Епископом какого государства был акакий. Имя акакий

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Акакий (1482-1567), епископ Тверской и Кашинский, святитель. Родился 14 марта 1482 года в семье иерея Василия и будущей монахини Юлии .
Монашеский постриг Акакий принял в Иосифовом Волоколамском монастыре от преподобного основателя обители.
В 1517 году был поставлен архимандритом Возмищенского монастыря под Волоколамском. 30 марта 1522 года митрополит Московский Даниил «поставил во Тверь епископа Акакия», на кафедру которая была до этого около года вдовствующей.
Сразу по хиротонии епископ Акакий вместе с Собором архиереев ходатайствовал перед великим князем Московским Василием Иоанновичем за опального князя В.В. Шуйского, поставив свою подпись под крестоцеловальной записью. Затем по ходатайству епископа Акакия в Желтиковом Успенском монастыре была учреждена архимандрития. В 1528 году в пределах его епархии преподобный Нил Столобенский основал Богоявленскую пустынь. С 1531 года в Твери находился преподобный Максим Грек, которого почитал святитель Акакий. В 1537 году в городе случился сильный пожар, при котором сгорело много домов, храмов, церковной утвари. Самого «владыку Акакия промежь дву конь едва из града умчаша» . По завершении восстановительных работ преподобный Максим написал похвальное слово, в котором восхвалял епископа за то, что он «с большим усердием и великою ревностию принялся за обновление истребленного огнем».
В 1539 году участвовал в настоловании Всероссийского митрополита святителя Иоасафа, 3 года спустя - в настоловании митрополита святителя Макария.
Участвовал в Соборах 1547 и 1549 годов. В 1550 году, во время казанского похода царя Иоанна Васильевича, когда митрополит Макарий отправился во Владимир к царскому войску, вместе с архиепископом Ростовским Никандром остался в Москве для управления Церковью. В 1551 году участвовал в Стоглавом Соборе и 16 июля того года подписал с другими соборянами приговор о церковных пошлинах в Новгородской епархии. В 1553-1554 годах присутствовал на Соборах, обличивших ересь Башкина и Косого, разбиравших сомнения посольского дьяка И.М. Висковатого относительно иконописи. 3 февраля 1555 года принимал участие в хиротонии первого архиепископа Казанского, святителя Гурия.
В 1564 году освятил новопостроенный тверской храм в честь Святой Троицы. В том же году, когда в Москве на Соборе решался вопрос о предоставлении митрополиту права ношения белого клобука, на соборном документе «Тферского и Кашинского Акакия епископа руки нет, потому что для великия старости и болезни на Собор не приехал, а о том писал, что он с архиепископы и епископы и со всем освященным Собором, со всеми с ними единомышлен» .
Скончался святитель 14 января 1567 года в Желтиковом монастыре, где и был погребён.

Примечания

Согласно синодику Иосифова Волоколамского монастыря. См. Титов А.А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря, М., 1906, № 154. Некоторые исследователи неверно отождествляли святителя Акакия с племянником преподобного - иноком Акакием.

ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, 303.

ПСРЛ, СПб., 1906, т. 13, ч. 2, 380; АИ, т. 1, 333.

(Александр) -епископ Тверской и Кашинский.

Пострижен в монашество преподобным Иосифом Волоцким, в обители которого и подвизался.

19 марта 1542 года участвовал в возведении митрополита Макария на первосвятительскую кафедру.

26 февраля 1547 года присутствовал на Соборе по вопросу установления служб и празднеств святому Александру Невскому, преподобным Зосиме и Савватию Соловецким.

15 июля 1551 года преосвященный Акакий участвовал в переговорах на Стоглавом Соборе по делам новгородских священников.

Погребен 27 января в Желтиковом монастыре. Чин погребения совершал епископ Рязанский Филофей.

Преосвященный Акакий не был канонизирован, но имя его упоминается в "Книге о святых" в XVII и XVIII веках, а также и в иконописном подлиннике.

Епископ Акакий обладал даром прозорливости. Иеродиакону Варсонофию предсказал, что тот будет его преемником на Тверской кафедре, что впоследствии и исполнилось.

Литература:

Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. - 5-е изд. - СПб., 1842-1843, т. 7, с. 97, прим. 345, 483; т. 9, с. 96, 268.

Софийский временник или Русская летопись с 862 года по 1534 год: в 2 т. // Изд. Павел Строев. - М., 1820-1821, т. 2, с. 84.

Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. - СПб., 1841-1863, т. 6, с. 264, 295; т. 8, с. 270.

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1841-1842, т. 1, с. 333.

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии Наук: в 4 т. - СПб., 1836, т. 1, с. 203.

Строев П. М. Описание славяно-российских рукописей. - М., 1825, с. 132.

Описание рукописей Соловецкого монастыря. - Казань, 1881-1886, ч. 1, с. 476, Л. 360.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 442.

Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников императорской Публичной Библиотеки. - СПб., 1882, с. 3,12,113.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 287.

Тверской Патерик. - Казань, 1907, с. 78-80.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. - СПб., 1891, № 474.

Никанор (Каменский), архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). - Казань, Церковное историческое общество, 1909, с. 78, 86.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В.В.]. - М., 1914, т. 1, с. 13.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1414.

Русский архив. - 1881, кн. 2, с. 7.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 1, с. 373.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 84.

Журнал Московской Патриархии. - 1945, № 1, с. 42.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 1, с. 90.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 41.

12 декабря (29 ноября по старому стилю) церковь чтит имя преподобного Акакия Синайского. По-русски это имя звучит скорее забавно. И даже кажется, что Николай Васильевич Гоголь, избрал для героя повести «Шинель» это неблагозвучноое имя - Акакий Акакиевич Башмачкин - специально, чтобы подчеркнуть никчемность героя и вызвать в читателе жалостливые чувства. Однако житие святого Акакия, которое хорошо было известно Гоголю, открывает нам новые смыслы этой повести.

Акакий: значение имени

В греческом языке существует прилагательное «άκακος», которое переводится как «незлобивый». Производное от него - имя Акакиос, в русской транскрипции Акакий, означает «беззлобный» и «невинный». Прилагательное без отрицательной частицы «ά» - «κακος» - соответственно обозначает плохой, дурной и творящий зло. Возможно, в древности, давая ребенку имя Акакий, греки пытались подчеркнуть непричастность младенца к злому и греховному. Непричастность как теперь, так и в будущем. Акакий - это человек, лишенный ненависти, полный любви и доброты.

Мы не можем сказать, что в России это имя когда-то было популярно, а потом, много позже, из-за его звучания вышло из употребления. Но нельзя и отрицать, что оно было на слуху. Как минимум девять раз в течение года Церковь обращается в своих молитвах к святым, носящим имя Акакий.

В России, день памяти преподобного Акакия Синайского приходится на 12 декабря (29 ноября по старому стилю) . И еще дважды в году вспоминает Церковь преподобного Акакия Синайского: 20 июля (7 июля по старому стилю) , а также в среду на Светлой Седмице святой Акакий славится в соборе Синайских преподобных, то есть всех тех святых, которые подвязались на горе Синай.

Житие Акакия Синайского

Акакий был послушником. Он жил в монастыре при одном очень суровом и даже дерзком старце. Было это в первой половине VI века. Старец постоянно задавал Акакию тяжелую работу. Он не только ругал юношу, но даже жестоко бил его. Акакий же был беззлобен, сносил все без ропота, с терпением, послушанием, и отличался большим смирением. Однажды, когда шел уже девятый год его службы у старца, Акакий от непосильного труда и внезапной хвори умер. Пять дней спустя старец посетовал другому монаху, что, мол, неприятность случилась, послушник умер. Этот последний не поверил. Вместе они отправились в склеп, где погребено было тело Акакия, чтобы убедиться в правоте слов наставника. «Акакий, где ты? Ты умер?» - обратились монахи к покойному Акакию, как будто бы он был живым. «Нет, отче, - услышал старец в ответ. - Я не умер. Для того, кто обещал творить послушание, смерти нет».

Эти слова, так потрясли наставника Акакия, что он предпочел со стыдом и страхом бежать. Вразумленный произошедшим, попросив разрешения у игумена, старец до конца своих дней жил и молился у гроба святого Акакия. Так Господь вознаградил преподобного Акакия за его терпение.

Иконография: как выглядел Акакий?

Руководство по иконографии называют Ерминия или иконописный подлинник. Самая известная Ерминия XVIII века принадлежит перу афонского иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота. В частности, он указывает, что преподобного Акакия следует изображать молодым, с едва пробивающейся бородой. Изображений преподобного Акакия Синайского темноволосого, в монашеской рясе, в мантии, в мире не так много. В Греции фрески встречаются чаще. Например, одна из самых знаменитых - фреска преподобного Акакия, которая сохранилась в монастыре Осиос Лукас недалеко от города Дельфы. Монастырь, основанный в X веке, в котором сохранились удивительные фрески и мозаики, включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На северо-востоке Афонского полуострова в монастыре Хиландар изображение святого Акакия XVII века находится в трапезной обители.

В России известно как минимум одно изображение. Это фреска преподобного Акакия Синайского XIV века, выполненная балканскими мастерами. Она находилась в храме Спаса Преображения на Ковалеве в Великом Новгороде. К сожалению, в 1941-1943 годах храм серьезно пострадал во время наступления немцев. Казалось, что фрески безвозвратно утрачены. Однако в 1960 году началась реставрация храма. Уникальные росписи, в буквальном смысле, как пазл собирались по кусочкам. В частности, в полуразрушенном храме удалось обнаружить груду осколков фрески преподобного Акакия Синайского. Ученые восстановили ее. На фреске Акакий изображен как молодой послушник. В руках у него свиток, на котором значится: «Чадо послушания не умирает николиже».

Три факта о Грузии и имени Акакий

Самое популярное имя - Акакий

Имя Акакий с легкой руки Николая Васильевича Гоголя приобрело в России скорее негативный оттенок. Нарисованный им в повести «Шинель» образ Акакия Акакиевича Башмачкина не вызывает ничего, кроме жалости. Особенно, когда вспоминается это его: «Ах, оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" Да и по-русски имя Акакий не назовешь благозвучным. Впрочем, в Грузии имя Акакий по сей день прочно входит в список трехсот самых популярных имен. Политики, спортсмены, писатели. Молодые, пожилые, новорожденные. Если бы Акакий Асатиани, баллотировавшийся в октябре 2013 года на пост президента Грузии, выиграл бы выборы, то Акакий было бы именем президента.

Сулико

Я могилу милой искал,

Сердце мне томила тоска.

Сердцу без любви нелегко.

Где же ты, моя Сулико?..

Популярную в советском союзе песню «Сулико» многие считают народной. Однако авторство слов принадлежит самому известному поэту Грузии и общественному деятелю Акакию Церетели. Стихотворение «Сулико» Акакий Церетели впервые опубликовал в 1895 году. Затем к стихам была написана музыка. В 1938 году песня была исполнена перед Сталиным и названа «народной». Она так понравилась вождю, что очень быстро стала популярной.

Улицы, метро и университет

Автора «Сулико» Акакия Церетели очень любят в Грузии. Поэт, публицист, писатель, просветитель, патриот. В его честь в Тбилиси названа станция метро и целый проспект. В центре Тбилиси стоит памятник Илье Чавчавадзе и Акакию Церетели. В Кутаиси, где Акакий Ростомович окончил гимназию, существует государственный университет в честь Акакия Церетели. В 1960 году к 120-летию грузинского поэта князя Акакия Церетели даже была выпущена почтовая марка СССР, номиналом в 40 копеек. В 1995 году в Грузии в обращение вошла купюра в 10 грузинских лари. На одной из сторон купюры - портрет Акакия Церетели. А еще, Акакию Церетели принадлежат слова: «Учитесь, дети мои! Большего богатства вы не сумеете обрести».

Агиос Акакиос

Недалеко от греческого города Лариса, глубоко в горах, расположился городок Агиос Акакиос, или Айос Акакиос. В русской транскрипции он так же, как и имя, прозвучал бы - Акакий. В этом селении в Фессалии, которое в XVII веке было деревушкой Голица, родился еще один святой с именем Акакий - преподобный Акакий Кавсокаливит.

Имя Акакий в поэзии

Святителя Николая (Велимировича) Сербского называют также Новым Златоустом. Каждому дню года в своем творении «Охридский пролог» он посвятил поэтическую проповедь. Один из его боговдохновенных гимнов рассказывает о преподобном Акакии Синайском. Может быть, мы и не вспомнили бы об этом, если бы не одно но. 12 декабря чтятся очень многие достойные святые. Но именно Акакию, вошедшему в святоотеческую литературу, как символ смирения, терпения и послушания, святитель Николай Сербский посвятил свои строки:

Первый старец послушнику громко прокричал:

"Акакий брат, ответь нам, где ты сейчас?"

Ответа не дождавшись, паки возгласил:

"Акакий, мертв ты или жив еси?"-

"Живя, как и прежде, когда жил в мире бренном!-

Монах из могилы ответствовал смиренно.

Нет смерти для того, кто верен послушанью".

Старец второй, поражен необычайно,

От изумления и страха прослезился!

И горько зарыдал, и страшно устыдился,

И покаянье в злых делах своих принес

И, наложивши на себя сугубый пост,

В пустыню тотчас удалиться поспешил,

Чтоб вымолвить спасенье для своей души.

Акакий чудный, воплощенное смирение,

Ты послушанием снискал себе спасение.

Душа твоя веселья ныне исполняется

И имя Церковью святою прославляется.

Святые с именем Акакий

Всего в святцах святых с именем Акакий как минимум девять. Трижды Церковь празднует день памяти святого Акакия Синайского. Житию Акакия посвятил свое слово «О послушании» преподобный Иоанн Лествичник. В Лествице преподобный демонстрирует нам святого Акакия как символ добродетельного терпения и смирения, которое Господь вознаграждает спасением.

27 января (14 января по ст.стилю) день памяти святителя Акакия, епископа Тверского и Кашинского. 12 июля 12 июля(29 июня по ст.стилю) церковь вспоминает его же в соборе Тверских святых. Святитель Акакий участвовал в двух Макарьевских соборах по канонизации святых, в Стоглавом соборе. Под его надзор в Отрочь монастырь был сослан Максим Грек, о котором святитель много заботился. Именно святителем Акакием в 1564 году был освящен нынешний кафедральный собор Твери, церковь «Белой Троицы». По сей день существуют рукописные книги, переписанные по благословению святого Акакия. Сам же епископ не только переписал собственноручно два Евангелия, но и создал редакцию знаменитого Киево-Печерского патерика. Акакиевская редакция Патерика - одна из десяти существующих и серьезно изученных Макарием (Булгаковым) редакций памятника церковно-исторической литературы.

17 марта (4 марта по ст.стилю) и 30 августа (17 августа по ст.стилю) вспоминаем мученика Акакия, воина. Видя, как император Аврелиан (270-275 годы) истязает христиан - брата и сестру Павла и Иулианию, Акакий уверовал во Христа, объявил об этом и тут же был казнен.

22 марта (9 марта по ст.стилю) мы вспоминаем другого Акакия, Севастийского. Он был одним из сорока севастийских мучеников, пострадавших в 320 году от рук императора Ликиния.

25 апреля (12 апреля по ст.стилю) день памяти Акакия Кавсокаливита (Нового), подвизавшегося на горе Афон в пещере Максима Кавсокалива. Скончался в 1730 году в возрасте ста лет.

30 апреля (17 апреля) церковь чтит Акакия Мелитинского, епископа. Он происходил из армянского Мелитина. Был отдан родителями в монастырь по обету (они долго молились Богу о рождении детей). Акакий не только прошел путь от чтеца до священника, но стал епископом. Участвовал в 431 году в третьем Вселенском соборе, где боролся с несторианской ересью. Прославился даром чудотворения. На иконах изображается старцем в епископском одеянии.2

8 сентября (15 сентября по ст.стилю) церковь отмечает обретение мощей святителя Акакия, еп. Мелитинского.

14 мая (1 Мая по ст.стилю) преподобномученик Акакий Новый. В девятилетнем возрасте был отдан башмачнику в ученики. Бежал от побоев. Был принят женщинами мусульманками. Жил в роскоши и отрется от Христа. Но в 18 лет, когда жена хозяина «воспылала к нему любовью», бежал на родину. Отказался от мусульманской веры. Обрадованная мать, приняла сына и отправила его на Афон, где он принял монашество, а потом и благословение идти на мученический подвиг. Акакий дерзновенно отправился к туркам, чтобы исповедовать перед ними Христа. Там он был обезглавлен. Его мощи хранятся на Афоне в монастыре св. Пантелеимона. 12 сентября (30 августа по ст.стилю) Акакий новый чтится также в соборе Сербских святых.

20 мая (7 мая по ст.стилю) Акакий, сотник. Его еще называют Каппадокинянин, так как он родился и жил в Каппадокии. Или Акакий Византийский, так как его мощи находились в построенном в его честь храме в Константинополе. Акакий пострадал во время гонений на христиан при императоре Максимиане Галерии. Его многожды истязали за веру. И обезглавили из милости, так он занимал почетную должность центуриона мартисийского полка.

10 августа (28 июля по ст.стилю) церковь чтит память Акакия Милетинского, мученически пострадавшего за Христа. Три правителя подвергали его жесточайшим истязаниям, но он оставался невредим и отказывался поклониться идолам. В 321 году его обезглавили.

Кондак преподобного Акакия

Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобных Фомы и Акакия

Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память.

Рас-ска-зал мне про-ис-ше-ствие ис-тин-ное и по-вест-во-ва-ния до-стой-ное.

Был один ста-рец, очень ле-ни-вый и по ха-рак-те-ру злой; го-во-рю, не осуж-дая его, но с це-лью по-ка-зать тер-пе-ние свя-то-го, и вот что рас-ска-жу вам. Тот ста-рец имел мо-ло-до-го уче-ни-ка, по име-ни Ака-кия, про-сто-го нра-вом и це-ло-муд-рен-но-го умом, ко-то-рый так мно-го зла тер-пел от то-го стар-ца, что мно-гим да-же по-ка-жет-ся это неве-ро-ят-ным, ибо ста-рец не толь-ко уко-ра-ми и бес-че-сти-ем до-са-ждал ему, но и вся-кий день му-чил его те-лес-ны-ми ис-тя-за-ни-я-ми. Од-на-ко тер-пе-ние его бы-ло не на-прас-но: по-то-му что Ака-кий сво-ей без-ро-пот-ной вы-нос-ли-во-стью и незло-би-вым стра-да-ни-ем снис-кал се-бе бла-го-дать Бо-жию, осво-бож-да-ю-щую его от веч-но-го му-че-ния. Я же (го-во-рит Иоанн Сав-ва-ит к Иоан-ну Ле-ствич-ни-ку), ви-дя каж-дый день его та-ким, как буд-то он куп-лен-ный раб или плен-ник, и тер-пит край-нюю бе-ду, на-роч-но встре-чал его и спра-ши-вал:

Что ты, брат Ака-кий? как про-во-дишь ны-неш-ний день?

Он же от-ве-чал:

Как пе-ред Гос-по-дом Бо-гом, - так мне хо-ро-шо.

И по-ка-зы-вал мне ино-гда по-си-нев-шие гла-за, ино-гда шею, а то го-ло-ву в ра-нах. Зная, что он по-сту-па-ет доб-ро-де-тель-но, я го-во-рил ему:

Хо-ро-шо, хо-ро-шо, тер-пи, брат, чтобы до-стиг-нуть спа-се-ния те-бе.

В та-ком по-ло-же-нии бла-жен-ный Ака-кий оста-вал-ся у то-го стро-го-го стар-ца де-вять лет и, про-болев немно-го пред кон-чи-ной, ото-шел ко Гос-по-ду . Ко-гда он был по-гре-бен в се-мей-ном скле-пе, то спу-стя пять дней ста-рец от-пра-вил-ся к од-но-му жив-ше-му там ве-ли-ко-му от-цу и ска-зал ему:

От-че, брат Ака-кий, уче-ник мой, умер.

Отец, услы-хав это, ска-зал:

Не ве-рю те-бе, стар-че, по-то-му что Ака-кий не умер.

Ста-рец ска-зал:

От-че, ес-ли не ве-ришь мне, то пой-ди сам и осмот-ри гроб его.

То-гда пре-по-доб-ный отец по-спеш-но встал, по-шел со стар-цем в гроб-ни-цу бла-жен-но-го стра-даль-ца и гром-ко вос-клик-нул над гро-бом Ака-кия, об-ра-ща-ясь к нему как к жи-во-му:

Брат Ака-кий, умер ли ты?

Бла-го-ра-зум-ный по-слуш-ник, об-на-ру-жи-вая по-слу-ша-ние и по смер-ти, от-ве-тил:

Не умер, от-че, ибо то-му, кто обя-зал-ся тво-рить по-слу-ша-ние, невоз-мож-но уме-реть.

Ко-гда ста-рец, у ко-е-го жил Ака-кий, услы-хал это, то ис-пу-гал-ся и упал со сле-за-ми на зем-лю; по-том по-про-сил у игу-ме-на кел-лию воз-ле его гро-ба и, за-тво-рив-шись в ней, про-жил еще бла-го-че-сти-во, за-бо-тясь о спа-се-нии ду-ши и, по-сле мно-гих по-дви-гов, ото-шел ко Гос-по-ду Бо-гу, Ко-то-ро-му сла-ва во ве-ки. Аминь.

Cказание, которое привел в "Лествице" преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них

«Не хо-чу непра-вед-но скры-вать и ли-хо-им-ство-вать бес-че-ло-веч-но, не хо-чу умол-чать пред ва-ми о том, о чем мол-чать не долж-но. Ве-ли-кий Иоанн Сав-ва-ит со-об-щил мне ве-щи, до-стой-ные слы-ша-ния; а ты сам, пре-по-доб-ный от-че, по опы-ту зна-ешь, что сей муж бес-стра-стен и чист от вся-кой лжи, от вся-ко-го лу-ка-во-го де-ла и сло-ва. Он рас-ска-зал мне сле-ду-ю-щее.
"В оби-те-ли мо-ей в Азии (ибо от-ту-да при-шел сей пре-по-доб-ный), в ко-то-рой я на-хо-дил-ся преж-де, неже-ли при-шел сю-да, был один ста-рец весь-ма нера-ди-вой жиз-ни и дерз-ко-го нра-ва; го-во-рю сие, не су-дя его, а дабы по-ка-зать, что я го-во-рю прав-ду. Не знаю, ка-ким об-ра-зом при-об-рел он се-бе уче-ни-ка, юно-шу по име-ни Ака-кий, про-сто-го нра-ва, но муд-ро-го смыс-лом, ко-то-рый столь-ко же-сто-ко-стей пе-ре-нес от се-го стар-ца, что для мно-гих это по-ка-жет-ся неве-ро-ят-ным. Ведь ста-рец му-чил его еже-днев-но не толь-ко уко-риз-на-ми и ру-га-тель-ства-ми но и по-бо-я-ми; тер-пе-ние же по-слуш-ни-ка бы-ло не без-рас-суд-ное. Ви-дя, что он, как куп-лен-ный раб, еже-днев-но крайне стра-да-ет, я ча-сто го-ва-ри-вал ему, при встре-че с ним: "Что, брат Ака-кий, ка-ко-во се-го-дня?" - В от-вет на это он тот-час по-ка-зы-вал мне ино-гда си-нее пят-но под гла-зом, ино-гда уязв-лен-ную шею или го-ло-ву; а как я знал, что он - де-ла-тель, то го-ва-ри-вал ему: "Хо-ро-шо, хо-ро-шо, по-тер-пи и по-лу-чишь поль-зу".
Про-жив у сво-е-го неми-ло-серд-но-го стар-ца де-вять лет, Ака-кий ото-шел ко Гос-по-ду и по-гре-бен в усы-паль-ни-це от-цов. Спу-стя пять дней по-сле это-го на-став-ник его по-шел к од-но-му пре-бы-вав-ше-му там ве-ли-ко-му стар-цу и го-во-рит ему: "От-че, брат Ака-кий умер". Но ста-рец, услы-шав это, ска-зал ему: "По-верь мне, стар-че, я со-мне-ва-юсь в этом". " По-ди и по-смот-ри", - от-ве-чал тот. Немед-лен-но встав, ста-рец при-хо-дит в усы-паль-ни-цу с на-став-ни-ком бла-жен-но-го оно-го по-движ-ни-ка, и взы-ва-ет к нему, как бы к жи-во-му (ибо по-ис-ти-не он был жив и по-сле смер-ти), и го-во-рит: "Брат Ака-кий, умер ли ты?" Сей же бла-го-ра-зум-ный по-слуш-ник, ока-зы-вая по-слу-ша-ние и по-сле смер-ти, от-ве-чал ве-ли-ко-му: "От-че, как мож-но уме-реть де-ла-те-лю по-слу-ша-ния?" - То-гда ста-рец, ко-то-рый был преж-де на-став-ни-ком Ака-кия, по-ра-жен-ный стра-хом, пал со сле-за-ми на зем-лю; и по-том, ис-про-сив у игу-ме-на Лав-ры 14-ю кел-лию близ гро-ба Ака-ки-е-ва, про-вел там оста-ток жиз-ни уже доб-ро-де-тель-но, го-во-ря все-гда про-чим от-цам: "Я сде-лал убий-ство". Мне ка-жет-ся, от-че Иоанне, что ве-ли-кий ста-рец, го-во-рив-ший с умер-шим, был сам сей Иоанн Сав-ва-ит; ибо он рас-ска-зы-вал мне еще од-ну по-весть, как бы о дру-гом по-движ-ни-ке; а я по-сле до-сто-вер-но узнал, что этот по-движ-ник был он сам.

При-ме-ча-ния

Про-ис-хож-де-ния неиз-вест-но-го, 20-ти лет при-нял ино-че-ство, по-след-ние че-ты-ре го-да сво-ей жиз-ни был игу-ме-ном Си-най-ской оби-те-ли; скон-чал-ся 80-ти-лет-ним стар-цем в кон-це VI ве-ка; па-мять его 30 мар-та.

Св. Иоанн Сав-ва-ит (Мол-чаль-ник) ро-дил-ся в по-ло-вине V сто-ле-тия. За-ни-мал епи-скоп-скую ка-фед-ру в од-ной из ар-мян-ских церк-вей с 482-491 г., по-след-нюю часть жиз-ни про-вел в пе-ще-ре. Па-мять его 3 де-каб-ря.

Скон-чал-ся в пер-вой по-ло-вине VI ве-ка.

Молитвы

Тропарь преподобному Акакию Синайскому

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бне Ака́кие, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо, взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать , как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Акакий, дух твой.

Тропарь преподобным Акакию Синайскому и Фоме, иже в Малеи

Свети́ла богосия́нная ми́ру/ и и́ноков одушевле́нныя зари́,/ Фома́ чудесы́, Ака́кий же послуша́нием,/ возсия́сте све́тло;/ сих, я́ко иму́щих дерзнове́ние к Бо́гу,/ моли́твами во бра́нех посо́бствовати мо́лим,/ да про́сят от Христа́ Бо́га дарова́ти проще́ние согреше́ний// чту́щим их святу́ю па́мять.

Перевод: Светила Богом явленные миру и монахов духовное сияние, Фома - чудесами, Акакий же послушанием просияли ярко, их, как имеющих

«Послушание дарит высшую благодатную свободу всякому творению»
Святой Григорий Хандзойский

Чтобы спастись, необходимо быть мудрым. Каждого из нас Спаситель призывает стяжать этот дар (Мф.10.16). Смиренномудрие – одна из величайших христианских добродетелей. А из нее вытекает еще одна добродетель – послушание. Одним из ярких примеров носителя этого дара стал подвижник первой пол. VI в. – преподобный Акакий Синайский.

В достаточно юном возрасте праведник был принят в число братии одного из монастырей М.Азии. Как новоначальный, Акакий был отдан в послушание одному из старцев той обители. Однако последний оказался непростого нрава. Ежедневно послушник выслушивал от старца множество всяких укоров и замечаний. Иногда дело доходило и до побоев.

Проведя в таком подвиге девять лет, преподобный Акакий умер и был погребен в монастырской усыпальнице. Спустя пять дней после его смерти, старец сообщил об этом настоятелю монастыря. Тот не поверил его словам.

Тогда наставник Акакия повел его в усыпальницу. Когда они приблизились к месту захоронения подвижника, то настоятель обратился к почившему как к живому: «Брат Акакий, умер ли ты?».

Из могилы раздался голос: «Нет, отче, не умер, кто переносит послушание, не может умереть». Пораженный старец со слезами упал перед гробницей, прося прощения у своего ученика. После этого он изменился нравом, затворился в келии близ погребения святого Акакия, в молитве и кротости окончил свою жизнь.

Это сказание привел в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник (память 30 марта) как пример терпения, послушания и награды за них. По мнению Иоанна Лествичника, великий старец, говоривший с умершим, мог быть сам Иоанн Савваит (Молчальник) , рассказавший ему это.

ПРЕПОДОБНОМУ АКАКИЮ
Тропарь, глас 8

С лез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Акакие, отче наш, / моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

М ир оставль, Христу последовал еси от младенства, / премудре Акакие преподобне, / Того подражая вольное смирение, / низвергл еси гордостнаго мучителя, / моли непрстанно о всех нас.



Рассказать друзьям