Нестандартное мышление самоучитель эдвард де боно. Метод "6 шляп мышления" Эдварда де Боно: основные принципы, примеры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тут можно читать онлайн Эдвард де Боно - Шесть фигур мышления - бесплатно полную версию книги (целиком). Жанр: Психология, издательство Питер, год 2010. Здесь Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте сайт (ЛибКинг) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Эдвард де Боно - Шесть фигур мышления краткое содержание

Шесть фигур мышления - описание и краткое содержание, автор Эдвард де Боно, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки сайт

Эдвард де Боно - ведущий деятель в сфере креативного мышления и человек, преподающий мышление как науку. Тысячи людей создают программное обеспечение для компьютеров, а Эдвард де Боно - для мозга человека.

Из понимания того, что человеческий мозг функционирует как самоорганизующаяся информационная система, он развил концепцию и инструменты «латерального мышления». Кроме того, он изобретатель «параллельного мышления» и метода «Шесть шляп мышления». Его инструменты для мышления и восприятия - CoRT и DATT - широко используются в бизнесе.

Инструкциями Эдварда де Боно по конструктивному мышлению воспользовались многие ведущие корпорации, в их числе IBM, Microsoft, Prudental, ВТ (Британия), NTT (Япония), Nokia (Финляндия) и Siemens (Германия). Национальная команда Австралии по крикету, используя эту технику, стала самой успешной командой в истории.

Группой ученых из Южной Африки доктор де Боно был включен в список 250 людей, которые оказали наибольшее влияние на человечество. Крупнейший австралийский бизнес-журнал включил его имя в список «двадцати живущих провидцев». Одной из ведущих консалтинговых компаний де Боно был признан в числе 50 наиболее влиятельных современных мыслителей.

Предисловие............................................................................6

Введение....................................................................................9

1. Цель. Фигура: треугольник.............................................13

2. Точность. Фигура: круг.....................................................37

3. Точка зрения. Фигура: квадрат......................................49

4. Интерес. Фигура: сердце..................................................67

5. Ценность. Фигура: бриллиант........................................81

6. Результат. Фигура: прямоугольник..............................97

Заключение.........................................................................106

«Паста правды».................................................................107


Внимание - это важная составляющая человеческого мышления. Но, к сожалению, мы не часто об этом задумываемся. Мы воспринимаем внимание уже как конечный факт. Внимание чаще всего притягивается к чему-то необычному. Если вы увидите кого-то лежащим на дороге, ваше внимание будет приковано к нему. Если вы увидите забавную ярко-розовую собачку, то она привлечет ваше внимание и разбудит симпатию. В этом заключается слабость нашего внимания. Оно приковано к чему-то необычному. Но сколько внимания мы уделяем привычным вещам?


Восприятие - вот еще одна составляющая нашего мышления. Исследования Дэвида Перкинса в Гарварде показали, что 90% ошибок мышления были следствием ошибок восприятия. Ни одна логическая цепочка не может быть построена без ошибок восприятия конкретного человека. Теорема Гёделя показывает, что фактически ни одна такая цепочка не может являться доказательством основной позиции философа, поскольку основана на личном восприятии. В свою очередь внимание является составляющим звеном восприятия. Без сосредоточения на предмете мы видим только его привычные стороны.


ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Можно ли управлять своим вниманием? Не нужно ждать, когда внимание разбудит что-то необычное, мы можем концентрировать его определенным образом с помощью фигуры, или рамки, или фрейма.

Так же как можно посмотреть в сторону юга или в сторону севера, мы можем направить свое внимание через выбранную нами фигуру. Об этом и говорится в данной книге. Шесть фигур - это шесть окон, через которые можно смотреть. Потом мы оцениваем увиденное, а оценка напрямую зависит от окна, через которое мы смотрели.

В этом контексте мы можем видеть все так, как нам надо. Мы смотреть через окно ценности. Или окно интереса. Или окно точности. Каждый из шести фреймов служит для привлечения внимания.


ГРУДА ИНФОРМАЦИИ

Мы окружены информацией со всех сторон. И нет ничего проще, чем найти ее (например, в Интернете). Но информация сама по себе - не ценность. Важно то, как мы вычленяем действительно важную для нас информацию. Как же «добыть» наиболее ценное из всего, что нам представлено? На это и нужно обратить свое внимание.

Метод «Шесть фигур мышления» предлагает способ вычленения из потока информации конкретно того, что нужно. Поэтому сами шесть фигур не менее важны, чем получаемая информация.

Предлагаемый метод очень легок. Но для эффективного использования необходимо все взвешивать и дисциплинировать себя. Нужно поверить, что привычные вещи будут восприниматься лучше, если вы на это настроены.

Главный враг правильного мышления - смятение.

К сожалению, чем более активен мозг человека, тем выше вероятность путаницы у него в голове. Целью всякого здравого мышления является ясность восприятия. Но ясность бесполезна, если она достигается за счет упущения общих вещей. Быть осведомленным в отношении одной маленькой «составляющей» ситуации - нехорошо, даже опасно. Нужно находить компромисс между ясностью и всесторонностью.

Основная причина путаницы заключается в желании сделать все за один раз. Когда мы пытаемся сделать все одновременно, то часть из этого получается хорошо, а другую часть мы едва успеваем начать (этой проблеме посвящена популярная книга «Шесть шляп мышления»1). Вообще если мы будем пытаться делать все одновременно, то каждое дело будет заканчиваться для нас на негативной и критической волне (и, к сожалению, такой подход используется чаще всего). Но если необходимо полное и всестороннее изучение предмета и конструктивное общение, например на важных экономических встречах, использование предлагаемого метода «Шесть фигур мышления» гарантирует возможность этого.

Мы живем в информационном веке. Нас постоянно бомбардируют разной информацией, и мы сами имеем легкий доступ к ней (и даже гораздо более легкий, чем нужно). Как мы реагируем на информацию?

К примеру, если у вас возник специфичный вопрос, на который требуется ответ, вы идете в нужное место и получаете его. Так, номер рейса самолета, вылетающего после шести вечера из Лондона в Париж, можно уточнить в аэропорту, посмотрев расписание, или спросить у туроператора. Но все же осталось то, над чем вы думаете, - выбор авиарейса и аэропорта (пробки к аэропорту Хитроу в это время слишком протяженные).

Если бы мы имели дело только с той информацией, которая нужна, жизнь стала бы проще, но скучнее и ограниченнее. Но мы реагируем на информацию, поступающую отовсюду: из телевидения, радио, газет, журналов и иных СМИ. Как мы реагируем на нее?

Есть много критериев оценки информации - точность, предвзятость, интерес, уместность, ценность. Можно оценить все эти аспекты одновременно. Но можно и отделять их - во избежание недоумения и чтобы убедиться, что открыты все возможные ценные для нас стороны информации. Этому и учит метод «Шесть фигур мышления». Мы последовательно изучаем аспекты информации: насколько она точна, насколько она предвзята и т. д. Данная последовательность описана в этой книге.

Вы можете взять в привычку использование фигур. Вы можете научиться концентрировать внимание на разных фигурах. Вы можете использовать определенную фигуру

одновременно с кем-то еще: «Попробуй посмотреть на это через Квадратную рамку. Что ты видишь?» Фигуры можно использовать при обсуждениях, и в определенный момент вы заметите, что все смотрят через одну и ту же рамку.

К примеру, вы просите кого-то выйти в сад и потом назвать цвета, которые там встречаются. Человеку легче запомнить основные из них: красный - в розах, желтый - в нарциссах и т. д. Многие люди даже не обратят внимания на менее заметные. Но если вы попросите того же человека выйти в сад, чтобы найти там голубой, красный, желтый цвета, внимание будет более обостренным.

Когда вы обладаете всеми формами мышления, ваш мозг подготовлен, «заточен» для выделения разных аспектов. Можно уделить внимание точности информации; можно обратить внимание на точку зрения автора, выраженную в информации; можно обратить внимание на то, интересна ли она. Каждая фигура подготавливает мозг к оценке информации по разным критериям. Все мы видим то, что готовы видеть.

Шесть фигур, описанных в этой книге, представляют легкий способ восприятия и переработки информации.

При использовании «Шести фигур мышления» вы получите неожиданный результат. Может показаться, что предлагаемый метод усложняет и продлевает дискуссии, но фактически его использование сокращает время собраний на четверть, а то и треть. Кроме того, «Шесть фигур мышления» значительно упрощают обработку информации, а вовсе не усложняют ее. Последовательное исполнение проще, чем такое, при котором человек старается делать все и сразу и неизбежно задумывается, не забыл ли он что-то важное.

По мере прочтения глав этой книги не упускайте из памяти уже знакомые фигуры, это будет стартом для обработки информации. Мы будем предлагать вам сосредоточиться на одной рамке вместо другой. Впоследствии это станет вашим осознанным выбором.

Итак, выделив различные способы анализа информации и отобразив их в форме символов, мы взяли процесс мышления под контроль. Теперь можно направлять внимание осознанно, не отвлекаясь на вещи извне.

Восприятие информации - это самая важная часть мышления. То, как это делать, - очень важно.

Э. де Боно. Шесть фигур мышления.

СПб.: Питер, 2010. - 112 с: ил. - (Серия «Сам себе психолог»).

ISBN 978-5-49807-396-5

Эдвард де Боно - широко известный специалист в области когнитивной психологии, доктор медицины и философии, преподаватель Оксфордского, Лондонского, Кембриджского и Гарвардского университетов. Его называют «отцом мышления о мышлении». Он написал более 70 книг, переведенных на 40 языков. Методы де Боно изучают в тысячах школ, во многих странах они являются обязательным курсом. Инструменты мышления, разработанные ученым, используют в компаниях IBM, Apple Computers, Nokia, Bank of America, Procter & Gamble и многих других.

Эта книга поможет всем и каждому справиться с информационной перенасыщенностью. Фильтровать, правильно оценивать и усваивать необходимую информацию - вот что необходимо и важно в XXI веке. Шесть фреймов, шесть фигур - как шесть уникальных инструментов для работы с информацией. Коротко, конкретно и очень эффективно!

ББК 88.351 УДК 159.955

Права на издание получены по соглашению с Ebury Press.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы

то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© McOuaig Group inc. 2008

ISBN 978-0-09-192419-5 (англ.) © Перевод на русский язык ООО «Лидер», 2010

ISBN 978-5-49807-396-5 © Издание на русском языке, оформление

Шесть фигур мышления - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

ЦЕЛЬ. Фигура: треугольник

Треугольники имеют по три вершины. Вытянутый по горизонтали треугольник может обозначать стрелку, указывающую в определенном направлении. Это направление есть цель. С помощью треугольной рамки мы стремимся к результату в поиске информации.

Мы окружены информацией постоянно. Чаще всего нам даже не нужна информативная цель. Но иногда нам важна сама конечная цель поиска. И весьма полезно иметь ясную идею относительно этой цели.

НАБЛЮДЕНИЕ

Вы идете по улице по направлению к супермаркету, чтобы купить себе что-нибудь для завтрака. Это ваша ясная цель. И вот вы замечаете эмблему, которую повесили вверх тормашками. Она привлекает ваше внимание. И вы задумываетесь: это следствие халатности или хороший способ заставить вас заметить эмблему? - ведь вы действительно уделили ей внимание.

Вы замечаете витрину магазина, в которой размещена одежда исключительно фиолетового цвета. Это привлекло ваше внимание, как и было задумано оформителями.

Что-то привлекает наше внимание, мы смотрим, мы это замечаем.

Можно ждать, пока наше внимание привлекут или притянут к чему-либо, но можно самим управлять своим вниманием. И второй вариант, не такой уж сложный: можно самостоятельно руководить вниманием и одновременно быть открытым для того, чтобы заметить что-то яркое.

Управление вниманием - это то, что мы делаем при помощи своей воли. Направляйте свое внимание так, как если бы направляли на что-то луч прожектора.

Во время пути до супермаркета можно поставить перед собой цель - подмечать, в какой цвет выкрашены маленькие магазинчики. Но есть ли в этом логика? Может, все табачные лавки одного цвета? Может быть, это цвет, привлекающий внимание? Или просто художественное решение каждого отдельного владельца лавки? Какой цвет привлекает наибольшее внимание? А возможно, существуют цвета, способствующие лучшему запоминанию информации?

Или вы можете сосредоточить свое внимание на обуви прохожих. А можно ли в этих, с виду очень удобных, туфлях проходить целый день? Указывает ли обувь на возможный статус и доход владельца? Можно обратить внимание на то, начищены туфли или нет. Оказывает ли такая мелочь влияние на общее восприятие человека?

Как только вы решаете сосредоточить на чем-то свое внимание, вы сразу начинаете задаваться разными вопросами и погружаться в размышления. Таким образом, вы ищете какие-то обобщения. А можете искать и наоборот - исключения из этих правил.


Когда и на что вы хотите обратить свое внимание - только ваше дело. Но нужно уметь четко и ясно говорить себе, на что хотелось бы обратить внимание. Если вы способны сами выбрать объект для внимания, то вы берете из окружающего мира именно ту информацию, которая вас интересует, а не ту, которая была специально подготовлена и предоставлена вам.


КОРОТАНИЕ ВРЕМЕНИ И ОТВЛЕЧЕНИЕ

Часто мы принимаем информацию, чтобы скоротать время или отвлечься от чего-то. Например, читаем газеты за завтраком, потому что едим в одиночестве или потому что не хочется ни с кем вступать в диалог.

Или читаем газеты во время ожидания в приемной у врача. Просто потому, что делать больше нечего. Мы читаем журналы во время авиа-перелетов. Опять же потому, что нечем больше себя занять. Смотрим по вечерам телевизор просто потому, что не хотим делать что-либо вообще.


ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Даже если вы воспринимаете информацию как развлечение или это для вас способ убить время, все равно вы согласитесь с тем, что это упражнение по изучению мира вокруг. Вы смотрите телевизор или читаете газеты, чтобы знать, что вообще происходит. Знание позволяет вам принимать участие в беседах или обсуждениях, выступать их инициатором.

К примеру, вы путешествуете, но до вас дошла информация, что в день вашего прилета в аэропорту будет проходить забастовка служащих. Такое, кстати, однажды случилось со мной. Таким же образом вы можете узнать, что в стране, которую вам хотелось бы или вы уже запланировали посетить, политический беспорядок.

В целом, наблюдение за общей обстановкой в мире - это часть нашей жизни. Потому что мы нуждаемся в этом. Но, к сожалению, на поиски нужной именно вам информации можно потратить огромное количество времени, ведь окружающий нас со всех сторон информационный поток поистине огромен. Как знать, а вдруг в поисках поможет какая-то телевизионная программа на эту тему или статья в газете под названием «То, что вам нужно узнать за эту неделю».

В конечном итоге еженедельно мы проводим многие часы в поисках нужной, полезной лично для нас информации, а также узнаем о происходящем вокруг нас в целом.


ИНТЕРЕС

Вам должно быть интересно то, что вы читаете. Например, вы можете заинтересоваться историей о человеке, который был настолько толстым, что пришлось вызвать рабочих и разобрать часть стены дома, чтобы вынести его на улицу. Или вас может заинтересовать история женщины, вознамерившейся развестись со своим мужем потому, что на самом деле ему оказалось всего шестьдесят пять лет, а не девяносто пять, как он уверял.

Подобный интерес связан с тем, что, узнав начало истории, всегда хочется узнать, чем она закончится, - это интерес, вызванный природным любопытством.


ОБЩИЙ ИНТЕРЕС

Но есть так называемый общий интерес, и он не имеет отношения к вашему личному интересу. Например, в одной из прочитанных вами статей утверждается, что в мире каждая четвертая женщина терпит побои своего мужа. Вы знали об этом? А в России мужья и сожители якобы ежегодно убивают 85 тысяч женщин. Конечно, вы можете в этом усомниться.

Или еще пример: может быть, вам интересно, что в Австралии есть лягушки, «поедающие» собственную икру, и уже во рту у них развиваются лягушата.


СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС

Если вы заняты в экономическом секторе, вас, скорее всего, интересует рынок ценных бумаг. И наверняка вы интересуетесь мнениями авторитетных экспертов и политиков о настоящем и будущем экономики.

Если вы следите за своим здоровьем, то будете заинтересованы даже в небольшой информации по этой теме. Так, финны утверждают, что употребление большого количества кофе ведет к раннему появлению артрита. А в другом репортаже вы можете обнаружить информацию о том, что при чрезмерном употреблении чая повышается риск развития болезни Альцгеймера на сорок пять процентов. Но верить или не верить подобной информации - дело ваше.

Если вы интересуетесь автомобилями, то вам будет интересно узнать о том, что индийская компания Tata представила новую модель, которая стоит всего две тысячи долларов. Или ваш интерес привлечет новый автомобиль-гибрид на водородном двигателе.



Жизнь людей пронизана общением: беседы, совещания, обсуждения, письма, телефонные разговоры. Даже наши мысли нередко носят форму диалога. Обсуждая тот или иной вопрос, стремясь прийти к определенному решению, заключению, мнению, мы привычно приводим различные аргументы, отстаивая свою точку зрения, спорим, доказываем свою правоту.

Частенько приходится удивляться: почему люди так плохо понимают друг друга? Мы говорим о фактах, а в ответ слышим необоснованный всплеск эмоций, или на нас обрушивается поток аргументов там, где, кажется, все и так ясно, и говорить не о чем. В результате - потеряно время, нарушены отношения, упущены важные моменты в обсуждении, не принято оптимальное решение.

Есть ли возможность оптимизировать и структурировать коммуникацию в группе, в команде, между отдельными людьми? Можно ли общаться, не «сталкиваясь лбами», не споря до хрипоты в ожидании рождения истины, а мыслить в унисон, последовательно переходя от одного из аспектов обсуждаемой проблемы к другому?

Эффективное мышление

Умение творчески, нестандартно мыслить, эффективно использовать навык мышления - это залог успеха во всех областях жизни, и одна из важнейших составляющих бизнеса. Можно бесконечно соревноваться в сферах цен и качества, однако это стандартные подходы, доступные и используемые вашими конкурентам. Только динамичная, гибкая, готовая принять риски и неопределенности, быстро реагировать на изменяющиеся условия внешней среды компания может выжить и быть успешной в условиях жесткой конкуренции, перенасыщенности и сверхфрагментации рынков. Эффективное мышление является тем ключевым ресурсом, который используется, когда другие возможности исчерпаны или не приводят к желаемому результату.

И речь не идет о развитии некоего иррационального мистического дара, особого вдохновения или проницательности. Речь идет о максимально эффективном использовании имеющихся у каждого сотрудника компании ресурсов мышления . И этому можно научиться. Ведь мышление - это навык , инструменты для развития и практического применения которого доступны всем. Именно этими инструментами, позволяющими на все 100 использовать возможности мышления, овладевают участники эксклюзивных тренинг-семинаров Школы эффективного мышления Эдварда де Боно .

Метод «CoRT »
(фрагмент посвященный этому методу взят из блога www.kolesnik.ru)

Сегодня я расскажу о CoRT - первой половине курса мышления Эдварда де Боно, который я прошел в октябре в Оксфорде.
CoRT - это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления. (Вдумайтесь в эти слова. Сама мысль о том, что можно всерьез учить кого-то думать, вначале кажется абсурдной.) Кто такой Эдвард де Боно, в двух словах рассказать (см. его биографию ниже). Скажу только, что это человек невероятной продуктивности, способный написать такую книгу, как Латеральное мышление , в самолете за время перелета из одной страны в другую.

Говорят, что отдельный предмет по обучению мышлению не нужен, потому что мышление и так является частью процесса изучения любого предмета. (Было бы честнее сказать, побочным продуктом этого процесса). Однако на деле при традиционном обучении востребованным оказывается только мышление определенного типа - аналитическое, критическое, упорядочивающее. Другие типы мышления, например креативное, остаются за кадром. (Подробнее об этом в моей заметке Чарльз Хэнди об образовании). Кроме того, мышление слишком часто подменяется знаниями : зачем думать, если можно просто запомнить правильный ответ?

Курс CoRT, созданный Эдвардом де Боно в середине 70–х и включенный сегодня в программы тысяч учебных заведений по всему миру, призван заполнить эти пробелы традиционной системы образования. В отличие от изучения содержания нашего мышления, которому посвящены обычные предметы, CoRT, как и последующие курсы де Боно, фокусируется на самом процессе мышления . Эдвард подчеркивает, что ум (не случайно в русском языке это слово – однокоренное с умением), в отличие от природных умственных способностей, можно развить. Мощность машины определяется двигателем, но то, как она будет ездить, целиком зависит от водителя. Точно так же интеллект – это потенциал мышления, однако им нужно уметь пользоваться . Для обучения этому умению и презназначен CoRT.

Одно из отличий системы де Боно хорошо выражено лозунгом train, not teach. Именно потому, что думать умеют все, преподаватель перестает быть недосягаемым носителем знаний, которыми ученик не обладает. Его роль – не «вещать», а тренировать.
Last but not least, обучение по де Боно помогает развитию уважения к себе, веры в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы. В нашу эпоху все более быстрых и непоследовательных изменений значимость этого фактора трудно переоценить.

Суть метода CoRT – в том, что внимание сознательно направляется на различные аспекты мышления . Эти аспекты кристаллизуются в конкретных инструментах, которые затем применяются на практике. В результате у учащегося вырабатываются соответствующие навыки мышления, а инструменты со временем отходят на второй план.

Например, открытый подход к оценке идеи, предполагающий расмотрение всех ее сторон, кристаллизуется в инструменте, который называется PMI (Plus Minus Interesting). Применяя PMI, учащийся стремится увидеть и плюсы, и минусы, и интересные стороны идеи. Научить открытому подходу в целом (тому, что по-английски емко и непереводимо называется open mind) нелегко. Сделать PMI – очень легко.

Все инструменты CoRT связаны с той или иной практической стороной мышления. Большинство из них имеет короткие названия-аббревиатуры (PMI, CAF, AGO, C&S и т.д.). Возможно, они звучат несколько искусственно, однако эта искусственность вносится сознательно: фраза «оцените идею в терминах ее позитивных, негативных и интересных свойств» слишком туманна, чтобы работать. Инструмент должен иметь четкое, простое и уникальное имя.

Сознательно определять структуру своего мышления не значит уменьшать свою свободу. Эдвард делает очень важное различие между двумя типами структур. К первому относятся структуры, которые что-то запрещают или ограничивают. Ко второму – структуры, которые облегчают жизнь (молоток, чашка, колесо, алфавит) и которыми мы можем пользоваться по своему усмотрению. На самом деле такие структуры не только не ограничивают человека, но и в той или иной мере создают его.

Почему CoRT работает
Еще в конце 60–х Эдвард де Боно обратил внимание на первую стадию мыслительного процесса – стадию восприятия, которая предшествует второй стадии – стадии «обработки информации» – и по существу ее определяет . Человечество развило множество превосходных техник для работы со второй стадией, однако применить их можно только тогда, когда мы (чаще всего неосознанно) уже решили, как мы будем смотреть на ситуацию, то есть приняли то, что в ней увидели.

Вся новизна и эффективность подхода де Боно берет начало в понимании того, что происходит на стадии восприятия . Традиционно (и это нашло отражение в устройстве компьютера) мы рассматривали память как хранилище информации, к которому прилагается нечто, что эту память использует (склад и кладовщик, жесткий диск и процессор). Однако в своей базовой книге The Mechanism of Mind Эдвард убедительно показал, что это не так. Информация сама себя организует в восприятии , создавая особые структуры – паттерны. В качестве примера паттерна как единицы устройства памяти Эдвард приводит тарелку с желатином, на которую ложка за ложкой льют горячую воду. Вода из первой ложки образует углубление. Вода из второй частично стекает в это углубление и делает его еще глубже. Продолжая дальше таким же образом, через некоторое время мы увидим что-то вроде русла с основным углублением, образовавшимся на месте, куда была вылита первая ложка. Информация организовала сама себя и содержит инструкцию к саморасшифровке .

Работая с восприятием, мы существенно расширяем возможности своего мышления, поскольку можем сознательно генерировать точки зрения и выбирать перспективы . Это конструктивное и креативное измерения мышления, обращенного в будущее.

Уроки мышления CoRT
Уроки CoRT являются своего рода каркасом, позволяющим фокусироваться на одном аспекте мышления за раз вместо того, чтобы пытаться в общем «думать лучше» или углубляться в дискуссии.
Курс состоит из шести частей по десять уроков в каждой: Breadth, Organisation, Interaction, Creativity, Information & Feeling, Action. Основополагающими являются части Breadth и Creativity . Каждый урок посвящен практике одного инструмента мышления. Объяснение занимает буквально несколько минут, потому что все инструменты очень просты; остальная часть времени посвящается практике.
Интересно, что некоторые преподаватели английского учат языку, используя CoRT. Вместо того, чтобы брать в качестве рабочего материала различные темы (туризм, быт, погода, история и т.д.), они изучают CoRT с соответствующим подбором заданий, благодаря чему студенты получают возможность думать и разговаривать на иностранном языке, практикуя не только описательную сторону языка, но и его мыслительный и коммуникативный аспекты, что намного эффективнее.

Вообще область применения методик де Боно чрезвычайно широка . Сейчас, например, создается адаптация CoRT для работы с наркозависимыми. В силу своей невероятной продуктивности, о которой я уже упоминал, Эдвард постоянно создает новые методики и их вариации. Недавно запущен онлайновый курс Effective thinking , где используются инструменты CoRT. Для организаций существует новый курс Simplicity . Есть курс по латеральному мышлению и курс DATT (Direct Attention Thinking Tools, тоже созданный на основе CoRT). Ну и, конечно же, знаменитые Шесть Шляп .

Курс «Латерального Мышления»

Традиционные подходы, шаблонные решения, накатанные пути - хорошо это или плохо?
На самом деле, хорошо - потому что привычный тип мышления дает нам возможность, не задумываясь, делать многие вещи, не тратить время на автоматически отработанные действия.
И, на самом деле, плохо - потому что, будучи единственно возможным образом мыслей, стандартный подход лишает нас массы альтернатив, свежих идей, прорывов, открытий, возможности развития и изменений.
Еще несколько лет назад на российском рынке выигрывал тот, кто обладал или большими материальными (финансами, оборудованием, доступом к дешевому сырью) или административными ресурсами. Сегодня ситуация кардинально меняется, и на первое место выходит человеческий ресурс и его способность реализовывать инновации, быстрое реагировать на изменяющиеся условия внешней среды, определять концепцию и стратегию дальнейшего развития.

Человеческий ресурс требует развития, и, прежде всего, развития самого востребованного его навыка - мышления. Нет, мы не говорим о добавлении к имеющейся массе мозга еще сотни-другой грамм. Мы говорим о наиболее эффективном использовании тех мыслительных возможностей, которые есть у данного индивидуума.
Нередко мы долго бьемся над решением проблемы, ждем вдохновения, создаем себе особые условия, переключаемся, в надежде, что озарение неожиданно снизойдет на нас. А когда решение найдено, изумляемся его простоте и очевидности. «Почему нам пришлось потратить столько времени и сил, чтобы увидеть то, что лежит на поверхности? Можно ли было прийти к этому решению как-то иначе?» Можно. Именно для этого и существуют инструменты латерального мышления.
Термин "латеральное мышление" (или "боковое мышление"), когда-то введенный Эдвардом де Боно, теперь стал неотъемлемой частью английского языка.

Курс «Шесть Шляп Мышления»

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Вокруг истории создания оригинальных методик обычно слагаются легенды. Есть она и у метода «Шесть шляп мышления». Ее автор - Эдвард де Боно родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях (у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых - тот, кто выше рангом), сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Что обычно происходит в голове человека, когда он думает? Мысли роятся, сбиваются в кучу, одна идея противоречит другой и проч. Де Боно решил разделить все эти процессы на шесть типов. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления , а значит, ставит крест на спорах до посинения.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности - шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Методика «Шесть шляп» универсальна - например, ее используют на совещаниях, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. Она также применяется и индивидуально, ведь бурные дебаты идут и в голове каждого человека. Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи.

Как это устроено, или полноцветное мышление в шесть красок

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями.
Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение.
Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать.
В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод шести шляп - это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов , каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
В полноцветной печати цветные плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем цветную картинку. Метод шести шляп предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе и мы получим «полноцветное мышление».

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Если руководитель предлагает своим подчиненным надеть свою белую шляпу - это значит, что он ждет от них полной беспристрастности и объективности, призывает выкладывать лишь голые факты и цифры, как это делает компьютер или свидетель в суде. Поначалу к такому способу мышления привыкнуть сложно, поскольку нужно очистить свои высказывания от любых эмоций и легковесных суждений. «Четыре наших партнера отказались брать нашу продукцию». «Конкуренты снизили цены на 20%, а у нас нет для этого необходимого запаса прочности»

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.
Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.
«А имеет ли смысл выпускать новую модель, если у нас плохо расходится старая?» «Мне эти цифры кажутся чересчур оптимистичными и не соответствующими положению дел. Если мы будем на них опираться, то потерпим неудачу». «Миссия» черной шляпы - нанести на карту как можно больше зон риска.

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Желтая шляпа - антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой).
«Маловероятно, что он придет, но все же надо пригласить его на открытие нашей выставки». «Мы сможем реализовать этот проект, потому что у нас достаточно средств и есть возможность маркетинговой поддержки». Но при этом мыслительный процесс в желтой шляпе непосредственно с творчеством не связан. Все изменения, нововведения, рассмотрение альтернатив происходят в зеленой шляпе.

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.
Зеленая шляпа - это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы возможны в сложившейся ситуации. В зеленой шляпе имеет смысл использовать методы латерального мышления.
Руководитель международных проектов компании MTI Светлана Пылаева: «Инструменты латерального мышления позволяют избежать шаблонных подходов, по-новому взглянуть на ситуацию, предложить множество неожиданных идей».
«Предположим, мы будем делать гамбургеры квадратными. И что это может нам дать?». «У меня появилось предложение работать по субботам, а выходным днем сделать среду или четверг. Не могли бы вы надеть свою зеленую шляпу и поразмыслить над тем, к чему может привести подобная перспектива?».

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Красную шляпу надевают редко и на достаточно короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции. Ведущий периодически предоставляет собравшимся возможность выпустить пар: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении». В отличие, скажем, от черной и желтой шляпы свои эмоции никак обосновывать не нужно.
«Я не хочу знать, насколько подготовлен этот кандидат, он мне просто не нравится».

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
Синяя шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников совещания стремятся к единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий совещание, он все время в синей шляпе. Подобно дирижеру, он управляет оркестром, дает команды надеть ту или иную шляпу. «Мне не нравится ваш подход к делу. Отложите-ка на время вашу черную шляпу и наденьте зеленую».

Как это происходит

В групповой работе самая распространенная модель – определение последовательности шляп в начале сессии. Относительно того, в какой последовательности менять шляпы в ходе совещания, четких рекомендаций нет - все определяется конкретной ситуацией исходя из решаемой задачи.
Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Светлана Пылаева: «Главное правило во время дискуссии - не надевать две шляпы одновременно и все время себя контролировать. Например, в момент надевания зеленой шляпы надо четко осознавать, что идет поиск конкретных решений. В их недостатках копаться нельзя - для этого будет время черной шляпы». Кроме того, некоторые руководители, не до конца усвоившие данную технологию, заставляют одного участника носить во время совещания все время одну и ту же шляпу. Это неправильно, головные уборы разных цветов должны надеваться по очереди, разве что руководитель свою синюю шляпу может предпочесть всем остальным.

Правила переодевания шляп

Чаще всего используется следующий вариант.
Руководитель коротко знакомит собравшихся с концепцией шляп и обозначает проблему. Например, так: «Отделу урезали бюджет. Что делать?». Начинать обсуждение целесообразно в белой шляпе, то есть надо собрать и рассмотреть все имеющиеся факты (отдел не выполняет план, сотрудники не могут похвастаться трудолюбием и т.п.). Затем исходные данные рассматриваются в негативном ракурсе - разумеется, в черной шляпе. После этого наступает очередь желтой шляпы, и в обнаруженных фактах находят позитивные стороны.

После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные. Руководитель, мысленно сидящий в синей шляпе, внимательно контролирует процесс - не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно, а также периодически разрешает им выпустить пар в красной шляпе. Новые идеи опять-таки анализируются в черной и желтой шляпе. А в конце подводится итог дискуссии. Таким образом, мыслительные потоки не пересекаются и не запутываются, как клубок шерсти.

«Козьма Прутков говорил, что специалист подобен флюсу - его полнота односторонняя. Это высказывание прекрасно иллюстрирует метод "Шести шляп мышления",- говорит Александр Обрезков.- Недостаток специалиста в том, что он обычно ходит в определенной шляпе, и на совещании эти "флюсы" друг другу мешают. А метод де Боно позволяет фокусировать дискуссию в нужном направлении». Например, «нейтрализовать» человека, который от природы склонен к чрезмерной критике. Усвоив концепцию шляп, он не будет огульно убивать идеи своими ремарками, так как знает, что через двадцать минут придет очередь надевать черные шляпы, и прибережет свой пыл.

«Аллегория со шляпами имеет еще одно очень важное преимущество: методика позволяет избежать перехода на личности,- продолжает господин Обрезков.- Вместо привычного "Ты чего орешь и все критикуешь?" сотрудник услышит нейтральную, но обладающую не меньшим эффектом фразу: "Снимите свою красную шляпу и наденьте зеленую"».
Это снимет напряжение и позволит избежать ненужных отрицательных эмоций. К тому же на совещаниях обычно кто-то отмалчивается, но технология, когда все одновременно надевают шляпу одного цвета, вынуждает каждого высказать свои соображения».

Как утверждают специалисты, методика «Шесть шляп мышления» помогает сделать совещание в несколько раз эффективнее. В отличие от других концепций групповой работы метод де Боно настолько образный, что хорошо запоминается, и основные его идеи можно изложить за полчаса. Все остальные системы требуют обученного модератора, причем во время совещания он один знает, что делает, а те, кем он управляет, фактически превращаются в слепых исполнителей и не понимают, что происходит. Правда, методика «Шесть шляп» все равно требует отработки навыков и контроля со стороны синей шляпы - руководителя.

Преимущества

Вот некоторые преимущества метода, найденные Эдвардом де Боно во время пребывания под желтой шляпой.

    Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

    Цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

    Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.

    Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.

    Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.

    Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.

    Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом - эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Некоторые исследования дают основания считать, что в разных режимах функционирования мозга (критика, эмоции, творчество) его биохимический баланс различается. Если это так, то какая-то система наподобие шести шляп просто необходима, так как не может быть одного «биохимического рецепта» для оптимального мышления.

Как уже говорилось, «Шесть шляп» можно использовать для любой умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. На личном уровне это могут быть, к примеру, важные письма, статьи, планы, решение проблем. В одиночной работе – планирование, оценка чего-либо, дизайн, создание идей. В групповой работе – проведение встреч, опять-таки оценка и планирование, разрешение конфликтов, обучение. Например, IBM в 1990 году использовала метод шести шляп как часть программы обучения 40 000 своих менеджеров по всему миру.

ЭДВАРД ДЕ БОНО

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. В годы Второй Мировой Войны он обучался в Колледже Святого Эдуарда (Мальта), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Ему была присуждена престижная стипендия Rhodes Scholar, позволившая продолжить образование в колледже Крайст Черч Оксфордского Университета, где он получил почетные степени в психологии и физиологии, а также докторскую степень в медицине. Им были получены еще одна докторская степень в Кембриджском Университете и докторская степень в клинической медицине в Университете Мальты. В разное время Эдвард де Боно занимал факультетские позиции в Оксфорде, Кембридже, Университете Лондона и Гарварде.

Доктор Эдвард де Боно - один из очень немногих людей в истории, про которых можно сказать, что они сильно повлияли на то, как мы думаем. Имеется много причин, позволяющих назвать его наиболее международно-известным мыслителем.

· Доктором де Боно написано множество книг. Его книги переведены на 34 языка (все основные языки плюс иврит, арабский, бахаса, урду, словенский, турецкий).

· Его приглашали выступить с лекциями в 52 страны мира.

· В Университете Буэнос-Айреса пять факультетов используют его книги как часть обязательного курса. В Сингапуре его работы используются в 102 средних школах. В Малайзии его работы используются для преподавания в школах с научным уклоном в течение 10 лет. Тысячи школ в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландской Республике и Великобритании используют программы обучения мышлению доктора де Боно.

· На Международной Конференции по Мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах.

· В 1988 году ему был вручен первый Капирский приз в Мадриде за значительный вклад в достояние человечества.

· Доктора де Боно отличает то, что его работы находят отклик у самых разнообразных людей.

· По специальному приглашению делегатов доктор де Боно выступил с обращением к Юридической Конференции Содружества (бывших Британских колоний) в августе 1996 года в Ванкувере (2.300 юристов высочайшего класса, судей и т.д. из 52 членов Содружества, а также других приглашенных стран, таких как Китай). Его выступление на предыдущей Конференции в Окланде было отмечено как одно из основных ее событий.

· Доктор де Боно работал со многими из крупнейших корпораций по всему миру, например IBM, Du Pont, Prudential, AT & T, British Airways, British Coal, NTT (Япония), Ericsson (Швеция), Total (Франция) и т.д. В самой большой корпорации Европы, Siemens (370.000 работников), его методы преподаются служащим всех уровней, что явилось результатом беседы доктора де Боно с советом старших менеджеров. Когда компания Microsoft проводила свою первую конференцию по маркетингу, доктор де Боно был приглашен для выступления с пленарным докладом перед пятьюстами менеджерами высшего уровня.

· Особым вкладом доктора де Боно является то, что ему удалось поставить такую таинственную область, как творчество, на солидную основу. Он показал, что творчество есть одна из необходимых характеристик самоорганизующихся информационных систем. Его ключевая книга "Принцип Действия Ума" была опубликована в 1969. В ней было показано, как нейронные сети мозга формируют ассиметричные паттерны, служащие основой восприятия. Один из ведущих физиков мира, Профессор Мюррэй Гелл-Манн, сказал, что эта книга опередила на десять лет области математики, связанные с теорией хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем.

· На этой основе Эдвард де Боно разработал концепцию и инструменты латерального мышления. Стоит особо отметить, что его результаты не были погребены в академических текстах, он сделал их практичными и доступными всем, от пятилетних детей до взрослых. Несколько лет назад Лорд Монтбаттен пригласил доктора де Боно выступить перед всеми его адмиралами. Доктор де Боно был приглашен с выступлением на самую первую конференцию Пентагона, посвященную творчеству. На Социальной Встрече ООн в Копенгагене его попросили обратиться к банковской и финансовой группе.

· Термин "латеральное мышление" (или "боковое мышление"), когда-то введенный Эдвардом де Боно, теперь стал частью английского языка до такой степени, что его можно услышать как на лекции по физике, так и в телекомедии.

· Традиционное мышление связано с анализом, суждениями и спорами. В стабильном мире этого было достаточно, поскольку можно было определить стандартные ситуации и применить к ним стандартные решения. Это уже не так в быстро меняющемся мире, где стандартные решения могут быть неадекватными.

· Во всем мире ощущается огромная потребность в мышлении творческом, конструктивном, позволяющем создавать новые пути развития. Многие из мировых проблем нельзя решить, определив причину и устранив ее. Существует потребность создать путь развития даже когда причина остается на месте.

· Эдвард де Боно создал методы и инструменты такого нового мышления. Он является бесспорным мировым лидером в области, которая может в будущем оказаться самой важной: области конструктивного и творческого мышления.

· В 1996 году Европейская Ассоциация Творчества опросила своих членов по всей Европе, пытаясь выяснить, кто повлиял на них больше всего. Имя доктора де Боно было упомянуто настолько чаще других имен, что Ассоциация обратилась к официальному комитету по наименованиям Международного Астрономического Союза (в Массачусетсе) с просьбой назвать его именем одну из планет. Таким образом, планета DE73 стала EdeBono.

· В 1995 году Правительство Мальты наградило Эдварда де Боно "Орденом за Заслуги". Это одна из самых высоких наград, которая присуждается не более чем 20 живущим людям одновременно.

· Для многих тысяч, и даже миллионов, людей по всему свету, имя Эдварда де Боно стало символом творчества и нового мышления.

· В декабре 1996 года Фонд Эдварда де Боно в Дублине при поддержке Европейского союза провел конференцию о "преподавании мышления в школах".

· В 1972 году Эдвардом де Боно был создан Трест Когнитивных Исследований (Cognitive Research Trust) - благотворительная организация, чья деятельность направлена на преподавание мышления в школах (Уроки Мышления CoRT).

· Эдвард де Боно был основателем Международного Творческого Форума, членами которого были многие из ведущих корпораций мира: IBM, Du Pont, Prudential, Nestle, British Airways, Alcoa, CSR и т.д.

· Международное Бюро Творчества в Нью-Йорке, чьей задачей является работа с ООН и странами-членами ООН над поиском новых идей в международных отношениях, - также было организовано доктором де Боно.

· Питер Убберот, чья организация Олимпийских Игр 1984 года в Лос Анжелесе спасла Игры от забвения, считал этот успех результатом использования им латерального мышления де Боно. То же можно сказать и о Джоне Бертране, шкипере яхты-победителя регаты Американского Кубка 1983 года. Рон Барбаро, президент страховой компании Prudential (США) также приписывал изобретение им выплат на прижизненные нужды использованию методов де Боно.

· Возможно, одной из уникальных особенностей работы Эдварда де Боно является ее широкий спектр: от обучения пятилетних детей в подготовительных группах детских садов до работы с руководителями крупнейших корпораций мира. Его работа также охватывает много культур: Европу, Северную и Южную Америку, Россию, Ближний Восток, Африку, Юго-Восточную Азию, Японию, Корею, Австралию, Новую Зеландию и т.д.

· В сентябре 1996 года в Мельбурне начал свою работу "Институт де Боно" - всемирный центр нового мышления. Фонд Адрюса пожертвовал на это 8.5 миллионов долларов.

· В 1997 году доктор де Боно был приглашен в качестве одного из основных докладчиков на первую экологическую конференцию в Пекине.

-

Некоторые из недавних проектов Эдварда де Боно

Эдвард де Боно - непревзойденный странствующий преподаватель! Почти каждую неделю он переезжает из одной части света в другую, проводя встречи с лидерами правительств, работниками образования, директорами предприятий и деловыми людьми. Ниже перечислены некоторые из его ключевых проектов, позволяющие прочувствовать универсальность того, что доктор де Боно пытается до нас донести: мышлению можно и нужно учить, если мы хотим справиться с потребностями стремительного и постоянно изменяющегося мира.

· Приглашен в Москву Академией Наук для тренировки преподавателей по линии образовательного проекта: десять школ Москвы используются как лаборатории для отработки передовых методик преподавания. Кроме того, работая с переводчиком, доктор де Боно проводил уроки Мышления CoRT учащимся от 7 до 17 лет в школе N 57, одной из лучших школ Москвы.

· Встретился с министром образования Кувейта на специальной встрече 500 работников в сфере образования. Институт Исследований Образования этой страны заинтересован в организации пробной программы, использующей Уроки Мышления CoRT.

· Выступил перед PACRIM, экономическим советом влиятельных бизнесменов и членов правительства стран Тихоокеанского региона.

· Приехал в Миннеаполис выступить перед Комиссией по Образованию США на тему о прямом обучении мышлению в школах. Провел несколько тренингов для учителей Миннесоты.

· Имел беседу с Исследовательским Советом, группой информационных менеджеров из 500 ведущих компаний мира, на их встрече в Ньюпорт Бич, Калифорния.

· Посетил Общественный Университет Северной Вирджинии, где Лиз Гриззард, декан по развитию учебной жизни, организовал вводный курс по навыкам мышления.

· Приглашен выступить в INSEAD, одной из ведущих школ бизнеса Европы, по случаю ее 25-летия.

· Организовал встречу лидеров корпораций США, Японии, Новой Зеландии и Великобритании, посвященную созданию специальной рабочей группы. Представители высшего руководства компаний Xerox, Digital, McDonnell Douglas и Hewlett Packard присоединились к доктору де Боно в его исследованиях новых стратегий, позволяющих нам сознательно планировать наше будущее.

· Выступил с пленарным докладом на Восьмой Всемирной Конференции по Одаренным и Талантливым Детям в Сиднее, Австралия.

· Выступил с докладом перед OECD (Организацией по Экономическому Сотрудничеству и Развитию) на тему "Новая программа: учиться думать - думать, чтобы учиться. Новые стратегии эффективного общения". Доклад исследовал теоретические основы обучения мышлению, а также методы, с помощью которых навыки мышления преподаются в настоящее время и их связь с текущими исследованиями когнитивных наук.

Награды

· В январе 1995 года доктор де Боно был награжден Президентом Мальты Национальным Орденом за Заслуги, высочайшей награды, обладателями которой могут быть не больше 20 одновременно живущих людей. Доктор де Боно родился и начал свое образование на Мальте.

· В июле 1994 года удостоен Приза Первоисследователя в области Мышления на Международной Конференции по Мышлению, проходившей в MIT (Бостон, США).

· В 1992 году был первым человеком, получившим европейский Капирский приз за выдающиеся достижения.

· Три Нобелевских лауреата написали предисловия к книге Эдварда де Боно "Я прав, а вы - нет".

· Недавнее исследование Европейской Творческой Ассоциации показало, что 40% ее членов считают, что доктор де Боно оказал самое существенное влияние на область творчества. По своим показателям он намного опередил других претендентов.

· Университет Обороны США попросил доктора де Боно открыть свой самый первый симпозиум по творчеству по телефону из Хельсинки, где он в это время находился.

· 1990 году доктор де Боно был приглашен председательствовать на встрече Нобелевских лауреатов со всего мира. Встреча проходила в Корее.

Что говорит мир о работах доктора де Боно...

· "Мы в компании Du Pont накопили много хороших примеров того, как наш технический персонал успешно применяет методы латерального мышления доктора де Боно к решению трудных проблем" - Дэйвид Таннер, доктор наук, технический директор Du Pont.

· "Учитывая сложность и стремительный ритм современной жизни, мы должны рекомендовать курс де Боно как часть обязательной программы для всей человеческой расы." - Алекс Кролл, Председатель и Президент, Yong & Rubican.

· "Трудно кому бы то ни было до конца оценить работы и опыт Эдварда де Боно. Его взгляды на мышление и творческий процесс убедительны и основательны" - Джереми Буллмор, председатель компании J. Walter Thompson.

· "Курс доктора де Боно - быстрый и приятный способ развить навыки мышления. Пройдя его, вы обнаружите, что инстинктивно применяете новые навыки в своих подходах к ситуациям".


· "Работа де Боно - возможно самое лучшее, что происходит сегодня в мире" - Джордж Гэллоп, основатель Института Общественного Мнения.

· "Я без сомнения знаю доктора де Боно и являюсь почитателем его работы. Мы все живем в информационной экономике, где наши результаты есть прямое следствие того, что у нас на уме" - Джон Скуллей, председатель и президент Apple Computer Inc.

· "Именно благодаря ясности подхода де Боно, его курс мышления хорошо пригоден как для учеников начальных классов, так и для директоров предприятий" - Джон Найсбитт, автор MEGATRENDS 2000.

· "Мы все придерживаемся наших предположений о прошлом, чтобы делать выводы о будущем... де Боно учит нас бросать вызов таким предположениям и находить новые творческие решения проблемам" - Филип Л. Смит, президент корпорации General Foods.

· "Латеральное мышление... действительно изменило мой подход к проблемам в бизнесе" - А Вайнберг, консультант по менеджменту из Нью-Йорка.

Эдвард де Боно - об авторе

Особым вкладом доктора де Боно является то, что он показал, что творчество есть одна из необходимых характеристик самоорганизующихся информационных систем. В 1969 была опубликована его книга «Принцип Действия Ума», в которой было показано, как нейронные сети мозга формируют асимметричные паттерны, служащие основой восприятия. По мнению профессора физики Мюррэй Гелл-Манн эта книга опередила на десять лет области математики, связанные с теорией хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем. На этой основе Эдвард де Боно разработал концепцию и инструменты латерального мышления.

Доктор де Боно работал с IBM, DuPont, Prudential, AT&T, British Airways, British Coal, NTT (Япония), Ericsson (Швеция), Total (Франция), Siemens AG.

Эдвард де Боно - книги бесплатно:

Еще со времен Аристотеля логическое мышление превозносится в качестве единственно эффективного способа использования разума. Однако крайняя неуловимость новых идей показывает, что они совсем не обязательно рождаются в результате...

В книге, три предисловия к которой написаны тремя Нобелевскими лауреатами, автор бросает вызов традиционной «каменной» логике западного мышления, основанной на жёстких категориях, абсолютах, споре и стремлении взять верх над оппонентом..., -

Издательство «Питер» представляет книгу Эдварда де Боно, одного из известнейших исследователей механизмов творчества. Автор разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей и взрослых. Шесть шляп – шесть разных способов мышления...

Эдвард де Боно - ведущий специалист в области творческого мышления. Он является основателем и директором Международного творческого форума...

Книга вобрала в себя все идеи, которые пропагандировал ее автор в последней трети XX века, и стала...

Проблема творческого мышления и его воспитания приобретает все большее значение в период научно-технической революции. Предлагаемая книга представляет собой популярный очерк о методах ускорения творческого процесса и путях возникновения...

Мозг человека - великолепный механизм запоминания. Чтобы превратить его в «мыслительный» механизм, необходимы соответствующие программы...

Эдвард Чарльз Фрэнсис Публий де Боно родился 19 мая 1933 года. Учился в университете Мальты, где получил медицинское образование. Во время Второй мировой войны учился в Колледже святого Эдварда.

Он также учился в колледже Крайст-Чёрч, где его специализацией были психология и физиология. Во время учёбы он завоевал две награды в гонках на каноэ и играл в поло за Оксфордский университет.

Учился и получил степень доктора философии в Тринити-колледже, а затем продолжил обучение и получил степень доктора богословия и степень доктора юридических наук в Королевском мельбурнском технологическом институте и университете Данди соответственно.

Карьера

В течение недолго времени он работал младшим исследователем в Оксфордском университете, а затем стал преподавателем. В 1961 году он оставил Оксфордский университет и перешёл в Лондонский университет. Спустя два года он перешёл на должность заместителя директора по исследованиям в Кембриджском университете.

В 1967 году он публикует свою первую книгу - «Использование нестандартного мышления», которая считается одной из его лучших работ, так как в ней он предлагает концепт «нестандартного (латерального) мышления». В 1968 году де Боно представляет книгу «Рождение новой идеи», а также публикацию с названием «Пятидневный курс мышления».

1971 год был очень продуктивным для Эдварда де Боно - он создал хороший фундамент для будущих работ, основанный на своей идеологии, написал книги «Технологии сегодня», «Практическое мышление» и «Нестандартное мышление для управления».

С 1972 по 1976 годы он написал множество публикаций, в том числе «Дети решают проблемы», «По: устройство для успешного мышления», «Учимся думать» и «Великие мыслители: тридцать умов, которые сформировали нашу цивилизацию». В это же время он основал «Фонд когнитивных исследований».

В 1980-х он также написал такие книги: «Атлас управленческого мышления», «Курс де Боно по мышлению», «Тактика: искусство и наука успеха», а также известную книгу «Шесть шляп мышления». В книге «Шесть шляп мышления» речь шла о различных цветах шляп, которые отображали процесс мышления в мозге человека. Эта книга стала хитом в Великобритании. А по его книге «Курс де Боно по мышлению» был снят сериал, который показывал телеканал BBC.

В 1990 году де Боно пригласили председательствовать на встрече нобелевских лауреатов всего мира, которая прошла в Корее.

В 1995 году он создал документальный роман о будущем с названием «2040: возможности от Эдварда де Боно», целью которого было подготовить читателя к появлению в будущем криогенных камер заморозки.

В 1996 году на базе института де Боно был основан центр нового мышления. В том же году он представил свою новую книгу с названием «Учебник мудрости».

В 1997 году его пригласили как докладчика на экологическую конференцию, проходящую в Пекине.

В 1998 году он представил свою новую книгу с названием «Как быть интереснее».

В начале нового тысячелетия, несмотря на свои поездки по миру и доклады в различных ведущих мировых корпорациях, Эдвард де Боно также написал несколько новых книг. Он был убеждён, что улучшение человеческой природы в конце-концов настанет благодаря улучшению языка. В написанной им книге с названием «Кодовая книга Эдварда де Боно» как раз затрагивалась эта тема.

Основные работы

Он изобрёл и предложил идею «нестандартного (латерального) мышления» в 1967 году. Этот подход позволяет людям решать проблемы путём использования творческого, хоть и второстепенного подхода. Сейчас эта методология используется во многих компаниях по всему миру, ведь она доказала свою эффективность в проблемах с поиском и нахождением проблемы, решением проблемы и стимуляцией мотивации. Именно поэтому де Боно известен как отец «нестандартного мышления».

В 1985 году он написал книгу «Шесть шляп мышления». Эта книга считается одной из самых значимых его работ, так как в ней читателя знакомят с эффективными способами группового обсуждения и индивидуального мышления. В книге также достаточно сильно разбираются идеи «параллельного мышления» и «критического мышления». Также в этой книге вводится понятие «шести шляп мышления», которое компания «Speedo Researchers» использовала для создания купальных костюмов, что сделало идею де Боно крайне популярной.

Награды и достижения

В 1992 году он был первым человеком, получившим европейский Капирский приз за выдающиеся достижения.

В 1994 году удостоен Приза Первоисследователя в области Мышления на Международной Конференции по Мышлению, проходившей в MIT (Бостон, США).

В январе 1995 года доктор де Боно был награжден президентом Мальты Национальным Орденом «За заслуги».

В 2005 году он был номинирован на Нобелевскую премию по экономике.

Личная жизнь и наследие

В 1971 году он женился на Жозефине Холл-Вайт. У пары родилось двое сыновей.

В 1996 году Европейская Ассоциация Творчества опросила своих членов по всей Европе, пытаясь выяснить, кто повлиял на них больше всего. Имя доктора де Боно было упомянуто чаще других имен.

Международный астрономический союз, за вклад в развитие человечества, назвал в честь писателя, консультанта и изобретателя Эдварда де Боно планету.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Эдвард де Боно (Edward de Bono, 1933, Мальта) - обучался в Колледже Святого Эдуарда (Мальта), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты.

Образование продолжил в колледже Крайст Черч Оксфордского Университета и получил почетные степени в психологии и физиологии, а также докторскую степень в медицине. Ещё одна докторская степень получена в Кембриджском Университете и докторская степень клинической медицины в Университете Мальты. В разное время Эдвард де Боно занимал факультетские позиции в Оксфорде, Кембридже, Университете Лондона и Гарварде.

Особым вкладом доктора де Боно является то, что oн показал, что творчество есть одна из необходимых характеристик самоорганизующихся информационных систем. В 1969 была опубликована его книга "Принцип Действия Ума" в которой было показано, как нейронные сети мозга формируют ассиметричные паттерны, служащие основой восприятия. По мнению профессора физики Мюррэй Гелл-Манн эта книга опередила на десять лет области математики, связанные с теорией хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем.

На этой основе Эдвард де Боно разработал концепцию и инструменты латерального мышления. Доктор де Боно работал с IBM, Du Pont, Prudential, AT&T, British Airways, British Coal, NTT (Япония), Ericsson (Швеция), Total (Франция), Siemens AG.

Книги (13)

Почему мы такие тупые?

Эдвард де Боно — доктор медицины и философии, преподавал в Оксфордском, Лондонском, Кембриджском, Гарвардском университетах. Его называют «отцом мышления о мышлении». Он написал 67 книг, переведенных на 37 языков. Методы де Боно изучают в тысячах школ, во многих странах они являются обязательным курсом. Способы мышления, открытые ученым, используют в компаниях IBM, Nokia, Bank of America и многих других.

Прочитав эту книгу, вы научитесь думать творчески, конструктивно. Вы узнаете о программе CoRT, позволяющей сознательно направлять внимание, откроете для себя секреты метода Шести Шляп, «параллельного» и «обходного» мышления. Эдвард де Боно поможет вам, выражаясь словами О’Генри, «использовать сразу оба полушария мозга, да еще мозжечок в придачу».

Рождение новой идеи

Проблема творческого мышления и его воспитания приобретает все большее значение в период научно-технической революции. Предлагаемая книга представляет собой популярный очерк о методах ускорения творческого процесса и путях возникновения новых идей в науке и технике.

Книга написана живым и образным языком, богато иллюстрирована примерами из творческой жизни великих ученых и изобретателей. Она затрагивает также ряд важных теоретических проблем, в частности проблему соотношения логического и интуитивного мышления.

Серьезное творческое мышление

Доктор Эдвард де Боно широко известен во всем мире как один из ведущих авторитетов в области непосредственного обучения творческому мышлению. Эдвард де Боно — создатель концепции «нестандартного мышления». Этот термин занял официальное место в английском языке и внесен в Оксфордский английский словарь.

Кроме того, доктор де Боно является автором слова «ПРО», означающего сигнал о выдвижении провокационной идеи. Метод нестандартного мышления — это систематизированный подход к творческому мышлению с помощью формальных методов. Действие этих методов основано непосредственно на свойствах человеческого мозга.

В 1969 году в книге «Механизм разума» доктор де Боно впервые высказал предположение о том, что нейронные сети головного мозга относятся к самоорганизующимся системам. Сегодня эти идеи занимают центральное место в теориях мышления. В этой книге доктор де Боно обобщает свои двадцатипятилетний опыт непосредственного обучения творческому мышлению.



Рассказать друзьям