Благоразумный разбойник. Николай посадский - о благоразумном разбойнике рахе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Благоразумный разбойник – один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом (по правую руку Спасителя).
Искренне раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа Иисуса Христа обетование: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". Все четыре Евангелиста с большими или меньшими подробностями говорят о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом (Мф.27:44, Мк.15:32, Ин.19:18), наиболее полный рассказ об этом приводится у Евангелиста Луки (Лк.23:39-43).
Евангелисты Матфей и Марк пишут, что оба разбойника, распятые вместе со Спасителем, хулили Его, а в Евангелии от Луки говорится, что раскаявшийся разбойник не только исповедал Иисуса Христа Господом, но и унимал не раскаявшегося разбойника.
Священник Афанасий Гумеров пишет:
"Святитель Иоанн Златоуст говорит, что сначала хулили оба, а потом один (Толкование на святаго Матфея Евангелиста. Беседа LXXXVII. 2). Это объяснение вполне согласует оба повествования (Мф. 27:44 и Лк. 39 – 43). Спаситель находился на Кресте около шести часов. За это время хуливший разбойник мог прозреть и покаяться". (Православие.Ru)
В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Гестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа назван Дисмасом. В средневековой византийской и древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом.
Существует позднее народное предание, что именно благоразумный разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семейство напали грабители. Но праведный Иосиф имел только осла, на котором сидела Пресвятая Богородица с Сыном, и нажива была невелика. Один из разбойников уже схватился за осла, но, увидев Младенца Христа, удивился необычайной красоте Ребенка и воскликнул: «Если бы Бог взял Себе тело человеческое, то не был бы красивее Этого Дитя!» И повелел этот разбойник своим сотоварищам пощадить путников. И тогда Пресвятая Дева сказала столь великодушному разбойнику: «Знай, что Этот Младенец наградит тебя хорошо, за то, что ты Его сохранил сегодня». Этим грабителем был Рах.
Другое предание иначе передает встречу благоразумного разбойника со Святым семейством. У Е. Поселянина это описано так: «Схваченные разбойниками, путники были приведены в их притон. Там лежала больная жена одного из разбойников, имевшая грудного младенца. Болезнь матери тяжело отзывалась на ребенке. Тщетно силился он высосать каплю молока из ее истощенной груди. Богоматерь увидела страдания ребенка, терзания несчастной матери. Она подошла к ней, взяла младенца к себе на руки и приложила его к Своей груди. И от таинственной капли, проникшей в увядающий телесный состав, мгновенно жизнь вернулась в зачахшего ребенка. Щеки оживились румянцем, глаза заблестели, полутрупик превратился опять в веселого цветущего мальчика. Таково было действие таинственной капли. И в этом мальчике осталось на всю жизнь воспоминание о чудной Жене, у персей Которой он, умирающий, исцелился. Жизнь не была к нему добра; он пошел проторенной его родителями дорогой преступления, но жажда духовная, стремление к лучшему никогда не оставляло эту загубленную жизнь. (Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. – М: АНО Православный журнал «Отдых христианина», 2002. С.40.). Разумеется, этим младенцем оказался Рах.
Благоразумный разбойник воспоминается в песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати Евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом третьего антифона («Блаженны») Литургии и великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.

Словарь сложных слов:

Раеви – рая;

мене – меня.

Перевод:

Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи, и меня крестным древом просвети и спаси.

«Разбойника благоразумнаго» – смысл и история песнопения:

Песнопение исполняется на службе с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

Восьмое чтение повествует о двух разбойниках, распятых справа и слева от Спасителя. Один из них проклинал Господа, говоря Ему: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк 23:39). Другой же, напротив, унимал богохульника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И затем он обратился к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И ответил ему Христос: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40-43).

После чтения Евангелия и трипеснеца (канона, состоящего из трёх песней) торжественно трижды поется Ексапостиларий (или светилен) великой Пятницы «Разбойника благоразумнаго».

«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» (“Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи”)

Действительно в один час Господь удостоил Рая злодея, сделав его самым первым из вступивших в Его Царство. Удивительна история такого спасения, свидетельство слов Христа «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2,17). Разбойник уверовал в распятого, униженного, оставленного учениками Спасителя и исповедовал его как Бога перед всеми, совершив тем самым первый мученический подвиг христианской истории: «Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание его тогда, когда весь мир был против Него, – вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая» (святитель Иоанн Шанхайский).

«И мене древом крестным просвети и спаси мя» (“и меня крестным древом просвети и спаси” ).

Пример спасенного разбойника обращен ко всем последующим поколениям христиан, о чем напоминает нам в этом тропаре Церковь. Мы просим Господа просветить нас Его Крестными Страданиями и спасти наши души, как в последний миг Он спас разбойника. «Слыша это, возлюбленный, никогда не отчаивайся, но, представляя неизреченное величие человеколюбия Божия, поспеши исправлением от грехов. Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил столь великой чести, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях» (святитель Иоанн Златоуст, беседы о Кресте и разбойнике).

«Разбойника благоразумнаго» – слушать:

«Разбойника благоразумнаго» – музыка М. Старицкого, переложение арх. Матфея Мормыля:

Исполняет хор Сретенского монастыря

«Разбойника благоразумнаго» Павла Чеснокова:

Исполняет мужской хор МИФИ, дирижёр – Надежда Малявина:

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) – виднейший деятель хорового и регентского искусства конца XIX-начала XX веков, автор множества духовных сочинений. Его произведениям присуща молитвенность и искренность, строгость, свойственная древним напевам, и душевные переживания. Эта двуплановость слышна в хоровом сопровождении и яркой партии солиста.

«Разбойника благоразумнаго» Александра Гречанинова:

А. Гречанинов, из цикла «Страстная седмица», исполняет Государственная академическая Симфоническая капелла России, дирижёр – Валерий Полянский:

Александр Тихонович Гречанинов – композитор-современник Чеснокова, так же автор множества духовной музыки. Крупный и малоизвестный цикл «Страстная седмица» отличается богатым хоровым звучанием и своей необычной потрясающей музыкой.

«Разбойника благоразумнаго» ноты:

На заставке фрагмент: Благоразумный разбойник. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.

Необычная часовня в селе Анишино Веневского района Тульской области.
При въезде в деревню Анишино сразу бросается в глаза красивая часовня. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем обыкновенная часовня, которых сейчас много строят в небольших деревнях и селах.
Построена она видно от души и доступна для посещений любому остановившемуся здесь человеку. Но посвящена она не только во славу Господню, но и в честь благоразумного разбойника Дисмаса (Дизмас, Дижман, Дижмон, Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах)) который был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.
Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай.

Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.
Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:
Христос будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;
Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес»;
Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».
Иоанн Лествичник рассматривает пример Благоразумного разбойника как показатель возможности быстрых перемен в человеке: «Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник - в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».
Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis), которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение, но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Святитель Феофан Затворник, характеризуя веру Благоразумного разбойника, пишет, что крест Благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, в то время, как Крест Господень - крест жертвы чистой и непорочной.
Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) даёт этому следующее толкование:
Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, несмотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест - у обоих разбойников! противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий.
Арабское «Евангелие детства Спасителя» (VI века) сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет. После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит - одесную, и ошую - Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».
Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.
В Евангелии от Никодима содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:
…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай».

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.
Сократ Схоластик сообщает сведения о судьбе двух крестов, принадлежавших разбойникам. По его данным, они были найдены равноапостольной Еленой во время её поисков Креста Господня. Раскопки на Голгофе позволили обнаружить практически три идентичных креста. Чтобы выяснить, какой именно принадлежал Иисусу, потребовалось чудо.
Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Елене на острове Кипр. В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):
Стоит же тот крест на воздух ничем не прикреплен к земле, но так, Духом Святым носим в воздухе. И тут я, недостойный, поклонился святыне той чудной, и видел глазами своими грешными Благодать Божию на месте том, и исходил тот остров как следует.
Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни, рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом. В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками, но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.
Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.
Иконография. Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника кроме традиционных композиций Распятия Христова также помещается:

в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник. Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционном помещают крест. В середине XIX веке было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещение древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона.
Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел «Истолкование в христианстве»). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси…»), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны. Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением, в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».

Двери в часовню открыты, горят свечи, звучит аудиозапись церковной службы … заходите, думайте, молитесь…

В наши дни довольно широко распространяется мнение о необязательности Крещения для спасения. При этом, в пользу данной сентенции современного ревизионизма решаются различные «краевые задачи»: как спаслись праведники в Ветхом Завете; как вошли в Царство мученики, не сподобившиеся вводящего в Церковь Таинства; почему в Рай восхищен разбойник, — ведь он не был крещен?

Совсем не в пользу пускающего корни ревизионизма говорит Предание Церкви.

Ветхозаветных праведников из ада вывел Христос, накануне Своего Воскресения: «Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых» (Толедский Собор 625г. см. Bruns H.D.Canones Apostolorum et Conciliorum Veterum Selecti. Berlin,1839. T.1.P. 221..).

Мученики вошли в Царство через Крещение кровью: «Кто не примет Крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: «можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?»(Мк. 10:38). И мученики сознают это, соделываясь зрелищем для мира, и ангелов, и человеков…», — поясняет св. Кирилл Иерусалимский. (Огласительное поучение 3-е)

Но в отношении разбойника нельзя сказать, что крест его — крест святой жертвы и что он крещен своей кровью, ведь жестокую казнь он претерпел не за исповедание Христа, а за страстную и преступную жизнь:»крест благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, а Крест Господень есть Крест жертвы чистой и непорочной», — замечает свт. Феофан Затворник в «Проповеди На Крестопоклонную неделю».

Что нам известно сегодня об этом разбойнике? В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Геста (Gestas), благоразумного разбойника по правую руку от Христа — Дижманом (Dismas). В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом (Варвар — Варах — Рах). Преподобный Иоанн Лествичник вспоминает о благоразумном разбойнике в целях благочестного назидания:

«Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена… Суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца» (Лествица)

Св. Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин, другие отцы Церкви свидетельствует, что покаявшийся разбойник первым вошел в Рай:

«Не оставим вниманием этого разбойника и не постыдимся взять в качестве учителя того, кого Господь наш не устыдился ввести первым в рай» (св. Иоанн Златоуст. Беседа 1 о кресте и разбойнике);

«Итак, показал обильное милосердие Свое, по которому в тот же час, когда принял от разбойника веру, взамен ее даром дал ему неизмеримые дары, даром излил пред ним сокровища Свои, тотчас же перенес его в рай Свой и там поставил введенного (в рай) над сокровищами Своими. «Со Мною будешь в раю желания». Итак, рай открывался разбойником, а не кем-либо их праведников. Рай, закрытый праведным Адамом, после того как он стал преступником, (и) открыт был преступником, который победил» (прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл.20).

Спасение разбойника, конечно, дивное и таинственное событие в истории домостроительства спасения. «По истине дивное и ужасное таинство: ибо отселе висевший на кресте мгновенно поемлется в рай - разбойника избирая спутником в своем шествии Христос; одного вводит в рай, другого нет. Почему так сделалось? Этот благоразумный разбойник не предвосхитил ли рай у Владыки рая от своего товарища (socio), то есть, распятый одесную от распятаго ошую? Отнюдь не так, но этими немногими словами помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем, - он скорее получил желаемое, чем попросил, ибо рек (ему Христос): днесь со Мною будеши в раи. Очевидно, рай невозможно было похитить, по способу разбойников, ибо руки хищников не досягают рая. Нет, в Распятом разбойник познал несомненно Бога, и за свое воззвание веры призван был в рай, а не сам восхитил его от Господа» — говорит в слове о благоразумном разбойнике апологет древней Церкви, св. Аристид Философ.

Важно отметить, что Новозаветное Крещение на момент смерти разбойника еще не установлено Христом, лишь перед самым Вознесением Господь пошлет учеников «крестить все народы» (Мф,28:19) и апостолы начнут крестить по Сошествии Святого Духа, а до утверждения этого Таинства, конечно, не действенен и императив необходимости Крещения. Но, тем не менее, Св. Предание в назидание о важности Таинства говорит и о свершившемся Крещении разбойника.

Уже в древних святоотеческих трудах видим упоминания об этом. Так, свмч. Киприан Карфагенский пишет:

«При этом некоторые (как будто человеческим мудрованием они могут упразднить истину евангельской проповеди) выставляют против нас оглашенных и спрашивают: если кто-нибудь из них прежде, чем успеет креститься в Церкви, будет захвачен за исповедание имени и умерщвлен, то уже ли и такой должен потерять надежду спасения и награду исповедания потому только, что не возродился прежде водою? Да будет же ведомо таковым благоприятелям и защитникам еретиков, что те оглашенные, во-первых, содержат чистую веру и истину Церкви и на победу диавола выходят из Божественного стана с полным и искренним познанием Бога Отца, Христа и Святого Духа; а во-вторых, они ине лишаются Таинства крещения, как люди, крещенные славнейшим и величайшим крещением крови, о котором и Господь говорил: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! (Лк 12, 50). А что крестившиеся своею кровью и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что он будет с Ним в раю (см.: Лк 23, 43)». (свт. Киприан Карфагенский. Письмо Юбаяну)

Об этом же пишет один из лучших экзегетов IV века «Сирийский пророк» прп. Ефрем, уточняя, что разбойник Крещен не своей кровью:

«Так как Иудеи избрали разбойника и отринули Христа, то Бог избрал разбойника и отринул их. Но где же то (сказанное): «если кто не примет плоти Моей, не имеет жизни» (ср.: Ин.6:53)? Слово апостола: «все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились» (Рим.6:3), – объясняет, что разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа. «Со Мною, – говорит, – будешь в раю желания» (прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл.20).

Другой светильник Церкви, — св. Иоанн Златоуст подтверждает, что разбойник Крещен Кровью Господа:

«Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь ли ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел — в узах; Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая. Итак, ничто не омрачает моей радости и восхищения при возвращении к вам» (Т3.Кн2. 4.СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).

В следующей омилии более глубоко и детально раскрывается интересующая нас тема:

«Справедлив Бог мой, совершитель спасения! Как праотца нашего Адама изнал Он из рая не за многие прегрешения, но за одно преслушание, так на весах правды Его было положено обетование разбойнику – войти в рай не за многие какие-нибудь исповедания, но за одно исповедание веры. Я сказал, что грех Адама состоял в том, что он вопреки заповеди прикоснулся к древу; в чем же заключалось оправдание разбойника? Он вошел в рай за то, что с верою коснулся креста. Что же последовало дальше?

Разбойнику было обещано Спасителем спасение; между тем ему времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3:5), Не было ни случая, ни возможности, не было для разбойника и времени креститься, потому что он висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения.

Так как уверовал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было ему очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил ребро Господа и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, говорит евангелист, «тотчас истекла кровь и вода» (Иоан. 19:34), в подтверждение истинности Его смерти и в прообразование таинств.

И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело разбойника; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брызнули на разбойника и этим окроплением он был крещен, как говорит и апостол: мы приступили к «к горе Сиону и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:22,24).

Почему же кровь Христова говорит лучше Авелевой? Тогда как кровь Авеля падала на главу убийцы его, кровь Христа очищает и убийц покаявшихся. Научись отсюда ревности к истине и возлюби дерзновение за Христа; последуй истинному Учителю, подвизавшемуся за истину, чтобы, слыша от апостола Павла: «будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1), ты и сам удостоился венцов правды и тех вечных благ, которые уготовал Христос Бог наш всем возлюбившим Его. Да сподобимся их и мы все, милостью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (О ревности и благочестии, и о слепорожденном, т.8, ч.2, !в «Творениях св. Иоанна Златоуста» отнесен к разделу spuria!).

Стоит отметить, что и в русской богословской традиции была принята эта мысль со ссылками на отцов древности. Свт Димитрий Ростовский в слове на Богоявление Господне говорит о благоразумном разбойнике:

«Откуда же были призваны эти духовные птенцы к зерну любви? Не от воды ли крещения, в которой они в смерть его крестились? Послушаем святого Анастасия Синаита 7 , который о благоразумном разбойнике, для коего вода истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: «к оным птицам (т. е. к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем - Христом».

Как видим, Ростовский святитель говорит уже не о Крови, но истекшей из ребер Спасителя воде, ставшей для разбойника водой Крещения (эту мысль мы видим и у прп. Ефрема Сирина), причем, свт. Димитрий в данном случае ссылается на свидетельство св. Анастасия Синаита.

Благоразумный разбойник

Меж двух разбойников - выражение, описывающее особенно позорный характер смерти Иисуса Христа , крест которого, согласно сообщениям Евангелий , был воздвигнут между распятиями преступников, получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников .

В переносном значении - человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Тексты

Евангельское описание

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус : истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный » и, по преданию, первым вошёл в рай . Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий : «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи » , а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ».

Истолкование в христианстве

Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии , взятых на небо живым). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов ». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром : «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе ». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес »;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне », но при этом он «исповедал Его прежде всех ».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis) , которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение , но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом ).

Пророчества

Пророчества о распятии Христа между двумя разбойниками сделал пророк Исаия в цикле своих пророчеств о пришествии Мессии:

  • «Ему назначали гроб со злодеями , но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. » (Ис. 53:9)
  • «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был , тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. » (Ис. 53:12)

Ганс фон Тюбинген. «Распятие» , фрагмент, ок. 1430. Душа Безумного разбойника отлетает от его уст и её забирает дьявол.

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Арабское «Евангелие детства Спасителя» сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет . После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит - одесную, и ошую - Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное ».

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима» , которое называет их Дижман - благоразумный разбойник, и Геста - хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай» .

Благоразумный разбойник в раю. Фрагмент пятичастной иконы XVII в. Разбойника встречают Енох и Илия, справа - херувим с огненным мечом, охраняющий рай

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад , хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Елене на острове Кипр . В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни , рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом . В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками , но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме . Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх. 15:23-25) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа . Дальнейшая судьба креста Безумного разбойника неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов , которые, впрочем, называют их по-разному:

«Благоразумный разбойник Рах». Икона московской школы, XVI в. Рах представлен в раю, о чём свидетельствуют райские деревца на фоне иконы

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии - Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas )) - самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания - Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта . В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» - имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар-Варах-Рах . Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса .

Иконография

«Распятие» , Эммануил Лампардос, XVII в., критская школа. Эрмитаж

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились начиная с V-VI вв.

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест ,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.



Рассказать друзьям