Теоретические основы проведения уроков чтения в школе VIII вида. Консультация для педагогов «Роль внеклассного чтения в познавательном развитии воспитанников коррекционной школы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

При подготовке к чтению текста, содержащего общественно-исторические сведения, учитель должен определить, как данная тема связана с предыдущим материалом, имеются ли у учащихся знания по данной теме или она новая. Необходимо учесть, дает ли изучаемое произведение новые знания или расширяет, подтверждает и закрепляет ранее полученные знания (в данном или предыдущем классе), так как от степени известности материала зависит доля самостоятельности работы детей. Они могут составить характеристику героев, дать оценку их поведения, описать бытовую или историческую обстановку. Знакомство с отдельными фактами, описываемыми в произведении, должно быть наглядным с использованием исторических картин, портретов, рисунков, имеющихся в книгах для чтения. В ходе подготовки к уроку учитель намечает виды чтения и продумывает приемы объяснения новых слов, которые в ходе работы над произведением должны войти в активный общественно-исторический словарь учащихся, подбирает дополнительный материал. Урок чтения произведения общественно-исторического характера может включать следующие основные моменты (этапы):

I этап – предварительная работа. На этом этапе работы учитель сообщает заглавие произведения, называет его автора, готовит учащихся к усвоению содержания путем беседы или вводного рассказа, объясняет значение тех слов, без которых понимание текста будет затруднено (слова обязательно записываются на доске с ударением и прочитываются вслух). II этап – громкое чтение текста по логическим законченным абзацам, сопровождаемое словарной работой, беседой о прочитанном по вопросам. При этом во 2–3 классах вопросов, исчерпывающих содержание прочитанного, дается больше, чем в 4–6 классах. Кроме того, можно заметить нарастание трудностей в выполнении учащимися самостоятельных заданий: во 2–3 классах дети читают под руководством учителя и только после того, как он сам прочитал данную часть текста; в 4 классе легкие тексты читаются учащимися по частям самостоятельно, но учитель дает к ним предварительно вопросы, задания или готовый план; в 5–6 классах и легкие, и трудные тексты читаются учащимися самостоятельно, причем дополнительно к тем вопросам и заданиям, которые даются в книге для чтения, ученики готовят и свои вопросы к прочитанному.

III этап – повторное чтение текста детьми, сопровождающееся заданиями, которые углубляют и обобщают прочитанное. К ним относятся: составление плана (подбор заголовков для каждой логически законченной части текста); работа с деформированным планом, когда пункты плана не соответствуют содержанию читаемых и анализируемых учащимися частей; разграничение частей текста по готовому плану, данному учителем; составление в 4 классе плана под руководством учителя; составление в 5–б классах плана с помощью учителя и самостоятельно, если текст легкий по содержанию; выборочное чтение, в процессе которого восстанавливаются причинно-следственные связи событий или их последовательность; повторное громкое чтение с нахождением границ отдельных частей текста.



IV этап – обобщение материала прочитанного произведения, когда с помощью учителя дети объясняют заголовок или формулируют выводы.

V этап – беседа краеведческого характера или работа над дополнительно подобранным иллюстративным материалом.

VI этап – закрепление содержания текста путем пересказа по плану, по вопросам учителя. Во 2–3 классах учащиеся пересказывают каждую часть текста только подробно, а в 4–6 классах этот пересказ может быть и подробным, и кратким, и выборочным. Кроме пересказа для закрепления содержания прочитанного учитель может проводить и заключительную беседу по узловым вопросам текста.

Методика обучения чтению в коррекционной школе предусматривает:

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Обеспечение доступности анализа создается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы. Доступность понимания читаемого достигается за счет возможности опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей, знания учащихся по истории России, а также за счет специального отбора жанров произведений.

Программа 5 класса включает в себя произведения устного народного творчества: считалки, заклички, потешки, пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки, сказки других народностей, произведения о родной природе, о друзьях-товарищах, басни, произведения о животных, о прошлом нашего народа произведения зарубежных писателей, коми-поэтов, коми-писателей.

С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Учащиеся знакомятся с произведениями или отрывками из них классиков русской литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает возможность учителю к концу обучения систематизировать знания детей с ограниченными возможностями здоровья в области русской и современной литературы.

Изучая методики преподавания педагогов-новаторов, печатные труды, статьи журналов "Начальная школа", "Дефектология", "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития", здоровьесберегающие технологии, я заинтересовался работой преподавателя русского языка и методики его преподавания Л.С.Васильевой. Часть этой методики возможна для преподавания в начальном, среднем звене коррекционной школы. Основываясь на работах этого преподавателя, разработал задания для уроков чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида, для "речевых разминок".

Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах . Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания и т.д., что затрудняет выработку других качеств чтения.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения ("речевая зарядка" или "разминка"), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении. Если в начальном звене материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке, то в 4-5 классах нужно сохранить "разминку", наполнив ее новым содержанием. В течение все тех же 4-5 минут учащиеся читают тексты, которые напечатаны на карточках. Они могут быть одинаковыми для всего состава класса, но возможны и различные варианты для каждого ученика. Подбор этих текстов должен осуществляться с учетом некоторых требований:

  • доступность содержания;
  • простота структуры слов и предложений, входящих в текст;
  • относительная занимательность сюжета;
  • ограниченность объема пределами количества слов, который предусмотрен программой для проверки техники чтения.

Оптимальное время проведения "разминки" - начало или конец урока.

"Методика работы в период "разминки"

1. Учащиеся читают текст на карточках про себя (не более 1-1,5 минуты), готовясь к быстрому, плавному чтению,

2. Один - три ученика вызываются для чтения своих текстов вслух с обязательным выполнением данной учителем установки.

3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос либо учителем, либо читающим учеником.

4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища (можно с помощью "светофоров", например "зеленый" - "5", "желтый" - "4", "красный" - "3"), комментируя эту оценку.

Слабым чтецам предлагается еще более упрощенные тексты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.

"Речевые разминки" необходимы и для развития беглости чтения - такого темпа, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.

Только в 6-м классе основной состав учащихся коррекционной школы VIII вида начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи.

Примеры "речевых разминок".

1) Прочитай перевертыши ритмично, быстро, четко:

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала верхом
В нанковой карете.

А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.

Кто-то на небо взглянул -
Там землетрясение,
Отчего-то кот чихнул, -
Завтра воскресение.

1. Кто такая баба?

2. Что такое рассвет?

3. Что такое карета?

4. Что означает слово "нанковая"?

5. Что такое "землетрясение"?

2) Прочитай перевертыш:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике,
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.

1. Что значит "дубасить"?

2. Что такое "ворота"?

3) На одном дыхании, произнеси скороговорку:

а) Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла, да норы не дорыла.

Стоит поп на копне
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

1. Кто такой "поп"?

2. Что такое "колпак"?

3. Что такое "копна"?

На дворе трава,
На траве дрова.

4) Прочитай скороговорку быстро и отчетливо:

Сыворотка из-под простокваши.

Задание: 1. Объясни слово "сыворотка".

5) Прочитай прибаутки ритмично, бодро:

Как по речке по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
К верху бороду держал.

б) Коси, коса, Пока роса. Роса долой, Косец - домой!

1. Что такое коса? Для чего она нужна?

2. Кто такой "косец"?

Стучит, брячит на улице,
На что тебе сено?
Фома едет на курице,
- Коровок кормить.
Тимошка на кошке
На что тебе коровки?
Туда же по дорожке.
- Молоко доить.
Куда, Фома, едешь?
На что тебе молоко?
Куда погоняешь?
- Ребяток поить.
- Сено косить.

Задание: 1. Объясни смысл слова "брячит".

7) Прочитай несколько раз докучную сказку. Соблюдай интонацию перечисления:

а) Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

1. Кто такие "кулик", "журавль"?

2. Объясни смысл слов "сенцо", "польцо", "стожок".

б) Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

в) - Рассказать ли тебе докучную сказочку?

Расскажи.

Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

Не надо.

Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

8) Прочитай детскую народную песенку весело, задорно:

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка...

Задание: 1. Объясни смысл слов "пуще", "гуще".

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко -
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.

Вопрос: 1. Что такое "веретешечко"?

9) Прочитай скороговорку сначала ритмично по слогам, потом еще раз ускоряя темп. Старайся четко произносить слова, звуки.

а) В печурке три чурки, три гуся, три утки.

б) У быка губа тупа, Бык, бык тупогуб.

в) В один, Клим, клин колоти.

10) Прочитай считалку ритмично, четко, громко.

Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар.
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар!
Аты-баты - сколько стоит?
Аты-баты - три рубля!

Над рекой росла
Там гуляла
Рябина,
Ры - би - на,
А река текла -
Эта рыба -
Рябила,
Рыбий царь,
Посредине -
Называется
Глубина,
Пескарь!

Задание: 1. Найди три похожих слова, объясни их смысл.

11) Прочитай русскую народную колыбельную песенку напевно, ласково.

Еще серые коты
Из-за моря шли,
Из-за моря шли.
Много сна нанесли,
Все по зыбочкам несли.

Вопрос: 1. Что такое "зыбочка"?

С помощью "речевых разминок" не только развиваются навыки правильности и беглости чтения, но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методикой чтения басен, стихотворений в коррекционной школе VIII вида при последующем разборе обязательно включаются вопросы и задания следующего характера:

3) Научитесь выразительно читать стихотворение. Каким голосом - тихим или звонким - нужно читать стихотворение? Какое чувство нужно передать, читаю о воробышках, о вьюге? Как это можно показать голосом? (Стихотворение С.Есенина "Поет зима - аукает, ...")

4) Докажите, какое это стихотворение по настроению, грустное или веселое, полное надежды. Как его нужно читать? (Стихотворение Е. Серовой "Подснежник")

5) Выберите слова, которые передают настроение автора: спокойное, светлое, мечтательное, ликующее. Передайте голосом настроение. При чтении обратите внимание на знаки препинания. (Стихотворение И.Бунина "Первый снег")

6) Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно: подумайте, какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно, какие - ворчливым тоном, передающим досаду мальчика, какие - звонким, веселым голосом. (Стихотворение Я.Аким "Весна, весною, о весне")

7) Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Каким голосом нужно читать строки, в которых описывается беда муравьев? Какие строки вы прочитаете спокойно? Какую часть нужно прочитать сильным, гневным тоном? Научитесь выразительно читать стихотворение. (Стихотворение С.Михалкова "Будь человеком".)

Таким образом, уроки чтения дают богатый материал для обогащения эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В "речевые разминки" можно включать прочтение стихотворений с выражением определенных чувств, либо определенной интонации:

1). Прочитай с удивлением стихотворение "Это снег?" (Генрих Сатир):

Рано-рано
На траве?
Выпал снег.
Не может быть!
Удивился человек:
В октябре?
"Это снег?
Не может быть!!!
Не может быть!
Неужели это снег?" -
На дворе?
Не поверил человек.
Не может быть!

2) Прочитай стихотворение С.Д.Дрожжина, вырази голосом, темпом - мечту, надежду.

Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые,
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.

3) Прочитай неторопливо стихотворение "Птичка" А.Н.Плещеева. Вырази голосом, темпом грусть, жалость.

Для чего, певунья птичка,
И тростник сухой и желтый
Птичка резвая моя,
Клонит ветер до земли.
Ты так рано прилетела
Вот и дождик, посмотри-ка,
В наши дальние края?
Хлынул словно из ведра,
Заслонили солнце тучи,
Скучно, холодно, как будто
Небо все заволокли;
Не весенняя пора!

4) Прочитай стихотворение Д.Хармса "Я проснусь..." неторопливо, спокойно, вырази голосом просьбу.

Я сегодня лягу раньше,
Ты поставь на стол варенье,
Раньше лампу погашу,
- Я проснусь в одно мгновенье,
Но зато тебя пораньше
Я проснусь в одно мгновенье,
Разбудить меня прошу.
Чтобы чай с вареньем пить.
Это просто удивленье,
Как легко меня будить.

"Речевые разминки" необходимы и для выработки выразительности чтения - такого качества чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание прочитанного. В "речевые разминки" можно включать задание: "Прочитай выразительно стихотворение".

В методике обучения навыкам чтения в коррекционной школе VIII вида эффективными приемами выработки выразительности чтения является чтение по ролям, драматизация текста. В процессе их учащиеся вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.

Большинство текстов по чтению учебника для учащихся 5 класса содержат диалоги. Диалоговое, ролевое чтение применяется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло.

При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений. Я использую рассказы и сказки Эдуарда Шима, стихотворения Ирины Токмаковой.

1) Э.Шим "Белка и Енот"

Белка - неряха, Белка - грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!

Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.

А для чего?

Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила, а теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?

2) "Заяц и Ежик"

Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе - волки бегут или медведи бредут...

Не бойся... Это я, Ежик.

Чего же ты, бессовестный, такой шум понял?!

Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул - и сам от страха трясусь!

3) "Сорока и Медвежонок"

Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

Ты ее в дугу сгибаешь?

Ты ее ободрать хочешь?

Отстань, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграть, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!

4) И.Токмакова "Уж и Лягушка"

Глупый Уж, старый Уж, давай в догонялки играть!

Удирай, квакушка, пока цела.

А я не боюсь, а я не боюсь! У меня четыре лапки, а у тебя ни одной нет. Разве догонишь!

Еще как догоню-то. С пенька соскользну, в траве прошмыгну, вмиг ухвачу.

А я от тебя в воду - и была такова!

И в воде не скроешься. Я с берега нырну, хвостиком вильну, настигну.

А чего же ты тогда играть не хочешь?

Уже досыта наигрался. Две лягушки - хвастушки в моем пузечке!

5) "Разговор Большой Ели и Мушки"

Ты кому, большая елка,
- Что ты, глупенькая Мушка,
В небе пасмурном киваешь?
Я не шью и не тачаю,
И не ты ли втихомолку
Я тихонько на верхушке
Тучи с тучами сшиваешь?
Ветер маленький качаю.

Помимо того, что данные произведения легко читаются, нравятся детям, обладают незамысловатым занимательным сюжетом, в них скрыта смысловая догадка.

Смысловая догадка играет большую роль в формировании навыка беглого чтения. Для развития смысловой догадки к текстам предлагаются следующие задания:

1) Прочитайте заголовок, скажите, о ком пойдет речь в этом рассказе, стихотворении.

2) Рассмотрите иллюстрации к тексту (красочные иллюстрации из детской книги с изображением героев).

3) Прочитайте текст про себя, распределите предложения по ролям.

Таким образом, целенаправленное действие словом дает шанс учащимся с ограниченными возможностями здоровья выразить свое отношение к прочитанному, углубляя и закрепляя в их сознании мысли, чувства и оценки, родившиеся в процессе освоения текста.

Главная задача уроков чтения--выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У детей с нарушением интеллекта исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления .

Нужно отметить, что уроки чтения в школе VIII вида делятся на два этапа:

Объяснительное чтение

Литературное чтение

Объяснительное чтение - предполагает, прежде всего, размещение произведений в учебниках в зависимости от тематического принципа. Объяснение содержания произведения и его разбор опирается на имеющийся у детей опыт или на те явления, которые проходят в данный момент перед их глазами.

Литературное чтение - имеет монографический принцип расположения материала (хронологический). Отводится несколько уроков на изучение творчества одного писателя. Объяснение и разбор произведения опирается на знания детей, но не исключается также опора на их опыт. Изучается биография писателя. Используются произведения как малых, так и крупных форм. Появляются повести пьесы, поэмы, отрывки из романов, баллады .

Структура учебников по чтению обусловлена программными требованиями. Во 2--6-м классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы («Что такое хорошо?», «Дружная семья», «Наша Родина» и др.). Такое расположение материала дате возможность опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей. Начиная с 5-го класса, к разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. Доступность понимания читаемого достигается также и за счет специального отбора произведения по жанрам. В книги для чтения для 2--6-го классов включают, как правило, произведения малых форм: небольшие по объему и доступные по сюжету рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы, загадки. Кроме художественных произведений в учебники помещают научно-популярные статьи. Их содержание в учебниках для младших классов во многом отражает тематику уроков развития устной речи.

С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Школьники знакомятся с произведениями классиков русской литературы или с фрагментами из этих произведений, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает педагогу возможность к концу обучения систематизировать знания детей в области русской и современной литературы.

Заметно увеличивается объем текстов, усложняются сюжет, образность его передачи, становится более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений, сказок, в учебниках для 7--9-го классов даются фрагменты из художественных произведений больших форм (повести, поэмы, баллады) .

Усложнение содержания произведений требует работы не только по актуализации опыта детей, но и по формированию знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, об обстоятельствах биографии автора, послуживших источником творчества, и др.

Последовательность в отработке навыков чтения определена программой по русскому языку для специальной (коррекционной) школы. В 1-м классе у детей формируют навыки орфографически правильного слогового чтения, умение отвечать на вопросы. Во 2-м классе продолжается работа над слоговым чтением с последующим переходом к чтению целыми словами структурно простых двухсложных слов. Детей учат пересказывать близко к тексту содержание прочитанного материала. В 3-м классе школьники продолжают овладевать навыком чтения целыми словами. По мере накопления слов, воспринимаемых глобально, усвоения знаний об ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных учащиеся поэтапно переходят на орфоэпическое чтение. Они учатся читать безударное [о] как [а], оглушать звонкие согласные на конце слова, читать ого -- его как [ова] -- [ева] и др. В этом же классе со второго полугодия школьники начинают читать несложные тексты про себя, передавать содержание прочитанного в лицах. В 4-м классе закрепляются навыки правильного, осознанного и выразительного чтения. Школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ прочитанного текста. В 5-м классе продолжает совершенствоваться техника чтения, а в 6-м классе учащиеся должны быть подведены к беглому чтению. Основное внимание здесь и в последующих классах уделяется осознанию читаемого. В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном главную мысль, выявлять свое отношение к поступкам действующих лиц, давать им характеристику, находить средства языковой выразительности, пересказывать текст полно и кратко, с изменением лица рассказчика, делить произведение на части, озаглавливать их.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что ученик для успешного овладения чтением должен обладать следующими коммуникативными умениями:

Желание общаться

Умение слушать

Умение ориентироваться в ситуации

Умение планировать и реализовывать высказывание

Знание норм и правил общения

Умение осуществлять контроль за речью

Рассмотрим дислексию и ее виды.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдаются следующие виды дислексий:

1. Фонематическая дислексия. Вызывается недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. В связи с этим фонематические дислексии подразделяются на две подгруппы:

а) Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, т.е. неточным различением звуков речи. В процессе чтения у детей обнаруживаются трудности в усвоении и различении соответствующих букв, что проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически сходные звуки. Например, вместо таскали - ”даскали”, яйцо- “яйсо”.

б) Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудностях чтения обратного слога. Например, рука - “р, у, к, а”,утка - “ту-ка”, кукла - ”ку-ла”, осталась - ”сотала”, кормила - “коромила”.

2. Аграмматическая дислексия вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определенных морфем слова, чаще всего флексий. Данная дислексия обнаруживается на поздних этапах формирования навыка чтения, когда в процессе чтения большую роль начинает играть смысловая догадка. Школьник с интеллектуальной недостаточностью часто искажает в процессе чтения окончания, суффиксы, префиксы. Например, “ мама моет рама”, “сладкий яблоко”, “мальчики бежит”, перебежал - “прибежал”.

3. Семантическая дислексия (механическое чтение) - это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. Вызывается двумя факторами: а) недоразвитие звукослогового синтеза; б) нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. Разделение слова на слоги является частой причиной непонимания читаемого слова, предложения, т.к. читая слово по слогам, не может объединить эти слоги в единое слово, соединить искусственно разделенное на части слово и соответствующее слово устной речи, т.е. не узнает его.

4. Оптическая дислексия связана с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. В процессе овладения чтением у этих детей отмечаются трудности в усвоении графически сходных букв, их смешения и замены при чтении (т-г,д-л, в-з, р-ь, х-ж, ж-к и др.).

5. Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Чаще всего у таких детей имеют место фонематические, аграмматические и оптические дислексии.

Рабочая программа

Внеклассное чтение

Пояснительная записка

«Книга – это маяк,

который светит дольше и дальше других»

Е. Мурашова

Пояснительная записка

Сегодня в стране ведётся серьёзная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения.

Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.

На библиотечных уроках, регулярно проводимых в классах, мы старались пробуждать у воспитанников школы-интерната любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся.

Но первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса школьников поставили перед нами две проблемы:

Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью;

Как обеспечить школьнику специальной (коррекционной) школы-интерната эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Решению этих проблем может служить программа по внеклассному чтению, направленная на повышение уровня читательского интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При разработке программы в основном руководствовались методикой обучения русскому языку Воронковой В.В. и методикой внеклассного чтения Светловской Н.Н., где детально раскрыта технология работы с детской книгой на занятиях внеклассного чтения.

Библиотекарь видит свою цель в том, чтобы совместно с педагогом приучить ребенка к чтению, помочь детям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания.

Цель программы – повышение уровня читательского интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья; организация самостоятельного чтения школьников дома и на занятиях внеклассного чтения.

Задачи:

    Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к чтению;

    Пропаганда ценности чтения и книги;

    Формирование первичных представлений о произведениях русских и зарубежных детских писателей;

    Совершенствование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

    Развитие воображения, творческих способностей
    и речи читателей.

Содержание программы:

    Развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения.

    Воспитание бережного отношения к книге.

Формы и виды работы:

    Коллективное чтение сказок и рассказов, содержание которых доступно для детей.

    Пересказ сказок по иллюстрациям.

    Работа в классе с материалами уголка внеклассного чтения.

    Самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из которой был прочитан библиотекарем.

    Конкурсы, праздники, посвященные прочитанным книгам.

    Подборка хорошо иллюстрированных и небольших по объёму книг для детей с низким уровнем читательского интереса.

    Подборка книг более серьёзного содержания для детей с более высоким уровнем читательского интереса.

    Оказание индивидуальной помощи в выборе книг с учётом техники чтения ученика.

    Подведение итогов по количеству прочитанных в четверти книг.

    Поощрение при подведении итогов.

    Контроль за чтением книг по внеклассному чтению.

    Пересказ текстов.

    Коллективное чтение статей из детских газет, журналов.

    Коллективное чтение с последующим обсуждением содержания.

    Беседы о прочитанном.

    Коллективное составление кратких отзывов о книгах.

    Ведение учетных листков по внеклассному чтению.

Педагогические методы и приёмы для каждого класса

Таблица 1

Методы

и приёмы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Пересказ сказок по иллюстрациям

Коллективное чтение

Наглядная агитация

Конкурсы, праздники по подведению итогов прочитанной книги

П6оощрение при проведении итогов прочитанной книги

Контроль над чтением

Чтение библиотекарем (педагогами) отрывка из книги с захватывающим сюжетом, предложить дочитать книгу самостоятельно

Обсуждение книг, прочитанных произведений

Анализ учётных листов по внеклассному чтению

Коллективное составление отзывов по прочитанным произведениям

В программу для внеклассного чтения входят произведения литературы – русская поэзия, произведения К.Л.Ушинского, А.Толстого, А. Гайдара, С. Баруздина, В.Осеевой, Е.Пермяка, И. Крылова, Н.Артюховой, С. Алексеева, Н.Носова, В. Драгунского, А. Барто, Л.Воронковой, В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, В Чаплиной, Е.Чарушина, а также произведения мировой литературы – сказки Г.Х. Андерсена, Ш.Перро, А.Милна. При составлении календарно-тематического планирования учитываются юбилейные литературные даты русских и зарубежных писателей и поэтов, возрастные особенности детей.

Одним из принципов построения программы является вертикальный тематизм, когда тема внеклассного чтения становится «стержнем», пронизывающим все или некоторые темы недели. Библиотекарь и учитель на качественно ином уровне смогут осуществить интегрированные связи, что позволяет осуществлять практическую направленность занятий внеклассного чтения, их связь с жизнью.

1.Нет интереса к чтению книг.

2. Не может самостоятельно выбрать книги.

3. При выборе книг главное внимание обращает на иллюстрации, объём.

4. Не всегда дочитывает книгу.

5. Работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки.

6. Нуждается в постоянном контроле.

1. Самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем.

2. Выбирая книгу, ориентируется на автора, название книги, иллюстрации.

3. Понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге.

4. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.

5. Берёт самостоятельно журналы, газеты; рассматривает иллюстрации; читает выборочно (по интересу) рассказы, стихи.

1. Самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации.

2. Читает с желанием.

3.Делится впечатлениями о прочитанном.

4. Может самостоятельно выделить главную мысль.

5. Пересказывает близко к тексту.

6. Рассматривает, читает журналы, газеты.

7. Знает названия детских журналов.

8. Самостоятельно посещает библиотеку.

Занятия внеклассного чтения предполагают высокую активность, любознательность учащихся. Ученики должны быть включены не только в поиск «информации», но и уметь отстаивать свою точку зрения на события в жизни, проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Результаты работы по программе определяются по уровню развития читательского интереса школьников.

Личностные, метапредметные результаты.

Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов

тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов. Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

Коммуникативные УУД :

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

договариваться с одноклассниками совместно с воспитателем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах

Планируемые результаты.

    Обогащение внутреннего мира ребенка.

    Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

    Умение работать с текстом, с книгой.

    Знание и четкое произношение в разных темпах 5- 8 скороговорок.

    Развитие навыка координации движений с работой речевого аппарата.

Программа содержит 34 занятия -1 раз в неделю, продолжительностью 35-40 минут.

Тематическое планирование занятий по внеклассному чтению (34 часа)

0,5

0,5

викторина, игра, обзор

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ «МЕГИОНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Сообщение на тему:

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению в специальной коррекционной школе 8 вида

Подготовила:учитель I квалификационной категории Шахова Ирина Владимировна

Мегион 2016

Особенности работы с детьми на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида

Формирование навыков чтения у детей с проблемами в развитии осуществляется замедленными темпами. Затруднение вызывает и овладение технической стороной процесса чтения и понимание прочитанного. У этих детей наблюдается более медленный темп чтения, чем у учащихся массовой школы.
Техническая сторона процесса чтения страдает из-за незнания букв или нетвёрдого их знания, нарушения слияния букв (побуквенное чтение), замедленного чтения , искажения звуко-слоговой структуры слов (особенно слов с большим количеством слогов).
Отмечается, что многие ученики часто пользуются своеобразным способом чтения, постепенным «нанизыванием» звуков, так называемым «причитыванием» (в-вх-вхо-д - вход). Распространёнными ошибками чтения являются замены звуков и слогов . Особую трудность для детей представляет чтение слогов со стечением согласных. При чтении таких слогов дети читают первую согласную слога как отдельный слог, отделяя её паузой от другой согласной того же слова.
Сходные ошибки дети допускают при чтении закрытого слога (в-бе-жа-л, лю-бу-й-ся).
Часто делается неправильное ударение , чтение в основном маловыразительное и монотонное, наблюдается повтор слов, нарушается интонационная структура.
На первоначальном этапе овладения чтением у учащихся наблюдается неточность понимания отдельных слов, словосочетаний, предложений, текста. Есть затруднения в понимании образных выражений, метафор; нарушено целостное восприятие текста, присутствует угадывающее чтение.

Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков : исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

Правильность

Беглость

Выразительность

Осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Правильное чтение - это чтение без ошибок и искажений. Правильность чтения - выражается в отсутствии ошибок на: 1)замены, 2) пропуски, 3)перестановки, 4) добавления, 5) искажения, 6) повторы букв, слогов, слов в читаемом тексте, 7) ошибок ударения в словах.

На уроках применяются следующие приемы коррекции основных нарушений правильности чтения обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида. Рекомендуются специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения. К ним относятся:

1.Звуко-буквенный анализ слов:
-подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные;
- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица);
- речевое лото;
- узнавание начального гласного в безударной позиции. Определить на слух, какой звук стоит в начале слов; узнавание гласного звука в середине слова. Попарно предлагаются слова, дети должны определить соответствующий звук:
О Л Ы У
куст, сок сын,лось дым, нес лес, зуб
шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил
После того, как дети научатся свободно оперировать с гласными звуками, следует перейти к работе с согласными.

2.Задания на узнавание и вычленение согласного звука :
а) узнавание начального звука в слове;
б) узнавание последнего согласного в слове;
в) узнавание согласного в середине слова;
г) отобрать картинки, в названиях которых содержится определённый согласный звук в любой позиции.

3. Игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
4. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
ро -жа, - ма, –та,- га

5. Игра « Телеграф» : педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.
6. Игра « Помоги Незнайке»
Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.
7. Ребенку произносят отдельные звуки (с,а).Какой слог должен получиться?
8. Игра «Слово рассыпалось» Составление слова из данных букв.
9. Игра « Потерялась буква»
ДУ. СУ. Д. М Б. К

Беглость чтения- это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. В процессе обследования навыка чтения необходимо обратить внимание на темп (скорость чтения).Начиная с 3 класса коррекционной школы VIII вида, когда основная масса обучающихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.
Основными коррекционными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:
- ежедневная тренировка учащихся в чтении (обучающиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);
- неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ:
- выборочное чтение,
- ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста,
-нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;
- предварительная ориентация учащихся перед чтением текста.
- чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Предварительно выписываю слова сложные по слоговому или морфемному составу на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.
- предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
- использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.

Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения: раскрытие характерных особенностей персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.

Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 2-4 классах. Работу над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Для этого компонента важным также является логическое ударение. Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций: «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».

Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.

Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя.

Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:
- изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
- чтение по ролям;
- инсценировки басен, сценок.

Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств. Коррекция нарушений понимания прочитанного заложена в таких видах работ, как:
- подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
- установка на целенаправленное восприятие текста;
-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
-беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, первично-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков). Предлагаются обучающимся задания на развитие логического мышления, основу которых составляют предложения, выражающие коммуникацию отношений:
1. Волк гонится за зайцем. Кто бежит впереди?
2. Сад позади дома. Что впереди?
3.Я прочитал газету после того, как позавтракал. Что я сделал сначала?

Следует отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, обучающимся надо оказывать помощь: словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом), привлечение внимания детей к пониманию прочитанного необходимо осуществлять с первых их шагов в чтении. Детям сразу же надо дать установку: «прочел - понял». Для активизации внимания к значению прочитанного слова рекомендуется использовать следующие приемы:
а) выборочное устное объяснение детям значения прочитанных слов,
предложенных на доске или специальных индивидуальных карточках;
б) подбор картинок или показ предметов из окружающей обстановки;
в) подбор антонимов или синонимов (из группы слов, предложенных на другой карточке; самостоятельно);
г) схематичное изображение предмета или действия на доске;
д) изображение предмета, действия с помощью мимики, пантомимики;
е) придумывание предложения с прочитанным словом;
ж) поиск слова с неизвестным для детей лексическим значением в группе предложенных;
з) объяснение значения слова учителем и т. п.

Если слово многозначно (ручка, ключ, сорвать, поднять и т. п.), то следует разобрать с детьми несколько значений, включить слово в разный контекст.
- работа над планом (словесное рисование -иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем -деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
- пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
- разбор жизненных ситуаций;
- заключительная, обобщающая беседа.

Цель программы по чтению и развитию речи: формировать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, развивать связную устную речь, что является необходимым условием для успешного овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи преподавания чтения и развития речи :
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- анализировать прочитанные произведения (выделять главную мысль, главных действующих лиц, оценивать их поступки);
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме (полный и выборочный пересказ, составлять рассказ по аналогии с прочитанным);
- формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Для формирования полноценного навыка чтения в работе используются коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности:
1. Развитие фонематического слуха у детей.

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Развитие дикции.

4.Развивитие смысловой догадки.

5.Развивитие навыка периферического зрения.

6.Развитие артикуляционного аппарата.

7.Развитие зрительной памяти.

Работа на уроке начинается с отработки чистого произношения звуков. Для этого проводятся фонетические и артикуляционные упражнения, которые способствуют выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивается умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.

Применение коррекционно-развивающих упражнений возможно на различных этапах урока. Данные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность, осознанность, скорость, выразительность, способствуют совершенствованию способа чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.

1. Развитие фонематического слуха у детей. Виды упражнений:

 Фонетическая зарядка. Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает как о каком либо действии. Дети произносят звук. Например: что произносит врач, когда осматривает горло? (А-а-а…) или как дрожат от холода? (В-в-в…).

 Игра “Кто больше?”Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в которых звук а был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (сестра, доска, голова), или придумай слова начинающиеся со звука [б], [б ] (береза, булка, баран, батон, бабочка).

 Игра “Кто внимательный?” Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносит учитель. Например: найди одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, грабли. Или отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра. (Ответ: Даша.)

 Звук заблудился. Цель задания: найти слово, в котором заблудился данный звук. Например:
Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (грачей).

 Узнай звук. Цель задания: дети должны хлопнуть в ладоши, услышав новый звук в слове. Например: учитель читает слова, в которых есть звук [т] (книга, ручка, дверь, тетрадь, суббота, пятница, среда, дом, стекло, часы, цапля).

2.Развитие зрительного восприятия.

Виды упражнений:

 Найди лишнее.

Какая буква лишняя? а, у, р, о, ы.

Какой слог лишний? ма, ра, на, лы, са.

Какое слово лишнее? речка, река, ручей, ручка, ручеек.

 Слоговое лото.
На доске карточки со слогами: га, гу, гру. Дети должны дополнить слог до слова. Например:
Га – газета, газель.
Гу – гуси, гудок.
Гру – груша.

 Лесенка.
На доске записаны слова в виде лестницы. Данное упражнение нацеливает детей на чтение целыми словами. Лесенку следует постепенно усложнять. Читать слова можно в различном темпе и с эмоциональной окраской.
бак зуб
бант зола
булка загар
блузка звонок
бабочка зеленый
больница землянка

 Превращение слов – волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например: зуб – куб – дуб – душ; Зина – Рина – рана – рама – дама – лама – мама – Маша – каша – Даша и замените один из согласных в словах на З: коса (коза), дверь (зверь).

 Из одного слова – несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова. Например: КВАРТИРА (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).

 В эту же группу включены специальные карточки –горки и карточки –столбики.

3.Развитие дикции.

Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да - из трубы бежит вода.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Ют-ют-ют - очень любим мы уют.
Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.
Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца арла – арча
Арта – арда арча – аржа

Чтение громко и уверенно:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь

Чтение четко и быстро .
гАз – гОд – гОл – гУл – гУсь
вол – вой – волк
ВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР
вес – весь – весть – вещь

Отчетливое произнесение слогов: громко – тихо, тихо – громко.
ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ
фи – фэ – фа – фо – фу – фы
ФИВИ – ФЭВЭ – ФОТО – ФАВА
ВИФИ – ВЭФЭ – ВАФА – ВОВА

4.Развивитие смысловой догадки.

Допиши в словах окончания . Цель: учиться согласовывать слова между собой. Подготовка к чтению на скорость.
Мягк… игрушка
Звонк … хлопушка
Стар… подушка
Бел… снежинки

Доскажи строчку .Учитель записывает предложения на доске и просит детей их дополнить.
Ло-ло-ло – как на улице … . (светло)
Ул-ул-ул – у меня сломался … . (стул)
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не … .(любила)

Какие буквы надо дописать к словам , чтобы получилось новое слово?
. лесень. вёкла
. лакат. калка
. ровод. колько

Занимательные модели.
- е – (мел, сел, лес).
Е – – (еда, ели, ела).
Е – – – (енот, езда, ерши).
– е – – (леса, села, пела).

Слова – неведимки.
– Я толстоногий и большой. С - - -
-Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -
-На мене кузнечики звенят. С - - -
-А я конечный результат. - - - -
(Ответ: слон, стон, стог, итог.)
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

5.Развивитие навыка периферического зрения.

Игра “Фотографирование предметов ”.Цель игры: за одну секунду запомнить все, что изображено на карточке. Перед показом даётся команда: “Приготовились! Внимание! Фотографируем!”

Числовые и буквенные пирамиды .Цель этого упражнения – фиксация зрения на средней линии или ряде чисел и прочтение слогов. Например:
М! а
м _!_ о
м __!__ у
м ___!____ и
м _____!______ е
м _______!_______ ы

Эти упражнение даются на начальном этапе обучения чтению. В 5 , 6 классах при чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия.

Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного видения и предварительное проговаривание трудных слов.

Цифровые и буквенные таблицы

Памятка для работы с таблицей .

Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом. Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.

Таблица, состоящая из ряда слов не связанных по смыслу.

километр

6.Развитие артикуляционного аппарата.

Цель заданий и упражнений шестой группы -развитие артикуляционного аппарата. Используя эти упражнения учитель ставит перед собой задачу- научить детей внятно и четко произносить слова, четко выговаривать звуки речи. Хороший эффект дает работа с чистоговорками, скороговорками, загадками, считалками, пословицами.

Работа с чистоговорками :Читай чистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро.
По семеро в сани уселись сами.
Прочитай чистоговорку, четко произноси слова. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
Для каких букв эти чистоговорки? Поставьте в словах знак ударения.
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.

Работа со скороговорками.
1. Прочитай скороговорку быстро. Посоревнуйся с другом: кто быстрее и без ошибок прочитает скороговорку.
Лара у Вали играла на рояли.
2. Читай скороговорку. Сколько слов с буквой Й тебе встретилось?
Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.

Скороговорки помимо правильного произношения формируют умение ребенка убыстрять темп, что необходимо при наращивании темпа чтения. Скороговорки можно обыгрывать, то есть проговаривать не только в разном темпе, но и с разной интонацией (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно).

Теоретически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук, исходя из величины проекции кисти рук в двигательной области коры головного и ее близости к моторной речевой зоне.
Используя на уроках пальчиковую гимнастику , педагоги отмечают высокую эффективность и в плане подготовки руки ребенка к письму, формировании почерка, и в плане тонизирующего воздействия, и даже в плане психологической коррекции. Педагоги-практики считают, что у многих пальчиковых игр нет возрастных границ. Пальчиковую гимнастику в специальной (коррекционной) школе VIII вида целесообразно проводить до 5 класса. Особенности речевого развития у умственно отсталого ребенка проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Одним из приемов преодоления нарушения речи является пальчиковая гимнастика. Учащиеся охотно выполняют эти упражнения. Но для отработки одного упражнения уходит несколько уроков, т. к. не все дети могут сразу запомнить движения рук, а тем более выполнить их в сочетании с речью.

7.Развитие зрительной памяти.

Развитие зрительной памяти осуществляется с помощью заданий включающих в себя запоминание слов за определенный отрезок времени, зрительные диктанты.

Работа со зрительными диктантами проводится с 7-ого класса, так как у этой возрастной группы достаточно сформированы темп письма и каллиграфия.

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти применяются на таких этапах урока как, словарная работа, закрепление изученного, повторение пройденного. Конечно, зрительные диктанты эффективнее использовать на уроках письма, так как уроки чтения в специальной (коррекционной) школе не предполагают наличия тетрадей.

Систематическое использование подобного рода заданий и упражнений, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.



Рассказать друзьям