Сюжетно ролевые игры. Сценарии сюжетно-ролевых игр на современную тематику

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ролевые игры для детей - это игры у которых есть предлагаемый сценарий или сюжет, который определили сами играющие. Роли утверждаются за участниками.

Сказка "Репка"

Выбираются 7 участников. Раздаются роли: Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка. Замечательно, если есть головные уборы-маски.
Тексты (пишутся заранее на плотной бумаге и раздаются участникам) для персонажей:
Репка говорит фразу: Оба-на! Дед: Ох, устал! Бабка: Иду-иду! Внучка: Че, пристали! Жучка: Жизнь моя собачья, гав-гав! Кошка: Тебя я понимяу, мяу-мяу! Мышка: Ну вы, блин, даете!
Ведущий рассказывает сказку «Репка». Актеры выходят по одному из-за «кулис». Как только ведущий упоминает тот или иной персонаж, то тот произносит свой текст.
Например: ведущий начинает: «Жил был дед». Дед говорит: «Ох, устал!» Ведущий: «Посадил он репку». Репка: «Оба-на!» и т. д.
Ведущий рассказывает всю сказку до конца, а задача актеров вовремя реагировать на текст сказки и говорить только одну фразу - свой текст.

Сказка «Колобок»

Выбираются 7 участников. Принцип игры такой же, как в предыдущем варианте.
Дед: Что-то есть хочу!
Бабка: А муки-то нет!
Колобок: А вот, и я!
Заяц: Какой ты кругленький!
Волк: Колобок, колобок, я тебя съем!
Медведь: Отойди, мелюзга!
Лиса: Я так плохо слышу!
Текст сказки: Жили-были дед (что-то есть хочу!) и бабка (а муки-то нет!).
Как то сидел на печи, а потом говорит дед (что-то есть хочу!). А ему отвечает бабка (а муки то нет). Как нет, говорит дед (что-то есть хочу). Пошла бабка (а муки то нет) поскребла по сусекам, по амбару помела и наскребла немного. Замесила бабка (а муки то нет) тесто, печку истопила и испекла колобок (а вот и я). Взяла бабка (а муки то нет) колобок (а вот и я) и положила на подоконник остывать. А колобок (а вот и я) прыг за окно и покатился себе по тропинке, да за околицу. Катится колобок (а вот и я) катится, а навстречу ему заяц (какой ты кругленький). Посмотрел колобок (а вот и я) на зайца (какой ты кругленький). А тот посмотрел на эдакое чудо и говорит заяц (какой ты кругленький) развернулся и дал деру. А колобок (а вот и я) покатился себе дальше. А навстречу ему серый волк (колобок, колобок, я тебя съем). Испугался колобок (а вот и я) и покатился в другую сторону. А навстречу ему косолапый медведь (отойди, мелюзга). Но не уступает колобок (а вот и я). Увидел круглое чудовище и испугался медведь (отойди, мелюзга) и убежал. Только вдогонку крикнул ему колобок (а вот и я).И откуда ни возьмись, появилась из лесу хитрая лиса (я так плохо слышу). И тогда наш главный герой понял, что лиса (я так плохо слышу) плохо слышит и тогда сказал колобок громко (а вот и я). А хитрая лиса (я так плохо слышу) подобралась еще ближе к колобку (а вот и я). Но тут, откуда ни возьмись, появился дед (что то есть хочу) и бабка (а муки-то нет) и обрадовались новоиспеченному внучку колобку (а вот и я). На этом сказке конец, а кто слушал молодец.

Ролевая игра Птички

В игре могут принимать участие от 5 до 15 человек. Перед началом игры определяем, кто какой птичкой хочет быть. Изготавливаем гнезда из картона и разбрасываем по полу или в качестве гнезд могут служить стулья. Гнезд должно быть на одно меньше, чем участников. Для большей зрелищности игры можно изготовить крылышки на руки. Как только начинает звучать музыка «птички» разлетаются по «лесу». Музыка неожиданно прекращается, и птички занимают место в свободных гнездах. Кто не успел занять место в гнездышке, выбывает из игры. В игру также можно ввести «куницу», которая будет воровать гнезда, и переносить их с одного места на другое, тем самым усложняя игру - эмоциональный эффект от этого усиливается.

Ролевая игра Путешествие

В игре может принимать участие весь класс или группа.Выбирается «машинист» поезда и маршрут движения - куда едем: в Крым, в Турцию, Индию и т.д. Дети становятся паровозиком - берут впередистоящего за плечи, звучит музыка - «ламбада» и поезд отправляется в путь. На каждой станции поезд необходимо перецепить (ведущий-диспетчер объявляет, за какие части тела мы берем стоящего впереди: талию, нос, уши, колени) - меняем положение рук и едем дальше. На пути встречается препятствие - тоннель (большая резинка растянутая и перекрученная наперекрест перед поездом). Дети с удовольствием пролезают в паутине резинки.

Игра Пузырь

Дети берутся за руки в хоровод.
По команде ведущего:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Расходятся в стороны, держась за руки. После того как ведущий сказал: «лопнул пузырь» - дети садятся на корточки и ждут повторения слов ведущего, затем опять берутся за руки и все повторяют. Как вариант: дети не бросают руки со словами: Ш-ш-ш-ш! - сходятся к центру круга.

Ролевая игра Краски

В самом начале, нужно определиться - какими красками (участники) будет рисовать живописец (ведущий). Выбираем цвета и начинаем играть: живописец становиться напротив палитры (участники, стоящие в одну шеренгу). Когда ведущий говорит: «Карандаш» - участники поднимают одну руку вверх, «Кисть» - начинают махать руками в стороны, «Краски» - закрывают лицо руками. При слове «палитра» все краски поднимают руки вверх. Когда «живописец» называет какую-либо краску, она должна быстро подбежать к ведущему и дотронуться до него рукой. Ведущий очень быстро меняет команды. Задача не медлить и правильно и вовремя реагировать на реплики «живописца». Кто перепутал команды или слишком медлил, выходит из игры.
Для детей постарше можно придумать рассказ со словами, как в первой и второй игре.

Сюжетная игра Кинотеатр

Игра происходит между двумя командами. Задание дает «режиссер» - ведущий: необходимо разыграть сюжет известного художественного фильма. Дается время на подготовку двум командам одновременно.После того, как «фильм снят» одна команда показывает другой. Та в свою очередь, угадывает - какой фильм они посмотрели. Затем выступает вторая «труппа».

Угадай мелодию

Ведущий- «композитор» приглашает к себе одного участника - «музыканта». Шепчет на ухо ему название известной песни. Или дает прослушать в наушниках таковую. Затем «музыкант» должен «прохлопать» руками мелодию этой песни. Слушатели должны угадать ее.

А звезду слабо?

Это игра - пародия на известные «звездные группы» и эстрадных исполнителей. Записываются песни любимых звезд. Готовятся элементы одежды, парики и атрибуты тех артистов, которых вы собираетесь пародировать. Можно в качестве микрофонов использовать чупа-чупсы. Помещение, в котором будет проходить концерт, условно делиться на зрительный зал и сцену. Звучит музыка - и вы на концерте звезд эстрады.

Сюжетно - ролевая игра Наседка и цыплята

В игре может принимать участие вся группа или класс. Ведущий - «наседка» руководит процессом. Между двух стульев привязывается веревка на высоте 40-50 см. На одной стороне находятся «цыплята», которые вышли во двор зернышек поклевать, на другой стороне - за забором их поджидает опасность - лиса. «Наседка», пока нет опасности, предлагает цыплятам травку пощипать за забором. При этом она говорит: «Ко-ко-ко» и все «Цыплята» устремляются под веревкой выбраться на другую сторону. Беззаботную прогулку прерывает сигнал ведущего: «Лиса!». И все «цыплята» быстро убегают под веревкой.

С чего начинаются ролевые игры

Именно взрослые помогают постигать ребенку мир, окружающие его предметы и явления. Родители, бабушки, дедушки, няни и гувернантки обучают детей очень многим навыкам: одеваться, кушать самостоятельно, умывать, читать, считать и многое другое.

Играть в игры детей также, особенно в младшем возрасте, учат взрослые. Сначала ребенок постигает самые простые детские игры: с погремушкой, с куклой, с мягкими игрушками-животными. Малыш учится «общаться» с игрушками, проявляя фантазию.

Когда дети подрастают, они получают и усваивают больше информации о разных профессиях и разных видах деятельности. Они начинают понимать, как дворник подметает улицу, как продавец рассчитывает покупателя в магазине, как доктор лечит людей. Прежде всего, ребенок копирует действия тех людей, которые его окружают – свою семью.

Когда ребенок начинает играть в ролевые игры , он представляет, что его игрушки – это взрослые предметы. Кроме подходящих игрушек, нужно еще, чтобы ребенок хотел проявлять свою самостоятельность, и чтобы излишняя опека этому не препятствовала. В разумных пределах, ребенок должен проявлять свою индивидуальность и свое мнение.

Если вы заметили, что ваш ребенок не любит ролевые игры, или он плохо в них играет, возможно, пора задуматься – не слишком ли вы угнетаете его самостоятельность. Именно это качество позволяет лучше развивать творческие задатки ребенка. Потому что детская ролевая игра – это, в первую очередь, самостоятельная деятельность малыша!

Ролевая игра«Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Попросите двух исполнителей выйти и австать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1.Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2.Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3.Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4.Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

Ролевая игра «Дискуссия со скрытыми ролями».

Цель: развить умение определять стили поведения при взаимодействии, их эффективность при принятии решений.

Количество участников: до 20 человек.

Ход занятия:

Из группы приглашаются для участия пять студентов, которые располагаются внутри круга, образуемого группой. Остальные студенты наблюдают.

Участники дискуссии получают карточки с записанными на них инструкциями. Показывать инструкции нельзя. Группа должна догадаться о роли, которую исполнял студент.

Роли:

«Организатор» - обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает высказаться еще не высказавшихся. Задает уточняющиеся вопросы, заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные итоги. Свою позицию высказывает последним.

«Спорщик» - «я спорю потому, что я спорю». Встречает «в штыки» любое предложение, любое высказывание.

«Оригинал» - иногда, время от времени, выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с существом предложения не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В общем споре участвует вяло.

«Заводила» - с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не склонен кого-либо слушать, если чужое мнение не совпадаетс его собственным. Эмоционален, напорист. Эмоции, хотя и чрезмерные, но в основном положительные.

«Соглашатель» - соглашается со всеми.Первым поддерживает любое высказывание. Для него главное – не поиск лучшего решения, а мирное, бесконфликтное общение участников дискуссии.

Тему для обсуждения можно предложить любую, например:

Надо ли в вузах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме;

Каковы причины популярности бороды среди достаточно большого количества мужчин;

Как наиболее эффективно вести борьбу за трезвость.

Упражнение Интервью».

Цель:проанализировать имеющийся социальный опыт взаимодействия; развивать умение социального поведения в группе.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Педагог раздает студентам роли.

Их задача – отвечать на любые каверзные вопросы от имени персонажа.

Все остальные играют роли «дотошных корреспондентов радио и телевидения, газет и журналов».

Роли:

1.«Агрессор» - все решает с позиции силы, держит группу в страхе, не скрывает от окружающих своих неприглядных поступков, груб, считается только с силой, превосходящей его собственную. Не может пройти мимо слабых, не задев их.

2.«Жертва» - что бы ни делал, ничего не получается, все привыкли к этому и ждут от него промахов. В конфликте защищается слабо, неубедительно.

3.«Шут». Его цель – рассмешить любой ценой. Окружающие ждут от него реплик, смеются любой его шутке.

4.«Любимчик» - старается выглядеть как можно более привлекательно, хочет убедить всех в своей компетентности, в личной свободе.

5.«Примадонна» - всегда в центре внимания, все хотят с ней дружить, всем льстит ее внимание. Красива, элегантна, завидует чужим успехам.

6.«Примерный ребенок» - демонстрирует послушание педагогам, уважение, лояльность, всегда вежлив, со всеми ровен, предупредителен.

7.«Облезлая кошка» - неразборчива в друзьях, интересах, пристрастиях, равнодушна к учебе. Имеет неряшливый вид при наличии супермодныхаксессуаров.

8.«Сиротинушка» - все его жалеют, причины могут быть разные: болезни, тяжелое семейное положение. С видом стоика рассказывает о своих бедах. Ему все помогают, покровительствуют, он все принимает как должное.

9.«Эрудит» - любит поражать окружающих своей осведомленностью, к друзьям снисходителен, стремится подчеркивать разницу в знаниях. Презирает грубую физическую силу.

10.«Леди» - холодная, высокомерная, имеет ограниченный круг общения, со всеми, кто не входит в этот круг, держится высокомерно.

Упражнение «Дипломатический прием»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии с социальным окружением.

Количество участников: до 15 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Студентам необходимо стать в круг и рассчитаться: «Первый – второй, первый – второй…». Все первые номера обретают в игре статус «деловых партнеров», вторые номера – «дипломатические работники».

Педагог обрисовывает ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту делового партнера, с которым хотите подписать выгодный договор. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

Педагог фиксирует время.

Студенты разбиваются на пары и каждая пара начинает разговор.

По истечении пяти минут в группе обсуждаются вопросы: «Кто из деловых партнеров почувствовал искреннее и теплое внимание? О чем вы говорили? В разговоре вы чувствовали себя свободно или скованно?».

Примечание:

Педагог может предложить иную ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту друга, с которым давно не виделись. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

жанна магомедова
Примерный сценарий сюжетно-ролевой игры «Театр»

КОНСПЕКТ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

К ШКОЛЕ ГРУППА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ТЕАТР »

МБДОУ №41

Воспитатель : Магомедова Ж. Р.

КОНСПЕКТ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ТЕАТР »

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Закрепление представлений детей о театре .

Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры ; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.

Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах.

Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. 6. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника : умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Развитие умения творчески развивать сюжет игры .

Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах. Развивать речь, воображение и творчество.

Предварительная работа :

*предложить родителям сходить с детьми в театр ;

*беседа об театрах нашего города , как культурных учреждениях;

*рассматривание открыток с театрами города Кемерово ;

*беседа о правилах поведения в театре ;

*чтение сказки «Жихарка» и рассказывание по ролям;

*изготовление атрибутов для игры : ширма и оформление ее, билеты, номера для мест, маски для актеров, афиша, деньги, окошко-касса, вывеска «буфет» , пошив фартука и пилотки для буфетчицы.

Предметно-игровая среда.

Оборудование :

*реквизиты для спектакля - ширма, печь, лопатка, лавка, стол, ложки деревянные, чашки деревянные, чугунок, половник, элементы костюмов;

*реквизиты для буфета - вывеска «буфет» , касса, деньги, продукты (пирожное, шоколадки, соки, конфеты, фартук, пилотка, кукольная посуда (чашки, чайники, блюдца, поднос, цветы;

*реквизиты для кассы - окошко-касса, калькулятор, деньги;

*реквизиты для контролера - стулья, номера.

Подготовка к игре :

Кукольный спектакль, чтение и рассматривание иллюстраций о театре , изготовление с детьми атрибутов для театра .

Игровые роли :

Администратор, кассир, билетер, буфетчица, артисты, зрители.

Игровой материал :

Касса, театральные билеты , афиша, пригласительные билеты, ширма, большие таблички : «ТЮЗ» , «БУФЕТ» , «ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ» , «КАССА» ; игрушечная посуда, муляжи продуктов, мебель, деньги, стулья, где отмечен ряд и место, декорации, колокольчик, мягкие модули, костюмы, маски, аудиозапись «Пение птиц» , иллюстрации театров г . Перми, портреты артистов и композиторов, иллюстрации к сказкам.

Примерное развитие сюжетно-ролевой игры «Театр » :

Воспитатель : «Дети, что вы увидели сегодня необычное, когда зашли в группу» ?

Дети : «Афишу» !

(Дети читают)

Воспитатель : «Как вы думаете, для чего нужна афиша?

Дети : «Для того чтобы мы знали, что будет спектакль и на него пришли.

Воспитатель : «А как называется, то учреждение, где идут спектакли» ?

Дети : «Театры » .

Воспитатель : «Театры бывают разные : ОПЕРНЫЙ, ДРАМАТИЧЕСКИЙ, БАЛЕТ. А ВЫ В КАКОЙ ТЕАТР ХОТИТЕ ПОИГРАТЬ ? (ДРАМАТИЧЕСКИЙ, ТАМ, ГДЕ РАЗГОВАРИВАЮТ)

Воспитатель : «Ребята, а какие вы знаете театры в Махачкале » ? (Русский драматический им. Горького», «Аварский театр » , «Кумыкский театр » , Филармония – там проходят концерты.

Воспитатель : «Ребята, театр - это культурное учреждение и вести себя там нужно культурно. А вы хотите поиграть в театр »?

Дети : «Хотим!

Воспитатель : «Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать» ?

Дети : «Распределить роли» .

Воспитатель : «Давайте с вами вспомним, кто работает в театре » ?

Дети : «Контролер, кассир.

Воспитатель : «Какие обязанности выполняет контролер?

Дети : «Ставит стулья в ряды, вешает на них номера, проверяет билеты у зрителей, помогает найти им свое место.

Воспитатель : «Кто будет контролером? Пожалуйста, иди готовь свое рабочее место.

Воспитатель : «Акакие обязанности у кассира?

Дети : «Кассир продает билеты» .

Воспитатель : «Кто будет кассиром? Занимай свое рабочее место» .

Еще кто работает в театре »? Билетер)

Воспитатель : «Он проверяет билеты на входе в театр ? (Выбирается ребенок на роль билетера.

Выбирают ребенка на эту роль.

Воспитатель : «Без кого не может быть театр и почему » ?

Дети : «Без артистов, они показывают спектакль. Артистами будут …

(Артисты, заранее подготовленные дети проходят за ширму, одеваются.)

Воспитатель : «А мы с вами будем зрителями. Что мы будем делать в игре» ?

Дети : «Покупать билеты, занимать свои места, хлопать в ладоши, дарить цветы артистам, дарить цветы».

Воспитатель : «Давайте приведем себя в порядок, поправим прически и поедем в театр . На чем поедем»?

Дети : «На автобусе» .

(Воспитатель предлагает одним детям цветы и пройти к автобусу. Шофер и кондуктор берут свои атрибуты, пассажиры занимают воображаемые места, автобус едет. Поют песню «По горным дорогам»

Воспитатель ведет беседу о поведении в театре .

Водитель объявляет : «Остановка - театр » , аккуратно выходите из автобуса, не толкайтесь, мальчики пропускают девочек».

Воспитатель : ««Вот, мы с вами и пришли к театру . Посмотрите, как

называется театр »? (Русский драматический им. М. Горького)

Скоморох 1 : «Слушайте! Слушайте» !

Скоморох 2 : «Слушайте! Слушайте» !

Оба скомороха : «И не говорите, что не слышали» !

Скоморох 1 : «У нас сегодня представление!

Скоморох 2 : «Всем на удивление» !

Скоморох 1 : «Люди, гости, что стоите!

Скоморох 2 : «В гости к нам в театр спешите » !

Оба скомороха : «Плата за представление – ваше хорошее настроение» !

Воспитатель и Дети : «Спасибо за приглашение! Ребята занимайте свои места. Сказка начинается.»

Звенит первый звонок, второй звонок.

Дети –зрители проходят в «зал» , дают билеты контролеру, другой контролер провожает зрителей. Зрители занимают места в зале.

Звенит третий звонок.

Показ сказки детьми «Красная шапочка»

Сказочница1 :Девочка в лесу живет,

И танцует, и поет!

Любят дети все и ждут,

Красной шапочкой зовут!

Сказочница2 :С мамой здесь живет одна,

Любит бабушку она!

Поудобней, гости сядьте

И внимательно смотрите!

Вместе : Это присказка, не сказка!

Сказка будет впереди!

На переднем плане несколько деревьев, домик, рядом гремучий лес в конце леса домик. На сцену выходят рассказчики .

Рассказчик :Жила была одна маленькая девочка. Мама и бабушка ее очень любили. Вот как-то ко дню рождения бабушка сшила внучке подарок – красную шапочку. Девочке так понравилась красная шапочка, что она всюду в ней ходила. Люди из деревни так и прозвали ее, Красная Шапочка.

(Из домика выходит мама и Красная шапочка)

Мама : сходи-ка Красная Шапочка проведай бабушку, отнеси ей пирожков и горшочек с маслом. Да узнай, дитя мое, здорова ли она!

Красная Шапочка : Хорошо, матушка, схожу, проведаю.

Рассказчик : Идет Красная Шапочка песни поет, цветочки собирает, вот подходит она к лесу, а навстречу ей Серый волк.

Серый волк :Стой девочка. Как тебя зовут?

Красная Шапочка : Я Красная Шапочка, не пугай меня серый.

Волк : Куда направляешься Красная Шапочка?

Красная Шапочка : Я иду к бабушке. Она живет одна, хочу ее навестить.

Волк :(нюхает) А что у тебя в корзинке?

Красная Шапочка : А это пирожки. Мама напекла, я несу к бабушке. Ой, ты наверное голодный. Угощайся!

Волк :(берет осторожно) Вот спасибо. (Жадно ест) .

Красная Шапочка :Ну, я пошла?

Волк кивает (шепчется, уходит) .

Рассказчик : А волк наелся и подобрел.

Волк : Ух, наелся. Вкусно. Добрая девочка. Ой, она одна в лесу. Пойду-ка я ее провожу. А то мало ли чего. Стой, стой Красная Шапочка.

Красная Шапочка : Чего тебе Серый?

Волк :Ты меня накормила. Давай я тебя провожу.

Красная Шапочка : Давай.

Рассказчик : Вот они вместе Волк и Красная Шапочка пошли к дому бабушки вместе.

Красная Шапочка :Ну вот и пришли, спасибо тебе волк за то, что проводил!

Волк :(грустно) Ну, если я тебе больше не нужен? Я пошел.

Красная Шапочка :Погоди, погоди волк, а давай с тобой дружить?

Волк :Дружить!

Красная Шапочка : Да.

Волк :Давай.

Красная Шапочка :Пошли со мной к бабушке. Она у меня очень добрая.

Рассказчик : Пошли Волк и Красная Шапочка в дом к бабушке, а бабушка, увидев волка со стула, так и грохнулась. Ну и грохот стоял в доме.

(Стук топора) .

Рассказчик :А неподалеку работали Дровосеки (Тук-Тук, Тук-тук)

Дровосек1 :Ты слышал?

Дровосек2 :Да это кажется в доме у бабушки.

Дровосек1 : Пойдем быстрее, посмотрим, может, что случилось?

Дровосек2 :Да быстрее.

Рассказчик :Прибежали Дровосеки к дому бабушки.

Дровосек 1 : Бабушка, бабушка что случилось?

Дровосек2 :Да, что у вас тут за шум?

Бабушка (выходит из дома) : Ой, милочки, все в порядке! Это я старая испугалась волка и со стула упала. А это оказывается друг моей Красной Шапочки. Заходите милые гостями будете. И чай уже подоспел с пирожками. (Выглядывает из окна бабушка)

И вы приходите, и вы приходите. Потом не говорите, что вас не приглашали. Будем чай пить и беседы водить.

Сказочница1 : Вот и сказки той конец,

А кто слушал молодец. (Актеры строятся в ряд)

Сказочница 2 : Когда в мире есть добро,

Все вместе :То и жить в нем хорошо!

На третьем году жизни у детей начинает развиваться сюжетная игра, которая являясь формой детской самодеятельности, имеет собственные законы развития.

Основные линии развития сюжетной игры можно выразить следующей схемой:

Появление ролевого поведения, когда ребенок начинает осознавать себя в роли «другого» и действовать как он, считается высшим этапом развития сюжетной игры у детей третьего года жизни. Этот этап является переходным к полноценной сюжетно-ролевой игре, характерной для детей дошкольного возраста.

Становление игровой деятельности в этом возрасте полностью зависит от взрослого, так как, приходя впервые в детский сад, большинство детей начала третьего года жизни практически не умеет играть.

Поскольку побудительным мотивом, вызывающим игру, является желание ребенка действовать как взрослый, и так же самостоятельно, как он, необходимо создать такую ситуацию, в которой ребенок эмоционально почувствовал бы себя взрослым. Основным приемом создания этой новой позиции ребенка является создание ситуации оказания помощи взрослому. Поддерживать позицию «самостоятельного взрослого» поможет выражение благодарности ребенку за оказанную помощь и подтверждение того, что ребенок действительно выполняет очень важную работу.

Чтобы составить план-сценарий развития сюжетной или ролевой игры у детей третьего года жизни необходимо:

    определить задачи развития игры, решаемые на конкретном этапе с конкретными детьми;

    отобрать из указанных источников и подробно расписать создаваемые игровые ситуации с конкретным обозначением в прямой речи действий взрослого и ребенка.

Приведем фрагмент плана-сценария развития игры «Приготовление пищи»:

Дата проведе-ния

Игровая ситуация

Показать детям, как можно создавать игровую ситуацию

Расположившись рядом с детьми, но не обращаясь ни к детям в целом, ни к отдельному ребенку, начинаю играть сама обозначая словами игровую ситуацию и проговаривая то, что в этой ситуации делаю: «Скоро дети придут с прогулки, а обед у нас еще не приготовлен. Надо суп сварить, котлеты сделать, компот…» Дети проявляют интерес к тому, что я делаю и подходят ко мне. Тогда я обращаюсь к ним: «Времени у меня мало, и я не успею все сделать сама. Может вы мне поможете?» «Сашенька, налей, пожалуйста, воду в кастрюлю и поставь ее на огонь… Наташа, может быть ты поможешь мне помыть морковку, картошку?» … и т.д.

План-сценарий разрабатывается на две недели самостоятельной работы студентов. В нем предусматривается проведение целенаправленной работы по развитию игры не меньше двух раз в неделю. В течение этого времени должно быть решено не менее двух задач. Выбор задач зависит от степени развития сюжетной игры детей.

В процессе самостоятельной работы с детьми можно решать следующие задачи развития игры:

    показать детям, как можно создавать игровую ситуацию;

    привлечь детей к выполнению игровых действий;

    учить детей решать простые проблемы, связанные с обыденной жизнью;

    создать новую позицию ребенка, в которой он эмоционально почувствовал бы себя взрослым;

    учить детей строить тему игры «Кормление»;

    учить детей сроить тему игры «Приготовление пищи»;

    формировать игровые действия с предметами-заместителями и изобразительные игровые действия;

    учить детей объединять две темы в один сюжет;

    развивать у детей умение понять и принять на себя роль «другого» (взрослого, животного, предмета).

Завершается деятельность студента-практиканта по развитию сюжетной игры детей 3-го года жизни анализом, который проводится в графе, предусмотренной планом-сценарием.

Ориентироваться в вопросе обучения детей умению строить тему игры поможет таблица, взятая из методических указаний Л.Г. Лысюк и З.Р. Железняковой «Как развить игру у детей 2-3 лет». В ней представлены предметы, их свойства и действия с предметами, на основе которых строятся различные игровые темы.

Примеры игровых тем

Предметы и их свойства

Игровые действия

Кормление

кормить можно: кашей, картошкой, мясом, супом, салатом, хлебом, бутербродами, различными напитками и т.д.; они могут быть: теплыми, холодными, горячими, солеными, сладкими, кислыми, в них может чего-то не хватать или быть в избытке

поставить или убрать посуду, продукты; положить сахар, соль, добавки; покормить взрослого, другого ребенка, поесть самому; принести из холодильника или шкафа то, чего не хватает и пр.

Приготовление

вода, молоко, овощи, фрукты, крупы, хлеб, мясо в разных сочетаниях; предметы, необходимые для приготовления пищи: плита, доски разделочные, ножи, вилки, ложки, терка, мясорубка, кастрюли, сковорода и т.п.

вымыть и почистить овощи, фрукты; нарезать хлеб, сыр, колбасу, овощи; набрать воды в чайник, кастрюлю, зажечь плиту; поставить на плиту кастрюлю; положить в воду мясо, овощи; пожарить мясо, котлеты; замесить тесто; испечь торт и пр.

Мытье посуды

посуда, мочалки, щетки, кран, мыло, полотенце, кухонный шкаф

очистить посуду от остатков пищи; открыть кран; попробовать температуру воды; потереть чашку, кастрюлю мочалкой; промыть под струей воды; вытереть, сложить и пр.

термометр «исправный – неисправный»; таблетки и витамины «горькие, кислые, сладкие»; мазь, вата, бинты, присыпки, шприцы, фонендоскоп, горчичники …

измерить температуру, пойти к врачу; сделать укол, поставить горчичники, принять таблетки, запить их водой, прослушать больного, посмотреть горло, наложить повязку, вызвать врача …

продукты питания, предметы домашнего обихода, подарки, цветы, игрушки; деньги, сумочки

пойти в магазин; купить что-либо, заплатить деньги; съездить в магазин, на рынок, в аптеку

Одним из важных направлений деятельности воспитателя по формированию игры детей в 1-ой младшей группе является развитие у малышей умений понять и принять роль, сотрудничать по содержанию игры.

Развитие умения понять, принять роль и действовать в соответствии с ней позволяет перевести игру трехлетних детей на более высокий уровень, превратить ее в сюжетно-ролевую.

С этой целью используются следующие методы приемы взаимодействия воспитателя с детьми:

Обозначение взрослым себя образом «другого» («Я – мама- лиса»)

    показ детям способов принятия образа «другого».

    раскрытие образа «другого» через особенности внешнего вида, образа жизни и выполнение соответствующих игровых действий (У меня есть ушки - вот какие, носик – вот как я им нюхаю, есть еще большой, красивый, рыжий хвост – им я заметаю следы, Я живу в лесу, в норе, очень люблю выслеживать зайцев, мышей, ими питаюсь);

    рассказ-мотивация как способ побуждения детей к принятию роли «другого» («Я – мама лиса, пришла с базара к себе домой, в норку, а все мои детки-лисята разбежались. Мне очень грустно без моих лисят. Ребята, кто хочет стать моим лисенком?»);

    содействие детям в принятии на себя роли «другого»? («Вы мои лисята? И Петя, и Машенька, и Лида? Как здорово! Лисята, а где у вас ушки? А носик, а большой, красивый, пушистый хвост?»);

    эмоциональное комментирование игровых действий каждого ребенка, поощрение детей, обозначивших свои роли словом, атрибутами;

    совместные игры взрослого с детьми;

    разделение действий, обмен действиями, создание ситуаций, когда один ребенок выступает для другого объектом действия.

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Автомастерская» Для старшего дошкольного возраста

Цель: Отражение в игре сюжетов, связанных с деятельностью и взаимоотношениями людей в автомобильной мастерской.

Задачи:

  • Расширить представления детей о труде автослесаря, автомойщика, автозаправщика.
  • Организовать развивающую среду для активной самостоятельной творческой игры детей на тему автомобильной мастерской (атрибуты, схемы-алгоритмы, тематические альбомы).
  • Пробудить игровое творчество детей, желание вносить в игру новое.
  • Упражнять детей в придумывании новых сюжетов, ролевых диалогов, элементов игровой обстановки.
  • Учить использовать в игре разнообразные постройки и предметы, связанные с автомобильной мастерской.
  • Учить детей самостоятельно договариваться друг с другом об общем игровом замысле.
  • Стимулировать дошкольников к созданию и использованию в игре игрушек самоделок (самодельные талоны на бензин, бутафорские продукты для кафе, водительские удостоверения, макеты диагностических приборов и др.)
  • Поощрять умение детей общаться по поводу игры (называть свою роль, определять словесно изображаемые события).

Оборудование:

  • Наборы слесарных инструментов,
  • макеты приборов диагностики неисправности автомобилей,
  • губки и флаконы для мойки автомобилей,
  • макет автозаправочной установки с гибким шлангом,
  • игрушки - «руль»,
  • бутафорские деньги,
  • «водительские удостоверения»,
  • фартуки и нарукавники темного цвета,
  • атрибуты для «дорожного кафе» (бутафорская кофеварка, кукольная посуда, бутафорские продукты и т.п.),
  • тематические альбомы по теме «Транспорт», журналы об автомобилях,
  • схемы с образцами постройки автомобилей из стульев, крупного строителя и др.
  • схемы «Игровые ситуации»;
  • схемы «Развитие сюжета»
  • макеты автомобилей, сделанные из обручей,
  • фуражки водительские.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание тематических альбомов «Транспорт», «Автомастерская».
  2. Экскурсия в автомастерскую.
  3. Беседа о работе автомастерской.
  4. Игры-имитации «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (на тему автомастерской).
  5. Изготовление атрибутов к игре.
  6. Конструктивные игры «Построй автомобиль», «Угадай, какой автомобиль я построил» и др.
  7. Режиссерские игры с машинками и игрушками «Автомастерская» (отработка диалогового взаимодействия).
  8. Игровые задания в уголке ИЗО «Почини (дорисуй) сломанный автомобиль», «Мастерская по покраске автомобилей», «Придумай необычную раскраску автомобиля».
  9. Лепка «Автомобили, автомобили буквально все заполонили!» (Схемы с пошаговой инструкцией для самостоятельной лепки).
  10. Игры на внимание «Какой части автомобиля не хватает в рисунке?».
  11. Школа вежливых наук «На заправочной станции», «В придорожном кафе», «Автомобильный слесарь и водитель» и др.
  12. Подвижная игра «Таксисты» (с обручами).


Игровые роли:

  • Слесари автомастерской
  • Водители
  • Пассажиры
  • Официанты придорожного кафе
  • Работники автозаправочной станции
  • Мойщики машин


Основной сюжет:

Оборудуется «Автозаправочная мастерская»:

  • слесари надевают фартуки, нарукавники, готовят инструменты и приборы;
  • работники автозаправочной станции надевают яркие кепки-бейсболки и устанавливают бензоколонку с гибким шлангом;
  • официанты придорожного кафе надевают униформу (фартуки и кепки) ставят стулья и столик, готовят папки-меню и бутафорские продукты;
  • мойщики машин готовят яркие губки, трубки с рассеивателями, флаконы с моющими средствами;
  • водители строят из стульев или строителя автомобили, можно использовать обручи-макеты автомобилей с фарами и номером, пассажиры занимают места вместе с водителями.

У АВТОМАСТЕРСКОЙ

ВОДИТЕЛЬ: (обращаясь к пассажирам) Мне необходимо заехать в автомастерскую, мой автомобиль неисправен, плохо работает мотор.
(Подъезжает к мастерской, сигналит)
К нему подходит слесарь.

АВТОСЛЕСАРЬ: Здравствуйте, что случилось?
ВОДИТЕЛЬ: Мой автомобиль неисправен, плохо работает мотор.

АВТОСЛЕСАРЬ: Мы обязательно его вам починим. Вы и ваши пассажиры пока могут пройти в кафе, поесть мороженого.

Водитель отдает ключи автослесарю, пассажиры выходят и идут в кафе.

Автослесари с помощью инструментов и приборов определяют неисправность машины и чинят её.

ВОДИТЕЛЬ: ну, что починили?
АВТОСЛЕСАРЬ: Да, мы отремонтировали мотор, но вам нужно заправить бензин, у вас его мало.

Водитель благодарит за работу, расплачивается деньгами или картой, едет на заправочную станцию.

ВОДИТЕЛЬ (обращаясь к работнику заправочной станции): Добрый день! Мне нужно заправить автомобиль бензином.

РАБОТНИК АЗС: Здравствуйте, мы очень рады, что вы приехали именно к нам, у нас самый лучший бензин!
(Заправляет автомобиль.)

ВОДИТЕЛЬ: Спасибо! (Расплачивается)

РАБОТНИК АЗС: я бы посоветовал Вам вымыть машину, она у Вас слишком грязная, даже номера не видно.
ВОДИТЕЛЬ: спасибо, я обязательно её помою. (Направляется на мойку)
МОЙЩИК: Здравствуйте, я вижу, Вы решили вымыть свой автомобиль?
ВОДИТЕЛЬ: да.

МОЙЩИК: у нас есть разные шампуни для машин, какой вы хотите? (С запахом банана, мяты, апельсина или яблока?)
ВОДИТЕЛЬ: я люблю с запахом апельсина.

Мойщик моет автомобиль.

МОЙЩИК: А внутри автомобиля не желаете вымыть?
ВОДИТЕЛЬ: да, конечно.
МОЙЩИК: мы сейчас вымоем, а Вы пока сходите, выпейте кофе в нашем кафе.
ВОДИТЕЛЬ: спасибо, уже иду.

Мойщик заканчивает мыть автомобиль и приводит его к кафе. Водитель благодарит его, расплачивается, приглашает пассажиров продолжить поездку.

В КАФЕ:

Пассажиры проходят в кафе, садятся за стол. Официант приносит им Меню.

ОФИЦИАНТ: Добрый день, что будете заказывать? Вы уже готовы сделать заказ?
ПАССАЖИРЫ: Здравствуйте, мы хотим мороженого. (Рассматривают Меню, делают заказ).
(Официант приносит заказ)

ОФИЦИАНТ: Приятного аппетита. В нашем кафе есть фирменный десерт «Фруктовый микс», рекомендую попробовать.
А куда вы едете, если не секрет?
ПАССАЖИРЫ: Мы едем в гости в другой город.

ОФИЦИАНТ: это далеко, может быть, пообедаете у нас? Еще в нашем кафе пекут изумительные пирожные, мы можем вам упаковать их с собой для угощения ваших знакомых в другом городе.
ПАССАЖИРЫ: да, наверное, нам стоит пообедать, и мы с удовольствием попробуем пирожные.

Варианты игровых ситуаций:

  1. Автомобилю необходимо поменять колесо, фары и т.д.
  2. Семья едет на море, по дороге необходимо проверить исправность автомобиля, заправить его и помыть.
  3. Водитель решил перекрасить свой автомобиль, у него есть эскиз необычной раскраски машины.
  4. Водитель на своем автомобиле попал под огромный град, приехал починить машину.
  5. В автомастерскую приехал мотоциклист.
  6. В автомастерскую пришел робот-трансформер.
  7. В автомастерскую обратился Бетмен, чтобы сделать свой автомобиль летающим.
  8. В автомастерскую обратилась Баба Яга, у неё сломалась ступа.
  9. В автомастерскую приехал Емеля на печке, желает подремонтировать свое транспортное средство.
  10. Передвижная автомастерская.
  11. В автомастерской имеются волшебные виды топлива (автомобиль начинает прыгать, летать, петь, всех смешить и т.п.)

Варианты сюжета:

  1. У автослесаря имеется набор карточек-схем «Неисправности автомобиля».
  2. В автомастерской работают 2 автослесаря. Сначала водитель отправляется на диагностику.
  3. Автослесарь с помощью приборов обследует неисправности автомобиля и выдает водителю карточки с изображением выявленных неисправностей.
  4. Водитель с этими карточками обращается к другому слесарю за ремонтом, масло можно поменять на АЗС, вымыть автомобиль - в «автомойке».

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей 6-7 лет «Будем а армии служить!» (подготовительная группа)

Цель: Способствование военно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи :

  1. Уточнить представления детей о Советской Армии, формировать у дошкольников конкретные представления о солдатах, развивать желание быть защитниками.
  2. Формировать умение творчески развивать сюжет игры, уметь работать в команде. Сочетать в игре разные сюжеты.
  3. Воспитывать в мальчиках желание быть сильными, смелыми, мужественными.

Предварительная работа по обогащению предметно-развивающей среды:

Обогащение предметно развивающей среды шло с привлечением родителей.

  1. Пошив одежды для врачей.
  2. Сбор атрибутов для поликлиники.
  3. Колбочки, пластмассовые стеклышки, трубочки, игрушечный микроскоп.
  4. Таблицы для проверки зрения, баночки с лекарствами, каплями, фонендоскопы (из больницы поломанные), шприцы, трубочки, небольшие баллончики, зеркало отоларинголога, пинцеты.
  5. Каждый «врач» имел свою коробочку с необходимым материалом и оборудованием.
  6. Весь материал располагался в доступном для детей месте и использовался для игры в «поликлинику».
  7. В предверии 23 февраля внесли в группу игрушки с изображением солдат разных видов войск, иллюстрации, игрушки военной техникой.
  8. Материал использовался мальчиками для игр в «Войну»
  9. Родителям в течении познавательной недели предлагалось одевать детей по желанию в военную камуфляжную одежду для создания эмоционального фона.

Для обогащения жизненного опыта

Был проведен просмотр познавательных презентаций о работе врачей, беседы

  • «Если заболели уши, горло»;
  • «Как беречь глаза»;
  • «Если ты заболел».

С детьми просмотрели короткие познавательные видео «на приеме у врача»

Обыгрывание с педагогом небольших сюжетов (сдаем анализы, заболело ухо, проверяем зрение… т.е. совместные игры воспитателя с детьми, наблюдение за играми детей, их ролевыми действиями, ролевыми диалогами).

Просмотрели презентации и побеседовали про армию

  • «Как служат в армии» (жизнь солдат в военном городке: чем занимаются, как спят, как едят, какую одежду носят…);
  • «Будем в армии служить» (о родах войск).

Материал:

  • медицинские карточки с фотографиями мальчиков,
  • повестки для каждого мальчика,
  • костюмы моряков;
  • атрибуты для игры «поликлиника»: «Терапевт», «Окулист», «Отоларинголог», «Лаборатория»;
  • атрибуты для игры «Дом»: посуда, продукты.

Распределены роли (девочки — врачи по наблюдениям воспитателя за игровым сюжетом, ролевым диалогами, остальные девочки – подружки.

Создание игровой ситуации:

Вход почтальона, который вручает мальчикам повестки в армию.

Воспитатель: В армию берут служить только здоровых людей. Поэтому вам надо пройти медкомиссию.

(детям предлагается пойти в поликлинику пройти медосмотр)

Все мальчики в поликлинике проходят по направлениям, полученным в регистратуре, врачей, сдают анализ крови.

После прохождения медкомиссии мальчикам предлагается отдохнуть, сходить к девочкам, которые накрыли для них праздничный стол.

Входит «Генерал», который сообщает, что «все мальчики успешно прошли медосмотр, и могут идти служить в армию. Всех мальчиков взяли служить матросами на большой военный корабль.»

Звучит музыка музыка В. Шаинского «Солдат молоденький», матросы маршируют и садятся в автобус, «Едут» на корабль.

В конце воспитатель говорит о том, что вечером все ребята попадут на военный корабль, и станут служить в армии матросами.

(продолжение сюжета игры).

Пустые пластиковые бутылочки от краски для волос такие аккуратненькие, гладкие, что жалко выбрасывать.

Я все копила их и думала, куда бы их приспособить? Ждали своего часа куски цветной самоклеющей бумаги. Что бы нам из всего этого изготовить? «Разноцветные флакончики» будут как раз кстати!

Заклеим этикетку на флаконе цветной самоклейкой, на крышку добавим круг такого же, как на флаконе цвета, и вот: все готово для увлекательной игры, которую не купить в магазине!

Правила игры просты:

  1. Ребенок играет только под присмотром взрослого!
  2. Вдвоем или втроем играть интереснее!

Ход игры

Итак, разноцветные красные, синие, желтые флакончики попали в любопытные цепкие детские ручонки. Опытные мамы знают: дети все проверяют на прочность. Так и с нашими бутылочками: рано или поздно крышки оказываются открученными. Маленькие экспериментаторы потрудились на славу! Бутылочки отдельно, крышки отдельно.

И вот, теперь начинается главная игра.

Во-первых, можно играя, повторять цвета: подбираем крышку такого же цвета, как и флакончик. Взрослый, под присмотром которого идет игра, ненавязчиво сообщает ребенку название цвета бутылочки («Красная бутылочка! Нам нужна для нее красная крышечка. Нет, посмотри, это не такой цвет. Найди красную крышечку, такую же, как бутылочка»), просит повторить или показать пальчиком этот цвет среди других открученных крышек.

Во-вторых, развиваем координацию, мелкую моторику. Открученные от флаконов крышечки просто необходимо прикрутить обратно, а это уже не так просто. От ребенка требуется масса усердия и терпения для выполнения задания. Задача взрослого – показать, подбодрить и похвалить ребенка.

Если наполнить наши флакончики подходящим наполнителем, то получим «Разноцветные музыкальные флакончики», которые хорошо разместятся в маленькой детской руке. В зависимости от наполнителя флакончики могут быть «шуршащими», «гремящими» или «звенящими».



Рассказать друзьям