Соглашение
Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":
Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;
Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);
Запрещается использовать чужие данные;
Запрещается использовать чужие e-mail адреса;
Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:
1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.
1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).
1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.
4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.
4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.
4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".
4.4. Угрозы в адрес участников форума.
4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.
4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.
4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.
4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.
5.1. Мат и ненормативная лексика.
5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).
5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.
5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.
5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.
5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).
5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.
5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.
5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.
5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.
6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.
6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.
6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.
6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.
6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.
6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.
7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума
7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.
7.4. Удаление учетной записи.
7.5. Блокировка IP.
8. Примечания
8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.
8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.
8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.
8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.
9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.
В лекциях рассматриваются сложные проблемы происхождения психики, критерии сс наличия у разных видов живых существ, принципы поведения животных и становления человека как социального существа и личности.
Это нс просто учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название «психика». В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий «поведение - деятельность», «психика - сознание - бессознательное», представление о природе и сущности человека. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», будет полезна аспирантам и педагогам.
Книга рекомендована Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.
Философский анализ психики.
В этой лекции мы проведем философский анализ психики. С самого начала я хотел бы отметить, что это понятие вводится в психологию двояким образом.
Во-первых, оно вводится как объяснительное, т. е. призванное объяснить известные факты учета в своем поведении человеком и животными событий и предметов внешнего мира до реального физического столкновения с ними, т. е. до физического контакта. Первичным фактом для психологии является не наличие какой-то неясной по природе таинственной психики, а способность некоторых живых существ учитывать в своем поведении внешний мир, считаться с ним при выборе способа поведения и его осуществлении (предметы, события, явления). Учитывать не физически, сталкиваясь с ними, а заранее, до физического взаимодействия с объектом или до наступления определенных событий. Чтобы объяснить эти факты, предлагается знаменитое не только для психологии решение - объект, проявляющий такое необъяснимое качество или поведение, наделяется особой способностью, котопая позволяет понять это необъяснимое (например, наличие флогистона у горючих предметов). Живые существа, способные к такому поведению, наделяются способностью отражать внешний мир, т. е. душой или психикой, как одной из форм отражения.
Вы понимаете, что в этом случае психика вводится не как факт, реальность или, точнее, не как название реальности, а как объяснительное понятие (теоретический конструкт), призванное как-то интерпретировать особенности поведения живых существ, в частности их способность заблаговременного учета предметной среды. С помощью такого теоретического конструкта мы получаем возможность объяснить то, что непонятно. Другое дело, что этот теоретический конструкт со временем принимается за название реальности и обрастает массой подробностей, свойств и характеристик, которые надо изучать и объяснять.
Содержание
Предисловие
Часть первая. Введение в психологию
Лекция 1. Психология как наука и практика. Предмет и задачи психологии
Лекция 2. Философский анализ психики
Лекция 3. Эмпирические характеристики психики. Критерии психического. Необходимость психики в эволюции
Лекция 4. Поведение и деятельность. История исследований
Лекция 5. Деятельность
Лекция 6. Поведение и психика животных
Лекция 7. О природе и сущности человека
Лекция 8. Присвоение общественно-исторического опыта и формирование высших психических функций
Лекция 9. О сознании
Лекция 10. О сознании и бессознательном
Часть вторая. Мотивационная сфера личности
Лекция 11. Личность
Лекция 12. Потребности
Лекция 13. Субъективная представленность и опредмечивание потребностей
Лекция 14. Эмоции
Лекция 15. Мотивация деятельности
Лекция 16. Воля
Часть третья. Познавательная сфера личности
Лекция 17. Ощущение и восприятие
Лекция 18. Мышление
Лекция 19. Внимание
Лекция 20. Память
Послесловие.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы психологии, Курс лекций, Иванников В.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
09
сен
2012
Введение в психологию. Курс лекций (Иванников В. А.)
Формат:
PDF (Отсканированные страницы)
Иванников В. А.
Год выпуска:
2006
Жанр:
психология (учебник)
Издательство:
АСОУ
Язык:
Русский
Количество страниц:
156
Описание:
Издаваемые лекции являются первой частью общей психологии, именуемой «Введение в психологию».
В лекциях рассматриваются сложные проблемы происхождения психики, критерии ее наличия у разных видов живых существ, принципы поведения животных и становления человека как социального существа и личности.
Это не учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название психика.
В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий поведение-деятельность, психика-сознание-бессознательное, представление о природе и сущности человека.
18
окт
2018
Введение в психологию Юнга (Робин Робертсон)
Автор: Робин Робертсон
Год выпуска: 1999
Жанр: Психология и психотерапия
Издательство: Феникс, Ростов н/Д,
Язык: Русский
Количество страниц: 306
Описание: Это книга о психологии, открытой Карлом Густавом Юнгом в первой половине XX века, и ее значении для всех нас, вступающих в новый мир XXI века. Юнг был поистине оригинальным мыслителем, чьи идеи до сих пор остаются в значительной степени неизвестными или непонятыми. Юнг не всегда был прав; это свойственно первооткрывателям. Его взгляд на реальный мир настолько отличался от бытовавшего мировоззрени...
25
янв
2014
Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности (Гримак Леонид)
Автор: Гримак Леонид
Год выпуска: 2011
Жанр: Психология
Издательство: Нигде не купишь
Исполнитель: Репина Светлана
Продолжительность: 13:05:50
Описание: В книге доктора медицинских наук, профессора Л.П.Гримака в популярной форме излагаются научные данные, характеризующие возможности и закономерности самоорганизации и самопрограммирования психической деятельности, раскрываются пути их использования. По мнению автора, только активное, целенаправленное созидание жизни в себе и вокруг себя, соединенное с высокой психологической культурой и нравственностью, может сл...
08
фев
2014
Человек для самого себя. Введение в психологию этики (Фромм Эрих)
Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Фромм Эрих
Год выпуска: 2007
Жанр: Психологи
Издательство: Ардис
Исполнитель: Илья Прудовский
Продолжительность: 11:19:29
Описание: В книге «Человек для самого себя» рассматриваются этико-психологические проблемы самореализации человека. Фромм полагает, что психологию нельзя отделить от философии этики и социологии, поскольку мотивы человеческого поведения во многом определяются ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется психическое здоровье и благополучие. Фромм анализирует различные ориентации характера в процессе ассимиляции и социализаци...
17
мар
2008
Финансовый менеджмент: Курс лекций
Жанр: менеджмент
Автор: Гридчина М.В.
Издательство: МАУП
Страна: Россия
Год выпуска: 2002
Количество страниц: 160
Описание: В предлагаемом курсе лекций рассмотрены основные методы и приемы эффективного управления финансовыми ресурсами, активами предприятия и финансовыми рисками. Особое внимание уделено методам управления капиталом предприятия, оборотными средствами, инвестиционным портфелем, формированием и использованием прибыли, а...
Качество: Отсканированные страницы
Формат: PDF
10
авг
2010
Курс лекций "Смысл Времени" (Гейдар Дж. Джемаль)
Год выпуска: 2005
Автор: Гейдар Дж. Джемаль
Жанр: Аудиолекции
Издательство: Исламский комитет России
Исполнитель: Гейдар Дж. Джемаль
Продолжительность: 08:18:11
Описание:
Цитата: "Все грехи человеческие происходят от невежества." Имам Али ибн Абу Талиб, Нахдж уль-Балаге Курс лекций по политической философии Ислама, прочитанных в различных аудиториях, для широкого круга слушателей. В лекциях поднимаются исторические, социальные, философские и теологические вопросы существования как отдельной личности, так и общества в целом, представлено их специфичное и неожиданное решение в контексте Ислама. ...
18
июн
2017
Русская история. Полный курс лекций (Ключевский Ваилий Осипович)
ISBN: 5-94849-564-7, Историческая книга
Формат: FB2, eBook (изначально компьютерное)
Автор: Ключевский Ваилий Осипович
Год выпуска: 2004
Жанр: История.
Издательство: Олма-ПРЕСС Образование
Язык: Русский
Количество страниц: 831
Описание: Знаменитый курс лекций великого русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911). Экономические, духовные, политические стороны русского общества, взвешенность в оценках и аккуратность в выборе источников по праву стяжали курсу лекций В.О.Ключевского славу классического труда, который может и должен служить примером всем последующим поколениям истор...
10
янв
2016
Операционная система Linux. Курс лекций. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное (Георгий Курячий, Кирилл Маслинский)
ISBN: 978-5-97060-390-1
Формат: PDF, OCR без ошибок
Автор: Георгий Курячий, Кирилл Маслинский
Год выпуска: 2016
Жанр: Компьютерная литература, программирование
Издательство: ДМК Пресс
Серия: Библиотека ALT Linux
Язык: Русский
Количество страниц: 348
Описание: В курсе даются основные понятия операционной системы Linux и важнейшие навыки работы в ней. Изложение сопровождается большим количеством практических примеров. Данный курс может рассматриваться как учебник для студентов, начинающих обучение по специальностям в области информатики и ещё не знакомых с ОС Linux. В первой части курса вводятс...
04
июн
2017
ISBN: 5-901841.28-Х
Серия: Александрийская библиотека. Античность
Формат: PDF/DjVu, Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Бузескул В.П.
Год выпуска: 2005
Жанр: Древний мир, История
Издательство: Издательский дом «Коло»
Язык: русский
Количество страниц: 672
Описание: Книга виднейшего историка античности В. П. Бузескула (1858-1931) посвящена обзору исторической традиции в исследованиях древней Греции - как исторической мысли самих древних греков (от Геродота до Полибия), так и изучению древнегреческой истории в новое время (от Вольфа и Нибура до Белоха и Пёльмана). Это прои...
18
июн
2018
Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник) (Константин Суриков, Людмила Пугачева)
ISBN: 9785040534470
Формат: PDF, eBook (изначально компьютерное)
Автор: Константин Суриков, Людмила Пугачева
Год выпуска: 2008
Жанр: философия
Издательство: Товарищество научных изданий КМК
Язык: русский
Количество страниц: 135
Описание: Работы, собранные в данном сборнике, являются смысловой реконструкцией философских семинаров по теоретической и практической эпистемологии, проведенных специалистом в области эпистемологии, экзистенциальной философии и психотерапии К. А. Суриковым в 2002–2007 гг. (Саратов, Москва). Авторский метод практической философии опирается на осознании метафизических ос...
04
апр
2014
Введение в сексологию (Игорь Кон)
Формат: аудиокнига, MP3, 96 kbps
Автор: Игорь Кон
Год выпуска: 2005
Жанр: Психология
Издательство: Говорящая книга
Исполнитель: Сергей Кирсанов
Продолжительность: 12:12:56
Описание: Игорь Семенович Кон - современный российский историк, философ, основатель и первый президент Исследовательского комитета по истории социологии Всемирной социологической ассоциации. Автор свыше 40 книг и 300 статей, многие из которых переведены на иностранные языки. Данное издание рассматривает сексологию как дисциплину, включающую в себя множество историко-культурных и социально-психологических проблем и вопросов, ...
30
авг
2018
Введение в языковедение (А.А. Реформатский)
ISBN: 978-5-7567-0377-1, Классический учебник
Формат: FB2, eBook (изначально компьютерное)
Автор: А.А. Реформатский
Год выпуска: 2007
Жанр: Филологические науки
Издательство: Аспект Пресс
Язык: Русский
Количество страниц: 536
Описание: Предлагаемая книга - пятое уточненное издание известного учебника (Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967), соответствующего стандартной программе курса «Введение в языкознание». Книга содержит развернутые сведения по всем основным разделам языкознания и может служить не только стандартным учебником, но и ценным справочником по вопросам общего язы...
06
мар
2018
Введение в античную нумизматику (Казаманова Л.Н.)
Формат: PDF, Отсканированные страницы
Автор: Казаманова Л.Н.
Год выпуска: 1969
Жанр: Учебное пособие
Издательство: Издательство Московского университета
Язык: Русский
Количество страниц: 305
Описание: Задачей учебного пособия «Введение в античную нумизматику» является, прежде всего, ознакомление читателя с историей монетного дела в античном мире. В отличие от чисто нумизматических исследований, посвященных в большей своей части изучению конкретных нумизматических вопросов, автор пытался дать изложение проблем истории монеты и денежного обращения в древности на широком историческом фоне. Поэтом...
05
фев
2012
Введение в психоанализ. Лекции (Зигмунд Фрейд)
Формат: аудиокнига, MP3, 64kbps
Автор: Зигмунд Фрейд
Год выпуска: 2011
Жанр: Психология, философия
Издательство: Нигде не купишь
Исполнитель: Павел Ершов
Продолжительность: 25:46:00
Описание: Введение в психоанализ. Лекции - одно из самых знаменитых сочинений Фрейда, рассчитанное на широкую читательскую аудиторию. В его первой части (с 1-й по 28-ю лекции) Фрейд с увлечением излагает свой подход к бессознательному, сновидениям, теории неврозов и некоторым техническим вопросам в том виде, как он был сформулирован к моменту прочтения лекций в Вене в 1916-1917 гг. От некоторых изложенных здесь п...
13
июн
2010
Введение в математическое моделирование (П.В. Трусов)
Человек - общественное существо. В этом его отличие от других живых существ. Это значит, что главное место в его жизни занимает решение не биологических задач (питание, защита от неблагоприятных условий среды, поддержание вида), а социальных, общественных задач (производство, воспитание и обучение, наука и культура и пр.). Это значит, что в его психике главное место занимают не природные образования, а свойства, приобретенные при жизни в обществе. Эти новые свойства есть не что иное, как присвоенный человеком исторический опыт человечества. <...>
Вне общества человек не может жить. Ребенок, лишенный в раннем возрасте контактов с людьми, вырастает разве что в человекообразное существо. Известно, что слепоглухие от рождения (или потерявшие зрение и слух в первые годы жизни) нормально растут, но психика их остается полностью неразвитой. Проходят годы, но в психике и в поведении таких детей не вырабатывается ничего или очень мало человеческого. Только специальными приемами, включающими ребенка в совместную со взрослыми деятельность, можно присоединить таких детей к обществу, сформировать у них полноценную человеческую психику.
Без контактов со взрослыми ребенок не становится человеком. Даже в нормальной, по общему мнению, семье ребенок, лишенный настоящих, богатых контактов, развивается неполноценно. Ребенок - "локатор, настроенный на тысячи источников" информации, "раздражителей". Окружающие его взрослые что-то приемлют, а что-то осуждают в тех, кто живет и работает с ними рядом, терпимы или нетерпимы к слабостям других, быстро и искренне откликаются на их горе или проявляют нравственную глухоту, приходят на помощь или отходят в сторонку - совокупность всех этих и многих других качеств и составляет живой портрет взрослого, зеркально отражаемый в портрете ребенка. Закон зеркальности - неумолимый закон воспитания. <...>
Всей живой природе свойственно тяготение к группе, к объединению. Чаще всего объединения связаны с продолжением рода. Но нередки сообщества животных, направленные в основном на совместную добычу пищи, защиту от врагов, неблагоприятных условий внешней среды и т.д. Для людей объединение в сообщество является необходимым условием: почти все их потребности удовлетворяются посредством коллективной трудовой деятельности общества; формирование сознания людей также происходит только в обществе. Производя предметы потребления, люди вступают друг с другом в определенные отношения, координируют усилия, обмениваются результатами труда. Ребенок не сможет принять участие в жизни общества, не научившись общаться с другими людьми и не усвоив форм и приемов человеческих взаимоотношений.
Поведение человека всегда вариативно, отличается даже в похожих ситуациях, и при сравнении поведения отдельных людей может возникнуть вопрос: а существует ли вообще сходство в поведении?
Вот взять, скажем, крайнюю форму отрицательных поступков ребят - правонарушения. Зачастую у похожих поступков разные мотивы. Один украл ружье, чтобы иметь престижную в глазах товарищей вещь, другой - чтобы защитить себя от грубости отца-алкоголика, один угнал чужой автомобиль ради "шикарной" поездки в лес, другой - чтобы показать друзьям, что он не трус. Исследователи пытаются заглядывать глубже кажущихся различий или подобий в поступках. Социальная психология рассматривает людей как членов, участников различных групп.
Живя в обществе, человек принадлежит одновременно стране, нации, классу, партии, трудовому коллективу, семье, дружеской компании и пр. Эти объединения различны и по причинам, их породившим, и по сложности отношений внутри них, и по степени и форме зависимости человека от них. Но во всех случаях человек, являясь членом одной или нескольких групп, не может вести себя без учета норм поведения данной группы. Каждый из нас действует с учетом мнения других о наших поступках, особенно мнения тех социальных групп, к которым мы принадлежим. Эта ориентация на общественное мнение проявляется по-разному. Либо непосредственно в нашем поведении, когда мы действуем так, как того требует и ждет от нас группа, что не всегда соответствует нашим желаниям; либо в эмоциональных переживаниях, когда мы поступаем не так, как того хотят окружающие, отступаем от правил и переживаем это отклонение от "нормы"; либо в мысленных поисках - прежде всего для самих себя - аргументов, оправдывающих наше поведение, если оно отличается от принятого в обществе.
Общественное мнение во все времена было реальной силой. Его призывали на помощь, старались обмануть, боялись. Эта зависимость от общественного мнения великолепно выражена в известных словах Фамусова: "Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" или в другом не менее популярном замечании о том, что "...злые языки страшнее пистолета". Как могут влиять мнения группы на поведение ее членов, показывают наблюдения исследователей в различных коллективах.
При опросе учащихся одной из школ было выявлено: ребята осуждают списывание контрольных работ. Но если младшие (1-4-й классы) осуждают и тех, кто списывает и тех, кто дает списывать, то в 7-8-х классах ребята осуждают списывание вообще, но считают, что еще хуже не помочь товарищу на контрольной. Если тот, кто сделал контрольную, откажет в помощи тому, кто не сделал и обратился к нему, его все осудят. Для школьников старших классов мнение сверстников часто сильнее учительского. Действовать в согласии с мнением своих товарищей по классу нередко важней, чем в согласии со своим внутренним "Я". Статистика правонарушений говорит, что почти пятая часть подростков, совершивших преступление, сделала это, стремясь доказать свою взрослость и получить одобрение своей группы.
Необходимо помнить, что под влиянием группы человек изменяет не только свое поведение и свои сознательные оценки. Качественно меняются и другие свойства- характеристики отдельных психических процессов: пороги восприятия, объем памяти, продуктивность мышления и пр. Интересные результаты были получены психологами при исследовании изменений болевой чувствительности человека в индивидуальных и групповых опытах. Вначале у каждого школьника (12-14 лет) определяли порог болевой чувствительности к электрическому току. Экспериментатор постепенно увеличивал силу тока до тех пор, пока подросток условным сигналом не сообщал, что он больше не может переносить боль. Предельная величина переносимой силы тока у разных ребят оказывалась разной. Затем объединили в пары школьников с близкими порогами болевой чувствительности и повторили опыт. В этих условиях все участники опытов переносили силу тока в среднем на 13% большую, чем в первом опыте. В третьей серии опытов каждый подросток выбирал себе партнера для парных испытаний самостоятельно. И пороги болевой чувствительности увеличились еще больше - в среднем на 37%. О чем говорят эти опыты? О том, что даже то, как преодолевают подростки боль, зависит от группового влияния, а не просто от их силы воли.
Влияние группового мнения выявляется, например, при зрительной оценке длины линий. Испытуемому школьнику предъявлялась на карточке эталонная линия, а затем его просили найти равную ей на другой карточке, где были изображены три линии разной длины. Если опыт проводился с каждым учеником отдельно, то ученик решал задачу правильно. Но вот экспериментатор подговаривал нескольких ребят давать неправильные ответы, т.е. формировал группу из 7-8 человек, которая давала заведомо неверные ответы в присутствии наивного испытуемого, отвечавшего последним и не знающего о сговоре всех остальных участников опыта. Из 123 таких испытуемых 37%, следуя мнению группы, дали неверные ответы. А остальные хотя и дали правильный ответ, но волновались, считая, что он может быть ошибочным. В этом опыте показана роль группового давления и механизм подчинения ему, проиллюстрировано участие группы в выработке установок у своих членов. <...>
Если в семье у родителей и в среде взрослых родственников выработаны единые подходы и мнения к различным духовным ценностям и об этом говорится вслух постоянно и доказательно, то и дети принимают позиции родных, которые переходят позднее в их установки.
Единые требования семьи к детям, единые правильные взгляды на жизнь и создают поле "группового давления" со знаком плюс.
Ребенок принес домой чужую вещь, например, игрушку. И все домашние как бы в один голос осуждают его, высказывая суровые и справедливые оценки. Так дается коллективный урок нравственности.
"Выключи эту муру", - говорит отец сыну, услышав симфоническую музыку по радио. "Ну, опять завели симфонию, переключи на другую программу", - требует мать в присутствии дочки. Мнение родителей для ребенка, как правило, самое авторитетное. Оно и рождает отношение ребенка к серьезной музыке и, возможно, на всю жизнь, если кто-то, к счастью, не "сломает" эту установку и не сформирует новую. <...>
Психологи давно заметили: если один человек имеет положительную установку по отношению к другому, а другой выражает положительное отношение к какому-то явлению, то у первого человека часто тоже формируется положительное отношение (установка) к этому явлению. Проще говоря, если ребенок любит и уважает отца и мать не только за то, что они его родители, но прежде всего за их общественные и трудовые достижения, то практически все, что говорят или делают родители, формирует у растущего человека положительные установки на различные важные явления жизни: труд, познание, дружбу и т.д. Именно установка положительно оцениваемого коллектива (группы) определяет поведение отдельного человека. Но если человека помещают во враждебную для него группу, то конформного поведения не наблюдается, т.е. человек не подстраивается под мнение враждебной группы, а следует своим собственным оценкам. То же самое происходит и при формировании установок. Если определенные взгляды подавать человеку как исходящие от положительной для него группы, то эти взгляды принимаются, если же их подавать от имени враждебной группы, то они отвергаются.
ACHIEVEMENTS OF RUSSIAN NEUROPSYCHOLOGY IN RESEARCH OF "BRAIN-MIND" PROBLEM 4 страница