Шамординский монастырь иконы. Присмотренная старость – милость Божия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Калужской области. Это старинный женский монастырь, с красивой архитектурой и интересной историей. Находится в очень живописном месте, рядом со знаменитым мужским монастырем — в деревне Шамордино.

Шамординский женский монастырь полное название имеет следующее: Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь. Сначала в деревне Шамордино в 1884 году была образована женская община, после постройки и освящения храма была создана обитель. Днем ее основания считается 1 октября 1884 года.

Первой настоятельницей монастыря была Софья — духовная дочь старца Амвросия. Отец Амвросий является основателем Шамординского монастыря, принимал деятельное участие в его формировании и развитии. Без него не решался ни один вопрос в монастыре.

Шамординский монастырь знаменит тем, что сюда принимались женщины любого состояния, возраста и здоровья. Обычно же в монастырь принимались здоровые, не очень старые женщины с денежным или имущественным вкладом. Поэтому на момент революции 1917 года в монастыре было уже 800 сестер.

Во время советской власти в 1923 году монастырь был закрыт, руководство монастыря отправлено в тюрьмы и лагеря, часть расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря размещался госпиталь. После войны в Казанском соборе открыли сельскохозяйственный техникум.

В марте 1990 года монастырь вновь заработал. Сначала в монастыре было всего 10 сестер. На территории монастыря жили семьи, которые не имели к нему какого-либо отношения, им пришлось переехать.

Исторические личности в Шамордино

Лев Толстой

Шамординский монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.

Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.

Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.

Булат Окуджава

После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы.

Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.

Природа

Женский монастырь в Шамордино расположен в очень красивом месте: на холме, на высоком берегу реки Серёны. Виды здесь просто замечательные.

Также есть три источника, купель, разделенная на мужскую и женскую половину. Для того, чтобы подойти к родникам надо спуститься по длинной лестнице из 300 ступеней. На лестнице есть обзорная смотровая площадка.

Архитектура

Главным зданием Шамординского монастыря является Казанский собор, построенный в 1901 году на деньги московского купца-чаеторговца Сергея Васильевича Перлова. Был освящен в 1902 году калужским архиепоспом Вениамином.

Собор построили на месте деревянной домовой церкви, он способен вместить 5 тыс. человек. Архитектором этого величественного здания является Сергей Владимирович Шервуд — сын знаменитого живописца, архитектора и скульптура Владимира Иосифовича Шервуда. Именно по проекту Владимира Шервуда был построен Государственный исторический музей.

Государственный исторический музей на Красной площади

Казанский собор

15-главый Казанский собор построен из красного кирпича, выполнен в русском стиле. Поэтому имеет присущие данному стилю декоративные узоры, резные наличники, арочные окна, высокое, украшенное резьбой крыльцо и т.д.

Женский монастырь Шамордино видео

Шамординский монастырь - это реальная история о том, что делу, которое благословил Господь, не страшны никакие преграды. Святыня долгое время переживала сложный период, но смогла побороть все проблемы.

Высокое назначение

Иногда для того, чтобы произошло одно или другое событие, должна сойтись не одна человеческая судьба. Так, при особых обстоятельствах, и возникла Казанская Амвросиевская пустынь.

Рассказ о создании этой обители следует начать с биографии Амвросия Оптинского - личности, без которой монастырь бы не заработал.

Этот человек появился на свет в 1812 году, в простой семье. Он был шестым из восьми детей. При рождении ему дали имя Александр. Отец мальчика умер молодым, поэтому семья переехала к дедушке по матери. Он работал священником. В такой обстановке будущий монах приучался к церковной жизни. Когда ребенок подрос, его отправили учиться в духовную семинарию. Там юноша выделялся спокойным нравом и способностью к наукам. Но перед выпуском из училища Александр сильно заболел. Практически умирая, он дал Богу обещание: если выживет, то примет постриг монаха. Тогда парень и не догадывался, что ему придется строить Шамординский

Болезнь оставила юношу, и он решил работать учителем в одном из духовных заведений. Так, Александр забыл об обещании. Но вскоре мужчина снова заболел. И вспомнил о том, что должен был сделать.

Вещий сон

Тогда он обратился к одному хорошо знакомому священнику за советом. Тот порекомендовал пойти в что до сих пор стоит в Калужской области. Там в 1842 году мужчина был пострижен и взял имя Амвросий.

Монах часто и тяжело болел, но не прекращал помогать людям. Одни шли к нему за благословением, другие - за помощью, третьи - за советом. Сегодня такого человека назвали бы талантливым психологом, но тогда он просто исцелял души.

Так к нему попал человек по фамилии Калыгин. Это был добрый и верующий мужчина, который планировал уйти в монахи. Всю жизнь он стремился к Богу. Однажды ему приснился странный сон. Над его землей, которая была неподалеку от Оптиной пустыни, в облаках стоял храм удивительной красоты. Тогда он не знал, но в виденье Всевышний ему показал Шамординский монастырь.

Помещик рассказал об этом Амвросию, а тот увидел во сне хороший знак. Старец предложил ему продать свои земли. Калыгин согласился, а вскоре после этого принял постриг.

Последняя воля богатой дамы

Неподалеку жила Александра Ключарева. Ее муж был глубоко верующим человеком, поэтому просил жену стать монахиней. Несмотря на то что ей нравилось веселье и гулянья, она приняла обет и взяла имя Амвросия. Поселилась недалеко от мужского монастыря. Вместе с ней были две внучки - Вера и Люба. Их мать умерла молодой, а отец веялся по миру.

Женщины был Амвросий. По его совету богатая дама купила землю помещика. Также она составила завещание, в котором отмечалось, что после смерти собственность будет принадлежать внучкам. Если и девочки не выживут, то на территории должна быть построена женская община. Последняя воля была выполнена, и много лет спустя здесь появился Шамординский монастырь.

В 1881 году бабушка умерла. Появился ее сын, отец девочек. Его не устраивало желание Любы и Веры посвятить свою жизнь Богу. Поэтому он договорился с Амвросием о том, чтобы дочек перевели в пансионат. Его возглавляла работала духовная дочь монаха, поэтому он с легкостью все устроил.

Тяжелая судьба

Когда Александра Ключарева составляла завещание, то многого не понимала, но лишних вопросов не задавала. Однако старцу было открыто больше информации. Вероятно, он умел толковать будущее, поэтому все его шаги были четкими.

Близняшки Вера и Люба очень привыкли к духовной жизни. Пансионат для них был местом неспокойным. На каникулах они спешили в родное село Шамордино. Там отдыхали от шумной жизни, читали молитвы. Когда один из прохожих спросил отца Амвросия, не малы ли дети, чтобы выполнять эти вещи, тот ответил, что они готовятся к тяжелой судьбе. Им не пришлось служить и увидеть Шамординский монастырь. Девочки заболели и умерли, не дожив до 12 лет.

По завещанию Ключаревой на земле должны были построить женскую общину. Первыми ее обитателями стали крестьянки, которые ранее были крепостными. После отмены рабства они остались работать у хозяйки. Также сюда пришли сироты и вдовы с детьми.

Дворянка-настоятельница

Когда еще девочки были живы, началось строительство. Монах выбрал непростой план, чем вызвал непонимание окружающих. По схеме, в здании был один большой зал и много маленьких комнат, напомивших каморки. Позже такой дом смог принять сразу десятки обездоленных женщин.

Возникла потребность в настоятельнице. Помогала развивать святыню София Болотова, которая была духовной дочерью монаха. Именно она способствовала тому, что община превратилась в известный Шамординский женский монастырь в Калужской области.

Эта женщина происходила из знатного дворянского рода. Вся ее семья была очень набожная и ставила веру выше своих потребностей. София вышла замуж в 30 лет. Но счастье длилось недолго. Через год муж умер. После похорон вдова родила девочку Надежду.

Лучшая кандидатура

Долгое время женщина, кроме того, что самостоятельно вела хозяйство и воспитывала ребенка, еще и находила время помогать бедным и обездоленным. Когда узнала о старце Амвросии, то решила просить его благословить на постриг. Но, встретив вдову, монах понял, что женщина еще не готова к такой жизни. Он приказал ей выйти замуж за одного мужчину, который жил поблизости. Болотова покорилась. С новым мужем в мире и большой любви она прожила 4 года, а затем он умер.

Тогда, в 1884 году, София вступила на пост настоятельницы и стала монахиней. Именно за время ее работы расцвел Шамординский монастырь, фото которого представлены в обзоре.

На эту ​​работу следовало просить разрешение у епископа, который сомневался в том, что простая женщина сможет управлять таким делом. Старец Амвросий поручился за свою дочь и отметил, что она лучшая кандидатура на эту должность.

Много добра сделала монахиня. Когда наследство, что оставила Александра Ключарева, закончилось, то строительство и все работы продолжались за счет Болотовой.

Забвение общины

Умерла матушка в 1888 году. За время ее руководства в общине проживало 250 женщин. Также был заложен храм. Сам старец заметил, что София была лучшая благочинная Шамординского монастыря, и другой такой не будет.

На этом посту ее сменила монахиня Евфросиния. Позже настоятельница ослепла и хотела отказаться от этой работы. Но отец Амвросий убедил ее продолжать выполнять свои обязанности. Сам старец умер в 1891 году. Это был большой удар не только для монастыря, но и для всего православия.

Святыня росла и развивалась вплоть до 1918 года. Тогда советская власть отобрала у общины земли. Некоторое время объект существовал как трудовая коммуна. Но в 1923 обитель закрыли. Одни сестры переселились в соседние села. Других замучили в тюрьмах и лагерях.

Возобновилась работа в 1990 году. Сооружение было заброшено и разбито временем, но все же не потеряло главного - своего духа.

Восстановленный собор

Среди живописной природы, на вершине холма стоит Шамординский монастырь. Как доехать до одноименного села, находящегося в знают не все. Объект расположен недалеко от города Козельск, в котором стоит не менее популярная мужская община Оптина пустынь. Общее расстояние от одного комплекса к другому - едва больше 10 км. Расстояние от столицы около 280 км.

После распада Союза на монастырь был тяжело смотреть. Все сооружения были полуразвалившиеся. Но, с помощью Творца, община возродилась. В 2005 году произошло повторное освящение отстроенного Казанского собора. Туристов поражает не только внешний вид храма, но и его внутреннее убранство. Многие посетители отмечают, что душа просто трепещет, когда любуешься бесчисленными прекрасными картинами, что сделали послушницы. Одни другие - стеклярусом.

Приятная атмосфера

Несмотря на более чем столетнюю историю, монастырь продолжает свою главную миссию - помогает обездоленным женщинам. На его территории есть больница, где проживают престарелые монахини. Сестринскую любовь и заботу здесь чувствуют абсолютно все.

Имеет и свою столовую Шамординский монастырь. Отзывы посетителей о кухне положительные. Паломники отмечают, что кормят здесь прихожан бесплатно и очень вкусно. Продукты послушницы выращивают сами. Очень нравится гостям и тот факт, что монахини едят вместе с туристами в одном зале. Так простые люди чувствуют себя еще ближе к духовной жизни.

Посетителям на выходе продают вкусные домашние пирожки с разной начинкой за небольшие деньги. Также можно приобрести магнит на память об этом необычном и интересном путешествие.

Целебная вода

Идут сюда паломники со всего православного мира за помощью. Кто-то хочет исцелить душевные раны, другим нужна телесная сила. Практикуют и лечение онкологии в Шамординском монастыре. Здесь есть святые источники, в которых гости могут искупаться. Вода обладает доброй энергией, нередко гости пьют ее и набирают из источника домой. Люди, побывавшие в общине, знают, что именно вера помогла им преодолеть жизненные невзгоды.

Туристы отмечают, что перед путешествием следует подумать над тем, что надеть. Дорога к источнику крутая. Купель расположена под монастырем. К ней ведут 240 ступенек. Поэтому лучше надеть что-то простое и легкое. Сестры позаботились о том, чтобы нездоровым людям было просто добраться до воды. На лестнице есть площадки с лавочками, где можно отдохнуть. Каждая из монахинь приветливая и добрая. Она подскажет вам, где можно поставить свечку за здоровье и кому помолиться. Здесь также есть чудотворные иконы.

Для тех, кто хочет больше узнать о комплексе, работает сайт, который постоянно обновляется.

Каждый посетитель отмечает, что Шамординский монастырь - это источник положительной светлой энергии.

Места силы. Шестидесятое – Шамордино

Перед впадением в Жиздру река Серена делает замысловатый зигзаг, в самой северной точке которого стоит Шамординский женский монастырь, основанный в 1884 году оптинским старцем Амвросием. В отличие от Шамордино место легкое. С высоты там такой вид на долину Серены, что хватаешь ртом воздух, как рыба, в первый (и, возможно, последний) раз увидавшая земную красоту. Основание Шамординской - история довольно печальная.

Амвросий родился в 1812 году в священнической семье. В баньке, поскольку в тот день в доме собрались гости. При крещении младенец получил имя Александр, а фамилию Гренков ему дали в духовном училище. В 1835 году семинарист Гренков тяжело заболел и, будучи при смерти, дал обет уйти в монастырь. В 1839 году пришел в Оптину пустынь, постригся с именем Амвросий, был келейником старца Льва , потом проходил послушание у старца Макария . В 1860 году, после смерти последнего стал духовником всей Оптиной.

Я уже объяснял, что такое оптинский старец. С утра до ночи он должен принимать людей - и мирян, и монахов, - всех выслушивать, всем помогать. 10-15 минут на сеанс, и - следующий. Никакой психотерапевт не выдержит такого каторжного режима, быстро сломается. Амвросий выдерживал такую жизнь тридцать лет. При этом почти постоянно болел, не раз бывал при смерти. Может быть, опыт жизни на грани смерти в сочетании с постоянной необходимостью вникать в проблемы чужой души - как раз то, что сделало Амвросия тончайшим психологом, с первого взгляда видящим любого насквозь. Популярность у него была бешеная, люди (и не только простецы, но и такие матерые инженеры человеческих душ, как Толстой с Достоевским) толпами шли к нему. И за духовным утешением, и за тем, чтобы при помощи старца как-то уладить свои житейские дела. Иные даже просили помочь с продажей своего имущества. Так, в конце 60-х однодворец Калыгин, решивший уйти в монастырь, попросил Амвросия продать кому-нибудь свой хутор у деревни Шамордино.

Помещица Александра Николаевна Ключарева была женщина богатая, веселая и вовсе не склонная к монашеству. А муж ее был очень склонен. И уговаривал жену постричься. Уговорил. Госпожа Ключарева постриглась в Белеве под именем Амвросии, но жила при Оптиной в собственном доме возле монастырской гостиницы. И при ней - две ее внучки, близняшки Вера и Люба. Их мать умерла после родов, а отец где-то жил своей жизнью. Вот Амвросий и предложил Амвросии купить для девочек землю Калыгина. Бабушка охотно согласилась.

В 1881 году Амвросия умерла, и ее сын стал предъявлять родительские права на одиннадцатилетних близняшек. Он не хотел мириться с тем, что его дочки воспитываются фактически в монастыре. Амвросий предложил компромисс: поместить Веру и Любу в Орловский женский пансион. Его начальницей была духовная дочь старца, так что близняшки оставались под присмотром. Так и сделали. Скоро, однако, выяснилось, что папаша не унимается: снял дачу, хочет, чтобы девочки провели лето с ним. Отчаянию Любы и Веры не было предела. Они-то всю зиму рвались из пансиона в Оптину. Обе почти от рождения прониклись монастырским духом. И слышать ничего не хотели ни о каком отце, ни о какой мирской жизни. С младенческих лет их любимым занятием было богослужение. Вместо баюканий кукол они постоянно устраивали дома молебны. Сами пели и привлекали домашних. Иные даже пугались: что-де это за игры для девочек!? Но Амвросий сказал: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, куда готовятся». И показал взглядом к небу.

Короче, когда стало ясно, что отец вот-вот заберет Веру и Любу, начальница пансиона, не дожидаясь окончания учебного года, погрузила девочек в тарантас крытый рогожей (Амвросий советовал нанять экипаж попроще, чтобы отец не смог узнать дочерей, если встретит в дороге) и отправила в сторону Оптиной.

Эта история кончилась плохо. Через несколько дней по приезде Вера слегла с дифтерией. Через три дня вслед за ней - Люба. Вера умерла быстро, Люба еще долго мучилась. Господин Ключарев, заставший ее в живых, вызвал доктора, но Люба отказалась от его лекарств, пила только святую воду. Просила молитв Амвросия и образок. Старец прислал распятие. «Значит, опять страдать», - сказала она.

По правде говоря, гибель девочек была давно уже предрешена. Еще когда они были совсем маленькими, Вера как-то спросила Любу: «Ты хочешь жить?» И та ответила: «Нет». Тогда Вера сказала: «Я все думала об этом и решила, что дольше двенадцати лет жить не стоит». Люба: «И я дольше не хочу жить». Так сестры беседовали многократно. И умерли за полтора месяца до своего двенадцатилетия.

Разумеется, прозорливый старец знал об их смерти заранее и задолго готовился к ней. Едва Амвросия купила хутор для девочек, как уже началось строительство, которым издали, исподволь руководил Амвросий. При этом Амвросия все удивлялась, зачем это батюшка предлагает такую странную планировку дома: большая зала в восточной части, а остальные комнаты - много клетушек. Это как-то не соответствовало представлениям помещицы о нормальном человеческом жилье. Но, будучи полностью под влиянием Амвросия, Амвросия не могла ему ничего возразить. Когда же умерли внучки, вдруг стало ясно, что столь странная планировка дома, поостренного в Шамордине, совсем не случайна.

Дело в том, что в завещании Амвросии (сделанном по благословению Амвросия) было сказано, что в случае смерти внучек, которым вообще-то отходило Шамордино, в нем должна быть устроена женская община. И на ее содержание был оставлен еще некоторый капитал. В результате смерть Веры и Любы положила начало новой обители, в активе которой уже изначально был удобный для сестринского общежития дом. А также - земля и денежные средства.

Грубый циник тут скажет: ну, все ясно. Мол, Амвросий стремился завладеть имуществом помещицы Ключаревой. Циник с фрейдистскими замашками скажет иначе: да, стремился, но бессознательным образом и - в самых благовидных целях, не для себя. Кощунство и глупость. Если кто и хотел прибрать к рукам Шамордино, то уж точно не Амвросий. А кто? Вот посмотрим: первыми тридцатью насельницами Шамординской общины стали женщины, жившие в Оптиной при Амвросии, а также - служившие ее внучкам. Эти общинницы и в дальнейшем, когда Шамординская обитель разрослась, оставались особой группой, которая даже носила специальное именование: ключаревские. Я вовсе не говорю, что эти женщины (некоторые из них были еще крепостными Ключаревых) могли что-нибудь предпринять для того, чтобы завладеть Шамординым, или имели хоть какое-нибудь претензии на него. Но, согласимся, есть высшая справедливость в том, что именно они наследовали госпоже Ключаревой. И для этого есть даже определенные сакральные основания.

Чтобы это как следует понять, надо вспомнить о той новой религии, которая с начала 19-го века постепенно стала овладевать российским обществом (я о ней уже , рассказывая об оптинских старцах). Божеством ее был Народ. Не народ (с маленькой буквы) как масса, толпа, население, но Народ как некая божественная сущность, которой поклонялись в лице просто народа, живых мужиков. Русская классическая литература (которую можно рассматривать как мифологию) наполнена образами всякого рода Платонов Каратаевых, Мужиков Мареев, Хорей и Калинычей. Это все «типичные представители народа», идеальные сущности, иконы. Однако какое отношение имеет реальная человеческая масса к тому идеальному существу, которое предносилось взору русского интеллигента, боготворящего народ? Самое прямое, ибо народ - богоносец. Каждый отдельный представитель народа может оказаться - ну, полным говном. Но народная протоплазма в целом - субстрат божественного Народа, который может проглянуть в любом мужике. Как, впрочем, и в представителе любого сословия.

Конечно, народопоклонники кадили Народу вполне бессознательно, не понимая толком, кому кадят. Русская мысль не посмела отделить бога (Народа) от его носителя (народа-богоносца). Потому что за разговоры о несанкционированных божественных сущностях можно было весьма поплатиться. К тому же все были ослеплены пропагандой, проводимой государственным православием в интересах еврейского бога, который, между прочим, изначально является , но только - еврейским, богом Авраама и Иакова. То, что он заключил союз с евреями, как раз и означает, что он - их национальный бог. Впрочем, у каждого народа есть свой божественный Народ.

В период формирования национальных государств (19-й век) весь мир (европейский) обратился к народным корням. В них искали основы национальной идентичности. И Россия тут не отставала. Ради курьеза: будущий славянофил Иван Киреевский в своем «Европейце» как раз предостерегал от того, чтобы подражать европейскому поиску национальных корней. Там, мол, «просвещение и национальность одно, ибо первое развилось из последней». А у нас «искать национального - значит искать необразованного». Это было написано в 1832 году, во второй части статьи «Девятнадцатый век». Но и много позднее Киреевский (уже сблизившийся с оптинским старцем Макарием) демонстрировал столь же полное непонимание сути проблемы: простой русский народ у него стал носителем подлинных христианских начал. Не языческих. И даже - не собственно народных…

Подобного рода недоразумениями переполнено русское любомудрие, путавшее народ и Народа. Но сегодня не так уж и трудно уловить эту разницу: народ - это то, что назвал массами, а Народ - то, что Юнг назвал нуминозом. Нуминозная сущность - это совершенно реальный и активно действующий демон, существо со своими таинственными заморочками и конкретными целями, способное вдруг схватить вас за горло и превратить в пророка, героя, подонка или придурка. Народ-нуминоз явился из недр коллективного бессознательного народа. И натворил руками этого народа много чего. Например, совершил революцию. Ее массовый энтузиазм (одержимость) и массовые же убийства (жертвы) - суть деяния Народа, берущего священный реванш, карающего свой народ за религиозную слепоту.

Ниспровергнув еврейского бога, Народ создал народную теократию, накормил (что бы там ни говорили) и обеспечил медицинской помощью население, разгромил германского бога-нациста, которого натравливали на Россию (Юнг и ), вышел в космос, наконец. Но так и не был идентифицирован в качестве бога, от которого зависит человеческая жизнь. И в частности - судьба правителей. Те, кто всуе поминал его имя («все во имя Народа»), были выброшены на помойку. Пришедшие им на смену ублюдки еще заигрывали с Народом под именем Электората. Теперь даже этого нет. Враги Народа пытаются снова загнать его в подполье бессознательного. Дело кончится кровью, когда станет нечего жрать.

В 1890 году, в период бедственного голода , потрясшего Россию, Амвросию явилась Богородица, парящая над хлебным полем в излучине Серены у Шамордина. Старец набросал эскиз видения и заказал своему ученику Даниилу (а в прошлом академическому живописцу Дмитрию Болотову) икону на этой основе. Получилось не слишком канонично, зато очень красиво: женщина с распростертыми руками благословляет в полете урожай. Амвросий назвал этот сюжет «Спорительница хлебов». Нашлись, конечно, ортодоксы, которые говорили, что это не православная икона, а просто какая-то картина. Но Народ в тот момент уже овладел душами православных. Икона в тысячах списках расходилась по стране. И помогала при засухе, неурожаях.

Шамординский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Не заметить монастырь нельзя - его главный храм расположен поблизости от деревни Шамордино, на вершине поросшей лесом горы. Высокий 15-главый собор, декорированный в русском стиле, издали кажется не то ожившей картиной Васнецова, не то шлемом витязя из древней былины. Уже у подножия вы почувствуете, что оказались в особенном месте. Доверьтесь своим чувствам - это действительно так.

Другая Россия

Коптящие трубы заводов и мануфактур, рев фабричных гудков - вот образ России конца 19 века. Но совсем рядом с промышленной Москвой, в тихой Калужской губернии незаметно происходит то, что в православии называют «духовным деланием». По благословению оптинского старца Амвросия в 1884 г. основывают новый монастырь - Казанскую женскую пустынь. За считанные годы обитель быстро разрастается, принимая даже самых бедных и обездоленных женщин - тех, кому дорога в другие обители была закрыта. Благодаря щедрым пожертвованиям московского чаеторговца С. В. Перлова возводятся многочисленные мастерские, монастырская трапезная, больница и главное украшение пустыни - Казанский собор. Перед первой мировой войной пустынь стала домом для почти тысячи монахинь и принимала паломников со всей России.

От монастыря к трудовой коммуне

Революция и гражданская война не пощадили обитель. Чтобы спасти монастырь от разорения и конфискации церковных ценностей, сохранить кров и пищу монахиням, в 1918 г. настоятельница игуменья Валентина (Розанцева) приняла непростое решение - просить новые власти о переименовании монастыря в трудовую коммуну. Нелегкий выбор... но он продлил жизнь обители на 5 лет. Лишь в 1923 г. монастырь расформировали окончательно: имущество было конфисковано, собор лишен крестов и обезглавлен, а окрестные земли передали соседнему колхозу. Изгнанных монахинь ожидали аресты, тюрьмы, ссылки и очень многих - мученическая смерть. Игуменья Валентина не увидела гибели монастыря и поругания святынь - она умерла в 1919 г.

Во время Великой Отечественной войны на территории пустыни располагался военный госпиталь. Сложно в это поверить, но хирурги в ходе многочисленных операций не потеряли ни одного раненого! Считать это чудом или нет, пусть каждый решает сам.

Возрождение

После 70 лет гонений Русская православная церковь начинает постепенно возвращать потерянное. 15 мая 1990 г. в ведение Московского патриархата передают и Шамординскую обитель. В том же году возобновляется монашеская жизнь и начинается реставрация построек. Самой трудной задачей было восстановление Казанского собора - в алтаре стоял проржавевший комбайн, стены закрывала огромная карта СССР, а пол было сложно разглядеть из-за груд мусора и битого кирпича. Лишь к 2005 г. собор удалось возродить в былом великолепии.

Реставрация обители во многом осуществлялась силами самих монахинь. Когда будете разглядывать великолепное убранство Казанского собора, вспомните о том, что иконы, витражи и вышитые бисером оклады - все это сделано в мастерских обители женскими руками.

Монастырь сегодня

Казанская Амвросиевская женская пустынь в наши дни имеет статус ставропигиальной. Это означает, что обитель подчиняется не епархиальному начальству, а непосредственно патриарху - таких монастырей за пределами московской области всего 5, и пустынь достойна высокого звания: помимо главного собора, в обители есть храмы в честь преподобного Амвросия Оптинского, храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Троицкий храм. Нельзя забыть и купальню у «Живоносного источника», к которому ведет лестница из 200 с лишним ступенек, богадельню постройки 1902 г., больницу, старую водонапорную башню, больше похожую на средневековый донжон, а также трапезную, в которой гости могут отведать блюда настоящей монастырской кухни. Добавьте красоту среднерусской природы, великолепный вид на реку Серену со специально оборудованной смотровой площадки, тишину, спокойствие, кристально чистый воздух... и вы поймете - даже самому закоренелому атеисту стоит здесь побывать.

Практическая информация

Территория монастыря открыта для посещения круглый год ежедневно с 8:00 до 20:00. Визит бесплатный.

Точный адрес: Калужская область, Козельский район, Шамордино. Если вы на машине, то до деревни по навигатору, а дальше на глаз - курс на купола Казанского собора (расстояние от Москвы порядка 280 км).

Как добраться общественным транспортом: от метро «Теплый стан» автобусами на Козельск, Хвастовичи или Сосенский. Выйти нужно в поселке Каменки, не доезжая до Козельска. Далее либо местным транспортом, либо (для сильных телом и духом) около 10 км пешком по указателям на Шамордино.

На территории Российской империи, было возведено огромное количество монастырей, храмов, церквей, соборов. Каждое строение было разработано и построено известными архитекторами своего времени. Постепенно подобные строения становились памятниками культуры, а теперь представляют историческое наследие. Среди таких достояний России женский монастырь в Шамордино.

Расположение

Каждый, кто хочет посетить это место, должен знать, как добраться в женский монастырь Шамордино. Обитель располагается в Калужской области, недалеко от одноименной деревни. В исторических документах, ее название отображено как Шевардино.

Монастырь находится в четырнадцати километрах от Козельска и в двадцати от По отзывам паломников, со стороны трассы Р-92 видны купола комплекса.

История появления монастыря

История Шамордино началась с 1884 года, когда Святейшим Синодом был издан указ, по которому в селе организовалась женская община. Ее опекуном выступала вдова Ключарева.

Дальнейшая судьба общины связаны с Софьей Болотовой. Та подала прошение в калужскую консисторию епископов в 1884 году о принятии пострига и вступлении в общину. Болотова получила добро на постриг. Ритуал состоялся в начале сентября того же года. При постриге ей оставили имя София.

Первого октября трудами преподобного Амвросия был возведен первый храм в общине. После его освящения, общину реорганизовали, а монахиня София стала первой игуменьей.

Обитель была бедной, денег на содержание монахинь, которых ежегодно становилось все больше и больше, не хватало. Однако отыскались спонсоры, которые выделили средства на строительство храма Свято-Казанского. Также в селе были построены еще две новые церкви.

На протяжении нескольких следующих лет количество монахинь росло уже с большой скоростью. Сестры в монастыре занимались не только богослужением, но и делами милосердия. Так, на прилегающей к монастырю территории был открыт милосердный дом и школа для крестьян.

В 1888 году Матушка София заболела. После нескольких месяцев тяжелой болезни она была пострижена в Великую схиму, а 24 января следующего года умерла.

Время расцвета

У женского монастыря в Шамордино был период расцвета. После кончины игуменьи настоятельницей была назначена монахиня Ефросинья. В 1987 году ее причислили к лику святых.

Монашеская обитель получила статус монастыря только в 1901 году. Тогда ей было присвоено название Свято-Амвросиевской пустыни. Кстати, в тот же год приняла сестра Льва Толстого.

До революции поднимался вопрос о присвоении монастырю ставропигиального статуса, но переворот помешал этому. В 1918 году в монастыре жила тысяча монахинь, а в 1923 году обитель закрыли.

Эпоха возрождения

Женский монастырь в Шамордино был заново открыт в 1991 году, указом патриарха Пимена. Игуменьей была назначена монахиня Сергия. На территории обители была сооружена церковь, посвященная иконе «Утоли мои печали». После этого здесь появились первые поселенцы, которые организовали быт.

Почитаемые иконы

По отзывам, в монастыре особо почитают две иконы: Казанскую и Спорительницу Хлебов. Первая осталась в обители от монахини Амвросии Ключарой. А икону «Спорительница хлебов» заказал старец Амвросий специально для Шамордино в 1890 году. В честь нее был построен храм.

В настоящее время эта икона находится в Литве, куда была перемещена иеромонахом Понтием. По преданию, ему явился старец Амвросий и велел забрать икону из храма и сохранить.

Посещение монастыря

По отзывам, женский монастырь Шамордино предъявляет строгие требования к посетителям. В намоленное место приезжают тысячи паломников со всей страны. Для них организована уютная гостиница. Ухоженная территория монастыря, красивейший источник со святой водой - все это оставляет у посетителей желание еще и еще раз вернуться в этот тихий и мирный уголок.

После посещения монастыря все гости и паломники оставляют исключительно положительные отклики и о приеме, о размещении и о самой обители.



Рассказать друзьям