Домовая церковь ударение. Домовые храмы: история и современность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ЦЕРКОВЬ ДОМОВАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Домовые храмы, в отличие от храмов приходских, обычно предназначаются для ограниченного круга лиц (напр., семейного) и располагались не в отдельном строении, а в одном из помещений (комнат) дома.

Устройство домовых церквей для лиц, приобретших право на особенное уважение, и для тех, кто, имея усердие к храму Божию, не может посещать приходскую церковь по своему болезненному состоянию или преклонным летам, разрешается епархиальным архиереем, а в столицах — Св. Синодом. Существование домовой церкви допускалось только до кончины лица, для которого учреждение ее дозволено; после кончины его все принадлежности домовой церкви обращаются в собственность церкви приходской, если не состоится новое разрешение.

Императором Петром I устройство домовых церквей вовсе запрещалось; в 1722 (12 апреля) и 1723 (5 октября) Св. Синодом дозволено было «знатным и престарелым персонам в крайних случаях иметь в своих домовых палатах подвижные антиминсы с потребным к священнодействию убранством, но без особых причтов». В 1762 было вновь разрешено иметь домовые церкви.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦЕРКОВЬ ДОМОВАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЦЕРКОВЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне церковь вдали - означает разочарование в событиях, столь долго ожидаемых.Войти в церковь, погруженную во мрак - знак …
  • ЦЕРКОВЬ в Архитектурном словаре:
    то же, что Храм …
  • ЦЕРКОВЬ в Новейшем философском словаре:
    (греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - то же, что храм. (Илл.: Церковь Покрова Богородицы на Нерли. 1165 …
  • ЦЕРКОВЬ в Кратком религиозном словаре:
    1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и …
  • ЦЕРКОВЬ в Кратком церковнославянском словаре:
    1) общество людей истинно верующих в Господа Иисуса Христа; 2) здание, посвященное Богу; …
  • ЦЕРКОВЬ
    есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно …
  • ЦЕРКОВЬ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Церковь есть общество верующих …
  • ЦЕРКОВЬ в Высказываниях известных людей:
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут. Генри …
  • ЦЕРКОВЬ в Афоризмах и умных мыслях:
    это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут. Генри …
  • ЦЕРКОВЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    [ от греч. kyriake (oikia) букв. - божий дом],..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется …
  • ЦЕРКОВЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [от греч. kyriake (oikia)- божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе …
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как факт в …
  • ЦЕРКОВЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словарике:
    [от греческого kyriake (oikia), буквально - Господень дом], 1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется …
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -кви, мн. -и, -ей, -ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии. организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим …
  • ЦЕРКОВЬ
    Ц́ЕРКОВЬ [от греч. kyriak; (oikia), букв.- Господень дом], специфическое для христ-ва понятие мистич. сообщества верующих ("верных"), в к-ром осуществляется единение …
  • ДОМОВАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДОМ́ОВАЯ МЫШЬ, млекопитающее сем. мышей. Дл. тела 7-11 см, хвоста 4-10 см. Распространена широко, вслед за человеком заселяет новые р-ны …
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Ц. можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как …
  • ЦЕРКОВЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    це"рковь, це"ркви, це"ркви, церкве"й, це"ркви, церква"м, це"рквя"м, це"рковь, це"ркви, це"рковью, церква"ми, церквя"ми, це"ркви, церква"х, …
  • ЦЕРКОВЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    ц"еркви, мн. ц"еркви, церкв"ей, -"ам и -"ям, -"ами и -"ями, (о) -"ах и -"ях, ж. 1) У христиан: организация, ведающая …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ЦЕРКОВЬ в словаре Синонимов русского языка:
    автокефалия, англиканство, капелла, кирка, кирха, костел, приход, святилище, собор, храм, церквушка, …
  • ЦЕРКОВЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; …
  • ЦЕРКОВЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    церковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -квей, -квам и -квям (религиозная организация; храм) и Церковь, -кви, тв. -ковью (Божест-венное учреждение, …
  • ЦЕРКОВЬ в Орфографическом словаре:
    ц`ерковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -кв`ей, -кв`ам и -кв`ям (религиозная организация; храм) и ц`ерковь, -кви, тв. -ковью (божественное учреждение, …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью; религиозная община Православная ц. Католическая ц. церковь православный храм Каменная …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре Даля:
    муж. церква, южн. , зап. , новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от …
  • ДОМОВАЯ в Словаре Даля:
    сущ. , жен. стряпуха, хозяйка у печи и стола в крестьянском доме. Домовный, домозний, домашний, относящ., принадлежащий к дому или …
  • ЦЕРКОВЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    [ от греч. kyriake (oikia), букв. - божий дом],..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется …
  • ЦЕРКОВЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (церква обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям простореч.), ж. 1. Здание, в к-ром происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. …
  • ЦЕРКОВЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    церковь ж. 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; …
  • ЦЕРКОВЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. Русская Православная Церковь как божественное учреждение. II ж. Христианское сообщество, возглавляемое Иисусом Христом, понимаемое как мистическое объединение всех …
  • ДОМОВАЯ МЫШЬ в Энциклопедии Биология:
    , мелкий грызун подсемейства мышей. Дл. тела 7—10 см, голый хвост почти такой же длины. Окраска меха серая, на брюшке …
  • МЫШЬ ДОМОВАЯ в Словаре Кольера:
    (Mus musculus). Хотя мышами называют многих мелких "мышевидных" грызунов, особенно из семейства мышиных (Muridae), с этим термином в нашем представлении …
  • МЫШИ в Энциклопедии Биология:
    , подсемейство грызунов сем. мышиных. Из 400 видов семейства 300 относятся к этому подсемейству. Дл. тела от 5 см (мышь-малютка) …
  • СРЕТЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
    СРЕТЕНЬЕ Анне Ахматовой Когда она в церковь впервые внесла дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон …
  • БЛАГОВЕЩЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
    ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ(7 апреля/ 25 марта) Темнолицый ангел с дерзкой ветвью Молвит: "Здравствуй! Ты полна красы!". Иона дрожит пред страстной вестью, …
  • ИЕРУСАЛИМ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (основание, или жилище мира; - этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом …
  • ЮВЕНАЛИЙ (КИЛИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ювеналий (Килин) , в схиме Иоанн (1875 - 1958), архиепископ Ижевский и Удмуртский. …
  • УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Уфимская и Стерлитамакская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 450103, Республика Башкирия, …
  • СМОЛЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Смоленском (Переславское благочиние Ярославской епархии) Адрес: …
  • РОСТОВСКИЙ СПАСО-ИАКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ростовский Спасо- Иаковлевский Димитриев мужской монастырь (Ярославская епархия). Адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов …
  • НИКОЛЬСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никольский Васильевский мужской монастырь (Донецкая епархия). Адрес: Украина, 85720, Донецкая область, Волновахский район, …
  • МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московское подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря с домовой часовней прп. Саввы Сторожевского. Адрес: 103009, Россия …

Православный храм - это необязательно отдельное самостоятельное сооружение. Храм может располагаться внутри здания, которое даже и близко не имеет отношение к религии. Например, в корпусе воинской части или в госпитале. Своя домовая церковь есть даже у Счетной палаты Российской Федерации.

Домовый храм - чем он отличается от обычного храма?

По сути, смысл того, что такое домовая церковь, заключается в самом ее названии - это храм, который располагается в доме. Причем, доме, как в широком смысле (любое здание, постройка), так и в узком - личный особняк или частные хоромы.

Зачем строятся домовые церкви (или как правильнее говорить: домовые храмы)? Они устраиваются в тех случаях, когда есть желание или нужда иметь храм, но нет возможности или необходимости воздвигать его в виде отдельной постройки.

Как и в случае с часовнями, домовая церковь создается, чтобы помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Но в отличие от часовни, в храме есть алтарь, а потому в нем может совершаться Таинство Литургии и Причастия. Поэтому один из смыслов домовых церквей - устраивать их там, где есть люди, у которых по тем или иным причинам нет возможности добраться до соседних храмов: например, в больницах или воинских частях.

Необычный пример домовой церкви. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при плехановском университете. Со стороны - полноценный храм, но по сути он - лишь, часть дома, который еще больше, и именно поэтому храм считается домовым. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: где они могут располагаться

  • В больницах и госпиталях. Конечно, на территории некоторых больниц есть полноценные маленькие церкви. Но там, где нет возможности или целей возводить отдельную постройку, строят домовые храмы. Они устраиваются в первую очередь для пациентов и персонала.
  • В воинских частях. Для военнослужащих.
  • В учебных заведениях. Сейчас - в основном, при духовных академиях. Но не только. Например, большой домовый храм есть, при МГУ на Воздвиженке. Домовые церкви при институтах - это старая традиция, которая несет в себе идею духовного воспитания студентов.
  • В монастырях домовые церкви могут устраиваться в каких-либо вспомогательных или служебных корпусах. Они, как правило, играют роль «малых» церквей, в которых богослужения совершаются «по случаю» (например, в дни больших Праздников или памяти святых, в честь которых освящен храм).
  • В частных домах. Сейчас, наверное, так не делают, но до революции очень богатый помещик мог разместить домовый храм в одном из своих особняков.
  • В казенных государственных помещениях. Например, домовый храм есть в здании Счетной палаты Российской Федерации в Москве.

Патриаршее богослужение в домовом Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: какие бывают?

Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.

Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё - человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.

Домовые храмы в Москве (фото)

Вот, посмотрите, примеры домовых церквей в Москве. Фото взяты с официальных сайтов этих церквей, ссылки в подписи.

Домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Российском научном центре хирургии им. Б. В. Петровского РАМН. Он располагается в этом здании:

и выглядит вот так:

Домовый храм при счетной палате РФ. Вот, само здание:

А вот и сам храм: (по сути: единственный алтарь)

Домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ им М.В.Ломоносова. Пример домовой церкви, которая по размерам и убранству ни в чем не уступает крупным приходским церквям.

Домовый храм всех Святителей Московских при Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он тоже достаточно крупный: два алтаря.

А это: особняк, в котором храм располагается. Дом именуется Митрополичьими палатами. Перед революцией это была резиденция патриарха Тихона.

Домовая церковь пророка Божия Илии на Воронцовом поле. Пример храма, который располагается, в самом что ни на есть простом доме:

Но внутри, благодаря планировке, он достаточно большой:

Это тоже он. Даже, и не скажешь, что это жилой куб:

Домовые церкви: что надо о них знать

Итак, если кратко подвести итоги вышесказанному:

  • Домовые церкви - это абсолютно полноценные храмы .
  • И их единственная особенность в том, что они построены не отдельным зданием, а устроены внутри «обычного» дома.
  • Домовые храмы устраиваются в тех случаях , когда храм нужен, но построить отдельную церковь нет нужды или возможности. Например, в больницах, учебных заведениях, воинских частях. Реже - в частных домах.
  • Домовые церкви не обязательно маленькие и похожие на комнаты. Некоторые по убранству и размерам не уступают церквям.

Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Вспомогательные материалы.

Кузнецов Андрей Владимирович

(выпускник ФДО 2010 года)


ДОМОВЫЕ ХРАМЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ист.: do.pstgu.ru/show_file/show_file.php?file=1301582821502711.doc, 2013

В первые два века истории Христианской Церкви не было приходов в современном смысле слова. Все богослужение совершалось преимущественно в городской церкви, обустроенной в катакомбах, на кладбищах и в частных домах. В середине III века в крупнейших городах империи (Рим, Александрия, Антиохия, Эфес, Коринф) устраиваются кафедральные церкви, а также другие храмы, около которых собираются верующие, живущие поблизости.

В IV веке, после издания Миланского эдикта, повсеместно появляются христианские церкви, что обусловлено массовым обращением язычников в христианство. Почти все языческие храмы перестраивались в христианские церкви и освящались. Кроме того, строились новые церкви, инициаторами которых выступали государственные власти, сельские общины и частные землевладельцы.

Каноны церкви, касающиеся устроения храмов и порядка богослужения, начинают формироваться с апостольского века. Основной смысл установлений касается запрета совершать приношения вне храмов и вне власти епископа (т.е. вне Церкви).

Так, 31 апостольское правило гласит: «Аще который пресвитер, презрев собственнаго епископа, отдельно собрания творити будет, и олтарь иный водрузит… да будет извержен, яко любоначальный».

В IV веке сразу несколько Поместных соборов: Гангрский (правило 6) и Антиохийский (правило 5) запрещают мирянам и клирикам составлять собрания, презирая церковь, а 58-е правило Лаодикийского собора прямо указывает: «Не подобает епископам, или пресвитерам совершати приношения в домах».

Ко времени Шестого Вселенского Собора (681 г.) вопрос о совершении богослужения в частных домах перешел в иную плоскость. Если в первые века христианства отсутствовали храмы, то со временем просто сложилась практика обустраивать в домах домовые «молитвенные храмины» или «молитвенницы», в связи с чем Собор установил: «Определяем чтобы священнослужители, священнодействующие, или крещающие в молитвенных храминах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе как по изволению местного епископа...» (31-е правило).

Уточняющие правила установлены также Седьмым Вселенским Собором (787 г.) и Двукратным Поместным Собором (861 г.).

Таким образом, к концу IX века завершилось формирования канонов восточной церкви, регламентирующих устроение домовых храмов и приходскую жизнь в них.

В Русской Православной Церкви, с самого начала ее истории, когда она еще составляла митрополию Константинопольского Патриархата, внутреннее устройство приходов мало чем отличалось от византийских.

В традиции Русской Православной Церкви домовая церковь - отдельная постройка или помещение при жилом доме или учреждении, имеющая антиминс и предназначенная для совершения богослужения. Четкого разграничения между приходской и домовой церквями не было. Пример тому Благовещенский собор Московского кремля, который до XVIII века являлся домовой церковью Московских государей.

В описаниях Благовещенского собора XIX века опубликовано предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского и связано это было с тем, что в Москве в это время существовал княжеский двор, на котором обязательно должен был быть храм.

При Петре I устройство домовых церквей вначале было полностью запрещено, а затем в 1722 году Святейший Синод с императорского разрешения позволил их создавать в исключительных случаях.

С 1762 года возобновляется практика создания домовых церквей. Они обустраивались при военных частях, больницах, государственных учреждениях, создавались также для удовлетворения нужд верующих, лишенных возможности посещать приходскую церковь, а также для создания прихода из членов семей служащих.

Через два года после основания Московского университета, в июле 1757 года, его директор И. И. Мелисино обратился в Святейший Синод с просьбой передать Университету стоящие поблизости храм Параскевы Пятницы и Воскресенскую церковь. В 1791 году была освящена церковь во имя св. мц. Татианы в левом флигеле нового здания Университета на Моховой. В существующем сегодня здании храм был освящен в 1837 году.

Строительство Голицынской больницы (1-ая Градская) началось с возведения храма. В 1801 году в присутствии императора Александра I торжественно освятили больничную церковь во имя Святого Благоверного царевича Димитрия. А через год больница приняла первых пациентов. Позже рядом открылась богадельня.

О воздействии религии на ум и сердце заключенных в России никто и не помышлял, вплоть до открытия Попечительного Общества о тюрьмах в 1819 г. Александр I утвердил «Правила» данного общества.

Правило 11 гласит: «Если найдется средство, при которой тюрьме устроить и церковь, то сие есть превосходным учреждением для душевной пользы содержащихся». Устроение церквей в тюрьмах Петербурга было настолько успешно, что до 1826 года вход в церкви был открыт для всех людей, но из-за недостатка надзора за общением "вольных" и арестованных, свободный вход запретили.

Военные храмы исторически являлись центрами духовной культуры, были не только местом совершения богослужений, но и своего рода военными музеями, хранившими бесценные церковные и военно-исторические реликвии.

К числу первых военных храмов можно отнести церковь Спаса Нерукотворного Образа, устроенную в Спасской башне Казанского кремля по повелению царя Иоанна Васильевича.

В синодальную эпоху были построены церкви в Морском кадетском и Пажеском корпусах, собор всей артиллерии, церковь Главного штаба, ряда полков лейб-гвардии и казачьих частей.

Военные храмы следует разделить на две большие группы: постоянные и походные. Постоянные могли занимать как самостоятельную постройку, так и быть включенными в какое-либо здание, например, здание полковой казармы, штаба или даже манежа. Походные церкви принадлежали сухопутным военным формированиям, а также устраивались на военных судах.

Интересно, что Петр I запретивший устроение домовых храмом, в 1721 сам выразил желание иметь на корабле «Фридрик-Штат» походную церковь. Однако Святейший Синод решительно высказался против совершения Литургии на кораблях, «Понеже на корабле, во время морского волнения, бывает не малое … разливающимся вещем колебание, от чего иногда и пролитие случается, каково и Пречистым Тайнам, в Литургии совершаемым, случиться может».

Военные домовые церкви чаще всего имели посвящение в честь святых или праздников, в день которых то или иное подразделение одержало победу.

После Октябрьского переворота в 1918—1919 годах все домовые церкви в России были упразднены. На рубеже XIX-XX веков в России насчитывалось 51400 храмов, из них 2200 - домовые и при учебных заведениях, воинских, включая госпитальные - 260.

Таким образом, доля домовых храмов в числе всех храмов России составляла около 5%. В столичном Петрограде на домовые церкви приходилось около половины из примерно 500 православных храмов.

В их числе: 120 - при больницах, госпиталях и богодельнях, 75 - в учебных заведениях, 25 - в госучреждениях, 20 - во дворцах, 10 - при тюрьмах, 10 - при фабриках и заводах.

В истории современной России с увеличением храмов возобновляется и устроение домовых храмов.

В 1990 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освятил первый тюремный храм. "Чем больше будет в России храмов, тем меньше будет тюрем", - позже скажет Предстоятель Русской Православной Церкви.

В том же 1990 году храм святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы был возвращен Русской Православной Церкви и уже будучи Патриархом, Алексий II 22 ноября заново освятил его.

В начале следующего года 25 января (1991 г.) в здании бывшего домового храма МГУ Святейший Патриарх отслужил молебен с акафистом св. мученице Татиане. 22 января 1995 года после противостояния общины церкви и Студенческого театра МГУ здание было возвращено Церкви.

В 1997 году вступил в силу действующий ныне закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Закон прямо не санкционирует, но и не запрещает устроение домовых храмов. Статья 16 говорит лишь о том, что религиозные организации вправе проводить обряды в лечебно-профилактических учреждениях, в местах лишения свободы и т.д. в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

Относительно воинских частей в той же статье сказано лишь, что командование не препятствует участию военнослужащих в богослужениях.

Противники домовых храмов, твердят о конституционном принципе отделения религиозных объединений от государства и ссылаются на статью 6 рассматриваемого закона, согласно которой «Создание религиозных объединений в органах государственной власти, …государственных учреждениях..., воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается».

Очевидно, что создание домового храма при организации или учреждении не означает создание там религиозного объединения. Служащие и работники учреждения могут посещать или не посещать богослужения, точно так же как и пользоваться или не пользоваться услугами столовой или дома культуры при нем.

Деятельность Церкви по устроению домовых храмов была обоснована на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, где были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В документе закреплена деятельность по созданию тюремных и больничных храмов, отмечена особенность пастырского служения в войсках.

За последнее десятилетие традиция создания домовых храмов при учреждениях различного типа возобновлена. Их количество на сегодняшний день быстро растет, однако трудно поддается подсчету и анализу, поскольку публикуемые данные не синхронизированы ни по времени, ни по объекту учета.

Приведу отдельные статистические данные.

Общее количество храмов в России и Украине сегодня составляет чуть больше половины от числа храмов России на начало ХХ века.

В уголовно-исполнительной системе России действуют более 500 храмов и 700 молитвенных комнат. Это значит, что в каждой «зоне» есть либо храм, либо молитвенная комната.

При ВУЗах России храмов более семидесяти. В Санкт-Петербурге около 20, в Москве - более 10. Количество храмов в абсолютных значениях приблизительно соответствует началу ХХ века, однако число самих ВУЗов в России выросло, как минимум в 7 раз (со 100 до 700).

Больничных храмов в столичной Москве сегодня - 35 (на 800 храмов). В столичном Петрограде их было 70 (на 500 храмов). Существенное снижение по количеству. Снижение в процентном соотношении еще больше, учитывая, что больниц возросло в 2 - 3 раза.

Данные о количестве военных храмов отсутствуют. Отсутствуют также данные о количестве домовых храмов при государственных и общественных учреждениях и организациях.

Сегодня домовые храмы имеют все силовые министерства: Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба налоговой полиции, а также многие их учебные заведения и ведомственные структуры. Домовый храм есть и в Генеральной прокуратуре, что окончательно снимает вопрос о законности устроения домовых храмов в госучреждениях, ибо прокуратура - надзирающий за законностью орган.

Домовые храмы есть на космодроме Байконур, в Звездном городке (самый красивый из новых), на Киевском вокзале, в гостинице Университетская (самое высокое расположение - 15-ый этаж). Есть храм на крыше здания (театр «Школа драматического искусства») и в подвале (здание МИФИ). В Счетной палате храмом является холл с обустроенным в нем алтарем.

Одним из последних среди домовых храмов был освящен храм в здании телецентра Останкино в честь мученика Порфирия в день его памяти 28 сентября 2010 г.

Святой мученик Порфирий был актером и жил в 4 веке. На день рождения императора Юлиана Отступника он участвовал в спектакле, в котором должен был глумиться над таинством святого Крещения. Погрузившись в воду, согласно сценарию он произнес крещальную формулу и вышел из воды уже христианином, после чего вместо хуления он открыто исповедал Христа Богом. Император тут же приказал его мучить и обезглавить.

На освящении храма епископ Солнечногорский Сергий сказал:

Святой мученик Порфирий дает пример силы слова… С сегодняшнего дня у вас есть очень удобное место, где можно подумать, прежде чем сказать, - добавил владыка.

Появление храма в Телецентре - личная заслуга его директора Шубина Михаила Марковича. К сожалению, появление большинства домовых храмов учреждений полностью зависит от мировоззрения их руководителей.

Со времени открытия первых домовых храмов их юридический статус остается неопределенным.

Студенты, как самая активная часть общества, сделали шаг в сторону внесения ясности. 27 марта 2009 года состоялась первая конференция домовых храмов при вузах России, на которой было составлено обращение к священноначалию с просьбой начать решение вопроса о юридическом статусе домовых храмов и формах православного присутствия в ВУЗах.

Действительно, если существующие домовые храмы финансово зависимы от администрации учреждений (таких большинство), то церковная жизнь склонна к деградации. Если храмы финансово не зависимы (малая часть), их могут просто ликвидировать. И даже если домовый храм открыт православным руководителем, то при смене руководства велика возможность его закрытия.

Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учебное пособие/ по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002, стр.433

Там же, стр.434

Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец: С алфавитным указателем. М.: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2009, стр.18

Там же, стр.158

Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец: С алфавитным указателем. М.: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2009, стр.86

Там же, стр.125

Там же, стр.258

Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учебное пособие/ по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002, стр.440

Домовая церковь [Электронный ресурс] // Яндекс словари / Российский гуманитарный энциклопедический словарь . http://slovari.yandex.ru/ ~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3% D0%B8/%D0%93%D1%83 %D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8% D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0 %BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0% D1%80%D1%8C/%D0%94%D0%BE% D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20% D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C/ (28.11.2010)

Благовещенский собор Московского кремля [Электронный ресурс] // Русский город / Москва . http://www.russiancity.ru/text/mos03.htm (13.12.2010)

Храм святой Татианы: Святыни. История. Современность. М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2010, стр. 16-17

Храм здоровья от князя Голицына [Электронный ресурс]// Газета «Вечерняя Москва» 2002, 17 июня, №106 (23422) . http://www.vmdaily.ru/article/9007.html (15.11.2010)

Пастырское служение в тюрьме в настоящее время: Курсовая работа выпускника СПб Духовной Академии 1998 г [Электронный ресурс] // Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь / Сайт создан по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Климента Митрополита Калужского и Боровского. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8649 (15.11.2010)

Сирый С.П. О богослужении Литургии на военных кораблях [Электронный ресурс] //Отдел Санкт-Петербургской епархии по связям с Военно-Морским Флотом . http://www.pobedaspb.ru/o-bogoslugenii-liturgii-.html (24.11.2010)

Статистика [Электронный ресурс] // Спасская церковь: Сайт Спасской церкви г.Балахна Нижегородской области . http://spcb.narod.ru/Data/Hist/stat.htm (28.11.2010)

Котков В.М. Военный православный храм [Электронный ресурс] // Победа.ru / Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями . http://www.pobeda.ru/content/view/988/226/ (28.11.2010)

Домовые церкви в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия .http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%

D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5

_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0% BA%D0%B2%

D0%B8_% D0%B2_%D0%A1%D0% B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82% D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%

B3%D0%B5 (28.11.2010)

Федеральный Закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс - надежная правовая поддержка / Официальный сайт компании «Консультант Плюс» . http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 78684;fld=134;dst= 4294967295#BFB38008D413280938D01687C013593A (28.11.2010)

Домовые храмы вузов и российское законодательство [Электронный ресурс] // Межвузовская ассоциация "Покров" . http://www.pokrov-forum.ru/domovy_hram/hram_zakonadelstvo/hramy_zakanodatelstvo.php (28.11.2010)

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. 2-е изд. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008, п IX.3.

Там же, п. XI.2.

Там же, п. VIII.4.

Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Тюрьма и воля: Центр содействия реформе уголовного правосудия . http://www.prison.org/150910.shtml (29.11.2010)

Справочник домовых храмов при вузах [Электронный ресурс] // Татьянин день: Издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова . http://www.taday.ru/directory/ (29.11.2010)
Котрелев Ф., диак. Университетский храм на птичьих правах [Электронный ресурс] // Православие и мир: Ежедневное интернет-СМИ , 28.04.2009. http://www.pravmir.ru/article_4104.html (29.11.2010)

Храм святых равноапостольных

Константина и Елены

Домовый храм святых равноапостольных Константина и Елены, который является твердым основанием духовности в нашем университете, ведет свою историю с 1869 года. Еще в первом землеустроительном учебном заведении России, Константиновском межевом институте (КМИ), берущем начало от землемерной школы, основанной Екатериной II в 1779, и давшем жизнь Государственному университету по землеустройству, существовала своя домовая церковь. В то время она размещалась в здании института на Старой Басманной улице. После переезда института в новое здание, расположенное в Гороховском переулке, началось строительство новой церкви святых равноапостольных Константина и Елены, и 24 марта 1874 года храм был освящен вновь. Статус новой большой церкви изменился, теперь она стала домовым храмом КМИ, а настоятелем церкви стал священник Андрей Григорьевич Полотебнов. В строительстве и обустройстве домовой церкви КМИ участвовало большое число известных архитекторов, художников, резчиков по дереву, иконописцев и других мастеров. Широкую известность в Москве получил и хор воспитанников межевого института. Храм любили все прихожане. А воспитанники вуза заслуженно гордились уникальной церковью, устроенной исключительно на средства выпускников и преподавателей института, заботящихся о ее благолепии.



Храм святых равноапостольных Константина и Елены в Константиновском межевом институте.

Более 50 лет до времени ликвидации храма, он играл главенствующую роль в духовном и нравственном воспитании студентов, а в период тяжелых испытаний и в годы войны оказывал материальную помощь государству.

С приходом советской власти начались гонения на Церковь. Отделив Церковь от государства и школу от Церкви, советское правительство отняло у Церкви все Юридические и гражданские права, что создало условия для закрытия храмов и монастырей. В 1918 г домовый храм КМИ указом о закрытии церквей был опечатан. В 1920 году храм закрыли окончательно, а церковный ансамбль разрушили.

Спустя многие годы милостью Божией страна обратилась к своим православным истокам и традициям. Ректором университета, заслуженным деятелем науки Российской Федерации профессором С.Н. Волковым,25 мая 1999 года, была провозглашена программа духовного возрождения вуза, и прежде всего воссоздания домового храма. Были разработаны архитектурно-планировочные решения и проект иконостаса церкви, и с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II,начались строительные, планировочные и художественные работы.


Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и ректор университета С.Н.Волков в день освящения домового храма университета 6 июня 2001г.

Помимо профессиональных мастеров, в воссоздании храма приняли активное участие преподаватели и студенты архитектурного факультета, взявшие на себя подготовку исторических и художественных материалов, связанных с домовой церковью при КМИ, а также осуществивших саму роспись стен и потолка.


Студенты архитектурного факультета университета расписывают стены домового храма.

Большую помощь в деле духовного и нравственного возрождения университета оказал и продолжает оказывать настоятель Богоявленского кафедрального собора в Москве протопресвитер отец Матфей Стаднюк.


Настоятель Богоявленского собора протопресвитер отец Матфей и ректор университета С.Н.Волков в домовом храме святых равноапостольных Константина и Елены.

Кроме того, попечение об устройстве храма было возложено на клирика Богоявленского кафедрального собора протоиерея Николая Степанюка.

В апреле 2001 года устройство домового храма было завершено, и 6 июня 2001 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено освящение домовой церкви.

Освящение домового храма университета Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Вновь воссозданный храм св. равноапостольных Константина и Елены, получил свою новую жизнь, и как раньше, стал опорой нравственности и духовности университета, укрепляя сердца всех в него приходящих в вере и благочестии, любви к Родине и своей профессии.



ДОМОВОЙ ХРАМ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Домовой храм или домовая церковь - храм, расположенный при каком-либо строении, учреждении и предназначенный для соответствующей группы верующих: например, учащихся учебного заведения, пациентов больницы, рабочих завода и т.п. В этом отличие домовой церкви от приходской, которая предназначена для всех верующих, в особенности живущих неподалеку - т.е. в приходе церкви.

В архитектурном отношении домовые церкви отличаются большим разнообразием. Домовой храм может быть либо отдельным зданием (например, церковь во дворе тюрьмы); либо встроенным в мирское, но выделенным какими-либо архитектурными особенностями в общей структуре составной постройки (например главка, венчающая многоэтажный дом); внутреннее помещение никак не выделенное во внешнем виде здания.

Иногда в домовый храм могут попасть все желающие; в других случаях вход для сторонних посетителей закрыт.

Использованные материалы

Страница форума сайта Народный каталог православной архитектуры:

http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=16&t=15042

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДОМОВОЙ ХРАМ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДОМОВОЙ в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    В представлении суеверных людей - некое сверхестественное существо, обитающее в каждом обжитом доме. Ничего сверхестественного в домовых нет. Это либо …
  • ХРАМ в Архитектурном словаре:
    культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, …
  • ХРАМ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские …
  • ХРАМ в Словаре церковных терминов:
  • ХРАМ в Православных церковных терминах:
    здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем. Храм делится …
  • ХРАМ в Библейском словаре:
    — центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5), построенный по завещанию и чертежам Давида …
  • ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Православный храм По святоотеческому учению, православный храм - Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный …
  • ХРАМ
  • ДОМОВОЙ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ХРАМ
    культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также …
  • ДОМОВОЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в религиозных верованиях славянских и некоторых др. народов "дух", живущий в доме. Вера в Д. - пережиток первобытных семейно-родовых культов. …
  • ДОМОВОЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm?nnchen, англ. Goblin) — божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода, или Чура. Различные …
  • ХРАМ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ХРАМ в Энциклопедическом словарике:
    культовое здание для богослужения, выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы - христианская церковь …
  • ХРАМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам …
  • ДОМОВОЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ого,м. В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух …
  • ХРАМ
    культовое здание для богослужения, выполнения религ. обрядов. Стр-во X. известно с …
  • ДОМОВОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДОМОВ́ОЙ, в верованиях славян дух-хранитель …
  • ДОМОВОЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm an nchen, англ. Goblin) ? божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода или …
  • ХРАМ в Словаре Кольера:
    (древнеевр. "бет ха-микдаш"), в еврейской истории название двух сменивших друг друга главных святилищ древних евреев. Первый храм, обстоятельно описанный в …
  • ХРАМ
    хра"м, хра"мы, хра"ма, хра"мов, хра"му, хра"мам, хра"м, хра"мы, хра"мом, хра"мами, хра"ме, …
  • ДОМОВОЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    домово"й, домовы"е, домово"го, домовы"х, домово"му, домовы"м, домово"го, домовы"х, домовы"м, домовы"ми, домово"м, …
  • ДОМОВОЙ в Весёлом этимологическом словаре:
    - управляющий …
  • ХРАМ
    -а, м. 1) Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древние храмы. Сельский храм. Брожу ли я вдоль улиц …
  • ДОМОВОЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -"ого, м. По суеверным представлениям: сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме и охраняющее его. Поместья мирного незримый покровитель, тебя …
  • ХРАМ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дом …
  • ДОМОВОЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ХРАМ в Словаре синонимов Абрамова:
    молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода). Божий …
  • ХРАМ
    адитон, айван, амфипростиль, базилика, богомольня, бурханище, вимана, дарохранительница, дацан, диптер, зиккурат, кааба, капище, кереметь, кирка, кирха, кондо, костел, кумирня, мартирий, …
  • ДОМОВОЙ в словаре Синонимов русского языка:
    барабашка, гоблин, домовый, дух, манс, нежить, полтергейст, …
  • ХРАМ
  • ДОМОВОЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Добрый или злой дух, живущий - по суеверным представлениям - в …
  • ДОМОВОЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    домов`ой, …
  • ХРАМ
    храм, …
  • ДОМОВОЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    домовой, …
  • ХРАМ в Орфографическом словаре:
    храм, …
  • ДОМОВОЙ в Орфографическом словаре:
    домов`ой, …
  • ХРАМ
    Poet место служения науке, искусству, высоким помыслам Х. науки. храм здание для богослужения, церковь Древнерусские храмы. Буддийский …
  • ДОМОВОЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух …
  • ХРАМ в Словаре Даля:
    муж. , стар. хоромы, жилой дом, храмина жен. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного …
  • ХРАМ
    культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, …
  • ДОМОВОЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в верованиях славян и других народов дух, живущий в доме, хранитель дома, иногда наказывающий за нарушение …
  • ХРАМ
    храма, м. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-н. (ритор.). Храм науки. …
  • ДОМОВОЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    домовая, домовое. 1. То же, что домовый (простореч.). 2. в знач. сущ. домовой, домового, м. По народному поверью - сверхъестественное …
  • ХРАМ
    м. 1) Здание для богослужения; церковь. 2) перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3) перен. Сфера высоких …
  • ДОМОВОЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    домовой м. Добрый или злой дух, живущий - по суеверным представлениям - в …
  • ХРАМ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Здание для богослужения; церковь. 2. перен. Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение. 3. перен. Сфера высоких …


Рассказать друзьям