Отец, Сын и Дух Святой - это один личность в разных проявлениях или это три разные личности? Святая троица в православной церкви.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Троица Святая – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.

Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца. Познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей.

Святые Отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.

Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица?

Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму (см. подробнее). Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить: солнце – его круг, свет и тепло; ум, рождающий неизреченное слово (мысль), выражаемое дыханием; сокрытый в земле источник воды, ключ и поток; присущие богоподобной человеческой душе ум, слово и дух.

Для разъяснения тайны Святой Троицы Святые Отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим.

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св. Григорий Богослов. «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» – учит св. Никита Студийский.

Согласно определению, данному Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это со-бытие́ Божественных Ипостасей, пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову богослова VII века преподобного Максима Исповедника. Учение о Святой Троице является основой христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу».

Все догматы христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной. Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь. Христианское учение о святой Троице есть учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе) – Трех Божественных Лицах, обладающих единым и нераздельным Божественным Существом. Бог обладает всесовершеным Умом (Разумом). Божественный Ум безначален и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах."Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме», – говорит св. Симеон Новый Богослов. Божественный Ум предвечно порождает Божественное Слово, Которым Он творит мир. Божественное Слово есть «Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Исповедник. Божественное Слово Всесовершенно, невещественно, беззвучно, не требует человеческого языка и символов, безначально и бесконечно, вечно. Оно всегда присуще Божественному Уму, рождается от Него извечно, почему Ум называется Отцом, а Слово Единородным Сыном. Божественный Ум и Божественное Слово духовны, ведь Бог нематериален, бестелесен, невещественен. Он есть Всесовершенный Дух. Божественный Дух пребывает вне пространства и времени, не имеет образа и вида, выше всякого ограничения. Его Всесовершенное Бытие беспредельно, «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин). Божественный Ум, Слово и Дух всецело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипостасями). Ипостась или Лицо есть личный способ бытия Божественной сущности, которая в равной мере принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Божественной природе или сущности, единоприродны и единосущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совершенно равны по Своему Божественному достоинству. Каждое Лицо обладает всемогуществом, вездеприсутствием, совершенной святостью, высочайшей свободой, несоздано и независимо от чего-либо тварного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свойства Божества. Учение о трех Лицах в Боге означает, что отношения Божественных Лиц для каждого Лица тройственны. Невозможно представить себе одно из Божественных Лиц без того, чтобы сразу не существовали два Других. Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то одно предполагает другое. Бог есть «Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает», – учит св. Иоанн Дамаскин. Отец, Сын и Святой Дух – это три полноценные Личности-персоны, каждая из Которых обладает не только полнотой бытия, но и является всецелым Богом. Одна Ипостась не есть треть общей сущности, но вмещает в Себя всю полноту Божественной сущности. Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух – тоже Бог. Но и все Три вместе не есть три Бога, а один Бог. Мы исповедуем «Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную» (из Литургии святителя Иоанна Златоуста). То есть три Ипостаси не делят единую сущность на три сущности, но и единая сущность не сливает и не смешивает три Ипостаси в одну. Может ли христианин обращаться к каждому из трёх Лиц Святой Троицы? Несомненно: в молитве «Отче наш» мы обращаемся к Отцу, в иисусовой молитве к Сыну, в молитве «Царю Небесный, Утешителю» – к Святому Духу. Кем же каждое из Божественных Лиц осознаёт Себя и как нам правильно осознавать наше обращение, чтобы не впасть в языческое исповедание трёх богов? Божественные Лица не осознают Себя, как обособленные Личности. Мы обращаемся к Отцу, вечно рождающему Сына, выразителем Которого является вечно исходящий от Отца Святой Дух. Мы обращаемся к Сыну, вечно рождающемуся от Отца, чьим выразителем является вечно исходящий от Отца Святой Дух. Мы обращаемся к Святому Духу, как выразителю Сына, который вечно рождается от Отца. Таким образом наши молитвы не противоречат учению о единстве (в т.ч. воли и действия) и нераздельности Лиц Святой Троицы.

Помня о том, что вопрос иерархии небожителей не является спасительным, давайте рассмотрим тексты Библии о Святой Троице.

Святая Троица не упоминается в самой Библии. Это понятие ввела церковь, чтобы одним именем объединить упомянутых в Священном Писании три Божественных личности: Бога Отца, Сына и Святого Духа. Значение слова “святой” было подробно разобрано в главе " " моей книги. Напомним, вкратце, что святым в Библии именуется все отделенное от обыденного и приближенное к Богу, а также безгрешность. Господь в Священном Писании именуется святым: «Отче Святый» (Ин. 17:11, см. также Ос. 1:9), «Иисус … Святый» (Мар. 1:24, см. также Деян. 4:27), «Дух Святый» (Деян. 13:2, см. также Лук. 12:12). Поэтому и слово Троица приобрело практически слитное прилагательное “Святая”.

Святая Троица упоминается уже в Ветхом завете. Стоит быть справедливым и сказать, что три лица мы видим только в одном тексте ветхозаветнего Писания:

Ис. 48:12 Послушай Меня … Израиль … : Я тот же, Я первый и Я последний . … 13 Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса … 16 Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня (1 личность) Господь Бог (2 личность) и Дух Его (3 личность).

То, что здесь речь идет о Христе понятно как из контекста, так и из Нового Завета. Книга Откровения нам прямо Иисуса называет“Первым и Последним” :

Откр. 1:17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний , 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков.

Новый завет нам говорит, что Иисус принимал непосредственной участие в сотворении земли и неба:

Кол. 1:16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано (см. также Иоан. 1:3).

А в Евангелие от Матфея подтверждается, что, как показано в книге пророка Исаии, Дух мог посылать Сына. Дух Иисуса послал в пустыню для испытания перед ответственным служением:

Матф. 4:1 Тогда Иисус возведен (в оригинале – приводить, отправлять) был Духом в пустыню, для искушения от диавола.

То есть, в Ис. 48:12 мы видим упоминание Святой Троицы - вместе одновременно трех лиц Божественных небожителей. Также несколько лиц Бога при Его единстве (как мы сегодня воспринимаем Святою Троицу) упоминается всегда, где речь идет о Творце. Начиная с первой страницы Библии, слово Бог в оригинале везде употребляется во множественном числе, а глагол, который описывает Его действия – в единственном числе. Иудейские Богословы до сих пор не находят полного единства в объяснении данного факта, предполагая, что Бог здесь говорит о Себе вместе с Ангелами. Хотя тогда кажется необходимым признать, что Ангелы и Бог имеют одну природу, ведь в Писании сказано, что человека Бог создал “по подобию НАШЕМУ”

Быт.1:26 И сказал Бог (множ. числ.): сотворим (един. числ.) человека по образу Нашему по подобию Нашему

Таким образом, видя в Ветхом завете явную “множественность” Бога при Его единстве, и вникая в весть Нового завета, не трудно прийти к выводу, что Библия учит о Божественной Святой Троице.

В самом тексте Нового Завета тоже неоднократно вместе упоминается Святая Троица. Посмотрите, Иисус просит крестить верующих во имя Отца, Сына и Духа:

Матф. 28:19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Апостол Павел тоже конкретно указывает на разделение функций в Святой Троице, хотя и не останавливается в своих посланиях на понятии Троицы:

2 Кор. 13:13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

Свидетели Иеговы не признают Святую Троицу. Они не считают Святого Духа личностью, а воспринимают Его просто Божественной энергией, что естественно исключает понятие Троицы. О Святом Духе я напишу позже, а сначала мы порассуждаем об Иисусе…


Валерий Татаркин


Иисус Христос Господь Бог >>

Вопрос: Объясни, пожалуйста, что обозначают в христианстве такие понятия, как «Отец», «Сын» и «Святой Дух».

Мы говорим о понятиях, возникших в религиозных верованиях. Эти понятия были необходимы людям в то время, когда понятия об энергиях, вибрациях применять было сложно и неразумно. В то время все понятия о Боге, о Творце, о Сыне Божьем и об энергии, текущей от Творца, были, можно сказать, адаптированы к мировоззрению, мироощущению того времени. Да, существует у вас выражение: всему своё время. И это верно, ибо вы живёте в пространстве и времени и каждый временной поток связан с информационно-энергетическим потоком. Отсюда и проистекает это выражение. Время обуславливает вхождение и выход из одного Потока в другой. Та схема понятий о Троице, о триединстве, возможно, была единственно возможной в тот временной поток. Сейчас иное время, иные понятия владеют умами людей. Сейчас возможно объяснить всё с позиций мира Космоса, с позиций космических понятий, с позиций мира энергий. И потому я говорю сейчас с этих новых позиций о старых понятиях, известных вам, несколько по-иному.

Так что же есть такое известное вам понятие о Троице? Отец, Сын и Святой Дух – на этом построено всё христианское мировоззрение, особенно православное. Я хочу внести ясность в эти понятия.

Я много говорил об Отце, о Великом Творце Вселенной – о Саваофе. И это... Мне очень трудно объяснить достойными словами, так, чтобы не задеть ничьих чувств. Это – не старик с бородой, изображаемый вами в храмах и церквях, это – Величайшая Энергия огромного могущества. Это – Свет, Источник Света, Источник чистых энергий, одновременно это – Разум, обладающий всеми чувствами и эмоциями. Это – Творец Миров, Творец Вселенной, Великий Созидатель, Тот, Кто постоянно печётся о Своих творениях, Кто постоянно находится в процессе работы, ибо процесс творения происходит постоянно. Это процесс, который не имеет остановки, отдыха. Мы все, находящиеся в Космосе, находимся в работе. Творец созидает миры, даёт жизнь всем сущностям: от светил и планет до разумных сущностей и тех, чья жизнь проистекает через мир животных, растений и минералов. Такова, очень обобщённо, деятельность Отца, называемого вами Богом.

Теперь о второй ипостаси в Троице. Вы говорите, что Сын Божий есть одно и то же, что Отец, что Они – едины. В некотором роде да, но по сути – это есть две разные Сущности (употребляю понятное для вас слово), или два Духа, имеющих общую энергию, но проявления и осуществление их жизни различны, ибо нет во Вселенной двух одинаковых Духов, идентичных по своему характеру, набору эмоций, чувств.

Всё живое имеет возможность развиваться и совершенствовать себя. Мы не застывшие в веках, окаменелые в своём совершенстве. Мы осуществляем свою жизнь в ином мире, мире энергий, не менее прекрасном и удивительном, чем ваш материальный мир. Мы имеем большие возможности, но это не значит, что мы не развиваемся, не совершенствуем себя. Мы исследуем и изучаем всё происходящее в мирах, меняем свои взгляды, ибо мы – живые.

Итак, кто же есть Сын Божий, говоря по-вашему? Это частица Отца, Его непосредственная энергия. Но вы все есть дети Божьи, в вас течёт энергия Отца, энергия для жизни. Так в чём отличие? Прежде всего в том, что Творец, способный создавать миры, способен, и это Его право, создать и что-то для Себя. Есть души, или Духи, созданные Им как близкие Ему Сущности. Носитель основного принципа – Любви, желал не только дарить эту энергию людям, но и реализовать её на близких Сущностях.

Вы созданы по образу и подобию, я повторял это многократно. Вам известно изречение «что вверху, то и внизу». Отец создал семью, по вашим понятиям, или создал близкие Себе по Своему внутреннему настрою души: женскую, и через неё произвел (непосредственно через Свою энергию) Сына. По-вашему, это единокровный Сын, созданный непосредственно через энергию творения Отцом. Такой Сын у Творца один, в нём реализовалась энергия Любви самого Бога, самого Творца. Сын – это непосредственно отделённая часть Отца, часть Его энергии. Но это уже иная Сущность, отдельная от Отца, отдельно существующая.

Отец дал возможность Сыну единожды воплотиться на Земле, для выполнения определённой миссии, работы. Вместе с ним, прежде всего, Он воплотил его Мать – Супругу Отца. И воплотил не в царских хоромах, а в простом деревенском доме и дал возможность ощущать себя равноправными детьми Божьими. Он не нарушил в отношении Своей Супруги и Сына, введённый Им Закон Свободы Воли. Он дал им возможность прожить жизнь простых земных людей, со своими тяготами и лишениями. Отец не делал исключений Своим посланникам. Он желал, чтобы люди распознали их, прежде всего, через сердце, через интуицию.

Прожив жизнь земного человека, я стал, несомненно, иным, несомненно, что Земля и её обитатели стали мне близкими и родными. Я иначе понимаю землян, чувствую их, ваши эмоции и чувства мне близки и понятны. Понятны ваши логика, этика и мораль. Ваше поведение, ваши поступки и действия объяснимы для меня. Я, можно сказать, чувствую землян через сердце, через свою душу.

Так что же есть такое Святой Дух? Как это объяснить современными понятиями, ранее недоступными? Это, несомненно, энергия – энергия, проистекающая от Творца, энергия Жизни и Любви, энергия, поддерживающая жизнь Духа в теле. Без этого Потока осуществление жизни невозможно. В этом Потоке находимся и мы, и вы, и потому можно сказать, что мы – едины через Святой Дух, через энергию Любви Творца. Это единство ощущается многими светлыми Духами через их открытое сердце, подключённое к этой Божественной «пране», к Потоку из сердца Творца.

Чистое сердце может чувствовать, ощущать, пусть будет зрить, Бога через Его энергию, через этот Поток, именуемый вами Святым Духом.

Я приемлю все названия, лишь бы они не создавали барьер длявосприятия нового через новые понятия, идущие к вам .

Многие из нас выросли в обстановке атеизма при Советском Союзе. Многие – в условиях массового «увлечения» религией, когда толпы людей повалили в церкви на Пасхальные, например, праздники. Но к истинной вере пришли и продолжают идти далеко не все. Не хочу сказать единицы, но было бы очень неплохо, если бы больше людей устремили свой взгляд в сторону , чем и является Бог.

Долго я не могла понять, кто такой Святой Дух из Святой Троицы. С Богом-Отцом и Богом-Сыном, казалось более-менее ясно, а вот третий персонаж был для меня непонятным и загадочным. Как-то в разговоре с коллегами я высказалась о своих сомнениях. На что последовал полушуточный/полусерьёзный ответ: тебе задание – выяснить и объяснить нам. Тогда у меня и в мыслях не было, что Вселенная услышит наш разговор и направит меня в нужное русло, чтобы узнать истину.

Просторы интернета, как и вообще информационная система, очень огромны, но есть Высшая Сила, направляющая нашу руку. Не стоит утверждать обратное, даже если это невозможно увидеть глазами и понять разумом. Мир устроен очень мудро и гораздо сложнее, чем нам кажется. Думаю, именно поэтому ко мне попала книга, из которой я почерпнула много полезной и нужной информации. Эта книга называется «Божественная система» Владимира Попова. Не буду пересказывать её смысл, но кому интересна тема устройства мироздания и каким путём можно облегчить свои мытарства и страдания, при желании сможет отыскать её и приобрести.

Так вот, Бог-Сын – это и самая известная личность в истории человечества Иисус Христос, и одновременно Бог Проявленный или материальный мир. То, что мы видим, слышим, чувствуем и ощущаем. В том числе и мы сами. Вот почему говорится, что Бог создал нас по образу и подобию своему.

Святой Дух – это Бог Непроявленный , или энергий. То, что мы не можем увидеть или потрогать руками. Но он столь же реален, как и материя. Это обратная сторона привычного для нас материального мира. Ведь для того, чтобы тело ожило, необходимо «вдохнуть» в него жизнь.

Эти две реальности существуют одновременно, и в совокупности образуют единый, общий мир, или Бог-Отец, Единый Бог . Отсюда же идёт и нашего мира, проявляющаяся в единстве и противоположности понятий.

Две реальности

Всем нам даётся тело, одно-единственное, в которое мы приходим в этот мир, и которое покидаем, уходя в мир иной. Тело – наш дом, дом для души или того, чем мы являемся. Хотя мы являемся и телом, и , и нашими убеждениями, мыслями и ролями одновременно. Мы можем всем этим управлять, и в то же время тело живёт как бы само по себе, когда мы увлечены раздумьями или на автомате выполняем какие-то действия. А работой сердца и дыханием могут управлять вообще единицы, путём длительных и упорных тренировок.

К материальному миру мы привыкли с детства. Мы видим наших родителей, окружающих людей. Видим горы, поля, равнины. Ступаем по твёрдому асфальту и мягкой траве. Засыпаем в тёплой постели, перемещаемся в пространстве при помощи транспортных средств. Дома, улицы, города, машины и компьютеры стали неотъемлемой частью нас самих. Это наш мир – видите, слышите, ощущаете?

Мы углубились в материальное настолько, что о другой стороне жизни просто забыли. А оно настолько связано, что прибавляя в одном, однозначно истощается второе. И это второе есть невидимый мир энергий. Вот почему так распространена сейчас нехватка энергии у людей. Нарушена гармония, к которой каждый из нас стремится, сознательно или подсознательно.

Незнание законов не освобождает от ответственности. Это утверждение верно и в случае тонких материй. Мы ещё только в самом начале пути познания этой части нашего мира. Но даже и то, что уже давно известно человечеству, забыто, отброшено, растоптано.. Как вы думаете, откуда появляется Зло? Любое зло – это недостаток . Также как и тьма – просто отсутствие света. Даже маленькая искра способна победить тьму. Также и улыбка способна на маленькое чудо. Любое Великое начинается с малого.

Почему-то многим из нас кажется, что Бог – это старичок, сидящий на облаке. Но это также верно, как плоская Земля на трёх слонах или китах. Единый Бог – это всё, что окружает нас, это и есть сам мир, видимый и невидимый. В том числе и мы сами – составляющая часть Бога. Мы неотделимы от него. Мы как клеточки в едином организме. Кажется, что каждый сам по себе, но это лишь . Помогая другим, мы улучшаем свой же мир, разрушая кого-то, мы отравляем своё же существование.

Это очень важно понять. Чтобы изменить то, что люди уже натворили. Не стоит обвинять кого-то или что-то. Это глупо и бесполезно. Обратите свой взор в себя, начните с себя. Сумейте разглядеть в себе Божественное начало. Почувствуйте себя частью огромного Единого Бога. Если вам это удастся, считайте это огромным прорывом. А затем сделайте следующий шаг – пошлите любовь всему этому, то есть Богу. А это и есть главная цель в жизни каждого человека – научиться любить. Это было бы очень легко, если бы не было так сложно…

В заключение хочу высказать ещё одну мысль.

Параллельные миры совсем рядом – мир насекомых, микроорганизмов, мир галактик и атомов. Все они могут лишь догадываться о нашем с вами существовании. А могут и даже не догадываться. Но от этого ничего не меняется – мы продолжаем жить.

____________________________________________________________________________________

Хотите верьте, хотите нет...

Святая Троица – богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Святая Троица

Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово “Троица” небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице “крестом для человеческой мысли”. Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: “Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы”.

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице “не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.”

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): “Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа”.
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что “один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен”. “И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии”.
Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности. В целом для святоотеческого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.
Примером такого отношения может служить 31-е Слово святителя Григория Богослова: “Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях”.
Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата; все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе “Троическое явися поклонение”. Учение о Христе “для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие” (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для “строгого” иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане).
Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» – «единосущный».
Чтобы раскрыть подлинный смысл термина “омоусиос” понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия “сущности” и “ипостаси”. Василий Великий определил различие между “сущностью” и, “ипостасью” как между общим и частным.
Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие “ипостась” и “лицо”. “Лицо” в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив “лицо” и “ипостась” в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин – “личность”. Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.
Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Ико- нийский называли Божественные ипостаси “способами бытия” Божественной природы. Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу. Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа.
Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): “Вначале сотворил Бог небо и землю”. Глагол “бара” (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное “элогим” – во множественном, что буквально означает “боги”.
Быт. 1, 26: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему”. Слово “сотворим” стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3, 22: “И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло”. «Из Нас» – тоже множественное число.
Быт. 11, 6 – 7, где речь о Вавилонском столпотворении: “И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их”, слово “сойдем” – во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: “Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе – это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения”.
XVIII глава книги “Бытия”, явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит “Иегова”. Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом “Адонаи”, буквально “Господь”, в единственном числе.
В святоотеческой эгзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у мч. Иустина Философа, у святителя Илария Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита Киррского.
Однако большинство отцов – святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, – считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.
Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии, где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, и в иконографии (известная икона “Троица ветхозаветная”).
Блаженный Августин (“О граде Божием”, кн. 26) пишет: “Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому – исповедал Единого Бога в Трех лицах”.
Указание на троичность Бога в Новом Завете – это прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.
Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): “Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Здесь слово “имя” стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: “Сказал Господь “во имя”, а не “во имена”, потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога”.
2 Кор. 13, 13: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами”. Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.
1, Ин. 5, 7: “Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино”. Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.
Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1): “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом.
Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице. Вот как комментирует это событие евангельской истории В.Н.Лосский: “Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов».

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.



Рассказать друзьям