Проповедник веры христовой, обличитель сильных мира сего. Проповедник веры христовой, обличитель сильных мира сего Святой герман казанский в чем помогает

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Андрей Рощектаев

19 ноября исполнилось 450 лет со дня преставления святителя Германа, архиепископа Казанского. Предлагаем вниманию читателей статью о святом архипастыре, написанную кандидатом исторических наук, церковным историком А.В. Рощектаевым.

Почитание в народе того или иного монастыря чаще всего тесно связано с почитанием его святого основателя. Это касается всех древних и новых обителей, основанных теми или иными подвижниками. XVI век можно по праву назвать веком знаменитых святителей: Макария и Филиппа Московских, Гурия, Варсонофия и Германа Казанских.

Среди всего этого великого сонма, имя второго (по времени, а не по значению) святителя Казанского Германа занимает очень заметное место. Основав монастырь задолго до своего посвящения в архиерейский сан, он прославился среди всего местного населения как великий старец-аскет исключительной подвижнической жизни. Можно полагать, что даже если бы он не сподобился позже сана архиепископа, то все равно через некоторое время был бы прославлен в лике святых как преподобный. Но Промыслу Божиему было угодно, чтобы этот подвижник соединил в себе дар благодати преподобного с даром святительским.

Раз и навсегда – и при жизни, и после земной кончины – подвижничество святителя Германа обеспечило Успенскому Богородицкому монастырю особое народное почитание в Поволжье, подобно тому, как за два века до того праведное житие преподобного Сергия обеспечило особую роль основанной им обители (позднее – лавре) в масштабе всей России. Как справедливо отметил протоиерей Андрей Яблоков: «Обитель вскоре становится предметом особого внимания народа: слыша о благочестивой жизни свт. Германа <...>, народ толпами стал стекаться сюда – одни приходили принять благословение от святого мужа, другие принимали от него иноческое звание, некоторые искали у него убежища».

Всегда важны истоки подвижничества. Устав и традиции того или иного монастыря часто зависят от того, где именно прошел монашеский искус его основатель-подвижник. Духовной Alma-mater святителя Германа (и в этом смысле «прародителем» Свияжского Успенского монастыря) стал не менее знаменитый монастырь Иосифо-Волоколамский, основанный почти на век раньше.


Юноша Григорий (таково было мирское имя святого Германа) – из Старицы, из дворянского рода Садыревых-Полевых, – сразу же по достижении совершеннолетия ушел, с благословения родителей, в этот монастырь, славный традициями недавно скончавшегося преподобного Иосифа Волоцкого. С кончиной преподобного Иосифа, казалось, прервалась целая эпоха, но в действительности она продолжилась в его учениках и последователях точно так же, как в свое время эпоха преподобного Сергия на десятки лет была продолжена его святыми учениками и учениками учеников.

В Иосифо-Волоколамском монастыре будущий второй святитель Казанский Герман был в послушании у будущего первого святителя Гурия, в то время игумена. Под его руководством он переписывал книги. Так они и познакомились. Так традиция подвижничества строилась на своеобразной преемственности.

Другим учителем святителя Германа принято считать самого образованного человека того времени – преподобного Максима Грека, сосланного и пребывавшего в Волоколамском монастыре в 1525–1531 годах. Так в мировоззрении и подвижничестве святителя Германа сплелись воедино две традиции, которые в светской литературе принято разделять и даже полностью противопоставлять друг другу. Ведь Волоколамский монастырь считался центром так называемого «иосифлянства», а преподобный Максим Грек (как чуть раньше преподобный Нил Сорский) был ярчайшим «нестяжателем». В действительности, в плане аскетизма обе традиции тесно сближались друг с другом, и если светская историография делала упор на их поверхностные противоречия, то фигура такого великого общероссийского подвижника как святитель Герман наглядно показывает возможность глубинного соединения этих традиций на практике. Очень значимо для Русской Церкви в целом, что его святой пример опровергает кажущийся антагонизм: более, чем пример кого бы то ни было еще в русской истории. Действительно, тщательная забота архимандрита, а затем архиепископа Германа об основанном им Свияжском монастыре, о других храмах и обителях Казанской епархии, соединялась у него с глубочайшим личным нестяжательством и аскетизмом. Поистине памятники этим двум традициям, соединенным в одну, – великолепный и роскошно расписанный фресками Успенский собор и крошечная германовская келья (3 на 2 м) рядом с ним.

Свияжским Успенским монастырем святитель Герман управлял с 3 февраля 1555 года по 12 марта 1564 года, когда он был хиротонисан в архиепископа Казанского в Москве. Именно в этот начальный период оказались раз и навсегда заложены духовные традиции обители, написан устав, произошло становление монастырского хозяйства и становление миссионерского центра со своей древнейшей на Руси типографией, с библиотекой. Целая эпоха спрессовалась в 9 лет.

Именно при святителе Германе обитель приобрела и внешне вполне узнаваемый для нас облик. Сложилось зерно архитектурного ансамбля. Был возведен и освящен Успенский собор (1561 г.), а еще раньше – Никольская церковь (1556 г.).

Пребывание святителя Германа на казанской кафедре (1564–1566 гг.) – это еще один, гораздо более короткий этап. Дальше, с 1566 года, и вовсе начинается тайна, до сих пор еще не разрешенная историками однозначно.

Нравственный авторитет архиепископа Германа к тому времени был огромен по всей России. Иван Грозный вызвал его в Москву для занятия места митрополита всея Руси, освободившегося после удаления в Чудов монастырь митрополита Афанасия 16 мая 1566 года.

Однако владыка Герман условием своего согласия на это поставил отмену опричнины и жестоких казней. В своем противостоянии злу и произволу он предвосхитил подвиг святителя Филиппа. Согласно преданию, разгневанный царь ответил святителю: «Ты еще не стал митрополитом, а уже связываешь меня неволею».


О том, что произошло дальше, имеются существенные разночтения. По официальной версии, впавший в опалу архиепископ просто был сослан «с бесчестием» и скончался 6 ноября 1567 года (в других источниках – 1568 года). Согласно рассказу Курбского, он был тайно убит – точно так же, как святой митрополит Филипп. Если эта версия верна, то перед нами не просто великий святитель, но и один из двух архиереев-мучеников страшной эпохи Ивана Грозного. Не все историки верят показаниям Курбского, считая их тенденциозными. Однако столь быстрая (всего через два года после опалы) кончина 62-летнего святителя не может не вызвать подозрений. К тому же, неожиданность ждала очевидцев при вскрытии и освидетельствовании мощей святого в Свияжске в 1889 году. Наряду с подтверждением нетления мощей, это освидетельствование показало, что голова святителя почти полностью отсечена по линии челюстей до самого хребта. Таким образом, святитель Герман был даже не задушен, как святитель Филипп, а зарезан, притом зверским, мучительным образом.

Есть еще одно свидетельство, по которому кончина святителя Германа произошла не раньше 1568 года. В житии святителя Филиппа рассказывается, что во время соборного суда над ним лишь один архиерей посмел открыто выступить в его защиту: «Среди молчания вдруг Герман, епископ Казанский, поднял голос и смело сказал царю, что он напрасно ищет обвинений на праведника, в котором нельзя найти вины». Суд над митрополитом Филиппом происходил 4 ноября 1568 года. Если опальный святитель Герман действительно присутствовал на нем, то получается, что дата расправы над ним – 6 ноября не 1567, а 1568 года. Причем это зверское убийство состоялось всего через два дня (!) после его смелого выступления на суде.

Погребен святитель был в Москве, при церкви Николы Мокрого, двумя приехавшими из Казанской епархии архимандритами – свияжским Ирадионом и казанским Иеремией (из Спасо-Преображенского монастыря).


Нетленные мощи неожиданно были обретены при перестройке храма. Братия Свияжского монастыря ходатайствовала и добилась их перенесения в свою обитель. 25 сентября 1592 года мощи были встречены на дороге в Свияжск митрополитом Казанским святителем Гермогеном и торжественно внесены в Успенский монастырский собор. По особому Божиему промыслу, произошло удивительное совпадение: то был не просто день памяти преподобного Сергия Радонежского, а ровно 200-летняя годовщина его земной кончины. С тех пор в церковном календаре 25 сентября – это одновременно день святителя Германа (один из четырех дней в году его памяти) и преподобного Сергия.

Монастырь стал своеобразным ковчегом мощей святителя. Святитель Герман, при жизни сделавший всё для процветания монастыря, теперь и после земной кончины помогал ему.

От мощей начались многочисленные исцеления. Среди исцелившихся в XVII веке был и сам казанский митрополит Лаврентий. Позже он составил службу святителю, в которой есть примечательные слова (тропарь 5-й песни): «Мы бо и сами чудодействующа тя видехом и от болезни в часе времянне пременихомся» (т. е. «за час выздоровел»).

6 октября 1695 года мощи были освидетельствованы митрополитом Маркеллом по распоряжению Патриарха Адриана и переложены в новую липовую раку, обложенную серебром. Подобные освидетельствования обычно проводятся перед всероссийским прославлением того или иного местночтимого святого. И действительно – век спустя после местного прославления (1592 г.), началось уже общероссийское чествование великого святителя.

Как раз в это время и начался период наивысшего расцвета Свияжской Успенской обители (до 60-х годов XVIII века). Всего 19 лет после освидетельствования мощи святителя Германа находились в алтаре, а 23 июля 1714 года самим митрополитом Казанским Тихоном перенесены к левому столпу Успенского собора для удобства богомольцев (там они размещались до начала реставрации собора в новейшее время). Этот факт говорит о том, какой большой поток паломников хлынул в монастырь. Все, кто путешествовал по Волге, не могли не заехать сюда. В числе богомольцев была и Екатерина II во время своего плавания на галере «Тверь» в 1767 году. Проплыть мимо Свияжска и не поклониться мощам святителя Германа было немыслимо для православного человека.


Присылки частиц мощей добивались разные города и обители. Одна частица была с благословением послана в Симбирск, две – в Казань (в Благовещенский кафедральный собор и Иоанно-Предтеченский монастырь, также основанный святителем Германом), одна – во Введенский собор Чебоксар. Наконец, почти перед самой революцией, в 1905 году, образ с частицей мощей (родовая икона купцов Зобниных) был передан в древний Старицкий монастырь, на родину святителя, и встречен там при многотысячном стечении богомольцев.

Три службы было составлено святителю Герману в XVII–XIX веках. Причем авторы всех трех – архиереи. Первую, как уже говорилось, составил митрополит Лаврентий, вторую – митрополит Тихон (1714 г.), третью – настоятель монастыря архиепископ Евлампий (1860 г.).

Почти все святыни Свияжского Успенского монастыря так или иначе были связаны со святителем Германом. Это не только его рака.

Второй по значимости святыней была чудотворная икона святителя Германа с частицей его мощей. Она была писана при митрополите Тихоне (рубеж XVII–XVIII вв.) на кипарисовой доске всего 7 на 6 вершков, а в 1710 году вложена в медный посеребренный ковчег. Эту икону не раз возили по городам и уездам Казанской губернии (иногда такие поездки с ней продолжались до года). Ее принимали в разных домах, веря в целительную силу Чудотворца. В Казанской епархии было всего несколько икон, которые так часто носили с долгими крестными ходами и возили «к болящим». Это – Казанская, Седмиезерная, Раифская иконы Божией Матери и еще 2-3 образа угодников Божиих.

Кроме того, сохранялась крошечная келья святителя Германа под колокольней. Она больше всего напоминала келью святителя Гурия при казанском Благовещенском соборе.

Келья святителя Германа также являлась объектом паломничества. В ней иногда происходили чудеса. Даже в 1928 году, во времена размещения в монастыре концлагеря, из нее доносилось ангельское пение, чему было немало свидетелей. Из вещей же, оставшихся от святителя, сохранялись вплоть до самой революции:

Два освященных им антиминса – в ризнице Свияжского монастыря.

Панагия – с изображением Рождества Христова и наперсный архимандричий крест с изображением святителя Николая на оборотной стороне.

Фелонь с оплечьем.

Митра, в которой святитель был погребен.

Копие, сделанное святителем.

Рипиды, сделанные им же.

Посох, выточенный им же.

Почти в каждом древнем монастыре имелся святой

Св. Герман, в миру Григорий (в честь св. Григория Декаполита, память 20 декабря), родился в г. Старицы Тверской губернии. Отец его, Феодор Афанасиевич Полев-Садырев, происходил из рода смоленских князей.

С ранней юности Герман был пострижен в монашество в обители прп. Иосифа Волоцкого, где в то время подвизался родной его дед, строгий аскет Нил (в миру Никифор Полев) и другие родственники (Серапион и Симеон Полевы). Благотворное влияние на духовное развитие Германа оказывал настоятельствовавший в монастыре с 1543 по 1552 г. св. Гурий (Руготин), впоследствии первый казанский архиепископ и просветитель Казанской области. Впоследствии и отец св. Германа Феодор в этой же обители принял монашество с именем Филофея и был известен по благочестию и твёрдости в православии; царь Иван Грозный вызывал его в Москву для увещания еретика Матфея.

Слава о подвижнической жизни и духовной мудрости Германа дошла и до родного города, и братия Успенского в Старице монастыря в 1550 г. избрали его себе в настоятели. Кроткий и смиренный Герман со слезами отказывался от предложенной чести, но братия победила его смирение, и Тверской архиепископ Акакий в 1551 г. рукоположил Германа в священный сан и возвёл его в архимандриты.

Недолго св. Герман управлял Старицкой обителью. Тяготясь почестями, он стремился в дорогой ему Иосифов монастырь, к любимым своим книжным занятиям. В звании простого инока возвратившись в Волоколамский монастырь, здесь он снова встретился с своим духовным руководителем, св. Гурием, который, отказавшись от игуменства, проживал до 1554 г. на покое.

Царь Иван Грозный с особенным уважением относился к подвижникам Иосифова Волоколамскаго монастыря и нередко вызывал их к себе для душевных бесед. Из среды иноков этой обители в то время избирались кандидаты на святительские кафедры. Св. Герман с своим отцом Филофеем, Герасимом Леньковым и другими был вызван в Москву по случаю появления вольномыслия и ереси среди белозерских иноков (Матфея Башкина, Феодосия Косого и др.). В 1555 г. на Московском соборе возник вопрос об открытии в Казани святительской кафедры, на которую был избран св. Гурий (Руготин), в сотрудники которому, не без его, конечно, влияния, дан был архимандрит Герман, а также архимандрит Варсонофий.

По прибытии в Казань первого архипастыря Гурия с свитой св. Герману было указано местожительство в г. Свияжске, а для просветительской деятельности ему назначили нагорную (правую) сторону Казанского края, а св. Варсонофию – левую (г. Казань). Первым делом св. Германа было устройство в июле 1555 г. на средства царской казны Успенского монастыря в г. Свияжске. При св. Германе построены были и доныне существующие в Свияжском монастыре соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и церковь св. Николая, также каменная, с колокольней и трапезой (Никольская церковь была освящена 6 января 1556 г., а Успенский собор – 12 сентября 1558 г.); устроены были деревянные кельи для братии и разные службы. Новая обитель была обеспечена от царских щедрот крестьянской землёй, рыбными ловлями и другими угодьями. Св. Герман строил в обители величественные храмы, а сам жил в малой келье, доныне сохранившейся под колокольней церкви св. Николая. Св. Герман, сам строгий аскет, и в своём монастыре по образцу Волоцкой обители ввёл строгое общежитие, причём настоятель во всём был примером для братии. Вся жизнь его проходила в трудах по внешнему благоустройству, и Свияжский монастырь доселе служит памятником его неусыпной деятельности и заботливости; лучшие и образцово устроенные здания в Свияжской обители называются именем св. Германа как их строителя.

Много заботился св. Герман и о духовном просвещении не только братии, но и народа в пределах своего миссионерского округа. Он собрал в обитель много книг – преимущественно в целях просвещения мусульман и язычников; писал сам, а богослужебная литература была пожертвована в Свияжский монастырь царём. При св. Германе в обители была заведена школа для обучения инородческих детей. Свияжская обитель сделалась средоточием, откуда евангельская проповедь распространялась по всему правому берегу Волги (в пределах Казанского края), и где в основном совершалось крещение инородцев.

5 декабря 1563 г. скончался св. Гурий, первый Казанский архиепископ. Собор святителей в Москве в 1564 г. вместе с царём избрали на его место ближайшего его сотрудника, свияжскаго архимандрита Германа, и 12 марта он был хиротонисан в сан архиепископа Казанского. На святительской кафедре св. Герман проявил необычайную ревность в устройстве монастырей как просветительских центров для обращения в христианство инородцев, в постройке храмов, в благоустройстве архиерейского дома и пр., но, к сожалению, слишком кратковременно было его служение на Казанской кафедре: через два года (в 1566 г.) Грозный приказал престарелому московскому митрополиту Афанасию удалиться на покой, и на его место, как достойнейший и по святой жизни, и по образованию, и по пастырской ревностной службе, собором святителей указан был св. Герман. Выбор Грозного (в 1566 г.) пал на него же. Несмотря на все отказы, Герман “принуждён” был согласиться и уже наречён был в московского митрополита. Дня через два царь посетил св. Германа в его покоях, и святитель поспешил воспользоваться этим случаем для откровенной беседы с царём. Грозный рассказал о речах святителя своим недостойным любимцам. Те испугались, как бы св. Герман не убедил царя удалить от себя опричников, и со слезами пали к ногам Грозного, умоляя не возводить Германа в митрополичье достоинство. Наветами и клеветами на св. Германа им удалось до того раздражить царя против святителя, что он послал немедленно изгнать Германа из митрополичьих палат и объявить ему: “Ты ещё и на митрополию не возведён, а уже неволею меня связуешь”.

Курбский писал, что будто бы уже через два дня по изгнании из митрополичьего дома св. Герман был найден на своём дворе мёртвым (“не то от задушения, не то от отравы”). Но это известие оказывается неверным, так как святитель прожил в Москве более года в скорбях и оскорблениях от опричников; он участвовал в торжестве посвящения в митрополиты св. Филиппа, 25 июля; от 1567 сохранилась запись св. Германа в писцовой книге г. Казани. Святитель Герман скончался, говорят, от моровой язвы в Москве 6 ноября 1567 г., во время самого разгара неистовств, которые производили опричники от имени царя, удалившегося в Александровскую слободу, убивая без разбора всех, кто им не нравился. Митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген в составленном им житии св. Германа даёт такие сведения: “преставися сей преподобный архиепископ Герман в царствующем граде Москве, в лето 7076, ноября в шестой день; пас церковь Божию три лета и месяц восемь; бе же тогда мор силен; повеле же себе положити в чину святительском, якоже поведают ученицы его, обаче тогда не сподобися святительски погребен быти, не сущу бо тогда митрополиту, ни иному кому обрестися от святитель во граде Москве, грех ради наших, но тако просто погребен бысть архимандритами паствы своея Свияжским Иродионом и Казанским Иеремиею, в чину святительском, якоже повеле, у церкви св. Николая, иже зовется Мокрый”. Но мор послужил только удобным средством для благовидного объяснения загадочной кончины глубоко уважаемого народом святителя. Глава св. Германа оказалась отрубленной, из чего видно, что святитель сделался жертвой опричников. По ходатайству митрополита Гермогена с разрешения царя Феодора Ивановича и благословения патриарха Иова мощи его были в 1591 г. перенесены из Москвы в Свияжский монастырь.

Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Казань. 1907 (орфография и пунктуация оригинала несколько адаптированы к современному русскому языку)

Будущий казанский cвятитель по происхождению был знатным человеком. Род Полевых происходил из Рюриковичей, смоленских князей. Герман - потомок Рюрика в 24-м или 25-м колене. Его предком был Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха и правнук Ярослава Мудрого, последний киевский князь (1125-1137), при котором Киевская Русь как государство еще существовала. Московские князья и цари происходили от младшего брата Мстислава, Юрия Долгорукого.

Ростислав Мстиславич, предок Полевых, четвертый сын своего отца, получил в удел Смоленск. Род смоленских князей был весьма многочисленным, и уделы его представителей становились все мельче. В XIV веке они вместе со всей Смоленской землей оказались подданными великого князя Московского, многие из них выехали в Московское княжество.

Княжеский титул утратил прадед cвятителя Германа, Дмитрий Александрович Полев, поступивший на службу к волоцкому князю Борису Васильевичу, брату великого князя Ивана III. В то время это было обычным делом. Мелкие князья поступали на службу к другим князьям, и вплоть до конца XV века это означало для них утрату княжеского титула, так как в Удельной Руси считалось, что князь должен иметь удел или, во всяком случае, претендовать на него. Среди российского дворянства довольно много Рюриковичей без княжеских титулов - Еропкины, Заволжские, Рожественские и т. д.

Полевы имели вотчины в Волоцком и Рузском уездах еще до основания Иосифо-Волоколамского монастыря и вместе со своим патроном князем Борисом Васильевичем Волоцким оказались среди тех, кто принимал участие в его создании. Почти все жертвовали монастырю часть своих земель «на помин души» и имели свой участок на монастырском кладбище.

Отец cвятителя Германа Федор (Садырь) упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифо-Волоколамскому монастырю. В 1530/31 г. он пожертвовал Волоколамскому монастырю свою деревню Редькино и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Он занимал в монастыре должности келаря (1544/45-1546/47), казначея (1547/48 и 1552/53). В 1553/54-1554/55 гг. был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок . В 1553 году он возглавил суд над Матвеем Башкиным.

А его сын Григорий постригся в Иосифо-Волоколамском монастыре еще в ранней юности, намного раньше отца. По словам князя А.М. Курбского, «…был тои Герман светла рода человек, еже Полевы нарицаются, та шляхта по отчине и бе он яко телом великой муж, так и разума многого, и муж честного и воистину святого жительства, и Священных Писаний последователь, и ревнитель по Бозе в трудех духовных многих. И к тому же Максима Философа мало нечто отчасти учения причастен был, а и от иосифлянских мнихов произыде, но отнюдь обычая лукавого и обыкновенного их лицемерия не причастен был, но человек истинный … был в разуме и велик помощник был в … бедах объятым, также и ко убогим милостлив зело» .

Упоминание «Максима Философа» указывает на то, что cвятитель Герман, вероятно, находился в монастыре уже до 1530 года, когда там содержался Максим Грек. Герман занимался, в частности, перепиской книг. В описи 1545 года упоминаются две книги его письма .

В начале 1551 года cвятитель Герман стал игуменом Успенского монастыря в городе Старице. В 1553 году он присутствовал на суде над еретиком Матвеем Башкиным, которым руководил его отец, и сопровождал осужденного Башкина в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и остался. В монастырских документах его называли «бывший старицкий игумен Герман». В 1554 году он упоминается как казначей монастыря.

В 1555 году cвятитель Герман был назначен архимандритом еще не открытого Свияжского Успенского монастыря (об обстоятельствах создания Казанской епархии см. в статье о святителе Гурии). Он прибыл в Казань вместе с cвятителями Гурием и и сразу отправился в Свияжск. Уже через год после своего основания монастырь занимался сельским хозяйством и даже судился из-за спорной земли со Свияжским собором .

Как уже говорилось в статье о cвятителе Гурии, в 1557 году в Казанском крае производилась массовая раздача земель, запустевших во время Казанской войны 1552-1557 гг. , возглавляемый Германом, приобрел значительное количество земель как в Свияжском уезде, так и в Казанском. Уже через 10 лет эти земли были густо населены.

Главный монастырь Казанской епархии - Спасо-Преображенский в Казанском Кремле - стал обладателем не меньших по площадям, но, очевидно, менее перспективных владений, и только в Казанском уезде. С этого времени и на протяжении 200 лет именно Свияжский, а не Казанский Спасо-Преображенский монастырь был самым богатым в епархии. Видимо, архимандрит Варсонофий, возглавлявший Спасо-Преображенский монастырь, будучи выдающимся подвижником и молитвенником, в отличие от cвятителя Германа, не имел иосифлянской хозяйственной «закваски».

До секуляризации 1764 года Свияжский монастырь был крупнейшим землевладельцем Казанского края, уступавшим только Казанскому архиерейскому дому. В монастырских вотчинах возникло свыше 60 сел и деревень, в том числе Нижние Вязовые, Исаково, Большое Ходяшево (Зеленодольский район), Соболевское, Тихий Плес (Верхнеуслонский район), Мамадыш (ныне город) и другие. К моменту конфискации церковных земель Свияжскому монастырю принадлежали 8 тысяч ревизских душ, то есть около 16 тысяч человек, что более чем вдвое превышало владения Спасо-Преображенского монастыря.

В основанной cвятителем Германом обители уже в первые годы развернулось строительство. Те же псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй «с товарищи», которые строили кафедральный Благовещенский собор в Казани и стены Кремля, в Свияжске возвели Успенский собор , сохранившиеся до наших дней. Оба храма были очень похожи, но, в отличие от Благовещенского собора, Успенский почти не перестраивался и выглядит почти так же, как при cвятителе Германе. Внутри собора сохранились росписи XVI века, выполненные еще при святителе Германе или вскоре после его кончины.

Но архимандрит Герман занимался не только хозяйственными делами. Свияжский монастырьстал крупным миссионерским центром, в нем приняли крещение тысячи местных жителей. Архиепископ Гурий официально поручил архимандриту Герману управление и суд над всеми приходами в Свияжском уезде, таким образом миссионерская деятельность архимандрита Германа распространялась на обширную территорию Правобережья Волги.

В отличие от миссионерской практики последующих столетий, при cвятителе Германе крещение не рассматривалось как формальный акт. Перед его принятием будущие православные подолгу жили в монастыре на полном обеспечении, участвовали в службах и проходили катехизацию. Монастырская библиотека к 1568 году имела 152 книги, в том числе восемь пергаменных.

В Казани архимандрит Герман выстроил подворье Свияжского монастыря, оно упоминается в Писцовой книге 1565 года, к концу XVI века это подворье стало самостоятельным .

Заслуги cвятителя Германа в христианском просвещении Казанского края достаточно велики и не нуждаются в преувеличении и приукрашивании. В последние годы в казанской печати были опубликованы и многократно пересказаны утверждения, согласно которым Иван Федоров не в Москве, а именно в Свияжском монастыре под руководством cвятителя Германа напечатал свою первую книгу «Апостол», что в Свияжске cвятителем Германом был составлен знаменитый Лицевой свод для наглядного обучения детей. Эти утверждения не соответствуют действительности.

12 марта 1564 года cвятитель Герман, как сообщается в летописи и Житии, был «соборно избран» архиепископом Казанским и Свияжским. Это произошло на соборе, состоявшемся после смерти митрополита Макария , избравшем 24 февраля нового митрополита Афанасия. Святитель Герман участвовал в соборе как архимандрит Свияжского монастыря. Вскоре после рукоположения (его дата точно не известна) cвятитель Герман отбыл в Казань. Пребывание святителя на Казанской кафедре было недолгим и пришлось на тяжелое время. В декабре 1564 года Иван IV уехал в Александрову слободу, а еще через два месяца началась «опричнина», запомнившаяся, в первую очередь, массовыми репрессиями, в том числе против деятелей Церкви.

Официальное Житие cвятителя Германа сообщает, что в июле 1566 года он выехал в Москву на собор для избрания нового митрополита, где и жил почти полтора года на подворье Казанского архиерейского дома и умер от «морового поветрия».

Князь Андрей Михайлович Курбский в «Сказании о великом князе Московском» излагает совсем другую историю. Царь предложил cвятителю Герману стать митрополитом: «умолен был от князя великого... да будет архиепископом Руские митрополии: он же аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него, яко и соборне, принужден к сему». Два дня cвятитель Герман уже «нареченным митрополитом» жил в митрополичьих покоях в Кремле и в это время имел беседу с царем, в которой убеждал его вернуться к праведной жизни. На cвятителя Германа «вознегодоваху» опричники во главе с Басмановым, которые убедили царя, что в лице cвятителя Германа он увидит «нового Сильвестра».

В результате назначение cвятителя Германа было отменено, а через два дня его нашли «во дворе своем мертв... овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его (царя), овы же ядом смертоносным уморенна» .

Версия о насильственной смерти cвятителя Германа подтверждается актом осмотра его мощей в Свияжске в 1888 году (тогда на главу святителя налагали новую митру). Оказалось, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами - одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее» .

Храм Николы Мокрого в Зарядье

Но согласно официальной версии, смерть cвятителя Германа была естественной, поэтому он был похоронен в ближайшей к подворью казанских архиереев церкви Николы Мокрого в Зарядье (этот храм был снесен при строительстве гостиницы «Россия»). Отпевали его преемник cвятителя Германа в Свияжском монастыре архимандрит Иродион и вновь назначенный cвятителем Германом архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Иеремия. В 1591 году при перестройке церкви Николы Мокрого мощи были обретены, от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митрополита Гермогена царь Феодор Иоаннович и Патриарх Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский Успенский монастырь. Торжественная встреча святыни в Свияжске митрополитом, братией и горожанами состоялась 25 сентября 1592 года. Мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны.

Священномученик Гермоген , составивший Житие святителей Гурия и Варсонофия, почему-то не сделал этого относительно святителя Германа. Вероятно, дело было в том, что писать правду о смерти святителя Германа Гермоген не мог, а излагать в Житии явно ложную версию не хотел. Вплоть до середины XVII века святитель Герман почитался, в основном, жителями Свияжска. Житие святителя Германа было составлено в середине XVII века, при . Оно малоинформативно, содержит, в основном, сведения, почерпнутые из Жития святителей Гурия и Варсонофия, и особенно прославляет cвятителя Германа за основание Свияжского монастыря. Служба святителю Герману была составлена, вероятно, самим митрополитом Лаврентием. В службе (5-я песнь канона) содержатся свидетельства митрополита Лаврентия об исцелении по молитвам к святителю Герману.

Мощи святителя Германа в Свияжском монастыре много раз перекладывались в новые раки. 23 июля 1714 года по указу митрополита Тихона мощи были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 года, второе перенесение мощей тоже стало праздноваться.

В 1888 году, когда была установлена насильственная смерть святителя, настоятель Свияжского монастыря архимандрит Вениамин внес изменения в службу и написал акафист, в котором святитель назывался страстотерпцем. Но в 1889 году постановлением Синода эти тексты были запрещены к публикации и службам. Главной причиной запрещения было упоминание в акафисте о насильственной смерти cвятителя Германа.

Под колокольней Свияжского Успенского монастыря вплоть до его закрытия сохранялась келья, где cвятитель Герман проводил время в молитвах, около трех квадратных аршин с печкой и окном, менее аршина в высоту, с иконой Богоматери в переднем углу и фонарем из слюды. В Успенском соборе хранились иглы, нитки, наперсток, которыми он пользовался в келейных занятиях.

В 1923 году, во время очередной атаки советской власти на Церковь, состоялось официальное вскрытие мощей святителя Германа. По местному преданию, в момент вскрытия по Волге прошел смерч, присутствовавшие при вскрытии разбежались. Мощи сохранялись в Свияжском Успенском монастыре и бесследно исчезли после его закрытия в 1925 году.

В 1918 году был закрыт Свияжский Успенский монастырь, в котором мирно почивали мощи cвятителя Германа. После разорения монастыря дальнейшая судьба святых мощей была довольно таинственна. Мощи исчезли, и о месте их нахождения никто ничего не знал. Существовало предание, что святые мощи были сокрыты под престолом кладбищенского храма Ярославских Чудотворцев города Казани, но это тщательно скрывалось. После падения богоборческой советской власти, в 2000 году, на 2-й седмице Великого поста, во время уборки престола под ним был обнаружен ковчежец из красного дерева. Об этом сразу было донесено архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию, управляющему Казанской епархией. По его прибытии во время богослужения ларец был открыт и после долгого забвения были вновь обретены многоцелебные мощи cвятителя Германа.

Часть мощей была перенесена во вновь открытый Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и положена в раку, которая сейчас располагается в левой стороне храма.

Остальная часть мощей была торжественно перенесена в 2000 году в Свияжский Успенский мужской монастырь, который был вновь открыт после долгих лет запустения в 1999 году. Там святые мощи покоятся и ныне.

В Казани центром почитания святителя Германа был основанный им Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1849 году сюда была перенесена из Свияжска частица его мощей. Монастырь тоже был закрыт в 1929 году, но эта частица мощей уцелела в храме Ярославских Чудотворцев. Сейчас частицы мощей имеются в обеих восстановленных обителях - Казанском Иоанно-Предтеченском и Свияжском Успенском монастырях.

Акты феодального землевладения и хозяйства. - М., 1960.Т. 2. - С. 95, 110-114.

Теги: Святитель Герман Казанский архипастыри Казанские история Казанской епархии

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

19 ноября Церковью отмечается день памяти святителя Германа, Казанского архиепископа . Среди всех боярских родов в Московском государстве в XV и ХVI веках благочестивой жизнью и ревностью по службе отличался род Полевых, которые были потомками Смоленских князей. Несколько лиц из этого знатного рода приняли иночество и отличались своей благочестивой жизнью и христианскими добродетелями.

В начале ХVII века в городе Старице у боярина Феодора Афанасьевича Полева родился сын, которого нарекли во святом крещении Григорием, в честь преподобного Григория Декаполита (христианского подвижника, аскета и апологета иконопочитания VIII-IX веков, чудотворца. Родом был из города Иринополь).

Благочестие родителей Григория Полева, их строгая жизнь по заповедям Божиим очень сильно влияли на сына. Еще с младых ногтей он привык соблюдать строго пост, подолгу молиться. Родители же будущего архиепископа старались воспитывать его в страхе Божием.

Среди своих сверстников Григорий отличался кротостью, скромностью и даровитостью. Он не увлекался детскими играми, бесполезными занятиями, но предпочитал «услаждать свою душу полезными размышлениями и беседами». Отрок с великой ревностью стал заниматься чтением богодухновенных книг. Особенно часто он любил читать псалмы Давыдовы, которые укрепляли и воодушевляли его. С юных лет он неуклонно посещал Богослужения. Предпочитал уединение, и здесь среди тишины горячо молился Богу и размышлял о назначении человека и о промысле Божием.

Видя такое воздержание своего сына, родители просили его, опасаясь за его здоровье, умерить свои подвиги. Но он еще более и более усугублял свои труды. Он уже давно стремился к уединенно. Григорий решил всецело посвятить себя служению Богу и принять иноческий постриг. Испросив благословения у своих родителей, он вступил в Волоколамский монастырь, основанный в 1479 году Иосифом Волоцким и славившийся строгостью своей жизни.

В той же обители уже были пострижены в иноки двоюродные братья отца Григория. Волоколамский, по-другому Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, в XVI веке стал центром иосифлян, играл видную роль в политической и церковной жизни и был оплотом борьбы с нестяжателями и еретиками.

Начало подвижнической жизни Германа

В то же время в Волоколамской обители подвизались будущий первосвятитель Казанский Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин, ок. 1500-1563 гг.) и преподобный Максим Грек (в миру Михаил Триволис, 1470-1556 гг.), который отличался своим просвещением и был невинно заточен, по проискам врагов, в Волоколамский монастырь. Около двадцати пяти лет от роду Григорий вступил в эту обитель, куда потом пришел и его отец под именем Филофей.

Вскоре Григорий был пострижен в иноки, с именем Герман. «Восприняв иночество, он стал с еще большей ревностью подвизаться в делах благочестия. Особенно трудился он над изучением Священного Писания, часто беседовал с просвещенным Максимом Греком и извлекал пользу из сих бесед. Подавая всем пример своей подвижнической жизнью, он отличался необыкновенным смирением и охотно служил братии монастыря, исполняя все послушания, которые возлагались на него.

Особенно он любил заниматься переписыванием богослужебных книг. Рукой святителя Германа, последнего в иноках, как он сам называл себя, были переписаны Евангелие, Богородичники, которые сохранились и до наших дней.

Подвижническая жизнь Германа принесла ему уважение среди иноков Волоколамской обители. Они дивились трудам подвижника, учились его смирению и благодарили Господа. Вскоре молва о благочестивой жизни инока Германа достигла и его родины — города Старицы. Иноки Старицкого Успенского монастыря прослышали о подвигах Германа и стали настоятельно просить его принять начальство в их обители.

Смиренный Герман долго отказывался, но, наконец, уступил просьбам братии Старицкого Свято-Успенского монастыря и отправился к Тверскому архиепископу Акакию (14 марта 1482-14 января 1567 гг.), который с любовью принял святого, возвел его в сан архимандрита и благословил на новое служение. Братия Старицкого монастыря с любовью встретила своего нового настоятеля, которого уже давно хотела видеть в своей обители.

Монастырь был основан в первой половине XVI века, при князе Андрее Ивановиче Старицком, хотя местное предание говорит, что на небольшом удалении от волжского берега монашеская жизнь велась ещё в XII-XIII веках. С 1559 года монастырем правил архимандрит Иов, уроженец Старицы, будущий первый патриарх Московский и всея Руси.

«Вступив в управление монастырем, святитель Герман с пастырской ревностью стал заботиться о его благоустройстве: он воздвигал постройки, благолепно украшал храмы. Но еще более заботился он о благолепии внутреннем: он всем подавал пример благочестивой жизни, служил для иноков образцом смирения и кротости, всех назидал, увещевал строго соблюдать иноческие обязанности, ввёл в своей обители устав Волоколамского монастыря — словом, был истинным пастырем, добрым отцом и примером, достойным подражания». Иноки старались следовать примеру архимандрита Германа и преуспевали в подвигах под руководством столь опытного в духовной жизни пастыря.

Проповедник слова Божия

Но вскоре Герману пришлось покинуть обитель, он стремился постоянно к уединению, и через два года оставил Старицкий Свято-Успенский монастырь, чтобы снова в уединенной келье Волоколамского монастыря подвизаться в молитве и посте. Он передал начальство в Старицком монастыре, постриженному им, будущему патриарху Московскому и вся Руси Иову.

Прибыв в Волоколамский монастырь, архиепископ Герман стал там жить, как простой инок. Но недолго ему было суждено проводить жизнь в уединении и тишине. В Москве тогда появился новый еретик Матвей Семёнович Башкин, который был представитель реформационного движения, происходил из боярского рода. Башкин отрицал веру в святую Троицу, не признавал Святых Таинств. В 1553 г. на него был созван собор в Москве.

На соборные заседания был вызван и архиепископ Герман. Собор осудил ересь Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамский монастырь к святителю Герману. «Так была известна всем подвижническая и святая жизнь сего ревнителя Христовой веры». Но подвижника ожидало другое, более трудное поприще. В 1552 году царем и великим князем Иоанном Васильевичем Грозным была покорена Казань, главный оплот и твердыня татарского Казанского царства.

Царь Московский позаботился о том, как бы распространить свет истинной веры Христовой в покоренной стране между магометанами и язычниками — инославными. В Казани была учреждена архиепископская кафедра, на которую впервые был возведен Гурий, который был прежде игуменом в Волоколамском монастыре. Ему было поручено устроить обитель в городе Свияжске, городе-крепости, форпосте Московского царства. Настоятелем для обители, по рекомендации Гурия, был назначен Герман, прибывший вместе с Гурием в 1555 г. в город Свияжск (ныне остров — село в Зеленодольском районе Татарстана, при впадении реки Свияги в Волгу).

Получив богатое пособие от царя и святителей, Герман ревностно начал строить обитель. Много трудов и усилий пришлось ему положить при построении обители. Недостаток необходимых материалов, дороговизна работы, враждебное отношение иноверцев — все это значительно затрудняло и замедляло постройку монастыря. Но при помощи Божией через полтора года работы были закончены. Игумен Герман построил Никольскую церковь, существующую доныне, и при ней высокую колокольню, затем воздвиг великолепный, сохранившийся до сего дня, храм в честь честного и славного Успения Божией Матери.

Особенно ревностно заботился Герман о распространении истинной веры Христовой между иноверцами. Строгая и подвижническая жизнь святого пастыря привлекала к нему многих. Одни приходили за советом, другие за благословением. Святитель всех принимал с любовью, не делая различия между православными и неверующими, всем равно помогал, ко всем относился с любовью. Такое обхождение святого мужа так сильно действовало на язычников, что те стали принимать истинную веру Христову. Настоятель обители щедро помогал всем, кто обращался к нему с просьбой о помощи. Но щедрый и милостивый к другим, он был строг и требователен к себе.

Интересно, что управляя немалыми средствами, Герман был крайне скромен в личном плане, и даже сам чинил свою старенькую иноческую одежду. Заботясь о спасении своей души, он не менее заботился и об иноках Свияжской обители. Из них святитель Герман избирал достойных проповедовать слово Божие среди неверующих. Также он собрал большое количество рукописных книг, богослужебных и других, необходимых для великого дела проповеди.

Свияжский Богородице-Успенский монастырь был средоточием Христовой веры в том крае. Благодаря трудам святителя, Свияжская обитель исполнила свое высокое назначение и долго еще оставалась просветительским центром на северо-востоке России. Святитель Гурий ценил заслуги и труды такого ревностного сподвижника, каким был Герман. Они часто переписывались о различных предметах, касающихся церковного просвещения и даже более того. Казанский архиепископ поручил суду и управлению самого Германа не только Свияжский монастырь, но и все церкви Свияжской области. Все его труды были известны и царю. Так более восьми лет подвизался святой Герман.

Архиепископ Казанский и Свияжский

5 декабря 1563 года после многих трудов и подвигов предал Господу свою душу первосвятитель Казанский Гурий. Царь Иоанн Васильевич Грозный и митрополит Московский Афанасий вызвали в Москву Германа, желая возвести его на архипастырский престол в Казани. «Они уже прежде слышали много о ревности сего святого мужа и видели в нем единственного достойного преемника святителю Гурию».

Архиепископ Герман, вызванный соборной грамотой в Москву, сначала отказывался, но потом должен был уступить требованиям царя и Освященного Собора. 12 марта 1564 г. он был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжскаго. «Правя своей паствою, он неуклонно шествовал по следам своего великого учителя и наставника святителя Гурия». Особенно ревностно он заботился о распространении Христовой веры. Для этого он ввел общежитие в Зилантовском монастыре (Зилантов Свято-Успенский монастырь, расположенный в городе Казань на Зилантовой горе), чтобы увеличить число иноков в сей обители и расширить школу для детей инородцев.

Интересно, что отзыв о Германе оставил один из его современников, знаменитый в русской истории князь Курбский Андрей Михайлович (1528-1583 гг.), впоследствии иммигрировавший на Запад: «Герман был человек знатного рода, не столько высок телом, сколько разумом, муж честного и святого жительства, исследователь Священных Писаний и ревнитель по Боге в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но был человек простой, истинный, непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим».

Опальный пастырь

При содействии святителя в Казани был построен тогда Иоанно-Предтеченский монастырь, существующий и в наши дни. Строительство этого монастыря — видимой знак ревностного старания святителя о благолепии храмов Божиих. В таких трудах святитель управлял Казанской паствою около двух лет.

В 1566 г. митрополит Московский Афанасий из-за ухудшающегося здоровья отказался от управления Церковью. Строгая подвижническая жизнь архиепископа Германа хорошо была известна царю Ивану Грозному, и он пожелал, чтобы Герман занял архипастырский престол. По распоряжению царя святитель Казанский был вызван в Москву. Однако в то время Иван IV окружил себя недостойными опричниками, которые злоупотребляли доверием царя и чинили несправедливости и притеснения.

Вызванный по воле царя в Москву Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Но царь не терпел возражений, и Герман должен был поселиться в митрополичьих покоях еще до посвящения в сан митрополита. И тут проявилась его подлинная архипастырская воля, которую так трудно встретить в современных «князьях церкви». Видя, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, он стал со скорбью замечать, как сильно изменился характер царя. Верный своему пастырскому долгу, он стал вразумлять государя царя, просить остановить злодеяния и призывал к покаянию.

Святитель заступался за митрополита Филиппа (Колычева), который тоже ревностно обличал царя и опричников. Опричники, узнав об этом, стали говорить царю, что обличения Германа бессмысленны и не стоит великому правителю внимать им. Более всех против святителя выступал царский любимец Алексей Басманов со своим сыном. Все опричники просили царя, чтобы он не возводил Германа на митрополичью кафедру. Иван Грозный послушался своих любимцев. Он повелел передать Герману: «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу».

Около двух лет святитель пробыл в Москве под опалой. Его не отпускали в Казань, хоть он и считался архиепископом Казанским. В это время его держали под надзором приставов, в заключении. Но нелицемерный обличитель неправды и в неволе был опасен для коварных опричников. Святитель Герман умер в Москве 6 ноября 1567 года во время моровой язвы, но существует мнение, что он каким-то образом убит по царскому приказу.

Согласно житию святителя Филиппа, Герман был убит в своей келье опричником, который отсёк топором ему голову. Вскрытие мощей святителя в 1922 году частично подтвердило эту версию. В описании мощей указывается: «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее». Погребен святитель Герман был при церкви святителя Николы Свияжского монастыря.

Прославление архиепископа Германа

Но Господу было угодно прославить Своего угодника чудесами и различными знамениями. При перестройке Никольской церкви были обретены мощи святителя.

В 1592 году жители Свияжска, услышав о чудесах от мощей святителя Германа, обратились к царю Феодору Иоанновичу и к всероссийскому патриарху Иову с просьбой о том, чтобы им было позволено перенести мощи святителя из Москвы в Свияжский монастырь, основанный самим святителем. Просьба эта была исполнена: 25 сентября 1592 года мощи святителя были торжественно встречены жителями Свияжска. Много чудесных исцелений и знамений произошло при этом событии.

Лишь только мощи святителя Германа были внесены в Успенский храм Свияжской обители, великое благоухание распространилось по всему монастырю. В этот момент прозрели два слепца и совершилось много других чудес. Спустя более ста лет, в 1696 году, мощи святого были вновь свидетельствованы, и с того времени началось всеобщее празднование памяти святителя по всей России.

23 июля 1704 года мощи святителя были перенесены из алтаря Успенского храма в самую церковь. В 1842 году для мощей святителя Германа была изготовлена новая сребро-позлащенная рака, а в 1888 году на главу святителя возложили новую митру, при этом в протоколе была отмечена нетленность мощей и разрез на шее, давший возможность говорить о мученической кончине святителя Германа. В советский период рака с мощами святителя Германа была вскрыта, а после закрытия монастыря в 1925 году мощи исчезли.

В 2000 году была обретена частица мощей святителя Германа, которая в ковчежце была сокрыта под престолом храма Ярославских Чудотворцев, куда она, видимо, была перенесена в 1929 году из Иоанно-Предтеченского монастыря.

Герман, архиепископ Казанский

Святой, архиепископ Казанский, родился в г. Старице, Тверской губ., в начале XVI ст., в первые годы правления вел. кн. Василия Ивановича. Святитель Герман, в миру Григорий Федоров сын Садырев Полев, вопреки мнению арх. Филарета, не был сыном, показанного бездетным в родословных, Федора Афанасьевича Полева, из рода Полевых, происходивших от Смоленских князей, но, как устанавливается вкладною книгою Иосифова Волоколамского монастыря и рядом грамот из собрания Коллегии Экономии, был сын русского и волоколамского вотчинника Федора Садыря Ивановича Гаврилова-Полева, во иноцех (с 1531 г.) Филофея, старца и казначея Иосифова Волоколамского монастыря (умер после 1556 г.), связь коего с вышеупомянутым родом Полевых документально доказана быть не может. Однако на основании той же вкладной книги и грамот Коллегии Экономии можно отожествить отца святителя Германа с волоколамским вотчинником Федором Ивановичем Гавриловым-Марининым, древнейшее же известие о роде Марининых, относящееся к 1401 г. и сообщающее о походе московской рати на Торжок под начальством воевод Александра Поле, родоначальника Полевых, Ивана Толбузина и Ивана Маринина или Марина, из коих первые два не только соседи по вотчинам в Рузе и на Волоке Ламском, где владели вотчинами и Маринины, но и родичи по происхождению от родных братьев - князей Федора и Константина Юрьевичей Фоминских, дает некоторые основания предполагать существование родства или свойства между всеми тремя участниками похода. От природы тихий и кроткий, Григорий не находил удовольствия в играх и забавах с однолетками и предпочитал общество своих родителей, которые служили ему живым примером истинно-благочестивой христианской жизни. Когда он достиг юношеского возраста, родители хотели приучить его к занятию хозяйством, но мир со своими заботами и суетой не привлекал его. Он проводил время в созерцательной молитве и изучении творений святых отцов церкви и так строго постился, что родители, опасаясь за его здоровье, умоляли его не изнурять себя. Стремление к уединению побудило Григория в конце 30-х годов XVI ст. удалиться, с благословения родителей, в Иосифову Волоколамскую обитель. В это время в числе братии находился Гурий (впоследствии Казанский первосвятитель), сделавшийся вскоре игуменом Волоколамского монастыря. Когда Григорий принял постриг с именем Германа, руководителем его в дальнейшем изучении писаний св. отцов церкви стал Максим Грек, живший в Иосифо-Волоколамском монастыре в ссылке за исправление книг. Герман усердно исполнял все возлагаемые на него послушания и особенно потрудился, согласно указанию игумена Гурия, над переписываньем книг священного писания, книг богослужебных и творений св. отцов.

Герман заслужил всеобщее уважение братии Волоколамского монастыря своим подвижничеством и познаниями в священном писании. С течением времени слава о нем достигла до его родного города Старицы, и в 1551 г. в Волоколамск прибыли уполномоченные от братии Старицкого Успенского монастыря, желая иметь Германа настоятелем. Долго отказывался Герман, но в конце концов должен был уступить их просьбам и отправиться в Тверь к архиепископу Акакию для посвящения. Возведенный им в сан архимандрита, Герман вступил в управление Успенским монастырем в Старице и ввел там строгий устав Волоколамской обители, подавая братии пример ревностного исполнения иноческих обетов. Через два с половиной года Герман поставил вместо себя настоятелем Иова (бывшего впоследствии патриархом Московским и всея Руси) и возвратился в Волоколамскую обитель, где в то время в числе братии был его отец - инок Филофей и прежний его руководитель, игумен Гурий, по слабости здоровья отказавшийся от управления обителью. В 1554 г. Герман был вызван в Москву на собор для увещания еретика Матвея Башкина, которого собор и предал ему для наставления и вразумления.

В 1555 г. в Казань на только что открытую епископскую кафедру был назначен Гурий, а Герману, согласно его указанию, поручено основать обитель в городе Свияжске. Несмотря на трудность найти рабочих, через полтора года была построена Никольская церковь и при ней братская трапеза, затем колокольня, а через пять лет существующий и поныне величественный храм во имя Успения Божией Матери. По мысли святителя Гурия и царя Иоанна Грозного, Свияжский монастырь должен был служить делу распространения христианства, как между магометанами, так и среди черемисов и чувашей, живших на правом берегу Волги. Слух о святой жизни Германа стал привлекать в Свияжскую обитель не только христиан. Видя, что он относится ко всем одинаково внимательно, магометане и язычники тоже шли к нему, кто за советом, кто за милостыней, а затем, мало-помалу, научились истинам христианской веры и принимали крещение. Святитель Гурий оказывал Герману особое доверие; он освободил Свияжский монастырь от своего суда и поручил суду Германа все духовенство Свияжского уезда.

После кончины святителя Гурия (с 4-го на 5-е декабря 1564 г. по сентябрьскому летосчислению) Герман был. вызван в Москву, так как Иоанн Грозный и митрополит Афанасий находили его желательным преемником скончавшегося Казанского первосвятителя. Герман считал себя недостойным епископского сана и усиленно отклонял от себя эту честь, но все-таки должен был подчиниться решению царя и митрополита. 12 марта 1564 г. Герман был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжского и возвратившись в Казань, вступил в управление Казанской епархией.

Для обучения инородцев, только что принявших христианство, были устроены при Казанских монастырях школы. Святитель Герман учредил в Зилантовом монастыре общежитие, вследствие чего увеличилось число как иноков, так и учеников-инородцев в монастырской школе. Он построил на собственные средства Ивановский монастырь в Казани, церковь которого существовала до половины 80-х годов XIX ст., а затем была сломана; вместо нее воздвигнут новый храм, большего размера, но с нарушением прежнего стиля.

В мае 1566 г. Московский митрополит Афанасий отпросился, по болезни, на покой, и царь Иоанн Васильевич пожелал видеть его преемником святителя Германа, который и был вызван в Москву. Царь приказал Герману поселиться в митрополичьем доме, несмотря на то, что он просил избавить его от занятия митрополичьей кафедры. Пробыв два дня во дворе митрополичьем, Герман увидал царя, опять умолял избавить его от высокого сана и напомнил при этом "тихими и кроткими словесы его наказующе; воспоминающе ему оный страшный суд Божий и истязание не лицеприятное каждого человека о делех, так Царей, яко и простых". Узнав об этой беседе от самого царя, опричники постарались восстановить его против человека, который, по их мнению, мог получить власть еще большую, чем та, какою в былые годы пользовались Сильвестр и Адашев. Иоанн приказал немедленно изгнать святителя из митрополичьего дома со словами: "Еще и на митрополию не возведен еси, а уже мя неволею обвязуешь". После этого святитель прожил в Москве около двух лет, находясь под опалою, но продолжая считаться архиепископом Казанским. В митрополиты Московские был поставлен Филипп. Разгневанный впоследствии обличениями Филиппа, царь лишил его сана митрополита, но чтобы снять с себя ответственность, созвал архиереев для суда над ним. Один только святитель Герман решился высказаться в его защиту. Заступничество это не принесло пользы Филиппу, так как он был осужден и сослан, а сам Герман поплатился жизнью: два дня спустя после суда, 6 ноября 1568 г., он был найден в своей келье мертвым. Опасаясь царского гнева, никто из бывших тогда в Москве архиереев не осмелился принять участие в его погребении. Похоронил его в церкви св. Николая находившийся при нем архимандрит Свияжского монастыря Иродион. В народе распространили слух, что Герман скончался от свирепствовавшей тогда в Москве моровой язвы, но в действительности он погиб от руки кого-нибудь из опричников, который двумя ударами отрубил ему голову.

В 1592 г., когда мощи его были открыты нетленными и стали совершаться многие знамения и чудеса, - жители г. Свияжска и иноки Свияжского Успенского монастыря обратились к царю Феодору Иоанновичу и патриарху Иову с просьбой о разрешении перенести мощи в Свияжский монастырь. Последовало согласие. 25 сентября 1592 г. мощи святителя Германа были торжественно встречены в Свияжске Казанским архиепископом Гермогеном, впоследствии патриархом, при громадном стечении народа, и положены в Успенском соборе около стены с правой стороны при входе в алтарь. В 1704 г. мощи были перенесены из алтаря и поставлены на то место, где находятся и доселе.

В заключение приведем отзыв кн. Курбского о святителе Германе: "и бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистину святаго жительства, и священных писаний последователь, и ревнитель по Бозе, и в трудех духовных мног; к тому и Максима Философа (Максима Грека) мало нечто отчасти учения причастен был; аще же и от Осифлянских мнихов четы произыде, но отнюдь обычая лукавого и обыкновенного их лицемерия непричастен был: но человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастех и в бедах объятым, також и к убогим милостив зело".

Житие св. Германа и надгробное слово составлены, сто лет спустя после его кончины, по поручению казанского митрополита Лаврентия (1657-1673 гг.), монахом Свияжского Успенского монастыря Иоанном, который заявляет, что вследствие отсутствия современных записок о св. Германе "облако забвения покрывает память его". Как житие, так и надгробное слово, написанные, по выражению самого автора, "широкими словесами", скудны известиями.

"Сказания кн. Курбского". Изд. 3-е. Н. Г. Устрялова. СПб., 1868 г. - В. О. Ключевский, "Древнерусские жития святых как исторический источник", М. 1871 г. - Н. П. Барсуков, "Источники русской агиографии". СПб. 1882 г. - М. С. Рыбушкин, "История Казани", 1847 г. - Плюшар, "Энциклопедический Лексикон", т. 14. - З. Г. Елисеев, "Жизнеописания св. Гурия, Германа и Варсонофия, Каз. и Свияж. чудотворцев". Казань. 1847 г. - "Святитель Христов Герман. Изд. Высокопр. Арсения, архиеп. Каз. и Свияж." Казань, 1900 г. in 16° (Отд. от. из Известий по Каз. еп. за 1900 г.). - Доклад Н. В. Мятлева: "Архиепископ Герман Казанский и род Полевых", читанный в заседании Историко-Родословного Общества в Москве 19 ноября 1913 г. и представляющий одну из глав подготовляемого к печати его исследования о "Роде Полевых".

В. Корсакова.

{Половцов}

Герман, архиепископ казанский

Св., архиепископ казанский. † в 1568 г. Мощи покоятся в Свияжск, в Богородицком м-ре. Память празднуется 6 ноября, в день кончины, и 23 июля, в день перенесения мощей из Москвы, где он скончался, в Свияжск. Св. Г. происходил из княж. рода Полевых; в мире назывался Григорием; получил пострижение в Волоколамском м-ре; здесь он подвизался под руководством игумена Гурия (впоследствии apxиeп. казанского) и трудился над списыванием книг. Св. Гурий, устрояя новую казанскую паству, вызвал к себе в сотрудники св. Г., который и управлял основанным тогда Свияжским-Богородицким м-рем, имевшим весьма важное значение для распространения христианства между инородцами Казанского края. По смерти св. Гурия (1564) Г. собором святителей был избран его преемником и оказался достойным продолжателем его дела. В 1566 г. Г., по настоятельному требованию Иоанна Грозного, помимо своей воли был предназначен в митрополиты московские; но когда он потребовал отмены опричнины, царь изгнал его из Москвы с бесчестием.

Ср. "Жизнь св. Г.", Елисеева. Древнее житие, составленное спустя 100 лет после кончины святого со слов казанского митрополита Лаврентия, хранится в Благовещ. соборе в Казани.

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Герман, архиепископ Казанский" в других словарях:

    Св., архиепископ казанский. умер в 1568 г. Мощи покоятся в Свияжск, в Богородицком м ре. Память празднуется 6 ноября, в день кончины, и 23 июля, в день перенесения мощей из Москвы, где он скончался, в Свияжск. Св. Г. происходил из княж. рода… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



Рассказать друзьям