Храм в болшево расписание богослужений. Королёв (Болшево)Космодамианская церковь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Московская обл., г. Королев, пос. Болшево, Станционная ул., д 43.

Первое упоминание о церкви Космы и Дамиана в селе Болшеве относится к 1585 г.

В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.

В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.

В 1878 г. старостой стал С.Алексеев (отец К.С.Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д.Шнауберг.

В 1929-1930 гг. церковь разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.

Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.

Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

С 1997 г. при храме работает воскресная школа, издается газета «Приходской листок» окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ, есть библиотека.

Настоятель храма - протоиерей Александр Славинский.

Церковь Космы и Дамиана в Болшево в Королеве - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Московской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

В наши дни в подмосковном Королёве много церквей, храмов, часовен. Но лет 40-50 назад на весь город был всего один действующий храм - церковь Косьмы и Дамиана в Болшево. Каждый год моя бабушка приходила сюда святить яйца да куличи и меня с собой прихватывала. Совсем ещё ребёнок, я не понимала, что такое Пасха, но нарядные яства, радостные лица людей, “брызганье водичкой” мне очень нравились, даря ощущение предстоящего праздника. И лишь много лет спустя я узнала историю этого самого старого королёвского храма и хочу вам её рассказать.

Первое упоминание о Болшевской Космо-Дамианской церкви относится к 1585 году: “на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян деревян”. Тогда это был деревянный рубленый храм с главками, покрытыми лемехом. Точная дата его постройки неизвестна, но есть свидетельства, что во времена правления Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) в болшевской церкви уже проводились богослужения. Церковь эта находилась недалеко от нынешнего Космо-Дамианского храма. И опять же, точное место её расположения доподлинно неизвестно, но краеведы предполагают, что церковь стояла недалеко от берега Клязьмы, там, где сейчас находится пустырь между прибрежными дачами и домами Станционной улицы. С давних времён здесь, под деревьями, лежал большой камень прямоугольной формы, более тонны весом. Вполне возможно, что этот камень являлся частью надгробия, которое раньше находилось в ограде первой Космо-Дамианской церкви.

В следующем упоминании о Болшевской церкви, датированным 1620 годом, говорится: “деревня, что была село Болшево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…” Как видно, Болшево утратило статус села, став деревней, следовательно, храма там не стало.

С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 году это был дьяк Василий Щелкалов, до него селом владели Никита Щелепин и Второй Фёдоров. Затем по государевой грамоте 1620 года Болшево передаётся боярину Фёдору Ивановичу Шереметеву. В 1651 году он отписал село своему внуку князю Михаилу Одоевскому, а тот через десять лет передал его сыну Юрию Михайловичу Одоевскому.

При Юрие Одоевском Болшево вновь возрожается. Прежняя церковь от разорения запустела и в 1680 году, по благословению Святейшего Патриарха, Ю.М. Одоевский строит новую церковь.

Второй деревянный Космо-Дамианский храм строился два года - с 1680 по 1682 год. Построен он был на месте нынешнего горпо. До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом - памятник прежней церкви.

Никаких документальных свидетельств о деятельности второго деревянного храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но очевидно, что время его не пощадило и он сильно обветшал. Поэтому в 1786 году, благодаря попечительству князя Петра Ивановича Одоевского, правнука Юрия Михайловича, вместо деревянного началось возведение нового кирпичного Космо-Дамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, однако в объёме колокольни явственно прослеживаются черты стиля русское барокко. Первоначально Космо-Дамианский храм был летним (холодным).

В Московской церковной ведомости от 1880 года есть интересное сообщение: “В 1878 году старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссёра К.С. Станиславского). Так как сельцо Любимовка, принадлежавшее Алексеевым, было рядом, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевской храме.

В церковной метрике от 1887 года говорилось о наличии в Космо-Дамианской церкви мраморных досок с надписями о погребении здесь князя Петра Ивановича Одоевского и его дочери Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона.

В 1898 году по проекту архитектора Б.Н. Шнауберта строится южный придел церкви, освящённый во имя иконы Казанской Божьей Матери. Московские Церковные Ведомости за 1900 год свидетельствуют, что фабриканты-иностранцы, чьи фабричные работники являлись прихожанами этой церкви, пожертвовали на сооружение придела значительные суммы.

Но вот произошла Октябрьская революция 1917 года. Почти двенадцать лет при новой власти Космодамианская церковь жила своей обычной жизнью: проводились богослужения, звон колоколов созывал прихожан к обедне…

В конце августа 1929 года размеренная церковная жизнь была нарушена. В церковь явились несколько человек, возглавляемых двумя местными печальной славы “общественными деятелями” - П. Дудко и И. Бардышевым. Они отобрали у священника и старосты ключи и заперли церковь, объявив, что здание со всем имуществом конфискуется. И церковь начали громить. Добровольцы приходили сюда, как на работу, по деловому, с инструментами.

Сперва перепилили цепь церковного паникадила и главная люстра храма, изящное сооружение из металла и хрусталя, рухнула на каменный пол и разбилась вдребезги. Затем принялись за иконостас: подрубили опоры и повалили его, превратив в груду обломков. Под ними было погребено главное Распятие работы В.Д. Поленова. Взялись за колокола. Их спускали на землю по канату, но самый большой колокол снять не смогли - слишком тяжёл. Его решили разбить на месте. Несколько дней по всей округе разносился прощальный плач этого колокола…

Пришла зима, но церковь всё продолжали громить. Приходили все желающие, выискивая, что бы ещё можно разбить или разломать. В клочья были разодраны дорогие покрывала и облачение духовенства - ризы из золотой и серебряной парчи. Дети на Первомайке играли золотыми кисточками, парчовыми лоскутами и обломками окладов икон.

Надругательство над храмом приводило в ужас всех прихожан, но силой отстаивать церковь было нельзя: не то это было время. Верующим оставалась лишь роль просителей. Некоторые деятели культуры и искусства не побоялись присоединить свой голос к петиции защитников, указав, что что в болшевской церкви имеются работы знаменитого художника В.Д. Поленова.

Без устали обивали прихожане пороги различных ведомств, включая и самые высокие. Но местные власти, даже получив из Москвы соответствующее предписание, отправили его под сукно. После повторных настойчивых просьб Москва поручила разобраться с делом болшевской церкви начальнику милиции Мытищинского района В,П. Якунину.

Была уже весна, апреля, начиналась Страстная неделя… К вечеру погромщики явились на “работу”. Искали, что ещё осталось целым в церкви. Под грудой обломков обнаружили большой деревянный крест. Перевернули его, а там - неповреждённое изображение Распятия Господа. Распятие распилили на куски, снесли вниз, в котельную, но печь растапливать поленились: “ладно, завтра сожжём”. Наутро Якунин отобрал у них ключи.

15 апреля 1930 года храм был вновь открыт. Под руководством Г. Левицкого и И. Шарапова верующие приступили к реставрации. Казалось бы, при виде разрухи у прихожан должны были опуститься руки, но они решили сделать невозможное - восстановить церковь к Пасхе. И сделали! Трое суток в церкви кипела работа, не прекращаясь ни днём, ни ночью. Когда принесли из котельной куски поленовского Распятия, специалисты сказали, что его можно восстановить.

Церковь Косьмы и Дамиана осталась за верующими, но Бардышев, Дудко и иже с ними не спешили слагать оружие. Церкви ещё несколько раз приходилось отбивать атаки безбожников.

Поступали предложения перевести церковь в меньшее по размерам помещение, дескать, для десятка-другого старух и там места вполне хватит. Но Якунин, придя к храму во время очередного церковного праздника, и увидев толпу прихожан, которые в церковь попросту не поместились, это предложение отверг.

Местный поселковый совет предложил очередной несуразный проект: устроить в одном из помещений храма водокачку, а водонапорный бак водрузить на колокольню. В то смутное время церковным старостой была Л.М. Ефстафьева. Она отправилась на приём к М.И. Калинину. И случилось маленькое чудо: без предварительной записи она прошла прямо в его кабинет. Михаил Иванович встретил её приветливо и наложил на заявление резолюцию: “Оставить болшевскую церковь Косьмы и Дамиана в покое”.

А служителей церкви прихожанам уберечь не удалось. Многие из них были расстреляны на Бутовском полигоне, либо закончили свой земной путь в лагерях и пересыльных тюрьмах. Ныне они причислены к лику святых Новомучеников Российских. Но сама церковь выжила…

В настоящее время болшевский Космо-Дамианский храм посвящён святым безсеребряникам и чудотворцам Косьме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мемориальной доски, устроенной на его фасаде. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсеребряников Косьмы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в храме - храмовая икона святых безсеребрянников и чудотворцев изображает Асийских братьев Косьму и Дамиана, а частицы святых мощей в ней принадлежат Римским безсеребряникам, хотя икона, посвящённая римлянам, в храме тоже есть. Вот такая путаница получилась.

В Космо-Дамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученниц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицами их мощей.

Благодаря попечению настоятеля протоиерея Александра Славинского сейчас в болшевской Космодамианской церкви постоянно ведётся духовно-просветительская работа. При храме работает воскресная школа, королёвское отделение православной гимназии “Ковчег”, постоянно организуются паломнические поездки по святым местам нашей Отчизны.

Проезд: от Ярославского вокзала электричкой (Монино, Щёлково, Болшево, Фрязево) до станции Болшево, по подземному переходу направо. Можно проехать одну остановку на автобусе, но лучше немного пройтись пешком.

От метро ВДНХ с автовокзала автобусами № 392 до остановки “Станция Болшево” или № 499 до остановки “Улица Дурылина (Церковь)”

Г. Королёв (Болшево).

Ещё ближе к Болшеву расположено Мальцево-Бродово (в советское время пос. Лесные поляны), где в 1843 г. появилась шёлковая и полушёлковая фабрика В.М. Фомичева. В 1853 г. на ней было 100 рабочих и вырабатывалось продукции на 100 тыс. руб.

В усадьбу ведут красивые ворота, сохранились главный дом и парковый павильон. Последним владельцем Мальцево-Бродово был доктор Н.В. Соловьёв.

Калининград (в наше время Королёв) был образован в 1938 г. на основе пос. Калининский.

В 1960 г. в его состав был включен г. Костино, в 1963 г.- рабочие посёлки Первомайский и Текстильщики и дачный посёлок Болшево.

Самая древняя часть города - Болшево (в документах XVI-XVIII вв. Большево или Большово).

В XII в. по Клязьме в этом районе находилось городище славянского племени вятичей. Здесь проходил древний торговый путь из Московского княжества во Владимиро-Суздальское, начинавшийся от устья Яузы. Это место называли Пристанищем. Товары грузили на лодки-однодеревки (выдолбленные из цельного дерева) или набойные (однодеревки с набитыми на борт досками). Плыли по Яузе до Мытищ. Оттуда, где в Яузу впадает небольшая р. Работня, начинался восьмикилометровый волок на Клязьму. Спуск судов на воду происходил у селения Городище. Являясь своего рода контрольным пунктом, оно было практически нежилым. Мимо Болшева, из Киева во Владимир , в 1159 г. проследовал со своей дружиной князь Андрей Боголюбский .

В XVI в. Болшево и Костино - владения думного дьяка, печатника (1596) Василия Щелкалова, с 1577 г. возглавлявшего Разрядный приказ, после отставки брата Андрея в 1594 г. он стал во главе Посольского приказа.

В 1601 г. отставлен отдел, в 1605 г. пожалован Лжедимитрием в окольничие, умер в 1611 г.

В 1620 г. по государевой грамоте с. Болшево с принадлежащими ему д. Городище и д. Комаровка перешло во владение боярина Фёдора Ивановича Шереметева (ум. 1650), оборонявшего в 1591 г. Москву от хана Казы-Гирея. По жене он был родственником бояр Романовых, опала на них при царе Борисе Годунове коснулась и его, он был отправлен воеводой в Тобольск и лишился части вотчин и двора в Москве.

В 1605 г. послан против самозванца, но после смерти царя Бориса перешёл на сторону Лжедимитрия и был им пожалован в бояре. После убийства самозванца и избрания на престол Василия Шуйского Шереметев служил ему честно.

В 1606 г. послан против мятежной Астрахани, в 1607 г. занял её, очистил волжские города от изменников и в 1610 г., соединившись с войсками М.В. Скопина-Шуйского, освобождал Москву.

После низложения Шуйского Шереметев стоял в думе вместе с патриархом Гермогеном за избрание царя из русских, но позднее в числе временного правительства из 7 бояр (Семибоярщина) участвовал в посольстве с предложением престола польскому королевичу Владиславу. Затем держался Владислава, был с поляками в осаде в Москве и вышел из Кремля только после капитуляции польского гарнизона.

Принимал активное участие в избрании на престол царя Михаила Романова , ему приписывают слова: "Выберем де Мишу Романова, он молод и ещё глуп".

В 1615 г. освобождал от шведов Псков .

В 1617 г., когда насущной необходимостью было освобождение страны от огромного количества разбойнических шаек, ему поручен Разбойный приказ. Шереметев принимал участие в посольских съездах, закончившихся Деулинским перемирием с поляками, встречал возвращавшегося из плена отца царя, патриарха Филарета, был одним из деятельных участников в заключении Поляновского вечного мира с Польшей.

В 1649 г. принял иноческий чин с именем Феодосия.

На его дочери Евдокии (ум. 1671) был женат князь Никита Иванович Одоевский (ум. 1689).

В 1651 г. "вотчина Шереметева... Болшево... дана внуку его князю Михаилу Одоевскому...". Стольник, князь Михаил Никитич Одоевский умер в 1652 г.

Болшево перешло к его сыну, князю Юрию Михайловичу (ум. 1685), боярину (1676) и воеводе, рязанскому наместнику (1674), с 1678 по 1680 гг. - первому воеводе в Новгороде. В том же году он начал строить в Болшево деревянную церковь Святых бессребреников Космы и Дамиана (освящена в 1682 г.).

В 1682 г. в числе других бояр подписал Соборное постановление об отмене местничества. В селе тогда находилось 25 дворов крестьянских и восемь прочих (старосты, конюхов, попа). Потом селом владел его сын, князь Михаил Юрьевич Одоевский (в 1682 г. пожалован в комнатные стольники к царю Петру Алексеевичу, в 1689 г. сопровождал его в поездке в Троице-Сергиев монастырь, в 1698 г. поручик Семёновского полка, в 1721 г. в чине гвардии полковника назначен командиром армейской дивизии).

Его сын Иван Михайлович (1702-1775), в 1716 г. поступил на флот гардемарином и был послан учиться в Англию, в 1735 г. уволен из флота по болезни, в 1738 г. назначен советником в Московскую Дворцовую контору, с 1741 г. - действительный статский советник.

В 1776 г. владелец села князь Пётр Иванович Одоевский (1740-1826) "предоставил Большово с деревнями в распоряжение попечительного комитета" на содержание учреждённого им убежища для бедных, сохранив за собой только усадьбу.

В 1786 г. он построил вместо деревянной церкви Космы и Дамиана каменную в стиле раннего классицизма . В этом храме его и похоронили.

В 1878 г. пристроена паперть.

В 1898-1900 гг. по проекту архитектора Бориса Николаевича Шнауберта (1852-?) пристроен южный придел и изменён верх ко-локольни. В храме сохранился иконостас конца XVIII в. Князь П.И. Одоевский, полковник, служил в Конной гвардии, потом в армейских полках, в 1793 г. вышел в отставку. Он основал в Москве приют, который назвал Дарьинским в память о дочери. Она похоронена в церкви Космы и Дамиана в Болшеве, построенной в год её рождения.

Дарья Петровна была женой графа де-Кенсона, впоследствии пэра Франции. После смерти дочери князь остался совершенно один, умерла его супруга (урождённая Полтева), в 1813 г. погиб сын Сергей. Князь отдал Человеколюбивому обществу огромное имение в с. Болшево, на землях которого жило 1130 крестьян. Здесь на средства общества было открыто несколько благотворительных учреждений, в том числе богадельня, училище для крестьянских детей, а в 1835 г. при богадельне построена каменная церковь Преображения Господня (поблизости от храма Святых бессребреников Косьмы и Дамиана).

В 1863 г. в Болшеве была открыта начальная школа для крестьянских детей.

В советское время церковь была закрыта и перестроена

В 1874 г. в с. Болшево в доме, предоставленном попечительным о бедных комитетом Человеколюбивого общества, Общество поощрения трудолюбия учредило исправительный приют для нищенствующих и бродяжничающих девочек в возрасте от 4 до 14 лет. Их помещали сюда по приговору суда или по просьбе родителей. Кроме грамоты, девочки обучались портновскому и белошвейному ремёслам, занимались домашней работой, огородничеством, ухаживали за птицей и домашним скотом. Треть денег из прибыли за произведённую продукцию распределялась между воспитанницами и выдавалась им по выходе из приюта в 16-летнем возрасте. Девочки и дальше пользовались покровительством приюта (трудоустройство и материальная помощь). В 1863 г. в Болшеве открылась начальная школа для крестьянских детей.

В 1890 г. в храме с. Болшево была освящена икона, сооружённая усердием правления, служащих и рабочих фабрики товарищества Франца Рабенека в память чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда у станции Борки. Икона поставлена в отдельном, богато вызолоченном киоте, написавший её академик С.И. Грибков изобразил святых, чьи имена носили члены императорской фамилии, и тех, память которых празднуется 17 октября.

С 1932 по 1933 г. в храме служил священномученик Павел (Успенский, 1888-1938). Он родился в семье священника, в 1911 г. окончил Московскую духовную семинарию, два года был учителем церковноприходской школы в Каменке (селение вошло в границы г. Электроугли), в 1913 г. рукоположен во священника к Троицкому храму с. Сафонова (ныне г. Электроугли), где служил до 1930 г. Затем почти каждый год был в разных храмах Подмосковья, последним из них (с 23 июня 1936 г. по день ареста, 19 марта 1938 г) стал храм Рождества Божией Матери в с. Рудня (ныне в Орехово-Зуевском районе).

19 января 1938 г., в церковной сторожке, где жил, был арестован диакон болшевской церкви Сергей Владимирович Никольский (1876-1938). Обвиненный в антисоветской агитации, он был расстрелян 31 января 1938 г.

У стен Космодемьянского храма похоронен протоиерей Михаил Нестеров (1919-1996). Он родился в крестьянской семье, у него было 6 братьев и сестёр. С детства был при храме, несмотря на насмешки и унижения, которым подвергался в школе, и стал псаломщиком.

В мае 1941 г. призван в армию и направлен на Север, всю войну сражался на полуострове Рыбачий. Вернулся с больными ногами. Поступил в Богословский институт в Новодевичьем монастыре в Москве. Заболел язвой желудка.

В 1946 г. рукоположен во диакона. Служил в Мариуполе, Орехово-Зуеве, был рукоположен во иерея и назначен настоятелем собора в Можайске . В храм никто не ходил, он стоял пустой, с выбитыми стёклами, не было хора.

О. Михаил потихоньку всё наладил, прослужил 5 лет и вышел за штат после двух инфарктов. Поехал в Болшево, где псаломщицей служила его тётушка Мария. Вновь начал служить в храме в окрестностях г. Пушкино, снова вышел за штат, но в конце того же года назначен в Антиохийское подворье в Москве, где и служил с 1959 по 1977 г. Его там полюбили и прозвали "пушистым" за пышные волосы. О. Михаил был награждён советскими боевыми орденами и медалями и орденами Антиохийской церкви.

По болезни ушёл на пенсию, служил по праздникам в болшевском храме Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Он много болел, у него отняли ногу, и в храм его привозили в кресле-коляске, а последние полгода уже не вставал с постели. Скончался мирно, во сне, 30 апреля 1996 г.

Неподалеку от храма Святых бессребреников Космы и Дамиана стоит дом, в котором провёл последние годы жизни прозаик и поэт, историк литературы и театра, написавший одну из первых и лучших книг о художнике Н.В. Нестерове (своём друге), Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954).

В 1906-1908 гг. он был близок к революционному подполью, подвергался обыскам и кратковременным арестам.

В 1914 г. окончил Археологический институт в Москве, в том же году в Москве, Костроме , Рыбинске и других городах читал лекцию "Лик России. Великая война и русское призвание", с 1912 по 1918 г. был секретарём Московского религиозно-философского общества, в 1917 г. выпустил брошюру "Церковный собор и русская Церковь", в которой писал о перспективе возвращения после падения империи к Церкви вселенской и древнерусской, в 1918-1920 г. - член комиссии по охране памятников искусства и старины при Троице-Сергиевой Лавре , выступал в Вольной академии духовной культуры, возникшей в 1919 г. по инициативе Н.А. Бердяева.

В 1920 г. рукоположен во иерея.

Служил в храме Святителя Николая на Маросейке с о. Алексеем Мечевым , потом был настоятелем Боголюбовской часовни у Варварских ворот.

В 1922 г арестован, сидел в Бутырках, потом во Владимирской тюрьме, отбывал ссылку в Киржаче , потом в Челябинске.

В 1927 г сложил священнический сан.

Ныне настоятель храма - протоиерей Александр Славинский, почётный гражданин г. Королёва.

К Космодамианской церкви приписан храм-часовня при Доме ветеранов пос. Болшево.

Через дорогу от церкви находится Городище, самая древняя часть Болшева. Во 2-й половине XIX в. её называли Жуковкой, по имени владельцев, дворян Жуковых.

Здесь в 1887-1889 гг. в усадьбе, которую незадолго до этого купили Сапожниковы, жил художник Василий Дмитриевич Поленов с семьёй. Его жена (тоже художница) Наталья Васильевна, урождённая Якунчикова, была сестрой хозяйки имения Елизаветы Васильевны Сапожниковой. Для Поленовых это было очень тяжёлое время, они только что потеряли своего первенца, сына Фёдора.

В 1888 г. Поленов написал здесь картины "Река Клязьма. Жуковка" и "Дали. Вид с балкона. Жуковка".

Первое упоминание о храме относится к 1585 г.

В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.

В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.

В 1878 г. старостой стал С. Алексеев (отец К. С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д. Шнауберг.

В 1929-1930 гг. храм разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.

Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.

Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

С 1997 г. при храме работает воскресная школа, издается газета «Приходской листок» окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ, есть библиотека.

Настоятель храма – протоиерей Александр Славинский.
Сайт храма.



Рассказать друзьям