Что изучает общая фонетика. Зачем в школе изучают фонетику

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Тема исследовательской работы «Звуки времён года» (фонетика) выбрана мной не случайно.

Актуальность исследования заключается в том, что тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц…Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой. Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Почему – то услышав громкие звуки, мы пугаемся, а тихие - завораживают нас, заинтересовывают? С незапамятных времён на протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в определённый порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает своё место. Если заменишь – меняется смысл: кот –ток, сила – лиса, аист –лист, жил – шил и т.д.

А могут ли быть словами отдельные звуки? Да, и их много: я,у,в,к,а,и,о,с. И маленькие приставочки, суффиксы тоже могут кое-что рассказать о себе, не говоря уж о целом слове.

Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Фонетика – интересная наука.

Цель исследования : какие звуки ассоциируются с временами года.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Найти информацию о фонетике;

Проанализировать информацию о гласных и согласных звуках;

Узнать о звуках речи.

Источниковая база представлена в виде опроса учащихся о том, какие звуки ассоциируются у них с временами года.

Из литературы наибольший интерес представляют книги, в которых о звуках речи излагается в простой и доступной форме. Это книги: «Весёлая грамматика» Волиной В.В., «Звук и смысл» А.П. Журавлёва и др.

1. Фонетика

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка , природа которых материальна.

Различаются общая фонетика и фонетика конкретного языка . Общая фонетика изучает закономерности, действующие в разных языках мира, и является основой для фонетического анализа системы любого конкретного языка . Русский язык, как и любой другой язык народов мира, имеет свои фонетические особенности, которые образуют фонетическую систему русского языка, именно ее изучает русская фонетика .

Кроме того, в силу материальной природы звуков речи разные разделы фонетической науки могут углубленно исследовать все стадии порождения (производства) и восприятия речи: процесс формирования звучания (артикуляция речи), процесс распространения воздушных звуковых колебаний (акустика речи) и процесс слухового восприятия (перцепция речи). Поэтому в общей фонетической науке выделяют артикуляторную фонетику, акустическую фонетику и фонетику перцептивную . Материальная природа звуков речи позволила использовать для их изучения объективные физические методы исследования: специальные физические приборы, регистрирующие колебания воздуха при речепроизводстве, кинофоторентгеносъемку движений органов артикуляции, физическое преобразование речевого сигнала в заданных рамках для построения моделей восприятия речи и т.д. Такие модели исследований легли в основу экспериментальной (или инструментальной) фонетики .

Специальным разделом фонетики является фонетика историческая - она изучает то, как изменялась фонетическая система конкретного языка с течением времени. Диалектная фонетика имеет своей задачей изучение фонетических особенностей отдельных диалектов, (говоров) конкретного языка. Сопоставительная , или контрастивная, фонетика занимается сопоставлением фонетических систем родственных и неродственных языков; часто прикладным ее результатом является создание письменности (алфавита ) для бесписьменных языков. С фонетикой тесно взаимодействуют такие науки, как графика и орфография , занимающиеся способами передачи звучащей речи на письме, а также орфоэпия , изучающая нормативное литературное произношение .
Русская лингвистика имеет давние и плодотворные традиции во всех областях фонетической науки.
Российским филологам и лингвистам принадлежит в ней немало открытий.

Русская экспериментально-фонетическая школа известна своими достижениями во всем мире. Основателем школы был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де Куртене . Русские языковеды внесли большой вклад и в изучение истории развития фонетической системы праславянского и древнерусского языков (А.Х. Востоков , Ф.И. Буслаев ), русской диалектологии и диалектной фонетики (Н.Н. Дурново , А.А. Шахматов , Р.И. Аванесов , П.С. Кузнецов ). Результатом теоретических и практических изысканий лингвистов, в том числе фонетистов, XIX - XX вв. стала реформа орфографии 1917-1918 гг. Современное правописание в целом основано на правилах, закрепленных в документах Орфографической реформы 1917-1918 гг. (подготовлена Ф.Ф. Фортунатовым , А.А. Шахматовым , Д.Н. Ушаковым ). Теоретические основы орфографии как раздела языкознания были заложены Г.О. Винокуром .

Гласные – река, а согласные – берега звучащей реки

К.С. Станиславский

2. Гласные звуки

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk - волк). Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной - " “Как она пла-авает!” " - говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение). Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения . Этот признак - суммарная энергия произнесения - важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов . Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными - взрывными, шумными и аффрикатами . Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов).
кит – пакт – кепка – папа – сито
мал – нам – лавр – мама – норма - рама
Основа гласных звуков - тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи -
гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру , тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем "ау-у-у!"); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласных звуков в русском языке шесть: а,о,у,и,ы,э.

Гласные характеризуются по месту образования (в зависимости от горизонтального движения языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда); по способу образования, что зависит от его вертикального движения (бывают гласные верхнего, среднего и нижнего подъёма). Кроме того, по участию губ гласные делятся на огубленные (когда мы произносим [о] и [у], губы округляются) и неогубленные.

Таблица классификации гласных звуков

3. Согласные звуки

Если гласных звуков в русском языке шесть, то согласных – тридцать шесть!

Согласные никак нельзя пропеть, они не похожи на музыкальные тоны, это скорее шумы. По мнению изобретателей слова «согласный», его предназначение состоит не в «соглашательстве» с гласным, а в том, что согласный можно произнести только с гласным.

Все согласные звуки немножко похожи друг на друга. Чтобы произнести их, нужно рот закрыть (хоть чуточку, а нужно). Из-за этого шум получается. Но шумят согласные по-разному. Ведь согласные бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Согласные различаются также по месту образования шума – в зависимости от того, где и какими органами речи образована преграда, которую должен преодолевать поток выдыхаемого воздуха. По этому признаку согласные характеризуются как губные и язычные. Губных согласных в русском языке десять: м,м", б,б",в,в",ф,ф",п,п". Шесть из них называются губно-губными, а четыре – губно-зубными.

Большинство согласных – язычные. Но и они разнообразны. Есть заднеязычные согласные, их шесть: г,к,х,г",к"х" (при их произношении задняя часть языка движется к задней части нёба). Среднеязычный согласный – только [й]. Произнесите слово я , которое начинается эти звуком: вы почувствуете, как средняя часть языка устремляется к средней части нёба.

Остальные девятнадцать согласных – переднеязычные : при их произношении язык устремляется вперёд – к зубам или переднему нёбу.

Разнообразны согласные звуки и по способу их образования. Выдыхаемый воздух может прорываться сквозь сомкнутые произносительные органы (образуются смычно-взрывные звуки) или «протираться» сквозь образованную ими щель (это свойственно щелевым звукам). Смычных (взрывных) звуков в русском языке двенадцать. Эти звуки очень краткие, их иногда называют мгновенными . В самом деле, - они звучат, как выстрел: б,б",п,п",д,д", т,т",г,г",к,к". Щелевых согласных четырнадцать. Это длительные звуки; они свистят, шипят, жужжат, «фыкают», «хыкают»: в,в",ф,ф",з,з",с,с",х,х",ж,ш,щ,й.

Два звука в русском языке называются слитными, потому что они наполовину смычные, наполовину щелевые:[ц] и [ч]. В самом деле: [ц] состоит из слившихся [т] и [с ], а [ч"]- из [т"]и [ш"].

Звуки [м], [м"],[н],[н"],[л],[л"] называются смычно-проходными ; в этих случаях произносительные органы в общем-то сомкнуты, но оставляют проход для воздуха: или через нос (образуются носовые звуки [м],[м"],[н],[н"] ), или по бокам языка (образуются боковые звуки [л],[л"] ).

Особо образуются звуки [р] и[р"], которые называются дрожащими; действительно, при их образовании язык многократно прикасается к переднему нёбу и отступает от него: дрожит, вибрирует. Пожалуй, этот звук по способу образования самый трудный, не случайно многие дети его не выговаривают.

Можно определить звонкий это или глухой звук, произнося его с закрытыми ушами. При произнесении звонкого согласного в ушах чуть-чуть звенит.

Ещё один признак, различающий согласные звуки: твёрдость и мягкость. Термины эти, конечно, условны: ведь звук нельзя потрогать пальцами, чтобы проверить, твёрдый он или мягкий. При образовании мягких звуков язык дополнительно (по сравнению с образованием твёрдых звуков) приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух, и получается звучание, условно названное мягкостью . Твёрдые звуки как бы выдуваются через широкую трубу, а мягкие – через узкую. Не все согласные могут быть и мягкими и твёрдыми. Например, согласные ж,ш,ц – всегда только твёрдые, а ч,щ –всегда только мягкие.

Между прочим, не во всех языках есть мягкие согласные. Поэтому мягкие звуки придают национальный колорит русской речи.

4. Звукопись

Звукопись – это соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине. Ср. повтор звуков [ш], [п] и [н] в известных стихах А.С. Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).

Звукопись - подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Звукопись проявляется, например, в звукоподражании, когда в словах слышатся звуки, воспроизводящие «голоса» природы.

Есть «звукоподражательные» слова, задача которых в том и состоит, чтобы передать звуки окружающего нас мира: мяу-мяу, ку-ку, бах и т.п. От них образуются глаголы, имена существительные, не услышать которые просто невозможно: мяукать, куковать, мяуканье и т.д.

Но бывает и так, что в художественном тексте звучание поддерживается и другими словами, которые «перекликаются» со звукоподражательными.

В стихотворных строчках слова будто просыпаются от волшебного сна, и мы слышим скрытое в них звучание. Прислушайтесь к пушкинским словам об осени. Вы услышите в них шелест опадающих листьев.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

В двух последних строчках звукопись создаётся свистящими и шипящими глухими звуками: [с-с-с-с-ш-с].

Но звукоподражание – это простейшее проявление звукописи. Звуковая инструментовка может создавать настроение, объединять слова, связанные по мысли и чувству. И вот тут возникает вопрос об оценке звука, о том общем впечатлении, которое он производит на слушателя: грубый это звук или нежный, приятный или неприятный. Например, считается, что [р] – резкий, грубый звук, а [л] – наоборот: нежный, плавный.

Может быть, действительно, отдельные звуки, не обладая значением, способны передавать какие-то оценочные признаки? Вопрос этот сложный и спорный. Интересные наблюдения по этому поводу вы можете найти в книге А.П. Журавлёва «Звук и смысл» . Вот один из экспериментов, проведённых им. Детям показали две куклы-матрёшки: большую и маленькую- и сказали, что это две сестрички, одну из которых зовут А, другую – И. Нужно было догадаться, какую сестричку зовут И.

Большинство детей показало на маленькую матрёшку. Почему вы удивились? Ведь ещё М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал об этом: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…учащение письмен Е, И, Ю – к изображению нежности, ласкательства… или малых вещей…»

Как видите, М.В. Ломоносов замечал какую-то содержательность звуков и даже предлагал использовать их своеобразие для придания художественной речи большей выразительности.

Подобные впечатления, производимые звуками, называются фонетической значимостью . Она не обозначает ни понятия, ни предмета, её характеристика – это набор признаков: хороший, приятный, радостный, сильный, могучий, быстрый, подвижный, тёмный, страшный, маленький, лёгкий.

Писатель стремится вызвать у читателей наиболее полное впечатление, переживание, размышление. В художественном тексте становится «видным», укрупняется каждое слово не только по содержанию, но и по звуковому оформлению.

Часто писатели показывают звуковую сторону речи, характеризуя интонацию персонажей. Ведь действующие лица, как и реальные люди, говорят тихо и громко, медленно и быстро, грустно и весело, высоким и низким голосом. Кстати, в «Словаре эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло (Л., 1979) более четырёх страниц посвящено описанию голоса, который бывает бархатным и визгливым, звонким и бесцветным, рокочущим и воркующим, густым, вялым, журчащим, клокочущим, монотонным, натруженным, охрипшим, певучим – и мало ещё каким!

5. Звуки времён года

Когда мы произносим словосочетание времена года , то перед нами возникают одна за другой картины нашей родной природы, спокойная красота и очарование родного края в их неизменной, но всегда новой смене времён года.

Моросит дождь. Лиловые, багряные, золотые листья хороводом закружились в воздухе. Птицы улетают в тёплые края. Это печальная картина осени.

Перед нами возникает зимний пейзаж во всём великолепии морозного дня и переливающихся на солнце снегов.

Красавица весна приносит с собой тёплые денёчки, и природа оживает. Журчат весенние ручейки, весело щебечут воробьи.

Изумрудная травка, одуванчики, ромашки – это лето.

Еще в Древней Греции возник знаменитый лингвистический спор о том, как рождаются слова, как даются имена вещам. Одни мыслители древности считали, что имена даются «по соглашению», полностью произвольно, по принципу «как хотим, так и назовем». Другие полагали, что имя каким-то образом выражает сущность предмета, т. е. как бы предопределено для этого предмета заранее, по принципу «каждому - по его свойствам».

Древнегреческий философ Платон выбрал «золотую середину». Да, считает он, мы (коллектив носителей языка) вольны в выборе имени предмета, но это не воля случая, не свобода анархии. Свобода выбора ограничена свойствами предмета и свойствами звуков речи. По мнению Платона, в речи есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые и т. д. И есть предметы быстрые, тонкие, громадные, округлые и т. д. Так вот, «быстрые» предметы получают имена, включающие «быстрые» звуки; «тонким» предметам подойдут имена с «тонким» звучанием; в состав имен для «громадных» предметов должны входить «громадные» звуки и т. п. Например, при произношении звука Р язык быстро вибрирует, поэтому Р - «быстрый» звук, и слова, обозначающие быстрое или резкое движение, включают, как правило, этот звук: река, стремнина, трепет, дробить, крушить, рвать, вертеть и т. д. (Заметьте, что примеры Платона в переводе на русский язык подтверждают рассуждения древнегреческого философа - содержат звук Р.)

А какие звуки подойдут временам года?

Провели эксперимент. В эксперименте участвовали 23 человека.

Задание: напишите звуки, которые ассоциируются с временами года.

Я попросила прокомментировать, почему выбраны именно эти звуки. У меня получились следующие результаты:

Осень

Золотые рощи

День был очень тихий, в больших облаках с просветами солнца. И куда попадал луч – там открывалась чудесная картина с золотыми рощами, и земля в этом свете так вспыхивала бодро по-своему, что если бы на картину, так никто и не поверил бы художнику.

М. Пришвин

[с, н] – серое небо, сырость; стаи галок и ворон

[ш] – шуршат листья

[х] –холодно

[р] – рябина

[д]- деревья с увядшими желтоватыми листьями; дождь моросящий

[м]- морозец утром

[к, ж]- курлыкают журавли, улетающие в тёплые страны

[в] – влажно

[л] – листья золотые, лиловые, багряные, жёлтые

Зима

Приметы зимы

День пасмурный, а мороз не боится и днём держится, и к вечеру ещё нарастает. И вот это-то и есть верный признак зимы: мороз и тучи создают благоприятные условия нового снегопада, а ведь ещё две-три таких пороши, как первая, и конец, всё будет завалено и не растает, и все наши охоты с гончими кончатся.

М. Пришвин

[ррр]- очень холодно зимой

[х]- хрустит снег, холод, снежные хлопья

[д] – деревья

[ш] – шапки снега

[з] – матушка-зима, зимний вечер, злой ветер

[с] –серебряный иней, снежинки пушистые, морозная свежесть; сосульки, сугроб, санки, снегопад, снежная белизна

[н] – ночи длинные

[л"] – лёд

[ж] – жемчуг

[ч"] – чудесная зима

[в] –воздух морозный; воет ветер; волшебница-зима; вьюга

[к] –крепкий мороз

[г]-горы снега

[м",м] –метель, мороз

[б] –блестящий иней, белый снежок; блестит снег разноцветными огоньками

[а] –алмазы сверкают на ветках деревьев

[у] – ветер завывает в трубах

Весна

Картина весны

Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонял нежную головку. Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними в догон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И всё собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах! Рай, радость и ликованье всего! Деревня звучала и пела, как бы на свадьбе. Н. Гоголь

[р] – ручейки

[л,л"]-листва, ландыши

[з,з"]-зелень изумрудная, первая зелень

[к]-клейкие листочки

[ш]-шум воды

[ж]-журчание ручейка, жаворонок, жёлтые цветочки

[п]-подснежник, почки берёзовые, полянка

[ч"]-черёмуха

[с]-солнце яркое; скворцы, сирень

[т,т"]-тихо, тепло

[м]-майские денёчки, молодая весна, март, май

[ф]-фиалка бледно-голубая

[в]-весна

[д]-дорожки, деревья; мелкий, тёплый дождь

[н]-незабудки у ручья

[о]-оттепель, ольха; оживает природа; одуванчики

[у]- пение птиц

[а]-апрель

Лето

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим.

Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля.

Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Л.Н. Толстой.

[ж]-жаркие дни

[б]-бабочки

[с]-красная смородина, соловей, сенокос

[ш]-шиповник, шмели

[к]-кувшинки, камыши, колокольчики, крыжовник, кузнечик

[ч"]- чёрная смородина

[р]-роса, радуга, радость, ромашки

[н]-голубоглазые незабудки

[д]-

[т]-трава; трескотня насекомых

[в"]-ветерок прохладный

[х]-

[ц]-цветы

[п]-широкий пруд, полынь, пчёлы

[м"]-

[ф]-фиолетовые звёздочки гвоздичек

[л"]-белые и жёлтые водяные лилии; лето красное

[з]-зелёный лес, знойный полдень, земляника

[о]-облака

Из результатов мы видим, что согласные звуки назывались чаще, чем гласные. Представляя себе времена года, учащиеся называли различные звуки и «привязывали» их к конкретным словам или явлениям природы.

Осень

Характеризуя осень, учащиеся назвали только твёрдые согласные звуки.

Сонорные согласные: [м],[р],[н],[л].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[ж].

Шумные глухие согласные: [к],[с],[ш],[х].

Зима

Сонорные согласные: [м],[м"],[н],[л"],[р].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[з],[ж],[г],[б].

Шумные глухие согласные: [к],[с],[ш],[х],[ч"].

Весна

Сонорные согласные: [м],[л"],[л],[р],[н].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[з],[з"],[ж].

Шумные глухие согласные: [п],[ф],[к],[т],[т"],[с],[ш],[ч"].

Лето

Сонорные согласные: [м"],[н],[л"],[р].

Шумные звонкие согласные:[в"],[д],[з],[ж],[б].

Шумные глухие согласные: [п],[ф],[к],[с],[ш],[х],[ц],[ч"],[т].

Не были названы звуки:

сонорный согласный [й"] и

шумный глухой согласный [щ].

Заключение

Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык .

К. Паустовский

Я поняла, что звуковая речь даёт возможность выражать всё разнообразие наших мыслей и чувств. Красота и благозвучие русского языка связаны с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха особенно приятны.

Я узнала, что фонетика имеет большое прикладное или практическое значение:

1. При разработке методики обучения чтению.

2. При обучении чужому языку.

3.Знание фонетики необходимо при исправлении дефектов в произношении (логопедия).

4. Только на основе фонетических знаний можно научить звуковой речи глухонемых детей (они не слышат окружающих и потому сами не говорят).

5. Фонетическая осведомлённость необходима при создании письменности для бесписьменных народов.

Мне было очень интересно попробовать себя в роли исследователя. Может быть, у меня не всё получилось, но ведь я только учусь…

Список использованных источников и литературы:

1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

2. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1992.

3. Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-е испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.

4.Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/ В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.-Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.

5. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов, М., «Просвещение»,1985.

6. А.П. Журавлёв «Звук и смысл». Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. Издание -2-е, исправленное и дополненное. Москва «Просвещение», 1991.

Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2е испр.и доп. М., «Просвещение», 1976

Что такое фонетика? Давайте разберемся. Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Что такое фонетика?

Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается отдельная наука. Мы говорим сейчас именно о фонетике. Само слово произошло от греческого термина, обозначающего "звуковой", "звук". Поможет ответить на вопрос о том, что такое фонетика, определение - это раздел языкознания, в котором изучаются различные звуки речи, а также их соединения в том или ином языке (слоги, закономерности создания речевой цепочки звуков, их сочетания). Возможно, еще не совсем ясно, о чем идет речь. Сейчас главное - лишь отметить, что важнейшим понятием этого раздела является звук.

Изучает его влияние на объекты и субъекты специальная дисциплина - звуковедение.

Звук и буква

Для того, чтобы уяснить себе, что такое фонетика, необходимо сначала четко разграничить термины "звук" и "буква". Не следует смешивать данные понятия. Слова "кто" и "что" различаются именно звуками ([ш] и [к]), а не буквами. Ведь именно в речи существует русский язык. Что такое фонетика, вы поймете, когда уясните разницу между двумя понятиями, данными в заголовке.

Звуки слышатся и произносятся, буквы же читаются и пишутся. Другие соотношения невозможны: нельзя произнести букву, проговорить, пропеть, продекламировать, невозможно ее и услышать. Элементы алфавита не бывают ни мягкими, ни твердыми, ни звонкими, ни глухими, не безударными, ни ударными. Все подобные характеристики относятся именно к звукам. Это они являются языковыми единицами, буквы же принадлежат лишь алфавиту и не имеют, чаще всего, отношения к описанию языковых закономерностей. Выбор буквы определяет качество звука, а не наоборот. Следовательно, можно сделать следующий вывод. В любом языке существуют звуки независимо от того, есть в нем письменность или нет.

Сам по себе он, в отличие от других единиц языка (слова, морфемы, предложения, словосочетания), не имеет определенного значения. Функция звуков в языке - обеспечение возможности нашего общения - сводится к различению и формированию слов и морфем.

Предмет фонетики

Отвечая на вопрос, что такое фонетика, определение мы уже привели. Рассмотрим теперь предмет этого раздела языкознания. Его составляет тесная связь между письменной, устной и внутренней речью. В отличие от разных других языковедческих отраслей, фонетика занимается изучением не только лишь языковой функции, но также материальной стороны объекта: рассматривает работу аппарата речи, акустическую характеристику некоторых звуковых явлений, а также то, как носители языка воспринимают их.

Данная наука, в отличие от так называемых "нелингвистических" дисциплин, рассматривает все эти явления как элементы определенной системы, которые служат для воплощения предложений и слов в звуковую, материальную форму. Без этого, как известно, общение невозможно.

Поскольку звуковую сторону нашего языка можно рассматривать в функционально-языковом и акустико-артикуляторном аспектах, в этой науке выделяют собственно фонетику и фонологию.

Следует также знать, что такое фонетика и орфоэпия, в чем их различие. Последняя представляет собой раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.

История науки фонетики

Что такое фонетика, правило соединения звуков в речи, различные ее аспекты - все это люди знали не всегда. Эта дисциплина не сразу же составила раздел науки о языке, несмотря на то, что древнеиндийские ученые имели блестящие достижения в данной сфере, а александрийские и греческие составили удачную классификацию различных звуков. В дальнейшем лингвистика на эту сторону языка обращала мало внимания.

17 век отмечен как начало изучения того, как звуки образуются в речи. Подобный интерес был вызван необходимостью обучения глухонемых (труды Х. П. Бонета, И. К. Аммана, Дж. Уоллиса). В конце 18 века ученый Х. Краценштейн основал акустическую теорию гласных, развитую в дальнейшем Л. Р. Гельмгольцем в середине 19 века. К этому времени исследования в области физиологии и анатомии были обобщены в работах Э. В. Брюкке. Учение о звуковой стороне с лингвистической точки зрения во всех разделах впервые было представлено в труде Й. Шмидта и Э. Зиверса в 1872 году. Большой вклад в данную науку внесло на сегодняшний день множество ученых, задававшихся вопросом, что такое фонетика. Примеры наиболее известных из них: Р. Раск, Панини, Я. Гримм, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. Шлейхер, Ж. П. Руссло, Ж. Жильерон, П. Пасси, Э. Зиверс, Д. Джоунз, М. Граммон, Л. В. Щерба, В. А. Богородицкий, Н. С. Трубецкой, Е. Д. Поливанов, Р. О. Якобсон, М. Халле, Г. Фант, Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, Л. Л. Касаткин, М. В. Панов, Л. А. Вербицкая, Л. В. Бондарко, О. Ф. Кривнова, С. В. Кодзасов.

Стоит отметить, что даже в первой половине 19 века ученые еще плохо различали буквы и звуки. Сильно продвинула фонетику вперед необходимость создавать в колониях грамматики туземных языков, а также изучение различных бесписьменных диалектов и описания языков в сравнительно-историческом аспекте.

Три аспекта исследований

Существует три аспекта фонетических исследований. Первый из них - артикуляционный (то есть анатомо-физиологический). Он изучает звук речи с позиции его создания (например, установлено, что он произносится на выдохе). Рассматривается, какие органы участвуют в произношении, пассивны или активны голосовые связки, вытянуты ли при этом губы вперед и т. д.

Второй аспект - акустический (другими словами, физический). В нем звук изучается как некоторое колебание воздуха, отмечаются его физические характеристики: сила (амплитуда), частота (высота) и длительность.

Третий - функциональный (фонологический). При его рассмотрении мы отмечаем функции, которые имеют звуки в языке, применяем такое понятие, как "фонема".

Акустическая, перцептивная, артикуляционная и функциональная фонетика

Акустическая фонетика изучает звуки речи как физические явления, описывает такие их характеристики, как высота (которая зависит от частоты колебаний), сила (от амплитуды), громкость, тембр и длительность звука. Также этот раздел рассматривает физиологию и анатомию речевого аппарата.

Перцептивная изучает особенности анализа и восприятия звуков речи органом слуха, то есть ухом.

Функциональная фонетика (то есть фонология) рассматривает в качестве элементов языковой системы звуковые явления как служащие для формирования слов, морфем и предложений.

Методы фонетических исследований

В различных аспектах применяются разные методы.

Для артикуляционного аспекта - интроспекция (самонаблюдение), палатографирование, одонтографирование, лингвографирование, фотографирование, рентгеносъемка, киносъемка.

Методы, применяемые в акустическом аспекте изучения: осциллографирование, то есть преобразование различных колебаний воздуха в конкретный акустический сигнал, интонографирование, спектрографирование.

Разделы фонетики

Фонетика также делится на общую, историческую, сравнительную и описательную. Общий раздел изучает закономерности, характерные для всех мировых языков, их звукового строя. Сравнительная сопоставляет его с другими (в основном родственными) языками. Фонетика историческая прослеживает то, как развивался он на протяжении длительного периода (иногда с момента появления конкретного языка - отделения его от праязыка). Предмет описательной - звуковой строй на конкретном этапе развития (чаще всего фонетический строй именно современного языка).

Основные фонетические средства и единицы

Итак, что такое фонетика, мы определились. Перечислим теперь основные ее единицы. Они делятся на суперсегментные и сегментные.

Сегментные - это единицы, которые возможно определить в потоке речи: слоги, звуки, фонетические слова (такт, ритмические структуры), фонетические фразы (синтагмы).

Остановимся поподробнее на этих терминах. Фонетическая фраза - определенный отрезок речи, который представляет собой смысловое и интонационное единство, с обеих сторон выделенное паузами. Синтагма (иными словами, речевой такт) - это отрезок некоторой фонетической фразы, который отмечен тактовым ударением и особой интонацией. Между тактами паузы не обязательны (либо они могут быть короткими), деление это не очень интенсивно. Следующий термин - фонетическое слово (то есть ритмическая структура) - представляет собой часть фразы, которая объединена словесным ударением. Наименьшая единица любой речевой цепочки - слог. А звук - это минимальная единица фонетики.

Суперсегментные единицы

Суперсегментные (различные интонационные средства) накладываются в речи на сегментные. К ним относятся динамические (ударение), мелодические (тон) и темпоральные (длительность или темп). Ударение представляет собой выделение определенной единицы в ряду некоторых однородных с помощью интенсивности звука (энергии). Тон - речевой ритмико-мелодический рисунок, который определяется изменением частоты некоторого звукового сигнала. Темп представляет собой скорость речи, определяющуюся числом сегментных единиц, которые мы произносим за единицу времени. Время звучания этого сегмента называется длительностью.

Надеемся, вы понимаете теперь, что такое фонетика, какова история этой науки, можете назвать ее основные разделы и единицы. Мы постарались максимально полно и по возможности лаконично все это описать.

Министерство среднего и профессионального

образования

Реферат

Фонетика

1. Применение фонетики ………………………………………………………………3

2. Понятие фонетики …………………………………………………………………...5

3. Фраза ………………………………………………………………………………….5

4. Фонема ………………………………………………………………………………..6

5. История ……………………………………………………………………………….6

6. Воспроизведениезвуков …………………………………………………………...10

7. Звуки ………………………………………………………………………………...10

8. Согласные ………………………………………………………………………........13

9. Гласные ………………………………………………………………………………17

10. Фонетическая транскрипция ………………………………………………………17

11. Слог ………………………………………………………………………………....17

12. Ударение ……………………………………………………………………………18

13. Чередование звуков …………………………………………………………..……20

14. Говорим правильно…………………………………………………………………20

15. Благозвучность русского языка……………………………………………………21

16. Родник языка ……………………………………………………………………….22

Список литературы …………………………………………………………………….24

1. Применение фонетики

Мы живем в мире звуков. Проснувшись утром, слышим тиканье часов, плеск воды в умывальнике, пыхтенье чайника на плите. Выходим из дома – нас окружают голоса улицы: чириканье воробьев, шум ветра, шуршание шин по асфальту, звон трамваев. Но вот у вас за спиной раздался голос прохожего: «Скажите, пожалуйста, который час?» Вы посмотрели на часы и ответили. Каким же образом из потока звуков вы уловили те, которые передали вам определенную информацию? Чем отличаются они (звуки речи) от других?

В языке все: части слов, слова, словосочетания, предложения – имеет звуковое выражение. Не случайно в школе обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Она входит и в школьный курс языка.

Можно ли при общении обойтись без звуков речи? Вероятно, кто-нибудь ответит на этот вопрос утвердительно и назовет используемые в процессе общения жесты, мимику; возможно, кто-то вспомнит о различных сигналах (например, о световых, которые подает светофор), о языке свиста или даже о восточном «языке цветов».

Кроме языка слов есть и другие средства общения, но все они весьма ограничены в своих возможностях. Попытайтесь, например, с их помощью передать содержание хотя бы одной фразы из повести К. Паустовского «Мещерская сторона»: Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Из этой попытки ничего не получится. А звуковая речь дает возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств.

Для того чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить: существуют нормы, правила произношения, которые учитывают закономерности звуковой стороны языка. Очевидно, вывод ясен: без звуков речи в общении обойтись нельзя.

Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством общения: он неисчерпаемо богат. Задумались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка? Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических средств, в многообразии синтаксических конструкций, то будете правы. Однако не забудем и о звуковой стороне речи. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха особенно приятны. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.

Мелодичность русского языка отмечали многие писатели. К. Паустовский в «Книге скитаний» рассказывает:

…В Арле, на бульваре Де-Лисс в вечернем пустом кафе нас еще раз убедил в красоте нашего языка кельнер-«гарсон» средних лет – типичный арлезианец с насмешливыми глазами.

Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика, слушал разговор, потом подошел и спросил, на каком языке мы разговариваем.

А почему вы это спрашиваете? – спросили мы в свою очередь гарсона.

Какой-то, - ответил он, - необыкновенно красивый язык…

Язык нужен везде: и в бытовом общении, и на производстве, и в науке. В современную эпоху научно-технической революции широко внедряется в производство автоматизация, развивается робототехника, решаются вопросы управления техникой с помощью речевых команд.

В книге Л.Р. Зиндера «общая фонетика» производятся интересные размышления по поводу общения человека с машиной. Человек подает машине команду в виде речевых сигналов и даже учит ее воспринимать обычную речь: машина должна распознавать звуки речи, «знать» о возможностях их сочетаемости и взаимозаменяемости. «Научит» этому машину без обращения к фонетике нельзя. Следовательно, к НТР фонетика имеет самое непосредственное отношение.

Фонетика нужна врачам-логопедам: они учат детей правильно выговаривать звуки. Многие дети долго не могут выговаривать [р] и [ш], заменяют их другими звуками. Чтобы научить ребенка произносить трудный для него звук, надо знать, как этот звук производится (как работает при этом произносительный аппарат). Только на основе фонетических знаний можно научить звуковой речи глухонемых детей (они ведь не слышат окружающих и потому сами не заговорят); понимать речь собеседника глухонемых детей учат по движению губ.

Задумаемся над вопросом, как соотносится устная сторона нашей речи с письменной. В школе изучается орфография, которая прежде всего показывает, как с помощью букв отражается звуковой состав значащих частей слов (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Почему, например, в слове гора мы пишем букву о, хотя слышим звук, близкий к [а]? Почему в слове дуб пишем букву б, хотя слышим звук [п]? На эти «почему» ответит любой школьник, если только он учил правила орфографии. И в правописании нужна фонетика!

Фонетическая осведомленность необходима при создании письменности для бесписьменных народов. В нашей стране в 20-30 годы началось создание более чем пятидесяти алфавитов. И первый этап этой работы был связан с фонетикой: надо было услышать в звучащей речи все типичные для данного языка звуки-смыслоразличители, подобрать для них графическое изображение (буквы), составить алфавит, разобрать правила правописания и т.д.

Нужна ли фонетика в кинематографии? Отвечаем снова утвердительно.

Кто такой аэт? Это автор экранного текста. В дублированных, например иностранных, фильмах звучит русская речь; французские, немецкие, польские и другие зарубежные артисты в действительности говорят на своем языке, а для удобства зрителей русские артисты-дублеры произносят текст по-русски. Задача аэта так перевести текст, чтобы он не только был точным по содержанию, по эмоционально-стилитической окраске, но и фонетически сходен с первоисточником. Фразы (иноязычная и русская) должны совпадать по длине, звуки должны быть сходными по артикуляции (то есть по движению произносительных органов, - в первую очередь губ). Например, один из героев немецкого фильма произносит глагол fallen (фален), который в словаре переводится как «разрушиться» и «падать». Какой из этих синонимов по фонетическим признакам больше подойдет для дублера? Рассуждаем: у глагола fallen два слога, у глагола рушиться их три (слово длиннее немецкого на один слог). Кроме того, немецкий глагол начинается губным (губно-зубным) согласным [ф] – на экране будет видно сближение губ (точнее прикасание верхних зубов к нижней губе); начальный звук [р] в русском глаголе не губной, а язычный. Значит, глагол рушиться для экранного текста не подойдет. Второй синоним (падать) более удобен для такого перевода: в нем два глагола и начальный звук тоже губной, да и ударный гласный (в первом слоге) один и тот же – [а].

Вот так примерно рассуждает аэт, а для подобных выводов, согласитесь, нужно основательное значение фонетики.

Теперь ясно, что знания фонетики применяют во многих сферах нашей жизни.

2. Понятие фонетики

Ф о н е т и к а(греч. phonē - звук). это раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударение и интонацию. При изучении фонетики принимается во внимание как акустический аспект (ведь звук речи, как и любой другой звук, имеет свои физические характеристики), так и артикуляционный (сосредоточивающийся на способах образования звуков речи).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки).

Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).



Рассказать друзьям