Доклад на тему "о доброте". Даёт силы для преобразования мира к лучшему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ПРОЕКТ

Тема: «Твори добро»

Введение

1.Проблема добра и зла в современном мире

2.1.Общее понятие о добреи зле

2. Организация и проведение мероприятий

2.1. Анкетирование учащихся

2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел»

3.Заключение

4.Список источников информации

5.Приложения

5.1. Приложение №1

Памятка «Твори добро»

5.2.Приложение №2

5.3. Приложение №3.

Сборник «Добрых песен»

Введение

Добром наполни этот мир,

И пусть тепло всех греет светом!

Творить добро – душевный пир,

Что и в мороз нам дарит лето.

Пора душевного рассвета,

В нас расцветает от добра.

И пока крутиться планета,

Добро нас будит ото сна.

Слова – ничто, дела – вот важно,

Дела – наполни добротой.

Добро твори неистово, отважно,

К каждому делу подходя с душой!

Ты это можешь – это просто,

Возьми да сделай, не ленись.

Когда кругом все – сухо, черство,

Любовью ты со злом борись!

Мы живём в мире технических достижений, когда у человека есть всё. Но в последнее время, мы перестали замечать главное: людей, которые нуждаются в помощи, животных, которые зависят от нас; природу, частью которой являемся. Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения людей.

А можно ли это поправить? Конечно, нужно только любить и заботиться о тех, кто нас окружает. Мы решили, что каждый должен начать с себя.

Цель : формирование у детей социально-нравственных ценностей, привлечение детей к значимой самостоятельной деятельности во благо других людей, учиться совершать добрые поступки и дела в семье, школе, на улице.

Задачи:

    определить отличительные особенности добрых дел;

    обогатить эмоциональный мир школьников, укрепить знания о добре;

    побуждать к желанию творить добрые дела бескорыстно и искренне: воспитывать уважение к людям старшего поколения, к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

    запланировать виды добрых дел в семье, школе, на улице;

    осуществить запланированные добрые дела;

    выявить личные изменения, появившиеся в результате реализации добрых дел.

Объект исследования : поведение школьников.

Предмет исследования: добрые дела школьников.

Методы: анализ, сравнение.

Гипотеза исследования: м ожно научиться делать добрые дела и становиться внимательнее к окружающим людям.

Значимость проекта

Осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями и классным руководителем послужило «толчком» обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей, выводы о том, что многие люди, а также природа нуждаются в помощи.

Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение всего классного коллектива в его реализацию через организацию деятельности каждого ученика нашего класса.

Участники проекта : ученики 3 «а» класса.

Руководитель проекта : Щукина Елена Африкановна.

Сроки реализации: бессрочной проект.

Формы реализации проекта:

    Совместная организованная деятельность с детьми;

  1. Работа с родителями.

Продукты реализации проекта:

    Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»;

    Оформление «Дневника добрых дел»;

    Создание сборника пословиц и поговорок о добре:

    Сборник «Добрых песен»;

    Создание памятки «Правила доброты»

Глава 1. Проблема добра и зла в современном мире.

1.1 Общее понятие о добре и зле.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

В.А.Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.

Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «добро» толкуется так: добро - это положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Слово «добро» является исконно русским и ведет свои корни не со старославянского, а из прославянского языка. В котором оно имело несколько значений: храбрый, сильный, крепкий. Свой современный смысл слово получило после создания «Азбуки»: А- аз, Б-буки, В – ведаю, Г – глаголю, Д – добро.

В Википедии, понятие «добро» объясняется так : добро - общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.

Категории добра и зла составляют суть извечного выбора человека, смысл его земного существования. Эта проблема появилась с самого момента появления человека. Без осознания личностью, что есть добро и зло невозможно постижение других категорий этических ценностей. Вопрос о добре и зле является центром всех религиозных доктрин, известных человечеству. Проблемы добра и зла разбираются в философии, этике, психологии и других науках. Этой теме посвящено множество литературных произведений. Эта проблема не перестает будоражить человечество, заставляя искать новые ответы на извечные вопросы.

Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими моральное сознание человека. Они связаны с оценкой совокупности поступков и его деятельности. Добро является главным критерием для морали, с его позиций рассматриваются все нравственные категории, оно объединяет в себе все положительные нормы и требования. Кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека.

Моральные поступки – это выбор между добром и злом. Этот выбор всегда означает действие свободной воли человека, он возможен тогда, когда человек понимает, что есть добро и зло и имеет оценку действий в соответствии с этими понятиями.

2. Организация и проведение мероприятий.

2.1. Анкетирование учащихся.

Вечное противостояние добра и зла – это одна из наиболее важных проблем. Дискуссии по этому поводу шли с древних времён, и по сей день. Трудно представить себе человека, не имеющего представления об этих понятиях.

Мы решили выяснить, что думают ученики нашего класса по этому вопросу. Для этого мы провели экспресс-анкетирование в рамках проекта. Моим одноклассникам мы задавали следующие вопросы:

    1. Кто такой добрый человек?

      Считаешь ли ты себя добрым человеком?

      Кто нуждается в помощи?

      Кому мы можем помочь?

Анализируя ответы, мы выяснили, что:

    добрый человек - это человек с доброй душой, который помогает другим;

    добрый человек – это тот, который всё может сделать, помочь, выручить в беде;

    это тот, кто никогда ни с кем не спорит, уступает место.

На второй вопрос мы получили такие ответы: По результатам анкетирования,

мы выяснили, что из опрошенных 84 учеников нашей начальной школы 50 человек (60%) добры и любезны. 34 человека (60%) добры от случая к случаю. Они добры не со всеми и не всегда.

В помощи нуждаются, по мнению, ребят:

    человек, который лежит в больнице, инвалид:

    пожилые люди или дети, у которых нет родителей;

    нищий человек, бомж, больной;

    люди, у которых нет семьи;

    животные

На последний вопрос мы получили такие ответы:

    пожилых людей перевести через дорогу, открыть дверь в помещение, помочь донести тяжёлые сумки;

    детям, пожилым и людям, которые живут на улице;

    помочь детям из без родителей;

    которые болеют, у которых нет дома и нищим, инвалидам.

Проведенное анкетирование показало, что ребята понимают, что такое «добро», и как можно своими силами совершать добрые дела.

2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел».

В повседневный жизни каждый сталкивается как с добром, так и со злом. Мы постарались сделать так, чтобы окружающие нас люди сталкивались только с добром. Вот наш перечень проведенных мероприятий.

План добрых дел

Первое, что мы сделали – это создали «Копилки добрых дел», в которых стали фиксировать все наши хорошие поступки.

    Добрые дела. Для семьи.

1. Помощь в трудовых делах (мыть посуду, вытирать пыль, протирать полы…)

2. Ухаживать за домашними питомцами.

3. Заботливо относиться к старшим и младшим членам семьи.

    Добрые дела для класса .

    Помощь в классе учителю.

2.Проведение акции под названием «Доброе слово лечит, а злое калечит», посвятив её изучению вежливых слов. И потом провели эксперимент, используя бумажную куклу.

    Изучили музыкальный материал и создали Сборник «Добрых песен».

    Организовали выставку «Всё в твоих руках».

На уроке технологии сделали поделку, с помощью наших ладошек. Ладони – это символ того, что всё в человеческих руках, пусть даже таких маленьких, как наши.

    Соблюдение правил поведения.

    Уборка кабинета.

3.Сбор книг для пополнения фонда школьной библиотеки.

4. Раздача листовок - памяток ученикам и учителям школы.

    Добрые дела для общества

1 Уборка территории

2. Создание Сборника пословиц и поговорок о добре

Заключение

Деятельность, осуществляемая по проекту для нас была очень важна. В процессе реализации проекта был накоплен определенный положительный опыт.

В ходе реализации проекта, нами были созданы следующие продукты:

сборник пословиц и поговорок о добре, сборник «Добрых песен», памятка «Правила доброты», которые могут быть использованы учениками и учителями в своей практической деятельности.

За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы:

Научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать.

И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее.

Список использованной литературы:

    Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.

    Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1998.

    Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.

    Т. В. Волкова, «Наука быть человеком: материалы для классных часов.

в 1-4 классах», Волгоград: Учитель, 2007

    В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия»,

Москва: ЭКСМО, 2002

    ru.wikipedia.org›Добро

    http://vseposlovici.ru

Приложение №1

Правила дружбы и доброты «Твори добро»

  • Не ссорится

    Уступать друг другу

    Не бояться просить прощения, если обидел друга

    Не грубить, быть вежливым

    Не злиться

    Не жадничать

    Помогать другу

    Быть честным

    Быть вежливым

    Доверять друг другу

    Делиться успехами и неудачами

    Не оставлять друга в беде, не ждать просьбы о помощи, а самому предлагать ее

Приложение №2

Сборник пословиц и поговорок о добре

    Добрые слова лучше мягкого пирога.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.

    Доброго держись, а от худого удались.

    Добрая совесть не боится клеветы.

    Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

    Доброе дело питает и душу и тело.

    Сделав добро, не хвались.

    За добро добром и платят.

    И собака старое добро помнит.

    И собака помнит, кто ее кормит.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

    Добрая семья прибавит разума - ума.

    Добрые вести не лежат на месте.

    Добро делать спешить надобно.

    Добро не горит, но тонет.

    Добро не лихо - бродит тихо.

    Добро не умрет, а зло пропадет.

    Доброе братство лучше богатства.

    Доброе семя - добрый и всход.

    Доброму слову - добрый ответ.

    Добрая шутка дружбы не рушит.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 им. В.И.Данильченко»

ст. Стародереревянковская Каневского района

УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета

от ___________ 20__ года протокол № 1

Председатель___________ _________

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

«Доброе сердце - добрые дела!»

(социальный проект)

Выполнили учащиеся 2 «А» класса

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Моргун Лариса Юрьевна

2014-2015 уч.г.

Информационный раздел

Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. В.И.Данильченко»

ст. Стародеревянковской Каневского района

Название: «Доброе сердце – добрые дела»

Идея проекта: актуализация лучших моральных качеств: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации

Исполнители: учащиеся 2 класса

Сроки реализации: сентябрь – февраль 2014/15 г

« Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать ДОБРО!»

А.П. Чехов.

    Аннотация проекта

Тема проекта : «Доброе сердце- добрые дела»

    Актуальность:

Доброта нужна всем людям-

Пусть побольше добрых будет!

Доброта - она от века

Украшенье человека!

Ведущая идея проекта . «Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось».

Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.

Социально активная деятельность готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.

Данный проект объединит вокруг себя детей и взрослых (учащихся, родителей, педагогов) и станет общим делом.

Добро, гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты скажут сами за себя.

Все в наших руках!

Обоснование необходимости проекта

Цель проекта

Вовлечение учащихся в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи ветеранам труда, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям, нуждающимся в помощи, детям- сиротам, а также братьям нашим меньшим.

Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:

Способствовать приобретению учащимися опыта сопричастности, сочувствия к чужой беде, милосердия, быть добрее друг к другу, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.

Способствовать осознанию ими важности и необходимости их деятельности.

Способствовать пониманию того, что чёрствость души – самая страшная болезнь на свете.

Развивать чувства долга, заботы и уважения к людям, нуждающимся в помощи.

Воспитывать у учащихся чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.

Оснащать учащихся различными источниками информации о социальных проблемах своего поселка и района.

Миссия проекта – актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество.

Процесс взаимодействия в рамках этого проекта осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.

Социальный аспект выражается в потребности общества организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению ими позитивного социального опыта.

Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях.

Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства

ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции.

Сроки работы: сентябрь – февраль 2014/15 г

4. В основу проекта положены следующие воспитательные методы:

Вовлечение в деятельность;

Стимулирование;

Сотрудничество;

Доверие;

Личный пример.

Направления деятельности:

    «Творчество». Организация праздников, концертов, акций для детей из детского сада дома, одиноких стариков ветеранов войны и работников тыла, конкурсы рисунков и сочинений, изготовление поздравительных открыток.

    «Забота». Организация реальной помощи нуждающимся (малообеспеченным семьям, пожилым людям,), организация шефской работы над детским садом.

Ожидаемые результаты

Рост социальной и общественной активности;

Повышение стремления к общению;

Появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни;

Формирование зрелой гражданской позиции;

Формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.

Прогнозирую, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных моих прогнозов и ожидаемых результатов.

Перспективы проекта:

Видимой станет общественно полезная деятельность учащихся школы, --_

Учащиеся школы станут активными участниками общественной жизни станицы;

Школьники смогут показать жизненную силу лозунга « Всё в наших руках и вместе - мы сила!», продемонстрировать, что их вклад является эффективным способом решения многих общественных (социальных) проблем.

5. Управление проектом:

Этапы проекта

1.Подготовительный этап .

Основная деятельность – социальное проектирование.

Определение темы и актуальности проекта.

Определение цели и задач проекта.

Определение круга благополучателей: обращение в станичную администрацию с целью уточнения списка одиноких пожилых людей, ветеранов труда, нуждающихся в помощи; в администрацию детского сада и школы для определения вида помощи.

Формирование добровольческих команд из классов и координация их деятельности.

Разработка перспективного плана дел.

2.Социальная проба.

Проведение плановых мероприятий.

Контроль и оценка проведения мероприятий.

Анализ результатов деятельности.

3. Подведение итогов

Проект не требует дополнительных материальных затрат.

Участники проекта: учащиеся 2 класса МБОУ СОШ №5, родители класса и учитель начальных классов Моргун Л.Ю.

Календарный план реализации проекта

«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».

(ам. поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)

Мероприятие

Сроки

исполнения

Ответственные

Книжная выставка

«Книги, которые учат добру»

сентябрь

Библиотекарь школы

Составление «Цветка слова доброта»

сентябрь

классный руководитель

Экспресс-анкетирование в рамках проекта.

сентябрь

психолог

Проведение классных часов по теме проекта:

« Доброта украсит мир!» ,

«Доброта лучше красоты»

сентябрь

классный руководитель

Акция «Школьный портфель»

Цель: посильная помощь нуждающимся детям собраться в школу

сентябрь

2 класса

Конкурс рисунков на асфальте, сочинений, стихотворений

классный руководитель,

Акция «Зона милосердия»

Цель: помощь престарелым

Акция «Подари частичку детства»

Подари книжку и игрушку детскому садику

классный руководитель, родители класса, учащиеся 2 класса

Персональная выставка детских работ «Добрые руки не знают скуки» (ёлочные игрушки)

(Пирогова В., Пархоменко В., Багаев М.,Рюхин В.)

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Персональная выставка детских рисунков «От доброго сердца» (Сабадырь М., Чукмасов Д.,Кинах А.,)

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Акция «Собери подарок к Новому году ребенку из малообеспеченной семьи».

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Акция «Посылка солдату»

Собрать посылки и послать выпускникам школы, несущим срочную службу (Колесникову П.)

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Акция «Поздравь ветерана»

Собрать подарок и поздравить.

Акция «70 добрых дел

классный

руководитель, родители класса, учащиеся

Заключение

После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы:

Научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать.

И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее.

Литература

    Т. В. Волкова, «Наука быть человеком: материалы для классных часов.

в 1-4 классах», Волгоград: Учитель, 2007

    В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия»,

Москва: ЭКСМО, 2002

Приложение 1

Цветок слова «доброта»

Приложение 2

Дерево добрых дел

Приложение 3

Анкета:

(укажите фамилии одноклассников, которые соответствуют этим нормам)

1. Всегда вежлив, говорит волшебные слова________________________________

2. Не забывает извиниться, если кого-нибудь нечаянно толкнул_______________

4. Всегда придет на помощь в трудной ситуации_____________________________

5. Заботится о родных и посторонних людях________________________________

6. Никогда не дерется и не дразнится______________________________________

7. Всегда сдержан, спокоен и тактичен_____________________________________

8. У кого в классе больше всех друзей?_____________________________________

9. Улыбчив и доброжелателен со всеми____________________________________

10. Совершает только добрые поступки____________________________________

Приложение 4


Акция «Школьный портфель» посильная помощь нуждающимся детям собраться в школу

Приложение 5

Конкурс рисунков на асфальте «Доброта спасёт мир»

ФОТООТЧЁТ:

Акция посылка солдату

Акция «Поздравь ветерана» Акция «70 добрых дел»



Отчёт о реализации социального проекта

«Доброе сердце – добрые дела»

Идея проекта состоит в том, чтобы включить школьников в активную благотворительную деятельность, направленную на поддержку пожилых людей, многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот. С этой целью дети выявляли людей нуждающихся в помощи, наметили план перечня социальных дел в этом направлении. Миссия проекта в актуализации лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, деятельной посильной помощи тем, кто сегодня в этом нуждается.

Социальный проект «Доброе сердце – добрые дела!» способствует формированию инициативы добра и ответственности подростков и молодежи, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.

Главное его направление – это оказание помощи детям в познании искусства творить добро, всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе.

Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.

Реализация проекта предусматривала формирование высокого уровня социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем.

Работа велась поэтапно.

Этапы проекта

1.Подготовительный этап (определение темы и актуальности проекта, определение цели и задач, круга благополучателей, разработка перспективного плана дел)

2.Социальная проба.

Проект охватывает изучение раздела по литературному чтению «Литературные сказки», а также темы по изобразительному искусству: «Изображение противоположных по характеру (добрых и злых) сказочных образов», «произведения художников В.Васнецова, И.Билибина…», где говорилось о доброте. На уроках русского языка велась работа с толковыми словарями, объясняли значение слов доброта, добрый, подбирали пословицы и поговорки о добре и зле, объясняли их смысл.

Участие детей в различного рода школьных и муниципальных акциях. «Спешите делать добро»-встречи, беседы, «Олимп добра и милосердия»- поделись игрушкой, дети-детям, «Пусть радость в дом войдёт» - это помощь родителям, «День подарков просто так» - обмен сувенирами, сюрпризами, создание хорошего настроения, «Подвижные игры» - организация

игр на переменах. Проведение классных часов на темы « Доброта украсит мир!» ,«Доброта лучше красоты», «Уроки доброты. Милосердие»,экспресс-анкетирование в рамках проекта.

В рамках внеурочной деятельности по окружающему миру а разделе «Человек – член общества» принялиучастие в муниципальных акциях «Помощь многодетной семье» и «Помоги инвалиду», «Помоги ветерану».

Составление устных сочинений, стихотворений, рисунках на асфальте «Милосердие – это я?», с выполнением творческого задания в виде цветиков-семицветиков, персональных выставок творческих работ и рисунков.

За период реализации социального проекта дети научились ценить доброе отношение к одиноким, больным, нуждающимся людям, через воспитательные моменты уроков русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, математики. Ребята прочитали много сказок о доброте: «Сказка о царе Салтане»,«Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Спящая царевна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «О золотом петушке». Детьми была пополнен фонд библиотеки, оказана адресная помощь многодетной семье ученицы класса, и семье находящейся в трудной жизненной ситуации, Учащиеся класса учились оценивать свои возможности, учились приносить пользу себе и окружающим, формировали первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности, участвовав в акциях «70 добрых дел», «Помоги ветерану», помоги инвалиду», « Собери портфель», «Посылка солдату».

3. Подведение итогов (Отчеты, презентации, награждения.)

В результате дети чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание. Научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать. Привлекая родителей к совместному с детьми решению задач проекта, мы убедились в ценности активного участия родителей и детей в различных видах деятельности. Таким образом, цель и задачи проекта выполнены.

На данном уроке мы будем говорить о таком философском вопросе как доброта. Мы обсудим такие вопросы, как мера доброты, как вести себя справедливо по отношению к другим людям. Также нам предстоит поговорить о том, в любой ли ситуации нужно быть добрым, бывают ли добрые и злые нации.

Тема: Добродетели

Попробуем подойти к этой проблеме немного с другой стороны. У великого английского поэта лорда Байрона есть замечательное произведение – мистерия «Каин и Авель». В этом произведении есть строчки «Что было бы добром, кабы не знать нам зла?». То есть на понятие доброты можно посмотреть с обратной точки зрения. Мы говорим, что меру добра, хороших дел и поступков, доброго отношения к себе и окружающим мы можем воспринять только через боль и страдания, через какие-то вещи или жизненные ситуации, которые приносят нам зло и несчастье. Подход, безусловно, необычный и интересный, но, вместе с тем, он вполне допустим при обсуждении такого философского вопроса как добро и доброта. Какие-то жесткие определения в данном случае давать бессмысленно, хотя бы потому, что понятие доброты – это понятие нравственное, а, значит, каждый будет трактовать его для себя самостоятельно, исходя из жизненного опыта.

Конечно, когда вы совершаете какие-то хорошие поступки, поступки нравственные, которые делают вас счастливыми, вы чувствуете какой-то прилив сил и хорошее настроение благодаря тому, что делаете, эти поступки можно называть добрыми делами. А значит, когда нечто подобное происходит с вами, то есть кто-то по отношению к вам делает нечто, облегчающее вашу жизнь, или нечто, отвечающее вашим нынешним интересам, убеждениям или желаниям, вы говорите о таком человеке, как о добром . Но, с другой стороны, понятно, что все мы люди и все мы имеем самые разные стороны своего характера. В разных жизненных обстоятельствах мы, конечно, можем по-разному реагировать. Не бывает людей абсолютно добрых или абсолютно злых. Мировые религии пытаются показать нам ориентиры, некие символы абсолютного воплощения доброты, но они не реальны. Если мы говорим о фигуре Иисуса Христа, то его человеческая сущность, согласно христианскому учению, идеальна; это совершенно добрый человек, который никому никогда не желал и не делал зла. В обыденной жизни вы вряд ли сможете найти таких идеальных людей, к такому идеалу можно только стремиться.

Жизнь Христа по сути это и воплощение вселенской справедливости с точки зрения морали и нравственности. Закон справедливости очень прост: поступай так, как ты хотел бы, чтоб поступали с тобой. Похожий моральный императив сформулировал и Кант. То есть я не совершаю каких-то поступков, которых бы не хотел по отношению к себе, например, не хамлю другим, потому что не хочу услышать хамство в ответ. Я не ворую, потому что не хочу, чтобы украли у меня. Я не дебоширю, потому что сам не терплю дебоша и т.д. Если я живу согласно этому принципу, то, скорее всего, я буду добрым человеком. Просто в силу того, что я буду совершать поступки, которые не будут наносить не только вреда другим людям, но, скорее всего, будут им помогать. Ведь я буду делать то, что хочу, чтоб другие люди делали по отношению ко мне.

Представьте себе такое общество из людей, делающих только добрые дела. Конечно, это общество было бы идеальным и процветающим. Вы можете сказать, что окружающий нас мир не совсем такой. Да, это правда, но и сами люди не совсем такие. Мы разные и по-разному реагируем на разные жизненные обстоятельства. Но всё-таки если в нас преобладает доброта, если в нас преобладает нравственность, если мы стараемся следовать морально-этическим принципам, то наш мир будет лучше, комфортнее и добрее для каждого отдельно взятого человека.

Вы можете задаться вопросом: а всегда ли нужно быть добрым? Рассмотрим на примере такой ситуации как война. Война – это очень сложное социальное явление и, к сожалению, пока мы обойтись без этого явления не можем. Все знают, что война – это плохо. Война причиняет страдания людям, не имеющим отношения к причине конфликта, война заставляет убивать. Если мы рассмотрим историю войн за последние 500 лет, то придём к выводу, что боевые потери армий кратно меньше потерь мирного населения. Но, вместе с тем, покуда человечество не может разрешить возникающие конфликты и противоречия без военных действий, это социальное явление будет иметь место. Возникает вопрос: военный человек – это добрый или злой человек, ведь его призвание – убивать?

Военных людей действительно учат тому, чтобы убивать других людей. Но сложно сказать, можно ли называть таких людей плохими или злыми. Да, если мы, отклонившись от всех других взглядов, будем рассматривать этот вопрос, то придём к выводу, что человек, который должен убивать, злой. Но, с другой стороны, защитник Отечества, тот, кто пытается сохранить целостность нашей страны, отстоять территорию от чужеземных захватчиков, не может быть злым для нас. Именно поэтому природа добра и зла далеко не однозначна, и это очень сложный философский вопрос.

Ещё один важный момент, который нужно чётко усвоить – не существует злых или добрых народов. Нет наций, которые были бы каким-то образом изначально настроены на то, чтобы убивать, грабить или обижать других людей. Но не существует и народов, которые были бы изначально спокойными и умиротворёнными, желали другим только добра. Абсолютно в каждой нации есть люди добрые и злые. Есть люди, поступающие в одних ситуациях плохо и неправильно, а в других – справедливо и хорошо. Именно поэтому никогда нельзя навешивать какие-то ярлыки или штампы как ни на отдельного взятого человека, так и на целые народы.

Итак, мы сегодня поговорили о глобальной теме – теме добра и зла. Это очень серьёзный философский разговор не только для нас, но и для маститых учёных, которые до сих пор ставят перед собой такую проблему. Поскольку вопрос этот философский, он не требует окончательного решения и окончательного ответа. Тем не менее, вы для себя должны знать, что для того чтобы быть человеком добрым, нужно быть человеком моральным, а, значит, нужно жить в соответствии с тем самым золотым правилом, которое мы с вами сегодня называли: не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе.

У вас в учебнике в качестве примера проявление доброты приведена жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова. Это выдающийся учёный, физик-ядерщик, один из создателей советской водородной бомбы. Он принимал участие в создании ядерного стратегического щита нашего государства, но поговорим мы сейчас о Сахарове именно потому, что этот человек оказался намного более глобально мыслящим, нежели просто выдающийся учёный-физик. Представьте себе, Андрей Дмитриевич был увлечён наукой, ему было очень интересно заниматься решением физической задачи. В конечном итоге, группе учёных удалось создать цепную реакцию, обогащённую водородом, из-за которой выделяется большое количество тепловой энергии, а затем, на основе этих исследований, удалось создать водородную бомбу.

Когда Сахаров уже решил физическую задачу, он несколько переосмыслил то, что он сделал. Он понял, что теперь у людей оказалось оружие, которое может уничтожить всё человечество. Возникает вопрос: а зачем такое изобретение человеку вообще нужно? Что если такое оружие попадёт в руки безответственных политиков, и они применят его? В конце концов, в истории нашего человечества уже был пример, когда США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Это города, в которых не было крупных военных объектов, их сбросили, чтобы решить некие политические задачи, в том числе насторожить Советский Союз, продемонстрировать свою военную мощь. Жертвами данных действий стали тысячи и тысячи жителей Японии, прервались тысячи и тысячи человеческих жизней. Между прочим, до сих пор умирают люди, которые получили заражение в результате бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Так вот Сахаров всю последующую жизнь боролся с ядерным оружием. Это действительно удивительное явление, но такова природа человека. Мы иногда можем совершать ошибки или делать то, о чём потом будем сожалеть. Но если мы переосмысливаем свои действия, мы имеем возможность своей жизнью доказать, что боремся и исправляем последствия своих ошибок. Иногда, даже если нам противостоит огромное количество людей, это наш моральный выбор, это наш правильный поступок. Именно так и рождаются добрые люди.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

3. Ангстрем - планета добрых дел ().

1. Ответь на вопросы об академике Сахарове на странице 195. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Как ты считаешь, во всех ли ситуациях необходимо быть добрым? Своё мнение подкрепи примерами из жизни.

3. *Запиши все пословицы и поговорки о доброте, которые ты знаешь. С какими из них ты согласен, а с какими – нет? Почему?

Слайд 2

О чем ты узнаешьЧто такое человечность Как проявить заботу о близкихЗнаком ли страх смельчакам

На какие вопросы ответишь Что такое золотое правило морали? Как смелость помогает преодолевать зло? Как научиться делать добро?

Слайд 3

§ 19 Человек славен добрыми делами

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит, хорошее. Главное правило доброго человека. Пословицы и поговорки о добре: «От добра добра не ищут»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Час в добре побудешь, все горе забудешь»; «Кто живет в добре, тот ходит в серебре»; «Много желать - добра не видать»; «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства»…

Слайд 4

Что такое добро. Кого называют добрым.

«Поэтическое слово»,стр.192-193 Почему принц плакал, ведь его же называли счастливым? Почему Принц решил помогать людям? Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? Добро - это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро - это конкретное дело. Добро делать приятно, это согревает душу.

Слайд 5

Доброе - значит, хорошееуч-к, стр.193-194

Какие добрые чувства вы можете назвать? Любовь, сочувствие, милосердие, сострадание, благодарность, симпатия… Добрыми могут быть дела. Приведите свои примеры добрых дел. Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?

Слайд 6

Жил на свете человек,стр. 194-195

Можно ли назвать академика Сахарова добрым человеком? Почему ты так думаешь? А ты встречал добрых людей? Почему ты их считаешь добрыми? Подумай, считаешь ли ты себя добрым человеком или нет. Почему? А.Д.Сахаров

Слайд 7

Картинная галерея

Рембрандт. Возвращение блудного сына Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын? В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...» «Пропадал и нашелся» - это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»?

Слайд 8

«Поэтическое слово»,стр.195

Булат Окуджава Каким представляешь ты себе героя этого стихотворения? Как ты понял, в чем он видит смысл своей жизни, зачем он живет на земле?

Слайд 9

Главное правило доброго человека уч-к, стр.194, 197-198

Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе Почему люди так высоко ценят его и почему это правило живет много веков?

Слайд 10

Учимся делать добро уч-к, стр. 198-199

Доброта начинается с заботы о близких. Сделай доброе дело. Накапливай опыт добрых дел. Скажи доброе слово и улыбнись.

Слайд 11

Проверь себя

В чем состоит доброе дело, добрый поступок? Каких людей на свете больше: добрых или злых? Обоснуй свое мнение. В чем суть золотого правила морали? Домашнее задание: §19, РТ 19 (все).

Слайд 12

§ 20. Будь смелым

Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Подумай! Чего, по-твоему, боятся люди? Какие синонимы есть у слова «страх»? Какие пословицы и поговорки о страхе ты знаешь?

Слайд 13

Пословицы о страхе и смелости

Смелость силе воевода. Отвага - половина спасения. Смелый приступ не хуже (половина) победы. Двух смертей не бывать, одной не миновать. Волков бояться - в лес не ходить. Семь бед - один ответ. У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки... Глаза страшатся, а руки делают. Либо пан, либо пропал. Риск - благородное дело. На всякую беду страху не напасешься. На смелого собака лает, а трусливого рвет. Один со страху помер, другой ожил. Кто смел, тот два съел - да и подавился.

Слайд 14

Что такое с т р а хуч-к, стр.199-200

Можно ли говорить, что есть люди, незнакомые со страхом? Что такое фобии? Всегда ли страх вреден? Как можно преодолеть страх? Путешествие в прошлое, стр.200 Как люди в мифах древности объясняли происхождение страха? Как ты можешь объяснить, что страх и ужас ассоциируются с войной, ссорами и раздорами?

Слайд 15

Картинная галерея

Эрьзя (С.Д. Нефедов). Ужас.

Слайд 16

Брюллов Карл Павлович: Последний день Помпеи

Слайд 17

Смелость города беретуч-к, стр. 201

Смелый человек - это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его? Какие ты знаешь синонимы к слову «смелость»? Кого называют смелым? Жил на свете человек,стр. 203

Слайд 18

Имей смелость сказать злу«нет» уч-к, стр. 203-205

«Все одинаково боятся. Только один весь раскисает, а другой держит себя в руках. И видишь: страх-то остается всегда один и тот же, а умение держать себя от практики все возрастает: отсюда и герои и храбрецы».А. И. Куприн Не думай, что страх непобедим. Помни, страх и зло часто идут рука об руку. Воспитывая в себе смелость, ты противостоишь злу. «Поэтическое слово»,стр.206

Слайд 19

Проверь себя

Что такое страх? Что такое смелость? Какую роль она играет в жизни человека? Домашнее задание: §20, РТ 20 (все).

Слайд 20

§ 21. Что такое человечность

Гуманизм - уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. Вспомни! Кого называют личностью? Что отличает человека от других живых существ? Подумай! Почему не все поступки человека можно назвать человечными?

Слайд 21

Гуманизм - уважение и любовь к людям уч-к, стр.208-209

Вспомни! Гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования. Гуманизм Уважая и ценя каждого человека как самого себя, невозможно причинять зло другим. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за свои деяния. определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности

Слайд 22

«Поэтическое слово»,стр.209

РТ 21/1, «В классе и дома», №3 Человек не может жить бездумно, на нем лежит ответственность за свое будущее и будущее других людей, поскольку нет на земле существа сильнее и могущественнее человека разумного.

Слайд 23

«Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».Антуан де Сент-Экзюпери

«Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».Л. Н. Толстой

  • Слайд 24

    Прояви внимание к старикам

    Гуманным или негуманным, как известно, может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Уч-к, стр.209-212 Благополучная старость зависит не только от самого человека. Чтобы старики не чувствовали себя ненужными и одинокими, им нужно помогать, проявлять знаки внимания, заботиться о них. Общение старых людей с молодыми, взаимопонимание и сочувствие продлевают старикам жизнь и поддерживают их хорошее самочувствие. Жил на свете человек,стр. 210

    Посмотреть все слайды
  • Попробуем подойти к этой проблеме немного с другой стороны. У великого английского поэта лорда Байрона есть замечательное произведение – мистерия «Каин и Авель». В этом произведении есть строчки «Что было бы добром, кабы не знать нам зла?». То есть на понятие доброты можно посмотреть с обратной точки зрения. Мы говорим, что меру добра, хороших дел и поступков, доброго отношения к себе и окружающим мы можем воспринять только через боль и страдания, через какие-то вещи или жизненные ситуации, которые приносят нам зло и несчастье. Подход, безусловно, необычный и интересный, но, вместе с тем, он вполне допустим при обсуждении такого философского вопроса как добро и доброта. Какие-то жесткие определения в данном случае давать бессмысленно, хотя бы потому, что понятие доброты – это понятие нравственное, а, значит, каждый будет трактовать его для себя самостоятельно, исходя из жизненного опыта.

    2. Доброта в людях

    Конечно, когда вы совершаете какие-то хорошие поступки, поступки нравственные, которые делают вас счастливыми, вы чувствуете какой-то прилив сил и хорошее настроение благодаря тому, что делаете, эти поступки можно называть добрыми делами. А значит, когда нечто подобное происходит с вами, то есть кто-то по отношению к вам делает нечто, облегчающее вашу жизнь, или нечто, отвечающее вашим нынешним интересам, убеждениям или желаниям, вы говорите о таком человеке, как о добром . Но, с другой стороны, понятно, что все мы люди и все мы имеем самые разные стороны своего характера. В разных жизненных обстоятельствах мы, конечно, можем по-разному реагировать. Не бывает людей абсолютно добрых или абсолютно злых. Мировые религии пытаются показать нам ориентиры, некие символы абсолютного воплощения доброты, но они не реальны. Если мы говорим о фигуре Иисуса Христа, то его человеческая сущность, согласно христианскому учению, идеальна; это совершенно добрый человек, который никому никогда не желал и не делал зла. В обыденной жизни вы вряд ли сможете найти таких идеальных людей, к такому идеалу можно только стремиться.

    3. Закон справедливости

    Жизнь Христа по сути это и воплощение вселенской справедливости с точки зрения морали и нравственности. Закон справедливости очень прост: поступай так, как ты хотел бы, чтоб поступали с тобой. Похожий моральный императив сформулировал и Кант. То есть я не совершаю каких-то поступков, которых бы не хотел по отношению к себе, например, не хамлю другим, потому что не хочу услышать хамство в ответ. Я не ворую, потому что не хочу, чтобы украли у меня. Я не дебоширю, потому что сам не терплю дебоша и т.д. Если я живу согласно этому принципу, то, скорее всего, я буду добрым человеком. Просто в силу того, что я буду совершать поступки, которые не будут наносить не только вреда другим людям, но, скорее всего, будут им помогать. Ведь я буду делать то, что хочу, чтоб другие люди делали по отношению ко мне.

    Представьте себе такое общество из людей, делающих только добрые дела. Конечно, это общество было бы идеальным и процветающим. Вы можете сказать, что окружающий нас мир не совсем такой. Да, это правда, но и сами люди не совсем такие. Мы разные и по-разному реагируем на разные жизненные обстоятельства. Но всё-таки если в нас преобладает доброта, если в нас преобладает нравственность, если мы стараемся следовать морально-этическим принципам, то наш мир будет лучше, комфортнее и добрее для каждого отдельно взятого человека.

    4. Всегда ли нужно быть добрым?

    Вы можете задаться вопросом: а всегда ли нужно быть добрым? Рассмотрим на примере такой ситуации как война. Война – это очень сложное социальное явление и, к сожалению, пока мы обойтись без этого явления не можем. Все знают, что война – это плохо. Война причиняет страдания людям, не имеющим отношения к причине конфликта, война заставляет убивать. Если мы рассмотрим историю войн за последние 500 лет, то придём к выводу, что боевые потери армий кратно меньше потерь мирного населения. Но, вместе с тем, покуда человечество не может разрешить возникающие конфликты и противоречия без военных действий, это социальное явление будет иметь место. Возникает вопрос: военный человек – это добрый или злой человек, ведь его призвание – убивать?

    Военных людей действительно учат тому, чтобы убивать других людей. Но сложно сказать, можно ли называть таких людей плохими или злыми. Да, если мы, отклонившись от всех других взглядов, будем рассматривать этот вопрос, то придём к выводу, что человек, который должен убивать, злой. Но, с другой стороны, защитник Отечества, тот, кто пытается сохранить целостность нашей страны, отстоять территорию от чужеземных захватчиков, не может быть злым для нас. Именно поэтому природа добра и зла далеко не однозначна, и это очень сложный философский вопрос.

    5. «Добрые» и «злые» народы

    Ещё один важный момент, который нужно чётко усвоить – не существует злых или добрых народов. Нет наций, которые были бы каким-то образом изначально настроены на то, чтобы убивать, грабить или обижать других людей. Но не существует и народов, которые были бы изначально спокойными и умиротворёнными, желали другим только добра. Абсолютно в каждой нации есть люди добрые и злые. Есть люди, поступающие в одних ситуациях плохо и неправильно, а в других – справедливо и хорошо. Именно поэтому никогда нельзя навешивать какие-то ярлыки или штампы как ни на отдельного взятого человека, так и на целые народы.

    Итак, мы сегодня поговорили о глобальной теме – теме добра и зла. Это очень серьёзный философский разговор не только для нас, но и для маститых учёных, которые до сих пор ставят перед собой такую проблему. Поскольку вопрос этот философский, он не требует окончательного решения и окончательного ответа. Тем не менее, вы для себя должны знать, что для того чтобы быть человеком добрым, нужно быть человеком моральным, а, значит, нужно жить в соответствии с тем самым золотым правилом, которое мы с вами сегодня называли: не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе.

    6. А. Д. Сахаров

    У вас в учебнике в качестве примера проявление доброты приведена жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова. Это выдающийся учёный, физик-ядерщик, один из создателей советской водородной бомбы. Он принимал участие в создании ядерного стратегического щита нашего государства, но поговорим мы сейчас о Сахарове именно потому, что этот человек оказался намного более глобально мыслящим, нежели просто выдающийся учёный-физик. Представьте себе, Андрей Дмитриевич был увлечён наукой, ему было очень интересно заниматься решением физической задачи. В конечном итоге, группе учёных удалось создать цепную реакцию, обогащённую водородом, из-за которой выделяется большое количество тепловой энергии, а затем, на основе этих исследований, удалось создать водородную бомбу.

    Когда Сахаров уже решил физическую задачу, он несколько переосмыслил то, что он сделал. Он понял, что теперь у людей оказалось оружие, которое может уничтожить всё человечество. Возникает вопрос: а зачем такое изобретение человеку вообще нужно? Что если такое оружие попадёт в руки безответственных политиков, и они применят его? В конце концов, в истории нашего человечества уже был пример, когда США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Это города, в которых не было крупных военных объектов, их сбросили, чтобы решить некие политические задачи, в том числе насторожить Советский Союз, продемонстрировать свою военную мощь. Жертвами данных действий стали тысячи и тысячи жителей Японии, прервались тысячи и тысячи человеческих жизней. Между прочим, до сих пор умирают люди, которые получили заражение в результате бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

    Так вот Сахаров всю последующую жизнь боролся с ядерным оружием. Это действительно удивительное явление, но такова природа человека. Мы иногда можем совершать ошибки или делать то, о чём потом будем сожалеть. Но если мы переосмысливаем свои действия, мы имеем возможность своей жизнью доказать, что боремся и исправляем последствия своих ошибок. Иногда, даже если нам противостоит огромное количество людей, это наш моральный выбор, это наш правильный поступок. Именно так и рождаются добрые люди.

    1. Ответь на вопросы об академике Сахарове на странице 195. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

    2. Как ты считаешь, во всех ли ситуациях необходимо быть добрым? Своё мнение подкрепи примерами из жизни.



    Рассказать друзьям