Иванников основы психологии курс лекций читать онлайн. Введение в психологию

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

В лекциях рассматриваются сложные проблемы происхождения психики, критерии сс наличия у разных видов живых существ, принципы поведения животных и становления человека как социального существа и личности.
Это нс просто учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название «психика». В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий «поведение - деятельность», «психика - сознание - бессознательное», представление о природе и сущности человека. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», будет полезна аспирантам и педагогам.
Книга рекомендована Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Философский анализ психики.
В этой лекции мы проведем философский анализ психики. С самого начала я хотел бы отметить, что это понятие вводится в психологию двояким образом.

Во-первых, оно вводится как объяснительное, т. е. призванное объяснить известные факты учета в своем поведении человеком и животными событий и предметов внешнего мира до реального физического столкновения с ними, т. е. до физического контакта. Первичным фактом для психологии является не наличие какой-то неясной по природе таинственной психики, а способность некоторых живых существ учитывать в своем поведении внешний мир, считаться с ним при выборе способа поведения и его осуществлении (предметы, события, явления). Учитывать не физически, сталкиваясь с ними, а заранее, до физического взаимодействия с объектом или до наступления определенных событий. Чтобы объяснить эти факты, предлагается знаменитое не только для психологии решение - объект, проявляющий такое необъяснимое качество или поведение, наделяется особой способностью, котопая позволяет понять это необъяснимое (например, наличие флогистона у горючих предметов). Живые существа, способные к такому поведению, наделяются способностью отражать внешний мир, т. е. душой или психикой, как одной из форм отражения.

Вы понимаете, что в этом случае психика вводится не как факт, реальность или, точнее, не как название реальности, а как объяснительное понятие (теоретический конструкт), призванное как-то интерпретировать особенности поведения живых существ, в частности их способность заблаговременного учета предметной среды. С помощью такого теоретического конструкта мы получаем возможность объяснить то, что непонятно. Другое дело, что этот теоретический конструкт со временем принимается за название реальности и обрастает массой подробностей, свойств и характеристик, которые надо изучать и объяснять.

Содержание
Предисловие
Часть первая. Введение в психологию
Лекция 1. Психология как наука и практика. Предмет и задачи психологии
Лекция 2. Философский анализ психики
Лекция 3. Эмпирические характеристики психики. Критерии психического. Необходимость психики в эволюции
Лекция 4. Поведение и деятельность. История исследований
Лекция 5. Деятельность
Лекция 6. Поведение и психика животных
Лекция 7. О природе и сущности человека
Лекция 8. Присвоение общественно-исторического опыта и формирование высших психических функций
Лекция 9. О сознании
Лекция 10. О сознании и бессознательном
Часть вторая. Мотивационная сфера личности
Лекция 11. Личность
Лекция 12. Потребности
Лекция 13. Субъективная представленность и опредмечивание потребностей
Лекция 14. Эмоции
Лекция 15. Мотивация деятельности
Лекция 16. Воля
Часть третья. Познавательная сфера личности
Лекция 17. Ощущение и восприятие
Лекция 18. Мышление
Лекция 19. Внимание
Лекция 20. Память
Послесловие.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы психологии, Курс лекций, Иванников В.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

09
сен
2012

Введение в психологию. Курс лекций (Иванников В. А.)

Формат: PDF (Отсканированные страницы)
Иванников В. А.
Год выпуска: 2006
Жанр: психология (учебник)
Издательство: АСОУ
Язык: Русский
Количество страниц: 156
Описание: Издаваемые лекции являются первой частью общей психологии, именуемой «Введение в психологию».
В лекциях рассматриваются сложные проблемы происхождения психики, критерии ее наличия у разных видов живых существ, принципы поведения животных и становления человека как социального существа и личности.
Это не учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название психика.
В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий поведение-деятельность, психика-сознание-бессознательное, представление о природе и сущности человека.


18
окт
2018

Введение в психологию Юнга (Робин Робертсон)


Автор: Робин Робертсон
Год выпуска: 1999
Жанр: Психология и психотерапия
Издательство: Феникс, Ростов н/Д,
Язык: Русский
Количество страниц: 306
Описание: Это книга о психологии, открытой Карлом Густавом Юнгом в первой половине XX века, и ее значении для всех нас, вступающих в новый мир XXI века. Юнг был поистине оригинальным мыслителем, чьи идеи до сих пор остаются в значительной степени неизвестными или непонятыми. Юнг не всегда был прав; это свойственно первооткрывателям. Его взгляд на реальный мир настолько отличался от бытовавшего мировоззрени...


25
янв
2014

Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности (Гримак Леонид)


Автор: Гримак Леонид
Год выпуска: 2011
Жанр: Психология
Издательство: Нигде не купишь
Исполнитель: Репина Светлана
Продолжительность: 13:05:50
Описание: В книге доктора медицинских наук, профессора Л.П.Гримака в популярной форме излагаются научные данные, характеризующие возможности и закономерности самоорганизации и самопрограммирования психической деятельности, раскрываются пути их использования. По мнению автора, только активное, целенаправленное созидание жизни в себе и вокруг себя, соединенное с высокой психологической культурой и нравственностью, может сл...


08
фев
2014

Человек для самого себя. Введение в психологию этики (Фромм Эрих)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Фромм Эрих
Год выпуска: 2007
Жанр: Психологи
Издательство: Ардис
Исполнитель: Илья Прудовский
Продолжительность: 11:19:29
Описание: В книге «Человек для самого себя» рассматриваются этико-психологические проблемы самореализации человека. Фромм полагает, что психологию нельзя отделить от философии этики и социологии, поскольку мотивы человеческого поведения во многом определяются ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется психическое здоровье и благополучие. Фромм анализирует различные ориентации характера в процессе ассимиляции и социализаци...


17
мар
2008

Финансовый менеджмент: Курс лекций

Жанр: менеджмент
Автор: Гридчина М.В.
Издательство: МАУП
Страна: Россия
Год выпуска: 2002
Количество страниц: 160
Описание: В предлагаемом курсе лекций рассмотрены основные методы и приемы эффективного управления финансовыми ресурсами, активами предприятия и финансовыми рисками. Особое внимание уделено методам управления капиталом предприятия, оборотными средствами, инвестиционным портфелем, формированием и использованием прибыли, а...
Качество: Отсканированные страницы
Формат: PDF


10
авг
2010

Курс лекций "Смысл Времени" (Гейдар Дж. Джемаль)

Год выпуска: 2005
Автор: Гейдар Дж. Джемаль
Жанр: Аудиолекции
Издательство: Исламский комитет России
Исполнитель: Гейдар Дж. Джемаль
Продолжительность: 08:18:11
Описание:
Цитата: "Все грехи человеческие происходят от невежества." Имам Али ибн Абу Талиб, Нахдж уль-Балаге Курс лекций по политической философии Ислама, прочитанных в различных аудиториях, для широкого круга слушателей. В лекциях поднимаются исторические, социальные, философские и теологические вопросы существования как отдельной личности, так и общества в целом, представлено их специфичное и неожиданное решение в контексте Ислама. ...


18
июн
2017

Русская история. Полный курс лекций (Ключевский Ваилий Осипович)

ISBN: 5-94849-564-7, Историческая книга
Формат: FB2, eBook (изначально компьютерное)
Автор: Ключевский Ваилий Осипович
Год выпуска: 2004
Жанр: История.
Издательство: Олма-ПРЕСС Образование
Язык: Русский
Количество страниц: 831
Описание: Знаменитый курс лекций великого русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911). Экономические, духовные, политические стороны русского общества, взвешенность в оценках и аккуратность в выборе источников по праву стяжали курсу лекций В.О.Ключевского славу классического труда, который может и должен служить примером всем последующим поколениям истор...


10
янв
2016

Операционная система Linux. Курс лекций. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное (Георгий Курячий, Кирилл Маслинский)

ISBN: 978-5-97060-390-1
Формат: PDF, OCR без ошибок
Автор: Георгий Курячий, Кирилл Маслинский
Год выпуска: 2016
Жанр: Компьютерная литература, программирование
Издательство: ДМК Пресс
Серия: Библиотека ALT Linux
Язык: Русский
Количество страниц: 348
Описание: В курсе даются основные понятия операционной системы Linux и важнейшие навыки работы в ней. Изложение сопровождается большим количеством практических примеров. Данный курс может рассматриваться как учебник для студентов, начинающих обучение по специальностям в области информатики и ещё не знакомых с ОС Linux. В первой части курса вводятс...


04
июн
2017

ISBN: 5-901841.28-Х
Серия: Александрийская библиотека. Античность
Формат: PDF/DjVu, Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Бузескул В.П.
Год выпуска: 2005
Жанр: Древний мир, История
Издательство: Издательский дом «Коло»
Язык: русский
Количество страниц: 672
Описание: Книга виднейшего историка античности В. П. Бузескула (1858-1931) посвящена обзору исторической традиции в исследованиях древней Греции - как исторической мысли самих древних греков (от Геродота до Полибия), так и изучению древнегреческой истории в новое время (от Вольфа и Нибура до Белоха и Пёльмана). Это прои...


18
июн
2018

Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник) (Константин Суриков, Людмила Пугачева)

ISBN: 9785040534470
Формат: PDF, eBook (изначально компьютерное)
Автор: Константин Суриков, Людмила Пугачева
Год выпуска: 2008
Жанр: философия
Издательство: Товарищество научных изданий КМК
Язык: русский
Количество страниц: 135
Описание: Работы, собранные в данном сборнике, являются смысловой реконструкцией философских семинаров по теоретической и практической эпистемологии, проведенных специалистом в области эпистемологии, экзистенциальной философии и психотерапии К. А. Суриковым в 2002–2007 гг. (Саратов, Москва). Авторский метод практической философии опирается на осознании метафизических ос...


04
апр
2014

Введение в сексологию (Игорь Кон)

Формат: аудиокнига, MP3, 96 kbps
Автор: Игорь Кон
Год выпуска: 2005
Жанр: Психология
Издательство: Говорящая книга
Исполнитель: Сергей Кирсанов
Продолжительность: 12:12:56
Описание: Игорь Семенович Кон - современный российский историк, философ, основатель и первый президент Исследовательского комитета по истории социологии Всемирной социологической ассоциации. Автор свыше 40 книг и 300 статей, многие из которых переведены на иностранные языки. Данное издание рассматривает сексологию как дисциплину, включающую в себя множество историко-культурных и социально-психологических проблем и вопросов, ...


30
авг
2018

Введение в языковедение (А.А. Реформатский)

ISBN: 978-5-7567-0377-1, Классический учебник
Формат: FB2, eBook (изначально компьютерное)
Автор: А.А. Реформатский
Год выпуска: 2007
Жанр: Филологические науки
Издательство: Аспект Пресс
Язык: Русский
Количество страниц: 536
Описание: Предлагаемая книга - пятое уточненное издание известного учебника (Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967), соответствующего стандартной программе курса «Введение в языкознание». Книга содержит развернутые сведения по всем основным разделам языкознания и может служить не только стандартным учебником, но и ценным справочником по вопросам общего язы...


06
мар
2018

Введение в античную нумизматику (Казаманова Л.Н.)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Автор: Казаманова Л.Н.
Год выпуска: 1969
Жанр: Учебное пособие
Издательство: Издательство Московского университета
Язык: Русский
Количество страниц: 305
Описание: Задачей учебного пособия «Введение в античную нумизматику» является, прежде всего, ознакомление читателя с историей монетного дела в античном мире. В отличие от чисто нумизматических исследований, посвященных в большей своей части изучению конкретных нумизматических вопросов, автор пытался дать изложение проблем истории монеты и денежного обращения в древности на широком историческом фоне. Поэтом...


05
фев
2012

Введение в психоанализ. Лекции (Зигмунд Фрейд)

Формат: аудиокнига, MP3, 64kbps
Автор: Зигмунд Фрейд
Год выпуска: 2011
Жанр: Психология, философия
Издательство: Нигде не купишь
Исполнитель: Павел Ершов
Продолжительность: 25:46:00
Описание: Введение в психоанализ. Лекции - одно из самых знаменитых сочинений Фрейда, рассчитанное на широкую читательскую аудиторию. В его первой части (с 1-й по 28-ю лекции) Фрейд с увлечением излагает свой подход к бессознательному, сновидениям, теории неврозов и некоторым техническим вопросам в том виде, как он был сформулирован к моменту прочтения лекций в Вене в 1916-1917 гг. От некоторых изложенных здесь п...


13
июн
2010

Введение в математическое моделирование (П.В. Трусов)

Человек - общественное существо. В этом его отличие от других живых су­ществ. Это значит, что главное место в его жизни занимает решение не биологичес­ких задач (питание, защита от неблагоп­риятных условий среды, поддержание вида), а социальных, общественных задач (про­изводство, воспитание и обучение, наука и культура и пр.). Это значит, что в его пси­хике главное место занимают не природ­ные образования, а свойства, приобретен­ные при жизни в обществе. Эти новые свойства есть не что иное, как присвоен­ный человеком исторический опыт чело­вечества. <...>

Вне общества человек не может жить. Ребенок, лишенный в раннем возрасте кон­тактов с людьми, вырастает разве что в че­ловекообразное существо. Известно, что слепоглухие от рождения (или потерявшие зрение и слух в первые годы жизни) нор­мально растут, но психика их остается пол­ностью неразвитой. Проходят годы, но в психике и в поведении таких детей не вы­рабатывается ничего или очень мало чело­веческого. Только специальными приема­ми, включающими ребенка в совместную со взрослыми деятельность, можно присоеди­нить таких детей к обществу, сформиро­вать у них полноценную человеческую пси­хику.

Без контактов со взрослыми ребенок не становится человеком. Даже в нор­мальной, по общему мнению, семье ребе­нок, лишенный настоящих, богатых кон­тактов, развивается неполноценно. Ребенок - "локатор, настроенный на тысячи ис­точников" информации, "раздражителей". Окружающие его взрослые что-то прием­лют, а что-то осуждают в тех, кто живет и работает с ними рядом, терпимы или нетерпимы к слабостям других, быстро и искренне откликаются на их горе или проявляют нравственную глухоту, при­ходят на помощь или отходят в сторон­ку - совокупность всех этих и многих других качеств и составляет живой пор­трет взрослого, зеркально отражаемый в портрете ребенка. Закон зеркальности - неумолимый закон воспитания. <...>

Всей живой природе свойственно тяго­тение к группе, к объединению. Чаще все­го объединения связаны с продолжением рода. Но нередки сообщества животных, направленные в основном на совместную добычу пищи, защиту от врагов, неблагоп­риятных условий внешней среды и т.д. Для людей объединение в сообщество является необходимым условием: почти все их по­требности удовлетворяются посредством коллективной трудовой деятельности об­щества; формирование сознания людей так­же происходит только в обществе. Произ­водя предметы потребления, люди вступают друг с другом в определенные отношения, координируют усилия, обмениваются ре­зультатами труда. Ребенок не сможет при­нять участие в жизни общества, не научив­шись общаться с другими людьми и не усвоив форм и приемов человеческих взаи­моотношений.

Поведение человека всегда вариативно, отличается даже в похожих ситуациях, и при сравнении поведения отдельных лю­дей может возникнуть вопрос: а сущест­вует ли вообще сходство в поведении?

Вот взять, скажем, крайнюю форму от­рицательных поступков ребят - правона­рушения. Зачастую у похожих поступков разные мотивы. Один украл ружье, чтобы иметь престижную в глазах товарищей вещь, другой - чтобы защитить себя от грубости отца-алкоголика, один угнал чу­жой автомобиль ради "шикарной" поезд­ки в лес, другой - чтобы показать друзь­ям, что он не трус. Исследователи пытаются заглядывать глубже кажущихся различий или подобий в поступках. Социальная пси­хология рассматривает людей как членов, участников различных групп.

Живя в обществе, человек принадлежит одновременно стране, нации, классу, партии, трудовому коллективу, семье, дружеской компании и пр. Эти объединения раз­личны и по причинам, их породившим, и по сложности отношений внутри них, и по степени и форме зависимости человека от них. Но во всех случаях человек, являясь членом одной или нескольких групп, не может вести себя без учета норм поведе­ния данной группы. Каждый из нас дей­ствует с учетом мнения других о наших поступках, особенно мнения тех соци­альных групп, к которым мы принадле­жим. Эта ориентация на общественное мнение проявляется по-разному. Либо не­посредственно в нашем поведении, когда мы действуем так, как того требует и ждет от нас группа, что не всегда соответствует нашим желаниям; либо в эмоциональных переживаниях, когда мы поступаем не так, как того хотят окружающие, отступаем от правил и переживаем это отклонение от "нормы"; либо в мысленных поисках - прежде всего для самих себя - аргумен­тов, оправдывающих наше поведение, если оно отличается от принятого в обществе.

Общественное мнение во все времена было реальной силой. Его призывали на помощь, старались обмануть, боялись. Эта зависимость от общественного мнения великолепно выражена в известных словах Фамусова: "Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" или в другом не менее популярном замечании о том, что "...злые языки страшнее пистолета". Как могут влиять мнения группы на поведение ее членов, показывают наблюде­ния исследователей в различных коллективах.

При опросе учащихся одной из школ было выявлено: ребята осуждают списы­вание контрольных работ. Но если младшие (1-4-й классы) осуждают и тех, кто списывает и тех, кто дает списывать, то в 7-8-х классах ребята осуждают списыва­ние вообще, но считают, что еще хуже не помочь товарищу на контрольной. Если тот, кто сделал контрольную, откажет в помощи тому, кто не сделал и обратился к нему, его все осудят. Для школьников стар­ших классов мнение сверстников часто сильнее учительского. Действовать в согла­сии с мнением своих товарищей по классу нередко важней, чем в согласии со своим внутренним "Я". Статистика правонару­шений говорит, что почти пятая часть под­ростков, совершивших преступление, сде­лала это, стремясь доказать свою взрослость и получить одобрение своей группы.

Необходимо помнить, что под влияни­ем группы человек изменяет не только свое поведение и свои сознательные оценки. Ка­чественно меняются и другие свойства- характеристики отдельных психических процессов: пороги восприятия, объем памяти, продуктивность мышления и пр. Ин­тересные результаты были получены пси­хологами при исследовании изменений болевой чувствительности человека в индивидуальных и групповых опытах. Вна­чале у каждого школьника (12-14 лет) определяли порог болевой чувствительно­сти к электрическому току. Экспери­ментатор постепенно увеличивал силу тока до тех пор, пока подросток условным сиг­налом не сообщал, что он больше не может переносить боль. Предельная величина переносимой силы тока у разных ребят оказывалась разной. Затем объединили в пары школьников с близкими порогами болевой чувствительности и повторили опыт. В этих условиях все участники опытов переносили силу тока в среднем на 13% большую, чем в первом опыте. В тре­тьей серии опытов каждый подросток вы­бирал себе партнера для парных испыта­ний самостоятельно. И пороги болевой чувствительности увеличились еще боль­ше - в среднем на 37%. О чем говорят эти опыты? О том, что даже то, как преодо­левают подростки боль, зависит от группо­вого влияния, а не просто от их силы воли.

Влияние группового мнения выявля­ется, например, при зрительной оценке длины линий. Испытуемому школьнику предъявлялась на карточке эталонная ли­ния, а затем его просили найти равную ей на другой карточке, где были изображены три линии разной длины. Если опыт прово­дился с каждым учеником отдельно, то ученик решал задачу правильно. Но вот экспериментатор подговаривал нескольких ребят давать неправильные ответы, т.е. фор­мировал группу из 7-8 человек, которая давала заведомо неверные ответы в при­сутствии наивного испытуемого, отвечав­шего последним и не знающего о сговоре всех остальных участников опыта. Из 123 таких испытуемых 37%, следуя мнению группы, дали неверные ответы. А осталь­ные хотя и дали правильный ответ, но волновались, считая, что он может быть ошибочным. В этом опыте показана роль группового давления и механизм подчи­нения ему, проиллюстрировано участие группы в выработке установок у своих членов. <...>

Если в семье у родителей и в среде взрослых родственников выработаны еди­ные подходы и мнения к различным ду­ховным ценностям и об этом говорится вслух постоянно и доказательно, то и дети принимают позиции родных, которые пе­реходят позднее в их установки.

Единые требования семьи к детям, еди­ные правильные взгляды на жизнь и со­здают поле "группового давления" со зна­ком плюс.

Ребенок принес домой чужую вещь, на­пример, игрушку. И все домашние как бы в один голос осуждают его, высказывая су­ровые и справедливые оценки. Так дается коллективный урок нравственности.

"Выключи эту муру", - говорит отец сыну, услышав симфоническую музыку по радио. "Ну, опять завели симфонию, пере­ключи на другую программу", - требует мать в присутствии дочки. Мнение роди­телей для ребенка, как правило, самое авторитетное. Оно и рождает отношение ребенка к серьезной музыке и, возможно, на всю жизнь, если кто-то, к счастью, не "сломает" эту установку и не сформирует новую. <...>

Психологи давно заметили: если один человек имеет положительную установку по отношению к другому, а другой выра­жает положительное отношение к какому-то явлению, то у первого человека часто тоже формируется положительное отноше­ние (установка) к этому явлению. Проще говоря, если ребенок любит и уважает отца и мать не только за то, что они его родите­ли, но прежде всего за их общественные и трудовые достижения, то практически все, что говорят или делают родители, форми­рует у растущего человека положительные установки на различные важные явления жизни: труд, познание, дружбу и т.д. Имен­но установка положительно оцениваемого коллектива (группы) определяет поведение отдельного человека. Но если человека по­мещают во враждебную для него группу, то конформного поведения не наблюдается, т.е. человек не подстраивается под мнение враждебной группы, а следует своим соб­ственным оценкам. То же самое происхо­дит и при формировании установок. Если определенные взгляды подавать человеку как исходящие от положительной для него группы, то эти взгляды принимаются, если же их подавать от имени враждебной груп­пы, то они отвергаются.

ACHIEVEMENTS OF RUSSIAN NEUROPSYCHOLOGY IN RESEARCH OF "BRAIN-MIND" PROBLEM 4 страница
  • AFTER-POSTMODERNISM - современная (по­здняя) версия развития постмодернистской философии-в от­личие от постмодернистской классики деконструктивизма 1 страница
  • AFTER-POSTMODERNISM - современная (по­здняя) версия развития постмодернистской философии-в от­личие от постмодернистской классики деконструктивизма 2 страница



  • Рассказать друзьям