В чем заключается ценность жития сергия радонежского. «Житие Сергия Радонежского

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Упо­треб­ляя тер­мин «ли­те­ра­ту­ра», мы вкла­ды­ва­ем в это со­вер­шен­но опре­де­лён­ный смысл – это ка­кие-то книги, ко­то­рые мы чи­та­ем для раз­вле­че­ния, для удо­воль­ствия, для эс­те­ти­че­ско­го на­сла­жде­ния. Ни­че­го по­доб­но­го, ни­ка­ких таких целей древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра не знала. С этой точки зре­ния её не точно на­зы­вать ли­те­ра­ту­рой, а пра­виль­нее было бы го­во­рить «древ­не­рус­ская книж­ность» или «древ­не­рус­ская пись­мен­ность». Но это обо­зна­че­ние (древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра) утвер­ди­лось, и мы будем им опе­ри­ро­вать.

Книж­ность, пись­мен­ность по­яви­лась на Руси вме­сте с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства. От­сю­да и на­зна­че­ние, ко­то­рое имела эта ли­те­ра­ту­ра. Пре­жде всего, она имела в виду рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства в толь­ко что окре­щён­ных мас­сах древ­них сла­вян. За­да­ча была пе­ре­ве­сти, пре­жде всего, книги свя­щен­но­го пи­са­ния (Вет­хий и Новый За­ве­ты), бо­го­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния, а также жития свя­тых, то есть людей, ко­то­рые цер­ко­вью были при­зна­ны и ка­но­ни­зи­ро­ва­ны.

Древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра со­вер­шен­но не знала вы­мыс­ла. Рус­ско­му книж­ни­ку (рис. 1) в Сред­ние века в го­ло­ву бы не при­шло со­чи­нять ка­кие-то вы­ду­ман­ные ис­то­рии о вы­ду­ман­ных, ни­ко­гда не су­ще­ство­вав­ших людях. Это было рав­но­силь­но греху лжи.

Рис. 1. Книж­ник древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры

По­это­му даже когда в сред­не­ве­ко­вых про­из­ве­де­ни­ях речь идёт о со­вер­шен­но неве­ро­ят­ных с нашей точки зре­ния вещах (на­при­мер, вос­кре­ше­ние умер­ших), то для древ­не­рус­ско­го пи­са­те­ля это было в по­ряд­ке вещей. Он верил, что так оно и было на самом деле.

И толь­ко в XVII веке воз­ник­нут в рус­ской ли­те­ра­ту­ре по­ве­сти с вы­мыш­лен­ны­ми ге­ро­я­ми, с вы­мыш­лен­ны­ми сю­же­та­ми. И то пер­во­на­чаль­но это будут про­из­ве­де­ния пе­ре­вод­ные.

Жанр житий святых

Жития свя­тых ни в коем слу­чае не пред­на­зна­ча­лись для ка­ко­го-то уве­се­ли­тель­но­го чте­ния. Это пре­жде всего было чте­ние на­зи­да­тель­ное, ду­ше­по­лез­ное, ду­ше­спа­си­тель­ное. На при­ме­ре жизни свя­тых че­ло­век учил­ся нор­мам по­ве­де­ния. Чи­та­те­лям пред­ла­га­лось сле­до­вать при­ме­рам свя­тых и под­ра­жать им. С этой точки зре­ния жанр житий свя­тых – самый ка­но­ни­зи­ро­ван­ный в древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ре. То есть этому жанру при­да­ва­лись ка­кие-то стро­го опре­де­лён­ные формы (и ком­по­зи­ци­он­ные, и лек­си­че­ские).

Жанр житий ни в коем слу­чае не пред­по­ла­га­ет био­гра­физ­ма. Один из ис­сле­до­ва­те­лей очень точно и тонко за­ме­тил, что житие так же от­но­сит­ся к био­гра­фии, как икона к порт­ре­ту. Житие – это чте­ние на­зи­да­тель­ное. И толь­ко с этой точки зре­ния нам будут по­нят­ны все труды древ­не­рус­ско­го книж­ни­ка.

Житие имело очень стро­гую ком­по­зи­цию и пред­став­ля­ло собою трёх­част­ное про­из­ве­де­ние. На­чи­на­лось оно все­гда со вступ­ле­ния, потом сле­до­вал рас­сказ о жизни свя­то­го, ко­то­рый за­вер­шал­ся, есте­ствен­но, его смер­тью, и за­кан­чи­ва­лось житие сла­вой, хва­лой свя­то­му, о ко­то­ром шла речь.

Пер­вы­ми рус­ски­ми жи­ти­я­ми, то есть жи­ти­я­ми ка­но­ни­зи­ро­ван­ных рус­ских му­че­ни­ков, стали «Жития Бо­ри­са и Глеба» (рис. 2).

Рис. 2. Свя­тые Борис и Глеб

Это было очень важно и с по­ли­ти­че­ской точки зре­ния, по­то­му что, если по­яв­ля­ют­ся свои свя­тые, зна­чит, рус­ская цер­ковь (ещё очень мо­ло­дая) ста­но­вит­ся как бы вро­вень с цер­ко­вью гре­че­ской, при­об­ре­та­ет са­мо­сто­я­тель­ное зна­че­ние, по­вы­ша­ет­ся в своём зна­че­нии.

Русская культура на рубеже XIV–XV веков

На ру­бе­же XIV и XV веков, когда жил и тру­дил­ся свя­той Сер­гий, на Руси скла­ды­ва­ет­ся очень непро­стая куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская и по­ли­ти­че­ская си­ту­а­ция. Уже за­бы­лись по­ра­же­ния, ко­то­рые по­тер­пе­ли рус­ские в на­ча­ле XIII века от татар, и уста­но­ви­лось неко­то­рое за­ти­шье. Воз­об­нов­ля­ют­ся кон­так­ты с юж­ны­ми сла­вя­на­ми: с бол­га­ра­ми, гре­ка­ми, сер­ба­ми. Воз­об­нов­ле­ние этих куль­тур­ных кон­так­тов спо­соб­ству­ет тому, что Русь вы­хо­дит из меж­ду­на­род­ной изо­ля­ции. Она вновь ока­зы­ва­ет­ся в круге ев­ро­пей­ских стран, при­част­ной к ев­ро­пей­ской куль­ту­ре, ведь за­во­е­ва­те­ли прак­ти­че­ски от­ре­за­ли Русь от её ев­ро­пей­ских со­се­дей и об­рек­ли её на изо­ля­ци­о­низм. Те­перь с этой изо­ля­ци­ей дело об­сто­ит иначе: она не такая аб­со­лют­ная, как это было ещё 150 лет назад. Это спо­соб­ству­ет раз­ви­тию рус­ской куль­ту­ры, в том числе и книж­ной – по­яв­ле­нию житий.

Ли­те­ра­ту­ра жития свя­тых на­зы­ва­ет­ся агио­гра­фи­че­ской. Рубеж XIV и XV веков ста­но­вит­ся вре­ме­нем подъ­ёма рус­ской агио­гра­фии. В ев­ро­пей­ской куль­ту­ре эта эпоха на­зы­ва­ет­ся эпо­хой Воз­рож­де­ния. Пре­жде всего, это воз­рож­де­ние ин­те­ре­са к че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, пред­став­ле­нию о том, что имен­но че­ло­век – центр Все­лен­ной, центр ми­ро­зда­ния, выс­шая цен­ность (рис. 3).

Рис. 3. Че­ло­век эпохи Воз­рож­де­ния

Про­ис­хо­дит воз­рож­де­ние к ин­те­ре­су есте­ствен­ной, по­все­днев­ной, плот­ской жизни че­ло­ве­ка и уси­ле­ние ин­те­ре­са к его внут­рен­ней эмо­ци­о­наль­ной жизни.

Те же самые про­цес­сы про­ис­хо­дят и в рус­ской куль­ту­ре. Но на Руси они имеют опре­де­лён­ную спе­ци­фи­ку. Дело в том, что раз­ви­тие воз­рож­де­ния в Ев­ро­пе про­ис­хо­ди­ло с общей се­ку­ля­ри­за­ци­ей куль­ту­ры, то есть её об­мир­ще­ни­ем, от­де­ле­ни­ем от церк­ви. На Руси воз­ник­но­ве­ние ин­те­ре­са к внут­рен­не­му миру че­ло­ве­ка, к жизни его души, к его эмо­ци­о­наль­ной сфере про­ис­хо­ди­ло внут­ри самой цер­ков­ной куль­ту­ры. Не было се­ку­ля­ри­за­ции куль­ту­ры. Тем более что борь­ба с ордой, с мон­го­ло-та­тар­ски­ми за­во­е­ва­те­ля­ми ещё и вос­при­ни­ма­лась как борь­ба за ис­тин­ную веру с ино­вер­ца­ми, то есть это при­об­ре­та­ло и на­ци­о­наль­но-пат­ри­о­ти­че­ский ха­рак­тер.

Плетение словес Епифания Премудрого

Рас­цвет жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры, рус­ской агио­гра­фии в эту эпоху свя­зан с де­я­тель­но­стью од­но­го из круп­ней­ших сред­не­ве­ко­вых рус­ских пи­са­те­лей – Епи­фа­ния Пре­муд­ро­го (рис. 4).

Рис. 4. Свя­той Епи­фа­ний Пре­муд­рый

Этот ин­те­рес к внут­рен­не­му миру че­ло­ве­ка, к жизни его души тре­бо­вал и со­вер­шен­но но­во­го стиля. Одним из со­зда­те­лей этого стиля в древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ре ста­но­вит­ся Епи­фа­ний Пре­муд­рый. Этот стиль по­лу­чил на­зва­ние «пле­те­ние сло­вес» . Это необык­но­вен­но укра­шен­ное, по­доб­но древ­не­рус­ско­му узору, сло­вес­ное ис­кус­ство, ко­то­рое и даёт пред­став­ле­ние об эмо­ци­о­наль­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях че­ло­ве­ка, о жизни его души.

Не стоит ду­мать, что пле­те­ние сло­вес было стрем­ле­ни­ем к укра­ша­тель­ству. Ни­че­го по­доб­но­го. Этим книж­ник, автор жития, пы­тал­ся пе­ре­дать труд­ность самой за­да­чи, ко­то­рая перед ним воз­ни­ка­ла: как в слове пе­ре­дать жизнь и де­я­ния свя­то­го. Не слу­чай­но Епи­фа­ний на­чи­на­ет свои жития с са­мо­ума­ле­ния. Здесь нет на­ро­чи­то­го сми­ре­ния. Это дей­стви­тель­но осо­зна­ние труд­но­стей перед воз­ник­шей за­да­чей, ма­ло­сти и сла­бо­сти своей. Это при­вле­ка­ло вни­ма­ние чи­та­те­ля и слу­жи­ло про­слав­ле­нию свя­то­го.

Приёмы плетения словес в «Житии Сергия Радонежского»

При­ё­мы пле­те­ния сло­вес были раз­лич­ны и сви­де­тель­ство­ва­ли о вы­со­чай­шем сло­вес­ном ма­стер­стве древ­не­рус­ско­го пи­са­те­ля. Рас­смот­ри­те неко­то­рые из них на при­ме­ре «Жития Сер­гия Ра­до­неж­ско­го».

Приём тав­то­ло­гии – приём по­вто­ров, на­гро­мож­де­ния од­но­тип­ных вы­ра­же­ний, ко­то­рые при­зва­ны по­ка­зать, что очень труд­но найти точ­ное слово для пе­ре­да­чи того, что хочет пе­ре­дать чи­та­те­лям автор жития.

Епи­фа­ний на­чи­на­ет так:

«Слава Богу за все и за все дела, ради ко­то­рых все­гда про­слав­ля­ет­ся ве­ли­кое и три­свя­тое прис­но­сла­ви­мое имя! Слава Выш­не­му Богу, в Тро­и­це сла­ви­мо­му, Ко­то­рый есть наше упо­ва­ние, свет и жизнь, в Ко­то­ро­го мы ве­ру­ем, в Ко­то­ро­го мы кре­сти­лись. Ко­то­рым мы живем, дви­жем­ся и су­ще­ству­ем! Слава По­ка­зав­ше­му нам жизнь мужа свя­то­го и стар­ца ду­хов­но­го! Гос­подь знает, как про­сла­вить сла­вя­щих Его и бла­го­сло­вить бла­го­слов­ля­ю­щих Его, и все­гда про­слав­ля­ет Своих угод­ни­ков, сла­вя­щих Его чи­стой, бо­го­угод­ной и доб­ро­де­тель­ной жиз­нью».

В этом от­рыв­ке легко за­ме­тить такой приём, как тав­то­ло­гия.

Епи­фа­ний также ис­поль­зу­ет приём си­но­ни­ми­за­ции , то есть ис­поль­зо­ва­ния слов, близ­ких по зна­че­нию. Этот приём он ис­поль­зу­ет с той же самой целью, с ко­то­рой и приём тав­то­ло­гии. На­при­мер, он пишет:

«Я не воз­но­шусь ни перед кем, но пишу для себя, про запас, на па­мять и для поль­зы».

Такой приём ещё на­зы­ва­ет­ся при­ё­мом ам­пли­фи­ка­ции – на­гро­мож­де­ние сход­ных вы­ра­же­ний, ко­то­рые при­зва­ны уси­лить си­сте­му до­ка­за­тельств тех мыс­лей, о ко­то­рых он нам рас­ска­зы­ва­ет.

Среди таких при­ё­мов пле­те­ния сло­вес стоит упо­мя­нуть ещё и о ри­то­ри­че­ских во­про­сах. Вот как пишет Епи­фа­ний:

«Как могу я, бед­ный, в ны­неш­нее время по по­ряд­ку опи­сать все житие Сер­гия и рас­ска­зать о мно­гих его по­дви­гах и бес­счет­ных тру­дах? С чего начну, чтобы по до­сто­ин­ству по­ве­дать слу­ша­те­лям обо всех его де­я­ни­ях и по­дви­гах? Что по­до­ба­ет вспом­нить пре­жде всего? Какие слова нужны для по­хва­лы ему? От­ку­да возь­му ис­кус­ство, необ­хо­ди­мое для этого рас­ска­за? Как по­ве­даю такую труд­но пе­ре­да­ва­е­мую по­весть – не знаю, не будет ли это выше моих сил?»

По­ми­мо этих ри­то­ри­че­ских во­про­сов об­ра­ща­ет на себя вни­ма­ние то, что фразы на­чи­на­ют­ся оди­на­ко­во. То есть здесь ис­поль­зу­ет­ся ещё и приём еди­но­на­ча­тия, или ана­фо­ра.

Все эти при­ё­мы слу­жат глав­ной цели – по­ка­зать, на­сколь­ко ве­ли­ка лич­ность свя­то­го, о ко­то­ром идёт речь.

Личность святого в «Житии Сергия Радонежского»

Сквозь эти узоры сло­вес­ной ткани ярче, кон­траст­нее вы­сту­па­ет лич­ность са­мо­го свя­то­го – че­ло­ве­ка, ко­то­рый про­жил очень нелёг­кую жизнь среди диких зве­рей при по­сто­ян­ной нехват­ке еды, че­ло­ве­ка силь­но­го не толь­ко телом. Епи­фа­ний пишет, что он имел «силу про­тив двух» . То есть он был фи­зи­че­ски очень силь­ным че­ло­ве­ком, но пре­жде всего имел силу духа, что и поз­во­ли­ло ему за­во­е­вать необык­но­вен­ный мо­раль­ный ав­то­ри­тет (рис. 5). Об этом ав­то­ри­те­те и пишет Епи­фа­ний Пре­муд­рый.

Рис. 5. Икона св. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го

Композиция «Жития Сергия Радонежского»

Как прак­ти­че­ски и все жития, житие Сер­гия стро­ит­ся по очень стро­го­му плану, имеет очень стро­гую ком­по­зи­цию:

вступ­ле­ние, фраг­мен­ты из ко­то­ро­го вы чи­та­ли выше;

рас­сказ о жизни свя­то­го;

про­слав­ле­ние свя­то­го (хвала свя­то­му, ко­то­рая про­ис­хо­дит уже после его смер­ти).

«Житие Сер­гия Ра­до­неж­ско­го», на­пи­сан­ное Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым, не пред­став­ля­ет собой по­сле­до­ва­тель­но­го, сю­жет­но­го рас­ска­за. Оно со­сто­ит из от­дель­ных, очень вы­ра­зи­тель­ных ис­то­рий из жизни Сер­гия. В каж­дой ис­то­рии лич­ность Сер­гия по­во­ра­чи­ва­ет­ся ка­кой-то своей гра­нью, сто­ро­ной, очень вы­ра­зи­тель­ной и за­по­ми­на­ю­щей­ся. В итоге Епи­фа­нию уда­ёт­ся со­здать образ че­ло­ве­ка, имев­ше­го ко­лос­саль­ный ду­хов­ный ав­то­ри­тет, спо­соб­ству­ю­щий под­ня­тию в на­ро­де его на­ци­о­наль­но­го са­мо­со­зна­ния.

Анализ сюжетов «Жития Сергия Радонежского»

Рас­сказ о чу­де­сах на­чи­на­ет­ся ещё с со­бы­тий, про­изо­шед­ших до рож­де­ния Сер­гия, с того вре­ме­ни, когда он был в утро­бе ма­те­ри. Епи­фа­ний рас­ска­зы­ва­ет по­ра­зи­тель­ную ис­то­рию.

Житие имело стро­гий канон, и каж­дый свя­той непре­мен­но дол­жен был быть рож­дён бла­го­че­сти­вы­ми ро­ди­те­ля­ми, ка­ко­вы­ми и были ро­ди­те­ли Сер­гия.

Од­на­ж­ды Мария (мать Сер­гия), бу­дучи бе­ре­мен­ной бу­ду­щим свя­тым, при­хо­дит в цер­ковь, и во время ли­тур­гии (в со­вер­шен­но опре­де­лён­ных ме­стах) мла­де­нец начал кри­чать так, что в пер­вый раз все по­ду­ма­ли, что кто-то при­нёс в храм но­во­рож­дён­но­го ре­бён­ка. Осмот­ре­ли весь храм, но ни­ко­го не нашли. Спро­си­ли у Марии, не при­нес­ла ли она за па­зу­хой мла­ден­ца, но она ска­за­ла, что у неё ни­ка­ко­го мла­ден­ца нет. Толь­ко потом стало по­нят­но, что это в её утро­бе кри­чит бу­ду­щий свя­той, ко­то­рый ещё до рож­де­ния слы­шит слова бо­же­ствен­ной ли­тур­гии и от­кли­ка­ет­ся на них тогда, когда это нужно.

Рас­ска­зы­ва­ет Епи­фа­ний и о чу­дес­ном по­сти­же­нии Сер­ги­ем гра­мо­ты. Дело в том, что, в от­ли­чие от стар­ших бра­тьев, не да­ва­лось Сер­гию уче­ние. И од­на­ж­ды он, ища по при­ка­зу отца ушед­ший скот, встре­тил под де­ре­вом ка­ко­го-то бла­го­об­раз­но­го стар­ца, при­но­сив­ше­го мо­лит­вы. Сер­гия тогда ещё звали Вар­фо­ло­ме­ем. Отрок Вар­фо­ло­мей об­ра­тил­ся к этому стар­цу и пред­ло­жил ему прой­ти вме­сте с ним в дом его ро­ди­те­лей, где ста­рец может найти приют. И видя такое от­но­ше­ние к себе со сто­ро­ны от­ро­ка, ста­рец спро­сил, чего ему боль­ше всего хо­те­лось бы? Сер­гий по­се­то­вал на то, что не да­ёт­ся ему гра­мо­та. Тогда этот ста­рец вынул неболь­шой хле­бец – просфо­ру – и пред­ло­жил Сер­гию её съесть. Ста­рец ска­зал, что те­перь гра­мо­та будет до­ступ­на Сер­гию. Уже бук­валь­но на сле­ду­ю­щий день во время бо­го­слу­же­ния Сер­гий пре­крас­но читал бо­го­слу­жеб­ную книгу и пел цер­ков­ные пес­но­пе­ния. Гра­мо­та была им по­стиг­ну­та путём бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния (рис. 6).

Рис. 6. Отрок Вар­фо­ло­мей и свя­той инок

Более всего рас­ска­зы­ва­ет Епи­фа­ний о тех со­бы­ти­ях, ко­то­рые ри­су­ют необык­но­вен­ную скром­ность, ас­ке­тизм Сер­гия, его непри­хот­ли­вость. На­при­мер, при­хо­дя­щий в его мо­на­стырь бо­га­тый вель­мо­жа или ка­кой-то кре­стья­нин не могут по­ве­рить, что оде­тый в очень про­стую одеж­ду че­ло­век, за­ни­ма­ю­щий­ся самым про­стым фи­зи­че­ским тру­дом, – про­слав­лен­ный свя­той. Но это было дей­стви­тель­но так.

Рас­ска­зы­ва­ет нам Епи­фа­ний о при­ме­рах яс­но­ви­де­ния Сер­гия. Когда в несколь­ких вер­стах от мо­на­сты­ря про­ез­жал Сте­фан Перм­ский (рис. 7) (он ехал в Моск­ву), то он решил, что на об­рат­ном пути за­гля­нет в мо­на­стырь, на­ве­стит сво­е­го друга Сер­гия. Сте­фан оста­но­вил­ся, и Сер­гий, со­вер­шав­ший в это время ли­тур­гию, по­чув­ство­вал его при­сут­ствие за несколь­ко вёрст и по­кло­нил­ся в ту сто­ро­ну. И они как бы вме­сте со­вер­ша­ли это бо­го­слу­же­ние. При­сут­ству­ю­щие в храме не по­ня­ли, кому от­да­ёт по­клон Сер­гий.

Рис. 7. Св. Сте­фан Перм­ский

Значение деятельности святого Сергия

Свя­той Сер­гий и его уче­ни­ки про­сла­ви­лись тем, что бла­го­да­ря им были ос­но­ва­ны на тер­ри­то­рии Руси из­вест­ней­шие мо­на­сты­ри, такие как Го­лутвин­ский или Ан­д­ро­ни­ков мо­на­стырь. Все эти дела Сер­гия и поз­во­ли­ли ему при­об­ре­сти необык­но­вен­ный ду­хов­ный ав­то­ри­тет в на­ро­де. Не слу­чай­но князь Дмит­рий Ива­но­вич Дон­ской, от­прав­ля­ясь на Ку­ли­ков­скую битву с Ма­ма­ем, про­сит бла­го­слов­ле­ние не у ко­го-ни­будь, а у Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (рис. 8).

Рис. 8. Сер­гий Ра­до­неж­ский бла­го­слов­ля­ет Дмит­рия Дон­ско­го

Очень точно ска­зал о де­я­тель­но­сти Сер­гия ве­ли­кий рус­ский ис­то­рик Ва­си­лий Оси­по­вич Клю­чев­ский. Он ска­зал о том необ­хо­ди­мом ду­хов­ном труде, ко­то­рый в итоге при­вёл к на­ци­о­наль­но­му воз­рож­де­нию, к тому, что та­та­ро-мон­голь­ское иго было сбро­ше­но.

В своих «Ис­то­ри­че­ских порт­ре­тах» Клю­чев­ский писал:

«Чтобы сбро­сить вар­вар­ское иго, по­стро­ить проч­ное, неза­ви­си­мое го­су­дар­ство, са­мо­му рус­ско­му об­ще­ству долж­но было укре­пить свои нрав­ствен­ные силы, при­ни­жен­ные ве­ко­вым по­ра­бо­ще­ни­ем и уны­ни­ем. Этому делу – нрав­ствен­но­му вос­пи­та­нию на­ро­да – по­свя­тил свою жизнь пре­по­доб­ный Сер­гий. 50 лет делал своё тихое дело пре­по­доб­ный Сер­гий. Целые пол­ве­ка при­хо­див­шие к нему люди вме­сте с водой из его ис­точ­ни­ка чер­па­ли в его пу­стыне обод­ре­ние и уте­ше­ние. Народ, при­вык­ший дро­жать при одном имени та­та­рин, со­брал­ся, на­ко­нец, с духом, встал на по­ра­бо­ти­те­лей. Как могло это слу­чить­ся? От­ку­да взя­лись? Как вос­пи­та­лись люди, от­ва­жив­ши­е­ся на такое дело, о ко­то­ром бо­я­лись и по­ду­мать их деды? Чув­ство нрав­ствен­ной бод­ро­сти, ду­хов­ной кре­по­сти вдох­нул пре­по­доб­ный Сер­гий в рус­ское об­ще­ство. При­ме­ром своей жизни, вы­со­той сво­е­го духа Сер­гий под­нял упав­ший дух род­но­го на­ро­да, про­бу­дил в нём до­ве­рие к себе, к своим силам, вдох­нул веру в своё бу­ду­щее».

О Епифании Премудром

О самом Епи­фа­нии Пре­муд­ром – за­ме­ча­тель­ном де­я­те­ле рус­ской сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ры – из­вест­но, к со­жа­ле­нию, очень немно­го, что неуди­ви­тель­но, по­сколь­ку са­мо­п­ро­слав­ле­ние было не в ха­рак­те­ре сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры.

В ос­нов­ном мы чер­па­ем све­де­ния о Епи­фа­нии из его же соб­ствен­ных про­из­ве­де­ний. Све­де­ния эти очень от­ры­воч­ны, неси­стем­ны, но тем не менее дают о нём пред­став­ле­ние.

Епи­фа­ний был ино­ком Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря (рис. 9), то есть того са­мо­го мо­на­сты­ря, ко­то­рый ос­но­вал свя­той Сер­гий.

Рис. 9. Тро­и­це-Сер­ги­ев мо­на­стырь

Учил­ся он в Ро­стов­ском мо­на­сты­ре, в зна­ме­ни­том за­тво­ре, ко­то­рый сла­вил­ся своей гро­мад­ной биб­лио­те­кой. Это был необык­но­вен­но об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, судя по ци­та­там из свя­щен­но­го пи­са­ния (из Вет­хо­го За­ве­та, из Но­во­го За­ве­та, из Псал­ты­ри), ко­то­рые он при­во­дит по па­мя­ти в своих со­чи­не­ни­ях. Епи­фа­ний до­воль­но много пу­те­ше­ство­вал. Он по­се­тил свя­тую гору Афон, по­бы­вал в Кон­стан­ти­но­по­ле и Иеру­са­ли­ме. Вот и все немно­го­чис­лен­ны све­де­ния, ко­то­ры­ми мы рас­по­ла­га­ем о Епи­фа­нии Пре­муд­ром. Глав­ным па­мят­ни­ком ему, ко­неч­но, оста­лись два жития: «Житие Сте­фа­на Перм­ско­го» и «Житие Сер­гия Ра­до­неж­ско­го».

О духовном авторитете Сергия по «Сказанию о Мамаевом побоище»

В за­ме­ча­тель­ном па­мят­ни­ке рус­ской сред­не­ве­ко­вой пись­мен­но­сти – зна­ме­ни­том «Ска­за­нии о Ма­ма­е­вом по­бо­и­ще» – есть рас­сказ о том, как Дмит­рий Ива­но­вич Дон­ской (рис. 10) перед тем, как от­пра­вить­ся на сра­же­ние с Ма­ма­ем, по­ехал в Тро­и­це-Сер­ги­ев мо­на­стырь, чтобы по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние свя­то­го Сер­гия.

Рис. 10. Князь Дмит­рий Дон­ской

Есте­ствен­но, что Дмит­рия Ива­но­ви­ча сне­да­ло нетер­пе­ние, по­то­му что он опа­сал­ся за ход со­бы­тий. А Сер­гий пред­ла­га­ет ему сна­ча­ла со­вер­шить ли­тур­гию, потом пред­ла­га­ет ему тра­пе­зу и всё время успо­ка­и­ва­ет князя. А потом про­из­но­сит сле­ду­ю­щие слова:

«Поди, гос­по­дин, на по­га­ных по­лов­цев, при­зы­вая бога. И гос­подь бог будет тебе по­мощ­ни­ком и за­ступ­ни­ком».

3. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-ми­ни­а­тю­ру на тему «Ду­хов­ный по­двиг Сер­гия Ра­до­неж­ско­го».

Тема. «Житие Сергия Радонежского».

Цель :

    выявить историческую основу фрагментов «Жития Сергия Радонежского», художественные особенности произведения, роль подвижнической деятельности Сергия Радонежского в истории России;

    формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

    воспитывать интерес к русской истории и литературе.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

Эпиграф. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни.

Д.С.Лихачёв

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

1.Отличительные особенности и временные рамки древнерусской литературы.

Древнерусская литература возникла в X веке в связи с принятием христианства на Руси (988 г.), просуществовала до 18 века.

Отличительные черты древнерусской литературы:

Рукописная;

Анонимная (за редким исключением);

Нет индивидуализации характеров;

Нет подробностей (портретных, бытовых);

Нет пейзажей.

2. Источники древнерусской литературы:

Библейские книги;

Самая древняя из дошедших до нас книг – Остромирово евангелие, переписанное дьяконом Григорием в 1056-1057 годах.

3. Основные темы древнерусской литературы:

Патриотическая (защита от внешних врагов, единение русских земель);

Осуждение междуусобиц;

Прославление прекрасных моральных качеств русского человека.

4.Жанры древнерусской литературы X-XII вв.

Церковные Светские

1) Проповедь (поучение) – назидательная 1) Историческая повесть.

речь религиозного характера. 2) Историческое сказание.

2) Хождение – описание путешествий 3) Летопись.

к святым местам.

3) Житие – биография и подвиги святых,

прославление их духовных качеств.

5.Особенности жанра жития.

Жития святых - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской веры, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов. В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым.

Житие святого - повествование о жизни святого, которое обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию). Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, и мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся, в частности, прижизненные и посмертные чудеса). Жития святых пишутся по особым правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники). В процессе своей жизни святой набирает мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело становится нетленным.

6. Чтение статьи учебника (с.47-48, ч.1) «В мире художественного слова «Жития Сергия Радонежского»» от начала до слов «...убедиться в таланте древнерусских авторов».

III. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока.

В 1374 году он пришел в Троицкий монастырь, где прожил под началом Сергия до самой кончины чудесного старца. Столь близко наблюдая жизнь такого замечательного человека и обладая незаурядным писательским талантом, он записывал виденное лично или услышанное от других свидетелей жизни Сергия, поначалу только для себя, «для памяти». Через год или два после смерти преподобного Епифаний, как он сам говорит, дерзнул и «вздохнув к Богу» и старца призвав на молитву, «начях подробну мало не что писати от житии старцева», но и тогда все еще только собственной «памяти и ползы ради».

Имея уже за 20 лет свитки, Епифаний еще несколько лет пребывал в размышлении и все же приступил к написанию «Жития Сергия» «по ряду», то есть по порядку, на что ушло еще 26 лет. Так что вся работа заняла 44-45 лет, половина из которых была потрачена на собирание материала.

Печатное издание «Жития Сергия Радонежского» увидело свет в 1646 году стараниями троицкого келаря старца Симона Азарьина, который вел запись чудес святого. И хотя ему не удалось вместить весь собранный материал в печатную книгу, он не бросил своего дела. Ободренный вниманием царя Алексея Михайловича, Симон продолжил свой труд, где последнее по времени чудо значится у него под 1654 годом. За несколько дней до смерти Симон передал свои рукописи в Троицкий Сергиев монастырь.

2.2. Обращение к иллюстрации учебника (с.47, ч.1). Начальная страница «Жития Сергия Радонежского». Список XVI века.

Почему Епифаний был назван Премудрым?

Лексическая работа: премудрый.

Объясните, почему Епифаний Премудрый решил написать «Житие Сергия Радонежского».

2.3. Обзор содержания «Жития…» учителем. Обращение к домашнему заданию (пересказ статьи «Для вас, любознательные!» подготовленным учеником), с.50-51, ч.1.

Преподобный Сергий родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители святого были людьми благородными и благочестивыми. Его отца звали Кириллом, а мать - Марией.

Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребёнок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребёнка в церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились.

Мария же, когда носила ребёнка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через время ребёнок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.

Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата, Стефан и Пётр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.

Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошёл в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошёл в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.

Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.

Отец святого, Кирилл, переселился из Ростова в Радонеж, ибо в Ростове в то время бесчинствовал воевода из Москвы Василий Кочева. Он отбирал имущество у ростовцев, из-за этого Кирилл и обеднел.

Кирилл поселился в Радонеже у Рождественской церкви. Его сыновья, Стефан и Пётр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушёл в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами.

Отцовское наследство Варфоломей отдал младшему брату Петру, а себе не взял ничего. Жена старшего брата, Стефана, к этому времени умерла, и Стефан принял монашество в Покровском монастыре Хотькова.

По просьбе Варфоломея Стефан пошёл с ним искать пустынное место. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжёлой жизни в лесу и ушёл в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.

Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. После пострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием. Через несколько дней он проводил игумена, попросив его наставлений, благословения и молитв. В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.

Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли.

Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошёл сам дьявол со множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом.

Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба.

Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна. Но всё же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всём подражая преподобному.

Когда собралось двенадцать монахов, кельи обнесли тыном. Сергий неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил, еду варил. А ночи проводил в молитвах.

Игумен, который постриг Сергия, умер. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошёл в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился.

Вернувшись в обитель, преподобный ежедневно служил литургию и наставлял братию. Некоторое время в обители было только двенадцать монахов, а потом пришёл Симон, архимандрит Смоленский, и с тех пор число иноков стало увеличиваться. Симон же пришёл, оставив архимандритство. А старший брат Сергия, Стефан, привёл в монастырь к преподобному своего младшего сына Ивана. Сергий постриг мальчика под именем Фёдор.

Игумен сам пёк просфоры, кутью варил и свечи делал. Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.

Сначала к монастырю не было даже хорошей дороги. Гораздо позже люди построили возле того места дома и села. А в первое время монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. Один раз Сергий не ел три дня и на четвёртый пошёл рубить сени для старца Данила за решето гнилого хлеба. Из-за нехватки еды один инок стал роптать, а игумен начал учить братию о терпении. В этот момент в монастырь принесли множество еды. Сергий велел сперва накормить тех, кто принёс еду. Они же отказались и скрылись. Так и осталось неизвестным, кто был человек, пославший яства. А братия за трапезой обнаружила, что хлеб, присланный издалека, остался тёплым.

Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришёл крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. В это время в монастырь приехал князь и, увидя игумена, поклонился ему до земли. Телохранители князя оттеснили изумлённого крестьянина, но, когда князь ушёл, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет крестьянин принял монашество.

Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных.

Один благочестивый человек пришёл в монастырь с больным сыном. Но принесённый в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошёл за гробом, тело же ребёнка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нём ученик Сергия.

Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц.

Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за благословением и советом - следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву. Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвино. Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил церковь и оставил там своего ученика Григория.

Однажды преподобному явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Она сказала, что не оставит Троицкой обители.

За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал безмолвствовать.

Перед смертью Сергий поучал братию. А 25 сентября скончался. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов - князья, бояре, священники, иноки - пришли проводить святого Сергия.

2.4. Сообщение «искусствоведа» о картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

«Видение отроку Варфоломею» - картина русского художника Михаила Васильевича Нестерова, первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому (находится в государственной Третьяковской галерее в Москве, размер картины 160/211 см).

В 1889 году в Уфе Нестеров завершил одно из своих гениальных произведений - картину «Пустынник». В «Пустыннике» уже во весь голос зазвучала «нестеровская тема» - поэзия одиночества, «пустынножития», то есть жизни человека вдали от мирской суеты, в гармонии с природой во имя нравственного очищения души и обретения духовной стойкости и ясного смысла жизни. Эта тема возникла у Нестерова не случайно - у неё был трагический посыл: в 1886 году родами умерла горячо любимая им жена Маша, оставив новорожденную дочь Олю. Нестеров переживал эту трагедию тяжело, хотя понимал, что нужно жить, хотя бы ради дочери. Своё спасение он искал в новой теме и в новом герое, который, как ему представлялось, должен быть идеальным, почти божественным; не менее важная роль отводилась природе, которая ассоциировалась им с тишиной и покоем. Так появился «Пустынник», ставший для Нестерова началом чего-то очень важного - сердечного.

Через год был найден и герой - крупнейший церковный и общественный деятель Древней Руси, один из вдохновителей борьбы русского народа против татаро-монгольского ига, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву 1380 года, основатель Троице-Сергиевой лавры, великий русский святой Сергий Радонежский. Сергия, как и Тихона Задонского, Нестеров любил с детства; оба святые были особо почитаемы в его семье. В Сергие он нашёл воплощение идеала чистой и подвижнической жизни, и именно с Сергием пришла к нему мысль о создании целого цикла, посвящённого его жизни и деяниям. Первым произведением Сергиевского цикла стала картина «Видение отроку Варфоломею».

Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в 1899 году в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева.

Там закончил верхнюю, пейзажную часть и уехал в Уфу. Художник торопился, поскольку готовился к XVIII выставке передвижников и, несмотря на грипп, продолжал активно работать. «В один из дней у него закружилась голова, он оступился (стоял на небольшой скамеечке), упал и повредил холст. Продолжать работу было невозможно, требовался новый холст, который, в конце концов, был привезён».

Именно на этом новом холсте и была написана картина, которая экспонировалась на выставке передвижников и тогда же была приобретена Павлом Третьяковым для своей галереи, а незаконченный вариант картины остался в Уфе и через 50 лет перешёл в собственность Башкирского художественного музея. «В нём написана только верхняя, пейзажная, часть, всё остальное - рисунок углем». Картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки.

До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» - самое лучшее его произведение. В старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям - значит, он живой, значит, жив и я».

2.5. Обращение к домашнему заданию (цитатный план рассказа о Сергии Радонежском по статье «Слово о святом Сергии»).

Как назван Сергий Радонежский в статье Л. М. Леонова?

2.6. Обращение к иллюстрации в учебнике (цветная вклейка). Преподобный Сергий игумен Радонежский. Фрагмент покрова со святых мощей. (1440-е гг.). Сообщение учащегося.

Замечательный русский философ князь Е.Н. Трубецкой так описал покров: «В ризнице Троицко-Сергиевой лавры есть шитое шелками изображение святого Сергия, которое нельзя видеть без глубокого волнения. Это - покров на раку преподобного, подаренный Лавре великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского... Первое, что поражает в этом изображении - захватывающая глубина и сила скорби: это не личная или индивидуальная скорбь, а печаль обо всей земле Русской, обездоленной, униженной и истерзанной татарами. Всматриваясь внимательно в эту пелену, вы чувствуете, что в ней есть что-то еще более глубокое, чем скорбь, - тот молитвенный подъем, в который претворяется страдание; и вы отходите от нее с чувством успокоения. ...Чувствуется, что эта ткань была вышита с любовью кем-либо из русских "жен-мироносиц" XV века, быть может знавших святого Сергия...»

2.7. Словo учителя.

Нередко преподобного Сергия в литературе называют «Печальником земли Русской». «Печаловаться» - в переводе с церковнославянского значит «ходатайствовать за кого-либо, заботиться, защищать, спасать от беды и нужды, жертвовать собою за другого».

Искреннюю любовь и уважение питал ко святому Сергию князь Дмитрий Донской. Он часто обращался к преподобному за советами и благословением. Преподобный Сергий был крестным отцом его детей.

Историк В.О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа». «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими».

Перед битвой на Куликовом поле святой Сергий благословил князя Дмитрия Донского, сказав: «Иди смело, без колебания и победишь!» По просьбе князя преподобный дал ему двух иноков, которые прежде в миру носили оружие и были славными воинами. Эти иноки-воины стали героями Куликовской битвы.

2.8. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ (выразительное чтение) фрагмента «Жития...» «О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке».

Какими эпитетами характеризуется победа на Куликовом поле?

Славная победа.

Выпишите слова и словосочетания, в которых проявляется отношение автора к врагам Руси.

Орда безбожных татар, поганые, враждебные варвары.

В каком значении во фразе «Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное их убивая...» употреблено слово «хоругвь»?

Лексическая работа: хоругвь.

Слово хоругвь обозначает русское воинство, вдохновленное верой в Бога, призывом к отмщению «безбожным».

Епифаний Премудрый достаточно редко прибегает в «Житии...» к иносказанию, другим особым средствам выразительности художественной речи: автору нужно подчеркнуть прежде всего свою объективность. Однако имеющиеся средства художественной выразительности свидетельствуют о высоком мастерстве автора «Жития...», высоком умении владеть литературным словом

Прочитайте фрагмент от слов «И было чудесное зрелище» до слов «Один преследовал тысячу, а двое тьму» и на его основании подтвердите сформулированный тезис.

Лексическая работа: тысяча, тьма.

Иносказание, эпитеты, метафоры свидетельствуют о высоком умении владеть литературным словом

2.9. Сообщение «историка» о Куликовской битве, монастыре на Дубенке, Сергии Радонежском и Дмитрии Донском.

Знаменитое сражение в 1380 г. войска московского князя Дмитрия против полчищ татаро-монгольского хана Мамая получило название Куликовской битвы.

Краткая предыстория Куликовской битвы такова: отношения князя Дмитрия Ивановича и Мамая начали обостряться еще в 1371 году, когда последний дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, а московский князь тому воспротивился и не пустил ордынского ставленника во Владимир. А спустя несколько лет войска Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску под предводительством мурзы Бегича в битве на реке Воже. Потом князь отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани и Мамай собрал новое большое войско и двинул его в сторону Москвы.

Перед выступлением в поход Дмитрий Иванович побывал у святого преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя и все русское войско на битву с иноземцами. Мамай же надеялся соединиться со своими союзниками: Олегом Рязанским и литовским князем Ягайло, но не успел: московский правитель, вопреки ожиданиям, 26 августа переправился через Оку, а позднее перешел на южный берег Дона. Численность русских войск перед Куликовской битвой оценивается от 40 до 70 тысяч человек, монголо-татарских – 100-150 тысяч человек. Большую помощь москвичам оказали Псков, Переяславль-Залесский, Новгород, Брянск, Смоленск и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.

Битва состоялась на южном берегу Дона, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. После нескольких стычек передовых отрядов перед войсками выехали от татарского войска – Челубей, а от русского – инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли. После это началось основное сражение. Русские полки шли в бой под красным знаменем с золотым изображением Иисуса Христа.

Потери русских сил в Куликовской битве составили порядка 20 тысяч человек, войска Мамая погибли почти полностью. Сам князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, поменялся конем и доспехами с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком и принимал в сражении активное участие. Боярин в битве погиб, а сбитого с коня князя нашли под срубленной березой без сознания.

Это сражение имело большое значение для дальнейшего хода русской истории. Куликовская битва, хотя и не освободила Русь от монголо-татарского ига, но создала предпосылки для того, чтобы это произошло в будущем. Кроме того, победа над Мамаем значительно усилила Московское княжество.

2.10. Обращение к иллюстрации в учебнике (цветная вклейка). Приезд князя Дмитрия Донского в Сергиев монастырь. Миниатюра XIX века.

2.11. Слово учителя.

Вся жизнь преподобного была постоянным прозрением в далекое и близкое будущее. К концу жизни ему явлено было чудесное видение, неразрывно связанное впоследствии со многими его посмертными чудесами. Оно стало как бы завершением всего пройденного им пути и утвердило созданное им дело.

2.12. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ фрагмента сказания «О посещении Богоматерью святого».

2.13. Слово учителя.

За полгода до своей кончины преподобный получил откровение о своем исходе. Призвав братию, он вручил управление обителью своему ученику - преподобному Никону, сам же удалился в келью, в полный затвор, пребывая в безмолвии.

2.14. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ фрагмента «Жития…» «О кончине святого».

Расскажите подробно, как в «Житии...» передана скорбь по поводу кончины святого Сергия Радонежского.

Вы уже обращали внимание на то, что житие обычно заканчивается описанием чуда. Какие чудеса происходили после смерти святого Сергия?

2.15. Исследовательская работа с текстом. (Задание 9 рабочей тетради, с.16-17, ч.1)

I вариант

«Житие Сергия Радонежского», как и вообще жития в литературе Древней Руси, проповедует добро, милосердие, сострадание. Выпишите из глав в учебнике слова и словосочетания, по смыслу связанные с темой любви, добра.

2 вариант

Епифаний Премудрый очень редко употребляет эпитеты. Чаще других он использует эпитет «великий» (превосходящий обычную меру в каком-нибудь отношении, выдающийся в сравнении с другими (книжн.).

К кому и к чему он относится?

2.16. Обращение к заданию 5 учебника, с.48-49,ч.1.

IV. Подведение итогов урока.

Слово учителя.

Преподобный Сергий окончил свой земной путь 25 сентября 1392 года. «И похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятыя Троицы», которая была построена еще в 1356 году. Это было против завещания Сергия похоронить его на общем кладбище, но так хотела братия и так велел Киприан.

В 1108 году монастырь был сожжен дотла во время набега хана Едигея. После пожара могила Сергия чудом сохранилась. Новую Троицкую церковь Никон не стал строить на прежнем месте, оставив его для будущего каменного храма. Новый деревянный храм был освящен 25 сентября 1412 года, в день памяти святого Сергия. Есть предположение, что на этом торжестве Епифаний Премудрый впервые произнес сочиненное им «Похвальное слово Преподобному Сергию». В 1422 году над мощами преподобного был построен каменный Троицкий собор - редкий архитектурный памятник конца XIV - начала XV века.

Это была последняя работа великих иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного. Для храма была написана Рублевым знаменитая «Троица».

Прославленная икона находится в Третьяковской галерее. На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу - явление Аврааму Бога в виде трех ангелов. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

Эти образы воплощают пластически зримый и в то же время мистически непостижимый символ единения, достижению которого была посвящена земная жизнь преподобного Сергия. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».

V. Домашнее задание.

1.Подготовить выразительное чтение «Слова о погибели Русской земли», с.52, ч.1.

2.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение «искусствоведа» о церкви Покрова на Нерли;

Подготовить сообщение «историка» о нашествии Батыя;

Подготовить сообщения «Князья грозные, бояре честные, вельможи многие» и «Западные соседи Русской земли с севера на юг» для выполнения заданий 3-4 рабочей тетради, с.18-20, ч.1.

Особенности жанра жития (На примере «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого) Особенности жанра жития (На примере «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого) 1. История жанра жития. 2. Особенности жанра. 3. «Житие Сергия Радонежского». Житие - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Древнерусская литература развивалась в условиях общего подъема Руси, развития русской письменности. В княжеской и церковной среде появилось много образованных людей. Д. С. Лихачев высказывал мнение, что древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и сюжета: «Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни». Ее герои - исторические лица, а не выдуманные персонажи. Жизнеописания святых, агиография, - вид церковной литературы. В этом жанре писались житии-мортирии (о мученической смерти святого) и рассказы о монашеском житии, жизни праведника. Постепенно житие обогащается описанием посмертных чудес святого, рассказами о нем, несколько житий объединяются в одно. Многие из них воспринимаются со временем как документально-исторические. В XI-XII веках были написаны жития Антония и Феодосия Печерских, два жития Бориса и Глеба. Русские книжники, знатоки византийской агиографии, обладали высоким мастерством, проявляли литературный талант и художественную самостоятельность. Создание своих, а не переводных житий является важным событием в идеологии Руси.

Князья добились у константинопольского патриарха разрешения канонизировать русских святых, что, в свою очередь, повысило авторитет русской церкви. И непременным условием для канонизации святого стало создание жития. Описания жизни святых получают большое распространение в древнерусской литературе. Церковь собирает факты из биографий подвижников. Сначала пишут о мучениках, первых христианах. В прологах, книгах смешанного содержания, были жития святых и указания, когда празднуются их именины. В минеях рассказы о святых были расположены по месяцам. Потом появляются сборники житий - патерики, затем календари и месяцесловы. Первые русские агиографы - митрополит Киприан и Пахомий Логофет. Жития русских святых составлялись по образцу греческих. То есть задачей произведения было восхваление святого, описание его чудес и подвигов, недостаток же биографических сведений заменяли общие места и риторические рассуждения, религиозные назидания. Часто из-за этого терялась индивидуальность святого. Епифаний Премудрый, составитель житий Сергия Радонежского и Стефана Пермского, внес в жития еще больше витийства, чем его предшественники. Позже их продолжатели добавили в жития и автобиографические факты, рассказывая о современных общественных, государственных и церковных событиях. Поэтому по житиям XVI века можно узнать о личности автора и месте его проживания. Всего насчитывается сто пятьдесят шесть житий древнерусских святых. Это биографии духовных и светских лиц, христианских мучеников, канонизированных церковью. Среди них и Владимир I Святославович, княгиня Ольга, Александр Невский, Дмитрий Донской. Характерные черты агиографического канона - отрешенность от конкретных фактов, имен, патетика драматических эпизодов, лишенные живости диалоги и монологи, описания тех моментов из жизни святого, о которых просто нет никаких сведений, например, о детских годах, о времени затворничества.

Наблюдается тенденция к абстрагированию повествования, отрыву от конкретности, появляются эпизодические персонажи без имен: просто «муж некто», «некая жена». Это характерно, к примеру, для жития-мортирия, рассказа о мученической смерти святого, где обязательны противопоставление добра и зла, особая напряженность сцены смерти, направленная на то, чтобы вызвать у читателя сопереживание. Но в других житиях и рассказах о жизни праведников появляются реалистические детали, растет психологизм характеров, диалоги становятся более правдоподобными. Чудеса и видения, многочисленные детали быта придают описаниям живость и жиз­ненность. Рассмотрим подробнее «Житие Сергия Радонежского», созданное пермским епископом Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах. По его мнению, основной принцип создания жития - показать исключительность героя, величие его подвига, отрешенность от всего земного. Автор насыщает житие цитатами из Священного писания, находя аналогии в Библии. Язык жития, в отличие от обыденной речи, наполнен восторженной эмоциональностью и украшательством. Автор говорит о тщетности попыток найти нужное слово, и в то же время поражает читателя «плетением словес». В «Житии Сергия Радонежского» указывается, что Сергий родился «от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены». Первое чудо произошло с ним еще до рождения, он в чреве матери трижды закричал на литургии. Окрестили его Варфоломеем. Родители спросили у иерея, что могли значить эти крики младенца в утробе. Иерей объясняет чудо, говоря, что этот ребенок - «сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы». Автор указывает, что мальчик медленно учился читать, потому что был божественный промысел получить Варфоломею книжное учение от Бога. Он встретил старца-черноризца, и в тот же час в ответ на его просьбу было даровано ему знание грамоты. То есть способность к учению, по мнению автора, - дар Божий. Варфоломей стремился к аскетизму, иноческой жизни. Старший его брат женился, а после смерти супруги «стал монахом в монастыре Покрова святой Богородицы в Хотькове». Вместе с Варфоломеем они ушли в пустынь, руководствуясь наставлением Бога и делая все с молитвой. Срубили церковь во имя святой Троицы. Стефан ушел в монастырь, а Варфоломей остался жить, страдая за веру, в нужде и лишениях, приняв постриг и имя Сергий. Его смущают «демонские козни и ужасы», нападения зверей. Говорится в житии о чудесном обращении Сергия с животными. С одним медведем инок всегда делится последним куском хлеба. За испытания он благодарит Бога и не ропщет на судьбу. Бог заботится о нем и бережет, посылает к нему монахов, они остаются с ним и уговаривают его стать игуменом монастыря. Сергий благочестив, трудится для братии, занимается благотворительностью, привечает нищих и странников. В этом житии присутствуют исторические реалии: в частности, говорится, что отец мальчика раньше был боярином ростовским, но переселился в Радонеж, потому что обнищал «из-за частых хождений с князем в Орду, из-за набегов татарских, из-за даней тяжких ордынских. Но хуже всех этих бед было великое нашествие татар, и после него продолжалось насилие, потому что княжение великое досталось князю Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское отошло к Москве. И многие из ростовцев москвичам имущество свое поневоле отдавали». Потом «ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю». Великий князь Дмитрий приходит спросить у Сергия разрешения «против безбожных выступить». Сергий «благословил его, молитвой вооружил» и велел «заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде». Князь обещал в случае победы поставить монастырь в честь пречистой Богоматери. Благословения святого помогали одолеть робость воинов, и с помощью Бога они победили врага. Когда Сергий умирает («отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу передать»), он прощается с братством и, совершив молитву, «предает душу Господу». Развитие жанра жития выражалось в попытках отойти от канонов в использовании литературного вымысла, избежании прямолинейной дидактики, употреблении более простого и живого языка и происходило вместе с ростом образованности общества.

Житие преподобного Сергия Радонежского насыщено большим количеством праведных и богоугодных свершений и чудес. Святой является божьим посланником, призванным Всевышним Господом в критические для Церкви времена.

Значение Сергия Радонежского для православных

Сергий Радонежский пришел на русскую землю, когда татарское племя заполонило практически всю территорию отечества, а князья вели ожесточенные междоусобицы.

Эти грандиозные проблемы сулили Руси совершенную гибель, поэтому Господь призвал преподобного Сергия, чтобы он освободил народ от жестокого несчастья. Для укрепления и поднятия нравственных сил, которые были ослаблены в течение продолжительного времени, святитель подал яркий пример благочестивой жизни: честным и дисциплинированным исполнением труда, ограничениями плоти и языка.

Святой Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский демонстрировал небывалое человеколюбие, терпение и познание психологических аспектов. Он умел отдавать все свое время на общее дело, благонравно проповедуя истинную религиозность.

Святой не стеснялся примерять на себя обязанности всякой профессии: занимался поварским делом, пекарским, плотничьим, колол дрова, молол муку. Он являлся истинным слугою братии, не жалея себя и никогда не впадая в уныние.

Читайте о Сергие Радонежском:

Жизнеописание преподобного

Родителей Варфоломея (мирское имя Сергия) звали Кириллом и Марией. Они являлись ростовским боярами, жили в селе под названием Радонеж и вели смиренный домашний быт, ухаживая за лошадьми и скотом.

Родители отрицали распущенность и роскошь, считались почтенными, религиозными и справедливыми людьми. Всегда давали милостыню беднякам и приветливо встречали путешественников в собственном доме.

  • В семь лет Варфоломей пошел учиться грамоте. Ребенок проявлял неоспоримое желание, но учеба у него совсем не удавалась. Варфоломей долго молился Богу, чтобы Тот способствовал раскрытию сердца и ума для принятия истинного знания.
  • Когда ребенок искал пропавших коней на большом поле, он увидел монаха в черной ризе и подошел к нему, чтобы рассказать о собственной скорби. Старец, проявив милосердие, долгое время провел в молитве о просвещении Варфоломея. Монах угостил мальчика освященной просфорой и обещал, что впредь ребенок сможет вникнуть в суть Писаний. Отрок действительно ощутил великую благодать и стал легко воспринимать книжное учение.
  • После судьбоносной встречи юный Варфоломей окреп в вере и желании бескорыстно служить Всемогущему Господу. Он оставался в семье, с любящими родителями, несмотря на желание уединения. Окружающие отмечали его скромность, молчаливость, умение быть кротким и ласковым, отрок никогда не сердился и не проявлял неуважения к старшим. В его рацион входили только хлеб и вода, а в посты он совершенно воздерживался от любой пищи.
  • Когда богоугодные родители покинули бренный мир, Варфоломей оставил наследство младшему брату и поселился в глухом лесу, в нескольких верстах от родного Радонежа. Компанию ему составил старший брат Стефан, вместе они построили деревянную келью и небольшую часовню. Это место вскоре освятили в честь Троицы.

Преподобный Сергий. Строительство обители

На заметку! Обитель величественного игумена отличалась простотой и нищенством. Прихожане отмечали скудность питания и обстановки, но учились сплочению даже в годы тяжелых условий. Когда у братии не было и куска хлеба, они не падали духом, а продолжали трудиться и смиренно читать молитвы. В каждом из монахов чувствовался скрытый огонь самопожертвования и стремления отдать всего себя на благо религии.

Постриг в монахи

Через некоторое время Стефан оставляет своего младшего брата и становится настоятелем московского монастыря. Варфоломей постригается в монахи и получает духовное имя Сергий, он два года проводит в одиночестве, живя в густом лесу.

  • Благодаря молитве и мужественному терпению юный монах сумел превзойти льстивые искушения, вражески наступающие на его сознание. Рядом с кельей Сергия пробегали хищные звери, но, ни один не осмелился причинить вред истинному слуге Господа.
  • Слава аскетических подвигов монаха распространилась за пределы его обители и привлекла других смиренных иноков, желающих получить наставления праведной жизни. Вскоре ученики уговорили преподобного Сергия Радонежского принять сан священника .
  • Через некоторое время после основания братской обители рядом начали селиться обыкновенные крестьяне. Благодаря близлежащей дороге на Москву средства монастыря Святой Троицы стали возрастать, что позволило монахам раздавать милостыню и принимать на попечение несчастных больных и странствующих паломников.
  • О святом житии Сергия Радонежского узнал константинопольский патриарх Филофей, который благословил дела святителя и прислал утверждение распорядков пустынного общежития, созданного преподобным. Митрополит Алексей чрезвычайно почитал основателя Свято-Троицкого монастыря , относился к нему с дружеской любовью и поручил дело примирения русских князей, а также рассчитывал на него как на своего преемника. Однако Сергий смиренно отказался от предложения занять высокий церковный пост.
На заметку! Даже когда монастырская община перестала нуждаться в хлебе, преподобный остался верен своему аскетизму, признавая бедность и отрицая всякие блага. Его совсем не интересовали отличительные признаки, высокие чины или звания. Этот святой имел желание внедрить строгие порядки, приближенные к реалиям первых христиан. Для него вся жизнь была бедностью.

Чудеса и видения преподобного

Князь Д. Донской колоссально почитал Сергия Радонежского и просил благословения на победу в борьбе с ордами татаро-монголов. Святой одобрил героический порыв русской армии и велел двум подвижникам принять участие в грандиозном сражении.

Преподобный Сергий благословляет Д. Донского

  • К Сергию неоднократно приходила Богоматерь в сопровождении с первыми апостолами Христа. Дева Мария обещала сделать так, чтобы скудная обитель никогда более не нуждалась в жилье и пропитании.
  • Однажды его озарил неописуемый свет, а в небе закружили сотни птиц, огласивших округу гармоничным пением. Тут же он получил откровение, сулящее скорый приход большого количества монахов в его монастырь.
  • Когда Казань еще принадлежала татарской орде, многие жители города видели преподобного Сергия, который ходил по стенам с крестным знамением, окропляя их святой водой. Мудрецы татарские возвестили, что вскоре захватят их русские воины и потеряют татары власть над городом.
  • Когда к Троицкой обители подходили враги, Сергий явился во сне насельнику монастыря и предупредил о скорой осаде. Святой обошел стены и окропил их святой водой. На следующую ночь татарские орды, желая напасть неожиданно, встретили мужественный отпор и покинули это место.
  • У одного человека сильно болели глаза, он совершенно не мог спать. Когда он упал, изнемогая от болезни, к нему явился преподобный старец и велел придти в храм и отслужить молебен. Он прозрел после того, как увидел святого игумена верхом на белом коне. Поняв, что болезнь ушла по милости Бога, он поспешил отблагодарить Его в Церкви.
  • Однажды Сергий исцелил бесноватого вельможу, который кричал бранные слова, бесился и кусался. Его силою привели к святому старцу, который вылечил его с помощью сильной молитвы и креста. Вельможа потом рассказывал, что видел страшное пламя и спасся от него в воде.
  • Спустя три десятилетия после кончины его останки начали мироточить. Через время на гроб Сергия торжественно поместили икону явления Богородицы. Эта святыня чрезвычайно почитается в православном мире и совершает различные чудеса.
  • Преподобный старец на собственном опыте познал истинную христианскую жизнь, соединился с Богом и стал причастником религиозного естества. Все, кто общался с Сергием, обретали веру и приобщались к Святой Троице. Преподобный монах получил от Всевышнего дар пророчества, чудотворения, сердечного утешения и бесстрастия. Он не имел различий в видении трех времен, к нему приходили люди с других городов, а также иностранцы.

Читайте о молитвах ко святому:

Интересно! Русское войско под предводительством Д. Донского остановилось в некотором сомнении и страхе, увидев превосходящие силы жестокого врага. В этот же момент явился посланник, принесший благословение от преподобного Сергия. Тогда же все русское войско преисполнилось несокрушимой отваги, так как верило в помощь Всемогущего. Подверглись разгрому татарские орды и обратились в паническое бегство. Князь Донской отблагодарил святого и сделал большие вложения на нужды монастыря.

Прощание с миром

Вид смерти никогда не страшил святого инока, так как аскетическая жизнь приучила его к мужественному восприятию происходящего. Непрестанный труд изнурил тело, но Сергий никогда не пропускал церковной службы и подавал пример усердия своим юным ученикам.

Видение преподобному Сергию об учениках

За шесть месяцев до кончины преподобный удостоился видения о точном времени смерти. Он собрал вокруг себя своих учеников и передал управленческие права монаху Никону. В сентябре 1391 г. старец тяжело заболел и, вновь созвав братию, принялся давать последнее отеческое поучение. В его словах ощущалась бесконечная любовь, сила и простота.

Сергий Радонежский проповедовал ученикам путь благожелательности ко всем, сохранение единомыслия, соблюдение православных принципов, а также отсутствие высокомудрствования.

Перед кончиной святитель возжелал последнего приобщения к Телу и Крови Христовой . При помощи учеников он поднялся с убогого ложа и испил из чаши. Испытывая благодатное умиротворение, преподобный возвел десницы к небу, произнес благословение Господу и отошел с чистой душою.

Как только Сергий испустил дух, внутри кельи распространился божественный аромат, а лицо его воссияло прекрасным светом.

Обретение мощей

Все ученики плакали и воздыхали, ходили поникшими, изливали друг другу свое горе невосполнимой потери. Они часто навещали могилу старца и беседовали с его образом, прося о милосердии и спасении. Братия искренне верила, что дух Сергия постоянно пребывает рядом и направляет учеников по истинной дороге.

Однажды благочестивый игумен видел святого на всенощном бдении : тот пел хвалебные гимны Господу вместе с другими. Этот эпизод вселил радость в учеников и явился мистическим ответом на скорби над его могилой.

В июле 1422 г. при создании нового каменного монастыря были обретены мощи святого Сергия Радонежского. Открыв гроб, очевидцы почувствовали ароматное благоухание, тело преподобного и его одежды остались совершенно нетронутыми разложением. Через четыре года чудотворные останки перенесли в Троицкий собор. Церковь воздает хвалу святителю Сергию 5 июля, в день обретения мощей.

Части останков святого можно найти в нескольких церквях Москвы.

  1. В Соборе Живоначальной Троицы - здешнее подворье выглядит как небольшой монастырь, в котором совершаются необходимые богослужения.
  2. Мощи Сергия Радонежского также находятся в храме преподобного Николая, располагающегося в Кленниках. Во времена Смуты здесь создавалась знаменитая община под управлением святого Алексия.
  3. В храме, освещенном в честь Илии Обыденного, православные верующие наблюдают икону Сергия и частицы его чудотворных останков.
  4. В соборе Владимирской иконы Девы Марии находятся мощи и один освященный придел.

Изучая житие преподобного Сергия Радонежского, верующий проникается большим уважением и любовью к этому святому. Все его естество с малых лет проявляло милосердие, кротость и бескорыстную любовь к Господу. Он стал основателем Троицкого монастыря, куда стекались толпы паломников и монахов, желающих приобщиться к простому образу жизни преподобного Сергия.

Житие преподобного Сергия Радонежского



Рассказать друзьям