Коллективный намаз. Мечеть

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пятничная проповедь. Как мусульманин должен вести себя в мечети

О мусульмане, мечети являются домами Аллаха на земле, и Аллах сделал их источниками света для мусульман, а так же местом, где собираются множество ангелов и доносят верующим радостную весть о милости и благе Всевышнего, весть, несущую успокоение сердцам мусульман. Как сказал Пророк (сас):

«Вас посещают различные ангелы. Некоторые из них посещают вас во время фаджра, некоторые во время намаза Аср. И Аллах спрашивает у них по возвращении (а Он Всезнающ) – в каком состоянии вы застали моих рабов? И они отвечают: «Мы застали их молящимися когда пришли, и они молились когда мы покидали их».

Аллах возвеличил мечети и сделал их лучшими местами на земле, и самое любимое место для Аллаха на земле – мечети. И тот, кто посетил мечеть, тот находится в гостях у Аллаха. Пророк (сас) сказал: «Кто сделал омовение дома, затем пришел в мечеть, тот считается гостем Аллаха, и Аллах является лучшим из гостеприимнейших».

Так же, Абу Аль-Дардаа рассказал сыну: «О сын мой, сделай мечеть для себя домом, (и он имел ввиду посещение мечети так часто как возможно), потому что мечеть является домом для истинно уверовавших, тех, которые убоялись Аллаха, и я слышал как Посланник Аллаха сказал: «Всякого, кто сделал мечеть для себя домом, Аллах одарит своей милостью и своим прощением, и проведет его через мост Сират в Рай.

О мусульмане, мечети играют важнейшую роль в становлении общества верующих, и мечети обеспечивают распространение знаний, и именно поэтому, первым делом Пророка (сас), когда он прибыл в Медину, было постройкой мечети.

Ислам призывает мусульман заботиться о мечетях, и обещает большую награду от Аллаха, Свят он и Велик.

Как сказано в Коране:

«Должны ходить в мечети только те, которые уверовали в Аллаха Единого, в День Воскресения и воздаяния, благочестиво совершают молитву, дают из своего имущества очистительную милостыню (закат). Они боятся только Аллаха. Может быть, они будут у Аллаха на прямом пути веры!»

Мать правоверных Аиша(р.а.) сказала: Кто построил мечеть и не искал славы среди людей, и его намерением было угодить Аллаху, то Аллах построит тому замок в Раю.

Слово «построил» в данном хадисе имеет несколько значений, как например – тратить деньги на постройку мечети, на ремонт мечети, на поддержание мечети в надлежащем состоянии, содержать в чистоте, и Аллах награждает заботящихся о его домах на земле большими наградами в вечной жизни.

В жизнеописании Пророка (сас) упоминается случай старой женщины, которая имела обыкновение убираться и чистить мечеть, и делала она это сама по себе, поскольку хотела совершить богоугодное дело, и все, что было в ее возможностях, так это посещать ежедневно мечеть и чистить и прибираться в ней. И никто не просил ее делать это, и никто не нанимал ее специально на эту должность, И делала она это лишь ради Аллаха, в надежде на спасение и награду от Него. И в один день она не пришла в мечеть. И Пророк (сас) спросил у сподвижников: "Где она?" Ему ответили, что она умерла вчера вечером и что ее уже похоронили. На что Посланник Аллаха ответил: "Почему же вы меня не разбудили, чтобы я мог прочитать джаназу за нее?" И потом он попросил их отвести его на ее могилу, и он там прчитал за нее джаназу. Эта женщина, не будучи из знатного рода или знаменитой, удостоилась чести быть упомянутой в жизнеописании Пророка(сас), потому что она преподала нам всем урок своей богобоязненностью.

О мусульмане, у мечети особый статус, и ей присущ свой свод хороших манер, которые должен соблюдать каждый мусульманин, если он надеется заслужить награду от Всевышнего. И из этих правил то, что мусульманин перед входом в мечеть должен убедиться что его одежды соответствуют требованиям – чисты, аккуратны и прикрывают необходимое. Так же убедиться что и сам человек находится в чистоте, соответствует требования личной гигиены и от него не пахнет табаком или прочими неприятными запахами. Использовать благовония и поддерживать чистоту всего тела. Ведь плохой запах является источником неудобств для других мусульман и для ангелов. Аллах говорит в Коране:

«О сыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьем, разрешенным Аллахом, но не излишествуйте. Не ешьте и не пейте запрещенного Аллахом. Ведь он не любит излишествующих и неумеренных».

И Пророк(сас) сказал: "Если кто из вас соберется совершить молитву, пусть оденется в обе одежды. Потому что вы стоите пред Аллахом." (Под двумя одеждами подразумевается два куска материи, которой обвязывались – одну для верхней части, другую для нижней части.)

Не разрешается заходить в мечеть, если от человека или его одежды пахнет плохо. Пророк (сас) сказал: "Кто из вас если кушал лук или чеснок, то пусть держится подальше от мечети, потому что ангелы не любят плохого запаха и покидают это место. "

Так что вы думаете, о братья, по поводу курящих около мечети, или даже, когда на улице холодно, курящих в подъезде мечети, доставляя тем самым неудобства как прихожанам мечети, так и нашим соседям? Пожалуйста, будьте бдительны и избегайте подобных привычек! Да вознаградит вас Аллах за ваши старания.

Так же, из этики нахождения в мечети, это заходить в мечеть спокойно, с почтением, даже если молитва уже началась, дабы не отвлекать молящихся своим шумом и спешкой. Пророк (сас) сказал:

"Если вы услышали икаму, то подойдите не создавая шума, присоединитесь к жамаа, и прочитайте то к чему присоединились, и дочитайте то, что пропустили из своей молитвы. "

Когда мы слышым азан, мы должны сесть лицом к кибле, прекратить разговоры, делать дуа или зикр, в ожидании момента когда имам встанет на молитву. Не желательно между азаном и икамой кушать и пить. Когда же имам занимает свое место и просит произнести икаму, то услышав ее, верующим полагается встать на молитву. При этом, икама не должна произноситься пока имам не занял свое место или еще не готов, и пока имам не дал знак на произнесение икамы. Если у мечети есть установленный муаззин, то это ему полагается совершать азан и икаму. И никто не должен читать азан вместо него без его разрешения. А что касается икамы, то тот человек, которого выбирает имам, читает икаму.

Так же, если у мечети есть постоянный имам и он присутствует в мечети, никто не ведет молитву кроме него, кроме как по его разрешению. Наш Пророк (сас), учил нас совершать зикр после молитвы, и мы должны всеми силами стараться соблюдать это правило. Но если по какм-то причинам мусульманин не может читать зикр, то по крайней мере, он не должен мешать делать это другим мусульманам, громко разговаривая сразу после молитвы. Так же, если кто-то желает что-то объявить в мечети или повесить объявление, то не должен делать такое самовольно, не спросив имама или того, кто его замещает.

И напоследок, хотелось бы напомнить, что мечеть – это дом Аллаха, и всем нам следует вести себя в нем подобающе, и тот, кто хочет сделать замечание брату или наставление, то должен сделать это сдержанно, не оскорбляя его достоинства и не обижая, обращаясь с братом так же, как мы хотели бы чтобы обращались с нами. Что же касается женщин в мечети, то не желательно им разговаривать громко, и если кто из братьев слышит их разговор, то не следует ему вмешиваться в него. И всем нам надо понимать, что размеры нашей мечети небольшие, и голос говорящего громко может беспокоить других, и в таком случае стоит мягко указать говорящим громко об их ошибке, как это делал наш Пророк (сас).

Мы надеемся, что все мы станем образцовыми в поведении в мечети, и да простит нам Аллах наши прошлые грехи, и сделает наш слух внемлющим истине, а сердца наши принимающим ее. Аминь.

Слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид», которое означает «падать ниц». То есть, мечеть – это место поклонения и молитвы. Мечети служат мусульманам для общего совершения молитв, а так же, иногда, как места собрания народа и обучения основам мусульманского вероучения.

В соответствии с этим, существует строгий этикет поведения в мечети. Посещать эти культовые здания могут не только последователи ислама, но и представители других вероисповеданий, но, разумеется, только в том случае, если люди будут вести себя подобающе. Итак, чего же ни в коем случае нельзя делать в мечети?

1. Входить в мечеть следует обязательно с правой ноги.

При этом мусульманин обязан при этом произнести: «О Всевышний, открой врата милости своей». Кроме того, войдя в помещение, мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся «Ас-саляму алейкум». При этом, здороваться нужно, даже если в мечети никого нет, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

2. В мечеть нельзя входить в обуви. Это касается и мужчин, и женщин, и мусульман и иноверцев. Поэтому, собираясь в мечеть, допустим, на экскурсию, следует позаботиться о том, чтобы носки были чистые и не дырявые. Обувь оставляют при входе в специальных шкафчиках, но, если есть желание, можно взять ее с собой в пакете.

3. Следует подумать и об одежде. Она должна быть чистой и красивой. И у мужчин, и у женщин, должны быть прикрыты колени и плечи, а женщинам следует покрыть голову платком, чтобы волосы не были видны. Мусульманки одеваются так, чтобы видны были только кисти рук, ступни ног и лицо (впрочем, в некоторых странах скрывают и лицо), при этом одежда не должна быть слишком яркой и обтягивающей. Вот на это следует ориентироваться и представительниц ам других вероисповеданий, если они не хотят вызвать негодования у мусульман.

4. Ни в коем случае не стоит посещать мечеть тем, кто незадолго перед тем ел чеснок и лук. Пророк Мухаммед говорил так: «Кто поест лук, чеснок или лук-порей, пусть не приближается к нашей мечети, потому что ангелов раздражает то, что раздражает сынов Адама». Иными словами, в мечети не допускается никакого зловония. Мужчинам даже допустимо умеренно воспользоваться благовониями. А вот женщинам, напротив, парфюмерией пользоваться не стоит. Считается, что аромат, исходящий от женщины, может помешать молитвенному сосредоточению мужчин. Вероятно, поэтому, женщины молятся в мечети в специальных помещениях, отделенных от тех, где собираются мужчины.

5. Кроме того, женщинам запрещено посещать мечеть в «особенные дни».

6. Запрещено проходить перед человеком, совершающим намаз. В хадисе (хадисом называют предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, которое затрагивает особенности жизни мусульманской общины) сказано: «Если бы проходящий непосредственно перед молящимся знал, что он совершает, то простоять сорок лет было бы лучше для него, чем пройти непосредственно перед ним».

7. Сесть на пол в мечети можно, но ни в коем случае нельзя сидеть, направив ноги в сторону Каабы. Кааба – это главная святыня ислама, храм Каабы находится в Саудовской Аравии, в городе Мекке. Направление на Мекку в каждой мечети обозначено пустой нишей в стене, именуемой михрабом. Именно к михрабу обращены лица молящихся.

8. В мечети нельзя шуметь.

9. Мужчинам и женщинам, посещающим мечеть в составе экскурсии, не следует держаться за руки, обниматься и целоваться, даже если они муж и жена.

10. Мечеть нельзя посещать в нетрезвом состоянии. Кроме того, в мечеть не пустят душевнобольного. Если кто-то пожелает взять с собой на экскурсию маленького ребенка, то должен помнить о том, что его поведение может побеспокоить других людей. В случае, если ребенок раскапризничаетс я, нужно выйти с ним из мечети.

11. Обычно, гостям разрешают фотографировать в мечети. Но следует помнить, что нельзя снимать верующих во время молитвы.

12. Выходить из мечети нужно с левой ноги. Мусульмане при этом говорят: «Аллах, прости мои грехи».

«Важно то, для чего человек приходит в мечеть, - рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин. - Намерения человека должны быть благими».

Прежде всего, человек, собравшийся посетить храм, должен привести свой внешний вид в порядок: это касается и одежды и чистоты тела.

Заходите в мечеть только с благими намерениями. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо, - рассказывает Рустам Хайруллин. - При этом одежда должна быть свободной и не очень яркой. Мужчины также стараются максимально прикрыть свое тело, на голову одевают тюбетейку».

В своих изречениях порок Мухаммед говорил, что мусульмане должны быть ритуально чисты, то есть они должны совершить полное омовение.

Тахарат — малое омовение. Мно-гие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуально-го омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф — обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана. Во всех мечетях есть комнаты для омовения.

Полное омовение, называемое гусуль, это мытье всего тела вместе с очищением полости рта и носа. Полное омовение совершается в душе или бане.

То, что не понятно, можно спросить у имама. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Заходить в мечеть можно только с правой ноги со словами «О Всевышний, открой врата милости своей». Попав в помещение мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся Ас-саляму алейкум (в переводе с арабского - «Мир вам‎»). Поприветствовать мусульманин должен, даже если не застанет никого в мечети, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

В мечети снимают обувь. Есть специальные шкафы, куда можно убрать туфли, чтобы они не мешались. Предпочтительно, чтобы у мусульманина были носки и бахилы.

Как молиться в мечети?

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Все мечети построены так, что направлены в сторону Мекки.

Внутри здания есть выемка - михраб (переводится с арабского как «первая линия фронта»). Там расположен минбар - кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Минбар имеет несколько ступенек. Пророк Мухаммед читал проповедь с самой верхней из них. В знак его уважения, все имамы становятся на 2-3 ступеньки ниже верхней.

Минбар в центре зала. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Все остальные мусульмане становятся позади него лицом к Мекке. В пятницу в мечетях проходят общие молитвы, ценность которых в 27 раз выше, чем тех, которые совершаются дома.

Каждый мусульманин стремится встать за имамом в первые ряды, так как получит за это от Аллаха больше награды.

Нельзя проходить перед человеком, читающим намаз. В этом случае его молитва нарушается и не принимается Аллахом. Поэтому обходите мусульманина сзади.

Женщины и мужчины читают молитву в разных комнатах, иногда женская комната расположена на балконе. Если таковых нет, то женщины встают в ряд за мужчинами.

Мужчины и женщины сидят в мечети отдельно. Фото: www.globallookpress.com

«Если вы не умеете молиться, не стесняйтесь попросить кого-то из служащих мечети объяснить вам. В храме всегда есть «шпаргалки» - книги, где кратко описано, как нужно читать намаз. Можно совершать ритуал, подглядывая в книжку. Со временем, вы сможете и без подсказки», - рассказывает Рустам Хайруллин.

Как подать милостыню?

Мусульманин, который хочет подать милостыню - садака - должен давать ее правой рукой и произнеся про себя намерение. Получающий от него дар принимает также правой рукой, произнеся про себя «Бисмилла-ирахман-ирахим».

Милостыню подают только тем, у кого нет жилья и пропитания. Фото: www.russianlook.com

«В исламе нуждающимся считается человек, который лишен пропитания, либо крова на сегодняшний день. Именно таким людям дают садака. Если человек к таковым не относится, но ему дают милостыню, то он в свою очередь должен передать ее тому, кто подходит под эти критерии», - говорит Рустам Хайруллин.

Кому нельзя заходить в мечеть?

Посещение мечети в туристических целях разрешается, но в этом случае, человек должен выполнить все требования, которых придерживаются верующие. «Любой путешественник должен понимать, что заходит в культовое здание. Он должен совершить гусуль, одеться, так как велят нормы шариата. Благо сегодня в храмах есть платки и юбки, для того чтобы женщины могли прикрыть те части тела, которые нельзя показывать», - добавляет хазрат.

В мечеть нельзя ходить в алкогольном и наркотическом опьянении. Фото: РИА Новости

В мечети нельзя шуметь. Также не допускаются люди, от которых исходит резкий запах, которые плохо пахнут. Пророк Мухаммед говорил, что если человек съел лук или чеснок, то он не должен появляться в мечети до тех пор, пока запах не исчезнет. Не допускается использование духов с резким запахом.

Фотографироваться в мечети можно. Но нельзя вешать фотографии и картины, на которых изображены одушевленные предметы, на стену, ставить в рамки.

Если вы берете в мечеть ребенка, то ответственность (перед Аллахом) за его поведение лежит на родителях.

Мечеть нельзя посещать душевнобольным людям. Женщинам запрещается посещать храм в «критические дни». Не пропустят в здание тех, кто находится в алкогольном или наркотическом опьянении.

«Из мечети выходят левой ногой. При этом надо сказать «Аллах, прости мои грехи». Всегда придерживайтесь правил этикета в мечетях, независимо оттого, какого вы вероисповедания», - резюмирует Рустам Хайруллин.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) приводит слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается оттуда, Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он это делает». Ходить почаще в мечеть, совершать там коллективные намазы и вообще проводить в ней больше времени - за эти деяния мусульман ожидает великая награда Всевышнего Аллаха, искупление грехов и возвышение степени раба перед Ним.
Абу Хурайра и Саид Худрийи передают хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о семерых людях, которые в Судный день будут находиться в тени Арша, когда не будет другой тени.
Там, в числе тех семерых будет находиться тот человек, «чье сердце будет связано с мечетью». Всякий раз, когда такой человек выходит из мечети, сердце его остается связанным с мечетью.
Находясь в мечети, следует помнить об определенных нормах поведения.

Собираясь в мечеть, перед выходом из дома желательно (сунна) прочитать дуа, которую читал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «О, Аллах! Я обращаюсь к Тебе с достоинством обратившихся к Тебе и достоинством людей, которые ходили по этой дороге (в мечеть). Я вышел не с высокомерием или гордыней и не ради того, чтобы люди видели или слышали о том, что я хожу в мечеть. Я вышел из дома, боясь Твоего гнева, стремясь к Твоему довольству. Я прошу у Тебя, Аллах, защиты от огня Ада, прости мои грехи, ибо воистину прощаешь их только Ты».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что, когда раб с такими словами отправляется в мечеть, Аллах обращает Свой взор на него с того момента, как он их произнесет.
Конечно, от взора Аллаха никто не может скрыться ни на миг, но они бывают разные. Бывает взор милосердия и взор гнева. Когда человек, читая дуа, отправляется в мечеть, Аллах обращает к нему Свое милосердие.
Входить в мечеть надо с правой ноги. При этом читается дуа: «О, Аллах, раскрой для нас врата Твоей милости». После этого желательно прославлять Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Когда кто-либо из вас входит в мечеть, пусть поприветствует Пророка и прочтет дуа: «Аллахумафтахли абваба рахматика» (смысл приведен выше).
После этого каждому из нас, прежде чем сесть или поприветствовать кого-либо, желательно совершить двухракаатную молитву - «Тахийятуль масжид», т.е. суннат-намаз вхождения в мечеть. Этот намаз не отличается от других ничем, кроме намерения (нийят). С ним можно совместить и другие желательные намазы, такие, как суннат-намаз омовения (2 ракаата). Но, если, входя в мечеть, мусульманин видит, что обязательный джамаат-намаз уже начался, ему нельзя отвлекаться на суннат-намаз, он должен тут же приступить к обязательному намазу. В этом случае тахийят-намаз с него снимается, и сунна на него не возлагается.
Почему же предписан двухракаатный намаз при входе в мечеть? Потому что мечеть - это место, предназначенное для совершения намаза, и долгом каждого является совершение намаза прежде, чем приступить к чему-либо. Вступивший же в мечеть во время джамаат-намаза, приступая к нему, и так начинает свое пребывание в мечети с намаза.
«Тахийятуль масжид» заменяется также совершением возмещающего обязательного намаза. После этого каждому вошедшему в мечеть (независимо от того, сколько времени он собирается в ней провести) желательно произнести намерение пребывать в и’тикафе все время нахождения в мечети: «Я намереваюсь быть в и’тикафе, пока нахожусь в мечети». И’тикаф - это пребывание в мечети ради Всевышнего Аллаха. Бывает состояние, когда чувствуешь, что твое тело не хочет подчиниться разуму. Это особенно ярко проявляется в мечети, когда под натиском иблиса тебе хочется быстрее выбежать отсюда. Находясь в мечети, человек получает внутреннее очищение, его покидают порочные мысли, плохие намерения.
Мечеть - это место, где совершают поклонение и поминание Всевышнего Аллаха. Здесь всегда присутствует баракат (благодать), которым наполняется сердце пребывающего в и’тикафе. Если кто-либо не произнес намерение пребывать в и’тикафе, у него, конечно, может быть хорошее состояние. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Всякое дело оценивается по намерению». Поэтому при входе в мечеть, для получения воздаяния нужно произносить намерение.
От чего же нужно оберегать мечеть? Сегодня открывается очень много мечетей (Альхамдулиллах). Но должного отношения к ним пока еще нет. Прежде всего, в мечети нужно соблюдать чистоту. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Поистине, мечети не являются подходящим местом ни для того, чтобы мочиться в них, ни для того, чтобы загрязнять их как-нибудь иначе. Они предназначены только для поминания Аллаха и чтения Корана». (Муслим).
Какие-либо действия, которые могут привести к загрязнению мечети, запретны. Например, нельзя посещать мечеть, если у тебя кровоточащая рана, даже если она перевязана. Нельзя заносить в мечеть вещи, на которых могут находиться нечистоты (наджаса). Если человек боится запачкать мечеть, войдя в нее, то ему запрещено входить туда.
Аллах уготовил великое воздаяние занимающемуся уборкой мечети, а если он делает это добровольно - и того больше. В хадисе сказано, что каждый раз за вынесенный мусор Аллах записывает ажр (воздаяние) и искупает грех.
Посещающему мечеть нужно следить за тем, чтобы от него не исходил неприятный запах. Для этого нужно соблюдать личную гигиену. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть поевший лук, чеснок или лук-порей (сырыми) ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам он причиняет те же страдания, что и сынам Адама».
Находясь в мечети, нужно всегда быть в омовении. Даже если ты пришел в мечеть задолго до времени намаза, считай себя совершающим молитву. Поэтому нужно сохранять свое тело в чистоте. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ангелы обращаются к Аллаху с мольбами за любого из вас все то время, пока вы, не осквернившись, остаетесь на месте совершения своей молитвы, и они говорят: «О Аллах, прости его, о Аллах, помилуй его».
Запрещено повышать голос в мечети, особенно говоря о мирских делах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто услышит, как кто-нибудь разыскивает в мечети пропажу, скажет: «Да не вернет тебе этого Аллах» - ибо, поистине, мечети были построены не для этого».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите того, кто продает или покупает в мечети что-либо, скажите: «Да лишит Аллах прибыли твою торговлю!» Даже чтением Корана (повысив голос) нельзя мешать другим. Во время намаза тоже нельзя громко читать молитву - этим вы можете помешать другому, совершающему намаз.
Нежелательно приводить в мечеть малолетних детей, которые не могут контролировать себя. Также, нельзя пускать в мечеть умалишенных.
Нежелательно садиться в мечети спиною к Каабе. Находясь в мечети, нежелательно скрещивать пальцы рук. Оказывается, при таком положении человека клонит ко сну.
Если мы будем знать и соблюдать эти правила, мы окажемся в выигрыше, ибо можем получить воздаяние.
Да поможет Аллах нам всем соблюдать сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и отдалиться от всего порицаемого. Амин!

1. Входя в мечеть, скажите следующее дуа :

«Бисмилляхи вас-саляту вас-саляму аля Расулюллах. Аллахумма афтахли абваба рахматик» («Я вступаю (сюда) с именем Аллаха и молитвой благословения Его Посланнику. О Аллах, открой мне двери Твоей Милости») .

2. Сразу после входа в мечеть сделайте намерение : «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети ». Сделав это, иншааллах, можно надеяться на духовную пользу от итикафа (пребывания в мечети).

3. Проходя внутрь мечети, лучше всего сесть в переднем ряду . В случае если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Проходить, перешагивая через людей, недопустимо.

4. Не следует обращаться с приветствием к тем, кто уже сидит в мечети и занят зикром (поминанием Аллаха) или чтением Корана . Однако, если кто-то из этих людей не занят и смотрит на вас, не будет вреда, если вы поприветствуете его.

5. Если вы хотите совершить сунна или нафиль-намаз в мечети, выберите место, где перед вами может пройти наименьшее количество людей . Некоторые люди начинают свои молитвы в задних рядах, в то время как впереди имеется достаточно свободного места. Из-за этого другим людям становится трудно пройти между ними, чтобы найти себе свободное место. Совершение молитвы таким образом является грехом само по себе, и, если кто-то пройдёт перед человеком, совершающим молитву, тогда грех прохождения перед молящимся также падает на того, кто совершает такую молитву.

6. После вхождения в мечеть, если у вас есть немного свободного времени перед началом молитвы, перед тем как сесть совершите два ракаата (молитвы) с намерением тахийя аль-масджид . Это очень похвальное дело. Если у вас не остаётся времени перед молитвой, вы можете соединить намерение на тахийя-аль-масджид с намерением на суннат-намаз. Если же у вас не остаётся времени даже на то, чтобы совершить суннат-намаз, и джамаат уже собрался (готов к молитве), это намерение может быть присоединено к намерению на фард-намаз.

7. Пока вы находитесь в мечети, продолжайте делать зикр . Особенно полезно произносить следующие слова: «Субханаллахи валь-хамдуллиляхи ва ля иляха илляллаху ва Аллаху Акбар» («Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик»).

8. Не позволяйте вовлекать себя в ненужные разговоры , пока находитесь (в мечети), которые могут отвлечь вас от поклонения, молитвы или зикра (поминания Аллаха).

9. Если джамаат уже готов (уже собрался) для молитвы, заполняйте прежде всего первые ряды . Если в первых рядах есть свободное место, не разрешается вставать в задние ряды.

10. Когда имам занимает своё место на минбаре, чтобы произнести пятничную хутбу (проповедь) на арабском языке, то вплоть до окончания пятничной молитвы запрещается совершать намаз, разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие . Однако, если кто-то начнёт разговаривать в это время, также не разрешается просить его сохранять тишину.

11. Воздерживайтесь от всего, что может распространять грязь или запах по мечети или причинить кому-то вред .

12. Когда вы видите, что кто-то делает что-то неправильно, спокойно и мягко попросите его не делать этого . Недопустимо открыто его оскорблять, упрекать его, ссориться с ним.



Рассказать друзьям