Отвечает ли сын за отца? Родовой грех: дети отвечают за пороки родителей.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Школу трезвения, которая действует в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, часто обращаются родители с вопросом: что делать с детьми, которые стали наркоманами или алкоголиками, как помочь им? Сразу скажем: помощь детям начинается с преображения родителей, так как причина страданий детей очень часто кроется в родительских грехах.

Человек - это своего рода духовный сосуд. В Слове Божием такое сравнение встречается довольно часто. Вот лишь некоторые примеры: "...я - как сосуд разбитый" (Пс. 30, 13) ; "Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? Или он - сосуд непотребный?" (Иер. 22, 28) ; "...Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Господь..." (Иер. 48, 38) ; "Но Господь сказал ему (Анании об апостоле Павле - прим. авт.): иди, ибо он есть Мой избранный сосуд..." (Деян. 9, 15) ; "Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом..." (1Пет. 3, 7) ; "Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения..." (1 Фес. 4, 3-4) ; "Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребном Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай..." (2 Тим. 2, 21-22) .

Мужа и жену в типичных случаях можно уподобить двум сообщающимся сосудам. Как известно, в сообщающихся сосудах уровень заполняющей их жидкости одинаков. Так и в семье: духовный уровень покрова Божественной благодатью оказывается одинаковым у обоих супругов. Более того, любое изменение этого уровня в одном из супругов-сосудов неизменно оказывает соответствующее влияние на другого. Когда один из супругов, согрешая, в какой-то мере лишается за свой грех Божией благодати, это мгновенно сказывается и на другом, поскольку падает общий уровень благодатной энергии семьи. А если есть дети, то это отражается и на них.

На жизненных примерах мы часто наблюдаем действие одного из важнейших законов Божиих, регулирующих жизнь человека. Этот закон, назовем его ЗАКОНОМ РОДИТЕЛЬСКОГО ГРЕХА, объясняет непонятную для многих причину того, почему дети страдают за грехи своих родителей.

Опытный духовник нашего времени, известный нам под псевдонимом игумена N, сформулировал его так:

"Грех даже одного из родителей (особенно смертный) обязательно понижает единый для всей семьи, общий потенциал нетварной Божественной энергии (благодати), что в наибольшей степени сказывается на детях, как на слабейших членах единого тела семьи, лишая их и всех других членов семьи благодатной Божественной защиты от негативного воздействия демонических сил" .

Ученым-социологам давно известно, что наркоманами и алкоголиками становятся дети из неблагополучных (или только чисто внешне благополучных) семей. На судьбах разных людей мы также проследили определенную закономерность, поясняющую, почему дети вырастают наркоманами или алкоголиками. Дело в том, что особенно негативно сказываются на детях следующие неблагополучные факторы в семье:

1. Блуд одного или обоих супругов.

2. Неполная семья (как правило, "безотцовщина").

3. Аборты матери.

4. Участие отца или деда в разрушении храмов, расстрелах людей; клятвопреступление предков.

5.Курение или алкоголизм членов семьи.

6.Недостаток родительской любви к детям, отказ родителей от воспитания детей.

7. Второй (или даже третий) брак у отца или матери.

8. Эгоизм и корыстолюбие родителей.

9. Один или оба супруга "интересуются" оккультизмом или чем-то подобным.

10. Постоянные конфликты в семье.

Блуд родителей, а также неизбежно связанные с ним разводы и аборты, сильнее всего наносят детям духовные и душевные поражения. Православная Церковь, как известно, считает блудный грех настолько тяжелым, что называет его смертным. Игумен N указывает: "Оказывается, блуд имеет же духовно-энергетические последствия, что и законный брак, но только с отрицательным знаком, поскольку является незаконным и, как всякое незаконное действие, нарушающее Божию заповедь, имеет своим неизбежным следствием лишение согрешающих благодати. Апостол Павел пишет: "...совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею, ибо сказано: "два будут одна плоть" (1Кор. 6, 16)".

В православных традициях русского народа было заложено исключительно благоговейное и серьезное отношение к семье. Ответственное отношение к созданию семьи начиналось при выборе супруга. Очень важными считались репутации жениха и невесты, их целомудрие. Наши предки знали, что если до замужества невеста имела внебрачные связи, от нее уже нельзя было ожидать хорошего потомства.

Строгие законы, которые принимались в нашем обществе, не только оберегали от греха, - через них проявлялась забота о будущем поколении. Наши благочестивые предки твердо знали, что именно ЧЕРЕЗ ДЕТЕЙ Господь наказывает за грехи родителей до третьего и четвертого поколения и что дети, появившиеся на свет в результате добрачных или внебрачных связей, могут вырасти умственно и физически неполноценными, стать алкоголиками, преступниками, самоубийцами, извращенцами и просто несчастными в своей семейной жизни людьми.

Грех блуда, являющийся смертным, оставляет печать проклятия и на детях нераскаянных грешников. И чем больше блудник грешит, тем больше, как некий сосуд, собирает в себя духовной, душевной и генетической грязи.

Теперь перейдем к разговору о влиянии алкоголизма на наследственность и здоровье семьи. Этот вопрос в наше время уже достаточно хорошо изучен.

Алкоголизм - мощный патологический фактор, влияющий по принципу сообщающихся сосудов на всех членов семьи. "Особенно наглядно пьянство мужа отражается на здоровье жены. В семьях алкоголиков практически отсутствуют здоровые женщины даже молодого возраста. Обязательными у них являются признаки психического истощения: раздражительность, плаксивость. В начале работы быстро наступает слабость. Нарушены сон и аппетит. Обычны жалобы на плохое засыпание, частые тревожные пробуждения по утрам - разбитость, отсутствие чувства отдыха. Расстройство аппетита чаще выглядит чрезмерным повышением и использованием еды как способа успокоиться.

Настроение снижено постоянно, и постоянно держится уровень тревоги, даже в те периоды, когда муж не пьет. Женщины рассказывали, что каждый раз они испытывают чувство страха при звуке открывающейся двери: в каком состоянии - трезвом или пьяном - вернулся домой муж. У некоторых возникают временами приступы злобы, придирчивости (наступает полоса скандалов в доме и на работе) или глубокая подавленность, депрессиия, с нежеланием что-либо делать ("руки опускаются", "ничто не мило"), длящаяся днями и неделями".

"Высокая болезненность взрослых членов семьи алкоголика проявляется в различных расстройствах: это расстройства телесных функций, вызываемых психическим напряжением, стрессом, нарушением нервной регуляции деятельности организма.

Основными пораженными системами оказываются сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная и кожная. Могут возникать боли в области сердца, нарушения сердечного ритма. Возникают колебания кровяного давления, головокружение, головные боли. Колебания сосудистого тонуса, связанные с расстройством нервной регуляции просвета сосудов, формируется в стойкое болезненное состояние, называемое вегето-сосудистой дистонией. Чем старше возраст, тем больше риск ускоренного развития склеротического процесса. Поэтому у жен и матерей алкоголиков даже в среднем возрасте часты стенокардия, гипертоническая болезнь, приступы...

Дыхательная система при психотравмирующих обстоятельствах проявляет свое расстройство в форме астмы или приступов невротического удушья. Из-за неожиданности, непонятности новой болезни возникают переживания страха...

Пищеварительные расстройства представлены гастритами, энтеритами, колитами, а также язвенной болезнью желудка, кишечника. Поскольку общий психический фон в таких случаях характеризуется тоской, тревогой, нередко заболевшая начинает предполагать у себя раковое заболевание. Возникает еще один глубоко травмирующий психику длительно действующий фактор.

Наименее психотравмирующим расстройством в ряду психосоматических болезней, которые встречаются у жен и матерей пьяниц, являются кожные заболевания. Иногда это - временные высыпания. Местные покраснения, шелушения, зуд, иногда - длящиеся долго нейродермиты, экземы...

Особенно быстрое действие психотравмирующих факторов сказывается на эндокринной системе (щитовидная железа, яичники, поджелудочная железа и ряд других), поскольку стресс действует на эндокринную систему непосредственно".

Особо тяжелые последствия злоупотребления алкоголем одного или обоих родителей сказываются на рождающемся потомстве. "В ранние сроки после рождения заметно отставание таких детей от сверстников и в физическом, и в психическом отношении. У них оттянуты сроки фиксации взора, держания головки. Эти дети поздно начинают брать предметы, хотя у них долго сохраняется хватательный рефлекс. Длительный период не садятся, не стоят, не ходят, а двигаются на четвереньках до 3-5 лет.

Психическое развитие таких детей не только замедленно, но и ограниченно. К возрасту школьного обучения становится ясно, что умственное развитие их находится на уровне имбицильности и даже идиотии...

Повышена заболеваемость мочевой системы..., почки детей алкоголика подвергаются особым нагрузкам...

У таких детей слаба иммунная система и иммунные реакции нередко несоразмерны - отсюда высокая аллергичность, хронические тонзиллиты с осложнением в форме ревматизма, ранние ревмокардиты; отмечена частота бронхиальной астмы. Это объясняется не только высокой аллергической готовностью, но и психосоматической реакцией. Астматические приступы нередки и у детей в конфликтных семьях, не злоупотребляющих спиртными напитками.

По косвенным признакам можно судить о слабости эндокринной системы: малый рост, масса тела недостаточна, половое созревание задерживается. Более тяжелая степень эндокринной недостаточности у детей алкоголика может проявиться патологией вилочковой железы, ранним диабетом...

До подростковых лет, в целом, эти дети не причиняют забот. Но период полового созревания (пубертантный) чаще предстает кризисом, острым состоянием. Незрелость психики проявляется неупорядоченным поведением, эгоцентризмом, безответственностью, неспособностью прогнозировать свои поступки и их следствия. Характерны неозабоченность будущим, отсутствие стремления приобрести специальность. Они ограничиваются мечтаниями, меняют намерения, под независимостью понимают бесконтрольность, легко начинают злоупотреблять опьяняющими средствами... В дальнейшем нередки постоянная эмоциональная неуравновешенность, непереносимость больших физических и психических нагрузок".

Результаты исследований в Швеции показали, что шансы стать алкоголиками у сынов от отцов-алкоголиков в 9 раз выше, чем у сынов непьющих родителей. Наследование алкоголизма от матери к дочери давало вероятность в 3 раза. Клинические исследования Л.О. Бадалян и Е.М. Мастюкова указывают, что дети пьяниц и алкоголиков страдают алкоголизмом в 4-5 раз чаще, чем дети родителей, не употребляющих спиртное.

Таким образом, для людей, генетически предрасположенных к алкоголизму, важно правильно оценить риск появления у себя этой страсти. Если в семейной истории есть случаи алкоголизма, то благоразумным решением будет полное воздержание от спиртного.

Среди неблагополучных факторов, негативно сказывающихся на детях, в начале главы мы указали на участие отца или деда в разрушении храмов, расстрелах людей, а также клятвопреступление предков. Многим непонятна связь этих факторов с алкоголизмом. Поясним это на двух реальных рассказах из современной жизни.

РОДОВОЕ ПРОКЛЯТЬЕ

Этим летом ко мне на приход приехала незнакомая женщина лет сорока пяти. Она была очень взволнована; здоровый блеск в глазах, резкие, зачастую непроизвольные движения выдавали крайнюю степень ее нервного напряжения.

Батюшка, - начала она, - вы должны мне помочь. Я читала ваши книги, и мне показалось, что вы можете меня понять, помолиться и посоветовать, как жить дальше

Что же произошло с вами? - спросил я.

Не со мной, - ответила женщина, - а с моим дедом, a через него и со всем нашим родом.

Немного успокоившись, она начала свой рассказ.

Дед мой родился под Рязанью, задолго до революции. В смутное время 1917 года стал большевиком, а затем и работником ЧК. Он входил в так называемые "тройки" выездные суды, включавшие в себя трех человек. Двое красноармейцев разъезжали с отцом по селам и деревням нашей Родины и чинили кровавую расправу, зачастую над ни в чем не повинными русскими крестьянами. Многих мой дед приговорил к смерти, высылке и изгнанию. Страшно стало имя его в среде односельчан.

И как-то, собравшись все вместе, всем миром прокляли они его и весь род его.

В 1937 году деда расстреляли его же дружки по НКВД. Попал под чистку. Дети его все погибли на войне, и только моя мать тогда уцелела. Не так давно трагически погиб мой брат, а мать умерла от мучительной болезни - рака желудка.

Я пыталась спасти свою мать. Но действовала, наверное, не так, как нужно, не по-Божьему. Я занялась йогой, стала экстрасенсом, лечила мать биополем - все напрасно. Смерть медленно, но неумолимо сжимала тонкий ручеек жизни в ее теле.

Незадолго до кончины матери в Санкт-Петербург приехал новый гуру, йог, так называемый "профессор" Востоков. Я бросилась к нему, стала его ученицей, обеспечила жильем, помогала утвердиться в городе и в ученом мире своими связями и деньгами.

Маме он помочь не смог. Она умерла... Мои знакомые ученые-медики, проведя системное обследование возможностей и "сверхспособностей" гуру Востокова, пришли к заключению, что он просто шарлатан.

После данного заключения моя подруга, медик, у которой он жил в пустующей квартире, попросила йога освободить комнату. Востоков страшно рассердился, тут же проклял мою приятельницу и скверно обругал меня.

После данного инцидента я решила порвать с гуру всякую связь. Востоков грозил мне всевозможными несчастьями и предрекал скорую гибель, если я отойду от него.

И действительно, через неделю после ссоры с "учителем" я попала под машину, получила серьезную черепно-мозговую травму, стала инвалидом второй группы.

Востоков от меня не отставал. Временами я ощущала его невидимое присутствие. Какая-то злая сила постоянно угнетала меня. От других, ранее близких к гуру людей я узнала, что он энергетический вампир, питается за счет сил и энергии окружающих его людей и, "высосав", использовав их до конца, безжалостно бросает, как старую, ненужную одежду. Используя свою магическую, сатанинскую силу, Востоков привязывает учеников к себе, делает трудным их уход от выбранного гибельного пути.

Сейчас я стала ходить в церковь. Молюсь, исповедуюсь, причащаюсь - стало намного легче. Но все равно еще очень часто бывает не по себе, боюсь за детей, за внуков. Что делать? Как жить дальше?

Родовое проклятье. Проклятье народа - как это страшно. Но не думают палачи и беззаконники о страшных последствиях своих прегрешений. Не только для себя, но и для своих детей до третьего рода...

Не говоря уже о Страшном Суде и о вечной вечности...

Какая она будет для них?

Прежде чем закончить эту историю, нам хочется остановиться еще на одном рассказе, рассказе о ложной присяге и ее последствиях для судьбы человеческой.

ЛОЖНАЯ ПРИСЯГА

Как-то на кладбище подошла ко мне женщина лет шестидесяти и попросила отслужить панихиду на могиле ее сына. С ней были два подростка. Дорогой мы разговорились, и она поведала мне о своей нелегкой судьбе. Сыну, когда он умер, было 29 лет. Рядом с ней сейчас шли его дети. Умер он от инфаркта, не выдержало сердце. Другого ее сына, которому был 21 год, во время службы в армии бандиты выкинули на ходу из поезда, и он погиб.

Отец ее был убит на войне в 26 лет, его брат умер после войны в 29 лет.

Почему, - спросила она,- вся мужская половина нашего рода погибает в возрасте до 30 лет? Я очень боюсь за моих внуков.

Это не случайность, - заметил я, - здесь какое-то проклятье.

Да, - вдруг воскликнул один из подростков, шедших с нами, - бабушка говорила, наш прадед виноват!

Тогда женщина рассказала, что ее дед, еще до революции, присягая в суде на Кресте и Евангелии, дал ложную присягу. Она не помнила, в чем именно он солгал, призвав в свидетели Бога, но, видимо, в чем-то очень важном.

Вскоре дед погиб. За ним стали умирать и все его потомки по мужской линии, не доживая до 30 лет, то есть до возраста, в котором дед принес ложную присягу.

Видите, как страшно нарушать клятву, данную Богу.

Таков закон духовной жизни, даром ничто не проходит. За все надо платить. За грех Адама пришлось расплачиваться всему последующему человечеству. За духовный грех отца несут наказание и его дети, ибо они - плоть от плоти его, кость от кости его.

Но и это можно остановить. Вымолить, изменить. Ибо, как сказано в Священном Писании: проклятье до третьего колена грешника, а благословенье до седьмого колена на роде праведного.

Надеемся, уважаемые читатели, что никто из вас не станет перекладывать на своих родителей все неудачи в собственной жизни, представляя себя "жертвой родительского греха"? Перекладывать ответственность на родителей бесполезно и непродуктивно. Все неблагополучные факторы в жизни ваших отцов, дедов и прадедов только лишь подготавливают почву для благоприятного развития страстей. Избавитесь ли вы от своей пагубной страсти или нет, зависит не от ваших предков, а более от вас, чем от кого бы то ни было другого. Со смирением просите Господа избавить вас от наследственной греховности, потому что, как говорил старец Паисий Святогорец, "хотя бы в человеке действительно было что-то наследственное - перед Благодатью Божией не может устоять ничего".

Мы рассказали вам о законе "родительского греха" для того, чтобы вы осознали свой врожденный генетический потенциал, поняли чего вам надо беречься и чего избегать. Так, например, если ваши предки страдали алкоголизмом, то вероятность того, что и вы можете стать алкоголезависимым человеком крайне велика. Понимая это, следует полностью отказаться от потребления алкоголя. Сейчас известны многие телесно-психические наследственные болезни и пути их профилактики. Просто надо ясно и спокойно проанализировать структурные составляющие своей личности, сделать правильные выводы и врачевать себя при помощи Благодати Божий.

Уроки "вологодского дела". Сборник статей. - М.: Христианская литература, 2000. С. 51-52.

Там же. С. 52.

Таболин В.А. и др. Лекции о влиянии алкоголя на организм человека. Алкоголь и потомство. - М.: Высшая школа, 1988. С. 21-22.

Там же. С. 22-24.

Там же. С. 43-47.

А. Спикард, Б. Томпсон. Страсть к спиртному. М.: Белпринт, 1998. С. 13.

Л.О. Бадалян, Е.М. Мастрюков. Современные проблемы алкогольной эмбрио- и фетопатии // Журнал невропатологии и психиатрии. 1986. Т. 86. N10. С. 1448-1454.

Священник Родион. Люди и демоны. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 1999. С. 101-104.

Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 3. "Духовная борьба". - М.: Издательский дом "Святая гора", 2003. С. 48.

Священник Алексий Мороз, кандидат педагогических наук,
член Союза писателей России, преподаватель Школы трезвения;

Владимир Анатольевич Цыганков, руководитель Школы трезвения
в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре,
академик Русской Академии

Наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей? Нет? Тогда почему болезни предков, как следствие грехов, передаются по наследству ни в чем не повинным потомкам? Можно ли молиться об исцелении от таких болезней? И почему Бог наказывает «вину отцов в детях»? Об этом для портала «Православная жизнь» - канд. богословия архимандрит Феогност (Пушков).

Евангелие, т.е. Благая Весть о спасении, приносит нашему сердцу радость совершенного отпущения грехов, данного каждому верующему в Едином Крещении именем Святой Троицы. С другой стороны, живя в мире, преисполненном страданий, человеческая мысль пытается осмыслить окружающую нас реальность. Особенно когда страдания входят в нашу жизнь – касаются наших ближних или нас самих. Нередко поверхностно рефлектирующая мысль приходит к упрощенным вариантам ответа, а жизнь «разбивает» возникшие у нас теории. В таком случае многие люди говорят об «утрате веры», отчасти это именно так, только необходимо уточнить, что это была вера в наши концепции, что отнюдь не равнозначно подлинной религиозной вере, основанной на живом Откровении Слова Божьего.

В основе религиозного откровения лежит не теория, а факт: Бог вступил в «собеседование» со Своим творением. Любой религиозный догмат представляет собою реальность жизненную, реальность духовного опыта (даже если излагается схематическим методом). И на вопрос «наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей?» Церковь твёрдо отвечает: «Нет! И тем более, ни о каком наследовании вины по факту рождения не может быть и речи после возрождения человека в Крещении». Но у нас налицо факт наследственных заболеваний, которые иной раз и являются у родителей следствием тех или иных их личных грехов, но передаются совершенно не повинным в том детям. Как объяснить этот факт? Так же в Священном Писании (собственно, в Ветхом Завете) даны четкие указания, что Бог наказывает «вину отцов в детях». Как объяснить эти библейские высказывания? Начнем с последних.

Дурной пример

Язык Священого Писания с трудом понимается современным читателем. Не потому, что это «язык шарад и загадок» (это совсем не так), а потому, что текст написан в категориях мышления и способах изъяснения, присущего людям, жившим в очень далекие от нас времена. Это, если хотите, «социо-лингвистический разрыв». Вот библейский текст, на который чаще всего ссылаются те, кто распространяют далекие от Библии мнения, что Бог карает детей за грехи родителей: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7 – см. так же Исх.20:5-6; Втор. 5: 9-10; Иер.32:18).

Смысл этого библейского текста невозможно понять, не учитывая патриархального уклада библейской культуры. При патриархальном укладе дети наследовали профессию (и все «секреты ремесла») своих родителей. Если отец был плотник, то им будет и сын, и его сын и так далее. «Отрыв от корней» очень строго осуждался обществом, а лица, ставшие маргиналами, как правило, становились изгоями. Итак, отец - плотник, и сын его – так же. Мать - ткачиха? И дочь ее так же. Ну а если отец - грабитель или пират, то кем будет его сын? Правильно, грабителем или пиратом. А если мать - блудница из публичного дома, то кем будет ее дочь, согласно «обычаям общества»? Правильно, пойдет по стопам матери.

Вот потому в данном тексте и сказано, что Бог наказывает «в детях вину отцов», т.е. если Он увидит, что дети развивают не доброе, а злое наследство, то Он покарает детей за то, что они продолжают грехи родителей. Наказание Божие простирается к потомкам в том случае, если они становятся подражателями грехов родителей (т.е. родители – виновники того, что дети грешат, ибо отцы детям дали дурной пример). Точность этого подчеркивается словами Исх. 20:5 «Я – Господь, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящим Меня» , т.е. если вражда к Богу простирается до 3 или 4 колена – Бог простирает руку для наказания. Это прекрасно подтверждает преп. Ефрем Сирин комментарии на Исх. 20:5: «Бог, по Долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, коль скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» . В прямом юридическом смысле «отец не возьмет греха сына, ни сын не возьмет греха отца своего, но каждый умрет в собственном своем грехе» .

Отказ «искупить вину»

Однако понятие «наследование вины» имеет еще и второе значение – это отказ «искупить вину» (в случае если это возможно) своих родителей. К примеру, родители путём подлога и подкупа отобрали у своего соседа его имущество и передали его своему сыну, который знает о происхождении этого наследства. И хотя он сам лично не грабил, но он несет вину за то, что не возвращает обнищавшему с помощью его родителей соседу то, что ему причитается. Наверное, именно эта степень вины весьма актуальна для немалого числа наших современников. Не говоря про всё перевернувшую вверх дном трагедию 1917 года, напомним лишь времена «приватизации», когда многое было нажито «предприимчивыми людьми» ценою слез и даже крови людей «не предприимчивых». Конечно, в таком случае вина пользующегося всем этим наследника не очищается самим актом Крещения, так как после Крещения он вновь возвращается к тому, что залито слезами и кровью невинных жертв.

Еще в Ветхом Завете Бог твердо убеждает народ, что только в случае отказа детей исправить вину отцов (т.е. в случае продолжения ими греха родителей) Он взыщет с них как с виновным. «Зачем вы употребляете в земле Израиля эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:2-4). И далее говорится, что если грешник оставит путь зла и исправит свои злодеяния (вернет награбленное, отпустит долги должникам и т.д.), то и ему Бог просит все грехи. Эту личную причастность детей ко грехам родителей прекрасно понимают сами наказываемые дети: «Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне» (Ездр. 9:7). «Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, - мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего» (Иер. 3:25). Если же человек видит глубокую испорченность нравов своего общества (в т.ч. и родителей), он должен выйти из этого общества – что, впрочем, и совершил Авраам, «порвав с корнями». А так как этот разрыв был во Имя Божье и ради святости и верности, а не из-за гордыни, то Бог благословил Авраама. Авраам, конечно, не мог отвечать за греховные дела своих родителей и своего общества, так как он полностью с ними порвал, т.е. не соучаствовал в их делах и не жил «согласно системе», насаждающей грех.

Люди, которые рвут с корнями, перестают себя осознавать и чувствовать как продолжение свих родителей. Осознающий же и чувствующий свою преемственность от предков, видит в себе и плоды их дел (хороших или плохих), волей или неволей, сталкивается с менталитетом, наследованным от отцов. Вот почему «наши грехи» и «грехи отцов», как правило, стоят в паре, где-то рядышком друг с другом.

Генетический момент

Теперь остается рассмотреть не нравственный, а генетический (или органический) ракурс данной проблемы. Если дети не виновны по самому факту рождения в грехах родителей, то почему болезни и страдания часто приходят по цепочке именно к детям?

Если в нравственной области человек представляет собою независимую личность, свободную «порвать с прошлым» (а значит, отказаться от наследства, заработанного не честным путем или полученного в результате отпадения от веры), то в области физиологической, органической человек является частью общей «плоти мира». Все Божье творение, вся природа представляет собою единый цельный живой организм. И как в нашем теле страдание одного члена (порез пальца) приводят к тому, что боль чувствует весь человек, а не только его палец, точно так же и в природе, частью которой (пусть и возглавляющей ее), является человек. Наше безнравственное поведение разрушает нас не только духовно, но и физически. И удивительно ли, что рождаются больными дети у людей, чей организм с юности был разрушен алкоголем, нервными стрессами, «свободной любовью» и т.п.? Скорее удивительно и чудесно, если при таком раскладе дел рождаются здоровые дети. А если еще учесть то состояние экологии, к которому пришли все мы совместными усилиями в погоне за «прогрессом», то удивительно, что все мы еще живы. Своими грехами, своим образом жизни (разрушающим единство человека с низшей природой) мы сами строим себе гроб. И тут не идет речь о «каре Божьей». Это не Бог карает нас, а мы сами собираем худое приданное будущим поколениям. Кто же виноват, что дети живут тем, что им оставили их родители? Ведь никому не придет в голову сказать, что «Бог покарал смертью того, кто выпил полный стакан цианистого калия»? Почему же мы говорим о «каре Божьей», когда видим, что ребенок алкоголиков рождается больным? Это неправильное суждение!

Христианское отношение к данному вопросу можно суммировать так: родители передают своим детям последствия своих грехов в виде болезней и других страданий, но не сами грехи, а потому и детей, которые страдают не "за вину", а "по вине" родителей, мы не считаем грешниками, проявляем к ним сострадание и стараемся облегчить их жизнь .

Конечно, Бог Всемогущий силен исправить то, что в нас было нарушено грехом. Он силен и детей, рожденных от «больного корня», исцелить. Но это уже совершенно другая тема. И верующие люди с любовью могут возносить свои просьбы к Богу об исцелении наследственных болезней, прилагая, в том числе, и естественные усилия на борьбу с ними.

Свт. Василий Великий. Письмо № 223 (по нумерации PG) – в русском переводе № 215 // Письма (в переводе МДА), М., изд. «Сойкина», 1911г. с. 266.

Мне не раз пришлось слышать: из-за грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до 6 колена. Внесите ясность.

Отвечает иеромонах Иов Гумеров:

Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).

В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).

Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).

Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о "родовом проклятии", о "родовом грехе". Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

***

  • Почему страдают дети? - епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон Шатов
  • Почему болеют дети? - Оксана Федотова
  • Как церковные люди становятся фальшивыми - архимандрит Андрей Конанос
  • Об иерархии христианских ценностей - игумен Петр Мещеринов
  • О чем жалеют старики на пороге вечности - Анна Аникина

***

Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.

Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. "Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий" (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

Иов Гумеров , иеромонах

В ответе ли дети за грехи родителей? Сложно сказать. С одной стороны , Бог не палач, чтобы истязать ребенка за то, что когда-то сотворил его отец. С другой — на генетическом уровне каждому из нас передалась информация обо всех поколениях рода, и никак не влиять она не может. Ведь любой человек — часть своего отца, деда, прадеда… Так где же истина?

Однажды святителю Николаю Сербскому написала письмо женщина, которая очень переживала за свою благочестивую племянницу. Последней выпали на судьбу страшные скорби: ее муж принес в дом венерическое заболевание, которым заразил и ее, затем от этого повредился рассудком и окончил свою жизнь в сумасшедшем доме. С его женой, замечательным человеком, случилось то же самое. Она не выдержала страданий и также умерла в заведении для душевнобольных. Сокрушаясь о печальной участи своей родственницы, ее тетя обратилась за советом к своему духовнику, впоследствии канонизированному Православной Церковью. И вот что ответил ей святитель Николай:

"Если Ваша родственница действительно благочестива и добра, тогда, конечно, она страдает безвинно. Тогда, возможно, следует искать причину в грехе ее родителей, ибо сказал Всевышний, что прощает вину и преступление и грех, но не оставляет без наказания, наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (ср.: Исх. 34, 7). Вы на это ответите так, как обычно говорят: "Но почему же дети страдают за грехи родителей?".Спрошу и я Вас: а как бы иначе Господь остановил людей от греха, если бы не переносил наказание за грехи родителей на детей? И наш народ по опыту знает, что дети страдают за грехи родителей. Поэтому так часто звучит предостережение тем, кто собирается лжесвидетельствовать или сделать какое-то зло: "Подумай о детях!". (…). Но не следует отчаиваться из-за этого, ибо ни в чем нет слепой фатальности. Милостивый Господь может пресечь наказание на ребенке, если он истинно покается и возопит к Нему, к Отцу Небесному, о прощении. Мать святого Фанурия была злой женщиной, но наказание не постигло сына за грехи матери. Не только не постигло наказание, но стал он святым, ибо постоянно молился за мать. Молитесь и Вы за родителей Вашей родственницы. Когда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков. В этом и заключается смысл церковных молитв за умерших, чтобы Господь простил их грехи и чтобы наказание не пало на их детей".

По христианским верованиям, в момент зачатия на свет появляется не только недосформированное тело, но и душа будущего человеческого существа. Именно поэтому христианство категорически против абортов — ведь во время этой "операции" губится не только тело ребенка, но и уже существующая душа, которая, будучи не просвещенной Святым Крещением, никогда не увидит Бога. Разумеется, Господь, Справедливый и Милостивый, не станет истязать эту убитую детскую душу, как умершего нераскаянного грешника, потому что бедный младенец не успел еще согрешить. Не бывает наказания без преступления, но, с другой стороны, нет и святости без просвещения Божией Благодатью. Не бывает и детской участи без любого влияния на нее отца и матери — даже генетическая память о них играет большую роль.

Если говорить об абортированном ребенке, который в прямом смысле слова заплатил за родительские ошибки жизнью, то беззаконие родителей, совершенное над убитым, непременно даст о себе знать и в его вечной судьбе. И самое страшное, что ничего потом не исправишь. Если Бог дал родителю право выбора, то оно предусматривает и определенные последствия. В данном случае — вечную духовную слепоту и пусть частичную, но отдаленность от Источника Благ для того, кому "повезло" быть плодом отношений нелюбящих и не желающих его появления на свет людей. Безусловно, Всевышний позаботится об абортированном ребенке, насколько это будет возможно. Но то, что отняли у него родители, все равно никогда не возвратить. Он уже не созреет для Царствия Небесного в той степени, в которой придет в мир иной праведник. Разве что искренняя покаянная молитва когда-то отказавшихся от ребенка родителей может дать его погубленной душе хоть какое-то облегчение.

Но допустим, что ребенок, зачатый блудниками или другими грешниками, нарушающими Закон Божий, не был уничтожен до рождения. Что будет с ним в таком случае? Безусловно, образ жизни родителей отразится на бедном малыше точно так же, как дефекты их клеток скажутся на его организме. И в материальном, и в духовном мире действуют определенные законы, одним из которых является закон преемственности. Ребенок не унаследует ответственность за проступки родителей, потому что "каждый будет умирать за свое собственное беззаконие" (Иер. 31:30). И на Страшном Суде будет только одна ответственность — личная. Но греховные склонности и привычки, увы, могут передаваться по наследству и осложнять эту, земную, жизнь. Хорошо, что Милость Господня дает силы с ними бороться…

Невероятные факты

Нередко мы слышим фразы: "За что такое наказание дано маленькому ребенку, за чьи грехи расплачивается невинный малыш" или же "Почему дети страдают, ведь они ни в чем неповинные создания".

Мало кто понимает, что именно дети платят за грехи своих родителей. И мало кто задумывается о том, что за все, что мы сейчас совершаем, наказание понесут наши дети и внуки.


Грехи родителей

Грехи родителей переносятся на их детей. Таков духовный закон жизни. И он действует и распространяется на всех, независимо от того, верите вы в это или нет.

Этот закон гласит, что кармические последствия грехов ваших родителей будут падать на вас, ваших детей, детей ваших детей и так далее до седьмого колена.

Конечно же, карма настигнет и того, кто совершает что-то плохое. Однако, та же самая карма, к сожалению, распространяется и на его детей. Потомков человека, который совершает злые деяния, также настигнет карма.

Это значит, что согласно высшему духовному закону ваши собственные грехи также будут отражаться на ваших детях и на детях ваших детей. Таким образом, получается, что карма будто бы накапливается по семейной линии.

А поскольку у каждого есть отец и мать, накопление кармических последствий для последующих поколений нередко происходит в очень активной форме.


Кроме того, как вы уже поняли, семейная линия начинается не только с ваших родителей, но с прародителей (т.е бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек).

Речь идет о последствиях действий каждого человека и о той ответственности, который каждый из нас должен нести за совершенные деяния.

Вот почему нередко можно увидеть, как некоторые семьи страдают от настоящего семейного проклятия, которое распространяется на несколько поколений. Например, богатые семьи становятся все беднее и беднее, пока не достигают полного дна. Или же, в семье непременно кто-то умирает в молодом возрасте.

Такое можно наблюдать во многих семьях. Все, что требуется, чтобы вызвать плохую карму на целый род- это неправильные действия одного единственного члена семьи, человека в одном поколении. Он может привести целый род к упадку.

Карма рода

С другой стороны, один единственный человек может положить конец череде несчастий и невезений в семье. Он может искупить грехи своих предков, проживая глубокую духовную жизнь.

Когда человек живет честной, истинной и чистой жизнью, духовное благословение распространяется на 7 поколений вперед.

Следовательно, последствия поступков отражаются на 7 поколений назад и вперед и зависят от чистоты и силы духовности одного человека.

Один знаменитый медиум поведал историю о том, как еще в далеком 1995 году он провел особый обряд, с помощью которого (в соответствии с традицией американских индейцев), 4 дня и 4 ночи он связывался со своими предками и разговаривал с ними.


Предки рассказали ему, что им больно, и они нуждаются в облегчении своих страданий. Облегчение зависело от той жизни, которую проживал этот медиум в данный момент. Они также сообщили, что у предка, жившего несколько поколений назад, когда-то было ведение, что именно этот медиум спасет всю семейную линию от несчастий.

Запомните, всё, что вы делаете со своей жизнью, затронет не только лично вас, но и 7 поколений, начинающие отчет от вас. Ваши действия являются частью взаимосвязанных поступков. Рано или поздно карма обязательно настигнет вас и ваших потомков.

К сожалению, из-за недостатка знаний и неверия большинство и не подозревает о том, что их действия имеют кармические последствия для их детей и дальнейших поколений. Если бы люди были более осведомлены об этом, они, пожалуй, не совершали бы многих вещей, которые совершают сегодня.

Это, кстати, знали еще в древние века, но почему-то об этом забыли в наши дни.

Кармический долг

Неважно, верите вы или нет в карму или то, что каждый получит по своим заслугам, существуют определенные духовные законы, который действуют, вне зависимости от ваших верований и убеждений.

Помните о том, что те или иные убеждения или же их отсутствие не освобождают вас от ответственности.

Эти законы существуют и работают, и все те, кто совершают неправильные поступки, должны будут ответить за них. Это и есть карма.

Действия ваших предков даже сейчас влияют на вашу жизнь и жизнь ваших детей. Ваши действия повлияют на жизнь тех, кто родится после вас. Таким образом Вселенная заставляет вас нести ответственность за свои действия. Ведь осознание того, что ваши поступки влияют не только на вашу собственную карму, но и карму ваших детей, помогает избежать множества ошибок и серьезных проступков.


Наверняка вы любите своих детей. Если да, то вам нужно обратить внимание на свои мысли и действия, чтобы обеспечить себе, своим детям и внукам благословенную жизнь.

Есть много людей, которым все равно, что происходит с ними лично, но когда речь заходит об их детях, это уже становится совсем другой историей.

Однако, есть и те, кому абсолютно наплевать, что получат их дети в результате неправильной тропы, выбранной их родителями. В этом случае стоит отметить, что у Кармы своеобразное чувство юмора, которая может сыграть злую шутку с такими людьми.

Они переживут реинкарнацию и родятся вновь уже в теле их собственных внуков или правнуков, таким образом они будут настигнуты своей собственной кармой, пусть даже в теле другого человека.

Этот кармический закон может быть смягчен только благодаря тому, что человек будет проживать честную, искреннюю духовную жизнь. И здесь речь не идет о религиозности или глубокой вере в Бога.


Просто каждый человек должен жить так, чтобы приносить счастье себе, своим близким и окружающим его людям.

Вам нужно больше знать, насколько важна карма и что кармические законы распространяются на каждого из нас. Это касается не только верующих людей. Закон работает один для всех. Невежество и незнание этих законов не освобождает вас от ответственности.

Вы должны знать как работает великий Закон кармы, потому что всё, что вы совершаете, влияет на вас, вашу семью и вашу жизнь. Не быть осведомленным о чем-то важном, что влияет на каждый этап вашей жизни, является преступлением.

Кроме того, невежество приводит к страданиям, неправильным представлениям, ошибочным восприятиям и, в конечном счете, менталитету жертвы.



Рассказать друзьям