Бронницкий уезд московской губернии. Старообрядческое подмосковье

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Сегодня я представляю новых авторов на блоге – Татьяну и Михаила Губановых . Нужно сказать, что их рассказ о родословной Гжелевых, а в следующей статье - Кабановых, относит нас к северо-восточной части Бронницкого уезда – так близко к Москве мы еще не забирались. Да и вообще не исследовали селения Бронницкого уезда, разве что Губино Ашитковской волости мелькало в наших с Наташей Сушининой поисках, а в нем Васякины и Ивановы. Передаю слово Михаилу с Татьяной.

Михаил и Татьяна Губановы

Семейство Гжелевых происходит из старообрядцев села Мячково Бронницкого уезда Московской губернии. Старообрядческое население этой местности относится к Русской православной старообрядческой церкви, известной также как «Белокриницкое согласие». Центром этой ветви старообрядчества являются храмы Рогожского кладбища в Москве. После манифеста 7 октября 1905 г. в приходской деревне Тураево возле села Мячково, большинство населения которой было старообрядческим, была зарегистрирована старообрядческая община и выстроен храм Рождества Богородицы. Тураевская старообрядческая община и кладбище существуют в настоящее время.
Полное восстановление генеалогии старообрядцев затруднено из-за отсутствия многих необходимых для этого документов. В частности, до законной регистрации старообрядческих общин они не вели метрических книг, и таким образом составление родословной происходит по косвенным документам, которые не всегда полны.
В данном случае удалось проследить историю двух семей, Гжелевых и Кабановых, потомки которых поженились уже в 60-70-е годы XIX века. Для удобства понимания история каждой ветви будет изложена последовательно: вначале мужская – Гжелевы, затем женская – Кабановы.
Родословная Гжелевых пересекается с несколькими интересными фамилиями.
Кабановы занимались обработкой камня, изготовляли надгробные плиты, делали барельефы для зданий, точили блоки для фундаментов, имели магазин в центре Москвы.В работе использовался только Мячковский известняк добываемый Пантюшинами.
Ковалевы в Раменском районе имели пастбища, выращивали скот, имели скотобойню а позже колбасное производство. Имели свой мясной магазин на улице Соколиной горы, поставляли свой товар в магазин Филипповых (на Театральной площади) и магазины Елисеевых
Это то, что рассказывала нам бабушка. Других сведений по этим фамилиям у нас пока нет.

В силу преследований государства люди часто скрывали свое старообрядчество и формально значились православными, часто по нескольку лет не посещая церковь. Именно так поступали представители семьи Гжелевых в течение почти всего XVIII века, в исповедных ведомостях церкви Богородице-Рождественской села Мячково Бронницкого уезда Московской губернии числящиеся православными.

Старообрядческий Храм Рождества Пресвятой Богородици в деревне Тураево, здесь крестились Гжелевы, Кабановы, Ковалевы, Филипповы, Соленовы

Документы, на основании которых строилась родословная Гжелевых

В фонде Московской духовной консистории, в исповедной ведомости церкви Богородице-Рождественской села Верхнее Мячково за 1748 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 147. Л. 958 об.) значатся крестьяне села Верхнего Мячкова:
Гаврила Игнатов 45
Жена его Ульяния Савостианова 43

Дети их:
Афонасей 25
Василей 21

Девица Анисия 17
Ирина 5.
(Были).
Афонасьева жена, Ирина Никитина 25.
(Была.)

В исповедной ведомости той же церкви за 1752 г. (Ф. 203. Оп. 747. Д. 189. Л. 888 об.)
значатся:
Гаврила Игнатов 48
Жена его Ульяна Савостиянова 47
(Не причащались по совету духовника.)
Дети их:
Афонасей 29
Василей 25
(Не были на исповеди и у причастия.)
Ирина 19
Анисия 21
Афонасьева жена Ирина Никитина 29
(Были.)

В исповедной ведомости той же церкви за 1766 г. (Ф. 203. Оп. 747. Д. 352. Л. 1130.):
Вдова Ульяна Савостиянова 59
У нее сына Афонасей Гаврилов 47
На исповеди и у причастия были.
Жена его Ирина Никитина 45. В 765 и 766 – не была.
Дети их:
Иван 13
Петр 6
Михайла 5
Анна (возраста нет)

В исповедной ведомости той же церкви за 1771 г. (Ф. 203. Оп. 747. Д. 414. Л. 845.):
Афонасей Гаврилов 58
Жена его Ирина Никитина 57
Дети их:
Иван 20
Петр 14
Михайла 10
Анна 17
Брат двоюродной Василий Иванов 45
Жена его Матрона 40
Дети их:
Степан 25
Михайла 12
Акилина 14
Все – были на исповеди и у причастия.

В исповедной ведомости той же церкви за 1780 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 510. Л.417.):
Афонасей Гаврилов 68

Дети его:
Иван Афонасьев 31
Жена его Васса Петрова 27
На исповеди и у причастия
не были за нерачением.
Дети их:
Мавра 6
Домна 5
Петр Афонасьев 24
Жена его Ксения Анисимова 21
(Не были за нерачением).
Вдова Васса Григорьева 53
Дочь ея Анна Васильева 10
(Были).

В той же ведомости, в разделе «Записные раскольники» (Там же. Л. 426.):
Федор Анисимов 48
Брат его Василий Анисимов 40
Жена его Праскева Алексеева 37
Дети их:
Акилина 10
Родион 9
Яков 4
Сергий 3
Тетка их Ирина Никитина 53
Сын ея Михайла Афонасьев 19

Таким образом, два человека из семейства, жена Афанасия Гаврилова и один из их сыновей, Михаил, записались старообрядцами (вместе с родственниками неясной нам точно степени родства), а остальная семья продолжает официально считаться православной.

В исповедной ведомости той же церкви за 1789 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 593. Л. 282.):
Афонасей Гаврилов 76
На исповеди и у причастия был.
Дети его:
Иван 39
Петр 33
Иванова жена Васса Петрова 32
Не причащались по совету духовника.
Дети их:
Мавра 14
Домна 12
Екатерина 11
(Были.)
Егор 4
Анна 2
Лев 1
Петрова жена (нрзб) Никитина 29
Сын их Игнатий 9
(Были.)

В исповедной ведомости той же церкви за 1799 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 732. Л. 292 об.)

Михайла Афанасьев 36
Жена его Фекла Мартинова 33
Дети их:
Василий 8
Василий же 6
Иван 2

В исповедной ведомости той же церкви за 1807 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 809. Л. 771.)
села Верхнего Мячкова записные раскольники:
Михайла Афанасьев 44
Жена его Фекла Мартинова 41
Дети их:
Василий 16
Василий же 14
Иван 10

В фонде Московской казенной палаты в деле «Ревизские сказки удельных крестьян Бронницкого уезда по шестой ревизии», в ревизской сказке о крестьянах села Верхнего Мячкова за 1811 год (Ф. 51. Оп. 8. Д. 1. Лл. 405 об. – 406.) под номером 56 крестьяне:
Афанасий Гаврилов, по последней ревизии 68 лет, умер 1804
У него дети:
Иван 42, умер 1804
Петр 37, ныне 53
Михайло 34, ныне 50
У Ивана дети:
Егор 11, ныне 27
Лев 8, отдан в ратники в 1807
Понкрат 2, ныне 18
У Егора сын Андрей, вновь рожденный ныне 4
Далее под номером 57 значатся:
Михайло Афонасьев, выше сказан
У него дети:
Василий Большой 3, ныне 19
Василий Меньшой 2, ныне 18
Иван, вновь рожденный 11
Леонтий, вновь рожденный 4
Под номером 58 значатся:
Петр Афанасьев, выше сказан
У него дети:
Ипат, 13, ныне 29
Кузьма, вновь рожденный ныне 13
У Ипата дети:
Сергей, вновь рожденный ныне 10
Степан, вновь рожденный 6

В исповедной ведомости той же церкви за 1815 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 887. Л. 74 об.)
села Верхнего Мячкова записные раскольники:
Василий Михайлов 24
Жена, Пелагея Михайлова 25
Дочь Ксения 4
Брат его Василий 23
Жена Анна Кузьмина 20
Иван 14
И сестра его Татьяна 17
Мать их вдова Фекла Мартынова 45

В фонде Московской казенной палаты в деле «Ревизские сказки удельных крестьян Бронницкого уезда по седьмой ревизии», в ревизской сказке о крестьянах села Верхнего Мячкова за 1816 год (Ф. 51. Оп. 8. Д. 68 а. Лл. 124 об. – 125.) под номером 18 крестьяне:
Михайла Афанасьев, по последней ревизии 50, умер 1813
Михайлы Афанасьева сын Василий 19, ныне 23
Василья сын Сысой, новорожденный 3 месяца
Михайлы Афанасьева другие сыновья:
Василий 18, ныне 22
Иван 11, ныне 15
Леонтий 4, ныне 8
Михайлы Афанасьева жена Фекла Мартьянова 43
Его же дочь Татьяна 10
Василья Михайлова жена Пелагея Михайлова 24
Его же дочь Аксинья 3
Василья Михайлова жена Анна Кузьмина 18

В исповедной ведомости той же церкви за 1835 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 1260. Лл. 315 об. – 316.) села Верхнего Мячкова записные раскольники:
Василий Михайлов 43
Жена Пелагия Михайлова 43
Дети:
Сысой 18
Степан 17
Евдокия 4
Брат его Василий 42
Жена, Анна Козмина 40
Дети:
Герасим 15
Василий 7
Иван 4
Брат их Иван 39
Жена, Евдокия Евстифеева 33
Дети:
Иван 13
Пелагия 9
Брат их Леонтий 39
Жена Ксения Леонтиева 37
Мать их вдова Фекла Мартинова 63

В исповедной ведомости той же церкви за 1845 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 1482. Л. 251.)
села Верхнего Мячкова записные раскольники:
Василий Михайлов 53
Пелагия Михайлова 53
Дети:
Сысой 28
Степан 23
Авдотья 24
Сысоя жена Александра Иванова 28
Дети:
Федор 8
Ирина 6
Степана жена Пелагия Евстафеева 20

В фонде Московской казенной палаты в деле «Ревизские сказки удельных крестьян Бронницкого уезда по девятой ревизии», в ревизской сказке о крестьянах села Верхнего Мячкова от 30 сентября 1850 года (Ф. 51. Оп. 8 . Д. 404. Лл. 44 об. – 45.) под номером 120 значатся крестьяне:
Василий Михайлов Гжелев 41, ныне 57
Сын его Сысой 18 лет и 3 месяца, 34 и 3 месяца
Сысоевы сыновья:
Федор, новорожденный ныне 12
Григорий, новорожденный ныне 4
Василья Михайлова другой сын Степан 13, ныне 29
Василья Михайлова жена Пелагея Михайлова 51
Василья Михайлова дочь Авдотья 27
Сысоя Васильева жена Александра Иванова 32
Сысоя Васильева дочь Арина 10
Степана Васильева жена Пелагея Евтихиева 28
Степана Васильева дочь Авдотья полгода

В исповедной ведомости той же церкви за 1855 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 1697. Л. 156.)
села Верхнего Мячкова записные раскольники:
Василий Михайловвдов 63
Дети:
Сысой 38
Стефан 35
Сысоя жена Александра Иванова 38
Дети:
Феодор 18
Ирина 16
Григорий 10
Стефана жена Пелагия Евстафиева 32
Дети:
Евдокия 7
Андрей 3

В фонде Московской казенной палаты в деле «Ревизские сказки удельных крестьян Бронницкого уезда по десятой ревизии», в ревизской сказке о крестьянах села Верхнего Мячкова от 12 апреля 1858 года (Ф. 51. Оп. 8. Д. 661. Лл. 64 об. – 65.) крестьяне:
Василий Михайлов Гжелев 57, ныне 64
Его первый сын Сысой 34 и 3 месяца, 41 и 3 месяца
Сысоевы сыновья:
Федор 12, ныне 19
Григорий 4, ныне 11
Василья Михайлова второй сын Степан 29, ныне 36
Степанов сын Андрей новорожденный, ныне 4
Сысоя Васильева жена Александра Иванова 39
Его дочь Арина 17
Степана Васильева жена Пелагея Астафеева 35
Его дочери:
Авдотья 7,5
Аграфена 1

В исповедной ведомости той же церкви за 1865 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 1899. Л. 994.)
села Верхнего Мячкова записные раскольники:
Сысой Васильев 48
Жена Александра Иванова 48
Дети:
Феодор 28
Григорий 20
Феодора жена Марфа Федорова 28
Брат его Степан 45
Жена Пелагия Евстафиева 42
Дети:
Евдокия 17
Андрей 13
Андрей Данилов 92
Жена Агафья Сидорова 91

Родственные связи последних двух лиц с семьей Сысоя Гжелева установить невозможно.
В связи с отсутствием старообрядческих метрических книг и очень плохой сохранностью земской статистики по селу Верхнее Мячково, дальнейшая реконструкция родословной семьи Гжелевых восстанавливается предположительно, но с достаточно высокой долей вероятности.
Сохранившаяся земская статистика относится к 1890-м – 1910-м годам. К этому времени Григорий Сысоевич Гжелев успел не только жениться, но и умереть, и в документах фигурирует его вдова и дети.
В фонде Московской губернской земской управы, в деле «Ведомости обязательного страхования по селениям Мячковской волости Бронницкого уезда» за 1891-1896 гг. (Ф. 184. Оп.12. Д. 721. Л. 123 об.) в селе Верхнее Мячково значится дом Надежды Петровой Гжелевой. Изба 8 на 7 саженей, горенка 4 на 7, двор 21 на 15, деревянные, крыты соломой. Лавка, 5 на 5. Деревянная, крыта железом. Сарай, 15 на 7, деревянный, крыт соломой. Сарай, 20 на 7, каменный, крыт соломой.
Кроме нее, в селе Верхнее Мячково есть и другие домовладельцы из этой семьи: Аксинья Иванова Гжелева, Иван Лукин Гжелев, Иван Васильев Гжелев, Андрей Степанов Гжелев.

В деле «Ведомости о количестве и смертности скота по селениям Мячковской волости Бронницкого уезда» за 1912 г. значится Иван Григорьев Гжелев (скота нет) и Григорий Григорьев Гжелев (корова одна, нетелей 2). (Ф. 184. Оп. 10. Д. 922. Лл. 25 – 25 об.)
В деле «Ведомости о количестве и смертности скота по селениям Мячковской волости Бронницкого уезда» за 1913 г. значится Надежда Петровна Гжелева (скота нет) и Григорий Григорьев Гжелев (одна корова). (Ф. 184. Оп. 10. Д. 942. Лл. 24 – 24 об.)
В фонде «Церкви Бронницкого уезда Московской губернии» в метрических книгах церкви Богородице-Рождественской старообрядческой общины деревни Тураево, которые сохранились довольно отрывочно, имеются некоторые сведения о семье Гжелевых.
За 1908 г. – актовая запись от 4 сентября 1908 г. о смерти села Верхнего Мячкова крестьянина Григория Григорьева и Федосьи Федоровой Гжелевых сына Михаила, 1 года, от простого детского поноса, отец проживает в городе Серпухове, мать на родине, заявила мать, погребен при храме Рождества Богородицы в деревне Тураево. (Ф. 1607. Оп. 1. Д. 98. Лл. 134 об. – 135.)
За 1911 г. от 25 января 1911 г. о браке Ивана Григорьева Гжелева, 33 лет, вторым браком, с крестьянкой деревни Пехорка Бронницкого уезда Елизаветой Ефимовой Савеловой, 19 лет, первым браком. Поручители по женихе: Степан Григорьев Гжелев. (Там же. Лл. 290 об. – 291.)
Таким образом, у Григория Сысоевича Гжелева и его жены Надежды Петровны было по крайней мере три выживших сына – Григорий, Иван и Степан, причем Григорий вступает в брак не позже 1906 г.
В том же фонде, в книге регистрации смертей отдела ЗАГС за 1919 год имеется актовая запись № 93 от 4 сентября 1919 года о смерти 1 сентября 1919 года Надежды Петровны Гжелевой, 80 лет, вдовы, гражданки села Верхнего Мячкова, от старости. Погребена на кладбище при селе Верхнем Мячкове. Сообщил о смерти 4 сентября 1919 г. сын покойной, гражданин села Верхнего Мячкова, Иван Григорьев Гжелев. Подпись Ивана Гжелева. (Ф. 1607. Оп. 1. Д. 273. Л. 69 об.)
По имеющимся документам удалось проследить, также предположительно, но с высокой долей вероятности, родословную Надежды Петровны Гжелевой, по всей видимости, урожденной Кабановой.

Поколенная роспись Гжелевых

Поколение 1
1. Гаврила Игнатов (1703 – [между 1752 и 1766 гг.])
Родился: 1703 г. Дата смерти неизвестна (между 1752 и
1766 гг.). Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Московского (впоследствии – Бронницкого) уезда Московской губернии).
Жена: Ульяния Савостианова (1705 – [между 1766 и 1771 гг.])
Сын: Афанасий Гаврилов (1723 – 1804)
Сын: Василий Гаврилов (1727 – ?)
Дочь: Анисия Гаврилова (1731 - ?)
Дочь: Ирина Гаврилова (1733 - ?)

Поколение 2
2-1. Афанасий Гаврилов (1723 – 1804)
Родился: 1723 г. Умер: 1804 г. Продолжительность жизни:
81 год. Место рождения и смерти неизвестно
(предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


Жена: Ирина Никитина (1714 – – [между 1780 и 1799])
Сын: Иван Афанасьев (1751 - 1804)
Дочь: Анна Афанасьева (1754 - ?)
Сын: Петр Афанасьев (1757 - ?)
Сын: Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
3-1. Василий Гаврилов (1727 – ?)
Родился: 1727 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Гаврила Игнатов (1703 – [между 1752 и 1766 гг.])
Мать: Ульяния Савостианова (1705 – [между 1766 и 1771 гг.])
Жена: Васса Григорьева (1727 - ?)
Дочь: Анна Васильева (1770 - ?)
4-1. Анисия Гаврилова (1731 - ?)
Родилась: 1731 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково
Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Гаврила Игнатов (1703 – [между 1752 и 1766 гг.])
Мать: Ульяния Савостианова (1705 – [между 1766 и 1771 гг.])
5-1. Ирина Гаврилова (1733 - ?)
Родилась: 1733 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Гаврила Игнатов (1703 – [между 1752 и 1766 гг.])
Мать: Ульяния Савостианова (1705 – [между 1766 и 1771 гг.])

Поколение 3
6-2. Иван Афанасьев (1751 - 1804)
Родился в 1751 году. Умер: 1804 г. Продолжительность жизни: 53 года. Место рождения и смерти неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


Жена: Васса Петрова (1757 - ?)
Дочь: Мавра Иванова (1775 - ?)
Дочь: Домна Иванова(1777 - ?)
Дочь: Екатерина Иванова (1778 - ?)
Сын: Егор Иванов (1785 - ?)
Дочь: Анна Иванова (1787 - ?)
Сын: Лев Иванов (1788 - ?)
Сын: Панкратий Иванов (1792 - ?)
7-2. Анна Афанасьева (1754 - ?)
Родилась в 1754 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Афанасий Гаврилов (1723 – 1804)
Мать: Ирина Никитина (1714 – – [между 1780 и 1799])
8-2. Петр Афанасьев (1757 - ?)
Родился в 1757 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Афанасий Гаврилов (1723 – 1804)
Мать: Ирина Никитина (1714 – – [между 1780 и 1799])
Жена: NN Никитина (1760 - ?)
Сын: Игнатий (Ипат) Петров (1780 - ?)
Сын: Кузьма Петров (1798 - ?)
9-2. Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
Родился в 1761 г. Умер: 1813 г. Продолжительность жизни: 52 года. Место рождения и смерти неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Афанасий Гаврилов (1723 – 1804)
Мать: Ирина Никитина (1714 – – [между 1780 и 1799])
Жена: Фекла Мартинова (1766 – [между 1835 и 1845])
Сын: Василий Михайлов («Большой») (1792 – [между 1858
и 1865])
Сын: Василий Михайлов («Меньшой») (1793 - 1837)
Сын: Иван Михайлов (1800 - ?)
Дочь: Татьяна Михайлова (1806 - ?)
Сын: Леонтий Михайлов (1807 - ?)

Поколение 4
10-9. Василий Михайлов («Большой») Гжелев (1792 – [между 1858 и 1865]). Родился: 1792 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


Жена: Пелагия Михайлова (1792 – [между 1850 и 1855])
Дочь: Ксения Васильева (1813 - ?)
Сын: Сысой Васильев (1816 – после 1865)
Сын: Степан Васильев (1818 - ?)
Дочь: Евдокия Васильева (1831 - ?)
11-9. Василий Михайлов («Меньшой») Гжелев (1793 - 1837)
Родился: 1793 г. Умер: 1837 г. Продолжительность жизни: 44 года. Место рождения смерти неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
Мать: Фекла Мартинова (1766 – [между 1835 и 1845])
Жена: Анна Козмина (1795 - ?)
Сын: Герасим Васильев (1820 - ?)
Сын: Василий Васильев (1828 - ?)
Сын: Иван Васильев (1831 - ?)
12-9. Иван Михайлов Гжелев (1800 - ?)
Родился: 1800 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
Мать: Фекла Мартинова (1766 – [между 1835 и 1845])
Жена: Евдокия Евстафиева (1802 - ?)
Сын: Иван Иванов (1822 - ?)
Дочь Пелагия Иванова (1826 - ?)
13-9. Татьяна Михайлова Гжелева (1806 - ?). Родилась: 1806 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
Мать: Фекла Мартинова (1766 – [между 1835 и 1845])
14-9. Леонтий Михайлов Гжелев (1807 - ?). Родился: 1807 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
Мать: Фекла Мартинова (1766 – [между 1835 и 1845])

Поколение 5
15-10. Ксения Васильева Гжелев (1813 - ?). Родилась: 1813 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


16-10. Сысой Васильев Гжелев (1816 – после 1865)
Родился: 1816 г. Дата смерти неизвестна (после 1865 г.). Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Василий Михайлов («Большой») (1792 – [между 1858 и 1865])
Мать: Пелагия Михайлова (1792 – [между 1850 и 1855])
Жена: Александра Иванова (1817 - ?)
Сын: Федор Сысоев (1837 - ?)
Дочь: Ирина Сысоева (1839 - ?)
Сын: Григорий Сысоев (1845 - ?)
17-10. Степан Васильев Гжелев (1818 - ?). Родился: 1818 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Василий Михайлов («Большой») (1792 – [между 1858 и 1865])
Мать: Пелагия Михайлова (1792 – [между 1850 и 1855])
Жена: Пелагия Евстафиева (1823 - ?)
Дочь: Евдокия Степанова (1848 - ?)
Сын: Андрей Степанов (1852 - ?)
Дочь: Аграфена Степанова (1857 – [до 1865])
18-10. Евдокия Васильева Гжелева (1831 - ?). Родилась: 1831 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Василий Михайлов («Большой») (1792 – [между 1858 и 1865])
Мать: Пелагия Михайлова (1792 – [между 1850 и 1855])

Поколение 6
19-16. Федор Сысоев Гжелев (1837 - ?). Родился: 1837 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


20-16. Ирина Сысоева Гжелева (1839 - ?). Родилась: 1839 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Сысой Васильев (1816 – после 1865)
Мать: Александра Иванова (1817 - ?)
21-16. Григорий Сысоев Гжелев (1845 - ?)
Родился: 1845 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Сысой Васильев (1816 – после 1865)
Мать: Александра Иванова (1817 - ?)
Жена: Надежда Петрова (Кабанова) (1846 – 01.09.1919)
Сын: Григорий Григорьев (даты жизни неизвестны)
Сын: Иван Григорьев (1878 - ?)
Сын: Степан Григорьев (даты жизни неизвестны)

Поколение 7
22-21. Григорий Григорьев Гжелев (даты жизни неизвестны). Даты рождения и смерти неизвестны. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


Жена: Федосья Федорова (даты жизни неизвестны)
Сын: Михаил Григорьев (1907 – 04.09.1908)
Сын: Сергей Григорьев (22.09 1901г.-21.06 1988 г.)
23-21. Иван Григорьев Гжелев (1878 - ?). Родился: 1878 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Григорий Сысоев Гжелев (1845 - ?)
Мать: Надежда Петрова (Кабанова) (1846 – 01.09.1919)
Жена (первая): ?
Жена (вторая): Елизавета Ефимова (Савелова) (1892 - ?)
24-21. Степан Григорьев Гжелев (даты жизни неизвестны). Даты рождения и смерти неизвестны. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
Отец: Григорий Сысоев Гжелев (1845 - ?)
Мать: Надежда Петрова (Кабанова) (1846 – 01.09.1919)

Гжелев Сергей Георгиевич

Гжелева (Пантюшина) Мария Васильевна

Дом в Москве, Никольская, 21, где размещалась аптека Феррейна. Аптека Феррейна (в советское и постсоветское время - аптека №1, прекратила свое существование в 2000-е годы. Настоящее фото 1900-х годов.

Вид на Никольскую со стороны площади. Сегодня этой точки, по-моему, здание аптеки уже не увидеть (закрывает «Наутилус»). А вот со смотровой площадки Центрального детского магазина прекрасно видна задняя часть здания (с башенками). Фото, как мне кажется, примерно 1940 – 1950-ых годов.

Интерьер аптеки на Никольской, первый слева- Гжелев Григорий Григорьевич.

Склянка из аптеки Карла Феррейна, здесь главным бухгалтером работал Григорий Григорьевич Гжелев, с его помощь было налажен выдув стекла на Никольской улице. Кварцевый песок поставлялся с песчаных карьеров Пантюшиных

В читальном зале ЦИАМа есть ксерокопия списка церквей Московской епархии - типографский текст начала XX века с пометами, сделанными также до 1917 года (поскольку написаны они по старой орфографии). Привожу здесь список церквей Бронницкого уезда. Имена благочинных вписаны от руки, как и некоторые церкви - Никольская в селе Малышеве, Никольская, у реки Нерской и Михаило-Архангельская, села Муравлева (объясняется это тем, что церкви в Малышеве и Муравлеве построены в начале XX века, а список, видимо, составлялся ранее, а очень старую Николо-Нерскую церковь составитель просто забыл включить). В списке нет Михаило-Архангельской церкви села Михайловской Слободы, поскольку она упомянута в том разделе этого списка, где перечислены единоверческие церкви.

БРОННИЦКИЙ УЕЗД

Благочиние 1-го округа

Свящ[енник] Иоанн Добров

1. Михаило-Архангельская, соборная, г. Бронниц.
2. Успенская кладбищенская.
3. Михаило-Архангельская, на погосте Дорках.
4. Димитрие-Селунская, на погосте Дорках.
5. Никитская, в погосте Лужков.
6. Покровская, в селе Осеченках.
7. Предтечевская, села Новорождествена.
8. Троицкая, села Троицкого, при озере Борисоглебском.
9. Христо-Рождественская, села Быкова.
10. Троицкая, при платформе Удельной.
11. Покровская, при речке Донинке.
12. Петропавловская, при станции «Малаховка», Московско-Казанской ж.д.
13. Николаевская, в деревне Малышевой.

Список содержит некоторые неточности: некоторые церкви упомянуты в нем дважды (Дмитровская, в Дорках, Спасская, в селе Ульянине, Знаменская, села Давыдова и Спасская, села Косякова). Кроме того, среди церквей благочиния 5-го округа под номером 16-м указано непонятное "в деревне Журавлевой". Не соображу, что за церковь имеется в виду, может быть, это просто ошибка при наборе текста. К каким благочиниям относились перечисленные церкви сложно сходу сказать, это требует уточнения (рискну только предположить, что Дмитровская церковь на погосте Дорках относилась не к 1-му, а к 6-му округу, но настаивать пока не могу).

Вы можете помочь восстановить Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Погост Юрьевец (Юрьевиц) Коломенского уезда находился в Федосьинской волости, к югу от Богдановки, на правом берегу реки Осёнки, около леса. Упоминается в писцовых книгах за 1577-78 гг.: «Погост на рчк. на Осенке, а в нем церк. Покров Пречистые Богородицы, на Юрьевце, древеня, клецки, стоит без пенья...». В середине XIX в. здесь насчитывалось 147 дворов, душ мужского пола - 586, женского пола - 698. Церковь Покрова Пречистой Богородицы построена в 1855 г. с двумя престолами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая. С 1872 по 1879 гг. в числе церковного причта упоминаются священник Иоанн Друганов, пономарь Василий Константинович Померанцев, псаломщик Николай Успенский. В 1883 г. священник Иоанн Друганов скончался, и на место настоятеля был переведён священник Кирилл Соколов из с.Семёновское Броницкого уезда. 11 февраля 1890 г. умер священник Кирилл Соколов, и на место почившего настоятеля был определён воспитанник Московской семинарии Алексей Голубев, псаломщиком оставался Сергий Воронцов. В 1895 г. в Покровской церкви погоста Юрьевец был избран и утверждён старостой на 3-е трёхлетие крестьянин Гавриил Мартынов. В 1895 г. священник Алексей Горский из Покровской церкви погоста Юрьевец перемещён на священническое место в с. Дыдылново Подольского уезда. В 1895 г. в Покровском храме служил священник Василий Крюков. Псаломщиками в 1897 г. были Андрей Невский и Сергий Воронцов. 5 мая 1898 г. настоятель Покровского храма священник Сергий Парусников был утверждён в должности законоучителя начального народного училища в д.Субботово. В Покровской церкви погоста Юрьевец в 1898 г. на трёхлетие был избран старостой коломенский мещанин Александр Григорьев Кунавин, а в 1902 г. - крестьянин Николай Максимов Леонтьев. За усердные труды в 1903 г. настоятель Покровской церкви был удостоен церковной награды - права ношения набедренника. 6 ноября 1909 г. настоятелем церкви погоста Юрьевец стал учитель Воронинской церковно-приходской школы Клинского уезда Александр Базилевский. 7 февраля 1910 г. на вакансию псаломщика церкви погоста Юрьевец был переведён псаломщик с.Сляднево Рузского уезда Александр Соколов. 6 февраля 1910 г. на вакансию псаломщика церкви с.Голобково Клинского уезда был назначен псаломщик погоста Юрьевец Сергей Воронцов. 28 апреля 1911 г. на вакансию псаломщика церкви с.Михалево Бронницкого уезда назначен псаломщик погоста Юрьевец Александр Соколов. 28 апреля 1911 г. на должность псаломщика церкви погоста Юрьевец назначен крестьянин с.Залинейное Константиноградского уезда Полтавской губернии Антоний Пашков. 13 января 1913 г. псаломщики погоста Юрьевец Алексей Ласкин и с.Марьинское Иван Королёв назначены один на место другого. 26 января 1916 г. на вакансию священника при Богородицерождественской, у речки Рудни, церкви Богородского уезда был назначен священник Покровской церкви погоста Юрьевец Василий Надеждин. 2 сентября 1916 г. на вакансию псаломщика при Успенской церкви с.Гжель Бронницкого уезда перемещён псаломщик Покровской церкви погоста Юрьевец Димитрий Истомин. 13 декабря 1916 г. на вакансию псаломщика при Покровской церкви погоста Юрьевец определён псаломщик Воскресенской церкви с.Новое Коломенского уезда Николай Горанский. В 1924 г. на погосте числилось 3 двора и 10 жителей. Постановление Мособлисполкома от 16 июня 1935 г. определяло, что «церковь Юрьевского погоста Коломенского района подлежит ликвидации». Но в связи с обжалованием верующими этого решения храм просуществовал ещё некоторое время. Жительница д. Богдановка Н. Киселёва рассказала, что когда было решено взорвать церковь, председатель колхоза предложил разобрать её на кирпич для колхозных нужд. Были сделаны подкопы под фундамент, и, не выдержав нагрузку, сначала треснули своды, а затем рухнула вся кладка. По воспоминаниям В.И. Шотина, будучи ребёнком, он однажды возвращался из школы и увидел, что от церкви, которая стояла ещё утром, осталась груда камней и кирпича. В настоящее время на месте погоста Юрьевец расположено действующее кладбище. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы полностью разрушена, о ней напоминают многочисленные осколки кирпича и белого камня. Перво

УДК 271.2+94(47)

ДУХОВЕНСТВО БРОННИЦКОГО УЕЗДА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

ПО ОТЧЕТУ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ЕПИСКОПА ДМИТРОВСКОГО ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)

Белоногова Ю.И.

В статье рассматривается состояние приходского духовенства Бронницкого уезда Московской губернии по материалам отчета преосвященного Трифона епископа Дмитровского, формирование положительного облика приходского духовенства, взаимоотношения епархиальной власти и клириков сельских приходов.

Ключевые слова: приходское духовенство, епископ Трифон (Туркестанов), Бронницкий уезд, Московская губерния.

ORTHODOX PRIESTHOOD OF BRONNITSY COUNTY IN THE EARLY 20TH CENTURY

BY THE REPORT OF THE BISHOP OF DMITROV TRYPHON (TURKESTANOV)

Belonogova J.I.

The article considers the state of the Orthodox priesthood of Moscow Province Bronnitsy County according to the materials of the report of the Bishop of Dmitrov Tryphon, formation of a positive image of the Orthodox priesthood, the relationship between the diocesan authorities and the clergy of the rural parishes.

Keywords: parish clergy, Bishop of Tryphon (Turkestanov), Bronnitsy County, Moscow Province.

В конце XIX – начале ХХ веков в России наметились глобальные перемены в жизни населения: ломался традиционный уклад сельской жизни, стремительно росли промышленные города, все чаще была слышна антигосударственная и антирелигиозная агитация. Православная Церковь, не смотря на множество проблем, с которыми она сталкивалась, не могла не откликнуться на новые потребности паствы. Много времени и сил уделяли церковные деятели борьбе за трезвость, просвещению и облагораживанию досуга своих прихожан, для этого были созданы различные организации, братства, приходские общества.

Но Церковь в представлении народа – это, прежде всего, священник, ведь именно через него прихожане участвуют в Таинствах. Священник совершает требы, к нему прибегают во всех духовных нуждах. Поэтому на священнослужителей церковная власть всегда обращала большое внимание, канонические требования к священникам жестче, чем к простым мирянам. Строгие нормы на Руси были распространены не только на священников, но и на церковнослужителей – причетников, от них, например, тоже требовалось единобрачие (решение Владимирского собора 1274 г. ). В XVIII – XIX веках от священников требовалось не только благочестие, но и образованность, а в отдельных случаях, даже медицинские навыки . Епархиальная власть внимательно наблюдала за поведением духовенства, его нравственными качествами, отношениями с прихожанами.

Благодаря реформаторской деятельности Петра I у нас есть подробные сведения о деятельности приходского духовенства Синодального периода. В XVIII веке создаются духовные консистории и разрабатывается система отчетности. Отчеты, подаваемые ежегодно священнослужителями в духовную консистории, со временем усовершенствуются, становятся все более подробными. В них описывается не только состояние храма, количество прихожан, но и приводится подробная информация о священнослужителях: образование, послужной список, награды, информация о жене и несовершеннолетних детях. Тем не менее, личное знакомство правящего архиерея или викария остаются актуальными и интересными как для епархиальной власти, которая наглядно видит вверенные ее попечению храмы, знакомится с священно- и церковнослужителями, так и для современных историков, так как в отчетах приведена не только статистика, но и личные впечатления, характеристики церквей и клириков, появляется возможность воссоздать детали быта и отношений епископата и духовенства.

Интересный отчет об инспекторской поездке по церквям Бронницкого уезда оставил владыка Трифон. Епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) был московским викарием в 1901-1916 годы . Он помогал в управлении Московской епархией митрополиту Владимиру (Богоявленскому) до 1917 года. Епископ Дмитровский считался старшим среди всех московских викариев , которых к тому времени было четверо. В начале XX века Дмитровским епископам были подведомственны церкви Китайского и Ивановского сороков города Москвы, так же они наблюдали за приходами Бронницкого, Дмитровского, Коломенского и Московского уездов Московской губернии . Владыка Трифон был человеком далеко не ординарным, он происходил из старинного грузинского рода, путь монашества им был выбран самостоятельно . Владыка отправился в инспекторскую поездку по Бронницкому уезду в 1904 году. Округа состояла из 6 благочиний, включала 90 церквей, из них 3 были приписные, 2 бесприходные и 1 единоверческая, так же в уезде было 45 церковно-приходских школ. Поездка была чрезвычайно насыщенной: за 11 дней путешествия владыка Трифон осмотрел 73 храма, пообщался с учащимися церковно-приходских школ. Общий вывод поездки положительный «Храмы везде благоустроены, сдержатся в полном порядке и чистоте. Богатых больше, чем бедных. В некоторых фабричных селениях не уступают московским» . Однако, отчет не был формальным и владыка смог увидеть и понять недостатки и проблемы вверенного его ревизии уезда.

В свете проблем духовной жизни начала ХХ века, владыка обращает внимание на актуальные для его времени вопросы – духовного просвещения народа. Поэтому особое внимание уделено воскресным школам. Епископ Трифон встречается с детьми, беседует с ними, проверяет знания Закона Божия. В разговоре с детьми внимание обращал на умение креститься, знание молитв. Епископ Трифон выяснил, например, что ученики церковной школы с. Криницы «ничего не знают по Закону Божию» .

Так же владыка давал развернутые характеристики отдельным храмам и приходским постройкам. Не смотря в целом на положительный вывод, епископ Трифон отмечает и недостатки, в том числе, относительно состояния церковных строений, которые никогда не попадали на страницы клировых ведомостей и отчетов благочинных. Каменный храм Рождественского погоста оказался «ветхим, сырам, довольно запущенным» . Храм иконы Живоносный источник села Иван не смотря на то что «был недавно отделан» оказался снаружи грязным . В с. Кутузово храм Рождества Христова отказался старым с «покосившимся полом», да и клир не порадовал владыку опрятностью «миро хранилось небрежно в пузырьке с грязной пробкой» . Отмечал владыка и особенно понравившиеся ему церкви. Например, храм святителя Николая села Лямцево был отмечен как благолепный . Удивление вызвал храм Живоначальной Троицы села Лобаново, который был «совершенное подобие московского Симонова монастыря», правда при ближайшем рассмотрении оказалось, что, «краска облезла, штукатурка обвалилась, помещения обветшали» .

Самое интересное в отчете преосвященного Трифона – это характеристика приходского духовенства Бронницкого уезда. Владыка не только повторяет известные из отчетов сведения о возрасте и образовании, но и дает личные характеристики священнослужителей. Например, о священнике с. Быкова владыка записал «Свящ. Воскресенский – тип священника формалиста, отвечал мне неохотно, почти грубо, видимо тяготясь моими вопросами. По-видимому, больше интересуется доходами, чем пастырским делом. Надо полагать, что редко произносит проповеди, ибо, насколько я заметил, собравшиеся крестьяне мало привыкли слушать поучений» . Священник В. Померанцев так же удостоился не лестной характеристики «характера тяжелого, постоянно ссорится с учителем». Свящ. А. Лебедев оказался «молодой, но, по-видимому, довольно ленивый» . Так же от внимания преосвященного Трифоне не ускользнули и церковнослужители, о псаломщике С. Смирнове от пишет «знает не устав, а заведенный порядок службы, иногда крайне неправильный» . А о псаломщике П. Самолучшеве замечает «нерадив и очень нетрезв. За 9 лет службы не подает надежды на исправление» , так же строго отнесся и к псаломщикам Николаю Хитрово: «читает и поет посредственно, по жизни беспорядочен» и Василию Пономареву: «читает бойко, но с ошибками в ударения, поет торопливо» .

В с. Велино еп. Трифона вообще встретили нерадушно «священник крайне неделикатно отнесся к моему приезду. Церковь была не освещена. Священник меня не ждал, а псаломщика вообще не было, ибо он ушел рыть картошку» . Таким образом, владыке приходилось много ездить, посещать каждодневно по несколько храмов, знакомство с духовенством было не формальным, епископ Дмитровский имел возможность не только увидеть церковные строения, но и проэкзаменуюсь духовенство. Из отчета видно, что поездка имена не отчетно-парадный характер, владыка обращает внимание на болезненные вопросы, которые, по-видимому, были известны в епархии заранее и для составления собственного независимого мнения преосвященный Трифон разбирает эти проблемы. Например, нелесную характеристику дал епископ Дмитровский свящ. Ивану Любимову «скрытный, несимпатичный, сторонник земской школы из-за корыстных расчётов» , конечно информация о взглядах священника не была неожиданной для епархиальных властей, а викарий проверял достоверность информации.

Приходилось вникать еп. Трифону и в конфликтные ситуации. Например, в селе Авдотьино между священником и отцом псаломщика (заштатным диаконом) постоянно возникали конфликты, т.к. отец диакон спорит со священником, для урегулирования ситуации было предложено решение – отправить его (заштатного диакона) в богадельню .

Преосвященный отмечал не только недостатки, о свящ. Соколове он пишет «производит впечатление простого, но усердного труженика» . Отметила он и молодого священника церкви Рождества Христова Алексея Клеменко «выделяется из ряда многих священников своим пастырским рвением по обращению раскольников» , свящ. Константин Соловьев тоже оставил «впечатление серьезного и симпатичного пастыря» .

Епископ Трифон оставляет в отчете свои личные впечатления, давая неофициальную характеристику священнослужителям как людям: «производит впечатление забитого нуждой человека» , – пишет он о псаломщике А. Воздвиженском, или наоборот: «старательный человек, но более хозяйственного духа, чем пастырского» , – это о свящ. В. Виноградове.

Особое внимание епархиальные власти уделяли просветительской деятельности духовенства, поэтому в отчете регулярно встречается упоминание о количестве прочитанных священниками в течение года проповедей и особенно отмечаются усердные пастыри, которые сами их составляли. Например, свящ. Николай Протопопов за год говорил 20 проповедей и все они были «неопустильнельно печатные» , а священник Дмитрий Сперанский произнес в минувшем году 30 письменных поучений , остальные священники произносили по 7-12 проповедей.

Отчет преосвященного Трифона (Туркестанова) помогает раскрыть отдельные черты церковной политики в отношении к подведомственному духовенству, определить основные ее приоритеты. В отчете пишется много о недостатках духовенства, но это показывает не просто их наличие, но и стремление их исправить. Так же отчет показывает, как подобные поездки помогали наладить живую связь между простым сельским духовенством и епископатом. В России епархии были обширны и посещение архиереем храмов, особенно деревенских считалось большой редкостью, даже многие церкви были освещены малым освещением (иерейским чином). Но изменение социальных условий в конце XIX – начале ХХ века заставили епархиальную власть относится с большим вниманием к духовенству, поднимать вопрос не только о его нуждах, но и о повышении его просветительской и культурной роли в жизни русской деревни. Замечания и вопросы, рассмотренные преосвященным Трифоном, говорят о заинтересованности священноначалия в росте нравственного авторитета духовенства.

В условиях роста революционной и антирелигиозной агитации Церковь должна была найти ответ для своих прихожан и защитить себя в лице своих служителей от крикливой антиклерикальной пропаганды. Этот ответ был в усилении внимания к нуждам населения, расширение социальной деятельности, а так же в повышении авторитета священнослужителей.

Список литературы:

1. Авдеев А.Д. Начальная медицинская подготовка воспитанников духовных семинарий в дореволюционной России // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 142 – 146.

2. Дмитровское викариатство // Православная энциклопедия. Т. 15. С. 449-452.

3. Никитин В. Памяти митрополита Трифона (Туркестанова) // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 9. C. 16-22.

4. Памятники древне-русского канонического права. СПб., 1880. Ч. 1.

5. Указ Св. Синода от 9 июля 1744 «Об именовании архиерейских домовых правлений консисториями» // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. 1744-1748. СПб., 1830. Т. 12. С. 166 – 167.

6. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 19. По отчетам преосвященного Трифона об обзоре церквей Бронницкого уезда за 1904 г.

Белоногова Юлия Игоревна – кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва, Россия).

Data about the

Belonogova Julia Igorevna – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Saint Tikhon"s Orthodox University of Humanities (Moscow, Russia).

Сегодня побывали на месте Космодамианской церкви в Гвоздне. Я давно собирался туда съездить, но все как-то не получалось. Так что день свв. Космы и Дамиана (празднуется сегодня, 1/14 июля) мы почтили посещением того места, где до 1954 года стояла посвященная им церковь.

Доехали довольно быстро, минут за сорок, без труда нашли поворот на кладбище в Юрасове. Пройдя по кладбищу (оно небольшое) мы сразу заметили белый каменный памятник - крест в псевдорусском стиле, хороший, напоминающий то ли о русском зарубежье, то ли о рубеже 80х-90х, когда церковное искусство еще не стало массовым и нередкими были весьма достойные произведения, с изображением святых Космы и Дамиана в центре и тропарем. Крест этот стоит на возвышении из нескольких ступеней - похоже, что это остатки паперти. Других явных остатков церкви нет, потому что церковное место полностью занято могилами, но между могилами можно заметить отдельные камни, есть даже небольшая груда камней - может быть, это остатки фундамента? Левее (если стоять лицом к памятнику) есть старые могилы, есть несколько белокаменных надгробий-саркофагов, несколько довольно загадочных обломков, похожих на основания колонн и живо напомнивших античные развалины (непонятно, впрочем, что это - видимо, надгробия, ведь церковь была деревянной), есть большой белокаменный памятник с обломанной вершиной - по форме он напоминает столбики, которые ставились на месте престолов разрушенных церквей, но, скорее, это надгробие. Есть одна священническая могила - фрагмент старого белокаменного надгробия, металлический крест, на кресте довольно новая табличка с надписью "иерей Димитрий" (увы, без фамилии!), букетик искусственных цветов - значит, кто-то приходит. По этой могиле можно представить себе очертания церкви - видимо, могила находится за алтарем, а другие старые могилы - либо левее церкви (если смотреть от паперти), либо тоже за алтарем.

Женщина лет шестидесяти, живущая в доме возле кладбища, сказала, что церковь сгорела очень давно, что она ничего о ней не знает и что, по ее мнению, никто из местных жителей церковь не помнит. Однако встретившаяся нам на обратном пути пожилая женщина (как оказалось, 1939 года рождения) прекрасно помнит церковь. Рассказывала она о церкви очень охотно. По ее словам, церковь сгорела осенью 1953 года (впрочем, она ошиблась на год - судя по документам ЦГАМО, это произошло в 1954 году), что пожар случился ночью, в полночь, и что она видела пожар, забравшись на стог сена. Говорит, что церковь никогда не закрывалась, что она была одноглавая, с колокольней, в хорошем состоянии, священник ее часто красил. Служил в ней отец Василий, фамилию она (увы!) не знает (впрочем, фамилии духовенства обычно знают только информанты из духовных), по поводу отчества сказала, что, может быть, Василий Дмитриевич, но не уверена, семья его жила в Раменском, а сам он снимал жилье в Юрасове, недалеко от церкви и их дома. Говорит, что отец Димитрий, похороненный на кладбище - это его старший брат. Говорит, что прихожан было много, что ходили золотовские, что они детьми бегали смотреть венчания. А после того, как церковь сгорела, по их улице стали ходить гораздо меньше. Рассказала, что церкви, как говорили, было семьсот лет (это, конечно, не так, но любопытно с точки зрения фольклористики).

Гвоздня - очень древнее место. В ЦИАМе я неоднократно встречал дела об этой церкви, но особенно заинтересовался Гвоздней после того, как нашел в ГА РФе протокол заседания Совета по делам РПЦ от 28 февраля 1944 года. На этом заседании было решено удовлетворить ходатайство верующих и разрешить открыть Космодамианскую церковь в Гвоздне (в протоколе она почему-то названа церковью в селе Золотове, хотя Золотово значительно дальше) - формально не закрытую, но несколько лет не действовавшую "из-за отсутствия священника" (видимо, священник был арестован и расстрелян, и эти "несколько лет" надо исчислять с 1937 или 1938...). Церковь открыли и просуществовала она ровно десять лет, до 1954 года, а после пожара власти уже не сочли возможным пойти навстречу верующим, просившим открыть церкви в соседних селах Фаустове и Михалеве...



Рассказать друзьям