Мотоблоки к ним колеса самодельные приспособления. Как сделать мотоблок и навесное оборудование к нему своими руками

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как сделать самоделки для мотоблока (фреза, прицеп, грабли) можно узнать, просмотрев видеоролики, которые выкладывает Юрий Сербин.

Сельскохозяйственная мини-техника

К самоделкам для мотоблока специалисты относят:

  • тележку-прицеп — для перевозки груза;
  • фрезу — для перемешивания почвы и разбивки твердых комьев;
  • грабли — навесное оборудование к мотоблокам;
  • окучник — формирует ровные и высокие гребни на грядках с корнеплодными культурами;
  • отвал — предназначен для уборки снега и песка, создавая оптимальные условия для последующей обработки почвы.

Прежде чем сделать самодельные приспособления для мотоблока, необходимо подготовить чертежи.

  1. Чтобы изготовить грабли с широким захватом, используют водопроводные трубы, втулки, стержень, рулетку. На стержень надевается втулка. Затем поверхность стержня простукивается и проворачивается. Для изготовления граблей к мотоблоку своими руками рекомендуется использовать круглый прут. Детали агрегата скрепляются электросваркой. Чтобы упростить конструкцию, поворотные детали самоделки на мотоблоки фиксируются без подшипников качения. Для легкой транспортировки изготавливаются складные грабли.
  2. С помощью мотоблока можно выравнивать грунт, очищать тротуары и дороги от снега. Для выполнения таких работ применяется специальное устройство — отвал. Самоделка на мотоблок изготавливается из листового металла (толщина 1-2 мм), внутри которой привариваются 4 ребра жесткости. Последние элементы изготавливаются из листового металла толщиной в 3-4 мм.Отвал фиксируется со штангами вертикально. Для этого в первой конструкции делаются отверстия. Снизу самоделка на мотоблок обшивается жестью (для предотвращения зарывания в почву).
  3. Можно очистить дорогу от снега и грязи с помощью лопаты-отвала. Подобные мотоблочные самоделки изготавливаются с помощью болгарки, дрели и сварочного аппарата. Лопата-отвал делается из стальной бочки на 200 л. Бочка разрезается на 3 части — сегменты лопаты. Две части свариваются по контуру. Толщина полученной лопаты-отвала равняется 3 мм.

Дополнительные аппараты

Прежде чем сделать сеялку для мотоблока своими руками, чертежи подготавливаются, определяется тип конструкции. Специалисты выделяют следующие виды сеялок:

  • с учетом количества засеиваемых рядов — 1-5;
  • овощные;
  • для точного высева.

Чтобы пунктировать посев морковки, свеклы и лука, используют овощную сеялку. Семена подаются от опорно-приводных колес. За регулировку частоты вращения аппарата отвечают сменные звездочки. Мотоблочные самоделки-сеялки точного высева представлены в виде щеточных высевающих устройств. Семена вращаются в бункере, высыпаются в отверстие, которое закрывается специальным диском. В последнем элементе предусмотрены отверстия разного диаметра.

Чтобы изменить размер отверстий, поворачивается диск. Подобным методом меняется норма высева семян. Сеялка соединяется с мотоблоком за счет универсальной сцепки. Ящик для семян изготавливается из деревянных досок (толщина 15 мм). Стенки соединяются саморезами и уголками. Внизу стенок монтируются накладки. Для сбрасывания семян из ячеек в донышках предусмотрены пластинки. Диаметр колес равняется 200 мм. В ступицах делают отверстия. Для изготовления сошника используют стальной лист толщиной в 1,5 м. Ящик крепится к мотоблоку с помощью кронштейна.

Специалисты советуют изготавливать дисковые окучники из металлических крышек от кастрюль (диаметр 50 см). Следующий этап заключается в заточке лопастей крышек. Для этого используется шлифовальный станок. Плоские крышки предварительно загибают в одну сторону. Такую работу можно выполнить молотком. Следующий этап заключается в изготовлении тележки, к которой будут фиксироваться диски, сдвигающие землю. Чтобы ее сделать, используют трубы и втулки. Снизу устанавливаются колеса.

Можно укомплектовать мотоблок фрезой «гусиные лапки». Подобные мотоблочные самоделки, в отличие от обычных культиваторов, обладают большей прочностью.

Самодельное навесное оборудование можно использовать для обработки твердой почвы, профилактики вредителей. Главное — подходящая по диаметру ось мотоблока.

Прицепы и газоноступы

Чтобы сделать бороздонарезатель, используется заводский плуг-прицеп. К конструкции прикручивается уголок на 70 мм и 2 стойки от культиватора. Последние элементы должны находиться напротив колес мотоблока. Ножи культиватора обрезаются болгаркой. Для фиксации пластины используют болты.

Чтобы сделать прицеп для мотоблока своими руками, используется дрель и болгарка. Телега фиксируется с помощью жигулевского кардана. Основа конструкции — задний москвичевский мост. Предварительно из устройства демонтируется редуктор. Для фиксации полуосей используется труба. Мост соединяется с рамой трубами. Кузов прицепа делается из оцинковки толщиной в 0,8 мм. По краям телега укрепляется металлическими уголками. Чтобы на мотоблок оказывалась минимальная нагрузка, колеса должны располагаться посередине кузова.

Для изготовления такого навесного оборудования для мотоблока своими руками, как аэратор, используют газоноступы. Аппарат можно сделать с помощью обуви. К подошве крепят гвозди. Затем подготавливают деревянные доски (с учетом размера обуви). Для этого используют электрический лобзик.

Чтобы зафиксировать доску к обуви, применяется ремень. Изготовленный аэратор-навеска на мотоблок своими руками можно использовать для обработки маленького земельного участка. Если площадь земли большая, тогда делают аппарат из трубы (длина 50 см), железа, гвоздей.

Специалисты советуют изготавливать подобный аппарат из стали и трубы. Через цилиндр проходит вал и подшипники. Трубу заполняют песком либо гравием. С внешней стороны к трубе приваривают гвозди (острием наружу). Гвозди располагают в шахматном порядке.

Картофелесажалка и грунтозацепы

Легко изготавливается подъемный механизм картофелесажалка для мотоблока своими руками. Устройство состоит из 2 дисков и чаши. Клубни попадают в почву через отверстия, предусмотренные в чаше. Затем диски закапывают картофель. Для изготовления такого устройства используют раму, колеса, ось, штифты, бункер, регулировочный механизм. Главный элемент изделия — рама. На ней фиксируются все детали навеса. Колеса закрывают пластиной. В противном случае картофель будет выпадать из бункера в ненужный момент.

Грунтозацепы для мотоблока можно изготовить из сварочного аппарата и болгарки. Для этого используют старые автомобильные диски, уголок из стали. На полуось крепится подшипник. В центре диска приваривается квадратная пластина. Дополнительно пластина прикручивается к диску болтами. Каток готов. Следующий этап заключается в изготовлении зацепов. Уголок разрезается болгаркой на несколько частей. Элементы фиксируются сварочным аппаратом. Полученные зацепы размещают на ободке диска с шагом в 15 см.

Можно изготовить колеса для грунтозацепа из газового баллона. Для этого обрезается обод шириной в 5-7 см (диаметр 30 см). Из пластины делают зацепы, которые фиксируются с шагом в 15 см.

В центре каждого зацепа приваривается дополнительная пластина. К концу зацепов добавляется еще 60 см, чтобы полученное оборудование больше входило в почву. К ободку металлического диска приваривается пластина.

При использовании самодельных мотоблочных конструкций рекомендуется соблюдать технику безопасности.

Такая разновидность малогабаритных тракторов, как мотоблок, представляет собой универсальное средство малой механизации, которое облегчает ее владельцу решение большинства вопросов, связанных с уходом за земельным участком. Богатый набор навесного оборудования позволяет значительно расширить функционал подобной техники.

Еще одно преимущество, получаемое владельцами мотоблоков, — создание на их базе новых машин. Давайте рассмотрим, что можно сделать из мотоблока, и каким образом.

1 Варианты самоделок из мотоблока

Если вы обладаете мотоблоком и начальными навыками работы с техникой, имеете желание творить и небольшую сумму денег, свой мотоагрегат можно преобразовать собственноручно в полезные самоделки различного рода. Вариантов самоделок из мотоблока своими руками существует множество, все зависит от фантазий и потребностей хозяина. Например, можно сконструировать из мотоблока квадроцикл.

Переломка самоходных одноосных устройств одними обладателями используется охоты или рыбалки, другими для совершенствования обработки почвы, а третьи пользуются ими в качестве средств для развлечения. Наиболее распространенными являются следующие типичные конструкции:

  • снегоход;
  • мини-трактор;
  • вездеход или каракат;
  • болотоход;
  • квадрацикл;
  • мотособака;
  • газонокосилка;
  • отвал;
  • , картофелесажалка и др.

Сооружение переделок из мотоблока требуют лишь элементарных знаний механики и наличие слесарного инструмента. Крепкая и удобная конструкция агрегата, грамотно разработанная российскими и зарубежными инженерами, позволяет усовершенствовать механизм, преобразовать его в обычный аппарат навесного типа или произвести капитальные реконструкции, когда мотоблок будет выступать в роли основного узла.

1.1 Мини-трактор и вездеход

Мини-тракторы, пожалуй, — самые популярные самоделки из мотоблока. Данные конструкции способны показывать в процессе эксплуатации больший уровень комфортабельности, нежели их оригинальные предшественники. Важным фактором, который следует учитывать при создании мини-трактора, является смещение центра тяжести. Решение проблемы происходит путем установки широкой второй ведомой оси (100-120 см) и увеличением передней, изначально установленной на мотоблоке.

Для этих целей целесообразно приобрести втулки или специальные удлинители. Их монтируют на ведущий вал. К тому же, может понадобиться монтаж дифференциала, что обусловлено его отсутствием в некоторых моделях. Установка дифференциала повысит маневренность и устойчивость самодельного устройства. Мини-трактор, по желанию, дополняется прицепом для мотоблока, сделанный собственноручно.

Производство данных агрегатов получило столь широкое распространение, что на сегодняшний день продаются целые комплекты для их более комфортного изготовления. Готовые комплекты включают:

  • подножки с педалями;
  • рама с креплением для мотора;
  • рулевое управление с тягами;
  • рычаги, выключающие блокировку полуосей;
  • заднюю навеску с подъемным механизмом ручного типа;
  • переднюю балку с колесными ступицами и тормозными дисками;
  • крылья.

Стоимость данного комплекта, обычно, не превышает 22-25 тыс. рублей, зато при его наличии проблем с переделкой мотоблока в мини-трактор не возникнет. В результате получится машина, которая позволит обрабатывать землю гораздо быстрее и легче. Каждая деталь, входящая в комплект, прошла испытание в различных условиях, поэтому точно подогнана и вымерена, что избавляет его покупателя от лишних хлопот.

Переоборудование вездеходов из мотоблока также не сложная задача. Тем, кто имел опыт в создании на базе мототехники мини-трактора, смогут просто разобраться в том, как сделать примитивный вездеход. Для этого необходимо на колесную часть самодельного мини-трактора насадить широкую резину.

1.2 Каракат

Обычный пневматик или каракат не имеет сложной технической базы. На первом этапе нужно определиться, что послужит рамой для будущего изделия. В этом может помочь мотоцикл УРАЛ или ИЖ, у которого заимствуется приспособление. На втором этапе изготавливаются подвеска и задний мост. Соедините подкосом используемые лонжероны, рулевую втулку и специальную стойку. Показать достаточную маневренность и мягкость каракат сможет благодаря такой независимой задней и передней подвески.

Третий этап заключается в креплении колес. Обычно берут резину низкого давления от грузовых автомобилей Урала, КамАЗа и их прицепов. Металлическая ступица способствует креплению камеры к подвеске. На ней есть крепкие ленты, оплетающие поперек колесо. За счет этого рулевое управление получает легкость, увеличивает безопасность передвижения.

На заключительной стадии устанавливается движок и дополнительные системы. После того, как самодельный каракат оснащен подвесками и колесами, устанавливается мотор мотоблока. Помимо этого, подключаются сцепление, тормоза, система выброса отработанных газов.

Когда сборка окончена, протестируйте устройство. Если тестирование не выявило отклонений, каракат приводится в полную эксплуатацию. Такими вездеходами из мотоблока без труда преодолевается болотистая местность, территории в условиях грязи и русел рек. Они форсируют неглубокие водяные преграды и обладают плавучестью. К тому же, их используют для поездок на большое расстояние на рыбалку, охоту. Вездеходами из мотоблока можно передвигаться при скорости до 65-70 км/ч.

1.3 Болотоход и снегоход

Болотоход из мотоблока и снегоход имеют одно требование – минимальное давление на грунт. Для этого изготавливаются широкие колеса. В качестве приспособлений используются Буран. Они хорошо комплектуются со стандартными колесами мотоблока. Надевают грунтозацепы путем спускания колес и вставки их внутрь самодельных «лаптей».

После накачивания шин, они впиваются намертво в грунтозацепы. Если для и болотохода используется тяжелый агрегат, структура техника практически остается неизменной. Для снегохода нередко покупают приставку, которой оборудуется мотокультиватор. Конструкция состоит из несущей рамы, предусмотрено крепления мотоблока, цельнолитых гусениц и элементов подвески. Проделав вышеуказанные манипуляции, вы получите универсальное и многофункциональное средство, которое способно передвигаться по ухабам, снегу.

1.4 Мотобуксировщик

Учитывая конструктивные недоработки, низкое качество деталей и прочие недостатки заводских моделей мотобуксировщиков, практикуется создание подобного изделия своими руками. Переделанный мотоблок в мотобуксировщик или мото-собаку, предпочтительнее. Вследствие лучшего сцепления с дорогой, устройство будет экономить топливо, быстрее тянуть волокуши. Мотобуксировщик из мотоблока, к тому же, можно оборудовать дополнительными отделениями, предназначенными для хранения и перевозки снастей и рабочих инструментов.

Чтобы собрать модель самостоятельно, необходимо некоторые запчасти приобрести готовыми. Ролики и гусеницу берут от Бурана. Двигатель покупают отдельно. Предпочтение отдается японцу Honda (9-13 л.с.). Возможно использовать мотор, которым оснащается мотоцикл или мопед. Он будет мощнее бензопелы Урал, мощности которой недостаточно для полноценного мотобуксировщика. Однако слишком тяжелый двигатель тоже не подойдет.

Рама конструируется самостоятельно из квадратной формы трубы 20×40х120 см. Готовая рама нуждается в креплении для гусеницы, коробки скоростей и двигателя. Рычаги управления делают из того же материала, что и раму, отличие лишь в сечении трубы (в данном случае — круглое). Перемычками скрепляются две трубы, одна из которых служит для сцепления и газа.

Из жести формируется корпус, защищающий двигатель, установленный сзади. Если он стоит в передней части, обходятся и без корпуса. Сделанный агрегат будет иметь небольшую скорость, но легкую поворачиваемость.

1.5 Экскаватор

На базе моноблока сооружают и компактный экскаватор. Здесь не обойтись без чертежа, который в Интернете найти не составит труда. Нужны и расчеты, детальное прочерчивание кронштейнов крепления, основных узлов, ковша и манипулятора, закупка б/у оборудования, изготовление которого невозможно в домашних условиях.

Раму делают с помощью электросварки из швеллера типоразмера 8 либо 10. Балку от автомобильного прицепа или машины крепят к раме, причем без пружин и рессора. Упрощенный вариант — посадить колеса на самодельную ось. Таким образом, будет готово самоходное шасси. Балка понадобится около 12 м. Экскаватор не будет работать без манипулятора. Для создания двухколенного механизма требуются два сваренные швеллера и прямоугольный профиль, к которым необходимо прикрепить кронштейны из металла 10-мм толщины.

По инженерным расчетам, требуемым на данном этапе, выполняются пальцы, кронштейны, механизмы движения, элементы крепления гидроцилиндров. Придется прибегать к токарным, фрезерным и сверлильным работам. Ковш на экскаватор можно купить новый (около 300 долларов). Масляный насос для гидравлической системы подойдет типа НШ-10, НШ-150, НШ-32. Цилиндры берут от КаМАЗа или МАЗа. Гидрораспределитель МРС 70.4 с 3-4 секциями либо РГС 253 понадобится для управления.

Собираем на шасси конструкцию, в которой нуждается экскаватор. Через резиновую муфту или соединительный вал подключите ВОМ мотоблока и масляный насос, соедините гидравлическое оборудование рукавами высокого давления из резины между собой. Самодельный экскаватор окрашивается и заводится для подгонки и наладки.

1.6 Лодочный мотор

Лодочный мотор из мотоблока считается самым мощным. Лодка ПВХ не агрегируются с двигателями мотоблоков. К корпусу лодки достаточно прикрепить мотоблок, а фрезы заменить на алюминиевые лопасти. Они должны располагаться с валом в одной плоскости (перпендикулярно движению плавсредства).

Устройство гребневого колеса верхней частью перемещаются по воздуху, нижняя половина опущена в воду. Это позволит развивать высокую скорость в местах, где глубина превышает метр. Самодельный лодочный двигатель из мотоблока справляется с быстрым течением.

1.7 Дровокол

Мотоблок и его силовая установка служат также для конструкции самодельного виннового дровокола. Сооружение устройства начинается с вытачивания на токарном станке конуса и нарезки на нем левой упорной резьбы. Конус изготавливают самостоятельно благодаря болгарке. Готовое приспособление насаживают на вал с подшипниками соответствующего размера. На его конце устанавливают фланец со звездочкой, который берут от колеса такой техники, например, как мотоцикл.

Фиксация резьбового конуса на валу достигается за счет болта или штифта. Между двигателем и валом важно установить распорку из двух гаек и труб. Распорка поможет натянуть цепь. Для опоры вала применяют карданные опоры Жигулей. Электродвигатель замените на бензиновый мотор мотоблока, мощность которого не менее 6 л.с. Дровокол из мотоблока с успехом осуществит функцию раскола древесины.

1.8 Дровокол с приводом от мотоблока (видео)

Очень скоро после приобретения собственного участка встает вопрос ухода за ним. Если площадь его невелика, то можно обойтись и тележкой с ручным инструментом. Но это не всегда удобно, да и не всем под силу. А если участок больше по размеру, то здесь и вовсе не обойтись без «помощника». На выручку многим хозяевам приходит мотоблок. Но здесь опять-таки возникает проблема: как расширить его функциональные возможности? Конечно же, можно приобрести в тех же магазинах уже готовое заводское навесное оборудование. Главное, чтобы денег хватило на все. А есть еще один вариант: самоделки для мотоблока, изготовленные своими руками. Минимум инструментов и материалов, немного труда - и приспособления готовы. Главное, с минимальными финансовыми затратами. О том, что и как можно изготовить самому, - далее в данной статье.

Что можно изготовить?

Функциональные возможности мотоблока очень широки. Только зависят они от дополнительных приспособлений, которые к нему присоединяются. Самоделки для мотоблока являются хорошей альтернативой заводским механизмам. Главное, иметь немного фантазии и понимания дела. А изготовить можно практически все.

Изготовить для мотоблока своими руками можно следующие агрегаты:

  • Плуг.
  • Культиватор.
  • Окучник.
  • Фрезу.
  • Сеялку.
  • Косилку.
  • Грабли.
  • Прицеп.
  • Ковш (лопату).
  • Отвал.

Этот список можно продолжать. Но и так уже понятно, что самодельное оборудование для мотоблока позволяет выполнить все виды работ по участку.

Этапы изготовления

Весь процесс изготовления агрегатов для мотоблока своими руками условно можно разделить на несколько этапов. Для начала необходимо определиться, какое оборудование необходимо и какие функции оно будет выполнять. К примеру, если речь идет о прицепе, то в зависимости от выполняемых видов работ может изменяться конструкция. Самодельная тележка для мотоблока может обладать способностью выгружать грузы самостоятельно. Это очень удобно, если речь идет о перевозке насыпью удобрений, почвы, убранных овощей. В таких случаях поднять кузов и высыпать все гораздо проще, чем разгружать это вручную.

Следующий этап - расчет и изготовление чертежа. На этом этапе важно, чтобы мотоблок и полученное оборудование могли работать «в паре». Это касается мощности, размеров, способа крепления и многих других факторов.

После подготовки чертежа, когда известны необходимые материалы и инструменты, можно приступать к их подготовке. Работа будет выполняться быстрее, если все будет подготовлено заранее. В таком случае не нужно будет бросать работу и ехать в магазин за недостающими деталями.

И только когда все этапы подготовки пройдены, можно приступать собственно к изготовлению. На строительство может уйти много времени и сил. Но результат того стоит.

Необходимые параметры

Изготавливая самоделки для мотоблока, важно учитывать факторы, которые позволят оборудованию работать правильно. Нельзя собрать агрегат как у соседа, работающего на тракторе, и подсоединить его к мотоблоку. Параметры техники и навесного оборудования должны быть соответствующими. Поэтому необходимо уделить внимание следующим моментам:

  • Мощность мотоблока. Так, для техники мощностью 4,5 л. с. будет достаточно нагрузки 250 кг с учетом водителя. Исходя из этого значения, можно рассчитать массу перевозимого груза в прицепе, количество допустимых плугов и так далее.
  • Размер. Участок возле дома, даже самый большой, - это все-таки не поле. Поэтому наверняка найдутся участки, где большая техника не поместится. К тому же большая (или, наоборот, узкая) техника не всегда удобна в работе. Она может не пройти между деревьями или, наоборот, быть слишком узкой для грядки. Необходимо учитывать подобные размеры заранее.

  • Предусмотреть узел для крепления оборудования к мотоблоку. Оно может быть шарнирным, на втулках, подшипниковым. Подбирать его необходимо именно для своей техники.
  • Способ крепления отдельных частей оборудования между собой. Цельные узлы могут соединяться между собой сваркой, заклепками, болтами. Выбор в данном случае зависит от наличия инструмента, времени и способностей.

Это основные вопросы, которые необходимо продумать. Но не единственные. В процессе изготовления самоделки для мотоблока будет много вопросов и нюансов, которые нужно будет тщательно обдумывать для принятия правильного решения.

Изготовление прицепа

Одной из наиболее популярных самоделок является прицеп. Его можно считать самым основным агрегатом для работы с мотоблоком. Как уже отмечалось, начинать необходимо с подготовки чертежей и расчетов. Конструкция может отличаться в зависимости от желания, фантазии и имеющегося материала.

Первым делом готовится рама. Делается каркас прямоугольной формы с обязательной вставкой ребер жесткости. Предусматриваются места, к которым будут присоединяться элементы ходовой части и крепления к мотоблоку. Ходовая часть чаще всего крепится на самодельной ступице (окантовывается приваренная к раме арматура).

Далее производят непосредственное крепление ходовой части. Здесь может использоваться подшипниковая система или ось в зависимости от конструкции прицепа. Во втором случае лучше выполнить съемное крепление, нежели сварное. Это может понадобиться при ремонте (замене) оси.

Сцепной механизм проще приобрести готовый. Его нужно будет просто присоединить к прицепу. Обычно его крепят к куску металлической трубы, которая приваривается к раме тележки.

Плуг своими руками

Реальностью является самодельный плуг для мотоблока. Только в данном случае важно найти точные и правильные чертежи. От этого будет зависеть качество обработки почвы.

Сам отвал плуга обычно изготавливают из стали толщиной 3 мм. Важно ее правильно изогнуть. Сделать это правильно поможет шаблон из обычной металлической трубы.

Для стойки берут металлическую пластину, толщина которой не менее 10 мм. Степень заглубления регулируется местом установки стойки на кронштейне. Угол вспашки выбирается наклоном мотоблока. Может использоваться с этой целью регулировочный винт.

Почву разрезает и формирует ее пласт лемех. Традиционная версия - двухсторонняя конструкция. Но можно выбрать и более современный вариант самозатачивающегося лемеха. В первом случае периодически необходимо затачивать оборудование. Это позволит равномерно разрыхлить почву, разрезать корни сорняков.

Самодельная косилка для мотоблока

Изготавливать косилку можно из подручных вариантов. В таком случае для начала изготавливается рама. Чаще всего в качестве исходного материала берут металлический уголок 40х40 мм. Иногда берут основу от заводских косилок. Но это более дорогой вариант.

На готовую раму крепят подшипники, в которые монтируется ось для колес. После этого крепится рабочая часть. От ее вида зависит тип косилки: роторная, сегментная или соединенная с повозкой. В действие она может приводиться цепью от редуктора бензопилы. В случае роторной косилки берут металлические диски, между которыми крепят ножи. Во втором случае ножи крепятся на металлическую планку. На металлический брус крепят колесо (подойдет от старой детской коляски), которое приводится в действие ВОМ от техники. На этом самодельная косилка для мотоблока готова.

Изготавливаем культиватор

Самодельный культиватор для мотоблока изготавливается из стального листа размером 150х150 мм. Фреза изготавливается из пластин 250х40 мм. Пластины соединяются попарно в виде фрезы. Обычно крепят их болтами. Далее берутся две металлические трубы, которые соединяются между собой уже готовыми фрезами. Вся конструкция крепится к валу мотоблока.

Самодельный отвал

Еще одно популярное приспособление для мотоблока - отвал. Он может использоваться для очистки снега, разравнивания почвы. Основу гнут из стального листа толщиной 1-2 мм. К ней крепятся вертикальные ребра жесткости из более толстого металла.

Обрабатывать участок с большой площадью, на котором значительная часть территории отводится под огород, обходясь лишь подручными инструментами – непростая задача. Работы по рыхлению, копанию, а также прополке огорода вручную отнимают немало сил и времени. Хорошо, когда есть возможность приобрести мотоблок, который станет незаменимым помощником на участке. Но облегчить работы на земле, можно и сделав мотоблок своими руками.

Сооружаем мотоблок по инструкции от Архипова

Устройство мотоблока представляет собой самоходную машину на двух колесах, оборудованную движком, снятым с мотороллера ВП-150М. Причиной выбора именно этого двигателя послужило то, что он имеет такое конструктивное решение, благодаря которому осуществляется принудительное охлаждение головки цилиндра воздухом.

Такой мотор от мотороллера способен работать при наименьших скоростях на довольно больших нагрузках

Для строительства мотоблока мастер использовал взятые с мотороллера тросы управления, подвески двигателя, а также двойную дугу рамы, рукоятки и цепи. Остальные детали конструкции были промышленного производства

Отдельно конструктор изготовил сваренную из труб П-образную раму и выточенную на токарном станке колесную ось. Сделал он также для основной и регулирующих тяг 3 самодельных шарнира. Они будут использоваться в качестве соединяющих элементов между самим мотоблоком, его рулем и плугом.

На раме агрегата посредством сварки прикреплена стальная труба, завершающая осью, которая необходима для осуществления натяжения идущих к коробке передач двигателя тросов. Само натяжение осуществляется посредством качающегося коромысла, в качестве ручки переключения передач которого выступает приваренный отрезок стальной трубы.

Шаг цепей, применяемых для создания устройства, составляет 12,7 мм и 15,9 мм. Число зубьев у звездочек: выходной вал – 11, вторичный вал – 20 и 60, ходовая ось – 40.

Чем хороша именно эта конструкция?

Аналогов подобной модели существует не один десяток, но в сравнении с ними оригинальная модель мотоблока калужского мастера имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • Шарнирное соединение. Обрабатывающие инструменты и тягачи большинства подобных моделей имеют жесткое соединение, что усложняет маневрирование агрегата и затрудняет тем самым работу с ним. Детали данного сельхозагрегата соединены посредством шарниров. Это дает возможность в процессе работы при необходимости менять направление движения, не вынимая плуга из борозды.
  • Смещение оси к направлению движения. Многие хозяева, при обработке грунта с применением мотоблока сталкивались с такой трудностью, что в процессе продвижения вперед под действием сопротивления почвы, агрегат уводит в сторону. Для выравнивания же борозды следует прикладывать немало усилий. Чтобы компенсировать такой занос, мастер расположил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. При пахоте конструкция немного повернута влево. Нужное положение всегда можно отрегулировать тремя шарнирами тяги.
  • Уровень заданной глубины пахоты. Если в других моделях глубина распашки поддерживается путем опускания или подъема плуга, то при работе с этим мотоблоком она выполняется автоматически. Регулирование осуществляется за счет изменения угла плуга по отношению к борозде. Конструкция оборудуется полевой доской, которая выступает в качестве подъемной силы при зарывании плуга. Если же, напротив, лемех появляется над поверхностью земли, то моментально увеличивается его угол атаки, под действием которого он вновь погружается в грунт на заданную глубину.

Пошаговая технология сборки устройства

Сборку конструкции начинают с обустройства ходового вала. Для этого к нему прикрепляют корпус с подшипниками, приваривают звездочку и монтируют обгонные муфты, которые в процессе работы будут осуществлять функцию дифференциала. После этого конструкция оборудуется колесами и рамой. На закрепленную раму устанавливают телескопическую тягу, плуг и руль.

Основные элементы ходового вала: 1 – вал, 2 – звездочка, 3 – крышка, 4 – корпус подшипника, 5 – опорная площадка, 6 – подшипник № 308, 7 – корпус обгонной муфты, 8 – ось собачки, 9 – собачка,10 – храповик, 11 – подшипник № 307, 12 – шайбы, 13 – колесо, 14 – пружина собачки

Сельскохозяйственный мотоблок оборудован специальными колесами, которые в отличие от резиновых аналогов, способны обеспечить лучшее сцепление с грунтом.

Такие металлические колеса не забиваются землей. При соприкосновении с грунтом они не уплотняют его, а наоборот разрыхляют

Для соединения рамы агрегата с подвеской двигателя и рамой самого мотороллера используют две дугообразные трубы. Между ними предусмотрено место для размещения топливного бака.

Для обустройства двигателя используется кронштейн, завершающийся стальной осью длиной в 150 мм. Кронштейн приваривают консольно к П-образной раме конструкции. На саму ось подвешивают мотор с подвеской. Собранную конструкцию соединяют с дугообразными дугами рамы. Лишь после этого монтируют вторичный вал, протягивают тросы управления и натягивают цепи.

Основные элементы узла управления: 1 – соединительная ось, 2 – планка, 3 – труба, 4 – рукоятки

Соединительные элементы конструкции: 1 – основная тяга, 2 – регулирующая тяга

Как это все дело работает – видео пример

Наглядный пример применения мотоблока:

Как можно модернизировать самодельный мотоблок?

Мотоблок Архипова многофункционален. Его можно задействовать в качестве плуга, либо же . Для этого достаточно съемные детали для плуга заменить деталями со снятыми отвалами для культиватора. Мотоблок по мере продвижения будет заглублять борозды в землю и укладывать в них картофельные клубни. Чтобы запахать клубни нужно лишь установить на место отвалы и пройтись агрегатом между высаженными рядами.

Сельхозагрегат удобен и при сборе урожая. Используя разные отвалы можно изменять ширину захвата. Агрегат хорош и тем, что способен собирать пропущенный картофель и оставшуюся после уборки ботву растений. Для этих целей его оборудуют граблями или бороной.

Универсальную конструкцию можно использовать не только для проведения сельскохозяйственных работ. В зимнюю пору его с успехом применяют для уборки снега. Верный помощник пригодится и для уборки дорожек придомовой территории. Установив на мотоблок валик с круглой щеточкой и дополнительную звездочку, хозяин облегчит себе работу по расчистке тротуаров.

Самоделки для мотоблока придумывают и изготавливают практически все владельцы этой техники. Цель этих действий — расширить функциональность агрегата при минимальных финансовых вложениях. В базовой комплектации мотокультиватор имеет крайне ограниченные возможности. Установка на него различных опций может превратить небольшую машину в полноценный мини-трактор. Зачастую самодельные приспособления ни в чем не уступают аналогам заводского изготовления. Для того чтобы усовершенствовать мотоблок своими руками, вполне достаточно набора инструментов, которые имеются в каждой мастерской загородного дома или дачи. Необходимые материалы можно найти на свалке, в сарае или на пункте приема металлолома.

Усовершенствование ходовой части

Первое, над чем задумываются пользователи мотоблока — это над тем, как сделать к нему тележку с сиденьем. Пользование техникой в штатном режиме с использованием рычагов предполагает приложение больших физических усилий. Однако применение прицепа снижает устойчивость транспортного средства. Устранить эту проблему можно путем расширения колесной базы. Делается это с помощью удлинителей, которые крепятся к полуоси штифтами или болтами. Решив задачу с устойчивостью, оператор сталкивается с другим вопросом: агрегат плохо управляется. помогает придать ему хорошую маневренность. Делается это приспособление по аналогии с узлами легковых автомобилей. Самодельные разблокираторы для мотоблока изготавливаются с помощью обычных бытовых инструментов — болгарки, сварки и точильного станка.


Небольшой вес мотоблока является причиной плохого сцепления колес с грунтом. Пробуксовка является частым явлением при поднятии целины, работе на сыром грунте или движении по снегу. Чтобы избежать проскальзывания, к мотоблокам прикрепляются утяжелители.

Эти устройства подразделяются на такие категории:

  1. Колесные. Представляют собой диски, которые крепятся на колеса или ступицы. Диски делают монолитными из металла, бетона или полыми, заполняемыми песком. Вес колесных утяжелителей может составлять 30-70 кг.
  2. Внешние. Изготавливаются из любого тяжелого материала (сталь, свинец, бетон). Прикрепляются к корпусу с помощью крюков или болтов. Некоторые умельцы приваривают к корпусу каркас из уголка. В него укладывают мешки с песком, кирпичи, лом металла и другие тяжелые предметы.

Улучшить проходимость мотоблока можно путем установки грунтозацепов. Самый простой способ изготовления грунтозацепов заключается в том, что нужно сделать обод из полосы металла и наварить на него лопасти. Диаметр обода должен быть больше колесных дисков и меньше, чем у покрышек. Насаживание обода проводится при спущенных шинах. После того как грунтозацеп будет установлен, проводится накачивание колеса.



Рассказать друзьям