Феодоровский государев собор. Вознесенский Софийский собор

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Феодоровский собор -
Кувшинка со дна Светлояра,
Ярославны плакучий взор
В путивльские вьюги да хмары.
Какой метелицей ты
Занесен в чухонское поле?
В зыбких пасмах медузы-кресты
Средиземные теплят соли.
Что ни камень, то княжья гривна!..
3акомары, печурки, зубцы,
К вам порошей розовой сливной
Приплывали с нагорий ловцы,
Не однажды метали сети
В глубь мозаик, резьбы, янтаря
В девятьсот пятнадцатом лете,
Когда штопала саван заря...

В 1895г. Император Николай II перенес свою летнюю резиденцию из Гатчины в Царское Село. В возведенном рядом с Египетскими воротами комплексе зданий были расквартированы Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк.
Офицеры и солдаты этих элитных частей не раз обращались по начальству с просьбой устроить собственный храм, “где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы”. Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его Августейшей Супруги Александры Федоровны, известных своим ревностным служением Богу и Православной Церкви. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя.
В самой идее создания Феодоровского Собора и комплекса построек соседнего Феодоровского городка, отразилась стремление русской души Царя иметь небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи. Император был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей - основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909г.

Первоначальный проект академика архитектуры А.Н.Померанцева после начала работ подвергся критике и был отклонен. Проектирование было поручено архитектору В.А.Покровскому, в обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В.М.Васнецов, князь А.А.Ширинский-Шихматов, князь М.С.Путятин, профессор Н.В. Покровский, граф А.А.Бобринский и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы Царя, уже после завершения строительства возникло Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910г., после чего к нему перешло и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками, часовен, что придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор, и сблизило его с некоторыми Псково-Новгородскими церквами. Уже 26 февраля 1910г. на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912г. строительство собора было завершено.
Храм представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей – верхней и нижней. 20 августа 1912г. был освящен верхний храм во имя покровительницы рода Романовых Феодоровской иконы Божией Матери.

Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVIIв. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11м. Рядом с главным престолом находился придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, тезоименитого Цесаревичу Алексею Николаевичу.
Нижний, Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912г. во имя преподобного Серафима Саровского. Расположенный в подвальном помещении (высота около 3,6м), не имеющий окон и естественного света, с низкими сводами, расписанный фресковой орнаментальной живописью в стиле росписей церкви Иоанна Предтечи в Ярославле, этот храм создавал совершенно особое впечатление полного отчуждения от мирской суеты.

Появлению Пещерного храма Собор обвязан особому почитанию Царской Семьей преподобного Серафима Саровского. Для храма было приобретено большое количество подлинной старины от московских собирателей и коллекционеров. Верхний и нижний храмы выражали две различных формы восстановления церковной старины. В верхнем храме иконы и утварь были новыми, лишь изготовленными по образцам древности. Пещерный же храм заключал в себе собрание подлинных святых предметов старины. Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI - XVIIвв., представлявших огромную художественную и историческую ценность. Серафимовский храм обогатился также и святынями. В нем был ковчег с частицами мощей Серафима Саровского.
Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти. Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом. Это был любимый храм последней Царской Семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня.
Императрица особенно любила Пещерный храм. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли – молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения. Молельня, небольшое помещение шириной меньше метра, находилась справа от алтаря. В ней находился образ Серафима Саровского во время молитвы на камне.

В 1922г. собор был разграблен, а спустя 11 лет закрыт и обращен в кинозал. Алтарную часть заняла под склад киностудия “Ленфильм”. В нижнем храме был устроен склад киноплёнки. Собор сильно пострадал от прямых попаданий снарядов и бомб во время Великой Отечественной войны, однако, к счастью, несущие конструкции в большинстве своем сохранились. После войны в Нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище.

Весной 1991г. Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божьей Матери. В 1995г. Феодоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. Летом 2002г., после окончания реставрационных работ в нижнем храме, он был вновь торжественно освящен.
В нескольких десятках метров к юго-западу от храма, среди дубков, посаженных Царской Семьей, ныне возвышается бюст Императора Николая II работы петербургского скульптура В.В.Зайко. Церемония открытия и освящения памятника состоялись 16 июля 1993г. в канун 75-й годовщины екатеринбургского расстрела.

Фотографии собора и памятника кликабельны, выполнены 11.05.2008г. Стихотворные строки в начале статьи принадлежат Николаю Клюеву (отрывок из поэмы «Песнь о Великой Матери»). Он неоднократно навещал своего друга Сергея Есенина, проходившего военную службу в палатах Федоровского городка, где размещались госпитали.

О нашем посещении Государевой Ратной палаты в Царском Селе 11 мая 2015 года. Но перед этим мы зашли в Феодоровский Государев собор, а потом осмотрели Феодоровский городок.
В 10 утра Наташа и Юра заехали за нами и примерно через час мы приехали в Пушкин. Немного покрутились по городу, проехали мимо Екатерининского дворца и тьмы китайских туристов, спросили как проехать к собору, оставили машину на парковке рядом с Феодровским городком и пошли в собор. В церковной лавке после небольшой заминки я купила брошюру «Феодоровский Государев собор в Царском Селе». Заминка случилась из-за того, что в собор вбежали два запыхавшихся молодых человека, которые стали договариваться о срочном крещении младенца. Один из молодых людей был счастливым отцом, другой молодой человек был другом отца и одновременно крестным отцом младенца. Отец младенца договаривался с батюшкой, который поторапливал: «Где же младенец, несите уже скорее». Крестный отец мучительно долго выбирал в лавке крестик. Одновременно с нелегким выбором крестика он, еще не до конца отдышавшись, диктовал церковной тетке личные данные о младенце, его родителях. Тетка спешно заполняла какой-то крестильный документ. Мне ничего другого не оставалось делать, как только изумленно наблюдать за всей этой суетой. Было такое впечатление, что люди мимоходом забежали в церковь, словно в какой-то магазин, чтобы быстренько совершив малопонятный им, но принятый сейчас повсеместно, обряд по приобретению ангела-хранителя, а затем уже приступить к самому главному, к празднованию этого счастливого события. Наконец, заполнив сертификат и выбрав крестик, крестный папаша помчался за младенцем. Толпа родственников, родители с младенцем, крестные во главе с батюшкой вихрем умчались в сторону баптистерия. В соборе снова стало тихо.
В церквях я стараюсь не фотографировать, потому что никогда наперед не знаю как на это отреагируют церковные ведьмы служительницы, а скандалы мне не нужны. Обычно, если есть, я покупаю в церковных лавках открытки или брошюры. В приобретенной брошюре оказалось много старых черно-белых фотографий, а также современные цветные фотографии верхнего и пещерного храмов. Текст в брошюре практически совпадает с текстом Википедии .
Ниже отсканированные фотографии из брошюры, а также несколько моих малохудожественных снимков.

Собор был построен потому, что после событий 1905 года Николай II переехал из Зимнего дворца в Александровский дворец, сделав Царское Село местом своего круглогодичного пребывания. Он пожелал, чтобы вблизи Александровского дворца был создан архитектурный ансамбль в древнерусском стиле. В 1909 году Николай II лично указал и отмерил место будущего храма на поляне, прилегавшей к Царскосельскому парку. Проектирование храма было поручено А.Н. Померанцеву.

Но потом проект А.Н. Померанцева стал неугоден и был приглашен В.А. Покровский, который в своем проекте взял за эталон Московский Благовещенский собор в древнейшем его виде, без позднейших переделок и пристроек. Этот собор когда-то был домовой церковью Романовых, особенно этот храм любил Алексей Михайлович. Кроме того, проект храма был приближен к архитектурным традициям древнего Пскова и Новгорода.

Николай II выделил на возведение собора 150 тыс. рублей, всего же на постройку было истрачено 1 млн. 150 тыс. рублей. Через три года после закладки первого камня, 20 августа 192 года, состоялось освящение храма.

Собор состоял из двух церквей – верхней и нижней. Главный престол верхней церкви освящен в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая считалась покровительницей Романовых, потому что этим образом благословлялся на царство Михаил Романов в Ипатьевском монастыре в 1613 году. Нижняя пещерная церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского.

Интерьеры собора были выполнены в духе XVII века. Огромный, высотой 11 метров, иконостас:

Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 года. В нижнем храме были только подлинные древнерусские иконы и утварь. Здесь хранилось множество святынь связанных с преподобным Серафимом Саровским: ковчег с частицей его мощей, часть гроба.

Феодоровский Государев собор был домовой церковью последних Романовых. Он являлся приходом семьи, а также полковым храмом Сводного пехотного полка и конвоя. С 1914 года храм получил официальный статус Государева собора. Левую сторону собора во время службы занимали солдаты пехотного полка, а правую – казаки конвоя, за ними стояли солдаты железнодорожного полка. Под хорами и на хорах размещались офицеры этих полков и их семьи. На правом клиросе в особом Царском месте молилась императорская семья.
Император посещал храм со своей семьей в воскресные и праздничные дни. В таких случаях соблюдался этикет: у Царского крыльца семью встречал ктитор (староста) – полковник Д.Н. Ломан (1869-1918) , а у входа – дворцовый комендант.

Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта.

Площадь перед южным фасадом считалась парадной. Члены царской семьи посадили здесь семь дубов:

Алексей Алексеевич Кибардин служил в соборе с 1913 года, а в качестве настоятеля с 1922 по 1930. Затем отбывал срок на Соловках. После 1934 был в ссылке на Крайнем Севере. В 1941 году вернулся в Пушкин, где оказался в оккупации. С 1945 по 1950 служил в Вырице в Казанской церкви. В 1950 году получил 25 лет в Сибирь (Ангарлаг). В 1955 году вернулся в Вырицу в Казанскую церковь. В 1957 году вышел за штат, получал пенсию как заштатный протоиерей. Скончался 5 апреля 1964 года на 82-м году.

Во время оккупации Царского Села три дерева спилили. Синичка чирикает на одном из тех самых дубов:

С 1933 года в соборе был открыт кинотеатр. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал. Так выглядел храм в 1980-е годы:

С 1985 по 1995 проводилась реставрация собора.

Мы вышли из собора, обошли вокруг него и отправились назад, к Феодоровскому городку:

Текст в брошюре, посвященный городку, также почти полностью совпадает с текстом Википедии .
Вскоре после освящения собора было принято решение о постройке зданий для причта. Проект разработал С.С. Кричинский, он же с 1913 года был руководителем строительства городка. Считается, что в проекте за основу был взят царский дворец в Коломенском, построенный в XVIII веке, то есть посад и подворье, состоящих из нескольких палат и теремов, обнесенных оградой. Таким образом, городок состоял из нескольких зданий: дом для священников (Белокаменная палата), дом для диаконов (Розовая палата), дом для причетников (Желтая палата), баня и прачечная (Белая палата), трапезная и другие.
Сейчас Федоровский городок принадлежит патриархату, внутрь не зайти. Поэтому мы просто обошли вокруг.

Входом в городок является белокаменная брама, украшенная резьбой по камню в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Кто был во Владимире и видел Дмитриевский собор, а еще лучше Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, тот представляет, что это такое. А кто не видел, пусть съездит посмотрит оригинал.

А здесь довольно удачная стилизация. Старицкий известняк был привезен с Волги:

Городок призван был символизировать архитектурное единство российских городов, в которых складывались традиции нашей государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова и Москвы.

Прообразом Трапезной палаты стал Симонов монастырь:

12 февраля 1917 года Николай II посетил Трапезную палату и сделал запись в гостевой книге: «Осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Государевом соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог в помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».

Во время строительства Феодоровского собора и городка возникло «Общество возрождения художественной Руси», в которое входили Васнецовы, Репин, Билибин, Нестеров, Щусев, Рерих (куда же без него). Заседания Общества проходили в Трапезной. Тут же находились его канцелярия, архив, библиотека. Члены Общества собирали сведения обо всех ремесленных, кустарных и рисовальных школах России. Общество также предложило сделать Городок музеем прикладного искусства и зодчества. Здесь была собрана богатая коллекция церковной утвари, икон и предметов русской старины.

Сейчас внутрь городка «с улицы» не зайти, но можно подойти к воротам и посмотреть. В центре Трапезная, слева дом диаконов (Розовая палата):


Летом дорога в Царское Село обрамлена группами берез, блистающими серебром листьев на ветру. Позже березы теряются в кронах старых лип и дубов, которые образуют своды над автомобилями и автобусами, выстроившимися вдоль узкой дороги во дворец. Туристы в автобусах с нетерпением вытягивают шеи, стремясь сквозь кроны деревьев увидеть прекрасные дворцы Царского Села. Вопреки их ожиданиям, над деревьями возвышается белая башня с луковицей купола. Нельзя не испытать подобие шока при взгляде на этот Собор в древнерусском стиле, который стоит здесь подобно часовому, охраняющему дворцы.

Феодоровский Собор построен между 1910 и 1912 неподалеку от Александровского дворца. Место было выбрано Николаем и Александрой во время одной из зимних прогулок по императорскому парку в 1908 г. К тому времени в Царском Селе было много церквей в западном стиле, были и часовни во дворце, но Александре хотелось иметь истинно Русскую церковь, которую она и семейство могли бы регулярно посещать. Живя в России, Александра совершила множество паломничеств в наиболее старинные и святые монастыри в России. Она видeла сводчатые, пещерные залы старых соборов с их ритмичными изображениями святых в золоченых окладах, мерцающих в таинственном свете свечей, массивными серебряными подсвечниками. Стоя в облаках ладана и слушая волнующие, траурные песнопения русских хоров, она влюбилась в Святую Русь.

Первым архитектором, работавшим в церкви, был Померанцев, разрабатывавший большую церковь, которую он начал строить.
Но вскоре после того, как он закончил возводить фундамент, его заменил новый архитектор, Покровский, и завершил Собор в другом стиле.


Церковь создавалась по образу Благовещенского Собора в Московском Кремле образца 1484 г., без изменений, добавленных позже. Собор имеет несколько входов. Западный вход, напротив алтаря, украшен гигантской мозаикой Феодоровской Божьей Матери, иконописным образом которой благословлялся на царство Михаил Федорович Романов в 1613 г. Мозаика выполнена Федором Васнецовым. Этот вход использовался редко, только по большим религиозным праздникам, так как находился на стороне собора, самой дальней от дворца. У императорской семьи имелись два собственных входа в церковь, украшенные средневековыми башнями с геральдическими символами Дома Романовых. Один из них вел в основную церковь, второй - в вестибюль с лестницей, спускающейся в склеп, где располагался храм святого Серафима Саровского. Так как царице было трудно ходить по лестнице из-за ее хронической сердечной болезни, в церкви был установлен лифт, который доставлял ее прямо в ее уединенную молельню.
С южной стороны был вход для Cобственного Его Императорского Величества Конвоя. Он был оформлен в виде трехступенчатой арки и украшен мозаикой с изображением святого Георгия Победоносца.
В восточной части верхнего храма располагался один из наиболее красивых иконостасов во всей России. Расписанный лучшими иконописцами и украшенный серебром лучшими ремесленниками, он был невероятной высоты и имел четыре ряда святых.

Верхняя церковь была массивна и ярко освещена. Нижняя склеповая церковь производила совсем другое впечатление - расположенная в основании здания, с низкими потолками. В ней не было ни окон, ни естественного освещения, низкие своды были украшены фресками. Полумрак, низкие своды и богатое оформление в средневековом стиле придавали церкви дух отрешенности от всего земного. Стены нижнего храма были обиты пурпурной тканью; в праздники они покрывались золотистой парчой. Потолок был украшен фресками, вдохновленными росписями церкви Иоанна Крестителя в Ярославле.

Церкви и монастыри всей страны пожертвовали старинные иконы и реликвии для Собора, создавая не только религиозную святыню, но и музей древнерусского искусства.

После революции Собор продолжал действовать как церковь, пока не был закрыт большевистским правительством в 1934. Несмотря на тот факт, что Феодоровский Собор считался одним из наиболее значительных художественных памятников 20-го столетия в России, он был превращен в склад студии Ленфильм. Церковь разрушалась, а все сокровища Собора рассеялись по музеям города. Сегодня предметы из Федоровского собора находятся в Русском музее, Екатерининском дворце и Казанском соборе.

В церкви таинственным образом присутствует дух убитой царской семьи, словно они находятся где-то здесь, рядом. Это чувство возникает сразу, как только входишь через главный вход церкви и спускаешься вниз по каменным ступеням винтовой лестницы и входишь в склеп, где молились Романовы. Во дворе Собора до сих пор сохранились четыре дуба, посаженных Николаем II и посвященных им своим детям… Сейчас там установлен памятник императору, единственный в России. Придите и отдайте дань тому, кто всех простил, кто молился за врагов своих, тому, кто говорил, что не зло победит зло, но только любовь.

После того, как в 1895 году Николай II перенес свою резиденцию из Гатчины в Царское Село, в возведенных рядом с Египетскими воротами комплексе зданий, выстроенных в стиле русского зодчества XVII - XVIII веков, были расквартированы Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк. На них возлагалась непосредственная охрана Императорской Семьи.
Вот каким наставлением руководствовалась охрана царя:
"Становясь на службу, полк и конвой принимают на себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи... Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ...
Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря".


Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, не раз обращались по начальству с просьбой устроить собственный храм, “где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы”.
К началу 1900-х годов в Царском Селе были две крупные церкви: Софийский собор () расположенный в удаленном от дворцов районе Софии, и Екатерининский собор, возвышавшийся в самом центре города. Собор Святой Екатерины, несмотря на близкое расположение к дворцу, был не очень удобен для членов царской семьи, т.к. на богослужения туда приходили сотни верующих царскоселов, и к тому же рядом находился Гостиный двор с его суетой и большой массой народа.
На сравнительно небольшом участке Фермерского парка зимой 1908 года он собственноручно сделал разметку нового храма. Место было выбрано живописное, на небольшом возвышении, рядом с прудом и источником чистой питьевой воды под развесистым дубом.


С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Александра Феодоровна также приняла непосредственное участие в начале строительства, из их личных средств на строительство было внесено 150 000 р. – основная сумма расходов.
Николай II «высочайше» утвердил состав Строительного комитета. Его председателем был назначен командир Собственного Его Императорского Величества Сводного полка генерал-майор В. А. Комаров. Членами комитета стали полковник В. В. Перепеловский, капитаны Д. Н. Ломан и Н. В. Шереховский, штаб-капитан Н. Н. Андреев и подъесаул А. Д. Тускаев. Проект был заказан академику архитектуры А. Н. Померанцеву.


Торжественная закладка здания состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание.


Однако, после устройства фундаментов, Николай II решил отказаться от продолжения работ по этому проекту. У него возникла новая идея -соорудить храм в стиле церквей XVII - XVIII веков. Это решение было связано еще и с тем, что проект Померанцева был признан многими специалистами неудачным. Был назначен новый архитектор - академик Владимир Александрович Покровский, по проекту которого к тому времени заканчивалось строительство «царского» железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма Покровский взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле, однако в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов.


Среди них - выступающие вперед наружные входы, паперти и переходы, украшенные характерными для древнерусской архитектуры шатровыми завершениями. При этом для стен основного объема здания Покровский использовал уже имеющиеся фундаменты, заложенные по проекту А. Н. Померанцева.


Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а 4 марта, в присутствии Государя и Императрицы, подняли колокола.


Ровно через три года строительство собора было завершено и 20 августа 1912 года состоялось его торжественное освящение, в котором приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви.


Чин освящения был совершен протопресвитером военного и морского духовенства о. Шавельским с собором прибывшего духовенства и особо назначенных священнослужителей. После крестного хода и литургии происходило подношение даров. К каждому из представленных лиц подходил Император и вручал ему золотой жетон в память о событии.


Жетоны были вручены всем лицам, потрудившимся при сооружении храма, а также жертвователям. Автор проекта В. А. Покровский в 1913 году был утвержден в звании профессора и получил должность «архитектора Высочайшего двора».
Высота Феодоровского Государева собора - сорок три метра. Снаружи он выглядит просто. Прямые стены составляют в плане прямоугольник. Круглое завершение увенчано позолоченным куполом с крестом над ним. Ослепительно белые стены оживляют лишь мозаичные картины над шатровыми входами в собор.

Внутреннюю роспись храма велась по эскизам, составленным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Так же, по эскизам В.М. Васнецова, под старину была стилизована и униформа для солдат-служителей Федоровского собора, напоминающая стрелецкие кафтаны.

На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти.


Крытое крыльцо с шатровым верхом, увенчанное золотым орлом, вело в молельню Императора и членов его семьи. Сразу же за крыльцом по невысокой внутренней лестнице был вход в небольшую прихожую, откуда можно было пройти в помещение для богослужения.

Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила.

А главный вход с восточной стороны фасада увенчан изображением иконы Божьей Матери Феодоровской - родовой иконы династии Романовых, в честь которой назван собор. Перед этой иконой в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благославлен принять царский венец первый царь Дома Романовых Михаил Федорович.


Звонница с большим набором колоколов находилась над западным входом. А подлинная икона Божьей Матери Феодоровской украшала самое большое помещение собора - Верхний храм. Придел освятили именем святого Алексия Митрополита Московского и Всея Руси чудотворца.


Верхний храм имел полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского. Высота иконостаса составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столбов, высотой внутреннего объема и хорошей освещенностью.


В соборе есть еще один - Нижний - Пещерный храм Серафима Саровского, оборудованный в подвальном помещении известным архитектором В. Н. Максимовым. Основу убранства Пещерного храма составила Серафимовская церковь, все иконы и предметы культа которой были бережно в него перенесены. Если Верхний храм поражал грандиозными размерами, обилием воздуха и света, то Пещерный производил впечатление совершенно иное, - в нем не было окон; и сюда не проникали лучи солнца. Но он поражал своим интерьером и богатейшим убранством.


Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI -XVII веков. Все иконы на стенах согласно древнерусскому обычаю были помещены на великолепных пеленах, шитых золотом и шелками.


Любила Пещерный храм и Царица. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли – молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения. Молельня, небольшое помещение шириной меньше метра, находилась справа от алтаря, в который вел узенький проход. Таким образом, Царица могла следить за ходом богослужения, не отвлекаясь вниманием других богомольцев и не смущая их своим присутствием.
В этом храме имелась особая Царская комната, вся обитая трехцветной тканью с красными цветами. Потолок был раскрашен фресковой живописью художниками Пашковым и Щербаковым в стиле фресок XVII века. Пол также покрыли ковром. В комнате разместили пятьдесят древнерусских икон из Москвы и Новгорода. Вдоль стен стояли резные скамьи и в том же стиле резные столы были покрыты старинными скатертями и парчей. Все церковные предметы были подлинными старинными, в том числе в Пещерном храме находилось уникальное Евангелие 1677 года и икона XVI века «Николай Чудотворец».


Первым настоятелем Феодоровского собора был протоирей Николай Андреев. Наряду с ним, здесь также часто бывал воспитатель Наследника Алексея по закону Божьему, духовник царской семьи протоиерей Александр Петрович Васильев. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после ареста, в период "ленинских расстрелов" он был расстрелян большевиками.
На богослужениях в Феодоровском соборе пел хор царской капеллы под руководством Климова. Службами в соборе руководил ктитор Дмитрий Николаевич Ломан, расстрелянный большевиками в 1918 году. По словам его сына Юрия: "вспоминая службы в Феодоровском соборе, я теперь с полным основанием могу их сравнить с лучшими спектаклями Мейерхольда или Станиславского. Должен сказать, что отец был блестящим режиссером, и службы в Государевом соборе были своего рода шедеврами. Залитый светом Верхний храм, то утопающий в белых хризантемах, то в сирени, то в цветущем миндале или мрачный, маленький... Пещерный храм, создавали нужное молящимся настроение".
В Феодоровском соборе неоднократно бывал, служивший санитаром в 1916-1917 гг. в Феодоровском городке, Сергей Есенин. Определенный в канцелярию при соборе, он его неоднократно упоминает в своих письмах, отправленных из Царского Села.


После революции настоятелем собора был прот. Афанасий Иванович Беляев, скончавшийся в 1921 году. Ограбленный в 1922 г. и закрытый спустя 11 лет, собор был обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. Многое было, однако, утеряно, продано за границу или просто уничтожено.
Во время 2 Мировой войны Собор значительно пострадал от обстрелов, в особенности его северная часть.


После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище.
Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви. Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием. 15 марта 1992 года житель Царского Села М.М. принес в храм икону Феодоровской Божией Матери, обретенную его сыном весной 1991 г. в одном из царскосельских парков.


С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 1996 г. - в верхнем храмах.

В нескольких десятках метров к юго-западу от храма, среди дубков, посаженных Царской Семьей заложен памятник Николай II 19 мая 1993 года, а церемония его открытия и освящения состоялись 16 июля 1993 года, в 75 годовщину екатеринбургского расстрела.


Информация частично взята с
сайта проекта "Энциклопедия Царского Села"

Феодоровский Государев собор величаво возвышается над Федоровским городком - казармами для полков охраны императорской семьи. История постройки Федоровского собора в Пушкине тесно связана с династией Романовых и Сводным Его Императорского Величества пехотным полком.

История строительства собора

Сводный полк и Конвой размещались в Царском Селе, неподалеку от Александровского дворца, но собственного прихода, вопреки обычаям того времени, у них не было. Офицеры не раз обращались к императору с прошениями о постройке собственного храма, и в начале XX века их просьбы были услышаны.


Тут сыграла роль и личная религиозность императорской семьи. В Александровском дворце, согласно проекту Кваренги, церкви не было предусмотрено. В 1897 году под домашнюю церковь Святого Александра Невского была переделана гостиная. Но этой временной церкви было явно недостаточно, а заходить в прочие храмы Царского Села венценосные супруги не могли, так как ажиотаж по поводу их появления мешал молитвенному настроению.


В конце 1908 года Николай II лично отмерил шагами место для будущего храма, который, по его замыслу, должен был находиться между Александровским дворцом и казармами. 20 августа 1909 года состоялся торжественный молебен в честь закладки фундамента храма, первый камень был положен лично императором. Строительством собора занимался архитектур В. А. Покровский. Он взял за основу первоначальный вид Благовещенского собора в Московском кремле. Он подогнал свой проект под уже возведенный фундамент, благодаря чему появились шатровые входы и ряд дополнительных помещений.


Опираясь на традиции русского зодчества 17 века, с применением современных требований к строительству он создал одноглавый собор, окруженный галереями. В храме первоначально планировали устроить лишь два придела, идея о создании нижнего храма (пещерной церкви, т. е. лишенной наружного света) возникла в процессе строительства собора, которое длилось с 1909 по 1912 год. Нижний храм освятили в честь Преподобного Серафима Саровского. Боковой придел верхней церкви не успели устроить и освятить до революции.

Архитектурные особенности собора

Внешне собор был простой, строгий и величественный, с яркими бликами мозаики на белоснежных стенах, увенчанный золотой главой. Внутренний вид поражал своей высотой и великолепным убранством в стиле древнерусского церковного зодчества. На берег Ковшового пруда выходило царское крыльцо, куда перед началом службы подъезжала императорская семья.

В собор, кроме них, вход имела только государева стража с женами. А по большим православным праздникам - на Рождество, Крещение и Пасху - раздавались дополнительные приглашения на службы, которые проводились в верхнем храме. Нижний храм использовался семьей императора для молитвы в зимнее время. Грандиозный интерьер верхнего храма, поражавший воображение первых прихожан, так и остался незавершенным.

  • После революции собор стал приходским храмом. Затем имущество храма постепенно изымали и распределяли в музеи, часть его была украдена.
  • В 1933 году храм закрыли, отдав остатки имущества в музеи. В верхнем храме был открыт кинозал с экраном на месте алтаря, а в нижнем расположился архив кинофотодокументов и склад кинопленки.


  • В годы Второй мировой войны здание серьезно пострадало: была разрушена часть стен, уничтожен купол.
  • В 1962 году взорвали часть пристроек к собору.


Современное время

  • В 1985-1995 годах была произведена реставрация собора.
  • В 1991 году собор был передан Русской Православной церкви


  • В «Отдельном парке» Царского Села чудесным образом в земле была найдена Феодоровская икона Божией Матери.
  • В 1992 году начались служения в нижней церкви, а в 1996 году - в верхней.
  • 16 июля 1993 года, в 75-летнию годовщину со дня расстрела царской семьи, около собора установили бронзовый бюст последнего российского императора Николая II. Место выбрано, где он, по преданию, в апреле 1913 года посадил пять дубков - по количеству своих детей.

Редакция сайта Пушкин.ру



Рассказать друзьям