? Она ни разу в жизни не исповедовалась. А когда мы её просим пойти на исповедь, она на нас обижается, плачет, говорит, что мы её к смерти готовим! О чём с ней говорить и что делать? Спасибо!

Александр

Здравствуйте, Александр! Начните с усердной молитвы о своей бабушке. Периодически предлагайте ей исповедаться и причаститься, приведите ей в пример себя: ведь после причастия вы не умираете, а радуетесь соединению со Христом. Скажите, что таинства церкви, а больше всего благодатные Христовы Тайны укрепляют душу и тело. Я знаю множество примеров тому, как древние старушки, после так нелюбимого многими соборования вставали со смертного одра и жили много лет. Но насильно заставлять идти к Причастию не следует.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Мне к сорока годам. К вере пришел недавно. Решил исповедоваться. Раньше никогда этого не делал. Долго готовился к этому шагу. Много прочитал об исповеди, о вере, о жизни по заповедям Христовым, в том числе и на вашем сайте. Решился. Подошел к батюшке, попросил о подробной частной исповеди, он назначил встречу. Пришел в храм, ужасно волновался. В голове старался держать все, что лежало на душе, на листке, чтобы не забыть и не сбиться, написал перечень грехов против Бога, ближних, себя, в каких хотел покаяться. Все прошло как -то не так, как я себе представлял, или как описывают частную исповедь (подробная беседа с батюшкой на час полтора). Повторюсь, сильно волновался. Батюшка в храме попросил меня присесть, подождать, пока он подготовится. Так, просидев, даже не заметил, как батюшка начал читать молитву, хорошо, что женщина, служащая при храме, сделала замечание, чтобы я встал. Батюшка накрыл меня епитрахилью, и я начал исповедь. Не то, чтобы я прочитал все по списку. Каждый грех, что я записал, я кратко изложил касательно моей ситуации, особенно те, что тяжким грузом лежали на сердце, блуд и его последствия, прелюбодеяние, отношения с отцом. Но у меня сложилось впечатление, что подробной исповеди как-то не получилось. Все длилось минут десять, не больше, каялся я искренне, повторюсь, долго к этому готовился. Батюшка прочитал разрешительную молитву, велел порвать и выкинуть листок, и стараться больше не грешить, но дальше разговора как-то не получилось. Скажите, нужно ли повторить подробную исповедь? Осталось какое то странное ощущение, что я что-то не то сделал и не высказал все подробнее. Хотя везде пишут, что детали и "статистика" не нужны священнику вовсе, а тем более Богу, Он и так все знает, главное - искреннее покаяние. Подскажите, пожалуйста. Заранее спасибо!

Максим

Здравствуйте, Максим! На самом деле достаточно Вашего искреннего покаяния. Ведь покаяние – это не только «называние» грехов на исповеди. Оно начинается с подготовки к исповеди, самоукорения, желания больше не грешить, и продолжается изменением своей жизни после исповеди. Это Ваша первая исповедь, надеюсь, она не будет последней. В следующий раз в Вашей памяти всплывут другие грехи, которые Вы еще не вспомнили. По мере очищения души Вы будете видеть на ней и менее заметные греховные «пятна». Примите с благоговением вразумление священника и старайтесь выполнять его благословение. Повторять грехи, названные на исповеди не нужно.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, мы с мужем женаты 10 лет, сейчас ждем ребенка. Хотим повенчаться, можем ли мы это сделать сейчас? Если да - то как правильно подготовиться к этому таинству? К своему стыду, прихожанами не являемся (крещеные), ходим изредка на службы. В храме спросили, сказали - записаться за три дня до даты, накануне поститься три дня, исповедаться и причаститься. Я думала, для этого нужно сначала прийти на беседу с батюшкой? И такие вопросы еще: какая допустима одежда, какие можно приобрести кольца для венчания, как выбрать день по календарю, в который венчание совершается (спрашивали в регистратуре, нам что-то конкретно не ответили), хотели 13 октября, но там 14 Покров, спросили, нам не ответили, будут ли венчания в этот день. Вот и пишу сюда, извините, пожалуйста, за беспокойство. Если можете, проясните немного ситуацию для нас. Спасибо! И еще вопрос-могут ли гости на венчании быть -неурещеные? Спасибо всего Вам доброго!!!

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Венчанием Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения и возрастания в любви к Богу и друг к другу. Для того чтобы они вместе учились исполнять заповеди Евангелия и научили этому своих детей. Если супруги подходят к венчанию с такой целью, то Бог помогает им пережить вместе все жизненные невзгоды и сохранить взаимную любовь. Желающие венчаться должны быть верующими, крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех. Венчания не совершаются: во вторник, четверг, субботу, накануне великих двунадесятых и храмовых праздников, накануне и в продолжение многодневных постов, во время Святок, Сырной и Светлой Седмицы, в праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Для венчания вы должны приготовить две иконы: Спасителя и Богородицы, которыми вас благословит Церковь после Таинства, две венчальные свечи и длинное новое полотенце. Кольца можно взять ваши обручальные, но, если желаете, купите золотые или серебряные, можно купить в храме со словами «Спаси и Сохрани». Одежда должна соответствовать торжественности события, быть строгой и не слишком откровенной. Для женщины обязателен головной убор. Макияж должен быть скромным, без помады на губах, так как Вы будете прикасаться к священным предметам. Женщинам нельзя участвовать в Таинстве во время критических дней. Перед Венчанием подготовьтесь к исповеди и причастию. Можно причаститься накануне или в день совершения таинства, как вам будет удобнее. Но поговорить со священником все же желательно, чтобы выяснить нюансы. Если это невозможно сделать в дежурный день, то можно подойти к батюшке на исповеди.

Обязательно ли причащаться на каждой службе, можно ли причащаться без исповеди? (Светлана)

На вопрос нашей читательницы отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:

— На Ваш вопрос я хотел бы ответить следующее. Я пришел в церковь 25 лет назад, стал воцерковляться. Около восьми лет я нес различные послушания на двух приходах и 16 лет в двух монастырях – Посольском и Троицком. Я могу Вам ответить исходя из своего личного духовного опыта и из той традиции исповеди и Причастия, которую я видел в начале своего воцерковления и которая вышла из времен различной степени гонений на Церковь до перестройки. Эта традиция стала близкой для меня и определила мой взгляд на то, как надо причащаться и перед причастием исповедоваться. В храм города Шилки Читинской области, где я нес в начале своей церковной жизни послушание, ездила, наверное, половина наиболее активных прихожан нашего региона. В те времена при нашем храме перед причастием постились даже без растительного масла и обязательно три дня. Некоторые — чуть больше. Одна из таких постящихся и всегда тщательно исповедовавшихся перед Причастием, уже старушка раба Божия Лидия, недавно почила в Бозе на второй или третий день Пасхи, что подтверждает её праведность, которую мы видели своими глазами.

Причащались мы обычно раз в две-три недели. Как бы ни было трудно, вычитывали все правила и, исповедовавшись в накопившихся за это время грехах, попостившись и соответствующим образом помолившись и свое покаяние. Мое отношение к подготовке к Причастию того периода осталось как к некоему идеалу в смысле того, как нужно подходить к этому Таинству. Когда я был уже в Посольском монастыре, то владыка Евстафий Читинский и Забайкальский благословлял всех живущих в святой обители — монахов и не монахов — причащаться обычно раз в две недели, что мы обычно и делали. Таким образом я благословляю причащаться и своих духовных чад, хотя и не говорю, что причащаться чаще нельзя в какие-то праздники и важные дни (именины, дни памяти наиболее чтимых святых, дни Светлой седмицы). Разрешаю причащаться иногда 2 — 3 раза в неделю.

Отсутствие исповеди перед Причастием – дело какое-то непривычное. Раньше меня удивляло то, что в православных храмах Америки, Греции, а также в некоторых других поместных Православных Церквях подходят к Святым Тайнам без исповеди и часто без всякого поста. Это у них стало уже нормой.

Но в Греции в храмах и женщины давно ходят без платочков, и прихожане сидят во время богослужения на особых стульях — как у католиков, иногда вставая в особо важные моменты службы. И, например, вечерние богослужения у них длятся, как я видел в одном из храмов Греции, всего лишь около 30-40 минут И вообще по крайней мере, где я был, у них там нет того строя, как мне показалось, того благоговейного отношения к службе, к молитве, как в наших храмах. И как-то все уж очень расслабленно у них. Хотя и у нас конечно не все так, как хотелось бы.

В Греции некоторые, кто подходят к Святым Таинам, иногда больше года не бывают на исповеди. Я не думаю, что это хорошо. Поразительным для меня был пример, когда наш гид, давно живущий в Греции молдаванин, причастился на наших глазах. Мы удивились, когда он в одном из греческих монастырей без приготовления постом в предыдущие дни, без чтения молитв перед Причастием, не подойдя к исповеди, вместе со всеми пошел и причастился. Всех членов нашей группы, прибывшей из Бурятии на Афон, очень удивило такое легкомысленное его отношение к причащению. А он на наши недоуменные вопросы сказал, что его духовный отец, греческий священник, благословил причащаться, когда только можно, и он исполняет его послушание. Но более всего мы были поражены тогда, когда вспомнили, что этот наш проводник во время службы выходил на улицу и, накурившись, возвратился в храм, а потом подошел к Чаше. И вообще за несколько дней, пока он нас водил по Афону, особого благочестия мы в нем как то особо не заметили, т.е. не заметили и благих плодов такого фривольного частого причащения. Вот пример и расслабления в духовной жизни и причащения без благоговения и плодов его. Говоря об исповеди перед причащением, нельзя сказать, что здесь нет никаких проблем. Разумеется, есть ситуации, когда люди иногда говорят на исповеди перед Причастием о чем-то, лишь бы хоть что-то сказать. Не видят своих грехов. Но когда им объясняешь, что нужно каяться не только на уровне дел и слов, но и помыслов, которые гнездятся в нашей душе, день и ночь оскверняют наше сердце, люди начинают задумываться. Вообще людям всегда есть, в чем каяться, когда они начинают исповедовать свои внутренние соглашения с этими бесовскими мысленными прилогами на исповеди, чтобы очистить свою совесть перед принятием Святых Христовых Таин. И более того, нужно сказать, что при причащении мы говорим о встрече со Христом, о Великой встрече, а когда встречаются слишком часто, как бы по нужде и абы как, то и плоды таких встреч соответствующие.

Причащение же за каждой Литургией, по моему мнению, является делом для современного этапа христианской жизни неполезным. Да, богословы правильно утверждают, что в некоторых частях Литургии есть призывание всех верных, стоящих на этой службе, к Святым Таинам, но уже в древние времена апостол Павел говорил, что «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27 — 30) . То есть причащаться можно недостойно, в грех себе, в скорбь себе, в беду себе.

Причащаться почаще, готовясь соответственно, душу приготовляя покаянием и молитвой, по моему, хорошо. Так, священник Даниил Сысоев в своей книге «О частом причащении Святых Христовых Таин», пишет, что за частое причащение выступали святые отцы Игнатий Богоносец (+107), Иустин Философ (~100–165), африканские мученики, Киприан Карфагенский (?–258), Афанасий Великий (298–373), Амвросий Медиоланский (~340–397), Василий Великий (330–379), Григорий Богослов (329–389), Григорий Нисский (~335–~394), Иоанн Златоуст (347–407), Геннадий Константинопольский (~400–20 ноября 471), Кирилл Александрийский (~377–444), Онуфрий Великий (египетский пустынник IV века), Макарий Великий (~300–391), Антоний Великий (~251–356), Варсануфий Великий (умер около 563 года), Иоанн Пророк (жил в VI веке), Исихий Иерусалимский (+ ~432-434), авва Аполоний (+~395), Иероним Стридонский (~347–419/20), Феодор Студит (759–826), Иоанн Кассиан Римлянин (~360–~435), Никодим Святогорец (1749-1809), Макарий Коринфский (1731 — 1805), Нектарий Эгинский (1846–1920), Иоанн Кронштадтский (1829-1908), Алексей Мечев (1859- 1923), Серафим (Звездинский) и бесчисленное множество других».

Но все эти святые говорили о желательности частого причащения, а и о причащении за каждой Литургией – только двое отцов, и то во времена далёкой древности – это Киприан Карфагенский и блаженный Августин. (См. об этом: Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). О частоте причащения).

Следует сказать, что первые три века христиане действительно причащались почти за каждой Литургией, но это было время гонений, время опасности ссылок, мучений, потери ближних и самой смерти. А значит – время самой горячей молитвы, время горячего желания, чтобы Господь бы близок к человеку, чтобы Он укрепил его в условиях постоянной опасности и, если надо, помог перенести мучения. И волей-неволей люди причащались в благоговейном состоянии души.

Но если в те времена – первый век христианства, когда были живы апостолы и ближайшие ученики Христа и была жива память о недавних событиях земной жизни Богочеловека, Его смерти на кресте и Его Святого Воскресения, имело место недостойное причастие, то что говорить о нашем времени, удаленном от тех событий на 2000 лет? В наше время обязательное Причастие на каждой Литургии может привести к профанации этого Таинства для значительной части верующих. Постоянно и незаметно уровень благоговения к этой великой святыне снизится, люди начнут «причащаться по привычке», и без должного благоговения. А как я заметил, благодать людям, причащающимся без должного благоговения, особо не дается.

Как мы помним, некоторые святые, например, Мария Египетская, причащались всего несколько раз в течение жизни, но достигли святости, мы же, причащаясь часто, постепенно начинаем смотреть на Причастие как на некую «витаминку», духовную таблетку, а потом удивляемся, что ничего особо не чувствуем. Также я замечал, что множество детей, причащаясь часто, но не готовясь благоговейно принять святые Дары, в возрасте 12-13 лет надолго, а, возможно, навсегда исчезают из храма. И особо их не видно возвратившихся в храм в более взрослом возрасте. Если бы Причастие действовало автоматически, вне учета нашей воли и необходимых при этом благоговейнейших чувств, тогда бы дети, часто причащающиеся у некоторых родителей, были бы как ангелы, и не покидали их в переходном возрасте. Да и взрослые, часто причащающиеся, «автоматически» становились бы ангелоподобными существами, чего, находясь при Церкви 20 с лишним лет, я не замечал.

А вот те, которые причащаются достаточно редко, но благоговейно, имеют в себе немалые плоды благодати Святого Духа – и кротости, и терпения, и смирения, и любви и матери всех добродетелей – молитве.

К сожалению, я заметил, что в наше время расширяется процесс, когда молодые священники относятся к вопросам Причастия, Исповеди как-то уж очень по-современному, но мнение священнослужителей должно базироваться на учении святых отцов, а не на либеральном богословии. Ни у одного святого отца я не видел совета причащаться за каждой Литургией, кроме двух названных выше, да еще без исповеди. Например, Серафим Саровский советовал причащаться во все 4 поста, на двунадесятые праздники и в некоторые другие важные дни года. А если бы воля Божия была причащаться на каждой Литургии, то ему это наверняка было бы открыто Господом или Пречистой Матерью, которая являлась ему 12 раз. В явлении Матерь Божия сказала, чтобы преподобный Серафим убрал из монашеского правила Дивеевских сестер чтение, если не ошибаюсь, акафиста, чтобы не налагать лишнего греха на какую-нибудь из них, если не сможет прочесть. И такое важнейшее для спасения дело, как обязательное причащение на каждой Литургии, — если бы такое было угодно Богу, — не могло остаться без вразумления преподобного Серафима от Божией Матери. Нет поучения о необходимости обязательно причащаться на каждой Литургии ни у Игнатия Брянчанинова, ни у Феофана Затворника и учителей Церкви такого же масштаба ближайших к нам времён при великом множестве других духовных поучений. А ведь они были очень близки к Господу, и Господь духовно открыл бы им, что такое причащение угодно Ему.

Святые говорили от Бога, а мы, современные христиане, нередко говорим от себя, и это при недостаточной опытности в духовной жизни. Нужно базироваться на поучении святых отцов, чтобы была духовная польза, а не прелестное заблуждение.

Исходя из всего вышесказанного, могу сказать: я советую своим духовным чадам регулярно исповедоваться и — с определенной периодичностью, если есть внутренняя готовность, достаточно часто, но без обязанности на каждой службе, – причащаться Святых Таин. И наилучшим доказательством моих слов является краткое поучение одного из богомудрых старцев Оптинских, святого преподобноисповедника Никона Оптинского: «Причащаться можно и чаще, и реже, но исповедаться надо чаще, дабы совесть всегда была чистая, незапятнанная».

«Вам сегодня лучше не причащаться…» Такая епитимья, налагаемая священником, часто воспринимается как незаслуженное наказание. По каким причинам можно не допустить человека к причастию? Отвечает настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии протоиерей Константин Островский.

Самое опасное -- формализм

Отец Константин, иногда священники не допускают к причастию за то, что человек говел не три дня, а два. Некоторые отказываются причащать на Светлой седмице или на святках, поскольку в это время прихожане не постятся. С другой стороны, есть мнение, что говение перед причастием вообще не нужно -- по церковному календарю в году и так около половины постных дней.
-- Нарушение поста само по себе не относится к таким тяжким грехам и состояниям, при которых человек должен быть запрещен в причастии Святых Христовых Тайн. Церковные правила, в том числе и о посте, это дар Церкви ее чадам, а не обуза, которую приходится с тоскою нести, чтобы батюшка не ругал. Если человек по какой-то не зависящей от него причине не способен воспользоваться даром Церкви, это предмет для терпения и смирения. Если по легкомыслию, или пристрастию, или забывчивости человек нарушил дарованное Церковью правило, это повод для покаяния, но еще не для запрещения. Всем нарушителям поста и других подобных церковных установлений я советую не отлучать себя от причастия самовольно, а прийти на службу и вынести вопрос на решение духовника. А решения могут быть разными, но они никогда не должны быть формальными. Задача священника не правило соблюсти, а принести человеку пользу или, по меньшей мере, не навредить. Бывает, человек так рассеялся и объелся (пусть даже и постной пищей) накануне причастия, что сам чувствует необходимость отложить причащение. Ну и пусть отложит, попостится, а потом причастится. А бывает, кто-то по забывчивости положил сметану в суп. Не думаю, что в таких случаях уместна строгость.

Что касается поста перед причастием, я считаю, вообще отменять его не следует, но строгость и продолжительность поста должны соответствовать ситуации: разным людям в разных обстоятельствах должны даваться разные советы. Одно дело, когда человек по какой-то причине причащается один раз в год, и совсем иное -- когда во все воскресные и праздничные дни. И здоровье, и привычный для человека образ жизни имеют значение. Для кого-то отказ от мясного и молочного -- настоящий подвиг, а для кого-то подсолнечное масло в картошке -- поблажка чревобесию.

Самое плохое в решении вопросов о посте -- это формализм. Одни требуют скрупулезного соблюдения того, что они вычитали в Типиконе, другие требуют отмены строгих правил. А на самом деле, пусть правила остаются в качестве нормы, ориентира, а как и в какой мере их применять, пусть священник решает в каждом конкретном случае особо, молясь о человеке, движимый любовью к нему и желанием помочь ему на пути спасения.
Что касается причащения на Светлой седмице и в Святые дни после Рождества, то, разумеется, если в Церкви служится литургия, то причащаться можно. Как быть с постом? Тем, кто меня спрашивает, я советую есть в эти дни всякую пищу, но не объедаться. Но я не хочу никому ничего навязывать; самое плохое, я считаю, в этой области -- споры из-за буквы. Если кто-то хочет есть на Пасху зелень, ничего в этом страшного нет, только пусть не гордится этим и не осуждает тех, кто питается по-другому. И пусть те, кто постятся не строго, не считают постников отсталыми и недуховными.

Позволю себе привести обширную цитату из апостола Павла: «…Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. …А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. …Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. …Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 2-6, 10, 13-15, 17).

Основанием для запрещения в причащении на больший или меньший срок может быть только или тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и тому подобное), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Легализация нецерковности

В девяностые годы многие священники не допускали к причастию живущих в невенчанном браке. Патриарх Алексий II указал на недопустимость этого. Но как быть с живущими в так называемом гражданском браке? Формально -- блуд, но по факту его не всегда можно назвать таковым.
-- Действительно, покойный патриарх Алексий II указывал на недопустимость отлучения людей от причастия только на том основании, что они живут в невенчанном браке. Конечно, благочестивые православные христиане не начнут супружескую жизнь без церковного благословения, которое в наше время как раз и преподается в таинстве венчания. Но ведь есть множество случаев, когда люди некрещеные вступили в законный брак, имеют детей, любят друг друга, хранят верность. И вот, скажем, жена уверовала во Христа и крестилась, а муж пока нет. Что же делать? Неужели теперь их брак превратился в блуд и его необходимо разрушить? Конечно, нет. Да об этом и апостол Павел пишет: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7: 12-13). Неужели же исполнение апостольского указания должно влечь за собой запрещение в церковном общении? Мало того, в первые века христианства церковного венчания вообще не существовало. Христиане вступали в брак с ведома епископа, но по законам страны, а потом вместе со всей общиной причащались Святых Христовых Тайн, это и было церковным признанием их брака. Церковный чин бракосочетания складывался постепенно в течение нескольких веков и повсеместно обязательным для вступающих в брак христиан стал только в конце первого тысячелетия.

Относительно «гражданского брака» давайте уточним терминологию. Гражданский брак (без всяких кавычек) -- это брак, заключенный по обычаям и законам народа или государства, к которому относят себя муж и жена. Я не случайно употребляю здесь совместно сами по себе различные термины «обычай» и «закон», «народ» и «государство», потому что в разное время и в разных местах законность брака может определяться по-разному. Как относиться к людям, живущим по-семейному, но никак законно не оформившим свои отношения? Можно ли их допускать до причастия Святых Христовых Тайн? В подавляющем большинстве случаев такие сожительства недопустимы с церковной точки зрения, и люди должны или вступить в законный брак, или расстаться со своими сожителями, а уже потом получать разрешение грехов в таинстве исповеди и приниматься в церковное общение. Но бывают сложные ситуации, когда беззаконную семью создали люди нецерковные и у них родились дети. Вот пример из жизни: люди живут как супруги уже много лет, считают себя мужем и женой, но брак не зарегистрировали. У них трое детей. Года два назад жена уверовала во Христа и пришла в Церковь, ей объяснили, что брак необходимо зарегистрировать. Она согласна, пытается уговорить мужа, а он отказывается, говорит, что у него все друзья, которые расписались, уже развелись, а он не хочет разводиться. Я с ним, конечно, не согласен, то есть считаю, что надо расписаться, но он же ко мне не подходит за советом. А жена его переубедить не может. Она ходит в храм, причащает детей (муж даже помогает ей в этом), дети учатся у нас в воскресной школе. Неужели в этой ситуации нужно было бы запретить этой женщине причащаться или требовать от нее разрушить семью, пусть и незарегистрированную? Правило, требующее от христиан заключать браки в соответствии с государственными законами, мудрое и должно, конечно, исполняться. Но нельзя забывать, что, хотя закон выше беззакония, любовь все же выше закона.

За некоторые тяжкие грехи (убийство, занятия оккультизмом) предполагается отлучение от причастия чуть ли не на 20 лет. Правила эти никто не отменял, но сегодня они практически не применяются.
-- Мне кажется, сегодня многолетняя епитимия не может выполнять свои функции -- врачевания души, примирения ее с Богом. В Византии это было возможно. Весь народ там жил церковной жизнью, и совершивший тяжкий грех оставался членом общины, которая была собрана вокруг Церкви. Вот и представьте: все идут на службу, а он остается на паперти. Не в кино идет и не у телевизора на диване лежит, а на паперти стоит и молится! Через некоторое время начинает входить в храм, но не может причащаться. Все эти годы епитимии он молитвенно кается, осознавая свое недостоинство. А что будет сегодня, если мы человека на пять лет отлучим от причастия? Не члена общины, а скорее всего того, кто впервые в жизни в 40-50-60 лет пришел на исповедь. Как не ходил он в церковь раньше, так и теперь не будет. Причем «законно» -- скажет: мне батюшка не разрешил причащаться, вот я и лежу дома, пью пиво, а когда пройдет срок епитимии, пойду причащаться. Так ведь будет, только не все доживут до конца епитимии, а из тех, кто доживет, многие забудут о Боге. То есть сегодня, в современных условиях, накладывая многолетнюю епитимию на человека, впервые пришедшего в храм, мы по сути легализуем его нецерковность. Смысл? Ведь человек, пребывающий в смертном грехе и не желающий каяться, менять свою жизнь, и так не может причащаться до покаяния. Если же он изменился, сокрушается о содеянном, я считаю, даже при самых тяжких грехах если и запрещать ему причащаться, то ненадолго, особенно пришедшим впервые.

К церковным людям отношение должно быть более строгое. К счастью, церковные люди не так уж часто впадают в тяжкие смертные грехи, но помню случай, когда сделала аборт постоянная прихожанка, которая не один год ходила в храм, причащалась. Тут епитимия была уместна, и женщина не роптала, когда ей ее назначили, совесть-то есть у человека. Но когда приходит пенсионерка, которую в детстве бабушка водила к причастию, потом она стала пионеркой, комсомолкой, заблудила, сделала аборт, а через 40 лет задумалась о Боге, какая тут может быть епитимия? И даже если недавно был сделан аборт, но женщиной нецерковной, которая ходила по путям мира сего, а теперь уверовала и раскаялась, я тоже не думаю, что надо накладывать на нее епитимию. Замечу, кстати, что священник может накладывать даже небольшие епитимии исключительно с согласия самого кающегося. Право церковного суда есть только у собственно церковного суда и у правящего архиерея. Что касается многолетних епитимий, то это тем более не в компетенции приходского священника.

Как часто, на ваш взгляд, надо причащаться мирянину? Можно ли на святках или Светлой седмице причащаться каждый день?
-- Абсолютно нормально, когда вся община собирается в воскресный или другой праздничный день на литургию и все причащаются Святых Христовых Тайн. Правда, эта норма большинством из нас забыта. А ежедневное причастие как раз не было нормой, потому что и литургию служили не каждый день. Но с тех пор много воды утекло, церковные обычаи изменились, и не только из-за недостатка духовности у прихожан и духовенства, есть и не зависящие от конкретных людей факторы. Сейчас, я думаю, невозможно вводить или даже рекомендовать общие для всех правила.
Есть люди, осознающие себя православными, не впадающие в тяжкие смертные грехи, которые, однако, причащаются всего три-четыре раза в год и не чувствуют потребности в большем. Я не думаю, что их следует понуждать или даже уговаривать причащаться чаще. Хотя по возможности разъяснять всем христианам смысл и спасительность Таинства Тела и Крови я стараюсь.

Если православный человек причащается во все воскресные и праздничные дни, это естественно для христианина. Если так почему-либо не получается, пусть будет как получается. Раз в месяц, мне кажется, всякий человек может выбраться в храм для причастия, но, если это невозможно, что поделаешь. Господь и намерение приветствует. Только не нужно причащение Святых Христовых Тайн считать подвигом! Если так, то лучше совсем не причащаться. Тело и Кровь Христовы -- не наш подвиг, а милость Божия. Если же кто-то на Светлой седмице хочет причаститься несколько раз подряд, не в порядке подвига, а в простоте, то что в этом плохого? Если человеку ничто не препятствует, я обычно не возражаю. Но чтобы постоянно причащаться каждый день, должны быть серьезные основания. Само по себе это никогда не было церковной нормой. Вот святитель Феофан Затворник в последние годы своей жизни причащался каждый день. Пусть каждый смотрит, что его реально побуждает к экстраординарно частому причащению: благодать Божия или собственные тщеславные фантазии. Неплохо и с духовником посоветоваться.
Сами же духовники должны подходить к человеческим душам с большой осторожностью. Помню, пришлось мне как-то исповедовать одну старушку (я тогда еще был начинающим священником), она говорила, что не хочет, но причащается каждый день. «Как же так?» – спросил я. Она ответила, что ей так указал духовный отец. Я попытался отговорить старушку от такого нелепого, на мой взгляд, подвига, но авторитет духовного отца превозмог. Не знаю, чем дело кончилось.



Рассказать друзьям