От кого святой дух. Дух Святой – зачем Он нам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Христианство воспринимает бога своего как единого, но при этом представляется он тремя лицами - Отцом, Сыном и Святым духом. То есть Святой дух является одной из ипостасей Творца, являющейся частью Святой Троицы. Вновь обратившимся в христианскую веру сразу бывает сложно разобраться в природе Бога, основа кажется замысловатой. Так что такое Дух Святой, разберемся подробнее.

Что же такое Святой Дух?

Итак, православие учит нас тому, что почитаем мы сразу всю - Отца, Сына и Святого Духа, потому что все они - единый наш Бог. проще простого. Как еще воспринимают Троицу? Отец Дух Святой - это ум, Сын Божий - это слово, сам же Святой Дух - это душа, а все это единое целое. Даже в обычном понимании ум, душа и слово не существуют по отдельности.

Некоторые толкователи Библии объясняют Святой Дух как «действующую божью силу», которая не знает препятствий ни материальных, ни духовных. Так, говоря «солнце вошло в дом», не имеют в виду, что само светило оказалось в комнате, а просто проникли его лучи и освещают все вокруг. Само же Солнце не изменило свое местоположение. Так и Бог наш посредством Святого Духа может находиться сразу во многих местах. Это утверждение значительно укрепляет веру христиан. Все знают, что Бог вездесущ, он никогда не оставляет детей своих.

Дух Святой избавляет от грехов

Одно из действий Святого Духа - обличать верующих во грехе, причем еще в то время, когда сам грех не совершен. С самого раннего детства объясняется, что такое грех, каких поступков не надо совершать. По писанию мы уже рождаемся грешниками на этот свет. Все знают легенду об Адаме и Еве, с той самой поры грех передается уже при рождении в нашем теле. В течение жизни каждый верующий должен искупить первородный грех, и помогает в этом ему Святой Дух.

Нет ничего проще, чем строго следовать основным заповедям. Вести праведный образ жизни. Все согласятся, что вполне совпадают с общечеловеческими. Каждый вменяемый человек вполне может контролировать свое отношение к миру, поведение. Ведь на самом деле, избавившись от злобы, зависти, гордыни, тщеславия и лени, можно обрести покой и удовлетворение жизнью. Не обманывайте ближних, проявляйте любовь к ним и заметите, как снизойдет благодать.

Сошествие Святого Духа

Само событие празднуется в Пятидесятницу. Духов день - на пятьдесят первый день от пасхи, после Воскресения Господня. В этот день, первый после Троицы, верующие отдают свое почтение Святому Духу, прославляют животворящую сущность, при помощи которой Отец-Бог наш «изливает благодать на чад своих». В церкви читаются особые молитвы, проходят службы. Считается, что на верующих в этот день исходит благодать Божья.

Сошествие Святого Духа не было чем-то неожиданным. Еще при земной жизни о нем поведал своим ученикам Спаситель. Заранее объяснял апостолам о необходимости распятия Божий сын. Святой дух, как он говорил, прибудет для спасения людей. И вот в день Пятидесятницы в Иерусалиме в Сионской горнице собралось более 100 человек. Была здесь Дева Мария, жены-мироносицы, ученики Христовы.

Сошествие произошло внезапно для всех собравшихся. Сначала появился некий шум над горницей как от сильного ветра. Этим шумом наполнилось все помещение, и тут собравшиеся увидели языки пламени. Этот удивительный огонь совсем не обжигал, а имел удивительные духовные свойства. Все, кого он касался, чувствовали необычайный подъем духовных сил, некое воодушевление, огромный прилив радости. И тут все стали громко возносить хвалебные речи Господу. При этом заметили, что все могут говорить на разных языках, которые не знали раньше.

Проповедь Петра

Услышав шум, доносившийся из Сионской горницы, собралась большая толпа народа, ведь в этот день все праздновали Пятидесятницу. С прославлениями и молитвами апостолы вышли на кровлю горницы. Люди вокруг поразились, как простые, малообразованные люди разговаривали на иностранных языках, проповедовали Евангелие. Причем каждый из толпы слышал свою родную речь.

Дабы рассеять недоумение собравшихся, к ним вышел Обратился он к народу со своей первой проповедью. Поведал о том, как сбылось чудесным образом древнее предсказание о сошествии на них благодати Божьей. Объяснил, что такое Дух Святой. Получилось так, что до каждого дошел смысл его сказания, ведь его устами говорил сам сошедший Святой Дух. В этот день со 120 человек церковь возросла до трех тысяч христиан. День этот стал считаться началом существования Христовой Церкви.

Праздник Святой Троицы

Ежегодно церковь отмечает праздник Святой Троицы, совпадает он с Пятидесятницей. Вспоминают грандиозное событие сошествия Святого Духа. В этот день было заложено основание христианской церкви, прихожане укрепляются в вере, обновляют дары, ниспосланные святым Духом при таинстве Крещения. Благодать божья каждому дает все самое возвышенное, чистое, светлое, обновляет внутренний духовный мир. Если в ветхозаветном учении верующие почитали только Бога, то теперь они знали о существовании самого Бога, единородного Сына его и третьей ипостаси - Духе Святом. Именно в этот день много веков назад узнали верующие, что такое Дух Святой.

Традиции на Троицу

Празднование Троицы каждый христианин начинает с уборки собственного жилья. После того как горница засверкает чистотой, принято украшать комнаты зелеными ветками. Они служат символом богатства, плодородия. Службы в этот день также проходят в храмах, украшенных березовыми ветвями, цветами, прославляется Дух святой. Церкви своим богатым убранством выказывают свое преклонение, почтение Святой Троице. Проходят Божественные литургии, потом сразу вечерние.

Верующие в этот день прекращают все работы, пекут пироги, варят кисель, накрывают праздничный стол. В этот период поста нет, поэтому на стол подавать можно все что угодно. После службы люди ходят в гости, прославляют Троицу, угощаются, преподносят подарки друг другу. В этот день на Руси принято было свататься. Считалось, что семья будет счастливой, если сватовство совершалось в Троицу, а сама свадьба на Покров Богородицы.

Храм Святого Духа. Сергиев-Посад

Первые храмы, посвященные святому Духу и Троице, появились только в XII веке. На Руси первый храм во имя Сошествия Святого Духа появился в Радонежском боре. В 1335 году выстроил его скромный инок Сергий, который всю свою жизнь посвятил служению Богу, он-то хорошо знал, что такое Дух Святой. Постройка послужила основой для возведения на том месте Теперь это крупнейший духовный центр в России. Сначала был возведен небольшой деревянный храм и несколько келий. С 1423 года на месте том возвышается крестово-купольный, четырехстолпный Троицкий собор. На протяжении многих веков отстраивался здесь архитектурный ансамбль Лавры.

Хорошо известно, что католический и православный символы Веры имеют одно различие в восьмом члене. Непрекращающаяся дискуссия об этом различии, т.наз. спор о filioque, является одним из важных факторов, препятствующих полному взаимному признанию и каноническому общению между западными и восточными христианами.

Восьмой член православного символа Веры гласит:

«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

В западной традиции используется католическая формулировка:

«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца и Сына исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

Западное христианство не является вполне единым по этому вопросу. В 1978 Синод англиканской церкви рекомендовал перейти на восточно-православную формулировку. Однако этот переход так и не состоялся и вряд ли состоится ввиду наблюдающейся эволюции католичества в сторону сближения с англиканством и умеренным протестантизмом. Католики вообще не слишком категоричны. Многие униатские церкви, вошедшие в католическую церковь канонически и принявшие католическую догматику, продолжают использовать восточно-православный символ веры без filioque. Некоторые богословы с обоих сторон видят данный спор как более лингвистический чем доктринальный, т.е. считают, что filioque является скорее вопросом формулировки, чем догмы. Предлагались и промежуточные редакции, например что «Святой Дух исходит от Отца через Сына».

Интересно, что православная формулировка как она есть, т.е. понимаемая буквально, католической формулировке не противоречит. Действительно, говоря что Святой Дух исходит от Отца, мы не утверждаем, что он не может исходить от Сына, следовательно filioque явно не отрицается. Таким образом, противоречие связано не c самой формулировкой Никео-Константинопольского Символа Веры, а с её интерпретацией в исключительном смысле. Произнося слова «от Отца исходящего», мы подразумеваем «только от Отца исходящего», хотя в самом Символе Веры «только» не содержится. Отсюда следует один из логически возможных способов примирения: признать допустимость обоих формулировок, не отрицая права католиков считать свою формулировку более полной. Однако для православных это вряд ли приемлемо, так как такое примирение намекало бы на возможную неполноту Никео-Константинопольского Символа Веры.

Несмотря на огромное количество информации исторического характера по поводу данной дискуссии, удивляет почти полное отсутствие ссылок на богословские доводы по существу. Такое впечатление, что дискуссия происходит больше на церковно-канонической и философской чем на евангельской почве. Обе стороны больше ссылаются на решения соборов и требования логической стройности троичной догматики, чем на Св. Писание или на духовный опыт верующих. При чтении этой литературы иногда возникает странное ощущение, будто внутреннее устройство Божества зависит от процедурной правильности принятия церковных решений или от отточенности формулировок философских сочинений.

Не претендуя на решение тысячелетнего спора, я пытаюсь здесь собрать и сформулировать основные факты Евангелия в поддержку каждой точки зрения. Все эти доводы не являются абсолютными. Практически все пункты из приводимого ниже списка могут быть интерпретированы в духе обоих традиций. Однако в определенных случаях одна из точек зрения довольно явно представляется более естественной и правильной чем другая.

Доводы в пользу восточно-православной точки зрения (Святой Дух исходит от Отца):

1. Рождение Иисуса от девы было силой Св. Духа (Мф. 1:18,20. Лк. 1:35). Естественно считать, что земное рождение Иисуса отражает его сыновнее отношение к Богу-Отцу, и что Отец родил Сына пославши для этого Св. Духа.

2. Одновременное явление всех трёх лиц Св. Троицы наблюдается в акте крещения Иисуса, когда Бог говорит «Сие есть Сын мой возлюбленный» и посылает Св. Духа в виде голубя (Мк. 1:10,11. Мф. 3:16,17. Лк. 3:22). Назвать Иисуса Сыном очевидно мог только Отец. Естественно считать, что Он же посылает Иисусу Св. Духа. Примечательно, что образ Бога-отца, посылающего Св. Духа в виде голубя на Иисуса, весьма распрстранен именно в католическом искусстве, в частности в изображениях сцен распятия и крещения.

3. Ссылки на Св. Дух имеются и в Ветхом Завете, в частности в книгах пророка Исайи (Ис. 59:21, 61:1), т.е. до земной жизни Иисуса. Примечательно, что текст Ис. 61:1 избирает Иисус для чтения в синагоге и последующей проповеди (Лк. 4:18-30).

4. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «И я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с Вами вовеки, Духа Истины...» (Ин. 14:16.17), далее «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя мое...» (Ин. 14:26) и «Когда же придет Утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит...» (Ин. 15:26). Здесь последняя фраза может рассматриваться как свидетельство самого Иисуса против filioque. Остальные цитаты допускают обе интерпретации.

Доводы в пользу западно-христианской редакции (Святой дух исходит от Отца и Сына):

1. Первое открытое появление Св. Духа (обещанное Иисусом) было после распятия во время Пятидесятницы. Так как это событие происходит всего через 10 дней после Вознесения, естественно считать причастным к нему воскресшего Иисуса. Именно после воскресения и вознесения Иисуса Св. Дух становится активным в первых церквах. Когда апостолы в «Деяниях» объясняют, какой силой они творят чудеса, они иногда ссылаются на имя Иисуса, иногда на силу Св. Духа, что может рассматриваться как указание на то, что эти два понятия в то время четко не различались. Совместное исхождение Св. Духа видится естественным проявлением единения Отца с воскресшим и вознесшимся на небо Сыном и отражает точку зрения верующих, ожидающих спасения и помощи именно через Христа.

2. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин. 14:11) и "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30) утверждая этим Свою единосущность Отцу. Но если Христос полностью единосущен Отцу, получив от Него при рождении все, кроме отцовства, то и исхождение Святого Духа Он также от Него получает. Этот аргумент использован в католическом катехизисе.

3. В Новом Завете церковь понимается как Тело Христово. Однако всякое тело имеет и душу. Может быть, этой душой следует считать сам Св. Дух, который в данном случае является также и Духом самого Христа?

Апостол Павел в послании Римлянам не разделяет понятия «Дух Божий» и «Дух Христов». Для него - это единый дух, который живет в сердцах верущих (Рим. 8:9-11). Присутствие этого Духа в собственной жизни он ощущал непосредственно, и вопрос о filioque наверное показался бы ему надуманным. Ап. Павел, добившийся мирного сосуществования в единой церкви иудео-христиан и обращенных язычников, придерживавшихся порой противоположных точек зрения по важнейшим аспектам религии и этики, был бы наверное удивлен, увидев, что его наследники раскололи единую прежде церковь на две взаимно несовместимые части несмотря на отсутствие существенных различий по подавляющему большинству богословских вопросов.

Приведенная в заголовке иллюстрация выражает католические представления о Троице. Близкий по структуре канон существует и в православной иконописи и называется Новозаветной Троицей. Однако наиболее известным изображением Св. Троицы в православном мире является знаменитая икона Андрея Рублева, которая выражает не столько полноту троичной догматики, сколько живой опыт созерцания Св. Троицы, подчеркивает единосущность всех трёх Лиц и их загадочное со-бытие в любви и вечной гармонии. В Рублевской Троице отношения между тремя Лицами остаются Их интимной внутренней тайной, о которой они ведут тихую нескончаемую беседу вокруг евхаристической чаши.

Представьте себе кошку, которая присутствует на конференции по астрофизике. Она трется об ножки стульев и об ноги увлеченно беседующих ученых, слышит их разговоры, видит слайды, сменяющиеся на экране, но, разумеется, ничего не понимает. Более того, те вопросы, которые обсуждают ученые, находятся далеко за пределами ее кошачьих интересов. Теперь представьте себе, что ученые захотели ввести кошку в свой круг - каким-то образом они находят способ повысить ее интеллект и наделить ее интересом к познанию. Постепенно она с трудом начинает улавливать какие-то элементы смысла в том, что говорят ученые, но самое главное - она начинает догадываться о том, сколь многого она не понимает и какой огромный мир лежит за пределами ее кошачьего мирка. Вероятно, она переживает определенный внутренний конфликт - с одной стороны, она испытывает влечение к таинственным звездам и мудрым речам академиков, с другой - опасается (с некоторым основанием), что ей придется оставить какие-то свои кошачьи привычки.

Могут ли когда-нибудь бессловесные твари войти в мир разума и познания - мы не знаем; возможно, К. С. Льюис с его говорящими нарнийскими зверями прозрел что-то очень важное о природном мире, возможно - нет.

Но мы знаем другое - человек резко выделен из природного мира, у него есть разум, совесть, чувство красоты и благоговения, и он предназначен для того, чтобы войти в мир совершенно иной жизни, пережить перемену, более глубокую, чем кошка, которую сделали бы способной беседовать с учеными об астрофизике.

Входя в Церковь, мы входим в присутствие Тайны, бесконечно превосходящей нашу способность понять или помыслить, или вообразить. Но эта Тайна сама нисходит к нам - чтобы поднять нас к Себе. Бог открывает нам Себя в Церкви - сообществе верующих, которое создано Христом, возвещает Его слово и являет Его присутствие в мире. Так мы узнаем, что Бог - един по Существу и троичен в Лицах. Все Священное Писание, и Ветхий, и Новый Завет, говорит о едином Боге - и резко отрицает языческую идею, что богов много. Но мы читаем, как те же апостолы, которые отрицают многобожие, говорят об Отце как о Боге, о Сыне как о Боге, и - мы увидим это чуть дальше - о Святом Духе как о Боге. Господь Иисус посылает их крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28 :19).

Перед распятием в прощальной беседе с учениками Господь говорит: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14 :16,17).

В этих кратких словах уже присутствует тайна Троицы - Сын обращается к Отцу, Отец посылает Духа.

Эта тайна встречает нас на каждом богослужении; «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь!» - постоянно провозглашается в Церкви. Мы поговорим об одной из сторон этой тайны - о тайне Святого Духа.

Дух, созидающий Церковь

Церковь, как ее описывает уже Новый Завет, это не просто собрание единомышленников. Это нечто гораздо большее - тело, организм, объединенный не просто общими убеждениями, а общей сверхъестественной жизнью. Входя в Церковь в таинстве Святого Крещения, мы обретаем дар Духа. Дар, которым будем жить всю нашу христианскую жизнь - и вечность. Как говорит святой апостол Павел, Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12 :12-13). Книга Деяний апостольских повествует о первых шагах Апостольской Церкви после вознесения Господа; ее иногда называют «Книгой Деяний Святого Духа» - и не случайно. Она начинается с события, которое называют «днем рождения Церкви» - Пятидесятницы: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2 :1-4). Пятидесятница явилась исполнением обещания, которое дал воскресший Спаситель: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1 :8). Апостолы - как и последующие поколения христиан - обращали ко Христу народы не своей силой или красноречием, но силой Святого Духа. В истории христианского мира были лжеучителя, которые не могли ни понять тайну Троицы, ни хотя бы смириться перед ней.

Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух - личность, и более того, Бог.

Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал и х (Деян 13 :2). Дух говорит о Себе как о личности - «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение.

Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15 :28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю - что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви.

Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого… через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8 :17-18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей - и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений.

Схождение Святого Духа на Апостолов. Тканый покров алтаря церкви Святого Николая, Теддингтон, Глостер, Англия. Автор Джеки Бинз. www.JacquieBinns.com

Дух, свидетельствующий об истине

Господь Иисус говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. …Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14 :26; 15:26). Как Церковь не есть просто собрание единомышленников, но организм, живущий Святым Духом, так и вера всякого христианина не просто набор убеждений, но проявление - и дар - живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым . (1 Кор 12 :3).

Святой Дух проявляет Себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать, но Он пребывает в любом христианине, и никто не может обладать подлинной верой во Христа без Святого Духа.

Почему это так необходимо? Мы можем обратить внимание на три стороны нашей веры - интеллектуальная уверенность в определенных фактах; обращенность воли к тому, чтобы покориться Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю; и, наконец, сердечное упование на Христа и уверенность в новых отношениях с Богом. Мы приходим к уверенности в тех или иных фактах на основании определенных свидетельств - так, например, астрофизики принимают теорию «большого взрыва» на основании собранных наукой данных о Вселенной, а историки верят в то, что Петр I воевал с Карлом XII на основании свидетельств, оставленных современниками. Бог дает нам достаточные основания, чтобы поверить в Него - как в творении, так и (особенно) в свидетельстве апостолов о воскресении Христа. Почему многих людей эти свидетельства не убеждают? Я сам полжизни был атеистом - и какое-то время они не убеждали меня. Недостаточно свидетельств, как говорил известный атеист Бертран Рассел? Нет, дело совсем не в этом. Как-то я беседовал с одним неверующим историком и сказал ему: «Если бы любое другое событие в истории было засвидетельствовано так же хорошо, как Воскресение Христово, Вы бы в нем ни минуты не сомневались». Он ответил очень честно: «Конечно. Но никакое другое событие не требует от меня переменить всю мою жизнь».

Проблема неверия - это проблема воли, а не интеллекта. Люди часто не верят в то, что их не устраивает; достаточно понаблюдать за любым спором об истории, чтобы увидеть, как спорщики отказываются принимать данные, которые могут угрожать их политическим или национальным пристрастиям. Евангелие требует не просто переменить некоторые наши пристрастия - оно требует полностью пересмотреть всю нашу жизнь. Ирод хотел убить младенца Иисуса, потому что он, Ирод, сам хотел быть царем и полагал, что Иисус, как претендент на царство, этому угрожает. Наша беда в том, что мы сами хотим быть царями в нашей жизни, и когда приходит истинный Царь, которому она должна принадлежать, мы этому вовсе не рады. Грех - это не просто отдельные плохие поступки, но яростная, ожесточенная мятежность, всегда готовая взорваться ненавистью к Богу и ближнему. Не хотим, чтобы он царствовал над нами (Лк 19 :14).

Святой Дух таинственно исцеляет наше сердце и делает нас способными принять истину. Грех делает нас мятежными и недоверчивыми; Святой Дух созидает в нас способность покориться и довериться Христу. Наша воля, порабощенная грехом, приобретает свободу обратиться к Богу.

Под влиянием греха мы не доверяем милосердию Божию, Его желанию и способности спасти нас; Святой Дух внушает нам сердечную уверенность в любви Божией: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии (Рим 8 :15,16).

Дух, возрождающий к новой жизни

Материал по теме


Рождение христианской Церкви в день Святой Троицы открыло новую страницу в человеческой истории. Отныне каждый, кто желал истинного общения с Богом и спасения своей души, получил для этого все реальные возможности. Однако что же такое Церковь по существу? Как устроена Церковь?

Бог говорит через ветхозаветного пророка: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез 36 :26,27). Подлинная вера, которую созидает в нас Святой Дух, означает не просто перемену убеждений, а перемену сердца. Здесь нам надо рассмотреть вопрос, который многие задают - если утверждается, что наше исправление есть дело Божие, то должны ли мы сами над ним трудиться? Это противопоставление - либо мы, либо Бог - возникает, когда мы представляем Бога и человека как двух людей, разделяющих «фронт работ». Но это представление ошибочно; Бог Святой Дух действует не вместо нас, а в нас - как говорит апостол, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2 :12,13). Мы призваны с благоговением стремиться к праведной жизни, понимая, что само это стремление - Божий дар.

Представьте себе влюбленных юношу и девушку. С одной стороны, они воспринимают любовь как что-то дарованное им - и вся любовная лирика всех времен и народов упоминает именно это чувство дара; с другой стороны, они сами (а не кто-то за них) сближаются, вступают в брак и учатся жить вместе. Как сказал поэт:

Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить
Любой ценой и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать,
чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.

Нить между влюбленными протянули не они, это дар, но они больше всего на свете хотят этот дар сохранить. Так и благодать Божия, которая созидает в нас веру, надежду и любовь, делает это не снаружи, а внутри нашего сердца - так, что мы, именно мы, по своей воле, с радостным трепетом устремляемся к вечному спасению.

Роспись в куполе собора святого Петра, Ватикан. Фотограф Duane W. Moore (www.flickr.com/photos/duanemoore)

Нам явлена новая жизнь - и мы оказываемся перед выбором между тем, что принадлежит нашей старой природе, «плоти», как ее обозначает апостол, и тем, к чему ведет нас Дух: Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны], ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5 :16-23).

Мы не сами созидаем в себе плоды Духа - и не могли бы - но мы выбираем между принятием и отвержением этих даров. Мы можем следовать Духу - или плоти, возрастать в дарованной нам сверхъестественной жизни - или угашать ее.

Апостол говорит удивительные слова: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф 4 :29-32). Мы все - крещеные православные люди - запечатлены Святым Духом, и Он пребывает с нами, как Кто-то близкий и любящий, кого мы оскорбляем (в другом переводе «огорчаем»), когда позволяем себе какие-то гнилые и злые слова.

Испытывайте духов

Вера в реальность духовного мира никоим образом не является особенностью христианства, люди во всех культурах интуитивно осознают, что мир гораздо больше того, что мы можем воспринять при помощи органов чувств. Даже там, где государство насаждало принудительный материализм - как в нашей стране или в Китае - интерес к духовной реальности выступает на поверхность, как только его перестают давить. Сегодня в любом книжном магазине можно найти полные полки литературы, посвященной различным «духовным практикам»: хотите магию вуду, хотите - ритуалы североамериканских индейцев, а хотите - заговоры сибирских шаманов. В этом отношении наш мир напоминает мир, в котором проповедовали апостолы, - он тоже кишмя кишел духами. Как и теперь, люди получали духовные откровения, летали в астралы и собеседовали с духовными существами. Как и теперь, эти духи нередко уверяли, что они тоже действуют от имени истинного Бога.

Материал по теме


С большим трепетом относится Церковь к учению о Святой Троице. Тем не менее люди, используя различные образы, пытались передать хотя бы крупицу этой тайны. Мы собрали для Вас самые яркие примеры таких образов.

Вопрос о различении духов возник сразу же - и не утратил своей актуальности и сейчас. Как понять, что это именно Святой Дух? Почему и чем Святой Дух и Его действие принципиальным образом отличается от всех видов псевдодуховности? Апостолы дают нам достаточно ясные критерии. Прежде всего, Святой Дух свидетельствует о Господе Иисусе, прославляет Его и напоминает то, что сказал Он. Деяния Святого Духа полностью христоцентричны - Он ведет нас к вере во Христа, укрепляет и утверждает в этой вере, наставляет нас в истине, открытой Христом. Однако уже в апостольские времена появились лжеучителя, проповедовавшие - под именем Иисуса - кого-то другого. Поэтому апостол Иоанн говорит: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин 4 :1-3).

Апостол указывает на то, что Святой Дух проповедует Иисуса, пришедшего во плоти, то есть свидетельствует о той же истине Боговоплощения, о которой нам говорит в начале своего Евангелия сам Иоанн. Святой Дух преподает то, что мы бы в наше время назвали догматически здравым учением о личности и деяниях Христа, учением, согласным со свидетельством апостолов.

Святой Дух проявляет Себя и в определенных этических плодах, мы уже говорили о них, это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержани е (Гал 5 :22,23). Он созидает в сердцах верных любовь к Богу и ближнему, которая проявляется в соблюдении заповедей. Оба эти критерия необходимы. Можно иметь отличные оценки по догматическому богословию - и не иметь Духа, если в жизни человека отсутствует любовь к ближнему и послушание заповедям. С другой стороны, нравственная жизнь, хотя и необходима, еще не достаточна - она служит свидетельством Духа тогда, когда она сочетается с правой верой.

Надо особенно подчеркнуть, что действия Святого Духа не имеют ничего общего с «автоматическим письмом» или другими оккультными практиками, когда некий духовный агент действует через человека, полностью отодвинув его самого в сторону. Бог очень бережно относится к человеческой личности и человеческой свободе и скорее мягко направляет верующих к истине, чем тащит на аркане. Это оставляет пространство для человеческих разномыслий и даже ошибок, поэтому нет ничего удивительного, что лично благочестивые или даже святые люди могут расходиться во мнениях.

Святой Дух являет Себя через соборные решения Церкви - как сказали апостолы, угодно Святому Духу и нам (Деян 15 :28), и именно общее суждение Церкви служит защитой от субъективных и ошибочных мнений.

Жизнь в Духе Святом

Дух Святой обитает в Церкви, и Его дары даются для служения Церкви: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом (1 Кор 12 :4-9). Для того чтобы жить в Духе Святом, мы должны пребывать в общении с Церковью, участвовать в ее молитвенной жизни, приступать к Таинствам, прислушиваться к ее наставлениям. Именно в Церкви Бог вводит нас в совершенно новую жизнь, жизнь, которая начинается уже сейчас, но продолжается в вечности. За каждой Литургией Церковь взывает:

Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей.

Если мы хотим жить в Духе Святом, необходимо прийти в храм и присоединиться к этой молитве.

Свято й Дух, Утеши тель (В русском языке мужского рода, в греческом (Пне вма) - среднего, в семитских языках (Ру ах) - женского) - в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы.

Действия Святого Духа

Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров — «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт.1:1-2).

Ещё царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святаго: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.» Пс.50:12-14.

Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и…

Тема №7.КТО ТАКОЙ ДУХ СВЯТОЙ И ЧТО ОН ДЕЛАЕТ.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Мы будем много говорить о Святом Духе и Его помощи нам в том, чтобы быть успешным христианином. Как хорошо знаком нам Святой Дух? Это что-то непонятное для нашего разума? На каком уровне находятся наши познания о Святом Духе, если их оценивать по шкале от одного до десяти? Давайте внимательно посмотрим, кто же такой Святой Дух и что Он делает в нашей жизни.

КТО ТАКОЙ СВЯТОЙ ДУХ?

Только Библия может лучше всего раскрыть и показать нам, кто же такой Святой Дух. В Ветхом Завете не очень много говорится о Святом Духе. Зато в Новом Завете о Нем упоминается множество раз. А теперь, в самом начале, давайте избавимся от некоторых ложных представлений относительно Святого Духа.

Святой Дух — это не Иисус Христос. Иисус говорил Своим ученикам, что после Его смерти и воскресения Он вернется на небеса. Но все Его последователи не будут оставлены одни. Иисус сказал, что придет Святой Дух, который будет…

Дух есть знания.
Знания сила, об этом не спорят.
Без знания, не сможем и руку поднять.
Нам в душу, Бог вдунул все знания о, всем.
И Дух есть те знания, с которым живем.
Чрез душу познания, о Духе найдем.
Но в Духе его, есть познания всего.
Он дал нам на выбор, добро или зло.
И выбор нам делать, придется самим.
Душа наша душ, для Духа его.
И Дух нам почистить, нужно его.
Ведь все мы частички его мироздания!
Его мы ведь слуги, и в нас все те знания!

Если вы считаете, что Дух не есть знание. Тогда попробуйте без знаний, что ни будь сделать. Любое слово имеет смысл, а значить знание. Дух святой. Это чистый, светлый. Дух бывает и загрязненный. Прочтя Дух наоборот. Получим худой, что и значит загрязненный. Дух есть ЗНАНИЯ, а знания есть об истине и о мире. Вот знания об истине и есть Святой Дух, а о мире загрязненный. Мы вырастаем из сперматозоиды, в которой если бы не было знаний, то не было бы и нас. Без знания мы не можем…

Схождение Духа

Несмотря на то, что распятие Иисуса Христа причинило страдания Его последователям, вселило ужас в души, воскресение озарило новым светом их жизнь. Когда Христос сокрушил оковы смерти, в их сердцах взошла заря Божьего Царства.

Всего лишь несколько недель тому назад учеников разделяли недостойные разногласия, но теперь они признали друг перед другом свою вину, шире открыли свои сердца перед Спасителем и вознесшимся Царем. Только теперь они осознали нелепость своих честолюбивых побуждений и сплотились теснее, день за днем проводя вместе в молитвах.

И вот в один из незабываемых дней, когда они славили Бога, вдруг раздался «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:2–3). Подобно пылающему огню, Святой Дух сошел на последователей Христа.

Исполненные Духом ученики не смогли удержать в себе то необыкновенное чувство радости и…

Святой Дух в иудаизме

Упоминания о Святом Духе имеются уже в Ветхом Завете, хотя речь о нем там идет не очень часто. Гораздо чаще в Священном Писании можно встретить просто упоминание о «духе» или о «духе Божьем». В иудейской религии еще в те далекие времена, когда составлялся Ветхий Завет, было принято считать, что Бог один. Любые представления о двоичности или троичности Творца считались среди евреев ересью.

Говоря о «духе Божьем», иудеи имели в виду божественную силу, которая хоть и имеет личностную окраску, но остается свойством, принадлежащим Богу в качестве одного из его непременных атрибутов. В этом отличие иудаизма от христианства, где Святой Дух – это часть триединого Бога.

В иудаизме Святой Дух, таким образом, воспринимается как реально действующая в мире сила, божественное дыхание. Все, что делает Бог, пронизано его духом. Но ортодоксальные иудеи никогда не воспринимали Божий Дух в качестве личности, это свойственно христианской религии.

Р. А. Торрей

Святой Дух, Его сущность и действия

Как познать Духа Святого во всей полноте Его чудесного служения

«…Мы верим, что, если каждый проповедник и труженик Царства Божия прочтет эту книгу и изучит ее, он, таким образом, допустит Святого Духа к работе над собою по Его воле. Это будет означать духовную революцию в наших общинах и сделается средством, при помощи которого Господь Бог даст нам великое духовное пробуждение.»

Баптистский Вестник

Предисловие
I. Личность Святого Духа
II. Святой Дух изобличает людей в их грехах
III. Действия Духа Святого при духовном возрождении
IV. Как получить постоянную удовлетворенность?
V. Крещение Святым Духом, его сущность и действие
VI. Крещение Святым Духом Божьим
VII. Крещение Святым Духом и как получить его
VIII. Крещение Святым Духом: как его можно получить теперь
IX. Каким образом утрачивается духовная сила

Главы этой книги…

В христианстве принято восприятие единого Бога, но при этом представленного в трех лицах – Отце, Сыне и Святом Духе. Иначе говоря, в Святом Духе заключается одна из ипостасей творца, которая является частью неразделимой Святой Троицы. Вновь пришедшим к христианской вере, пытающимся вникнуть в её основы, такая природа Бога часто кажется замысловатой, её бывает трудно представить и разобраться в ней.

Святой Дух - иудаизм

Святой Дух упоминается ещё в Ветхом Завете, но не слишком часто. Священное писание чаще акцентирует внимание просто на «духе» или на «духе Божьем». По иудейской религии ещё со времён составления ветхого Завета считается, что Бог один. Всё, что касалось представлений о двоичности, троичности Творца относилось у евреев к категории ереси.
В словах о «духе Божьем» у иудеев имеется в виду сила божественная, имеющая личностную окраску, но при этом остающаяся свойством Бога, одним из его неотъемлемых атрибутов. Именно в этом и есть разница между…

Трое в Одном

Бог существует в трех образах: Отец, Сын (Иисус Христос) и Святой Дух. Эта триединая личность часто называется Троицей. Человеку трудно себе представить, что три личности могут существовать в одной, но Бог отличается от нас по своей природе. Библия предлагает множество отрывков, которые могут объяснить смысл этого явления. Это все равно, что три стороны равностороннего треугольника, каждая сторона которого представляет собой одну из личностей Бога.

Утешитель

Иисус знал, что Его распнут на кресте. Он считал Своим долгом подготовить учеников к Своей смерти, чтобы они не чувствовали себя покинутыми.

После воскресения из мервых Иисус опять подготовил Своих учеников и последователей к Своему восхождению на Небо. Иисус обещал послать Утешителя, который будет руководить в их жизни.

Дух Святой является необъяснимой силой присутствия Бога в душе человека. Дух Святой вдохновляет человека на развитие качеств, которые он никогда бы не…

Святой Дух неотделим от Бога и составляет с Ним единое созвучие и великолепие, как лучи света, исходящие от Солнца, неотделимы от своего источника и составляют с ним одно целое. Святой Дух – это рука Бога. Его действенная всемогущая сила, которая все преобразовывает и обожествляет. Святой Дух – есть дыхание Бога. Всевышний вечно рождает из Себя, в своем дыхании, Святого Духа или Духа Божьего, а это значит, что Святой Дух по своей природе вечен, как и Бог. Так как Дух Божий одно единое целое с Богом, Он имеет сознание Бога, Божественную Волю и Его качества: любовь, мудрость, спокойную радость, жизнеутверждающую силу, милосердие, сострадание, вездесущность, всеведение и многое другое. Через Святой Дух эти качества Бог бескорыстно, с любовью дарит всему мирозданию. Дух Божий – есть первичная энергия Бога, и она бело-прозрачная, легкая и прохладная.

Дух Божий – есть движущая сила, которая приводит все существующее в движение, ибо все движется, следуя за вдохом Бога. Этот процесс…

Представьте себе кошку, которая присутствует на конференции по астрофизике. Она трется об ножки стульев и об ноги увлеченно беседующих ученых, слышит их разговоры, видит слайды, сменяющиеся на экране, но, разумеется, ничего не понимает. Более того, те вопросы, которые обсуждают ученые, находятся далеко за пределами ее кошачьих интересов. Теперь представьте себе, что ученые захотели ввести кошку в свой круг - каким-то образом они находят способ повысить ее интеллект и наделить ее интересом к познанию. Постепенно она с трудом начинает улавливать какие-то элементы смысла в том, что говорят ученые, но самое главное - она начинает догадываться о том, сколь многого она не понимает и какой огромный мир лежит за пределами ее кошачьего мирка. Вероятно, она переживает определенный внутренний конфликт - с одной стороны, она испытывает влечение к таинственным звездам и мудрым речам академиков, с другой - опасается (с некоторым основанием), что ей придется оставить какие-то свои кошачьи привычки….

Кто такой Святой Дух?

Вопрос: «Кто такой Святой Дух? Я видел это имя фразу в нескольких местах на вашем сайте.»

Наш ответ: Святой Дух — реальная личность. Он послан Богом, чтобы пребывать в истинных последователях Иисуса Христа после воскресения Его из мертвых и вознесения на небеса (Деяния 2). Иисус сказал Своим апостолам…

«И Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает; вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами: приду к вам.» (Иоанна 14:16-18)

Святой Дух — не смутная божественная тень, не безликая сила. Он - личность во всем равная с Богом Отцом, и Богом Сыном. Он является третьим лицом Божества или Божественной Троицы. Иисус сказал Своим Апостолам…

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я…

Вопрос:

Не могли бы вы объяснить, что понимают под Святым Духом?

Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. «Господь есть Дух» (2 Кор.3:17). О Божестве Его ясно говорится в Священном Писании. Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» (2 Цар.23:2-3); «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16).

Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). Св. апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы: «Благодать Господа …

Я хотел бы поговорить о Святом Духе в Церкви, - о Нем Самом и о том, что Он совершает и в Церкви, и над нами, как Он воздействует на нас, как действует в нас и через нас.

В Священном Писании есть два рассказа о даровании Святого Духа. Сразу вспоминается то, что описано во второй главе книги Деяний, - Пятидесятница. Другой рассказ - в 20-й главе Евангелия от Иоанна - приводил в недоумение многих толкователей. Его пытались объединить с первым, слить их воедино, равно связать оба рассказа с Вознесением. Я подойду к этим двум рассказам проще, более непосредственно, как мы находим их в Писании, и попытаюсь показать,что в них есть общее и чем различаются эти два события.

В 20-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о первом явлении Христа после Его Воскресения. Первые Его слова - слова успокаивающие: мир вам. Того мира, который даровал Христос, не мог дать мир сей. Мир, который дал Христос, наполнил весь дом, остался с Апостолами навсегда. Это тот мир, который сошел на них,…

Существует много неверных представлений о том, кем является Святой Дух. Некоторые считают Его некой мифической силой, а другие – безликой энергией, данной Богом последователям Христа. Что же говорит по этому поводу Библия? Если кратко, то Библия говорит, что Святой Дух – Бог. В Библии также написано, что Святой Дух – это Личность, владеющая разумом, эмоциями и волей.

Утверждение того, что Святой Дух является Богом, можно проследить во многих библейских текстах, включая Деяния 5:3-4. В этом отрывке Петр укоряет Ананию за обман Духа Святого и говорит ему: «Ты солгал не человекам, а Богу». Из этого становится понятно, что ложь Святому Духу – это ложь Богу. Святой Дух является Богом, так как Он обладает характеристиками Бога. Например, то, что Он – вездесущий, упоминается в книге Псалмов 138:7-8: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты». Далее, в 1 Коринфянам 2:10 говорится о всезнании Святого Духа:…

Люди часто задаются вопросом: «кто такой Дух Святой?» И каждый представляет Его по разному, каждый в силу своего воображения. Кто-то видит Его, как что-то незримое, аморфное, летучее, недосягаемое. Кто-то называет это силой, энергией, праной и т.д.

Чтобы рассеять всяческие человеческие домыслы и фантазии и ответить на вопрос «кто такой Дух Святой?», не лучше ли обратиться к первоисточнику — Слову Божьему, которое, как нельзя лучше, поможет осветить данный вопрос.

Итак, кто такой Дух Святой?

Святой Дух - Личность в той же мере, что Отец и Сын. Это не абстрактная сила, не прана, не безличная энергия. Он тот, Кто являет Собой неделимую сущность в триединстве Отца, Сына, Святого Духа.

Святому Духу свойственны все основные признаки личности

Основными признаками личности являются ум (разум), чувства и воля. “Сила” не может обладать этими свойствами. Энергия тоже.

1 Признаки ума (разума) у Святого Духа

Мы с вами при помощи Слова Божьего познакомились с девятью атаками сатаны на христианина. Далее, Дух Святой, показал нам всеоружие Божие, которое Бог предлагает Своим последователям. Однако Господь знает, какая армия сатаны направлена на христиан, с целью разрушать Божье Царство на земле. Поэтому, после того, как Христос вознесся от земли после воскресения, Он упросил Отца послать на землю Духа Святого и уполномочил ангелов Своих ополчаться вокруг боящихся Его. А теперь, с Божьей помощью, мы рассмотрим еще две темы: учение о Духе Святом и учение об ангелах.

Человек состоит из трех субстанций: духа, души и тела. Человек есть душа живая. Физическую его часть жизни обеспечивает тело, а духовную обеспечивает дух человека. Дух человека – это та часть, которая способна входить в общение с Богом. По причине грехопадения людей, произошел разрыв с Творцом, и их дух потерял способность общаться с Ним. Это состояние Библия называет смертью.

Еф.2:4-5 «Бог, богатый милостью, по…

Святой Дух неотделим от Бога и составляет с Ним единое созвучие и великолепие, как лучи света, исходящие от Солнца, неотделимы от своего источника и составляют с ним одно целое. Святой Дух – это рука . Его действенная всемогущая сила, которая все преобразовывает и обожествляет. Святой Дух – есть дыхание Бога. Всевышний вечно рождает из Себя, в своем дыхании, Святого Духа или Духа Божьего, а это значит, что Святой Дух по своей природе вечен, как и Бог. Так как Дух Божий одно единое целое с Богом, Он имеет сознание Бога, Божественную Волю и Его качества: , спокойную радость, жизнеутверждающую силу, милосердие, вездесущность, всеведение и многое другое. Через Святой Дух эти качества Бог бескорыстно, с любовью дарит всему мирозданию. Дух Божий – есть первичная энергия Бога, и она бело-прозрачная, легкая и прохладная.

Дух Божий – есть движущая сила, которая приводит все существующее в движение, ибо все движется, следуя за вдохом Бога. Этот процесс называется эволюцией (от плотной материи к более тонкой, незримой). В этом процессе Он все обращает (возвращает) к Себе. А выдох Бога – это процесс инволюции (от тонкого к более плотной материи), где Он проявил в творении всего существующего, ибо все из Него произошло. Он есть начало и конец всему. Святой Дух поддерживает жизнь всего существующего, защищает законы Бога и приводит их в исполнение, воздает по справедливости и милосердию. Он все вокруг животворит, лелеет, утешает и вразумляет, лишь бы мы перенесли свой взор на Него и попросили Его о милости.

Святой Дух — путеводитель и наставник, друг и помощник. Он защищает нас за правду и отдает себя как дар в помощь всему живому и людям. Ибо Бог обещал нам помощь Святого Духа гонимым за Него и дарование Святого Духа всем просящим о том. Дух Божий – есть вдохновение, порыв к Вечной жизни. Он открывает или проявляет себя миру по своему благоволению. Он является благоуханием и Светом Бога. Святой Дух – есть личностное и безличностное существующее. Он себя открывает как личным выражением жизни, образом Бога и Богом, а безличностью Святой Дух себя проявляет как неведомой, незримой силой.

Как стяжать Святой Дух

Святой Дух – есть порыв Любви Бога или сила Любви Бога. Дух Божий – есть красота и свет Божественной Истины, которая находится во всем существующем. Святой Дух – есть свобода и бесстрашие, а не дух рабства и боязни. Он делает нас праведниками, уводя наше сердце, достоинство и честь от греха, безумия, страсти и невежества. Дух Божий, так же как и Господь, близок к нам, так как Он вселяется в нас и соединяет нас с Богом. Все духовные подвижники стяжали (притягивали) Святой Дух, посредством духовных практик, и таким образом они обретали подобие Бога. Стяжая Дух Божий, они одухотворялись или обожествлялись, становились одно целое с Богом.

В нашей жизни мы можем притягивать Святой Дух: когда мы правильно мыслим, делаем мудрый шаг или совершаем благой поступок по отношению к людям и миру; вспоминаем о Боге; исполняем Его Волю и т. п.

Совершая такие действия, срабатывает : «подобное притягивает подобное» или закон притяжения: «куда или на кого мы обращаем свой внутренний взор, то это нас и поддерживает», такова Воля Бога. На духовном пути развития, когда мы, что-либо осознаем, то в этот момент к нам устремляется Святой Дух и закрепляет в нашем разуме и сердце истинное знание. Святой Божий Дух воздействует на нашу душу, который нас делает мудрыми и любящими, сострадательными и милосердными, нежными и ласковыми. Он возвещает нам весть от Бога и дает вдохновение на благое деяние. Святой Дух делает человека целителем, верующим, смиренным, пророком или возвестителем Воли Божьей. Когда Святой Дух овладевает нами в полной мере, мы становимся орудием Божьего промысла в этом мире.


Метки: ,

Рассказать друзьям