Исцеление бесноватого отрока. Евангелие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Толкование на Евангельское чтение

Митрополит Сурожский Антоний

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне... Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели - но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. – Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ – или, вернее, свобода – от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя , стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной – но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению. Аминь!

В сегодняшнюю Неделю мы слушали с вами евангельское зачало об исцелении нашим Спасителем бесноватого отрока – того отрока, за которого просил отец после Преображения Господня. Господь, спустившись с горы Фавор, преобразившись там пред учениками своими, дав им вкусить, можно сказать, что такое есть истинная райская сладость, по спуску с горы даёт им осознать, что есть на самом деле ад. Это терзание человеческих душ, это мука беспросветная. Человек страдает не только за себя, но и за своих ближних.

Подходит отец к Господу и говорит Ему о том, что сын его жестоко беснуется, и в новолуние бес его кидает – и он постоянно бросается то в огонь, то в воду. Он просил учеников исцелить его сына, поскольку, возможно, слышал, что апостолам была дана власть Христом исцелять недуги, бесов изгонять и чудеса творить. Но ученики не смогли этого сделать. И тогда отец припадает к ногам Спасителя, и Господь говорит такие слова: «О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас» (Мф. 17: 17). Вот очень непростые слова для понимания, которые произносит Христос. К кому они адресованы?

Но есть толкователи всё-таки, которые относят эти слова к человеческому роду. Каким образом мы можем согласиться с ними и можем ли? Да, действительно, можем. Не случайно отец говорит о том, что отрок его кидается из огня в воду. Что символически это значит? Мы знаем с вами человеческую поговорку, что человек прошёл «сквозь огонь и воду, и медные трубы». Она относится к тому человеку, который испытал массу искушений в своей жизни. Медные трубы – это та слава, которая часто начинает окружать человека, и он попадая в неё, часто не в силах бывает устоять. Медные трубы стоят последними в этом изречении, потому что это самое страшное духовное искушение и не всем суждено пройти через него. Но что обозначают огонь и вода?

Святые толкователи говорят нам, что огонь обозначает искушения, связанные с гордостью человеческой, с надмением человеческим. Потому что, когда гордость начинает довлеть в нас, то всё в нас как будто горит, мы осуждаем ближнего и готовы его испепелить. И вот это искушение огнём каждому из нас знакомо. Что такое вода? Вода символически обозначает искушения, связанные, скажем так, с подчревной областью, с низменными инстинктами. И каждый из нас знает, что и здесь, подпадая под это искушение, мы находимся часто на волоске от того, чтобы не совершить страшнейший грех. Поэтому в определённом смысле слова отца об отроке, о том, что бес постоянно кидает его то в огонь, то в воду, относятся и к каждому из нас.

И вот когда мы ставим вопрос, что нам сделать, чтобы этого избежать, ведь, действительно, вне зависимости от того, где мы находимся и среди кого мы постоянно проявляем эти величайшие страсти. Вне зависимости от того, человек богат или очень беден – всё равно он проявляет гордость, человек богат или очень беден – всё равно он имеет в себе воду низменных страстей.

Мы знаем, что однажды Господь похвалил вдовицу, которая в Великий Вторник положила две лепты в сокровищницу Иерусалимского Храма. Господь наблюдал, что многие клали по очень многу, но она положила две лепты, а Христос сказал апостолам: «Истинно говорю вам, что она положила больше всех, потому что все клали от избытка своего, а она положила всё пропитание своё, всё, что имела» (см.: Мк. 12: 43-44). Вот какую оценку Господь даёт внутреннему движению души человеческой. Всё зависит от намерений и от расположения. А это значит, что Господь точно так же может сказать вне зависимости от того, бедные мы или богатые, если мы от всей злости и скудости ожесточённого сердца своего даже шёпотом, даже в мыслях произносим по отношению к какому бы то ни было человеку самое маленькое слово, даже междометие, — но это сказано именно от избытка злого сердца, — то Господь может сказать, что, смотрите, многие клали помногу и ругались помногу, но вот он, шепнувший это междометие, сделал самый страшный грех, потому что им убил своего ближнего. Вот как страшен грех этого духовного огня, в который постоянно кидает нас бес.

Без комментариев, конечно, оставим то, что связано с водой. Но когда зададимся вопросом, что нам делать, чтобы избавиться от всего этого, Христос отвечает нам очень просто — [это происходит] по неверию вашему, потому, что сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17: 20-21)… А что это значит? Если мы соединим всё вместе: вера, молитва и пост, — то получится у нас не что иное, как послушание Господу, послушание Церкви, её мудрому Божественному промыслу. Нам очень часто кажется, что то, что Церковь пытается заставить нас делать – это всё не о том, потому что у нас другие проблемы и другое мироощущение, да и мы вообще немножко – немножко! – поправославнее, чем остальные люди, для которых существуют эти заповеди. Но не тут-то было! Ведь Церковь мудрее нас и то, что она нас просит изо дня в день: молитвенное правило (утренние, вечерние молитвы); делай так, чтобы хотя бы раз в три недели исповедоваться и причащаться, будь обязательно на вечернем богослужении перед тем днём, в который ты причащаешься, — всё это не просто так! Это не для нас, как нам кажется, говорит Святая Церковь, — но именно для нас все эти слова!

И сейчас, когда идёт Успенский пост и мы с вами постимся и молимся, то помолимся Господу и о том, чтобы Он нам дал послушание этому мудрому и спасительному голосу Церкви. Чтобы не пренебрегать всем тем, что она заповедует нам, чтобы обращать как можно больше внимания не на глобальные вещи,.. а на те мелочи, из которых всё это дело и состоит. И тогда мы, действительно, сможем признать и засвидетельствовать, что да, все мы мучимы бываем этим страшным духом, который бросает нас то в огонь, то в воду, и увидеть спасительность послушания и смирения, к которому призывает нас Святая Церковь. Аминь.

Мф. XVII, 14-21: 14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. 17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. 18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. 19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? 20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Мк. IX, 14-29: 14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. 15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. 16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними? 17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. 19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. 20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. 21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. 23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. 24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. 25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. 26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. 27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. 28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? 29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Лк. IX, 37-43: 37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. 38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: 39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. 40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. 41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. 42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. 43 И все удивлялись величию Божию…

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

10. Исцеление бесноватого отрока: о важности веры, молитвы и поста

(Мф. XVII, 14-23; Мк. IX, 14-32; Лк. IX, 37-45)

Об этом исцелении повествуют все три синоптика, указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножья горы. По св. Марку ученики имели спор с книжниками. Тот же Марк свидетельствует, что «весь народ», увидев Христа, сошедшего с горы, «ужасеся», вероятно потому, что на лице Его и на всей наружности сохранился еще некий отблеск той славы, которой Господь просиял на Фаворе. Некий человек обратился к Господу с просьбой исцелить его сына, который в новолуния беснуется и тяжко страдает, бросаясь то в огонь, то в воду. Он добавил при этом, что приводил его уже к ученикам Христовым, но те не могли исцелить его. Услышав, что ученики Его не могли исцелить страждущего, хотя Он и дал им власть над нечистыми духами, Господь воскликнул: «О роде неверный, (не имеющий веры) и развращенный (не в смысле развратный, а в смысле: превратно чувствующий), доколе буду с вами, доколе терплю вас?» Одни толкователи относят этот упрек Господа к ученикам Его, По недостатку веры своей не бывших в состоянии Исцелить бесноватого, другие – ко всему народу иудейскому. Св. Матфей повествует затем, что Господь повелел привести к себе отрока и «запретил духу нечистому», и «бес вышел из него». Евангелисты Марк и Лука приводят некоторые подробности. Когда отрок был приведен, с ним случился страшный припадок бешенства. На вопрос Господа, как давно это приключилось с отроком, отец отвечал, что с младенчества и прибавил: «Аще что можеши, помози нам, милосердовав о нас». На это Господь отвечал: «Еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему». Отец несчастного отрока со слезами возопил: «Верую, Господи, помози моему неверию», т.е. со смирением признал, что вера его несовершенна, недостаточна. Это смиренное исповедание было вознаграждено: чудо исцеления отрока совершилось.

Во время этого пребывания Господа с учениками в Галилее Он опять «учил учеников Своих и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческия, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (Мар. 9:31-32). Господь видел, что теперь ученикам Его особенно нужно знать о близости Его страданий, смерти и воскресения, а потому неоднократно повторяет им это, чтобы лучше запечатлеть это в их памяти и Подготовить их к этому. Но им, все еще не отрешившимся от обычных иудейских представлений о Мессии, все это казалось чем-то непонятным.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Исцеление бесноватаго

(Мф. 17:14-21; Мк. 9:14-29; Лк. 9:37- 43)

Укрепив веру ближайших к Себе учеников явлением им славы Своего Божества и приготовляя их к борьбе с исконным врагом Человечества диаволом, Иисус не оставил и других учеников без поддержки и наставления. Случай к этому представился на другой день после возвращения Его с горы Преображения.

К Апостолам, ожидавшим у подошвы горы сошествия Учителя, приве​дён был для исцеления бесноватый отрок; но они не могли исцелить его. Когда же возвратился Иисус Христос, к Нему обратился отец несчастнаго отрока с просьбой исцелить его сына, заявив при этом, что Апостолы не могли исполнить его просьбы. Упрекнув учеников и бывший при этом народ в неверии и развращённости, Иисус разспросил отца о том, давно ли страда​ет бесноватый и в чём выражаются действия беснования, и потребовав от отца веры в возможность исцеления, действительно изгоняет беса и отдаёт отцу совершенно здороваго отрока.

Когда вошли в дом, ученики наедине спросили Иисуса: почему мы не могли изгнать беса из страдавшаго отрока? Он отвечал: «по неверию ваше​му», и при этом объяснил им, что род сей (бесовский) изгоняется только молитвой и постом, прибавив, что если бы они имели веру с зерно горчич​ное, то могли бы и горы переставлять с места на место.

Так, в этом наставлении Своим ученикам Иисус указывает три важных средства для победы над диаволом: пост и молитву , как средства, освобождающия душу от грубых чувственных стремлений и приближающия к Богу - источнику высшей духовной силы, и веру , как средство, соединяющее человека с Богом и делающее его таким же могущественным, как и Сам Творец.

1. Ученики Иисуса Христа не могли исцелить бесноватаго, конечно, по недостатку веры у них, и ещё более у тех, которые привели бесноватаго. Иисус Христос, по сошествии с горы, застал нескольких книжников, спорящих с учениками Его. Предметом спора, вероятнее всего, было исцеление. Книжни​ки могли требовать от учеников показать, какой силой они изгоняют бесов. Сам отец бесноватаго, как видно, находился на стороне книжников: всё это могло влиять на учеников и воспрепятствовать им совершить чудо. Вот почему Иисус Христос, при рассказе о неисцелении бесноватаго, обратился и к ним и к окружающим их книжникам с упрёком в неверии и развращённости.

2. В доказательство силы веры Иисус Христос указывает ученикам, что если бы они имели веру, как зерно горушно , то могли бы передвигать горы с места на место.

Иногда спрашивают: почему же мы не видим или не знаем случаев такого передвижения гор силой веры? Происходит ли это от недостатка веры у людей настоящаго времени, или от невозможности для верующих совершать такия дела, какия Иисус приписывает силе веры? Но здесь забывают, что если не всякий верующий и не всегда пользуется верой как силой, совершающей чуде​са, то потому, что та же вера, которая в состоянии двигать горы, удержит его от безплоднаго и суетнаго передвижения гор, когда оно не будет вызвано крайней необходимостью и не может быть совершено обыкновенными средствами Че​ловеческими.

Что касается возможности для веры совершать такия черезвычайныя действия, как передвижение гор, то сомневаться в этом - значит сомневаться вообще в возможности чудес. Здесь естественно возникает вопрос о чудесах.

Не касаясь принципиальнаго решения этого важнаго вопроса, скажем вкратце, что если и в наш век неверия и сомнения в сверхъестественном и духовном случаются факты, которые нельзя объяснить ни действием известных сил фи​зических, ни искусством Человеческим и которые людьми верующими относятся к области чудес, каковы, например, многия черезвычайныя исцеления, то нет никаких оснований сомневаться в возможности чудес. А чудесное исцеление больного ничуть не ниже чудеснаго передвижения горы, с тем только различием, что в последнем случае чудо простирается на грубую бездушную природу, в то время как при исцелении на органическую и нравственную жизнь больного.



Рассказать друзьям