Жития святых прп геннадия костромского. Геннадий костромской и любимоградский, преподобный

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Свя-той Ген-на-дий Ко-стром-ской, в ми-ру Гри-го-рий, ро-дил-ся в го-ро-де Мо-гиле-ве от бо-га-тых рус-ско-ли-тов-ских бо-яр. С юно-сти он от-ли-чал-ся бла-го-че-сти-ем, лю-бил по-се-щать храм Бо-жий и стро-го со-блю-дал по-сты, за что дру-зья сме-я-лись над ним. Же-лая по-свя-тить свою жизнь Бо-гу, он тай-но оста-вил ро-ди-те-лей, дом и в одеж-де бед-ня-ка от-пра-вил-ся в Рос-сию. По-се-тив Моск-ву и Нов-го-род, он не на-шел мо-на-сты-ря по сво-е-му ду-ху и то-гда от-пра-вил-ся на ре-ку Свирь к пре-по-доб-но-му Алек-сан-дру. Свя-той на-пра-вил его в во-ло-год-ские ле-са к пре-по-доб-но-му Кор-ни-лию Ко-мель-ско-му, ко-то-рый и по-стриг его в ино-че-ский чин с име-нем Ген-на-дий. Неко-то-рое вре-мя спу-стя пре-по-доб-ные Кор-ни-лий и Ген-на-дий уда-ли-лись на Сур-ское озе-ро, близ ре-ки Ко-стро-мы, где ос-но-ва-ли пу-стынь с дву-мя хра-ма-ми. Эта пу-стынь впо-след-ствии ста-ла из-вест-ной как Ген-на-ди-ев мо-на-стырь. Пре-по-доб-ный Ген-на-дий непре-рыв-но тру-дил-ся, пек просфо-ры и хлеб, ру-бил дро-ва, ко-пал с бра-ти-ей пру-ды. Ра-ди боль-ше-го по-дви-га он по-сто-ян-но но-сил вери-ги. Он очень лю-бил пи-сать ико-ны и ими укра-шал хра-мы сво-ей пу-сты-ни. За свою бла-го-че-сти-вую жизнь свя-той Ген-на-дий по-лу-чил от Бо-га дар про-зор-ли-во-сти и ис-це-ле-ний. Так, бу-дучи в Москве, он пред-ска-зал до-че-ри бо-яри-на Ро-ма-на За-ха-рьи-на, Ана-ста-сии Ро-ма-новне, что она станет ца-ри-цей. Дей-стви-тель-но, она по-том вы-шла за-муж за ца-ря Ива-на Гроз-но-го и бы-ла его лю-би-мой же-ной. Сам царь Иван Гроз-ный упро-сил пре-по-доб-но-го стать крест-ным от-цом его до-че-ри. Пре-по-доб-ный Ген-на-дий ис-це-лил от смер-тель-ной бо-лез-ни во-ло-год-ско-го епи-ско-па Ки-при-а-на.

Скон-чал-ся пре-по-доб-ный Ген-на-дий в 1565 го-ду, а в 1644 г. бы-ли об-ре-те-ны его нетлен-ные мо-щи. Пре-по-доб-ный Ген-на-дий на-пи-сал «На-став-ле-ния ду-хов-но-го стар-ца но-во-на-чаль-но-му ино-ку» и «Ду-хов-ное за-ве-ща-ние».

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу

Я́ко пустыннолюби́вая го́рлица,/ от су́етнаго и многомяте́жнаго ми́ра в пусты́ню удали́вся,/ чистото́ю и гове́нием, моли́твами и тружде́нием/ просла́вил еси́ Бо́га в душе́ и телеси́ свое́м./ И та́ко благоче́стно пожи́в,/ яви́лся еси́, преподо́бне Генна́дие, пусты́ни Любимогра́дския украше́ние,/ и́ноком честна́го жития́ о́браз/ и те́плый моли́твенник за всех,// притека́ющих к тебе́ с ве́рою.

Перевод: Как голубь пустыннолюбивый, от суетного и беспокойного мира в пустынь удалился, чистотой и , молитвами и трудами прославил ты Бога душой и телом своим. И так благочестиво прожив, явился ты, преподобный Геннадий, пустыни Любимоградской украшением, монахам почтенной жизни примером и горячим молитвенником обо всех, приходящих к тебе с верой.

Кондак преподобному Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу

Моли́твою и посто́м, тружде́нием и терпе́нием/ умертви́вый вся́кое пло́ти мудрова́ние,/ чистоты́ сосу́д благоле́пен,/ Боже́ственных даро́в и чуде́с прича́стник,/ и́ноком же до́блий наста́вник был еси́,/ сподвиза́яся блаже́нному Корни́лию, о́тче Богому́дре./ Сего́ ра́ди вопие́м:/ моли́ся ко Го́споду,// да моли́твами твои́ми да́рует мир и спасе́ние душа́м на́шим.

Перевод: Молитвой и постом, трудами и терпением умертвивший всякое плотское мудрование, чистоты сосуд благообразный (), Божественных даров и чудес причастник, монахам же прекрасный наставник ты был, вместе с блаженным Корнилием, отче Богомудрый. Потому взываем: молись ко Господу, да по молитвам твоим дарует мир и спасение душам нашим.

Избра́нниче Бо́жий и чудотво́рче, преподо́бный о́тче Генна́дие! От ю́ности твоея́ испо́лнен сый Ду́ха прему́дрости и ра́зума, Ду́ха благоче́стия и стра́ха Госпо́дня, и прии́м вся ору́жия Бо́жия, препоя́сав чре́сла твоя́ и́стиною, обо́лкся в броня́ пра́вды и обув но́зе во угото́вание благовествова́ния ми́ра, над все́ми же восприи́м щит ве́ры, возмо́гл еси́, я́ко добр во́ин Христо́в, вся стре́лы лука́ваго разжже́нныя угаси́ти. Сего́ ра́ди водворя́яся днесь с ли́ками Безпло́тных сил в оби́телях Отца́ Небе́снаго, неувяда́емым венце́м увязе́н еси́ и, предстоя́ Престо́лу Царя́ сла́вы, Го́спода сил, и́маши дерзнове́ние возноси́ти к Нему́ моле́ния и благохвале́ния твоя́. Мы же, окая́ннии, возводя́ из глубины́ зол о́чи и сердца́ на́ша к Го́рнему Сио́ну, Жили́щу Бо́га Иа́ковля, мо́лим тя, преподо́бне Генна́дие: бу́ди засту́пником и хода́таем на́шим пред Бо́гом и Го́сподем на́шим, Судие́ю пра́веднейшим, Его́же вы́ну прогневля́ем, согреша́юще пред Ним. И я́коже во дни пло́ти своея́ ди́вная и пресла́вная соверши́л еси́, о́тче всехва́льне, та́ко и ны́не, преше́д от нас в оби́тели Отца́ Небе́снаго, удиви́ хода́тайством свои́м ми́лость Госпо́дню на нас. Да, отбе́гше нече́стия и мирски́х по́хотей, Бо́гови же благоугоди́вше, обря́щем по́мощь Его́ во вре́мя благопотре́бно и благослове́ние на ны и на дела́ рук на́ших, и да сподо́бит нас насле́дити Ца́рство Небе́сное и с ли́ки святы́х сла́вити и воспева́ти пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Геннадию Могилёвскому (Костромскому и Любимоградскому) чудотворцу

Кондак 1

Избранный измлада Господу работати, подвизався добрым подвигом веры, течение твое доблестно скончал еси. Водворяяся же днесь в Небесных Селениих, молися еже избавитися нам от лютых обстояний, от всех зол и напастей, да зовем ти:

Икос 1

Ангелскому житию восхотев подражати, измлада явился еси тщаливейший в дому Божием делатель, нося в сердцы законы и оправдания Его. Сего ради радостно вопием ти:

Радуйся, всякое мудрование плоти умертвивый.
Радуйся, еще от пелен путь истины познавый.
Радуйся, презревый вся суетная блага мира, Господа ради.
Радуйся, всею душею Богови прилепивыйся.
Радуйся, воине Царя Небеснаго.
Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся пред Ним.
Радуйся, благая отрасле благаго корене.
Радуйся, светильниче страны Любимоградския.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 2

Видаяще тя приснии еще юна зело, не отходяща от церкви, и пребывающа в посте и молитве, тщахуся ослабити духовный подвиг твой. Ты же, от юности твоея, вдавый сердце Богови, пребыл еси непоколебимь, духом горя, Господеви работая и воспевая: Аллилуиа.

Икос 2

Разум, исходяй от Отца светов, яко бисер драгий обрет, тем озаряемь, всяку мглу греховную далече отгнал еси от себе; управляемь же сый, яко путеводною звездою, в пустыню, сподобился еси очима твоима зрети труды и подвиги Корнилиа и внимати словесем мудрости его. Мы же восхваляюще тя вопием сице:

Радуйся, лучами Божия мудрости озаренный.
Радуйся, благодатною силою во всяцем деле блазе утвержденный.
Радуйся, похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую низложивый.
Радуйся, некрадомое добродетелей сокровище стяжавый.
Радуйся, пустыню облагоухавый дел твоих добротою.
Радуйся, заблудших на путь заповедей и оправданий Господних наставивый.
Радуйся, иноком давый образ кротости и смиренномудрия.
Радуйся, обитель твою молитвами твоими ограждаяй и спасаяй.
Радуйся, Любима града прибежище и радование.
Радуйся, помощниче притекающих к тебе с верою.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 3

Силою, данною ти свыше, в пустынях подвизаяся, аще и многи напасти и озлобления от враг видимых и невидимых претерпел еси; обаче та вся доблестно победил еси, и козни их разрушил еси, воспевая к Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея от юности твоея всажден в сердцы твоем страх Божий, не дал сна очима твоима, и веждома твоима дремания, дондеже обрел еси в пустыни Любимоградской, при водах Сурских, место Господеви, селение Богу Иаковлю, и рекл еси: се покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Мы, чудящеся всеблагому о тебе Божию смотрению, вопием ти:

Радуйся, яко измлада познал и всею душею твоею возлюбил еси Отца Небеснаго.
Радуйся, яко вся суетная и тленная презрел еси.
Радуйся, яко вся земная, уметы быти вменил еси, взыскуя Иерусалима Горняго.
Радуйся, яко изволил еси подъяти всяко поношение паче, нежели вкушати временную греха сладость.
Радуйся, яко скорбьми многими вшел еси в радость Господа твоего.
Радуйся, яко странник и пришлец сый, создал еси дом Божий, храм Господеви, в немже от лет многих призвася святое имя Его.
Радуйся, вод Сурских ликование.
Радуйся, града Любима ограждение.
Радуйся, Костромских предел благолепное украшение.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 4

Бурю злоречия, клевет и шептания, по действу змия древнаго, исконнаго отца лжи, окаяннии воздвигоша на тя в обители доблестнаго Корнилиа. Обаче Господь, ведый избавляти и утешати преподобныя своя, обрати студ на главу враг твоих; тебе же на широту изведе, и постави на пространстве нозе твои, Емуже принося жертву хвалы и благодарения, вопиял еси выну: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша ближнии и дальнии, от днепровских до волжских стран о богоугодном житии твоем, твои подвизех и терпении мнозем; град же Москва, в пришествие твое с Серапионом и Уаром, чудящеся, из уст твоих прияша проречение, егда рекл еси непорочной, яко агницы сущей Анастасии: ты еси розга прекрасная, венцем царским будеши благоукрашена; еже и сбыстся во время свое. Хваляще Бога, давшаго ти дар прозрения, вопием:

Радуйся, духа пророчества богомудренным житием стяжавый.
Радуйся, благодатию душу свою ожививый и чистотою возвысивый ю.
Радуйся, сбытием пророчества обрадовавший царство православное.
Радуйся, яко рукою благочестивой Анастасии утрошася слезы многих.
Радуйся, яко царица суще, державцу Русския земли славу во благочестном жителстве приумножи.
Радуйся, яко отложив во успении венец тленный, сподоблся еси прияти венец славы нескончаемыя.
Радуйся, яко и мнозем женам, сущым в болезни и скорбех, помощь и утешение подавал еси.
Радуйся, яко и немощнии младенцы не отщетишася от твоея помощи, на цельбу и возраста преспеяние от святыя раки твоея получиша.
Радуйся, яко и всем притекающым ко гробу твоему скорый являешися помощник.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 5

Боготечной уподобився звезде, притекл еси от юга во страны севера; и лучами добродетелей твоих озарив пустыню любимоградскую, научал еси, отче, исповедатися Богу Небесному и пети имени Его, зовуще: Аллилуиа.

Икос 5

Видя благодать яже в тебе и дар Святаго Духа, царь Иоанн изволи, да и чада его твоею рукою, преподобне, обновляются в пакибытие. Мы же славяще Бога, возносящаго смиренных сердцем, и венчающаго их милостию и щедротами, взываем:

Радуйся, Геннадие, яко старцы и послуша тя и мудрии в совет твой внидоша.
Радуйся, яко и пред цари глаголал еси о судьбах и оправданиих Господних.
Радуйся, яко слово твое бысть выну во благодати, солию растворенно.
Радуйся, яко николиже слово праздно и гнило изыде из уст твоих, паче же вся бяху к назиданию верных.
Радуйся, яко был еси сосуд в честь, освящен, благопотребен Владыце.
Радуйся, яко соблюл еси таинство веры в чистой совести.
Радуйся, яко пребыл еси во истине благовествования.
Радуйся, яко ангелу благовестнику уподобился еси, предрек славу Анастасии, о нейже возвеселишася богатии и убозии.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 6

Пустынножительствовавый на Свире реце преподобный Александр, радостно прият тя с содругом твоим Феодором, и прозорливец сый, предпоказа в тебе благаго и мудраго иночествующым вождя и наставника. Слышавшии таковая проречения, прославиша Господа, глаголюще: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия, яко звезда утренняя, и яко луна полна во днех своих, слава подвигов, труждения и терпения твоего; пустыня бо возвести о тебе, и добродетели твоя окрест живущым поведа. Сего ради якоже они, такожде и мы благодаряще Бога, вопием ти:

Радуйся, презревый славу мира, ища Божия славы.
Радуйся, сбытие пророчества, еже о тебе, добре показавый.
Радуйся, явивыйся присный ревнователь преподобным Александру и Корнилию.
Радуйся, среди житейских обуреваний обретый тихое пристанище.
Радуйся, пустыню и езеро освятивый ангелоподобным жителством твоим.
Радуйся, положивый основание твердо обители твоей, и молитвами твоими оградивый ю.
Радуйся, образ честнаго жителства иноком собою давый.
Радуйся, словом и делом наказавый буия и строптивыя.
Радуйся, заблудших наставниче и всех притекающих к тебе скорый помощниче.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 7

Прославити хотя пустыню непроходную и просветити сидящыя во тме и сени смертней, всеблагий Бог, державным манием Василиа Иоанновича указует ти место, да созиждеши олтарь Богови и селение исповедающым имя святое Его. Ты же, Господу споспешествующу, сия соделав, с сонмом подвижников и со всеми, иже видеша благословение на делех рук твоимх, воспел еси: Аллилуиа.

Икос 7

Новый и дивный злочестия обличитель явился еси, преподобне, егда святотатственную простершаго ко олтарю руку, разслаблением наказл еси; егда же исповеда грех свой пред тобою, и в раскаяние прииде, того благодатною силою исцелил еси, и на путь спасения наставил еси. Сего ради память твою, угодниче Божий, чествующе, зовем ти сице:

Радуйся, злочестия обличителю.
Радуйся, кающихся во гресех своих утешителю.
Радуйся, заблудших наставниче.
Радуйся, молитвами твоими подаваяй исцеление телесное, вкупе же и душевное.
Радуйся, заступничеством твоим низлагаяй демонская возстания.
Радуйся, благодатию яже в тебе подаваяй силы к животу и благочестию.
Радуйся, свыше данною ти премудростию умудряяй неразумныя.
Радуйся, яко всем притекающым к тебе с верою, присно подаеши утешение и радование.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо явися, егда немоществующий болярин Борис, прияв с благоговением посох от руки твоея, преподобне, здрав бысть. Иерей же Василий, гордостно презрев прятый от преподобнаго дар, и поверг оный, тяжко искушен бысть. Познав же грех свой, и принес покаяние Богу, прослави правду Его, и угодника Его, вопия: Аллилуиа.

Икос 8

Весь ум вперив в горняя, единаго, искупльшаго нас Господа возлюбил еси, Тому последовал еси и Того язвы на теле своем носил еси, с Нимже и прославляешися днесь. Сего ради восхваляем тя:

Радуйся, обретый премудрость, юже никтоже от князей века сего разуме.
Радуйся, не духа мира сего приявый, но Духа Иже от Бога.
Радуйся, верою уразумевый тайны судеб Божиих.
Радуйся, показавый веру твою не в мудрости человечестей, но в силе Божией.
Радуйся, яко Града Небеснаго взыскал еси.
Радуйся, яко к Иерусалиму Небесному востекл еси.
Радуйся, яко на вечерю брака Агнча зван еси.
Радуйся, не к тому себе пожив, но Богови, днесь во Царствии Его вселяешися.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 9

Всякими духовными даровании украшен, всякия цельбы податель явился еси, блаженне. Темже хваляще и благодаряще Бога, вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Витии немотствоваху и мудрии века сего изумевахуся, видяще, како бесный, люте страждай, и путы железными связан сый, пред гробом твоим, преподобне, абие исцеле и воздаде хвалу Богови, дивному во святых Своих. Таяжде творяще, и мы глаголем:

Радуйся, силы многи сотворивый.
Радуйся, демонская сопротивувостания ни во что же вменивый.
Радуйся, обдержимых лютыми недугами уврачевавый.
Радуйся, безутешным утешение и радость о Господе подавый.
Радуйся, омраченных умом в разум истины приведый.
Радуйся, от сердечнаго окаменения и нечестия многих обративый к Богу.
Радуйся, яко немощствующым духом и телом простерл еси руку помощи.
Радуйся, яко безнадежных и отчаянных сущих, утвердил еси во уповании на Бога жива и истинна.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 10

Спасения иский, яко бисера многоценнаго, и к Богу душею возжадав, якоже елень на источники водныя, ничтоже земное в себе
помышлял еси; работая же Господеви со страхом и радуяся пред Ним с трепетом, сподобился еси, блаженне, с лики
избранных предстояти Престолу Царя славы, и присно воспевати: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище был еси, Геннадие, в веце сем: в пустыню бо, в ней же восхотел еси вдворитися, к тебе притекаху славнии земли, богатии и убози, вожделевающе, да приимут от руки твоея благословение, да слово уст твоих утешит, и молитва твоя оградит их от враг видимых и невидимых; и мы такожде, притекающе верою к раце твоей, и моляще о заступлении нас грешных и неключимых раб, вопием:

Радуйся, яко страстей возстание победил еси.
Радуйся, яко призывающих тя предварил еси в день озлобления.
Радуйся, яко потопляемых напастей бурею, изхитил еси из пучины зол.
Радуйся, яко влаемых волнами житейских попечений, к тихому пристанищу управил еси.
Радуйся, ищущих Царствия Небеснаго и правды его, молитвами твоими утверждаяй на камени заповедей Господних.
Радуйся, обители твоея столпе и утверждение.
Радуйся, подвизающихся во благочестии неусыпный спомощниче.
Радуйся, покаянныя слезы проливающих ко Господу сомолитвенниче.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 11

Пения и славословия, подвиги и молитвенныя труждения, паче же всего себе принесл еси, преподобне, в жертву живу, святу, благоугодну Богови. Сего ради, стяжав блаженное безсмертие, в чертозе Царя славы, с тмами тем безплотных сил ликовствуя, воспеваеши: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарной звезде уподобився, от Могилева града, от предел днепровских, аможе первии возсияша, посреде идольскаго нечестия, лучи благодатныя веры, притекл еси, да и во мраце пустыни костромския узрят людие славу Божию и чудеса Его поведят. Сия убо зрим ныне, и славяще Бога, глаголем:

Радуйся, напоивый себе струями вод благодатных.
Радуйся, утвердивый себе в вере, еюже просветися равноапостольный великий князь Владимир.
Радуйся, осиянный благословением святыя Афонския горы, почивающим на обители печерских чудотворцев.
Радуйся, их житию подражавый.
Радуйся, яко оставль богатство и славу дома отчаго, пустыню возлюбил еси.
Радуйся, яко хлад и зной и всяку тяготу понесл еси.
Радуйся, яко поругания и озлобления, Господа ради, претерпел еси.
Радуйся, яко в терпении мнозе стяжав душу свою, живот вечный наследовал еси.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 12

Благодать и силу данную ти от Бога, еже целити немощствующыя духом, немощствующыя телом, еже спасати погибающих и избавляти от лютых обстояний, даяти же даяния благая, с верою и любовию притекающым к тебе; знаменьми и чудесы научени суще, свемы. Темже молимся ти, преподобне, молися о нас, яко скобьми паче же многими грехми обдержими есмы выну, да ходатайством твоим улучивше спасение, воспоем Господеви: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и превозносяще Бога, дивнаго во святых своих, благолепно чествуем святую память твою, угодниче; еще бо во днех плоти твоея чудодейственныя благодати был еси причастник; по блаженном успении твоем наследствуя с лики святых вечную жизнь, молиши о чтущих тя. Сего ради вопием:

Радуйся, прославивый Бога в души и телеси своем.
Радуйся, яко славы от человек не приял еси, слава же Господня осия тя.
Радуйся, яко обитая в Небесных селених, не оставляеши нас ходатайством твоим.
Радуйся, яко надеющеся на тя, возсылаем молитвы нашя и тобою хвалимся.
Радуйся, яко надежда притекающих к раце твоей с верою, николиже посрамися.
Радуйся, яко старцы и младенцы возрадовашася о тебе.
Радуйся, яко присный хранитель еси Любимоградския страны, сподобльшияся хранити святыя мощи твоя.
Радуйся, яко память твоя во благословении и чудеса твоя возвещаются в роды родов.
Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче.

Кондак 13

О святче Божий и чудотворче, преподобне Геннадие! Приими молитвы и благохваления наша, приносимыя тебе днесь, по достоянию, и не забуди нас притекающих к тебе, и ищущих помощи твоея и заступления. Паче же буди ходатай наш пред Богом; да отбегше нечестия, и избавльшеся от всякаго злаго обстояния, сподобимся наследити Царство Небесное, и тамо с лики святых, славити Отца и Сына и Святаго Духа, и во вся веки воспевати пред Ним: Аллилуиа.

Кондак сей глаголи трижды, таже икос 1-й и кондак 1-й.

Молитва преподобному Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу

Избранниче Божий и чудотворче, преподобный отче Геннадие! От юности твоея исполнен сый духа премудрости и разума, духа благочестия и страха Господня, и приим вся оружия Божия, препоясав чресла твоя истиною, оболкся в броню правды и обув нозе во уготование благовествования мира, над всеми же восприим щит веры, возмогл еси, яко добр воин Христов, вся стрелы лукаваго разжженыя угасити. Сего ради, водворяяся днесь, с лики безплотных сил, в обителех Отца Небеснаго, неувядаемым венцем увязен еси; и предстоя Престолу Царя славы Господа сил, имаши дерзновение возносити к Нему моления и благохваления твоя. Мы же окаяннии, возводяще из глубины зол очи и сердца наша к горнему Сиону, жилищу Бога Иаковля, молим тя, преподобне Геннадие: буди заступник и ходатай наш пред Богом и Господем нашим, Судиею праведнейшим, Егоже выну прогневляем, вогрешающе пред Ним. И якоже во дни плоти своея, дивная и преславная совершил еси, отче всехвальне, тако и ныне прешед от нас в обители Отца Небеснаго удиви ходатайством своим милость Господню на нас. Да отбегше нечестия и мирских похотей, Богови же благоугодивше, обрящем помощь Его во время благопотребно, и благословение на ны и на дела рук наших, и да сподобит нас наследити Царство Небесное, и с лики святых славити и воспевати пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Геннадий, в миру Григорий, происходил из семьи русско-литовских бояр Иоанна и Елены; родился он в городе Могилеве. С детства отрок любил посещать храм Божий, и, наконец, решившись поступить в какую-либо из обителей в Русской земле, тайно покинул родительский дом, обменял богатую одежду у нищих на рубище и в таком виде дошел до Москвы. Здесь он познакомился со своим будущим духовным другом по имени Феодор, также стремившимся к иноческим подвигам. Не найдя себе прибежища в московских краях, подвижники отправились в новгородскую землю; здесь они встретились с преподобным Александром Свирским, который благословил друзьям идти в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому.
Святой Корнилий предсказал Феодору, что его участь – мирская жизнь (действительно, вскоре Феодор вернулся в Москву, имел большую семью и дожил до глубокой старости), а Григория оставил в своей обители, где тот по прошествии долгого времени послушнических трудов принял постриг с именем Геннадий.

Под духовным руководством старца новоначальный инок ревностно трудился на монашеском поприще, вызывая этим завистливое негодование братии монастыря. Наконец, возмущение монахов пало на самого святого Корнилия, и ему пришлось вместе с учеником оставить обитель. Перейдя на Сурское озеро (в 60-ти верстах от Комельского монастыря), подвижники построили там кельи, выкопали четыре пруда, занимались землепашеством. Однако великий князь Иоанн Васильевич (будущий царь Иоанн Грозный), посетив Комельский монастырь и не найдя там преподобного Корнилия, распорядился вернуть святого старца на прежнее место, а преподобный Геннадий остался управлять вновь созданным монастырем, куда уже стали собираться братия.

Для своих сподвижников преподобный Геннадий был истинным образцом кротости, смирения и трудолюбия: рубил дрова и по ночам разносил их по кельям, трудился в поварне и в пекарне, мыл для братии власяницы. Особенно преуспел он в подвигах молитвы и поста; еще при жизни Господь удостоил преподобного дара прозорливости и чудотворения. Так, однажды, находясь в Москве, святой Геннадий предрек дочери боярыни Иулиании Захарьиной царский венец – что вскоре и сбылось: Анастасия Захарьина стала женой царя Иоанна Грозного.

В 1565 году преподобный мирно преставился и был погребен в созданном им Спасском монастыре. В 1646 году Церковь прославила его в лике всероссийски чтимых святых, а нетленные мощи преподобного (обнаруженные при строительстве нового каменного храма во времена царя Михаила Феодоровича) остались почивать под спудом в его обители, в особом приделе соборного храма во имя Преображения Господня.

После событий 1917 года Спасо-Геннадиев монастырь был упразднен, мощи – кощунственно вскрыты 28 сентября 1920 года. Ныне эта обитель (находящаяся в пределах Ярославской епархии, на границе Костромской и Ярославской областей, недалеко от города Любима) пока что пребывает в запустении. День памяти преподобного Геннадия с 1983 года стал и днем празднования Собора Костромских святых. В располагающемся рядом со Спасо-Геннадиевым монастырем Троицком храме села Сандогора (Костромская епархия) с давних времен сохраняется благочестивая традиция 1 сентября совершать ежегодное местное празднование преподобному Геннадию.

Пеподобный Геннадий Костромской (в миру Григорий) родился в начале XVI века в г.Могилеве в семье русско-литовских бояр Иоанна и Елены. С детства любил до самозабвения молиться в храме Божием и выделялся среди сверстников задумчивостью и склонностью к уединению. Несмотря на увещания матери, Григорий решил стать монахом и ушел из дома. Не без труда добрался он до Москвы, где встретился и подружился с юношей Феодором. Обойдя московские святыни и поклонившись им, они решили идти на север. В новгородской земле юноши виделись с преподобным Александром Свирским(1533, память 30 августа), который направил их в Комельский монастырь к преподобному Корнилию (1537, память 19 мая). Преподобный Корнилий благословил Григория идти в монастырь, а Феодора - остаться в миру. Григорий поселился в глухих вологодских лесах в небольшой обители. Преподобный Корнилий взял его послушником под свое духовное руководство и после нескольких лет испытания постриг в монашество с именем Геннадий. Святой Корнилий назидал юного инока: «Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую, или соборную, и келейную, и потрудись в подвигах нелицемерных». На склоне лет преподобный Корнилий удалился с преподобным Геннадием в костромские леса близ города Любима, где они около 1529 года основали обитель (позднее названную Любимоградской, или Геннадиевой). Оставив преподобного Геннадия настоятелем обители, преподобный Корнилий, по желанию великого князя Василия IV Иоанновича (1505-1533), вернулся в Комельский монастырь.
Преподобный Геннадий построил на берегу Сурского озера храм в честь Преображения Господня. Став игуменом, он не ослабил иноческих подвигов, постоянно носил на себе тяжелые вериги. Вместе с братией преподобный Геннадий выходил на монастырские работы: рубил лес, носил дрова, делал свечи и пек просфоры. Любимым его занятием было писание икон.
Господь даровал ему дар прозорливости и чудотворения. Исцеляя болящих, преподобный Геннадий призывал их к покаянию и памятованию о часе смертном. Приехав по монастырским делам в Москву, он предрек Иулиании, дочери боярина Романа Юрьевича Захарьина, что она будет царицей. И действительно, царь Иоанн Грозный избрал ее себе в супруги. С помощью бояр Захарьиных преподобный Геннадий соорудил в своей обители второй храм, во имя преподобного Сергия Радонежского. Исцеленный святым Геннадием от тяжкой болезни, боярин Борис Палецкий пожертвовал в его обитель ценный колокол. Житие преподобного Геннадия вместе со службою ему написано учеником его, игуменом Алексием, между 1584-1587 годами. В нем помещено духовное завещание, продиктованное самим преподобным, исполненное тепла и простоты. Он заповедует в нем соблюдать общежительный устав и постоянно трудиться, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к пониманию их. Преподобный призывает: «Стремитесь к свету, а тьму оставляйте». От преподобного Геннадия осталось также написанное им «Наставление духовного старца новоначальному иноку».
Преподобный Геннадий преставился 23 января 1565 года. В 1646 году, при копании фундамента под каменный храм на месте прежней, разобранной деревянной церкви в честь Преображения Господня, были обретены мощи преподобного Геннадия и перенесены под спуд в придел этого храма. 19 августа 1646 года совершилось общецерковное прославление преподобного Геннадия. К тому времени в обители уже была освящена церковь во имя преподобного Геннадия, так как местное почитание его началось сразу же после преставления.

Тропарь преподобнаго, глас 4:

Яко пустынолюбивая горлица,/ от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, / чистотою и говением, молитвами и труждением/ прославил еси Бога в душе и телеси своем. / И тако благочестно пожив, / явился еси, преподобие Геннадие, пустыни Любимоградския украшение,/ иноком честнаго жития образ / и теплый молитвенник за всех,/ притекающих к тебе с верою.

(Минея январь. Ч.2.-М. Издательский Совет Православной Церкви, 2002)


Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (в миру Григорий) ро-дился в начале XVI века в г. Могилеве в семье русско-литовских бояр Иоанна и Елены. Еще с детства он выделялся среди сверстников задумчивостью и склон-ностью к уединению. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое по-сещение монастырей вызывали недовольство родителей. Однако, несмотря на увещания матери, Григорий твердо решил посветить себя Богу и, пере-о-девшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив москов-ские святыни, он не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским (память 30 августа/12 сентября). По его благословению Григорий направился в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому (память 19 мая/1 июня).

Преподобный Корнилий взял его послушни-ком под свое духовное руко--водство и после не-скольких лет испытания постриг в монашество с именем Ген-надий. Святой Корнилий назидал юного инока: «Усвой, чадо, разум древних свя-тых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую, или соборную, и келейную и потрудись в подвигах нелицемер-ных». На склоне лет преподобный Корнилий удалился с преподобный Геннадием в костром-ские леса близ города Любима, где они около 1529 года основали обитель (позднее названную Любимоградской, или Геннадиевой). Оставив преподобного Генна-дия настоятелем оби-тели, преподобный Корнилий по желанию великого князя Василия IV Иоанновича (1505—1533) вернулся в Комельский монастырь.

Преподобный Геннадий построил на берегу Сурского озера храм в честь Пре-об-ра-жения Господня. Став игуменом, он не ослабил иноческих подвигов, постоянно носил на себе тяжелые вериги. Вместе с братией преподобный Ген-надий выходил на монастырские работы: рубил лес, носил дрова, делал свечи
и пек просфоры. Любимым его занятием было писание икон, которыми он украшал храмы Божии.

За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар про-зорли-вости и чудотворения. Исцеляя болящих, преподобный Геннадий призывал их к покаянию и памятованию о часе смертном. Приехав по монас-тырским делам в Москву, он предрек Иулиании, дочери боярина Романа Юрь-евича Захарьина, что она будет царицей. И действительно, царь Иоанн Грозный выбрал ее себе в супруги. С помощью бояр Захарьиных преподобный Генна-дий соорудил в своей обители второй храм во имя преподобного Сергия Радонеж-ского. Исцеленный святым Геннадием от тяжкой болезни, боярин Борис Па-лец-кий пожертвовал в его обитель ценный колокол.

Житие преподобного Геннадия вместе со службой ему написано учеником его игуменом Алексием между 1584 и 1587 годами. В нем помещено духовное завеща-ние, продиктованное самим преподобным, исполненное тепла и простоты. Он заповедует соблюдать общежительный устав и постоянно трудиться, иметь мир со всеми, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к пониманию их. Преподобный призывал: «Стремитесь к свету, а тьму остав-ляйте». От преподобного Геннадия осталось также написанное им «Наставление духовного старца новоначальному иноку».

Преподобный Геннадий преставился 23 января 1565 года. В 1646 году при копании фундамента под каменный храм на месте прежней разобранной деревянной цер-кви в честь Преображения Господня были обретены мощи преподобного Геннадия и перенесены под спуд в придел этого храма. 19 августа 1646 года совершилось и общецерковное прославление преподобного Генна-дия. К этому времени в обители уже была освящена церковь во имя препо-добного Геннадия, так как местное почи-тание его началось сразу же после преставления.

Ро-дил-ся в пер-вой по-ло-вине XV в. в бла-го-че-сти-вой се-мье Гон-зо-вых. Ино-че-скую жизнь на-чал в Ва-ла-ам-ской оби-те-ли под ру-ко-вод-ством св. пре-по-доб-но-го Сав-ва-тия Со-ло-вец-ко-го († 1435; па-мять 27 сен-тяб-ря по ста-ро-му сти-лю). В фев-ра-ле 1477 г. свя-той был на-зна-чен ар-хи-манд-ри-том Чу-до-ва мо-на-сты-ря, а 12 де-каб-ря 1484 г. был ру-ко-по-ло-жен в сан ар-хи-епи-ско-па Нов-го-род-ско-го.

Свя-ти-тель рев-ност-но бо-рол-ся за чи-сто-ту пра-во-сла-вия и при-ло-жил мно-го ста-ра-ний для про-све-ще-ния сво-ей паст-вы. Он устро-ил шко-лу для под-го-тов-ки свя-щен-ни-ков, со-ста-вил пас-ха-лию на пер-вые 70 лет вось-мо-го ты-ся-че-ле-тия, к 1499 г. со-брал все кни-ги Свя-щен-но-го Пи-са-ния в од-ну еди-ную «Ген-на-ди-ев-скую Биб-лию». Ему при-над-ле-жит устав-ное ука-за-ние о ли-тур-ги-че-ском по-чи-та-нии рос-сий-ских угод-ни-ков. С 1504 г. свя-ти-тель Ген-на-дий на-хо-дил-ся на по-кое в Чу-до-вом мо-на-сты-ре и 4 де-каб-ря 1505 г. мир-но ото-шел ко Гос-по-ду.

Полное житие святителя Геннадия Новгородского

Свя-ти-тель Ген-на-дий, ар-хи-епи-скоп Нов-го-род-ский, про-ис-хо-дил из ро-да Гон-зо-вых и был, по сви-де-тель-ству совре-мен-ни-ков, "муж са-но-ви-тый, ум-ный, доб-ро-де-тель-ный и све-ду-щий в Свя-щен-ном Пи-са-нии". Пер-во-на-чаль-ное по-слу-ша-ние про-хо-дил в Ва-ла-ам-ской оби-те-ли, под ду-хов-ным ру-ко-вод-ством пре-по-доб-но-го Сав-ва-тия Со-ло-вец-ко-го (па-мять 27 сен-тяб-ря). С 1472 го-да - ар-хи-манд-рит Чу-до-ва мо-на-сты-ря в Москве. Рев-ни-тель стро-го-го устав-но-го бо-го-слу-же-ния.

В 1479-1481 го-дах ар-хи-манд-рит Ген-на-дий вме-сте с Вас-си-а-ном, ар-хи-епи-ско-пом Ро-стов-ским, а за-тем с его пре-ем-ни-ком Иоаса-фом бес-страш-но вста-вал на за-щи-ту древ-не-го уста-ва в воз-ник-шем спо-ре о хож-де-нии "по-со-лонь" при освя-ще-нии но-во-го хра-ма (спор воз-ник в свя-зи с чи-ном освя-ще-ния Успен-ско-го со-бо-ра в Москве).

В 1483 го-ду свя-той Ген-на-дии на-чал стро-ить в Чу-до-вом мо-на-сты-ре ка-мен-ную тра-пез-ную цер-ковь в честь чти-мо-го им свя-ти-те-ля , мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го († 1378), ос-но-ва-те-ля оби-те-ли. 12 де-каб-ря 1484 го-да ар-хи-манд-рит Ген-на-дий был по-свя-щен в ар-хи-епи-ско-па Нов-го-род-ско-го. Бла-го-го-вея к па-мя-ти ве-ли-ко-го свя-ти-те-ля Алек-сия, Ген-на-дий, и бу-дучи в Нов-го-ро-де, не пе-ре-ста-вал за-бо-тить-ся о воз-ве-де-нии хра-ма его име-ни: "И среб-ра до-воль-но на со-вер-ше-ние хра-ма то-го и тра-пезы и па-лат по-сы-ла-ше". Вре-мя свя-ти-тель-ства в Нов-го-ро-де свя-то-го ар-хи-епи-ско-па Ген-на-дия сов-па-ло с гроз-ным пе-ри-о-дом в ис-то-рии оте-че-ствен-ной Церк-ви. Иудей-ские про-по-вед-ни-ки, при-е-хав-шие под ви-дом тор-гов-цев в Нов-го-род, еще с 1470 го-да на-ча-ли се-ять меж-ду пра-во-слав-ны-ми пле-ве-лы ере-си и бо-го-от-ступ-ни-че-ства. Лже-уче-ние рас-про-стра-ня-лось тай-но. Пер-вое из-ве-стие о ере-си до-шло до свя-ти-те-ля Ген-на-дия в 1487 го-ду: чет-ве-ро чле-нов тай-но-го со-об-ще-ства, в хмель-ном уга-ре об-ли-чая друг дру-га, об-на-ру-жи-ли пред пра-во-слав-ны-ми су-ще-ство-ва-ние нече-сти-вой ере-си. Как толь-ко это ста-ло из-вест-но свя-ти-те-лю, рев-ност-ный ар-хи-пас-тырь немед-лен-но при-сту-пил к ро-зыс-ку и с глу-бо-кой скор-бью убе-дил-ся, что опас-ность угро-жа-ет не толь-ко мест-но-му нов-го-род-ско-му бла-го-че-стию, но и са-мой сто-ли-це пра-во-сла-вия - Москве, ку-да еще в 1480 го-ду пе-ре-еха-ли во-жди жи-дов-ству-ю-щих. В сен-тяб-ре 1487 го-да он на-пра-вил в Моск-ву мит-ро-по-ли-ту Ге-рон-тию все ро-зыск-ное де-ло в под-лин-ни-ке вме-сте со спис-ком об-на-ру-жен-ных им бо-го-от-ступ-ни-ков и с их пи-са-ни-я-ми. Борь-ба с жи-дов-ству-ю-щи-ми ста-ла глав-ным пред-ме-том ар-хи-пас-тыр-ской де-я-тель-но-сти свя-ти-те-ля Ген-на-дия. По сло-вам пре-по-доб-но-го (па-мять 9 сен-тяб-ря), "сей ар-хи-епи-скоп, быв пу-щен на зло-дей-ствен-ные ере-ти-ки, устре-мил-ся на них, яко лев, из ча-щи Бо-же-ствен-ных Пи-са-ний и крас-ных гор про-ро-че-ских и апо-столь-ских уче-ний". Де-вят-на-дцать лет про-дол-жа-лась борь-ба свя-ти-те-ля Ген-на-дия и пре-по-доб-но-го Иоси-фа с силь-ней-шей по-пыт-кой про-тив-ни-ков пра-во-сла-вия из-ме-нить весь ход ис-то-рии Рус-ской Церк-ви и Рус-ско-го го-су-дар-ства. Тру-да-ми свя-тых ис-по-вед-ни-ков борь-ба увен-ча-лась по-бе-дой пра-во-сла-вия. Это-му спо-соб-ство-ва-ли тру-ды свя-ти-те-ля Ген-на-дия по изу-че-нию Биб-лии. По-сколь-ку ере-ти-ки в сво-их нече-сти-вых мудр-ство-ва-ни-ях при-бе-га-ли к ис-ка-жен-ным тек-стам вет-хо-за-вет-ных книг, от-лич-ным от при-ня-тых Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью, ар-хи-епи-скоп Ген-на-дий взял на се-бя огром-ный труд - при-ве-сти в еди-ный свод ис-прав-ные спис-ки Свя-щен-но-го Пи-са-ния. До то-го вре-ме-ни биб-лей-ские кни-ги пе-ре-пи-сы-ва-лись на Ру-си, по при-ме-ру Ви-зан-тии, не в ви-де це-ло-го сво-да, а от-дель-ны-ми ча-стя-ми - Пя-ти-кни-жия или Вось-ми-кни-жия, Царств, Прит-чей и дру-гих учи-тель-ных книг: Псал-ти-ри, Про-ро-ков, Еван-ге-лия и Апо-сто-ла.

Свя-щен-ные кни-ги Вет-хо-го За-ве-та осо-бен-но ча-сто под-вер-га-лись слу-чай-ной и на-ме-рен-ной пор-че. Об этом со скор-бью пи-сал свя-ти-тель Ген-на-дий в по-сла-нии ар-хи-епи-ско-пу Иоаса-фу: "Жи-до-ве ере-ти-че-ское пре-да-ние дер-жат - псал-мы Да-ви-до-ва или про-ро-че-ства ис-пре-вра-ща-ли". Со-брав во-круг се-бя уче-ных, тру-же-ни-ков-биб-ле-и-стов, свя-ти-тель со-брал все кни-ги Свя-щен-но-го Пи-са-ния в еди-ном сво-де, бла-го-сло-вил вновь пе-ре-ве-сти с ла-тин-ско-го язы-ка те из Свя-щен-ных книг, ко-то-рые не бы-ли им об-ре-те-ны в ру-ко-пис-ном пре-да-нии сла-вян-ской Биб-лии, и в 1499 го-ду на Ру-си вы-шел пер-вый пол-ный свод Свя-щен-но-го Пи-са-ния на сла-вян-ском язы-ке - "Ген-на-ди-ев-ская Биб-лия", как ее по-чти-тель-но на-зы-ва-ют по име-ни со-ста-ви-те-ля, ко-то-рая ста-ла неотъ-ем-ле-мым зве-ном в пре-ем-ствен-но-сти сла-вян-ско-го пе-ре-во-да Сло-ва Бо-жия. От бо-го-вдох-но-вен-но-го пе-ре-во-да Свя-щен-но-го Пи-са-ния свя-тых рав-ноап-о-столь-ных Ки-рил-ла и Ме-фо-дия (863-885) чрез Биб-лию свя-ти-те-ля Ген-на-дия (1499) и вос-про-из-во-дя-щую ее пер-во-пе-чат-ную Острож-скую Биб-лию (1581) Цер-ковь со-хра-ни-ла неиз-мен-ным сла-вян-ское биб-лей-ское пре-да-ние вплоть до так на-зы-ва-е-мой Ели-за-ве-тин-ской Биб-лии (1751) и всех по-сле-ду-ю-щих пе-чат-ных из-да-ний. На-ря-ду с под-го-тов-кой Биб-лии круг цер-ков-ных книж-ни-ков при ар-хи-епи-ско-пе Ген-на-дии вел боль-шую ли-те-ра-тур-ную ра-бо-ту: бы-ла со-став-ле-на "Чет-вер-тая Нов-го-род-ская ле-то-пись", до-ве-ден-ная до 1496 го-да, пе-ре-ве-де-ны, ис-прав-ле-ны и пе-ре-пи-са-ны мно-го-чис-лен-ные ру-ко-пис-ные кни-ги. Игу-мен Со-ло-вец-ко-го мо-на-сты-ря До-си-фей, при-быв-ший в Нов-го-род по мо-на-стыр-ским де-лам, несколь-ко лет (с 1491 по 1494) тру-дил-ся у свя-ти-те-ля Ген-на-дия, со-став-ляя биб-лио-те-ку для Со-ло-вец-ко-го мо-на-сты-ря. По прось-бе свя-ти-те-ля До-си-фей на-пи-сал жи-тие пре-по-доб-ных Зо-си-мы (па-мять 17 ап-ре-ля) и Сав-ва-тия (па-мять 27 сен-тяб-ря). Боль-шин-ство книг, пе-ре-пи-сан-ных с бла-го-сло-ве-ния свя-ти-те-ля Нов-го-род-ско-го (бо-лее 20) для Со-ло-вец-кой оби-те-ли, со-хра-ни-лось в со-ста-ве Со-ло-вец-ко-го со-бра-ния ру-ко-пи-сей. Рев-ност-ный по-бор-ник ду-хов-но-го про-све-ще-ния, ар-хи-епи-скоп Ген-на-дий для под-го-тов-ки до-стой-но-го кли-ра ос-но-вал в Нов-го-ро-де шко-лу.

Па-мять о свя-ти-те-ле Ген-на-дии со-хра-ня-ет-ся и в дру-гом его тру-де на бла-го пра-во-слав-ной церк-ви.

В кон-це XV ве-ка над рус-ски-ми ума-ми тя-го-те-ла гроз-ная мысль о ско-рой кон-чине ми-ра, ко-то-рой жда-ли по ис-те-че-нии седь-мой ты-ся-чи лет от со-тво-ре-ния ми-ра. По окон-ча-нии ми-ро-твор-но-го кру-га в 1408 го-ду на Ру-си не осме-ли-лись про-дол-жить пас-ха-лию да-лее 1491 го-да. В сен-тяб-ре 1491 го-да ар-хи-ерей-ский Со-бор Рус-ской Церк-ви в Москве при уча-стии свя-ти-те-ля Ген-на-дия опре-де-лил: "На-пи-сать Пас-ха-лию на ось-мую ты-ся-чу лет". 27 но-яб-ря 1492 го-да мит-ро-по-лит Зо-си-ма "на Москве из-ло-жил со-борне пас-ха-лию на 20 лет" и по-ру-чил епи-ско-пу Фило-фею Перм-ско-му и ар-хи-епи-ско-пу Ген-на-дию Нов-го-род-ско-му со-ста-вить каж-до-му свою пас-ха-лию для со-бор-но-го сви-де-тель-ство-ва-ния и утвер-жде-ния 21 де-каб-ря 1492 го-да. Свя-ти-тель Ген-на-дий окон-чил со-став-ле-ние сво-ей пас-ха-лии, ко-то-рая, в от-ли-чие от мит-ро-по-ли-чьей, бы-ла про-дол-же-на на 70 лет, и, рас-сы-лая по епар-хи-ям одоб-рен-ную Со-бо-ром при-ня-тую пас-ха-лию на 20 лет, при-со-еди-нил к ней и свою, вме-сте с тол-ко-ва-ни-ем на нее и Окруж-ной гра-мо-той, под об-щим за-гла-ви-ем "На-ча-ло пас-ха-лии, пе-ре-ло-жен-ной на ось-мую ты-ся-чу лет". В бо-го-слов-ском тол-ко-ва-нии пас-ха-лии, ос-но-ван-ном на Сло-ве Бо-жи-ем и сви-де-тель-стве свя-тых от-цов, свя-ти-тель пи-сал: "Не скон-ча-ния ми-ра стра-шить-ся по-до-ба-ет, но ждать при-ше-ствия Хри-сто-ва на вся-кое вре-мя. Сколь-ко бла-го-во-лит Бог сто-ять ми-ру, столь-ко про-длит-ся и об-хож-де-ние вре-мен". Вре-ме-на устро-е-ны Твор-цом не для Се-бя, но для че-ло-ве-ка: "Да ра-зу-ме-ет че-ло-век вре-мен пре-ме-ну, чтет сво-ея жиз-ни ко-нец". О сро-ках же свер-ше-ния тво-ре-ния Бо-жия "ни-кто же весть, ни Ан-ге-лы, ни па-ки Сын, но ток-мо Отец". По-то-му свя-тые от-цы, на-и-ти-ем Ду-ха Свя-то-го, из-ло-жи-ли ми-ро-твор-ный круг имен-но как "круг": "Сие учи-ни-ша ко-ло-врат-но, не иму-ще кон-ца". Ере-ти-че-ским пре-льще-ни-ям о ис-чис-ле-нии сро-ков свя-ти-тель про-ти-во-по-ста-вил освя-щен-ный Цер-ко-вью путь по-сто-ян-но-го ду-хов-но-го трез-ве-ния. Свя-той Ген-на-дий из-ла-га-ет бо-го-слов-ские ос-но-вы пас-ха-лии, объ-яс-ня-ет, как при по-мо-щи Аль-фы, ве-ли-ко-го ми-ро-твор-но-го кру-га, мож-но вы-во-дить пас-ха-лию на бу-ду-щее, на-сколь-ко по-тре-бу-ет-ся. Пас-ха-лия свя-то-го Ген-на-дия, по его сви-де-тель-ству, не бы-ла им со-став-ле-на за-но-во, но бы-ла вы-ве-де-на на ос-но-ва-нии преж-не-го пре-да-ния - в част-но-сти, на ос-но-ва-нии пас-ха-лии, на-пи-сан-ной на 1360-1492 го-ды при свя-ти-те-ле Ва-си-лии Ка-ли-ке, ар-хи-епи-ско-пе Нов-го-род-ском (13 июля 1352). По пра-ви-лам ра-бо-ты с пас-ха-ли-ей, утвер-жден-ным свя-тым Ген-на-ди-ем, поз-же, в 1539 го-ду, при ар-хи-епи-ско-пе Нов-го-род-ском Ма-ка-рии, бы-ла со-став-ле-на пас-ха-лия и на всю вось-мую ты-ся-чу лет.

О вы-со-кой ду-хов-ной жиз-ни и мо-лит-вен-ном вдох-но-ве-нии свя-ти-те-ля сви-де-тель-ству-ет со-став-лен-ная им в 1497 го-ду мо-лит-ва к Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. Кро-ме из-вест-ных по-сла-ний мит-ро-по-ли-там Зо-си-ме и Си-мо-ну, ар-хи-епи-ско-пу Иоаса-фу, епи-ско-пам Ни-фон-ту и Про-хо-ру, по-сла-ния к Со-бо-ру 1490 го-да, ар-хи-епи-скоп Ген-на-дий на-пи-сал цер-ков-ный "Уста-вец" и "Пре-да-ние ино-кам", жи-ву-щим по уста-ву скит-ско-го жи-тия. Оста-вив ар-хи-пас-тыр-ское слу-же-ние, с 1504 го-да свя-ти-тель жил на по-кое в Чу-до-вом мо-на-сты-ре, где мир-но ото-шел ко Гос-по-ду 4 де-каб-ря 1505 го-да. В Сте-пен-ной кни-ге чи-та-ем: "Ар-хи-епи-скоп Ген-на-дий пре-бы в ар-хи-епи-ско-пах де-вят-на-дцать лет, мно-га ис-прав-ле-ния по-ка-за о цер-ков-ном бла-го-ле-пии и о свя-щен-ни-че-ском бла-го-чи-нии, и ере-ти-ки по-сра-ми, и пра-во-слав-ную ве-ру утвер-ди, по-сле-ди же све-ден бысть на Моск-ву, и пол-тре-тья ле-та пре-бысть в мо-на-сты-ри чу-де-си Ар-хан-ге-ла Ми-ха-и-ла и свя-та-го мит-ро-по-ли-та и чу-до-твор-ца, иде-же преж-де бысть в ар-хи-манд-ри-тех, ту и пре-ста-ви-ся к Бо-гу". Свя-тые мо-щи ар-хи-епи-ско-па Ген-на-дия бы-ли по-ло-же-ны в хра-ме Чу-да свя-то-го Ар-хан-ге-ла Ми-ха-и-ла в Хо-нех, в том ме-сте, где по-ко-и-лись до то-го мо-щи осо-бо чти-мо-го им свя-ти-те-ля Алек-сия, мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го. Па-мять свя-ти-те-ля Ген-на-дия тво-рит-ся так-же в 3-ю Неде-лю по Пя-ти-де-сят-ни-це, в день, ко-гда Свя-тая Цер-ковь вспо-ми-на-ет всех свя-тых, в Нов-го-ро-де про-си-яв-ших.



Рассказать друзьям