Понятие святейший синод появилось в связи. История святейшего синода в российской империи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Удобная навигация по статье:

История учреждения синода при Петра I

Изначально в планы Петра Первого не входило изменение веками установленного церковного порядка. Но, чем дальше первый российский император продвигался в проведении своих преобразований, тем меньше у царя оставалось желания делить свою власть с другими лицами, даже с духовенством. Остальные мотивы церковной петровской реформы правителю были безразличны.

В 1700 году после кончины патриарха Адриана, Пётр Первый решает воспользоваться случаем и упразднить патриаршество, мотивируя своё желание отсутствием среди представителей духовенства достойного кандидата на пост Великого Патриарха.

Таким образом, патриарший трон оставался пустым, а всё управление бывшей епархией Патриарха было доверено Местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому. Но ему царь поручил в заведование лишь дела веры.

Двадцать четвёртого января 1701 года состоялось восстановление Монастырского приказа, которому во владение отошли патриаршие хозяйства, территории, а также архиерейские дома и патриарший дом. Во главе данного приказа был поставлен Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Местоблюститель обязан был советоваться во всех важных делах с епископами. Для этого он имел право вызывать последних в Москву. При этом, результаты каждого такого совещания Местоблюститель Патриаршеского престола обязан был представлять самому государю лично. Стоит отметить, что само совещание и собрание епископов разных епархий, как и прежде, носило название Освященного Собора. Однако, данный Собор и боярин Местоблюститель всё же ограничивали власть Мусина-Пушкина в управлении русской Церковью.

С 1711 года вместо старой Боярской думы формируется новый государственный орган – Правительствующий Сенат. С этого дня, как мирские, так и духовные управления были обязаны беспрекословно выполнять приказы Сената, приравнивающиеся к царским. В этот период Сенат сам начинает строить Церкви, приказывая архиереям выбирать самим священников. Также сам Сенат определяет в монастыри игумений и игуменов.

Так продолжается до двадцать пятого января 1721 года пока царь Пётр Первый не подписывает манифест об учреждении так называемой Духовной Коллегии, которая вскоре была переименована в Святейший Синод. Спустя месяц, четырнадцатого февраля происходит торжественное открытие этого управляющего церковью органа.

Причины церковный преобразований Петра и создания святейшего синода


Полномочия святейшего синода

В ведение нового органы царь передаёт:

  • типографскую контору;
  • канцелярию раскольнических дел;
  • приказ церковных дел;
  • монастырский приказ;
  • патриаршие приказы (дворцовый, казённый и духовный).

При этом, в Петербурге появляется так называемая Тиунская Изба или же тиунская контора, а в Москве учреждается духовная дикастерия, канцелярия раскольнических дел, приказ инквизиторских дел, а также синодальная контора и канцелярия синодального правления.

Состав высшего церковного органа управления определялся по регламенту в «дюжину правительствующих лиц», три из которых, как минимум, должны были иметь сан архиерея. В Синоде, как и в любой гражданской коллегии того времени, был один президент, пять асессоров, четыре советника и два вице-президента.

Реформа святейшего синода

В 1726 году все вышеперечисленные названия, в силу того, что они совсем не вязались с духовными санами лиц, которые заседали в Священном Синоде, были заменены такими как:

  • присутствующие в Синоде;
  • члены Синода;
  • и первоприсутствующий член Синода.

Первоприсутствующему (ранее президенту) по регламенту принадлежал голос, равный остальным членам этой коллегии. Первым первоприсутствующим стал митрополит Стефан, а вице-президентом царь назначает, входившего в его круг, Феодосия, который являлся на тот момент архиереем Александро-Невского монастыря.

В целом, по своему устройству (делопроизводству и канцелярии) Синод был подобен Сенат с его коллегиями. В нём были все те же обычаи и чины. Пётр Первый позаботился и об осуществлении неустанного надзора за работой нового церковного органа. Так, одиннадцатого мая 1722 года царским указом в Синоде назначается присутствовать новому должностному лицу – обер-прокурору.

Обер-прокурор мог остановить решения Синода, а его действия зависели только от воли государя. При этом, сама должность планировалась скорее наблюдательной, нежели действующей. До 1901 года каждый новый член Святейшего Синода был обязан приносить особую присягу.

Итоги церковных преобразований Петра I и последствия создания святейшего синода

В результате петровских церковных преобразований Церковь лишилась своей независимости и перешла в управление государства и царя. Каждое постановление Синода до 1917 года издавалось под штемпелем «Согласно указу его Императорского Величества». Стоит отметить, что церковная власть в государственных бумагах именовалась, как и другие (финансовые, военные и судебные) – «Ведомством Православного Исповедания».

Схема: место святейшего синода в органах государственной власти при Петре I

Учреждение Синода в России (кратко)

Учреждение синода в России (краткий рассказ)

Учреждение Святейшего Синода в России было значительным преобразованием церкви, обозначающим фактический разрыв с прошлой системой церковного правления.

Исследователи и историки выделяют несколько основных версий первопричины того, что в России было упразднено церковное патриаршество. Автором первой является историк С. Соловьёв, утверждающий, что на стыке семнадцатого-восемнадцатого веков в кризисный для духовенства и нелёгкий для государства период, монархом делалось всё возможное, чтобы снова вернуть державе былую мощь. Частые бунты и раскол церкви подвигают Петра Первого принять важное решение об учреждении Святейшего Синода, духовной коллегии.

При этом, учёный А. Богданов выдвигает иную противоположную версию, выдвигая доказательства в её пользу из деятельности патриарха Адриана. Автор указывает на то, что время соперничества за власть между молодым Петром и Софьей, а также эпоха смутицы опустошили государственную казну. В это же время церковь получала стабильный доход.

Именно по этой причине, Пётр Первый взойдя на трон, стал активно искать средства на проведение собственных реформ именно в Церкви. При этом, патриарх хоть и отказывался вступать в открытую конфронтацию с государством, но слал царю послания, не желая мириться с нарушением им автономии церкви.

В середине зимы 1720 года Феофан Прокопович составляет так называемый «Духовный регламент» описывающий:

· должности;

· круг полномочий;

· обновлённую систему церковного правления.

Таким образом провозглашалось формирование духовной коллегии вместо существующего единоличного правления патриарха. Составленный документ был передан на рассмотрение в Сенат, после чего он был изучен членами Священного Собора. При этом, свои подписи согласия они ставили испытывая давление светской власти. Кроме того, на протяжении года было собрано около девяноста подписей, которых бы и так хватило чтобы документ был принят.

Уже зимой 1721 года царь Пётр Первый издаёт свой манифест об учреждении Синода, президентом которого назначается митрополит Стефан. Также был назначен обер-прокурор, который был обязан быть «ушами и глазами» императора в Синоде.

Спустя два года Святейший Синод смог обрести признание патриарха Иеремии Третьего из Константинополя. Согласно разрешению царя Синод отныне осуществлял судебную, исполнительную, а также законодательную власти Церкви.

Святейший Синод - государственный орган управления Церковью, существовавший в России в 1721-1917 гг.

Деятельность Святейшего Синода дала название Синодальной эпохе в истории Русской Церкви (XVIII - начало XX века). Этот период характеризуется несамостоятельным развитием Православной Церкви, подчиненной государству , хотя сохранившей основные привилегии, отличавшие ее от других вероисповеданий. Она не могла избирать Патриарха, а также проводить Соборы, традиционно служившие инструментом канонического церковного управления.

Создание Святейшего Синода

В XVIII в., когда в России происходили серьезные исторические перемены, в ходе которых складывался новый облик государства, среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям стала церковная реформа. Правительство смотрело на Церковь как на одно из учреждений государственного аппарата, нуждавшееся в опеке и надзоре. Для этого понадобилось изменить старый строй церковного управления, сочетавший в себе соборное начало и Патриаршество, и учредить на его месте новую систему управления Церковью - Святейший Правительствующий Синод. Под влиянием реалий Западной Европы Петр I воспринимал отношения светского правителя и Церкви согласно протестантской модели: монарх отвечает и за государство, и за Церковь, которая должна подчиняться государственным интересам. Фигура предстоятеля Церкви, Патриарха, была в такой модели неуместной и создавала потенциальную конкуренцию фигуре правителя. Поэтому уже в 1700 г., после кончины Патриарха Адриана вместо избрания нового Патриарха по распоряжению Петра I Русскую Церковь возглавил митрополит Стефан (Яворский) в должности местоблюстителя патриаршего престола. А в 1721 г. патриаршая форма управления Церковью была окончательно упразднена и заменена - в духе петровских реформ - коллегиальной. Составленный архиепископом Феофаном (Прокоповичем) «Духовный регламент» устанавливал систему государственного контроля над деятельностью Церкви. Согласно этому документу для руководства всеми сторонами церковной жизни создавалась Духовная коллегия, или Святейший Правительствующий Синод, заимствовавший свой титул - Святейший - от Патриарха.

Принципы работы Святейшего Синода

Синод стал одним из органов управления, встроенных в государственный аппарат. Формально он был уравнен в правах с Сенатом, также носившим название «Правительствующего», а в XIX в. по своему положению встал почти на уровень министерств. Монарх в «Духовном регламенте» назывался «крайним судией» Синода. Для всех членов Синода полагалась присяга, которая мало отличалась от присяги военных и гражданских служащих. Допускалось даже вторжение в тайну исповеди: если священник узнавал о готовящемся преступлении против императора, ему следовало сообщить об этом. Фактически император стал главой Церкви, за которым оставалось последнее слово в важнейших вопросах ее бытия, чего ранее в истории России не было, хотя тенденции к подчинению Церкви государственным интересам прослеживались и в XVI, и в XVII вв.

Членами Синода становились крупные архиереи, некоторые архимандриты, в XIX в. - обер-священники, возглавлявшие военное и придворное духовенство. При Синоде была создана канцелярия, куда входили и светские чиновники. Для контроля деятельности органа, соответствия его решений государственной пользу уже при Петре I учреждалась должность обер-прокурора. Эту должность занимали светские люди, нередко офицеры, далекие от понимания нужд Церкви. В XVIII в. их авторитет не был высоким, они боролись с членами Синода за право непосредственного доклада императорам и т.п. При Екатерине II роль обер-прокуроров стала возрастать, в т.ч. благодаря тому, что они стали контролировать финансы Синода. В XIX в. обер-прокуроры превратились в крупных чиновников, претендовавших на роль министров, хотя некоторые министерские привилегии они получили лишь в начале XX в. У обер-прокуроров появилась собственная канцелярия. Наиболее известны А.Н. Голицын (1803-1817), инициировавший начало работы по переводу Библии на русский язык и возглавлявший в 1817-1824 гг. «двойное министерство», которое временно объединило Синод и Министерство народного просвещения; Н.А. Протасов (1836-1855), генерал, командовавший архиереями как своими офицерами; К.П. Победоносцев (1880-1905), убежденный консерватор, оказывавший немалое влияние на политику Александра III и Николая II. В то же время немногие члены Синода выступали как независимые и влиятельные фигуры в церковной политике: среди них следует назвать Московского митрополита Платона (Левшина) (1775-1812) и особенно Московского митрополита Филарета (Дроздова) (1821-1867).

Синод занимался широким кругом проблем. Он выбирал кандидатов в епископы во всех епархиях, создавал новые епархии; открывал новые монастыри, назначал настоятелей, давал разрешение на постриг монахов ; руководил миссионерской деятельностью, создавал новые миссии; осуществлял издание духовной литературы и духовную цензуру, открывал церковные журналы; занимался канонизацией святых. Одним из важнейших направлений деятельности было развитие духовно-учебных заведений, для этих целей при Синоде было создано Духовно-учебное управление. Кроме того, ведению Синода подлежала масса мелких дел, например бракоразводных или связанных с проступками представителей духовенства, сильно затруднявших оперативную работу государственного ордена.

Святейший Синод и революция

После Февральской революции 1917 г. было создано Временное правительство, в которое вошел обер-прокурор Синода. Им был назначен депутат Государственной думы В.Н. Львов. Его сменил А.В. Карташев, ставший последним обер-прокурором. В августе 1917 г. вместо Святейшего Синода при правительстве было создано Министерство исповеданий, которому подлежали дела не только Православной Церкви, но и других исповеданий. Созванный в 1917 г. Поместный Собор Русской Церкви провел реформу ее управления и восстановил Патриаршество. На этом история Святейшего Синода закончилась.

1. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб.; Петроград, 1868-1917.

2. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания. СПб., 1902.

3. Барсов Т.В. Синодальные учреждения настоящего времени. СПб., 1899.

4. Благовидов В.А. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII — первой половине XIX столетия. Казань, 1899, 1902.

5. Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Ростов-на-Дону, 1916.

6. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. СПб., 2003.

7. Кондаков Ю.Е. Государственная власть и Православная Церковь в России: Эволюция отношений в первой половине XIX в. СПб., 2003.

8. Федоров В.А . Русская православная церковь и государство: Синодальный период 1700-1917. М., 2003.

9. Иванов Иван, диакон. Взаимоотношения Церкви и государства во второй половине XVIII века (деятельность обер-прокуроров Святейшего Синода 1763-1796 гг.): сборник документов. М., 2010.

1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

3. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.

4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.

5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

6. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль).

7. Епархиальные архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры духовных академий могут присутствовать в Священном Синоде с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, академий или несения ими общецерковного послушания.

8. Участие постоянных и временных членов Священного Синода в его заседаниях является их канонической обязанностью. Отсутствующие без уважительных причин члены Синода подлежат братскому вразумлению.

9. В исключительных случаях кворум Священного Синода составляют 2/3 его членов.

10. Заседания Священного Синода созываются Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем). В случае кончины Патриарха не позднее, чем на третий день, Патриарший Наместник — митрополит Крутицкий и Коломенский — созывает заседание Священного Синода для избрания Местоблюстителя.

11. Как правило, заседания Священного Синода являются закрытыми. Члены Священного Синода рассаживаются по протоколу, принятому в Русской Православной Церкви.

12. Священный Синод работает на основании повестки дня, представляемой председателем и одобряемой Священным Синодом в начале первого заседания. Вопросы, требующие предварительного изучения, председатель заблаговременно направляет членам Священного Синода. Члены Священного Синода могут вносить предложения по повестке дня и поднимать вопросы с предварительным уведомлением о том председателя.

13. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

14. В случае, если Патриарх Московский и всея Руси по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Священном Синоде, обязанности председателя исполняет старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Священного Синода. Временный председатель Священного Синода не является каноническим Местоблюстителем.

15. Секретарем Священного Синода является управляющий делами Московской Патриархии. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для Священного Синода материалов и составление журналов заседаний.

16. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя.

17. Никто из присутствующих в Священном Синоде не может воздерживаться от участия в голосовании.

18. Каждый из членов Священного Синода в случае несогласия с принятым решением может подать отдельное мнение, которое должен заявить на том же заседании с изложением своих оснований и представить в письменной форме не позднее трех дней со дня заседания. Отдельные мнения прилагаются к делу, не останавливая его решение.

19. Предложенные в повестке дня дела председатель не в праве своею властью снимать с обсуждения, препятствовать их решению или приостанавливать претворение таковых решений в жизнь.

20. В тех случаях, когда Патриарх Московский и всея Руси признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в семидневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх Московский и всея Руси не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх Московский и всея Руси действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса.

21. Когда в Священном Синоде рассматривается дело по жалобе на членов Священного Синода, заинтересованное лицо может присутствовать на заседании и давать объяснения, но при решении дела обвиняемый член Священного Синода обязан оставить зал заседаний. При рассмотрении жалобы на председателя он передает председательствование старейшему по архиерейской хиротонии иерарху из числа постоянных членов Священного Синода.

22. Все журналы и определения Священного Синода подписываются сначала председателем, затем всеми присутствующими на заседании членами, хотя бы некоторые из них были и не согласны с принятым решением и подали о том отдельное мнение.

23. Определения Священного Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие существо дела.

24. Председатель Священного Синода осуществляет высшее наблюдение за точным исполнением принятых постановлений.

25. В обязанности Священного Синода входит:

а) попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

б) служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

в) поддержание единства с другими Православными Церквами;

г) организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

д) толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением;

е) регулирование богослужебных вопросов;

ж) издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников;

з) оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

и) поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей, как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами;

к) координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

л) выражение пастырской озабоченности общественными проблемами;

м) обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви;

н) поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

о) одобрение уставов Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов;

п) принятие гражданских уставов Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений;

р) рассмотрение журналов Синодов Экзархатов, Митрополичьих округов;

с) решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе;

т) установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви;

у) утверждение постановлений высшего общецерковного суда в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде;

ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора.

26. Священный Синод:

а) избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой;

б) вызывает архиереев для присутствия в Священном Синоде;

в) в случае необходимости, по представлению Патриарха Московского и всея Руси, рассматривает отчеты архиереев о состоянии епархий и выносит по ним постановления;

г) инспектирует через своих членов деятельность архиереев всякий раз, когда сочтет это нужным;

д) определяет содержание архиереев.

27. Священный Синод назначает:

а) руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей;

б) ректоров духовных академий и семинарий, игуменов (игумений) и наместников монастырей;

в) архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания в дальнем зарубежье;

г) по представлению Патриарха Московского и всея Руси членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей синодальных или иных общецерковных учреждений, подразделений Московской Патриархии;

д) по представлению Патриарха Московского и всея Руси членов Межсоборного Присутствия.

е) Священный Синод утверждает епархиальных архиереев в должности священноархимандритов особо значимых монастырей, по их представлению.

28. Священный Синод может создавать комиссии или иные рабочие органы для попечения:

а) о решении важных богословских проблем, относящихся к внутренней и внешней деятельности Церкви;

б) о хранении текста Священного Писания, о его переводах и издании;

в) о хранении текста богослужебных книг, о его исправлении, редактировании и публикации;

г) о канонизации святых;

д) о публикации сборников святых канонов, учебников и учебных пособий для духовных учебных заведений, богословской литературы, официальной периодики и иной потребной литературы;

е) о повышении богословской, духовной и нравственной подготовки клира и о деятельности духовных учебных заведений;

ж) о миссии, катехизации и религиозном образовании;

з) о состоянии духовного просвещения;

и) о делах монастырей и монашествующих;

к) о делах милосердия и благотворительности;

л) о должном состоянии церковного зодчества, иконописи, пения и прикладных искусств;

м) о церковных памятниках и древностях, находящихся в ведении Русской Православной Церкви;

н) об изготовлении церковной утвари, свечей, облачений и всего необходимого для поддержания богослужебной традиции, благолепия и благочиния в храмах;

о) о пенсионном обеспечении духовенства и церковных работников;

п) о решении экономических проблем.

29. Осуществляя руководство синодальными учреждениями, Священный Синод:

а) утверждает положения (уставы) об их деятельности;

б) утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты;

в) выносит постановления по наиболее важным аспектам текущей работы синодальных учреждений;

г) в случае необходимости осуществляет ревизию таковых учреждений.

30. Священный Синод одобряет общецерковный план расходов, в случае необходимости рассматривает сметы синодальных учреждений, духовных учебных заведений, а также соответствующие финансовые отчеты.

31. В заботе о епархиях, монастырях и духовных учебных заведениях Священный Синод:

а) образует и упраздняет Экзархаты, Митрополичьи округа, митрополии и епархии, определяет (изменяет) их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором;

б) принимает типовые положения о епархиальных учреждениях;

в) одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью;

г) учреждает ставропигии;

д) по представлению Учебного комитета утверждает типовые уставы и типовые учебные планы духовных учебных заведений, а также типовые программы духовных семинарий;

е) следит, чтобы действия всех органов церковной власти в епархиях, благочиниях и приходах соответствовали законным постановлениям;

ж) в случае необходимости проводит ревизии.

32. Священный Синод выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава.



Рассказать друзьям