Упражнения для дифференциации звуков г и х. Тема: дифференциация согласных г-к

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

Совершенно верно это гусеницы.

Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

Дайте характеристику звуку

“К” - согласный, глухой, твердый

Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” - согласный, звонкий, твердый

Что общего у этих звуков?

Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка - красный и синий круги
  • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

(Ответ №24)

Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Второе задание.

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

вагон, виноград, глобус

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Составление предложений

Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Девочка гонит гусей к реке.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

Пластические этюды

У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

Домашнее задание

Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

III. Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с http://images.yandex.ru
  • Задание 1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

    б) икра, иголка, луга, Игорь, игра.окно, огонь, луга, речка.

    Задание 2. Запишите слоги с буквамиг и к:

    а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино,гулять;

    б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, кли­нок, клеит, кричит;

    в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери;

    г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, вет­ки, клетка.

    Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом:

    Горка - корка; грот - крот;

    гости - кости; икра - игла;

    кол - гол; Галина - калина;

    Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков г, к в названиях этих картинок. Разложите картинки в три колонки по нали­чию звуков г или к, г и к

    Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед); куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грел­ка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

    Задание 5. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите бук­ву г или к над соответствующим слогом. Напишите подсхемой соответ­ствующее ей слово.

    Куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблуки, голуби, сапоги.

    Задание 6, Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

    Задание 7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы г и к разными карандашами.

    Город - городок, игла -..., газета -.... гриб -..., графин - ..., голова- .... голубь- ..., губы- ..., голос - ..., гора- ..., гармонь-...,

    Задание 8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

    Ру... нит... ...зета кочер... ма...зин

    но... бит... ...ражи соба... ру...ва

    ро... сем... ...рета баран... ро...тый

    лу... вет... ...питан лопат... ма...роны

    ре... нор... ...чели бере... бо...тый.

    Задание 9. Закончите слова, добавив сдог ги или ки.

    Но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро... ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад... .

    Задание 10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

    у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с...аз...а, я...од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил.

    Задание 11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к по­явился гласный. "



    Утюг - ... молоток - ... когти - ... листок-... берег-... ногти-... овраг - ... лолог -... локти - ... галстук - ... сапог - ... легкий - ... стог - ... клубок - ... мягкий - ... .

    Задание 12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скоб­ках напишите проверочное слово.

    Сне..., куда...,творо...,пау...,ро..., столби..., замо...,дургшла..., пиджа..., дру... каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу..., клубо..., лу..., четвер....

    Разобрать слова по смыслу: дуршлаг, острог.

    Задание 13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

    Вопросы.

    Что на спине у верблюда? (Характерный признак верблюда.) Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

    Что остается на столе после разрезанного хлеба?

    Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

    Что грохочет во время грозы?

    Как называется зеленый массив в городе?

    Где устанавливают общую телевизионную антенну?

    Чем измеряют температуру?

    Слова для справок: горб, гамак, крошки, погремуш­ка. гром, парк, на крыше, градусником.

    Задание 14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквыг, к разными карандашами.

    Без головы, а в шляпе. Что за зверь зимой холодной Одна нога, и та без сапога. Ходит по лесу голодный?

    Всегда шагает мы вдвоем. Пять мальчиков, Похожие, как братья. Пять чуланчиков;

    Мы за обедом - под столом. Разошлись мальчики А ночью - под кроватью. В темные чуланчики,

    Каждый мальчик Красные лапки В свой чуланчик. Щиплют за пятки, Беги без оглядки.

    Черный, проворный. Маленький, удаленький, Кричит; «Крак!» Сквозь землю прошел, Червякам враг. Красную шапочку нашел.

    Он качалка и кровать. Голубочка бела Хорошо на нем лежать. В дом прилетела. --Он в саду или в лесу Что, где видала, Покачает на весу. Про все рассказала. Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

    Послоговои диктант (с проговариванием слогов).



    Гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки,сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, кружечка, белка, лук, горе, горький.

    Проверочный диктант.

    Буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, калька, глубокий, галька, сапог, пирог, мак, га­мак, рогатый, рог.

    Дифференциация г - к в предложениях

    Тренировочные упражнения

    Задание 1. Закончите Дредложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

    гости - кости Собака грызет....

    К четверг к нам придут....

    горка - корка Гриша любит хлебную....

    В понедельник весь класс ходил на....

    гол - кол Галкин Коля забил в ворота....

    Строители вбили первый....

    галька - калька На море много....

    У копировщицы много.... Галина - калина В саду цветет....

    Катину подругу зовут.... икра - игра Во дворе шла интересная....

    Очень полезна черная....

    Зерно 2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а под­ходящие по смыслу слова из пункта б.

    а) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голу­бая, горячее, красная, красивый, глубокий;

    б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гу­сята, гуашь, колодец.

    Задание 3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквамиг, к. Подчеркните буквыг, к карандашами разного цвета.

    Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день-кормит го­лубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мяг­кой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выс­тупала в голубых майках. Коля забил тол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

    Задание 4. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями. Подчеркните буквыг, к:



    Грозди калины;

    кисти винограда;

    мешок картошки;

    горсть крупы;

    высоко прыгнул;

    скакал галопом;


    кормила голубей;

    грызла кость;

    копал грядки;

    кивнул головой;

    раскрасил гуашью;

    загадал загадку;


    грелся на солнышке;

    катился с горки;

    скакал по дороге;

    качался в гамаке;

    игрдл на скрипке;

    за горизонтом;

    прыгнул через


    Задание 5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквамиг, к. Подчеркните буквы,г, к в этих словах.

    Сегодня на уроке мы отгадывали.... Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует.... На доме развевался красный.... Галя сматывает нитки в.... Замяукал маленький, серенький... .Машина ехала по асфальтовой.... Галя раскрашивает кар­тинку цветными.... В лесу ребята собрали белые... и спелые.... Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с....

    Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните соглас." ные г, к.

    Летнее утро.

    Небо.. .олубое. Бри.. .ада работала на лу.. .у. Люди возили ду­шистое сено и с.. .ладывали его в сто.. .а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачество моло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода... сельс...ие жители и получают дру...ие проду...ты.

    Абачо...-толстячо...

    Ле... на...ряд...у-

    Имолчо.,...

    Он лежит на...ряд...е

    Оловы не поднимая.

    Маленькое и большое.

    Малень...ая Маня Я подумал, ...лядя Малень.. .ой лопат.. .ой На ее работу:

    Бережно вс... опала «Вырастет, наверное, Малень... ую... ряд... у. Малень...ое что-то». Малень...ок семя Но ошибся...реп...о В...ряд...у посадила, Я в своей до...ад...е:

    Малень.. .им забором Вели.. .ан арбузище Е...оо...ородила. Вырос тут на...ряд...е.

    На школьном участке.

    Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ру­чей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...ольни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. Первоклассники помогают старшим ребятам.

    Задание 7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните в них буквыг, к.

    " Какие птицы прилетают весной? Где растут овощи?

    Какой крупнейший после Москвы город находится на реке Неве?

    Куда выезжают ребята летом?

    Кто воркует, а кто гогочет?

    Чем сгребают сено?

    Какая птица кукует в лесу?

    Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

    Задание 8. Составьте предложения из данных слов, изменяяих по смыс­лу.

    Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; колхозники, в, складывать, сено, стог, покрыто, кругом, снегом, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, еревьев; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики,и; скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвраща­ются; дорога, усыпана, вся, галькой; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята.

    Дифференциация г - к в связных текстах

    Тренировочные упражнения

    Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

    Светлана Шкурко
    Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К»

    Тема : Дифференциация звуков [Г] и [К] . Буквы Г и К .

    Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах , словах и фразах; отрабатывать умение четко произносить дифференцируемые звуки ;

    учить составлять слова; закрепить, навыки чтения; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание; тренировать в звуко- буквенном анализе слов ; закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики, координацию речи с движением; учить выслушивать ответы друзей, давать полные ответы; развитие умения анализировать собственную; воспитывать потребность и желание красиво, четко и грамотно говорить.

    Оборудование : звуковая линейка , мячик- ёжик, весенняя веточка, касса букв , цветные карандаши, таблица с заданием «Буквознайка » , игрушка кот.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята.

    Придумано кем - то

    Просто и мудро

    При встрече здороваться

    Доброе утро!

    Доброе утро, солнцу и птицам,

    Доброе утро, улыбчивым лицам!

    Доброе утро мне!

    Доброе утро тебе!

    Я хочу вам пожелать, что бы у вас сегодня было доброе утро и добрый день!

    Доброе утро, Сашенька.

    Логопед кладет свою ладонь на ладошку ребенка. Далее дети здороваются друг с другом.

    II. 1. «Приметы весны» - повторение изученного материала.

    Сегодня замечательный день, он наполнен солнцем, теплом и хорошим настроением.

    Какое у нас время года?

    Каждое время года имеет свои отличительные особенности. Назовите приметы весны.

    Дети- называют приметы весны по цепочке : Весной тает снег. Весной распускаются почки на дереве. Весной просыпаются медведи. Весной просыпаются насекомые. Весной сильнее греет солнце. Весной зайчик меняет шубку с белой на серую.

    Мне понравилось предложение- Весной просыпаются медведи.

    Скажите, сколько в нем слов?

    Дети- В этом предложении три слова.

    2. «Весенняя песенка» - развитие чувства ритма.

    Весной даже дождик нежно стучит по листочкам, по крышам.

    Внимательно прослушайте весеннюю песенку и повторите её ритм, прохлопав в ладоши/ протопав ножками.

    3. Игровое упражнение «Подари звук »

    Весной просыпается природа, звери, насекомые- весь мир вокруг нас наполнен различными звуками .

    Подумайте и назовите тихий звук , который издают предметы или явления природы?

    Каждый ребенок при произношении в ладонях катает мячик- марбл.

    4. Самомассаж. Сопряжённая гимнастика языка и рук

    Текст Движения или статичная поза рук Движения языка

    Однажды пальчики пошли в парк : топ -топ, топ - топ -топ. Имитация ходьбы пальчиков в за-данном ритме, темпе : указательным и средним, большим и указательным Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

    2. Подошли к полянке - ровной-ровной, гладкой-гладкой Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

    3. На полянке - большое дерево.

    Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

    4. Вот его крона Пальцы чуть согнуты Язык тянется к носу

    5. Листья весело играют с ветерком

    Пальцы широко расставлены и по-переменно двигаются. Кисти рас-слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

    Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями) .

    6. У дерева длинные крепкие корни

    Руки «сплетены» в предплечье

    Язык напряженно тянется вниз

    7. На дереве птица свила гнездо. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой» . Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» .

    Язык движется вверх-вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

    5. Дыхательная гимнастика

    Как хорошо весной! Легко и свободно дышится.

    Вдох через нос выдох через рот -1раз.

    Вдох через нос выдох через рот (трубочку) - 3 раза.

    6. Игровое упражнение «Звуковая лесенка » -фонопедическое упражнение.

    Все вокруг радуются весне, так и хочется запеть вместе с птицами…

    Приготовили правую руку.

    Набрали носом воздух.

    Приготовили левую руку.

    Набрали носом воздух. Плечи не поднимать.

    7. «Назови слово»

    Для того, чтобы пройти к своему месту, необходимо

    Девочкам назвать предмет, название которого начинается с согласного звука .

    А мальчикам назвать предмет, название которого начинается с гласного звука .

    8. «Загадки и отгадки от кота Котофеича» .

    Сегодня к нам в гости пришел кот Котофеич.

    Ему очень хочется с вами поиграть в игру «Загадки и отгадки» .

    Под сосною у дорожки

    Кто стоит среди травы?

    Ножка есть, но нет сапожек,

    Шляпка есть - нет головы.

    Что за зверь со мной играет?

    Не мычит, не ржет, не лает,

    Нападает на клубки,

    Прячет в лапки коготки!

    Назовите первый звук в слове ГРИБ .

    Назовите первый звук в слове КОТ .

    9. Уточнение артикуляции звуков и их характеристики .

    - Звуки [Г] и [К] какие ?

    - Звуки [Г-К] согласные , парные- они произносятся похоже. Звук [Г]-согласный звонкий, произносится с голосом; звук [К]-согласный глухой, горлышко «спит» .

    10. Речевая зарядка-игра с мячиком-ёжиком.

    Логопед называет слог со звуком [Г] или [К] дети повторяют слогоряд.

    ка-га-га га-ка-га гу- ку-ко го-ко-го га-го-гэ

    кы-ка-гы гэ-ка-гэ ко-га-гэ гэ-ко-га ко-ка-гэ

    11. «Закончи слово» .

    Дети добавляют слог ка или га и называют слово : игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.

    12. Физминутка- Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков [Г-К]

    При проговаривании шуток-чистоговорок дети хлопают в ладоши на слоге с [Г], топают ногами на слоге с [К].

    Ка-ка-ка- белая мука,

    Га-га-га- зеленые луга,

    Ко-ко-ко- не ходите далеко,

    Ку-ку-ку- белка на суку.

    Гу-гу-гу- гуси на лугу.

    13. «Слова наоборот»

    Котофеич предлагает сыграть с ним в игру «Скажи наоборот» .

    Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К] :

    Холодный - горячий.

    Чистый - грязный.

    Тихий - громкий.

    Сладкий - горький.

    Веселый - грустный. Длинный- короткий.

    Редкий- густой.

    Мелко- глубоко.

    Шершавый- гладкий.

    Начало- конец. Умный- глупый.

    Звонкий- глухой.

    Прямая- кривая.

    Продать- купить.

    Страшный- красивый.

    14. Игровое упражнение «Где находится звук

    Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

    Где ещё может находиться звук ?

    Логопед размещает на доске звуковую линейку .

    Рассмотрите картинки.

    Определите, где находится звук [Г] или [К] .

    15. Физминутка «Девочки и мальчики»

    Девочки и мальчики : хлоп, хлоп, хлоп,

    Прыгают, как мячики :

    прыг-скок, прыг-скок.

    Ножками топчут : топ, топ, топ!

    Весело хохочут : ха, ха, ха!

    Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

    После отдыхают (приседают, руки свободные) .

    16. «Буквы спрятались » - профилактика дисграфии.

    Очень нравится Котофеичу с вами играть.

    Вы такие умные, смышлёные.

    Посмотрите внимательно на этот рисунок.

    Назовите буквы , спрятанные на этом рисунке.

    А- О- К- Ш- Л.

    Ребята, Котофеич хотел из этих букв выложить слово , но какое это слово, он забыл. Помнит только, что там все учатся.

    Поможем Котофеичу вспомнить нужное слово?

    17. «Составить слово» , звуковой анализ слова .

    Из этих букв выложите слово .

    Дети- ШКОЛА.

    Разложите окошки-фонарики для каждого звука- звуковой анализ слова .

    Катя, какое слово у тебя получилось?

    Паша, а ты какое слово выложил?

    18. «Составить и «записать» предложение».

    Рассмотрите картинку.

    Кто на ней нарисован?

    Что на ней нарисовано?

    Придумайте предложение к этой картине.

    КОТ ГРАЕТ С КЛУБКОМ.

    Сколько слов в этом предложении?

    - «Запишите» это предложение.

    Составить предложение по картинке, записать его в виде схемы.

    Назвать первое/ второе/ третье слово.

    Обозначьте первое слово в предложении.

    Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы .

    Назовите главное слово предмет или объект. КОТ.

    Назовите слово-действие этого объекта. ИГРАЕТ.

    Назовите самое короткое слово. С.

    19. Знакомство с буквой .

    Перед нами буква Г

    Стоит подобно кочерге.

    И подобно кочерге,

    Горбит спину буква Г . ***

    К одною лапкой пляшет,

    А другою лапкой машет,

    И при этом буква К

    Будто усики жука.

    Из скольких элементов состоит буква Г ?

    Какие это элементы?

    Из скольких элементов состоит буква К ?

    Какие это элементы?

    Приготовьте ваши носики-кисточки, пропишите буку Г, К.

    20. «Ребус»

    ГРОЗА КРОТ

    21. Развитие графических навыков.

    Пропишите букву Г и К .

    22. Подведение итогов.

    В помощь начинающему логопеду.

    «Эти глухие звонкие»

    Не секрет, что одно из самых распространенных нарушений при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у ребенка это трудности дифференциации согласных на глухие и звонкие. Ребенок может правильно произносить слова с парными согласными, но в речи другого человека выделяет их с трудом.

    Самый простой тест на повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками сразу обнаруживает эту проблему.

    Коррекция этого дефекта может быть затруднена и минимальными дизартрическими расстройствами, при которых страдает голосовая функция.

    Для работы с таким нарушением логопеду приходится подбирать много лексического материала для дифференциации оппозиционных звуков, использовать разнообразные игровые приемы для поддержания у ребенка интереса к занятию.

    Надеюсь, что предлагаемый мной конспект поможет коллегам при подготовке подгруппового, группового и индивидуального занятия по этой теме.

    Конспект занятия.

    Тема: «Дифференциация звуков К – Г на материале слов и предложений».

    Цели:

    1. Развитие фонематического слуха: научить детей на слух дифференцировать звуки К и Г.
    2. Формирование операций фонемного анализа: осознание позиции фонемы в слове.
    3. Научить детей на практике применять правило написания согласных К и Г в конце слова.
    4. Развитие психологической базы речи: развитие зрительной линейной памяти.

    Оборудование:

    • предметные картинки: кони, волк, окно, юбка, гриб, нога, игла, книга, мальчик, девочка, коньки, глобус, карандаши, кубики, гирлянда, настольная игра, гладиолусы; картинки с изображением мальчика, картинка с изображением девочки;
    • карточки со словами, в которых пропущены буквы К и Г;
    • карточки с парами слов для завершения предложений;
    • сюжетная картинка «Дети в лесу собирают грибы и ягоды».

    Ход занятия.

    1. Организационный этап.

    Задача: на примере слов-паронимов показать значение правильного произношения звуков.

    Мой племянник Илюша живет в другом городе, учится, как и вы, во втором классе. Вчера звонит мне и говорит:

    «Я хожу во второй глаз. Этот учебный кот очень трудный. Недавно получил гол. Приезжай в кости, будем ходить на корку».

    Кто из вас понял, о чем говорил Илюша?

    Как надо было сказать правильно?

    Какие же звуки Илюша путает? (К и Г)

    А что произошло со словами, когда он неправильно произносил звуки? (Они поменяли свое значение, свой смысл.)

    Кто теперь скажет, для чего нужно произносить звуки правильно? (Чтобы нас понимали, и мы могли передать свою мысль).

    2 этап: Ориентировочный.

    Цель: Уточнить артикуляцию звуков К и Г, показать их сходство и различие.

    Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться сравнивать и различать звуки, которые путал Илюша.

    Но сначала вспомним, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

    Чем они отличаются друг от друга?

    Какие звуки мы будем сравнивать и различать? (К и Г).

    Давайте вспомним, что мы знаем о звуке К. (Это звук согласный).

    А почему? (Есть преграда во рту)

    Давайте все вместе произнесем этот звук и почувствуем, в каком положении находятся губы и язык. (Произносят дети и логопед вслух.)

    Что мешает воздуху выходить свободно, что образует преграду на его пути? (Спинка языка выгибается, смыкается с небом, мешая воздуху выходить. Поэтому воздух прорывается с шумом).

    Послушайте, как я произнесу этот звук. Голос кто-нибудь услышал? (Нет).

    Значит, какой это звук? (Глухой)

    Давайте все вместе произнесем звук Г и дадим ему характеристику. (Звук Г огласный. Есть преграда во рту – спинка языка выгибается, смыкается с небом и мешает воздуху проходить).

    Чем похожи звуки К и Г? (Оба звука — согласные, при произнесении обоих звуков преграда – язык)

    А чем отличаются? (Звук Г – звонкий).

    3. Фонемный анализ: выделение звуков К и Г и определение их позиции в слове.

    У близнецов Коли и Гали день рождения. Им принесли подарки, а ребята их перепутали. Поможем ребятам разобрать подарки! Если в названии есть звук Г – это подарок для Гали, а если К — для Коли.

    Дети разбирают предметные картинки – коньки, глобус, книга, книга, карандаши, настольная игра, гладиолусы, кубики.

    4. Упражнение для развития линейной памяти.

    А) — Назовите, что получил в подарок Коля? (коньки, книга, карандаши, кубики.)

    Что получила в подарок Галя? (глобус, книга, настольная игра, гладиолусы).

    Б) — Найдите на картинке предметы, в названиях которых есть звуки К и Г

    На доску выставляется сюжетная картинка: Дети в лесу собирают грибы и ягоды.

    Назовите все предметы, в названии которых есть звук К.

    Назовите все предметы, в названии которых есть звук Г.

    4. Дифференциация звуков К и Г в словах.

    Какие звуки мы искали, разбирая подарки? (К и Г)

    А как мы записываем звуки? (Буквами Ка и Гэ)

    А) По предметным картинкам: Напишите по слогам названия изображенных предметов (кони, волк, окно, юбка, гриб, нога, книга, игла).

    Формирование операций фонемного анализа.

    Назовите первую картинку. Какой звук вы произносите? Где вы произнесли этот звук? (в начале, в конце, в середине слова)

    Результаты проверяются вместе с подгруппой вслух.

    Б) По карточкам: вставить в словах пропущенные буквы.

    Угадайте, какое слово из четырех лишнее (например, все со звуком К, а одно со звуком Г).

    Клубника, виноград, курица, кукла.
    Игла, голуби, картинка, гуси.
    Ягнята, корова, гирлянда, гимнасты.
    Снегирь, корзина, бумага, гора.
    Радуга, рука, пуговицы, снеговик.
    Кукушка, ягоды, попугай, горох.

    В) — Я скажу слова, а вы повторите только те, где услышите звук К:

    Георгин, лягушка, педагог, записывать, скоро, картофель, курица, бумага, кинотеатр.

    Г) Повторить слова, в которых есть звук Г:

    Ягода, песня, смеяться, нагрузить, сорока, горчица, пригорюниться.

    Д) Мы будем играть в игру: «Замени звук».

    Запишите в тетрадь слова, меняя звуки К на Г и наоборот.

    Что будете делать? (Дети должны повторить инструкцию, таким образом логопед проверяет, понятна ли инструкция).

    Калька – галька, грот – крот, икра – игла, Галина — калина, голос – колос.

    Скажите, что получилось. Объясните значение слов.

    Е) Запишите отгадки:

    Много платьев, много хруста.
    Как зовут ее?
    (Капуста)

    Без головы, а в шляпе.
    Одна нога, и та без сапога.
    (Гриб)

    Красные лапки
    Щиплют за пятки,
    Беги без оглядки.
    (Гусь)

    Ж) Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова:

    Футболист забил в ворота …
    В землю вбили острый …
    (Гол, кол)

    Тащит мышонок в норку огромную хлебную …

    Зимой в парке заливают снежную … (Корка, горка)

    Раздался детский …

    Пристают к заставе …

    Собака грызла … (Гости, кости)

    5. Правило произношения:

    Звук «Г» в конце слова оглушается, и слышится звук «К».

    Оказывается, надо не только хорошо слышать, но и правило знать! И не только знать, но и научиться его применять.

    1) Измените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный звук (устно):

    утюг – утюги
    овраг – овраги
    галстук – галстуки
    стог – стога
    берег – берега
    сапог – сапоги

    2) Какую букву напишем в словах?

    Падал снег на порог.
    Кот испек себе пирог.
    А пока лепил и пек,
    Ручейком пирог утек.
    Пирожки себе лепи
    Не из снега – из муки.

    3) Игра «Кто первый придет к финишу?»

    На доске два ученика должны вставить пропущенные в конце слов буквы К и Г, объяснить правило и подобрать проверочное слово.

    Итог логопедического занятия.

    Наше занятие тоже подошло к финишу. Кто скажет, чем мы сегодня занимались на уроке?

    Для чего нужно правильно произносить звуки? (Чтобы правильно понимать и передавать словами смысл, то есть свою мысль).



    Рассказать друзьям