Шатров илья алексеевич биография. Биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Илья (Илий) Алексеевич Шатров (1 апреля 1879 (1885) - 2 мая 1952) - русский военный музыкант, капельмейстер и композитор, гвардии майор Советской Армии, автор вальса «На сопках Маньчжурии».

Биография

Илья Алексеевич Шатров родился в уездном городе Землянске (ныне - в Семилукском районе Воронежской области) в семье отставного унтер-офицера Литовского лейб-гвардии пехотного полка. С детских лет научился играть на балалайке и гармошке, выделялся необычайной музыкальной одаренностью.

После смерти отца в 1893 г. определён воспитанником во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, где научился играть на барабане и трубе. По ходатайству командира полка был направлен и, в порядке исключения, принят на учёбу в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 (1903) году.

После окончания института в 1903 году принял насчитывавшую около шестидесяти музыкантов музыкальную команду Мокшанского резервного батальона в Пензенской губернии (преобразован в 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в 1904 году). С началом русской-японской войны полк отправлен на Дальний Восток.

В феврале 1905 года 214-й резервный Мокшанский пехотный полк принял участие в сражении под Мукденом и Ляояном. В одном из боёв полк был окружен японцами и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Павел Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр - вперед!..» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперёд за знаменем полка. Воодушевлённые солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В ходе боя погиб командир полка, от 4000 состава полка осталось 700 человек, из состава оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров - офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен серебряных труб.

После окончания русско-японской войны Мокшанский полк ещё целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвящённый погибшим боевым товарищам. Поначалу публика достаточно прохладно встретила этот вальс, но уже через год граммофонные пластинки с его записями стали пользоваться большой популярностью. Впервые изданные в 1907 году, ноты вальса к 1911 году были переизданы уже 82 раза! После 1911 года название вальса сократилось, он стал называться «На сопках Маньчжурии».

Влюбившись в молодую девушку, Александру Шихобалову Шатров написал вальс «Дачные грёзы», который также стал пользоваться большим успехом. В 1910 году любимая скончалась, полк был расформирован, и в такой тяжёлой обстановке Шатров написал новое сочинение - «Осень настала» на слова Я. Пригожего.

В то же самое время огромная популярность вальса «На сопках Маньчжурии» показала Шатрову, что как автор мелодии он оказался обделённым в доходах. Кроме того, объявился какой-то человек, заявлявший, что не Шатров, а именно он является настоящим автором вальса. Он также пытался привлечь Шатрова к суду, но эта попытка провалилась.

В то время фирмы, выпускавшие граммофонные пластинки, выплачивали автору разовый гонорар, а потом выпускали сколько им было угодно тиражей с записью музыки. Только с принятием в 1911 году первого в России закона об авторских правах применительно к грамзаписи у авторов появилась возможность защитить свои интересы. И Шатров не замедлил этим воспользоваться. Судебные иски были поданы против ряда компаний. Результатом этой кампании стало то, что большинство фирм стали выпускать пластинки с наклеенными авторскими марками, а фирма «Сирена Рекорд» проиграла судебный процесс автору вальса «На сопках Маньчжурии» и вынуждена была выплачивать ему авторское вознаграждение в размере 15 копеек с каждой проданной пластинки.

Военный дирижёр и композитор Илья Алексеевич Шатров вошёл в историю не только как автор вальса «На сопках Маньчжурии», но и как первый в нашей стране, тогда ещё именовавшейся Российской Империей, … борец с аудиопиратами. Да-да, именно так! Вы наверно думали, что аудиопираты только сейчас появились? Аудиопиратство так же старо, как и популярная музыка, а написанный И.А. Шатровым вальс «На сопках Маньчжурии» в своё время бил в России все рекорды популярности.

Расскажем об этом интересном человеке и его деятельности более подробно.

Илья Шатров родился 1-го апреля 1879 года в небольшом городе Землянске, что в Воронежской губернии, в купеческой семье. Отец его в молодости служил унтер-офицером, а демобилизовавшись, занялся торговлей. Но, хотя коммерческая жилка у Ильи, как мы убедимся позднее, присутствовала, к музыке его тянуло значительно сильнее, чем к торговле, и он с раннего детства научился играть на многих музыкальных инструментах.

Когда Илье Шатрову было 14 лет, в 1893 году, умер его отец, и подростка отдали на воспитание во взвод трубачей Гродненского гусарского полка. В 1900 году он заочно окончил Варшавский музыкальный институт, и стал капельмейстером, то есть дирижёром военного оркестра.

С 1903 года И.А. Шатров служил капельмейстером в 214-м Мокшанском пехотном полку, участвовал в Русско-японской войне 1904-1905 годов , которая, как известно, происходила не в России и не в Японии, а в Северном Китае - в той самой Маньчжурии, на сопках которой погибла большая часть личного состава этого полка.

Вернувшись с войны, в память о погибших однополчанах, Илья Шатров в 1906-1907 годах написал вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», более известный под сокращённым названием - «На сопках Маньчжурии».

Написанный И.А. Шатровым вальс получил сумасшедшую популярность в стране, и как сейчас бы сказали, «занимал верхние строчки хит-парадов».

Этим и воспользовались ушлые бизнесмены, которые стали издавать записи вальса «На сопках Маньчжурии» гигантскими тиражами на граммофонных пластинках, не выплачивая при этом автору никакого гонорара.

А когда в 1910 году Илья Шатров заикнулся о том, что он как бы имеет право получать авторское вознаграждение за коммерческое использование своей интеллектуальной собственности, тогдашние аудиопираты сделали «финт ушами», и подговорили капельмейстера Казанского кавалерийского полка С.В. Григорьева объявить себя настоящим автором вальса «На сопках Маньчжурии», а Шатрова - всего лишь плагиатором.

С.В. Григорьев даже обратился с заявлением о привлечении И.А. Шатрова за нарушение авторских прав к уголовной ответственности! Однако суд во всём разобрался, и признал Илью Алексеевича Шатрова подлинным автором вальса «На сопках Маньчжурии».

Следующим шагом композитора Ильи Шатрова, после подтверждения своего авторства, стала попытка заставить с помощью судебного разбирательства «пиратскую» фирму «Сирена Рекорд» выплачивать ему авторское вознаграждение за продаваемые аудиозаписи (грампластинки) с его музыкой.

В 1911 году И.А. Шатров выиграл проходивший в Москве судебный процесс, и суд обязал фирму «Сирена Рекорд» выплачивать композитору по 15 копеек с каждой проданной пластинки.

Таким образом, первая в истории России битва с аудиопиратами закончилась полной победой правообладателя.

Однако после Октябрьской революции 1917 года большевики покончили с такими «буржуазными предрассудками», как авторское право, и не только не платили И.А. Шатрову гонорар за использование его музыкального произведения, но пошли ещё дальше, и на выпускавшихся в Советской России грампластинках с записью вальса «На сопках Маньчжурии» автора вообще не указывали, как будто музыка была создана не конкретным человеком, а «творческим гением советского народа».

Однако, несмотря на такое отношение новых властей к его детищу, Илья Шатров вступил в Красную Армию (это был единственный способ продолжать заниматься военной музыкой), и служил капельмейстером в различных частях вплоть до 1951 года, когда он вышел в отставку (в возрасте 72-х лет!!!), и поселился в городе Тамбове, но с армией он и после этого окончательно не порвал, и до самой смерти работал заведующим музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище.

Скончался Илья Алексеевич Шатров 2-го мая 1952 года, в 73-летнем возрасте, и на его могиле в Тамбове была установлена белая мраморная плита с золотой эпитафией: «Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса «На сопках Маньчжурии» . И это лучший памятник выдающемуся композитору, который только можно представить.

За участие в Великой Отечественной войне Илья Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды и медалями. В 1951-52 г.г. военный дирижер гвардии майор Шатров служил в Тамбовском суворовском училище, воспитывал будущих офицеров.


Илья (Илий) Алексеевич Шатров родился в Землянске - небольшом уездном городке Воронежской губернии. Его отец, Алексей Михайлович, был отставным унтер-офицером. Илья рано научился играть на балалайке и гармошке. Землянский воинский начальник, желая помочь талантливому мальчику, определил его воспитанником в музыкальную команду гвардейского пехотного полка. Очень скоро Илья Шатров научился прекрасно играть на барабане и трубе. Учитывая способности воспитанника, его направили учиться в Варшавский музыкальный институт. Учебу Шатров завершил успешно, и педагогический совет института "по выдержании экзамена признал ему, Шатрову, право на звание военного капельмейстера".

Службу Шатров продолжил в 214-ом Мокшанском пехотном батальоне, расквартированном в Екатеринбурге. С началом русско-японской войны часть, в которой служил Шатров, развернули в боевой полк и направили в Маньчжурию. В феврале 1905 г. полк участвовал в кровопрол

итных боях под Мукденом. Многих музыкантов полка наградили Георгиевскими крестами, а капельмейстеру Шатрову был пожалован орден Станислава 3-ей степени с мечами. Своим погибшим друзьям Шатров посвятил вальс "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", который стал популярным под названием "На сопках Маньчжурии". Вальс был написан на слова С. Петрова (Скитальца).

После Октябрьской революции Илья Алексеевич вступил в Красную Армию, служил в военных оркестрах во многих городах. В 1935-1938 гг. Шатров руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, затем уволился в запас и с 1938 г. до Великой Отечественной войны работал в Тамбове. За участие в Великой Отечественной войне Илья Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды и медалями. В 1951-52 г.г. военный дирижер гвардии майор Шатров служил в Тамбовском суворовском училище, воспитывал будущих офицеров. Умер Илья Алексеевич в Тамбове, похоронен на городском кладбище.

Теперь же решил тему «старых – новых» песен продолжить. Итак, прошу любить и жаловать - вальс «На сопках Манчжурии» и его автор Шатров Илья Алексеевич.

Огромное количество информации имеющейся в сети про Шатрова и его вальс имеет такое же огромное количество неточностей и ошибок. Наиболее, на мой взгляд, полная, проверенная и потому правдивая история приводится в статье: Антипин Н.А. Шатров Илья Алексеевич // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2009 / сост. И.Н. Пережогина и др. - Челябинск, 2008. - С. 126-130.
Именно эту статью с совсем небольшими моими исправлениями и дополнениями я и приведу в своем дневнике. Начнем.

Шатров Илья Алексеевич . 1.04(20.03).1879 - 2.05.1952.

Вальс «На сопках Маньчжурии» прославил военного музыканта и композитора Илью Алексеевича Шатрова. Популярность вальса до сих пор возбуждает интерес к личности автора. За десятилетия после кончины знаменитого капельмейстера появилось множество статей в журналах, газетах и сборниках, а в 1978 г. в Воронеже опубликована небольшая книга В.К. Степанова «Капельмейстер - Илья Шатров». Читатель обнаружит немало разночтений в публикациях, посвященных известному музыканту. Сегодня его биография наполнена мифами, домыслами и ошибками. Среди ряда статей выделяются публикации Г. Еремина, Л. Ереминой и Ю. Окунцова, которые имеют документальную основу и исправляют многие неточности в биографии Ильи Шатрова.

И.А. Шатров родился 1 апреля 1879 г. в небольшом уездном городе Землянске Воронежской губернии. Однако на беломраморной плите, установленной на могиле композитора, вызолочены даты жизни 1885-1952. Многие исследователи считают, что музыкант родился 1 апреля 1885 г. Поэтому в Тамбове в 2005 г. отмечалось 120-летие известного земляка. Эта версия не верна: во всех личных анкетах и автобиографиях Илья Шатров писал, что родился в 1879 г.

Будущий композитор происходил из купеческой семьи. Его отец - Алексей Михайлович имел булочную и чайную. После того как отца призвали в армию, семейное дело возглавил дядя И.А. Шатрова - Михаил. Отец вернулся из армии унтер-офицером и, как отмечал Илья Алексеевич в автобиографии, устроился на службу в земство. В отсутствие отца воспитанием Ильи занимался дядя Михаил, который способствовал развитию у мальчика музыкальных способностей. Он приобрел для племянника балалайку и гармонь, и начинающий музыкант освоил их самостоятельно. Примечательно, что дочь Михаила - Елена (в замужестве Фафинова) также связала свою жизнь с музыкой: она окончила Московскую консерваторию и выступала в Большом театре.

После смерти отца Ильи в 1893 г. мать поступила на работу в землянскую богадельню, а его определили через местного уездного воинского начальника воспитанником взвода трубачей в Гродненский гусарский полк в Варшаву. До этого И.А. Шатров окончил четырехклассное начальное и трехклассное уездное училища.
В полковой музыкальной команде Илья освоил барабан и духовые инструменты. В 1895 г. он поступил в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 г. со званием военного капельмейстера. Однако существует мнение, что И.А. Шатров окончил институт в 1903 г. Опубликованный текст выпускного аттестата, датированного 13 сентября 1900 г. и подписанного директором и членами педагогического совета, доказывает ошибочность этой версии.

Окончив институт, капельмейстер Илья Шатров вернулся в родной Землянск, где оставался до 1903 г. В марте 1903 г. его назначили капельмейстером 214-го Мокшанского резервного батальона, в котором прослужил до расформирования части в 1910 г. Прибыв в г. Златоуст, - место дислокации батальона, - Илья Алексеевич принял на себя руководство оркестром. В Златоусте он познакомился с местными любителями музыки: священником Симеоновской церкви Лавром Иродионовичем Фенелоновым и его женой Ольгой Аркадьевной. Она хорошо играла на пианино и музицировала с молодым капельмейстером. В музыкальный кружок также входили врач заводского госпиталя Эдуард Шлипер и учитель Евгений Симбирцев (они играли на скрипке). Здесь же И.А. Шатров приобрел подержанное пианино фирмы «Шредер» и занимался на нём композицией.

Перед Русско-японской войной 214-й Мокшанский резервный батальон был развернут в одноименный полк, для чего в Екатеринбурге сформировали второй батальон под командованием подполковника А.П. Семенова. Туда же 28 мая 1903 г. со своим оркестром прибыл И.А. Шатров. Екатеринбургская газета «Урал» 1 июня 1903 г. сообщала: «Военный оркестр Мокшанского резервного батальона, в числе 18 человек, на днях прибыл в Екатеринбург на постоянное жительство, так как с января будущего 1904 года сюда переводятся ещё 2 роты означенного батальона. Теперь, по крайней мере, музыкальный слух местных жителей не будут резать дисгармонические звуки существующего у нас духового крыловского «Квартета», играющего на катке». Через два дня, 3 июня, та же газета констатировала в информации «Екатеринбургский ипподром»: «Во время бегов играл хор музыки 214-го Мокшанского батальона. Исполнение прекрасное: видно знание дела и большая подготовка. Людям, не заинтересованным спортом, стоило быть на бегах даже ради того, чтобы послушать музыку военного оркестра, превосходящую исполнением наши бальные оркестры». Игра военного оркестра впечатлила Екатеринбург, но музыканты недолго радовали горожан: в конце января 1904 г. началась Русско-японская война.
В Златоусте развернулось формирование новых частей: 214-го Мокшанского и 282-го Черноярского пехотных полков. Для этого из Екатеринбурга в Златоуст перевели второй батальон, при котором состоял оркестр И.А. Шатрова, причисленный к Мокшанскому полку. Летом 1904 г. завершилось комплектование воинских частей, а 30 июня в Златоуст прибыл император Николай II, сопровождаемый наследником престола великим князем Михаилом и многочисленной свитой. Оркестр под руководством капельмейстера Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Николай напутствовал воинов и благословил полки на ратные подвиги в боях с японцами на сопках Маньчжурии.

4 июля 1904 г. Златоуст торжественно проводил Мокшанский полк на войну. Около месяца ехали мокшанцы по Транссибирской магистрали до Маньчжурии. 31 июля они прибыли в Мукден. Полк занял позиции на левом фланге русской армии - под Ляояном на Далинском перевале, который успешно оборонял во время ляоянских боёв. Далее воины с Урала участвовали в сентябрьских сражениях на реке Шахэ.
Мукденское сражение в феврале 1905 г. прославило имя Мокшанского полка. 18 февраля полк вступил в сражения с атакующими силами японской армии. Мокшанцы десять дней держали оборону и контратаковали неприятеля. Они не позволили японцам окружить русские войска и прикрывали отступление армии. В этих сражениях отличился полковой оркестр, руководимый И.А. Шатровым. Музыканты сопровождали звуками марша контратаки полка. В героических сражениях под Мукденом был тяжело ранен и вскоре скончался командир полка полковник П.П. Побыванец. Итог войны для 214-го Мокшанского полка оказался печальным: он потерял свыше половины личного состава - 2339 человек убитыми и ранеными.
Есть «версия», что всего из полка выжило 7 музыкантов. Это, конечно, полная нелепица. Потери полка были значительными, но не настолько, к тому же японцы не спрашивали документов у своих противников и даже с точки зрения логики маловероятно, чтобы из многотысячного состава полка уцелели семеро, причем только музыканты.

За героизм в боях воины-мокшанцы были представлены к наградам и знакам отличия: нагрудным - для офицеров, на головные уборы - для нижних чинов с надписью «За отличие в Русско-японской войне 1904-1905 гг.». Семеро музыкантов полкового оркестра награждены знаками отличия Военного ордена, а полк получил серебряные трубы.
Боевые заслуги Ильи Алексеевича Шатрова также отмечены начальством. Приказом командующего 1-й Маньчжурской армии от 2 апреля 1905 г. «за отлично-усердную службу при военной обстановке» его наградили серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на анненской ленте. 24 октября того же года капельмейстер Илья Шатров удостоен серебряной медали «за отлично-усердную службу и особые труды», однако это было редкое нарушение правил награждения: дважды вручена одна и та же медаль. Поэтому новым приказом капельмейстеру Мокшанского полка последнюю серебряную медаль заменили на золотую. Вскоре И.А. Шатров получил первый чин по табели о рангах - коллежского регистратора, и мог претендовать на орден. 20 января 1906 г. последовал приказ: «Капельмейстера 214-го Мокшанского полка Илью Шатрова взамен пожалованной... золотой медали с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте... награждаю за разновременные отличия против японцев орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами». Таким образом, Шатров стал вторым капельмейстером в истории всей русской армии, удостоенным столь высокой награды.

В сентябре 1905 г. война с Японией завершилась. Мокшанский полк ещё восемь месяцев находился в Маньчжурии. В мае 1906 г. его демобилизовали в Златоуст.
Известно, что в Златоусте и Екатеринбурге солдаты-мокшанцы пробыли лишь до осени 1906 года, поскольку многие из них сочувственно относились к участникам революционных событий 1906 года в этих двух промышленных городах Урала. В ту пору вся Россия бурлила в революционном котле. Начались волнения и и в полку. Перепуганный начальник гарнизона Екатеринбурга доносил в штаб округа 11 июля 1906 года: «Прошу ходатайствовать перед командующим…о переводе Мокшанского полка в другой город, так как революционная пропаганда в нем свила себе прочное гнездо. Последствия оставления полка в Екатеринбурге могут быть ужасны». 14 сентября 1906 года Мокшанский полк перевели в Самару. А в 1910 году полк расформировали.

Война оставила глубокий след в душе Ильи Шатрова. Он был впечатлён и потрясён страданиями, гибелью товарищей, убийством людей, всеобщим безумием. Переживания композитора выразились в вальсе «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» (ныне известен под названием «На сопках Маньчжурии»). Неизвестно, где была написана музыка. Очевидно, что это не одномоментный процесс. Идея нового произведения зародилась у И.А. Шатрова на фронте, а первая редакция вальса возникла летом 1906 г., когда капельмейстер находился в Златоусте. В сентябре того же года его полк перевели в Самару. Здесь произошло знакомство капельмейстера с педагогом и композитором Оскаром Филипповичем Кнаубом (1866-1920). Он помог И.А. Шатрову завершить работу над вальсом, а затем издать ноты. В Самаре в 1907 появилось первое нотное издание вальса «На сопках Маньчжурии». В 1908 г. О.Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство, где активно публиковал ноты новой популярной мелодии. До 1911 г. ноты были переизданы 82 раза! Появились граммофонные пластинки с записью вальса. Так, только за первую половину декабря 1910 г. фирма «Зонофон» продала 15 тыс. пластинок.

Сочинение Ильи Шатрова отразило настроения и переживания всего российского общества. В музыке выразилось горе огромной страны, которая оплакивала погибших русских воинов. Поэтому произведение приобрело необыкновенную популярность. На музыку было положено несколько вариантов стихов. Наибольшее распространение получили слова, которые принадлежали известному русскому поэту и писателю Степану Гавриловичу Петрову (более известен под псевдонимом Скиталец). По своей популярности вальс «На сопках Маньчжурии» долгое время практически не имел себе равных, за границей его даже называли «русским национальным вальсом», а соперничать с ним могли только «Амурские волны», автор которых Макс Авелевич Кюсс, как и Шатров, полковым капельмейстером прошел Русско - японскую войну 1904-1905 гг.

В годы Великой Отечественной и Советско-японской войн вальс пережил второе рождение: появились новые слова, но музыка осталась прежней и напоминала о событиях сорокалетней давности, когда русская армия терпела поражения на сопках Маньчжурии.
Вернем к нашему повествованию. В Самаре молодой капельмейстер, влюблённый в купеческую дочь Александру Шихобалову, сочинил вальс «Дачные грёзы». Новый вальс также издавался О.Ф. Кнаубом и получил популярность. Но вскоре возлюбленная Ильи Шатрова умерла. Он тяжело переживал потерю. Чувства композитора выразились в музыке вальса «Осень настала». В 1907 г. (по другим сведениям в 1910 г.) И.А. Шатров женился на матери своей умершей любимой - вдове Е.П. Шихобаловой.

В апреле 1913 г. капельмейстера Илью Шатрова уволили в запас армии. Очевидно, до революционных событий 1917 г. композитор проживал в Самаре. В 1918 г. он оказался в Сибири. В Новониколаевске (ныне Новосибирск) музыкант тяжело заболел тифом, когда он выздоровел, то город уже был занят красными. В 1919 г. его мобилизовали в Красную Армию и назначили капельмейстером во 2-й кавалерийский полк пятой армии. Позже в одной из анкет И.А. Шатров отмечал, что принимал участие в боях против белых и японцев под Верхнеудинском и Читой. В 1921 г. демобилизовался.
В 1920-е гг. Илья Алексеевич Шатров преподавал музыку. В 1930-е гг. служил капельмейстером во 2-м запасном кавалерийском полку в Павлограде, Объединённой краснознамённой кавалерийской школе в Тамбове. Великую Отечественную войну он вновь встретил на боёвом посту. В годы войны капельмейстер руководил оркестром танкового полка гвардейской механизированной дивизии. И вновь музыка И.А. Шатрова звучала на фронте и звала солдат на подвиги. Войну он закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. Отечественная война побудила композитора к творчеству. В 1945 г. появилось последнее произведение известного капельмейстера – вальс «Голубая ночь над Порт-Артуром», но он не получил широкого распространения.

С 1947 Илья Шатров руководил военным оркестром 100 полка 31 гвардейской механизированной дивизии в Закавказском военном округе. Здесь ему присвоили звание майора. Начальник штаба полка в представлении отмечал: «На практической работе показал себя добросовестным, честным, исполнительным и энергичным офицером... Музыкальный взвод, находящийся в подчинении тов. Шатрова в ряде лет, по своей сыгранности и культуре исполнения репертуаров имеет ведущее место... Являясь автором вальса «На сопках Маньчжурии», владеет заслуженным авторитетом не только среди военнослужащих, а и всего народа Советского Союза» (май 1951 г.). Но знаменитый музыкант был уже стар, поэтому в 1951 г. он вернулся в Тамбов, где до конца жизни преподавал в Тамбовском суворовском училище. Композитор и создатель «русского национального вальса» скончался 2 мая 1952 г. и похоронен на тамбовском Воздвиженском кладбище.
Над его могилой - плита из белого мрамора с надписью золотом: «Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса «На сопках Маньчжурии». В его память установлены мемориальные доски на здании нынешнего Тамбовского военного авиационно-инженерного института и на доме, в котором жил Илья Шатров.

Но лучшим памятником Илье Алексеевичу Шатрову стал его поистине «народный» вальс, который раньше звучал на старых дисках в записи голосов артиста Мариинской оперы А.М.Брагина, известного хора Юхова, военного оркестра под управлением В.Е.Брандта и других исполнителей шатровского вальса, потом в прекрасном исполнении легендарных певцов И.С. Козловского, Л.О. Утёсова и К.И. Шульженко, а сегодня звучит не только в исполнении духовых оркестров, но и на самых престижных мировых сценах в исполнении народного артиста России, всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского и заслуженного артиста России Олега Погудина.

…Будущий композитор родился в городе Землянске Воронежской губернии. Его отец имел булочную и чайную. После того как отца призвали в армию, семейное дело возглавил дядя Ильи Михаил. Он и занимался воспитанием племянника. Увидев его тягу к музыке, купил ему балалайку и гармонь, и мальчик освоил эти инструменты. После смерти отца в 1893 году Илью определили воспитанником взвода трубачей в Гродненский гусарский полк в Варшаве. В полковой музыкальной команде он научился играть на барабане, духовых инструментах. В 1895 году поступил в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 году со званием военного капельмейстера.

В марте 1903 года новоиспеченный музыкант назначен капельмейстером 214-го Мокшанского резервного батальона. В Златоусте он принял на себя руководство оркестром. 30 июня 1904 года в город прибыл император Николай II. Оркестр под руководством Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Царь благословил полки на ратные подвиги.

18 февраля 1905 года Мокшанский полк вступил в бои с японцами. В одном из боев полк был окружен. Погиб командир полка, заканчивались боеприпасы. И тогда Шатров отдал приказ играть боевые марши. Под музыку оркестра полк непрерывно атаковал неприятеля и, в конце концов, прорвал окружение.

За этот подвиг Шатров был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени с мечами…

Итог войны для Мокшанского полка оказался печальным: потеряно свыше половины личного состава. Война оставила глубокий след и в душе Ильи Шатрова, потрясенного страданиями и гибелью товарищей. Переживания композитора выразились в прекрасной минорной музыке — вальсе «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» (ныне известен под названием «На сопках Маньчжурии»).

В сентябре 1906 года полк перевели в Самару. Здесь капельмейстер познакомился с педагогом и композитором О. Ф. Кнаубом, который помог И. А. Шатрову завершить работу над вальсом. Шатров дирижировал духовым оркестром, который исполнил перед самарцами вальс, ставший впоследствии знаменитым.

В том же 1907 году в Самаре появилось первое нотное издание вальса. Через год О. Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство. Среди прочего публиковал он и ноты уже весьма популярной мелодии. За три года ноты были переизданы 82 раза! Граммофонные пластинки с записью вальса продавались тысячами.

На эту музыку было сочинено несколько стихотворений. Наибольшую известность получили стихи С. П. Петрова (Скитальца).

В Самаре молодой капельмейстер влюбился в купеческую дочь Александру Шихобалову и посвятил ей вальс «Дачные грезы», одно время тоже часто исполнявшийся. Но вскоре возлюбленная Ильи Шатрова умерла. Еще одна тяжкая потеря! Он тяжело переживал ее. Чувства композитора выразились в музыке вальса «Осень настала». В 1907 году Илья Шатров женился на матери своей умершей любимой — на купеческой вдове Е. П. Шихобаловой.

В апреле 1913 года капельмейстер Илья Шатров был уволен в запас. Вплоть до революционных событий 1917 года он жил в Самаре.
В 1918 году композитор оказался в Сибири. Новые испытания судьбы: тиф, потом мобилизация в Красную Армию, где он, как и раньше, служил капельмейстером.

Демобилизовавшись, Илья Алексеевич преподает музыку, а в тридцатые годы вновь служит капельмейстером — в кавалерийском полку в Павлограде.

В годы Великой Отечественной войны капельмейстер Шатров руководил оркестром танкового полка гвардейской механизированной дивизии. Его знаменитый, но с годами несколько подзабытый вальс пережил второе рождение и снова стал популярным. И вновь его музыка звала на подвиги.

Войну Шатров закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. Создатель «русского национального вальса» скончался в Тамбове 2 мая 1952 года и был похоронен на местном Воздвиженском кладбище.



Рассказать друзьям