Что языковые единицы в русском языке. Что изучает морфемика? Какая дисциплина изучает буквенный состав слова, правила написания слов, их частей и форм

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Единицы языка и их основные характеристики.

Языковые уровни располагаются по отношению друг к другу по принципу восходящей или нисходящей сложности единиц языка. Сущность этого явления заключается в сохранении свойств и признаков единиц низшего уровня в системе высшего уровня, но уже в более совершенной форме. Таким образом, отношения между уровнями языковой системы не сводимы к простой иерархии - подчинения или вхождения. Поэтому систему языка справедливо называть системой систем.

Рассмотрим единицы языка с точки зрения сегментации речевого потока. При этом под единицей языка понимается то, что, выражая значение, материализуется в речевых сегментах и их признаках. Поскольку речевая реализация единиц языка характеризуется достаточно широким диапазоном вариативности , то к выделенным речевым сегментам применяется мыслительная операция отождествления , заключающаяся в том, что формально различающиеся речевые сегменты признаются материальным воплощением одной и той же единицы языка. Основанием для этого служит общность выражаемого варьирующимися единицами значения или выполняемой ими функции.

Началом сегментации речевого потока является выделение в нем коммуникативных единиц – высказываний , или фраз. В системе языка ему соответствует синтаксема или синтаксическая модель , представляющая синтаксический уровень языка. Следующим этапом сегментации является членение высказываний на словоформы , в которых совмещаются несколько неоднородных функций (номинативная, деривационная и релятивная), поэтому операция отождествления осуществляется отдельно по каждому направлению.

Класс словоформ, характеризующийся одинаковыми по значению корневыми и аффиксальными морфемами, отождествляется в основную единицу языка – слово, или лексему.

Словарный состав того или иного языка образует лексический уровень. Класс словоформ, обладающий одинаковым словообразовательным значением, составляет словообразовательный тип – дериватему . Класс словоформ с тождественными формообразовательными аффиксами отождествляется в грамматическую форму - граммему .

Следующий этап сегментации речевого потока состоит в выделении наименьших значимых единиц – морфов. Морфы с тождественными лексическими (корни) и грамматическими (служебные и аффиксальные) значениями объединяются в одну единицу языка – морфему. Вся совокупность морфем данного языка образует в системе языка морфемный уровень. Завершает сегментацию речевого потока выделение в морфах минимальных речевых отрезков – звуков . Разные по своим физическим свойствам звуки, или фоны, могут выполнять одну и ту же смыслоразличительную функцию. На этом основании звуки отождествляются в одну языковую единицу – фонему . Фонема – минимальная единица языка. Система фонем образует фонологический уровень языка.

Таким образом, выделение уровня или подсистемы языка допускается в том случае, когда: подсистема обладает основными свойствами языковой системы в целом; подсистема отвечает требованию конструктивности, то есть единицы подсистемы служат конструированию единиц подсистемы более высокой организации и вычленяются из них; свойства подсистемы качественно отличаются от свойств конструирующих ее единиц нижележащей подсистемы; подсистему определяет единица языка, качественно отличающаяся от единиц смежных подсистем.

Лингвисты выяснили, что язык – это не нагромождение слов, звуков, правил, а упорядоченная система (от греч. systema – целое, составленное из частей).

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы:

  • фонема (звук),
  • морфема,
  • слово,
  • словосочетание
  • и предложение.

Единицы языка неоднородны по своему строению. Есть единицы относительно простые, скажем фонемы, а есть и сложные – словосочетания, предложения. При этом более сложные единицы всегда состоят из более простых.

Поскольку система – это не случайный набор элементов, а их упорядоченная совокупность, для понимания того, как «устроена» система языка, все единицы необходимо сгруппировать по степени сложности их структуры.

Структура и классификация единиц языка

Самая простая единица языка фонема , неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например, слова пот – бот – мот – кот различаются звуками [п], [б], [м], [к], представляющими собой разные фонемы.

Минимальная значимая единица морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Морфемы уже имеют какое-либо значение, но самостоятельно употребляться еще не могут. Например, в слове москвичка четыре морфемы: москв-, – ич-, – к-, – а. Морфема москв-(корень) содержит как бы указание на местность; – ич– (суффикс) обозначает лицо мужского пола – жителя Москвы; – к– (суффикс) означает лицо женского пола – жительницу Москвы; – а (окончание) указывает, что данное слово является существительным женского рода единственного числа именительного падежа.

Относительной самостоятельностью обладает слово – следующая по степени сложности и важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них. Слова отличаются от морфем тем, что они не просто имеют какое-либо значение, но уже способны что-то называть, т. е. слово – это минимальная номинативная (назывная) единица языка . В структурном плане она состоит из морфем и представляет собой «строительный материал» для словосочетаний и предложений.

Словосочетание – соединение двух слов или более, между которыми имеется смысловая и грамматическая связь. Оно состоит из главного и зависимого слов: новая книга, ставить пьесу, каждый из нас (главные слова выделены курсивом).

Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка , с помощью которой можно уже не только назвать какой-то предмет, но и что-то сообщить о нем, является предложение основная синтаксическая единица , которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Важнейшим формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и законченность. В отличие от слова – единицы номинативной (назывной) – предложение является единицей коммуникативной .

Очень важно четко себе представлять структуру языка, т.е. уровни языка .

Отношения между единицами языка

Единицы языка могут быть связаны между собой

  • парадигматическими,
  • синтагматическими (сочетаемостными)
  • и иерархическими отношениями.

Парадигматические отношения

Парадигматическими называются отношения между единицами одного и того же уровня, в силу которых эти единицы различаются и группируются. Единицы языка, находясь в парадигматических отношениях, являются взаимопротивопоставленными, взаимосвязанными и тем самым взаимообусловленными.

Единицы языка являются противопоставленными в силу их определенных различий: так, русские фонемы «т» и «д» различаются как глухая и звонкая; формы глагола пишу – писал – буду писать различаются как имеющие значения настоящего, прошедшего и будущего времени. Единицы языка являются взаимосвязанными, поскольку объединяются в группы по сходным признакам: так, русские фонемы «т» и «д» объединяются в пару в силу того, что обе они – согласные, переднеязычные, взрывные, твердые; указанные ранее три формы глагола объединяются в одну категорию – категорию времени, так как все они имеют временное значение.

Синтагматические (сочетаемые) отношения

Синтагматическими (сочетаемостными) называются отношения между единицами одного уровня в речевой цепи, в силу которых эти единицы связываются друг с другом, – это отношения между фонемами при их связи в слоге, между морфемами при их связи в слова, между словами при их связи в словосочетания. Однако при этом единицы каждого уровня строятся из единиц более низкого уровня: морфемы строятся из фонем и функционируют в составе слов (т. е. служат для построения слов), слова строятся из морфем и функционируют в составе предложений.

Иерархические отношения

Отношения между единицами разных уровней признаются иерархическими .

Термином «Е. я.» в широком смысле обозначают обширный круг неоднородных явлений, являю­щих­ся объектом изучения лингвистики. Выделяют материальные, имеющие постоян­ную звуковую оболочку единицы, напри­мер фонему , морфему , слово , предложение и т. д., «относительно-материаль­ные» единицы (по А. И. Смирницкому), имеющие переменную звуко­вую оболочку, напри­мер модели строения слов, словосочетаний , предложений, и единицы значения (напри­мер, семы и др.), состав­ля­ю­щие смысловую (идеальную) сторону материальных или относительно-материальных единиц и вне этих единиц не существующие.

Материальные Е. я. делятся на односторонние, не имеющие собственного значения (фонемы, слоги), и двусторонние, имеющие как звучание, так и значение. Функция одно­сто­рон­них Е. я. - участие в формировании и различении звуковых оболочек двусторонних единиц. Иногда к односторонним Е. я. («единицам выражения») относят сами звуковые оболочки двусторонних единиц («сонема» - звуковая оболочка морфемы, «номема» - звуковая оболочка слова). Двусторонние Е. я. выражают опреде­лён­ное значение (смысл) или используются для его передачи (морфемы, слова, предложения).

Материальные Е. я. характеризуются вариантно-инвариантным устройством. Одна и та же Е. я. существует в виде множества вариантов (см. Вариантность), представляя собой конкрет­ные реально артикулируемые (произносимые) звуковые отрезки. Е. я. существуют и в абстрактном виде - как класс (множество) своих вариантов, как абстрактная сущность - инвариант. Инвариантно-вариантное устройство Е. я. отображено в двух рядах терминов: «эмических», используемых для обозначения единиц как инвариантов (фонема, морфема, лексема и т. д.), и «этических», обозначающих варианты единиц (фон, аллофон, морф , алломорф и т. д.). Эмические и соответствующие им этические Е. я. образуют один уровень: фонема​/​фон, аллофон образуют фонемный уровень и т. д. В некоторых направ­ле­ни­ях (американский дескриптивизм, см. Дескриптивная лингвистика) этические и эмические Е. я. относят к разным уровням.

Относительно-материальные единицы существуют в виде образцов, моделей или схем построения слов, словосочетаний и предложений, обладают обобщённым конструктивным значением, воспро­из­во­дя­щим­ся во всех Е. я., образо­ван­ных по данной модели (см. Модель в языкознании, Предложение).

Е. я. могут быть простыми и сложными. Простые абсолютно неделимы (фонема, морфема), сложные неделимы в пределах тех уровней языка, в которые они входят (напри­мер, сложные и производные слова, предложения и т. д.). Деление сложной Е. я. ликвидирует её как таковую и обнаруживает составляющие её единицы более низких уровней (напри­мер, слово делится на морфемы, предло­же­ние - на слова).

Некоторые направления лингвистики стремятся расчленить простые Е. я. на ещё более простые, т. е. выявить «элементы элементов». Различительные признаки фонем рассматри­ва­ют­ся, напри­мер, не как свойство фонемы, а как её составные части, выделяются элементы смысловых единиц (см. Компонентного анализа метод).

Разные школы и направления лингвистики дают разные характеристики одним и тем же Е. я.: напри­мер, фонема рассматривается либо как наиболее «типичный» или «важный» звук из множества (семейства) звуков (Д. Джоунз, Л. В. Щерба), либо как инвариант звука (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон); морфема рассматривается как «мельчайшая единица языка» (Л. Блумфилд), «мельчай­шая значимая часть слова» (И. А. Бодуэн де Куртенэ), грамматическое средство, «выража­ю­щее отноше­ния между идеями» (Ж. Вандриес).

Значительные расхождения в трактовке и оценке Е. я. разными школами, расхождения в перечне выделяемых Е. я. затрудняют сопоставление и сравнение языков. Это сопоставление и сравнение оказывается возможным путём выявления универсальных свойств Е. я. и отображения этих свойств в терминах - названиях Е. я. Такими свойствами или характеристиками Е. я. являются их наиболее общие свойства, обнаруживаемые во всех языках, напри­мер фонема - класс фонетически сходных и функционально тождественных звуков, морфема - двусторонняя Е. я., не обладающая синтакси­че­ской само­сто­я­тель­но­стью, слово - синтакси­че­ски само­сто­я­тель­ная Е. я., предложение - речевая система, состоящая из одного или нескольких слов, выражающая и сообщающая семантическую информацию. Использование при описании языков соответствующим образом опреде­лён­ных терминов делает описания сопоставимыми и позволяет выявить сходства и различия языков.

Е. я. в наиболее общем виде обнаруживают три вида отношений: парадигматические (см. Парадигма­ти­ка), синтагматические (см. Синтагматика), иерархические (по степени сложно­сти, отношения вхождения единиц низших уровней в высшие). Е. я. обладают свойством «уровневой сочетаемости »: в парадигматические и синтагматические отношения вступают только единицы одного уровня, напри­мер фонемы образуют классы и в линейной после­до­ва­тель­но­сти сочетаются только между собой.

Е. я. комбинируются в речевой цепи, образуя единицы речи . Однако фонемы и морфемы не могут быть единицами речи подобно словам, которые могут быть как единицами языка, так и единицами речи (производные и сложные слова могут иногда свободно образо­вать­ся в речи по тем или иным «формулам строения»); словосочетания (за исключением фразеологизмов) и предложения - единицы речи, т. к. не воспроизводятся, а производятся по опреде­лён­ным моделям. Комбинаторика Е. я. регулируется грамматическими правилами. Единицы языка подчиняются этим правилам в силу объективно прису­щих им свойств. В конечном счёте правила языка являются проявлением свойств Е. я., поскольку эти свойства лежат в основе возможных связей и отношений между Е. я.

В истории языкознания существовал разный подход к вопросу о центральной Е. я. Из истории языков известно, что слова исторически предшествуют морфемам. Последние - либо бывшие слова, утратив­шие способность к синтаксическому употреблению, либо усечённые части слов, образо­вав­ши­е­ся в результате слияния или сложения слов. В рамках направлений, считающих слово центральной единицей языка, теоретически допускается возможность существования языка, не имеющего морфем и состоящего только из слов (ср. упрощение морфологии в английском , древнекитайском и некоторых других языках). Направления лингвистики (напри­мер, дескриптивная лингвистика), исходящие из того, что морфемы - мельчайшие единицы языка независимо от того, обладают они синтаксической само­сто­я­тель­но­стью или, наоборот, не обладают, т. е. являются частями слов, к числу слов относят только производные и сложные слова, как производные от морфем. Так, по Г. Глисону, простые слова англий­ско­го языка dog, box и другие являются морфемами. Для этих направлений теоретически допустим язык, не имеющий слов, а состоящий только из морфем.

  • Виноградов В. В., Русский язык, М., 1947;
  • Смирницкий А. И., Синтаксис английского языка, М., 1957;
  • Глисон Г., Введение в дескриптивную лингвистику, пер с англ., М., 1959;
  • Якобсон Р., Халле М., Фонология и её отношение к фонетике, пер. с англ., в кн.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962;
  • Степанов Ю. С., Основы языкознания, М., 1966;
  • Булыгина Т. В., О некоторых аналогиях в соотношении семантических и звуковых единиц, «Вопросы языкознания», 1967, № 5;
  • Реформатский А. А., Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967;
  • Арутюнова Н. Д., О значимых единицах языка, в кн.: Исследования по общей теории грамматики, М., 1968;
  • Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968;
  • Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие, М., 1969;
  • Солнцев В. М., О соизмеримости языков, в кн.: Принципы описания языков мира, М., 1976;
  • его же , Язык как системно-структурное образование, М., 1977.

В.П.Тимофеев ЯЗЫК КАК ЯВЛЕНИЕ. ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ

Язык не предмет, а явление - многогранное, многомерное, многокачественное (в схеме - по часовой стрелке):

3. Акустическое 4. Семантическое

2. Физиологическое 5. Логическое

6. Эстетическое

1. Психическое4^

7. Социальное

Такое представление о языке сложилось исторически, это итог изучения его отдельными лингвистами, школами и направлениями. В целях познания этого единого феномена реализации человеческой способности говорить в нем условно различают язык - в нашей схеме 3,4 грани и речь - 1,2,5-7 грани.

Каждая из граней языка (речи) как единого явления имеет свои дискретные единицы, и каждая единица изучается особой лингвистической дисциплиной (отраслью языкознания).

Психической единицей языка является психема, обусловленная деятельностью мышления, волей и темпераментом, а также социологией характера. Науки об этой стороне языка - психолингвистика, этнопсихолингвистика, лингводидактика.

Физиологическая единица языка (речи) - это кинема. Наука, ей посвященная, должна быть самостоятельной и называться кинематикой. Сейчас кинема отражается в терминах, характеризующих звук языка по месту образования, и в таком качестве издревле составляет предмет фонетики.

Акустические единицы языка - это все единицы от акусмы до текстемы. Так материализованная грань языка является самой существенной: в ней, в ее единицах закрепляются все качества языка. Акусма и звук как единицы, характеризующиеся по способу образования звуковой материии (сила голоса, шум, тон, тембр, ритм, метр, интонация), изучаются фонетикой; фонема - собственно первая рече-языковая единица - изучается фонологией; морфема - морфемикой, морфонологией, формо- и словообразованием как разделами морфологии; лексема - слово - объект лексикологии, лексикографии, морфологии; словосочетание, члены предложения, предложение, текстема изучаются

синтаксисом. Такое перечисление может показаться банальным, если его рассматривать вне контекста данных пролегоменов.

Семантическое, смысловое, идеальное воплощается в языковых единицах особого рода: сема - предмет науки семиотики; семема - для семасиологии, ономасиологии, лексикологии, лексикографии; граммема, проявляющаяся в двух разновидностях, мофологема - в мофологии, синтаксема - в синтаксисе; экспрессема - ее значения чаще рассматриваются в стилистике.

Логическая единица должна бы называться логемой, конкретизирующейся в субъекте речи - сущность подлежащего; в генеральном предикате - сущность сказуемого; во второстепенных предикатах - сущность второстепенных членов предложения - определений, дополнений, обстоятельств; и в суждении - сущность" конструкций утверждения, отрицания, вопроса и восклицания. Наукой о логеме должна оы быть логолингвистика.

Эстетические единицы - это стилема и поэтема, а в ней тропы и фигуры. Их науки, соответственно, стилистика и лингвистическая поэтика. На стыке граней - , идиолектология, язык писателя, язык художественных произведений.

Социальная единица - социема. Она отражает языковые-речевые признаки индивида, нации, класса, пола, возраста, профессии и отношений говорящих в обществе. Науки об этом - социолингвистика, стилистика, риторика, этикетика.

Языковые грани, в отдельности и в совокупности, вместе с языковыми-речевыми единицами, составляют структуру языка. В связи с условным разделением единого языка на язык и речь говорят, тоже условно, о единицах языка и об единицах речи, но при этом необходимо иметь в виду, что все единицы речи конструируются на материальном многообразии единиц языковых и на их значениях (3,4 грани). Эта сущность языковой-речевой деятельности лингвистикой удовлетворительно еще не изучена, а, например, поэтика находится пока в литературоведении и там даже не разделена на литературно-художественную и лингвистическую.

Все грани языка-речи и языковые-речевые единицы находятся во взаимоотношениях и зависимостях, но определяющими являются грани психическая и социальная: им обязан человек своей исключительной судьбой в живом мире - стать Человеком. Все остальные грани языка-речи специфически социальны и подконтрольны сознанию - высшей формы психики. Все связи и взаимоотношения языковых-речевых граней и единиц в совокупности своей обуславливают характер языковой-речевой системы.

Язык имеет три сущностных признака - форму, содержание и функцию, без каждого из которых он не может реализоваться. Такие же признаки, естественно, присущи и всем его составляющим единицам, причем в каждой из них форма,

содержание и функции будут иметь самостоятельный характер. В истории языкознания самыми заметными языковыми единицами, под влиянием ощущений и правописания, были материальные, перцептивно данные языковые единицы от кинемы и акусмы до текстемы, да и те открывались не все сразу, а одна за другой и мало-помалу. Прежде чем их перечислять, надо иметь в виду, что они, языковые единицы, во всем специфически человеческие - и по артикуляции, и по качеству звучания, и по построению, и по функции (роли, назначению); и они не могут быть приравнены к иной звучащей, но неречевой црироде, поэтому оригинальность их качеств является исключительной.

Кинема (термин И.А.Бодуэна де Куртенэ от греч. кшета - движение) - артикул как единичное действие одного органа речи для производства акусмы - доли звучания (греч. акивйков - слуховой, тоже термин Бодуэна де Куртенэ). Когда мы в фонетическом разборе указываем место образования звука, это и есть фиксация кинемы: п - губно-губной звук, ф - губно-зубной, л - передне-язычный - зубной, боковой; к - задне-язычный, корневой... Кинемы еще не совсем изучены: в их названиях пока учитываются только артикуляционные органы, хотя в производстве участвует весь речевой аппарат от грудобрюшной преграды до мозга. Редко учитывается гортанная кинема как признак звонких согласных и всех гласных.

Акусма - звуковой эффект кинемы как колеблющегося тона в пространстве. Когда мы называем при фонетическом разборе способ образования звука, это и есть указание акусмы: п - глухой, твердый, краткий; ф - глухой, фрикативный, твердый, краткий; л - звонкий, плавный, твердый, краткий; к - глухой, взрывной, твердый, краткий.

Звук - это кинемо-акустическая единица, к которой прибавляются акустические различители - голос, сила, высота, тон, тембр, а также речевые особенности гласных - ударность, безударность; а затем комбинация звуков в слоги с их качествами открытости-закрытости, ритма и метра - эффектов от способа их следования в речи. Звук языка, хотя и имеет речевые особенности, условно языковой единицей не признается из-за того, якобы, что не является смыслоразличителем или смысловыразителемм.

А вот фонема (греч. рИопеша -- звук, тоже термин И.А.Бодуэна де Куртенэ) - она различает значимые единицы языка, морфемы и слова: сом - том - ком - дом - лом... Такая терминологическая трансформация звука настолько прочна в современной лингвистической теории, что как-либо добиться сегодня единомыслия в этом вопросе, - невозможно. При характеристике фонемы как языковой единицы мы ее формой назовем позиционное звучание, каким она дифференцирует смысл (не выражая его!), и это одна из ее функций, другая же заключается в конструктивной роли: фонемы самостоятельно

не употребляются, а, сочетаясь друг с другом на основе дифференциальных позиций, создают более крупную языковую единицу - морфему. Ареной функционирования фонемы является, таким образом, морфема, и именно в этих пределах избирает себе предмет исследования морфонология. Это фонемный уровень, или ярус языка.

Морфема (греч. шогИе - форма, тоже термин Бодуэна де Куртенэ) - это первая языковая единица, у которой идеально представлены сущностные признаки и единицы, и языка: форма, содержание, функции. Форма фонеморфемы, во-первых, фонем-на, то есть морфема состоит из фонемы или из фонем: дом-а. Формой морфемы считается и ее позиция: корень - в центре морфемного объединения; перед корнем - приставка (префикс); за корнем - суффикс или окончание (флексия); инфикс - внутренняя морфема; постфикс - внешняя морфема со своими качествами. Содержание морфемы состоит из трех видов значений: лексическое, грамматическое, экспрессивно-эмоциональное. Лексическое - предметное, вещественное содержание морфемы: сад#. Грамматическое значение - абстрактное значение, оно сопутствует лексическому значению другой морфемы: сад-ы, где Ы выражает значение множественности, номинативности. Морфемы, выражающие лексическое значение, оказываются словообразовательными: лет-чик; морфемы, выражающие грамматическое значение, оказываются формообразовательными, хотя и они могут образовывать новые слова: нов-ый, где флексия оказывается и словообразовательной. Разницу между лексическими и грамматическими значениями легко заметить, например, при склонении имени существительного, где слово сохранит единое лексическое значение, например, весна - время года, и будет варьироваться, не касаясь лексического содержания: весна - весны; весна, весны, к весне, весну, весною, о весне... В суффиксах могут выражаться еще так называемые экспрессивно-эмоциональные, субъективные значения уменьшительности/увеличительности, ласкательно-сти/уничижения, пренебрежения: голосок, шейка, носок, петушок. Морфемы выражают значения не называя предметов и их отношений. Функция морфем, первая, как и у всех последующих языковых единиц, смысловыразительная - надо выразить лексические, грамматические или экспрессивно-эмоциональные значения. Вторая функция морфем - конструктивная, то есть создание более крупной языковой единицы - слова. Морфемы самостоятельно не употребляются, а только в сочетании друг с другом, в однородном ряду, на основе гармонии своего содержания и постоянства позиций, создавая морфемный уровень, или ярус.

Слово - центральная языковая единица: в нем реализуются все законы существования входящих в него меньших языковых единиц - фонем и морфем, оно предопределяет и сущность

всех последующих более крупных языковых единиц - словосочетаний, членов предложения, предложений и текстем. Среди сотен определений слова есть одно разумное: это отрезок текста между двумя пробелами на письме... Прежде всего, надо разделить весь словарь языка на четыре структурно-семантических класса - слова-названия, или знаменательные слова, слова служебные, вводно-модальные слова и междометия. Все они будут неодинаково характеризоваться с точки зрения сущности языковых единиц, а в общей системе их признаков будут иметь неодинаковые исключения. Я буду говорить о словах-названиях.

С точки зрения формы, все слова имеют форму фонемную и морфемную; последнее касается и слов служебных и междометий. Но слова-названия, то есть части речи, кроме того, имеют соотносительные друг с другом формы, свойственные узким или широким грамматическим категориям: категория падежа, где система форм именуется склонением; категория лица, где система форм именуется спряжением, а далее - не широкие формы рода, числа, степеней, вида, времени, наклонения, залога, по-разному представленные в частях речи. Соотносительные системы форм называются парадигмой - это и есть оригинальная форма слов как языковых единиц. Служебные слова, кроме фонемной неизменяемости, сами участвует в создании форм: предлоги - в создании форм имен в падежной парадигме; частицы подобны служебным аффиксам: кое- - приставке, -либо, -нибудь - суффиксам, то же свойственно частице -ся; союзы оформляют сочинительные словосочетания и сочинительные/подчинительные предложения; артикли - это добавочные показатели рода, числа и определенности/неопределенности; связки - слагаемая форма составных именных и сложных сказуемых. Вводно-модальные конструкции - это осложняющая структура предложения. Междометия всегда предикативны - это их позиционная форма. Наречия флективно неизменяемы, это и есть их форма, как нуль формы у существительных м.р. с твердой основой. Второстепенная их позиция как членов предложения - обстоятельств отличает их, как- форма, от такого же нефлективного класса слов, как инстативы (слова категории состояния).

К форме слова относятся и формообразующие приставки и суффиксы, разнокоренные образования (я - меня, мы - нас), повтор корней (редупликация), ударения, порядок слов.

Содержание слова как языковой единицы столь же многообразно и дифференцированно. Во-первых, значение отличает четыре структурно-семантических класса: части речи имеют, каждая, свои номинативные значения, называемые общеграмматическими: существительные называют предметы; прилагательные - пассивные признаки; числительные - признак числа; местоимения - указательность; глоголы - активный, действенный признак; наречия - признак признака;

инстативы - состояние; в служебных словах - предлоги, словообразовательные и формообразовательные частицы (кое-, -либо, -нибудь, -ся, -бы); артикли, связки выражают грамматические-морфологические значения; союзы - граматические-синтаксические значения (см. значения словосочетаний и предложений); вводно-модальные конструкции - модально-волевые значения; междометия - чувственно-эмоциональные. Каждое из этих значений подразделяется на несколько частных разновидностей. В именах существительных называемые предметы могут иметь свойство собственного имени и нарицательного, вещественного и абстрактного, одушевленного и неодушевленного; в именах прилагательных есть признаки качественные, относительные, притяжательные; они же могут быть представлены в степени положительной, сравнительной, превосходной и т.д.; в числительных есть значения количественные, порядковые, дробные...; в местоимениях столько частных значений, сколько зафиксировано в разрядах; в глаголе - разновидности действий, движений и состояний; в наречиях и инстативах значения в учебниках-грамматиках расписаны по разрядам, где будут значения обстоятельств и предиката (лексико-синтаксические значения).

В служебных словах их морфологические и синтаксические значения тоже будут варьироваться в парадигмах. Есть разряды частных значений у модальных слов и междометий (см. в учебниках-грамматиках). Теперь следует сказать, что слова-названия имеют свое собственное значение, не равное сумме значений, входящих в них морфем: например, в слове под-снеж-ник ни одна морфема даже не намекает на цветок из семейства амариллисовых... Это собственное, лексическое значение слова как языковой единицы. Лексических значений у слова не одно, даже у многих терминов. В этих значениях есть первое и все другие, они вторые, переносные. Лексические значения могут просто различать слова, могут сближать их (это синонимы) или противопоставлять на оси общего смысла (антонимы). Как видно, слово выражает много типов значений и их разновидностей, именно эта совокупность называется многозначностью.

Функция слова определяется опять же двумя задачами: выразить все имеющиеся у него значения, и у слов знаменательных - выражение лексического значения называется номинативной его функцией; а далее - сконструировать более крупную языковую единицу - словосочетание. Слова отдельно друг от друга не употребляются, они обязательно нуждаются в сочетании в одном ряду на основе гармонии их смысла и взаимодействия их форм (то есть на основе предопределенной валентности). Такое объединение слов реализуется в словосочетании.

Словосочетание - синтаксическая единица и его можно было бы назвать синтагмемой как нечто соединенное (греч. sintagma), хотя под такое имя напрашивается и соединение фонем, морфем... Деление Ф.Ф.Фортунатовым слов на имеющие форму и неимеющие ее убедило М.Н.Петерсона, что сочетание слов на этой основе, то есть словосочетание является единственным предметом синтаксиса. Далее будут еще члены предложения, предложение и текстема... Обвинение Ф.Ф.Фортунатова и его ученика М.М.Петерсона в формализме закрыло и теорию словосочетания. Лишь с 1950 года после статей В.П.Сухотина и В.В.Виноградова в сборнике "Вопросы синтаксиса современного русского языка" (М.: Учпедгиз, 1950), а затем после первой советской Академической грамматики (1952) теория словосочетания развернулась во всей широте, и одни ученые, не в силах оторваться от слова, кренили словосочетания в сторону номинативных единиц (В.П.Сухотин и др.), а В.В.Виноградов, предполагая предложение, счел возможным говорить о предикативных словосочетаниях, хотя ясно, что предикативность - это термин уровня членов предложения и предложения, то есть относится как дефиниция к другим языковым единицам... И до сих пор в определении признаков словосочетания нет единства мнений и собственное понимание каждому ученому кажется истинным. Мне понравилось определение словосочетания, данное когда-то в 50-е годы на лекции проф. С.Е.Крючковым, моим научным руководителем: "Словосочетание - это сочетание двух и более знаменательных слов, грамматически организованное по законам данного языка, единое по смыслу и расчлененно обозначающее предметы, явления, их признаки и отношения в объективной действительности". Из этого определения следует, что сочетание служебного слова со знаменательным не является словосочетанием и что в словосочетании множественный смысл слова сужается до конкретного данного значения, то есть в словосочетании слова всегда употребляются в одном значении, а двумысленность в таком же случае является или афазией или Средством юмора. Фразеологи челябинской школы словоформу с предлогом или без считают фразеологически идиоматичной, что возможно, но это свойство другого процесса в языке - лексикализации...

Итак, формой словосочетания как языковой единицы в первую очередь является словоформная реализация связи знаменательных слов - сочинение и подчинение, отчего словосочетания и называются сочинительными и подчинительными. В сочинительных словосочетаниях первым формальным признаком являются соотносимые, коррелятивные формы сочетающихся слов: гром и молния, где слова коррелируются формами единственного числа и именительного падежа. В таких словосочетаниях как формальный их признак, как их форма выступают служебные слова - союзы, разделяющие сочини-

тельные словосочетания на следующие формальные разновидности: соединительные без союза или с союзом И: и пращ, и стрела; противительные, с союзом НО или А, ДА в значении НО; разделительные с союзами ИЛИ-ИЛИ; сопоставительные с союзами СКОЛЬКО-СТОЛЬКО, КАК-ТАК И. В подчинительных словосочетаниях формой являются синтаксические связи согласования, полного и неполного; управления, прямого или косвенного; примыкания слова с нулевой формой.

Содержанием словосочетаний как раз и является тот смысл, который отражен традицией в их названиях-терминах: сочинение, подчинение, а в сочинении - соединение, противопоставление, разделение, сопоставление; в подчинении - согласование, управление, примыкание - это неуловимое синтаксическое значение словосочетаний, вносимое в них союзами и отношением словоформ. В целом значение словосочетаний является конкретизирующим, каким в слове является значение обобщающее.

Функция словосочетаний - выразить их собственное значение как особых языковых единиц и только вместе с этим - значения входящих в них меньших языковых единиц, а затем и вместе с этим воплотиться покомпонентно в более крупные языковые единицы - члены предложения. К сожалению, на члены предложения никто не смотрит с позиции формы, содержания, функции их как самостоятельных языковых единиц, хотя, рассуждая о них, перечисляют все их сущностные признаки. Каковы же они?

Каждый член предложения имеет или унифицированные по употреблению, то есть центральные формы, или возможные, не столь преимущественные, но тоже реальные: так, Им.п. существительных и личных местоимений - подлежащая форма, хотя может быть именной частью составного сказуемого или приложением; спрягаемый глагол - только сказуемое, то же - сравнительная степень; то же - инстативы, являясь всегда сказуемыми; и то же наречия, являясь почти всегда обстоятельствами. Форма подлежащего - особая форма в языке: субстантивируясь, выражая субъект действия или известное, подлежащим может стать любой элемент языковой системы, любая черточка письма, любая почеркушка и, наконец, субъектом-подлежащим может стать любой предмет или явление, названные в речи словом-предикатом: "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..." В номинативных предложениях всех типов не подлежащее, которым якобы предмет назван, но о нем ничего не говорится, а - предикат-сказуемое!.. Форма сказуемого тоже конкретна: простое глагольное, составное глагольное, составное именное, сложное многочленное. Второстепенные члены предложения - это второстепенные предикаты, имеющие тоже преимущественные формы частей речи, но, главное, свои собственные формы: определение - согласованное, несогласованное; дополнение - прямое, косвенное; обстоятельство - в

зависимой по смыслу или форме предложно-падежной или неизменяемой структуре. Формой членов предложения надо назвать и их позиции, которые известны по фразе "прямой и обратный порядок слов", что сформулировано неверно, ибо порядок в предложении касается не слов-лексем, а слов-членов предложения. При актуализации членов предложения их формой становится логическое ударение.

Содержание членов предложения определяется их логической природой: у подлежащих значение - субъекта; у сказуемых - значение предиката, хотя содержание главных членов отражено и в их терминах: подлежащее - подлежит раскрытию, сказуемое - сказывает о нем, это известное и неизвестное, что составляет цель, основу всякой речи; у определений - косвенный предикат в виде определения; у дополнений - косвенный предикат в виде дополняющего значения; у обстоятельств - косвенный предикат, указывающий на обстоятельства, в которых проявляется признак: где, когда, как, в какой мере, в какой степени, для чего... Когда В.В.Виноградов говорил о предикативных, полупредикативных и непредикативных словосочетаниях, а другие стали говорить, вслед за этим, об определительных, дополнительных и обстоятельственных словосочетаниях, это было фактом смешения уровня словосочетаний и членов предложения: компоненты словосочетаний таковых отношений не имеют, это свойства членов предложения... Содержание членов предложения нужно было бы назвать понятийно-предикативным, это определяется природой их предназначения.

Функция членов предложения - выразить свой информационный смысл и содержание всех входящих в них меньших составляющих единиц, а вместе с этим, объединиться, на основе гармонии смысла и предназначенных позиций, в более крупную языковую единицу - предложение.

Формой предложения является, в первую очередь, наличие состава членов предложения: если налицо одно сказуемое (одно подлежащее в нормальном предложении не бывает), предложение это односоставное, а их восемь по степени убывания значения лица и формы сказуемого: определенно-личные, обобщенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные, назывные, вокативные; если есть два главных члена - подлежащее и сказуемое, это двусоставное предложение; в зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов предложения форма предложения будет распространенной или нераспространенной; если предложение состоит из одной предикативной пары, оно простое; если из двух, оно сложное; от наличия в форме предложения союзов оно может быть союзным или бессоюзным; интонация предложения служит формой выражения актуальной роли того или иного члена предложения или воли и эмоции говорящего. В

письменной форме речи форму предложения будут оттенять знаки препинания.

Содержанием предложения как языковой единицы является предикативность, конкретизирующаяся в утверждении или отрицании связи между главными членами предложения; актуальность того или иного члена предложения; модальность как выражение воли говорящего, отношение к сказанному; и, наконец, эмоциональность, без которой не может быть предложения. Содержание предложения экспрессивно-коммуникативное, потому что оно служит функции предложения - выразить мысль и установить связь говорящего с собеседником. Смысловым стержнем предложения является воплощенное в нем суждение. Функция предложения выразить мысль и сообщить ее другому считалась долгое время последней, последним в числе языковых единиц было и предложение. То есть, если есть еще мысль, еще скажи предложение. И так далее. А раз так, то у говорящего, казалось, более нет потребностей в единицах какого-то большего уровня, чем предложение, и он их не создает. Оказывается, и предложение одиноким в речи быть не может! Обязательно необходимо второе, ответное предложение - таков закон существования речи, то есть языка. Речь возможна при наличии собеседника и его ответной речевой реакции. Такое понимание условий существования предложений естественно натолкнуло исследователей на поиск и утверждение более крупной языковой единицы - текста.

Текстема, таким образом, это та конструктивная единица языка, которую и создают предложения, употребляясь в одном ряду друг с другом на основе необходимости выражения актуального адекватного содержания, взаимодействия формального состава, объединенных единой интонацией сообщения, описания или рассуждения.

Объемная форма текстем указывается в школьном учебнике синтаксиса, будучи вынесенной за пределы курса русского языка, потому что авторы недоумевают, что это текстемы: прямая и косвенная речь, диалог, монолог... Ранее этого, внутри синтаксиса как вид структуры предложения рассматривается так называемое неполное предложение, являющееся, на самом деле, частью, вторым предложением текстемы. В прозе частью текстемы является, безусловно, абзац; в устной речи - большая пауза, перемолчка, которыми говорящий считает нужным разделить свою речь. В драме форма текстемы выглядит как сцена и фиксируется авторскими ремарками. В стихе текстемы укладываются в строфе, в сочетании строф, а в малом жанре - во всем стихотворении. Формой стиховой системы является и метр, и рифма, и звукопись, структура тропов и фигур. В устной речи ограничивается тем моментом диалога, после которого говорящие могут разойтись или оба замолчать. Все это технические формы текстемы; они обусловлены жанрами устной и письменной речи; кстати, устное/письменное - это тоже форма текстемы... Но текстема обладает и чисто языковыми

формальными признаками: одинаковая форма времени глаголов-сказуемых или просто сказуемых в предложениях, входящих в текстему (разное время может быть при этом как художественное средство изображения: быстрая смена событий и под.); наличие анафорических местоимений и слов в последующем предложении; присутствие синонимов и антонимов, размещенных в разных предложениях текстемы; слова, перекликающиеся каким-либо смыслом в предложениях, составляющих текстему; интонация сообщения, описания или рассуждения; интонация диалога или монолога завершает форму текстемы.

Содержание текстемы как языковой единицы сначала соответствует качеству формы: сообщение, описание, рассуждение, а в целом определяется как информативно-тематическое. Его особенно ярко подчеркивают слова одной лексико-темати-ческой группы. К содержанию текстемы надо отнести только ей присущую семантику - пафос: торжество, патетика, уныние, смирение, юмор, ирония, сарказм и под. Вот текстема - надпись на памятнике времен гражданской войны, поставленном на площади Революции в г.Шадринске: "Здесь лежат беззаветные борцы за коммунизм, жертвы колчаковских банд. Дело Ленина не умрет! На костях лучших и храбрых миллионы мозолистых рук строят мировую Коммуну". В 1978 г. я услышал в передаче из Сеула мою комсомольско-молодежную песню "Когда душа поет..." в исполнении хора монашек; пели смиренно, грустно, тонко, просительно, покорно, совестливо: "Когда душа поет И просится сердце в полет, В дорогу далекую, небо высокое К звездам нас зовет... Души своей огни Ты в сердце своем сохрани, Пускай они светятся, Если вдруг встретятся Облачные дни..." Пафос бодрости и задора сменен пафосом ангельского благодушия...

Функция текстемы - создавать текст в жанрах устной и письменной речи со всей его выразительной сущностью.

Как видно, все языковые единицы, естественно, соответствуют главным признакам языка - они имеют форму, содержание и функцию. Эти признаки проявляются во взаимодействии языковых единиц в однородном ряду, который называют уровнем или ярусом: фонемный уровень, морфемный, лексический и т.п. Это показатель языковой системы по горизонтали. Но есть еще система по вертикали, когда взаимодействуют языковые единицы разных уровней-ярусов: фонемы с морфемами, морфемы со словами, слова с последующими языковыми единицами, входя друг в друга, как матрешка в матрешку. Взаимодействию языковых единиц по горизонтали и вертикали посвящена теория всех национальных языков. Каждый язык имеет свою структуру как совокупность граней и языковых единиц в их системных связях и отношениях.

Изложенное понимание языка как явления и совокупность составляющих его единиц, находящихся в структурно-системных связях, конечно, не равно языку, но оно помогает исследовательской ориентации и учебной практике.

Слева указана «эмическая» единица, справа - «этическая» . Цветом выделен уровень односторонних (незнаковых) единиц (дифференциальный)

Едини́цы языка́ - элементы системы языка , неразложимые в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленные друг другу в подсистеме языка, соответствующей этому уровню. Могут быть разложимыми на единицы низшего уровня.

В отношении разложимости различают простые и сложные единицы: простые абсолютно неделимы (морфема как значимая единица, фонема); сложные делимы, однако деление обязательно обнаруживает единицы низшего языкового уровня .

Совокупности основных языковых единиц образуют уровни языковой системы.

Классификация единиц

По признаку наличия звуковой оболочки выделяются следующие типы единиц языка :

  • материальные - имеют постоянную звуковую оболочку (фонема, морфема, слово , предложение);
  • относительно-материальные - имеют переменную звуковую оболочку (модели строения слов, словосочетаний , предложений, обладающие обобщённым конструктивным значением, воспроизводимым во всех построенных согласно им единицах);
  • единицы значения - не существуют вне материальных или относительно-материальных, составляя их смысловую сторону (сема , семема).

Среди материальных единиц по признаку наличия значения выделяются :

«Эмические» и «этические» единицы

Для материальных единиц языка характерно одновременно существование в виде множества вариантов - используемых в речи звуковых отрезков - и в виде абстрактного инварианта - множества всех вариантов. Для обозначения вариантов единиц существуют так называемые «этические» термины (аллофон , фон ; алломорф , морф), для обозначения инвариантов - «эмические» (фонема, морфема, лексема и т. д.). Оба термина принадлежат американскому языковеду К. Л. Пайку . В большинстве направлений лингвистики «этические» и соответствующие им «эмические» единицы относятся к одному уровню языка .

Единицы речи

Характеристика единиц

Несмотря на существенные расхождения в трактовке единиц языка в рамках различных научных направлений, можно выделить универсальные, обнаруживаемые во всех языках свойства единиц. Так, фонема представляет собой класс фонетически сходных звуков (впрочем, многие лингвисты не считают данное условие удовлетворительным; так, Л. В. Щерба полагал, что «единство оттенков одной фонемы обусловлено не их фонетическим сходством, а невозможностью различать слова и формы слов в данном языке» ; Р. И. Аванесов и В. Н. Сидоров отмечали, что «различные звучания, которые взаимно исключаются в одном и том же положении, являются разновидностями одной и той же фонемы, как бы сильно они ни отличались друг от друга по образованию и качеству» ), объединённых тождеством функций, морфема является синтаксически несамостоятельной двусторонней единицей, слово синтаксически самостоятельно, предложение - единица речи, состоящая из слов. Таким образом, различные языки могут быть описаны с использованием одних и тех же терминов .

Отношения единиц

Единицы языка вступают друг с другом в отношения трёх типов :

  • иерархические (менее сложные единицы низших уровней входят в единицы высших).

Отношения первых двух типов возможны лишь между единицами, относящимися к одному уровню.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Единицы языка" в других словарях:

    Постоянные языковые элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе языка (напр., фонема, морфема и др.) … Большой Энциклопедический словарь

    ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА - ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА. Элементы системы языка – фонемы, морфемы, слова, фразеологические единства, характеризующиеся постоянством структуры. Е. я. служат строительным материалом для образования единиц речи. Являются компонентами содержания обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Единицы языка - Единицы языка элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных Е. я. в узком смысле этого термина образуют определённые «уровни» языковой системы, например фонемы фонемный уровень, морфемы морфемный уровень и др … Лингвистический энциклопедический словарь

    единицы языка - 1) номинативные единицы: слова, составные наименования и фразеологизмы; 2) предикативные единицы: предложения; 3) строевые единицы языка: фонемы, морфемы, словоформы, модели словообразования, словоизменения и построения предложений Все единицы… …

    Элементы системы языка, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе (например, фонема, морфема и др.). * * * ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА, постоянные языковые элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и… … Энциклопедический словарь

    Элементы, единообразные и неразложимые с точки зрения определённого уровня членения текста (фонологического, морфологического и т. д.) и противопоставленные друг другу в системе, соответствующей данному уровню. Под неразложимостью Е. я.… …

    Нелинейные (сверхсегментные) единицы языка, которые накладываются на сегментные единицы; выделяемые в процессе последовательного линейного членения речевого потока (такие, как слог, слово, фраза). К ним относятся Просодические элементы… … Большая советская энциклопедия

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    материальные/идеальные единицы языка - Наиболее общее деление единиц языка, учитывающее, что материальное и идеальное в языке существует в единстве. Двусторонние, значимые единицы языка рассматриваются в единстве материального и идеального (семантического), хотя каждый из этих двух… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

    эвфемизмы как единицы языка и речи - выделяются на уровне лексики, синтаксиса (слова эвфемизмы, словосочетания, предложения, тексты эвфемистического характера) Эвфемизмы в узком значении слова – это лексические единицы, употребляемые вместо грубых, некультурных слов. Эвфемизмы в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент фундаментальной прикладной (педагогической) модели языка , Всеволодова М.. Главная цель настоящей книги - представить читателям прикладную (педагогическую) модель языка, сформировавшуюся в результате теоретического осмысления практики многолетнего преподавания и…


Рассказать друзьям