Археология и древняя история коломенского района. Коломенский уезд В коломне название деревень 1500 г

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одной из задач нашего вчерашнего посещения знаменитой подмосковной Коломны был поиск оригинала и копии так называемой "Батыевой печати" - белокаменного барельефа XIV века с изображением фантастического животного, который является одним из негласных собирательных символов коломенских древностей.

До сих пор у исследователей нет точной определённости в том, что за животное изображено на "печати". Как указано в брошюре: "Одни называют его единорогом [как, например, на музейной экспликации в Коломенском краеведческом музее ], другие считают, что это - василиск - чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Высказывались предположения, что это волк, барс или даже лев".




"Печать" находилась на северном фасаде у входа в церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах. В 1843 году плодовитый писатель Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев (ок. 1795-1849) в своей книге "Прогулка по древнему Коломенскому уезду" (изд.: М., 1843) отождествил это изображение с драконом и даже опубликовал прорись в своём издании.


Прорись 1843 года.

"Замечательно, - по словам автора, высеченное на наружной стене, при входной северной двери изображение дракона /.../ Этот дракон может быть предметом учёных розысков наших антикварий; но, не вдаваясь в дальнейшее, изложу здесь одну мысль, за правильность которой не могу смело ручаться: нам известно, что драконы или грифоны, то подобные этому, то птицеобразные, наполняют всю мифологию древних Греков; были видимы и в Византии и в первобытной Христианской Руси; были изображаемы на стенах наших древнейших храмов, как-то на Владимирском и других; - но, между тем, видим их и на печатях Ханских, привешанных к нашим Государственным актам, и на их монетах. Этот вспомин кажется мне довольно важным, ибо может задержать здесь пытолюбивого розыскателя, указав ему на сходство этого дракона с употребляемыми некогда монголами, и предложив вопрос: не такой ли мы видим, пораженный львом, на печати усвоенной Иоанном III по свержении им Татарского ига? и так, не следы ли это нашествий Батыя, Дюдена или Тохтамыша, оставленные в память их владычества на стене храма каменного, одного, может быть, уцелевшего от огня и стенобитных орудий варваров? Прибавлю к этому замечание, что Монголы могли изобразить дракона и в знак чевствования сего идеального зверя: у Китайцев, от самых древних времён, дракон почитается каким-то мифом, располагающим переменами погоды и воздушными метеорами, дождём, громом, бурями и пр.; они носят его изображение на платьях, размножают его в своих картинах и книгах. Как же не вспомнить тут, что народы монгольские, в первый раз нахлынувшие на Россию, были их соплеменниками? [Указ. соч., с. 133-134]".

Понятно, что мы имеем дело с поэтическим рассуждением высокого штиля, и ни более того, зато в книжечке "Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах", приобретённом нами в одноименном храме (к сожалению, без указания года издания и тиража, Издательский дом "Лига") приводится довольно странное, на мой взгляд, соображение, что именно от осторожного мнения Н.Д. Иванчина-Писарева "Пошла народная версия, что камень - это "печать Батыя" (с.10). Довольно странно было бы предполагать, что в год выхода "Прогулок по древнему Коломенскому уезду" (1843) все местные крестьяне обладали повальной грамотностью и, миновав препоны крепостного права, скупили тираж книги, чтобы вечерами читать его при лучине в своих курных избах, а затем рассказывать приезжим любопытным. Нельзя не предположить, что легенда о "печати Батыя" куда более раннего происхождения, либо "народной легенды" об этом знаке никогда не существовало, по крайней мере в той форме, в которой она воспроизводится далее.

Подлинный камень в экспозиции Коломенского краеведческого музея.


К слову, наша подмосковная (северо-восток от Москвы) Стромынская дорога (участок в р-не села Измайлова Васильцова стана) называлась "Батыевской" в полюбовной разъезжей грамоте В.Е. Курапова 1596 года. Автор книжечки "Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах" продолжает: "В основу легенды легли исторические события: 1 января 1238 года под Коломной в битве с татаро-монголами погиб князь Роман Рязанский. Предание гласит, что хан Батый настолько был восхищён мужеством князя, что повелел похоронить его по православному обряду со всеми почестями. А храму и могиле героя дал свой охранный знак" (Там же).
В битве у Коломны погиб, вроде бы, князь коломенский Роман Ингваревич , впрочем, ссылок на летописи, которые упоминали бы это событие я не нашёл. К тому же, говоря о Романе Рязанском стоило бы уточнять, какой именно человек с таким именем имеется в виду. Есть, например, благоверный князь Роман Ольгович Рязанский (племянник Романа Ингваревича, см.), погибший в Орде мученической смертью в 1270 году (см.), есть Роман Глебович, князь рязанский (ум. 1216) (см.), погибший во владимирском плену...


Согласно авторам книги "Храмы и монастыри Коломенской земли" (изд.: Коломна, 2012, с. 118) "изображение диковинного зверя восходит к гербам суздальских князей. Таким образом, может быть проведена параллель между появлением церкви в Городищах и венчанием в Коломне князя Дмитрия Донского с суздальской княжной Евдокией. Действительно, характер резьбы восходит к стилю владимирских зодчих XII века". Опять же, по-разному можно относиться к этому утверждению. Кажется, для него, всё-таки нужен анализ-сопоставление коломенского артефакта с конкретными примерами владимирской резьбы по камню.

Так или иначе, крупного размера (32х44 см по лицевой стороне) камень, изображавший диковинного зверя находился в северной стене храма в Городищах слева от входа, видимо до реставрации 1970-х годов, а затем был перенесён в старое здание Коломенского краеведческого музея.

Не удовлетворившись лицезрением оригинальной "печати" в музейной экспозиции, мы направились пешком через мост и, конечно, не могли себе отказать в удовольствии "срезать путь" до храма через улочку, носящую название "Олений вражек". Улица, возникшая здесь в конце XVIII века носит название местного древнего урочища Олений В ражек (cм. ).


Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах (сайт храма) считается древнейшим каменным сооружением Московской области. По "древности" с ним спорzт Никольская церковь в селе Каменское (датированная II пол XIV в. или началом XV в.) Наро-Фоминского р-на (см .) и, конечно, Собор Успения Божией М атери на Город ке под Звенигородом (датируемый концом XIV в.) (см.).

Церковь Николая Чудотворца в селе Каменское.

Собор Успения Божи ей Матери на Городке.

Фотография: А. Послыхалин, 2009 г.


Зачатьевский храм в Городищах.

Что касается Зачатьевского храма в Городищах, архитектор-реставратор Борис Львович Альтшуллер (1926-1998) датировал церковь второй половиной XIV в. По исследованию известного историка русской архитектуры Вольфганга Вольфганговича Кавельмахера (1933-2004) 1978-1983 годов, церковь была создана не позднее середины XIV века. По мнению историка русской архитектуры Сергея Вольфганговича Заграевского храм был возведён в первом десятилетии XIV века (по кн. Храмы и монастыри Коломенской земли Коломна, 2012, с.117: 1307-1308 гг.).

От древнейшего храма сохранились стены четверика на половину своей высоты, не имеющие наружных лопаток, а также алтарные апсиды. Они сложены из грубо обработанных глыб известняка.


Южная стена.

Апсида.

Алтарные апсиды. Нельзя не отметить изящные радиусы.

Если турист и прохожий никогда ничего не слышал о "печати", то, конечно, её копию, установленную на том же месте, что и оригинал, можно легко не заметить и пройти мимо...

Копия "печати" на северной стороне храма Зачатия И оанна Предтечи в Городищах.

А вот как выглядит северная стена в целом.


При выемке "печати" из стены были проведены исследования раствора, показавшие, что он по времени тождествен раствору основной кладки, соединявшей глыбы известняка - древнейшей сохранившейся части храма.



В XVI веке основной объём храма был перестроен. К этому времени относится завершение здания трёхлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами. В XVII-XVIII веках к основному объёму были пристроены трапезная и шатровая колокольня.

Видимо, дата перестройки была оспорена... Несколько варварским способом...
В XIX веке трапезная была существенно расширена, и её формы до сих пор несколько "реж ут взгляд".
В годы гонений храм был закрыт и разорён. В Государственную Т ретьяковскую галерею в 1935 году была передана бесценная храмовая икона XIV века (1390-е) "Иоанн Предтеча - Ангел Пустыни с житием", размером 170 х 102 см., написанная мастером из круга Феофана Грека в лучших традициях византийского стиля.


Во время реставраций 1970-х и 199 0 -х годов было восстановлено трёхглавие и сложное устройство кровли храма XVI века.

ервые появившуюся именно в Коломне. По описанию: "Это самое древнее русское изображение Иоанна предтечи как ангела пустыни, которое исполнено внутренней мощи и духовной силы. Великий пророк, стоящий на грани Ветхого и Нового Заветов, изображён тут в традициях поздне-византийской иконографии. Предтеча представлен как человеко-ангел, с ангельскими крыльями, в облачении пустынника - звериной шкуре, как идеальный образец того самого аскетизма, которое стало распространяться прп. Сергием Радонежским и его учениками". В 1935 году в ГТГ была проведена пробная расчистка иконы, а в 1951 году - совершено её полное раскрытие. В наши дни икона представлена в основной экспозиции древнерусского искусства Государственной Т ретьяковской га лереи.

В храме можно приобрести копию этого образа,...

Покидая Коломну, пред нами предстал интересный образ другого храма (ц. Апостола Иоанна Богослова), возвышающего свою колокольню над окружающими здание торговыми рядами.


Интересная получилась аллегория, не правда ли?

А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на .

Деревня расположена примерно в 1200-1500 метрах от реки Оки , между деревней и Окой низинные поля. Примерно раз в 10 - 15 лет (по наблюдениям в 1960 - 2008 гг.) в высокое половодье Ока заливает эти поля на 300-500 метров от Оки.

По данным "Сборников статистических сведений" 1882-1888 г.г. деревня "Негомож Пирочинской волости Зарайского уезда" Рязанской губернии принадлежала помещику Головину.

С 28.12.2006 входило в состав Макшеевского сельского округа Коломенского района Московской области с центром сельского округа в деревне Зарудня в соответствии с «Законом Московской области от 28 декабря 2006 г. № 250/2006-ОЗ „О разграничении муниципального имущества между Коломенским муниципальным районом и вновь образованными поселениями, входящими в его состав“ (принят постановлением Московской областной Думы от 27 декабря 2006 г. № 8/204-П)

С 29.01.2007 входит в состав сельского поселения Заруденское Коломенского муниципального района Московской области (в соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 29 января 2007 г. № 10-ПГ „Об учётных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области“ (с изм. и доп. от 15 марта, 3 апреля 2007 г.)

Во время великой отечественной войны в ноябре 1941 г. в лесу между селениями Негомож и Городец была создана база партизанского отряда, сформированного из жителей Коломны .

Население

Постоянное население по состоянию на 2001 год - 133 жителя. [ ]

Улицы, организации, предприятия, кооперативы

Улицы

  • ул. Центральная, ул. Луговая,ул. Новая.

Садоводческие товарищества

Садоводческое товарищество „Негомож“ (140479, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КОЛОМЕНСКИЙ РАЙОН, Д. НЕГОМОЖ)

Садоводческое товарищество „Пирочи“ (д. Негомож)

Садоводческое товарищество „Транспортник“ (недалеко от дер. Негомож).

Экология и земля в этом районе хорошая и ценится как местными жителями, так и приезжими, в последние годы стали пользоваться популярностью среди москвичей. Цены на земли и строения в этом районе и в ближайшем окружении в среднем в 1,6 - 2 раза были выше среднего по региону для данной километровой зоны до прокладки газопровода. А с учётом подключения к магистральному газу 2010-2011, цены повысились ещё.

Транспорт и коммуникации

Автобусное сообщение

Жители д. Негомож репрессированые в довоенные годы

Кузнецов Иван Никитович, 1898 г.р., русский, м.р. ст. Негамож, Коломенский район, Московская область, заключенный Ухтпечлага НКВД СССР. Арестован 29.12.1937 г. Осужден 11.01.1938 г. «тройкой» при УНКВД Архангельской области по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания.

Фадеев Федор Григорьевич 1898 Московская обл., Коломенский р-н, дер. Негамож русский низшее, б/п,1898, Расстр. 25.10.37 - Бутовский полигон

Черкасов Александр Сергеевич, 1899, м.р.: МО, Коломенский р., д. Негамож. Расстр. 25.10.37 - Бутовский полигон

Черкасов Сергей Сергеевич, 1909, м.р.: МО, Коломенский р., д. Негамож. Расстр. 25.10.37 - - Бутовский полигон

Достопримечательности вблизи деревни Негомож

Памятники природы

  1. «Озеро Ситное с водяным орехом »
  2. «Озеро Осетриное с водяным орехом»

Для защиты озера Ситного и его обитателей - главная ценность озера наряду с редким водяным орехом – обитающий на нем черный коршун - введен с мая 2017 особый режим охраны, запрещающий в пределах памятника природы любое изменение гидрологического режима, выпас скота, применение химпрепаратов, разведение костров и устройство туристических стоянок, а также сбор растений.

И волости . Волости оставались средоточием великокняжеских владений, в станах группировались поместья и вотчины служилых людей. Преобладающим типом светского землевладения в XV веке стало поместье . Вотчины доминируют в центральной части уезда, поместья же рассеяны по всей его территории.

Коломенский уезд по своему происхождению разнился с другими уездами Подмосковья, выросшими из бывших удельных княжеств . Он сложился в ходе обособления части великокняжеских волостей при образовании Московского уезда. Поскольку земли обоих уездов принадлежали одному хозяину - великому князю, граница между ними пролегала произвольно.

На протяжении нескольких столетий Коломенский уезд занимал обширную территорию. В него полностью или частично входили 9 современных районов и 2 городских округа Московской области: Егорьевский , Зарайский , Каширский , Луховицкий , Ногинский , Раменский , Серпуховский и Ступинский , городские округа Озёры , Подольск .

История

Точное время заселения территорий Коломенского уезда неизвестно, тем не менее достоверно известно, что во II-VIII веках пришли сюда с юга славяне-вятичи . До прихода славян на территории Коломенского уезда существовали стоянки финно-угорских племён .

Первые сведения о «волостях коломенских», составивших территорию Коломенского уезда (позднее - района), восходят к 1339 году и встречаются в духовной грамоте (завещании) великого князя Московского Ивана Калиты .

Демографическая справка

Дореволюционная статистика

Кроме того, по землям уезда проходило несколько оживлённых торговых путей, имевших общегосударственное значение. И крестьяне многих селений вовлекались в торговлю .

Коломенский уезд был одним из самых богатых уездов Российской империи. Так, в 1892 году государственная казна получила платежей на сумму 243 625 рублей, в том числе:

  • выкупных 167 261 руб.;
  • государственного земельного налога 5613 руб.;
  • земского сбора 24 870 руб.;
  • волостного 28 440 руб.

Преобразование в Коломенский район

Как административно-территориальная единица Коломенский уезд просуществовал до 1929 года . Тогда в Московской и других областях были созданы районы, в том числе и Коломенский . От бывшего Коломенского уезда отошли сотни гектаров земель со многими населёнными пунктами к вновь созданным районам: Воскресенскому, Малинскому, Озерскому, Ступинскому. А земли вдоль Оки из ведения Рязанской области перешли в состав Коломенского района. В Коломенский район влилось более 30 деревень и сёл из Зарайского и Егорьевского уездов.

Персоналии

  • Пётр Ионович Губонин - купец первой гильдии, промышленник и меценат .

Примечания

Карты

Усадьба Шкинь расположена в селе Шкинь Коломенском районе Московской области. Усадьба принадлежала Г.И. Бибикову, представителю высшей столичной знати. На средства Г.И. Бибикова в Шкини был возведен великолепный храм Сошествия Святого Духа на Апостолов. Храм был построен в конце XVIII века. До сих пор точно неизвестно, кто является архитектором этого храма, есть предположение, что его спроектировал Р.Р. Казаков. В наши дни храм - это все, что осталось от некогда богатой усадьбы Г.И. Бибикова. Поражает сходство храма в Шкини с собором Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В 1936 году храм был закрыт. В 1960-е годы в нем хранили ядохимикаты, предназначавшиеся для целей сельского хозяйства. В 1990-е годы началось постепенное восстановление святыни. В настоящее время храм является действующим, продолжаются работы по его реставрации. Рядом с храмом расположена могила местного почитаемого юродивого Данилушки - Д.И. Васильева.

Каменный храм был возведен в стиле московского классицизма. Имеет две симметрично расположенные колокольни, к храму пристроены два придела. Алтарная часть храма опоясана колоннадой. Внутренний интерьер и отделка храма не сохранились. Вокруг церкви можно видеть остатки каменной ограды, сохранились остатки каменных опор старинного моста через реку Северку. В окрестностях церкви находятся 2 полуразрушенных каменных строения. Что это такое, точно не известно. Есть мнение, что это, предположительно, могут быть остатки усадебных построек Г.И. Бибикова.

Усадьба Сенницы

Усадьба Сенницы является архитектурным памятником федерального значения. Она была возведена в конце XVIII - начале XX столетия в одноименной деревне в Московской области. История поместья была связана с княжеской семьей Гагариных.

Однако после Октябрьской Революции в 1918 году родовую усадьбу национализировали, что негативно сказалось на ее состоянии. Со временем дворец пришел в запустение и был разрушен, потом был частично снесен храм Вознесения Господня, находившийся на территории усадьбы. Часть ценностей была разграблена, а часть перемещена в музеи страны. В настоящее время усадьба Сенницы представляет собой развалины церкви, некоторых хозяйственных построек и водной мельницы.

Усадьба Прусы

Усадьба Прусы находится в Коломенском районе Московской области. История возникновения названия точно не известна, есть предположение, что ранее этим имением владел иностранец, от которого и пошло название. Боярин И.В. Шереметев был хозяином села Прусы во времена Ивана Грозного. Считается, что при нем была построена Ильинская церковь, впервые упомянутая в письменных источниках в 1578 году. После И.В. Шереметева имением владел епископ, построивший здесь загородную дачу.

Каменная Ильинская церковь является примером шатрового зодчества. Считается, что прототипом этого храма является шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы 1552 года постройки, находящаяся на территории Успенского Брусенского женского монастыря в Коломне. В 1660-е годы и в XIX веке Ильинская церковь в Прусах переделывалась, к ней были пристроены деревянная колокольня и трапезная, не сохранившиеся до наших дней. Не сохранился и восьмигранный шатер церкви, который опирался непосредственно на основной объем храма, без промежуточного восьмерика, что является нетипичным для шатрового зодчества.

В 1930-м году храм был закрыт, верующим его вернули в 1990-х годах. В настоящее время храм находится в запущенном состоянии.

Усадьба Липгарта

Усадьба Липгарта находится в Щурово, в Коломне. Двухэтажный особняк в стиле модерн был построен в 1900-е годы. Принадлежал немецкому промышленнику Эмилю Липгарту, основавшему Щуровский цементный завод. Особняк Липгарта был возведен из кирпича, снаружи был оштукатурен и отделан натуральным деревом, имел балконы и террасу. Был украшен граненой угловой башней с шатром. Дом окружен большим парком, в котором встречаются редкие породы деревьев и кустарников.

В настоящее время дом находится в полуразрушенном состоянии, он полностью лишен кровли, балконов, внутреннего интерьера. Сохранились только внешние стены особняка. Рядом с особняком можно видеть остатки фонтана, построенного, скорее всего, в 1900 годы, а также памятник В.И. Ленину, возведенный в советское время, когда на территории усадьбы располагался парк отдыха.

Усадьба Черкизово

Усадьбу Черкизово можно видеть в Коломенском районе Московской области. В XV веке этими землями владел боярин Федор Старк-Серкизов. В конце XVII века князем М.А. Черкасским здесь была построена усадьба. В 1734-1749 годах была возведена домовая Успенская церковь. В 1785 году владельцем поместья стал Б.М. Черкасский. При нем был возведен великолепный усадебный комплекс с дворцом, флигелем, оранжереями, манежем и псарным двором. После 1861 года имение постепенно пришло в запустение, большинство строений было утрачено.

В настоящее время из всех усадебных построек сохранились двухэтажный флигель в стиле классицизма с мезонином, построенный в XVIII веке, домовая Успенская церковь, павильон и фрагменты пейзажного парка. Все строения сильно пострадали от времени. Рядом с усадьбой, на погосте Старки, находится Никольская церковь XVIII века.


Достопримечательности Коломны

В один из последних зимних и солнечных деньков февраля я устроил себе отличную прогулку по Старой Коломне. Была просто потрясающая погода! День был холодный, но солнышко уже давало себе знать о приближающейся весны.

Сразу же появился повод для прогулки!

Коломна, как ни странно, прекрасна в любое время года! Ведь Коломна один из древнейших и красивейших городов Подмосковья в котором отлично сохранилась его "Старая" часть. Конечно многое было разрушено, как же без этого, но, что важно, "Старая Коломна" до сих пор ничем новым не застроена и сумела сохранить свой первоначальный древний дух!

Впервые упоминания о Коломне появились в Лаврентьевской летописи в далеком 1177 году. О Коломне говорится, как о активно развивающемся городе, пограничном посте Рязанского княжества и торгово-ремесленном центре.

Происхождений названия города много, одно из популярных и более очевидных версия В.И. Даля. По словарю Даля, название города произошло от рязанских слов "коломень", "колошение" - околица, околоток, соседство. То есть Коломна - приграничный город. Действительно он входил в состав Рязанского княжества и граничил тогда с Московским княжеством. Возможно отсюда и пошло название Коломна.

Сегодня Коломне официальных 838 лет. Никто точно не знает, сколько уже существовал город до первого написания в Лаврентьевской летописи, но исходя из раскопок, очевидно что город старше своей официальной даты.

"Новая Коломна" , - это типичный образец любого города России. Конечно прогуляться по нему тоже интересно. Думаю про Новую Коломну я сделаю отдельный пост ближе к лету. Коломна делится на несколько районов, как и любой крупный город. Формально, я бы просто разделил Коломну на "Старую" (древнюю) и "Новую" (современную). Думаю так будет проще ориентироваться как мне, так и другим туристам.

До Коломны легче всего доехать на электричке от Казанского вокзала, не придется стоять в пробках на выезде из Москвы. К примеру, от метро Выхино электрички ходят каждые 2 часа. Время в пути также около 2 часов.

Еще можно добраться от Выхино на комфортабельном автобусе. Ходят они чаще, каждые 30мин.

И электричка и автобус приходят на современный вокзал "Голутвин" , главный транспортный узел города. Он расположен в "Новой Коломне". Оттуда до старой исторической части Коломны придется добираться на городском транспорте. Удобнее всего это сделать на автобусе № 14. Также можно на трамвае или маршрутках №20 и №68.

Думаю отличным вариантом будет приехать на машине. От Москвы всего 100 км пути. Дорога отличная!

Первое, что замечаешь приехав в Коломну, - очень много церквей! Действительно, их тут более 50!! Это один из крупнейших духовных центров как Москвы, так и всего Подмосковья!

Начал я свою зимнюю прогулку именно с них.

1) Первой на моем пути была Церковь Троицы Живоначальной на Репне .

2) Коломенский трамвай.

Сход снега

3) Музей "Любимой Игрушки" , - частный музей, в экспозиции представлены фарфоровые куклы 19 -20 века России и Европы, мишки Тедди 1930-1950 г., плюшевые мишки, игрушки СССР, современные авторские работы.

4) По соседству с ним расположен еще один музей "Кузнечная слобода" . Экспозиция музея состоит из кованых, литых и деревянных изделий разных эпох.

5) Сосульки

6) Далее я поехал в одно из старейших поселений Коломны, - село Городищи . Тут была построена Церковь Зачатия Иоанна Предтечи . Предтеченский храм считается одним из самых древних в Московской области. Ему более 700 лет, многие считают, что именно с села Городище зародился нынешний город Коломна.

Из икон сохранилась до нашего времени лишь одна, - «Святой Иоанн Предтеча. Ангел пустыни» , написанная в 1390−х гг. иконописцем школы Феофана Грека.

Икона эта уникальна и хранится сегодня в запасниках Третьяковской галереи.

7) Церковь Михаила Архангела в Коломне , является самой большой в Коломне.

8) Через улицу Октябрьской революции стоит величественный Коломенский кремль! По всей видимости это одна из самых старых улиц города. Как только эта улица не называлась! Город был вытянут вдоль старого тракта, большинство старых районов размещены вдоль него. Сперва она была Московской , так как ведет к столице. Потом Астраханская , т.к. фактически это дорога идет по направлению от Москвы к Рязани и далее на Астрахань. После революции улицу назвали Красной , и только в 1921 году переименовали в улицу Октябрьской революции .

Коломенский Кремль был построен всего за 6 лет(1525-1531 г.) по указу Московского князя Василия III. Кремль в Коломне в то время был одним из наиболее мощных крепостей Московского государства, он расположен на месте слияния рек Москвы и Коломенки. По некоторым данным, его строительством руководили итальянские архитекторы, которые принимали участие в возведении стен и башен Московского кремля. По площади, толщине и длине стен, а так же по количеству башен Московский и Коломенский кремль практически не отличаются. К сожалению, время кремль не пощадило, - от крепости остались только несколько башен и пара фрагментов крепостных стен. Но зато каких!

9) Памятник великому князю Дмитрию Донскому перед стенами Кремля.

Дмитрий Донской был очень тесно связан с Коломной. Он любил этот город и часто бывал тут! В Коломне он венчался и здесь же было место сбора русских ратей перед сражением на реке Воже и перед Куликовской битвой. Позже Дмитрий Донской достроил Успенский собор в Коломне и неподалеку расположенный Бобренев монастырь.

Коломенцы почитают память Дмитрия Донского. Его именем в городе названы улица и набережная.

10) За все время существования Кремля никому не удавалось взять Коломну штурмом. Также вышло и с конкурсом, организованным сайтом http://10russia.ru . Коломенский Кремль занял 1 место в финале конкурса лучших мест России. Никто так и не смог опередить Коломну по количеству голосов.

11) Малаховские ворота лежат через крепостной ров, который проходит вдоль стены.

В старые времена мост был подвесным и опускался только по назначению.

12) Панорама Кремля.

Слева, - Коломенская или Круглая башня (в народе - Маринкина) . Эта башня является самой высокой из всех сохранившихся башен кремля. Ее высота составляет 31 метр, а диаметр - 13 метров. Башня двадцатигранная, но если на неё смотреть издалека, то она кажется круглой. Именно это объясняет одно из ее названий. Еще эту башню называют Маринкиной в честь Марины Мнишек, которая по легенде скончалась тут в заточении.

Справа, - Грановитая башня . Получила свое название из-за своей формы. С внешней стороны она шестигранная, а с внутренней прямоугольная. Такую форму имеет только эта башня Коломенского кремля. Внутри она делится на пять ярусов, из которых нижний скрыт грунтом. Верхний ярус в виде галереи с зубцами, в свое время тут хранилась Коломенская казна.


Коломенский Кремль

13) Пройдя через ворота, я оказался на территории Кремля.

360-градусная панорама.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Коломенский Кремль 360 градусов

14) Схема Кремля. Красным цветом выделены сохранившиеся участи кремлевских башен и стен.

Как видно из схемы, Кремлевские стены напоминают многогранник, почти овал. Равномерно по всему периметру стен располагались башни, которые во время нападения позволяли вести активную оборону, а также эффективный фронтальный и фланговый огонь по противникам.

15) Ивановские ворота Коломенского Кремля. К сожалению не сохранились до наших дней.

16) Участок старой стены, ограды Брусенского монастыря с небольшой башенкой, построен в 1820-х годах.

17) Коломенская, Круглая башня или Маринкина , вид внутри территории Кремля.

18) Коломенский Успенский Брусенский женский монастырь , основан в 1552 году по указу Иоанна Грозного после удачного похода его из Коломны в Казанское ханство и присоединения Казани к русскому государству. Тогда это был мужской монастырь. После Смуты монастырь пострадал и пришел в упадок. Позже, при его реконструкции он стал значиться уже как женский монастырь.

19) Западный и Северный келейные корпуса (отдельные жилые дома смотрителей монастыря).

20) Трапезная и богадельня Успенской церкви Брусенского монастыря.

21) Крестовоздвиженский собор. Построен в 1852-1855.

22) Панорама, слева направо, Трапезная и богадельня Успенской церкви, Успенская церковь, Крестовоздвиженский собор и Башня с кирпичной оградой .

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Коломенский Успенский Брусенский женский монастырь

23) Улица Лажечникова , одна из старейших улиц города. Названа в декабре 1968 в честь писателя-романиста Ивана Лажечникова.

24) Церковь Апостола Иоанна Богослова. Построена на месте деревянной церкви в 1733-1758 годах. Имеет самую высокую колокольню в Коломне (67 метров), левее расположена автостанция "Старая Коломна" . Именно сюда прибывают маршрутки и автобусы от автостанции "Голутвин" .

25) Сохранившийся отреставрированный участок стены Коломенского Кремля, в конце которой стоит еще одна башня, - Ямская или Троицкая башня .

26) Дом сувениров и подарков. Здесь можно приобрести различные изделия ручной работы коломенских мастеров.

27) За ним Коломенский Краеведческий музей .

28) Единственная новая постройка, - Конькобежный центр "Коломна" . Построен в 2006 году. Это тот редкий случай, когда новое современное здание не портит исторический пейзаж. К тому же Конькобежный центр "Коломна" считается одним из лучших спортивных комплексов мира. Центр занимает пятое место в рейтинге самых быстрых катков мира. Тут занимаются как новички, так и Олимпийские чемпионы со всего мира! Здесь проходят не только соревнования, но и массовые катания.

29) Домики на улице Лазарева просто чудесны! Многие люди, посетившие Европу восхищаются их безумно привлекательными домиками, я в их числе. Мне очень по душе то, как Европейцы строят дома. Так вот, домики у стен Коломенского кремля, - это тот случай, когда Русские дома могут выглядеть интересно и не хуже европейских!

30) Дом соляного пристава Горлицина

31) Дом сестры А. И. Куприна

32) Вид на Соборную площадь с разных ракурсов. Площадь считается старейшей в Коломне.

42) Соборная площадь. Панорама 360-градусов.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Соборная площадь. Панорама 360-градусов.

44) Братский корпус.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Братский корпус.

45) Собор Успения Пресвятой Богородицы, - был заложен в 1379 г. святым князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в этом строящемся храме он молился перед Куликовской битвой. Считается, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие сам Феофан Грек.

46) Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Построена в 1858-1861 гг. на месте разобранной старой, 1776 года постройки.

47) Школа №3 , одно из старейших действующий учебных заведений с вековой историей.

48) Вход на территорию Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря .

49) Памятник Святым Равноапостольным Кириллу и Мефодию. Памятник представляет собой бронзовые фигуры братьев, которые стоят на фоне православного креста. Мефодий держит в руках Библию, а Кирилл, – свиток с русским алфавитом.

50) На Соборной площади много голубей.

51) Храм Воскресения Словущего, что в Крепости. Еще один из древнейших храмов в Коломне. Построен около 1360 года. 18 января 1366 г. в тогда еще деревянной церкви венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская.

52) Панорама, слева-направо. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Храм Воскресения Словущего, Здание Коломенского уездного училища.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Панорама церквей Соборной площади.

53) Немного спустившись, я вышел к реке Москве .

54) Дети после учебы катались с горки у Соборной площади.

55) Старые жилые домики на улице Дмитрия Донского .

56) Спуск вниз по улице Кремлевской .

57) Церковь Николы Гостиного.

58) Еще красивые старые жилые домики.

59) Тут очень приятно просто гулять.

60) Вот так гуляя, я вышел к еще одной сохранившейся башне кремля, - Семёновской башне.

61) Очень уютный сквер им. Ю. А. Гагарина , раньше тут была Житная площадь и Бабий рынок, - центральные торговые площади Коломны, окруженные лавками, складами и различными магазинами.

62) Еще одна сохранившиеся башня, - Спасская башня (за ней башня Погорелая или Алексеевская и Пятницкие ворота) .

63) Двухэтажный жилой домик, привлекший мое внимание.

64) Забавное строение на улице Исаева .

65) Церковь Воздвижения Креста Господня в Коломне.

66) Пятницкое ворота, - главные парадные ворота Коломенского кремля.

67) С противоположной стороны Пятницких ворот на улице Зайцева находится Музей «Коломенский Калач» и Музей Изначалья: «Сие деньги коломьски» . Тут был воссоздан древний рецепт приготовления калачей!

По ссылке ниже можно посмотреть на панораму Музея "Коломенский Калач" и Пятницкие ворота в большем разрешении 2500x:
Музей Коломенский Калач и Пятницкие ворота.

68) Затем я снова вышел к реке Москве.

70) Выйдя с территории Кремля, я дошел до Памятника водовозу . Место для памятника выбрано не случайно, - здесь водовозы брали воду из реки Москвы и развозили ее по городу, продавая ведрами до 1902 года когда появился водопровод. В дальнейшем профессия водовоза исчезла.

71) Тут же рядом, была установлена "Шкала уровней паводковых вод" . Красиво выполненный указатель экстремальных уровней паводков на реке Москве с обозначением конкретных годов.

73) Рядом по соседству стоит Музей "Коломенской Пастилы" . Многие приезжают специально в Коломну, чтобы попробовать настоящую пастилу в состав которой входят только натуральные ингредиенты!

Упаковка пастилы тоже напоминает о старинной рецептуре.

74) Храм Богоявления Господня в Гончарах.

75) Совсем недалеко стоит Фабрика пастилы.

76) Ну вот и все, я провел гуляя по Коломне почти весь день. На этом закате я закончу этот пост.

Он получился довольно содержательный, но я не мог вырезать ничего из своей прогулки. На самом деле было бы интересно еще рассказать о каждом месте в отдельности, возможно в будущем я так и сделаю.

Коломна, - отличный город! Чистый, приветливый, интересный! Здесь сохранилась та самая старина. А музеи Пастилы и Калачей в Коломне всячески напоминают людям, что не забыты старинные технологии, по которым выпускались качественные продукты много веков назад!

В "Старой Коломне " приятно находиться и гулять как по территории Кремля, так и по самому городу! Что самое удивительное, на мой взгляд, так это то, что все это можно посмотреть совершенно бесплатно! Никто не будет за вами настойчиво ходить и выклянчивать денег.

По ссылке можно посмотреть на мой маршрут по Старой Коломне:
Маршрут по Старой Коломне .

Если хочется окунуться в старину, Коломна отличное место для этого!



Рассказать друзьям