Образование, его значение для личности и общества. Образование

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

К знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах :

  • это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;
  • это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;
  • это система социальных институтов , обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования следующие:

  • воспитание;
  • социализация;
  • подготовка квалифицированных специалистов;
  • приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

Критерии образованности

Образование — это результат .

Образованный человек — человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Роль образования в жизни человека

Посредством образования происходит трансляция от одного поколения другому.

С одной стороны, на образование оказывают влияние экономическая и политическая сферы общественной жизни, а также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции (поэтому модели и формы образования значительно отличаются друг от друга: можно говорить о русской, американской, французской системах образования).

С другой стороны, образование — относительно самостоятельная подсистема социальной жизни, которая может оказывать влияние на все сферы жизни общества. Так, модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном.

Образование имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса.

Система образования

Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние . Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

Система образования включает:

  • дошкольные образовательные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения;
  • образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
  • образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
  • негосударственные образовательные учреждения;
  • дополнительное образование.

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Важнейшим социальным институтом в системе образования является школа .

Проблемы, стоящие перед управлением образованием:

  • низкая заработная плата преподавателей;
  • недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;
  • нехватка кадров;
  • недостаточный профессиональный уровень образования;
  • недостаточный уровень общей культуры.

Структура образования

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

В таблице приведена структура образования на примере Российской Федерации. Основное общее образование в РФ до достижения 15 лет является обязательным.

Образовательные ступени

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

  • дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
  • самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Основные принципы формирования содержания школьного образования:

  • Гуманистичность , обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития ;
  • Научность , проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
  • Последовательность , заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
  • Историзм , означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
  • Систематичность , предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
  • Связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
  • Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
  • Доступность , определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Две подсистемы образования: обучение и воспитание

Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека.

Причем здесь идет речь о понимании термина «воспитание» в узком педагогическом смысле слова , как о подсистеме образования, которая находится в одном ряду с обучением, на том же уровне, а не «под ним» или «над ним», что схематически может быть выражено следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Две подсистемы образования

Это различение в системе образования выделил уже Платон, который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Причем под воспитанием он понимал формирование у человека позитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не только к знаниям, но и к способам деятельности.

С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние десятилетия в отечественной педагогической науке были предложены весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, прежде всего такими исследователями, как И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.

Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:

  • обучение и воспитание — подсистемы единого процесса образования;
  • обучение и воспитание — стороны целесообразно организованного процесса социализации человека;
  • различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание — к его эмоционально-практической, ценностной стороне;
  • обучение и воспитание — процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.

Как отмечал Гегель, нельзя учить столярному лапу и не учить столярничать, точно так же как нельзя учить философии и не учить философствовать.

Отсюда следует общий вывод, что обучение будет воспитывающим только тогда, когда наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться и цели воспитания. Но все же в этом двуедином процессе есть главное звено, и таковым является именно обучение, обеспечивающее знания в качестве наиболее прочной основы воспитания.

По выражению К.Д. Ушинского , образование есть строительство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, навыки, способности обучаемых, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.

Единство обучения и воспитания определяется самой природой педагогического процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.

ТЕМА 7. ОБРАЗОВАНИЕ и НАУКА

Образование – это процесс получения знаний о мире, приобщения к культуре, ценностям общества, мировой цивилизации.

Функции образования:

-обеспечение непрерывности образования – постоянное обновление знаний

-обеспечение самообразования – самостоятельная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области

-экономическая – подготовка к получении профессии

-культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, передача и сохранение духовных ценностей

Основные принципы современного образования:

-демократизация – расширение прав участников образовательного процесса

-гуманитаризация образования - выдвижение в учебном процессе на первый план овладение способами самостоятельного труда по приобретению знаний, увеличение учебного времени на изучение гуманитарных дисциплин (экономики, права, обществоведения, истории)

-профилизация – углубленная подготовка по отдельным предметам

-повышение конкурентоспособности ученика - научиться делать, научиться работать, приобретать не только профессиональную квалификацию, но и компетентность, являющуюся основой конкурентоспособностивыпускника.

-гуманизация образования - возрастание роли образования в формировании гражданских качеств и развития личности, предоставление учащимся возможности выбора образовательных услуг: развитие дистанционного образования, расширение возможностей для детей с ограниченными возможностями, расширение сети учреждений дополнительного образования

-информатизация образования – внедрение ИКТ в учебный процесс

-интернационализация образования – стремление соответствовать международным образовательным стандартам, приравнивание российского диплома о высшем образовании к дипломам других стран

-рост продолжительности (непрерывности) образования

Ступени образования

Общеобразовательное образование (задача образования на этой ступени - формирование общей культуры человека, его подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору и освоению профессии 1. Дошкольное образование (детский сад)
2. Начальное образование (1-4 класс)
3. Общее основное образование (5-9 класс)
4. Среднее (полное) общее образование (10-11 класс)
Профессиональное образование (обеспечивают последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня учащихся, подготовка квалифицированных специалистов) 1. Начальное профессиональное образование (профессионально-технические училища) 2. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи) 3. Высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии) 4. Послевузовское профессиональное образование (институты повышения квалификации)

Формы получения образования:

-самообразование - самостоятельное получение знаний в области науки, техники, культуры

-семейное обучение - обучение ребенкародителями

-экстернат – досрочное окончание школы

-обучение на дому – обучение детей с ограниченными возможностями педагогами школы

-дистанционное обучение - обучение через Интернет

Наука

Существует несколько подходов к пониманию что такое наука

Наука – это:

· особая система знаний (опирается на факты, доказательства, законы, теории, методы исследования)

· особый вид духовной деятельности людей, направленный на производство знаний, цель которого – постижение истины (принимают участие миллионы лю-дей - в современном мире 5 млн. ученых)

· отрасль духовного производства – создаются ценности, в результате которых происходит развитие общества

· социальный институт – имеет систему организаций и учреждений

Особенности науки:

Наука как особая система знаний в отличие от опыта и здравого смысла имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно отбираются, описываются, перепроверяются и обобщаются.

Научные знания по своей природе являются систематизированными .

Классификация науки

В систему научного знания входят не только научные факты , но также законы и теории , и методы получения научных знаний – методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.

Особенность науки проявляется и в том, что она стремиться объяснить мир, используя особый язык – формулы, символы, знаки, понятия.

Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами – от логичных доказательств до сложных экспериментов.

Наука представляет собой особую сферу деятельности ученых , в которой принимают участие миллионы людей, например, в настоящее время в научных исследованиях занято более 5 млн. человек.

Учеными принято называть людей, профессионально занятых научной деятельностью, «производством» научных знаний.

Нравственные принципы труда ученых:

-осуждение плагиата – присвоения чужих идей

-научная честность и объективность – в стремлении к истине ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с другими обстоятельствами. Он должен руководствоваться изречением Аристотеля «Платон мне друг – но истина дороже».

-социальная ответственность за последствия научных открытий , использования их в антигуманных целях (например, создание водородной бомбы)

Тестирование:

1. 1, Саша учится в 4 классе школы, занимается в изостудии. На какой ступени образования находится Саша?

1) начальное образование

2) среднее (полное) образование

3) основное общее образование

2. Что из перечисленного не является методом научного познания?

1) наблюдение

2) эксперимент

3) выдвижение гипотезы

3. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука не может предвидеть будущее.

Б. Наука всегда опровергает заблуждения людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) В современном обществе растут требования к образованию. (Б) Несомненно, что система образовательных учреждений будет совершенствоваться. (В) Наверное, только качественное образование может обеспечить процветание любой стране.

1) отражает факты

2) выражает мнения

5. Арсений учится в колледже, посещает авиамодельный кружок. На какой ступени образования находится Арсений?

1) начальное образование

2) среднее профессиональное образование

3) среднее (полное) образование

4) высшее профессиональное образование

6. Одним из примеров научного знания является

1) доказательность

2) примерность

3) использование методов

4) сложность

7. Человек в процессе жизни проходит несколько ступеней образования. Сравните две ступени образования – основное общее и среднее профессиональное. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) получение знаний о природе и обществе

2) приобретение общих умений

3) формирование специальных навыков

4) изучение специальных предметов

5. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Наука является источником знаний о человеке. (Б) За последние годы особенно в этом направлении стала развиваться медицина. (В)Очевидно, что остается много неизученного в человеке даже при таком уровне развития науки.

Определите, какое положение текста

3) отражает факты

4) выражает мнения

8. К научным учреждениям относится

1) средняя школа

2) гимназия

3) Академия наук

4) колледж

9. В стране Z государство создало условия для обучения инвалидов. Какую тенденцию в образовании иллюстрирует этот факт?

1) всеобщая грамотность населения

2) гуманизация образования

3) проблема неграмотности инвалидов

4) непрерывность образования

10. Установите соответствие между типами учебных заведений и ступенью образования.


Похожая информация.



«Панорама» об упрощенном гражданстве для оралманов
«Коммерсантъ» об отмене шенгенских виз для Молдавии
«Vesti.ua» о молдавском гражданстве для украинцев
«Независимая газета» об украинских оборонщиках в России
«Бизнес & Балтия» о новой цене ВНЖ в Латвии
«ZoomNews» о поощрении китайцев к эмиграции
«Независимая газета» об антимиграционизме в Европе
«Yeni Asya» о судьбе беженцев
«Ведомости» об экономике образования
«Огонек» о росте продолжительности обучения
«Ведомости» о спросе на высшее образование
«Зеркало недели» о высшем образовании в Украине

о росте продолжительности обучения

Вечные студенты

Мы учимся все дольше, утверждают эксперты: к 2060 году продолжительность образования может составить четверть века

Мы - участники и свидетели образовательной революции: если в 1950-е в мире насчитывалось менее миллиарда грамотных людей, то сейчас их 3,5 млрд. Об этом говорится в докладе научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина. Глобальные изменения затронули не только среднюю школу: социальной нормой становится высшее образование. А когда-нибудь таким "пропуском в элиту" будет уже магистратура или аспирантура.
Однако, пожалуй, самые любопытные выводы доклада связаны с продолжительностью обучения в современном мире. Оказывается, этот период постоянно растет и, согласно прогнозам, к 2060 году может составить в России 20 лет (речь идет о среднем и высшем образовании). Для сравнения - в США тот же показатель будет равняться 25 годам.
Ключевая причина - экономическая. Одновременно с ростом продолжительности жизни возникают и более высокие требования к квалификации тех, кто выходит на рынок труда, объяснил "Огоньку" Исак Фрумин.
- Среднее образование слишком короткое, и 16-летний мальчик или девочка просто не способны конкурировать за рабочие места,- говорит он.- Ну и, конечно, современный человек должен постоянно учиться, подстраиваясь под быстрые перемены.
Однако, как показывают исследования, феномен вечных студентов связан не только с потребностями рынка труда или, скажем, с особенностями современного образования. В последнее время на рост числа людей, которые никак не расстанутся со студенческой скамьей, повлияли экономические трудности. На это не так давно обратили внимание в Италии: там нестабильность на рынке рабочей силы сильнее всего ударила... по людям с университетскими дипломами. Проблема коснулась 55,9 процента магистров и 83,2 процента бакалавров гуманитарных наук, согласно данным исследовательского института Eurispes. Как результат - многие студенты предпочли остаться в вузах, лишь бы не пускаться в свободное плавание. Только в начале 2000-х, согласно данным той же организации, 68 процентов итальянских выпускников задержались в университетских стенах, чтобы продолжить обучение. Схожую ситуацию еще несколько лет назад фиксировали и в США: там вырос средний возраст студентов - до 27 лет, а кое-где - до 35-37. Среди основных причин - отсутствие работы и попытки людей переждать лихие времена в студенческих аудиториях.
Но, пожалуй, самая серьезная проблема с вечными студентами возникла в Греции. По местным законам пока человек учится, он имеет право на множество бесплатных опций - от еды до проживания. При этом, по данным портала Greek Reporter, в стране больше университетов, чем во многих других европейских государствах, например во Франции, а вот число выпускников - значительно меньше, всего около 10 процентов от общего числа студентов. В марте этого года греческие власти потребовали от вузов в течение года избавиться от вечных студентов, то есть тех, кто поступил до 2006 года. Однако экономический кризис, как ни странно, оказал на самих молодых греков прямо противоположное воздействие: многие из них, сидевшие на студенческой скамье годами, сейчас стараются побыстрее закончить учебу... чтобы уехать и работать за рубежом. Можно ли говорить об этом как о тенденции, вопрос пока открытый.
Постоянный автор "Огонька", специалист по контролю качества программ высшего образования Анна Прийдак поясняет: даже после неблагоприятных изменений в экономике ряда европейских стран студенты здесь могут рассчитывать на различные формы финансовой поддержки.
- В Евросоюзе действует единая программа непрерывного образования, на которую с 2007 по 2013 год было потрачено около 7 млрд евро,- говорит Прийдак.- Дополнительно каждая страна заметно субсидирует вузы и выплачивает студентам стипендии, иногда в виде льготных кредитов, чтобы обучение оставалось доступным. Расходы немаленькие - на образование в целом идет от 10 до 15 процентов госбюджета.
Но есть и психологические причины. Как отмечает эксперт, нередко выпускники вузов оказываются ментально не готовы к ответственности, связанной с выходом на полноценную работу. Стараясь отодвинуть этот новый этап в своей жизни, они выбирают продолжение образования (магистратуру или аспирантуру), объясняя себе и окружающим, что просто хотят лучше подготовиться к жестким требованиям рынка труда.
Здесь феномен вечных студентов смыкается с другим глобальным явлением - появлением так называемого поколения бумеранга. В последнее время эксперты фиксируют: все больше взрослых детей возвращаются под одну крышу к своим родителям из-за финансовых трудностей. Первыми удивились в США: по данным исследователей из Pew Research Center, резко выросло число "молодых взрослых", обосновавшихся в многопоколенных домохозяйствах. Если в 1980 году их было всего 11 процентов, то в 2010-м этот показатель вырос до 21,6 процента. Похожий тренд зафиксировали и в Италии, Испании, Великобритании... Собственно, нечто похожее происходит и в образовании, где университет действительно становится для многих вторым домом - там можно спрятаться от трудностей большого мира.
Занятно, что и в Азии сегодня тоже столкнулись с проблемой вечных студентов, но там она обусловлена другими причинами: так, в Южной Корее перфекционизм в учебе стал зашкаливать, а репетиторов в стране, где ценятся только высшие баллы, больше, чем учителей. Дошло до того, что в Сеуле недавно ввели комендантский час: запрет на занятия на всевозможных подготовительных курсах после 10 вечера. Мир вечных студентов для многих стран уже реальность.

Выше не прыгнешь


Опрос

С каждым годом россияне все более скептически относятся к высшему образованию

Не засиживаться!

Экспертиза

28.04.2014, 00:00
Даниил Александров, заведующий лабораторией "Социология образования и науки" НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)
Время, которое человек учится в вузе, постоянно растет. Именно поэтому в Европе (в частности, в Великобритании) все больше склоняются к платному образованию по примеру США. Там не просто хотят заработать. Задача: чтобы человек учился ровно столько, сколько ему действительно нужно. Не засиживался в вузе. В США долго учатся лишь немногие. В Европе, напротив, сама система образования способствует появлению многочисленных вечных студентов. И на это есть несколько причин.
Прежде всего период детства и юности во всем мире увеличился, и это увязано с системой образования. Занятно, что сама категория "молодежь" (уже не дети, но еще не полноценные взрослые, так как не вышли на рынок труда) появилась лишь с широким распространением вузов. Сейчас период молодости длиннее и учеба дольше.
Однако не стоит забывать и о социальной политике. Например, мои коллеги из Норвегии рассказывали, что во время кризиса в стране выросла безработица. Так вот, чтобы сгладить социальный эффект, там просто увеличили число мест в вузах. Это была совершенно сознательная социальная политика.
Что же касается России, то высшее образование у нас и правда становится социальной нормой. Этот процесс начался давно: еще в 2000-е проводили широкомасштабные опросы о доступе к высшему образованию. Тогда выяснилось, что получить его хочет подавляющее большинство детей. И главное, с этим уже ничего не поделаешь.
Рост системы образования, который сам себя разогревает, описан великим социологом Джоном Мейером из Стэнфорда: чем выше уровень образования родителей, тем более образованными они хотят видеть своих детей. Как удовлетворять этот спрос? На излете советских времен число студентов сдерживали искусственно. Теперь его ничего не сдерживает, и в последние 20 лет мы все время открывали новые вузы. Однако это наложилось на недостаток квалифицированных преподавательских кадров: в результате вузов много, а качество образования низкое.
Мы, правда, не одиноки, похожая ситуация, например, сложилась в Индии и во многих других странах: огромный спрос на вузы, неудовлетворительное качество обучения, попытки государства взять эту сферу под контроль. И на противоположном берегу - США, где сфера образования саморегулируется. Мы пока идем по индийскому пути (противоречивой смеси дикого рынка и жесткого госрегулирования), отчего страдает и качество образования, и, что важнее, отношение к нему. А вот проблемы с тем, что у людей, получающих высшее образование, необоснованно растут потребности (что не всегда соответствует их способностям), я не вижу. От этого не может застраховать ни одна образовательная система в мире. В конце концов, счастливый брак тоже не всегда получается, хотя все о нем мечтают.

Идут на рекорд

У каждого из самых знаменитых вечных студентов мира своя причина оставаться в родных университетских стенах

Университет Висконсина в Уайтуотере (США)
Несколько лет назад журналисты отыскали вечного студента в Университете Висконсина в Уайтуотере: некий Джонни Лечнер умудрился проучиться целых 12 лет. Изучал все - от театра до коммуникаций. Он даже удостоился особого закона, принятого в этом штате и носящего его имя: согласно этому закону, оплата за учебу для таких, как он, долгожителей вырастает в 2 раза. При этом сам вечный студент уверял, что не прячется за университетскими стенами от реального мира: просто время еще не пришло. Сегодня он известен как актер и не фигурирует в онлайн-поиске на сайте университета.

Университет Западного Мичигана (США)

Еще один человек, претендовавший на звание самого знаменитого вечного студента, тоже родом из США. Успеть за Майклом Николсоном из городка Каламазу (штат Мичиган) невозможно: например, в 2009 году в прессе писали, что у него 27 дипломов, а на студенческой скамье он провел последние 50 лет. И вот три года спустя у него было уже 29 дипломов, причем он получал 30-й. Круг научных интересов Майкла Николсона тоже оказался широк - от уголовного судопроизводства до библиотечного дела. Свою страсть к учебе пожилой студент объяснял просто: она делает жизнь интересней.

Университет Патры (Греция)

Имя этого греческого студента не называется, однако он тоже может претендовать на мировой рекорд. Этот человек прожил в студенческом общежитии Университета Патры в Греции целых 22 года. Два года назад, когда в стране жестко взялись за вечных студентов, власти с радостью рапортовали, что выселили-таки его. Занятно, что студент был, что называется, не один такой: многие университетские долгожители также оставались в своих комнатах по многу лет, а кое-кто даже нашел способ на этом заработать - сдавал эти самые комнаты другим учащимся. Естественно, за деньги.

Сергей Зуев,

ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук
Высшее образование в России превратилось в высшее среднее. И точно так же, как положено получить среднее образование, вот уже 100 процентам населения положено получить высшее. А дальше возникает низшее высшее образование, среднее высшее и высшее высшее. Это процесс идет по всему миру... Для высшего высшего, для элиты, кризиса нет. Более того, они принимают ограничительные меры: например, не более 30 процентов бюджета университета должно поступать от платы за обучение. Если больше чем 30 процентов, то университет превращается в провайдера (услуг - "О" ).

1. Сущность образования . Образование – процесс и результат передачи от поколения к поколению знаний, умений и ценностей. Образование включает обучение (передача знаний и умений) и вос­питание (передача ценностей).

2. Виды образования:

· По способу организации: – институциональное (очное, очно-за­очное, заочное, семейное, экстернат, дистанционное) и самообразова­ние

· По финансированию – бюджетное и внебюджетное

· По уровню – дошкольное, общее (начальное, основное, среднее полное), профессиональное (начальное, среднее, высшее, послеву­зовское).

· По направленности: социально-гуманитарное, естественное, техническое, математическое, духовное…

· По юридическому статусу: государственное и негосударствен­ное, но, в любом случае, на основе государственных образователь­ных стандартов и государственной лицензии.

3. Принципы образования в РФ : общедоступность, светскость, демократизм управления, гуманистический характер, единство и многообразие (сочетание федерального, регионального и местного компонентов).

4. Тенденции развития современного образования:

Тенденция Ее сущность
Демократизация системы образования Во многих странах ликвидирована неграмот­ность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступ­ным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
Рост продолжительности образования Современное общество нуждается в высококва­лифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образова­ния В условиях научно-технической революции ра­ботник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образова­ния Внимание школы, педагогов к личности учащего­ся, его интересам, запросам, индивидуальным осо­бенностям
Гуманитаризация образо­вания Повышение роли общественных дисциплин в об­разовательном процессе - таких, как экономиче­ская теория, социология, политология, основы пра­вовых знаний
Интернационализация процесса образования Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем (например Болонский процесс в Европе)
Компьютеризация про­цесса образования Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационного масштаба

Функции образования



Экономические: формирование профессиональной структуры об­щества, приносит доход как самому человеку, так и государству, дает возможность профессиональной самореализации; люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использо­вать их в профессиональной деятельности

Социальные : социализация, воспроизводство социальной структу­ры общества, шкала социальной стратификации, канал социальной мобильности

Культурные – формирует мировоззрение, иной взгляд на мир, поз­воляет использовать достижения культуры для дальнейшего развития как отдельного человека так и общества в целом

В современном обществе роль образования непрерывно растет. Сож­ность и постоянные изменения общественной жизни требуют от человека не только высокого уровня знаний и умений но и способно­сти и постоянной готовности к их совершенствованию.

Религия

Что такое религия?

А. Проблема определения. Термин происходит от лат глагола religare – связывание

Варианты определений:

«вера в сверхъестественное»? – но и НЛО сверхъестественное

«вера в Бога» ? – но в конфуцианстве бога нет

вера – это субъективная убежденность человека в чем либо, на основе личной значимости, не требующая доказательств (но можно верить в дружбу, в любовь, в коммунизм).

Зависимость от убеждений человека:

«опиум для народа» – атеисты

«общение с Богом» – верующие

Б. Структура

В итоге лучше всего определять религию через е ё структуру – это совокупность догматов (положений); чувств (вера), действий (культ) и организаций (община, секта, конфессия, церковь), с помощью которых осуще­ствляется связь людей с потусторонним миром

В. Теории происхождения религии. Время появления – верхний па­леолит. Рождается из мифа. Версии происхождеия: теологическая, психологическая, материалистическая, социологическая.

Виды религий

По историческому признаку религии делят на 3 вида:

А. Первые формы религии

В первобытном обществе возникают такие формы религиозных представлений как тотемизм (вера в связь с божественным предком), фетишизм (вера в свойства предметов), анимизм (вера в духов и душу) и магия (вера в возможность действиями повлиять).

В первых цивилизациях – языческая религия (=политеизм – многобожие) – много богов, но каждый имеет четкие очертания – вид, характер, историю, сферу действия. Формируется пантеон богов – их общая совокупность и иерархия. Боги являются олицетворени­ем явлений природы, предков и общественной жизни. Выделяется главный.

Складывается единобожие первая попытка – Атон в Египте. Первой монотеистической религией признан иудаизм (культ бога Яхве)

Б. Исторические религии сначала возникают как национальные, но потом некоторые из них переходят границы государств и превраща­ются в мировые.

Национальные религии : индуизм, джайнизм – религия индусов, иудаизм – религия евреев, синтоизм – религия японцев, конфуци­анство и даосизм – китайские религии; зороастризм – религия пер­сов.

Мировые религии крупная общность людей, наличие последова­телей во многих странах и среди различных народов. Под такие кри­терии подходят христианство, ислам, индуизм, буддизм и иудаизм (ЮНЕСКО). В России принято выделять три мировые религии – буд­дизм, христианство и ислам. (учитываются дополнительные крите­рии – религия не может служить признаком национальной принад­лежности (как в иудаизме); в ней должна быть сложена достаточно четкая философская школа (нет в индуизме), она должна оказывать существенное влияние на ход развития мировой истории, искусство.

Отдельно выделяют ветхозаветные или авраамические религии, которые признают священной книгой Ветхий Завет и его сюжеты – это иудаизм, христианство и ислам.

В. Новые религиозные движения постоянно возникают и развива­ются. Обычно появляются как секта – вид религиозной организации. Могут быть как деструктивными (Аум Синрикё), так и позитивными (экуменизм – движение за объединение всех христианских конфес­сий; бахаизм – движение за объединение всех религий – 6 млн. по­следователей)

Мировые религии

Название Буддизм Христи­анство Ислам
перевод Просветле­ние Спасение Покорность
Время появле­ния VI-V вв до нэ, I в н.э. VII в н.э.
Место появле­ния Индии, Палестине (Рим империя); Аравийском полуострове
Бог Иисус един в трех лицах Аллах.
пророк Гаутама Моисей и др. Мухаммед и др. (в т.ч. Иисус)
цель жизни нирвана аб­солютное спо­койствие рай и воскрешение
Путь достиже­ния избавление от желаний избавление от грехов
4 истины и 8 ступеней 10 заповедей 5 столпов
Священная книга «Трипитака» Библия: Ветхий Завет, Новый Завет Коран, Сун­на
Число верую­щих 800 млн 2 млрд 1,8 млрд
Основной регион распро­странения Центральная и Восточная Азия Европа, Се­верная и Юж­ная Америка Сев.Африка, Западная Азия
направления махаяна и хинаяна католицизм, православие, протестантизм сунниты и шииты

Католицизм и православие разделились в 1054, главное противоре­чие – происхождение святого духа. Протестантизм возник в Герма­нии в XVI веке, как реакция на перегибы католической церкви. Глав­ная черта – возможность непосредственного общения человека с Бо­гом. Все верующие могут сами трактовать Библию, поэтому очень много школ и сект (кальвинизм, лютеранство, англиканская церковь, пресвитериане и т.д.).

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Функции образования.

  1. Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.).
  2. Накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведёт к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурно целостности.
  3. Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования.
  4. Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодёжи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы.
  5. Обеспечение профессиональной ориентации человека.
  6. Введение социокультурных инноваций. Образование способствует открытиям и изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций.
  7. Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.

Основные направления проводящейся реформы образования:

  1. демократизация системы обучения и воспитания;
  2. гуманизация процесса образования;
  3. компьютеризация;
  4. интернационализация.

В ходе их реализации предполагается:

  1. видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса;
  2. выбрать новую систему критериев эффективности результатов образования.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в процессе социализации.

Основные элементы системы образования

Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:

  • органы управления образованием и подведомственные им учреждения и
  • организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.);
  • нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании” и др.);
  • образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.);
  • образовательные объединения(научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т.д.);
  • учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.);
  • образовательные концепции, программы, стандарты;
  • учебную и методическую литературу;
  • периодические издания (журналы, газеты и т.п.).

Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.



Рассказать друзьям