Нам говорят неправду о блокаде ленинграда. Интересные факты о блокаде ленинграда для детей и взрослых кратко

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

27 января день окончания блокады Ленинграда. Но... была ли блокада на самом деле?
Если не принимать слепо на веру официальную советскую версию, то напрашиваются вопросы...

Артобстрелы
Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и артиллерийским обстрелам. В этих условия жители Ленинграда каждый день совершали подвиги, трудились и медленно умирали от голода. Для поднятия боевого духа, в своё время в политуправлении Ленинграда появилась идея воспеть бессмертный подвиг жителей города, и в одной из его газет появилась заметка. В ней приведена информация, что на территорию Ленинграда упало 148 тысяч 478 снарядов. Эта цифра стала эталоном и на все годы блокады и они уже не смогли от неё отделаться.

Вот как историки описывают эти события:
Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября - 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов…

Элементарная проверка этой цифры показывает, что она взята с потолка и никак не отражает реальные события.
Возьмём дальнобойное орудие большого калибра (155, 203 или 210 мм). Это орудие делает 1 выстрел за 2 (две) минуты. За час это орудие делает 30 выстрелов. За рабочий день - 240 выстрелов (8-часовой рабочий день, мы помним, что немецкие солдаты воевали по расписанию, это не роботы, они должны есть и отдыхать), за 18 часов непрерывного обстрела орудие делает 540 выстрелов, за 430 часов - 12 900 выстрелов. Соответственно, артиллерийская батарея за это же время делает 77 400 выстрелов, а артиллерийский дивизион - 232 200 выстрелов. За 900 дней осады 1 такое орудие делает «всего» 216 тысяч выстрелов.
В состав стандартной артиллерийской батареи советской и немецкой армии входило 6 орудий, артиллерийского дивизиона - 18 орудий, и таких дивизионов на фронте в немецкой армии было достаточное количество, все города после войны представляли собой руины.
Таким образом, из проверки информации, приведённой историками, можно сделать вывод, что упавших снарядов было намного больше, что подтверждают разрушения Ленинграда. Постоянное повторение историками этого факта говорит о неспособности или нежелании их отойти от сложившегося мифа.

Смущает постоянная игра в поддавки со стороны войск Германии. Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.
Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван, и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город, давали приказ отойти с выгодных позиций.

Экономика и производство
Известно, что Кировский завод работал всё время блокады. Второй факт тоже известный - он находился в 3 километрах от линии фронта.
Из района Кировского завода эвакуировали жителей, но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов).
Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1, самоходки САУ-152, к 1943 году освоили производство танков ИС-1 и ИС-2. По фотографиям мы можем представить масштаб производства танков (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию.

Кировский завод во время блокады
Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами. На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов (обычно, на две недели, реже на месяц) с постоянным подвозом необходимого (по мере добычи или производства) и отправкой готовой продукции.

В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов, способных обеспечить потребность города (или хотя бы промышленности) больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство - основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день.
Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен. Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль. Посмотрим, что по этому поводу пишут «историки» и «летописцы»:
Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. снарядов и мин, более 3 тыс. полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения.
В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов.

Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки.
Первый вопрос - по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное - 58 бронепоездов - всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят (таких катеров (паромов) ещё не существовало).

Второй вопрос - это озвучено массовое производство (и это в условиях осады). Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям!
Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья. Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами!
«Историки» утверждают, что станки вращали вручную - это просто домысел безграмотных в технике людей: попробуйте станок с приводом 3-10 кВт (а именно такие приводы имеют промышленные сверлильные и токарные станки) провернуть вручную и выточить металлическую заготовку. Обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно!
«Историки» так же утверждают, что основной причиной увеличения продолжительности рабочего времени был не героический порыв отдать все для общей победы, а отсутствие электроэнергии. Из работ «историков»:
Осенью и зимой 1941/42 года советская артиллерия вела эту борьбу в чрезвычайно трудных условиях: не хватало боеприпасов, средств артиллерийской инструментальной разведки, отсутствовала корректировочная авиация, дальность стрельбы советских орудий в первое время уступала немецким, поэтому вплоть до весны 1942 года противодействие артиллерии противника носило оборонительный характер, хотя ответные удары советской артиллерии и ослабили боевую мощь врага.
Всё-таки интересно - у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии! Почему? У них в блокаде не было проблем? А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, а полной фальсификации!

Электроэнергия
На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Энергетики про это время пишут так:
После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций. Однако и на них из-за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская Гэс вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру - 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).
Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой.
То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатта. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая. Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт).
На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:
десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), - 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);
десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),
прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),
много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Сварка брони танков требует огромного расхода электроэнергии (это не корпус автомобиля из жести сварить), промышленные сварочные аппараты имеют мощность до 40 кВт. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт.
И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.

Продовольствие
Потребность в продовольствии города составлял (2 миллиона 544 тысячи жителей города - без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп - это общевойсковой паёк) - 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагонов) - напомню, это без учёта численности войск и флота и жителей области.
Проведённый 10 и 11 сентября вторичный учёт продуктов питания показал, что для обеспечения войск и населения в Ленинграде имелись запасы зерна, муки и сухарей на 35 дней, крупы и макарон - на 30 суток, мяса и мясопродуктов - на 33 дня, жиров - на 45 суток, сахара и кондитерских изделий - на 60 суток (к ноябрю должно было всё закончиться, и это с учётом сокращения потребления в два раза).
С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских лётчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс. т грузов, в том числе 4325 т высококалорийных продуктов питания и 1660 т боеприпасов и вооружения (за 3 месяца привезли продовольствия на 2 дня.
Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия (ещё на 20 суток продовольствия).

Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия (то есть, перевозилось менее, чем по 2000 тонн продовольствия в сутки - это меньше суточной потребности города).
Потребность в продовольствии была решена после гибели почти миллиона людей от голода и эвакуации ещё одного миллиона 300 тысяч беженцев за все время действия дороги жизни.

Выводы
К ноябрю должны были закончиться не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия. Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъемностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности (да и то не полностью). Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. других грузов, привезённых в первую зиму, но потребность промышленности это не покрывало.
При этом германскому командованию для полной парализации всей деятельности города достаточно было разрушить всего 5 электростанций, которые по дыму из труб хорошо были видны для корректировщиков артиллерийского огня.
Совершенно непонятно, почему 713 танков КВ не решили вопроса снятия блокады Ленинграда, ведь на момент начала войны мы имели только 636 танков КВ, и эти танки не пробивались немецкими пушками. Этого количества танков и артиллерии должно было хватить, чтобы отбросить немцев даже к границе.

В условиях, когда люди умирали с голоду на ходу и замерзали целыми семьями, непонятно откуда бралось сырьё, материалы, инструмент для заводов (пушки изготавливались на Мотовилихинском заводе в Перми, и до февраля 1942 года это был единственный завод, выпускающий танковые и корабельные пушки), и электроэнергия для обеспечения производства, а выпущенная продукция переправлялась на большую землю. Но заводы всё работали и работали (это факт).

Фактом является также то, что в блокадном Ленинграде выпускали

Битва за Ленинград и его блокада, продолжавшаяся с 1941 по 1944 год, являются ярчайшим примером мужества, несгибаемости и неугасаемой воли к победе советского народа и Красной Армии .

Предыстория и положение города

С самого момента своего основания Санкт-Петербург находился в весьма выгодном, но в то же время опасном для крупного города месте. Близость сначала шведской, а затем и финской границы лишь усугубляла эту опасность. Тем не менее, за всю свою историю Санкт-Петербург (в 1924 он получил новое имя – Ленинград) ни разу не был захвачен противником.

К началу Второй мировой войны наиболее явственно вырисовались все отрицательные стороны расположения Ленинграда. Финское государство, граница которого располагалась всего в 30-40 километрах от города, определённо было настроено против СССР, что создавало реальную угрозу Ленинграду. Кроме того, Ленинград был важен для Советского государства не только как социальный, культурный и экономический центр, но и как крупная военно-морская база. Всё это в совокупности повлияло на решение советского правительства во что бы то ни было отодвинуть советско-финскую границу подальше от города.

Именно положение Ленинграда, а также неуступчивость финнов, привели к войне, начавшейся 30 ноября 1939 года. В ходе этой войны, продолжавшейся до 13 марта 1940 года, граница Советского Союза была существенно отодвинута на север. Кроме того, стратегическое положение СССР на Балтике было улучшено арендой финского полуострова Ханко, на котором теперь располагались советские войска.

Также стратегическое положение Ленинграда было значительно улучшено летом 1940 года, когда страны Прибалтики (Эстония, Латвия и Литва) вошли в состав Советского Союза. Теперь ближайшая граница (по-прежнему финская) лежала от города на расстоянии примерно 140 км.

К моменту нападения Германии на Советский Союз в Ленинграде располагался штаб Ленинградского военного округа, которым командовал генерал-лейтенант М. М. Попов. В состав округа входили 7-я, 14-я и 23-я армии. Также в городе базировались авиационные части и соединения Балтийского флота.

Начало Великой Отечественной войны (июнь-сентябрь 1941)

На рассвете 22 июня 1941 года немецкие войска начали боевые действия против Красной Армии практически на всей западной границе СССР — от Белого до Чёрного моря. Одновременно с этим боевые действия против советских войск начались и со стороны Финляндии, которая, хоть и находилась в союзе с Третьим Рейхом, но войну Советскому Союзу объявлять не торопилась. Лишь после ряда провокаций и бомбардировки советскими ВВС финских аэродромов и военных объектов, финляндское правительство приняло решение объявить войну СССР.

В самом начале войны положение Ленинграда тревог у советского руководства не вызывало. Лишь молниеносное наступление вермахта, уже 9 июля овладевшего Псковом, заставило командование Красной Армии начать оборудование укреплённых линий в районе города. Именно это время в отечественной историографии относят к началу битвы за Ленинград — одной из наиболее протяжённых по времени битв Второй мировой войны.

Однако советское руководство не только укрепляло подступы к Ленинграду и сам Ленинград. В июле-августе 1941 года советские войска провели комплекс наступательных и оборонительных действий, способствовавших задержанию наступления противника на город примерно на месяц. Наиболее известным таким контрударом Красной Армии является удар в районе город Сольцы, где были измотаны части 56-го моторизованного корпуса вермахта. Это время было использовано для подготовки Ленинграда к обороне и сосредоточения необходимых резервов в районе города и на его подступах.

Однако ситуация по-прежнему оставалась напряжённой. В июле-августе на Карельском перешейке в наступление перешла финская армия, которой уже к исходу 1941 года удалось овладеть обширными территориями. При этом земли, отошедшие к СССР по результатам советско-финской войны 1939-1940 гг., были захвачены финнами всего за 2-3 месяца. С севера противник подошёл к Ленинграду и встал на расстоянии 40 км от города. На юге немцы сумели прорвать советскую оборону и уже в августе овладели Новгородом, Красногвардейском (Гатчина) и к исходу месяца вышли на подступы к Ленинграду.

Начало блокады Ленинграда (сентябрь 1941 — январь 1942)

8 сентября немецкие войска вышли к Ладожскому озеру, заняв Шлиссельбург. Таким образом, сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано. Началась блокада города, продлившаяся 872 дня.

После установления блокады, командование немецкой группы армий «Север» предприняло массированный штурм города, надеясь сломить сопротивление его защитников и высвободить силы, остро требовавшиеся на других участках фронта, прежде всего, для группы армий «Центр». Однако героическая оборона частей Красной Армии, защищавших Ленинград, позволила вермахту добиться весьма скромных успехов. Немецкими войсками были взяты города Пушкин и Красное Село. Другим успехом вермахта стало рассечение советской обороны в районе Петергофа, ввиду чего образовался Ораниенбаумский плацдарм, отрезанный от ленинградской группировки советских войск.

В первые же дни блокады для советского руководства в Ленинграде остро встала проблема организации снабжения населения города и войск. Запасов в Ленинграде оставалось всего на месяц, что заставляло активно искать выход из ситуации. На первых порах снабжение города осуществлялось средствами авиации, а также за счёт морского пути через Ладогу. Тем не менее, уже к октябрю продовольственное положение в Ленинграде стало сначала бедственным, а затем и критическим.

Отчаявшись взять северную столицу СССР, командование вермахта приступило к методическим артобстрелам и авиабомбардировкам города. От этих бомбардировок больше страдало мирное население, что лишь усиливало неприязнь граждан Ленинграда к врагу. К тому же в конце октября-ноябре в Ленинграде начался голод, ежедневно уносивший от 2 до 4 тысяч жизней. До ледостава на Ладоге снабжение города не могло удовлетворить даже минимальных потребностей населения. Систематически снижались нормы выдаваемого по карточкам пайка, в декабре став минимальными.

Однако в это же время войска Ленинградского фронта успешно отвлекали на себя довольно крупную группировку вермахта, не давая ей в критические для страны моменты прийти на помощь немецким войскам на других участках советско-германского фронта.

Уже в первой половине сентября 1941 года (данные в разных источниках варьируются от 8 до 13 сентября) командующим Ленинградским фронтом был назначен генерал армии Г. К. Жуков. Его назначение хронологически совпало с яростным штурмом города немцами. В это критическое время над городом нависла реальная угроза если не его сдачи, то потери его части, что так же было недопустимо. Энергичные меры Жукова (мобилизация в сухопутные подразделения моряков Балтийского флота, оперативная переброска частей на угрожаемые участки) явились одним из решающих факторов, повлиявших на исход этого штурма. Таким образом, самый тяжёлый и яростный приступ Ленинграда был отбит.

Не имея времени на передышку, советское руководство начало планирование операции по деблокаде города. Осенью 1941 года были проведены две операции с этой целью, которые, увы, имели весьма скромные результаты. Советским войскам удалось овладеть небольшим плацдармом на противоположном берегу Невы в районе Невской Дубровки (этот плацдарм теперь известен как «невский пятачок»), который немцам удалось ликвидировать лишь в 1942 году. Однако главная цель — ликвидация Шлиссельбургского выступа и прорыв блокады Ленинграда — достигнута не была.

В то же время, когда вермахт начал решающее наступление на Москву, группа армий «Север» предприняла ограниченное наступление на Тихвин и Волхов с целью выхода к реке Свирь, на которой располагались финские войска. Эта встреча восточнее Ленинграда грозила городу полнейшей катастрофой, так как таким образом и морская связь с городом была бы полностью нарушена.

К 8 ноября 1941 года вермахту удалось овладеть Тихвином и Волховом, что создало дополнительные трудности для снабжения Ленинграда, так как была перерезана железная дорога, ведущая к побережью Ладожского озера. Однако в это же время войска советского Северо-Западного фронта сумели создать прочную оборону, которую немцам прорвать так и не удалось.Вермахт был остановлен в менее чем ста километрах от финских войск. Советское командование, правильно оценив состояние противника и возможности своих войск, приняло решение о переходе в контрнаступление в районе Тихвина практически без оперативной паузы. Это наступление началось 10 ноября, а 9 декабря Тихвин был освобождён.

Зима 1941-1942 гг. для многих тысяч ленинградцев стала роковой. Ухудшение продовольственного положения достигло своего пика в декабре 1941 года, когда нормы ежедневно выдаваемого продовольствия для детей и иждивенцев снизились всего до 125 граммов хлеба в день. Такая норма определила множество голодных смертей.

Ещё одним фактором, приводившим к большой смертности в Ленинграде в первую блокадную зиму, стал холод. Зима 1941-1942 гг. была аномально холодной, в то время как центральное отопление в Ленинграде фактически перестало существовать. Однако холодная зима была и спасением для ленинградцев. Замёрзшее Ладожское озеро стало удобной дорогой для снабжения осаждённого города по льду. Эта дорога, по которой машины с продовольствием шли вплоть до апреля 1942 года, получила название «Дороги Жизни».

В конце декабря 1941 года последовало первое повышение нормы питания жителей блокадного Ленинграда, что позволило значительно уменьшить смертность населения от голода и болезней. В течение зимы 1941/1942 гг. произошло ещё несколько повышений норм выдачи продовольствия. Ленинград был спасён от голодной смерти.

Однако военная обстановка даже после освобождения Тихвина и восстановления сухопутной связи между Москвой и побережьем Ладожского озера оставалась сложной. Командование группы армий «Север» понимало, что наступление зимой и весной 1942 года осуществить ему не удастся, и обороняло позиции для длительной обороны. Советское же руководство не имело достаточных сил и средств для удачного наступления зимой 1941/1942 гг., поэтому вермахту удалось выиграть нужное время. К весне 1942 года немецкие позиции в районе Шлиссельбурга представляли собой хорошо укреплённый плацдарм.

Блокада Ленинграда продолжается (1942 год)

В январе 1942 года советское командование предприняло попытку прорвать немецкую оборону в районе Ленинграда и деблокировать город. Основной силой советских войск здесь была 2-я ударная армия, которой в январе-феврале удалось прорвать немецкую оборону южнее Ленинграда и значительно продвинуться на территорию, оккупированную вермахтом. Вместе с продвижением армии в тыл гитлеровских войск увеличилась и опасность её окружения, что не было вовремя оценено советским руководством. В результате весной 1942 года армия была окружена. После тяжёлых боёв из окружения удалось выйти лишь около 15 тысячам человек. Большинство солдат и офицеров погибло, часть вместе с командующим армией А. А. Власовым была пленена.

Вместе с этим немецкое руководство, понимая, что Ленинград взять не удастся, в течение весны-лета 1942 года предпринимало попытки уничтожить корабли советского Балтийского флота с помощью авиаударов и артиллерийских обстрелов. Однако и здесь немцам не удалось достичь сколько-нибудь значимых результатов. Гибель мирных жителей лишь усиливала ненависть ленинградцев к вермахту.

В 1942 году обстановка в самом городе нормализовалась. Весной были проведены крупномасштабные субботники с целью убрать умерших за зиму людей и привести город в порядок. Тогда же были запущены многие ленинградские предприятия и трамвайная сеть, став символом жизни города в тисках блокады. Восстановление хозяйства города происходило в условиях интенсивных артиллерийских обстрелов, но люди, казалось, привыкли даже к этому.

Для противодействия артиллерийскому огню немцев в течение 1942 года в Ленинграде был осуществлён комплекс мероприятий по укреплению позиций, а также по контрбатарейной борьбе. В результате уже в 1943 году интенсивность обстрела города уменьшилась в 7 раз.

И хоть в 1942 году основные события советско-германского фронта разворачивались на юго-западном и западном направлениях, Ленинград сыграл в них немаловажную роль. По-прежнему отвлекая на себя крупные немецкие силы, город стал крупным плацдармом в тылу противника.

Весьма значимым событием второй половины 1942 города для Ленинграда стала попытка немцев овладеть десантом островом Сухо в Ладожском озере и тем самым создать серьёзные проблемы для снабжения города. 22 октября началось немецкое десантирование. На острове сразу же вспыхнули ожесточённые бои, нередко переходившие в рукопашные схватки. Однако советский гарнизон острова, проявив мужество и стойкость, сумел отбить вражеский десант.

Прорыв блокады Ленинграда (1943 год)

Зима 1942/1943 гг. серьёзно изменила стратегическую обстановку в пользу Красной Армии. Советские войска вели наступательные действия на всех направлениях, и северо-западное не стало исключением. Однако главным событием на северо-востоке советско-германского фронта стала операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда.

Эта операция началась 12 января 1943 года, и уже спустя два дня между двумя фронтами – Ленинградским и Волховским – оставалось лишь 5 километров. Однако командование вермахта, осознавая критичность момента, спешно перебрасывало в район Шлиссельбурга новые резервы с целью остановить советское наступление. Эти резервы серьёзно замедлили продвижение советских войск, но уже 18 января они соединились, прорвав тем самым кольцо блокады города. Тем не менее, несмотря на этот успех, дальнейшее наступление Волховского и Ленинградского фронтов завершилось ничем. Линия фронта стабилизировалась ещё на год.

Всего за 17 дней после прорыва блокады по пробитому в Ленинград коридору была пущена железная и автомобильная дороги, получившее символическое название «Дороги Победы». После этого продовольственное снабжение города ещё более улучшилось, и смертность от голода практически сошла на нет.

В течение 1943 года существенно сократилась и интенсивность немецких артобстрелов Ленинграда. Причиной этому стали эффективная контрбатарейная борьба советских войск в районе города и тяжёлое положение вермахта на других участках фронта. К концу 1943 года эта тяжесть стала сказываться на северном участке.

Снятие блокады Ленинграда (1944 год)

В начале 1944 года Красная Армия прочно владела стратегической инициативой. Немецкие группы армий «Центр» и «Юг» понесли тяжёлые потери в результате боёв предыдущих лета-зимы и были вынуждены перейти к стратегической обороне. Из всех немецких групп армий, расположенных на советско-германском фронте, лишь группе армий «Север» удалось избежать тяжёлых потерь и поражений, во многом ввиду того, что активные действия здесь с конца 1941 года практически не велись.

14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградского-Новгородскую операцию, в ходе которой сумели разгромить крупные силы вермахта и освободить Новгород, Лугу и Красногвардейск (Гатчину). В результате немецкие войска были отброшены от Ленинграда на сотни километров и понесли огромные потери. Тем самым, произошло полное снятие блокады Ленинграда, которая длилась 872 дня.

В июне-июле 1944 года советские войска в ходе Выборгской операции отбросили финские войска от Ленинграда на север, благодаря чему угроза для города была практически ликвидирована.

Итоги и значение блокады Ленинграда

В результате блокады Ленинграда население города понесло значительные потери. От голода за весь период 1941-1944 гг. умерло около 620 тысяч человек. За этот же период погибло около 17 тысяч человек от варварских немецких артобстрелов. Основная часть потерь приходится на зиму 1941/1942 года. Военные потери при битве за Ленинград составляют примерно 330 тысяч убитыми и 110 тысяч пропавшими без вести.

Блокада Ленинграда стала одним из выдающихся примеров стойкости и мужества простых советских людей и солдат. В течение почти 900 дней, почти в полном окружении вражеских сил, город не только сражался, но и жил, нормально функционировал и делал свой вклад в Победу.

Значение битвы за Ленинград весьма трудно переоценить. Упорной обороной войскам Ленинградского фронта в 1941 году удалось сковать крупную и мощную немецкую группировку, исключив её переброску на московское направление. Также в 1942 году, когда немецким войскам под Сталинградом требовались срочные подкрепления, войска Ленинградского и Волховского фронтов активными действиями не позволяли группе армий «Север» перебрасывать дивизии на южное направление. Разгром же в 1943-1944 гг. этой группы армий поставил вермахт в исключительно сложное положение.

В память о величайших заслугах граждан Ленинграда и воинов, его оборонявших, 8 мая 1965 года Ленинграду было присвоено звание города-героя.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет.

Для Гитлера Ленинград был «лакомым куском»- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.


Первые дни блокады Ленинграда
8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно.


Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней.


Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового «стратегического запаса» не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю.


Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.






Блокада Ленинграда - боль и смерть
Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности.


Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов.


Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.












Жизнь блокадного Ленинграда
Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи.


Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже «Ленинградской».


Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!


Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.







Дорога Жизни - пульс осаждённого города
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи.


Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз.


Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны.


Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.


Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».
Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города.

В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение.
Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив.


"Тачанка". Молодежный ансамбль под руководством А. Обранта
Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов.


"Краснофлотская пляска". Молодежный ансамбль под руководством А. Обранта
Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном.
Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
Прорыв блокады Ленинграда
В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда.


Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.


Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.


27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 г.

Наступление фашистских войск на Ленинград (ныне Санкт-Петербург), захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 г.

В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября фашистам удалось блокировать город с суши. По плану Гитлера, Ленинград должен был стерт с лица земли. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам немецкого командования, население Ленинграда должно было умереть от голода и холода.

8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.

В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Особенно интенсивный артобстрел велся в часы начала и окончания рабочего дня. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались.

Осень-зима 1941-1942 гг. - самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод - отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 г. движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

К 27 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 км в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Были освобождены от врага Красное Село, Пушкин, Павловск. 27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады . В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества . Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре - весомая доля защитников Ленинграда.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза . Медалью "За оборону Ленинграда" награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание "Город-Герой".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ‑2004 г.г. ISBN 5 ‑ 203 01875 - 8)

Осенью на Ладожском озере из‑за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни" . В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады , но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Рассказать друзьям