Как развить воображение взрослому и ребенку? Для чего и как нужно развивать воображение.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Сны Как присниться другому человеку Сон как построение чертога памяти Сны во время беременности Этот человек снится многим людям Снять сон на видео Кто транслирует сновидения? Сон 20 часов Сонник: незнакомые люди Качество сна Депривация сна - борьба с депрессией Зачем нам снятся сны Сонник, приснился бывший парень Ужасы ошибок определения реальности Если Вам приснился странный сон Как запомнить сон Толкование снов - тест Роршаха Сонный паралич Сбудется ли сон Почему сны сбываются Сбудется ли сон Как сделать чтобы приснился любимый Сон про зомби Суть снов К чему снятся волосы К чему снится умершая бабушка Сон черепаха Осознанный сон Карлос Кастанеда аудиокнига Электрическая стимуляция осознанных сновидений Видеть во сне сон Осознанные сновидения для борьбы с беспокойством Как попасть в сон другого человека Совместные осознанные сновидения Выход в астрал Тотем сна. Фильм Начало Проверка техник продления осознанного сновидения Увеличение продолжительности осознанных сновидений Первое осознанное сновидение Соединение снов в единое пространство Метод спонтанного осознания во время сна Техники вхождения в осознанное сновидение Практику ОС можно разделить на несколько моментов Выделим практическую часть из описания опыта Память, воображение, сны Картографирование сновидений. Чертоги памяти Шаманизм Не включается свет во сне Познание неизвестного Карлос Кастанеда аудиокнига Познание неизвестного Сериал Охотники за сновидениями Управление сном Ночной дозор Хакеров сновидений Газета Оракул про Хакеров сновидений Реальность Как управлять реальностью Другие формы жизни: камни трованты Аномальная зона Прейзера (США) Каньон реки Бешенка Способности Открытие третьего глаза, дальновидение Телепатия - передача мыслей Комитет по защите людей с аномальными способностями Экстрасенсорное восприятие Какой командой подключается телепатия? Развитие дара ясновидения Дар ясновидения Предвидение будущего интуиция Предвидение будущего Паранормальное Полтергейст в доме Как избавится от призрака Продам душу Суккубы и инкубы Мафлок. Кто такие мафлоки Душит домовой Душа после смерти Душа управляет роботом История от Колобмо «Сатана или гипноз» Мышление Методы запоминания Свойства памяти человека Развитие памяти школьников Программирование человека Сила воображения Визуальное мышление Слои личности Я Притча о двух компьютерах Притча о двух компьютерах. Встреча 2 Разница между не-думанием и думанием без слов Сон как построение чертога памяти Развитие памяти у школьников Методы запоминания Программирование человека Свойства памяти человека Сила воображения Визуальное мышление Слои личности Не-думание и думание без слов Разное Приметы и суеверия, кто показывает нам знаки Шаманская болезнь Электроэнцефалография головного мозга (ЭЭГ) Энтеогены. Кактус Пейот Истинный основатель Буддизма Трансгрессия и трансгрессор Трансгрессия и дежавю Магический посох (жезл) Гадание на картах Таро Значение слова Трансцендентность Вымышленная искусственная реальность Один из Асгарда и Ева Технология спаивания русского народа Денежная удавка. Рублики и Бобрики Бесконечная лестница Удивительный Криштиан и его шары Практика сны Практика Я вчера умер Поговорить с умершим Сон про крылья Инопланетяне и захват мира Во сне мне сообщили адрес сайта Слишком реальный сон Знакомство с Коломбо Сон: Реальность какая-то размытая Сон: двое людей и удар в челюсть Рассказ о выходе из тела Практика депривации сна Зачем нужен сон Время Что такое дежавю? Случай дежавю предсказание будущего Почему скорость света постоянна? Скорость света и парадоксы Можно ли обойти скорость света? Пространственно-временная пузырчатость реальности Эзотеричка Завтра наступит вчера Часть 1. Госучреждение Часть 2. Человек со стертой памятью Часть 3. Невада 1964 Часть 4. Ящик Пандоры Часть 5. Остров Зеленый Часть 6. Сновидения Часть 7. Вспомни будущее

Работа нашего подсознания

Наше сознание которое мы порой считаем нашим «Я» является лишь небольшой частью работы мозга в целом. Осознание себя как личности лишь небольшая часть работы мозга, большинство других процессов происходящих в голове обрабатывается без привлечения сознания. Это не только автоматизированные реакции вроде дыхания, управления сердцем, мышцами при ходьбе, но и более сложные: распознавание образов, формирование объёмной окружающей реальности. Мозг, по сути, на предварительном уровне выбирает что показать сознанию, а что опустить. Какие-то действия выполняются настолько автоматизированно, что сознание не оповещается о выполняемой работе.

Совершенно случайно, недавно узнал что у меня вышли новые книги: «Сознательные выходы из тела. Опыт путешествия в иные миры» и «Контролируемые сновидения. Управляемая реальность». Вышли они от некого издательства ИПЛ в 2016 году. Оказывается бывает и такое, сам автор не знает что у него выходят новые книги.

Переименовали книгу на свой лад и выпустили как новинки автора. Что это за издательство не имею представления, но прочитав отзывы к книгам можно сделать вывод: это моя первая и вторая книга вышедшая в издательстве «Весь» под названиями: «Путник сновидений. Часть 1. Начало пути» и «Путник сновидений. Часть 2. Новое тысячелетие».

По сути это одни и те же книги. Если вы ранее читали серию Путник сновидений, то новые книги покупать не имеет смысла.

К чему снятся крысы

Толкование сна в котором приснилась крыса . Забегая вперёд, обобщу статью - смело скажу что сон про крысу это плохо . В зависимости от вариаций сна можно определить откуда идёт опасность или чего ожидать в ближайшем будущем, но в общем сон не сулит ничего хорошего. Единственный обнадёживающий вариант сновидения, если сюжет заканчивается тем, что крысу убили или поймали.

Итак, чтобы узнать с какой стороны ожидать укуса крысы проанализируйте своё сновидение.

Разберём как мысль может обладать силой . Как мысли вообще могут взаимодействовать со вселенной, вызывать события не связанные с нашими прямыми действиями. Какие законы вселенной позволяют выполнять наши мысленные желания. Каким образом наш мозг может обладать даром видеть на расстоянии или ощущать события происходящих где-то далеко о которых мы не имеем представления.

Предположим, что наше тело и мозг в частности, является машиной. Сложным, в какой-то степени непонятным, но все же устройством воспринимающим и передающим сигналы во вне. Сделаем ещё одно предположение, что мы чем-то похожи на современный компьютер. Последнее время все больше и больше наш мозг сравнивают с электронными устройствами, вот и мы не будем отходить от этой традиции. Таким образом наши мысли это своего рода программы, с циклами, функциями, выполняющие те или иные задачи. Часть мыслей это исходные данные, но часть обладают силой - это программы построенные по законам вселенной.

За последний месяц столкнулся с несколькими людьми пытающимися изменить свое прошлое. Потом кое-кто рассказал о воспоминаниях несуществующего прошлого.

Большинство людей считают изменение прошлого не возможным, и нет точного описания как изменить прошлое . Но, так или иначе, сталкиваюсь с загадочными историями которые нельзя подтвердить или опровергнуть. Любое изменение в прошлом приводит к тому, что все окружающие помнят новую история. Таким образом нельзя уверенно сказать, что такой рассказ не вымысел автора. Лишь некоторые личности сохраняют воспоминания об альтернативном настоящем. Порой это даже не память, а лишь ощущения неправильности текущего момента; порой озарении вспышек дежавю, или ложные воспоминания в голове каких-то моментов которые в действительности никогда не было, но почему-то хранятся в памяти как воспоминания.

Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии - один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в "спящем" состоянии.

Таких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на "серую массу". С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Основные пути создания образов

Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

  1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
  2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
  3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.

Это основные приёмы воображения в психологии. Их результат - уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение - это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

Примером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.

Особым проявлением активного воображения является мечта - мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное - приложить к этому все свои старания и умения.

Пассивное воображение

Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения - отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время "ночных киносеансов" мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.

Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

  • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
  • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

Воображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.

Идеомоторный акт - тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Развитие воображения

Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

  1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
  2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
  3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
  4. Черчение графиков, схем, диаграмм.

Как видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая - на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.

Как видим, воображение - не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым - это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема "Воображение и его влияние на онкологию" была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры - гармонию, где болезнь - здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

У астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на "серую массу" людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.

Воображение - познавательный психический про­цесс создания нового образа (представления) предмета или ситуа­ции путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений. Воображение как своеобразная форма отражения действитель­ности осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, "оживляет" то, что было ранее.

Некоторые расстройства психики своим возникновением иногда обязаны чрезмерной мнительности, впечатлительности и живому воображению больного. Часто непосредственным поводом для та­кого заболевания является неправильно понятое слово врача. Паци­ент здесь воображает, что он заболел опасной болезнью и у него даже "появляются" соответствующие симптомы. Такие болезни, ко­торые возникают под влиянием неосторожного слова врача, приня­то называтьятрогенными заболеваниями. Сила ятрогенных воздей­ствий врача возрастает при авторитарном, директивном стиле его отношений с больным.

Ятрогении (от лат. iatros-«врач») (Вцтке О., 1925)-общее назва­ние, обозначающее психогенные расстройства у больного вслед­ствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения, от лат. soror - сестра), других медицинских работни­ков. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждениями по отно­шению к врачу, страхи перед медицинским обследованием, могут так­же привести к подобным расстройствам - эгогения (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1976). Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности диагноза, лечения и т.п.) обозначают термином эгротогения (от aegrotus-больной, Либих С.С., 1975). Еще в 193 7 г. отечественным психологом и психотерапевтом К.К. Платоновым описывались дидактогении - психогенные расстройства у учащихся, связанные с неосторожными высказываниями учителя.

Патологические формы воображения и их оценка

В клинической практике врачу нередко приходится встречаться с больными, у которых психопатологическая симптоматика может от­носиться как к нарушениям пассивного, так и активного воображе­ния. Однако замечено, что все эти нарушения чаще встречаются у лиц с особым психическим складом, отличающихся чертами инфан­тилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с наклонностью к выдумкам и фантазированию. Еще в 1905 году эти личностные особенности описывались французским психиатром Эрнестом Дюпре (1862-1921) как "мифоманическая конституция".

Патологические формы пассивного воображения. В психиатри­ческой и общесоматической клинике оценка особенностей пассив­ного воображения чаще всего требуется у больных при различных видах снижения уровня бодрствования и состояний помрачения со­знания, а также при нарушениях сна в связи со сновидениями.

Онейроид - сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм черепа, острых инфекционных заболеваний с лихорадкой, интоксикацией или при некоторых разно­видностях острой шизофрении. При этом у больного резко активизи­руются процессы воображения, причем создаваемые им образы "визуализируются" в виде калейдоскопических фантастических ви­дений, напоминающих псевдогаллюцинации.

Ониризм - больной перестает ощущать различия образов вооб­ражения в сновидениях с реальностью. При этом увиденное во сне может не восприниматься с должной критической оценкой утром. Иногда при этом и днем у больного возникают яркие сновидные образы, стоит только ему закрыть глаза. Иногда такие видения быва­ют и при открытых глазах - грезы по типу сна наяву или сна с откры­тыми глазами. У психически здоровых лиц последнее может отме­чаться при ослаблении деятельности сознания - в полудремотном состоянии или в состоянии аффекта.

Галлюцинации воображения (Dupre Е.,) - разновидность психо­генных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно значи­мых и длительно вынашиваемых в воображении идей. Особенно легко возникает у детей с болезненно обостренным воображением.

Бред воображения (Dupre Е., Logre J.B., 1914) - является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. Возникает остро - по "ин­туиции, вдохновению и озарению". Восприятие не нарушено, больной полностью ориентирован относительно места и собственной личности.

Сновидные эпилептические приступы (Ducoste, 1889) - сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или заменяющие (экви­валенты) ночной эпилептический припадок. Они всегда стереотипны - с видением угрожающих образов в виде чудовищ, химер и частей собствен­ного тела. В дневное время такие сноподобные состояния (Jackson J.H.,1870) могут быть предвестниками (аурой) припадка при ви­сочной эпилепсии, однако при этом все же преобладают явления дереализации, феномены "уже виденного" и "никогда не виденного", "насильствен­ные" (не подавляемые усилием воли) фантастические представления.

Патологические формы активного воображения. Главным при­знаком расстройств активного воображения является нарушение критичности к его продуктам и (или) их применению. Чаще всего в клинической практике врачу приходится сталкиваться с феноменом патологической лживости у ряда больных - фантастической псевдологии. Она выражается в том, что чело­век начинает искренне верить в созданные им самим фантазмы (фантастические идеи и образы). Этот феномен описан еще в 1891 году А. Дельбрюком как "ложь без нужды с убежденностью в правдивости высказываемой лжи". В современном понимании псевдология рассматривается в двух основных вариантах.

1. Фантазмы психотические, где воображаемое субъективно бо­лее устойчиво принимается за истину (например, как при конфабуляциях ), и оно может переходить в целые сюжетные псевдологии и даже бредоподобные фантазии. Такие расстройства более характер­ны для различных органических заболеваний мозга с грубыми нару­шениями памяти (прогрессивного паралича, сифилиса мозга, травм), а также эпилепсии и шизофрении.

2. Фантазмы непсихотические, где псевдология является сочета­нием двух видов фантазирования: "для себя" ("бегство" в мир мечты от действительности) и "для других" (повышение собственной при­влекательности), т.е. обладает как свойствами механизмов психоло­гической защиты, так и свойствами "манипуляционных механизмов" другими людьми (Якубик А., 1982).

Непсихотические фантазмы как разновидность псевдологии осо­бенно часто встречаются у лиц с истерическими психопатическими наклонностями и "мифоманической конституцией". При этом такой человек, как и всякий лгун, знает, что он лжет. Однако эта ложь патоло­гическая - она отличается от обычной тем, что чаще всего бывает явно нецелесообразной, и больной понимает всю ее бесполезность, но противостоять своей потребности лгать не может. Псевдологи, в отличие от обычных истерических психопатических личностей, более активны и в стремлениях воплотить в жизнь свои фантастические по­строения, поэтому они чаще вступают в конфликт с законом. Лжи­вость при этом заслоняет у них все остальные личностные черты.

Патологическую наклонность к вымыслам и лжи с детского воз­раста психиатры обычно рассматривают как проявление частичного инфантилизма. Таким личностям не хватает устойчивости, зрелости воли и суждений. Привязанности их неглубоки, так как любят они только себя. Им чуждо чувство ответственности и долга. Параллель­но с созреванием личности эти психопатические проявления посте­пенно стихают. К возрасту 40 лет такие явления наблюдаются редко.

При оценке "патологичности" псевдологии у детей и подростков (детская лживость) следует учитывать возрастные особенности ста­новления воображения. Ребенок получает возможность полностью от­делить свои мечты, детские фантазии от реальности только к подростко­вому возрасту. Если период активного детского воображения (4-7 лет) по каким-либо причинам затягивается, то детская лживость постепенно может приобрести социально значимый и даже патологический харак­тер, особенно в тех случаях, когда она становится постоянным орудием жизненной удачи. Это постепенно становится фактором деформации личности, патологического личностного развития.

У здоровых детей фантазии отличаются подвижностью и связаны так или иначе с реальностью. Патологические фантазии чаще всего дос­таточно стойкие, оторванные от реальности, причудливые по содержа­нию и сопровождаются поведенческими нарушениями.

В дошкольном возрасте (чаще в возрасте 3-5 лет) у родителей детей иногда возникают тревоги по поводу затянувшегосяигрового перевоплощения ребенка в образ какого-либо персонажа сказки или даже в неодушевленный предмет. Такие случаи требуют консульта­ции специалиста, так как они могут быть проявлением элементарных форм деперсонализации и нередко на смену им приходят иные психи­ческие нарушения (типа симптома психического автоматизма при ши­зофрении).

В других случаях в играх ребенка начинают доминироватьманипу­ляции, с предметами неигрового назначения - чашки, веревочки, бутылочки. Попытки родителей отвлечь ребенка от игр с таким "люби­мым" предметом безуспешны, здесь уже в фантазировании ребенка ус­матриваются или элементы сверхценности и (или) измененности сферы влечений.

Настораживающими в плане возможности психического расстрой­ства у ребенка являются случаи стойкого фантазирования садисти­ческого содержания и патологические фантазии типа самоогово­ров. Последний тип фантазирования чаще встречается в подростковом возрасте - у мальчиков это обычно "признания" в каких-либо ограбле­ниях или участии в шпионской деятельности, а для девочек типичны самооговоры сексуального содержания.

Контрольные вопросы:

    Какие расстройства наблюдаются вследствие чрезмерной мнительности больного?

    Назовите формы нарушений активного и пассивного воображения.

    Какие возрастные особенности ста­новления воображения следует учитывать при оценке псевдологии у детей и подростков?

Вопрос 46. Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

С физиологической точки зрения, воображение - это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.

Физиологические механизмы воображения располагаются в коре и более глубоко лежащих отделах мозга.

Воображение – это процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Виды воображения

По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое

По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное

По характеру образов – абстрактное и конкретное

По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время).

Виды воображения:

- активное - когда человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение - явление творческое, воссоздающее. Творческое активное воображение возникает в результате труда, самостоятельно создает образы, выражающиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это основа любого творчества;

- пассивное - когда образы возникают сами собой, не зависят от желаний и воли и не воплощаются в жизнь.

Пассивное воображение бывает:

- непроизвольное воображение . Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения . Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

- произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения. 1) в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда; 2) мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п. 3) мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Функции воображения.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):

- представление действительности в образах;

- регулирование эмоциональных состояний;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:

- формирование внутреннего плана действий;

- планирование и программирование деятельности;

- управление психофизиологическим состоянием организма.

Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.

Воображение тесно связано с мышлением:

Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

Воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

Воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

В основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления - возможность новой комбинации понятий.

Основное назначение фантазии - представить альтернативу реальности. Как таковая фантазии служит двум основным целям:

Она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и

Она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Фантазия также используется в клинических целях; результаты проективных психологических тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах фантазии отводится роль разведочного или терапевтического средства.

Развитие воображения

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех - пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека. Вико, имя которого вполне заслуживает упоминания здесь, потому что он первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый

- активная деятельности (Д. вообще) стимулирует развитие воображения

Развитие различных видов творческой деятельности и научной деятельности

Использование специальных приемов создания новых продуктов воображения как решения проблем – агглютинация, типизация, гиперболизация, схематипизация

- агглютинация (от лат. agglutinatio - приклеивание) - комбинирование отдельных частей или разных предметов в один образ;

- акцентирование, заострение - подчеркивание в создаваемом образе какой-то детали, выделение части;

- гиперболизация - смещение предмета, изменение количества его частей, уменьшение или увеличение его размеров;

- схематизация - выделение характерного, повторяющегося в однородных явлениях и отражение его в конкретном образе.

- типизация - выделение схожести предметов, сглаживание их различий;

Активное подключению чувств и эмоций.

Воображение и творчество.

Ведущей связью является зависимость воображения от творчества: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка.

Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.



Рассказать друзьям