Леонтий (Стасевич), православный святой. Святые и чудотворцы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • Окончил церковно-приходскую школу
  • 1899-1909 гг. - писарь в Тарноградском суде
  • 1 января 1910 года он поступил в Яблочинский Свято-Онуфриевский первого класса необщежительный мужской монастырь, расположенный в двух верстах от села Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии.
  • 1911 г. - принял постриг с именем Леонтий в честь Леонтия, Святителя Ростовского
  • В 1914 году началась 2-я Отечественная война, и братия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубь России. Отец Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь.
  • 1916 г. - во время пребывания в Москве окончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.
  • 1919 г. - окончил Духовную Семинария
  • 1922 г. - Патриарх Тихон назначил святого Леонтия наместником Суздальского Спасо-Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита.
  • Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди - паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Отец Леонтий сохранял верность Патриарху Тихону.
  • За время своего служения в Суздале святой, несмотря на сложные условия, привлёк к Церкви многих людей. Его имя стало широко известным среди верующих. И в 1930 году отец Леонтий был арестован. Он вызвал озлобление местных властей тем, что препятствовал антирелигиозной пропаганде ежедневным совершением богослужения и своими проповедями. Поводом же к аресту послужили любовь отца Леонтия к колокольному звону. Позже он вспоминал об этом так: «...звон тогда был запрещён. А мне... так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками». Заключение отец Леонтий отбывал в Коми АССР. Он работал фельдшером при дорожно-строительном участке.
  • 1933 г. святой возвращается из лагеря и начинает служить в селе Бородино Гаврилово-Посадкого района Ивановской области. Но пребывание его на новом месте было недолгим - 19 октября 1935 года он был опять арестован.
  • Святой Леонтий рассказывал: «Когда я проходил в Москве по улице, там сидел один блаженный, он предсказал мне: "Придёт время, тебя поведут по улице и прикладами будут погонять"». Это сбылось в Гавриловом Посаде. Скудное имущество отца Леонтия было конфисковано и погружено на телегу. Сам же он со связанными руками был за шею привязан к этой телеге, как бессловесное животное. Под издевательства и насмешки советских людей святого в таком виде отправили в районный отдел Н.К.В.Д. В ходе допросов святой Леонтий виновным себя в предъявленных преступлениях не признал, и был приговорён к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года. К тому времени у святого была обнаружена болезнь сердца, но комиссия признала его годным к физическому труду. Заключение святой Леонтий отбывал в Карагандинских лагерях, работая при санчасти печником.
  • Зимой 1935 года на перроне железнодорожного вокзала города Иваново был собран целый этап заключённых, среди них находилось много священников; все были обриты и острижены. Несмотря на это отцы узнавали друг друга и прямо здесь на перроне, запели громко, во весь голос молитву «Царю Небесный». Они пели так вдохновенно и красиво, что народ вокруг плакал. Охрана грубо прекратила пение, и в наказание вагоны с заключёнными были загнаны в тупик. Стоял сильный мороз, от которого в несколько дней погибли многие ссыльные. Только в одном вагоне, в котором находился святой Леонтий, все остались живы. Он призвал всех заключённых ночью класть земные поклоны с Иисусовой молитвой и потому никто из них не замёрз.
  • В лагере святого Леонтия, как священника, пытались «перевоспитать». Однажды в пасхальную ночь охранники потребовали, чтобы святой отрёкся от Бога. Он отказался это сделать. Тогда коммунисты привязали его к верёвке и с головой опустили в уборную. Через некоторое время поднимают его и кричат: «Отрекаешься?», а он им - «Христос воскресе, ребята». Так долго издавались над ним, но отречься от Бога заставить не смогли.
  • Святой как-то рассказывал: «...часто нам не давали по целым ночам спать. Только ляжешь, - кричать: "Подъём, на улицу строиться", - а на улице холодно и дождь. Начинают мучить: "лечь, встать, лечь, встать", - а падаешь прямо в грязь, в лужу. Скомандуют отбой, только начнёшь согреваться и опять кричать: "Подъём, строиться" И такая процедура до утра, а утром на тяжёлую работу».
  • Когда святому Леонтию жаловались на скорби, то он говорил: «Это не скорби, а мы, бывало, в тюрьме откушаем, а нас выведут, поставят в ряд и говорят: "Сейчас будем расстреливать". Прицелятся уже, попугают, а потом опять в казарму гонять».
  • В конце 1938 г. - освобождён и вернулся в Суздаль , где жил в домике по улице Ленина , 139. В храмах, насколько известно, он не служил, но часто ходил по деревням Суздальского и Гаврилово-Посадского районов, совершая требы. Иногда он приезжал в посёлок Нерль Тейковского района, где на дому у своих духовных чад совершал богослужения.
  • После окончания Великой Отечественной войны святому Леонтию было предложено вернуться к службе, и он согласился.
  • 23 июня 1947 года епископ Ивановский и Кинешемский Михаил вручил отцу Леонтию указ о назначении его настоятелем храма Живоначальной Троицы села Воронцово. 2 Мая 1950 года, в 11 часов, после Литургии, батюшка был арестован в третий раз. За три дня до ареста он внезапно начал раздавать духовным чадам и своим прихожанам всё своё имущество, включая келейные иконы. Деньги отец Леонтий раздавал и наличными и отправлял почтовыми переводами. Во время допросов он говорил: «...в своих проповедях при богослужении я призывал верующих, посещающих храм Божий, преданно верить Богу, исполнять все заповеди, регулярно посещать храм». Один из свидетелей по делу показывал при допрос: «Сам Стасевич... служит по монастырскому уставу, старается хранить веру в чистоте и прививать её путём церковных служб и проповедей. Он всегда требует исполнения всех духовных заповедей».
  • Обвинительное заключение гласило: «...Обвиняемый Стасевич в течение 47-50 годов, проводя богослужения в церкви в своих проповедях распространял антисоветские измышления о якобы приближающихся "Страшном Суде" и "Кончине мира", истолковывая религиозные писания в антисоветском духе» (сохранена орфография подлинника). Следователь ходатайствовал о том, чтобы отец Леонтий и три его духовных дочери были приговорены к 10 годам лагерей.
  • Особым совещанием при Министре Госбезопасности С.С.С.Р. это ходатайство было удовлетворено в отношении 66-летнего отца Леонтия. Его же духовные чада, как выходцы из рабоче-крестьянской среды, получили по 8 лет лагерей. Отец Леонтий был отправлен в лагерь Озёрный в Коми А.С.С.Р.
  • В лагере святому, бывшему в преклонных годах, приходилось трудно, но заключённые, видя святость его жизни и силу веры, уважали старца. Святой был посажен в камеру с вором рецидивистом; зайдя в камеру, он сделал земной поклон, а когда пришло начальство с осмотром, то увидели, что вор стоит на коленях и плачет, а святой утешает его. Заключённые охотно длились едой и тёплой одеждой со святым, а когда начальство обижало его, то заключённые грозились поднять бунт в лагере.
  • Чудо изгнания беса. У начальника лагеря тяжело заболела дочь. Семьи офицеров жили, видимо, при лагере, в глуши, а лагерный врач даже не мог определить, что это за болезнь. Святой Леонтий увидел девочку и сказал, что в неё вселился бес. Отчаявшиеся родители обратились к нему за помощью. Святой Леонтий стал усердно молиться за эту девочку, и бес вышел из неё. В благодарность за это начальник лагеря дал ему какие-то послабления в режиме и возможность на Пасху отслужить Литургию.
  • Вскоре святой Леонтий получил освобождение по амнистии.

  • По возвращении святого из заключения новый настоятель села Воронцово встретил его крайне недоброжелательно и даже угрожал устроить ему ещё один арест.
  • И святому опять пришлось искать другое место службы. Около месяца он проживал в Иваново, а 20 июля 1955 года был назначен архиепископом Венедиктом настоятелем храма Михаила Архангела села Михайловского Середского (ныне Фурмановского) района.
  • В 1960 году отец Леонтий был награждён правом служения Божественной Литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. Летом 1962 года два местных священника в корыстных целях оклеветали святого, обвинив его в небрежном отношении к святыням. Владыка, не разобравшись в сути дела, запретил отца Леонтия в служении на месяц. Святой много плакал об этом: «Плачу и рыдаю, - говорил он. - Шило в мешке не утаится, всё выйдет наружу, все улетят».
  • Так оно и получилось. Священник, оклеветавший отца Леонтия, на приходе долго не задержался и вынужден был покинуть его по причине нелюбви к нему прихожан. А через год Владыку Илариона перевели в дальнюю епархии. Покидать Иваново ему пришлось на самолёте. Действительно, «все улетели». СвятомуЛеонтию было уже 78 лет.
  • В 1963 году новый владыка Ивановской епархии Леонид (Лобачев), ознакомившись с положением в епархии, вернул святого на прежнее место службы, в село Михайловское.

Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич)


  • К Пасхе 1969 года отец Леонтий Святейшим Патриархом Алексием I был награждён вторым наперсным крестом с украшениями
  • Последнюю Литургию святой Леонтий отслужил 7 февраля 1972 г.
  • Умер 9 февраля 1972 г. Похоронен на общем сельском кладбище, недалеко от села Михайловское. На могиле святого совершаются многочисленные чудеса
  • Канонизован в 1999-м году как местночтимый святой Ивановской епархии Русской Православной Церкви.
  • Август 2000 г. - причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Преподобне отче Леонтие, моли Бога о нас!

Передачи можно слушать на частоте 102,3 FM – Коломна, Юг Москвы и Московской области Подключиться к онлайн СМИ радио "Благо" из Коломны и слушать наши передачи Вы можете круглосуточно. Утро можно начать с зарядки. Потом привести в порядок ум в "Университете" Вам поможет философия . В обеденный перерыв неплохо слушать авторскую песню , программа Время Культуры познакомит Вас с художниками, композиторами, писателями. Дивные повести о Гражданах Неба и несколько минут классической музыки предупредят чтение доброй книги. Перед сном пригласите малышей послушать по радио сказку, а сами узнайте новое из истории Отечества.

Слушать СМИ радио «Благо» онлайн.

Адреса потока онлайн-вещания:

Мы предлагаем 6 различных потоков онлайн-вещания СМИ из Коломны, слушать которые можно в разных категориях качества.

Чтобы слушать онлайн на смартфоне Android (HTC, Samsung, Sony, LG и т. д.) мы рекомендуем следующие бесплатные приложения:

Что такое СМИ Радио Благо 102,3 FM в Коломне?

Интернет СМИ www.сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Редакция не предоставляет справочной информации.

Вот уже больше десяти лет, как сайт радио "Благо" 102,3 FM в Коломне работает и вызывает интерес слушателей как онлайн-радио так и offline.

Все это происходит исключительно благодаря вам!

Еще раз спасибо! Мы тоже вас любим!


Ирина Зайцева, главный редактор

Время культуры

Пишите нам:

Общередакционный адрес:

Правовая информация

Редакция и издатель

© 2000-2015 сайт

Все права защищены

Интернет СМИ 102,3 FM сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Правила использования материалов

Веб-сайт www.сайт (далее - Сайт) содержит материалы, охраняемые авторским правом, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, в частности тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения и др. Коллективу редакции сайта принадлежит авторское право на использование содержания Сайта (в том числе право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Сайте, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в содержании опубликованных на Сайте материалов.

Пользователь Сети имеет права на

Использование размещенных текстовых материалов в объеме не более 300 (трехсот) знаков, без учета знаков препинания, с упоминанием имени автора, а также с ссылкой на сайт и адрес www.сайт. При перепечатке материала сайт в интернете необходимо указать адрес (URL) по которому первоначально был опубликован материал;

Свободное воспроизведение аудиофайлов, видеороликов и фотоизображений в личных некоммерческих целях (личные блоги, прочие личные ресурсы). При таком использовании необходимо указать имя автора (имя фотографа),

© Радио "Благо" и адрес: www.сайт.

Во всех случаях мы будем благодарны, если вы проинформируете нас об использовании наших материалов. Полное или частичное воспроизведение материалов, размещенных на веб-сайте www..ru , без письменного разрешения правообладателя запрещается.

История

«В эфире Коломны звучит – коломенское Радио "Благо". Вы можете слушать нас на частоте 102,3 FM и онлайн-вещание на нашем сайте».

Разве могли мы подумать, что идея создания Коломенского Радио может вырасти в реальный проект, который всецело обязан сайту «Радио для себя». Мы даже не надеялись, что когда-нибудь мы пройдем по этой шаткой лестнице «Средства массовой информации» и однажды вдруг увидим в руках несколько видов «Лицензий». Поэтому – искренняя благодарность Сергею Комарову, генеральному директору ООО «Радиовещательные технологии » - это его удивительный оптимизм: «Делайте – и получится», нас вдохновил.


Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, нас поддержала. Евгений Велихов, президент Российского научного центра “Курчатовский институт”, Василий Симахин, Алексей Павлинов, Роман Фалалеев, Игорь Шаханов - помогли создать техническую базу. Игумения Ксения, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, Людмила Швецова, Елена Камбурова, Григорий Гладков, Лариса Белогурова, Валерий Шалавин, Сергей Степанов, Владислав Дружинин-режиссер, Леонид Кутсар-актер, Станислав Федосов-актер озвучили и озвучивают многие наши программы. Всем Вам, кто участвовал и участвует в создании Радио "Благо" наша любовь и благодарность.

Свя-ти-тель Леон-тий, епи-скоп Ро-стов-ский - один из вы-да-ю-щих-ся ар-хи-пас-ты-рей XI ве-ка зем-ли Рус-ской. По сло-вам свя-ти-те-ля Си-мо-на, епи-ско-па Вла-ди-мир-ско-го, ко-то-рые мож-но счи-тать до-ста-точ-но до-сто-вер-ны-ми, свя-той Леон-тий был по-стри-же-ни-ком Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря и по про-ис-хож-де-нию рус-ский, а не грек, хо-тя ро-дил-ся в Кон-стан-ти-но-по-ле. Про-мыс-лом Бо-жи-им бу-ду-щий про-све-ти-тель и апо-стол Ро-стов-ской зем-ли про-хо-дил по-слу-ша-ние под ду-хов-ным ру-ко-водст-вом ос-но-ва-те-лей рус-ско-го мо-на-ше-ства пре-по-доб-ных Ан-то-ния († 1073; па-мять 28 сен-тяб-ря/11 ок-тяб-ря и 10/23 июля) и Фе-о-до-сия († 1074; па-мять 3/16 мая, 14/27 и 28 ав-гу-ста/10 сен-тяб-ря) Пе-чер-ских. Он был пер-вым епи-ско-пом, вы-шед-шим из мо-на-сты-ря в Ки-ев-ских пе-ще-рах, вос-пи-тав-ше-го мно-го-чис-лен-ных свя-ти-те-лей Рус-ской зем-ли. «От то-го Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря Пре-чи-стыя Бо-го-ро-ди-цы, - пи-шет свя-той Си-мон, - мно-зи епи-ско-пы по-став-ле-ны бы-ша и яко све-ти-ла свет-лая осве-тив-ша всю Рус-скую зем-лю Свя-тым Кре-ще-ни-ем; пер-вый Леон-тий, епи-скоп Ро-стов-ский, свя-щен-но-му-че-ник, его-же Бог про-сла-ви нетле-ни-ем и бысть пер-во-пре-столь-ник, его-же невер-нии, мно-го му-чив-ше, уби-ша».

Свой рав-ноап-о-столь-ный по-двиг свя-щен-но-му-че-ник Леон-тий на-чал по воз-ве-де-нии его в сан епи-ско-па в со-ро-ко-вых го-дах XI ве-ка и на-зна-че-нии на Ро-стов-скую ка-фед-ру.

В Ро-стов-ской зем-ле, на-се-лен-ной в то вре-мя чуд-ски-ми пле-ме-на-ми, свя-ти-тель встре-тил же-сто-кое со-про-тив-ле-ние языч-ни-ков, из-гнав-ших двух его пред-ше-ствен-ни-ков - епи-ско-пов Фе-о-до-ра и Ила-ри-о-на. За-ко-ре-не-лые языч-ни-ки и слу-шать его не хо-те-ли, но свя-той Леон-тий, как доб-рый пас-тырь, ре-шил-ся по-ло-жить и ду-шу свою за спа-се-ние вру-чен-ной ему Бо-гом паст-вы. Невзи-рая на по-сто-ян-ную опас-ность, свя-ти-тель Леон-тий рев-ност-но об-ра-щал ко Хри-сту мест-ное на-се-ле-ние, твер-до сле-дуя апо-столь-ским за-по-ве-дям. Од-на-жды он был из-бит языч-ни-ка-ми и из-гнан из го-ро-да, од-на-ко не оста-вил вве-рен-ной ему ду-хов-ной паст-вы и по-се-лил-ся неда-ле-ко от Ро-сто-ва, у ру-чья Бру-тов-щи-ны, где по-стро-ил неболь-шой храм в честь Ар-хи-стра-ти-га Ми-ха-и-ла. Свя-ти-тель все пре-тер-пел и рев-ност-но про-дол-жал про-по-ве-до-вать ве-ру, под-твер-ждая ис-тин-ность ее чу-де-са-ми. К свя-ти-те-лю ста-ли при-хо-дить де-ти мест-ных жи-те-лей, при-вле-чен-ные его ду-хов-ной доб-ро-той. Угод-ник Бо-жий обу-чал де-тей на-ча-лам Хри-сто-вой ве-ры и по-том кре-стил. Вско-ре и взрос-лое на-се-ле-ние по-тя-ну-лось к бла-го-дат-но-му ар-хи-пас-ты-рю и так-же при-ни-ма-ло Свя-тое Кре-ще-ние.

За-ко-ре-не-лые языч-ни-ки взвол-но-ва-лись, их непри-язнь к про-све-ти-те-лю рос-ла, и, на-ко-нец, со-брав-шись огром-ной тол-пой, од-ни с ду-бин-ка-ми, дру-гие с ору-жи-ем в ру-ках, от-пра-ви-лись они к со-бо-ру, чтобы убить или вы-гнать Леон-тия. При-чт со-бор-ный ис-пу-гал-ся, но свя-ти-тель был по-ко-ен и укреп-лял быв-ших с ним, го-во-ря: «Не бой-тесь, де-ти, без Бо-жи-ей во-ли ни-че-го они не сде-ла-ют нам». Свя-той епи-скоп Леон-тий об-ла-чил-ся в свя-ти-тель-ские одеж-ды и при-ка-зал то же сде-лать кли-ри-кам хра-ма. С кре-стом в ру-ках он вы-шел на-встре-чу языч-ни-кам. Апо-столь-ская твер-дость и спо-кой-ствие свя-ти-те-ля Леон-тия пе-ред гро-зив-шей смер-тью оста-но-ви-ли воз-буж-ден-ную тол-пу, а ис-пол-нен-ное бла-го-да-ти его сло-во про-из-ве-ло на лю-дей еще боль-шее воз-дей-ствие, и мно-гие из них при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. С то-го мо-мен-та свя-ти-тель Леон-тий стал бо-лее успеш-но утвер-ждать свет Хри-сто-вой ве-ры в зем-ле Ро-стов-ской. «То-гда на-чал от-хо-дить от нас мрак идоль-ский и вос-си-ял свет бла-го-ве-рия», - го-во-рит древ-нее ро-стов-ское сло-во в па-мять Леон-тия. С про-по-ве-дью о Хри-сте Спа-си-те-ле он об-хо-дил окрест-ную зем-лю, и путь его от-ме-чал-ся утвер-жде-ни-ем пра-вос-ла-вия в ме-стах преж-не-го идо-ло-слу-же-ния.

Апо-столь-ский по-двиг свя-ти-те-ля Леон-тия увен-чал-ся му-че-ни-че-ской кон-чи-ной. В 1073 го-ду он был убит за-ко-ре-не-лы-ми языч-ни-ка-ми по ука-за-нию волх-вов.

Те-ло свя-ти-те-ля бы-ло по-гре-бе-но в Ро-сто-ве Ве-ли-ком в церк-ви Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Во вре-мя по-жа-ра в 1160 го-ду этот храм сго-рел, и по по-ве-ле-нию бла-го-вер-но-го кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го († 1174; па-мять 4/17 июля) в 1162 го-ду на ме-сте преж-не-го был за-ло-жен ка-мен-ный со-бор. «23 мая 1164 го-да при ко-па-нии рвов на-шли гроб, - ска-за-но в его жи-тии Ни-ко-ном ле-то-пис-цем, - по-кры-тый дву-мя дос-ка-ми, в недо-уме-нии от-кры-ли и уви-де-ли ли-це (Леон-тия), све-тя-ще-го-ся сла-вою: ри-зы на нем бы-ли как бы вче-ра на-де-тые, сколь-ко лет ми-ну-ло, и не из-ме-ни-лось свя-щен-ное те-ло его». В ру-ках у него ле-жал сви-ток с име-на-ми про-све-щен-ных им иере-ев и диа-ко-нов. Об-ре-тен-ные мо-щи пе-ре-ло-жи-ли в ка-мен-ный гроб и по-ме-сти-ли в церк-ви во имя свя-то-го апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва на ар-хи-ерей-ском дво-ре.

В 1170 го-ду, ко-гда бы-ло за-кон-че-но стро-и-тель-ство ка-мен-ной церк-ви в честь Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, гроб свя-ти-те-ля Леон-тия пе-ре-нес-ли в этот храм и по-ста-ви-ли в ни-ше юж-ной сте-ны.

Свя-той Леон-тий, по-чти неиз-вест-ный при жиз-ни, по-сле смер-ти сде-лал-ся та-ким слав-ным и по-пуляр-ным, что ка-фед-ра Ро-стов-ская на-зы-ва-лась «ка-фед-рою Леон-тия чу-до-твор-ца»; при из-бра-нии но-вых епи-ско-пов Ро-сто-ву ле-то-пис-цы за-ме-ча-ют, что «по-став-лен мо-лит-ва-ми св. чу-до-твор-ца Леон-тия» та-кой-то епи-скоп. С мо-лит-вой ро-стов-цы при-бе-га-ли к св. Леон-тию. У гро-ба про-све-ти-те-ля Ро-стов-ской зем-ли со-вер-ша-лись мно-го-чис-лен-ные бла-го-дат-ные чу-до-тво-ре-ния. Сви-де-тель-ства о свя-то-сти жиз-ни епи-ско-па Леон-тия, чу-дес-ных ис-це-ле-ни-ях и зна-ме-ни-ях по его мо-лит-вам бы-ли со-бра-ны епи-ско-пом Ро-стов-ским Иоан-ном (1190-1214). По бла-го-сло-ве-нию мит-ро-по-ли-та Фе-одо-ра бы-ло уста-нов-ле-но со-вер-шать празд-но-ва-ние па-мя-ти свя-ти-те-ля Леон-тия 23 мая/ 5 июня, в день об-ре-те-ния мо-щей. Епи-скоп Иоанн на-пи-сал и ка-нон свя-ти-те-лю Леон-тию. До 1609 го-да мо-щи свя-ти-те-ля Леон-тия от-кры-то на-хо-ди-лись в Успен-ском со-бо-ре, но по-сле то-го, как в смут-ное вре-мя по-ля-ки по-хи-ти-ли гроб-ни-цу свя-ти-те-ля, они бы-ли по-ло-же-ны под спу-дом в том же хра-ме у юж-ной сте-ны при-де-ла во имя свя-ти-те-ля Леон-тия, где на-хо-дят-ся до на-сто-я-ще-го вре-ме-ни.

Свя-той Леон-тий - один из са-мых ве-ли-ких свя-ти-те-лей зем-ли Ро-стов-ской. Он ве-лик по дей-стви-ям зем-ной жиз-ни, как рав-ноап-о-столь-ный про-све-ти-тель Ро-стов-ско-го края; он ве-лик и на небе, как силь-ный мо-лит-вен-ник за зем-лю Рус-скую. Свя-ти-тель Леон-тий сто-ит в ря-ду пер-вых пре-ем-ни-ков апо-столь-ско-го слу-же-ния Рус-ской Церк-ви вслед за свя-той рав-ноап-о-столь-ной кня-ги-ней Оль-гой († 969; па-мять 11/24 июля) и ве-ли-ким рав-ноап-о-столь-ным кня-зем Вла-ди-ми-ром († 1015; па-мять 15/28 июля).

Молитвы

Тропарь святителю Леонтию, епископу Ростовскому

Апо́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Тем ны́не со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши Престо́лу сла́вы всех Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: и верный молитвенник к Богу, ты поднялся на высоту Небесную, и любовь посвятил Любящему тебя, и неверующих людей обратил ты в веру. Потому сейчас, радуясь вместе с ангелами, предстоишь всех Царя Христа Бога. Молись, святитель Леонтий, да спасет души наши.

Тропарь святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским

Апо́стольским преда́нием, истинней ве́ре пропове́дницы,/ и от тьмы к све́ту Богоразу́мия челове́ком наста́вницы,/ и за ны к Бо́гу моле́бницы,/ на Небе́сная любо́вь возложи́сте к Лю́бящему вы./ И ны́не на Небеси́ со А́нгелы и со все́ми святы́ми ликовству́юще/ у Престо́ла сла́вы всех Царя́, Христа́ Бо́га на́шего,/ святи́и чудотво́рцы Лео́нтие, и Иса́ие, и Игна́тие,/ моли́те дарова́ти стране́ на́шей мир,/ на враги́ одоле́ние,/ Це́ркви единомы́слие// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Проповедники истинной веры, согласной с апостольским преданием, и от тьмы к свету разумения Бога наставники людям, и за нас к Богу молитвенники, для Небесной любви вверившие себя Любящему вас. И сейчас на Небесах с Ангелами и со всеми святыми радуясь у Царя всех, Христа Бога нашего, святые чудотворцы Леонтий, Исаия и Игнатий, молите даровать стране нашей мир, победу над врагами, единомыслие Церкви и душам нашим великую милость.

Тропарь святителям Ростовским

Святи́телие прему́дрии,/ па́ствы ва́шея учи́телие богопросвеще́ннии,/ ве́ру ева́нгельскую в лю́дех преумно́жившии,/ любве́ Небе́сныя на земли́ достоподража́тельнии о́брази,/ лю́ди страны́ Росто́вския и Яросла́вския приобща́вшии спасе́нию,/ служи́телие вои́стинну Бо́жии/ и соприча́стницы апо́столов досто́йнии яви́лися есте́,/ Лео́нтие священному́чениче, Иса́ие, Игна́тие, Иа́кове, Фео́доре/ и златослове́сниче Росси́йский Дими́трие,/ Христа́ Бо́га моли́те/ о архиере́ех, на престо́ле ва́шем прее́мницех,/ о лю́дех, благоче́стно вас почита́ющих,/ о стране́ на́шей правосла́вней// и о всей Христо́вей Це́ркви.

Перевод: Святители премудрые, вашей просвещенные Богом учителя, преумножившие в людях Евангельскую веру, достойные подражания примеры Небесной любви на земле, приобщавшие людей Ростовской и Ярославской земли ко спасению, истинные служители Божии и верные последователи , священномученик Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков, Феодор и златоуст российский Димитрий, Христа Бога молите об архиереях, преемниках ваших на престоле, о людях, благочестиво вас почитающих, о стране нашей Православной и о всей Церкви Христовой.

Кондак святителю Леонтию, епископу Ростовскому

Жития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь,/ свет Свой насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне.

Перевод: По причине чистоты твоей жизни, Всевидящий Господь даровал свет Свой душе твоей, чтобы многих вразумлять учением твоим, Леонтий .

Кондак святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским

Я́ко во вселе́нней трие́ вели́цыи святи́телие,/ бы́сте вы благоче́стием и доброде́телию наста́вницы Росто́ву/ и, благове́рием прии́мше па́ству, ста́до Христо́во упасо́сте/ и ве́чный поко́й насле́довасте./ Мо́лим вас, святи́и чудотво́рцы,/ пода́ти доброде́телем исправле́ние,/ и боле́знем на́шим исцеле́ние, и собла́зном избавле́ние,/ и душа́м спасе́ние, да зове́м вам:// ра́дуйтеся, гра́ду на́шему Росто́ву похвала́ и утвержде́ние.

Перевод: Как , вы были наставники в и Ростову и, с благой верой приняв , упасли стадо Христово и наследовали вечный покой. Молим вас, святые чудотворцы, подать нам достижение добродетелей, исцеление наших болезней, избавление от и спасение душам, да взываем к вам: «Радуйтесь, города нашего Ростова сила и честь».

Кондак святителям Ростовским

Но́ваго Заве́та Бо́га с челове́ки храни́телие,/ ева́нгельских за́поведей исполни́телие,/ в до́брых де́лех соверше́ннии,/ святи́телие му́дрии, преподо́бнии и пра́веднии Богоно́снии,/ зе́млю Росто́вскую и Яросла́вскую/ облагоуха́вшии моли́твами,/ имену́емии вси и неимену́емии,/ явле́ннии и сокрове́ннии,/ предстоя́ще Живонача́льней Тро́ице,/ не отступа́йте от нас ду́хом/ и Боже́ственное милосе́рдие преклони́те к нам,/ да с дерзнове́нием сла́ву Вы́шних Бо́гу вси прино́сим,/ да пребу́дет на земли́ мир неруши́мый,/ любо́вь же и благоволе́ние// посреде́ всех челове́к.

Перевод: Хранители Нового Завета людей с Богом, исполнители Евангельских заповедей, совершенные в добрых делах, святители мудрые, и , землю Ростовскую и Ярославскую облагоухавшие молитвами, названные все и неназванные, явленные и сокрытые, предстоящие , не отступайте духовно от нас и расположите к нам Божественное милосердие, чтобы мы все с славили в Вышних Бога, да пребудет на земле нерушимый мир, любовь и доброжелательство среди всех людей.

Молитва святителю Леонтию, епископу Ростовскому

О, свяще́нная главо́, пресла́вный чудотво́рче, первопа́стырю святы́я Росто́вския Це́ркве, святи́телю о́тче Лео́нтие! К тебе́ припа́даем и мо́лимся мы, смире́ннии и гре́шнии, и я́ко отца́ чадолюби́ваго про́сим: всели́ в сердца́ на́ша любо́вь твою́, е́юже к Бо́гу и бли́жним твои́м, при жи́зни твое́й преиспо́лнен был еси́, я́ко и ду́шу свою́ за па́ству твою́ положи́л еси́, му́ченически пострада́в от идолослужи́телей: научи́ нас, о́тче, тебе́ подража́ти ве́рно, Бо́га и бли́жних на́ших люби́ти и́скренно, и за́поведи Госпо́дни соверша́ти непогреши́тельно: да бу́дем и мы ча́да твоя́, не по и́мени то́кмо, но са́мым де́лом и всем житие́м на́шим. Моли́ся, уго́дниче Бо́жий, ко Христу́ Бо́гу, о святе́й правосла́вней Це́ркви и держа́ве Росси́йской: да пребу́дут в ми́ре и благостоя́нии и процвета́ют в благоче́стии христиа́нстем непоколеби́мы. Соблюди́ ца́рствующия гра́ды, град твой Росто́в и вся гра́ды и ве́си страны́ Росси́йския невреди́мы от вся́каго зла. При́зри благоутро́бно на вся́ку ду́шу христиа́нскую, ми́лости и по́мощи от тебе́ и́щущую: всем нам, в боле́знех цели́тель, в ско́рбех уте́шитель, в печа́лех изба́витель, в беда́х помо́щник, в час сме́ртный покрови́тель: да при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние ве́чное получи́ти и ца́рство Христо́во унасле́довати. Ей, святи́телю Христо́в! Не посрами́ упова́ния на́шего, е́же по Бо́зе и Пресвяте́й Богоро́дице на тя кре́пко возлага́ем, но яви́ нам твое́ многомо́щное заступле́ние: да хва́лим, сла́вим и велича́ем вели́кое человеколю́бие ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ

Леонтий, епископ Ростовский, считается первым проповедником христианства в Северо-Восточной Руси. Это один из самых почитаемых русских святых. Однако биографические сведения о нем чрезвычайно скудны и крайне противоречивы.

Житие святого было составлено, вероятно, в 60-е годы XII века. Оно сохранилось во множестве списков, однако очень бедно фактическими подробностями. Даже главное событие в жизни святого Леонтия - крещение им местных ростовских язычников - описано здесь слишком обще и содержит очень мало достоверных фактов. Сохранился еще один источник сведений о епископе - краткое упоминание в Патерике Киевского Печерского монастыря (20-е годы XIII века). Удивительно, но свидетельства этих двух источников резко противоречат друг другу.

Согласно Житию, Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, откуда и был отправлен в Ростов. Однако из послания епископа Владимирского Симона, одного из авторов Киево-Печерского патерика, известно, что святой был пострижеником Киево-Печерской обители и, следовательно, русским. Исследователи, как правило, отдают предпочтение показаниям Патерика: дело в том, что Житие святого Леонтия было создано, вероятно, по инициативе князя Андрея Юрьевича Боголюбского, который именно в это время стремился к церковной независимости Ростова от Киева; следовательно, можно полагать, что автор Жития, называя Леонтия греком, хотел таким образом подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии.

Неизвестно и то, когда именно Леонтий стал ростовским епископом. Житие называет его предшественников на ростовской кафедре - Феодора и Илариона. Однако оба они, не стерпев враждебности со стороны местных жителей, бежали из Ростова. Леонтий первым стал утверждать новую веру в крае, населенном славянскими и финно-угорскими племенами. Вероятнее всего, речь идет о 60-х или 70-х годах XI века. (Ранее этого времени христианство получило распространение только среди приближенных князя.) Житие сообщает, что Леонтий хорошо знал мерянский язык (меря - финно-угорское племя, жившее на территории Ростовского края). По-видимому, он выучил его, готовясь к пастырскому служению в Ростове.

О проповеди христианства среди язычников Житие рассказывает так. «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых». Это, однако, вызвало гнев местных жителей: «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить». Тогда произошло чудо. Епископ и все бывшие с ним священники облачились в ризы и вышли с крестами навстречу толпе. «И, увидев его, упали все замертво. Но святой своей молитвой сделал всех здоровыми, и научил верить в Христа, и крестил их в Святую Троицу».

Житие рассказывает, что вскоре после этого, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». И вновь исследователи склонны больше доверять печерскому автору. Полагают, что Леонтий погиб во время антихристианского восстания, охватившего Северо-Восточную Русь около 1074 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). Во всяком случае, умер Леонтий до 1088 года: под этим годом в летописи упомянут новый ростовский епископ Исаия.

Мощи святого Леонтия (как и его преемника Исаии) были открыты в 1164 году при постройке в Ростове Успенского собора. Первоначально была заложена небольшая церковь, рассказывает Житие. «И начали люди молить князя, чтобы повелел большую церковь заложить. И повелел быть по их воле». И вот, при копании рва в передней стене храма нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в земле его такового сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. С этого времени начинается широкое прославление Леонтия Ростовского во всей Северо-Восточной Руси.

ЛИТЕРАТУРА:

Древнерусские предания (XI–XVI вв.). М., 1982;

Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.

Из книги Византийские Отцы V-VIII веков автора Флоровский Георгий Васильевич

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Леонтий Кариховский, Новгородский Преподобный Леонтий был основателем Карихова монастыря, близ Новгорода. Отошел ко Господу 18 июля 1429 года.В тот же день совершается память преподобномученика Космы Грузинского († 1630) и святого блаженного Леонтия Устюжского, Христа ради

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Леонтий Стромынский, преподобный Преподобный Леонтий Стромынский был первым игуменом Успенского Стромынского монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским по просьбе великого князя Димитрия Донского (1363–1389; память 19 мая/1 июня) в честь победы над татарами в

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Леонтий, епископ Ростовский Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Святитель Леонтий, епископ Ростовский (+ 1073) Память его празднуется 23 мая в день обретения мощей и в тот же день вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в малой россии

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

6. Леонтий, епископ Астраханский Расстрел астраханского духовенства во главе с епископом Леонтием относится ко временам гражданской войны.Астрахань была переполнена больными и ранеными красноармейцами. Людей косил сыпняк. Епископ Леонтий созвал совещание

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Леонтий Византийский (Т. А. Щукин)

Из книги Святые и порочные автора Войцеховский Збигнев

Февраля 13 (26) Священномученик Леонтий (Гримальский) Составитель игумен Дамаскин (Орловский)Священномученик Леонтий родился 10 июля 1869 года в селе Лодыженка Уманского уезда Киевской губернии в семье псаломщика Стефана Гримальского. В 1892 году Леонтий Стефанович окончил

Из книги Полемические сочинения против монофизитов автора Иерусалимский Леонтий

Леонтий, епископ Ростовский и Суздальский Посмертной славе этого святого в немалой степени способствовал Андрей Боголюбский. Именно его стараниями началось церковное почитание Леонтия после того, как мощи святого были найдены, когда суздальский князь в 1162 году повелел

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Леонтий Иерусалимский

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Леонтий-схоластик Предисловие Сочинение, перевод которого публикуется ниже, - одно из самых загадочных в составе "Леонтьевского корпуса". Само его название может быть понято по- разному и, соответственно по - разному переведено. Выше мы привели используемое в

Из книги От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке автора Григорьев Протоиерей Дмитрий

2. Леонтий Византийский Среди византийских богословов эпохи Юстиниана особого внимания заслуживает Леонтий Византийский. Его вклад в христологию состоит в учении об ипостаси, которое прп. Максим Исповедник и прп. Иоанн Дамаскин впоследствии сделают частью главного

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Поучение 2-е. Святитель Леонтий, Ростовский чудотворец (Больший должен быть слугою всех) I. Где родился святитель Леонтий, память коего совершается ныне, неизвестно; некоторые считают его греком, прибывшим из Царьграда; другие с большей достоверностью думают, что он

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Митрополит Леонтий о Миссии в Америке С благословения Митрополита Леонтия Митрополия стала принимать участие в экуменической деятельности и в 1950 году вступила в Национальный Совет Церквей (межконфессиональная консультативная организация в пределах США), а в 1954 году –

Из книги автора

Святитель Леонтий (+1077) Епископ Леонтий (умер не позже 1077) – епископ Ростовский и Суздальский (не позже 1051 – не позже 1077). Почитается Русской церковью в лике святителей, память совершается 23 мая (по юлианскому календарю).Родом был грек, уроженец Константинополя, или же

Из книги автора

ЛЕОНТИЙ, святый, епископ Ростовский Сказания о житии его и кратки и разноречивы. По словам пролога он был родом Грек; поставлен во епископа в 992 г., преставился в 993 г. По сказанию же епископа Симона в послании его к черноризцу Киевопечерском Поликарпу, назван Леонтий

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СВЯТИТЕЛИ

Субтитры

Происхождение и ранние годы

Крещён ещё во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава , взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть»), с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят») .

Благодаря школьному воспитанию и книжному научению, святитель Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь , где, возможно, и был пострижен в монашество . По возвращении из Константинополя он пришёл в Печерскую обитель к преподобному Антонию , что было не ранее 1032 года, откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую как русский образованный монах и рукоположён во епископа , «как первый престольник» из иноков печерских, прежде 1051 года, когда возведён был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженник Киево-Печерского монастыря - Иларион .

Ростовский епископ

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мёртвых и о единобожии . Впрочем, профессор Николай Никольский говорит, что в большинстве списков это поучение приписывается митрополиту Кириллу (до 1280 года). Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещённый им церковный клир, что унёс с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нём же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею» .

Одновременно с «наказанием» клириков, Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам - язычникам из многолюдного племени мери , но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя святого архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с мёдом. С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей .

Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами , облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Поражённые мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, пришли в телесное расслабление и как мёртвые лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. «Тогда начал отходить мрак идольский, и воссиял свет благоверия», - говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию .

Смерть, мощи

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним - он скончался в мире, по другим - был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 году, другие полагают, что он убит в 1073-м. Евгений Голубинский указывает, что он скончался около 1077 года . Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первою и второю редакциями послания святителя Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И епископ Ростовский Иоанн в каноне святителю прославляет святителя Леонтия как преблаженного и преподобного , но не как мученика . Да и в службе сему святителю, составленной одновременно с каноном и, всего вероятнее, тем же епископом Иоанном, ясно говорится о мирной кончине его: «не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим» (стихира на «Господи воззвах» на Великой вечерне) .

С другой стороны, епископ Владимирский и Суздальский Симон пишет о Леонтии следующее: «Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные» .

Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме города Ростова , а обретено нетленным в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю в день обретения мощей его - 23 мая и написал канон , помещённый в служебной (майской) Минее .

Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились, и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 года; 25 февраля 1231 года они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвящённом имени святителя. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи святителя Леонтия почивают под спудом , а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 году усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия» .

Примечания

Литература

  • Иконография ростовских святых. Каталог выставки / сост. А. Г. Мельник . - Ростов, 1998. - 80 с.
  • Мельник А. Г. Икона Леонтия Ростовского из Воскресенского Горицкого монастыря // Кириллов: Краеведческий альманах. - Вологда: Легия, 2001. - Вып. 4 . - С. 212-218 . - ISBN 5-89791-022-7 .
  • Мельник А. Г. Становление культа св. Леонтия Ростовского в домонгольскую эпоху // Сообщения Ростовского музея. Сб. ст. в честь чл.-кор. РАН С. М. Каштанова. - Ростов, 2003. - Вып. 13 . - С. 144-152 .
  • Мельник А. Г.


Рассказать друзьям