Шумерский словарь. Б

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Б. Шумерский язык

Шумерский – агглютинативный язык, а не флективный, как индоевропейские или семитские языки. Его корни в целом неизменяемы. Основной грамматической единицей является скорее словосочетание, нежели отдельное слово. Его грамматические частицы скорее склонны сохранять свою независимую структуру, нежели выступать в сложной связке с корнями слов. Поэтому структурно шумерский язык немало напоминает такие агглютинативные языки, как турецкий, венгерский и некоторые кавказские. Что касается словаря, грамматики и синтаксиса, шумерский язык все же стоит особняком и, похоже, не связан ни с каким-либо другим языком, живым или мертвым.

В шумерском языке есть гласные: три открытых – а, е, о – и три соответствующих закрытым гласным – а, к, и. Гласные выговаривались не строго, а часто изменялись в соответствии с правилами звуковой гармонии. Это прежде всего касалось гласных в грамматических частицах – они звучали кратко и не акцентировались. На конце слова или между двумя согласными они часто опускались.

В шумерском языке пятнадцать согласных: б, п, т, д, г, к, з, с, ш, х, р, л, м, н, носовое г (нг). Согласные можно было опускать, т. е. они не произносились на конце слова, если за ними не следовала грамматическая частица, которая начиналась с гласной.

Шумерские корни по большей части моносиллабичны, хотя есть довольно большое слов полисиллабичных. Удвоение корней использовалось как указание множественности предметов или действий. Субстантивы часто состоят из сложных слов: лу-галь, «царь» (большой человек); дуб-cap, «писарь» (заполняющий таблички), ди-ку, «судья» (выносящий решение). Отвлеченные имена образуются при помощи нам: лу-галь – «царь», нам-лу-галь – «царствие», «царствование». Субстантивы не имели рода. Вместо этого они делились на две категории: одушевленные и неодушевленные. С точки зрения грамматики животные относились к неодушевленной категории.

Шумерское предложение состояло из: 1) нескольких субстантивных комплексов, относящихся к сказуемому (предикату) либо как подлежащее, либо как прямое или косвенное дополнение, либо как мерный компонент; 2) грамматических частиц, устанавливающих взаимоотношения компонентов; 3) сказуемого (предиката) – глагольного корня, которому предшествует тематическая частица и который сопровождают инфиксы, определяющие отношения между корнем и субстантивными комплексами. Субстантивный комплекс может состоять только из существительного или существительного со всеми его определениями, такими, как прилагательные, генитивы (показатели принадлежности), сравнительные обороты и притяжательные местоимения. Частицы, устанавливающие взаимоотношения, всегда стоят на конце всего субстантивного комплекса, поэтому их называют постпозициями.

Шумерский язык довольно беден прилагательными и вместо них часто пользуется оборотами с родительным падежом – генитивами. Связки и союзы употребляются редко. (В связи с этим союз «и» следует помещать в скобки, но в переводах, предложенных в данной книге, данная особенность не всегда выдерживается последовательно.)

Помимо основного шумерского диалекта, известного, вероятно, как эмегир, «царский язык», было несколько других, менее существенных. Один из них, эмесаль, использовался преимущественно в речах божеств женского рода, женщин и евнухов.

Из книги Золотая середина. Как живут современные шведы автора Баскина Ада

Язык О шведском языке я ничего сказать не могу: я его просто не знаю. Но вот Шарлотт Дэвитт считает, что он целесообразен и экономен. В качестве примера она приводит случаи, когда одно и то же слово имеет разные, иногда противоположные значения. Например, «хэй» в зависимости

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии (litres)] автора Хендерсон Изабель

ПИКТСКИЙ ЯЗЫК Одним из самых важных достижении в изучении пиктов за последнее время стал анализ источников по языку пиктов, предпринятый К.Х. Джексоном. Поскольку до нас не дошло ни одной полной фразы на языке пиктов, написанной на пергаменте, источники по пиктскому языку

Из книги Шумеры [Первая цивилизация на Земле] автора Крамер Самюэль

Глава 3 Шумерский город Шумерская цивилизация по характеру была преимущественно городской, хотя и основывалась скорее на сельском хозяйстве, нежели на промышленности. Страна Шумер в 3-м тысячелетии до н. э. состояла из дюжины городов-государств, в каждом из которых был

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Д. Шумерский царский список После того как царствие было ниспослано с небес, Эриду стал (местом) престола. В Эриду Алулим правил 28 800 лет в качестве царя; Алалгар правил 36 000 лет – два царя правили 64 800 лет. Эриду был оставлен, (и) престол был перенесен в Бадтибиру.В Бадтибиру

Из книги Повседневная жизнь Французского Иностранного легиона: «Ко мне, Легион!» автора Журавлёв Василий Витальевич

Язык Ацтеки говорили на языке науатль (произносится «на-уа-тль»).Они не придумали его, не усовершенствовали, так как на этом языке уже говорили тольтеки, чичимеки и многие другие племена. Но науатль стал языком империи общения в Мексике и Центральной Америке (подобно тому

Из книги Кое-что за Одессу автора Вассерман Анатолий Александрович

Язык майя «…В этой стране есть только один язык». Ланда, который первым изучил его, констатировал это как факт, и время подтвердило его правоту. Майя не всегда полностью понимали друг друга, но майя, жившие в долинах, обычно могли понимать майя с гор точно так же, как

Из книги Крыша. Устная история рэкета автора Вышенков Евгений Владимирович

Язык Слово «кечуа» (его также можно писать «кешуа») применялось в отношении как языка людей, так самих инков. Оно означает «люди из теплой долины»; в этом смысле это было название племени, которое проживало на лугах (кешуа). Это одновременно и географический термин, и

Из книги О чем рассказали «говорящие» обезьяны [Способны ли высшие животные оперировать символами?] автора Зорина Зоя Александровна

Язык легионеров Чешская пословица гласит: «Сколько ты знаешь иностранных языков - столькими жизнями ты живешь». По-французски в Иностранном легионе заговорили не сразу: до июля 1835 года в шести батальонах 4144 рядовых говорили на родных языках. По-французски свободно

Из книги Гарем до и после Хюррем автора Непомнящий Николай Николаевич

Пароходы и язык Поднимаемся к Пушкинской. Справа – комплекс зданий Черноморского пароходства (ЧМП). Он занимает почти весь квартал. Входы в его дворы – с двух улиц: Дерибасовской и параллельной ей Ланжероновской(в советское время – улица Ласточкина по партийному

Из книги Свободные размышления. Воспоминания, статьи автора Серман Илья

ЯЗЫК Новые герои Невского проспекта принесли с собой новый язык. Арго фарцовщиков имело ярко выраженный блатной акцент. Они не говорили на фене, но любили к месту употреблять «опасную» лексику: «канитель», «порожняк», «красноперый». В обыденных ситуациях речь

Из книги автора

§ 5. Язык «говорящих» обезьян и язык человека 1. Представление среды обитания у шимпанзе. Есть все основания сомневаться в том, что шимпанзе имеет системное представление своей среды обитания, подобное человеческому. Можно предположить, что развитый системный уровень

Из книги автора

Язык любви Азбука чувств В конце XIX - начале XX века любовные приключения обоих полов в империи были запрещены, но протекали втайне при помощи целого набора знаков и движений, составляющего настоящий язык любви.В те времена мужчинам и женщинам вместе было невозможно

Из книги автора

Язык мысли и язык жизни в комедиях Фонвизина Денис Фонвизин живет на русской сцене в своих комедиях уже два столетия. И нет никаких признаков того, что ему придется полностью перейти по ведомству историков литературы, то есть туда, где хранятся почтенные, но уже

Филолог Мартин Уортфингтон из Университета Лондона создал специальный сайт, нацеленный на объединение людей, интересующихся языком древних обитателей Вавилона — шумеров. На этом сайте можно послушать, как звучат шумерские сказки, легенды или рассказы.

Язык древних шумеров существовал в IV-I тысячелетиях до нашей эры и к настоящему моменту на Земле не осталось ни одного человека, который был бы его носителем.

Шумер — цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) в IV-III тысячелетиях до н. э... Считается первой цивилизацией на Земле.

Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах.

Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, возможно — колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и полива. Шумеры изобрели первые в мире оросительные каналы. Они научились осушать болота и проводить воду на поля на несколько веков раньше египтян. Ни камня, ни дерева в их стране не было, и они делали камень сами — обжигали глиняные кирпичи и строили из них дома и храмы. Они возвели города, древнейшие в мире, а архитектурные и строительные приемы, разработанные их зодчими, вошли в практику народов, которые и не подозревали о существовании своих учителей.

Сегодня доподлинно известно, что первые шумерские города возникли в конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры. В городах процветала торговля, ремесленники изготовляли великолепную керамику и орудия из бронзы. Каждый из городов был самостоятельным государством, управлявшимся царьком-энси. Клинописные таблички рассказывают о войнах, которые велись из-за земель, воды, рабов. Они подробно расписывают методы ведения хозяйства на царских землях и в домах граждан. Шумеры занимались боксом, борьбой и охотой, а также участвовали в скачках на легких двухколесных повозках, запряженных ослами. Их жрецы наблюдали за солнцем и звездами со стен священных башен. Они подсчитали, сколько в году дней, разделили год на двенадцать месяцев, неделю на семь дней, определили, что в сутках двадцать четыре часа, а в часе шестьдесят минут.

По словам самого Уортфингтона, он может сам общаться на некоторые темы на шумерском языке, звучание слов в которых удалось, так или иначе, реконструировать.

«Правда, мне все равно понадобился бы собеседник, чтобы лучше себя понимать» , — признался исследователь. С этой целью ученый и группа его единомышленников создала уникальный сайт — Babylonian and Assyrian Poetry and Literature Project (Вавилонский и Ассирийский поэтический и литературный проект), на котором выкладываются записи литературных произведений шумеров, а также других древних жителей междуречья Тигра и Ефрата (современный Ирак) — ассирийцев, аккадцев, халдеев и так далее. Каждый человек может попробовать свои силы в прочтении древних надписей этих народов, дошедших до нас.


Сколько слов в шумерском?

Сколько нужно знать слов чтобы ориентироваться в шумерских текстах? Сколько их вообще? Не миллионы. В шумерских литературных текстах употребляется 3.064 различных слова. Больше тысячи из них употребляются лишь 1 или 2 раза и их можно отнести к категории редких. Другие употребляются гораздо чаще. Частотные словари составляются именно по этому принципу. Сперва идут слова которые употребляются чаще других. Чтобы понимать каждое четвертое слово в шумерских текстах достаточно знать 23 самых употр. слова. А каждое третье-всего лишь 36. Если представить что каждое предложение в любом языке можно свести к трёхчленной информации что "кто-то"+"что-то"+"сделал", то практически в каждом шумерском предложени вам будет понятно минимум одно слово из трёх. А если знать 172 слова, то уже и 2 из трёх... Зная всего 79 самых частых слов вы можете особо не кривя душой говорить что знаете шумерский язык "наполовину..." Разумеется, это шутка. Это богатый и развитый язык, в нем почти столько же слов как в Библии. Но тем не менее...

#25 Первые 25 слов составляют ©26.7% всех слов шумерских текстов. Шумер: шумерский язык
December 26th, 2010
Встречаемость (частота употребления) на каждую 1.000 слов шумерских текстов:
Список составлен на основе анализа 411 оригинальных шумерских литературных текстов общим объёмом 131.106 слов. Сюда не входят имена собственные, географические названия и так далее, которые даны отдельным списком.
****
@ дуг4 ГОВОРИТЬ 21.1
@ ки ЗЕМЛЯ 18.6
@ шу ЛАДОНЬ 15.4
@ галь БОЛЬШОЙ 13.5
@ лу2 ЧЕЛОВЕК 13.3
@ э2 ДОМ 12.3
@ гар КЛАСТЬ 12.3
@ шаг4 СЕРДЦЕ 11.5
@ кур ГОРА 11.3
@ лугаль ЦАРЬ 10.8 ("большой человек")
@ уд ДЕНЬ 10.8
@ иги ГЛАЗ 10.2
@ куг СВЕТЛЫЙ 9.5
@ ан НЕБО 9.4
@ саг ГОЛОВА 8.9
@ эн ВЛАДЫКА 8.7
@ э3 ВХОДИТЬ или ВЫХОДИТЬ 8.5
@ ак ДЕЛАТЬ 8.5
@ губ СТАВИТЬ 7.8
@ ген ИДТИ 7.7
@ галь2 НАХОДИТЬСЯ 7.7
@ ниг2 ВЕЩЬ 7.6
@ ири ГОРОД 7.2
@ де6 НЕСТИ 7.1
@ зид ПРАВЫЙ 7.1

#50 ©40.3% Шумер: шумерский язык: словарь шумерского языка
December 26th, 2010
@ "ги4" ВОЗВРАЩАТЬСЯ 7.0
@ "мах" МОГУЧИЙ 6.8
@ "иним" СЛОВО 6.5
@ "ме" БЫТЬ 6.5
@ "дингир" БОГ 6.4
@ "а" ВОДА 6.4
@ "думу" РЕБЁНОК 6.4
@ "дуг3" ДОБРЫЙ 6.3
@ "зу" ЗНАТЬ 5.9
@ "а2" РУКА 5.6
@ "ме" ЖИВОЕ СУЩЕСТВО 5.5
@ "шум2" ДАВАТЬ 5.1
@ "ла2" ВЕШАТЬ 5.1
@ "нам" СУДЬБА 5.1
@ "са2" РАВНЫЙ 5.0
@ "иль2" ПОДНИМАТЬ 4.9
@ "нин" ГОСПОЖА 4.7
@ "ду3" ВЫПРЯМЛЯТЬ 4.6
@ "тар" РЕЗАТЬ 4.5
@ "саг9" ХОРОШИЙ 4.4
@ "ге26" Я 4.4
@ "гу2" ШЕЯ 4.3
@ "гу3" ГОЛОС 4.2
@ "калам" ШУМЕР 4.2
@ "туку" БРАТЬ 4.0
*** Первые #50 слов покрывают 40.30% шумерских текстов.

#75 ©49.1% Шумер: шумерский язык: словарь шумерского языка
December 26th, 2010
@ "гу7" ЕСТЬ 4.0
@ "ду8" РАССТИЛАТЬ 4.0
@ "ама" МАТЬ 4.0
@ "му" ИМЯ 4.0
@ "де2" ЛИТЬ 3.9
@ "зиг3" ВСТАВАТЬ 3.9
@ "даб5" ХВАТАТЬ 3.8
@ "пад3" НАХОДИТЬ 3.8
@ "те" ПРИБЛИЖАТЬСЯ 3.7
@ "аг2" МЕРЯТЬ 3.6
@ "ур-саг" ГЕРОЙ 3.6 ("собачья голова")
@ "кур9" ВХОДИТЬ 3.5
@ "суд" ДАЛЕКИЙ 3.5
@ "за" ТЫ 3.5
@ "туд" РОЖДАТЬ 3.4
@ "а-а" ОТЕЦ 3.4
@ "ка" РОТ 3.3
@ "си" РОГ 3.3
@ "гири3" НОГА 3.2
@ "хуль2" РАДОСТНЫЙ 3.1
@ "уг3" ЛЮДИ 3.1
@ "ус2" СОСЕДНИЙ 3.0
@ "ни2" СТРАХ 2.9
@ "нун" ПРИНЦ 2.9
@ "шуб" ПАДАТЬ 2.7
*** Первые #75 слов покрывают 49.14% шумерских текстов. Шумер * шумерский язык * шумерского языка

#100 ©55.1% Шумер: шумерский язык: словарь шумерского языка
December 26th, 2010
@ "гуд" БЫК 2.7
@ "заг" СТОРОНА 2.7 (буквально-"плечо")
@ "гиш" ДЕРЕВО 2.7
@ "бар" ОТКЛАДЫВАТЬ В СТОРОНУ 2.7
@ "ри" НАПРАВЛЯТЬ 2.7
@ "гуль" РАЗРУШАТЬ 2.6
@ "сипад" ПАСТУХ 2.6 ("клеймящий рога")
@ "му" ГОД 2.6
@ "туш" САДИТЬСЯ 2.5
@ "ну2" ЛОЖИТЬСЯ 2.5
@ "ше" ЯЧМЕНЬ 2.5
@ "си" НАПОЛНЯТЬ 2.4
@ "му2" РАСТИ 2.3
@ "а-на" ЧТО? 2.3
@ "дириг" ПРЕВОСХОДНЫЙ 2.3
@ "сиг10" ПОМЕЩАТЬ 2.3
@ "гиг" БОЛЬНОЙ 2.2
@ "ду7" СОВЕРШЕННЫЙ 2.2
@ "хуль" ЗЛОЙ 2.1
@ "тиль3" ПРОЖИВАТЬ 2.1
@ "кур2" РАЗЛИЧНЫЙ 2.1
@ "баль" ПЕРЕВОРАЧИВАТЬ 2.1
@ "таг" ПРИКАСАТЬСЯ 2.1
@ "тур" МАЛЕНЬКИЙ 2.0
@ "хур-саг" ГОРНАЯ ГРЯДА 2.0 ("царапать"+"голова")
*** Первые #100 слов покрывают 55.18% шумерских текстов.
©Note: образное обозначение горных цепей hur-sañ:"царапающие головы" имеет соответствие и в европейских языках. Испанское sierra-"пила", русское "гребень, глава (горы)". Та й украинськи "хмарочосы"-небоскребы таксамо. Шумер: шумерский язык

словарь шумерского языка: #101-125 БИТЬ-КРЕПКИЙ 59.9 % шумерских слов
December 26th, 2010
@ "ра" БИТЬ 2.0
@ "эш3" ЧАСОВНЯ 2.0
@ "за-гин3" ЛАЗУРИТ 2.0 ("горные бусины")
@ "у2" ТРАВА 2.0
@ "эд3" ПОДНИМАТЬСЯ или СПУСКАТЬСЯ 2.0
@ "уд" БУРЯ 2.0
@ "ид2" ВОДНЫЙ ПОТОК 1.9
@ "куд" ОТРЕЗАТЬ 1.9
@ "дагаль" ОБШИРНЫЙ 1.9
@ "а-ба" КТО? 1.9
@ "па" ВЕТКА 1.9
@ "гештуг2" УХО 1.9 ("одеяние слуха")
@ "бараг" ПОМОСТ 1.8
@ "зи" ЖИЗНЬ 1.8 (буквально: "дыхание")
Note: В Библейских текстах это слово употребляется в том же значении. "...и вдохнул в него дыхание жизни..." ("Книга Бытия"). Русские слова "дух", "душа" и "вдохновение" содержат тот же корень.
@ "диб" ПРОХОДИТЬ 1.8
@ "гид2" ДЛИННЫЙ 1.8
@ "бар" ВНЕШНЯЯ СТОРОНА 1.8 (буквально: "бок")
@ "ма2" ЛОДКА 1.8
@ "дам" ЖЕНА 1.8
@ "и3" МАСЛО 1.7
@ "мунус" ЖЕНЩИНА 1.7
@ "эр2" СЛЕЗА 1.7
@ "ген6" ПРОЧНЫЙ 1.7
@ "нам-лугаль" ЦАРСТВОВАНИЕ 1.7 ("судьба царя")
@ "калаг" КРЕПКИЙ 1.7

ШУМЕР: ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК: СЛОВАРЬ ШУМЕРСКОГО ЯЗЫКА
#150 (63.8% всех шумерских слов)
@ "ме3" БИТВА 1.7
@ "хе2-галь" ИЗОБИЛИЕ 1.7 ("пусть будет!")
@ "шуль" ЮНОША 1.7
@ "заль" ПЕРЕХОДИТЬ 1.6
@ "э-не" ОН, ОНА 1.6
@ "шеш" БРАТ 1.6
@ "саг3" БИТЬ 1.6
@ "габа" ГРУДЬ 1.6
@ "наг" ПИТЬ 1.6
@ "хи-ли" КРАСИВЫЙ 1.5
@ "тиль" ПОЛНЫЙ 1.5
@ "сикиль" ЧИСТЫЙ 1.5
@ "дили" ЕДИНСТВЕННЫЙ 1.5
@ "э2-галь" ДВОРЕЦ ("большой дом") 1.5
@ "мушен" ПТИЦА 1.5
@ "эдин" СТЕПЬ 1.5
@ "кеше2" СВЯЗЫВАТЬ 1.5
@ "хуш" ЯРОСТНЫЙ 1.5
@ "абзу" ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ 1.4
@ "нин9" СЕСТРА 1.4
@ "амаш" ЗАГОН ДЛЯ ОВЕЦ 1.4
@ "ку6" РЫБА 1.4
@ "шар2" МНОГОЧИСЛЕННЫЙ 1.4
@ "тукуль" ОРУЖИЕ 1.4
@ "ур2" КОРЕНЬ 1.4

словарь шумерского языка: #176-200 УТОМЛЕННЫЙ - УЖАСНОЕ СИЯНИЕ 69.8 % всех шумерских слов
December 26th, 2010
@ "куш2" УТОМЛЕННЫЙ 1.1
@ "ги6" НОЧЬ 1.1
@ "ам" ДИКИЙ БЫК 1.1
@ "гири17-заль" РАДОСТЬ 1.1
@ "за3-ми2" ХВАЛИТЬ 1.1
@ "гур" ПОВОРАЧИВАТЬ 1.1
@ "ки-баль" МЯТЕЖНАЯ СТРАНА ("перевернутая земля") 1.1
@ "а-шаг4" ПОЛЕ 1.1
@ "теш2" СОГЛАСИЕ 1.1
@ "ди" СУД 1.1
@ "ки-туш" МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ("место+сидеть") 1.1
@ "сахар" ПЕСОК 1.1
@ "у3" И 1.1
@ "ки-сикиль" ДЕВУШКА ("чистое место") 1.1
@ "аб2" КОРОВА 1.1
@ "ги" ТРОСТНИК 1.1
@ "ни2-би" СЕБЯ 1.0
@ "кар" УБЕГАТЬ 1.0
@ "дуль" СКЛАДЫВАТЬ ВМЕСТЕ 1.0
@ "куг" ДРАГОЦЕННЫЙ МЕТАЛЛ ("блестящий") 1.0
@ "ур5" ТОТ 1.0
@ "шир3" ПЕСНЯ 1.0
@ "тах" ПРИБАВЛЯТЬ 1.0
@ "киг2" ИСКАТЬ 1.0
@ "ме-лем4" "УЖАСНОЕ СИЯНИЕ" 1.0

Существенные перемены в отношении клинописи произошли, когда за дело взялись археологи. В начале 40-х гг. XIX в. Француз Поль Бота и англичанин Генри Лейард раскопали на севере Ирака две столицы Ассирии - Ниневию и Кальху, о которых говорится в Библии. Необычной находкой сезона 1849 года стала библиотека царя Ашшурбанапала из Ниневии, собранная в период государства Передней Азии. Библиотека содержала более 20 тысяч клинописных табличек. Это был один из важнейших источников знаний о клинописной литературе. Клинописные знаки были «явно не персидского, но семитского происхождения», - отмечает Г.В. Синило. Ученые получили такое большое количество семитских текстов, что перевод этих текстов дело недалекого будущего. И вот будущее пришло. В.В. Емельянов пишет об этом так: «Королевское общество по изучению Азии предложило четырем лучшим знатокам клинописи испытать свои способности. Раулинсон, Тэлбот, Хинкс и работавший во Франции немецко-еврейский ученый Юлиус Опперт (1825--1905) получили в запечатанных конвертах надпись ассирийского царя Тиглатпаласара I и должны были прочесть и перевести ее независимо друг от друга. Если во всех четырех присланных обществу работах дешифровка и перевод будут примерно одинаковы, значит, можно говорить о начале новой науки. Если нет - что ж нужно работать дальше. Истинно английский лабораторный эксперимент. Переводы сошлись, и день 17 марта 1857 года стал официальным днем рождения ассириологии - науки об истории, языках и культуре народов клинописной традиции».

В результате появилась такая наука как ассириология, так как изначально найденные тексты считали ассирийскими по происхождению. Поздней эти тексты назвали ассиро-вавилонскими или аккадскими - по имени города Аккадэ, цари которого первыми оставили записи на этом языке. Аккадские надписи расшифровывались довольно стремительно. Оказалось, что аккадский похож на древнееврейский и арабский языки. Но были и обнаружены таблички, которые не поддавались дешифровке, либо таблички, написанные на двух языках. В.В. Емельянов пишет: «обнаружились обстоятельства, омрачившие триумф дешифровщиков. Множество текстов из Ниневийской библиотеки было составлено на двух языках. Уже Хинкс, Опперт и Раулинсон заметили, что клинопись изначально не рассчитана на семитский язык: во-первых, знаки следуют слева направо; во-вторых, они во многих случаях читаются односложно; в-третьих, их названия не соответствуют семитским именам изображаемых предметов. Тогда вспомнили о существовании клинописных словарей с надписями трех видов, и оказалось, что каждое семитское слово в них комментирует слово, записанное той же клинописью, но на непонятном языке. Неужели клинопись изобрели не семиты? И если не семиты, то кто? Как назывался этот народ, когда он жил и почему о нем ни словом не упомянуто в Книге книг? К разрешению этой проблемы приступили лучшие филологические умы Франции и Германии. В результате сложилось две точки зрения».

17 января 1869 г. в Париже филолог Ю. Опперт представил свой доклад на заседании Общества нумизматики и археологии, в котором высказал довольно смелую мысль о том, что народ, придумавший клинопись, - шумеры. В доказательства он приводил некоторые эпитеты, которыми называли себя ассирийские цари, называвшие себя «царями Шумера и Аккада». Опперт рассуждал, что раз Аккад связан с семитским народом Месопотамии (в то время этому были уже документальные подтверждения), значит, Шумер был местом происхождения несемитского племени, которое придумало клинопись. Так же эта теория нашла отражение и в словарях, в которых было найдено выражение «шумерский язык», синонимом к которому являлось словосочетание «язык прорицаний». В своих рассуждениях Опперт пошел дальше: «анализ структуры шумерского языка привел его к выводу о его близком родстве с турецким, финским и венгерским языками,- блистательное проникновение в структуру языка, который еще двадцать лет назад не существовал для научного мира». Тем не менее, ученые решили, что шумерский язык древнее аккадского и что для аккадцев он выполнял такую же роль, что греческий для римлян и латынь для средневековой Европы. Однако появилась интересная мысль о том, что название Шумер не связано с территорией, о которой говорил, Оперт, и это не было самоназванием шумеров. В доказательство можно привести несколько точек зрения. Например, известный немецкий шумеролог XX в. А. Фалькенштейн, выдвигает гипотезу, что слово Шумер - искаженная семитская форма шумерского названия территории, где находился храм шумерского бога Энлиля. Другая точка зрения была у датского шумеролога А. Вестенхольца. Шумер - это искажение словосочетания Ки-эме-гир («земля благородного языка»; именно так называли свой язык шумеры). Итак, мы видим, что однозначного ответа, откуда произошло название Шумер, до сих пор нет.

Тем не менее, существовало другое понимание происхождения клинописи. Его выдвинул известный всему миру выдающийся семитолог Иосиф Галеви в 1874 г. Он отстаивал мнение, что семиты придумали клинопись, а непонятный язык - это всего лишь тайнопись вавилонских жрецов. Однако эта абсурдная точка зрения была опровергнута, когда французский консул в Ираке Эрнест де Сарзек раскопал шумерский город Лагаш, который был совершенно непохож на семитское поселение. Об этом пишет В.В. Емельянов: «Клинопись этого города была близка к рисунку, а статуи изображали бритоголовых безбородых людей среднего роста, с носами арменоидного типа, с довольно короткими конечностями, но зато с большими ушами и глазами». После этого открытия исследования шли быстрыми темпами: открыли священный центр шумеров город Ниппур, а затем и город Ур. И по сей день, ведутся раскопки шумерских городов учеными и археологами из разных стран.

Нельзя обойти стороной и человека, который первым в мире написал книгу «История Древнего Востока». Им был филолог и нумизмат Француа Ленорман, который попытался дать характеристику грамматике шумерского языка. Однако он не знал, как назвать этот несемитский язык и по ошибке назвал его «аккадским», но это не умаляет его достижений в сфере изучения шумерского языка.

Результатами всех, более чем столетних, исследований стали два многотомных словаря: на английском языке, издается Институтом востоковедения Чикагского университета, и на немецком - под международным патронажем.

Благодаря исследованиям ученых, миру постепенно становилось известно о древних жителях Месопотамии, а у археологов в руках оказывалось все больше и больше глиняных «книг», которые находили под песками пустынь Ближнего Востока.

Изучение шумерского языка продолжается и сегодня, но все же остается загадкой происхождение, как самих шумеров, так и шумерского языка. По поводу последнего было выдвинуто множество мнений. Одна гипотеза принадлежит И.М. Дьяконову. Он предполагал, что шумерский язык может быть родственным языкам народов мунда (северо-восток Индостана), являющихся наследниками древнейшего доарийского населения Индии. По этому поводу В.В. Емельянов говорит, что «его предположение может быть отчасти подтверждено сообщениями шумерских источников о контактах с землей Арата - аналогичный населенный пункт упоминается и в древнеиндийских текстах ведического периода». И в подтверждение того, что это только теория, В.К. Афанасьева отмечает: «шумерийцы до сих пор остаются одними из наиболее загадочных жителей земли. Мы знаем, что они пришли в Двуречье, но не знаем откуда. Мы знаем их богатейшую литературу, но до последних лет ни среди мертвых, ни среди живых языков не удавалось отыскать для них не то, что близкого, даже далекого родственника. Все же исследования и изыскания продолжаются, изучение шумерской фонетики медленно, кропотливо и неуклонно движется, и, возможно, в этой области нас ожидают в недалеком будущем большие открытия. Так, удалось наметить возможности типологического (но только типологического!) сближения шумерского с кетским на Енисее и с языком одного из племен горного Афганистана. Появилось предположение, что, скорее всего шумерийцы пришли откуда-то с Востока и, возможно, долгое время их обитания были глубинные области Иранского нагорья. Насколько справедливы эти гипотезы, покажет будущее».

Поэтому с 1889 г. шумерологию принимают как самостоятельную дисциплину, и термин «шумерский» принимают для определения истории, языка и культуры этого народа.



Рассказать друзьям