Какой спас первый яблочный или медовый. Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: традиции и приметы крупнейших праздников августа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В августе испокон веков считались очень важными событиями. Давайте разберемся, как называются праздники, рассмотрим их особенности, а также кушанья, которые готовят в эти дни.

Названия

Все православные Спасы в августе, помимо народных, имеют еще и церковные названия. Медовый - это Празднество Всемилостивого Спасителя, Яблочный - Празднество Преображения Господня, Ореховый - Празднество перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Все три Спаса в августе имеют свои неповторимые традиции. Также есть блюда, которые принято готовить для праздничного стола.

Медовый

Первый Спас в августе - медовый. Он отмечается 14 августа. По поверью наших предков, до этого дня пчелы собирают неправильный мед. Именно поэтому данный продукт можно было употреблять только после Спаса. Мед, освещенный в церкви во время праздника, считался особенно полезным. В этот день даже существовали приятные традиции. Например, было принято печь различные сладости на меду, а также дарить друг другу баночки с медом. В день Спаса нужно приносить мед в церковь, отдавать его просящим подаяния, детям и старикам. Мало кто знает, что в этот праздник чествовали еще мак и воду. А почему так? Все дело в том, что мак окончательно созревает именно к этому празднику. Поэтому сей продукт также освящался во время медового Спаса. А на праздничном столе в этот день присутствовали всевозможные угощения с маком. Какие только блюда в праздник не готовили из мака - булочки, салаты, сочиво. Недаром все-таки еще одно название этого праздника - Маковейник. Кстати, по народным поверьям, в этот день можно было изготовить оберег под названием «Маковейчик».

Еще четырнадцатого августа священники устраивают малое водосвятие. Именно традиция освящать в этот день воду и водоемы дала третье название празднику - Мокрый Спас. Считалось, что даже роса 14 августа способна дарить духовные и физические силы и смывать грехи, а также усталость. В этот день принято было купаться в различных водоемах. После этого купаться было нельзя, так как вода начинала остывать и цвести.

А что можно приготовить вкусного на Медовый Спас в августе? Давайте для примера рассмотрим один хороший рецепт.

Коврижка медовая «Каляпуш»

Ингредиенты:

  • маргарин - 50 граммов;
  • сахар - 150 граммов;
  • корица - 2 грамма;
  • мед - 250 граммов;
  • вода - 100-150 граммов.

Приготовление:

  1. Мед, сахар и воду смешать и прокипятить.
  2. Полученную массу ставим остывать.
  3. Из просеянной муки делаем воронку и в середину выливаем остывший сироп, масло, корицу, соду и замешиваем тесто.
  4. Раскатываем из теста круглые лепешки, протыкаем их ножом и ставим в не очень горячую духовку на 30-40 минут.

Август: Яблочный Спас

Второй Спас - Яблочный. Он отмечается 19 августа. До этого праздника есть яблоки или блюда из них нельзя было. Существовало даже такое поверье, что у родителей, съевших яблоко до Спаса, дети в раю будут лишены всяческих лакомств. Правда это или нет, но люди придерживались такой традиции. Поэтому для любого родителя съесть яблоко до того, как наступит считалось страшным грехом. Потому что они думали о своих детях, хотели, чтобы у них было все хорошо, даже в раю.

Что еще происходило на Спас в августе? Близким и родственникам в этот день дарили сувенирные яблоки из дерева или металла, а также различные картинки с этими плодами. Для того чтобы собрать фрукты в праздник, приходилось вставать на рассвете. Затем яблоки следовало отнести в церковь для освящения. Примечательно также, что, прежде чем самостоятельно попробовать хоть один плод, нужно было сначала кого-нибудь угостить - в первую очередь, конечно же, детей и нищих.

На столе в этот день было изобилие блюд из яблок. Это были и пироги, и компоты, и варенья. Кстати, в этот день на столе также можно было увидеть и груши, они тоже освящались в Спас.

Еще одной незыблемой традицией стали вечерние прогулки, которые желательно совершать на закате. Смысл их заключается в прощании с летом и встрече осени. Считается, что, наблюдая за заходом солнца, вы благодарите природу за ее дары. При такой прогулке приветствуется пение. В прочем, если эта традиция не для вас, то просто разговор с солнцем тоже будет уместен.

Давайте для примера рассмотрим рецепт выпечки, которую принято готовить на

Пирог «Боярская шапка»

Ингредиенты:

  • кислые яблоки - 4-5 штук;
  • яйца - 3 штуки;
  • сахар - 1 стакан;
  • маргарин (сливочное масло) - 200 граммов;
  • мука - 2,5 стакана.

Приготовление:

  1. Измельчить маргарин с мукой.
  2. 1/3 стакана сахара растереть с желтками.
  3. Замесить тесто.
  4. Из теста сделать шар и от него отделить небольшой кусочек размером с грецкий орех.
  5. На форму, смазанную маслом, насыпаем сухари.
  6. Выкладываем тесто в нее так, чтобы из него получилась «шапка».
  7. Яблоки чистим, удаляем сердцевину и трем на терке.
  8. Белки взбиваем с оставшимся сахаром.
  9. Отделенный кусочек тесто трем на терке.
  10. Яблоки выкладываем на дно «шапки».
  11. Затем заливаем сливками.
  12. Сверху добавляем натертое тесто.
  13. Края пирога загибаем и запекаем его в горячей духовке.

Ореховый Спас

Как вы помните, три Спаса в августе. Два мы уже детально описали, рассмотрели, что готовят на эти торжества. А какой же третий Спас в августе? Ореховый. Он празднуется 29 августа. Первый урожай орехов принято освящать в церкви. Хоть этот Спас и считался самым важным из всех трех, праздновать его было не принято. Связано это прежде всего с тем, что в этот период убирали хлеб и готовили ниву к озимым посевам. В общем, праздновать было просто некогда. Кстати, второе название орехового Спаса - Хлебный. Именно в этот день можно было испечь первый каравай из новой муки. Хлеб также было принято освящать. В этот день наши предки пекли изделия мучные для нищих и угощали всех орехами.

Если вы хотите в этот день порадовать родных людей подарками, то можно преподнести орехи, выпечку, сделанную своими руками, или холщовое полотенце. Нельзя не упомянуть о том, что третье название этого Спаса - Холщовый. Связано это с легендой о том, что когда-то очень давно к Христу от князя Эдесского пришел художник и попросил разрешения запечатлеть Иисуса, для того чтобы его изображение помогло вылечить князя. Художнику никак не удавалось передать лик Иисуса. Тогда Христос умылся и вытерся холстиной, и на ней чудесным образом появились его черты. Ткань помогла вылечить князя. Холст стал реликвией и хранился в Эдессе, а затем в Константинополе. Это событие произошло 29 августа по новому стилю, поэтому Спас во всем мире и празднуется в этот день православными христианами.

Давайте рассмотрим хорошее блюдо, которое подойдет для Орехового Спаса.

Икра из хлеба и чеснока

Ингредиенты:

  • маслины - 10 штук;
  • грецкие орехи - 20 штук;
  • чеснок - 3 головки;
  • растительное масло - 3 столовые ложки;
  • пшеничный хлеб - 200 граммов;
  • соль.

Приготовление:

  1. Растираем соль и чеснок.
  2. К полученной массе добавляем измельченные грецкие орехи.
  3. Снова все растираем.
  4. Ломтики хлеба замачиваем в воде, затем отжимаем.
  5. Смешиваем хлеб с орехово-чесночной массой.
  6. Полученную массу взбиваем, подливая растительное масло.
  7. В получившуюся «кашу» добавляем лимонный сок.
  8. Украсить блюдо нужно маслинами, после чего его можно подавать на стол.

Заключение

Теперь вы знаете, какие Спасы в августе. Надеемся, что наша статья поможет вам правильно подготовиться к ним. А также вы сможете по всем правилам отметить праздники Спаса в августе.

Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2019 году

14 августа 2019 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников , и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка – следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да – тленных, да – преходящих, но реальных, потому что они – настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» – это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» – здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные – это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее – так… А потому «с волками жить – по-волчьи выть», мы – люди немощные, грешные, но Господь милостив и да святые все с за нас заступятся и спасение наше – дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить – учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды – неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное (« », « », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя « », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» – вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего – вода, плоды, полотно ли – неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест – символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Вы прочитали статью Спасы в 2019 году: медовый, яблочный, ореховый . Читайте также.

Публикации раздела Традиции

Три Спаса августа: мед, яблоки, хлеб

«Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве - от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника - в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа - своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа - Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей - засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа - Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Владимирская Богоматерь (1514)

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора - «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса - выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса - питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа - Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды - своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас - как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки - главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», - утверждали в народе.

29 августа - Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного - в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно - написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома - самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди - длинные зимние вечера.

М. Стахович. Дожинки (1821)

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас - хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас - время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас - зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

Август - время трех праздников - Спасов. С каждым Спасом связано определенное религиозное событие. А по народным традициям у каждого из Спасов тоже имеется множество особенностей. В чем суть этих значимых августовских дней и какие обрядовые действия им присущи, мы и расскажем здесь.

МЕДОВЫЙ СПАС

14 августа - Медовый Спас. Православная Церковь празднует в этот день изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Дело в том, что после того, как Иисус Христос, распятый на кресте, освятил его тем самым своими страданиями, в кресте стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. Праздник этот зародился еще в IX веке в Константинополе. В православных церквях в этот день происходит крестный ход и поклонение кресту, малое освящение воды, а также меда. Поэтому-то в народе праздник и окрестили «Спасом на воде» и Медовым Спасом. Молятся в этот день о том, чтобы Господь силой креста оградил от всех врагов видимых и невидимых. Народное название праздника - Спас - дано в честь Христа-Спасителя. И по народным поверьям, спасать себя надо, употребляя в этот день определенную ритуальную пищу. В случае с Медовым Спасом это мед и мак, так как еще одно народное название этого Спаса - Маковей. Так в народной традиции переосмыслилось то, что это день памяти семи ветхозаветных мучеников - Макковеев. На Медовый Спас пекут постные блины на меду, медовые пряники, булочки, пышки и рулеты с маком и медом. А еще 14 августа - день, когда женщинам прощаются все «бабьи грехи»: нужно замаливать свои не замоленные грехи. На Спас на Воде принято освящать и чинить колодцы, а купание в освященной воде смывает болезни и сглаз.

Постный рулет с маком

Налейте в миску 200 мл теплой воды и разведите в ней 1,5 чайных ложки сухих дрожжей. Хорошенько размешайте, чтобы дрожжи растворились однородно. Поставьте в теплое место на 15 минут. Возьмите 600 грамм муки, как следует просейте, чтобы не было комочков. Постепенно, частями, вводите муку в миску с разведенными дрожжами, тщательно помешивая. В процессе добавьте 230 грамм сахара и 2,5 чайной ложки соли. При необходимости добавьте газированной минеральной воды - но тесто должно быть густое, вам его еще руками вымешивать! Вымесив руками, добавьте в тесто 4-5 столовых ложек растительного масла и помесите еще минут 15 до эластичного состояния. Тесто не должно липнуть к рукам! Затем присыпьте тесто мукой, накройте полотняным - хлопчатобумажным или льняным - полотенцем и оставьте на 40 минут. За это время тесто должно увеличиться в объеме в 2 раза. Пока тесто подходит, приготовьте начинку. Насыпьте в миску 300 грамм мака, залейте крутым кипятком и пусть запаривается минут 10. Затем откиньте мак на сито, чтобы вода стекла. Положите мак в ступку, добавьте сахару по вкусу и тщательно разотрите до однородной массы. В эту массу добавьте 1-2 столовых ложки освященного меда - еда-то ритуальная, чтобы здоровье обрести, не поленитесь сходить и освятить мед! Выложите тесто из миски на рабочую поверхность, присыпанную мукой. Разрежьте тесто на 2 или 3 части, из каждой сформируйте шар. Каждый шар раскатайте в квадрат. На полученные квадраты равномерно нанесите маковую начинку и скатайте их в рулеты. Края и шов рулетов хорошенько защипите. Положите рулеты швом вниз на смазанный растительным маслом противень на некотором расстоянии друг от друга, смажьте их водой с разведенным сахаром. Оставьте в тепле на 20 минут, чтобы подошли. Духовку разогрейте до 200 градусов и выпекайте рулеты в течение 30 минут. Затем остудите, посыпьте сахарной пудрой - и приятного аппетита!

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

19 августа - день Яблочного Спаса. На этот день в православии приходится великий праздник - Преображение Господне. Он установлен в честь события, описанного в Евангелиях - как Иисус Христос явил перед тремя учениками свою божественную природу, оставаясь при этом в своем человеческом облике: «…лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет. Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Его слушайте». Таким образом, этот праздник - в честь соединения Божественного и человеческого в лице Иисуса Христа. В конце праздничной литургии происходит освящение плодов земных. Изначально это был виноград нового урожая. Но там, где винограда не выращивали, в частности в средней полосе России, освящались яблоки. Поэтому праздник в народе и получил название Яблочный Спас. По русской традиции на Яблочный Спас освящались не только яблоки, но и другие плоды, поспевающие на ту пору в садах - груши, сливы. Вообще-то, по правилам есть яблоки нового урожая до Спаса было нельзя. Особенно матерям, у которых умерли дети - по народным поверьям умершие дети, родители которых не ели яблок до Спаса, одаривались на том свете гостинцами. Те же дети, родители которых этого правила не соблюли, гостинцев не получали. Освященные яблоки и другие плоды не только ели на праздничной трапезе, несколько яблок родители обязательно относили на могилку усопших детей. Оставляли яблоки и на могилах всех умерших родственников, или прямо в церквях - в качестве пожертвования. Девушки же, разговляясь яблочком нового урожая, загадывали на женихов, произнося старинный заговор: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!». Кроме яблок и других садовых даров к праздничной трапезе подавались всевозможные постные пироги с яблоками, ягодами да грибами (шел Успенский пост), а также мед, фруктовые и ягодные настойки и наливки.

Постный яблочный пирог

Возьмите одно большое яблоко. Очистите от кожуры и семян и натрите в миску на крупной терке. Затем всыпьте туда же полстакана сахара, перемешайте. Влейте полстакана растительного масла и снова перемешайте. Потом туда же добавьте полтора стакана муки и чайную ложку разрыхлителя и хорошенько вымешайте тесто. Оно должно получиться достаточно густым. Затем приготовьте карамель для начинки. Для этого в глубокую небольшую сковороду или кастрюлечку положите 2 столовые ложки сахара, 2 столовые ложки меда и 1 столовую ложку воды. Доведите до кипения и варите, помешивая, 3-4 мин. до растворения сахара. Вылейте карамель в форму. Очистите от кожуры и семян 2 крупных яблока, нарежьте дольками и выложите на карамель. На яблоки выложите тесто. Выпекайте в разогретой до 200 градусов духовке 40-45 мин. Форму переверните на тарелку, чтобы яблоки оказались сверху, а тесто - внизу. Дайте пирогу остыть и подавайте к столу.

ОРЕХОВЫЙ СПАС

29 августа - день Третьего Спаса, называемого также Хлебным или Ореховым. По церковному календарю в этот день почитается перенесение Нерукотворного образа Спасителя, а также мученик Диомид-врач и Феодоровская икона Божьей матери. К Диомиду обращаются за помощью в исцелении от недугов, а перед Феодоровской иконой Божией матери молятся за разрешение житейских и семейных проблем, помогает она и будущим матерям, облегчая роды. Обрядовая еда на Третий Спас - хлеб из зерна нового урожая, каши, и, конечно же, орехи. По народным приметам, если урожай орехов обилен - значит, на следующий год хорошо уродится хлеб. Потому как замечено, что в один год не бывало хорошего урожая и на хлеб, и на орехи. Если хлеб уродился богато - орехов мало, если орехи уродились - хлеба недород.

Ореховый пирог

Разбейте в миску два яйца, добавьте 150 гр. сахара, 150 гр. Растопленого сливочного масла, полстакана сметаны, щепотку соли и чайную ложку ванильного сахара и хорошенько взбейте. В другой миске смешайте 4 столовых ложки (с верхом) муки, 1 чайную ложку разрыхлителя и стакан измельченных грецких орехов. Потом эту смесь постепенно введите в яично-масляную смесь и как следует промешайте. Форму смажьте маслом и выложите туда тесто. Выпекайте пирог в разогретой до 200 градусов духовке 35-45 минут. Готовый пирог остудите, выньте из формы на блюдо и украсьте по вкусу.

Галина Богометова

Газета ОРАКУЛ

В народе считается, что после него наступает осень. С середины месяца наши предки начинали запасать соленья и варенья на зиму.

Щедрая пора

Первый Спас - «Происхождение древ Креста Господня». А в простонародье - Медовый. В этот день пчеловоды по традиции открывают ульи, достают наполненные соты и откачивают мёд. Событие даже для современных сладкоежек. Представляете, как его ждали наши неизбалованные вкусностями предки! До наступления Первого Спаса лакомиться медом могли лишь ничего не знающие о религиозных канонах медведи.

Не менее ожидаемый Спас - «Преображение Господне» или Яблочный. Наши предки лакомились поспевшими яблочками. К слову, вкушать их до праздника тоже считалось греховным. Празднуя Второй Спас, люди угощают друг друга наливными плодами, которые предварительно освящают в церкви, пекут из яблок душистые пироги и делают варенье.

Третий Спас посвящен перенесению нерукотворного образа Господня - «Спас на полотне». В простонародье его именуют и ореховым, и холщовым, и хлебным. В этот день проходили традиционные ярмарки, на которых продавали холсты и цветные нити, пекли пироги из зёрен нового урожая.

Время делать запасы

Самарский пекарь и собирательница народных традиций Наталья Гиря рассказала, что в последний месяц лета самарские крестьяне традиционно делали домашние заготовки на зиму.

«В моем детстве ягоды еще не варили, а сушили, уже ближе с 70-м годам стали варить варенье. Яблоки летние сушили в печи, осенние мочили в больших кадках. В августе проветривали погреба. Поэтому летом помидоры и огурцы делали малосольными, а когда погреб просохнет ближе к сентябрю - уже солили в кадках на зиму.

Весь год у крестьян был расписан по проектам с привязкой к календарю. То, что до наступления Яблочного спаса запрещалось есть яблоки и другие сезонные фрукты - скорее поверье.

«До этого времени большинство яблочек еще не вызревало. Раньше было мало сортов, которые поспевали рано. Они появились тогда, когда государство стало активно заниматься селекцией разных сортов. Мы начинали есть яблоки, даже лесные, когда они были еще размером всего с вишню. Чтобы не было жутко кисло, посыпали их солью. Штук пять съешь, если осилишь - хорошо», - вспоминает Наталья Михайловна.

Рябину и калину собирали уже после первых заморозков. Если собирали раньше, то хранили на чердаке, чтобы ее там морозом «пристукнуло» и ушла горечь. Из рябины делали наливки, из калины пекли пироги.

На границе Рождественской равнины и Шелехметских Жигулей много терновника. Сейчас никто толком не собирает кислую синюю ягоду.

«Раньше в Самарской губернии дикий терн собирали мешками, складывали в кадку, просто заливали колодезной водой и он стоял так до весны, консервировался за счет собственной кислоты. Напиток из него был насыщенно сливово-красного цвета. Зимой его набирали вместе с жидкостью, добавляли немного сахара и ели из блюда ложкой вместе с ягодами. Очень вкусно - и затрат труда немного», - рассказывает Наталья Гиря.

Рецепты к Спасу. Как испечь хлеб без замеса?

«Запах свежеиспеченного хлеба имеет сильный терапевтический эффект, и навсегда связывается в памяти с домом, детством, и счастьем. Нет ничего честнее и подлиннее домашнего хлеба. Однако многие не берутся печь хлеб дома только потому, что считают процесс его замеса слишком сложным. Словно для таких людей, технологи придумали «хлеб без замеса». Липкое тесто не надо месить руками. Клейковина в таком тесте развивается не за счет механической обработки, а за счет длительного брожения, сама по себе», -делится рецептом пекарь Наталья Гиря

Ингредиенты:

  • Мука пшеничная хлебопекарная 1 сорт (если нет 1 сорта - замените высшим) - 300 гр.,
  • мука пшеничная цельнозерновая (молотая из целого зерна, с отрубями) - 100 г,
  • вода - 300 г,
  • соль - 8 г,
  • дрожжи хлебопекарные прессованные - 3 гр. (если сухие активные - 1 г, или 1\4 чайной ложки), еще лучше - натуральная закваска на хмеле и др., которую можно взять у профессионального пекаря.
Точное количество ингредиентов взвешиваем на весах, и они должны быть комнатной температуры.

Муку, просеянную через сито, смешиваем в миске, добавляем сухие дрожжи и перемешиваем, затем добавляем соль и воду. Не сыпьте соль на дрожжи, они могут погибнуть полностью или частично. Если дрожжи прессованные, то нужно развести их в 300 граммах воды. Деревянной лопаткой или ложкой перемешиваем спокойно, с удовольствием все ингредиенты до однородного состава. Тесто получится достаточно влажным, не гладким. Это - нормально. Накрываем его крышкой или пленкой, чтобы сверху не образовалась сухая корка, и оставляем бродить при комнатной температуре 3-4 часа.

Когда тесто поднимется, достаем его, округляем в шар, укладываем в смазанную растительным маслом форму. Лучше, если она будет с толстыми стенами, но для пробы подойдет и разовая форма из алюминиевой фольги, которые продаются в супермаркетах. Накрываем форму с тестом пленкой и вновь оставляем на 1-2 часа, пока тесто не поднимется до краев. Когда оно подошло, то в течение 15-20 минут на максимальном режиме разогреваем духовку, а затем на ее дно ставим емкость с горячей водой (примерно 100-150 мл), чтобы вначале выпечки образовался пар, который поднимет тесто. Форму с тестом ставим на лист или решетку.

Пока мы проделываем эти манипуляции, температура в духовке резко упадет, поэтому еще пять минут мы держим максимальную температуру, а затем убавляем до 200 градусов, коротко проветриваем духовку от пара, и удаляем емкость с водой, после чего печем от 25 до 35 минут хлеб до готовности. От подгорания спасет лист фольги. Когда между хлебом и формой появится зазор в 2-3 мм, то хлеб уже испекся, и его пора вынимать. Готовый хлеб в руке легкий, а низ горячей буханки, если постучать по ней деревянной ложкой издает «пустой» звук. Хлеб кладем на решетку, и через 30 минут накрываем его чистым полотенцем и даем остыть еще полчаса. Резать и есть хлеб лучше после того, как он полностью остынет, только тогда он окончательно дозреет. Чем хорош этот хлеб? Его удобно делать в выходной день, когда вы дома. Он очень ароматный, вызревший, мякиш его не сухой, с легкой кислинкой.



Рассказать друзьям