Монастырь пантелеимонов. Свято-пантелеимонов монастырь на афоне

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На протяжении многих столетий на горе Афон стоит Свято-Пантелеимонов монастырь. Многие знают его под несколько другим названием - Россикон. Его издавна относили к категории русских, но на самом деле таковым он является не более нескольких веков, с тех пор как контролируется русской Церковью. Он входит в двадцатку "правящих" монастырей в этих благодатных местах.

В числе ему отведено девятнадцатое место. Фактически он непосредственно подчиняется Патриарху Константинопольскому - Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой горе Афон входит в число ставропигий патриарха. Сразу же с поступлением в него человек получает гражданство Греческой республики. Эта особенность прописана в его уставе, который был утвержден еще в 1924 году.

Особенности обители

В юго-западной части полуострова Афон стоит Пантелеимонов монастырь. Он располагается в непосредственной близости от берега. С первого взгляда внимание привлекает его особый величественный, и даже в некотором роде сказочный внешний вид с традиционными белокаменными стенами и церквями и храмами, стены которых также отличаются белым оформлением.

Особенность данного монастыря, в отличие от всех остальных, которые также расположены на этом полуострове, состоит в том, что он находится почти вровень с уровнем моря. То есть уже с воды путешественники видят его стены и величественные своды. Строение сочетает в себе сразу несколько стилей - специалисты прослеживают здесь не только классические черты, но и элементы, присущие византийской культуре, а также русским храмам, расположенным на севере страны. К числу таких характерных элементов Пантелеимонова монастыря на Афоне можно отнести высокие и при этом узкие окна наряду с куполами-луковками приземистого типа.

Еще одна особенность обители - это ее интерьеры. Здесь присутствует шикарный резной иконостас и старинные фрески, множество древних икон. Тут собрано большое число и других церковных реликвий.

Возведение кафоликона Пантелеимонова монастыря на Афоне датируется самым началом девятнадцатого века, когда это место было освящено именем небезызвестного великомученика Пантелеимона. Мощи святого Пантелеимона также хранятся здесь, и каждый, кто побывает в этих местах, имеет возможность им поклониться.

Еще одна особенность Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне - это имеющийся здесь ансамбль колоколов. Каждый из них был подарен ему русскими царями. Масса наиболее крупного среди них достигает 13 тонн.

История обители

Поселение русских монахов в здешних местах было сформировано ориентировочно в 11 веке. А статус отдельного полноценного монастыря ему был присвоен лишь в 1169-м году. На протяжении нескольких столетий русских монахов здесь практически не было. Хоть монастырь на Афоне и был основан нашими предками, но долгое время в его стенах редко был слышен русский голос.

Первые обитатели

Так, когда над Русью нависло татаро-монгольское иго, преимущественно здешними монахами стали сербы, а также греки. Но уже в 16 веке явный численный национальный перевес в русском СвятоПантелеимонове монастыре на Афоне был за сербами. Это имеет документальное подтверждение: в те времена руководство монастыря переписывалось с правящей властью, которая тогда была в Москве. Но Свято-Пантелеимонов в то время не очень заботил власть, слишком сложная ситуация была внутри самой страны.

Наиболее сложным для обители выдался 18 век, когда в нем осталось всего четверо монахов под предводительством болгарского игумена. Половина из них была русскими, а вторая половина - болгарами. Это было засвидетельствовано Василием Барским, которому удалось побывать тут в 1726 году. А меньше чем через десятилетие Пантелеимонов монастырь Афон и вовсе объявили греческим.

Переселение иноков из Пантелеимонова монастыря на Афоне случилось в 1770 году, когда все они перешли в прибрежную келью.

Русская история обители

Основная история монастыря ведется только с 19 века, когда Старый Россик использовался в качестве скита. Времена тогда были тяжелыми.

Размеренная жизнь в этих краях воцарилась только после который стал итогом окончания турецкой оккупации территорий. Несмотря на стабилизацию обстановки в регионе, обитель не смогла возвратить своих былых владений - их забрали в счет старых долгов прочие обители, расположенные в здешних краях. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, естественно, испытывал серьезные трудности.

В те времена даже поступало предложение об исключении Пантелеимонова монастыря на Афоне из числа официальных монастырей, но реализовать его не дал Константий I, который в те времена занимал высокую должность патриарха константинопольского.

Русское присутствие в монастыре с того времени поощрялось: Герасим, который был игуменом Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1821-го, несмотря на свою греческую принадлежность, этому также благоволил. Но особенно русское начало стало здесь развиваться только после 1830-х годов, когда сюда прибыли иеромонах Иероним и иеромонах Аникита.

Более того, после гибели здешнего руководителя старца Арсения в 1846-м году именно отец Иероним получил статус его преемника - настоятеля Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, несмотря на многонациональный состав обитателей. Причем установление русского руководства тогда имело совершенно естественный характер - сам иеромонах не стремился к руководящему посту. Свое место он получил благодаря имеющемуся опыту, участию в нуждах других и активной подвижнической деятельности. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне как тогда, так и сейчас, - должность, весьма почитаемая в кругах РПЦ.

Период активного развития

Со второй половины 19-го века начался период активного разрастания и отстраивания Пантелеимонова монастыря на Афоне. Это стало возможным во многом благодаря покровительству и благосклонности со стороны императорского двора.

В 1861-м братия Пантелеимонова монастыря на Афоне приняла решение об отправке Арсения Минина в Россию. Основная цель его визита состояла в сборе пожертвований. Именно он в 1867-м привез ряд здешних святынь на территорию Богоявленского монастыря, расположенного в Москве.

В 1875-м году был назначен самый первый из числа русских иегумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Им стал архимандрит Макарий. С того времени русская братия обители особенно разрасталась и набирала активность. Результатом этого процесса стало требование большей части монахов о том, чтобы обитель получила официальное российское руководство, как и ряд прочих аналогичных поселений на территории полуострова.

Фактически под российской контроль к Святейшему Синоду монастырь попал только в первые годы 20 века. Но это было прямым противоречием уставу монастыря, который был принят в 1924 году.

В действительности как власти Советского Союза, так и сама православная церковь страны продолжали считать расположенный на полуострове Афон русский Пантелеимонов монастырь своим, причисляя его к группе обителей РПЦ. Но документальные основания для этого гражданской либо церковной принадлежности попросту отсутствовали.

Константинопольский Патриархат, в фактической юрисдикции которого находился монастырь все эти годы, вскоре официально напомнил о своих правах и объявил о запрете возношения Патриархата Москвы в рамках общественных богослужений, проходящих на его территории.

Передача монастыря в московскую юрисдикцию

Тем временем численность здешних обитателей постоянно возрастала. Если в начале 20 века тут числилось 1446 монахов, то в 1913 году это число перевалило за 2000. Это очень помогало в защите обители от регулярных пожаров, крупнейшие из которых произошли в 1307-м, а также в 1968 годах.

На протяжении всей истории, пока менялись настоятели Пантелеимонова монастыря на Афоне, русская его братия всегда становилась на его защиту при необходимости. В числе самых известных историки называют старца Силуана.

Но с годами Патриархат Константинополя придерживался политики, направленной на выживание формировавшегося русского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Более того, Греция прилагала максимум усилий для того, чтобы ограничивать прибытие на его территории граждан Советского Союза. Последствия не заставили себя долго ждать: в конце 20 века число его обитателей резко сократилось до 13 человек.

В конечном итоге Константинопольское руководство официально признало перед Московским Патриархатом бедственное положение обители. Когда при отсутствии пополнения извне здешние старики регулярно умирали, было принято решение о передаче юрисдикции Москве. Так это место стало одним из русских уголков на территории Афона.

Всероссийский Патриарх впервые посетил здешние святые места уже в 1972 году. В то время правительство страны осуществляло активное содействие развитию обители, поэтому сложившаяся ситуация со временем нормализовалась.

«Эпоха возрождения» для обители

Реальное активное развитие Пантелеимонов монастырь получил только после того, как государство СССР распалось. Это реально подтверждено статистикой: в 1981 году численность обитателей здесь составляла всего 22 человека, но уже в 1992 эта цифра возросла до 40.

С тех времен российское церковное руководство периодически посещало монастырь. II, который возглавлял РПЦ вплоть до 2008 года, побывал тут в 2002-м, а действующий ее руководитель Патриарх Кирилл - в 2013-м.

Из числа высших руководителей страны впервые на территории Свято Пантелеимонова монастыря побывал Владимир Путин.

2011 год ознаменовался созданием особого фонда и попечительского совета для Пантелеимонова монастыря на Афоне. Соответствующее предложение было вынесено Д. Медведевым. Это было необходимо для сохранения, а также восстановления духовного и культурного населения обители. На сегодняшний день данному фонду предписывается миссионерская и издательская деятельность, продолжаются работы в рамках реконструкции помещений монастыря и возведению новых.

На сегодняшний день на территории Афона находится более 2 000 монахов, которые представляют различные братии. Из них к Пантелеймонову монастырю относятся чуть более 70. Каждый из них имеет греческое гражданство, которое дается непосредственно при оформлении в обитель.

Современное состояние монастыря

На настоящий момент возглавляет Пантелеимонов монастырь на Афоне игумен Евлогий. Он сменил на этом посту схиархимандрита Иеремия, который был здешним главой с 1979 года.

И сегодня на территории монастыря официально проживают чуть менее восьми десятков монахов, преимущественно из России, также есть представители Белоруси и Украины.

На территории обители находится полтора десятка различных церквей - для Афона это огромная цифра. На их территории находится множество почитаемых древних реликвий, в том числе мощи нескольких апостолов и икона Божьей Матери Иерусалимская, известная своим чудотворным действием.

Еще одна местная ценность - это библиотека монастыря. Ее фонд состоит из 20 тысяч печатных изданий различных времен, а также более чем 1300 манускриптов, написанных как на русском, так и на старославянском языке.

Со стороны здешние постройки похожи на небольшой городок. Над маленькими строениями здесь возвышаются белоснежные церковные купола, а также постройки в несколько этажей.

Ранее архондарик монастыря имел достаточно просторное помещение, в котором помимо прочего размещались царские фотографии. Но после крупнейшего пожара, произошедшего в 1968 году на территории обители, его перенесли за пределы монастыря. Теперь он занимает внушительное строение неподалеку от морского берега.

Теперь Пантелеимонов монастырь носит статус общежитного. Из нескольких десятков монахов только один является греком.

Помещения современного монастыря

На сегодняшний день в комплекс монастырских построек входит множество помещений.

Наиболее крупными среди них являются:

  • собор;
  • трапезная;
  • несколько часовен;
  • 4 экзартимы.

Строительство здешнего собора началось в 1812-м, а в полной мере работы были завершены уже к 1821 году. Эта информация содержится в надписи, которая украшает вход в него. Внешний вид его традиционный - постройка похожа на прочие обители, действующие на территории Афона. Возводили его в честь Святого Пантелеимона.

Для стен строения использовались предварительно тесаные камни прямоугольной формы. Крыша его составлена из восьми отдельных куполов, на верхушке каждого из которых возвышается крест. Аналогичные купола можно увидеть и на каждой из здешних часовен.

Внутреннее пространство собора расписывали русские художники еще в 19 веке. Каждый посетитель может увидеть красивые фрески наряду с декоративным иконостасом. Еще с 1875 года после соответствующего указания службы в монастыре шли параллельно на двух языках - на русском и на греческом. Эта традиция сохранена и сегодня.

Другое внушительное строение, трапезная, располагается напротив входа в этот собор. Это помещение представляет собой здание прямоугольной формы, которое занимает центральную часть монастырского двора. Его также расписали фресками почти полтора века тому назад, незадолго после того, как само строение было заложено (1890 год). Сам зал имеет внушительную площадь - одновременно он может вмещать порядка 800 человек.

Верхняя часть фасада украшена звонницей. Здесь собрано множество колоколов различных габаритов.

На территории монастыря и поблизости от нее находится несколько небольших часовен. Основные из них - это часовня Святого Митрофана близ библиотеки и Успения Богородицы рядом с собором, а также Святого Дмитрия, Владимира и Ольги, Святого Александра Невского и другие. Еще монастырь владеет пятью кельями, а две из них располагаются в Карее.

Реликвии, хранящиеся в монастыре

На сегодняшний день в Пантелеимоновом монастыре на Афоне находится около трех сотен мощей различных святых наряду со множеством известных в мире чудотворных икон. Основные его святыни размещены в соборе. Прежде всего, это иконы Божьей Матери «Казанская», «Иерусалимская» и «Игумения Святой Горы Афонской».

Также здесь хранятся мозаичные иконы и различная Помимо прочего она представлена крестами и медальонами.

Известная вещь в монастыре - это печатное Евангелие и священный потир, которые обитель получила в подарок в 1845 году при ее посещении князем Константином Николаевичем.

Множество богатств и реликвий хранит здешняя библиотека. Под нее отведено отдельно стоящее строение высотой в два этажа. Особую ценность представляют славянские и греческие рукописи, бумажные и пергаментные кодексы наряду с печатными, в том числе и старинными изданиями.

Монастырь святого Пантелеймона

…Передо мной снимок, изображающий вход в обитель. Залитая солнцем четырехугольная сень, увенчанная куполом, вся увитая зеленью. Темно, прохладно под нею! Несколько монахов, и в глубине врата, ведущие в крепостной толщины сумрачный проход – на двор монастыря.

Смотрю на колонны с коринфскими капителями, поддерживающие углы этого огромного крыльца, вспоминаю блеск афонского солнца, розовое цветение азалий, увивающих стены с небольшими заоваленными окошечками, откуда иной раз выглянет монах – вспоминаю и переживаю те минуты, когда – столько раз – входил и выходил я этими “тесными вратами”. А сейчас в полутьме над входом едва различаю низ большой иконы, но я знаю, кто это, не раз почтительно снимал я шляпу пред изображением Великомученика и Целителя Пантелеймона.

История главного русского монастыря на Афоне, как и вообще появления русских на нем, сложна и заводит очень далеко. Сохранился акт передачи русским, дотоле ютившимся в небольшом скиту Богородицы Ксилургу (Древоделия), захудалого монастырька “Фессалоникийца” в честь св. Пантелеймона, на месте несколько выше теперешнего нашего монастыря – где сейчас старый или Нагорный Руссик. Русские получили монастырь Фессалоникийца в 1169 г. Вот с каких пор поднял св. Пантелеймон свою целительную ложечку (он с ней всегда изображается) над Русью. Почему монастырь Фессалоникийца, уступленный русским (им, очевидно, стало тесно в скиту Ксилургу), назван Пантелеймоновским и сохранил это название – я не знаю, об этом не упоминается в источниках. До конца XVIII в. монастырем св. Пантелеймона был так называемый Старый, или Нагорный Руссик. Теперешняя обитель более нова. Около 1770 г. монахи “оскудевшего” Руссика спустились от него вниз, к морю и, поселившись вокруг уже существовавшей келий иерисского епископа Христофора, основали нынешний огромный монастырь, оплот всего русского на Афоне. Старый же Руссик существует и посейчас – скорее как небольшой скит с остатками древних стен и башни (пирга).

Вот я раскрываю большой том истории монастыря и на одной из страниц нахожу снимок со старинной чудотворной иконы святого, ныне находящейся во втором Соборном храме Покрова Богородицы . Я не раз видел ее в церкви. Теперь рассматриваю подробнее – она является как бы живописным житием святого: вокруг лика изображены четырнадцать наиболее замечательных событий его жизни.

Св. Пантелеймона можно было бы назвать святым-отроком. Таким его всегда изображают, таков он был в действительности.

Царь в короне с наивно вырезанными зубцами сидит на троне. Перед ним мальчик с ореолом вокруг головы. Царь делает рукой знак одному из стоящих позади мальчика – это “царь повелевает Евфрасину обучать святого врачебному искусству”. Далее почтенный монах сидит у стола, мальчик пред ним слушает наставления. Затем мальчика “оглашает” Ермолай, над ним совершают крещение, и уже он сам воскрешает умершего. Вот он, несколько старше, “врачует очи слепого” (ребенка), раздает хлебы бедным, пред тем же царем в той же зубчатой короне исцеляет расслабленного, которого приносят на носилках. Начинаются его страдания. За что мучают юношу, делавшего только добро? Значит, за то же, за что и Христа распяли. Вот его “ужигают”, привязав к дереву, факелами. Бросают диким зверям. Вот его нежное тело на страшном колесе. И, наконец, огромный воин “усекает” святого, стоящего на коленях, и голова эта, столь уже знакомая, в том же золотом нимбе, покорно лежит на земле.

Как св. Цецилия есть образ страдалицы-девы, прославленной римскими катакомбами , так св. Пантелеймон есть облик Целителя и Утешителя отрока, укрепленный в Восточной Церкви.

На некоторых иконах святой изображен с почти девической мягкостью лица, и на уединенном Афоне, столь строгом и чистом, это есть звук величайшей мировой нежности. Середину вышеуказанной иконы занимает его главный лик: в потоке света, сходящего сверху, юноша в нимбе держит в левой руке ковчежец, а в правой у него ложечка с крестом на конце. Он смотрит прямо в глаза. “Если у тебя болит душа или тело, подойди ко мне с верою и любовью, я зачерпну из своего ковчежца доброго для тебя снадобия”.

Я видал изображения святого и в греческих монастырях. Но особенно он утвердился в русских. Тысячи паломников поклонялись ему. Это преимущественно “русский” святой, как и Николай Мирликийский.

Не потому ли он так привился у русских, что России более, чем какой-либо стране, при ее великих, но подчас слепых силах и страстях, ее великой иногда тьме и “карамазовщине”, более чем кому-либо нужна целительная ложечка св. Пантелеймона?

А русское сердце легкоплавко. Оно охотно поддается трогательному. Нуждаясь в очищении и исцелении, оно без затруднения раскрывается на призыв кроткого Великомученика.

Монастырь святого врачевателя есть монастырь общежительный. Это значит, что его братия живет как одно целое, ни у кого нет собственности, никаких личных средств, хозяйства, стола. Общая и трапеза. Монастырем управляет избранный пожизненно игумен (ныне – глубоко уважаемый архимандрит о. Мисаил) (При жизни игумена ему избирается “наместник”, вступающий в должность по смерти игумена. В 1927 году, на 2-й день св. Троицы, избран наместником нынешнему игумену о. Мисаилу о. иеромонах Исхирион (взамен скончавшегося о. иеросхимонаха Иоакима). Духовником братии Пантелеймонова монастыря состоит о. архимандрит Кирик – Прим. Б.З. ). Власть игумена в общежительных монастырях неограничена. Основа этой жизни есть отсечение личной воли и беспрекословное иерархическое подчинение. Без “благословения” игумена ни один монах не может выйти за врата монастыря. Каждому из них он назначает “послушание”, то есть род работы. Таким образом, существуют монахи-рыбаки, дроворубы, огородники, сельскохозяйственные рабочие, виноделы, пильщики, а из более “интеллигентных” профессий – библиотекари, “грамматики”, иконописцы, фотографы и т. п. Сейчас в Пантелеймоновом монастыре около пятисот человек братии.

Как живут эти люди в черных рясах, наполняющие четырехугольник корпусов вокруг Собора?

День монастыря заведен строго и движется по часовой стрелке. Но так как все необычно на Афоне, то и часы удивительные: до самого отъезда я не мог к ним привыкнуть. Это древний восток. Когда садится солнце, башенную стрелку ставят на полночь. Вся система меняется по времени года, надо передвигаться, приспособляясь к закату. В мае разница с “европейским” временем выходит около пяти часов.

Так, утреня в Пантелеймоновом монастыре начиналась при мне в шесть утра – в час ночи по-нашему. Она продолжается до 4-4 1/2 часов. (Здесь и далее считаю по-европейски.) За ней идет литургия – до 6 ч., следовательно, почти вся ночь уходит на богослужение – характерная черта Афона. До семи полагается отдых. С семи до девяти “послушания”, почти для всех, даже глубокие старики выходят на работу, если мало-мальски здоровы. (В лес, на виноградники, огороды. Вывозят бревна на быках, на мулах сено и дрова.) В девять утра трапеза. Затем до часу вновь послушание. В час чай и отдых до трех. Послушание до шести вечера. От половины пятого до половины шестого в церквах служат вечерни. Монахов на этих службах (дневных) бывает мало – большинство на работе. Но вечерни читают (“вычитывают”, как здесь выражаются) им и там. В шесть вечера вторая трапеза, если это не постный день. Если же понедельник, среда или пятница, то вместо трапезы полагается чай с хлебом. Вслед за второй трапезой звонят к повечерию, оно продолжается от семи до восьми. Далее идет “келейное правило”, то есть молитва с поклонами в келий. После каждой краткой молитвы (Иисусова, а также “Богородице Дево”, за умерших, о здравии живущих, и т. п. ) монах передвигает четку на один шарик и делает поясной поклон. На одиннадцатом, большом шарике кладет земной поклон. Таким образом, рясофорный монах (низшая ступень пострижения) делает ежедневно шестьсот поясных поклонов, манатейный – около тысячи, схимник – до полутора тысяч (не считая соответственных земных) . На монашеском языке это называется “тянуть канончик”. Рясофор тянет его часа полтора, схимник – до трех, трех с половиной. Значит, рясофор освобождается около десяти, остальные – около одиннадцати. Время до часу, когда начнется утреня, и есть основной сон монаха (два-три часа). Сюда добавляется еще нередко один утренний час и, быть может, час среди дня после чая. Так как у каждого есть и свои кое-какие мелкие дела, отнимающие время, то надо считать, что спят монахи не более четырех часов, а то и менее.

Для нас, мирских, видящих эту жизнь, основанную на том, что ночью люди молятся, днем работают, очень мало спят и очень дурно питаются – загадка, как они ее выдерживают? Но живут. Доживают до глубокой старости. (Сейчас большинство – старики). Притом основной тип афонского монаха, как мне кажется – тип здоровый, спокойный и уравновешенный.

Бедность русских монастырей сейчас очень велика. Нет России, и нет поддержки оттуда. К счастью, есть земля, на ней леса, оливки и виноградники (Летом 1927 г. монастырь св. Пантелеймона сильно пострадал от лесного пожара. Пожар начался с леса Хиландарского владения и перекинулся на соседний лес Пантелеймонова монастыря. Уничтожено леса на 3 млн. драхм, что наносит монастырю, и так очень бедному сейчас, огромный урон – Прим. Б.З. ). Монахи ведут лесное хозяйство, покупают на вырученное муку, ловят немного рыбы, имеют свое вино и оливковое масло, овощи с огородов. Беда, однако, в том, что среди братии слишком мало молодых. Это чрезвычайно затрудняет работу. Рабочие силы монастырей напряжены до крайности. Разумеется, старики не могут так работать, как молодые. Значит, на более молодых ложится как бы двойное бремя. (Кроме своей братии, монастырь св. Пантелеймона поддерживает и пустынников, живущих в горах и лесах в полной нищете ()

Гостеприимство, мягкость и приветливость к приезжим – отличительная черта афонцев. Но не только это касается гостей. За все свое пребывание на Афоне могу ли припомнить раздражение, брань, недоброжелательство, вырывавшиеся наружу? Конечно, монахи не ангелы. Они люди. В большинстве “простого звания”. Образованных среди них мало, но какая воспитанность, в высшем смысле! Манеры, движения, речь, поклоны – все проникнуто некоторым эстетическим ритмом, который поражает. В них есть удивительное “благочиние” и, сравнительно с “миром”, большая незлобность и доброта. Думаю, во-первых, что известный тип просто подбирается. Людям хищного, волчьего склада все это чуждо, нет им интереса идти в монастырь. Второе – качества природные воспитываются. Нельзя “безнаказанно” по нескольку часов в день слушать возвышеннейшую службу, петь, молиться у себя в келий, ежедневно до заката просить друг у друга прощения, каждую неделю исповедываться и причащаться. Ясно, что в такой обстановке надо ждать наибольшего расцвета лучших человеческих свойств.

Итак, я жил в своей комнате на “фондарике”, окруженный необыкновенно благожелательным и ласковым воздухом. На столе моем часто стояли розы. Два окна выходили на голубой простор неба и моря, нежная синева его замыкалась туманной линией гор полуострова Лонгоса. Между мною и морем – старинный решетчатый балкон, перила его увиты виноградом, и сквозь лапчатую зелень море еще синей. Внизу плоская крыша библиотеки, далее корпус келий и направо купола Собора. Комната всегда полна света и радостности. На белых стенах – портреты молодых великих князей, давно умерших, над входной дверью – картина, изображающая Париж 50-60 годов.

Гостинником моим на этот раз оказался неразговорчивый, но очень внимательный, умный и заботливый немолодой монах с седоватою бородою и старинно-правильным лицом (думаю, в русском семнадцатом веке были нередки такие лица) – о. Иоасаф. В девять часов утра (по-монастырски уже два!) он степенно являлся, кланялся и говорил: – Кушать пожалуйте!

Я отрывался от своих книг и записей, переходил в соседний номер, такой же светлый и пустынный, с другими князьями и архиереями по стенам, с тем же запахом мало-жилого помещения. На столе перед диваном поданы уже блюда моего обеда (в первый и, должно быть, в последний раз в жизни обедал я в девять утра!). Мисочка рисового супа, остроголовые маринованные рыбки вроде килек, салат, жареная рыба, четвертушка красного афонского вина.

– Уж не взыщите, конечно, в прежние времена не так бы вас угостили…

Я уверяю, что все превосходно, да и действительно хорошо, ведь это монастырь. О. гостинник чинно кланяется и уходит. Я обедаю в одиночестве. Как и во всем, касающемся быта, в монастырской гостинице чувствуешь себя особенно. Всегда казалось мне, в воздухе заботы обо мне, внимательной благожелательности, что я моложе своих лет, и что вообще век иной: я еще несмышленый барчук, надо ко мне дядьку, который бы наблюдал, чтобы я как следует поел, не переутомлялся бы на службах, не заблудился бы ненароком в монастырских коридорах.

В положенную, верно рассчитанную минуту (я пообедал), дверь отворяется.

– Что же вы рыбки-то не докушали?

– Покорно благодарю, сыт.

О. Иоасаф подает на подносе еще стакан розового, сладковатого афонского вина. Его движения так же медлительны и музыкальны, как если бы он выходил из алтаря со св. Дарами.

Это вино и совсем неплохое. Лишь к концу своего пребывания на Афоне узнал я, что сами монахи пьют его раз в году, по одному стаканчику.

В воскресенье о. игумен пригласил меня на общую трапезу. По окончании поздней литургии все монахи собрались в огромной трапезной – как обычно в афонских монастырях, узкой и длинной, высокой зале, украшенной живописью. Головное место бесконечного стола игуменское. Недалеко от входа кафедра для чтеца, на нее ведет витая лестница. Золотой орел с наклоненной головой как бы устремляет, несет на своих простертых крыльях драгоценное слово мудрости.

Мы некоторое время ждали о. Мисаила, игумена, уже находясь на своих местах. Когда он вошел, в епископской (До войны монастырь довольно широко пользовался наемным трудом, теперь этого нет, и всякий молодой человек, стремящийся на Афон, должен знать, что там ждет его очень суровая жизнь, истинно подвижническая. Однако приток молодежи все-таки есть. Он идет теперь не из России, а из эмиграции. Русский Париж, русская Сербия дают пополнение Афону. Многое меняется на наших глазах. Если прежде на Афон шли преимущественно из купечества, мещан, крестьянства, то теперь я вижу молодого иеромонаха – офицера Добровольческой армии, вижу бывшего художника, сына министра, знаю инженера и т. п. Так новыми соками обновляется вековечный Афон. – Прим. Б.З. ) лиловой мантии с золотыми отворотами на груди, в клобуке, с двурогим посохом, все поднялись, запел хор.

О. Мисаил держится с той глубоко-русской, народной простотой и твердостью, которой чужда всякая рисовка. Одинаково уверенно и крепко служит он, и читает баритоном Шестопсалмие, и дает целовать руку, и сам кладет земные поклоны, и слушает, как ему поют “Исполаэти деспота”. После молитвы и благословения “предстоящих яств” игумен садится, в подобающем окружении, и садимся мы. Особенность трапезы Пантелеймонова монастыря та, что кушанья подаются все одновременно, и монахи придают этому известное значение: освящается все, что стоит на столе, так что не освященного никто ничего не ест.

На кафедру, к золотому орлу, взошел чтец и начал чтение, а мы стали “трапезовать”, и тут своими глазами можно было уже убедиться в “святой бедности” монастыря. Воскресный, то есть улучшенный обед состоял из мисочки рисового супа, куска хлеба и кусочка рыбы – не той, что подавали мне в номер, а “баккалары”, рода греческой трески (в будни и ее нет) – не дай Бог никому такой рыбы, у нее противнейший запах, несмотря на то, что она свежая. Но она дешева, ее едят простолюдины-греки. Запивать все это можно было квасом, очень плохеньким. И дали по стаканчику вина (для праздника). Мяса в русских афонских монастырях не едят вовсе. (В греческих – допускается.) На трапезе выступила еще одна черта общежительного монастыря: пред лицом бедности здесь все равны. Стол игумена в лиловой мантии, его наместника, архимандритов и иеромонахов совершенно тот же, что и последнего рясофора, трудящегося с “мулашками”.

Ели в молчании. Окончив, вновь поднялись, игумен вышел вперед. Начался “чин панагии” – как бы молебен с благословением хлебов. Я не помню точно его содержание. Но ясно осталось в памяти, что все поодиночке проходили мимо благословлявшего о. игумена, монах подавал каждому с огромного блюда кусочек благословенного хлеба, так обильно окуриваемого ладаном из особой кадильницы (“кация” – плоская, с ручкой), что и во рту он благоухал. Хлеб этот запивали св. водой. Помню золотое солнце, игравшее лучами сквозь окно в нежно-сиреневом дыму каждения, помню три фигуры у самых дверей, низко кланявшиеся каждому выходившему: чтец, повар и трапезарь. Они просят прощения, если что-нибудь было не так. В будни же они, в знак смирения и прося о снисхождении к себе, лежат распростершись перед выходящими.

Таков древний афонский обычай.

Все это может показаться странным и далеким человеку нашей пестрой культуры.

Что делать. Священнодейственность очень важная, яркая черта монашеской жизни. Входя к вам в комнату, монах всегда крестится на икону и кланяется ей. Встречая другого, если сам он иеромонах, то благословляет. Если встретил иеромонаха простой монах – подходит под благословение. Встречаясь с игуменом, – земной поклон. Садясь за стол, непременно читает молитву. Иеромонах, кроме того, благословляет “яства и пития”.

Это непривычно для мирянина. Но в монастыре вообще все непривычно, все особенное. Монастырь – не мир. Можно разно относиться к монастырям, но нельзя отрицать их “внушительности”. Нравится ли оно вам, или нет, но здесь люди делают то, что считают первостепенным. Монах как бы живет в Боге, “ходит в нем”. Естественно его желание приобщить к Богу каждый шаг своей жизни, каждое как будто будничное ее проявление. Поняв это, став на иную, высшую, чем наша, ступень отношения к миру, мы не удивимся необычному для светского человека количеству крестных знамений, благословений, молитв, каждений монашеского обихода.

Здесь самую жизнь обращают в священную поэму.

Основание русской обители на Афоне приписывают временам князя Владимира и его сына Ярослава. Первоначальным местом обитания русских был монастырь Богородицы Ксилургу, или Русов (по другим источникам, он был отдан русским инокам по указу греческого императора Алексея Комнина в 1080 году, следовательно при Мономахе). Вследствие тесноты монастыря в 1169 году святогорцы уступили русским Солунский монастырь Св. Пантелеймона Обитель Богородицы Ксилургу осталась за русскими, но уже в виде скита.

Монастырь Св. Пантелеймона (Старый Нагорный Руссик) просуществовал до конца XVIII века после чего пришел в упадок от Обременявшего его долга туркам. Братия переселилась в небольшую обитель на берегу моря, бывшую пристань, с храмом Вознесения.

В 1803 году вблизи нее был заложен современный монастырь Св. Пантелеймона. Русские поселились там с 1836 года. В настоящее время монастырь Св. Пантелеймона греческий, общежительный; русских иноков в нем в начале XX века была приблизительно четвертая часть от общего числа братии.

Главный собор (греческий) в честь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона построен в 1812-1814-м, освящен в 1815 году.

Имеется в виду следующая книга: Русский монастырь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона на Святой Горе Афонской. Несколько изданий. Изд. 7-е, испр. и значительно доп. М., 1886

Соборный храм Покрова Богородицы (русский) – освящен в 1853 году.

Св. Цецилия святая католической церкви, покровительница духовной музыки мученица скончалась около 230 года. Память ее празднуется 22 ноября.

Зайцев перечисляет различные ступени пострижения: рясофорный монах (или рясофорный послушник) носящий рясу и получивший новое имя; манатейный (правильнее “мантийный”) монах – принявший монашеский постриг с произнесением обетов (эта ступень называется обручением великого и ангельского образа); схимник – принявший схиму или самый великий и ангельский образ.

Свято-Пантелеимонов монастырь (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Россикон - так называют греки Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, и в этом названии легко угадать связь с Россией. И действительно, обитель - уголок Руси на греческой земле, единственный русский монастырь на Святой горе. Неудивительно, что его очень любят отечественные паломники и туристы: они почитают долгом помолиться в кафоликоне монастыря, который так напоминает владимирские храмы, поклониться мощам святого целителя Пантелеимона и побеседовать с русскими насельниками обители. Несмотря на официальное 19-е место в традиционной иерархии афонских монастырей, Свято-Пантелеимонов - старинный и крупный монастырь, некогда владевший подворьями по всей Российской империи.

Немного истории

История Свято-Пантелеимоновой обители восходит к 11 веку, однако первоначальный монастырь назывался Фессалоникийским, хотя и был освящен во имя святого Пантелеимона. Первая русская община появилась в этой области еще раньше, в 10 веке. Насельники обитали тогда в Богородичном ските, и лишь в 12 столетии переехали в тогдашний Фессалоникийский монастырь, который с тех пор стал называться Свято-Пантелеимоновым. В то время здесь подвизался святой Савва Сербский. Во времена турецкого владычества обитель испытывала трудности с финансированием, а количество русских монахов уменьшилось. В 18-19 веках под руководством преподобного Герасима монастырь вновь переживает расцвет, и число русских послушников доходит до тысячи. Сегодня здесь живут 50 монахов.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь - уголок Руси на Афоне

Что посмотреть

Свято-Пантелеимонов монастырь расположен на юго-западном побережье полуострова Афон, прямо у береговой линии. Впервые увидев его каменные крепостные стены, за которыми возвышаются нарядные белоснежные храмы и церкви, невольно вспоминаешь о граде Китеже: кажется, так же некогда отражался сказочный город в водах Светлояра, как дрожат на синей глади моря монастырские купола. В отличие от большинства прибрежных монастырей Афона, Свято-Пантелеимонова обитель практически не поднимается над уровнем моря, словно приглашая путешественника сойти с лодки прямо под ее гостеприимные своды.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона. В его стройном классическом облике перекликаются черты северных русских храмов и византийские традиции: в частности, приземистые луковки посажены на световой барабан с узкими и высокими окнами. В интерьерах обязательно стоит увидеть фрески и резной иконостас (здесь также явно прослеживаются русские черты) и поклониться древней иконе и мощам целителя Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь особенно славится своим колокольным ансамблем, составленным из подаренных обители русскими царями колоколов. Крупнейший из них весит 13 т и достигает в диаметре 2,7 м.

В границах монастыря располагаются целых 15 церквей - рекордное число для Афона. Здесь хранятся особо почитаемые реликвии, в числе которых чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» и мощи многочисленных апостолов, святых и мучеников: ступня Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Крестителя и другие святыни. Ценнейшая библиотека обители содержит более 20 тыс. печатных книг и около 1300 манускриптов, почти половина из которых написана на старославянском языке.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

Монастырь святого Пантелеимона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик - один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Русской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Монастырь Святого Пантелеймона, известный ещё и как «Россикон», был переведен на сегодняшнее место в начале XIX века. К особым архитектурным характеристикам добавляется русский стиль куполов, покрытых не свинцом, а медными листами, которые окисляются и приобретают зелёный цвет. В начале XX в., когда монастырь достиг своего наибольшего расцвета, в нем проживало более двух тысяч монахов. Разрушенная многоэтажная постройка на берегу моря, была госпиталем для монахов. В здании с балконами, которое находится недалеко от госпиталя, жил прп. Силуан Афонский.

Изначально монастырь был очень маленьким: в плане представлял собой прямоугольник вокруг кафоликона. Затем он расширился, включив в свою территорию многоэтажные здания построенные на берегу моря.

В 1143 г., Монастырь Ксилургу (Древодел), сегодняшний скит Богородицы, был передан Протосом Святой Горы сербским монахам из Декатерона (сегодня Черногорский город Котор). Спустя 25 лет, число сербских монахов увеличилось, и, в 1169 г., им уступили монастырь Фессалоникийца, в который они и перебрались, сохраняя монастырь Древодела и качестве скита. Много покровительствовали монастырю сербские правители. Здесь принял монашеский постриг с именем Савва принц Растко, сын сербского князя Стефана Неманя. После падения сербского царства (1509 г.), вдова князя Стефана, Ангелина, постриглась в монахини. Она просила великого русского князя Василия Ивановича (1505-1533 гг.) взять монастырь Фессалоникийца под свою защиту. С тех пор связи с Россией стали крепче, и число русских насельником обители увеличилось, особенно после изгнания монголов из России (1497 г.). В Третьем Уставе Святой Горы, монастырь занимал 5-е место в иерархии. В середине XVI в. монастырь столкнулся с настолько серьезными экономическими проблемами, что вынужден был закрыться.

Русский путешественник В.Т. Барский отмечает, что в своем первом путешествии (1725-1726 гг.) застал в монастыре только двух греческих и двух болгарских монахов, а во втором (1744 г.) — никого. Обитель вновь перешла к грекам, которые в 1765 г., во время правления патриарха Самуила I, решили перенести ее на сегодняшнее место, туда где находилась пристань и башня обители Фессалоникийца. Щедрые пожертвования ряда валашских господарей из рода Каллимаки, позволили монастырю восстановиться экономически. Их вклад был настолько велик, что в 1806 г. монастырь был назван „Киновия Каллимахов», сменив, тем самым, старое название „Россикон», которое он получил в связи с происхождением своих насельников.

В 1803 г., указом патриарха Каллиника V, монастырь был объявлен киновией, а его первым настоятелем стал иеромонах Савва, уроженец Пелопоннеса, который раньше подвизался в ските Ксенофонта. Благодаря оказанной Скарлатом Каллимахом помощи, было построено много новых зданий и кафоликон, который был освящен в 1805 г. вселенским патриархом Григорием V. Последним греческим настоятелем был иеромонах Герасим, избранный в 1832 г. Оказавшись в бедственном положении, монастырь стал принимать русских монахов (1838 г), живших до этого в кельях Капсалы. Количество русских насельников сильно увеличилось. В 1869 г. их число составляло уже 250-300 человек, а число греков — 190 человек. Первый русский игумен, архимандрит Макарий, был избран в 1875 г. В монастыре возникли разногласия, для решения которых братия обратилась к Вселенскому Патриархату. Однако Патриархат признал численное превосходство русских, и дал монастырю название «русской киновии Святого великомученика Пантелеймона». Греческие монахи разошлись по другим святогорским монастырям. В течение 30 лет число русских монахов достигло 2000.

В начале XX в. распространилась, особенно среди русских монахов которые жили в кельях, ересь имяславия, согласно которой, само произношение имя Христа освящает того, кто его произносит. Святое Сообщество незамедлительно осудило эту плохую доктрину и прелесть. Общее мнение святогорцев было тем, что монахи принявшие ересь «оставили голову и поклоняются головному убору». Количество последователей этой ереси увеличилось в монастыре Святого Пантелеймона. Так как они отказывались поминать царя, Николай II послал контрторпедный военный корабль (1913 г.), который встал перед монастырем в боевом положении. Военные схватили всех мятежных монахов и сослали на Кавказ. Это деяние царя не оказало негативного влияния па оставшихся в монастыре русских монахов — они признают его прославление в лике святых и почитают как такового.

После революции 1917 г. монастырь пришел в упадок и чуть не был покинут своими насельниками. Его положение еще более ухудшилось вследствие катастрофического пожара, охватившего обитель в 1968 году.

После 1989 г. число новых монахов, большинство из которых украинцы, увеличивается.

Некоторое время в монастыре подвизались святые новомученики Никита (1810 г., Серес) и Павел (1818 г., Триполи). Здесь жил и прп. Силуан Афонский. В монастыре похоронен болгарский иеромонах Анфим Христа ради юродивый (1867 г.), который часто навещал эту обитель.

В монастыре хранятся честные главы вмч Пантелеймона и прпмч. Стефана Нового, которая была подарена обители г-жей Руксандрой, супругой Скарлата Каллимаки. Здесь же хранится и глава прп. Силуана Афонского, а также частицы мощей апп. Петра, Фомы и Варфоломея, свмч. Дионисия Ареопагита, свтт. Григория Нисского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанского.

Главный вход в монастырь находится в южном крыле. Через сводчатый крестообразный коридор, мы попадаем в широкий мощеный двор, который украшен множеством фруктовых деревьев. Восточное крыло — старый архондарик, а также части северного и южного крыльев, после катастрофического пожара 1968 г. остались без ремонта. На верхнем этаже северного крыла находится величественный параклис Покрова Пресвятой Богородицы и параклис Святого Александра Невского. На трёх нижних этажах находятся монашеские кельи. В недавно отремонтированом южном крыле находятся: параклис Святого Иоанна Крестителя, новый архондарик и кельи. В западной части южного крыла расположен синодикон.

Кафоликон посвящен Святому Пантелеймону. Согласно надписи над входом в притвор, его строительство началось в 1812 г. и закончилось и 1821 г. Также эта надпись упоминает о ктиторе монастыря — господаре Молдавского княжества Скарлате Каллимаки (1809-1819 гг.).
Храм построен в афонском стиле, однако сочетает в себе греческие и русские архитектурные элементы. 8 куполов, чьи формы напоминают луковицу, выполнены в русском стиле. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. В росписях притвора и средней части храма (1855 г.) чувствуется влияние русской живописи.

Согласно с патриаршим указом 1875 г. службы в кафоликоне совершаются поочередно — на славянском и греческом языках. Храм также называется и «греческим кафоликоном», по отношению к параклису Святителя Митрофана Воронежского, который русские использовали в качестве кафоликона с 1858 г.

Монастырь располагает 36 параклисами. В параклисе Успения Пресвятой Богородицы, который находится в тыльной части собора, службы совершаются на греческом языке, а в параклисе Святителя Митрофана — на русском. В северном крыле расположены 9 параклисов, из которых самым красивым и величественным является Свято-Покровский. В южном крыле находятся 8 параклисов, из которых только три остались после пожара: Святого Саввы, Святителя Николая и Святого Иоанна Крестителя. Остальные параклисы расположены вне стен обители.

Фиал водосвятия, который не имеет ни купола, ни колонн, а только четыре мраморных сосуда, которые размещены на разных уровнях, расположен между кафоликоном и трапезной.

На западной стороне двора, напротив кафоликона, находится трапезная. Это отдельно стоящее здание, построенное в 1893 г., может вместить до 1000 человек.

Колокольня (1893 г.) располагается над входом в трапезную. Это высокая, устойчивая постройка, которая может выдержать вес более 20 тонн — столько весят установленные на ней 32 колокола. Диаметр большого колокола — 2.7 м, а длина его окружности — 8,7 м. На этом же этаже находятся еще три колокола, каждый из которых весит 3 тонны.

В двухэтажном здании, которое находится к северу от трапезной, располагается ризница. Здесь хранятся облачения, кресла, священные сосуды.

В иконохранилище, которое расположено к северу от кафоликона, хранятся множество икон. Среди них находитси и Иерусалимская икона Божией Матери.

Богатая библиотека монастыря расположена в отдельном двухэтажном здании во дворе. Здесь находится около 1300 рукописей, 110 из которых пергаментные, а 600 написаны на славянском языке. Также здесь хранятся 30000 экземпляров книг.

В монастыре находятся два кладбищенских храма: старый храм Святых Апостолов Петра и Павла, построенный в 1820 г., и новый, построенный в 1896-1898 гг., который на самом деле является двухэтажным зданием с двумя небольшими церквями.

Старая монастырская пристань находится на некотором расстоянии в сторону Дафни, однако она была разрушена водяным потоком. Недавно восстановленный каменный причал находится возле монастыря.

Монастырю принадлежат 12 келлий, скит Успения Богородицы (Богородица), две кафизмы, одна из которых является так называемым Старым Руссиком (старый монастырь), а также скит „Новая Фиваида» и подворье Хромица.

Выше монастыря, недалеко от дороги, ведущей в Карей, в горах, находится Старый Руссик (обитель Фессалоникийца). Он расположен на окруженном густым лесом плато. Храм Святого Пантелеймона, с высокой колокольней, построен в русском стиле. Его строительство началось в 1870 г. и закончилась в 1889 г. За храмом находится келейный корпус, в конце которого возвышается башня с маленьким храмом. Здесь, в конце XII в., был пострижен в монахи Святой Савва, младший сын сербского князя Стефана Неманя, который, вместе со своим отцом, является основателем Хиландарского монастыря. Между келейным корпусом и алтарем сохраняется Святой Престол старого кафоликона обители Фессалоникийца, рядом с которым растут три, символизирующих образ Святой Троицы, платана.

Монастырь имеет подворья в Москве (Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой), в Санкт-Петербурге, в Киеве, в Стамбуле.

Игумены:
игумен Савва (1803-1821)
игумен Герасим (1821-1874)
архимандрит Макарий (Сушкин) (1875-1889)
схиархимандрит Андрей (Верёвкин) (1889 - †12 ноября 1903)
схиархимандрит Нифонт (Четвериков) (1903 - †24 октября 1905)
архимандрит Мисаил (Сопегин) (ноябрь 1905 - 31 мая 1909)
архимандрит Иакинф (Кузнецов) (31 мая 1909-1940)
схиархимандрит Иустин (Соломатин) (1 апреля 1940 - †17 августа 1958)
схиархимандрит Илиан (Сорокин) (1958 - 18 января 1971)
схиархимандрит Гавриил (Легач) (26 апреля 1971-1975)
архимандрит Авель (Македонов) (11 июля 1975-1978)
схиархимандрит Иеремия (Алёхин) (с 9 июня 1979 года)

Текст: Келлия Благовещения. Скит Святого Димитрия. Лак. Святая гора Афон, ru.wikipedia.org
Фото: Матей Буце, Костас Асимис, Виктор Коноплёв

Многие русские паломники используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они совершают поездки в разные места Святой Горы. Однако следует быть готовым к тому, что в соответствии с русской традицией вам предложат потрудиться на благо обители.

На Востоке у нас есть очень важная точка опоры, созданные самой историей нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей: Афон.

Одно его значение - чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов; если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и влияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон, как Святыня Православия, имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке.

Константин Леонтьев, русский философ XIX в.

Первые русские иноки появились на Афоне ещё во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский.

Иноки из России подвизались во многих афонских обителях, были среди них и отшельники. Постепенно многие русские монахи обосновались в обители Богородицы Ксилургу, расположенной на значительном (около 8 км) расстоянии от современного Русика. В 1169 году Протат передал братии Ксилургу вследствие её многочисленности (монастырь, как и многие обители того времени, носил смешанный характер: в нем жили русские, греки и представители других народов) ещё одну обитель, которая стала называться Нагорным, или позднее - Старым Русиком. Ещё её одно название - обитель Фессалоникийца (по всей видимости, оно связано с первым основателем монастыря неким фессалоникийцем). Здесь принял монашеский постриг великий сербский святитель Савва.

Высокие пирги (башни) Старого Руссика с южной и восточной сторон только каменными стенами отстаивают себя от вековых потрясений времени, в исполинском виде возникая над мёртвою тишиною пустыни и над непробудным сном давно почивших в Бозе её смиренных обитателей. Деревянные работы в пиргах истлели. Местность старого Русского монастыря

чрезвычайно тиха и увлекательна безмятежием и строгостью отшельничества. Нагорный лес со всех сторон утаивает монастырь, и только с северо-западной стороны его открывается поразительный вид заоблачных высот далёкого Олимпа и играющие волны Монте-Санто. Шумный ключ, выходя из соседственной горы и пробиваясь сквозь камни и живописную поляну, легко и быстро охватывает монастырь с севера и невдалеке от него, уносясь в дебри, теряется в её низменных кустарниках. На юго-восточной башне монастыря и поныне ещё не рассыпался маленький храм Предтечи Господня. Вековой деревянный крест осеняет эту сиротствующую святыню.

Иеромонах Сергий (Веснин)

Много благодетельствовали обители сербский жупан Стефан Урош, византийские императоры Андроник II, Иоанн VII и Мануил II Палеологи и валашские господари греки Григорий и Скарлат Каллимахи. Восемнадцатый век был особенно тяжёлым для русского иночества, как из-за войн, которые Россия вела с Турцией, так и из-за внутренней политики Петра I и его ближайших наследников. К концу этого столетия братия сильно сократилась численно и переселилась в новый монастырь на берегу моря (его строительство началось в 1765 году). Греки и русские иноки совместно начали возведение новых монастырских построек. В 1803 году обитель стала общежительной, а в 1812 году началось строительство соборного храма. Благодетель обители Скарлат Калимах принял мученическую кончину от турок вместе с патриархом Григорием V. Возрождение монастыря на несколько лет было приостановлено. Новая страница в жизни обители открылась с ростом числа русских иноков. Этот процесс начался в 1840-м и к 1895 году число братии Пантелеимонова монастыря достигло тысячи человек. В 1875 году был избран игумен русский по национальности, а службы стали совершаться не только на греческом, но и на русском языке. С именем обители связаны имена знаменитых старцев Арсения (Минина), Аристоклия и Кирика.

Последний, уйдя молодым в Пантелеимонов монастырь, спустя несколько лет был послан на Афонское подворье в Москву, где участвовал в издании книг святителя Феофана затворника. Позднее старец был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе. Здесь он обрел широкий круг духовных чад «от градоначальника до торговок». Вернувшись на Святую Гору, он вступил в борьбу с ересью имяславия. После октябрьской революции отец Кирик оставался в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где был духовником братии.

Старец был опытным делателем сердечной молитвы и учил своих духовных чад не словами, а прежде всего примером своей подвижнической жизни. Отец Кирик часто напоминал, что, становясь на молитву, надо помнить, что Бог смотрит на молящегося; не на одеяния риз лепоту, но на потаенного сердца человека (см.: 1 Пет. 3, 4).

Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России; только, пожалуй, трапезная (построена в 1890, а расписана в 1897 г.) и храм вмч. Пантелеимона отделаны в обычном для Святой Горы стиле. Всего в обители 25 параклисов, в том числе: Покрова Пресвятой Богородицы, Александра Невского (вмещает 2000 человек), вмч. Димитрия, прп. Сергия, Успения Пресвятой Богородицы, свт. Митрофана Воронежского, апп. Петра и Павла, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионны, Филиппа, Архангелов, Серафима Саровского и Феодосия Черниговского, св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона и Преображения Господня. Главный соборный храм монастыря построен в начале XIX в. и расписан в традициях русской иконописной школы.

На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом 818 пудов и 10 фунтов, т.е. более 13 тонн. Отлит он был в Москве на заводе почётного потомственного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина мастером Иоакимом Воробьевским и привезён на Афон в мае 1894 года. Когда звонят в этот колокол - звон слышен на противоположном берегу Сигитского залива.

Двадцатый век стал периодом тяжелого испытания для монастыря св. Пантелеимона. Октябрьская революция 1917 г. сделала невозможными контакты между Святой Горой и Русской Церковью.

К 1959 г. русский монастырь пришел в полный упадок, в нем осталось всего 50 человек, самому молодому из которых было 54 года, а большинство монахов составляли древние старцы.

В 1959 г. в Пантелеимоновом монастыре произошел пожар, в результате которого сильно пострадала библиотека. Число братии продолжало уменьшаться. Огромный урон обители нанёс опустошительный пожар 23 октября 1968 г., когда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, сгорели гостиницы и кельи.

В1972 г. Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен — это было первое посещение Афона Московским патриархом. В августе 1974 г. двум кандидатам из шести предложенных Русской церковью было дано разрешение поселиться на Святой Горе, но только один из них — нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия — на следующий год прибыл на Афон. Летом 1976 г. на Святую Гору прибыли сначала четыре монаха из Псково-Печерского монастыря, затем еще девять иноков. К тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось 13 насельников.

С этого времени паломнические поездки делегаций Русской Церкви стали совершаться ежегодно на Пасху, а затем и на праздник великомученика Пантелеимона. В мае 1978 г. в монастырь св. Пантелеимона прибыли пять монахов.

16 апреля 1985 г. Кинот Святой Горы на чрезвычайном собрании принял обращение к МИД Греции с просьбой разрешить въезд на Афон шести русским, а также болгарским и румынским монахам.

В марте 1987 г. в монастырь св. Пантелеймона прибыли семь монахов, в числе которых был нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий и представитель монастыря в Киноте иеромонах Кирион. За этой группой последовали другие, и ко времени визита на Святую Гору Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (июнь 1992 г.) братия насчитывала 40 человек.

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из Украины, России и Белоруссии.

В обители хранятся: главы вмч. Пантелеимона и прп. Силуана Афонского, частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, апп. Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свт. Кирилла Иерусалимского, сщмч. Дионисия Ареопагита, прпмч. Стефана Нового, вмц. Марины, мчч. Трифона и Параскевы, свв. бессрр. Космы и Дамиана, прп. Исаакия Далматского, прав. Иосифа Обручника и других святых. В храме Покрова Богородицы находятся чудотворные списки с икон Божией Матери «Казанской» и «Иерусалимской». В обители много и других чтимых икон. В частности, древняя икона св. великомученика Пантелеимона, образ Иоанна Предтечи и мозаичная икона св. Александра Невского. В параклисе Покрова Пресвятой Богородицы хранится ценные печатное Евангелие и Святая Чаша, подаренные Руссику великим князем Константином Николаевичем в 1845 г.

В богатейшей библиотеке монастыря находится 1320 греческих и 600 славянских рукописных кодекса и сыше 25000 томов печатных книг.

Обители подчиняются несколько келий, в том числе святого Евфимия, Святых бессребреников, Живоносного Источника, святого Стефана и святого Георгия (последние две расположены около Кареи, первая примечательна своими уникальными фресками и недавно была отреставрирована, а во второй располагается представительство монастыря).

Обитель владеет подворьем в Хромице (Хромитиссе) в начале афонского полуострова неподалёку от Урануполиса, скитом в Ксилургу (греки называют его «Богородица»), Ново-Фиваидским скитом и (известным также под именем «Палэомона́стиро».

Русский монастырь неразрывно связан с именем преподобного Силуана Афонского. Этот великий современный подвижник широко известен, не только в Греции и России, но и во всем православном мире.

Святой Силуан особо почитается на Святой Горе, еще недавно на Афоне можно было встретить монахов, которые лично были с ним знакомы.

Семен Иванович Антонов - будущий старец Силуан - родился в 1866 г. в простой крестьянской семье в Тамбовской губернии. На Афон он приехал в 1892 г., в 1896 г. был пострижен в мантию, а в 1911-м в схиму.

«Одни грехи принес я в монастырь», — вспоминал впоследствии он своём приходе на Святую Гору. Вся последующая жизнь преподобного Силуана была посвящена ежедневному духовному подвигу и стремлению к стяжании Божественной благодати. «Всю жизнь надо плакати о грехах своих — таков путь Господень», писал преподобный, — и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.

В своих записках Святой рассказывает об явлениях ему Господа и Пресвятой Богородицы. Старец постоянно вспоминал явление Спасителя и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: “Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить..” “И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые — свои науки, а правители — свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость”.

В Пантелеимоновом монастыре долгое время гостил один православный иностранец, на которого встреча со старцем Силуаном произвела неизгладимое впечатление. Он полюбил подвижника и часто ходил к нему; об этом узнали монахи. Как-то один из наиболее влиятельных соборных старцев, иеромонах Н., человек начитанный, встретив его в коридорах монастыря, сказал: «Не понимаю, почему вы, ученые академики, ходите к отцу Силуану, безграмотному мужику? Разве нет кого-нибудь поумнее, чем он?». «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком», — отвечал ему гость обители.

Тот же иеромонах Н., продолжая не понимать, почему старца Силуана почитают и посещают «ученые» люди, беседуя с отцом Мефодием, монахом, много лет заведовавшим книжной лавкой монастыря, заметил: «Удивляюсь, зачем они к нему ходят. Он, небось, ничего не читает».

«Он ничего не читает, но все делает, а другие много читают, но ничего не делают», — ответил отец Мефодий.

Душа старца скорбела от того, что происходило в России и во всем мире. Молитву за человечество он со слезами ежедневно возносил ко Господу десятки лет.

Скончался преподобный Силуан 11(24) сентября 1938 г. После блаженной кончины старца в Пантелеимонов монастырь стали приходить письма, свидетельствующие о его предстательстве за обращавшихся к нему с молитвой, а после выхода книги старца Софрония Сахарова “Старец Силуан. Жизнь и поучения” был поставлен вопрос о канонизации, которая состоялась в 1978 г. в Константинопольском патриархате. В 1992 г преподобный Силуан был включен и в месяцеслов Русской Православной Церкви.



Рассказать друзьям