Икона божией матери ярославская. Ярославская икона божией матери

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В православии Богородица почитается с глубокой любовью и уважением. Именно через неё Бог раскрывает всё своё милосердие, ради спасения человеческой души. С момента крещения Руси было написано много икон с ликом Матери Божией. А отдельные образы снискали особое благоговение, как, например, икона Пресвятой Богородицы Ярославская.

История появления святого лика

Появление иконы относят к XIII веку. По словам искусствоведов, она является русской версией Елеусы (Умиление). В 1213 году в Ярославле возвели собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона Богоматери длительное время находилась в этом соборе, за что и получила название Ярославской.

Икона Богородицы «Ярославская»

В православной России этот образ Девы Марии считается одним из самых древних.

Важно! Икона Богоматери и её Сына была явлена Пречистой в тяжёлые для Руси времена татаро-монгольского ига. Для неё характерна особенная нежность и глубина материнских чувств, как символ заступничества за род христианский.

Древние источники сообщают, что икону привезли в Ярославль благоверные князья Василий и Константин. Их правление пришлось на самые жестокие годы, когда татаро-монгольские орды вторглись на русскую землю и уничтожали всё на своём пути.

В 1238 году состоялась битва между русскими и ханскими войсками на берегах реки Сить. После этого князь Василий, чудом уцелевший в столкновении, унаследовал Ярославский престол от своего погибшего отца.

В то же время юный князь со своим братом Константином совершил принесение чудотворного образа Богоматери Умиление в город Ярославль. Икона была помещена в древний каменный собор. Народ, пребывавший в страхе и смятении от разорительных набегов захватчиков, окреп духом после принесения иконы Богородицы.

Откуда именно привезли Святой образ достоверно не известно. Предположительно, ярославская икона ранее находилась в городе Владимире. Но, возможно, её доставили из Киева. Об этом в преданиях ничего не сказано. В XV-XVI веках с иконы пишут многочисленные копии, которые расходятся по разным местам.

Возвращение иконы

После революции в 1922 году Успенский собор, где находилась легендарная ярославская икона, был закрыт для богослужений. С этого момента след древнего образа теряется.

В 1998 году совершенно случайно лик Святой Девы Марии был обнаружен в селе Петровское, неподалёку от г. Ростова. Иконописец Сергей Маймур приехал к родственникам и случайно обнаружил икону в сарае во дворе. Находку он увёз с собой в Мурманск, где полтора года занимался её реставрацией.

В 2003 году образ был торжественно передан в Ярославль, как раз накануне тысячелетия города. Сейчас он находится в храме Спаса на Городу.

Ярославская икона Божией Матери с предстоящими

Иконописцы отмечают уникальность ярославской иконы, которая выражена в необычной позе младенца на руках Матери и в печальном взгляде Богородицы, знающей о предстоящих испытаниях для её Сына. Иисус сидит на левой руке Марии, но находится справа от неё. Рукой Он нежно держит Богородицу за подбородок, прильнув головой к её щеке. Дева Мария как бы пытается укрыть и защитить своего ребёнка краем мафория.

Интересно! В образе прослеживается сильнейшая материнская любовь и желание уберечь своё дитя от невзгод внешнего мира.

Значение иконы

Для православных христиан икона Богородицы Ярославская имеет особое значение, поскольку принято считать Деву Марию покровительницей и защитницей земли русской. Владыка Кирилл уверен, что возвращение этой святыни на Ярославскую землю поможет возродить православные традиции в регионе и Успенский собор, в котором икона пребывала почти 700 лет.

В чем помогает

Ярославская икона Божией матери известна своей чудотворной силой. Обычно перед ней молятся об исцелении телесных недугов. Находясь перед образом, нужно читать следующие молитвы:

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Ярославская

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Ярославля всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим Всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Ярославская икона Божией Матери

Древняя Ярославская земля , как и вся Святая Русь, находится под Покровом Пречистой Божией Матери.

В знамение этого еще в 1213 г. в Ярославле был воздвигнут собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставший главным храмом Ярославского княжества, а впоследствии и кафедральным собором Ярославской епархии. В этом храме находилась чудотворная икона Богоматери Умиление, получившая название Ярославской. Именно этот образ и был зримым знамением заступления Пречистой Богородицы за землю Ярославскую.


Ярославская икона Божией Матери явилась одним из самых древних чудотворных образов Пречистой Богородицы в Православной России. Она известна с XIII века и уже к семь веков осеняет северные пределы Русской Земли.

Как повествует древнее предание, эту икону принесли в град Ярославль в XIII веке святые благоверные князья Василий и Константин Всеволодовичи при епископе Ростовском Кирилле II (1231-1262).

Святым князьям Василию и Константину Ярославским, послужившим прославлению образа Богоматери, довелось нести крест княжеского служения в первые десятилетия татаро-монгольского ига. Это было самое жестокое время, когда попущением Божиим полчища Батыя устремились на Русь, разоряя все на своем пути.

В 1238 году на берегах реки Сить, притоке Волги, на земле Ярославской произошла одна из самых драматичных битв русской истории. В неравной сече погибли великий князь Георгий Всеволодович, ярославский князь Всеволод Константинович, отец князей Василия и Константина. Князь Василько Ростовский был пленен и замучен татарами в Шеренском лесу.

Именно в это время князь Василий вместе с младшим братом Константином совершил принесение в город нового образа Божией Матери Умиление, получившего впоследствии название Ярославская икона. Образ был поставлен в древнейшем каменном соборе Ярославля.

Поражение русской рати, гибель князей, разорение городов и весей производили в народе ужас и смятение. Принесение образа Пречистой Заступницы должно было укрепить дух народа пред лицом жестоких захватчиков.

Откуда была принесена Ярославская икона, предание умалчивает, но есть версии, что из Владимира или Киева.

Знаменательно, что братья-князья не принимали участия ни в каких междоусобных распрях русских князей. Во времена скорбных междоусобиц, которые раздирали тело Русской земли и позволили татарам пленить Русь, этот пример братолюбия стал основанием и образом единения Русской земли. Даже в условиях иноземного ига князь Василий находил возможность сооружать новые храмы.

Недолгим было служение боголюбивого князя. Видимо, духовно он созрел для Царства Небесного. Зимой 1249 года князь Василий Ярославский отправился во Владимир-на-Клязьме для встречи со святым благоверным великим князем Александром Невским которого он поддерживал в его начинаниях. Там князь Василий Всеволодович неожиданно тяжело заболел и преставился ко Господу 8 февраля.

Гроб с честными останками безвременно умершего князя провожал от Владимира до Ярославля сам великий князь Александр Невский вместе с двоюродными братья усопшего князьями Борисом и Глебом Васильковичами. Это стало выражением почтения и общей печали по молодому, но духовно зрелому князю.

Князь Василий был погребён в Успенском соборе под Ярославльской иконой Богородицы. Княжеством стал править его младший брат Константин.

16 июля 1257 года князь Константин был убит в битве с монголо-татарами. Тело благоверного страдальца также было погребено в соборном Успенском храме рядом с местом упокоения его брата князя Василия — у образа Пречистой Богородицы. Даже в погребении святые князья не разлучились и явили образ неразрывных уз братства о Христе.

Старый собор сгорел и был построен новый Успенский собор.



В 1504 году обретенные мощи князей Василия и Константина были перенесены в новый Успенский собор, и открыто поставлены в приделе, посвященном их памяти, с правой стороны между столпов под древними родовыми княжескими иконами.

Вместе с мощами была торжественно перенесена и чтимая моленная икона святых князей-страстотерпцев — Ярославская Богоматерь. Образ был помещен в основном иконостасе собора в местном ряду как главная святыня Ярославля. Величественный Успенский собор стал Домом Ярославской Богоматери .

Вскоре после завершения строительства Успенского собора в Ярославль приезжал Государь всей Русской Земли царь Иоанн III на поклонение святым мощам своих предков и Ярославской иконе Богоматери.

В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль сделался временной столицей Российского государства. Здесь располагался т.н. «Совет всея Земли». Соответственно Ярославская икона стала в это время главной моленной иконой Руси .

Летом 1612 года в Ярославле продолжилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, прибывшее из Нижнего Новгорода. Здесь собралось около 20 000 ополченцев. В Успенском соборе пред ликом Ярославской Богоматери князь Димитрий Михайлович Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита Кирилла и во главе народного ополчения двинулся на Москву. Освобождение первопрестольной положило начало новой страницы истории Российского государства.


С Ярославской иконой Божией Матери связано и начало правления Царского Дома Романовых. Ярославль стал первым градом встретившим 21 марта 1613 года юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова на его пути из Костромы в Москву. Отсюда он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Ярославская икона стала одним из образов, пред которым молился новоизбранный Русский Царь .

Спустя три века в год трехсотлетия Романовых у этого же образа молился и последний Русский Государь — Царь- Мученик Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году.

В 1918 году во время антибольшевистского т.н. «ярославского мятежа» большевистские командиры открыли шквальный артиллерийский огонь по мирному Ярославлю, снаряды попали и в древний Успенский собор, который был сильно поврежден, однако при этом, чудным образом, ни один осколок не коснулся лика Ярославской Богоматери .

В 1922 году договор с общиной верующих Успенского собора был расторгнут, собор был закрыт для богослужений, его здание было передано под биржу труда. Одновременно были сброшены колокола, а колокольня разобрана до основания. Сброс колоколов запечатлели на фотографиях — «для истории». В церковной сторожке устроили общественный туалет.

С этого времени следы Ярославской иконы теряются .

В 1930-е гг. помещение храма использовался под склад для зерна. В разгар «пятилетки безбожия» в 1937 году Успенский собор был взорван для устройства парка культуры и отдыха трудящихся.

70 лет это место пустовало. Ныне собор отстроен заново.

Исследователь-искусствовед так описывает иконографию образа : «Характерными чертами иконографического типа «Богоматери Ярославской» являются поза Младенца, изображенного справа от матери нежно прильнувшим щекой к Ее щеке и ласково держащим Ее за подбородок; положение рук Богородицы — не поддерживающее, но притягивающее хрупкое Младенческое тельце к Себе; край мафория — перекинут через левую руку Марии и как бы укрывает и защищает дитя. Безмерная грусть устремленных в небытие широко раскрытых глаз Богородицы, стремление оградить, уберечь Младенца от опасности, продлить дни безмятежного детства предвещают грядущие испытания, уготованные обоим: крестною смерть Сына, скорбь и отчаяние Матери. Кажется глубоко символичным, что характерное для данного иконографического извода положение рук Марии перекликается с жестом Богородицы в иконах «Богоматери Скорбящей» и некоторых композициях Распятия, воскрешающих самый драматичный эпизод жизни Пресвятой Девы ».

В 1998 году Ярославль обрёл и древнюю Ярославскую икону. Однако эта икона является только списком с первоисточного образа и ранее она находилась в ныне затопленным Рыбинским водохронилищем Леушинского монастырского подворья Санкт-Петербургского монастыря.


В настоящее время древний список (копия) Ярославской иконы Пресвятой Богородицы находится в ярославском храме Спаса на Городу .

События из истории иконы

Иконографический тип Умиление (Елеуса) прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. На иконах этого типа между Богородицей, символизирующей идеал человеческого рода, и Богомладенцем нет расстояния, они прижимаются щекой к щеке, их любовь безгранична. В основе греческого слова «Елеуса», означающего «милующая», лежит слово со значением «сострадание, сочувствие».

Знаменательно, что Ярославская икона Божией Матери, являющаяся образом Умиления, исполненного материнской заботы, стала первой чудотворной иконой, явленной Богородицей в эпоху татаро-монгольского ига на Руси. По преданию, икона была принесена в Ярославль в XIII веке (сразу же после нашествия Батыя) святыми благоверными князьями Василием и Константином, предположительно из Киева, и была установлена в Успенском кафедральном соборе города.

Ярославская икона Божией Матери быстро снискала любовь и почитание вначале жителей Ярославля, а позже и всего русского народа. К помощи Богородицы перед ее чудотворной иконой особо взывали во времена всенародных бедствий. Перед ней молились ярославцы во времена великого пожара в городе в 1501 году. Перед ней же молились Минин и Пожарский в 1612 году во время второго народного ополчения, созданного для борьбы с польскими интервентами.

О распространении и известности Ярославской иконы Божией Матери свидетельствует образ, находящийся в Московском Новодевичьем монастыре, написанный в 1564 году и вывезенный Иваном Грозным из Новгорода. Списки с этой почитаемой иконы хранятся также в Троице-Сергиевой лавре и в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Чудотворный образ Ярославской иконы Божией Матери был утрачен во времена советской власти. Сейчас в Ярославле хранится древний список с этой иконы, который был обретен в 2002 году. С ним связана необычная цепочка внешне случайных встреч.

Список нашел в сарае одного из ярославских сел реставратор, который после долгой кропотливой работы по его восстановлению подарил икону своей крестной матери. Она же принесла подаренную икону на Иоанно-Богословское подворье Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге.

Здесь стоит немного отвлечься и отметить, что Леушинский женский монастырь был основан в 1875 году в местечке Леушино вблизи от реки Шексны, между городами Череповцом и Рыбинском. В скором времени монастырь стал одной из трёх «женских лавр» России (помимо Дивеево и Шамордино). Леушинский женский монастырь действовал вплоть до 1931 года, не подвергшись действиям советской власти, но в 1941-1946 годах его затопили водами Рыбинского водохранилища.

В 1999 году в память о Леушинском монастыре, где была написана широкоизвестная икона Богородицы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» , возникла необычная традиция современной православной России – Леушинские молитвенные стояния. Каждый год в ночь с 6 на 7 июля, накануне престольного праздника Леушинского монастыря, на берегу Рыбинского водохранилища собирается множество богомольцев и паломников из разных городов России, чтобы почтить память всех храмов и монастырей, сокрытых водами рукотворного потопа и поруганных за время советской власти святынь.

Возвращаясь к рассказу об обретении древнего списка с чудотворной иконы Ярославской Божией Матери, напомним, что найденный список оказался на подворье Леушинского монастыря в Петербурге. Настоятель, увидев икону, взял ее с собой на Леушинское стояние, здесь чудесный образ заметил ярославский архиерей и обратился с просьбой о его возвращении на родину. Осенью икона Ярославской Богородицы была торжественно встречена горожанами, сейчас икона пребывает в ярославском храме Спаса на Городу.

Какое чудо произошло

В 1823 году жительнице Ярославля Александре Добычкиной, 17 лет страдавшей душевным заболеванием, которому современные медики дали бы название глубокого депрессивного невроза, приснился сон. Во сне она увидела храм и в приделе его четкое изображение Божьей Матери. Болезнь приносила женщине, кроме душевных, еще и тяжкие физические страдания – ломота в суставах, боли в позвоночнике. Тем не менее, превозмогая болезнь, она стала ходить по городу, заходя в каждую церковь, ища тот образ, что привиделся ей во сне. И в храме Происхождения честных древ, что находился на территории Архиерейского дома, она узнала тот, что был в ее сновидении. Она вошла в храм и тут же увидела ту самую фреску Божьей Матери. Тут с ней случился приступ – она упала, у нее начались судороги, затем она лишилась чувств. Когда пришла в себя и вернулась домой, то поняла, что ее исцеление – в молитве перед этим образом.

На другой день в церкви она вновь молилась перед этим образом. Но когда по окончании молитвы хотела приложиться к иконе, вдруг почувствовала, что болезнь оставила ее. С тех пор икона почиталась как чудотворная и, по рассказам, проявила не раз свои целительные качества, пока не была утрачена в результате революционных событий в Ярославле в 1918 году.

Значение иконы

Ярославская икона Божьей Матери, принадлежащая к иконографическому типу Умиление, известна с XIII века – с нашествия Батыя на Русь, для которой Крещение – процесс, занявший почти два с лишним столетия, еще не до конца закончилось. Именно умиление, милость, любовь Заступницы, слезные молитвы к Ней согревали души тех, кто искренне исповедовал Христову веру, ибо это было тяжелое и скорбное время, когда на внутреннюю смуту в разобщенном государстве накладывалось вторжение извне. Надо отдать должное правителям Золотой Орды, это были хорошие политики, недаром Батый был внуком Чингисхана – нельзя было найти лучшего времени для новой волны вторжения, чем время междоусобиц. Но и хан Батый, чье положение в Орде было шатко, в конце своего правления искал поддержки на Руси, заключив мирное соглашение с Александром Невским.

Благоверный князь был не только великим полководцем, но и замечательным политиком, потому в XIII столетии, несмотря на присутствие ханства на территории Руси, давление со стороны Орды существенно ослабло, чтобы потом сойти на нет. В те годы и появился чудотворный образ Ярославской иконы Божьей Матери – Умиление. В ее честь в Ярославле освятили один из приделов Ильинской церкви. К молитвам перед ним прибегали в тяжелые дни – к примеру, во время пожара 1501 года, когда Ярославль почти весь был охвачен огнем, но общее моление в храме перед иконой усмирило стихию.

Чудотворная фреска Ярославской иконы Божьей Матери в церкви Происхождения честных древ на территории Архиерейского дома была полностью сколота в ходе Ярославского мятежа 1 в июле 1918 года. Но список иконы до сих пор почитается в народе как чудотворный и целительный.

_______________________________________
1 Ярославское восстание белогвардейцев было организовано Союзом защиты Родины и Свободы (его создатель и идейный вдохновитель – Б.В. Савинков). Во время городских боев в результате вспыхнувшего пожара в городе были утрачены многие исторические ценности, сгорели почти все индустриальные предприятия.

Чудное событие вспоминает Православная церковь 21 июня - Явление Ярославской иконы Божией Матери. Ярославская земля, как и вся Святая Русь, никогда не оставалась без покрова и благодатной помощи Пресвятой Богородицы. Свидетельствами сей заботы о Ярославском крае стали Ее чудотворные иконы: Ярославская, Толгская, Ярославская-Казанская, Югская, Ярославская-Смоленская, Ярославская-Печерская, явленные горожанам в разное время.

Самой древней и почитаемой из них считается Ярославская икона Богоматери, принесенная святыми князьями, братьями Василием и Константином в середине 13 века - в тяжкую для Руси годину татаро-монгольского нашествия. Кровь лилась реками, грады и селения пылали в огне. Ярославль цепенел от ужаса.

Родные братья Василий и Константин, ставшие духовным украшением Ярославской земли, явили пред лицом всей Руси образ духовного братства во Христе. Знаменательно, что братья-князья не принимали участия ни в каких междоусобных распрях. Во времена скорбных междоусобиц, которые раздирали тело Русской земли и позволяли татарам пленить Русь, этот пример братолюбия стал основанием и образом единения Русской земли. Церковь нарекла князей страстотерпцами, так как они жизнь положили за веру Православную и землю Русскую.

Принесение образа Богоматери в Ярославскую землю носило обетный характер благодарности Пресвятой Богородице за спасение во время Ситской битвы (4 марта 1238 г.) - одной из самых драматических битв русской истории, ставшей духовным рубежом и символом национального сопротивления. Принесение иконы было воспринято как особое чудесное явление милости Богородицы, простирающей всем концем ярославской земли руку помощи в борьбе с иноплеменниками. Именно поэтому сам день празднования иконы еще в старину стали называть "Явление иконы Пресвятой Богородицы Ярославския".

Ярославская икона Божией Матери стала своего рода памятником борьбе народа с татаро-монгольским игом. Она исполнила особую миссию Утешительницы православных в тяжкое время. Божия Матерь, через Свой образ, разделила народную тугу. Само ее явление утверждало горожан в том, что последние времена еще не пришли на Святую Русь.

Наша Помощница, Заступница и Утешительница - любвеобильнее и нежнее всякой матери. Предстоя у Престола Божия, Она неусыпно и горячо молится за нас. Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту, по опыту знают силу ее заступления.

Усердными молитвенниками перед Ярославской иконой за землю русскую были святые благоверные князья Феодор, Давид и Константин.

На поклонение Ярославской иконе Божией Матери и святым мощам своих предков приезжал Государь всей Русской Земли Иоанн III.
Перед ликом Ярославской Богоматери проходили важнейшие события истории России. В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль стал временной столицей государства. Здесь располагался так называемый "Совет всея Земли", при котором Богоматерь "Ярославская" становится главной моленной иконой Руси. 28 июля 1612 года в Ярославле завершилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского. 20 000 ополченцев перед ликом Ярославской Богоматери приняли благословение от Ростовского митрополита Кирилла и двинулись на Москву. Освобождение первопрестольной по молитвам Царицы Небесной положило начало новой странице истории Российского Государства.

Именно здесь, в Ярославле, 21 марта 1613 года Ярославская икона Божией Матери встретила юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова. После молитвы перед чудотворным образом он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Спустя три века, в год трехсотлетия Дома Романовых, у этой же иконы молился последний Русский Государь-страстотерпец Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году. В разные годы пламенные молитвы Царице Небесной перед ее Ярославским образом возносили: святитель Димитрий Ростовский, святитель Агафангел и святитель Тихон - Патриарх Московский и всея России. Наконец и в наши дни ярославцы имеют возможность вкусить от источника благодати. С раннего утра до позднего вечера не иссякает поток богомольцев к древнему чудотворному списку иконы Ярославской Богоматери, находящемуся в храме Спаса на Городу.

Воспоминая подвиг братолюбия святых благоверных князей Василия и Константина, православные из поколения в поколение продолжают обращать свои молитвы перед Ярославской иконой Божией Матери о любви, согласии и мире в семье. Возобновляется традиция получения молодоженами благословения на супружество перед образом Великой Заступницы.

С горячей верой мы обращаемся к Божией Матери: Настави нас заблудших на путь правый, исцели страждующих и скорбящих, соблюди нас в непорочном и целомудренном житии. И якоже древле, тако и ныне избави нас от нашествия иноплеменников, междоусобной брани и всякого душепагубного обстояния. Устрой нам, молитвами твоими, все благая и полезная. В любви и единомыслии супружество утверди и от всех злых и бедственных обстояний избави. Мы ее просим и мы веруем в Ее материнскую помощь, говоря из глубины нашего сердца: Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице.

Перед нами — одна из древнейших и наиболее почитаемых святынь Земли Русской — чудотворная Ярославская икона Пресвятой Богородицы.

Младенец Христос изображен на руках Богоматери с правой стороны. Голова Царицы Небесной наклонена к Сыну, Их лики соприкасаются. Это один из поясных вариантов иконографического типа «Умиление» (по-гречески «Елеуса»), сложившегося в ХIII веке. На иконах этого типа между Богородицей, символизирующей весь человеческий род, и Богомладенцем нет расстояния, они прижимаются щекой к щеке, их любовь безгранична. Об истории этого образа сохранилось очень мало сведений. Но известно главное — это первая икона, явленная Богородицей людям в эпоху татаро-монгольского ига. Было это в Ярославле в середине XIII века.

Икона была принесена в город из Киева святыми благоверными князьями, родными братьями Василием и Константином Всеволодовичами, и установлена в Успенском кафедральном соборе города. Князья Василий и Константин явили пред лицом всей Руси образ духовного братства во Христе. Знаменательно, что они не принимали участия в междоусобных распрях, которые раздирали тело Русской земли и позволяли татарам пленить Русь. Церковь нарекла князей страстотерпцами, так как они жизнь положили за веру Православную и землю Русскую и празднование Ярославской иконы Божией Матери установила на день обретения их мощей, 21 июня (по новому стилю).

Явление иконы произошло в тяжкое для Руси время. Кровь лилась реками, города и селения пылали в огне. И охваченные ужасом жители Ярославля восприняли появление иконы как чудесное явление милости Матери Божией, простирающей руку помощи в борьбе с иноплеменниками. Ведь это был именно образ «Умиление», выражающий глубочайшую материнскую заботу Богоматери. Слезные молитвы перед этой иконой согревали души людей в наступившие времена скорби.

Ярославская икона Божией Матери быстро снискала любовь и почитание вначале жителей Ярославля, а позже и всего русского народа. К помощи Богородицы перед ее чудотворной иконой особо взывали во времена все народных бедствий. Перед ней молились ярославцы во времена великого пожара в городе в 1501 году.

Перед ликом Ярославской Богоматери проходили важнейшие события истории России. В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль стал временной столицей государства. Здесь располагался так называемый «Совет всея Земли», при котором Богоматерь «Ярославская» становится главной моленной иконой Руси. 28 июля 1612 года в Ярославле завершилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского. 20 000 ополченцев перед ликом Ярославской Богоматери приняли благословение от Ростовского митрополита Кирилла и двинулись на Москву. Освобождение первопрестольной по молитвам Царицы Небесной положило начало новой странице истории Российского государства.

Именно здесь, в Ярославле, 21 марта 1613 года Ярославская икона Божией Матери встретила юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова. После молитвы перед чудотворным образом он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Спустя три века, в год трехсотлетия Дома Романовых, у этой же иконы молился последний Русский Государь-страстотерпец Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году.

Списки с этой почитаемой иконы хранятся также в Троице-Сергиевой лавре и в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Чудотворный образ Ярославской иконы Божией Матери был утрачен во времена советской власти. Сейчас в Ярославле пребывает древний список с этой иконы, который был обретен в 2002 году. С раннего утра и до позднего вечера не иссякает перед ним поток богомольцев, возносящих Матери Божией свои слезные молитвы.



Рассказать друзьям