Постройка гаража своими руками. Из чего лучше построить гараж, какой материал выгоднее и правила выбора

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы продлить срок службы лакокрасочного покрытия автомобиля рекомендуется хранить машину в гараже, особенно в условиях зимних морозов или палящего летнего солнца. Когда-то популярностью пользовались так называемые ракушки, но такие конструкции больше можно сравнить с чехлом нежели с полноценной постройкой.

Современный гараж должен быть обустроен так, чтобы в нем комфортно себя чувствовал и автовладелец, и сам автомобиль. Поэтому важно правильно подобрать материал для будущей постройки. Сегодня гаражи строят из кирпича, профнастила, сэндвич панелей и многого другого. Каждый их этих материалов обладает своими плюсами и недостатками, которые стоит рассмотреть подробнее. Прежде всего, стоит определиться с каркасом и решить из чего возводить стены.

Бетонные плиты

Это самый устаревший материал, который обладает массой недостатков. Например, для возведения постройки потребуется массивная техника. Если под рукой нет сварочного оборудования, то это приведет к еще большим затратам. Кроме этого гараж из бетонной плиты совершенно невозможно перевезти.

Но, если на даче завалялись бетонные плиты, то можно использовать и их. Но, лучше рассмотреть другие варианты.

Кирпич

Из этого материала возводят полноценные капитальные постройки. Они долговечны, подходят не только для хранения авто, но и садового инвентаря, велосипедов и много другого. Как правило, в таких гаражах организовывают смотровые ямы, чтобы заниматься ремонтом машины. Это не просто гараж, а полноценная мастерская.

Если говорить о плюсах кирпичного каркаса, то стоит выделить следующее:

  • Долгий срок эксплуатации постройки (более 50 лет).
  • В таком гараже не составит проблем провести электричество, обустроить вентиляционную систему и даже водопровод.
  • Огнеупорность материала.
  • При желании через некоторое время можно надстроить над таким гаражом комнату.
  • Кирпич не требует облицовки и внутренней отделки.

Полезно! Для гаража можно использовать битый кирпич или материалы более низкой пробы. Но, если планируется возвести постройку в несколько этажей, то лучше покупать цельный кирпич.

Но, есть и ряд минусов:

  • Так как кирпич – это компактный материал, то постройка потребует большего времени.
  • Если постройка размещается отдельно от жилого здания, то в этом случае нужно позаботиться о должном утеплении. Для этого стена будущей постройки должна быть толщиной в два кирпича.
  • Исходя из предыдущего пункта следует, что и фундамент для такого гаража должен быть основательным.
  • Стоит кирпич дороже любого другого строительного материала.

Сэндвич панели

Эти строительные элементы представляют собой металлические листы с уложенным между ними утеплителем (допускается использовать пенопласт, минвату, полиуретан или базальтовое волокно). Такая постройка отличается легкостью, а это означает, что основанию предъявляются не такие серьезные требования, как при строительстве кирпичного гаража.

Также у сэндвич панелей есть и другие плюсы:

  • Невысокая стоимость. Гараж из панелей обойдется намного дешевле кирпичного или деревянного.
  • Возвести постройку можно за 3-5 дней. При этом все работы выполняются своими руками, тяжелой техники не потребуется.
  • Допускается строительство зимой.
  • Так как в панелях уже есть утеплитель, то не придется продумывать дополнительную теплоизоляцию.
  • Такой гараж можно разобрать и без проблем перенести на новое место.

Из минусов можно выделить:

  • Низкую прочность постройки. К стенам такого гараж не прикрепить полки.
  • Постройка легко может разрушиться от урагана, поэтому далеко не в каждом регионе можно возводить такие сооружения.
  • Панели нужно соединять очень плотно. Если гараж начнет проседать и между панелями образуются щели, то зимой в нем будет очень холодно.
  • Внутренний утеплитель легко воспламеняется. Поэтому будет сложно провести электричество.

Пеноблоки, шлакоблоки и керамзитоблоки

Все эти строительные материалы очень методично вытесняют с рынка кирпич. Это не удивительно, ведь блоки такого типа отличаются легкость и долговечностью. Так как они значительно больше кирпича, постройки из блоков возводятся намного быстрее. При этом готовый гараж обойдется значительно дешевле.

Есть и другие преимущества:

  • Можно построить двухэтажную постройку.
  • Пеноблоки отлично удерживают тепло. По этим показателям они трижды превышают характеристики кирпича.
  • Можно без проблем организовать дополнительное отопления или провести водопровод и электричество.
  • Материалы огнеупорные.

Полезно! Для строительства потребуется армированный пояс.

Но, есть и некоторые минусы:

  • Пеноблоки (и другие разновидности пористых строительных материалов) требуют качественной внешней и внутренней отделки.
  • При сильной усадке здания блоки легко трескаются.
  • Строительный материал сложно хранить (блоки довольно ломкие).
  • Монтаж полок и шкафов осуществляется только при помощи специальный крепежей.

Дерево

Брус, бревна и доски являются экологически чистым строительным материалом. Гаражи такого типа обычно возводят на загородных участках. Часто такие постройки совмещают с банями, сараями и мастерскими.

Из преимуществ такого строительного материала можно выделить:

  • Приятный внешний вид.
  • Хорошие теплоизоляционные свойства дерева.
  • Скорость возведения.
  • Возможность крепить шкафы и навесные полки любым удобным методом.
  • Материал не выделяет токсинов, поэтому гараж можно пристроить к жилому зданию.

Из минусов обычно выделяют низкую влагостойкость и пожаробезопасность материала. Оба этих недостатка сегодня легко компенсируются при помощи специальных пропиток. Например, если покрыть дерево антипиреновым составом, то его огнеупорные свойства ничуть не будут уступать любому другому материалу.

Профнастил

Это один из самых дешевых вариантов возведения гаража, который нужно построить в короткие сроки. Такую постройку можно разобрать за считанные минуты и перевести на новое место.

Среди других плюсов:

  • Профнастил может прослужить до 30 лет.
  • Строительный материал стоит значительно дешевле любого другого.
  • Постройку можно возвести своими руками за несколько дней.
  • Небольшой вес материала.

Но есть и минусы. Например,:

  • Профнастил не способен защитить авто от угона. Тонкие листы железа можно сломать при помощи обычной консервной открывашки. Поэтому такие постройки подходят только для защиты от осадков и солнечных лучей.
  • Потребуется дополнительное утепление. Железо обладает очень высокой теплопроводностью.
  • На стенах легко появляются вмятины.
  • Полки и прочие ниши для хранения инструмента придется крепить к полу.
  • Профнастил обладает крайне низкой шумоизоляцией.

То же самое касается и листовой стали. Такой гараж не построить без сварочного оборудования. В нем также придется устанавливать дополнительные обогревательные приборы. Тем не менее, вопрос утепления стоит перед автовладельцем в большинстве случаев.

Каким материалом утеплить гараж

В этом случае все зависит от того, как будет эксплуатироваться постройка. Если автовладелец планирует проводить в ней много времени и хранить в гараже инструменты, спортивный и прочий инвентарь, то лучше всего утеплить стены при помощи стекловаты. В качестве отделки можно выбрать листы ДСП. Некоторые устанавливают печки, но, для этого нужно будет заранее продумать отверстие для трубы в потолке.

Важно! Печь можно устанавливать только в постройках из огнеупорного материала.

Если гараж деревянный, то утеплять постройку нужно в несколько этапов. Некоторые используют для этого листы стекловаты. Но, это не далеко не экологический материал, который совершенно нелогично использовать с деревом. Лучше всего использовать для этого натуральную глину. Она не токсична и не пропускает холод. Обшить помещение изнутри можно доской. Это недорогой, но надежный вариант.

Немаловажным в этом вопросе является и фундамент постройки. Он придает дополнительное утепление, а в некоторых ситуациях возводить гараж без хорошего основания и вовсе нельзя.

Какой фундамент лучше

Есть несколько вариантов монтажа основания:

  • Сборные ж/б блоки. Это надежный материал, который довольно быстро укладывается. При помощи железобетонных блоков можно быстро обустроить смотровую яму. Но, такие панели очень тяжелый и стоят недешево, без крана будет не обойтись.
  • Монолитный фундамент с армированием. Именно такое основание потребуется под кирпичный гараж. Монолитный фундамент изготавливается без использования крана и другой тяжелой техники. Однако это недешевое удовольствие. Потребуется приобрести не только цемент, но также песчано-гравийную смесь, подготовить опалубку (для нее можно использовать фанеру, старые доски и б/у щиты). Также нужна арматура (можно заменить металлическим профилем или сеткой). Возводится такое основание долго и продолжительное время набирает необходимую прочность.
  • Ленточный фундамент. Это оптимальное решение для гаражей из пеноблоков. Такое основание возводится только под несущими стенами. Фундамент можно изготовить из бетона, кирпича или бутового камня (как правило, чаще всего используется бетонная смесь с армированием).

  • Из кирпича или шлакоблоков. Это довольно сложный тип основания, кроме этого потребуется уделить большое внимание тепло- и гидроизоляции.

Самым оптимальным вариантом будет неглубокий ленточный фундамент.

В заключении

Материал для гаража нужно выбирать исходя из планируемой функциональности постройки. Если он нужен только для защиты от осадков, то подойдет и профнастил без основания. Но, для хранения резины, автозапчастей и проведения ремонтных работ нужно подумать о более основательном сооружении.

Гараж считается многофункциональным помещением, которое способно выполнять много полезных функций. Помимо хранения транспортного средства, его используют в качестве хранилища овощей, фруктов, инструментов или стройматериалов. Рекомендуется заранее разобраться, из чего лучше строить свой гараж и какие материалы для этого использовать.

Перед строительством надо определиться с типом гаражного помещения для хранения транспорта. Выделяют несколько разновидностей автогаражей, которые пользуются популярностью среди автомобилистов.

Капитальный

Владельцы больших дачных участков строят капитальные конструкции, которые располагаются отдельно от жилого дома. Основным отличием гаражей такого типа считают то, что, помимо здания, строится еще и отдельное место для парковки и въезда авто. Некоторые строители делают в капитальных автогаражах небольшие помещения для хранения автозапчастей или инструментов.

К достоинствам строений относятся:

  • надежность;
  • звукоизоляция;
  • теплоизоляция.

Комбинированный

Люди, которые не хотят тратить много времени на строительство, отдают предпочтение комбинированным конструкциям. При сооружении такого гаража используют шведский метод строительства, при котором фундамент создают из бетона, а верхнюю часть сооружения - из металла.

При создании каркаса комбинированных гаражных помещений используют трубы из стали. Для обшивки каркаса специалисты советуют пользоваться профнастилом или сайдингом.

Временный

Чтобы быстро соорудить помещение для хранения автомобиля, строят временные гаражи. Они собираются из профнастила, древесины или металлических стройматериалов. Основным достоинством временных построек считают то, что для их строительства не нужно заранее получить разрешение. Это позволяет владельцу авто сохранить не только свое время, но и финансовые средства.

Какой материал выбрать

При сооружении автогаражей используют различные стройматериалы. Рекомендуется заранее ознакомиться с особенностями каждого из них, чтобы выбрать наиболее подходящий материал.

Кирпич

Среди распространенных стройматериалов для сооружения гаражей выделяют кирпич. Однако такой материал не самый подходящий, так как он плохо защищает помещение от низких температур. Если строить кирпичный гараж, придется тратить время и деньги на утепление здания.

Строители советуют при использовании кирпича делать толстые стены, чтобы было проще поддерживать внутри нормальную температуру. Также плотные стенки уменьшат уровень влажности и защитят автомобиль от коррозии.

Шлакоблок и пеноблок

При сооружении гаражных конструкций часто пользуются шлакоблоком. При этом используют одну из трех его разновидностей:

  • ракушечник;
  • доменно-шлаковой;
  • кирпичный.

Шлакоблочные строения гораздо мощнее кирпичных, так как они долговечные и прочные. Однако есть у шлакоблока серьезный недостаток - впитывание влаги, которая приводит к разрушению кирпича. Поэтому нельзя пользоваться шлакоблоком на участках, где повышенный уровень грунтовых вод. В таких местах используют древесину, которую можно обработать специальными составами для защиты от сырости.

Деревянный брус

Совсем недавно древесина считалась непригодным материалом для создания автогаражей, так как она быстро подвергается горению. Однако сейчас стройматериалы из дерева обрабатывают пожароопасными средствами, благодаря которым деревянные поверхности не воспламеняются. Также для усиления огнестойкости дерево отделывают плитами, изготовленными из базальтовой ваты.

Деревянные гаражи нуждаются в утеплении, и поэтому напольное покрытие оббивается керамзитовой стяжкой. Это способствует сохранению тепла внутри помещения.

Сэндвич-панели

Этот стройматериал используется, если надо построить гаражное сооружение в кратчайшие сроки. Основой зданий, построенных из сэндвич-панелей, является металлический каркас, который после установки обшивают профнастилом.

В строительной сфере пользуются двумя типами сэндвич-панелей, к которым относят:

  • сэндвич с минватным или пенопластовым утеплителем внутри;
  • ОСБ-панели.

Самостоятельно построить гараж из этого стройматериала непросто, так как для проведения работ человек должен обладать навыками обращения со сварочным устройством, шуруповертом и другими инструментами.

Плюсы и минусы материалов разных типов

Все стройматериалы имеют достоинства и недостатки, с которыми надо ознакомиться перед их применением.

Древесина

Сооружения, построенные из дерева, обладают следующими достоинствами:

  • Небольшая масса. Дерево в разы легче кирпича или металла, благодаря чему возводить стены намного проще. Также из-за того, что гаражное сооружение мало весит, не обязательно делать надежный фундамент.
  • Экологичность. Древесина считается безопасным стройматериалом, который не вредит здоровью человека.
  • Теплоизоляция. У деревянных стенок небольшая теплопроводность, что позволяет отказаться от дополнительного утепления.

Главными недостатками дерева является то, что оно легко воспламеняется и подвергается гниению при высоком уровне влажности.

Кирпич

Кирпичи выделяются среди остальных стройматериалов такими преимуществами:

  • Долговечность. Правильно построенные кирпичные гаражи могут простоять несколько десятилетий.
  • Защищенность от механических повреждений и осадков. Данные материалы справляются с воздействием низких температур, снега, ливней и сильных порывов ветра.
  • Экологичность. При изготовлении кирпичей используют воду с песком и глиной, которые не вредят окружающей среде и людям.

К минусам гаражей из кирпича относят:

  • Финансовые затраты. Чтобы построить надежную кирпичную постройку, придется потратить много денег.
  • Продолжительность строительства. Сооружения из кирпича строятся в разы дольше, чем из древесины.
  • Вес конструкции. Здания, сделанные из кирпича, много весят, и поэтому придется делать мощный фундамент.

Профнастил

Третий по популярности материал, из которого делают гаражи, - профнастил. К его достоинствам относятся:

  • Длительность эксплуатации. Компании, занимающиеся производством профнастила, утверждают, что он не портится в течение тридцати лет.
  • Стойкость к ржавчине. Все листы покрываются защитным цинковым слоем, который защищает поверхность от сырости и предотвращает появление коррозии.
  • Легкость. Сооружения, стены которых сделаны из профилированного листа, считаются наиболее легкими.
  • Цена. Профнастил дешевле древесины, кирпича и многих других стройматериалов.

Основным недостатком профилированных листов считают плохую звукоизоляцию.

Чем крыть крышу

Выделяют четыре типа материалов, которыми пользуются при перекрытии гаражной крыши.

Поликарбонат

При создании крыши часто пользуются поликарбонатом, который обладает следующими свойствами:

  • прочность, благодаря которой покрытие выдерживает удары тяжелых предметов;
  • звукоизоляция;
  • сопротивление горению;
  • небольшой вес.

Профилированный лист

Некоторые строители при создании крыши пользуются профилированными листами. Этот материал устойчив к появлению коррозии на поверхности благодаря облицовке.

Листами легко пользоваться, и поэтому для перекрытия крыши не обязательно иметь опыт работы в строительной сфере.

Рубероид

Рулонная кровля с использованием рубероида считается наиболее простым и распространенным методом организации крыши. Этот способ пользуется популярностью среди строителей из-за своей дешевизны и простоты укладки.

Чтобы крыша не протекала, надо пользоваться плотным рубероидом, плотность которого составляет 5-7 миллиметров. Менее прочный материал быстро растрескивается и начинает протекать.

Шифер

Наиболее прочным и надежным стройматериалом для крыши гаража считают шиферные листы. К их достоинствам относят простоту монтажа, неприхотливость в уходе, дешевизну, а также устойчивость к возгоранию.

Для перекрытия гаражной крыши пользуются волновым типом шифера с размером листов около полутора метров. Уложить такие листы смогут даже люди, которые ранее не занимались строительством.

Как выбрать ворота

Важным элементом любого гаража являются ворота, которые защищают гаражное помещение от злоумышленников. Существуют разные виды ворот, которые можно установить в гараже.

Секционные

Конструкции такого типа изготавливаются из нескольких секций, которые соединяются подвижными элементами. Достоинством секционных ворот считают их компактность, так как они не занимают место в гараже и не мешают выезду автомобиля. Также к плюсам относят теплоизоляционные свойства и защищенность от влаги.

Подъемные

Изделия изготавливаются из целостного полотна, размер которого равен габаритам въездного проема гаража. Подъемные конструкции могут управляться вручную или электрическим приводом. Подъемный механизм у ворот очень надежный, так как его компоненты сделаны из прочной стали, которая выдерживает любые нагрузки.

Рулонные

Рулонные модели оснащены специальным валом, на который накручивается створка при открывании ворот. Они устанавливаются в небольшие гаражи, в которых мало свободного пространства. Плюсами конструкции считают дешевизну, компактность, а также возможность перекрытия больших проходов.

Распашные

Ворота распашного типа привлекают покупателей своей дешевизной и простотой использования. Чаще всего в гаражных помещениях устанавливают двустворчатые модели, состоящие из двух надежных опор. Одностворчатыми воротами лучше не пользоваться, так как они провисают.

Расчет расходов

Расходы на строительство зависят от того, какие стройматериалы использовались. Например, для покупки кубического метра пеноблоков тратят 3-4 тысячи рублей. При этом дополнительно покупаются перегородные блоки, цена которых достигает двух с половиной тысяч рублей за кубический метр. Также часть финансовых средств тратится на закупку инструментов и остальных стройматериалов. В среднем при строительстве автогаража расходуется 20-30 тысяч рублей.

Заключение

При строительстве гаража люди часто сталкиваются с проблемой выбора подходящих стройматериалов. Чтобы сделать правильный выбор, надо заранее ознакомиться с преимуществами и недостатками материалов.

Для автомобиля необходимо отдельное помещение, где машина будет в безопасности от похитителей и погодных условий. Построить гараж можно из разных материалов, от выбора которых будет зависеть стоимость конструкции и время на ее возведение. Проект подбирается с учетом собственного бюджета и навыков строительных работ. Чтобы решить, как построить гараж дешево и быстро, рассмотрим доступные материалы и простые конструкции.

Технология строительства делит гаражи на два основных вида: капитальные и легкие. Основательные сооружения имеют прочный солидный фундамент и каменные стены. Легкие конструкции выполняются на ленточном или плитном основании, а материалом для них служит профнастил и сэндвич панели.

Размещение постройки

  1. На участке небольшой площади проектируется встроенный гараж, располагающийся на цокольном этаже. Для него не требуется возведение отдельного фундамента, перекрытие первого этажа является крышей. Основной трудностью станет обеспечение надежной гидроизоляции и защиты дома от выхлопных газов.
  2. Вариант пристройки к дому обеспечивает уже готовую стену. Общую крышу изготовить легче, чем две отдельные, а отопление не придется вести далеко. Но такое соседство не очень удобно, поэтому лучше соединять гараж с хозяйственными постройками.
  3. Отдельное сооружение для машины лучше расположить у самого забора, чтобы не прокладывать подъездную дорожку по участку.

Быстрая и недорогая постройка гаража для автомобиля выполняется из шлакоблока или пеноблока. Последний материал сравнительно легкий и недорогой, а благодаря существенным габаритам ускоряется процесс постройки. Гараж из пеноблока несложно возвести своими руками. Для основания на пучинистом грунте стоит использовать монолитную плиту, а нормальная почва позволяет сделать устройство неглубокого ленточного фундамента .

Кладка блоков выполняется на специальный клей или раствор песка и цемента. До начала возведения стен устанавливается металлический каркас для ворот. Укладка блоков начинается с угла, и выполняется вперевязку. Кладка требует устройства армирующих поясов. Из-за гигроскопичности материала гаражу требуется внешняя отделка. Стены оштукатуривают, покрывают фасадной краской или используют сайдинг. Крыша изготавливается односкатной или двускатной, для стропил берутся брусья и доски, кровельным покрытием служит шифер или профнастил. В гараже необходима вентиляция , для рентабельности можно воспользоваться естественной системой. На противоположных стенах выполняется два отверстия – одно внизу, второе вверху. Поставленные на них заслонки позволят контролировать поток воздуха.

Еще недавно легкие и быстровозводимые постройки состояли из каркаса и гладких стальных листов. Теперь для обшивки гаража используется профнастил . Материал не уступает по характеристикам сайдингу, но имеет доступную цену. Использовать постройку можно до 40 лет. Большая площадь листов и простой процесс их крепления саморезами к каркасу происходит быстро и не требует профессиональных знаний.

При закладывании основания под гараж крепятся металлические трубы для каркаса. Выполняется ленточный фундамент, если планируется смотровая яма, то она выкапывается и бетонируется на этом же этапе. К замурованным трубам крепятся остальные детали конструкции. Если вы не умеете пользоваться сварочным аппаратом, то используется болтовое соединение. Шаг вертикальных стоек зависит от условий эксплуатации, если планируется утепление, он должен соответствовать ширине полосы минеральной ваты. Если приобретается минвата в широких рулонах, то их разрезают пополам.

Стеновые профильные листы крепятся вертикально саморезами с резиновой прокладкой. Крышу делают двускатной и покрывают профнастилом. Листы располагают с нахлестом не меньше 20 см, стыки замазывают герметиком. Крепление выполняется последовательно в каждую волну. Края покрытия должны свисать на 40 см, чтобы вода не текла по стенам. Перед утеплением помещения все щели задуваются монтажной пеной, затем укладывается утеплитель на стены и потолок. Минеральная вата закрывается фанерой или другими плитами на древесной основе. Пол заливается бетонной стяжкой . В результате за несколько дней у вас появляется дешевый гараж.

Постройка с использованием сэндвич панелей

Использование сэндвич панелей позволяет создать конструкцию готовую к использованию, не потребуется дополнительная внешняя и внутренняя отделка. Панель состоит из двух слоев металла, разделенных утеплителем. Для гаража достаточно выполнить ленточный фундамент, а полы залить бетонной стяжкой. Можно выполнить постройку на бетонном основании, тогда под финишное покрытие раствором укладывается сетка из арматуры диаметром в 8 мм.

Стены собираются из металлического профиля, для жесткости выполняются диагональные элементы. Дополнительные ребра размещают на расстоянии в 50 см. Боковые и заднюю стену собирают по схеме, на передней намечают место для ворот. Для установки крыши нужен профиль большего размера, чтобы выдержал высокую нагрузку. Готовый каркас соединяется специальным крепежом. Первыми устанавливают сэндвич панели для стен, они скрепляются замковым соединением, но стоит промазать его герметиком. После обшивки стен укладывают панели на крышу.

Сделать гараж можно без вложения существенной суммы, любой из представленных способов представлен на видео.

Видео

Это видео о строительстве металлического гаража. Вы увидите, как собрали металлоконструкцию за полтора дня:

Фото

В этой подборке фото показаны недорогие гаражи, которые можно сделать самостоятельно.

Гараж около дома с облицовкой блок-хаусом

Вы решили возвести дом для своего автомобиля, но стеснены в средствах, как быть, чтобы и гараж был просторным, добротным, и финансов хватило? В статье мы расскажем, из какого материала дешевле построить гараж, а также преимущества и недостатки каждого вида.

Что предлагают производители

Постройка состоит из следующих конструктивов:

  • Фундамент.
  • Стены.
  • Кровля.
  • Ворота.
  • Отделка.

Разберем каждый пункт отдельно, постараемся подобрать для каждого конструктива наиболее экономичный вид материала.

Фундамент

Под гараж обычно подводят ленточное основание (см. ).

Делают его из нескольких видов материала:

  1. Сборные железобетонные блоки.

Преимущества такого фундамента в быстроте монтажа, прочности и надежности. Из них также можно выложить подвал в гараже или смотровую яму. Но цена блоков довольно высока, чтобы их привезти и смонтировать, придется нанимать дорогостоящую технику, специалистов по работе с краном и монтажу железобетона.

Этот вариант хорош в том случае, когда есть в наличии блоки, бывшие в употреблении, друг работает на кране и готов помочь за символическую плату, а владелец стройки имеет навык и опыт монтажных работ.

  1. Бетон, заливаемый в установленную опалубку с обязательным армированием.

В этом случае потратится придется только на цемент и песчано-гравийную смесь, для опалубки используют любой подходящий материал: доски б/у, щиты, фанеру, металлические листы, то есть все, что может оказаться под рукой. Для армирования также можно найти бывшую в употреблении арматуру, сетки или любой металлический профиль, сгодятся куски или обрезки, которые связывают между собой в единую конструкцию.

Изготовить бетонную смесь можно вручную или при помощи небольшой (на 0,5 м3) растворомешалки, которая наверняка найдется у кого-нибудь из соседей по гаражу или друзей. Конечно, такой вариант займет определенное время и силы, но, как говорится, «свой труд не считается», если нужно сэкономить на материалах и работе.

  1. Кирпич или пено-, шлакоблоки.

Для изготовления такого фундамента самостоятельно необходим некоторый опыт и знания по кирпичной кладке, а наем специалиста будет стоить немало. Кроме того, поверхность блоков или кирпича потребует обязательной многослойной гидроизоляции от проникновения влаги и защиты материала от разрушения.

Итак, исходя из вышесказанного, делаем вывод, что самый выгодный по затратам фундамент для гаража – это «лента» из бетонной смеси, изготовленная и залитая своими руками.

Стены

Гараж относится к легким постройкам, и данный конструктив испытывает незначительные нагрузки – кровля и атмосферные осадки, поэтому здесь не нужны мощные, толстые стены.

Если гараж примыкает к дому, то вы можете сэкономить на одной стене, главное, правильно выполнить стык двух зданий. Мы не будет здесь развивать данную тему, инструкция по стыковке гаража с домом есть на любом строительном сайте.

Расскажем о недорогих материалах, из которых можно возвести стены:

Размеры строения (коттеджа, гаража, бани и др.)
Периметр стен, м
Высота стены, м
Окна и двери
Входная дверь, шт.
Ширина двери, м
Высота двери, м
Окна, кол-во шт.
Ширина одного окна, м
Высота одного окна, м
Выберите строительные материал и кладку
Вид материала
Керамзитобетонные блоки, кладка в 0.5 блока, стена 20 см.

Керамзитобетонные блоки, кладка в 1 блок, стена 40 см.

Шлакоблоки, кладка в 0.5 блока, стена 20 см.

Шлакоблоки, кладка в 1 блок, стена 40 см.

Облицовка из кирпича, толщина 0.5 кирпича или 12 см.

Облицовка из утолщенного кирпича, толщина стены 0.5 кирпича

Итак, теперь вы знаете какое количество керамзитоблоков или шлакоблоков необходимо на ваше строение. Сейчас при помощи несложных расчетов на обычном электронном калькуляторе, вы можете узнать общую денежную сумму за все необходимые на коттедж или гараж блоки.
Но эти материалы очень гигроскопичны, поэтому придется обшивать гараж снаружи для защиты от атмосферного воздействия, что потребует дополнительных затрат.

    • Кирпич (см. ).

    Самодостаточный материал, не требующий дополнительной облицовки, постройка из него долговечна, прочна и надежна, плюсом является также небольшой вес и компактность материала, но стройка займет определенное время, возможно дольше, чем хотелось бы. К тому же, стоимость кирпича, наверное, самая высокая по отношению к другим, а строительство потребует умения и специальных навыков.

    • Блоки из пено-, газо- и шлакобетона.

    Благодаря габаритам материала, сокращается время строительства, постройка выйдет легкая, теплая, прочная, стоимость блоков доступная, перевозка не составит труда. Кроме того, масса стен из пеноблоков не требует мощного основания, в этом случае можно немного сэкономить и на фундаменте.

    • Металл.

    Из листовой стали возможно в том случае, если владелец обладает навыками сварочных работ, или есть возможность нанять специалиста. Каркасный гараж с обшивкой металлом обойдется дешевле, чем из кирпича или пеноблока.

    Недостатком металлического гаража является высокая теплопроводность, иными словами, в нем зимой будет очень холодно, стены потребуют утепления или установки обогревательного прибора. Если этот фактор не имеет значения, то тогда лучший материал для строительства гаража – листовая сталь.

    • Сборный железобетон.

    Стены из ж/б панелей быстро монтируются, работу возможно закончить за день. Плиты или покупают (подойдут бывшие в употреблении, но без видимых дефектов), или заливают самостоятельно. В этом случае придется потратиться на цемент и песчано-гравийную смесь), бетон готовят при помощи небольшой бетономешалки.

    Гараж из сборного железобетона прочен, долговечен, при некотором утеплении в нем будет комфортно в любую погоду. Хотя монтаж потребует использования крана или манипулятора, но если эффективно поработать, то можно значительно сэкономить на оплате.

    • Брус или доска.

    Каркасная конструкция из дерева обойдется совсем недорого, но высокая пожароопасность такой постройки заставляет задуматься о необходимости строительства гаража из этого материала.

    Однозначно ответить на вопрос, из какого материала лучше строить гараж, а в частности стены, непросто. Все предлагаемые материалы можно приобрести по доступной цене, они отлично подходят для возведения постройки, все зависит от ваших возможностей.

    Важно! Если вы знакомы с работой каменщика, то гараж из кирпича или пенобетона – то что надо. Если у вас есть знакомый крановщик, тогда проще залить и смонтировать стеновые панели. А возможность нанять сварщика или умение держать электрод помогут вам изготовить стены гаража из металла.

    Кровля

    Она может быть двух видов: односкатная и двухскатная, о более сложной и дорогостоящей конфигурации мы говорить не будет, так как наш вопрос заключается в постройке гаража с минимальными затратами.

    Перекрытие делают из плит-пустоток или бруса, потолок подшивают доской или фанерой. Для стропил берут доску не менее 40 мм толщиной, для обрешетки – доску 25–30 мм (в целях экономии можно использовать необрезную, но придется снять обзол, а то древесина быстро сгниет).

    Такая крыша поможет решить вопрос с утеплением, пол на чердаке можно засыпать шлаком, который является самым недорогим и доступным утепляющим материалом. Кровельным материалом для двускатной крыши может послужить профлист или обычный асбоцементный шифер, проверенный годами, недорогой, практичный и долговечный материал.

    Для перекрытия берут ж/б плиты, которые укладывают прямо на стены с небольшим уклоном для стока дождевой и снеговой воды. Здесь перекрытие служит одновременно и крышей. Стыки зачеканивают раствором или заполняют монтажной пеной, на поверхности для выравнивания устраивают цементную стяжку толщиной 50 мм.

    Кровельные материалы для гаража с односкатной крышей обычно применяют рулонные, наплавляемые, хотя из экономии можно приобрести рубероид, но это довольно недолговечный материал, склонный к быстрому разрушению, образованию трещин и прочее. Здесь лучше не экономить и купить более современные наплавляемые материалы, например, технониколь.

    Итак, если выбирать из этих двух видов кровли, то ясно, что односкатная обойдется на 10–15% дешевле.

    Ворота

    Наиболее экономически выгодными станут обычные металлические распашные ворота, они надежны, крепки и отлично выполняют необходимые защитные функции. Их достаточно покрасить на 2 раза краской по металлу для наружных работ.

    Отделка

    В зависимости от того, из какого материала выстроен гараж, зависит внутренняя и наружная отделка. Обычно никто не изощряется, отделывая гараж, но все-таки самое необходимое сделать не помешает.

    • Кирпич не требует особой отделки, снаружи его, как правило, оставляют в первоначальном виде, а изнутри стены можно просто покрыть водоэмульсионной краской.
    • Блочный гараж требует наружной отделки, это может быть строганная доска, вагонка, сайдинг или простая штукатурка – то, что вам по карману, внутри его не лишним будет оштукатурить на один слой и также покрыть водоэмульсией или известью.
    • Металлический гараж красят износостойкой краской и снаружи, и внутри.

    Заключение

    Чтобы выяснить для себя, из чего построить гараж с наименьшими затратами, необходимо предварительно провести расчет стройматериалов для гаража, начиная с фундамента и заканчивая кровлей и отделкой, а затем уже выбирать наиболее доступные по стоимости материалы.

    Важно! В смету необходимо включить затраты на оформление постройки в соответствующих инстанциях.

    Надеемся, что предоставленные нами тематические фото и видео помогут вам в решении данного вопроса.

Способов построить гараж своими руками достаточно много: от простой железной коробки с минимальными удобствами, до полноценного кирпичного здания с несколькими комнатами и возможностью жить в летнее время года. Большинство мужчин воспринимают гараж личной территорией, где можно заняться любимым делом - ухаживать за машиной, мастерить, отдыхать с друзьями и прочее.

Для начала вам стоит ответить на главный вопрос: зачем вам нужен гараж? Подумайте, как вы собираетесь его использовать, для чего он вам необходим в первую очередь. От этого будет зависеть бюджет, сложность постройки, материал и набор дополнительных удобств.
Немногочисленные автомобилисты, которым просто необходимо место для хранения машины, часто выбирают частные стоянки с навесом или покупают специальные боксы из металла.

Небольшие домики перевозят на тягаче, их установка занимает несколько часов. Те, кто желает использовать гараж как склад, мастерскую или место отдыха, должны подойти к вопросу о постройке серьезней. Для большинства целей необходимо прочное и долговечное здание с проведением дополнительных удобств: электричества и воды. Также учитывайте особенности климата своего региона: постройка в северных широтах обойдется дороже, а технология - сложнее. Возведение гаража своими руками в теплых широтах с небольшим количеством осадков проще и дешевле, однако вопросом может стать выбор хорошего места.

Как выбрать место

Многие автомобилисты предпочитают строить на территориях гаражных кооперативов. В таком случае вы избегаете серьезных проблем с удобствами и размещением. Аренда участка земли и возведение гаража обойдется недорого. Зачастую владельцы кооператива предлагают на выбор один из нескольких планов с учетом габаритов машины, высоты здания, подведения коммуникаций, обслуживания здания. Кроме того, ваш гараж будет круглосуточно защищен охраной - вы можете не беспокоиться о том, что ваше имущество будет испорчено или украдено.

Если вы строите гараж на своем участке, главными проблемами окажутся выбор места и оформление дороги. Сразу обозначим, что возведение дома с гаражом не рекомендуется - большое помещение с железными воротами будет забирать тепло зимой, неприятный запах бензина и масла может стать помехой для ваших родных. Лучше выбрать участок в 5-10 метрах от дома, так, чтобы ворота гаража и ворота из двора были на одной линии. Расстояние от гаража до них лучше сделать около десяти метров - так будет возможность выгнать машину из гаража на время ремонта или других работ, но она останется на вашем дворе.

Выбор земли

Наилучший вариант - постройка на ровном участке земли. Перед началом работы прокопайте вниз лопатой около метра - убедитесь в том, что внизу нет песка или полостей (особенно актуально для местности с резкими перепадами высот или вблизи рек). Хороший участок развяжет вам руки и позволит построить большое и тяжелое здание.

Постройка гаража в городской черте, вблизи многоэтажных зданий, обязательно должно быть согласовано с управлением архитектуры или аналогичным органом. Незаконное возведение гаража, даже металлического бокса, чревато серьезными неприятностями с законом. В таком случает участок под застройку лучше взять в долгосрочную аренду или приобрести.

Размер и конструкция

Как мы уже сказали, все зависит от целей. Стандартный металлический бокс имеет размеры примерно 4×4х2,3 метра - достаточно для того, чтобы поставить автомобиль, произвести простенький ремонт.

Хороший кирпичный гараж будет иметь размеры около 5×8х3 метров с пологой шиферной крышей или простым бетонным перекрытием. Такие размеры предполагают не только место для автомобиля. Рабочие верстаки и станки, шкафы и полки для хранения деталей, горючего, химии для ухода за салоном, инструментов и другое. В особых случаях гараж строится с большей глубиной (до 12 метров), для места под мотоцикл или прицеп (актуально для сельской местности).

При выборе строительного материала, стоит ориентироваться на местный рынок. Если недалеко от места жительства расположен кирпичный завод, цех проката металла или песчаные или каменные карьеры - стоимость постройки можно снизить за счет оптовой закупки материалов.

  • Некоторые умельцы воздвигают гараж из дерева. Дешевизна подобной конструкции и простота постройки - главные преимущества, однако при несоблюдении технологии этот гараж может стать могилой для авто. Дерево очень боится сырости и огня, его использование в качестве мастерской также вызывает вопросы.
  • Другое дело - газобетонные блоки. Их просто класть даже новичку, они относительно дешевы и доступны для покупки практически на всей территории СНГ. Однако их стоимость достаточно велика на данный момент.
  • Кирпичный гараж с грамотной кладкой в 1,5-2 кирпича является предпочтительней. Это дорогая конструкция, но она простоит более 100 лет при соблюдении технологии. Его можно продать, отбив цену строительства (особенно при наличии коммуникаций).

Фундамент для гаража своими руками

Для стен из кирпича или газобетона фундамент необходим. Он станет прочной опорой для тяжелой конструкции, позволит гаражу прослужить не один десяток лет без серьезного ремонта.


Стандартная яма для фундамента имеет глубину до 1-1,5 метров, ширину минимум полметра. Выкопать ее можно вручную или при помощи спецтехники (при наличии). Выбор фундамента обусловлен несколькими параметрами:

  • Наличие материалов.
  • Наличие времени для установки или заливки.
  • Типы фундаментов под гараж

    Традиционным считается монолитный фундамент из камня и бетонного раствора (пропорция: 1 часть портландцемента на 3 части отсева). Камень укладывается в яму ровным слоем по 30-40 см, сначала крупные фрагменты, затем средние, в конце щебень. Заливать стоит за один-два захода жидким раствором. После того, как раствор просочится между камней, залить повторно на 5-10 см ниже их уровня. Затем укладывать новый стой по той же схеме, заливать раствором с большей густотой.

    Установка такого фундамента займет несколько дней, а иногда - неделю, но он станет прочной основой для постройки.

    Фундамент должен быть выше уровня земли на 20-30 см. На заключительной стадии стоит класть большие фрагменты так, чтобы они создавали ровную плоскость по всему периметру (пользуйтесь длинным водным уровнем или маятником). Окончательно выровнять уровень фундамента вам поможет густой бетон и листы рубероида. После этого можно приступать к возведению стен из кирпича или газобетона.

    Для деревянного гаража или железного бокса фундамент может представлять собой просто бетонную подушку с залитыми по периметру гаража металлическими трубами среднего диаметра. К ним можно приварить профили для каркаса деревянной постройки или сам металлический бокс.

    В последнее время распространенные методы установки фундамента - ленточный, монолитный и свайный (столбчатый, сборный).

      • Ленточный - конструкция из железобетона с ленточной заливкой бетона в яму. Металлическая арматура дает устойчивость будущей конструкции, бетон создает подушку для будущего здания. Перед укладкой стоит засыпать на дно ямы сухой песок и гидроизолировать будущий фундамент.

      • Столбчатый или свайный представляет собой фундамент из бетонных свай (2-3 метра расстояния между ними) и бетонную заливку полостей. Главное преимущество такого фундамента - простота установки, однако и она требует наличия спецтехники.

    • Монолитная плита - еще одна разновидность ленточного фундамента, которая подразумевает заливку огромной бетонной подушки, армированной бетоном. На дне котлована, глубиной в 0,5-1,5 метра (зависимо от типа почвы - чем устойчивей, тем тоньше может быть подушка) засыпается ровным слоем песок. Затем необходимо защитить от воды будущую подушку и заливать каркас из арматуры (иногда используют крупный камень) бетоном. Минусы такого фундамента - дороговизна и потребность в спецтехнике (в идеале - бетоновоз). Если закладывать фундамент из камня, бетон можно перемешивать при помощи небольшой бетономешалки или даже небольшой емкости (ванны, балии) вручную.

    Целесообразность ямы в гараже

    Если вы заядлый автолюбитель или занимаетесь частной починкой транспортных средств - яма вам необходима. Вы сможете самостоятельно производить ремонт ходовой, без риска быть раздавленным собственным авто, если подведет домкрат. Кроме того, гаражная яма часто используется в качестве импровизированного подвала для овощей - и это не шутка. Все полезное пространство гаража может быть использовано в хозяйстве.

    При расчете параметров ямы, стоит учитывать расстояние между колесами автомобиля, его вес и общие габариты. Для тяжелых авто (свыше 1,5 тонн), стоит позаботиться о фундаменте для ямы - это станет дополнительным усилением конструкции. Стандартная яма имеет размеры 5х,05×1 метра и выкапывается ровно посередине гаража. Если пространство позволяет - сделайте ступеньки со стороны ворот для удобного спуска в яму (например, вылейте из бетона). Ступеньки также могут играть роль полочек для инструментов во время ремонта. Деревянная или железная лестница для спуска в яму не рекомендуется - неудобно и травмоопасно в холодное время года.

    Возведение стен

    Деревянные стены - возведение балок по периметру (примерно метр расстояния между ними), скрепление их между собой в верхней плоскости с помощью поперечных балок. Используйте железные скобы для усиления конструкции. Стены стоит сделать из длинных досок, предварительно покрыв их грунтовкой. Для дополнительного утепления положите листы пенопласта или минеральной ваты между внешними досками и внутренними. Постройка гаража из цельных бревен (по типу сруба) также возможна, однако обойдется вам в круглую сумму.


    Кирпичные стены - популярный вариант возведения гаража из красного или белого кирпича. Толщина стен варьируется от 20 до 50 см, зависимо от типа крыши. Кладка стен начинается всегда с угла. Для выравнивания уровня используйте простой водный или более дорогой лазерный инструмент. Класть кирпич нужно на густой цементный раствор (соотношение цемента и песка: 1 к 3). Перевязку кирпича стоит делать внахлест. Красивая кладка, например «липецкая» или облицовочный кирпич ложится в последнюю очередь и только на мощный фундамент. Если гараж предусматривает окна, то стоит позаботиться о бетонных перекрытиях, которые можно приобрести или отлить самостоятельно.

    Не рекомендуется делать большие окна для гаража, как в доме. Хорошим вариантом станут небольшие, но широкие окна в верхней трети стены. Они будут давать достаточно света, но сохранят большое количество рабочего пространства.

    Газобетон, как и кирпич или шлакоблоки, ложится от угла внахлест. Возведение стен из этого материала происходит проще и быстрее, однако цена за м3 будет стоить дороже. Если про постройке гаража из кирпича можно использовать б\у материалы (например, для дополнительной комнаты или внутренней отделки), то в случае с газобетоном стоит выбрать один определенный тип блоков и закупить его достаточное количество. На складах или специализированных сайтах воспользуйтесь калькулятором для подсчета необходимого количества газоблоков.

    Крыша как наиболее проблемная часть стройки

    Возвести стены гаража своими руками просто - с этим справятся двое крепких мужчин не более, чем за месяц. Однако установка крыши часто доставляет массу трудностей. Для бюджетного варианта используют простые бетонные перекрытия, которые устанавливают под углом, вниз к задней части гаража. 2-3 стандартных перекрытия достаточно для сооружения простой и надежной крыши. Для защиты от дождя такое перекрытие покройте рубероидом и просмолите.

    Если нет возможности положить бетонные перекрытия, хорошим выходом станет шифер или профнастил. Каркас из древесины с небольшим наклоном к задней стенке гаража станет хорошей основой для шифера. Щели между ровным потолком и шифером можно заложить кирпичом.

    Более сложный вариант - треугольная крыша с небольшим чердаком между плоскостями. В таком случае придется заказывать деревянные балки и устанавливать их на уже готовую плоскость потолка. Балки из дерева станут катетами равнобедренного треугольника, скрепляются скобами между собой в вершине треугольника. Более легкие доски при помощи длинных саморезов скрепляют треугольники между собой.

    Листы шифера кладутся снизу вверх, так, чтобы вода не подтекала под листы. Шиферные гвозди забиваются в балки напрямую, потому расстояние между ними должно быть небольшим (оптимальное - ширина листа шифера минус ширина двух волн).

    Ворота для гаража своими руками

    Для начала рассчитаем ширину ворот. Формула проста: ширина вашего автомобиля + 0,5-1 метр для свободного заезда и выезда из гаража. Способов сделать удобные ворота несколько:

    • Поднимающиеся вверх. Реечные ворота, которые уезжают вверх и внутрь, под потолок, сейчас набирают популярности, но для их работы необходимо электричество для питания подъемников. Их установкой занимаются небольшие частные компании.
    • Более простой вариант - сварить ворота из металла. Каркас двустворчатых ворот варится из металлических профилей. Плоскостью может служить как цельный металлический лист, так и деревянный щит, сбитый из досок. Заблаговременно позаботьтесь о месте под замок.
    • Завесы для ворот необходимо брать самые крупные. Они привариваются к металлической раме, которая собирается отдельно и устанавливается во время строительства стен.
    • Ворота должны открываться наружу. Для большого полотна стоит сделать два ручных замка-щеколды, которые будут держать полотно за нижнюю и верхнюю часть рамы. Это сдержит ворота от изгибания во время порывов ветра и перекосов, которые могут прийти со временем.

    Внутренняя отделка гаража

    Если вы просто храните автомобиль в гараже и больше там ничего не делаете, будет достаточным затереть щели между кирпичом или блоками раствором. В случае использования гаража в качестве мастерской, вам стоит позаботиться о функционале пространства - сделать вытяжку, прошпаклевать стены, пробить места под коробки розеток, залить металлические каркасы под верстаки. Покраска стен для такого сооружения не нужна. Также обратите внимание на простоту уборки - не должно быть закрытых углов, периметр должен вентилироваться.
    Освещение лучше ставить по всему периметру - 4 неоновые лампы над рабочей поверхностью с независимыми переключателями для экономии электроэнергии.

    Отопление и утепление гаража

    Об этом стоит заботится, если вы работаете в гараже или живете в северных широтах с холодной и морозной зимой. Утепление гаража пенопластом - возможный вариант. Листы 5см пенопласта защитят строение от потери тепла.

    Отопление гаража лучше устроить при помощи переносных нагнетателей тепла. Небольшие электробатареи и вентиляторы, расставленные по периметру, станут неплохим способом обогреть помещение.


    Установка автономного отопления, батарей водного типа (в случае пристройки гаража к дому) в теории возможны, но на практике практически не применяются.

    Чертежи и схемы для постройки гаража своими руками

    Такая информация есть в интернете в огромном количестве. Однако для планировки гаража для конкретной земли, автомобиля и целей, лучше обратиться к опытному архитектору. Потратьте несколько тысяч рублей на консультацию с экспертом, который поможет составить грамотный чертеж будущего строения. От этого напрямую зависит не только живучесть конструкции, но и ваша безопасность.





    В общественных библиотеках еще можно найти старые советские книги на тему «как построить гараж своими руками». Несмотря на то, что новые материалы и техники строительства появляются на рынке каждый день, классические схемы постройки гаража могут быть вам полезны. По крайней мере, для расчета общих размеров их можно использовать.

    Ориентировочная смета для строительства

    • Цена земли (или аренды)
    • Работа архитектора
    • Цена стройматериалов
    • Аренда спецтехники
    • Прокладывание коммуникаций.

    Постройка гаража в сельской местности обойдется вам примерно в 100,000 р.
    Для города эта цена может быть дороже втрое (ввиду дорогой доставки материалов и особенностей законодательства).

    Популярные вопросы и ответы

    • Как провести электроэнергию в гараж?

    Если он построен на территории гаражного кооператива - это не проблема. Обратитесь к администрации, и вам выделят кабель. Вам придется только купить счетчик и заключить контракт. Для гаража возле частного дома кабель можно провести под землей от дома или над землей (высота не менее 3х метров). В городской черте провести свет сложнее. Для этого обратитесь в управление архитектуры и в компанию электроснабжения.

    • Как лучше разместить верстаки и станки для гаража-мастерской?

    Лучше размещать их на задней стенке гаража. Там же лучше разместить несколько розеток, место для компрессора, поставить шкафы для расходных материалов.

    • Как подобрать замок для гаража?

    Если гараж находится возле дома - достаточно большого замка под длинный ключ. Если же гараж находится далеко от дома - устанавливайте 2-3 замка отличных типов (Навесной, внутренний под разные ключи).
    Иногда владельцы устанавливают сигнализацию от грабителей. Решетки на окна - также не редкость.

    • Как обезопасить гараж от огня?

    Облицовка огнеупорным кирпичом, строительство из газобетонных блоков или другого огнеупорного материала станет неплохой защитой. Также стоит позаботиться о заземлении электросети.
    Утепление пенопластом снижает защиту от огня - для некоторых типов пенопласта температуры горящей сигареты хватит для того, чтобы загореться. Если утепление установлено по всему периметру гаража, то оно легко вспыхнет даже от небольшого огня. Учтите это.

    • Стоит ли делать несколько комнат в гараже?

    Если вы собираетесь заниматься ремонтом и производством - да. Небольшой перестенок можно сделать для того, чтобы обезопасить машину от пыли и грязи. Кроме того, иногда гараж пристраивают к летней кухне, сараю и другим хозяйственным зданиям. Это неплохой вариант экономии территории при сохранении рабочего пространства.



    Рассказать друзьям