Савва преображенский монастырь. Саввино-сторожевский монастырь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Собор Саввино-Сторожевского монастыря является, видимо, третьей по древности постройкой Подмосковья. Этот собор размером с обычную церковь относят к 1405 году.

Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XVвв.

01.

02.

03. В отличие от Успенского собора на Городке и многих других сохранившихся церквей этой эпохи Рождественский собор был отреставрирован с восстановлением закомар и перекрытий по ним, хотя в XVIII-XIX веках крыша тоже была сделана четырехскатной. Практически такая же реконструкция существует и для собора на Городке, построенного буквально на десятилетие раньше; насколько мне известно, подобный внешний вид, в частности, закомар, оспаривается в научной среде.

04. Резьба по камню в виде поясов и характерные порталы также присутствуют, а порталы даже расписаны (предполагается, что так и было в средние века, а сплошь белить стали только после)

05. А подобные «вставные» элементы, думаю, относятся веку к XVII, не раньше - а больше похоже этак на середину XVIII.

06. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроены одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом.

07. Внутри южной паперти

08. Иконостас и часть икон сохранились с XVII века; стены, столбы и своды покрывают фрески 1656г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971гг. от поздних записей.

09.

Координаты : 55.728018°N 36.816262°E

Фотографии 2008-2009 гг.

Саввино-сторожевский монастырь

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

Первая каменная постройка монастыря - собор Рождества Богородицы (1405 г.) - один из четырех самых ранних сохранившихся храмов на московской земле. В XVI веке после канонизации Саввы к его южной стене был спистроен придел. Интерьер собора украшают росписи, выполненные на протяжении XV-XX веков.

Наивыший расцвет монастыря приходится на середину XVII века. В 1650 году по указу царя Алексея Михайловича под руководством дворянина Никиты Бобарыкина, зодчих Андеря Шахова и Ивана Шарутина на месте древней Саввинской обители начались большие строительные работы.

За шесть лет был возведен прекрасный архитектурный ансамбль, влючавший в себя: Дворец царя Алексея Михайловича, Царицыны палаты, Звонницу, Троицкую церковь, Трапезную палату, Братские корпуса, Казначейский корпус, стены и башни. При царе Алексее Михайловиче монастырь имел статус Лавры.

В XVIII-XIX в.в. его ансамбль дополнили церковь Преображения Господня, Малый Келейный корпус, придел Троицкой надвратной церкви.

С 1800 г. в его стенах существовало Духовное училище.

В 1919 году монастырь был закрыт, его имущество национализировано.

С 1920 года часть построек монастыря занимает музей, коллекции которого формировались на протяжении всего советского периода и по сей день.

В 1995 году монастырь передан Русской Православной Церкви и возрожден как ставропигиальный В настоящее время ведутся восстановительные работы. Восстанавливается первоначальный облик многих древних построек обители.

22 августа 1998 года в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, после Литургии в Московском Свято-Даниловом монастыре, торжественно перевёз в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 г. был открыт памятник преподобному Савве.

В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение) и монастырскую выпечку.

С 2007 года возобновлена знаменитая Саввинская ярмарка народных художественных промыслов, в дореволюционное время она была самой многолюдной. Она проводится в конце августа у стен Саввино-Сторожевского монастыря.

Музыкальный фестиваль «Звени, Звенигород!» проходит в рамках Саввинской ярмарки. В нем принимают участие фольклорные коллективы и звёзды российской эстрады.











Скит Преподобного Саввы

Основан в 1398 году.

Преподобный Савва для молитвенных подвигов и молитвенного общения с Господом часто удалялся из обители в глубокий овраг, отстоящий в версте от монастыря на север. Там на склоне горы под сенью густого леса он ископал себе пещеру, в которой предавался со слезами подвигам молитвы и созерцанию на земле высших обителей небесных. Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками.

В 1860 — начале 1870-х годов над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского Скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквами, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками.

При Епископe Леонидe (Краснопевков) с 1859 г. была установлена традиция ежегодного крестного хода из монастыря к пещерке в день праздника 17 (30) июля в память обновления раки Преподобного — устройства над ней новой сени. В настоящее время традиция крестных ходов из монастыря в Скит восстановлена.

К 600-летию преставления Звенигородского чудотворца восстановлена пещера Преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник преподобного Саввы, сооружена купальня. На территории Скита монастырь, который является общежительным, осуществляет хозяйственную деятельность: здесь находится монастырский огород, скотный двор и другие службы .


Всего 69 фото

Сегодня мы побываем в Саввино-Сторожевском монастыре. Вообще удивительно складываются собственные пути, как и пути Господни, что касаются лично тебя. Не планировал я в самое ближайшее время побывать здесь. Но так случилось, что, обсуждая со своим другом мршрут куда можно выехать в субботу в Подмосковье для осмотра достопримечательностей у меня каким-то непостижимым и нежданным образом тут же вырвалось слово Звенигород. И оказалось, что мой товарищ несмотря на богатую историю его путешествий по Московской области заявил, что не был там уже шесть лет и с удовольствием тут же согласился. Сразу скажу, что в этот день мы много чего увидели, но Саввино-Сторожевский монастырь инициировал в моей душе такое теплое спокойное и неповторимое воодушевление какого я очень давно не испытывал. Что любопытно, основал монастырь монах Савва, ученик Сергия Радонежского. А в воскресенье, то есть на следующий день я уже ехал на съемки в древний Радонеж, туда где все и начиналось для нашего государства, где формировались основы духовной крепости, единения и величия русского народа. Вот такая вот предистория этой поездки в Звенигород.

В общем пост будет большой, подробный и наполненный моими впечатлениями, которые я обычно и выражаю фото работами. Поэтому рекомендую с пониманием отнестись к достаточному количеству фотографий, что и являются для меня мерилом и глубиной моих личных впечатлений. Надеюсь обычное представление о том, что рядовой зритель и читатель смотрит только первые 15-25 фото, а потом теряет интерес в этот раз не проявит себя таким материальным образом. Этот материал для тех кто хочет поподробней и глубже ознакомиться с этим историческим местом.


Для начала немного о духовном основателе монастыря.

Са́вва Стороже́вский (Савва Звенигоро́дский; умер 16 декабря 1407) - преподобный Русской православной церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из первых (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.
02.

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского в 1392 году был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.
03.

Первый деревянный храм Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода начали строить ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. По летописям, в 1395 году преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое и было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы.

04.

Основание монастыря на Сторожи можно отнести к 1396-1398 годам. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставил Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия пришёл в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.

Северные ворота монастыря
05.

Вид окрестностей монастыря со смотровой площадки.

06.

В 1650-1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8-9 м, толщина около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось 6.
07.

Крепость строилась по царскому указу под руководством Н.М. Боборыкина и А. Шахова.
08.

В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651-1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.)
09.

Мы входим на территорию монастыря. Это Трапезная палата (1652-1654 гг.).
10.


11.

Трапезная (найденные при раскопках старая трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке) - четырёхэтажное строение, выдающееся достижение русской архитектуры XVII века, одна из крупнейших по площади каменных построек своего времени, которую с восхищением описал еще Павел Алеппский. В белокаменном подклете, углублённом на 6 м в землю, помещался ле́дник и имелся колодец глубиной 15 м. На втором этаже находилась кухня, вокруг которой были кельи для служителей.

На третьем этаже располагалась собственно столовая палата, перекрытая крестовыми сводами, площадью около 500 м² (для сравнения - площадь Грановитой палаты Московского Кремля - 495 кв. м). Трапезная освещалась «кругом» окнами, причём со стёклами, а не со слюдой. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей. В верхнем этаже хранилась монастырская казна. Передний фасад трапезной имел архитектурные украшения, в частности, карниз, что являлось новинкой для XVII столетия. В 1806 году, после того как перекрытия четвёртого этажа обрушились, здание было сильно перестроено. В XX веке проведена научная реставрация памятника.
12.

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом «звенигородском» стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Напротив Трапезной палаты - Часовня-беседка построенная в 1989 году на старом фундаменте алтарной части храма преподобного Иоанна Лествичника.
13.

Часовня построена в память о больничном храме во имя прп. Иоанна Лествичника, который был разобран в XIX веке.
14.

В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника...
15.

Преподобный Савва Сторожевский умер 3 (16) декабря декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 (29) января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы произошло переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.
16.

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое - это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты...,
17.

А второе - явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.
18.


19.


20.

Около 1405 года был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 1406/1407 году был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.
21.

17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты и изъяты VIII отделом Народного комиссариата юстиции РСФСР. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.
22.

Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом (исследователем описания жития святых) и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое Житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин. Первая икона преподобного Саввы была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием. Памятник преподобному Савве открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

23.

Вид на другие храмы Саввино-Сторожевского монастыря (о них и не только будет идти речь во второй части моего рассказа).
24.

К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек.
25.

В ходе раскопок 1955-1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта апсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.
26.


27.


28.


29.

Надо сказать что мне удалось заглянуть внутрь за кованую решетку. Эти подвальные помещения очень глубокие - метров пять-шесть наверное и в хорошей сохранности. Дух захватывает...
30.

Рождественский собор - один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404-1405 гг.). Выстроен на месте деревянного храма из белого камня - известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры. Четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.
31.


32.

Собор Рождества Богородицы - композиционный центр всего монастырского ансамбля и редкий образец древнерусского зодчества, сохранившийся до наших дней.
33.

Он был построен на средства князя Юрия Звенигородского немногим позже собора Успения на Городке, также из белого камня, хотя и, по всей вероятности, другими мастерами, которые, по мнению исследователей, стремились скопировать собор в крепости князя, но обладали меньшим искусством, нежели строители последнего. Поэтому собор Рождества Богородицы более раздается вширь, нежели ввысь.

Храм увенчан одной главой. Изначально она была, по-видимому, шлемовидной, но в XVII веке ее заменили новой, луковичной формы. В массивном барабане прорезаны высокие узкие окна.
34.

35.

Во второй половине XVI века к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы. Это, по сути, небольшой храм с одной главой и отдельно выступающей апсидой. К тому же времени относится и новая двусторонняя паперть.
36.

37.

38.

Украшения стен храма - резной белокаменный пояс на уровне середины высоты фасадов и повторяющие тот же узор окаймления верха барабана и апсид.
39.


40.

Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV-XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.
41.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.
42.

Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых - Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.
43.


44.

45.

Перспективные порталы с килевидным завершением - также немаловажная часть декора храма. Схожие порталы можно увидеть и внутри собора.
46.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной - осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону. Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.
47.


48.

В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.
49.

Храмосданные доски собора.

Древний православный монастырь, основанный Саввой Сторожевским, сделал Звенигород городом паломников и туристов. Первые едут сюда, чтобы поклониться святым мощам, другие – прикоснуться к древнему историческому памятнику.

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде относится к числу редких и ценных культурно-исторических объектов. Ни один человек, приезжающий в этот город, не может обойти его своим вниманием.

А если обратиться к истории, то и многие русские цари очень любили эту обитель. Сюда приезжал Иван Грозный с первой женой Анастасией Романовой, их сын царь Федор Иоаннович. Очень часто здесь гостил царь Алексей Михайлович. Для него близ Москвы было построено несколько загородных резиденций.

Но поскольку этот монарх отличался особенной набожностью, то нередко предпочитал проводить свои «летние каникулы» в Сторожевском монастыре.

По его повелению к обители была проложена дорога – Звенигородский тракт, которую еще именовали «Царский путь». Сейчас он не утратил своего привилегированного статуса, поскольку именуется Рублево-Успенским шоссе.

Сейчас до Савво-Сторожевского монастыря можно добраться по Можайскому или Минскому шоссе до Звенигорода. Если выбор будет сделан в пользу общественного транспорта, то придется ехать с Белорусского вокзала на электричке или автобусом до Звенигорода.

Основатель обители

Возле входа в монастырь нас встретила бронзовая фигура его основателя – Саввы Сторожевского. Его жизнь тесно связана с одной из самых почитаемых на Руси обителью: Троице-Сергиевой Лаврой.

Все началось в XIV веке с отшельнического скита инока Сергия Радонежского, который уже при жизни считался святым. Сначала это был небольшой скит, но со временем у отца Сергия собралась небольшая братия. Одним из его монахов и первых учеников был Савва.

Известно, что Сергий Радонежский был духовником великого князя московского Дмитрия Донского, а Савва – его жены Евдокии и третьего сына Юрия, который после смерти отца получил во владение Звенигород. Князь Юрий призвал к себе Савву и поручил ему основать новый мужской монастырь в Звенигороде.

Для этого было выбрано очень красивое место – гора Сторожа, которая в то время находилась за пределами городских стен. С нее открывался впечатляющий вид на Москву-реку и речку Сторожку. Он и сейчас поражает своей красотой, в чем мы смогли убедиться, гуляя по монастырским окрестностям.

С именем преподобного Саввы Сторожевского связывают множество различных чудес, что впоследствии позволило его канонизировать, то есть причислить к лику святых. Подробнее о жизни святого угодника и его чудесах можно прочитать в .

История монастыря

Строительство обители было начато в конце 1390-х годов с возведения церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Она была деревянной и недолговечной. Сам Савва жил вне пределов обители в небольшой пещере, предаваясь молитве и посту. Но по мере того, как братия увеличивалась, росла и территория монастыря.

Сейчас – это большая каменная обитель, имеющая статус Лавры . Интересно, что это особое положение Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде приобрел даже раньше, чем Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Оно было дано Сторожевскому монастырю в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем.

История обители – это соединение военного и духовного подвига. Звенигород вплоть до XVII века – пограничный город, а Саввино-Сторожевский монастырь, представлявший собой мощную крепость – форпост на западной границе страны.

В 1812 году в обители стоял французский гарнизон. Однако оккупанты не тронули святыни, и монастырь не пострадал. Причиной этого невероятного факта считается, согласно преданию, что сам Савва Сторожевский явился Евгению Богарне – пасынку Наполеона и одному из командующих его армией, с просьбой не трогать обитель. И впечатлительный французский полководец послушался нашего святого.

ХХ век оказался менее милосердным для Сторожевской обители. В 1919 году монастырь упразднили, а осенью 1941 года он сильно пострадал, поскольку неподалеку проходила линия фронта и шли бои за Москву.

В годы советской власти в обители располагались разные учреждения: приют, военный санаторий, тюрьма, музей. Только в 1995 году Саввино-Сторожевский мужской монастырь был возвращен церкви, и сейчас здесь снова располагается православная обитель.

Прогулка по монастырю

Монастырь окружен крепостной стеной, построенной в 1650-х годах. Общая ее протяженность 760 м, высота до 8.5 м, а толщина до 2.7 м. Вдоль стены расположены 6 башен.

Войдя через северные ворота с надвратным храмом, мы оказались на Соборной площади.

Нас поразил контраст между толстыми крепостными стенами с мощными башнями и нарядными постройками во внутренней территории обители. Здесь нет ничего мрачного и давящего. На территории просторно, есть скамейки и беседка, располагающие к тому, чтобы неспешно провести время.

Церкви и корпуса, выполненные в стиле московского барокко – яркого, контрастного, декоративного создали у нас приподнятое настроение. В монастыре есть несколько древних храмов.

Собор Рождества Богородицы

Самый главный собор Саввино-Сторожевского монастыря – белокаменный храм Рождества Богородицы, поставленный на месте деревянной церкви в начале XV века еще при жизни преподобного. Именно здесь, при входе справа был погребен святой Савва.

Храм выполнен в торжественной лаконичной владимиро-суздальской архитектурной традиции. Фрески в соборе выполнены живописцами, входившими в круг Андрея Рублева.

К собору впоследствии был пристроен придел, куда перенесли святые мощи чудотворца Саввы.

Во времена революции и богоборчества коммунисты попытались вынести мощи Преподобного и надругаться над ними. Местные жители укрыли святыню. Часть мощей была тайно передана на хранение одному московскому музейщику, в семье которого она находилась до 1998 года, когда и была возвращены монастырю.

Теперь рака с мощами преподобного Саввы Сторожевского (как и прежде) пребывает справа от Царских врат. А еще в храме находятся почитаемые чудотворные иконы св. целителя и великомученика Пантелеимона, написанная на Афоне в начале XX века, и икона Царственных мучеников, а также ковчег с частицей камня Гроба Господня и мощами святых угодников.

Дворец царя Алексея Михайловича

Напротив входа в Рождественский собор находится дворец царя Алексея Михайловича.

Нас очень удивил этот царский дворец, который внешне подставляет собой длинное белое двухэтажное здание, не имеющее яркого декоративного убранства.

Его строили при трех царях: начал Алексей Михайлович, продолжили его дети Федор и Софья. Поэтому получилась своего рода иллюстрация к развитию русской архитектурной традиции XVII века.

Общая длина фасада здания около 100 метров. Внутри сейчас расположены приемная наместника, монастырские лавки и паломническая служба, где можно приобрести экскурсии.

Царицыны палаты

Рядом с царскими покоями, как и положено, находятся царицыны палаты. Полный контраст одного с другим!

Лаконизм царского дворца и яркая праздничность царицыного так очевидны даже при беглом их сопоставлении. Вот оно нарышкинское барокко во всей своей красе!

Царицыны палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века.

Покои царицы располагались в центральной части здания. Это очень подчеркивают каменная резьба, затейливость архитектурных деталей и невероятной красоты парадное крыльцо.

Сейчас здесь располагаются выставки и экспозиции Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.

А особой гордостью реставраторов считаются изразцовые печи разных типов, украшенные зелеными поливными - «муравлеными» и многоцветными изразцами, которые были воссозданы в Царицыных палатах.

Троицкая надвратная церковь

Очень нас заинтересовала Троицкая надвратная церковь.

Внешне компактная, нарядная, барочная, шатровая. Как впоследствии выяснилось, она является последним шатровым храмом в России. Пришедший на патриаршество Никон изменил церковный архитектурный канон и запретил подобные постройки.

Внутренний интерьер этой церкви Живоначальной Троицы традиционен. В середине XVII века в Звенигород был перенесен престол древней церкви преподобного Сергия Радонежского. Таким образом сохранилась духовная связь между этими двумя Обителями.

Монастырская Звонница

В отличие от многих ранее виденных подобных сооружений монастырская звонница в Звенигороде поразила наличием большого количества башенок, что придает ей какой-то сказочный вид.

Это самая высокая монастырская постройка имеет несколько ярусов и как бы поставлена на высокий постамент.

Со среднего яруса можно подняться по лестнице, которая ведет к колоколам.

На первом ярусе находится Большой колокол. Именно здесь ранее висел его знаменитый предшественник - Большой Благовестник. Но во время Великой Отечественной войны в 1941 году он был разрушен.

Продолжение лестницы в следующие ярусы звонницы идет из правой башни в толще задней стены. На верхнем ярусе звонницы сейчас размещаются все вновь отлитые колокола.

Мы оказались в Саввино-Сторожевской обители как раз после утренней службы, когда над всей округой разливался удивительный колокольный звон. Это было просто неповторимое ощущение: и от великолепия места, и красоты звука. А, скорее всего, от гармонии одного и другого.

Трапезная палата

Располагается возле входа в монастырь и примыкает к звоннице.

Трапезная, как и большинство монастырских построек, относится к XVII веку. Она была устроена, если можно так сказать, по последней моде того времени: в подвале (глубиной 6 метров) был сделан ледник, где хранили монастырские запасы, на втором этаже была кухня, на третьем – собственно трапезная. Мы поняли, что наши предки знали толк в правильной организации своей жизни. 🙂

Провиантская башня

В конце своего посещения обители мы специально пошли к его северо-западной башне. Не сделать этого было просто невозможно! Запах свежего хлеба сопровождал нас на протяжение всей прогулки по территории монастыря.

Здесь, в Провиантской башне располагается знаменитый монастырский магазин. Чего там только нет! Хлеб разных сортов, пирожные, сдобные булочки. Захотелось всего и сразу. Очень трудно было остановиться, чтобы не набрать целый мешок вкусностей!

На втором этаже располагается кафе и похожий магазин. Так что всем посетителям рекомендую не толпится внизу, создавая огромную очередь в кассу. Можно на первом этаже набрать разной продукции, а расплачиваться уже наверху.

На лестнице находится замечательная пара в традиционных русских нарядах, сидящая за рюмкой чая.

Мы даже сначала решили, что это настоящие мужчины, которые проводят здесь время на радость посетителям. 🙂

Источник Саввы Сторожевского

Следующая наша остановка – святой источник в Звенигороде, расположенный вблизи скита преподобного Саввы. Он находится вне крепостных стен. Чтобы попасть туда, нужно пройти пешком или проехать на автомобиле около 1 км по указателям.

Скит был возведен на месте той пещеры, которую этот святой выкопал для себя и где провел долгое время. Сейчас эта пещера восстановлена. В XIX веке рядом с ней был возведен храм Саввы Сторожевского. К сожалению, большинство скитских построек не сохранилось, в богоборческие времена они были разрушены. Сейчас в скиту, как и в старые времена, живут монахи.

Там же располагается источник и купель Саввы Сторожевского, к которому всегда направляется множество паломников и жителей города. Нам пришлось отстоять небольшую очередь, пока несколько приехавших наполнят многочисленные фляги святой водой.

Здесь есть прекрасные и просторные купальни: мужская и женская. Очень большой предбанник, где можно переодеться. Далее располагается сама купель, отделанная кафельной плиткой. По удобным ступеням можно легко спуститься в прозрачную и ледяную воду.

Окунуться в этот прохладный мартовский день мы не решились! Но водички с собой привезли. Ох и вкусная!!!

А еще рядом с этим местом работает церковная лавка и есть небольшая смотровая площадка. А еще кафе и детская площадка с горками.

Удивительное и благодатное это место! Жаль, что приходится так быстро его покинуть, ведь сегодня нас ждет еще одна экзотическая и современная постройка: . Да не какая-то там Египетская, а самая настоящая — Московская!

Наша поездка по окрестностям Звенигорода состоялась 28 марта 2015 года. Вот наш маршрут на карте.

Чтобы удобно путешествовать по Подмосковному Звенигороду и области, можно на несколько дней легко снять в городе или пригороде квартиру или комнату на сервисе , или же через забронировать отель в любом удобном месте.

На карте ниже представлены другие достопримечательности и , где мне удалось побывать.

Дата создания: 1398 г. Описание:

История

Монастырь был основан в 1398 г. преподобным Саввой, Звенигородским чудотворцем, одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича.

В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV в. до начала XVII в., второй — с середины XVII в. до XIX в.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и кельи при нем. Площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась. Строились новые кельи, монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции.

Монастырь начал возрождаться при первом государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. В 1650-1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8-9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя прп. Сергия Радонежского (1651-1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения.

В стенах обители находился т.н. больничный монастырь с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундамент которой сохранился. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные постройки.

Алексей Михайлович избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое попечение об обители чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений.

При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.

В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.

В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят французами. Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал.

После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования.

Установление в честь прп. Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 г.

Особый след в жизни обители оставил ее настоятель епископ Леонид (Краснопевков), а значительная часть ремонтных работ в монастыре была выполнена на средства известного звенигородского благотворителя, владельца суконной фабрики в с. Ивановское Звенигородского уезда П.Г. Цурикова.

В XIX в. вышел капитальный труд по истории обители, написанный одним из виднейших представителей московской церковно-исторической школы — ректором Московской духовной академии С.К. Смирновым.

Особое покровительство монастырю оказывали великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна, причисленная ныне к лику святых.

В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.

В 1918 г. часть собственности монастыря была реквизирована. В 1919 г. были конфискованы мощи прп. Саввы, монастырь закрыли. В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Часть мощей прп. Саввы была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в московский .

В 1995 г. Саввино-Сторожевский монастырь был возрожден.

Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. торжественно перевез в нее мощи преподобного Саввы из Данилова монастыря.

22 августа 2007 г. Патриарх Алексий II освятил памятник Звенигородскому чудотворцу у северных ворот обители.

В настоящее время при Саввино-Сторожевском монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

Подворья монастыря

  • храм Успения Божией Матери на Городке (г. Звенигород Московской обл.);
  • храм Живоначальной Троицы (с. Ершово Одинцовского р-на Московской обл.);
  • храм Тихвинской иконы Божией Матери при Никольской больнице (с. Никольское Одинцовского р-на Московской обл.);
  • храм свт. Николая Мирликийского (с. Саввинская Слобода Одинцовского р-на Московской обл.);
  • храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (с.п. Ямкинское Ногинского р-на Московской обл.);
  • Саввинское архиерейское подворье (г. Москва).


Рассказать друзьям