Свято-Михайловский, Афонский мужской монастырь – фото, как добраться, карта. История создания Свято-Михайловского монастыря

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отдых в Адыгее доставляет удовольствие круглый год. Даже в зимнее время тут есть чем заняться. Провести время интересно, активно, познавательно есть возможность на многочисленных достопримечательностях края. Например, посетить полный загадок и тайн Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.

Расположение

Между поселками Каменномостский и Победа (ближе к Победе) расположен удивительный туристический комплекс. Он находится на горе Физиабго, вдоль и поперек изрезанной многочисленными подземными ходами и пещерами.

Эти места стремятся посетить не только паломники, но и простые туристы, предпочитающие совмещать развлечения с культурной программой, в процессе которой любоваться памятниками архитектуры, истории, не безразличных ко всему прекрасному. Узнавать больше интересного о крае, в котором находятся. Кстати, прямо на территории монастыря есть отличная база отдыха.

Жилье посуточно в этих краях

Каменномостский

Даховская

Гузерипль

Мы с женой и друзьями жили на (отличная турбаза с вкусными завтраками)

Особенности монастыря

Многие паломники приравнивают Михайловский монастырь к знаменитой Киево-Печерской лавре. Под ним также огромное количество подземных ходов, в которых ранее находились объекты значимые для монахов. Сегодня от них мало что осталось.

На территории постройки разных времен, многие древние сооружения были разрушены. На их месте появились новые строения. Все максимально гармонично и красиво. Архитектурная композиция удивительная, неповторимая и действительно особенная.


Среди старых зданий уцелел главный корпус монастыря, а также Трапезная, отдельные постройки хозяйственного назначения. В принципе отличить новые сооружения от древних не составит труда, даже людям, плохо разбирающимся в строительстве.

Недалеко от монастыря находится святой источник Пантелеймона Целителя. К нему съезжается огромное количество туристов, чтобы набрать воды, обладающей целебной силой. Некоторые граждане даже набирают по 5 – 7 пяти литровых баклажек «живой воды». Тут же есть и купель с родниковой (очень холодной) водой. По приданиям кто в нее окунется избавиться от многих недугов.

Хоть монастырь и мужской, посетить его могут представители и женского пола. Им на входе предлагают покрыть голову платком, а на брюки одеть юбку. Все это совершенно бесплатно, ведь святое место. Кстати, если пойдете к источнику не упустите возможность полюбоваться величественным горным хребтом. На смотровую площадку ведет дорожка, сворачивающая влево от тропы к источнику.

Важно: собираясь посетить источник Пантелеймона целителя, отправляйтесь сюда как можно раньше. В противном случае будете долго стоять в очереди. Людей тут всегда много. Зимой конечно меньше, но все же. Все это конечно очень интересно, но не меньший интерес вызывают исторические факты создания и развития главной достопримечательности Адыгеи.


История развития

Планирование строительства комплекса для верующих людей в этих краях началось еще в 1864 году. Тут было много казачьих станиц, верующих людей, но не было финансовой возможности построить и содержать храм. Правители Ставропольской епархии задумалось, где размещать сектантов, старообрядцев и так далее. Жители шести станиц и поселков горной полосы Закубанья решили самостоятельно собрать нужные средства, для возведения храма и места проживания для священника.

Планировалось выплачивать священнослужителю сто рублей пособия, а также ежегодно нанимать ему вестового. Но только в семьдесят четвертом году позапрошлого века епископ Герман попытался создать Свято-Михайловский монастырь. Крестьянин И. Трубин вместе с мещанином из Харькова И. Безверховым попросили разрешение основать около станицы Царской пустыню монахов. Эти два человека вели духовное, нравственное существование, служили церкви. Они стремились к ионической жизни, потому и прибыли в Екатерино-Лябежскую пустынь.

В то же время их как магнитом манило в Кавказские горы, наповал сражавшие своей красотой и величием. Именно они уверили в необходимости сооружения монастыря. При этом, эти воистину великие люди, понимали, что самостоятельно им данный вопрос не решить. Поэтому и пришли к станичникам за подмогой. Естественно получили положительный ответ.

Люди, проживавшие на территории Даховской, Севастопольской, Царской станицы и поселка Каменномостский, приняли решение отдать в дар 270 десятин своих земель. А верующие люди из Царской передали еще не построенному храму молитвенный дом. Одним из главных достоинством подаренных земель, было их высокое плодородие.


Подготовка к строительству длилась целых два года, но в процессе выяснилось – возводить какие-либо сооружения на этих землях нельзя. Потому что находилось во владении станичников, и не могло быть передано третьим лицам. А ведь люди уже были настроены на возведение великого храма, на территории которого еще и планировалось открыть школу для местных детей. Деньги и материалы есть, станичники готовы были принимать активное участие в строительстве.

Но в связи с запретом на сооружение святыни и пожертвования и ценности пришлось передать походной церкви Трухмянского пристава. Несмотря на отказ, идея строительства монастыря не угасла. В 77 году позапрошлого столетия снова было подано прошение наместнику Кавказскому о выделении 350 десятин земли станичников (на г. Физиабго) для строительства монастыря.

Весной этого же года, разрешение было получено и уже осенью, строительство Свято-Михайловского монастыря началось. Длилось оно чуть меньше двух лет. Было завершено весной 1879 года. Правда, за это время построили только первый храм, названный в честь Архистратига Михаила. Некоторое время он служил обителью монахов и местом проведения служб.

Еще один храм, сооруженный в честь А. Невского, открылся только через три года. А спустя еще четыре года возвели самый крупный и величественный храм – Успенский собор. Он был настолько велик, что свободно мог вместить одновременно до 1000 прихожан.


Со временем старцы стали обустраивать на г. Шахан кельи. Монахи построили на г. Физиабго храм Преображения Господня. А двое из них, почему-то считавших себя грешными людьми, вырыли ходы в недрах горы. Примерно в это же время была открыта церковная школа. Тут развернулась бурная деятельность.

Были построены ферма и скотный двор, сапожная и даже швейная мастерская, не говоря уже о прачечной и красильной. Была тут и своя кузня, больница, метеостанция и завод по производству алебастра. Монахи спокойно жили и трудились вплоть до гражданской войны. По ее окончанию, землю, инвентарь и постройки конфисковали.

В начале двадцатых годов прошлого века вообще сделали дом отдыха, а потом организовали коммуну. В то же время монахи тут смогли прожить до 28 года прошлого столетия. После монастырь закрылся уже официально, а всех обитателей распустили.

В ВОВ закрыли и базу отдыха, а на его месте обустроили дом людей с ограниченными возможностями. В сорок четвертом году власти вообще решили тут сделать ДТК (детскую трудовую колонию). Через два года был уничтожен Успенский собор, оставшийся материал использовали для строительства учебного заведения. В этом же году был уничтожен и хр. Преображения.


В шестидесятые годы прошлого века, колонию отсюда убрали. А уже в 72-м, на территории Свято-Михайловского монастыря открыли базу отдыха для туристов «Романтика». Борьба за возвращение строений и земли православной церкви началась только в начале девяностых годов прошлого века и продолжалась более десяти лет. Окончательная передача Михайловского монастыря состоялась только в начале нашего века, в 2003 году. С тех пор и началось восстановление разрушенных объектов, точнее, строительство новых храмов.

Чем интересен монастырь сегодня

Самое популярное место – Свято-Троицкий храм (переживший все вышеописанные события) это одно из крупнейших строений. Стоит также посетить храмы Успенский и Архангела Михаила. Еще одной местной достопримечательностью считается братская могила людей с ограниченными возможностями, убитых фашистами.

Не меньший интерес вызывают еще не до конца восстановленные сооружения: хр. Успения, Св. Александра, трапезная и дом, принимающий странников. Многие туристы, особенно паломники, стараются обязательно посетить склеп архимандрита Мартирия.

В окрестностях Свято-Михайловского монастыря также есть чем заняться. Это и конные прогулки, и посещение пещер, по пути к горе Физиабго. Подъем на гору, наслаждение панорамой. Те туристы, у которых времени достаточно, часто отправляются еще к реке Фарс, знаменитой своим каньоном.


Кстати, для паломников предусмотрена гостиница на 80 номеров, правда, по некоторым данным временно размещение в ней невозможно. В то же время в паломническом центре организовываются экскурсии в пещеры созданные человеческими руками, к монашеским озерам, Успенским кельям и к часовне царя Александра II.

Как добраться (доехать) до Свято-Михайловского монастыря

Вначале необходимо добраться до п. Победа. Сделать это можно на автобусе, идущим из Краснодара, через поселок Каменномостский. На машине доехать до Михайловского монастыря можно через Майкоп, в сторону Каменномостского. На въезде в поселок вас встретят указатели до святых мест. Так что заблудиться вряд ли получится. Тем более, если следовать координатам. Точные координаты и карта внизу страницы.

Адрес: район Майкопа, п. Победа, п/о Веселый, улица Родниковая 5.

Так же есть возможность связаться по телефону с отцом Варлаамом: 8 928 2682660 или отцом Михаилом по номеру 8 928 4660358.

Фото


Свято-Михайловский Афонский монастырь воистину является главной достопримечательностью Адыгеи. Я бы рекомендовал посетить его каждому туристу, проводящему время в п. Каменномостский и его окрестностях. А если вы уже были тут, порадуйте читателей и меня, описав свой опыт в комментариях.

 

Координаты: N44 17.4 E40 19.104.

История создания Свято-Михайловского монастыря

К 1864 году в горной полосе Закубанья появилось много казачьих станиц. Жители большинства из них были бедны и не могли себе позволить строительство и содержание храма. Ситуация, сложившаяся в новых станицах, вызывала обеспокоенность руководства Ставропольской епархии, так как в среде казаков-станичников было много представителей старообрядцев и даже сектантов, не было в Закубанье и условий необходимых для размещения монахов и духовенства. Всё это создавало предпосылки для того, чтобы в Адыгее появился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.

В сложившейся ситуации жители станиц Баракаевской, Царской, Абадзехской, Псеменской, поселков Баговского и Севастопольского приняли решение собрать средства для строительства храма и дома приходского священника, обеспечения духовенства средствами содержания, ежегодно выплачивать приходскому священнику пособие в размере 100 рублей, а также каждый год нанимать для священника вестового.

В 1874 году епископ Герман предпринял первую попытку основать православный Свято-Михайловский мужской монастырь в Закубанье.

Зимой 1874 года государственный крестьянин Исидор Трубин и мещанин из Харькова Илья Безверхов подали прошение об основании близ станицы Сахрайской (Царской) монашеской пустыни. Оба с малых лет испытывали влечение к нравственной, духовной жизни, служили при церквях и по зову сердца прибыли в Екатерино-Лябежскую пустынь, где могло быть удовлетворено их стремление к иноческой жизни. Однако неведомое чувство манило их к горам Кавказа, в те места, куда была выселена станица Царская. Увиденные места поразили монахов своей красотой и величием. Пробыв здесь некоторое время, оба они считали необходимым строительство монастыря именно в этом месте, однако понимая, что одного их мнения будет не достаточно, обратились за помощью к казакам-станичникам и получили поддержку. Жители ближайших станиц: Даховской , Севастопольской, Царской и Каменномостской подарили будущему храму 270 десятин общинной земли, а казаки станицы Царской в дополнении к этому передали будущему Свято-Михайловскому Афонскому мужскому монастырю молитвенный дом прежней Сахрайской станицы. Земля, которую казаки пожертвовали монастырю, отличалась плодородием, в изобилии здесь были ягоды и лесные плоды, все, что говорило о достатке экономического быта будущего монастыря.

Тщательно все обдумав, Илья Безверхов и Исидор Трубин решили, что строительство и обеспечение обители может быть осуществлено и без помощи государства, ведь строительные материалы для возведения монастырских строений имеются в достатке, а местные жители готовы были принять участие в строительных работах.

Исидор Трубин и Илья Безверхов полагали, что открытие Свято-Михайловского Афонского монастыря может благотворно сказаться как на коренных жителях, так и на казаках-переселенцах, на основе мужского монастыря можно было бы открыть школу для детей станичников.

Подготовив почву для возведения Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря в Адыгее, Илья Безверхов и Исидор Трубин обратились к епископу Герману за благословлением, чтобы приступить к строительным работам. По распоряжению епископа Германа Безверхова и Трубина временно перевели в Екатерино-Лебяжскую пустынь, где им предстояло изучить монастырские привила, а сам Герман в это время начал собирать сведения о месте расположения будущего монастыря и собранных на его строительство пожертвований. В ходе совершенных епископом Германом запросов к 1876 году стало ясно, что передача земли станичниками под строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря не имела законной силы, так как общинная земля не могла выходить из владения станичников, а тем более переходить в собственность иных лиц.

Так как устройство Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря разрешено не было, Герман передал пожертвования и ценности, собранные для строительства монастыря, походной церкви Трухмянского пристава.

Таким образом, первая попытка основания монастыря у станицы Царской не реализовалась, но мысль об открытии здесь монастыря продолжала жить.

В 1877 голу казаки-станичники обратились с прошением к наместнику Кавказскому дозволить выделить из станичных земель 350 десятин для строительства на горе Физиабго православного монастыря.

В мае того же 1877 года дозволение на строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря в Адыгее было получено. И в сентябре 1877 года строительство Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря началось. К апрелю 1879 года завершилось строительство первого храма в честь ангела-хранителя брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, Архистратига Михаила, первое время этот храм использовался и для служб, и для жилья монахов. Строительство второго храма в честь Преподобного Александра Невского завершилось в 1881 году. А спустя четыре года был возведен самый большой храм Свято-Михайловской Афонской мужской пустыни – Успенский собор, вмещавший в своих стенах до 1000 прихожан.

По предложению Мартирия, паломники, посещавшие Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, принимали участие в его дальнейшем благоустройстве. Каждый прибывающий в Свято-Михайловский Афонский монастырь паломник приносил с собой по камню на строительство.

Монахи, жившие в обители, жили в труде и молитвах. День монаха начинался в 2 часа ночи, когда начиналось богослужение, продолжавшееся до рассвета. После этого была трапеза и работы. В 12 часов звон церковного колокола призывал всех к обедне. От завершения обеденного богослужения и до начала вечернего богослужения у монахов наступало время отдыха. Нарушившие порядок наказывались дополнительными работами. Постоянно на территории Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря назначались дежурные, которые колокольным звоном собирали монахов на работы. Прихожане и паломники также должны были соблюдать установленный порядок.

Огромное внимание Мартирий уделял развитию старчества. Старцы Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря строили на горе Шахан кельи, где много молились и трудились. Монахи Свято-Михайловской обители вместе со старцами возвели на горе Физиабго Храм Преображения Господня, а двое старцев, посчитав себя грешниками, вырыли в горе подземные ходы.

При участии Мартирия при Свято-михайловском Афонском мужском монастыре открыли церковно-приходскую школу для станичников, попечителем которой стал инок Вакулин.

Влияние монастыря на ближайшие адыгейские селения было велико, монахи распространяли идеи православия, и постоянно боролись с последствиями раскола, который особенно сильно проявлялся в этой местности. Жили раскольники в ближайших селениях и оказывали заметное влияние на местных жителей. Монахи для борьбы с раскольниками активизировали проповедческую деятельность.

Благодаря Мартирию в монастыре было создано крепкое хозяйство: монахи выращивали технические культуры, занимались животноводством, на монастырских пастбищах выпасались коровы, лошади, волы, даже верблюды. На землях монастыря появилось много хозяйственных построек: ферма, скотный двор, сапожная и швейная мастерская, пекарня, кузница, прачечная и красильная. В монастыре построили алебастровый завод, метеорологическую станцию и больницу.

После завершения гражданской войны монастырские земли были конфискованы, а вместе с ними и производственные помещения, сельскохозяйственный инвентарь и оборудование. В 1926 году на землях прежнего Свято-Михайловского мужского монастыря открыли дом отдыха, а год спустя в стенах монастыря разместили коммуну «Владилен». Несмотря на произошедшие с монастырем изменения, монашеская жизнь в монастыре продолжалась до 1928 года, когда монастырь официально закрыли, а монахов распустили.

С началом Великой Отечественной войны Дом отдыха закрыли и на его базе создали дом инвалидов войны. В 1944 году, после освобождения Адыгеи, на территории Свято-Михайловского мужского монастыря властями была учреждена детская трудовая колония.

В 1946 году колонисты взорвали Успенский собор, из камня которого возвели новую школу. После разрушения собора были разобраны и другие строения монастыря для получения материала на строительство общежитий колонистов. Также в 1946 году на горе Физиабго колонисты взорвали Храм Преображения Господня.

В 1960-е годы детская колония была реформирована, а строения разрушенного монастыря перешли к Каменномостскому плодосовхозу. В 1972 году территория Свято-Михайловского мужского монастыря и остатки разрушенных зданий были переданы краевому Комитету города Краснодара по туризму, и там, где некогда была старая монашеская обитель, открыли туристическую базу «Романтика».

В 1992 году православные активисты Адыгеи начали борьбу за передачу Свято-Михайловского мужского монастыря Православной церкви. Борьба длилась целых двенадцать лет и только в 2001 году часть монастырских построек и земель была возвращена церкви. С этой поры начинается возрождение монашеской жизни в стенах Свято-Михайловской обители. Но большую часть обители по-прежнему занимала турбаза. Только в марте 2003 года состоялась окончательная передача монастыря Православной церкви.

После возвращения монастыря и его земель Православной церкви, первым его настоятелем стал иеромонах Мартирий, занимавший этот пост до 2004 года. При его участии налаживалось богослужение, проведены ремонтные работы Троицкого храма и келейного корпуса, у Свято-Михайловского монастыря (Адыгея) появилась своя пасека и собственная техника. После Мартирия новым настоятелем стал иеромонах Пимен. При нем обустройство и развитие монастыря продолжилось, количество членов монастыря увеличилось до 20 человек.

В настоящее время настоятелем монастыря является иеромонах Герасим, назначенный в 2006 году. За прошедшее время на месте старого храма был возведен храм Архистратига Михаила, освещение которого состоялось в августе 2008 года. Известность монастыря растет с каждым годом, количество паломников и страждущих увеличивается ежегодно.

Интересные места, включенные в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь и его окрестности

Как правило, свое знакомство со Свято-Михайловским Афонским мужским монастырем туристы и паломники начинают со Свято-Троицкого храма, самого крупного храма на территории монастыря.

В центре расположен Успенский храм.

Ещё один храм – храм Архангела Михаила.

Среди других достопримечательностей на территории Свято-Михайловского монастыря (Адыгея) можно отметить братскую могилу инвалидов, убитых немецкими фашистами и ещё не до конца восстановленные постройки: храм Святого Александра, странноприимный дом, трапезная. Также идет работа над восстановлением храма Успения Божьей Матери. Существует спортивная площадка.

Отдельно стоит выделить склеп архимандрита Мартирия.

Очень многие туристы отмечают необыкновенно вкусный монастырский чай, пирожки и блинчики с множеством начинок.

За территорией монастыря в ближайших окрестностях находится конюшня, где организовываются туристические поездки на лошадях.

Также, прибыв в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь (Адыгея), стоит направиться в сторону горы Физиабго , посетить по дороге пещеры, а также подняться на вершину горы и испить воды из святого источника. С вершины горы открывается отличный вид на окрестности, впрочем, те, кому подъем на вершину Физиабго не под силу, могут довольствоваться панорамой, открываемой с обзорной башни турбазы, пристроенной к храму Святой живоначальной Троицы. А если у вас достаточно времени, прогуляйтесь до реки Фарс и её каньона.

Фото: Павел Панько, Distance X, А.В. Макарова, albertino-mourico, Татьяна Ледовская, Екатерина Свиридова

Города Ижевска, является собор св. Архистратига Михаила. Это великолепное сооружение имеет трагическую историю, но сегодня оно предстает перед верующими во всей своей заново воссозданной красе. Кроме того, Свято-Михайловский часто становится местом проведения семинаров, религиозных бесед и других мероприятий, направленных на восстановление духовности и борьбу с некоторыми пороками современного общества.

Предыстория

Первый храм на месте собора, где с середины 18 века находилось городское кладбище, был построен еще 1765 году. Позже его снесли и возвели там церковь Однако и это сооружение не имело долгой истории, так как сгорело в 1810 году. Спустя 45 лет на том же месте построили 30-метровую часовню, которую освятили во имя Архангела Михаила, в честь святого покровителя великого князя начальника всего оружейного производства в Российской империи.

История возведения храма

В 1876 году в Ижевске началась кампания по сбору средств на строительство нового большого собора. В ней активное участие приняли все горожане вне зависимости от своего имущественного положения. Например, известно, что рабочие местного завода перечислили в фонд строительства часть своей зарплаты. Крупные благотворительные взносы сделали и многие именитые ижевцы, в том числе купцы. Нужная сумма была собрана к 1897 году, и тогда же в фундамент будущего собора был заложен первый камень. Через десять лет, когда основное здание было практически готово, строительство пришлось законсервировать. Лишь в 1915 году удалось освятить главный престол, а сам храм получил статус бесприходного, приписанного к Александро-Невскому собору.

Несмотря на то что смута помешала реализовать проект в полной мере, сооружение получилось весьма значительным. Достаточно сказать, что первый Свято-Михайловский собор (Ижевск), построенный в 1907 году, имел высоту 70 метров, а диаметр его основания составил 43 метра. Храм был виден с 20-километрового расстояния, и у него было 10 глав и 11 колоколов.

В 1929 году Свято-Михайловская церковь была отобрана у верующих и опечатана ижевской милиции. Затем ее передали местному краеведческому музею, а в 1937 году было принято решение о сносе здания. Таким образом, было уничтожено сооружение, построенное, как говорится, всем миром, а его место занял сквер, который стал любимым местом для прогулок ижевцев.

Возрождение храма

В 2000 году властями Удмуртской республики было принято решение о необходимости воссоздания уничтоженного храма на том же месте, где он находился до сноса. Уже в 2004 году в основание будущего сооружения был заложен освященный крест. Строительство велось ударными темпами. В результате в мае 2007 года был освящен нижний предел собора, а в августе — главный престол. Тогда же состоялась первая литургия, которую в присутствии высших должностных лиц Удмуртии провел патриарх Алексий Второй.

Оформление интерьера и святыни

Восстановленный храм имеет богатое внутреннее убранство. Достаточно сказать, что настенная живопись собора выполнена художниками, приглашенными из Палеха, по образцам фресок московского храма Христа Спасителя. Примечательными деталями интерьера являются также резной иконостас главного предела и единственный в Удмуртии фаянсовый иконостас нижнего храма, изготовленный на Урале.

Святыни

Свято-Михайловский собор (Ижевск), фото которого украшают большинство туристических путеводителей по этому городу, знаменит не только своим внутренним убранством и величественным архитектурным обликом. Ведь там можно поклониться многим православным святыням. В частности, в соборе хранится чудотворная икона 16 века с частицами мощей святых апостолов Варфоломея, Луки, Иакова, Матфея, Марка, святителей Григория Богослова, Николая Чудотворца, Василия Великого, а также святого князя Александра Невского, Георгия Победоносца, архидиаконов Лаврентия и Стефана и преподобного Ефрема Сирина.

Свято-Михайло-Афонский монастырь, или просто Михайловский мужской монастырь, как его называют расположен в Адыгее, рядом с Хаджохом - поселком Каменномостским.

Это одна из главных достопримечательностей Каменномосткого. Паломники и туристы стекаются ради Михайло-Афонского монастыря и святого источника со всей страны.

Свято-Михайло-Афонский мужской монастырь

Свято-Михайло-Афонский монастырь - самый высокогорный монастырь в нашей стране, и один из самых загадочных. Дело в том, что монастырь стоит на горе Физиабго, и вся гора под монастырем испещрена потайными ходами и таинственными пещерами. Когда-то у монахов под землей были мастерские иконописные и богатейшие библиотеки, а также святилище святых мощей.

Сейчас многие ходы завалены и найдена лишь часть былого великолепия. Сам монастырь, основанный в 1877 году, был разрушен в 1928 году. Многие здания были взорваны.

Но остались некоторые постройки, которые живы до сих пор - Трапезная, основной корпус монастыря, некоторые хозяйственные постройки. Остальные здания были построены уже в наше время. Старые и новые сооружения легко отличить друг от друга.

На территорию Свято-Михайло-Афонского мужского монастыря пускают и и мужчин, и женщин. Перед входом женщинам выдают юбки и платки. Все бесплатно, естественно, это же храм.

Святой источник Пантелеймона целителя

Через монастырь к источнику не пройти. Нужно выйти за ворота и по стрелкам пойти в гору. Святой источник Пантелеймона целителя находится почти на самой вершине горы. Дорога к источнику выложена брусчаткой, широкая и ровная, очень часто по пути стоят лавочки, где можно отдохнуть.

Не доходя несколько метров до источника и купели, идет ответвление тропинки влево. Это дорога на видовую площадку, откуда открывается вид на Кавказский хребет.

Мы прошли до источника. Народу там обычно очень много. Так что если нет желания стоять в очереди, лучше приезжать как можно раньше.

Это источник, где можно набрать святой воды. Люди многие набирали прямо пятилитровыми бутылями, штук по 5-10 таких бутылок. Зачем столько святой воды - я не представляю.

Это купель. Вода там родниковая и всегда очень холодная. Считается, что там целебная вода и окунувшись в купель, избавляешься от болезней. Может быть так и есть. А я бы не рискнула там купаться.

Адрес монастыря:

  • Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Победа, п/о Веселый, ул. Родниковая, 5


Рассказать друзьям