Где находится место крещения христа. Крещение иисуса христа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
К востоку от реки Иордан раскинулись древние Моавитские равнины.

Вот по этим древним равнинам и горам мы и отправились к долине реки Иордан с целью посетить одну из величайших христианских святынь - Место Крещения Иисуса Христа. Ехать нам пришлось совсем недолго - дорога от заняла около 15-20 минут, причем, следует заметить, минут 7 из них ушло у нас на прохождение чек-пойнта - пришлось выйти из такси и показать строгим военным, стоявшим рядом с БМП, что у нас находится в багажнике, а также предъявить паспорта. Увидев, что мы из России, стражи порядка расплылись в широких улыбках и дружески пожелали нам хорошего пути. Было приятно.

КАК ДОБРАТЬСЯ: на машине или на такси. Земля Крещения (Бетания) находится в 40 минутах езды от . На выезде из города выбирайте дорогу, ведущую к аэропорту, и двигайтесь по ней на юг до указателя на . Сверните на дорогу к Мёртвому морю и двигайтесь по ней до указателя в сторону Земли Крещения (Baptism site).


Открытое археологами в конце 90-х годов XX века место крещения в Вади-Харар на иорданской стороне в 2002 году подверглось значительной реконструкции. Появились пешеходные дорожки, два ресторана, VIP-зал и туристический центр.

Прибыв к месту входа в этот своеобразный мемориальный комплекс, раскинувшийся на нескольких гектарах в долине реки Иордан, мы оставили нашего таксиста под навесом, где стояли туристические автобусы и другие машины, купили входные билеты по 7 динар с человека и как раз успели сесть в забавную экскурсионную повозку в виде открытого фургончика с тремя рядами скамеек, где уже сидела разнородная группа людей из разных стран в количестве около 15 человек.



На этом фургончике мы проехали около пяти минут, обозревая гористый пейзаж очень напоминающий знаменитый пейзаж на картине Александра Иванова. Затем нас высадили возле входа непосредственно в огороженное изгородью «Место Крещения» - оно занимает от силы около гектара и представляет собой своего рода сады, окружающие часть русла реки Иордан.



Красная, местами растрескавшаяся от солнца земля,

деревья размером и видом напоминающие оливковые, но не с листьями, а с мягкими иголочками похожими на пихтовые. Мне уже потом рассказали, что это заросли тамаринда.

Здесь царила атмосфера сопричастности к святым тайнам древности. Здесь впервые в этих краях я услышала, как поют птицы - крупные, черные размером с дрозда, да и похожие на них. Здесь у меня, наконец, включилась мобильная связь (три дня подряд я не могла отправить смску родным, чтобы не волновались обо мне).

Кстати, раньше местом крещения Христа считалась Эйзария на берегу реки со стороны Израиля. На фото внизу хорошо видно израильский берег реки Иордан (речка-то узенькая)

Однако археологические находки подтвердили, что именно здесь Иисус переправился через реку Иордан, где им был принят обряд крещения.



В сочинениях, написанных паломниками по Святым местам времен расцвета Византийской империи, часто упоминалась греческая колонна с крестом на вершине, обозначающая место крещения и установленная во времена раннего христианства.

B V веке Иордан несколько изменил свое русло при впадении в Мертвое море.
Международная группа археологов-библеистов заявила, что ей удалось обнаружить именно то место на реке Иордан, где Иоанн Креститель совершил обряд над Иисусом Христом. Было обнаружено, как полагают ученые, основание той самой колонны. Она была обнаружена на 40 метров восточнее берега Иордана, что вполне соответствует выводам ученых.
Археологи именно здесь нашли остатки 3-х церквей, названных в честь Иоанна Крестителя, а рядом, на берегу старого русла Иордана, именно на месте крещения Иисуса остатки церкви 5-6 в., построенной императором Анастасием. Вот ТО самое место:

Это место исполнено глубочайшего духовного смысла для съезжающихся сюда со всего света религиозных паломников. Люди со всего света приходят сюда, чтобы принять крещение.

Затаив дыхание мы спустились к руслу реки, миновав каменную чашу с освященной водой из Иордана (этой водой омыли лица), спустились к деревянным помосткам, где нынче оборудовано место для крещения.

Взволнованно ступила ногами по щиколотку в воды этой священной реки. И сейчас помню, что несмотря на весьма жаркий день вода в реке настолько холодна, что даже свело ноги.

Поднявшись на мостки, услышала сигнал мобильника - смска маме наконец прошла! Потом мама сказала, что она, конечно же волновалась в те три дня, что мы были в Иордании, мобильной связи у нас не было. И эта смска и правда была маленьким долгожданным чудом.
Ну, для скептиков могу добавить, что буквально в 10 метрах от нас, через реку уже отчетливо было видно пограничный пункт Израиля - возможно, у них мобильная связь работала
лучше?

На берегу Иордана построена новая православная церковь, в дни великих христианских праздников в ней проводит службу православный патриарх.

Здесь можно купить крестики и освятить их в самой что ни есть святой воде.

Желающие пройти обряд Крещения в этом святом месте, могут это сделать без особых проблем, связавшись с Центром по телефону (00 962 777 607036 begin_of_the_skype_highlighting 00 962 777 607036 end_of_the_skype_highlightin g) или по электронной почте.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан.

Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление - Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики - апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях - от Матфея и Луки - мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Что можно есть на Крещение Господне

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Крещение Господне - история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы - упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения - в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие - Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» - в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой - Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».


Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди . А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне - крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

Пшеница (зерно) – 200 г
- очищенные орехи – 30 г
- мак – 150 г
- изюм – 50 г
- фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
- ванильный сахар – по вкусу
- мед и сахар – по вкусу
- сливки – 1/2 стакана.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана сливок или молока или кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года - Крещение Господне

Богоявление (Тит 2 , 11-14; З, 4-7; Мф З , 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся - крещением. Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, - спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Река Иордан (Израиль) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одна из самых известных рек планеты, река Иордан - естественная граница между Израилем и Иорданией и популярное место паломничества христиан, спешащих пройти символический обряд крещения именно в том месте, где некогда его принял Иисус Христос от Иоанна Крестителя. Иордан неоднократно упоминается не только в Новом, но и в Ветхом Завете как место совершения многочисленных чудес: его переходили посуху пророки, воды этой реки расступились перед Иисусом Навином, ведшим израильтян с Ковчегом Завета, знаменуя окончание их сорокалетних скитаний по пустыне. Сегодня увидеть Иордан и погрузиться в его святые воды можно и с израильского, и с иорданского берегов.

Немного истории и географии

Река Иордан протянулась на 252 км от подножия горы Хермон, через озеро Кинерет, впадая в Мертвое море . Это естественная граница между современными государствами Израиль и Иордания некогда отделяла территорию Земли обетованной, куда, согласно обещаниям Всевышнего, Иисус Навин привел странствовавших 40 лет по пустыне иудеев. Тогда воды Иордана расступились перед процессией, и это далеко не единственное чудо реки, описанное в религиозных текстах. Иордан переходили посуху пророки Илия и Елисей, здесь же были явлены многочисленные чудеса исцелений. Вера в целебную силу его воды широко бытовала и в период Византии.

Однако главная причина паломничества христиан к реке Иордан кроется в Новом Завете. Согласно Библии, в водах Иордана Христос принял крещение от Иоанна Крестителя, после чего разверзлись небеса и на землю снизошел Святой Дух в виде голубя, свидетельствуя мессианскую миссию Спасителя.

Крещение в реке Иордан

Что посмотреть

Как и Мертвое море, реку Иордан могут посетить туристы, находящиеся и в Израиле, и в Иордании. Израильская сторона Иордана более благоустроенна и удобна для посещения, но и более коммерциализирована - особенно это чувствуется на месте крещения Христа. Иорданская - практически нетронутая человеком, дикая и первозданная, однако и менее комфортна.

Самое популярное место для того, чтобы прикоснуться к водам Иордана со стороны Израиля - туристический комплекс Ярденит, расположенный в месте выхода реки из озера Кинерет, в нескольких километрах от Тверии . В год Ярденит посещают более 400 тыс. туристов и паломников, большая часть - чтобы принять символическое крещение. Ярденит не соответствует точному месту крещения Христа, однако был выбран властями Израиля в качестве символической достопримечательности. В благоустроенной купальне с плавным сходом в воду ежедневно (и не бесплатно, за 10 или 25 USD, в зависимости от набора услуг) можно пройти обряд троекратного погружения в Иордан, а в магазине - приобрести освященные предметы православного культа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Со стороны Иордании символическое место крещения Христа выглядит просто и утилитарно: деревянный помост с тремя ступенями, по которым паломники спускаются в воду. За погружение плату не взимают, но удобств и услуг здесь также нет.

Дорога к Иордану вспоминается прежде всего как сочетание желто-бурого цвета пустынных равнин, небесно-голубого озера Кинерет, бледно-лазурного Мертвого моря. А между ними – зеленовато-желтая вода Иордана. Плюс ярко-зеленые оазисы оливковых рощ, виноградников, банановых и финиковых садов, пальмовых плантаций.

Священная река Иордан. Окунувшись в ее воды, каждый христианин ощущает
неизъяснимую благодать, очищение от грехов и неопровержимую реальность
произошедшего здесь великого события – Крещения Господня

Кинерет

Несколько часов езды от Иерусалима, и вот оно – море Галилейское, или, по-другому, Тивериадское (Геннисаретское) озеро, ныне вернувшее себе древнее название Кинерет. Дорога плавно огибает береговую линию, открывая взору водную гладь. С высоты окружающих холмов оно кажется куском неба, опрокинутым на землю. Нам это озеро известно прежде всего из библейских текстов. Фактически вся история до прихода Иисуса в Иерусалим разворачивалась на его берегах. Именно по этому озеру, «аки посуху», ходил Христос. На этих берегах после Воскресения явился своим ученикам, которые вернулись без единой рыбы после ночного лова. Тогда по слову Спасителя произошел необыкновенный улов, который не могли вместить сети. Здесь и сегодня вылавливают около 2000 тонн рыбы в год, большая часть которой – знаменитая рыба святого Петра, или тиляпия. Игумен Даниил, посетивший эти места в XII веке, писал о Генисаретском озере: «Рыбы в нем очень много, и есть одна рыба, дивная и чудная, эту рыбу и Христос любил есть, очень вкусная рыба. И я сам ел много раз эту рыбу, когда был в Тивериаде». Сегодняшние паломники тоже не отказывают себе в удовольствии отведать тиляпии, несмотря на немалую цену.

Ярденит

Еще полчаса пути, и автобус заруливает на просторную стоянку, плотно заставленную машинами. Выложенная каменными плитами дорожка, обрамленная пальмами, ведет к красивому современному зданию. Широкие двери постоянно открываются, пропуская группы людей, говорящих на разных языках, – здесь священники и монахи, паломники и экскурсанты. Одни, едва войдя внутрь, сразу бросаются в магазин сувениров, другие спешат на берег реки, оборудованный удобным спуском в воду. Эта суета не сразу позволяет осознать тот факт, что перед нами Ярденит – заводь в Иордане, в которую мечтают окунуться христиане всего мира. Мутноватая вода мирно течет между зелеными берегами так же, как текла она и две тысячи лет назад. И лишь постепенно до тебя начинает доходить: ведь именно в этих водах Иоанн Предтеча крестил сынов Израилевых, здесь принял крещение Христос.

В воду Иордана безостановочно погружаются все новые верующие. И едва только человек ступает в неспешный поток, его лицо будто преображается. Несколько минут назад на нем читалась усталость от долгого пути или азарт приобретателя сувениров, и вот уже его черты разглаживаются, и на них проступает совсем другое выражение – благоговения и ожидания чуда. Строго говоря, крещение Иисус Христос принял не здесь. Но разве это так важно? – ведь святыми считаются сами воды Иордана! И вполне естественным кажется, когда к самым ногам верующего вдруг подплывает огромный сом или среди камышей бесстрашно высовывает любопытную мордочку выдра.

На мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках написаны евангельские слова: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9–11).

Вифавара

Так где же все-таки произошло Крещение Господне? Считается, что ниже по течению Иордана, примерно в пяти километрах от его впадения в Мертвое море. Здесь исстари существовала переправа через реку, а во времена царя Давида даже действовал паром. За двенадцать столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский по пути в Землю Обетованную. Сейчас это территория Королевства Иордания, и река служит границей между ним и Израилем.

Из всех евангелистов только св. апостол Иоанн Богослов указал место Крещения Господня: «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1:28). Точно определить его помогло изучение евангельского повествования и записей паломников византийского и более поздних периодов. С 1967 года, со времени «шестидневной войны», это место было закрыто для верующих, и только несколько лет назад оно стало доступным для туристов и паломников, которые теперь ежегодно становятся свидетелями чуда: в день Крещения Господня воды Иордана поворачивают вспять. В этот день от стен греческого монастыря Иоанна Предтечи, находящегося в полукилометре от реки, начинается крестный ход. Процессия, ведомая Иерусалимским Патриархом, спускается к Иордану, на берегах которого уже толпятся тысячи верующих. Здесь Патриарх служит водосвятный молебен, по окончании которого он троекратно выпускает в небо по одному белому голубю – это символизирует явление из воды Святого Духа. Процессия спускается прямо к реке. Здесь Патриарх троекратно опускает крест в воду. И происходит чудо. Вода начинает бурлить, и Иордан поворачивает вспять под ликующие возгласы собравшихся.

Дом паломника

В 2006 году правительство Иордании приняло историческое решение: передать Российской Федерации в бессрочное и безвозмездное пользование участок земли у реки Иордан в евангельской Вифаваре – для устройства русского паломнического центра.

В ноябре 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил паломничество на Иордан. «Освящая воду, мы призываем силу благодати Божией, силу Духа Святого, чтобы она соединилась с природным естеством оды и наполнила воду, которая при этом продолжает сохранять все свои физические и химические качества, силой иного бытия. Мы знаем, что так и происходит и святая вода, обладая этой силой, вспомоществует людям в болезнях, печалях, воздыханиях», – сказал Патриарх.

И вот шесть лет спустя, 26 июня 2012 года, состоялось освящение странноприимного дома и часовни при нем. Его совершил Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. Вечером того же дня Президент России Владимир Путин возглавил церемонию открытия странноприимного дома.

А 13 ноября 2012 года в странноприимный дом на реке Иордан прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил великое освящение воды Иордана у Русского дома паломника. «Освящая воду, мы призываем благодать Святого Духа, чтобы она соединилась с физическим естеством воды и наполнила воду силой иного бытия. Знаем, что так и происходит – святая вода помогает людям в болезнях, в печалях», – сказал Патриарх Кирилл.

Комплекс состоит из основных и вспомогательных зданий общей площадью 8,5 тыс. кв. м и включает в себя паломническую гостиницу, храм, трапезную, дом приема почетных гостей, инженерные сооружения. И если, по промыслу Божию, в этом регионе сохранятся мир и согласие, православные верующие смогут беспрепятственно приезжать в Русский дом паломника как со стороны Иордании, так и со стороны Израиля, чтобы именно здесь, в Вифаваре, приобщиться к великому таинству Крещения Господня.

Советы паломнику

Ваше паломничество начинается уже в аэропорту. Регистрация на рейс – за 3 часа до вылета. Сотрудники авиакомпании (как на территории РФ, так и на израильской территории) могут задавать вам самые разные и неожиданные вопросы. Отвечайте спокойно, без раздражения, не пытайтесь иронизировать или разговаривать на отвлеченные темы.

Обувь

Обувь должна быть удобная, проверенная, желательно не новая. Возьмите с собой запасные туфли (ботинки, кроссовки) и тапочки, а также пластырь (и привычная обувь иногда начинает натирать ноги).

Одежда

Одежды должно хватить на всю поездку. Ваше пребывание на Святой Земле будет очень насыщенным, а стирать, сушить и утюжить вещи будет некогда. Поэтому предпочтение отдавайте немнущимся, удобным и компактным вещам. Не забудьте зонтик или легкую куртку. Желательно иметь с собой полотенце и резиновые тапочки, а также купальный костюм, солнцезащитные очки и крем, а также увлажняющие кремы.

Для посещения церквей просьба одеваться соответствующим образом: вам не позволят войти в храм в шортах и слишком открытых платьях, колени и плечи должны быть прикрыты.

Сувениры

Святыни, которые вы сможете приобрести в Израиле:

33 свечи, связанные в пучок и символизирующие количество лет Христа;

Масло от Гроба Господня;

Воду из Иордана;

Вино из Канны Галилейской;

Маленький деревянный крест со святой землей, который обычно паломники несут с молитвой по Крестному Пути;

Иконы и книги (путеводители по Израилю).

Омовение в реке Иордан

Для омовения нужно иметь специальную длинную сорочку с рукавом. Ее можно взять из дома или купить в Израиле, непосредственно у реки Иордан, по цене от 5 до 25 долларов. Под рубашку лучше надеть купальник: белая ткань при намокании становится прозрачной. Если пользуетесь своей рубашкой, вам придется оплатить услуги раздевалки – 2 доллара.

Требы

Почти во всех храмах на Святой Земле требы принимаются на пожертвование примерно около 1 доллара. Просьба заранее подготовить дома все записки, чтобы не тратить время, которого будет мало на святых местах. Напечатайте примерно по 30 одинаковых записок о здравии и упокоении на русском языке (печатными буквами), по 10–15 имен в записке.

Чаевые

Обслуживающему персоналу, гиду и водителю принято оставлять чаевые. Рассчитываются они, как правило, по 1–2 доллара с человека в день для водителя и для гида. Необходимо также взять с собой деньги для оплаты входа в святые места, закрытые для общего доступа. По стандартной программе это, как правило, составляет около 25 долларов.

Борис Владимиров

Христианский праздник Крещения установлен в память о крещении Иисуса Христа. В православии входит в число особо почитаемых двунадесятых праздников. В XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря.

Что известно об этом событии? Иисус решил креститься уже в зрелом возрасте. Произошло это в водах реки Иордан. А выполнял обряд Иоанн Креститель. Подробности рассказывает «АиФ-Ростов».

Во сколько лет крестился Иисус Христос?

Согласно евангельскому повествованию, чтобы принять крещение Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю в 30-летнем возрасте - значит, в 30 году от Рождества Христова (или нашей эры). Следовательно, это было 1988 лет назад.

Согласно всем трём Евангелиям (от Матфея, Марка и Луки), во время крещения на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно голос с небес провозгласил: «Ты сын мой возлюбленный; в тебе моё благоволение!»

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. 40 дней он «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни…».

Что известно о Крестителе?

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев пришедшего Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

На это получил такой ответ: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа, которое рассматривается как первое событие общественного служения Крестителя.

После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились».

Крещение Христово связывают с появлением первых из 12 апостолов. Считается, что начало этому положила проповедь Иоанна Крестителя на следующий день после крещения Иисуса. «… Увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом».

Где происходило крещение?

Из разных источников известно, что крещения Иисуса Христа произошло на реке Иордан в селении Вифавара. Но где доподлинно находится это самое место, спорят до сих пор. Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Вид на Аль-Махтас (Вади аль-Харар) из Каср аль-Яхуда, предполагаемое место Крещения Иисуса Христа. Современный православный храм Иоанна Предтечи. Фото: Commons.wikimedia.org / Idobi

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в четырёх километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море, рядом с переправой.

Позже, благодаря мозаике с указанием всех христианских Святынь в храме Святого Георгия, в Иорданском городе Мадаба, удалось выяснить, что место крещения Иисуса Христа находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.

Примечательно, что в том месте, где почти две тысячи лет назад происходил обряд Крещения, воды уже нет - река сменила русло.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологи обнаружили руины трех византийских церквей и мраморную плиту. Предполагают, что на ней стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа.

Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствованиях паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.



Рассказать друзьям