Что такое глагол важная информация. Синтаксическая роль глагола

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Часть речи, характеризующая действия и состояния предмета - это глагол. Что это означает? Объект что-либо делает, пребывает в каком-либо состоянии или испытывает его на себе.

В неопределенной форме глагол отвечает на вопросы действия: что делать? или что сделать? Однако в русском языке эта часть речи обладает несколькими морфологическими признаками, благодаря которым может меняться грамматическая форма данной части речи.

Infinitus значит неопределённый

Глагол - это речевая единица, у которой можно определить род, время, лицо и другие морфологические характеристики. Но если глагол находится в инфинитиве, единственным признаком, какой мы можем увидеть, является совершенный вид либо несовершенный. Инфинитив - это, иначе говоря, неопределенная или, как еще ее называют, Это свойство данной части речи помогает разобраться с правописанием окончаний глаголов, когда речь идет о спряжении. К инфинитиву можно задать вопросы что делать? (сделать?) Он обычно оканчивается на -ть (ходить, пилить, садить и др.), на -ти (идти, найти, спасти и др.) или на -чь (стеречь, испечь, залечь и др.).

Время глагола

Это способность обозначать действие или состояние предмета во всех временах: сейчас делаю, раньше делал (сделал), потом сделаю (буду делать). Не все глагольные характеристики подпадают под категорию времени. Например, глагольные формы совершенного вида не употребляются в настоящем времени. Глаголы в условном наклонении не имеют ни будущего времени, ни настоящего, а могут употребляться только в форме с частицей бы.

Наклонение глагола

Глагол - это часть речи, способная использоваться в трех наклонениях.

  • В изъявительном наклонении эта часть речи описывает действия, которые в данный момент происходят, происходили в прошлом или будут происходить в будущем. Примеры: рассказываю, рассказывал, буду рассказывать (расскажу) . Иногда у глаголов в изъявительном наклонении в позиции настоящего, будущего времен может исчезать гласная буква, на которую оканчивается основа инфинитива: сидеть - сижу .
  • В условном наклонении глагол характеризует действия, возможные при неких условиях, или те, которые хотят совершить. Примеры: Я с удовольствием рассказала бы вам эту историю. Он почитал бы , если б нашлись слушатели. Слова в форме условного наклонения образованы путем присоединения к основе инфинитива суффикса -л- плюс частицы бы (б) . Частица может использоваться после глагола, перед ним, также она бывает иногда отделена от глагола другим словом: Просьбу бы высказал свою, да в горле комок. Слушал внимательно бы, тогда б и понял суть.
  • В повелительном наклонении глагол отражает некое принуждение. Примеры: расскажи, сядь, читай. Повелительное наклонение можно получить, присоединив к основе глагола настоящего или будущего времен суффикса -и- либо нулевого суффикса.

Когда формы одного наклонения употребляются в значении другого

В некоторых случаях, которые определяются смысловой окраской, форма одного наклонения может пользоваться значением другого. Рассмотрим примеры.

  • Изъявительное наклонение с частицами пусть (пускай), да воспринимаются как глаголы повелительного наклонения. Примеры: Да здравствует истина! Пусть скажут громкое ура защитникам свободы.
  • Условное наклонение, передающее смысл повелительного: Оставила бы ты, Наталья, эти хлопоты.
  • Повелительное наклонение, передающее смысл условного: Не пожалей я тогда денег - был бы уже на пароходе.
  • Повелительное наклонение, передающее смысл изъявительного: Он и служи барину, и мети, и чисти, и будь на побегушках.
  • Неопределенная форма глагола, передающая смысл изъявительного наклонения:
    И царица хохотать и плечами пожимать… (А. Пушкин); условного: Взять бы щепотку родной земли на память; повелительного: - Простить! Простить! - раздались голоса. (М. Булгаков.)

Виды глагола

Глагол - это часть речи, способная иметь два вида.

  • Совершенный - глаголы этого вида называют действие, указывая на его завершенность или результат. Примеры: что сделал? - рассказал (прошедшее время); что сделаю? - расскажу (будущее время). В инфинитиве: что сделать? - рассказать.
  • Несовершенный - глаголы этого вида называют действие, не указывая на его завершенность или результат. Примеры: что делал? - рассказывал (прошедшее время); что делаю? - рассказываю (настоящее время); что буду делать? - буду рассказывать (будущее время). В инфинитиве: что делать? - рассказывать.

Обычно один и тот же глагол может употребляться в обоих видах, но бывают слова, имеющие только один вид:

  • только совершенный - оказаться, очутиться, грянуть и др.;
  • только несовершенный - принадлежать, разгуливать и др.

Также в русском языке встречаются так называемые двувидовые глаголы, их можно использовать как слова того и другого вида. Пример: Ученый недавно (что сделал?) клонировал подопытное животное. По радио передавали концерт Шостаковича, пока ученый (что делал?) клонировал подопытное животное. Еще пример: Злодей (что сделал?) ранил принца ножом. Твои слова (что делают?) ранят меня в самое сердце.

у глаголов

Спряжение глаголов - это способность изменяться по лицам и числам. Их всего два. Правило спряжения помогает нам разобраться с тем, как писать окончания глаголов, употребленных в форме первого, второго, третьего лица, если на них не падает ударение. Необходимо запомнить, что ко второму спряжению принадлежат все глаголы, которые в инфинитиве заканчиваются на -ить . Здесь есть только два исключения - слова брить и стелить, которые будут относиться к первому спряжению.

К первому спряжению относятся все остальные глаголы. Но здесь тоже есть исключения, которые надо запомнить: 7 глаголов, заканчивающихся в инфинитиве на -еть и 4 глагола на -ать. Их легче запомнить в зарифмованном виде:

Гнать, держать, смотреть да видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть, да терпеть,
и зависеть, да вертеть.

Глаголы, образованные приставочным способом от данных слов-исключений тоже относятся к исключениям: увидеть, догнать, застелить, услышать и т. д.

Как мы упоминали, - это то, что дает возможность не ошибиться в правописании безударных окончаний глагола. Вот как выглядят личные окончания у глаголов в I и во II спряжениях.

Каков алгоритм действий при определении того, как написать окончание в глаголе из предложения «Мужчины кол..т дрова»? Превращаем форму глагола в неопределенную: колоть. Заканчивается на -оть и к исключениям не относится, значит, принадлежит к I спряжению. Согласно приведенной таблице, в третьем лице множественного числа будем писать окончание -ют: Мужчины колют дрова.

Еще пример: Ветер, зачем гон..шь тучи на юг? Ставим глагол в инфинитивную форму - гнать, видим окончание -ать. Слово должно относиться к I спряжению, однако оно входит в группу исключений и поэтому относится ко II спряжению. Следовательно, во втором лице единственного числа глагол имеет окончание -ишь: Ветер, зачем гонишь тучи на юг?

Лица глагола

Глагол - это такая часть речи, какая может изменяться по лицам, кроме случаев, когда он используется в прошедшем времени. В каждом из трех лиц у глагола имеются разные окончания. Примеры: я замечаю, ты замечаешь, он замечает, мы замечаем, вы замечаете, они замечают.

Числа глагола

Эта часть речи во всех грамматических формах может употребляться в единственном и множественном числах. Примеры: К нам приехал дорогой гость. К нам приехали гости.

Род глагола

Глагол - это речевой компонент, который может изменяться по родам в прошедшем времени: Малыш ползал по полу (мужской род). Стрелка часов поползла назад (женский род). Насекомое медленно ползло вдоль дороги (средний род).

В настоящем и будущем времени род глагола определить невозможно: Я ползу по тоннелю (род - ?). Буду ползти необходимую дистанцию (род - ?).

Переходность

Глагол - это особенная часть речи, обладающая свойством переходности.

  • Переходные глаголы сочетаются с именами существительными или с местоимениями в форме винительного падежа и без предлога: слушать (что?) музыку, вдеть (кого?) жирафа.
  • К непереходным глаголам относятся все остальные: заплатить (за что?) за проезд, надеяться (на кого?) на друга.

Залог глагола

Этот грамматический признак отражает ситуацию, когда либо сам объект совершает действие, либо действие совершается над ним. Залог бывает действительным (действие осуществляется кем-то или чем-то) и страдательным (действие осуществляется над кем-то или чем-то). Примеры: Сестра рассаживает цветы (действит. залог). Цветы рассажены сестрой (страдат. залог).

Возвратность

Эта часть речи может иметь возвратную форму, которая получается при помощи присоединения к окончанию слова постфикса -ся (-сь) . Примеры: играть - играться, игралась, ломать - ломаться, ломалась и т. д.

Обычно один и тот же глагол может быть возвратным и невозвратным, но есть слова, которые всегда только возвратные. К таким относятся глаголы гордиться, нравиться, лениться, сомневаться и др. Примеры употребления: Мне снится сон. Малыш Мы все надеемся на разум.

Синтаксическая роль

В предложении глаголы исполняют роль сказуемого и подчеркиваются двумя чертами. Как и подлежащее, сказуемое относится к главным членам предложения и вместе с ним создает грамматическую основу предложения.

Глагол в инфинитиве способен быть не только сказуемым, но и другими членами предложения. Примеры: Любить - это носить в сердце солнце (в данном случае глагол любить отвечает на вопрос что? и является подлежащим). У меня была мечта уехать в Австралию (мечта какая? - уехать в Австралию, здесь глагол играет роль определения). Я просила тебя сходить в магазин (попросила о чем? - сходить в магазин, в данном предложении глагол выступает в качестве дополнения). Мы отправили бабушку в санаторий подлечиться (отправили в санаторий зачем? - подлечиться, это обстоятельство цели).

Подведем итог

Глагол - это одна из самостоятельных частей речи, характеризующая действие объекта или его состояние. Он обладает такими морфологическими качествами, как вид, переходность, спряжение, возвратность. Глагол может меняться по наклонениям, числам, временам, лицам, родам. В предложении обычно эта часть речи бывает сказуемым, а в неопределенной форме может исполнять роль любого члена предложения.

Глагол – чрезвычайно интересная часть речи, отражающая все многообразие действий, состояний, отношений, существующих в нашем мире.

Из-за многообразия форм и грамматических признаков глагол довольно сложен в изучении. Однако внимательно и вдумчиво изучив морфологию глагола, вы научитесь решать задачи, которые ставит эта «хитрая» часть речи.

Глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета.

В русском языке глагол может быть любым членом предложения, хотя чаще всего он выступает в роли сказуемого.

Глагол имеет ряд грамматических признаков. Глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду, могут быть переходными и непереходными. Глаголы могут употребляться в изъявительном, условном и повелительном наклонении.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, то есть могут быть настоящего, будущего и прошедшего времени. Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает?», «Что будет делать?», «Что сделает?», «Что делал?», «Что сделал?»

Глаголы – это чрезвычайно многочисленная, разнообразная, интересная в грамматическом отношении группа слов. Примерно треть всего словарного запаса нашего языка – глаголы. И это неудивительно, ведь глаголы обозначают весь спектр возможных действий, состояний, отношений. Сидеть, видеть, работать, читать, знать, состоять, намереваться – все это глаголы.


В русском языке существует две отглагольные формы – это причастия и деепричастия. Эти формы сохраняют некоторые признаки глагола и. одновременно, приобретают признаки другой части речи.

Причастия (пришедший, насмотревшийся, читающий, спящий, ведомый ) по некоторым признакам схожи с прилагательными. Деепричастия (глядя, сидя, поев ) – с наречиями.

Существует два вида глагола: совершенный и несовершенный. Грамматическая категория вида отражает характер протекания действия, его отношение к результату.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать?». Они обозначают действие, которое завершилось (прочитать, приехать ), начнется в определенный момент (запеть ), произойдет одномоментно (толкнуть, сдвинуть ).

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, протяженное во времени, длительное, повторяющееся (читать, ехать, петь ).

Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовые пары. Это слова, близкие или одинаковые по лексическому значению и различающиеся видом, а также составом слова. Например:

Некоторые видовые пары отличаются только ударением:

Нарѐзать-нареза̀ть, рассы̀пать-рассыпа̀ть

Или вовсе имеют разные корни:

Брать-взять, искать-найти.


Есть в нашем языке и такие «хитрые» глаголы, которые в совершенном и несовершенном виде звучат и пишутся абсолютно одинаково. Например: велеть, казнить, ранить .

Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. Спряжением называются также группы, на которые делятся все глаголы русского языка. Глаголы, относящиеся к одному спряжению, спрягаются однотипно, то есть имеют одинаковые окончания в определенной форме. Есть два спряжения – I и II.

Глаголы первого спряжения имеют следующие личные окончания:

1 лицо -у (-ю) | -ем

2 лицо -ешь | -ете

3 лицо -ет | -ут (-ют)

Глаголы второго спряжения имеют другие окончания:

Единственное число | Множественное число

1 лицо -у (-ю) | -им

2 лицо -ишь | -ите

3 лицо -ит | -ат (-ят)

Если ударение приходится на окончание, определить спряжение и грамотно написать слово несложно. Но в большинстве глаголов ударными являются другие слоги, поэтому приходится запоминать правило определения спряжения.

Ко второму спряжению относятся:

Все глаголы на –ить , кроме брить, стелить ;

7 глаголов исключений на –еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть ) и 4 глагола на –ать (гнать, держать, слышать, дышать ).

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.


Есть немногочисленная группа разноспрягаемых глаголов: хотеть, бежать, чтить, брезжить . Эти слова спрягаются то по первому, то по второму спряжению в разных формах.

Объем школьной программы по дисциплине «Русский язык» предполагает, в частности, свободное владение школьником понятием «часть речи». Он должен хорошо разбираться в том, какими они могут быть, каковы их признаки, свойства, как они могут изменяться. Любой школьник должен уверенно отвечать, что такое глагол, имя существительное, имя прилагательное и т. д., приводить примеры и давать грамматическую характеристику лексемам в любой форме. Эти знания ему потребуются не только для формальной отчетности по знанию теории, но и при изучении орфографии и пунктуации, а также - во многом - при изучении иностранных языков.

В этой статье мы остановимся на вопросе о том, что такое глагол.

Понятие о части речи

Разговор о глаголе невозможно начать без обзора того, какие вообще могут быть части речи и что это такое, зачем нужны эти понятия и каков ключ к их легкому определению. Только после представления картины в целом можно переходить к разговору о том, какое слово является глаголом.

Человеческий язык призван описывать действительность, выделять ее фрагменты и создавать некую упорядоченную картину мира. Для этого каждый язык по-своему членит действительность, классифицирует явления человеческой жизни. Слова описывают некие составляющие мира, все они распределяются на несколько групп. В зависимости о того, что именно ими описывается (называется), и разделяют слова в языке.

Части действительности

Русский язык, как и другие родственные ему языки, делит мир, прежде всего, на несколько больших основных групп:

1) Предметы, существа и явления (Слова, называющие их, отвечают на вопросы: Что? Кто?).

2) Их признаки (Какой? Каков? Чей?).

3) Количество и порядок (Сколько? Какой по порядку?).

4) Действия (Что делать? Что сделать?).

5) Их признаки (Как?).

Мы знаем это исходя из того, что наша, русская, речь делится на несколько больших частей, на несколько групп слов, каждая из которых описывает, называет указанные явления действительности. Для называния первой части явлений в языке есть имена существительные, для второй - прилагательные, для третьей - числительные, для четвертой - глаголы, для пятой - наречия. Это первое, что нужно знать для того, чтобы понимать, что такое глагол. Это часть речи, обозначающая действие или состяние и отвечающая на вопрос: "Что делать?", "Что сделать?"

Разная информация, заключенная в частях речи

Слова этих групп несут разную информацию. Каждая группа призвана описывать свой фрагмент по-своему. Имена (существительные, прилагательные) предоставляют информацию о числе и роде предметов. Глаголы, в силу того, что описывают действия, должны говорить о том, кто их производит (лицо), а также какое это действие имеет отношение к действительности: как относится к настоящему моменту (время - настоящее, прошедшее или будущее), к реальности (наклонение: изъявительное, условное, повелительное), к завершенности действия (вид - совершенный, несовершенный).

Чем больше вариантов описания фрагмента явления, тем больше форм у одного и того же слова, ведь его нужно «подстроить», «отрегулировать» под разные нужды: ситуации и контекст. Поэтому при освещении вопроса о том, что такое глагол, нужно иметь в виду не только то, что он называет действие, но и информацию о каких сторонах этого действия он может нести.

Скажем, глагол заключает в себе самую разную информацию, поэтому у него много форм, а наречие может только указывать на признак действия и степень его выраженности, поэтому это неизменяемая часть речи, у которой отсутствуют формы и есть только варианты: степени сравнения (Я пою весело, а ты поешь еще веселее, а он поет веселее всех).

Разная информация об одном и том же

Любопытно, что, казалось бы, одно и то же явление может быть названо разными частями речи. Однако каждая из них видит его по-своему, со своего ракурса, поэтому и несет разную информацию. Скажем, погоду могут описывать по-своему однокоренные существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Примеры слов:

На улице идет дождь (имя существительное).

На улице дождливая погода (имя прилагательное).

На улице дождит (глагол).

На улице все выглядит дождливо (наречие).

Обратим внимание, что каждая часть речи подает одно и то же явление по-своему. Глагол, в отличие от существительного, подает дождь как действие, разворачиваемое во времени.

Возможности глагола

То же касается, например, слов "грусть, грустный и грустить"; "печаль, печальный, печалиться"; "радость, радостный, радоваться". Казалось бы, все они указывают на одно и то же состояние, но только глагол может развернуть это состояние во времени (грустит, грустил), указать на лицо (печалимся, печалитесь), отношение к действительности (радуемся, радуйтесь, радовались бы).

Хорошими упражнениями, тренирующими в различении частей речи, являются задания «Подбери к словам однокоренные глаголы»: синий - синить, скупость - скупиться, хмурый - хмуриться и т. д.; или: «Составь словосочетания, где главное слово - глагол»: ласкать (кошку), веселить (детей). Последнее задание формирует представление о переносимости действия на объект.

Как узнать глагол

То, какая именно информация заключается в слове, очень важно понимать при изучении темы о том, что такое глагол в сравнении с другими частями речи. У школьников очень часто возникают проблемы именно тогда, когда для наименования одного и того же фрагмента действительности существует несколько однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

Например, слово «красивый» легко ими идентифицируется как прилагательное, а вот слово «красота» может заставить растеряться. Казалось бы, оно тоже указывает на некий признак, но подает его совершенно иначе - как абстрактное понятие, некую субстанцию. Поэтому при определении части речи нужно всегда руководствоваться тем, как именно, с какого ракурса описывается явление и на какой вопрос отвечает слово. Глагол всегда будет отвечать на вопрос «Что делать (сделать)?»

Отличие от слов категории состояния (предикативов)

Помимо глаголов, в русском языке слова еще одной части речи описывают действия. Например: "Мне радостно" (= "Я радуюсь"). Внешне они идентичны наречиям, однако, в отличие от последних, они не называют признаки действия, а напрямую указывают на него (Ср.: "Нам идти (как?) весело" - "Нам весело" (= "Мы веселимся")). Это предикативы (слова категории состояния).

Глаголы описывают действия, приписываемые некоему известному или неизвестному лицу. Даже тогда, когда это лицо в принципе неизвестно или отсутствует, глагол будет намекать на него. Вспомним пример: «На улице дождит». В слове «дождит» заключается информация о настоящем времени и третьем лице (будто есть субъект действия, кто-то третий, кто его производит). А вот предложение «На улице дождливо» полностью, даже формально исключает субъект действия.

Обратим внимание, что в предложениях «Мне хорошо», «Собаке вкусно», «Кошке страшно» «мне», «собаке», «кошке» - это не подлежащие, а дополнения, так как они указывают не на тех, кто производит действие, а на тех, на кого это действие распространяется.

В связи с этим легко ответить на вопрос: «Слово «можно» - глагол или нет?». Например, «Мне можно спать». Это слово не приписывает, даже формально, действие никакому субъекту. Это слово категории состояния.

Таким образом, для того чтобы разобраться, что такое глагол, и легко отличать его от других частей речи, достаточно вникнуть в его сущность и понять, как именно он описывает определенный фрагмент действительности.

Добрый день, уважаемый студент! С моими студентами мы приступили к изучению, пожалуй, одной из сложных тем русского языка - глаголов и их времен. Дело в том, что в некоторых языках мира бывает всего несколько времен, в русском же их 3 - это прошедшее время, настоящее и будущее. Чтобы правильно разобраться и употреблять их в своей речи и письме, рассмотрим все три времени более детально.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени в русском языке означают реальное действие, которое происходит в данный момент, сейчас, более того, они могут спрягаться,т.е. изменять свою форму. Глаголы в настоящем времени одни из самых изменяемых глаголов, при этом в несовершенном виде, необходимо отметить,что у глаголов совершенного вида не бывает настоящего времени, ведь действие уже совершено!

Глаголы настоящего времени в русском языке отвечают на вопрос: что делает ? Например,

Катя спешит на учёбу Kate is in hurry on her way to work.

Катя что делает? - спешит - она сейчас, в данный момент спешит, значит, время настоящее.

Каждую неделю родители едут на дачу Every week parents go to dacha.

Родители что делают? - едут, каждую неделю нам показывает,что действие происходит регулярно, т.е в настоящем времени. Обращайте, пожалуйста, всегда внимание на ключевые слова , они могут служить вам подсказкой, какое время употреблять в тот или иной момент.

В форме настоящего времени окончания в спряжении зависят от их спряжения. Если вы забыли, что такое спряжение и стоит ли его учить, рекомендую почитать эту тему. Она поможет вам разобраться в сложностях при употреблении глаголов настоящего времени.

Будущее время

Очень часто мои студенты путаются и не понимают, почему в будущем времени столько разных глаголов и как все это запомнить. Дело в том,что будущее время в русском языке показывает нам, что действие не совершилось, мы планируем что-то сделать в будущем, не важно, в скором или далеком. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:

Что сделаете? Что будем делать? Что сделаем? Что будешь делать? Например:

Когда начнутся каникулы , я поеду в Москву I will go to Moscow, when the holidays will come.

Каникулы что сделают? - начнутся, они пока не начались, это время не настало, значит, мы понимаем, что разговор идет о будущем времени.

Я что сделаю? - поеду, человек пока никуда не едет, но он уже планирует свою поездку в Москву, значит, мы говорим о будущем времени.

В русском языке будущее время бывает двух видов, вы можете встретить, например, такой глагол:

Я нарисую эту картину и подарю маме I will draw this picture and will present it to my Mom. Что сделаю? - нарисую, подарю

Но вы также можете увидеть и такую фразу, при этом она тоже будет стоять в будущем времени:

Я буду рисовать эту картину завтра и подарю ее маме I am going to draw this picture tomorrow and will present it to my Mom.

Что буду делать? - буду рисовать, действие не произошло, он планирует сделать, поэтому и это будущее время.

Но как же тогда разобраться, какую форму стоит употреблять в том или ином случае? Дело в том, что глаголы будущего времени бывают простыми и сложными. Простые глаголы в будущем образуются от глаголов совершенного вида (которые отвечают на вопросы что сделаю? Что сделаешь?)

Накрашу, уберу, отнесу, скажу, спою - все они отвечают на вопросы совершенного вида. Где характерной чертой, которая вам поможет запомнить эту форму, является добавление буквы -с в начале вопроса:

Что сделаю? Уберу

Сложные же глаголы будущего времени образуются от глаголов несовершенного вида с помощью глагола быть + инфинитива или начальной формы глагола - это та форма, которая стоит в словаре, отроете словарь русского и увидете,что глагол: я угадала, стоит в форме инфинитива: угадать .

Давайте рассмотрим примеры со сложными глаголами:

Иван будет смотреть сериал каждый день, ведь он планирует сдавать экзамен по русскому языку Ivan is going to watch a serial every day, as he is planning to pass Russian language exam.

Глагол "быть " в свою очередь изменяется по лицам:

Я буду (красить)
Ты будешь (красить)
Они будут (красить)
Он/Она будет (красить)
Мы будем (красить)
Вы будете (красить)

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, но род в будущем времени определить нельзя!
Существует ряд глаголов, которые форму 1 лица единственного числа не образуют. Вот некоторые из них:

Победить To win
Убедить To convince
Ощутить To feel
Очутиться To find oneself in

При их употреблении слово полностью меняется в будущем времени, например:

Могу очутиться - Я окажусь I will find myself in..
Могу убедиться - Я хочу убедиться I want to convince
Могу победить- Я стану победителем [ Ya stanu pabeditelem] I will be the winner

Прошедшее время

В предыдущих статьях я уже писала про времена глагола, здесь хочу отметить только главные черты, которые мы не затронули на начальном этапе. Давайте вспомним, что прошедшее время отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? Что сделали? Что делала?

В основном глаголы прошедшего времени образуются от неопределенной формы глагола (которая стоит в словаре) и добавления суффикса -л, например:

Чистить - чистиЛ (что делал?) to clean - was cleaning

Смотреть - смотреЛ (что делал?) to look - looked

Зная это правило, у вас уже будет подсказка и вы сможете образовать глагол прошедшего времени без проблем. В зависимости от рода, на конце может появиться то или иное окончание:

Смотрел- смотрела - смотрели He looked- she looked- they looked

Но существуют глаголы, которые образуются в прошедшей форме не по такому правилу, к примеру, без добавления суффикса -л в мужском роде:

Нести - нёс (мужской род, прошедшее время) to carry - was carrying, но в остальных формах рода: несли, несла they were carying, she was carrying.

Когда в слове идет чередование (когда буквы взаимозаменяют друг друга), например, при образовании прошедшей формы могут чередоваться буквы ч//г, ч//к в тех глаголах, которые оканчиваются на -чь:

Стеречь - стерёг (мужской род, прошедшее время: что делал?) to watch over - was watching over, но в женском роде и множественном числе добавляется окончание в зависимости от лица: стерегла, стерегли she was watching over, they were watching over.

Запомните, пожалуйста, что у глаголов прошедшего времени мы не можем определить лицо, только род и число.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма глагола называется инфинити­вом. Инфинитив - неизменяемая форма глагола, кото­рая отвечает на вопросы что делать? что сделать? (пи­сать, написать).

Инфинитивы могут оканчиваться на -ть9 -ти, -чь.

Постоянным признаком глагола является вид. Гла­голы совершенного вида (что сделать? сказать) указы­вают на завершенность действия, его конец или резуль­тат, несовершенного (что делать? говорить) не указы­вают на завершенность действия.

Глаголы с суффиксом -ся (-съ) называют возвратны­ми (учиться). Суффикс -ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что стоит после всех морфем, его назы­вают постфиксом.

Переходные глаголы сочетаются с существительным или местоимением в В. п. без предлога (любить (что?) фрукты). Существительное или местоимение при пере­ходном глаголе может стоять и в Р. п.:

Если при глаголе имеется отрицание (отрицатель­ная частица НЕ): не читал книги;

Если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил чего? воды.

Глаголы называются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить на лы­жах. Возвратные глаголы всегда непереходные (подни­маться в гору).

Спряжением глагола называется изменение глагола по лицам и числам. В русском языке 2 спряжения.

Для того чтобы определить спряжение глагола с без­ударным личным окончанием, надо поставить его в не­определенную форму и определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению с безударными личными оконча­ниями относятся:

Все на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться;

7 на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, тер­петь, вертеть, обидеть, зависеть;

4 на -АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Разноспрягаемыми называют глаголы, которые име­ют окончания разных спряжений, их в русском языке 4: хотеть, есть, дать, бежать.


Наклонение глагола


Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле: говорил, говорю, буду гово­рить.

Глаголы в условном наклонении обозначают дейст­вия, желаемые или возможные при определенных усло­виях. Они образуются от основы начальной формы гла­гола при помощи суффикса -л и частицы бы (б), которая может стоять перед глаголом, после него или отделяться от глагола другими словами: написал бы.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: сделай, на­пиши.

В изъявительном наклонении глаголы несовершен­ного вида имеют 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее. Глаголы совершенного вида - 2: прошедшее и будущее.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, а также постоянные и длительные действия: Я пишу письмо.

Прошедшее время глаголы образуется от основы ин­финитива с помощью суффикса -л или без суффикса: купил, вез. Оно обозначает, что действие происходило до момента речи.

Будущее время может быть простым и сложным. Форму будущего простого имеют глаголы совершенно­го вида (напишите), форму будущего сложного - гла­голы несовершенного вида. Они состоят изТ! слов: бу­дущее простое от глагола быть и инфинитив: буду пи­сать.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяют­ся по лицам (говорю, говоришь, говорит) и числам (го­ворю, говорим).

Глаголы, которые обозначают действия, совершае­мые без действующего лица, называются безличными: подморозило, смеркается. Личные глаголы могут упот­ребляться в безличном значении: Накрапывает мелкий дождик. - На улице накрапывает.

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рисовал, рисовали) и родам (рисовал, рисовала). Род глагола определяется при помощи окончания (м. р. -

нулевое окончание: писал; ж. р.---------- а: писала; средний

род------- о: гудело).



Рассказать друзьям