День Петра и Февронии: история праздника, приметы и традиции. Церковный Православный праздник июля

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

** (зач. 10). * Чтения прмц. Февронии читаются, если ей совершается служба. ** Чтения блгвв. кн. Петра и кн. Февронии читаются, если им совершается служба.

Лк.24:36-53

Мф.9:1-8

Лк.7:36-50

Мф.4:25-5:12

Отчего так случилось, что Симон-фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: «если бы Он был пророк...» () ? Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает.

По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает, кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, прилегшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства пред лицом всеведущаго Господа.

День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля – излюбленный и почитаемый россиянами праздник, который корнями уходит в православие и рассказывает о невероятной любви и преданности двух супругов князя Петра и его жены – простой крестьянки и целительницы Февронии.

В старину после купальских игр определялись пары возлюбленных. В этот день почитали любовь и семью как главные цели в жизни. С этого дня играли пышные свадьбы.

Церковный праздник Петра и Февронии

По легенде, муромский князь Петр заболел проказой, и ни один лекарь не мог его исцелить. Тогда князю посоветовали обратиться к крестьянке Февронии. Та взамен платы за исцеление предложила Петру, чтобы он на ней женился. Но излечившись, князь не сдержал свое слово и уехал от Февронии. Тогда болезнь снова к нему вернулась. Петру пришлось вновь обратиться за помощью к Февронии, и после того, как крестьянка снова его вылечила, он взял ее в жены и не пожалел об этом.

Как гласит предание, князь и княгиня прожили долгую совместную жизни, и ничто не смогло их разлучить. Они приняли монашество, жили в разных монастырях, но умерли в один день и час. Православная церковь канонизировала их в 1541 году. С тех пор на Руси было принято молиться этой паре святых о благополучии в семье и просить у них благословения на свадьбу. В какой-то мере праздник Петра и Февронии можно считать альтернативой католическому дню святого Валентина, только на Руси эту дату посвящали не всем влюбленным, а лишь состоящим в браке.

Неделя 6-я по Пятидесятнице, продолжается Апостольский пост (Петров пост), постный день. Установлены следующие памятные даты:

День памяти благоверных князей Петра (в иночестве Давида) и Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев;

День памяти преподобного Далмата Исетского, Пермского, основателя Далматовского Свято-Успенского монастыря;

День памяти священномученика Василия Милицына, пресвитера;

День памяти преподобного исповедальника Никона Оптинского(Беляева), иеромонаха;

День памяти священномученика Василия Протопопова, пресвитера.

Традиции и приметы этого дня

Браки, заключенные 8 июля, считаются долгими, крепкими и счастливыми. Популярной традицией стало играть свадьбы 8 числа, по этому случаю многие отделения бракосочетания продлевают часы работы и отказываются фиксировать разводы. Наибольшей популярностью пользуются залы регистраций Мурома, куда стараются попасть жители других городов и стран.

Считалось, что если купец на Петра и Февронию отработает весь день в лавке бок о бок с женой, это принесет их семье достаток. Другие приметы касались погоды и сенокоса, который начинался как раз в это время. Люди подмечали: если свиньи и мыши начинают есть сено - покос будет худой; об этом же свидетельствовало и обилие кашки на лугах. С Аграфены Купальницы и тем более с этого дня купались уже без оглядки, т. к. считалось, что в это время последние русалки уходят с берегов вглубь водоёмов и засыпают до весны. Поэтому можно было без боязни отпускать на рыбалку своего возлюбленного - русалки не заманят его к себе и не утянут на дно.

Приметы дня

С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет. Хорошей приметой считалось празднование свадьбы в этот день. Это сулило молодым долгую и счастливую жизнь. Однако важно, чтобы этот праздник не выпал на дни поста, когда стараются не венчать. В день Петра и Февронии можно было узнать погоду на последующие 40 дней. Считается, если 8 июля ясно, значит, и все 40 дней будет стоять ясная и теплая погода.
Если рассада хорошо пьет воду для полива, значит, в дни сенокоса будет сухо, и наоборот.

Пётр и Феврония – православные покровители семьи и брака. 8 июля, в день их почитания, в России установлен праздник в их честь — День семьи, любви и верности. Важность этой праздничной даты в том, что она напоминает нам о первостепенной роли семьи в государстве и обществе.

Согласно юлианскому календарю днём почитания праздника Петра и Февронии является 25 июня, по григорианскому – 8 июля.

Церковная практика сообщает о двух основных датах: кончины святых Петра и Февронии и перенесения их мощей. Исследователи считают, что 25 июня были перенесены мощи в собор Рождества Богородицы, который снесли в 1930 году.

В этот день в храме проходит богослужение, семейные пары молятся Петру и Февронии, просят счастья, гармонии и взаимопонимания. Вступающие в брак молодые люди хотят лишь благословения. Каждый может совершить паломничество в Свято-Троицкий женский монастырь, который располагается в городе Муроме. Именно там хранятся мощи святых.

Праздник Петра и Февронии в 2017 году выпадает на Петров пост, и тот, кто его соблюдает должен знать о том, что если он пришёлся на вторник, четверг, субботу, либо воскресенье – разрешается употреблять рыбу, в понедельник следует ограничиться только горячей пищей без масла, а в пятницу и среду разрешается только пища растительного происхождения.

На день 8 июля многие пары назначают дату свадьбы, свято веря в то, что будут жить в согласии и мире на протяжении долгих лет. Некоторые, наоборот, считают, что играть свадьбу в период Петрова поста — не самая лучшая идея.

День Петра и Февронии у православных считается очень светлым и чистым праздником. В этот день нельзя прибегать к ритуалам чёрной магии. Лучше отправиться молиться в храм, мысли должны быть чисты – в этот момент молитва самая искренняя. Но незамужних девушек, которые находятся в поисках своей судьбы, это не остановливает. Они считают, что в этот день на свободе оказываются магические силы, которые покровительствуют влюбленным, а значит можно гадать на суженого и делать любовные привороты.

Какая погода будет на Петра и Февронию, такая же будет и в блтжайшие 40 дней.

Счастливая и благополучная жизнь ожидает тех, кто 8 июля помолится перед иконой святых Петра и Февронии.

В этот день разрешается просить у святых здоровья для своих деток.

Достаток в семье будет у того, кто проведёт целый день с супругом, занимаясь общим делом.

История Петра и Февронии:

Пара Февронии и Петра считается у православных образцом христианского супружества. Князь Пётр – второй сын муромского князя Юрия, он вступает на престол в 1203 году. За несколько лет до этого события Пётр заболел страшной болезнью, под названием проказа. Сон ему приснился странный очень, что вылечить от недуга способна лишь дочь «древолазца» бортника, который добывает дикий мёд. Имя её – Феврония, обычная крестьянка, проживающая в небольшой деревушке на Рязанской земле.

Девушка была очень умной, красивой, доброй, умела разговаривать с животными и знала свойства всех растений в округе. Она могла вылечить любой недуг, поэтому к ней часто обращались за помощью люди. Князь поклялся, что после исцеления возьмёт Февронию в жёны, и она помогла ему справиться с болезнью. Только вот Пётр не собирался сдерживать своё слово, и тогда проказа вернулась, ему оставалось лишь обратиться вновь к деве Февроние за советом и помощью. Она вылечила его во второй раз, и он взял её в жёны.

После унаследования княжения бояре ополчились на супружескую пару, Феврония ведь простого происхождения и это оскорбляет знатных особ. Петру был поставлен ультиматум: он должен отказаться от своей возлюбленной, но он не смог этого сделать. Вместе они уплыли по Оке на лодке и стали жить среди простых людей и радоваться тому, что Бог послал.

В Муроме начали происходить бесчинства, велась кровопролитная война за престол. Бояре собрали совет вновь и приняли единогласное решение – вернуть обратно князя и его княгиню. Февронию полюбили горожане. В преклонных годах влюблённые совершили постриг в монастыре, взяв имена Давид и Ефросинья. Они хотели умереть в один день и быть похороненными в одном гробу и молили об этом Господа. Заранее была приготовлена для супругов гробница с небольшой перегородкой из тонкого камня.

Умерли они в один день 8 июля по новому стилю (25 по старому) 1228 года. Погребение в одном гробу для монахов не позволительно, поэтому их тела положили в разных обителях, однако на следующий день они снова оказались вместе.

Как отмечают День Петра и Февронии в России:

В мае 2001 года мэр Мурома принимает решение отмечать день города 8 июля, приурочив его, таким образом, ко дню памяти святых великомучеников. В Госдуму были направлены более 15 000 подписей за то, чтобы праздник стал всероссийским. В 2007 Владимир Путин объявил, что 2008 год станет «годом семьи». 26 марта 2008 года в Совете Федерации было принято единогласное решение об учреждении нового праздника в честь святых Петра и Февронии.

С того самого момента 8 июля отмечается «Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья». Символом праздника стала ромашка, была также учреждена медаль «За любовь и верность», которой награждаются лишь образцово-показательные семьи государства. На памятном знаке изображены Пётр и Феврония с одной стороны, а с другой стороны – ромашка, две лепестка которой были окрашены в красный и синий цвета.

В каждом городе 8 июля проводятся мероприятия, направленные на укрепление семей и воспитание молодежи в духе любви и верности. Особый ритуал в день семьи, любви и верности – награждение пар, живущих в браке больше 25 лет. Медаль «За любовь и верность» получают те, кто всей своей жизнью показывает пример настоящего семейного счастья. Многодетные родители, в чьих семьях воспитываются приемные дети, в этот праздник получают награду «Родительская слава». На площадях проходят концерты с участием звёзд отечественной эстрады, проводятся тематические конкурсы.

Праздник Семьи, любви и верности стал поистине народным и с каждым годом его отмечает всё больше людей, которые стараются провести день с родными и близкими людьми, поговорить по душам или прогуляться всем вместе по торговым центрам своего города.

08.07.2016 - 7:00

С 2008 года в России 8 июля официально отмечается очень важный и красивый праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. В этом году праздник впервые пройдет в Луганской Народной Республике.

8 июля Русская Православная Церковь чтит память святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев – православных покровителей брака на Руси, жизнь которых является примером любви и верности для всех семейных пар. Инициатива появления праздника принадлежала жителям Мурома, а в 2008 году праздник стал официальным и всероссийским. Именно такого праздника не хватало в современном обществе. Кроме того, этот русский православный и вместе с тем гражданский праздник – достойная альтернатива католическому 14-му февраля.

Супружеский союз святых Петра и Февронии был образцом христианского брака. Их жизнь – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, – они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы для создания подлинной семьи.

Историки связывают имена св. Петра и Февронии с князем Давидом Юрьевичем и его супругой Ефросиньей. С 1205 года, в течение 23-х лет, в Муроме правил князь Давид Юрьевич. Согласно летописям, незадолго до начала княжения он заболел страшной болезнью, тело его было покрыто язвами, и никакое лечение не помогало. Предполагается, что князь был болен проказой.

Однажды во сне Давиду Юрьевичу было видение о том, что под Рязанью, в деревне Ласковая, живёт юная девушка, по имени Ефросинья, которая одна может его исцелить. Дева была мудра не по годам и хорошо разбиралась в целебных свойствах трав. К ней и обратился за помощью будущий князь Давид.

Прежде, чем его излечить Ефросинья взяла с Давида обещанье о том, что он сделает её своей супругой. Своё слово Давид не сдержал, посчитав простолюдинку недостойной невестой. Но тогда болезнь проявилась с новой силой, и Давиду опять пришлось просить исцеления у Ефросиньи. На этот раз он сдержал обещание и взял её в жёны.

Уже в преклонном возрасте благочестивые супруги приняли монашеский постриг в разных монастырях с именами Петр и Феврония. В своих молитвах, супруги просили Бога о том, чтобы умереть в один день. Так и случилось. В 1228 году 25 июня по старому или 8 июля по новому стилю, Православные святые Пётр и Феврония ушли из мира сего в жизнь вечную.

В XVI веке супруги были причислены к лику святых.

Первый письменный текст, посвященный им, – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – был также написан приблизительно в XV–XVI веках. На Руси многие века существовала прекрасная традиция – устраивать помолвку 8 июля. Сегодня поклониться мощам святых Петра и Февронии Муромских можно в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Исследователи сходятся во мнении: несмотря на легендарную историю знакомства Петра и Февронии, сведения, повествующие об их жизни после свадьбы, вполне достоверны. Летопись также повествует о чудесном исцелении Петра, многочисленных чудесах, которые творили праведные супруги и их смерти в один день и час.

Их жизнь близка большинству из нас, а потому их история никогда не утратит своей актуальности. С житейской точки зрения, в судьбе Петра и Февронии был только один по-настоящему трудный момент. Сразу же после свадьбы перед князем Петром встает дилемма: молодая супруга или все остальное, что было в его жизни. Женитьба на крестьянке не находит поддержки у городской элиты Мурома. Бояре откровенно заявляют об этом сперва князю, а потом и самой Февронии. Они предлагают князю выбор: отречение от своего звания (а значит, изгнание и бедность) или расторжение брака.

Князь Петр тяжело переносит происходящее, но, тем не менее, делает выбор в пользу своей супруги. Отныне он больше не князь, и вместе с женой должен отправиться в изгнание. На ладье супругов везут по Оке прочь из Мурома… Эта история разрешается неожиданно быстро и благополучно.

Оказывается, князь Петр был ключевой фигурой в политической жизни влиятельного города. Борьба за власть начинается сразу же, в первую ночь после его отречения представители боярских кланов пытаются нанести упреждающий удар по противникам, что перерастает в резню. Понимая, что все это может кончиться смутой и гражданской войной, правители Мурома зовут князя обратно. Отныне вопрос о его «неравном браке» не поднимается.

Главное в этом эпизоде – причины выбора, сделанного супругами. Петр не утверждает «примат личного над общественным», а просто следует в своих поступках христианскому закону любви и милосердия. В сложной ситуации, когда можно было схитрить или подчиниться рациональным, эгоистическим соображениям, князь повинуется закону сердца. Супруга дана ему Богом, и он не может идти против воли Божией. Князь ищет не личной пользы, выгоды, но пытается следовать путем, который ему указал Господь.

В первый день изгнания между супругами состоялся диалог, который приводится в «Повести»: «Близился вечер, начали к берегу причаливать. Тут одолели блаженного князя Петра раздумья: „Как буду дальше жить, своею волею самодержавие оставив?“ Предивная же княгиня Феврония отвечает ему: – Не скорби, княже: милостивый Бог, Творец и Промыслитель всему не оставит нас в нищете!»

Они уповают на Бога и верят Ему – вот самая «несовременная», но самая важная характеристика их отношений. Супругами всегда руководит не эгоизм и поиски удобного для себя, но вера и надежда на Того, Кто дал им жизнь и благословил их брак.

Как мы помним, князь в разлуке с Февронией по Промыслу Божию снова заболевает – и это событие выражает высший смысл христианского брака. Болезнь князя – это символ ущербности самой человеческой природы, исправить которую в одиночку он не сможет.

Лекарство Петра – это сама Феврония, женщина, посланная ему Богом в спутницы жизни. Только рядом с ней князь исцелился, и только вместе они смогут подняться на новый духовный уровень: их земная любовь и любовь Божия оказываются неотделимы друг от друга. Потому Феврония и не отпускает князя: она уже чувствует, что без нее он погибнет. Со временем понимает это и сам Петр. Так начинался их совместный жизненный путь и совместный путь к Богу.

Для Православной Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей. Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение – само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение возможно, только если человек видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию. И князь ради своей жены отрекся от своего положения и добровольно отправился в изгнание и бедность. Но за эту верность он был затем вознагражден Богом.

Широко распространено представление, что настоящий христианин должен исключительно страдать в земной жизни, дабы накопить «духовный капитал» для жизни будущей. Однако история русских святых Петра и Февронии опровергает эту мысль. Жизнь во Христе становится для них настоящим счастьем, которое они находят в любви друг к другу.

Таков и смысл праздника Дня семьи, любви и верности, основанного на православных традициях и народной мудрости и проповедующего крепость и нерушимость семейных уз, благочестивое отношение супругов, уважение к родителям, любовь к детям.

Торжества в честь Дня семьи, любви и верности в этом году в Москве продлятся целых три дня – с 8 по 10 июля.

По словам главы столичного Департамента культуры Александра Кибовского, дополнительные два дня были специально отведены под торжества, чтобы в них приняло участие как можно больше людей.

Центром праздника станет парк развлечений в Царицыно, в котором будут представлены программы, интересные для любого возраста. Кульминацией торжеств в Царицыно станет праздничный концерт, а всего в городе будет организовано праздничных 27 площадок.

Праздничные события в этом году пройдут и во множестве других городов и сел по всем регионам России. Праздничные мероприятия ориентированны на интересы людей разных возрастов и разного семейного положения. В их программах запланировано чествование молодоженов и семейных пар, много лет проживших вместе, вручение памятных знаков. Романтичной и особо запоминающейся обещает стать площадка «Серенады для любимых». Здесь рыцари нашего времени смогут оригинально сделать признание в любви своим Прекрасным Дамам, исполнив для них серенаду.

Символом Дня семьи, любви и верности выбрана ромашка.

Издавна этот полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви. Потому что любовь понималась здесь не просто как сердечное чувство (что и символизирует «валентинка» в виде сердечка), но как судьба и жизненное испытание – и как цветок в поле, она открыта всем ветрам и морозам, но должна выстоять и выдержать любые трудности.

Именно об этом православные люди просят помощи у святых благоверных Петра и Февронии.

Чем отличается по смыслу наш День семьи, любви и верности от западного «Дня святого Валентина»?

Западный праздник тоже имеет церковное происхождение, однако очень далеко ушел от своих христианских корней. В церковном календаре под датой 14 февраля помещено упоминание о трех святых Валентинах. Все они жили в первых веках нашей эры, в период гонения на христиан, и были мучениками, погибшими за веру. Поскольку тогда церковь была единой, то эти святые почитаются и католиками, и православными.

Традиция праздновать день св. Валентина как «день влюбленных» появилась в Западной Европе с конца XIV в. Согласно народному поверью, в этот день птицы начинают искать себе пару.

Во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно легенде, римский император Клавдий II решил, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил воинам жениться.

Тайный христианин Валентин был полевым врачом, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его казнили 14 февраля 269 года. Но в темнице мученик Валентин успел познакомиться с дочерью надзирателя Юлией и перед своей казнью он написал ей признание в любви и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили. Много веков спустя, следуя легенде, такие записки и стали называть «валентинками».

Как мы видим, в основе западного праздника тоже лежит история жертвенной любви – но она касается не целой судьбы и супружеской жизни, а только лишь истории романтического знакомства. Поэтому уже в наше время этот праздник фактически выродился в свою противоположность – вместо чистой любви он проповедует лишь случайные отношения, ни к чему не обязывающий блуд. В отличие от него, наш День семьи, любви и верности освящает именно супружескую жизнь, верность и подвиг друг для друга.

Виталий Даренский, ЛНР, для «Русской Весны»

Ежегодно 8 июля почитается память святых Петра и Февронии, а в 2018 в этот день исполняется 790 лет со дня их смерти. Легендарные супруги считаются образцом настоящей любви, покровителями брака.

Кто такие Петр и Феврония

В XVI веке инок Ермолай Прегрешный написал «Повесть о Петре и Февронии», в которой изложил историю святых. Какая историческая личность скрывается под именем князя Муромского Петра, доподлинно не известно. Скорее всего, речь идет о Давиде Юрьевиче, княжившем в Муроме до 1228 и незадолго перед смертью принявшем постриг под именем Петра.

Его жена в миру носила имя Ефросиния. Не исключено, что это вымышленные личности, герои народных преданий, церковь считает историю их жизни апокрифом.

8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности

История любви

Согласно «Повести…», наследник княжеского престола Петр страдал проказой, тело княжича разъедала пролитая им в битве кровь дракона. Способ исцеления был открыт Петру во сне: спасти его могла только крестьянка Феврония, жившая на Рязанщине.

Молодой аристократ отправился в дальний путь и встретил прекрасную девушку, обладавшую даром целительства. Но та в награду пожелала стать женой спасенного.

Князь не сразу решился связать свою судьбу с крестьянкой, но та оказалась предусмотрительной, и вылечила болезнь не до конца. Чтоб избежать рецидивов, Петр вынужден был сдержать слово.

С этого момента начинается история любви и супружеской верности. Вскоре после женитьбы умер старший брат Петра, и княжеский престол должен был перейти к нему. Но знатные горожане не желали признавать княгиней женщину крестьянского рода, и поставили князя перед выбором: жена или престол. Петр выбрал жену и покинул вместе с ней Муром, но после их отплытия по Оке в городе началась смута, связанная с борьбой за освободившийся престол. В итоге бояре образумились и попросили законного наследника вернуться, а его супруга, несмотря на простое происхождение, сумела завоевать их любовь и уважение.


Петр и Феврония, монумент

В старости супруги приняли постриг, естественно, в разных монастырях, и стали молиться об одновременной смерти. Их молитвы были услышаны, но люди сочли недопустимым выполнение последней воли усопших. А те просили о погребении в одном гробу, разделенном тонкой перегородкой. По преданию, их тела оказались именно в этом, специально изготовленном, гробу, хотя монастырские служащие готовили их к погребению не только в разных гробах, но и в разных обителях.

Три с лишним века спустя Иван Грозный возвел церковь в месте погребения их мощей. Примерно в то же время Петр и Феврония были канонизированы как святые.

История праздника

Последние 10 лет 8 июля в России отмечают и церковный, и светский праздник – День семьи, любви и верности. Для многих он стал альтернативой Дню святого Валентина.


Открытка с изображением святых Петра и Февронии

Атрибут праздника – ромашки и открытки-февроньки с изображением этих цветов и других символов семьи. На них пишут просьбы к святым о счастье в любви, семейной жизни. Также в этот день принято молиться за семью, многие стараются расписаться 8 июля, а вот венчаться в этот день нельзя, поскольку он приходится на Петров пост.



Рассказать друзьям